cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Приспособленность результат действия факторов эволюции презентация – Презентация по биологии на тему «Приспособленность – результат действия факторов эволюции» (11 класс)

Презентация на тему Приспособленность — результат действия факторов эволюции

Слайд 1

Тема: Приспособленность – результат действия факторов эволюции

Глава ХI. Механизмы эволюционного процесса

Цель урока: Рассмотреть примеры приспособленности живых организмов к среде обитания. Рассмотреть возникновение приспособленности с точки зрения К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. Доказать относительность приспособленности

Слайд 2

Каждый организм удивительно приспособлен к определенным условиям обитания. Эта приспособленность проявляется в особенностях внешнего и внутреннего строения, в поведении, в размножении и заботе о потомстве. Во внешнем строении примерами приспособленности являются форма тела и особые средства защиты. Например, обтекаемая форма тела рыб и птиц, причудливая форма животных, затаивающихся при поджидании добычи или скрывающихся от врагов (морской конек-тряпичник, рыба-клоун). Колючки ежа и дикобраза защищают этих животных от врагов.

Приспособленность организмов

Слайд 3

К ярким примерам приспособленности относятся покровительственная окраска и форма животных. Различают 3 типа покровительственной окраски и формы: маскировку, демонстрацию и мимикрию (существуют и другие классификации защитных окрасок). Маскировка — сходство с фоном, несъедобными для хищника предметами. Такая окраска у зеленого кузнечика, богомола, птиц, высиживающих яйца на земле.

Слайд 4

К демонстрации относятся предупреждающая и отпугивающая окраски. Предупреждающие окраски у ядовитых или жалящих животных, например, осы, шмели, божьи коровки несъедобны и своей яркой окраской как бы предупреждают об опасности.

Слайд 5

Отпугивающая окраска видна обычно только в минуты опасности и сопровождается угрожающим поведением. Например, глазчатый бражник в такие минуты раскрывает крылья и изгибает вверх брюшко. При этом становятся видны крупные «глаза» на задних крыльях бражника, брюшко же напоминает клюв птицы.

Слайд 6

Мимикрия — сходство с несъедобными предметами или ядовитыми животными, имеющими предостерегающую окраску. Верхний ряд — разные виды ядовитых лягушек, нижний ряд — разные формы одного вида имитатора

Слайд 7

Формы адаптаций у животных:

Слайд 8

Приспособленность проявляется и в особенностях размножения и заботы о потомстве. Многие рыбы охраняют свою икру (самец трехиглой колюшки даже строит гнездо, плавниками прогоняет воду над отложенной икрой, охраняет первое время личинок), некоторые вынашивают икру во рту (тиляпия). Если забота о потомстве выражена слабо, то в этом случае у животных очень высокая плодовитость, как это наблюдается у беспозвоночных и низших позвоночных животных, то есть выполняются правила — «чем меньше — тем больше, чем больше — тем меньше» — чем меньше потомства, тем больше забота о нем и наоборот.

Слайд 9

Слайд 10

Но любая приспособленность относительна: она целесообразна только в конкретных условиях, при их изменении приспособления оказываются бесполезными для организма. Например, иголки спасают ежа на суше, в воде еж разворачивается, становится беззащитным перед лисой; зеленый кузнечик хорошо заметен на буром фоне.

Слайд 11

Приспособленность по К.Линнею объясняется изначальной целесообразностью — каждый вид был создан уже приспособленным к жизни в определенных условиях обитания. По Ж.Б.Ламарку приспособленность появилась под влиянием среды, упражнению или неупражнению органов; стремлению к самоусовершенствованию и передачи по наследству благоприобретенных признаков. Но с точки зрения теории Ламарка нельзя объяснить возникновение, например, окраски скорлупы птичьих яиц и их формы, ведь его идея о роли упражнения и не упражнения органов здесь неприменима.

Возникновение приспособленности

Слайд 12

Теория Ч.Дарвина дала ответы на главные вопросы биологической науки: как возникло многообразие и удивительная приспособленность видов. Материал для отбора дает наследственная, мутационная изменчивость, в результате полового размножения (комбинативной изменчивости) эти мутации распространяются и попадают под контроль естественного отбора.

Слайд 13

В результате отбора из множества разнообразных, ненаправленных мутаций преимущественно выживают особи с полезными для данных условий мутациями. В результате дивергенции, расхождения признаков, различия становятся настолько серьезными, что возникает генетическая изоляция, приводящая к образованию новых видов.

Слайд 14

Тест 1. Приспособленность организмов по К.Линнею появилась в результате:

Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды. Передачи по наследству благоприобретенных признаков. Наследственной изменчивости. Естественному отбору. Стремлению к самоусовершенствованию. Изначальной целесообразности.

Слайд 15

Тест 2. Приспособленность организмов по Ж.Б.Ламарку появилась в результате:

Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды. Передачи по наследству благоприобретенных признаков. Наследственной изменчивости. Естественному отбору. Стремлению к самоусовершенствованию.

Слайд 16

Тест 3. Приспособленность организмов по Ч.Дарвину появилась в результате:

Слайд 17

Тест 4. Верные суждения:

Любая приспособленность относительна. Мутационная изменчивость поставляет материал для отбора. Мутационная изменчивость способствует распространению возникших мутаций по популяции. Комбинативная изменчивость поставляет материал для отбора. Комбинативная изменчивость способствует распространению возникших мутаций по популяции. Возникновению приспособленности способствует борьба за существование.

Слайд 18

Тест 5. Материал для естественного отбора наиболее приспособленных организмов поставляет:

Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Все виды изменчивости.

Слайд 19

Тест 6. Изменчивость, связанная с изменением генотипа:

Модификационная. Мутационная. Комбинативная. Все виды изменчивости.

Слайд 20

Тест 7. Изменчивость, связанная с половым размножением и появлением уникальных генотипов при слиянии гамет:

Слайд 21

Тест 8. Зеленая окраска у кузнечика — пример:

Предупреждающей окраски. Отпугивающей окраски. Мимикрии. Маскировки.

Слайд 22

Тест 9. Окраска божьей коровки — пример:

Слайд 23

Тест 10. Окраска и форма тела бабочки-стеклянницы — пример:

prezentacii.org

Урок «Приспособленность — результат действия факторов эволюции»

Разделы: Биология


Задачи:

образовательная: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, раскрыть относительный характер приспособлений, механизм возникновения приспособлений; подвести к мировоззренческим выводам о естественных причинах формирования приспособлений,

развивающая: выработать умения объяснять возникновение приспособлений с использованием учения о движущих силах эволюции; развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы,

воспитательная: формирование интереса к знаниям.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: комнатные растения, гербарные материалы растений, коллекция насекомых, таблицы (приложение 1), схема (приложение 2), рисунки учебника, презентация.

Методы и методические приемы: рассказ, применение знаний, решение проблем методом мозгового штурма.

План урока.

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

  1. Вводная беседа о приспособленности растений и животных к среде обитания с опорой на знания учащихся из предшествующих разделов курса “Биология”.

Изучение нового материала.

  1. Возникновение приспособлений (рассказ).
  2. Значение приспособлений (беседа с использованием гербарных материалов растений, коллекций насекомых).
  3. Виды приспособлений (рассказ с элементами беседы, с использованием презентации).
  4. Относительный характер приспособлений (рассказ, с использованием презентации).

Первичное закрепление учебного материала.

Домашнее задание: параграф учебника.

Рефлексия.

Ход урока

1. Оргмомент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Целеполагание и мотивация.

Сообщение темы, целей и задачи изучения нового материала.

3. Актуализация.

Вводная беседа о приспособленности растений и животных к среде обитания с опорой на знания учащихся из предшествующих разделов курса “Биология”.

Вопросы для беседы:

Особи большинства видов растений производят много спор или семян, насекомые откладывают большое количество яиц, рыбы мечут много икры.

  • Какое это имеет значение для вида в целом?
  • Можно ли считать данное явление приспособлением?
  • Приспособлением к чему? Ответ поясните.

Ученые провели опыт: переселили популяцию мышей в область с более светлой почвой по сравнению с почвой прежнего места обитания.

  • Что произойдет с популяцией мышей через некоторое время?
  • Почему значительная часть особей будет истреблена хищниками?
  • Какие особи смогут сохраниться?

4. Изучение нового материала.

1. Возникновение приспособлений (рассказ).

— по Ламарку;

— по Линнею;

— по Дарвину.

Вопрос: Ученые по-разному объясняют механизм возникновения приспособлений у организмов к среде обитания. Чем взгляды Ч. Дарвина на эту проблему отличаются от взглядов К. Линнея?

2. Значение приспособлений (беседа с использованием гербарных материалов растений, коллекций насекомых).

Вывод: Каждый организм приобретает признаки в наиболее выраженной форме.

3. Виды приспособлений (рассказ с элементами беседы, с использованием презентации).

— окраска и форма тела у животных (Презентация, слайд №2).

— покровительственная окраска и форма тела (Презентация, слайд №4).

— предостерегающая окраска (Презентация, слайд №5).

— угрожающая окраска (Презентация, слайд №6).

— мимикрия (Презентация, слайд №7).

Самоконтроль (Презентация, слайд №8).

4. Относительный характер приспособлений (рассказ, с использованием презентации).

Использование презентации, слайды № 9, 10.

    Первичное закрепление учебного материала

Вопросы:

1. Несмотря на многочисленные приспособления организмов к среде обитания, многие из них погибают от врагов, неблагоприятных абиотических факторов. Почему считают, что приспособленность имеет относительный характер следующих приспособлений:

а) плоская форма тела у ската.

б) наличие плавательных перепонок у водоплавающих птиц.

в) цветение ветроопыляемых деревьев ранней весной до появления на них листьев?

2. У многих видов растений цветки имеют приспособления к опылению с помощью насекомых.

Почему эти приспособления оказываются неэффективными в дождливую погоду?

Почему дождливая и прохладная погода в период цветения плодовых деревьев приводит к снижению урожая фруктов?

3. Приведите пример к разнообразным видам приспособленности:

  • Покровительственная окраска.
  • Маскировка.
  • Мимикрия.
  • Предупреждающая (угрожающая) окраска.

5. Домашнее задание: параграф учебника.

6. Рефлексия.

Используемый материал

  1. Кулев А. В. Общая биология: Поурочное планирование. С.-П.: Паритет, 2001.
  2. Диск “Общая биология”.
  3. Диск “Открытая биология”, ООО “Физикон”, 2003.

Музыкальное приложение

22.07.2010

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».(11 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №15 города Евпатории Республики Крым»

Разработка урока

Разработано:

Елисеева Ирина Владимировна,

учитель биологии высшей

категории

Тема урока: Приспособленность организмов — результат действия факторов эволюции»

Цель урока: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, уметь выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и относительный характер приспособлений.

Задачи:

образовательные: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, раскрыть относительный характер приспособлений, механизм возникновения приспособлений; подвести к мировоззренческим выводам о естественных причинах формирования приспособлений, показать пути формирования приспособления организмов к условиям существования и их относительный характер;

развивающие: выработать умения объяснять возникновение приспособлений с использованием учения о движущих силах эволюции; развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы;

воспитательные: сформировать у школьников материалистическое представление о механизме возникновения приспособлений у растений и животных; Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию;

Оборудование: интерактивная доска , учебная презентация по теме «Адаптации живых организмов», раздаточный материал карточки с изображением живых организмов.

Тип урока: комбинированный ,изучение нового материала..

Ход урока

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Изложение темы и целей урока (2 мин.)

3.Актуализация знаний. Учитель ставит обучающимся проблемный вопрос:

«Приведите примеры приспособлений организмов к различным средам обитания: а) водной;

б) наземно-воздушной;

в) почвенной;»

(Обучающиеся приводят различные примеры).(3 мин)

4. Рассказ учителя о различных видах приспособлений к среде обитания:

Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией. Защита от поедания свойственна многим животным и растениям. Они защищают себя сами. Поведенческие адаптации — это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания называются физиологическими адаптациями: накопление жира пустынными животными, железы, избавляющие от избытка солей, теплолокация, эхолокация. Биохимические адаптации связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных(5мин)

5.Демонстрация презентации по теме «Приспособление организмов к среде обитания»; (7 мин)

Проблемный вопрос классу: посмотрите на предложенные изображения, как вы думаете, всегда ли приспособления абсолютны и помогают выжить живому организму в различных условиях?

Предполагаемый ответ учащихся: адаптации организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: заяц-беляк, незаметный на снегу в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса; выпал снег, а заяц ещё не сменил окраску меха; зеленая окраска кузнечика спасает его от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены.(2мин)

6. Работа в парах с раздаточным материалом «Приспособленность организмов» и составление конспекта :(Приложение)

(17 мин)

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.(5мин)

Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

Почему? Что понравилось на уроке, что не понравилось?

Что бы вы хотели изменить, провести по — иному?

7.Выставление оценок за урок (1мин)

8.Домашнее задание.(2мин)

Параграф 38 , записи в тетради выучить. Творческое задание по выбору: подготовить сообщения по теме «Забота о потомстве», «Приспособленность животных и растений к водному образу жизни», подготовиться к  лабораторной работе «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Приложение

infourok.ru

Презентация к уроку по теме Приспособленность — результат действия факторов эволюции


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

«Эволюционный процесс – это прежде всего образование новых адаптаций, их накопление и координация» К.М.Завадский Приспособленность – результат действия факторов эволюции Приспособленность (от лат. Adaptacio – прилаживание, приспособление) – это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Задачи урока: Рассмотреть факты разнообразных приспособлений к среде обитания у животных и растений;научиться выявлять приспособления к среде обитания у различных организмов и их относительность;закрепить умение объяснять возникновение приспособлений. Некоторые формы приспособленности у животных Покровительственная окраска и форма тела (маскировка)Предостерегающая окраскаОтпугивающее поведениеМимикрия Некоторые формы приспособленности у растений Приспособления к повышенной сухостиПриспособления к повышенной влажностиПриспособления к опылению ветромПриспособления к опылению насекомыми и птицами Объясните механизм возникновения приспособлений Вывод на основании знаний о движущих силах эволюции Относительный характер приспо-соблен-ности Черты приспособ—ленности к среде обитания Среда обитания растения Назва-ние расте-ния Лабораторная работаПриспособленность организмов к среде обитания Приспособленность к опылению птицами Выводы В понятие приспособленность входят не только внешние признаки, но и соответствие строения органов выполняемым функциям.Приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбораПриспособленность носит относительный характер Вопросы для контроля Почему у видов животных, заботящихся о потомстве. Число потомков уменьшается? Приведите примеры.В регионе стабильно понижается среднегодовая температура воздуха. Какая из форм естественного отбора преобладает в этих условиях? Как должны измениться внешний облик и жизнедеятельность обитающих здесь зайцев через несколько лет? Докажите точку зрения.

Приложенные файлы

schoolfiles.net

Презентация на тему «Приспособленность организмов

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Приспособленность организмов — результат действия факторов эволюции»»

Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции.

Приспособленность организмов

Каждый организм удивительно приспособлен к определенным условиям обитания. Эта приспособленность проявляется в особенностях внешнего и внутреннего строения, в поведении, в размножении и заботе о потомстве. Во внешнем строении примерами приспособленности являются форма тела и особые средства защиты. Например, обтекаемая форма тела рыб и птиц, причудливая форма животных, затаивающихся при поджидании добычи или скрывающихся от врагов (морской конек-тряпичник, рыба-клоун). Колючки ежа и дикобраза защищают этих животных от врагов.

Приспособленность организмов

К ярким примерам приспособленности относятся покровительственная окраска и форма животных. Различают 3 типа покровительственной окраски и формы: маскировку, демонстрацию и мимикрию (существуют и другие классификации защитных окрасок). Маскировка — сходство с фоном, несъедобными для хищника предметами. Такая окраска у зеленого кузнечика, богомола, птиц, высиживающих яйца на земле

Приспособленность организмов

К демонстрации относятся предупреждающая и отпугивающая окраски. Предупреждающие окраски у ядовитых или жалящих животных, например, осы, шмели, божьи коровки несъедобны и своей яркой окраской как бы предупреждают об опасности

Приспособленность организмов

Отпугивающая окраска видна обычно только в минуты опасности и сопровождается угрожающим поведением. Например, глазчатый бражник в такие минуты раскрывает крылья и изгибает вверх брюшко. При этом становятся видны крупные «глаза» на задних крыльях бражника, брюшко же напоминает клюв птицы. А плащеносная ящерица при опасности открывает пасть и оттопыривает свой ярко окрашенный воротник, который поддерживается удлинёнными челюстными костями.

Мимикрия  — это сходство между двумя (и более) видами организмов, которое выработалось в ходе эволюции как защитное у одного или обоих видов. В широком смысле этим же термином нередко обозначают также все резко выраженные случаи подражательной окраски и сходства животных с неодушевлёнными предметами

Приспособленность организмов

Приспособленность проявляется и в особенностях размножения и заботы о потомстве. Многие рыбы охраняют свою икру (самец трехиглой колюшки даже строит гнездо, плавниками прогоняет воду над отложенной икрой, охраняет первое время личинок), некоторые вынашивают икру во рту (тиляпия). Если забота о потомстве выражена слабо, то в этом случае у животных очень высокая плодовитость, как это наблюдается у беспозвоночных и низших позвоночных животных, то есть выполняются правила — «чем меньше — тем больше, чем больше — тем меньше» — чем меньше потомства, тем больше забота о нем и наоборот.

Приспособленность организмов

Но любая приспособленность относительна: она целесообразна только в конкретных условиях, при их изменении приспособления оказываются бесполезными для организма. Например, иголки спасают ежа на суше, в воде еж разворачивается, становится беззащитным перед лисой; зеленый кузнечик хорошо заметен на буром фоне.

Спасибо за просмотр!

multiurok.ru

Презентация на тему «Приспособленность организмов

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Приспособленность организмов — результат действия факторов эволюции»»

Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции.

Приспособленность организмов

Каждый организм удивительно приспособлен к определенным условиям обитания. Эта приспособленность проявляется в особенностях внешнего и внутреннего строения, в поведении, в размножении и заботе о потомстве. Во внешнем строении примерами приспособленности являются форма тела и особые средства защиты. Например, обтекаемая форма тела рыб и птиц, причудливая форма животных, затаивающихся при поджидании добычи или скрывающихся от врагов (морской конек-тряпичник, рыба-клоун). Колючки ежа и дикобраза защищают этих животных от врагов.

Приспособленность организмов

К ярким примерам приспособленности относятся покровительственная окраска и форма животных. Различают 3 типа покровительственной окраски и формы: маскировку, демонстрацию и мимикрию (существуют и другие классификации защитных окрасок). Маскировка — сходство с фоном, несъедобными для хищника предметами. Такая окраска у зеленого кузнечика, богомола, птиц, высиживающих яйца на земле

Приспособленность организмов

К демонстрации относятся предупреждающая и отпугивающая окраски. Предупреждающие окраски у ядовитых или жалящих животных, например, осы, шмели, божьи коровки несъедобны и своей яркой окраской как бы предупреждают об опасности

Приспособленность организмов

Отпугивающая окраска видна обычно только в минуты опасности и сопровождается угрожающим поведением. Например, глазчатый бражник в такие минуты раскрывает крылья и изгибает вверх брюшко. При этом становятся видны крупные «глаза» на задних крыльях бражника, брюшко же напоминает клюв птицы. А плащеносная ящерица при опасности открывает пасть и оттопыривает свой ярко окрашенный воротник, который поддерживается удлинёнными челюстными костями.

Мимикрия  — это сходство между двумя (и более) видами организмов, которое выработалось в ходе эволюции как защитное у одного или обоих видов. В широком смысле этим же термином нередко обозначают также все резко выраженные случаи подражательной окраски и сходства животных с неодушевлёнными предметами

Приспособленность организмов

Приспособленность проявляется и в особенностях размножения и заботы о потомстве. Многие рыбы охраняют свою икру (самец трехиглой колюшки даже строит гнездо, плавниками прогоняет воду над отложенной икрой, охраняет первое время личинок), некоторые вынашивают икру во рту (тиляпия). Если забота о потомстве выражена слабо, то в этом случае у животных очень высокая плодовитость, как это наблюдается у беспозвоночных и низших позвоночных животных, то есть выполняются правила — «чем меньше — тем больше, чем больше — тем меньше» — чем меньше потомства, тем больше забота о нем и наоборот.

Приспособленность организмов

Но любая приспособленность относительна: она целесообразна только в конкретных условиях, при их изменении приспособления оказываются бесполезными для организма. Например, иголки спасают ежа на суше, в воде еж разворачивается, становится беззащитным перед лисой; зеленый кузнечик хорошо заметен на буром фоне.

Спасибо за просмотр!

multiurok.ru

Урок «Приспособление — результат действия факторов эволюции»

МБОУ «Сапрыкинская ООШ»

Урок по биологии

«Приспособление – результат действия факторов эволюции»

(Урок – конференция)

класс — 9

Учитель: Копцева И.В.

Сапрыкино — 2015

Тема урока: «Приспособление – результат действия факторов эволюции»

Задачи урока:

  1. Формирование знаний о развитии и единстве живой природы, о взаимосвязи природных и социальных явлений, о методах познания закономерностей живой природы

  2. Развитие образно-предметного мышления при анализе модельных опытов, наблюдательности, активности, самостоятельности в познании объектов и процессов живой природы

  3. Укрепление моральной ответственности, бережного отношения к природе в различных видах трудовой деятельности

Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. Русский ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев сделал интересные вычисления. Он подсчитал, что каждый год одно растение одуванчика производило около 100 семян. Если из всех этих семян выросли бы растения и снова дали по 100 семян каждое, и так продолжалось бы из года в год, то для 10-го поколения одного растения одуванчика потребовалась бы площадь в 15 раз больше поверхности всей суши. Наша планета покрылась бы желтыми головками одуванчиков, и ни одно семя другого растения уже не смогло бы прорасти на земле.

Карл Линней как-то высказал любопытную мысль о том, что три мухи могут съесть лошадь за столько-же дней, что и лев. Каждая муха (самка) за 5 дней может отложить 20 тыс. личинок; 3 мухи способны отложить 60 тыс. личинок. Сколько же надо еды, чтобы прокормить 60 тыс. мух? Ясно, что если все это множество личинок начнут есть лошадь, то они, пожалуй, съедят ее быстрее, чем лошадь.

Вопрос: почему подобные явления мы не наблюдаем в естественных условиях?

Ответ: потому что особи в течение всей жизни находятся в постоянной борьбе за существование: с особями такого же вида; с особями других видов, с неблагоприятными условиями среды.

Вопрос: почему же не все особи погибают в результате борьбы за существование?

Ответ: каждая особь имеет те или иные полезные признаки, которые обеспечивают их выживание в борьбе за существование в определенных условиях внешней среды.

Совокупность морфологических, поведенческих, популяционных и других особенностей данного биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды носит название адаптация. Адаптацией называют также сам процесс выработки приспособлений организмов к условиям их существования. Адаптации формируются на протяжении всех стадий жизненного цикла особей вида. Механизм эволюционного процесса развития адаптаций – одна из центральных проблем биологии.

Материалистическое решение проблемы развития адаптаций, или приспособленности, впервые предложил Ч.Дарвин. Он показал, что адаптации возникают в результате действия естественного отбора. Совершенство любой конкретной адаптации относительно, так как всегда возможны и более совершенные адаптации к данной среде обитания.

Объяснение возникновения приспособленности, данное Ч.Дарвиным, в корне отличается от понимания этого вопроса Ламарком, который полагал, что все живые организмы обладают врожденным внутренним стремлением к совершенству своей организации. Он полагал, что когда изменяются условия жизни, у животных появляются новые потребности. Изменение потребностей вызывает изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей. В результате одни органы, необходимые в новых условиях, упражняются и развиваются, а другие, ставшие ненужными, уменьшаются и постепенно отмирают.

Какие же адаптации существуют в природе? Заслушаем сообщение. (во время выступления докладчиков остальные ученики заполняют таблицу)

Название организма

Признаки приспособленности

Признаки относительного характера приспособленности

Примерное содержание выступлений учащихся

1-й докладчик. Покровительственную окраску (маскирующую) имеют все животные, хотя у многих есть и другие средства защиты. Лось вооружен мощными копытами, сила удара которых огромна.

Грачи, крачки, бакланы живут колониями: большая численность птиц и их «драчливый нрав» отпугивают хищников. Эти птицы обычно бывают либо белыми, либо черными, да и при общественном гнездовании защитная окраска оказалась бы бесполезной, ибо она не может скрыть сотни совместно гнездящихся птиц.

Птицы нехищные, безоружные, со съедобным мясом и медленным полетом, а особенно гнездящиеся на земле могут избежать гибели, лишь становясь невидимками. Например, козодои одеты в мягкие пепельно-серые тона, расцвечены темными пятнами или испещрены мелкими бурыми черточками. Они сидят плотно друг к другу, прижавшись к земле, и позволяют врагу приблизиться к себе почти вплотную.

Покровительственно окрашены и многие водные животные. Рыбы, живущие в верхних слоях воды, имеют серебристую чешую, которая блестит и переливается в отраженных лучах солнца. У рыб, живущих среди подводных растений, цвет чешуи и кожи зеленоватый, а у тех, что плавают около морского дна, среди подводных камней и в иле – темный цвет с пятнами.

Иногда животные принимают форму окружающих предметов – листа, сучка и т.д. Бабочка-каллима, живущая в Индонезии, очень красива: крылья ее сверху яркого темно-синего цвета с оранжевой каймой, снизу они окрашены в желтоватый цвет сухого полусгнившего листа, а жилки придают ей еще большее сходство с листом. Сядет такая бабочка на дерево, сложит свои крылышки и станет похожей на засохший листок.

2-й докладчик. Есть и такие животные, которые изменяют цвет тела в любую минуту и теряются в окружающей их среде. Например, африканская ящерица хамелеон. Это малоподвижное животное целыми днями сидит на ветке высокого дерева или кустарника. Хватательные, похожие на клещи лапы крепко зажимают ветки деревьев, а кончик длинного и мускулистого хвоста, обвившегося вокруг веток, помогает удерживать тело на дереве. Заметив своими вращающимися в разные стороны глазами летящее насекомое, хамелеон выбрасывает длинный язык с утолщением на конце и сидит неподвижно. Когда насекомое прилипнет к покрытому слизью языку, хамелеон быстро втягивает его в рот и съедает добычу. Хамелеоны не защищены ни броней, ни ядом. Они не могут спастись, закапываясь в землю и убегая. Они съедобны и имеют много врагов. Хищные птицы, зверьки, цапли, аисты, змеи, люди охотятся за этими безвредными ящерицами. Правда, при приближении враг хамелеоны надуваются и шипят, но их грозный вид никого не пугает. И единственное их спасение – затеряться среди ветвей и листьев, так как по испанской пословице: «Замеченный хамелеон – погибший хамелеон». Способность хамелеона менять окраску поистине замечательна. Когда животное спокойно, оно окрашено в желтоватый цвет с красноватыми полосками вдоль боков; при раздражении кожа хамелеона становится зеленоватой, а полосы беловатыми. Иногда животное становится красновато-бурым, на теле появляются пятна и тени разных тонов, потом они исчезают, окраска светлеет – создается впечатление, будто по телу беспрерывно проходят облака. Эта маскировка настолько совершенна, что стоит от животного отойти подальше, как оно буквально исчезает из поля зрения.

3-й докладчик. Многие животные не прячутся, а, наоборот, выставляют себя напоказ и как бы провоцируют нападение врагов на себя. Окрашены они ярко, вызывающе, но, не смотря на бросающуюся в глаза внешность, спокойно сидят на ветках, листьях, ползают по зеленым стеблям и цветкам растений. У многих гусениц шкурка яркая, покрытая разноцветными полосками и бугорками. Хорошо заметен и маленький красный жучок – божья коровка. Откуда же такое счастливое чувство безопасности? Какой талисман охраняет этих животных? Они или ядовиты, или несъедобны, или могут ужалить, а их яркие краски предупреждают об угрозе неприятности тех, кого это касается. Несъедобность многих гусениц была бы недостаточна для их защиты, если бы какие-нибудь внешние признаки не показывали птицам, что эта добыча далеко не лакомый кусочек. Но есть ли у птиц врожденная привычка не клевать ярко окрашенных насекомых? Нет. Условный рефлекс не трогать этих насекомых вырабатывается в результате «горького опыта». При этом, конечно, часть окрашенных насекомых становится жертвой молодых неопытных птиц. Этот урок – как бы страховой взнос за безопасность вида в целом.

4-й докладчик. Если у животного нет надежных органов защиты или маскировочной окраски, как ему надежнее спрятаться от врагов? Тут многим помогает подражание другим ядовитым или жалящим животным, т.е. мимикрия. Известны и подражательная окраска и подражательные формы тела – своеобразные «маскарадные костюмы», на всю жизнь надетые для спасения от нападения врагов.

Бабочка-стеклянница удивительно похожа на осу. Крылья ее совершенно прозрачны, так как нет чешуек, покрывающих листья других бабочек, у нее нет. При полете она жужжит, подобно осам, и летает так же стремительно и беспокойно, как они. Известен и редкий случай коллективной мимикрии. Один немецкий ученый, изучавший животный мир африканского побережья, увидел плавающих в воде маленьких сомов. Когда показались хищники, сомы мгновенно собрались в кучку головами внутрь, а заостренными хвостами наружу и образовали большой клубок, напоминающий гигантского морского ежа. Но стоило хищнику удалиться и каждая «игла» такого ежа снова стала морским сомом. Но одних окраски и формы недостаточно для маскировки. Животные должны действовать в соответствии со своим обликом. Так, например, полет некоторых бабочек напоминает падение кружащихся увядающих листьев.

5-й докладчик. Приспособительные инстинкты особенно ярко проявляются у животных с наступлением неблагоприятной погоды. Осенью многие птицы с громкими криками снимаются с насиженных мест и улетают на юг. Но не все. Тетерева и рябчики, которые летом кормились ягодами и семенами, переходят на питание почками и побегами. Галки роются в отбросах, синицы вытаскивают насекомых, укрывшихся в щелях коры, даже если дерево занесено снегом. Но многие птицы делают сбережения на «черный день», своеобразные «сберегательные кассы». Образцом «предусмотрительности « и «бережливости» являются грызуны. Прежде чем наполнить припасами кладовую, бурундук приводит ее в порядок: выбрасывает остатка старых запасов, выстилает дно дупла сухими листьями, а затем уже затаскивает в кладовую лесные орехи, семена диких трав, грибы и прочую снедь, иногда его «клад» весит около 8 кг. Каждый продукт складывается отдельной кучкой и не смешивается с остальными. Отбор производится самый тщательный: в запасах никогда не бывает испорченных орехов или неполновесных зерен. Инстинкт запасания корма распространен среди животных и является важным биологическим приспособлением. Он дает возможность животным пережить неблагоприятное время года. Особенно развит инстинкт у животных, которые населяют места с холодным или неустойчивым климатом.

6-й докладчик. У многих животных в организме откладываются запасы питательных веществ. У многих животных в организме откладываются запасы питательных веществ. Медведи, суслики, летучие мыши с наступлением холодов впадают в спячку. К осени у медведя откладывается жир, богатый витаминами. С приближением холодов сильно ожиревший и обросший густой шерстью медведь ищет надежное убежище в глухих местах леса среди бурелома, коряг и пней, где делает себе берлогу, выстилает ее сухими листьями и мхом и укладывается спать. Снег постепенно заносит берлогу, и она выглядит большим сугробом, из отверстия которого выходит тонкой струйкой пара выдыхаемый воздух. По этим струйкам можно следить за дыханием медведя. Посчитали, что он делает 12 дыхательных движений в 1 мин вместо 30, а температура тела сонного медведя около 30*, т.е. немного ниже нормальной. Медведь дремлет в берлоге до весны, медленно расходуя запасы осеннего жира. Те же медведи, которые не смогли накопить к осени достаточно жира не ложатся в берлогу и бродят по лесам в поисках пропитания. Таких медведей называют шатунами, они почти всегда голодны и очень опасны.

Спячка – один из замечательных примеров тесной зависимости животных от условий внешней среды.

Большинство впадающих в спячку животных обладают способностью в широких пределах изменять температуру своего тела, понижая ее до температуры окружающей среды. К периоду спячки животные накапливают жир и запасы воды в организме, которые тратятся ими во время зимнего сна. Хотя охлаждение и замедляет скорость всех физиологических процессов, животные во время спячки все же теряют от 1/3 до 1/2 веса своего тела. Потому, не имея достаточного запаса питательных веществ, они могут погибнуть от истощения.

7-й докладчик. Как приспособлены животные к условиям знойного сухого лета? Нелегко жить в местах, где поверхность песка нагревается днем до 65-75*С.

Как же спасаются животные от жары? Если в умеренных областях температура тела животного регулируется выделением пота, то в условиях пустынь этого явно недостаточно. Многие животные, населяющие пустыню, имеют длинные ноги (у тушканчиков), щетки из жестких волос (у млекопитающих), роговые чешуйки (у ящериц), хитиновые выросты (у насекомых) – приспособления для быстрого передвижения по сыпучему раскаленному песку и рытья норок.

Пустынные птицы с быстротой молнии взвиваются в воздух за пролетающими насекомыми. При быстром движении животные мгновенно прикасаются к почве и не обжигают конечностей. Кроме того, при беге создается встречный поток воздуха, который охлаждает тело.

В самый сухой период черепахи, желтые суслики и песчанки впадают в летнюю спячку, пока обильные дожди не возродят к жизни растительность пустынь. У сусликов летняя спячка переходит в зимнюю, и они спят по 7-8 месяцев в году.

Большинство животных в жаркие часы дня скрываются в норках под хилыми кустиками. Если температура почвы достигает 59*, то под кустиками в полутени – 39*, в середине куста — 38*, а на высоте 5 см от песка – 31*.

Рассказ учителя (относительный характер приспособленности)

Итак, каждый организм в процессе эволюции способен приобретать полезные признаки для существования, т.е. приспосабливаться. Но это еще не означает для него всеобщей выживаемости. Например, черви-паразиты имеют ряд приспособлений для жизни в теле хозяина (присоски, крючочки, упрощенная пищеварительная система). При перенесении этих червей в другие условия среды они неизбежно становятся не полезными, а вредными. С другой стороны, все особи неизбежно вступают в борьбу за существование между собой, с особями других видов и с неорганической природой. А еще в жизни каждой особи имеет место случай: болезни, эпидемии, хозяйственная деятельность человека, что может вызвать преждевременную гибель. Следовательно, любое приспособление носит относительный характер.

Выводы (запись на доске; формулируются учащимися и корректируются учителем).

  1. Общая приспособленность организмов к условиям существования складывается из множества отдельных адаптаций самого разного масштаба.

  2. Все адаптации возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора на базе наследственных вариаций и их комбинаций.

  3. Развитие органического мира идет по пути возникновения все новых адаптаций.

  4. В одних случаях адаптации осложняются, в других резко упрощаются (паразиты).

  5. Многие адаптации возникают на глазах человека.

  6. Любая адаптация относительна.

  7. Адаптации – результат эволюции

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *