cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Профессиональный кодекс учителя – Кодекс учителя

Кодекс учителя

На «Педагогической ассамблее», которая проходила в январе в Санкт-Петербурге и открывала Год учителя, был представлен проект «Профессионального кодекса учителя». Мы публикуем проект Кодекса и ждем откликов учителей, директоров, а также…

На «Педагогической ассамблее», которая проходила в январе в Санкт-Петербурге и открывала Год учителя, был представлен проект «Профессионального кодекса учителя».

Мы публикуем проект Кодекса и ждем откликов учителей, директоров, а также родителей и детей.

Профессиональный кодекс учителя

Проект

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – опре-делить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с уче-никами и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Общие положения

Раздел 1

Источники этики учителя

Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законода-тельных и локальных актов, норм международного права, а также общечелове-ческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя

При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:

— гуманность;

— законность;

— демократичность;

— справедливость;

— профессионализм;

— взаимное уважение.

Раздел 2

Личность учителя

2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.

2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.

2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.

2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни полу-чение взятки, ни ее дача.

2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3

Взаимоотношения учителя с учениками

3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Учитель следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.

3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом

3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).

3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.

3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.

3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.

3.18. Инициатива приветствуется.

3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников

3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.

3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.

3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей — о детях.

3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством

3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.

3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Заключительные положения

4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.

4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.

www.novayagazeta.ru

Материал на тему: «Профессиональный кодекс учителя»

«Профессиональный кодекс учителя»

расскажет о миссии педагога

   В последнее время среди российских педагогов ведутся активные дискуссии по поводу свода правил, именуемых «Профессиональным кодексом учителя «.
   Напомним, что проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена «Педагогической ассамблее «.
   Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством. Так, основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение.
   В частности, учитель не должен «заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью «, «терять чувства меры и самообладания «. Также педагог «соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз «.
   Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструментов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях.
   Учителю предписывается «хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях «. Особо подчеркивается, что «отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей «.
   Помимо этого «учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни «. Администрация школы, в свою очередь, «не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей «. По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос «рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией «.
   В необходимости профессионального кодекса учителя убежден директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко: «Учителя должны сами активно участвовать в определении тех норм, по которым их оценивают. Профессиональный кодекс учителя – это предвестник системы саморегулирования «.
   Напомним, о «Профессиональном кодексе учителя » заговорили еще летом 2009 года. «Мне очень понравилась идея создания Кодекса учителя, которую предложил министр образования Республики Бурятия Алдар Дамдинов. Мне кажется, что этические, нравственные основания учительской деятельности сейчас чрезвычайно важны «, – отмечал в сентябре ректор Института проблем образовательной политики «Эврика » Александр Адамский в Новосибирске на семинаре, посвященном подведению итогов реализации в Сибирском федеральном округе комплексного проекта модернизации образования.
   АлдарДамдинов, в свою очередь, напомнил: «Мы на августовской конференции дали задание учителям – разработать такой своеобразный Кодекс учителя, в котором бы прописывались все нравственные стороны и другие моменты. К сожалению, не всегда возникает такое коллегиальное толерантное отношение к учителям, часто возникают моменты несопереживания успехам своих коллег. Думаю, что это неправильно, и в учительской среде такого быть не должно «.
   В РГПУ им. А.И.Герцена также велись разработки проекта кодекса. Основная цель разработчиков – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не могли бы работать в системе образования.
   Напомним, что не только в России думают о профессиональном кодексе педагога. Подобный документ уже есть в Великобритании, причем он постоянно обновляется. В минувшем году осенью британские учителя организовали кампанию против нового профессионального кодекса поведения, который, к примеру, запрещает им пить спиртное на выходных. Под обращением, требующим пересмотреть жесткие нормы поведения, поставили свои подписи около 10 тыс. учителей.
   Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании и направлен на укрепление социальной роли учителей в британском обществе. Согласно ему, учителя должны стать для детей образцом для подражания, как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению «высокие стандарты общественного поведения «. Учителя, которые протестовали против нового кодекса, посчитали, что положения, указанные в проекте, «являются грубым вторжением в их частную жизнь и содержат пункты, которые можно интерпретировать максимально широко «.
   Напомним также, что в Великобритании учителям выдается личная лицензия на преподавательскую деятельность, и если, согласно кодексу, педагог получит ряд дисциплинарных взысканий, он этой лицензии лишается и получает, фактически «волчий билет «. Протестующие учителя назвали проект «приказом об обязательной святости «. В проекте российского кодекса никаких жестких санкций за нарушение его положений не предусмотрено. Но сказано, что нарушения будут рассматриваться педагогическом коллективом и администрацией образовательного учреждения, «а при необходимости – более высокой профессиональной организацией «.

Проект
   Профессиональный кодекс учителя

Преамбула

   Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   Раздел 1
   1.1. Источники этики учителя
   Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании » и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

   1.2. Принципы этики учителя
   При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
   – гуманность;
   – законность;
   – демократичность;
   – справедливость;
   – профессионализм;
   – взаимное уважение.

   Раздел 2
   Личность учителя
   2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
   2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
   2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
   2.4. Учитель не должен терять чувство меры и самообладание.
   2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
   2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
   2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещение, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальная техника, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

   Раздел 3
   Взаимоотношения учителя с учениками
   3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
   3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
   3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
   3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
   3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
   3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
   3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учитель должен немедленно исправить свою ошибку.
   3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
   3.9. Учитель обязан хранить в тайне информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
   3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
   3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

   Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
   3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).
   3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
   3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
   3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
   3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться без вознаграждения.
   3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
   3.18. Инициатива приветствуется.
   3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
   3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

   Взаимоотношения учителя с родителями учеников
   3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
   3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
   3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
   3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияние на оценку личности и достижений детей.
   3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

   Взаимоотношения учителя с обществом и государством
   3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
   3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
   3.28. Учитель понимает свою социальную роль и исполняет свой гражданский долг.

   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ обязан оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
   4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.

nsportal.ru

история создания, критика и особенности

Содержание статьи:

Кодекс профессиональной этики учителя — свод морально-этических правил и поведенческих норм, предусмотренный для создания авторитета, укрепления репутации педагога, продолжения традиций предыдущих поколений учителей, определения формата взаимоотношений между государством, учителем, учащимися и их родителями. Нормативный документ призван:
  • формировать общепринятые требования к этике поведения и нравственному облику учителя;
  • закреплять в общественном сознании единые правила поведения педработников.

Профессиональный кодекс этики педагога: история создания

Долгое время педагогическая этика воспринималась как модель его поведения с учащимися, то сегодня учитель должен осознавать моральные основы своей профессии, а также стремиться соответствовать предъявляемым обществом требованиям. В 2000-х многочисленные методисты настоятельно стремились выделить «этическую компетентность» в блок профессиональных педагогических стандартов, рассматривая их как профессионально-этическую модель, объединяющую этические и профессионально-предметные знания.

В начале 2010 года на проходившей в Санкт-Петербурге «Педагогической ассамблее» образовательному сообществу был представлен проект этического кодекса учителей — аналога врачебной клятвы, предвестник системы саморегулирования. Впервые о подобном своде правил заговорили годом ранее: так педагоги стремились упорядочить нравственные стороны профессиональной деятельности, а разработчики документа из РГПУ им. А.И.Герцена с его помощью стремились исключить из профессии педагогов, чья компетенция не соответствует заявленным высоким моральным качествам.
Это интересно! Впервые вопрос создания подобного свода правил и норм был поднят в 1966 году на конференции ЮНЕСКО, посвященной статусу педагогов. Принятый на ней документ «О положении учителей» требовал от педагогов специальных и глубоких знаний, которые он должен получать в процессе непрерывной исследовательской деятельности, а также регламентировал чувство ответственности учителя за благополучие учеников и стремление соответствовать высоким требованиям профессии. Согласно этому документу, учитель должен действовать для решения проблем современного общества, сохранения культурного и исторического мирового наследия в рамках профессиональных и этических норм.
Аналогичный документ давно существует в Великобритании, где он способствует укреплению роли педагога в обществе. Британский кодекс систематически обновляется, наполняясь новыми требованиями и запретами, некоторые из которых вызывают общественный резонанс и протест со стороны учителей. Поскольку в случае получения педагогом нескольких дисциплинарных взысканий, его личная лицензия на преподавание будет отозвана без возможности восстановления.
Российский нормативный документ гораздо лояльнее, поскольку не содержит строгих требований и жестких санкций за их невыполнение. Кодекс профессиональной этики учителя разработан на основании действующего законодательства РФ (включая положения о правах ребенка и человека), конституционных догм и общечеловеческих моральных принципов (терпимость, справедливость, человечность, ответственность, солидарность и демократичность).
Кодекс профессиональной этики:
  • формирует общешкольную культуру доверительных и справедливых взаимоотношений;
  • способствует поддержанию профессиональной педагогической деятельности на высоком уровне;
  • защищает профессиональную честь и человеческое достоинство;
  • регулирует политику взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Международные документы доказывают актуальность тенденции стандартизации этических педагогических норм. Профессиональные нормы учителя, помимо кодекса, в России регламентированы:
  1. Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников», в котором квалификация педработника определяется совокупностью компетентности в мотивировании учеников, в области личных качеств, в целеполагании и постановке задач педагогической деятельности, разработке программ, организации педагогической деятельности и обеспечении ее информационной основы.
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога» перечисляет знания, трудовые умения и действия, которые должен выполнять и использовать учитель, а также дает перечень педагогических компетенций, в которые включает соблюдение нравственных, правовых и этических норм.
  3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривающий педагогическую этику в свете морально-правовой категории, определяющий свод норм, несоблюдение которых влечет ответственность. Согласно закону, за каждым образовательным учреждением закрепляется потребность в разработке локальных актов, регламентирующих профессиональную этику учителей, и вносить соответствующие изменения в Устав ОУ.

Профессиональный кодекс учителя

Нравственному кодексу учителя должны неукоснительно следовать все педработники, которые работают с учащимися, поскольку этот документ определяет принципы педагогический этики во взаимоотношениях с коллегами, администрацией, учениками и их родителями. Он является элементом школьной корпоративной культуры, способствует повышению престижа учреждения и созданию условий для самосовершенствования учителей, регулируя принципы сотрудничества участников образовательного процесса.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Курс «Брендирование. Бренд образовательной организации «. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Чтобы в школе были установлены безопасные и благоприятные взаимоотношения, текст этого нормативного акта должен быть открытым для общественности (педагоги знакомятся с ним на заседаниях педсовета, родители — на собраниях, дети — на уроках этики или классных часах). Любые изменения в документ вносятся по инициативе отдельных служб или сотрудников после утверждения Комиссией по этике.

Структурно кодекс делится на три части:

I раздел — основные нормы, характеристика этических и нравственных норм

Нормы этики и нравственности учителя Педагогическая этика регулируется конституционными нормами, актуальной версией закона «Об образовании», локальными актами образовательного учреждения, международными правовыми нормами ввиду отсутствия закона об этике учителей.
Российские учителя, выполняя профессиональную деятельность, должны демонстрировать справедливость, гуманность, высокий профессионализм, следовать законности, демократичности и толерантности.

II раздел — требования, которые выдвигаются к личности педагога

Личностные качества Педагог должен стараться стать примером для учащихся (репутация учителя превыше всего), а потому ему следует быть требовательным к себе, всегда сохранять чувство самообладания и меры, воздерживаясь от противокультурной и тем более аморальной деятельности. В общении с детьми ему важно воздерживаться от оскорблений и грубости, ругательств, неукоснительно соблюдать культуру речи и правила русского языка.
Учитель должен проявлять преданность педагогическому делу, проявлять честность, отказываясь от взяток в любых формах и объемах. Ему следует быть бережливым в отношении казеного имущества и материалов, а потому запрещено использовать любое имущество школы в личных целях.
Педработник стремится к самообразованию, повышению квалификации, получению новых знаний и изучению передовых методов работы. Его отличает самовоспитание и самонаблюдение.
Ответственность На учителе лежит ответственность за выполняемую им работу: от него зависит качество образования детей, их духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие. Помимо этого, профессиональный кодекс учителя предписывает ему ответственно относиться к поручениям администрации и вверенным ему ресурсам.
Академическая и личная свобода Педагог вправе использовать произвольные источники информации, которую он объективно отбирает по принципу пристойности и эффективности, не искажая и не извращая ее суть. Учитель может открыто критиковать политику в сфере образования, осуществляемую на всех уровнях (школьном, региональном и государственном). Запрещено делать конфиденциальную служебную информацию достоянием гласности. Педработнику следует придерживаться дресс-кода в стенах школы, одеваясь в одежду спокойных оттенков и лаконичных фасонов, не злоупотребляя макияжем и бижутерией. Обувь и одежду всегда следует соблюдать в чистоте, маникюр допустим неяркий, недопустимы татуировки на видимых участках кожи, пирсинг и перекрашивание волос в неестественные цвета.
Репутация и честь Каждый педагог является продолжателем традиций российской педагогической школы, защищая профессиональную честь. Авторитет учителя формируется благодаря его тактичности, справедливости, толерантности и высокой профессиональной компетенции. Он должен избегать чрезмерного морализаторства, но при этом воспитывать подрастающее поколение на положительные примерах, в том числе и своем собственном. Учитель является транслятором общечеловеческих культурных ценностей и национального самосознания для учеников. Его личная жизнь остается неприкосновенной, а профессиональная деятельность не должна наносить вред другим сферам жизни.

III раздел — специфика профессиональных взаимоотношений учителя

Взаимоотношения с учащимися Основываясь на взаимном уважении, доброжелательности и беспристрастности, обоснованной требовательности, педагог подбирает индивидуальный стиль общения с учащимися. Недопустимо унижение чести и достоинства детей по половому, национальному, возрастному или религиозному признаку. Педагог должен избирать такие формы работы с детьми, которые позволят развить в учащихся положительные черты личности, стимулировать в них стремление к самостоятельности, ответственности, активной учебной деятельности, инициативности, укрепить их веру в себя. Если имело место несправедливое оценочное суждение об ученике, педагогу следует незамедлительно исправить допущенную ошибку. Достижения учащихся он оценивает объективно и честно, он не злоупотребляет служебным положением, не выбирает любимцев, не допускает заниженное или завышенное оценивание с целью искусственного создания ситуаций успешности и неуспешности. Педагогу запрещено принимать от учащихся или их родственников любые вознаграждения и дары кроме тех, которые предусмотрены законом, требовать оплату своего труда или ответные услуги. Если ученик доверил ему какую-либо личную информацию, учителю следует соблюдать дискретность (исключение составляют ситуации, обозначенные законом). Педработник не вправе навязывать учащимся свои религиозные или политические взгляды и убеждения.
Взаимоотношения с коллегами и руководством Педработники должны стремиться к взаимодействию на условиях взаимопомощи и взаимоуважения, открытости, поддержки и доверия, избегая конкуренции. Приветствуется инициативность в работе, сотрудничество со узкопрофильными специалистами (врачами, психологами, представителями правоохранительных органов, родителями).
Учителям запрещено распространять сплетни, критиковать коллег в присутствии родителей или учеников, допускается только обоснованная, объективная и открыто выраженная критика деятельности коллег. Недопустимо панибратство и пренебрежительное отношение к коллегам и руководству, нежелательно прикрывать проступки и ошибки коллег, скрывая их от общественности и руководства. Если между учителями возникают конфликтные ситуации, стороны должны стремиться к конструктивному их решению. Запрещено обсуждать внутреннюю жизнь образовательного учреждения за его пределами, в том числе, в социальных сетях.
Учителю следует соблюдать субординацию в отношениях с руководством, а при возникновении конфликтов, стремиться решить их конструктивно.
Личные заслуги педагога должны вознаграждаться администрацией, которая, однако, не имеет права собирать или требовать сведения о его личной жизни. Представители администрации должны предоставлять педработника необходимую информацию касательно работы школы в полном объеме, не утаивая никакие сведения, если они могут отразиться на его профессиональной деятельности.
Администрации школы запрещено критиковать или дискриминировать учителей за их религиозные или политические взгляды, руководство должно придерживаться принципов равноправия в коллективе, беспристрастности в оценках заслуг сотрудников. Ключевые для жизни педколлектива решения принимаются открыто и посредством коллективного участия.
Взаимоотношения с родителями учеников С родителями, законными представителями, опекунами или членами семей учащихся педагогам следует общаться доброжелательно и уважительно, оказывать поддержку в вопросах воспитания, консультировать по образовательным вопросам.
Учителю важно сохранять беспристрастность и конфиденциальность, не разглашая мнение родителей о детях и детей о родителях. Характер отношений с родителями, включая оказываемая школе помощь, не должна влиять на академическую успешность учащихся.
Взаимоотношения с государством и общественностью Педагог — порядочный и образованный общественный просветитель, который транслирует подрастающему поколению культурные ценности. Ему важно осознавать свой гражданский долг и социальную роль опоры развития гражданского общества. Он способствует гармоничному взаимодействию общественных групп, помогает решать конфликты и разногласия.

Этический кодекс учителей: критика документа и его положений

Озвученный на Педагогической Ассамблее документ вызвал волну критики среди учителей, которые попросту не восприняли его всерьез. Суть этического кодекса учителей

основывается на роли школы и учителей в формировании мировоззренческой позиции детей. Педагоги могут быть примером для школьников только в том случае, если являются образцом добродетелей, профессионализма, стремления к самосовершенствованию. На практике, учителя настороженно восприняли навязанный чиновниками кодекс, который был зачитан на педсоветах и собраниях методистов исключительно «для галочки», не вызвав стремления к обсуждению и дискуссиям.
Педагоги с большим стажем раскритиковали кодекс за дополнительное давление на коллег, которые и так работают в сложных условия общественного прессинга и отсутствия достойной оплаты труда. При этом опытные учителя по призванию негласно придерживаются регламентированных в кодексе норм, следуя внутреннему кодексу чести, а потому созданный нормативный документ считают ненужной формальностью.
Ключевой аспект общественной критики свода правил и норм — жесткость требований с беспрекословным подчинением им, поскольку считается, что подобное руководство к действию должно создавать на местах и идти «снизу», а не навязываться чиновничьей инициативой.
Общественные рецензенты высказывались с предложением:

  • создать аналогичный Кодекс ученика;
  • усилить государственную защиту чести, достоинства и интересов педагогов;
  • доработать проект документа, внести в него права и обязанности родителей учащихся по отношению к учителям и школьной администрации.

Представляя собой свод правил и норм, этический кодекс регулирует все сферы профессиональной деятельности учителей, которые должны не только воздерживаться от аморальных и неправомерных действий, но также строго соблюдать нормы культуры речи и русского языка. Авторы кодекса запрещают педагогам брать взятки, материальные и иные школьные ресурсы использовать обоснованно и бережливо, а также не использовать в личных целях компьютеры, телефоны, материалы, транспортные средства, копировальную и иную технику, принадлежащую образовательному учреждению. Под запретом находится злоупотребление служебным положением и получение от учащихся и их родителей различные услуги и одолжения.

Нравственный кодекс учителя: алгоритм действий при нарушениях профессиональной этики

Несмотря на наличие собственной манеры преподавания и общения с детьми, индивидуального стиля взаимодействия с коллегами и родителями учащихся, педагог должен соблюдать профессиональную этику. Кодекс учителя начальных классов ничем не отличается от педагогической этики учителя, работающего в старшем звене.

Вопросы нарушения педагогом этических норм в отношении учащегося чаще всего поднимают родители, не различая понятия нарушения законодательных и этических норм:

  • Если педагог систематически нарушает права и свободы подростка, в отношении него могут быть применено дисциплинарное взыскание. При этом родителям важно внимательно разобраться в ситуации, обсудить ее с педагогом, поскольку нередко дети доносят до родителей искаженную или не соответствующую действительности информацию.
  • Если разговор родителей с учителем не принес результатов, им следует обратиться к администрации, предварительно определив, что имело место: нарушение профессиональной этики или грубое нарушение прав ребенка посредством методов психологического или физического насилия.
  • Если администрация не приняла всерьез заявления родителей, которым следует иметь доказательства насилия или негативного психологического воздействия с о стороны учителя, они вправе составить жалобу на имя директора в письменной форме, на которую представители администрации должны в обязательном порядке ответить, разъяснив, какие меры были приняты.


Узнать больше о кодексе профессиональной этики учителя можно в статьях:

  1. Профессиональный кодекс учителя
  2. Основная концепция Кодекса учителя может появиться через полгода
  3. Кодекс профессиональной этики педагога школы как инструмент управления кадрами
  4. Кодекс педагогической деятельности в современной общеобразовательной школе

www.menobr.ru

«Профессиональный кодекс учителя» расскажет о миссии педагога

   В последнее время среди российских педагогов ведутся активные дискуссии по поводу свода правил, именуемых «Профессиональным кодексом учителя «.
   Напомним, что проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена «Педагогической ассамблее «.
   Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством. Так, основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение.
   В частности, учитель не должен «заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью «, «терять чувства меры и самообладания «. Также педагог «соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз «.
   Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструментов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях.
   Учителю предписывается «хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях «. Особо подчеркивается, что «отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей «.
   Помимо этого «учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни «. Администрация школы, в свою очередь, «не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей «. По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос «рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией «.
   В необходимости профессионального кодекса учителя убежден директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко: «Учителя должны сами активно участвовать в определении тех норм, по которым их оценивают. Профессиональный кодекс учителя – это предвестник системы саморегулирования «.
   Напомним, о «Профессиональном кодексе учителя » заговорили еще летом 2009 года. «Мне очень понравилась идея создания Кодекса учителя, которую предложил министр образования Республики Бурятия Алдар Дамдинов. Мне кажется, что этические, нравственные основания учительской деятельности сейчас чрезвычайно важны «, – отмечал в сентябре ректор Института проблем образовательной политики «Эврика » Александр Адамский в Новосибирске на семинаре, посвященном подведению итогов реализации в Сибирском федеральном округе комплексного проекта модернизации образования.
   Алдар Дамдинов, в свою очередь, напомнил: «Мы на августовской конференции дали задание учителям – разработать такой своеобразный Кодекс учителя, в котором бы прописывались все нравственные стороны и другие моменты. К сожалению, не всегда возникает такое коллегиальное толерантное отношение к учителям, часто возникают моменты несопереживания успехам своих коллег. Думаю, что это неправильно, и в учительской среде такого быть не должно «.
   В РГПУ им. А.И.Герцена также велись разработки проекта кодекса. Основная цель разработчиков – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не могли бы работать в системе образования.
   Напомним, что не только в России думают о профессиональном кодексе педагога. Подобный документ уже есть в Великобритании, причем он постоянно обновляется. В минувшем году осенью британские учителя организовали кампанию против нового профессионального кодекса поведения, который, к примеру, запрещает им пить спиртное на выходных. Под обращением, требующим пересмотреть жесткие нормы поведения, поставили свои подписи около 10 тыс. учителей.
   Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании и направлен на укрепление социальной роли учителей в британском обществе. Согласно ему, учителя должны стать для детей образцом для подражания, как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению «высокие стандарты общественного поведения «. Учителя, которые протестовали против нового кодекса, посчитали, что положения, указанные в проекте, «являются грубым вторжением в их частную жизнь и содержат пункты, которые можно интерпретировать максимально широко «.
   Напомним также, что в Великобритании учителям выдается личная лицензия на преподавательскую деятельность, и если, согласно кодексу, педагог получит ряд дисциплинарных взысканий, он этой лицензии лишается и получает, фактически «волчий билет «. Протестующие учителя назвали проект «приказом об обязательной святости «. В проекте российского кодекса никаких жестких санкций за нарушение его положений не предусмотрено. Но сказано, что нарушения будут рассматриваться педагогическом коллективом и администрацией образовательного учреждения, «а при необходимости – более высокой профессиональной организацией «.

   

Проект
   Профессиональный кодекс учителя


   

Преамбула

   Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   Раздел 1
   1.1. Источники этики учителя
   Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании » и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

   1.2. Принципы этики учителя
   При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
   – гуманность;
   – законность;
   – демократичность;
   – справедливость;
   – профессионализм;
   – взаимное уважение.

   Раздел 2
   Личность учителя
   2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
   2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
   2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
   2.4. Учитель не должен терять чувство меры и самообладание.
   2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
   2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
   2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещение, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальная техника, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

   Раздел 3
   Взаимоотношения учителя с учениками
   3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
   3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
   3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
   3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
   3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
   3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
   3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учитель должен немедленно исправить свою ошибку.
   3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
   3.9. Учитель обязан хранить в тайне информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
   3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
   3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

   Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
   3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).
   3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
   3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
   3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
   3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться без вознаграждения.
   3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
   3.18. Инициатива приветствуется.
   3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
   3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

   Взаимоотношения учителя с родителями учеников
   3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
   3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
   3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
   3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияние на оценку личности и достижений детей.
   3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

   Взаимоотношения учителя с обществом и государством
   3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
   3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
   3.28. Учитель понимает свою социальную роль и исполняет свой гражданский долг.

   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ обязан оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
   4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.

www.nios.ru

Доклад «Профессиональный кодекс учителя»

Сообщение на тему:

«Профессиональный кодекс учителя».

Приготовила: Никиташенко Н.Н.

«В школе закладываются главные жизненные цели и приоритеты детей. Поэтому так важно, каким будет нравственный облик учителей. Убеждена, что педагогам необходим свой профессиональный кодекс», – заявила участница I Педагогической ассамблеи, которая прошла в Санкт-Петербурге, преподаватель лицея № 64 г. Омска Татьяна Углирж.

О необходимости Профессионального кодекса учителя заявил также директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Игорь Реморенко. «Учителя должны сами активно участвовать в определении тех норм, по которым их оценивают. Профессиональный кодекс учителя – это предвестник системы саморегулирования», – убежден И. Реморенко.

Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – к его взаимоотношениям с учениками, педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством.

Проект  Профессиональный кодекс учителя.

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками.

Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Общие положения.
1 раздел: Нравственные и этические нормы учителя.

Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы. Принципы этики учителя. При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:

  • гуманность;

  • законность;

  • демократичность;

  • справедливость;

  • профессионализм;

  • взаимное уважение.

2 раздел: требования к личности учителя.

Личность учителя:

1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.

2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.

3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.

4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.

5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

3 раздел: взаимоотношениям учителя с учениками, педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством.

Взаимоотношения учителя с учениками:

1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в т. ч. по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3. Учитель беспристрастен, одинаково доброжелателен и благосклонен ко всем своим ученикам.

4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.

5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.

7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.

8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом:

1. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).

2. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.

4. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

5. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.

6. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.

7. Инициатива приветствуется.

8. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

9. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников:

1. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.

2. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.

3. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.

4. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

5. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством:

1. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.

2. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Заключительные положения

1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе Кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного Кодекса.

2. Нарушение положений Кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – профессиональной организацией более высокого уровня.

infourok.ru

Профессиональный кодекс учителя

Выступая на закрытии ассамблеи, президент Российской академии образования Николай Никандров отметил, что идея кодекса хороша, но требует доработки: «Например, вместо фразы «учитель соблюдает правила русского языка…» (пункт 2.1) я предлагаю записать «учитель соблюдает языковые нормы», поскольку в нашей многонациональной стране в употреблении может быть не только русский язык. Пункт 3.18: «Инициатива приветствуется». Написано коротко и ясно. Но инициатива бывает разной! Правильнее было бы сказать: «профессиональная инициатива и творчество приветствуются». Это лишь некоторые замечания. Считаю, есть смысл обсудить кодекс на уровне общественности, благо современные технологии позволяют это сделать».

Сейчас проект кодекса, представленный на ассамблее, широко обсуждается на образовательных порталах в Интернете. Предлагаем и нашим читателям принять участие в дискуссии, высказать свое мнение о необходимости такого документа и его содержании. Ждем ваших писем с предложениями и замечаниями по адресу: Москва, Ананьевский переулок, д. 4/2, стр. 1, редакция газеты «Мой профсоюз», либо по электронной почте [email protected].

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса — определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Общие положения

Раздел 1

1.1. Источники этики учителя

Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя

При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: гуманность; законность; демократичность; справедливость; профессионализм; взаимное уважение.

Раздел 2

2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.

2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.

2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.

2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3

Взаимоотношения учителя с учениками

3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозным убеждениям и иным особенностям.

3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Учитель должен стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.

3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом

3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения.

3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.

3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации образовательного учреждения. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.

3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы образовательного учреждения. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.

3.18. Инициатива приветствуется.

3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников

3.21. Учителя должны уважительно и дружелюбно общаться с родителями учеников.

3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.

3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.

3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижение целей.

3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством

3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.

3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Заключительные положения

4.1. При приеме на работу в образовательное учреждение руководителю следует оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя, и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.

4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости — более высокой профессиональной организацией.

www.ug.ru

Статья на тему: Кодекс профессиональной этики педагога

Кодекс профессиональной этики педагога

Глава I. Общие положения

        1.Кодекс – это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя  которым мы укрепляем высокую репутацию школы, поддерживая ее авторитет и продолжаем традиции предшествующих поколений учителей и учеников.

        2.Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности учеников, учителей и сотрудников школы, которые должны включать в себя уважительное, вежливое и заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование школы.

        3.Данный Кодекс Педагогов определяет основные нормы профессиональной этики, которые:

        — регулируют отношения между педагогами и учащимися, а также другими членами общественности образовательного организации;

        — защищают их человеческую ценность и достоинство;

        — поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

        — создают культуру образовательной организации, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

        4.Кодекс распространяется на всех педагогов образовательной организации.

        5.Руководитель, Совет школы, Администрация школы, Комиссия по этике, учителя и другие сотрудники школы, родители способствуют соблюдению этого Кодекса.

        6.Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогов на педсовете, родителей – на родительских собраниях, детей – на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.

        7.В основу Кодекса заложены следующие принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

        8.Так как Кодекс – управленческий инструмент, хотя и сравнительно новый, то нужно научить сотрудников с ним обращаться. Научиться использовать его для разрешения сложных этических ситуаций. Для этого создается «комиссия по этике», в обязанности которой входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации.

Глава II. Основные нормы

поведения педагога.

        1.Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

        2.Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание. Педагог никогда не должен терять чувство меры и самообладания.

        3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.

        4.Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – образования подрастающего поколения.

        5.Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.

        6.Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

        7.Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

        8.Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

        9.В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.

        10.Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих учениках.

        11.Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

        12.Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с учениками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

        13.Педагог дорожит своей репутацией.

        14.Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

Глава III. Взаимоотношения педагога

с другими лицами.

1. Общение педагога с учениками.

        1.1.Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

        1.2.Требовательность педагога по отношению к ученику позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя и основой его саморазвития.

        1.3.Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

        1.4.При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

        1.5.Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

        1.6.При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных работ и контрольных проверок.

        1.7.Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

        1.8.Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих учеников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

        1.9.Педагог не имеет права требовать от своего ученика вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.

        1.10.Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды, иначе как путем дискуссии.

        1.11.Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации. При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

        1.12.Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и  создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

2. Общение между педагогами.

        2.1.Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.

        2.2.Педагог как образец культурного человека всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.

        2.3.Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если же педагоги не могут прийти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет права направить в Комиссию по этике просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.

        2.4.Педагоги стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

        2.5.Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика в первую очередь, должна быть внутренней, т.е. она должна высказываться в образовательных организаций между педагогам и высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. Не должно быть места сплетням.

        Сотрудники при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь своей организации за пределами школы, в том числе и в социальных сетях Интернет.

        Если оное будет выявлено членами Комиссии по этике или же другими сотрудниками, а также учениками, то Комиссия имеет право вызвать на Особый педсовет «нарушителя» (педагога, ученика, сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном действии и привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности.

        2.6.Вполне допустимы и даже приветствуются положительные отзывы, комментарии и реклама педагогов о школе за пределами учебного заведении, а именно: на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер-классах за пределами школы.

        2.7.Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее нет реагирования, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

        Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

        2.8.Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же подобное станет известно Комиссии по этике, то она имеет право начать расследование по выявлению прикрытых ошибок, проступков и т.д.

3. Взаимоотношения с администрацией.

        3.1.Кодекс профессиональной этики педагога базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

        Администрация школы делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.

        3.2.В школе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель структурного подразделения школы и Комиссия по этике.

        3.3.Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

        3.4.Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

        3.5.Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им и своих трудовых обязанностей.

        3.6.Оценки и решения руководителя структурного подразделения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

        3.7.Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы школы. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, которая может повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в организации на основе принципов открытости и общего участия.

        3.8.Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают  образовательной организации выполнять свои непосредственные функции.

        За руководителем подразделения остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта, но Комиссия по этике может рекомендовать (аргументировано, на основании полученных доказательств) Педсовету и руководителю о принятии какого-либо решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, также руководитель, вне зависимости от решения Педсовета и рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето.

        3.9.Педагоги школ уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается Комиссией по этике.

        3.10.Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество Комплекса (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества организации.

        3.11.Педагог и руководитель подразделения школы объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

        3.12.Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

        3.13.Педагог не может представлять свою организацию  в судебном споре с другой организацией, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

4.Отношения с родителями и опекунами учеников.

        4.1.Консультация родителей по проблемам воспитания детей – важнейшая часть деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в школе.

        4.2.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

        4.3.Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников; не имеют права побуждать родительские комитеты  организовывать для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

        4.4.Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

        4.5.На отношения педагогов с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами школе.

        4.6.Руководитель структурного подразделения школы или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную воспитательному организации. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

5.Взаимоотношения с обществом.

        5.1.Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.

        5.2.Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

        5.3.Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает  подчеркнутой исключительности, но и не склонен к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

        5.4.Педагог имеет право открыто (в письменной или устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

        5.5.Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *