Причастие как часть речи урок 7 урок фгос – Открытый урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи» в 7 классе
Открытый урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи» в 7 классе
Открытый урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи» в 7 классе
Автор: Саттарова Раушания Салимьяновна
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: дать понятие о причастие, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умение отличать причастие от других частей речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Структура урока:
Организационный этап.(1 мин.)
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5 мин.)
Фаза урока «Вызов» (6 мин.)
Фаза урока «Осмысление» (7 мин.)
Закрепление (15 мин)
Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия). (4 мин)
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.(2 мин.)
Ход урока
Организационный этап: Слайд 1
Слово учителя: Доброе утро дорогие мои учащиеся и уважаемые гости нашего урока! С пожеланиями всем хорошего дня начинаем наше занятие.
— Ребята, откройте тетради и запишите дату.
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
— Вам знакома империя под названием «Лингвистика», где существует несколько стран. Вспомните, в какой стране проживают части речи? (Морфология)
— Верно. Сегодня мы отправимся в эту страну и познакомимся с новой частью речи. А пока тему урока отметьте — «Морфология», а часть речи допишем позже.
— Какие цели вы сегодня поставите перед собой? Слайд 2
— Обратите внимание на экран. Слайд 3. Перед вами картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка», оригинал которой хранится в Третьяковской галерее.
— Я уверена в том, что ситуация, описанная на этом полотне, вам знакома. Почему же?
(Возможные ответы учащихся: потому что мы так же, как герой этой картины, получаем двойки; мне знакомо состояние души этого мальчика, так как тоже получал плохую отметку.)
— А сейчас, чтобы не оказаться на месте этого героя, продолжая нашу работу, будем активно участвовать на уроке.
— Ребята, перечислите все существительные, которые видите на этой картине:
Существительные: мальчик, девочка, мама, собака, комната, стол, стул, стена, пол, окно, ковер, велосипед, …
Числительные: одна, два, один, четыре, …
Местоимения: он, она, они, его, ему, ей,…
4. Наречия: светло, грустно, весело, печально,…
5. Прилагательные: большой, маленький, светлый, красный, белый, …
6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит, смеется, думает, играет, висит, виднеется,…— Умницы! Очень хорошо!
Фаза урока «Вызов»
А сейчас запишите в тетради несколько глаголов по картине:
Стоит
Сидит
Смотрит
Думает
Играет
Лежит
Висит
Катается
— На какие вопросы отвечают глаголы? (Ответы учащихся)
Теперь образуйте от данных глаголов слова, которые будут отвечать на вопросы «какой?» или «что делающий?».
Стоит – стоящий (мальчик)
Сидит – сидящая (мама)
Смотрит – смотрящая (сестра)
Думает – думающая (девочка)
Играет – играющий (братик)
Лежит – лежащий (ковер)
Висит – висящая (картина)
Катается – катающийся (мальчик)
— Замечательно! Вот мы дошли до цели нашего урока. Слова, которые вы образовали, есть та новая часть речи, которая называется «причастие». Ее вы будете изучать в течение месяца, встретите ее в заданиях ОГЭ, ЕГЭ.
Допишите тему нашего урока! (Морфология: причастие)
Фаза урока «Осмысление»
— Как вы, думаете, название этой части речи на что намекает, как оно образовано?
При-част-и-е
(Возможные ответы учащихся: Намекает на то, что оно причастно к чему-либо; стоит при какой-то части речи; и т.д.)
— Владимир Иванович Даль о причастии сказал, что это «часть речи, причастная к глаголу». На примере образованных слов мы поняли, что причастие образуется от глаголов.
Посмотрите на этот рисунок. Слайд 4
Глагол Прилагательное
Причастие
Как можете объяснить этот рисунок. (Папа глагол + мама прилагательное = ребенок причастие)
Почему папа — глагол?
Почему мама — прилагательное?
(Ответы учащихся: потому что причастие образуется от глаголов, отвечает на вопрос прилагательного «какой?».)
— Мы похожи на своих родителей. Унаследовали от них какие-либо внешние черты или свойства характера. Так же и причастие имеет в себе признаки отца-глагола и матери-прилагательного.
Игра в мячик . Слайд 5
У меня в руках мяч. Назовите признаки этого мяча.
(К доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик)
по форме – круглый;
по величине – большой, маленький;
по материалу — резиновый, пластмассовый;
по назначению — футбольный, теннисный.
— Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)
Учитель передает мяч любому ученику и просит произвести с ним некоторые действия (учащийся ударяет мяч об пол, роняет на пол, катает, подбрасывает вверх, передает кому-либо и т.д.).
— Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? (Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…).
— Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета — постоянные или временные — они называют?
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
— Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию. (Ответы учащихся)
Запишите в тетради определение: Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?» или «что делающий?».
Закрепление:
Творческое задание (устно, на доске): Слайд 7. Перед вами причастия. Ваша задача — раскидать их в две корзины. Для начала внимательно прочитайте все слова и подумайте, по какому признаку их можно разделить?
Решившая, любящий, бросающая, любивший, рисующий, бросившая, нарисовавший, кричащие, решающая, закричавшие.
Решающая — решившая,
любящий — любивший,
бросающая — бросившая,
рисующий — нарисовавшийкричащие — закричавшие
— И по какому же признаку вы решили разделить причастия на две группы?
(Возможные ответы учащихся: В первой корзине причастия, которые отвечают на вопросы «что делающий?», а во втором «что сделавший?» и т.д.)
— У какой части речи, изученной ранее вами, определяется признак по вопросам?
(Возможные ответы учащихся: У глаголов вопросы «что делать? что делает?» указывают на несовершенный вид, «что сделать? что сделает?» на совершенный вид.)
Сделаем вывод: значит, по отцу глаголу причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный. Еще какой морфологический признак глагола вы можете отметить у данных причастий? (род, слова здесь даны в мужском и женском родах)
Творческое задание (письменно): Сайд 8. Используя причастия, составьте словосочетания со словами:
Вермишель (сорт лапши)
Фасоль (вкусная фасоль, белая фасоль, черная фасоль)
Бандероль (посылка)
Вуаль (легкая прозрачная ткань)
Моль (небольшая бабочка, гусеница которой является вредителем шерстяных вещей, хлебных зёрен и растений)
Кольраби (капуста)
Салями (колбаса)
(Это задание будет очень полезным, потому что род, вышеперечисленных слов, учащиеся часто неправильно определяют).
Проверка (учащиеся читают по одному словосочетанию).
Молодцы. Сайд 9. Сейчас, ребята, возвращаемся к картине нашего урока и устно составим по ней предложения, используя причастия в своей речи. Каждое предложение должно начинаться с причастия!
(Образец: висевшая на стене картина, достающая учебные принадлежности девочка, катающийся на велосипеде мальчик, стоящий в центре комнаты мальчик, сидящая возле стола мама, сидящая на стуле мама, смотревшая на брата сестра, и т.д.)
Замечательно! А сейчас подведем итоги нашего урока.
Подведение итогов урока: Сайд 10.
Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня?
Что такое причастие?
Какие признаки причастия запомнили?
Как вы думаете, какова роль причастий в речи?
Какое впечатление произвела на вас картина «Опять двойка»?
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение по картине, используя причастия.
Выставление оценок. Слайд 11. Урок окочен, спасибо за активное участие! Помните: грамотным быть всегда модно!
infourok.ru
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения(универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | ||||||||||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Мы с вами рады видеть друг друга, а значит у нас все получится. – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок… – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски… | Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей). | Листы обратной связи | ||||||||||||||||
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока | Вступительное слово Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со сказки. Приложение 1 — О чем эта сказка? -Сформулируйте тему урока. Выслушивает варианты ответов учащихся Запишите тему в тетрадях: «Что такое причастие?»
| Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Формулируют тему урока. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы | ||||||||||||||||
3.Выявление места и причины затруднения | Для того чтобы вы смогли сформулировать цель урока предлагаю вам выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-» — Причастие — это самостоятельная часть речи. — Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. — Причастия бывают 1 и 2 спряжения. — Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. — Причастия могут быть действительными и страдательными. | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Формулируют цель учебной деятельности. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Устные ответы | |||||||||||||||||
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Наблюдение и анализ языковых средств, заполнение концептуальной таблицы | Ребята я предлагаю вам побыть исследователями Лингвистические наблюдения Ребята, на доске дана концептуальная таблица, которую вы должны заполнить в группах, опираясь на текст учебника. Беседа Определите общее значение прилагательного и глагола. Определите морфологические признаки прилагательного и глагола Определите синтаксическую роль прилагательного и глагола Найдите признаки в характеристике причастия, свойственные прилагательному и глаголу
| Знакомятся с заданием. В сотрудничестве с одноклассниками заполняют таблицу | Парная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждатьо причинах своего успехаили неуспеха в учении, связывая успкхи с усилиями, трудолюбием Познавательные: извлекают необходимую информациюиз прослушанного объясненияучителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания | |||||||||||||||||
5.Творчекая практическая деятельность по реализации построения проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (устно). Записаны на доске. Мы встретили старика, Мы встретили старика, Который жил в избе, Который жил в избе, Которая стояла на опушке леса. стоящей на опушке леса. Книга, которая лежит на Лежащая на столе книга столе, уже прочитана. уже прочитана. За столом сидят ученики За столом сидят ученики, и читают книгу. читающие книгу. Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы. | Устные ответы | ||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с комментированием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа. | Выполните упражнение 76 из учебника. 1 группа выписывает причастие вместе с существительными. 2 группа выписывает прилагательное вместе с существительными. | Принимают участие в работе, выполняют упражнения | Групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно –познавательные действия в материализованной и умственной форме. | Вопросы для уточнения информации | ||||||||||||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | Записать отрывок стихотворения А. С. Пушкина. Найти причастия. Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне. | Выполняют упражнение | Индивидуальная | Личностные: нравственно-этической оценивание усваимого содержания Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). | Устные ответы | ||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий | Заполнение «Ромашка Блума» Причастие – это самостоятельная часть речи? Причастие – это самостоятельная часть речи? Почему причастия не имеют формы будущего времени? Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий? Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи? Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах? Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдём тест.(Задание выводятся на слайде, ученики затем по ключу проверяют свои ответы).Приложение 2 Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладенияновым учебным материалом непосредственно на уроке. | Составляют вопросы. Работают с тестом | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Вопросы для уточнения информации | ||||||||||||||||
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заключительная беседа по вопросам | Ребята я думаю, что мы сегодня неплохо потрудились. Давайте поднлимся своими ощущениями. Какие трудности у вас возникли во время работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Дайте оценку нашей работе: выберете смайлик соответствующий вашему настроению сейчас. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект урока «Причастие как часть речи» 7 класс.
Современный урок русского языка с учётом требований ФГОС в 7 классе
Тема урока: Причастие как часть речи
Тип урока: открытие нового знания (первый урок в теме)
Оборудование: учебник «Русский язык. 7 класс». Авторы: Баранов М. Т. Ладыженская Т. А.
Портрет Леонардо да Винчи. Листы со схемой.
Цели урока: 1. создать условия для ознакомления с термином и понятием «причастие», формировать умения узнавать причастие по его признакам.
2. Способствовать формированию УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.
Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки причастия, выделяют его в тексте.
Метапредметные:
Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;строят рассуждения.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Этап мотивации.
Ребята, мы закончили тему повторение и теперь можем открывать для себя новое, неизвестное для вас. Все, что вы знаете, нам очень поможет,
Великий художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи сказал: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена дадут добрые всходы». ( Запись на доске)
Как вы понимаете это высказывание?
Записывают дату.
Работают со смыслом высказывания.
Определяют лексическое значение слов.
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
Давайте определим части речи в этом предложении. (один ученик работает у доски)
Что это за часть речи? Какие у вас есть предположения?
Один ученик работает у доски.
Определяет части речи.
Слово «посеянные» вызывает затруднение.
Оно имеет признаки глагола, но отвечает на вопросы прилагательного.
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Регулятивные УУД)
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (Познавательные УУД)
3. Выявление места и причины затруднения.
Беседа по определению части речи. Как называется эта часть речи? Предположите.
Учитель – это и будет нашей новой темой, но мы точно не знаем ее формулировки. Запишем наши предположения.
Определим наши цели.
(На доске записи предполагаемой темы.)
Ученики предполагают, записывают на доске свои предположения. ( предполагаемые варианты: неизвестная часть речи, совместная, Глаголо-прилагательное, глагольно-прилагательное и т.д)
Ученики определяют цели: узнать новую часть речи, определить ее грамматические категории и синтаксическую роль в предложении.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Давайте вспомним, что нужно знать, чтобы определить часть речи.
Каждая часть речи имеет: общее значение, грамматические категории. Синтаксическую роль
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Давайте разделимся на три группы и каждая группа поработает и попробует в какой- либо форме: схема, таблица, рисунок выразить, все, что узнала о новой части речи по схеме.
Схема: 1.Общее значение.
2.Грамматические категории
3.Синтаксическая роль.
Учитель раздает схемы и листы для работы в группах.
Дети делятся на группы.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)
5. Реализация построенного проекта. (Работа в группах)
Учащиеся работают в группах
Работа в группах
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)
6. Первичное закрепление с проговариванием.
Представитель каждой группы выходит к доске и представляет свой материал. ( В виде схемы, таблицы и т.д.)
После презентаций учитель вместе с учениками анализируют результаты работы групп.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
А теперь сравним, что наработали мы с тем, что дано в учебнике.
Ученики сравнивают с образцом в учебнике, анализируют и делают выводы: что правильно, а что нет. Читают правило.
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
На доске появляется запись: Причастие как часть речи.
Обращаемся к высказыванию Да Винчи. Разберем причастие «посеянные».
Задаем вопрос- какие? Посеянные.
Как признак проявляется во времени? Их уже посеяли, Прошедшее время.
Посеянные образовано от глагола СЕЯТЬ -несовершенного вида, значит, и причастие несовершенного вида.
Посеянные – множественное число. В предложении является определением.
8. Включение в систему знаний.
Особое внимание уделяем признакам причастий: особые суффиксы причастий и значение, а так же то, что причастие образовано от глагола. Причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета (читающий мальчик) или действием над этим предметом (брошенный камень).
Учащиеся выполняют упражнение.
Отмечают признаки причастия. (Работа у доски)
Работа по определению причастия.
Учитель называет слова: прыгающий мальчик, сорванный цветок, поющая девочка, плавающий предмет, потерянное время, спящий человек.
Образец объяснения: Прыгающий, тот который прыгает. Образовано от глагола, особый суффикс- ЮЩ-.
Поработаем в парах. Один человек называет глагол, а сосед образует от него причастие и наоборот.(учитель дает устный образец)
Умение работать в паре (коммуникативные УУД)
Выполняем упражнение по определению причастий и отличие
его от прилагательного. Выписываем причастие и глагол, от которого оно образовано. (по очереди у доски)
Образец: побледневшем- побледнеть.
В побледневшем, вымороженном небе белое солнце торопливо описывало короткую кривую. 2) Лагерь наш стоял на широкой равнине, расстилавшейся перед крепостью. 3) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. 4) Мы подъехали к нашему лагерю, находившемуся уже в тридцати верстах от места, где-мы ночевали. 5) Мы подъехали к горам, поросшим лесом.
Учащиеся выписывают причастия (Один человек у доски)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)
9.Рефлексия
Что вызвало затруднение?
Что не понятно?
Что поняли о причастии?
Понравилась ли форма урока?
Что не понравилось на уроке?
Анализируют свою работу. Отмечают недостатки и понравившиеся моменты урока.
Оценивание усваиваемого содержания (Личностные УУД)
Контроль, коррекция, оценка (Регулятивные УУД)
Д. З. Придумать сказку о причастии.
Ход урока
Приветствие класса.
1.Этап мотивации.
Ребята, мы закончили тему повторение и теперь мы можем открывать для себя новое, неизвестное для вас. Все, что вы знаете, нам очень поможет,
Великий художник и ученый эпохи Возрождения сказал: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена дадут добрые всходы. ( Запись на доске)
Как вы понимаете это высказывание? Работа со смыслом высказывания ( ответы учеников)
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
Давайте определим части речи в этом предложении. ( один ученик работает у доски)
Слово «посеянные» вызывает затруднение. Оно имеет признаки глагола, но отвечает на вопросы прилагательного.
Что это за часть речи? Какие у вас есть предположения? Что это за часть речи? Какие у вас есть предположения?
3. Выявление места и причины затруднения.
Беседа по определению части речи. Ученики предполагают, записывают на доске свои предположения. ( предполагаемые варианты: неизвестная часть речи, совместная, Глаголо-прилагательное, глагольно-прилагательное и т.д)
Учитель – это и будет нашей новой темой, но мы точно не знаем ее формулировки. Запишем наши предположения.
Определим наши цели.
Ученики: узнать новую часть речи, определить ее грамматические категории и синтаксическую роль в предложении.
На доске записи предполагаемой темы урока.
Учитель- Давайте вспомним, что нужно знать, чтобы определить часть речи.
Ученики – каждая часть речи имеет: общее значение, грамматические категории. Синтаксическую роль.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Давайте разделимся на три группы и каждая группа поработает и попробует в какой- либо форме: схема, таблица, рисунок выразить, все, что узнала о новой части речи по схеме.
Схема: 1.Общее значение.
2.Грамматические категории
3.Синтаксическая роль.
Учитель раздает схемы и листы для работы в группах.
5. Реализация построенного проекта. (Работа в группах)
6. Первичное закрепление с проговариванием.
Представитель каждой группы выходит к доске и представляет свой материал. ( В виде схемы, таблицы и т.д.)
После презентаций учитель вместе с учениками анализируют результаты работы групп.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Учитель- А теперь сравним, что наработали мы с тем, что дано в учебнике.
Ученики сравнивают с образцом в учебнике, анализируют и делают выводы: что правильно, а что нет. Читают правило.
На доске появляется запись: Причастие как часть речи.
Обращаемся к высказыванию Да Винчи. Разберем причастие «посеянные».
Задаем вопрос- какие? Посеянные.
Как признак проявляется во времени? Их уже посеяли, Прошедшее время.
Посеянные образовано от глагола СЕЯТЬ -несовершенного вида, значит, и причастие несовершенного вида.
Посеянные – множественное число. В предложении является определением.
8. Включение в систему знаний.
Особое внимание уделяем признакам причастий: особые суффиксы причастий и значение, а так же то, что причастие образовано от глагола. Причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета (читающий мальчик) или действием над этим предметом (брошенный камень)
Выполняем упражнение по определению причастий и отличие его от прилагательного. Выписываем причастие и глагол, от которого оно образовано. (по очереди у доски)
Образец: побледневшем- побледнеть.
В побледневшем, вымороженном небе белое солнце торопливо описывало короткую кривую. 2) Лагерь наш стоял на широкой равнине, расстилавшейся перед крепостью. 3) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. 4) Мы подъехали к нашему лагерю, находившемуся уже в тридцати верстах от места, где-мы ночевали. 5) Мы подъехали к горам, поросшим лесом.
9.Рефлексия
Что вызвало затруднение?
Что не понятно?
Что поняли о причастии?
Понравилась ли форма урока?
Что не понравилось на уроке?
Д. З. Придумать сказку о причастии.
infourok.ru
Конспект урока «Причастие как часть речи»
Конспект урока по теме «Причастие как часть речи»
Титовой Татьяны Александровны,
учителя русского языка и литературы
ОГБОУ «Центра образования для детей
с особыми образовательными
потребностями г. Смоленска»
1. Цели и задачи урока:
1) познакомиться с морфологическими, семантическими, словообразовательными и синтаксическими признаками причастий.
2) развитие навыков синтеза и обобщения информации;
3) воспитание нравственных качеств личности: ответственности, уважения к старшим.
2. Тип урока: введение новых знаний.
4. Методы проведения урока: частично-поисковый, беседа.
Оборудование урока: электронная тетрадь и рабочая тетрадь.
План урока:
Оргмомент ( 1 мин.)
Актуализация знаний (1 мин.)
Постановка целей и задач урока (1 мин)
Открытие новых знаний (5 мин)
Отработка умений (18 мин)
Подведение итогов. Рефлексия (2 мин.)
Мотивирование и объяснение оценки за урок (1 мин.)
I. Ход урока:
Актуализация знаний:
Перечисли части речи, которые ты знаешь, приведи примеры.
Постановка целей:
Сегодня мы изучим новую часть речи, которая одновременно похожа на имя прилагательное и на глагол.
Введение нового материала:
Причастие – обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Например:
мальчик, читающий книгу = мальчик, который читает книгу
дом, построенный строителями = дом, который построили строители
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.
СХОДСТВО С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ | СХОДСТВО С ГЛАГОЛАМИ |
1. имеют те же окончания, что и прилагательные: читающий читающая читающие | 1. Изменяются по временам: читающий — читавший |
2. Изменяются по числам, родам и падежам: читающий — читающие читающая — читающей — читающему | 2. вид (совершенный и несовершенный): читающий — прочитавший |
3. согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже: читающий мальчик читающая девочка читающие ребята | 3. Имеют при себе зависимое существительное или наречие: читающий книгу читающий быстро |
4. Отвечают на вопросы прилагательных: какой? какая? какое? какие? |
ПРИЧАСТИЕ ВСЕГДА ОБРАЗУЕТСЯ ОТ ГЛАГОЛА!!!
говорить — говорящий
петь — поющий
одевать — одеваемый, одетый
Суффиксы причастий
В предложениях причастия обычно согласуются с именами
существительными и выступают в роли определения:
Закрепление нового материала:
Задание 1. Понаблюдай, как причастия образуются от глаголов. Выдели суффиксы причастий.
заклеенный – заклеить
выкачанный – выкачать
застреленный – застрелить
распиленный – распилить
слышавший – слышать
растаявший – растаять
запряженный – запрягать
развеянный – развеять
смотрящий – смотреть
зовущий – звать
звонящий – звонить
ведомый – вести
Задание 2. Распредели слова в 3 колонки, обозначь суффиксы причастий.
глагол | прилагательное | причастие |
Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный , горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший, бушующий, люблю, любящий.
Задание 3. Выпиши словосочетания с причастиями, составь с ними предложения.
Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.
Задание 4. Прочитай пословицы. Перепиши их. Подчеркни причастия как члены предложения. Объясни значение выделенной пословицы.
1) Пропущенный час годом не воротишь.
2) Обдуманное слово дороже жемчуга.
3) Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.
4) Слова, рожденные обидой, не торопись произносить.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Чтобы оценить твою работу на уроке, я предлагаю тебе ответить на вопросы:
1. Чему ты научилась сегодня на уроке?
2. Что нового узнала? Что было уже известно?
3. Что на уроке показалось интересным?
4. Что оказалось самым трудным?
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Открытый урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи» в 7 классе
Открытый урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи» в 7 классе
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: дать понятие о причастие, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умение отличать причастие от других частей речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Организационный этап:
Учитель: Доброе утро дорогие мои учащиеся и уважаемые гости нашего урока! С пожеланиями всем хорошего дня начинаем наш урок.
Актуализация знаний
Посеяла муку, затеял ссору, построил небольшой шалаш, увидел неширокую речонку.
Не зависит от непогоды, волны плещутся, не упустишь ни минуты, встречаешь рассвет.
Деревянный балкон, подлинное искусство, юный герой, кожаный портфель, соловьиные трели, стеклянный вестибюль.
— выделить и объяснить орфограммы ;
— составить схемы словосочетаний;
Перечисли части речи, которые ты знаешь, приведи примеры.
Постановка целей:
Учитель: Сегодня мы изучим новую часть речи, которая одновременно похожа на имя прилагательное и на глагол.
Чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Там, где я буду делать паузу, попробуйте подобрать слово в рифму.
Загадка:
Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки: глагола я,
А прилагательное встречу –
На те ж вопросы я: отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я: ПРИЧАСТИЕ
Учитель: Какие особые формы глагола Вам известны? (деепричастие и причастие)
От какой части речи образуется? (от глагола)
Под какую часть речи «маскируется»? (под прилагательное)
Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (прилагательного и глагола)
Какие морфологические признаки глагола характеризуют причастие?
(Признак предмета по действию, управление другими частями речи, т.е. согласуется с сущ.; вид; время; возвратность)
Как изменяются причастия? (по родам, числам и падежам как прилагательное)
4.Введение нового материала:
Учитель: Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?
Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.
Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего, летящему и т. д.), т.е. склоняется.
Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие — временнóй (настоящее и прошедшее время).
Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? прочитанный) и краткую (каков? прочитан). Полные причастия обычно выполняют в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.
Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол» (темнеющий лес – лес, который темнеет), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный).
— Синтаксическая минутка.
(произвести синтаксический разбор предложений)
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. (повеств., невоскл.. простое, двусоставн., распрастр.)
1. имеют те же окончания, что и прилагательные:читающий
читающая
читающие
1. Изменяются по временам:
читающий — читавший
2. Изменяются по числам, родам и падежам:
читающий — читающие
читающая — читающей — читающему
2. вид (совершенный и несовершенный):
читающий — прочитавший
3. согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже:
читающий мальчик
читающая девочка
читающие ребята
3. Имеют при себе зависимое существительное или наречие:
читающий книгу
читающий быстро
4. Отвечают на вопросы прилагательных: какой? какая? какое? какие?
ПРИЧАСТИЕ ВСЕГДА ОБРАЗУЕТСЯ ОТ ГЛАГОЛА!!!
говорить — говорящий
петь — поющий
одевать — одеваемый, одетый
Суффиксы причастий
В предложениях причастия обычно согласуются с именами
существительными и выступают в роли определения:
Закрепление нового материала:
Задание 1. Понаблюдай, как причастия образуются от глаголов. Выдели суффиксы причастий.
заклеенный – заклеить
выкачанный – выкачать
застреленный – застрелить
распиленный – распилить
слышавший – слышать
растаявший – растаять
запряженный – запрягать
развеянный – развеять
смотрящий – смотреть
зовущий – звать
звонящий – звонить
ведомый – вести
Задание 2. Распредели слова в 3 колонки, обозначь суффиксы причастий.
Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный , горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший, бушующий, люблю, любящий.
Задание 3. Выпиши словосочетания с причастиями, составь с ними предложения.
Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.
Задание 3. Выбери предложения с причастиями
1. Блестевший на солнце снег слепил глаза.
2. Снеговые вершины холодно блестели.
3. Волшебные звуки мелодии очаровывали.
4. Сверкающий иней слепил глаза.
Ответ: 1,4
Задание № 4 «Тест»
Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.
1 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь
Б) висячая лампа Д) летучая мышь
В) летящая птица Е) зеленый дуб
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) нарастающий шум Г) растаявший снег
Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака
В) высохшая трава Е) желтая рожь
2 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) читающий мальчик Г) скошенная трава
Б) читальный зал Д) каменный дом
В) созревающие зерна Е) поющие птицы
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) пахучее молоко Г) смотревший вперед
Б) пахнувшее белье Д) мелкий брод
В) спеющая ягода Е) орудийные залпы
6. Рефлексия:
-Что нового вы узнали сегодня?
-Что такое причастие?
-Какие признаки причастия запомнили?
-Как вы думаете, какова роль причастий в речи?
Учитель: Умелое использование причастий в художественном тексте делает его более выразительным, создаёт образную картину, которую легко можно представить.
Домашнее задание.
Творческое: Напишите эссе на тему «Моя мечта…» с использованием причастий.
infourok.ru
Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи» УМК Ладыженской ФГОС
Тема урока: «Причастие как часть речи».
Класс: 7
Авторы: Борисова Т.М., учитель МБОУ СОШ №3 п. Раздольное,
Вейс Т.Г., учитель МБОУ СОШ №3 п. Раздольное.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цель урока: достижение планируемых образовательных результатов
Образовательные результаты:
Личностные:
Метапредметные:
формирование умения высказывать собственные суждения, делать выводы
способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях
овладение нормами речевого поведения
Предметные:
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Слово учителя : « Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, в осенний сад, которые сейчас выглядят волшебно. Гуляя по осенним тропинкам, вглядываясь в красоту осени, мы узнаем много нового и интересного.
2 этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Чтобы отправиться в путешествие, мы должны выбрать туроператора. Для этого обратимся к рекламным проспектам. Вам предлагаются рекламные проспекты двух туристических компаний. Работая в группах, вы должны дать объяснение, почему вы выбрали того или иного туроператора, основываясь на текстах проспектов.
Чтение текста учителем ( отрывок из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки»):
1-ый проспект. « Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца…
Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег….»
2-ой проспект. « Вспоминается мне осень. Август был с дождиками, с дождиками в самую пору, в середине месяца…
Помню утро… Помню сад, помню аллеи, аромат листвы и – запах яблок, запах меда и свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег….»
Предполагаемый ответ учеников:
Первый туроператор составил более красочный, яркий рекламный проспект, используя прилагательные. Благодаря прилагательным мы узнали о времени поездки (осенний), о месте (кленовая роща),узнали, какой сорт яблок сможем попробовать(антоновские яблоки). Помимо этого автору проспекта удалось нас привлечь художественными средствами языка. Он использовал эпитеты золотой сад, свежее, тихое утро.
Учитель. Молодцы. Вам удалось обосновать свое мнение, вы были убедительны в своих аргументах. И нет ничего удивительного в том, что вы выбрали именно этот рекламный проспект, потому что он был составлен великим мастером поэтического слова Иваном Алексеевичем Буниным. Это был отрывок из его рассказа «Антоновские яблоки».
Выпишите из текста И.А. Бунина все имена прилагательные. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
— Все согласны? А у кого не так?
— Итак, задание было одно? Да.
— А результаты у вас одинаковые? ( Разные. Осознание противоречия)
3 этап. Фиксация затруднения
-Почему так получилось? (Одни считают, что слова подсохший, поредевший, опавшей, выпадавшими — это прилагательные, другие считают, что это глаголы). Чего мы пока не знаем? ( Какой частью речи являются слова подсохший, поредевший, опавшей, выпадавшими?)
Задание в группах. На группы разбиваются на основании выбора части речи. Аргументируйте свой выбор.
1-ая группа. – Эти слова отвечают на вопрос какой?, обозначают признак предмета.
2-ая группа. Эти слова обозначают действия и к ним можно задать вопрос что сделавший?, который похож на вопрос глагола.
— Замените слова « подсохший», «поредевший», «опавшей» словосочетаниями, близкими по значению. ( который подсох, который поредел, которая опала, которые выпали ).
— От каких слов образованы данные слова ( от глаголов)
— С помощью чего ? ( суффиксов –ш-, -вш-)
— Признак какой части речи налицо? (глагола).
— Признаки каких частей речи вместили эти слова? ( прилагательного и глагола)
Возвращаемся к проблеме, которую нам нужно решить. Какая же это часть речи?
Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил : «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой части речи говорил Даль? (Причастие). Запись темы урока: «Причастие как часть речи».
4 этап. Построение проекта выхода из затруднений.
— Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.
Узнать, что такое причастие ?
Научиться находить причастие среди других частей речи.
Уметь пользоваться причастием в речи.
5. Реализация построенного проекта.
-Прочитайте стихотворение Д. Мережковского«Осенние листья». Распределите слова, которые характеризуют существительное листья, по столбикам.
Осенние листья
Падайте, падайте, листья осенние,
Некогда в теплых лучах зеленевшие,
Легкие дети весенние,
Сладко шумевшие!…
В утреннем воздухе дым,-
Пахнет пожаром лесным,
Гарью осеннею.
Молча любуюсь на вашу красу,
Падайте, падайте, листья осенние…
— По какому принципу вы их распределили? ( в одном столбике прилагательные , в другом причастия)
— Докажите.
Листья
Осенние зеленевшие
весенние шумевшие
Вырабатываем эталон различения причастий в речи:
Обозначает признак предмета, но по его действию.
Заменяется глаголом.
Имеет временные признаки
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по ФГОС «Причастие как часть речи»
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме «Причастие как часть речи»
Гордеева Виктория Юрьевна
учитель русского языка и литературы
Вид урока: игра
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Цель:
1.Cовершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Причастие, как часть речи”;повторение знаков препинания при причастном обороте;
2.Повторение теоретических понятий по теме “Причастие”;
3.Воспитание интереса к урокам русского языка;
4.Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию.
За неделю учащиеся получают задание :
•Разбиться на группы (команды) (по желанию, интересам, личной симпатии и т.д.) по 5-6 человек и выбрать в каждой команде капитана, который будет
•Руководить и предварительной подготовкой
•Подготовиться к конкурсам
а) теоретический конкурс
б) пунктуационный конкурс
в) орфографический конкурс
г) вопросы “на засыпку”
д) творческий конкурс
Оборудование урока.
Парты расставлены на пять команд, стол жюри, доска, подготовленная к работе; подготовленные таблицы, схемы.
Каждый конкурс оценивается по 5-балльной системе.
Победители получают оценку “5”
Ход урока
Объявляется 1-й конкурс “Теоретический”
Первая команда даёт задание второй, вторая – третьей, третья – четвёртой, четвёртая – пятой, пятая – первой (и так в каждом конкурсе)
Задание (1-ая команда даёт задание 2-ой)
1. Укажите морфологические признаки, унаследованные причастием от глагола и прилагательного.
Вспомнить каким причастиям принадлежат данные суффиксы.
-ущ-(-ющ-)
-ащ- (-ящ-)
-вш-, -ш-.
Задание 2-ой команде даёт 3-я команда
Каким причастиям принадлежат данные суффиксы
-ем-(ом-), -им-
-енн-(-ённ-), -нн-, -т-
Расскажите об образовании действительных и страдательных причастий .
Задание 3-ей команде даёт 4-ая команда
Расскажите о правописании не- с причастиями
Задание 4-ой команде даёт 5-ая команда
Расскажите о правописании одной или двух -н- в причастиях.
Задание 5-ой команде даёт 1-ая команда.
Расскажите о морфологических признаках причастия и о знаках препинания при причастном обороте.
Конкурс №2 “Пунктуационный”
Расставить знаки препинания в предложениях.
1.Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.
2.Шуба скроенная по совету друзей никогда не будет мала.
3.Слово идущее от сердца согревает три зимы подряд.
4.Человек закаляющийся с детских лет всегда бодр и здорв.
5.Не замеченный противником батальон зашёл в тыл.
Конкурс №3 “Орфографический”
1. Вставить пропущенные буквы, выделяя суффиксы причастий.
Умира..ие звёзды, бодр..ий морской воздух, запах распуска..щейся зелени, брезж..щий свет звёзд, сверка..ий снег, улыба..ееся детское лицо, утоля..ее боль лекарство, стро.ийся дом, приближа..аяся ночь, плыву..ие облака, веду..ая к садам дорожка.
2. Запишите в два столбика причастия с суффиксами –ем- , -им-
Муч..ый жаждой, рекоменду..ая книга, сжига..ое топливо, уважа.. ый всеми, умножа..ое число, видый простым глазом, колеблый ветром, взвешива..ый товар, забива..ый в стену гвоздь.
3. Вставь пропущенные буквы.
Выслуш…ый приказ, отпущ…ый товар, задерж…ая книга, успоко…ые родители, разве…ые сомнения, выброш…ый мусор, засе…ые поля, заостр…ые копья, встревож…ая мать, измуч…ое животное, замеч…ая опечатка, выпущ…ая птица, раскле…ые объявления, навьюч…ые волосы, растер…ый вид, обещ…ый подарок, сдерж…ый шёпот.
4. Вставь пропущенные буквы. Выпиши причастия и прилагательные в две колонки. Ищи подсказку.
Смущён…ый юноша, бешен…ый пёс, квалифицирован…ый рабочий, кован…ая решётка, выполнен…ая работа, журавлин…ый крик, единствен…ое доказательство, кожан…ые перчатки, окон..ые рамы, жарен…ая на сковородке рыба, сушён…ые грибы, смышлён…ый парень, ранен…ый в бою солдат, незван…ый гость, отработан…ые дни, сушён…ые на солнце грибы, вспахан…ые поля.
5. Раскрыть скобки.
(Не)изгладимое впечатление, задача (не)решена, (не)пролазный орешник, никогда (не)упрекавший, (не)замеченный противником, (не)выполненное задание, волосы (не)причёсаны, ещё (не)созревшая пшеница,(не)тронутая природа, трава (не)скошена, (не)освещённая комната, (не)летящая, а сидящая птица, (не)пробудный сон.
Конкурс №4. “Вопросы “на засыпку”
1. Установи, в каком случае предан является кратким страдательным причастием и в каком – прилагательным.
Преданность вечно была в характере русского люда.
Кто же не предан теперь? Ни одного не найдёшь.
Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу;
Каждый, кто честен, умён, предан, суду.
2. В роли какой части речи выступают причастия?
Мы в грядущее смело глядим.
От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Утопающий и за соломинку хватается.
В нашем классе нет отсутствующих.
Я уважаю прошедшее ваше и презираю настоящее.
3. Попробуй образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать, есть, жевать, вести, вычитать, предлагать, зависеть.
4. В стихотворении А. Пушкина “К морю” есть такое четверостишие:
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим.
Что означает слово томим, как и от чего оно образовалось?
5. Какое двойное лексическое значение имеют данные слова: выдвинут, обманут, покинут, проникнут, тронут?
Конкурс №5. “Творческий”
Придумать грамматическую сказку:
1.“О послушном Причастии, так похожем при склонении на Прилагательное”
2.“О сложных взаимоотношениях Причастия с Зависимым и Определяемым словами”
3.“О том, как Причастный оборот от Запятых спасался”
4.“О жизни Действительного и Страдательного Причастий, таких прохожих по характеру”
5.“О том, как Причастия решили похудеть и что из этого получилось”
В конце урока жюри подводит итоги, учитель выставляет оценки.
В качестве домашнего задания даётся подготовка к контрольной работе.
infourok.ru