cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – —

Содержание

Дифференцированный подход: принцип, технология :: SYL.ru

Принцип дифференцированного подхода дает возможность создавать обучающую систему, обеспечивающую потребности каждого ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей. Психолог Н. А. Менчинская отмечала значимость дифференциации, своевременность и актуальность данного подхода.

Традиционное обучение школьников не позволяет раскрывать их индивидуальные способности и особенности.

Индивидуально — дифференцированный подход – это отличный способ раннего выявления одаренных и талантливых детей. Он позволяет формировать у них универсальные учебные навыки, заниматься по уникальным образовательным траекториям.

Специфика технологии

Дифференцированный подход в обучении является совокупностью определенных средств, решений, методов обучения, которые охватывают конкретный элемент учебного процесса. Что представляет собой данный процесс? Дифференцированный подход в обучении – это форма организации учебной деятельности, в рамках которой педагог работает с группой школьников, которая составлена с учетом наличия у них общих качеств. Его можно назвать составным компонентом дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.

Индивидуально — дифференцированный подход присутствует в любой обучающей системе. Он в полной мере отвечает запросам общества, стремящегося к обеспечению всестороннего развития человека, открытия для ребенка возможности получения определенных знаний.

Задачи

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет выявлять и развивать задатки и способности детей. Он базируется на открытости, проявляемой в уменьшении регламентированности в работе учителя. У школьников появляется возможность выбирать вопросы и задачи, а также учебную дисциплину, которую он будет осваивать углубленно.

Открытость обучения способствует подбору индивидуального стиля для каждого школьника.

Принципы

Реализация дифференцированного подхода основывается на следующих тезисах:

  • управление учебной деятельностью со стороны учителя;
  • саморегулирование учения школьниками

Основные цели данного способа обучения и воспитания изложил в своих педагогических исследованиях И. Унт.

Дифференцированный педагогический подход предполагает реализацию следующих целей:

  • обучающей;
  • развивающей;
  • воспитывающей.

Первая цель предполагает усовершенствование навыков, умений, знаний школьников, содействие реализации учебных программ путем повышения навыков и знаний у каждого ребенка в отдельности, снижение отставания, углубление и расширение знаний у детей с обязательным учетом специальных способностей и интересов.

Организация дифференцированного подхода в рамках воспитательной работы связана с созданием предпосылок для формирования специальных способностей и интересов каждого ребенка. Воспитание предполагает учет познавательных интересов, позитивное влияние на мотивацию к учебному процессу, внеурочной деятельности.

Если педагогу удается реализовывать все цели, повышается успеваемость школьников, меняется их отношение к учебному процессу.

Преимущества обучения

Дифференцированный подход в воспитании обладает определенными достоинствами. При оптимально и рационально организованной коллективной и групповой деятельности можно раскрывать мышление школьников, по достоинству и адекватно оценивать возможности и способности детей, развивать у подрастающего поколения интерес к качественному анализу.

Недостатки технологии

Технология дифференцированного подхода имеет и отрицательные характеристики. Перечислим некоторые из них:

  • сложно в рамках урока удовлетворить интересы одаренных детей, пытаясь научить отстающих;
  • появляются сложности в приобщении детей к систематической самостоятельной деятельности с новым учебным материалом, направить их на процесс самообразования;
  • нелегко справляться с проблемами воспитательного характера, которые связаны с оценкой смыслового и личностного роста подрастающего поколения.

Положительных моментов у данного метода намного больше, чем отрицательных характеристик. Дифференцированный подход касается всех компонентов методической системы обучения, он подходит для всех ступеней школьной программы.

Разновидности технологии

Выступать она может в разных видах. Первый выражается в том, что в процессе обучения в одном классном коллективе по одному учебнику и программе, ребята усваивают материал на разных уровнях. В этом случае определяющим фактором выступает обязательный уровень подготовки учащихся. Достижение его является подтверждением выполнения школьником минимального объема учебного материала. На сформированной базе осуществляется более высокое овладение материалом.

В подобной ситуации дифференцированный подход предполагает использование нескольких уровней.

Второй вариант дифференциации предполагает профильное обучение. На средней ступени обучения ребята вместе с родителями ориентировочно подбирают себе профессиональную сферу, с которой они планируют связать свою будущую жизнь. В этом случае дифференцированный подход способствует выявлению творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка, их развитию. В настоящее время в системе образования функционируют художественные, спортивные, музыкальные школы, в которых профильные дисциплины преподаются на высоком уровне.

Дифференциация по интересам

В этом случае учащихся группируют в классы по определенным интересам. В наши дни популярностью пользуются классные коллективы с углубленным изучением химии, физики, математики, гуманитарных дисциплин.

Дифференцированный подход позволяет ребятам изучать те научные области, которые необходимы им для осуществления своей мечты.

К примеру, дети, которые интересуются физикой, имеют в данной области отличные результаты, формируются в класс (группу) продвинутого уровня. Дифференцированный подход в работе помогает учителю подбирать для воспитанников такие задания, которые способствуют развитию школьников.

Из оставшихся учеников параллели выделяют «базу» и группу педагогической поддержки.

Модель подобных групп, которая объединяет в себе два варианта дифференциации: по интересам и по степени достижений, функционирует и на старшей ступени. Для переформирования групп используется итоговый годовой контроль.

Для распределения школьников между различными направлениями учебной деятельности используются многочисленные диагностики, включая интеллектуальные тесты.

Дифференциация на уроках математики

Как для этой научной области используется эта педагогическая технология? Дифференцированный подход оптимально подходит для «царицы наук». Эта сложная дисциплина у многих школьников вызывает серьезные проблемы. В начальной школе в процессе обучения математике применяют уровневую дифференциацию.

Суть метода состоит в поиске приемов и способов образовательного процесса, которые помогают ребятам овладевать основными математическими знаниями.

Ученик получает возможность и право на выбор глубины и объекта усвоения учебного материала, варьирование собственной учебной нагрузки.

В этом случае достижение обязательных образовательных результатов является объективным критерием. На его базе меняется ближайшая цель в обучении отдельного ребенка, происходит перестройка работы в соответствии с таким содержанием.

Педагог либо предлагает ученику задания повышенного уровня сложности, либо продолжает работу по формированию главных умений и навыков.

Подобный подход способствует образованию прочного фундамента, благодаря которому учитель видит результат своей педагогической деятельности.

Педагог получает возможность работать с сильными учениками, поскольку он уже не обязан спрашивать со всех школьников полный объем материала, пропадает необходимость разгружать школьные программы, уменьшать уровень требований, опираться на слабых школьников.

Условия реализации дифференциального подхода

Существует несколько важных условий, при выполнении которых можно рассчитывать на успешное и эффективное выполнение уровневой дифференциации. Первое заключается в том, что обязательные результаты обучения должны быть открытыми для всех школьников. Вторым условием являются определенные «ножницы» между уровнем обучения и требованиями к качеству знаний.

Каждый ученик проходит полноценный курс по учебной дисциплине, затем продвигается по индивидуальной траектории, согласно его индивидуальным способностям и возможностям. При уровневой дифференциации ребятам предлагается одинаковый объем материала, но устанавливаются разные критерии требований к его усвоению.

Среди важных условий, способствующих достижению поставленных педагогом целей, — обеспечение последовательности в продвижении ребенка по уровням. В рамках образовательного процесса школьнику, который не достиг базового уровня, не предлагаются задания повышенного уровня сложности.

При реализации дифференцированного подхода на практике возникают определенные вопросы:

  • с организацией учета индивидуальных возможностей детей, делением школьников на группы, установлением причин, из-за которых появляются проблемы с изучением учебной дисциплины;
  • с построением урока с методической точки зрения;
  • с организацией постоянной работы с успешными школьниками;
  • с отбором материала для учащихся, в зависимости от формирования у них познавательного интереса к предмету.

Практически в каждом классе можно выделить три группы учеников по учебным способностям:

  • с высокими;
  • со средними;
  • с низкими.

Среди критериев, согласно которым ребят делят на группы, используют объем знаний, культуру труда, способность к абстрактному мышлению, навыки обобщения и анализа, самостоятельность, работоспособность. Они связаны между собой, поскольку уровень самостоятельности ребят на уроке в рамках интеллектуальной деятельности в существенной степени зависит от их способности к абстрактному мышлению. При низкой работоспособности ученику трудно будет воспользоваться своим высоким интеллектуальным багажом.

Ребята, которые отличаются высокими учебными способностями, владеют достаточным объемом знаний, имеют высокий уровень познавательной активности, могут анализировать, обобщать, отличаются высокой работоспособностью и самостоятельностью.

Для работы с сильными учениками от педагога требуется тщательная организация их учебной деятельности, подбираются задания более высокого уровня сложности.

Ребята, которые имеют средние учебные возможности, познавательную активность, получают от педагога такие задания, которые способствуют последующему формированию познавательного интереса.

Тем школьникам, у которых плохо сформированы речевые навыки, существуют проблемы с обобщением, сравнением, систематизацией, концентрацией внимания, педагог уделяет отдельное внимание, предлагает задания, направленные на повышение уровня их самостоятельности.

Среди основных аспектов, которые касаются дифференцированного подхода, отметим предоставление заданий. Педагог предлагает их на карточках, либо выводит на экран компьютера.

Компьютер стал надежным помощником учителя в формировании интуитивного, вербального, образного мышления и иных видов умственной деятельности.

В заключение

В настоящий момент в российском образовании наблюдаются существенные преобразования. Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий и их внедрению во все образовательные учреждения, серьезные изменения наблюдаются и в развитии личности подростков. Существенный поток информации, постоянная реклама, телевидение, электронные игры воздействуют на воспитание подрастающего поколения, особенности восприятия детьми окружающего мира.

Эти факторы обязательно учитываются при продумывании педагогом методов индивидуально-дифференцированного подхода.

Интерес представляет опытно-экспериментальная работа со школьниками, которая в настоящее время пользуется популярностью. К примеру, при изучении темы «Сложение и вычитание» в начальной школе учитель сначала проводит беседу, целью которой является выявление отличительных особенностей школьников. По итогам формируется детальное представление об уровне каждого ребенка, выявляется группа сильных, средних, слабых школьников.

В классе педагог выделяет группу сильных школьников, которые помогают ему поддерживать высокий темп учебного занятия. Именно для них предназначены вопросы и задачи повышенной сложности, повышающие их образовательный уровень.

Дифференцированный подход используют не только педагоги начальной школы, но и учителя-предметники.

Эта педагогическая технология позволяет учителю химии стимулировать познавательный интерес к естествознанию у своих учеников. Педагог предлагает ребятам задания, для решения которых они должны продемонстрировать свою самостоятельность, логическое мышление, желание приобретать новые научные знания, совершенствовать практические умения и навыки. Дифференцированный подход приемлем и при организации проектной деятельности в рамках образовательной дисциплины. После введения в школьное образование новых федеральных стандартов, создания «портрета выпускника» на каждой ступени обучения индивидуальные и групповые проекты стали обязательным элементом в работе современного педагога. При выборе темы проекта педагог также пользуется дифференцированным подходом. Он учитывает уровень самостоятельности ребенка, наличие у него интеллектуальных и творческих способностей. Любознательные школьники, имеющие отличный словарный запас, обладающие логическим мышлением, благодаря дифференцированному подходу получают возможность продвижения по индивидуальным развивающим и обучающим технологиям.

www.syl.ru

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

Поделись с друзьями

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

Индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого ребенка путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств. Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.

Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Так, в одном и том же классе или группе могут обучаться умственно отсталые дети с различными особенностями проявления этого нарушения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии. Они будут отличаться между собой по учебно-познавательным возможностям, степени познавательной активности, по специфике особых образовательных потребностей в целом. В связи с этим педагог организует коррекционно-образовательный процесс дифференцированно, исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивации учения. Деление обучающихся на микрогруппы условно и непостоянно: по мере продвижения вперед дети могут переходить в микрогруппу более высокого уровня.

Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.

students-library.com

Принцип эмоциональности, Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, Принцип связи теории с практикой

Этот принцип подразумевает формирование у учащихся интереса к знаниям

Он направлен на развитие внутренних мотивов учения на основе сотворчества и сотрудничества учителя и учащихся

Требования принципа эмоциональности:

воспитывать у детей чувство радости от успеха в учебе;

— средствами обучения формировать у учащихся чувство удивления;

— развивать эмоциональное (заинтересовано) отношение к процессу и способов получения знаний;

— формировать у каждого ученика умение владеть своими настроениями, контролировать свои эмоции

Среди основных путей реализации его требований являются: доброжелательный тон общения, уважение к личности ребенка, оптимистический настрой, использование занимательных дидактически целесообразных примеров, поддержка в веры в собственные возможности.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении

Он направлен на поиск возможностей гармоничного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения, их взаимного дополнения, то есть использование в коллективных формах элементов самостоятельной узнавали ной деятельности учащихся. Этот принцип современная дидактическая теория связывает с личностно индивидуальной ориентацией обучения, определению индивидуальной траектории развития учения, выбором уровня и методов овладение содержанием учебных программ, адаптацией учащихся с особенностями информационных и компьютерных технологий обученияя.

Этот принцип выдвигает следующие требования:

— учитывать уровень умственного развития учащегося;

— осуществлять анализ опыта учащихся;

— изучать мотивы учения школьников;

— оказывать индивидуальную помощь учащимся в обучении;

— учитывать уровень познавательной и практической самостоятельности ученика;

— учитывать уровень волевого развития ученика;

— объединять в дифференцированные подгруппы учащихся, имеющих одинаковые учебные возможности;

— корректировать содержание и формы обучения, оказывать помощь учащимся без существенного снижение сложности содержания учебного материала;

— исследовать индивидуальную систему деятельности ученика

Принцип связи теории с практикой

Этот принцип направлен на то, чтобы процесс обучения побуждал учеников использовать знания для изучения окружающего мира. Он требует подкрепления теоретического материала примерами и ситуациями из реал льного жизни, изучение не только современных научных теорий, но и определение перспектив развития науки. Научные знания, отраженные в содержании учебного материала, должны быть цельными, а не расчлененным и на факты, идеи, теории. Определяющую роль в построении обучения должны играть научные теории, а не практика время для того, чтобы научная теория не стала абстрактной, ее необходимо строить на осн ове накопленного учащимися опыта, развивая йогйого.

Требования этого принципа следующие: — показывать связь развития науки и практических потребностей личности;

— использовать окружающую действительность как источник знаний и сферу применения теории;

— использовать связь школы и производства;

— целесообразно применять проблемно-поисковые и исследовательские задачи;

— сочетать умственную деятельность с практической;

— развивать и переносить успехи учащихся с одного вида деятельности на другие;

— использовать связь обучения с жизнью как стимул для самообразования

Дидактические принципы образуют определенную систему, реализующих гуманистическую направленность обучения, ориентацию на воспитательные и развивающие цели, систему моделирования и прогнозирования педагогического процесса. Част то принципы обучения внутренне противоречивы время реализация каждого принципа тесно связана с реализацией других: научность и систематичность — с доступностью; доступность — с наглядностью т.п.. Это свидетельствует об их взаимосвязи и взаимодополняемости. Эффективность обучения и педагогической деятельности зависит от учета основных требований системы дидактических принципеипів.

uchebnikirus.com

Реализация принципов индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей с ОВЗ на внеклассных занятиях

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 1»

Реализация принципов индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей с ОВЗ на внеклассных занятиях

Проблема индивидуального подхода в воспитании имеет длительную историю развития. Ещё великий чешский педагог Ян Амос Коменский создал педагогическую систему, в которой разработал дидактические основы образования и воспитания. Он видел организацию индивидуальной работы в сочетании с коллективной.

Русский педагог К.Д. Ушинский разработал методику приёмов индивидуального подхода к детям. До сегодняшнего дня его идеи привлекают внимание педагогов, когда обсуждаются сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.

А.С.Макаренко считал, что принципы индивидуального и дифференцированного подхода к детям очень важны при организации и воспитании детского коллектива. Именно он сделал вывод, что осуществляя программу воспитания и обучения личности, педагог должен вносить в неё коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

В настоящее время актуальным является повышенное внимание к проблемам дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании детей. Принципы воспитательного процесса — это основополагающие, исходные положения, в которых определяются педагогические требования к организации, содержанию, методам и формам воспитательной системы. Воспитатель или педагог всегда руководствуются как общепедагогическими, так и специальными принципами воспитания, отражающими специфику воспитательного процесса той или иной категории детей. Принципы воспитания требуют полной реализации в практической деятельности, но они не могут заменить специальных знаний, умений, опыта воспитателя. Поэтому, даже на занятиях, педагог должен уметь найти общий язык с каждым воспитанником. Принципы, на которых выстраивается воспитательный процесс, не могут оставаться неизменными, они изменяются, совершенствуются в связи с социальными и экономическими изменениями в обществе.

В организации и реализации внеурочной воспитывающей деятельности дифференциация и индивидуальный подход являются одним из принципов воспитания. Цель этой воспитательной системы состоит в подготовке воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности Принцип индивидуального и дифференцированного подхода требует как учёта индивидуальных особенностей воспитанников, так и учёта степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания. Принцип дифференциации направлен на достижение оптимального уровня социализации воспитанника при применении эффективной технологии воспитания. Главная цель дифференцированного и индивидуального подходов на занятии — участие каждого воспитанника, возможность совершенствования навыков и способностей. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей. Дифференциация – в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированный подход — это создание разнообразных условий воспитания в одной группе, это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обусловлен наличием вариативных особенностей. Могут обучаться дети с различными особенностями нарушения, отклонениями в развитии в одном классе. Они будут отличаться между собой по познавательным возможностям, активности. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню обучения и воспитанности воспитанников. Дифференциация направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. При дифференцированном подходе воспитанники группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне ведущих качеств. Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведётся с группами. Каждая группа воспитанников требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Социализация каждого воспитанника в условиях индивидуального подхода осуществляется с учётом особенностей его развития и воспитания.

Воспитатель должен учитывать все индивидуальные особенности воспитанника: уровень развития речи, речевого общения, мыслительных операций, особенности нервной деятельности, характера, темперамента, работоспособности, культуры поведения, нравственных знаний и практическое их применение; уровень эмоционально-волевого развития, физического развития, условия его воспитанности и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.

Индивидуальный подход позволяет уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого воспитанника, путём избирательного использования, необходимых в данном случае, методов и средств. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжёлыми нарушениями через доступное для них использование специфических приёмов и способов коррекционно-педагогической работы. Индивидуальная работа — это деятельность воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, осуществляемая с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к воспитанникам в воспитании.

Индивидуальный подход необходим нашим детям, независимо от их успехов. Нельзя задерживать в развитии тех, кто хорошо выполняет задания, им нужно давать дополнительные, чтобы развивать, вызывать интерес к занятиям. Слабых постоянно контролировать. Надо учитывать индивидуальные особенности воспитанников в воспитательном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Необходимой предпосылкой успешной реализации принципов индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей в первую очередь является педагогический такт воспитателя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, за внимание, успехи дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Воспитанник, особенно слабый, должен быть уверен в том, что воспитатель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессионализма и опытности педагога-воспитателя. Воспитатель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия: — уважение самооценки личности воспитанника; — вовлечение во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

— постоянное повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;

— создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания.

Воспитание опирается на определённые положения, выражающие требования к нему и реализующиеся через принципы индивидуального и дифференцированного подхода. —

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании детей на внеклассных занятиях предполагает знание индивидуально-психологических особенностей воспитанников; определение задач, анализ воспитательной работы, внесение корректив в методику воспитания с учётом потенциальных возможностей каждого конкретного ребёнка.

Внеклассная воспитательная работа – это организация воспитателем различных видов деятельности воспитанников во внеурочное время. Это совокупность различных видов деятельности и обладает воспитательным воздействием на ребёнка, способствует разностороннему раскрытию его индивидуальных способностей. Разнообразные виды деятельности помогают самореализации воспитанника, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт, его знания, приобретаются необходимые практические умения и навыки. Также способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание участвовать в работе класса. Воспитанники проявляют свои индивидуальные особенности, учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом. Каждый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия.

Индивидуальная работа с детьми начинается с диагностирования личности каждого ребёнка, устанавливается дружеский контакт с ними, организуется совместная коллективная деятельность. Рекомендуется применять разнообразные методы изучения воспитанников: наблюдение за ними в процессе обучения и воспитания, анализ результатов их деятельности (ответов на вопросы, самостоятельных практических действий, поделок), беседы (с родителями, с воспитанниками), анкетирование, тестирование, анализ документации. Воспитатель будет знать готовность детей к восприятию материала, предвидеть затруднения, которые могут возникнуть, использовать в системе занятий групповые и индивидуальные задания, анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного

подхода в воспитании в системе, а не эпизодически.

Дифференцированный подход в сфере воспитания – это учёт индивидуальных интересов воспитанников, их возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе. И цель дифференциации воспитывающая: создаются предпосылки для развития интересов и способностей детей. У воспитателя появляется возможность помогать слабым и уделять внимание сильным.

Индивидуальный и дифференцированный подходы – как средство преодоления несоответствия между требованиями воспитательно-образовательного процесса и реальными возможностями детей.

Воспитательная работа в классе ведётся с группами (на основе сходства в интеллекте, поведении), каждая группа требует индивидуального подхода. Все занятия провожу в сюжетно- игровой форме. Это помогает активизировать внимание детей, поддерживать познавательный интерес в течение всего занятия. Коррекционно-развивающие задачи решаются с применением индивидуально-дифференцированного подхода: при одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от нарушений в развитии ребёнка. Например, если одним воспитанникам хватает словесной инструкции, то другим нужен показ. Применяю «энергетические минутки», упражнения на релаксацию, физкультминутки, которые помогают снять утомление детей, мышечное напряжение. Подбираю материал для занятий с разным уровнем сложности, учитывая особенности воспитанников, индивидуально. Например, в играх: »Собери картинку», «Повтори и составь», «Овощи и фрукты», кто-то может собрать только из двух частей, а кто-то из четырёх и более. Или взять контурные изображения для раскрашивания, нужно подбирать индивидуально, не все знают цвета и не могут аккуратно раскрасить. Во время изготовления поделок у каждого определённый уровень задания, учитываются индивидуальные особенности (темперамент, способности, интересы), но цель одна для всех: выполнить красиво и чисто.

В игре проявляются и формируются все стороны психического развития воспитанника. Через роли, которые он выполняет в игре, обогащается его личность, нужно, чтобы ребёнок почувствовал свою значимость. Подвижные игры способствуют формированию нравственных проявлений.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Приёмы и методы различны. Задача воспитателя – отобрать те средства, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям воспитанника. И опираться на коллектив постоянно, на коллективные связи детей внутри группы. Ведь невозможно воспитать доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело без коллектива.

Использование индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании детей качественно влияет на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения материала каждым воспитанником и группой в целом.

Литература:

Основные понятия дифференциации взяты из Интернета.

— Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М,1999

— Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.

— Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т. 1.М. 1999

— Макаров С.П. Технология индивидуального обучения. Педагогический вестник.-1994г.

— Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М, 2003

infourok.ru

Дифференцированный подход: принцип, технология

Принцип дифференцированного подхода дает возможность создавать обучающую систему, обеспечивающую потребности каждого ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей. Психолог Н. А. Менчинская отмечала значимость дифференциации, своевременность и актуальность данного подхода.

Традиционное обучение школьников не позволяет раскрывать их индивидуальные способности и особенности.

Индивидуально — дифференцированный подход – это отличный способ раннего выявления одаренных и талантливых детей. Он позволяет формировать у них универсальные учебные навыки, заниматься по уникальным образовательным траекториям.

Специфика технологии

Дифференцированный подход в обучении является совокупностью определенных средств, решений, методов обучения, которые охватывают конкретный элемент учебного процесса. Что представляет собой данный процесс? Дифференцированный подход в обучении – это форма организации учебной деятельности, в рамках которой педагог работает с группой школьников, которая составлена с учетом наличия у них общих качеств. Его можно назвать составным компонентом дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.

Индивидуально — дифференцированный подход присутствует в любой обучающей системе. Он в полной мере отвечает запросам общества, стремящегося к обеспечению всестороннего развития человека, открытия для ребенка возможности получения определенных знаний.

Задачи

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет выявлять и развивать задатки и способности детей. Он базируется на открытости, проявляемой в уменьшении регламентированности в работе учителя. У школьников появляется возможность выбирать вопросы и задачи, а также учебную дисциплину, которую он будет осваивать углубленно.

Открытость обучения способствует подбору индивидуального стиля для каждого школьника.

Принципы

Реализация дифференцированного подхода основывается на следующих тезисах:

  • управление учебной деятельностью со стороны учителя;
  • саморегулирование учения школьниками

Основные цели данного способа обучения и воспитания изложил в своих педагогических исследованиях И. Унт.

Дифференцированный педагогический подход предполагает реализацию следующих целей:

  • обучающей;
  • развивающей;
  • воспитывающей.

Первая цель предполагает усовершенствование навыков, умений, знаний школьников, содействие реализации учебных программ путем повышения навыков и знаний у каждого ребенка в отдельности, снижение отставания, углубление и расширение знаний у детей с обязательным учетом специальных способностей и интересов.

Организация дифференцированного подхода в рамках воспитательной работы связана с созданием предпосылок для формирования специальных способностей и интересов каждого ребенка. Воспитание предполагает учет познавательных интересов, позитивное влияние на мотивацию к учебному процессу, внеурочной деятельности.

Если педагогу удается реализовывать все цели, повышается успеваемость школьников, меняется их отношение к учебному процессу.

Преимущества обучения

Дифференцированный подход в воспитании обладает определенными достоинствами. При оптимально и рационально организованной коллективной и групповой деятельности можно раскрывать мышление школьников, по достоинству и адекватно оценивать возможности и способности детей, развивать у подрастающего поколения интерес к качественному анализу.

Недостатки технологии

Технология дифференцированного подхода имеет и отрицательные характеристики. Перечислим некоторые из них:

  • сложно в рамках урока удовлетворить интересы одаренных детей, пытаясь научить отстающих;
  • появляются сложности в приобщении детей к систематической самостоятельной деятельности с новым учебным материалом, направить их на процесс самообразования;
  • нелегко справляться с проблемами воспитательного характера, которые связаны с оценкой смыслового и личностного роста подрастающего поколения.

Положительных моментов у данного метода намного больше, чем отрицательных характеристик. Дифференцированный подход касается всех компонентов методической системы обучения, он подходит для всех ступеней школьной программы.

Разновидности технологии

Выступать она может в разных видах. Первый выражается в том, что в процессе обучения в одном классном коллективе по одному учебнику и программе, ребята усваивают материал на разных уровнях. В этом случае определяющим фактором выступает обязательный уровень подготовки учащихся. Достижение его является подтверждением выполнения школьником минимального объема учебного материала. На сформированной базе осуществляется более высокое овладение материалом.

В подобной ситуации дифференцированный подход предполагает использование нескольких уровней.

Второй вариант дифференциации предполагает профильное обучение. На средней ступени обучения ребята вместе с родителями ориентировочно подбирают себе профессиональную сферу, с которой они планируют связать свою будущую жизнь. В этом случае дифференцированный подход способствует выявлению творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка, их развитию. В настоящее время в системе образования функционируют художественные, спортивные, музыкальные школы, в которых профильные дисциплины преподаются на высоком уровне.

Дифференциация по интересам

В этом случае учащихся группируют в классы по определенным интересам. В наши дни популярностью пользуются классные коллективы с углубленным изучением химии, физики, математики, гуманитарных дисциплин.

Дифференцированный подход позволяет ребятам изучать те научные области, которые необходимы им для осуществления своей мечты.

К примеру, дети, которые интересуются физикой, имеют в данной области отличные результаты, формируются в класс (группу) продвинутого уровня. Дифференцированный подход в работе помогает учителю подбирать для воспитанников такие задания, которые способствуют развитию школьников.

Из оставшихся учеников параллели выделяют «базу» и группу педагогической поддержки.

Модель подобных групп, которая объединяет в себе два варианта дифференциации: по интересам и по степени достижений, функционирует и на старшей ступени. Для переформирования групп используется итоговый годовой контроль.

Для распределения школьников между различными направлениями учебной деятельности используются многочисленные диагностики, включая интеллектуальные тесты.

Дифференциация на уроках математики

Как для этой научной области используется эта педагогическая технология? Дифференцированный подход оптимально подходит для «царицы наук». Эта сложная дисциплина у многих школьников вызывает серьезные проблемы. В начальной школе в процессе обучения математике применяют уровневую дифференциацию.

Суть метода состоит в поиске приемов и способов образовательного процесса, которые помогают ребятам овладевать основными математическими знаниями.

Ученик получает возможность и право на выбор глубины и объекта усвоения учебного материала, варьирование собственной учебной нагрузки.

В этом случае достижение обязательных образовательных результатов является объективным критерием. На его базе меняется ближайшая цель в обучении отдельного ребенка, происходит перестройка работы в соответствии с таким содержанием.

Педагог либо предлагает ученику задания повышенного уровня сложности, либо продолжает работу по формированию главных умений и навыков.

Подобный подход способствует образованию прочного фундамента, благодаря которому учитель видит результат своей педагогической деятельности.

Педагог получает возможность работать с сильными учениками, поскольку он уже не обязан спрашивать со всех школьников полный объем материала, пропадает необходимость разгружать школьные программы, уменьшать уровень требований, опираться на слабых школьников.

Условия реализации дифференциального подхода

Существует несколько важных условий, при выполнении которых можно рассчитывать на успешное и эффективное выполнение уровневой дифференциации. Первое заключается в том, что обязательные результаты обучения должны быть открытыми для всех школьников. Вторым условием являются определенные «ножницы» между уровнем обучения и требованиями к качеству знаний.

Каждый ученик проходит полноценный курс по учебной дисциплине, затем продвигается по индивидуальной траектории, согласно его индивидуальным способностям и возможностям. При уровневой дифференциации ребятам предлагается одинаковый объем материала, но устанавливаются разные критерии требований к его усвоению.

Среди важных условий, способствующих достижению поставленных педагогом целей, — обеспечение последовательности в продвижении ребенка по уровням. В рамках образовательного процесса школьнику, который не достиг базового уровня, не предлагаются задания повышенного уровня сложности.

При реализации дифференцированного подхода на практике возникают определенные вопросы:

  • с организацией учета индивидуальных возможностей детей, делением школьников на группы, установлением причин, из-за которых появляются проблемы с изучением учебной дисциплины;
  • с построением урока с методической точки зрения;
  • с организацией постоянной работы с успешными школьниками;
  • с отбором материала для учащихся, в зависимости от формирования у них познавательного интереса к предмету.

Практически в каждом классе можно выделить три группы учеников по учебным способностям:

  • с высокими;
  • со средними;
  • с низкими.

Среди критериев, согласно которым ребят делят на группы, используют объем знаний, культуру труда, способность к абстрактному мышлению, навыки обобщения и анализа, самостоятельность, работоспособность. Они связаны между собой, поскольку уровень самостоятельности ребят на уроке в рамках интеллектуальной деятельности в существенной степени зависит от их способности к абстрактному мышлению. При низкой работоспособности ученику трудно будет воспользоваться своим высоким интеллектуальным багажом.

Ребята, которые отличаются высокими учебными способностями, владеют достаточным объемом знаний, имеют высокий уровень познавательной активности, могут анализировать, обобщать, отличаются высокой работоспособностью и самостоятельностью.

Для работы с сильными учениками от педагога требуется тщательная организация их учебной деятельности, подбираются задания более высокого уровня сложности.

Ребята, которые имеют средние учебные возможности, познавательную активность, получают от педагога такие задания, которые способствуют последующему формированию познавательного интереса.

Тем школьникам, у которых плохо сформированы речевые навыки, существуют проблемы с обобщением, сравнением, систематизацией, концентрацией внимания, педагог уделяет отдельное внимание, предлагает задания, направленные на повышение уровня их самостоятельности.

Среди основных аспектов, которые касаются дифференцированного подхода, отметим предоставление заданий. Педагог предлагает их на карточках, либо выводит на экран компьютера.

Компьютер стал надежным помощником учителя в формировании интуитивного, вербального, образного мышления и иных видов умственной деятельности.

В заключение

В настоящий момент в российском образовании наблюдаются существенные преобразования. Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий и их внедрению во все образовательные учреждения, серьезные изменения наблюдаются и в развитии личности подростков. Существенный поток информации, постоянная реклама, телевидение, электронные игры воздействуют на воспитание подрастающего поколения, особенности восприятия детьми окружающего мира.

Эти факторы обязательно учитываются при продумывании педагогом методов индивидуально-дифференцированного подхода.

Интерес представляет опытно-экспериментальная работа со школьниками, которая в настоящее время пользуется популярностью. К примеру, при изучении темы «Сложение и вычитание» в начальной школе учитель сначала проводит беседу, целью которой является выявление отличительных особенностей школьников. По итогам формируется детальное представление об уровне каждого ребенка, выявляется группа сильных, средних, слабых школьников.

В классе педагог выделяет группу сильных школьников, которые помогают ему поддерживать высокий темп учебного занятия. Именно для них предназначены вопросы и задачи повышенной сложности, повышающие их образовательный уровень.

Дифференцированный подход используют не только педагоги начальной школы, но и учителя-предметники.

Эта педагогическая технология позволяет учителю химии стимулировать познавательный интерес к естествознанию у своих учеников. Педагог предлагает ребятам задания, для решения которых они должны продемонстрировать свою самостоятельность, логическое мышление, желание приобретать новые научные знания, совершенствовать практические умения и навыки. Дифференцированный подход приемлем и при организации проектной деятельности в рамках образовательной дисциплины. После введения в школьное образование новых федеральных стандартов, создания «портрета выпускника» на каждой ступени обучения индивидуальные и групповые проекты стали обязательным элементом в работе современного педагога. При выборе темы проекта педагог также пользуется дифференцированным подходом. Он учитывает уровень самостоятельности ребенка, наличие у него интеллектуальных и творческих способностей. Любознательные школьники, имеющие отличный словарный запас, обладающие логическим мышлением, благодаря дифференцированному подходу получают возможность продвижения по индивидуальным развивающим и обучающим технологиям.

www.nastroy.net

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. — Мегаобучалка

Дифференцированное коррекционное воздействие предусматривает учет в коррекционной работе вариативности и специфичности структуры нарушения, а также уровня развития детей. На основании данного принципа осуществляется распре- деление детей на подгруппы, подбирается вариативное содержание, методы и средства обучения, различные виды помощи детям (направляющая, стимулирующая или обучающая). Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательного маршрутана каждого ребенка с учетом степени проявления нарушения, индивидуально-типологических особенностей, компенсаторных возможностей.

Деятельностный принцип коррекционного обучения.Обучение осуществляется в процессе различных видов деятельности с опорой наведущий для каждого возраста и доступный для овладения данному ребенку, с учетом его психофизических особенностей и структуры нарушения. Приоритетнымявляетсяовладениеребенком определенными доступными инеобходимыми для самостоятельной жизни в обществепрактическими действиями.

Принцип полисенсорной основы обучения предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие компенсаторных возможностей ребенка. Предусматривается максимальное обогащение сенсорного опыта ребенка. В процессе обучения используется комплекс методов и приемов для формирования целостного образа об объектах и явлениях окружающего мира.

Принцип единства диагностики и коррекции нарушений.Предполагает осуществление комплексной и систематичной поэтапной диагностики особенностей развития каждого ребенка, на основании которой составляется индивидуальная программа обучения, отслеживается динамика развития и уровень овладения программным материалом. Это позволяет варьировать и уточнять содержание программы на всех этапах обучения.

Принцип коммуникативной направленности.Предусматривает развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со взрослым. При этом предусматривается возможность выбора альтернативных средств коммуникации (пиктограммы, Блисс-символы, жесты и др.). Развитие навыков речевого (словесного) общения определяется как необходимое условие расширения коммуникативных связей.



Авторы программно-методических материалов, рекомендованных для детей со сложными (комплексными) нарушениями определяют общие условия организации образовательной средына уровне отдельного образовательного учреждения.

· Предельная наполняемость группы (класса) для детей с комплексными нарушениями развития – 5 человек. При этом в условиях интегрированного обучения количество детей может быть меньше.

· Введение в штатный состав учреждения специалистов разного профиля (психолога, дефектолога, логопеда) для оказания детям комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Медицинская помощь осуществляется специа- листами, работающими по договору.

· Организация щадящего режима предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов. Предусматривается: включение в структуру занятий физкультпауз, рациональное чередование разных видов заданий (практических, игровых, речевых, познавательныхс преобладанием первых),непрерывное психологическое сопровождениеобучения.

· Особая организация максимально насыщенной сенсорной среды для развития компенсаторных функций ребенка с опорой на все сохранные анализаторы. Разделение коррекционного пространства на зоны (столовая, игровая, коррекционная, двигательная и др.) для оказания различных видов помощи.

· Введение дополнительных подготовительных (пропедевтических) этапов в программы предметного и беспредметного обучения и использование в обучении стратегии «маленьких шагов», ‒ разделение сложного алгоритма действий на составляющие, отработка каждого компонента с последующим объединением в единое действие.

· Параллельное использование материалов из различных разделов на всех занятиях, взаимосвязь и взаимодополнение программных тем.

· Составление индивидуальной программы на каждого ребенка с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

· Включение в учебный план специальных коррекционных занятий с учетом вида и структуры нарушений. Например, занятия ЛФК, логопедические занятия, ритмика и др.

· Ведение мониторинга за динамикой развития ребенка и усвоением программы на основе качественной оценки показателей.

· Оказание своевременной и доступной (дифференцируемой по виду и степени) помощи на всех этапах обучения в ситуациях возникновения затруднений.

· Обновление и пополнение методической базы за счет использования современных технологий обучения с учетом характера и структуры отмечаемого нарушения.

· Использование комплекса методов обучения с преобладанием наглядно-практических и игровых методов.

· Дифференциация форм обучения с учетом степени и структуры нарушений, уровня интеллектуального развития, потребностей ребенка в посторонней помощи (предметное, беспредметное обучение).

Беспредметное обучениепредусматривает планирование содержания работы по следующим направлениям:

· формирование представлений ребенка о себе и окружающем,

· развитие навыков коммуникации,

· формирование навыков самообслуживания и безопасной жизнедеятельности,

· подготовка к овладению простейшими видами учебной деятельности,

· социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.

Предметное обучениепредполагает овладение обучающимися содержанием основных учебных дисциплин. В учебный план входят учебные предметы, отобранные с учетом вида и структуры отмечаемого нарушения. Так, например, для детей с тяжелой умственной отсталостью в учебных план включаются следующие предметы:

· Родной язык (развитие речи, чтение, письмо)

· Математика (элементарный счет)

· Мир животных, мир растений

· Изобразительное искусство

· Музыка, пение

· Физическая культура, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд

· Ремесленное дело.*

Методические подходы к проектированию индивидуальнойпрограммыобучения детей с комплексными нарушениями развития разработаны М.В. Жигоревой**. Они предусматривают:

· Необходимость опоры на данные комплексного обследования ребенка (вид и структура нарушения, клинические и индивидуально-психологические особенности, исходный уровень развития и компенсаторные возможности ребенка).

· Междисциплинарный подход к проектированию индивидуальной программы – отработка в системе каждого структурного компонента нарушения. Например, при сочетании нарушений слуха, зрения и речи у ребенка, содержание работы будет планироваться на основе научных исследований в области судропедагогики, тифлопедагогики и логопедии.

· Интегрированный подход при отборе содержания разделов программы предполагает комбинирование разделов из программ, ориентированных на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений сложного ребенка. Количество и виды программ, из которых выбираются темы, зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для слепоглухого ребенка необходимо проанализировать программы для слепых и глухих детей и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения. Соответственно, при составлении индивидуальной программы для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо предусмотреть разделы «Развитие слухового восприятия», «Формирование правильного произношения» из программы для детей с нарушением слуха, а разделы «Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве» из программы для детей с нарушением зрения.

· Дозированность объема изучаемого материала с учетом реальных возможностей его усвоения каждым ребенком. Допускается увеличение сроков усвоения.

· Межпредметные связи предполагают отработку одних и те же знаний и навыков на разных видах занятий и в разных видах деятельности.

· Линейность и концентричность при построении индивидуальной программы обучения предполагает расположение тем в определенной логической последовате-льности с постепенным увеличением объема и усложнением содержания материала. При этом каждая последующая тема является продолжением предыдущей.

· Инвариантность программного материала предполагает наличие пропедевтических разделов для восполнения недостающих знаний и использование специальных технологий, ориентированных на структуру нарушения. В то же время следует предусмотреть возможность изменения содержания раздела, последовательности их изучения, их комбинирование и введение дополнительных элементов с учетом уровня развития ребенка, его потребностей и реальных возможностей. Это обусловлено тем, что у детей со сложными нарушениями стираются возрастные границы, поэтому уровень развития может быть одинаковым независимо от возраста.

 

megaobuchalka.ru

Статья на тему: Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению

      Федечкина Н.Н.

Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению

Чтобы быть хорошим преподавателем,

                                              нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь…

В. Ключевский. 

В условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием для обеспечения эффективного обучения необходим дифференцированный подход к нему. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.  Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка .Развитие мышления учащихся- одна из основных задач начальной школы.  То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. 

 Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.   Как строить процесс дифференцированного обучения?

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?   Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.  Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.  

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы  по уровню обученности.  

1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.

2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.

3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.

Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:

— овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;

-учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно – ориентированного обучения;

-дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.

Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.

        А вот несколько вариантов (фрагментарных) работы в рамках индивидуально-дифференцированного подхода к уроку. Самая распространённая форма работы – это карточки с индивидуальными заданиями, учитывающими разный уровень учащихся. Их может составить и учитель (особенно после проведения срезовых работ), и сами учащиеся. Предварительно учитель проверяет подготовленные учениками задания, оценивает и решает, кому предложить для работы (можно и тому учащемуся, который подготовил задание).

          Во время устного опроса или при проверке домашнего задания к доске можно пригласить двух-четырёх учащихся разного уровня и предложить им задания по степени их подготовленности. Затем проверить выполненное, прокомментировать ошибки и недочёты уже всем классом.

Выполняя (например) синтаксический разбор предложения (ученик у доски), класс работает с предложением, закрепляющим умения и навыки по конкретной теме.  Другой учащийся (сильный) работает самостоятельно у доски с тем же видом разбора, но предложение более сложной конструкции. Затем повести проверку-обсуждение и записать в тетрадь. Возможна работа с классом по комментированию знаков препинания в предложениях.

 Определяя домашнее задание, тоже возможен, а иногда просто необходим, индивидуально-дифференцированный подход. Учитывая специфику подготовки учащихся, класса в целом, можно предложить одним, например, упражнение с обозначением орфограмм на месте пропусков букв, другим – задание по частям речи, третьим, например, дав опорные слова, словосочетания, написать предложения.

Исходя из своей педагогической практики, можем утверждать, что каждый ученик справится с программным материалом, если создать необходимые для него условия работы. В решении этой задачи и состоит значение метода индивидуально-дифференцированного подхода к организации учебного процесса.

           Индивидуально-дифференцированный подход можно и, на наш взгляд, должно применять на любом предмете и в любом классе, это даст только положительный результат.

И если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.

  1. Бабанский Ю.К. «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» //Москва, Просвещение, 1985
  2. Бутузов И.Т. «Дифференцированное обучение — важное дидактическое средство эффективности обучения школьников»// Москва, Педагогика, 1968
  3. Кирсанов А.А. «Индивидуальный подход к учащимся в обучении»// Казань, 1988
  4. Рабунский Е.С, «Теория и практика реализации индивидуального подхода школьников в обучении»// Москва, 1985
  5. Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения»// Москва, Педагогика, 1990

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *