cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Профилактика переутомления у школьников – Статья на тему: Профилактика переутомления школьников

Содержание

Статья на тему: Профилактика переутомления школьников

Профилактика переутомления у школьников

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся. Именно переутомление создает предпосылки к развитию нервных, психосоматических и других острых и хронических заболеваний.

Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает.

Особо склонен к утомлению младший школьный возраст, так как к первокласснику предъявляются новые повышенные требования, умственные нагрузки увеличиваются, возрастает ответственность.

Следующий опасный рубеж — старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон — организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу.

Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма является период адаптации к учебным нагрузкам-это начало учебного года, четверти; окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня.

Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний.

Причин для переутомления у школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Да и общение с учителями и сверстниками — независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или нет — требует от него большого напряжения.

Причем уставать интеллектуально дети начинают еще в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые — повышенные — требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность возрастает.

Следующий опасный рубеж — старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон — организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу.

Неудивительно, что старшеклассники часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию. Родители редко обращают на это внимание: «Какие твои годы, чтобы болела голова, да и чего ей болеть?» И лишь особенно дотошные мамы отправляются с ребенком к врачу. На приеме выясняется, что нагрузка в школе переходит все разумные границы, а жалобы ребенка — закономерное следствие переутомления.

Предупредить последствия переутомления можно, если вовремя обратить внимание на главные проблемы этого возраста — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенку не сидится на месте. Он не может долго слушать учителя, начинает какое-то дело и тут же переключается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что-нибудь ломает. Перед сном становится легковозбудимым, начинает играть, и его очень сложно уложить спать. Измученные мама и папа ведут его к психологам, врачам. Там школьнику ставят диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Родителям «непоседы» объясняют, что, как ни парадоксально, такая необузданная активность может быть следствием умственного переутомления.

Школьник с дефицитом внимания отнюдь не глупее своих одноклассников, а в чем-то даже сообразительнее и шустрее. Но он никогда не записывает домашнее задание, постоянно отвлекается на уроках, учится нестабильно: в его дневнике пятерок и троек поровну. У него часто возникают проблемы со сверстниками. Он не может «вести себя хорошо», не потому, что не хочет, а потому что не может.


Советы родителям

Установите правильный режим дня для своего ребенка.

Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».

Правильно организуйте рабочее место школьника

Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Позаботьтесь об отдыхе

От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Не забывайте о правильном питании

Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Отключите компьютер

Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами — убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.

Не требуйте лишнего

Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.

Укрепляйте иммунитет.

Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Сделайте массаж

Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.

Проверьте зрение

Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.

Будьте для ребенка примером

Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой.

Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.


Советы родителям

Установите правильный режим дня для своего ребенка.

Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».

Правильно организуйте рабочее место школьника

Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Позаботьтесь об отдыхе

От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Не забывайте о правильном питании

Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Отключите компьютер

Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами — убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.

Не требуйте лишнего

Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.

Укрепляйте иммунитет.

Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Сделайте массаж

Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.

Проверьте зрение

Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.

Будьте для ребенка примером

Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой.

Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

nsportal.ru

признаки и профилактика, как помочь школьнику

Каждые родители хотят вырастить своих детей умными, талантливыми и успешными. Однако благие намерения иногда приносят больше вреда, чем пользы. Чрезмерная нагрузка в школе, масса дополнительных факультативов приводят к переутомлению ребенка. А это в свою очередь чревато ухудшением успеваемости в школе и даже возникновением проблем со здоровьем.


Оглавление: 
Что такое утомление?
Признаки переутомления у школьника 
Причины возникновения переутомления
Профилактика переутомления
- Сколько должен спать школьник? 
- Правильная организация учебного процесса
- Свободное время и питание школьника

Что такое утомление?

Утомлением называют такое состояние, которое формируется вследствие напряженной умственной или физической нагрузки. Утомление, прежде всего, проявляется снижением работоспособности и субъективным ощущением слабости.

Основным механизмом развития утомления является изменение соотношения тормозных и возбудительных процессов в мозге. Утомление протекает в две фазы:

  • Первая фаза — возбуждение нервной деятельности;
  • Вторая фаза — торможение нервной деятельности.

В первой фазе происходит ослабление процессов торможения и на первый план выступают реакции возбуждения. Как это проявляется? Ребенку сложно удерживать внимание. Он то и дело отвлекается на посторонние разговоры, что-то выкрикивает, смеется. Отмечается и двигательное возбуждение. Школьнику буквально сложно усидеть на месте, он ерзает на стуле, вскакивает с места. Также утомление проявляется тем, что малыш начинает вертеть в руках ручку, рисовать что-то в тетрадке, ни с того ни с сего почесываться или гримасничать.

Во второй фазе процессы возбуждения угнетаются и преобладают процессы торможения. На этом этапе утомление очень хорошо заметно. Ребенок становится вялым, зевает и потягивается, может подпирать голову рукой или вовсе обессилено лечь на парту. Школьник не принимает участие в дискуссии, а на вопросы учителя отвечает вяло и невпопад.

Признаки переутомления у школьников

Утомление является защитной реакцией организма, развивающейся в ответ на чрезмерную физическую и умственную нагрузку. Это нормальное состояние. Признаки утомления бесследно исчезают после отдыха, и ребенок снова становится активным и способным к обучению.

Когда же ни смена деятельности, ни продолжительный отдых или сон не приводят к исчезновению этих признаков — говорят о развитии переутомления. По большому счету переутомление — это продолжительное, накопившееся утомление. Это уже патологическое состояние, которое создает предпосылки к развитию нервно-психических, а также соматических заболеваний.

Признаками переутомления являются:

  • Снижение умственной работоспособности — ребенок с трудом запоминает новый школьный материал, допускает ошибки при выполнении заданий, ухудшается успеваемость;
  • Снижение физической работоспособности — минимальная физическая нагрузка быстро вызывает у малыша слабость;
  • Выраженные психические расстройства, проявляющиеся бессонницей, плохим аппетитом, повышенной тревожностью малыша, появлением страхов, плаксивостью, эмоциональной лабильностью;
  • Вегетативные нарушения — колебания артериального давления, аритмия, головные боли;
  • Снижению реактивности организма — частые простудные заболевания.

Причины возникновения переутомления

При правильно организованном режиме работы и отдыха, а также умеренных физических и умственных нагрузках переутомление ребенку не грозит. Наиболее часто к появлению утомления приводят такие факторы:

  1. Несбалансированный режим дня;
  2. Недосыпания;
  3. Недостаточное пребывание на свежем воздухе;
  4. Отсутствие физических нагрузок;
  5. Большой объем учебной информации, получаемый ребенком в школе и на факультативах;
  6. Длительные однообразные занятия;
  7. Отсутствие чередования труда и отдыха.

Профилактика переутомления у школьников

Переутомление – это состояние, которое негативно сказывается не только на успеваемости малыша, но и на его здоровье. А поэтому допускать развития утомления крайне нежелательно. Родителям нужно вовремя остановиться в стремлении вырастить из ребенка гения. Когда у ребенка буквально каждый час расписан занятиями в школах раннего развития и всевозможных кружках — переутомления избежать не удастся. С таким большим объемом учебной информации малыш попросту не способен справиться.

Рекомендуем прочитать:
Переутомление – причины, признаки, лечение у взрослых и детей

Сколько должен спать школьник?

Стоит помнить, что для нормального развития ребенка очень важно организовать режим труда и отдыха. У малыша должен быть полноценный сон, причем продолжительность сна различна для разных возрастных групп. Так,

ночной сон для младшеклассников должен длиться десять часов, а для школьников средних классов — девять часов. Отход ко сну — не позже 22.00. При этом ко сну нужно подготовить ребенка: не подпускать поздно вечером к компьютеру, проветрить комнату. Кроме того, первоклашкам не стоит игнорировать и дневной сон.

О правилах здорового детского сна рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Правильная организация учебного процесса

При организации режима дня нужно учитывать физиологические подъемы работоспособности в течение суток. Так, максимальная работоспособность наблюдается в период между 8-12 и 16-18 часами. В утреннее время ученики очень хорошо воспринимают школьную информацию, ну а в период 16-18 часов вечера необходимо запланировать выполнение домашних занятий.

Правильно организованное рабочее место позволит ребенку быстро и эффективно делать домашнее задание, не испытывая при этом усталости.

Обратите внимание

Рабочее место малыша дома также нужно обустроить должным образом. Стол должен располагаться на уровне солнечного сплетения школьника, а стул — быть удобным и обязательно со спинкой. Рабочее место нужно располагать в освещенной части комнаты, также необходимо водрузить на стол лампу.

Очень важно чередовать виды деятельности. Не зря говорят, что лучший отдых — это смена деятельности. Во время выполнения домашних занятий нужно делать небольшие физкультминутки. Ребенку стоит встать, немного размяться. Особенно хорошо будет, если родители будут делать физкультминутки с малышом в игровой форме. Ну а проведение гимнастики для глаз позволит снять напряжение с органа зрения.

Свободное время и питание

Записывая ребенка на многочисленные факультативы и кружки, родители лишают малыша свободного времени. А ведь это время необходимо школьнику для того, чтобы отдохнуть и восстановить свои ресурсы. Но свободное время нужно проводить с пользой, а не за компьютером или планшетом. Ежедневный режим дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе, даже в холодную пору года. Общая продолжительность пребывания школьника на свежем воздухе должна составлять около трех часов в день.

Не стоит забывать и о правильном питании. Детский организм растет очень быстро и нуждается в полезных веществах. Питание должно быть сбалансированным и полноценным. Кратность приемов пищи 4-5 раз в день. При этом последний прием пищи должен быть не позже, чем за два часа до сна.

Родителям стоит помнить, что своевременная профилактика переутомления поможет ребенку эффективнее осваивать школьные предметы, расти здоровым и счастливым ребенком.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель