Притча что важнее презентация – Презентация к уроку на тему: Притча | скачать бесплатно
Урок — презентация по литературе » Притча как жанр».
Цель урока : дать понятие притчи как жанра литературы, сравнить притчу и басню, определить их сходство и различие. Побуждать учащихся к философским размышлениям, развивать аналитические навыки в работе над текстом.Способствовать развитию нравственных качеств. Есть в литературе, причем и в духовной, и в светской ещё один жанр, основанный на аллегории.
Просмотр содержимого документа
«Урок — презентация по литературе » Притча как жанр». »
Цели:
- Раскрыть понятие притчи как жанра литературы, выявить жанровые особенности.
- Сравнить притчу и басню, определить сходства и различия.
- Побуждать учащихся к философскому размышлению над художественным текстом, развивать аналитические навыки, способствовать развитию нравственных качеств.
Притча как жанр возникла на Востоке в далёкой древности, где традиционно любили тайные загадки.
Притча – небольшой нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.
Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.
« Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного », — писал он.
- В каждой притче скрывается философское значение, урок для всех людей.
- В притче присутствуют 2 смысла:
— текстовый (строится на смысле текста)
— символический (строится на символических значениях слов)
3) Притча может входить в большое литературное произведение.
Посадил отец сына себе на плечи и пошел ходить по базару. Заметит ребенок ту или другую вещь и говорит: «Купи мне это, отец!» Тот и покупает. Раз, другой, третий. Увидел ребенок своего товарища и спрашивает: — А не знаешь ли ты, где мой отец? — Глупец! — отозвался отец. — Сидишь у меня на плечах, я покупаю для тебя все, что ты пожелаешь, и ты же у первого встречного спрашиваешь: «Не видел ли моего отца?» Взял и сбросил сына с плеч своих; подбежала собака и укусила ребенка.
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.
— Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, С этим прошлым порвите непрочную нить. Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе. Не жалейте своей доброты и участья. Если даже за все вам — усмешка в ответ. Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство… Не жалейте, что вам не досталось их бед. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Поздно начали вы или рано ушли. Кто-то пусть гениально играет на флейте. Но ведь песни берет он из вашей души. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы.
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку по ОРКСЭ по теме: Притчи. Притча «Осёл и фермер».
Слайд 1
ПРИТЧИСлайд 2
– это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем. ПРИТЧИ
Слайд 3
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Слайд 4
ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. ПРИТЧА — короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. ПРИТЧА – «поучение в примере» ( В.И. Даль ). ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Слайд 5
ОСОБЕННОСТИ ПРИТЧИ в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны время, часто и место действия неконкретны в притчах нет прямого поучения ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам нет показа событий в развитии притча не изображает, а сообщает в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни
Слайд 6
Нравственные уроки притчи Учат видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их. Воспитывает желание делать выбор в пользу ______. Следовать за ________ влечениями сердца и совести. д обру злу добра добрыми ПРИТЧИ
Слайд 7
Пословицы Доброе слово Не одежда красит человека, Торопись на доброе дело, Не хвались серебром, Кто добро творит, В ком добра нет, Не ищи красоты — а хвались добром. ищи доброты. а худое само приспеет. в том и правды мало. того Бог отблагодарит. и кошке приятно. а его добрые дела.
Слайд 8
Добро Зло нежность зависть забота предательство внимание месть верность жадность дружба ложь радость эгоизм любовь ненависть сострадание трусость ласка лень
Слайд 9
Пословицы
Слайд 10
Добрый свету человек придёт, принесет. словно Собери пословицу
Слайд 11
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой. Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо , когда человек оставляет после себя добрый след.
nsportal.ru
Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему: О притчах…
Слайд 1
ПРИТЧИСлайд 2
– это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем. ПРИТЧИ
Слайд 3
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Слайд 4
ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. ПРИТЧА — короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. ПРИТЧА – «поучение в примере» ( В.И. Даль ). ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Слайд 5
ОСОБЕННОСТИ ПРИТЧИ в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны время, часто и место действия неконкретны в притчах нет прямого поучения ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам нет показа событий в развитии притча не изображает, а сообщает в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни
Слайд 6
Нравственные уроки притчи Учат видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их. Воспитывает желание делать выбор в пользу ______. Следовать за ________ влечениями сердца и совести. д обру злу добра добрыми ПРИТЧИ
Слайд 7
Пословицы Доброе слово Не одежда красит человека, Торопись на доброе дело, Не хвались серебром, Кто добро творит, В ком добра нет, Не ищи красоты — а хвались добром. ищи доброты. а худое само приспеет. в том и правды мало. того Бог отблагодарит. и кошке приятно. а его добрые дела.
Слайд 8
Добро Зло нежность зависть забота предательство внимание месть верность жадность дружба ложь радость эгоизм любовь ненависть сострадание трусость ласка лень
Слайд 9
Пословицы
Слайд 10
Добрый свету человек придёт, принесет. словно Собери пословицу
Слайд 11
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой. Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо , когда человек оставляет после себя добрый след.
nsportal.ru
Презентация для начальных классов «Мудрая притча»
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №254 Богаева Светлана Петровна
Притча — литературный жанр, который возник на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. …
Жанровые признаки
притчи:
малый объем.
- При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
- По содержанию притча близка к басне.
Притча содержит мораль, доступную самым простым людям ….
- Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал. Маленький кролик увидел орла и спросил: — «А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать?» — «Конечно, почему нет», — ответил тот. Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика и съела его.
МОРАЛЬ:
Чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень, очень высоко .
Таксист подвозит известного в городе миллионера. Тот расплачивается ровно по счетчику. Таксист: — Я вчера вашего сына подвозил, так он мне 100 долларов на чай оставил. — Ну так что вы хотите: у него папа — миллионер, а я — сирота.
МОРАЛЬ:
Только тот, кто сам заработал свои деньги, по настоящему знает им цену.
Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: «Мышеловка — это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!» Чуть позже в мышеловку попалась змея — и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.
И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!МОРАЛЬ:
Если Вас что-то не касается напрямую, не думайте, что это
что-то не ударит Вас по голове.
На ферме заболел конь. Ветеринар: — Если утром он не встанет, я его усыплю. Утром конь не встал. Рядом лежал баран: — Ну давай вставай или ты умрёшь! Конь встал. Фермер: — Это чудо! Это надо отпраздновать! По такому случаю мы зарежем барана!
МОРАЛЬ:
Никогда не лезьте не в своё дело (но не забывайте об истории с мышеловкой ).
Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?
МОРАЛЬ:
Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
- ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА Мы получаем от жизни то, во что верим. Ты веришь, что жизнь прекрасна — и она прекрасна. Ты веришь, что она ужасна, — она ужасна. Веришь, что выхода нет, — и не найдешь выхода. Веришь, что выход есть, — обязательно его увидишь. Ты ждешь беды — она обязательно придет. Ты боишься заболеть — ты заболеешь. Ты веришь в успех — ты его создашь. Ты ждешь счастья — оно уже на пути к тебе!…
МОРАЛЬ:
Наша вера создает нашу реальность.
ВЕДРО ЯБЛОК
Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями — все хорошо, аккуратно.
Рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение.
И однажды проснулся человек, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.
Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Сейчас скандалить будет!»
Открыл дверь, а человек протягивает ему ведро с яблоками!
МОРАЛЬ :
Кто чем богат, тот тем и делится!
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Природа не создала его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
МОРАЛЬ:
Тот, кто познал боль, не хочет, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания.
Маленькая букашечка очень горевала.
Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:
— Спасибо, ты спасла нас!
Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
С тех пор все полюбили её и стали называть «божьей коровкой».
И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья»!
МОРАЛЬ:
Каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!
Жил — был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Отец сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как и эти дыры.
МОРАЛЬ:
Не важно, сколько раз ты извинишься, — «шрам» в душе останется.
videouroki.net
Презентация на тему Нравственные уроки. Притчи
Слайд 1НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПРИТЧИ
Подготовила учитель ГБОУ ООШ № 5 г.о.Чапаевск Самарской области Уткина Елена Викторовна
Слайд 2Цель проекта: выявление нравственных уроков притч
Слайд 3Познакомиться с текстом притчи.
Задачи:
Знакомство с понятием притчи.
Узнать об особенностях притчи.
Учиться понимать смысл притчи.
Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла.
Воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.
Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
Слайд 4Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.
Слайд 5Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Слайд 6ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИТЧИ. ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. ПРИТЧА — короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. ПРИТЧА – «поучение в примере» (В.И. Даль).
Слайд 7Притча — небольшой _______(1), содержащий ___________ (2) в ___________________ (3) форме. 1 — рассказ 2 – поучения 3 — иносказательной
Слайд 8Особенности притчи
в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны
время, часто и место действия неконкретны
в притчах нет прямого поучения
ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам
нет показа событий в развитии
притча не изображает, а сообщает
в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель
свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни
Слайд 9Притча о двух волках
Слайд 11
Слайд 12Что олицетворяли в притче белый и черный волк? ДОБРО ЗЛО
Слайд 13ДОБРО ЗЛО ?
Слайд 14Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет.
Слайд 15Словарная работа. У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски) Работают со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло.
Слайд 16Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова. С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Слайд 17Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
Слайд 18Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение. Играть в футбол на газонах; Рисовать на стенах в школе; Посадить растения возле школы; Метко плюнуть жвачкой в товарища; Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин; Отобрать у друзей мяч; Помочь пожилому человеку перейти улицу; Уступить место в автобусе.
Слайд 19Игра «Топаем – хлопаем» Если поступок, изображённый на картинке добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.
Слайд 22Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков.
Слайд 23Основная мысль притчи Всё зависит от __________________ . Каким он ______________ стать, таким и станет. Будет делать зло – станет _________. Будет нести добро – станет ________ . Человека захочет злым добрым
Слайд 24Итак, ребята, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль, урок на примере притчи о двух волках. Попробуйте сформулируйте нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении.
Слайд 25Нравственные уроки притчи
Учат видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их. Воспитывает желание делать выбор в пользу ______. Следовать за ________ влечениями сердца и совести. Добру злу добра добрыми
Слайд 26Работая в группах вы сейчас сами определите , что же такое добро и зло.
1 группа. Задание: соединить 2 части пословиц по смыслу
2 группа. Распределите слова на две группы: нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание ненависть. трусость, жалость, ласка, лень.
3 группа. Выбери из списка определения и соотнеси их с пожеланиями.
4 группа. Собери пословицу. Построить из слов пословицы дорогу добра.
Слайд 27Пословицы Доброе слово
Не одежда красит человека,
Торопись на доброе дело,
Не хвались серебром,
Кто добро творит, В ком добра нет, Не ищи красоты — а хвались добром. ищи доброты.
а худое само приспеет.
в том и правды мало.
того Бог отблагодарит.
и кошке приятно. а его добрые дела.
Слайд 29Добро пожаловать Будьте добры
До добра не доведёт
В добрый час
кто- либо (что-либо) не приводит к хорошему результату
пожелание благополучия при отправлении в путь
Приветствие гостю
Формула вежливой просьбы
Слайд 30Собери пословицу Добрый свету человек придёт, принесет. словно
Слайд 31Рефлексия. А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой. Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Слайд 32Задание на дом: Подготовить мини-проект «Притча о добре и зле», определить какой нравственный урок содержит притча.
Слайд 34Список «достойного чтения»
Рассказы В.Осеевой В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань.2008 Сборник «Пламенеющая свеча». Составитель Шишкин. Самара.2007 Н.Носов. Огурцы
Слайд 35Интернет-ресурсы
http://photobucket.com/images/… http://jesuslove.ru/owner/4225… http://forum.wolf-space.ru/ind… http://www.tokmak.kg/photo-id-… http://wolfanddog.2x2forumy.co… http://vafina.carguru.ru/537-3… http://clansofwingswolfes.ibor… http://pda.privet.ru/blog/1928… http://e-zoon.livejournal.com/… http://tomsk.fm/watch/119789 http://legends-and-myths.narod… http://clubs.ya.ru/46116860184… http://oilfield.ru/diary/klb49… http://detirisuyut.ru/detskie-… http://onlinebazar.su/product/… http://mistergid.ru/children/o…
prezentacii.org
Презентация к уроку (4 класс) на тему: «Жил человек…» христианские притчи.
Слайд 1
ЖИЛ ЧЕЛОВЕК… ХРИСТИАНСКИЕ ПРИТЧИСлайд 2
Притча – это короткий иносказательный, поучительный рассказ. Из поколения в поколение они передавались из уст в уста, но при этом не утратили своей мудрости и простоты. Они всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия. Простые уроки здравого смысла преподают нам притчи.
Слайд 3
В одном городе приключилась засуха. Лето было в разгаре, и городской священник созвал всех утром в храм молиться о дожде. Пришёл весь город, и весь город смеялся над одним ребёнком – ребёнок пришёл с зонтиком. Каждый смеялся и говорил: Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь, дождя-то нет. — А я думал, что если вы помолитесь, то дождь пойдёт, — ответил ребёнок .
Слайд 5
Возвращались как-то старый и молодой монах в свою обитель. Путь их пересекла река, которая из-за дождей сильно разлилась. На берегу стояла женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам. Молодой монах, заметив женщину, демонстративно отвернулся, а старый подошёл к ней, взял на руки и перенёс её через речку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал: Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет! На что старый ответил: — Я перенёс её и оставил на берегу реки, а ты до сих пор её несёшь.
Слайд 7
Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно, и при этом сидят в душе непрочно. А что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец, Ученики ответили: Хорошее семя, оставленное без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст плоды. — Так поступают и люди, — сказал им старец. – Вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить зачатки доброго, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, наоборот, прячут глубоко в душе, чтобы не увидели другие. Глубоко они там прорастают и губят человеческое сердце.
Слайд 9
Едет хмурый человек в троллейбусе и думает: «Вокруг ничего хорошего, одна тоска. Жена – ворчунья, дети – хулиганы, начальник – злыдня…» За его спиной – ангел-хранитель с блокнотом и ручкой. Записывает и думает: «Одна тоска, начальник – злыдня, жена – ворчунья, дети – хулиганы… Вроде, было уже… И зачем ему это всё время? Но раз заказывает – придётся исполнять…»
Слайд 11
По берегу моря гулял мужчина. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звёздами, которые выбросило на берег после страшного шторма. И вдруг он увидел маленькую девочку. Она наклонилась до земли, брала что-то, а потом бросала в море. Зачем ты это делаешь? – спросил мужчина. – Ты же не сможешь помочь им всем! Их слишком много! — Может быть, — ответила девочка, бросая как можно дальше в море ещё одну морскую звезду. – Но для неё я сделала всё, что смогла .
Слайд 13
Жил-был голубь, который постоянно менял гнёзда. Ему был невыносим неприятный, острый запах, исходящий от этих гнёзд. Как-то раз он горько пожаловался на это старому, опытному голубю. Тот всё выслушал и сказал: — Обрати внимание: оттого, что ты постоянно перелетаешь из гнезда в гнездо, ничего не меняется: запах, который тебе так мешает, идёт не от гнезда, а от тебя самого.
Слайд 14
Источники: «Жил человек…», сборник христианских притч, НИКЕЯ, Москва, 2009г. Иллюстрации: www.aif.ru old.rusk.ru http://www.bg-znanie.ru/rubrics.php?r_id=731 http://www.bethlehem.ru/component/option,com_true/Itemid,291/func,detail/catid,9/id,393/ http://vibiri.wordpress.com/2009/02/19/ христианские-открытки / http://images.yandex.ru/yandsearch Автор Воронина Валентина Владимировна учитель начальных классов ГОУ СОШ №853, Москва 2010 год
nsportal.ru
презентация к уроку по ОРКСЭ » Нравственные основы притчи»
Нравственные уроки притчи
Цель:
извлечь нравственные
уроки из притч
Познакомиться с притчами о добре и заботе о ближних
Узнать об особенностях притчи, как жанра
Дать понятие притчи
Задачи
Определить нравственные уроки изученных притч
Притча в моём понимании
Малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме
Малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения вероучительных истин.
Понятие «притча»
Малый поучительный рассказ религиозного или светского содержания с применением аллегорий
ПРИТЧА
Притча о маме
Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?
Бог ответил:
— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
— А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
— Как и когда я должен вернуться к Тебе?
— Твой ангел скажет тебе все.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама.
Работаем с притчей
- Кто главные герои притчи?
Бог и Ребенок
2. Зачем Бог дает ангела человеку?
Чтобы он оберегал и защищал человека, учил и наставлял на правильный путь
3. Кого Бог назвал ангелом?
Маму
4. Что значит мама в моей жизни?
Мама- самый родной, близкий и любящий меня человек, который всегда меня оберегает, согревает теплом и лаской, защищает от зла
5. В чем нравственный урок притчи?
Мама с детства дарит любовь, оберегает и защищает меня. Эта притча учит нас с ранних лет любить, ценить, уважать наших мам
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Работаем с притчей
- Кто главные герои притчи?
Старик и Внук
2. С чем сравнивает Старик внутренний мир человека?
С борьбой двух волков
3. Что представляет собой каждый волк?
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
4. Как Вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука (Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь)?
Каким я буду человеком Добрым или Злым зависит от меня самого
5. В чем нравственный урок притчи?
Эта притча заставляет меня задуматься: какой я – добрый или злой? Она учит нас воспитывать в себе добро.
строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов
не требует доказательств
используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину
способ передачи мудрости от старшего поколения
краткость
не содержит прямого наставления, морали. Слушатель сам должен его вывести
несет в себе определённый урок
Особенности притчи
Притча — литературный жанр
БАСНЯ
НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ
НАРОДНАЯ СКАЗКА
multiurok.ru