Древний восток египет месопотамия восточное средиземноморье урок 10 класс – Древний Восток (10 класс) — презентации по Истории
План-конспект урока по истории (10 класс) на тему: Урок «Древний Восток»
Тема: «Древний Восток»
Урок истории в 10 классе (изучение нового материала).
Цель урока:
- знать особенности возникновения государств в Древнем Востоке;
- уметь сравнивать события, делать и аргументировать выводы; применять полученные ранее знания; обобщать учебный материал.
- понять и осознать, что по типу создаваемые государства могли быть только деспотиями.
Оборудование урока:
- Учебник: Алексашкина Л.Н. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. М., Мнемозина, 2009.
- Карта № 1. «Рост территории государств в древности»
- Карта № 2. «Египет и Передняя Азия в древности».
Вопрос № 1. Древний Восток
- Покажите на карте (№ 1) территории формирования цивилизаций Древнего Востока.
- С помощью карты (№ 2) сравните географическое положение и природные условия, в которых сформировались две древнейшие цивилизации — Египта и Месопотамии. Что в них было общим? В чем заключались различия?
Вопрос № 2. Восточная деспотия
- Прочитайте отрывки из источников и, опираясь на них, сформулируйте понятие и дайте развернутую характеристику восточной деспотии.
Древний Египет. Вот титул фараона: «Да живет Гор, образ бога, «Обе Владычицы», божественный рождением, царь Верхнего и Нижнего Египта, одаренный жизнью. Да живет Гор золота, родной сын Ра, возлюбленный им, владыка Обеих Земель, одаренный жизнью, вечностью, счастьем навечно».
Месопотамия. «Я — Хаммурапи, пастырь, названный Энлилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли… Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость…»
Древний Китай. «Сын Неба — это отец и мать народа, и потому он является правителем всей Поднебесной». «Власть Сына Неба простирается беспредельно… Какая земля не принадлежит правителю? Кто из числа питающихся плодами земли не является подданными правителя? Недаром говорится в оде: «Широко кругом простирается небо вдали, но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя!»
ДЕСПОТИЯ– форма самодержавной монархии с неограниченной властью правителя, характерная для государств Древнего Востока.
Особенности восточной деспотии
- Государственная собственность на землю.
- Обожествление власти царя.
- Работа с иллюстративным материалом: Стр. 30, задание к иллюстрации «Фараон Хафра»
- Статуя фараона Хафра (греч. – Хефрен) – одно из древнейших воплощений концепции «царской власти» средствами искусства. Определите, какие представления о власти фараона нашли отражение этом памятнике.
- Работа с текстом «Отрывок из китайского трактата IIIв. до н. э.»:
«Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные будут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, народ взбунтуется против своего государя. А если младшие будут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели, тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать от раздоров и соперничества. Вот почему древние мудрецы установили различия между людьми».
- Каковы особенности социальной структуры древневосточных обществ?
- Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор трактата? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?
- Жёсткая иерархичность общества.
- Почему древневосточные государства могли существовать только в форме деспотии?
- Для ответа используйте текст документа «Из законов вавилонского царя Хаммурапи», стр. 43 учебника.
Вопрос № 3. Духовные ценности древневосточных обществ
- Каковы отличительные особенности религиозных верований народов Древнего Востока?
Групповая работа:
- Религиозные верования в Древнем Египте, стр. 32 учебника.
- Иудаизм, стр. 41 учебника.
- Зороастризм, стр. 46-47 учебника.
- Индуизм и буддизм, стр. 51 учебника.
- Конфуцианство, стр. 55 учебника.
Домашнее задание:
- Работа с таблицей «Крупнейшие державы Востока»
Период | Держава | Основатель |
- Уметь показать границы держав и завоёванные ими территории на карте (№ 1).
nsportal.ru
Древний Восток. Месопотамия. Египет. Вавилон. Хетты
«Цивилизация – это не состояние, а движение, не гавань, а путешествие».
говорил британский историк Арнольд Тойнби.
Сегодня мы определим, истинными или ложными являются слова учёного.
Вопросы занятия будут такими:
переход к цивилизации;
Древняя Месопотамия и Древний Египет;
религия и культура Шумера и Древнего Египта;
Вавилонское царство;
Хеттская империя.
В начале 4 тысячелетия до нашей эры на смену неолиту пришёл медный век – энеолит. В самых развитых районах земли энеолит быстро сменился бронзовым веком. Он охватывает период середины 3 – 2 тысячелетий до нашей эры.
Около 1200 года до нашей эры бронзовый век сменился железным.
Переход человечества от первобытной эпохи к цивилизации произошёл на рубеже 4 и 3 тысячелетий до нашей эры. Он пришёлся на энеолит и бронзовый век.
Этот переход был очаговым. То есть далеко не все представители человеческой расы одновременно перешли к цивилизации.
В современной науке цивилизация – это следующая за первобытностью более высокая ступень развития человеческого общества. Её характерные черты: появление городов и государства; письменности; сложной социальной структуры; высокоразвитой культуры.
Решающий шаг, положивший начало истиной истории человечества, был сделан на Ближнем Востоке.
Ближний Восток в древности – это не совсем тот регион, под которым его принято понимать сегодня. Во времена первых цивилизаций Ближний Восток включал земли между Каспийским, Средиземным, Чёрным морями и Индийским океаном. А также Северную Африку.
Центры первых цивилизаций возникли на берегах крупных рек. В 4 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии, в долинах Тигра и Евфрата появились первые города. В них возводились храмовые комплексы.
Они были достаточно многолюдными. В городах развивались ремесло и строительство.
Примерно в то же время первые города появились в Африке, в долине Нила.
Основателями первых городов-государств Месопотамии были шумеры.
Интересно, что до настоящего времени не удалось выяснить происхождение этого народа. Шумерский язык не относится ни к одной из известных языковых семей. Наиболее крупными шумерскими городами были
Ур, Урук, Лагаш, Киш. Они строились вокруг храмовых комплексов.
Правители городов совмещали функции верховного жреца, носителя высшей государственной власти.
Фигура и власть правителя носили сакральный характер. В глазах подданных правитель находился под особым покровительством богов. От него зависела благосклонность богов к государству и его населению.
В шумерских городах вся земля считалась собственностью правителя, который олицетворял государство. Верховная власть постепенно становилась наследственной.
Религиозным и экономическим центром шумерского города являлся храм.
Здесь накапливались общественные богатства. Через храм проводились общественные раздачи, обмен продуктами и деятельностью.
Города-государства стремились расширить свою территорию. Упрочить своё политическое влияние в регионе. Поэтому постоянным явлением были войны между городами. В их ходе более сильные соседи подчиняли слабых. В итоге появлялись крупные, но непрочные государственные объединения.
Первые города-государства в Египте (ещё их называют номами) также возникли вокруг храмов. Зачастую их правители были выходцами из жречества. Но в долине Нила, в отличие от Месопотамии, борьба между городами велась более интенсивно.
На рубеже 3 и 4 тысячелетий до нашей эры порядка 20 номов в верхнем течении Нила и примерно столько же в нижнем объединились под руководством двух правителей. Началась война между Верхним и Нижним Египтом. Она завершилась победой правителя Верхнего Египта. Он объединил страну и стал её единоличным правителем.
В долине Нила появилось крупное государство с единым центром. Оно управлялось при помощи бюрократического аппарата. Верховным правителем Египта стал фараон – «живой бог». Он обладал неограниченной властью.
Верховенство государства и его правителя над подданными было всеобъемлющим. Такой тип государства получил название «восточная деспотия». Одной из особенностей цивилизации Древнего Египта стало раннее исчезновение общины. Её поглотили хозяйства храмов и вельмож.
Всё произведённое обществом являлось собственностью государства и его олицетворения – правителя. Распределение ресурсов проходило централизованно в соответствии со строжайшей системой норм.
В Древнем Египте собственность оказалась напрямую связанной с властью.
Появилась её особая форма, характерная не только для древнеегипетской цивилизации, но и для всего Древнего Востока – власть-собственность.
Развитие цивилизаций сопровождалось усложнением и систематизацией религий. Быстрым развитием материальной и духовной культуры. Религиозные представления шумеров стали основой для множества религиозных образов последующих эпох.
Шумеры сформировали представление об антропоморфных богах.
Соединили образы божеств с небесными светилами. Шумеры начали изучать звёздное небо.
По положению и перемещениям небесных тел они пытались предсказывать судьбы людей и государств. Шумеры первыми зафиксировали расположение созвездий. Определили пути движения планет.
У шумеров развилось представление о божественном первообразе истиной царственности. Он спускался на землю и соединялся с избранным государством, от чего последнее становилось как никогда могущественным и долговечным. В виде идеи «смены царств» этот шумерский образ вошёл в Библию. К нему же восходит идея «Москва – Третий Рим».
В Шумере был создан образ Гильгамеша. Он стал первым в истории эпическим героем, осмелившимся противостоять богам.
Одним из главных достижений шумеров стало изобретение клинописи.
До сих пор в обиходе шумерская шестидесятеричная система счисления –
Деление часа на 60 минут. Минуты – на 60 секунд. Круга – на 360 градусов.
Свои храмы шумеры возводили в виде зиккуратов – мощных ступенчатых сооружений. Их образ стилизованно используется и в современной архитектуре.
Древние египтяне верили, что бог Птах сотворил мир божественным словом. Аналогии этого можно встретить в Библии. Особым почтением в Египте пользовался бог небесного пространства и воздуха Амон-Ра.
Богиня Маат, по представлениям египтян, установила божественный порядок и истину, на основе которых существует государство. Главной задачей фараона было утверждение закона Маат на месте беспорядка в мире людей.
В 14 веке до нашей эры фараон Эхнатон ввёл культ единого бога – Атона. Он изображался в виде солнечного диска. Но после смерти Эхнатона Египет вернулся к многобожию.
Высшим проявление мощи египетского государства и фараона стало сооружение пирамид. Гигантские усыпальницы утверждали вечность и незыблемость установленного миропорядка.
В период Античности пирамиды считались первым из семи чудес света.
Египетская цивилизация создала основы многих знаний в области медицины,
математики, астрономии.
При египетских храмах существовали особые «дома жизни». В них составлялись литературные, религиозные, ритуально-магические, научные тексты.
Также при храмах создавались библиотеки, архивы, работали школы.
Наследие первых цивилизаций стало основой культуры всего Древнего мира.
В 3 – первой половине 1 тысячелетия до нашей эры на Ближнем Востоке шла непрерывная миграция народов. Развивались конкурирующие процессы
объединения земель и создания крупных государств и распада стран и раздробления их на новые государства. На Ближнем Востоке происходило объединение этносов, слияние культур, смешение языков, в итоге приведшее к образованию особого культурно-цивилизационного древневосточного феномена.
Шумерские города Месопотамии были завоёваны аккадцами – народом семитской группы.
Аккадцы создали централизованное государство и регулярную армию.
На рубеже 19–18 веков до нашей эры амореи – ещё один семитский народ – подчинили значительную часть Междуречья. Ими было основано государство с центром в городе Вавилон.
Пика могущества Вавилонское царство достигло в 18 веке до нашей эры при царе Хаммурапи.
При нём были изданы законы, полностью дошедшие до нашего времени.
Они – свидетельство того, что в вавилонском обществе существовала сложная социальная структура. Его высшим слоем являлось высокопоставленное чиновничество, напрямую связанное с правителем.
Особый статус был у жрецов. Самым многочисленным был слой свободных общинников.
В то же время присутствовали различные категории зависимого населения.
Существовало патриархальное рабство.
Важен тот факт, что в кодексе Хаммурапи прописан принцип «вины и злой воли». То есть разделение степени наказания за предумышленное и непредумышленное преступления.
С середины 2 тысячелетия до нашей эры на Ближнем Востоке утвердилась тенденция образования крупных военных держав. Они стали первыми империями древности.
В 16 веке до нашей эры в Египте образовалось Новое царство. Путём захватов оно постоянно увеличивало свою территорию.
При Тутмосе 3 египетская империя простиралась от 4 порога Нила до северных границ Сирии. Достигнув самых верхов Нила, Египет начал военные походы в Месопотамию.
Но захватнические интересы Египта столкнулись с устремлениями другой державы – Хеттской империи. Между странами началась война.
Хетты являлись представителями индоевропейских народов. В 17 веке до нашей эры они пришли в Малую Азию и создали здесь собственное государство. Хетты первыми из народов Востока освоили технологию получения железа. Тем самым получив важное преимущество в военном деле.
Хетты вели постоянные войны. Им удалось подчинить обширные земли.
В 1595 году до нашей эры хетты захватили Вавилон и разрушили его.
В конце 14 – начале 13 века до нашей эры соперничество Египта и империи хеттов за господство в Азии накалилось до предела. В битве при Кадеше едва не погиб фараон Рамсес 2.
После череды войн египтяне и хетты заключили мир. Говоря современным языком, великие державы признали стратегический паритет.
Таким образом, переход человечества к цивилизации произошёл на рубеже 4 и 3 тысячелетий до нашей эры. Первой цивилизацией Древней Месопотамии стал Шумер. Культура Шумера и Египта повлияла на развитие всего Древнего мира. Древний Египет, наравне с империей хеттов долгое время являлся одной их двух сверхдержав Ближнего Востока. Вавилонское царство достигло расцвета при царе Хаммурапи.
videouroki.net
Вопросы. 1. Древний мир и Древний Восток. 2. Древний Египет. 3. Месопотамия. 4. Восточное Средиземноморье.
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.2. Цивилизации Древнего мира Лекция 2.2.1. Древнейшие государства План: 1. Древний Египет 2. Древний Шумер 3. Вавилонское царство 4. Государства Восточного
ПодробнееРаздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.2. Цивилизации Древнего мира Лекция 2.2.2. Великие державы Древнего Востока План: 1. Появление первых великих держав. 2. Хеттское царство. 3. Ассирия и Урарту.
ПодробнееРаздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.2. Цивилизации Древнего мира Лекция 2.2.2. Великие державы Древнего Востока План: 1. Появление первых великих держав. 2. Хеттское царство. 3. Ассирия и Урарту.
ПодробнееИстория. 5 класс. Рабочая программа. Москва
Основное общее образование История 5 класс Рабочая программа Москва Планируемые результаты освоения учебного предмета Метапредметные результаты способность сознательно организовывать свою деятельность
ПодробнееПояснительная записка
Название раздела Введение. Первобытность Древний Восток Пояснительная записка Содержание учебного предмета Краткое содержание Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).
ПодробнееИероглифы, брахманы, клинопись, полис, патриции, конфуцианство. Пурпурная краска, зиккурат, Аттика, Осирис, термы, двенадцать родов (колен).
Задания 3. Объяснение смысла хронологических понятий, терминов 1. Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами Иероглифы, брахманы, клинопись, полис, патриции, конфуцианство. А)
ПодробнееРАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тематическое планирование. 5 класс. п.п наименование раздела/ темы урока часы учебног о времени Введение 1 cроки прохождения план/факт приме чания 1 Введение. Что изучает история. Источники исторических
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, осваивающих (освоивших) программу учебной (модуля)
Подробнее2.Пояснительная записка.
2.Пояснительная записка. В соответствии с примерной программой Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в 5 классе предполагается увеличение часов пропедевтического курса.
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету история соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования
ПодробнееТема: «Древний Восток»
Тема: «Древний Восток» Последний урок в разделе: «Древний Восток» Тип урока: повторительно обобщающий, открытый урок Цели: обучающая: Повторить основные события, даты, имена, страны, понятия по теме «Древний
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс
МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа 2» Ступинского муниципального района УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.О.Головина 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс на 2013-2014 учебный год (2 часа
ПодробнееВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. 1 вариант
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ Ф.И. учащегося Класс Дата проведения Ф.И.О. учителя 1 вариант 1. Какое событие произошло примерно 2 млн. лет назад? 1. появились первые стоянки первобытных людей 2. люди научились обрабатывать
Подробнее1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по предмету «История» по курсу Всеобщая история «История Древнего мира» для 5 класса составлена на основе: — авторской программы А.Н. Майкова «Введение
Подробнеечасов 6 Водный урок. У истоков истории
I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 класса (далее программа) составлена на основе: 1) федерального государственного образовательного стандарта (приказ МОиНРФ от
ПодробнееУЧЕБНЫЙ ГОД
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ, 5 КЛАСС, 2013 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
ПодробнееЦивилизации Древнего Востока
Цивилизации Древнего Востока Авторы: ученицы 11 «Б» класса: Моисеева Мария Старцева Алѐна Масленникова Ксения Руководитель: Кузнецова О.П. учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия 83» г.ижевск Проблемный
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Цели курса: осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории разработана на основе требований ФГОС (ФЕДЕРАЛЬННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) второго поколения. Примерной
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по истории в 5 классе разработана на основе ФГОС ООО по истории, примерной программы по истории на ступени основного общего образования, учебного плана МБОУ «Лекаревская
ПодробнееПланируемые результаты освоения предмета
Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. АрбузовкаИвантеевского района Саратовской области» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе Составитель: Сычёва Елена
ПодробнееОбщая характеристика учебного предмета
Пояснительная записка Нормативно-правовые документы. Рабочая программа по истории составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об
ПодробнееОбщая характеристика учебного предмета
Пояснительная записка Нормативно-правовые документы. Рабочая программа по истории составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.2.202 г. 273-ФЗ «Об
ПодробнееОбщая характеристика учебного предмета
Пояснительная записка Нормативно-правовые документы. Рабочая программа по истории составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.2.202 г. 273-ФЗ «Об
Подробнееdocplayer.ru
Презентация к уроку по истории (10 класс) на тему: Цивилизации Древнего Востока
Слайд 1
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Д/З: записи в тетрадиСлайд 2
План урока: АРХАИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА . ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ. ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.
Слайд 3
АРХАИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Историческое пространство древнейших цивилизаций — это главным образом речные долины крупных рек Северной Африки и Азии. Эти цивилизации называют также архаическими, т.к. они возникли как естественное продолжение и в то же время преодоление первобытности.
Слайд 4
АРХАИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Историческое время цивилизаций древности измеряется тысячелетиями: IV — III тыс. до н. э. — рождение египетской и шумерской цивилизаций. III — II тыс. до н. э. — возникновение индийской цивилизации (тогда же зарождается первая цивилизация в Европе — критомикенская, предшественница цивилизации Древней Греции), II тыс. до н. э. — китайская, хеттская, финикийская, древнееврейская (Передняя Азия) цивилизации. I тыс. до н. э. — Мидия и Персия, Урарту (Закавказье), Древний Рим, Согд, Парфия и Бактрия (Средняя Азия).
Слайд 5
АРХАИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Большинство древневосточных цивилизаций были речными. Древневосточная экономика была аграрной. Основное занятие – оросительное земледелие. Немалое значение имели садоводство, виноградарство, огородничество, животноводство. Развито строительство, ремесло.
Слайд 6
АРХАИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Египет прославился открытием пчеловодства , Китай – выращиванием тутовых деревьев , необходимых для производства шелка, и риса, Индия — производством хлопчатника .
Слайд 7
ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ Форму государства, сложившуюся на Древнем Востоке, обычно определяют понятием восточная деспотия .
Слайд 8
ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ В обобщенном виде особенности восточной деспотии можно представить следующим образом: наследственная власть правителя имеет неограниченный и централизованный характер; сложился мощный бюрократический аппарат управления; весь земельный фонд и ирригационные сооружения считаются собственностью правителя, который вместе с тем имеет обширные земельные владения, материальные и людские ресурсы в личной собственности; личность правителя обожествлена.
Слайд 9
ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ «Сын Неба — это отец и мать народа, и потому он является правителем всей Поднебесной». «Власть Сына Неба простирается беспредельно… Какая земля не принадлежит правителю? Кто из числа питающихся плодами земли не является подданными правителя? Недаром говорится в оде: «Широко кругом простирается небо вдали, но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя!»
Слайд 10
ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. Исследователям общество на Древнем Востоке представляется: относительно статичным (малоподвижным), строго иерархичным, основанным на почитании традиций, недоверчивым к нововведениям и потому весьма устойчивым.
Слайд 11
ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. «Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные будут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, народ взбунтуется против своего государя. А если младшие будут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели, тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать от раздоров и соперничества. Вот почему древние мудрецы установили различия между людьми». Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор трактата ( III в.до н.э.)? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?
Слайд 12
ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. Социальная иерархия РАБЫ КРЕСТЬЯНЕ-ОБЩИННИКИ РЕМЕСЛЕННИКИ ТОРГОВЦЫ ВОИНЫ ЖРЕЦЫ ВЕЛЬМОЖИ ПРАВИТЕЛЬ
Слайд 13
ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. Общество на Древнем Востоке в целом было довольно статичным; переход из одного социального слоя в другой был крайне затруднен. Классический в этом смысле пример — система варн (каст) в Древней Индии, где границы между варнами брахманов (вельможи), кшатриев (воины), вайший (торговцы, крестьяне-общинники) и шудров (не входившие в общину крестьяне и рабы) были практически непроницаемыми.
Слайд 14
ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. К вопросу о рабстве: Рабов, чаще домашних, живших в больших семьях общинников, могло быть относительно мало (например, в Индии) или довольно много (как в Китае времен правления Цинь Шихуанди или Египте в эпоху Среднего царства), но решающей роли в экономике они не играли нигде.
Слайд 15
ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. Основными производителями материальных благ были объединенные в общины земледельцы. Община на Древнем Востоке: — экономическая замкнутость; — самодостаточность; — самоуправление; — подчинялась государству.
Слайд 16
ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. Ведущими социальными нормами являлись веками складывавшиеся традиции, обычаи, нравственные и религиозные ценности . Новым по сравнению с первобытностью было появление — на основе обычного права — писаного права . Самый знаменитый свод законов на Древнем Востоке — это законы вавилонского царя Хаммурапи , относящиеся к XVIII в. до н. э.
nsportal.ru
§ 2. Цивилизации Древнего Востока. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни
§ 2. Цивилизации Древнего Востока
Междуречье: народы, государства, цивилизация. Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким регионом было Междуречье (Месопотамия), расположенное в долинах рек Евфрат и Тигр. Здесь с появлением шуме?рских городов-государств сформировалась одна из ранних цивилизаций. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, объединивших и скоординировавших усилия множества людей. Увеличение площади обрабатываемых земель в болотистых или засушливых районах стало возможно при организации коллективного труда, требовавшего управления и контроля. Возникновение организующих центров общественной жизни было связано с усложнением социальной структуры – появлением жрецов, воинов, ремесленников, а также с необходимостью отстаивать интересы поселений в конфликтах с соседями и укреплением власти военных вождей. С выделением слоя управляющих и жрецов начала складываться государственная власть, опирающаяся на волю богов, авторитет правителя и военную мощь.
Государство включало религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм, владевший землями вне города, на которых велось храмовое хозяйство, и дворец правителя – военного вождя. В борьбе за власть между верховными жрецами и военными вождями с течением времени одерживали победу вожди, становившиеся царями.
В обширных храмовых хозяйствах, которые постепенно превращались в царско-храмовые, использовался труд крестьян, получавших наделы для ведения личного хозяйства, и рабов. Между городами-государствами велись войны, которые в конечном счёте привели к складыванию единого государства под властью царей Акка?да. Власть царя передавалась по наследству.
Жрецы и писцы являлись носителями культуры. Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – кли?нописи, в дальнейшем применявшейся и другими народами Передней Азии.
В первой половине II тыс. до н.э. бо??льшая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммура?пи (правил в 1792 – 1750 до н. э.). Столица его государства – Вавило?нии стала одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира.
Это был огромный город Вавилон, населённый представителями многих народов. Здания в столице строились из сырцового кирпича, а главные архитектурные сооружения облицовывались глазурованной цветной плиткой, покрытой изображениями животных. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней (90 м), со строительством которой связана библейская легенда: после Всемирного потопа люди решили построить башню до небес; за эту дерзость Господь покарал строителей: наделил их разными языками, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле.
Гудеа – правитель шумерского города-государства Лагаш. XXII в. до н.э.
В Нововавилонском царстве, как и в предшествующее время, центрами экономической, культурной и политической жизни являлись крупные города, которые управлялись советом старейшин, состоявшем преимущественно из жрецов. Совет старейшин выполнял административные и судебные обязанности. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Последние работали преимущественно в храмовых хозяйствах и на строительстве. Большое развитие получила торговля – как внутренняя, так и внешняя. Мерилом стоимости были серебряные слитки. Отношения в обществе регулировались законами.
Первый в истории подробный свод законов был составлен царём Хаммурапи.
Царь Хаммурапи получает законы от бога Солнца Ша?маша. Рельеф. XVIII в. до н. э.
В XII – XI вв. до н. э. происходит возвышение другой державы – Ассирии, расположенной севернее Вавилонии. В результате жестоких завоевательных походов ассирийских царей почти вся Передняя Азия оказалась под их властью. В 689 г. до н. э. ассирийцы захватили и разрушили Вавилон, однако так и не смогли установить прочную власть над покорёнными странами. В 605 г. до н. э. Ассирийская держава была уничтожена объединёнными силами миди?йцев, живших к северо-востоку от Междуречья, и возродившегося Вавилона.
Раненый лев. Ассирийский рельеф. VII в. до н. э.
Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э., когда уже существовали шумерские города-государства, сложилось египетское государство, занимавшее долину реки Нил от первого порога до впадения в Средиземное море. В отличие от Междуречья, здесь проживало этнически однородное население и существовала привязанная к разливам Нила единая экологоэкономическая система.
Египетское государство представляло собой классическую восточную деспоти?ю, т. е. сверхцентрализованное государство, в котором вся полнота власти принадлежала наследственному монарху. Слово фараона (царя) было законом: он назначал на высшие должности чиновников, распределял между ними поручения, отдавал приказы. Установление законов, государственное строительство, ирригационные работы, горное дело, внешняя политика – всё определялось правителем. В его распоряжении находились государственные ресурсы – человеческие, земельные, продовольственные, вещевые. В управлении страной фараон опирался на придворную знать и правителей но?мов (от гр. «область, округ») – административно-территориальных единиц, на которые делился Египет.
Египтяне считали фараона сыном бога Солнца, почитали как символ благосостояния и процветания страны.
Одной из главных личных забот правителя было создание ещё при жизни собственной усыпальницы. Согласно религиозным верованиям египтян, человек после смерти продолжал жить в загробном мире. Но поскольку душа не может существовать без тела, его необходимо было сохранить.
В связи с этими верованиями в Египте разработали методику бальзамирования тел, что давало возможность длительного или, как предполагали египтяне, вечного сохранения мумии. Усыпальница и её содержимое – всё, что необходимо умершему в загробной жизни, – должны были соответствовать положению человека в земном обществе.
Рамзес II. Рельеф. XIII в. до н. э.
Одной из обязанностей фараонов было также строительство храмов, украшавшихся статуями богов. Каждый город имел своего бога-покровителя. Верховным богом в Египте считался бог Солнца Ра. Когда столицей государства стал город Фивы, его покровитель бог А?мон начал отождествляться с Ра – Амон-Ра. Грамотность, знания, образование – вся духовная жизнь общества сосредоточивалась в руках жрецов. Жрецы главных храмов оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику фараонов.
Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись ар?ии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на четыре ва?рны (санскр. «качество, цвет») – сословия, отличающиеся положением в обществе. Три из них считались высшими: бра?хманы (жрецы), кша?трии (воины) и ва?йшья (земледельцы, ремесленники, торговцы). Их представители назывались «дважды рождёнными», так как проходили обряд посвящения – второе рождение. В низшую варну входили шу?дры, призванные обслуживать «дважды рождённых». Человека к варне относили по рождению, переход из одной варны в другую был невозможен. В сословно-кастовую систему общества входили также неприкасаемые – те, кто не принадлежал ни к одной варне, – племена, занимавшиеся охотой и собирательством, а также представители «грязных» профессий. В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство.
Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Общины содержали обслуживающих их нужды ремесленников. В Индии община имела не только экономическое значение, она была в большой степени автономна и в политическом отношении. Государство облагало общину повинностями, но в её внутреннюю жизнь не вмешивалось, хотя царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных. В то же время в Индии не было жёстко централизованных держав. Когда применительно к ним используется, например, термин «империя», то следует помнить, что это было объединение ряда государств и племён, правители которых находились в разной зависимости от центральной власти и друг от друга.
Танцующий бог Шива. Индия
Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты. Письменность на древнеиндийском языке – санскри?те – носила слоговый характер. Мифология изложена в Ригве?де – первом известном памятнике индийской литературы, содержащем более 1000 религиозных гимнов, и в эпических поэмах «Махабха?рата» и «Рама?яна».
Высшее место в пантеоне богов занимали Бра?хма – творец Вселенной, Ви?шну – сохранитель и Ши?ва – разрушитель. Древняя религия брахманизм со временем видоизменялась. В результате её развития сложился индуи?зм, который в настоящее время широко распространён в Индии и считается одной из мировых религий.
В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая религия – буддизм. Её основателем стал Бу?дда (санскр. «просветлённый»), наследный принц из рода Гаута?ма (другое имя – Шакьяму?ни – отшельник из племени ша?кья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к заключению, что поскольку жизнь – это страдание, то выход из круга страданий – в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как достиг особого состояния – нирва?ны (санскр. «блаженство»), абсолютной отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и бодхиса?тв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах, призваны спасти всё живое от страданий.
В религиозно-философских и этических воззрениях индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «ка?рма» (санскр. «дело, действие»). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после смерти – реинкарнация (лат. «повторное воплощение»). В отличие от индуизма, буддизм не признаёт кастового деления и наличия богов – творцов мира, управляющих человеческими жизнями. С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм, который получил широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии.
Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал огромной по размерам страной.
В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств – наступил так называемый период Борющихся царств. К этому времени относится возникновение конфуциа?нства – этико-политического учения, ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и страданий простого народа основатель учения Конфу?ций (ок. 551 – 479 гг. до н. э.) обратился к старинным традициям общественной жизни. В них учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В центре конфуцианского учения – социальные идеалы и нормы поведения. Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек, обладающий идеальными качествами, главные из которых – гуманность и долг. Гуманность, в трактовке философа, включала справедливость, чувство собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось стремление к знаниям.
Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя, должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом поведения является подчинение старшим. Конфуцианский культ предков – как умерших, так и живых – и сыновняя почтительность обеспечивали прочность семьи, а семейная иерархия проецировалась на иерархию социально-политическую.
Всадник на верблюде. Китай
В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство, основателем которого стал император Цинь Шихуанди? (259 – 210 до н. э.). При следующей династии Хань (правила в 206 до н. э. – 220 н. э.) конфуцианство утвердилось в Китае в качестве государственной идеологии («хань» стало самоназванием китайцев). Под его влиянием появилось особое привилегированное сословие чиновников – шэньши? (кит. «учёные мужи»), в которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень и получавшие после этого право занимать государственные должности. С упрочением положения шэньши в Китае сложилась централизованная бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские устои и буддизм.
Культурное наследие Древнего Востока. Древневосточные цивилизации внесли немалый вклад в развитие мировой культуры. К культурному наследию Древнего Востока относятся изобретение письменности и числовых обозначений (цифровых символов), календаря, зачатки научных знаний, архитектурные памятники, произведения художественной литературы, первые законы, регулирующие общественную жизнь, и т. п.
Благодаря письменности стала возможной устойчивая передача накопленных знаний от поколения к поколению, сложилась система образования. Распространение письменности, её активное использование в делопроизводстве и при заключении торговых сделок привело к переходу от её сложных форм (иероглифической и клинописной) к более простой и доступной (буквенной). Первый фонетический алфавит, возникший в Финикии, лёг в основу современных алфавитов – греческого, латинского, кириллического и др.
Первые литературные произведения также появились на Востоке. Это и героический шумерский эпос о Гильгаме?ше, и произведения разных жанров, созданные египтянами. Около 900-х гг. до н. э. в Палестине началось составление текстов Пятикнижия (То?ры), рассказывающего об истории еврейского народа. На рубеже II – I вв. до н. э. были созданы «Исторические записки» Сы?ма Ця?ня, в которых описывалось прошлое Китая.
Немалыми были и достижения в медицине. Мумифицируя умерших, египтяне знакомились со строением человеческого тела, составляли описания болезней и фармакологические предписания. До наших дней сохранился папирус, являвшийся учебником по анатомии и хирургии. Методика иглоукалывания, возникшая в Китае, с успехом применяется в медицине и в настоящее время.
Астрономические наблюдения, позволявшие египтянам, вавилонянам, китайцам предсказывать разливы рек, определять время солнечных и лунных затмений, стимулировали развитие математических знаний. В Междуречье использовалась шестидесятиричная система счисления, а год делился, как это было в древнеегипетском календаре, на 12 месяцев. В странах Древнего Востока на основе математических расчётов и с применением технических навыков были созданы монументальные архитектурные сооружения, получило развитие изобразительное искусство – живопись, барильефы, скульптура.
Памятники древневосточных цивилизаций – пирамиды, храмы, статуи, живопись, украшения – поражают воображение: одни – своей грандиозностью, другие – яркой художественной изобразительностью.
* * *
Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Европейская цивилизация через Античность восприняла культурные достижения народов Месопотамии и Египта. Культурные достижения индийской и китайской цивилизаций стали известны европейскому миру много позже, уже в период Нового времени.
Вопросы и задания
1. Где и когда зародились самые древние цивилизации?
2. Сравните, что общего в цивилизациях Древнего Востока и выявите их главные отличия друг от друга.
3. Охарактеризуйте деспотию и её основные черты. Приведите примеры.
4. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, подготовьте проект об одном из религиозно-философских учений Древнего Востока.
5. Обсудите на уроке, какой вклад внесли древневосточные цивилизации в мировую культуру.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Урок по теме «Древний Восток»
План-конспект урока в 5 классе по теме «Древний Восток»
Учитель: Давыдова А.А.
Дата проведения: 21.12.2015.
Педагогические цели
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Восток».
Задачи:
— закрепить знания о достижениях культуры, исторических персонах, важных изобретениях и открытиях, исторических фактах истории Древнего Востока;
— формировать навыки оперативно работать с информацией и источниками, анализировать, сопоставлять исторические факты, ориентироваться по карте, предъявлять результаты учебной деятельности, работать в команде;
— воспитывать уважение к истории и культуре народов Древнего Востока через понимание важности их открытий для дальнейшего развития человечества.
Тип и вид урока
Урок систематизации и обобщения знаний
Планируемые результаты:
Предметные
Личностные
Метапредметные
Овладевать целостными представлениями об историческом пути народов Древнего Востока; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории; описывать памятники истории и культуры цивилизаций Древнего Востока.
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре других народов, толерантность.
Сознательное регулирование своей учебной деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований. Самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия.
Основное содержание темы, понятия и термины
Древние цивилизации Месопотамии. Древний Вавилон. Древний Египет. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия. Палестина. Израильское царство. Ассирия. Древняя Индия. Древний Китай. Условия жизни и занятия населения. Образование государств. Культурные достижения.
Образовательные технологии
Игровая, групповая и ИКТ-технологии
Образовательные ресурсы
Диск «Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс. Изд-во: Глобус; презентация «Древний Восток»; карта «Древний Восток»; тест на печатной основе; карточки с заданиями для игры.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Формы, методы, методичес-
кие
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
I.
Организа-ционный момент
Фронтальная,
Словесный,
Слово учителя.
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место
Быстрое включение в деловой ритм
II.Опреде-ление темы и постанов-
ка учебной задачи
Фронтальная,
Словесный,
Слово учителя.
Подводит к теме урока, через создание проблемной ситуации:
-Ребята, сейчас мы с вами подумаем, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Послушайте, пожалуйста, несколько фрагментов описания местности и подумайте, о каких государствах идет речь. (см. Приложение 1.)
В ходе ответов детей на доске делаются записи: Древний Египет, Древнее Двуречье, Древняя Финикия, Древний Китай, Древняя Индия.
Предлагает назвать тему урока:
— Где находятся эти страны?
— Как же будет называться тема нашего урока сегодня?
СЛАЙД 1.
Формулирует вместе с детьми учебную задачу:
-Сегодня мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам, а также попытаемся определить, почему цивилизации Древнего Востока оставили значительный след в истории человечества?
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Формулируют тему.
Слушают учителя, формулируют под его руководством учебную задачу
Принятие учебной задачи, сформулированной под руководством учителя
Умение решать проблему, анализировать результаты.
Осознанное построение речевых высказываний, рефлексия собственных действий
III. Контроль и обобщение
Индивидуальная, практический, тест
Дает тестовое задание для индивидуальной работы (см. Приложние 2), затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана.
СЛАЙДЫ 2-7
Выполняют тесты, меняются с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль и сличение способа действий и его результата с заданным образцом
Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов
Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера
Групповая,
словесный, наглядный,
практический,
игра
Динамическая пауза
— Вам заранее было дано задание: разбиться на две команды, придумать их название, выбрать капитанов.
Любое путешествие требует определенных денежных затрат, а путешествие в другую страну требует еще и получение визы, документа, дающего вам право посетить иностранное государство. Их вы получите после того, как представите свои команды.
Выдает импровизированные визы.
СЛАЙД 8.
— Итак, мы начинаем наше увлекательное путешествие по Древнему Востоку.
Организует работу в группах (командах) с раздаточным материалом ( см. Приложение 3) и последующим отчетом о работе.
Конкурс 1. Вычеркните лишнее слово и объясните свой выбор. СЛАЙД 9.
Конкурс 2. Назовите термин
СЛАЙД10
Конкурс3. Работа с картой
— По фрагменту карты определите, какое древнее государство здесь возникло?
Выводит на экран фрагменты карт.
СЛАЙДЫ 11-15.
Проводит гимнастику при использовании фрагмента китайской традиционной музыки
Конкурс 4. Где изобретено, впервые использовано..
СЛАЙД 16.
Конкурс 5. Мифы и легенды
Читает текст.
СЛАЙД 17.
Конкурс 6. Переводчики
— Один из народов Древнего Востока изобрел письменность. У нее было много достоинств, но имел место один недостаток. Сейчас мы проверим, как вы разбираетесь в древневосточных письменах. Прочитайте написанные на листе мудрые мысли. У какого народа появилась такая письменность? Какие заповеди здесь записаны?
СЛАЙД 18.
Скажите, а может ли человек руководствоваться данными правилами, живя в современном мире?
Конкурс 7. Решение исторических задач.
СЛАЙД 19.
Обобщающая беседа.
— Вернемся к проблемному вопросу нашего урока, почему цивилизации Древнего Востока оставили значительный след в истории человечества?
СЛАЙД 20.
Обобщает:
— Тысячи лет прошло с тех пор, как существовали государства Древнего Востока. Казалось бы, лишь немногие сохранившиеся сооружения могут напомнить нам о трудолюбии народов, о могуществе царей, о мастерстве ремесленников. Но и в нашей повседневной жизни мы продолжаем пользоваться изобретениями, которые были сделаны давным-давно в древневосточных государствах.
Представляют команды: название, девиз.
— Команда «Китайцы»,
девиз: «Мы китайцы, просто класс, победи попробуй нас!»
— Команда «Индийцы»
девиз: «мы индийцы идем к удаче, и только так, а не иначе!»
Получают визы.
Работают в командах, зарабатывают жетоны.
Выполняют задания на карточках, затем рассказывают о своей работе при помощи экрана.
Команды отвечают по очереди. При неправильном ответе право ответить переходит к команде-сопернику.
Выполняют упражнения под руководством ответственного за физкультминутку
Работают с раздаточным материалом, затем рассказывают о своей работе при помощи экрана.
Команды отвечают по очереди. Если команда отвечает неправильно, право ответа переходит к соперникам.
Работают с раздаточным материалом, затем рассказывают о своей работе при помощи экрана.
Отвечают на вопросы.
Работают с раздаточным материалом, затем рассказывают о своей работе.
Отвечают на вопрос
Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы
Формирование ответственного отношения к своему здоровью
Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие
Инициативное сотрудничество в поиске информации. Управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание
IV.Домашнее задание
Дает дифференцированное задание, инструктирует учеников по его выполнению:
1. Для сильных учеников – написать эссе на тему «Записки путешественника по Древнему Востоку»
2. Для средних учеников – составить синквэйны о странах Древнего Востока
3. Для слабых учеников – составить схему изобретений в странах Древнего Востока
СЛАЙД 21.
Воспринимают задание
Принятие учебной задачи для самостоятельного выполнения
V. Итог урока. Рефлексия
Фронтальная, словесный,
беседа.
Подведение итогов игры.
Выставление оценок.
Закончите предложения:
— Я приобрел..
-Я научился..
-Я смог..
-Меня заинтересовало..
-Мне захотелось..
-У меня получилось..
-Мне понравилось..
Подсчитывают заработанные в игре жетоны.
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
самооценка на основе критерия успешности.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Для определения темы и постановки учебной задачи
1.« Эта страна расположена в Южной Азии. Берега её с запада, востока и юга омывает океан. С севера её границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире. Большую часть года здесь жарко, а в июле и августе льют проливные дожди. в долине широкой и большой реки растут густые и труднопроходимые леса – джунгли. В вечнозеленом лесу круглый год распускаются яркие душистые цветы, растут банановые и кокосовые пальмы, манговые деревья». (Индия)
2. «Она лежит между двумя большими реками. Отсюда и её название. Почвы здесь удивительно плодородны. Реки дарят жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили здесь бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения садов и полей рыли каналы. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала». (Двуречье)
3. «Эта страна располагалась на восточном побережье Средиземного моря на узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор, где не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Местные жители сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Славилась страна строительным лесом – ливанским кедром, из которого строились быстроходные корабли…» (Финикия)
4. «По огромным пустыням северо-восточной Африки несет свои воды одна из самых больших рек в мире. На берегах этой реки росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. Течение реки встречало на своем пути пороги – каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно текла на север, где впадала в Средиземное море, прежде разделяясь на множество рукавов, образующих огромный треугольник – дельту. На берегах её располагалась эта страна от первого порога до Средиземного моря. Каждый год в июле начинался разлив великой реки, продолжавшийся до ноября. После разлива на полях оставался плодородный ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород…» (Египет)
5. «Эта страна располагалась в Восточной Азии на Великой … равнине между реками Хуанхе и Янцзы. На её территории возникло несколько государств, правители которых враждовали друг с другом…» (Китай)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест по теме «Древний Восток»
1. Книга, от названия которой произошло слово библиотека, была написана в:
1) Индии
3) Израиле
2) Китае
4) Египте
2. Великая Китайская стена защищала Поднебесную от набегов
1) ассирийцев
3) филистимлян
2) гуннов
4) ханаанеев
3. В Древнем Китае писали на:
1) на дощечках из бамбука
3) пальмовых ветвях
2) глиняных табличках
4) папирусе
4. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа:
1) Адам
3) Ной
2) Авраам
4) Иосиф
5. Земледельцы в Древней Индии выращивали:
1) хлопчатник и сахарный тростник
3) какао
2) чай
4) картофель
6. Река Янцзы протекает в:
1) Египте
3) Индии
2) Китае
4) Междуречье
7. Древнеиндийский мудрец, учивший, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение:
1) Конфуций
3) Моисей
2) Брахма
4) Будда
8. Письменность в Древнем Двуречье:
1) линейное письмо
3) клинопись
2) иероглифы
4) вязь
9. Столица Ассирийской державы, которую называли логовищем львов и городом крови:
1) Ниневия
3) Вавилон
2) Персеполь
4) Мемфис
10. Соотнесите страну и правителя.
1) Вавилония
А) Хаммурапи
2) Персия
Б) Цинь Шихуан
3) Индия
В) Дарий I
4) Китай
Г) Ашока
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Раздаточный материал
Конкурс 1. Вычеркните лишнее слово и объясните свой выбор
1) Нил, Тигр, Ганг, Вавилон
2) алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага
3) чай, алфавит, компас, шелк
Конкурс 1. Вычеркните лишнее слово и объясните свой выбор
1) брахман, шудры, фараон, «неприкасаемые»
2) шахматы, хлопок, корабль, сахар
3) пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись
Конкурс 2. Назовите термин
1) Фантастические сказания о богах и героях (мифы)
2) Скульптура льва с головой человека (сфинкс)
3) Обязательные правила поведения (законы)
4) Захваченная территория, потерявшая независимость и самостоятельность (колония)
5)Жрец в Индии (брахман)
6) Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы)
7) Люди, владеющие рабами (рабовладельцы)
8) Гробницы египетских фараонов (пирамиды)
9) Древнеегипетский письменный знак (иероглиф)
10) денежный сбор в пользу государства (налог)
Раздаточный материал
Конкурс 4. Где изобретено, впервые использовано…
Компас — _________; прозрачное стекло — _________; бумага — _________; календарь — _________;
законы, записанные на камне — ___________.
Конкурс 4. Где изобретено, впервые использовано…
Шахматы — _________,
производство шелковой ткани — __________, глиняные кирпичи — _________, таран — __________, так называемые арабские цифры — _________.
Конкурс 5. Мифы и легенды
1. Об это известном боге индии существует много легенд. Родился он принцем, жил в прекрасном дворце. А когда вырос, стал отшельником, голодал, терпел лишения. О каком мифе идет речь? (Миф о Будде)
2. У разных народов есть своя легенда или миф об этом событии. В Двуречье это миф звучит так: : «Построил Утнапишти корабль и погрузил на него весь свой скот, всю родню свою. И вот черная туча закрыла небо. Шесть дней и ночей шел дождь. О каком мифе идет речь? (Миф о потопе)
3. У древних евреев много мифов связано с именем этого правителя, так его считали самым мудрым и справедливым, самым богатым и щедрым. О ком идет речь? (легенда о Соломоне)
4. В этом мифе говорится, что из губ бога Брахмы появились жрецы, из рук появились воины, из ребер появились земледельцы. О каком мифе идет речь? (миф о происхождении каст)
5. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло 5 тыс. лет, а мы до сих пор используем это открытие. О чем повествует старинная легенда? (О шелке)
Конкурс 6. Переводчики
Один из народов Древнего Востока изобрел письменность. У нее было много достоинств, но имел место один недостаток. Сейчас мы проверим, как вы разбираетесь в древневосточных письменах.
— прочитайте написанные на листах мудрые мысли. У какого народа появилась такая письменность? Какие заповеди здесь записаны?
Н КРСТ — _____________________(не красть)
Н ЛГТ — ______________________ (не лгать)
Н БВТ — ______________________ (не убивать)
ПЧТТ ТЦ МТ — ________________(почитать отца и мать)
Раздаточный материал
Конкурс 6. Переводчики
Н КРСТ — ______________________________
Н ЛГТ — _______________________________
Н БВТ — _______________________________
ПЧТТ ТЦ МТ — _________________________
Конкурс 6. Переводчики
Н КРСТ — ______________________________
Н ЛГТ — _______________________________
Н БВТ — _______________________________
ПЧТТ ТЦ МТ — _________________________
Конкурс 7. Решение исторических задач
Задача 1. Сколько тысяч лет назад возникли города в Египте, если первые из них появились в 3 тысячелетии до н.э.? (Решение: 3000 лет до н.э. +2015 лет н.э. = 5015 лет назад).
Задача 2. Сколько тысяч лет назад возникли города в Двуречье, если первые из них появились в 4 тысячелетии до н.э. (Решение: 4000 лет до н.э. +2015 лет н.э =6015 лет назад)
Задача 3. Сосчитайте, где города появились раньше и насколько. (Решение: 6015-5015 = на 1000 лет раньше появились города в Двуречье).
Раздаточный материал
Конкурс 7. Решение исторических задач
Задача 1. Сколько тысяч лет назад возникли города в Египте, если первые из них появились в 3 тысячелетии до н.э.?
Задача 2. Сколько тысяч лет назад возникли города в Двуречье, если первые из них появились в 4 тысячелетии до н.э.
Задача 3. Сосчитайте, где города появились раньше и насколько.
Конкурс 7. Решение исторических задач
Задача 1. Сколько тысяч лет назад возникли города в Египте, если первые из них появились в 3 тысячелетии до н.э.?
Задача 2. Сколько тысяч лет назад возникли города в Двуречье, если первые из них появились в 4 тысячелетии до н.э.
Задача 3. Сосчитайте, где города появились раньше и насколько.
infourok.ru
Методическая разработка урока по теме Древний Восток
Тема урока «Древний Восток»
“Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения”.
“Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию”.
Конфуций
Цели и задачи урока:
повторить, скорректировать и закрепить знания по теме “Государства Древнего Востока”;
сформировать представление о том, что культура и религия стран Древнего Востока стала одной из основ единой культуры современного человечества;
создать условия для развития личности школьников в процессе деятельности и общения;
формировать потребность учеников в самообразовании и повышении культурного уровня;
способствовать развитию: исследовательских навыков и умений, способности к обобщению, систематизации полученных знаний;
продолжить обучение грамотному чтению исторической карты;
формировать умение работать в коллективе и группах;
способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся;
создать на уроке атмосферу психологического комфорта;
не допускать переутомления детей, меняя вид деятельности на уроке. (слайд № 1)
Оборудование:
Карта “Древний Восток”
Мультимедийный проектор
Рабочая тетрадь
Оценочные листы для каждого ученика
Карточки-тесты.
Презентация
Ход урока
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня нам предстоит повторить весь материал по теме “Древний Восток”. В течение всего урока нас будут сопровождать поучительные изречения и советы китайского мудреца Конфуция. И начнем мы – тоже с его афоризмов. Прочитайте эпиграф урока, ответьте, что важное вам напоминает Конфуций (самостоятельная мотивировка на урок ).
Усвоив содержание темы “Древний Восток”, вы многое уже будете знать и понимать при изучении последующих тем.
Что же мы сегодня повторяем? (На экране слайд №2)
Основные вопросы урока:
Географическое положение стран Древнего Востока
Особенности хозяйственной деятельности стран Древнего Востока
Культурные достижения стран Древнего Востока
Исторические деятели стран Древнего Востока
Религия стран Древнего Востока
Крылатые выражения, мудрость стран Древнего Востока
“Лишь та ошибка, что не исправляется”.
Конфуций
Разминка для концентрации внимания (слайд №3).
Ищем грамматические ошибки в терминологии по изучаемой теме.
Примени знания и проверь свое внимание!
Оазес
Папирас
Глинопись
Сатрапеи
Иероглефы
Мумея
Диржава
Заповиди
Шахмоты
Калонии
Саркафаг
Делта
Свинкc
Хамурапи
Фораон
Канфуций
Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:
Кто не помнит значение какого-нибудь термина? (Разбор определения, если таковые имеются)
Терминов, из какой страны нет в перечне?
Терминов, какой страны больше всего?
Логическая задача: финикийские ученики, в отличие от египтян, уже после короткого обучения могли что-нибудь написать. Но все же их записи, попавшие в чужие руки не были полностью понятны. Почему?
Что еще кроме внимания мы тренируем, выполняя данное задание?
“Вести сражаться необученных людей — значит их бросать”.
Конфуций
II. Работа с картой.
Цель: продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий.
Учитель: Древние государства…Они располагались на территории современных стран мира. Некоторые сегодня так и называются — «Египет», «Сирия», «Китай», а названий других уже нет. Давайте, ребята, перечислим государства Древнего Востока.
III. Работа с тестом
Цель: проверить и закрепить знания учащихся.
Учитель: Страны Древнего Востока останутся в вашей памяти многими событиями, датами, именами, изобретениями. Наша следующая работа – тест. Каждый получает тест на карточке.
Тест проверяет сосед по парте. Ответы представлены на слайде. (слайд №4)
Тест (Приложение)
1. Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон.
1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай
2. Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «река тысячи бед»
1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай
3. Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай
4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Евфрат и Тигр.
1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай
5. Страна, которая расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи.
1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай
Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации.
Укажите земледельческие страны.
Назовите страны, где было развито скотоводство.
Назовите страны, отличающиеся каким-нибудь особым видом хозяйственной деятельности.
Какие из перечисленных государств стали державами?
Назовите последовательность нашего изучения перечисленных государств.
Логическая задача: При Хаммурапи в Двуречье богатые люди, наряду с другим имуществом, указывали в завещании дверь, табурет, кровать. Почему, наряду с драгоценностями потомкам завещали такие странные предметы?
IV. Игра.
Цель: развивать умение применять знания на практике
Итак, каждая страна у нас с чем-нибудь ассоциируется. Играем в ассоциации.
На столе у учителя 14 табличек с названиями предметов, имеющих отношение к истории какой-нибудь древневосточной стране. Ученики по очереди должны подойти, взять любую табличку, назвать страну, откуда этот предмет. (Приложение)
1.Таблички с названиями предметов:
Стеклянный бокал (Финикия)
Спички (Китай)
Пачка чая (Индия)
Компас (Китай)
Шелк (Китай)
Бумага (Китай)
Шахматы (Индия)
Алфавит (Финикия)
Красная ткань (Финикия)
Пирамида (Египет)
Папирус (Египет)
Корабль (Финикия)
Сахар (Индия)
Вата, хлопок (Индия).
“Не печалься, что люди тебя не знают,
а печалься, что ты не знаешь людей”.
Конфуций
V. Угадай, кто этот исторический персонаж? (Слайд5)
1. Египетский фараон, гробница которого осталась не разграбленной до наших дней.
2. Последний из великих царей Ассирии, правил в 668 — ок. 627 до н. э. В правление … в Ниневии была собрана первая систематическая библиотека на древнем Ближнем Востоке.
3…император из династии Маурьев. Известен как царь — покровитель буддизма, к которому он обратился после кровавых войн; первый царь, постригшийся в монахи. Его деяния описаны в книге “Легенды об ….”.
4. В 558 до н. э. стал царем Персии; через пять лет в 553 до н. э. он побудил персидские племена восстать против мидян и, захватив столицу Мидии Экбатаны, лишил власти царя Астиага. После захвата принадлежавших Мидии земель в состав Персидской державы вошли Ассирия, Армения, Каппадокия и Парфия. В течение десятилетия персы покорили Лидийское царство и подчинили своей власти племена, жившие на Иранском нагорье и в Средней Азии. К концу 540-х гг. до н. э. границы царства достигли р. Сырдарьи и отрогов Гиндукуша. В 539 до н. э. обратил свою армию против Вавилона и захватил его.
е) Сразу после прихода к власти возглавил поход против восставшего Вавилона, который в декабре 522 до н.э. был захвачен персидскими войсками. В дальнейшем, в 519-512 до н. э., персы захватили Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии, раздвинув пределы государства от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, Армянского нагорья на севере и первого порога Нила на юге.
5. Взойдя на престол в 246 до н. э. и победив своих соперников, он совершил завоевательные походы в соседние государства, нанес им сокрушительное поражение и объединил большие территории в единую империю, приняв титул …, что значит “Первый император династии”.
6. Великий мудрец Древнего Востока, который говорил, что мудрость – в знании старинных книг
VI. Религия Древнего Востока.
Выполните задания, показанные на слайде
“Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим”.
Конфуций
VII. На глиняных табличках Двуречья найдены пословицы. Какие пословицы в нашем языке аналогичны им по содержанию?
“Хорошо одетому всегда рады” (“Встречают по одежке, провожают по уму”)
“Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку” (“Делить шкуру неубитого медведя”)
“Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову” (“Из огня да в полымя)
Дополнительные задания для тренировки переключения и концентрации внимания и развития логического мышления:
По вашему мнению, что объединяет данные тексты?
Какие крылатые выражения вы помните, кроме “соломонова решения”?
VIII. Работа в парах — “Найти ошибку в тексте».
Цель: формировать умения работать в парах, отстаивая свою точку зрения, используя исторические и литературные знания.
Учитель: Каждый ученик получает текст, в котором есть ошибки. Следует их найти, работая в парах. Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира. Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру известную книгу всех времен и народов – Библию.
Государства на Древнем Востоке возникли и распадались стремительно. Так произошло с Ассирией, достигшей своего могущества около тысячи лет до н.э., а распавшейся в 512 г. до н.э. Но больше всего загадок таят древняя Индия и Китай. Ученые до сих пор спорят, отчего погиб город Сяньян в Индии и был ли на самом деле «Сыном Неба» последний китайский император из династии Цынь Шихуан.
IX. Давайте подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока.
Комментарии учителя к ответам и работе на уроке, оценки.
Для визуальной аналитической мотивации: путем поднятия рук, ответить на вопросы:
Кто сегодня доволен собой на уроке?
Кто считает, что мог бы работать лучше?
Кто стал больше знать, чем в начале урока?
Кто устал?
Кто расстроен?
Кому было тяжело?
Кому было не трудно?
Нужно ли проводить подобные уроки?
X. Домашнее задание: заполнить таблицу.
Страна
Египет
Финикия
Вавилония
Ассирия
Индия
Палестина
Китай
Реки
Правители
Изобретения
Памятники
Письменность
Мифы
Религия
infourok.ru