cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация жанры инструментальной музыки – Презентация к уроку в 6 классе «Жанры инструментальной музыки»

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Текст этой презентации

Слайд 1

Что Вы знаете о А. Лядове? В каком жанре преимущественно работал А. Лядов? Что такое «лейтмотив»? Дайте характеристику симфонической картинке «Кикимора» А. Лядова.
Повторение пройденного

Слайд 2

Тема урока: Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Слайд 3

Жанр —  (франц. genre — род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства.
Понятие  «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Слайд 4

Различают жанры: — По способу исполнения (вокальные — сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные; инструментальные — сольные, ансамблевые и оркестровые) - По содержанию (лирический, эпический, драматический) Месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка) По назначению (прикладные: марш, танец, колыбельная песня и др.)

Слайд 5

Жанры вокальной музыки: Песня Месса Мотет Романс Баллада Серенада Кантата Оратория Опера

Слайд 6

Жанры инструментальной музыки: — Пьеса - Ноктюрн - Прелюдия Этюд Вариации Рондо Симфония Скерцо Марш Токката

Слайд 7

Мелодия – главное выразительное средство в музыке. Мелодия – это мысль, выраженная звуками.

Слайд 8

Слайд 9

Вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке.

Слайд 10

Сергей Васильевич Рахманинов
«…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».
«Вокализ»

Слайд 11

Песни без слов в инструментальной музыке: Мелодия Ария Романс Серенада

Слайд 12

Георгий Васильевич Свиридов
«Романс»
Рома́нс в музыке (исп. romance, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — камерное музыкально –поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека.

Слайд 13

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «песня без слов»: это — пьеса с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано ( Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Слайд 14

Феликс Мендельсон
Цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов»
Баркарола (barca — лодка), песня лодочника.

Слайд 15

Слайд 16

В мире существуют вокальные и инструментальные баркаролы.

Слайд 17

Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»
Франц Шуберт романс «Баркарола»

Слайд 18

Словно как лебедь по влаге зеркальной, Тихо качаясь, плывет наш челнок, О, как на сердце легко и спокойно, Нет и следа в нем минувших тревог (2 раза). В небе заката лучи догорают, Розовым блеском осыпан челнок (2 раза). Час незаметно за часом проходит, Дальше скользим мы по зеркалу вод. О, как на сердце легко и спокойно, Нет в нем и тени минувших забот (2 раза). О, неужели на крыльях туманных Утро с собой их опять принесет? О, неужели опять принесет? О, неужели опять принесет!

Слайд 19

О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки? Домашнее задание: Послушать цикл П.И. Чайковского «Времена года», «Баркаролу». Подготовиться к самостоятельной работе и музыкальному диктанту (список в файле). Прослушать можно в папке 5 класс.

topslide.ru

Презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему: Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Слайд 1

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Слайд 2

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) Русский композитор, пианист, дирижёр

Слайд 3

С.В.Рахманинов в своем кабинете.

Слайд 4

«Вокализ» Вокализ — это пение без слов на какой-либо гласный звук или слог. Послушайте «Вокализ» С.Рахманинова. Какие чувства возникают у вас при слушании этой музыки? В чём по- вашему её красота?

Слайд 5

С. Рахманинов посвятил «Вокализ» А.В. Неждановой.

Слайд 6

Какие чувства возникают у вас при слушании этой музыки? В чём по- вашему её красота? Чем отличается вокализ от песни и романса?

Слайд 7

Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера Б. Пастернак Сыплются с дерева листья поблекшие, В поле, желтея, поникли кусты; По небу тучи плывут бесконечные… Осень докучная!.. Да, это ты! А. Плещеев Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Ф. Тютчев Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса А. С. Пушкин

Слайд 8

Домашнее задание: Подберите стихотворные строчки, созвучные «Вокализу» Рахманинова.

Слайд 9

Феликс Мендельсон (1809-1847) Немецкий композитор, дирижёр, органист. Цикл фортепианных пьес «Песни без слов» Песни без слов- это небольшие инструментальные пьесы лирического характера.

Слайд 10

Что необычного вы услышали в исполнении этой пьесы? «Песня венецианского гондольера».

Слайд 11

Баркаролы- песни на воде. Родина этого жанра- Италия.

Слайд 12

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) Альбом «Времена года» «Баркарола»- «Июнь»

Слайд 13

П. Чайковский «Баркарола» Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера» 1. Характер ( песенный, танцевальный, маршевый) 2. Инструменты 3. Лад (мажор, минор) 4. Динамика (громко, тихо, не очень громко) 5. Темп (быстрый, медленный, умеренный) 6. Регистр (высокий, средний, низкий). 7. Настроение

Слайд 14

кларнет фортепиано

Слайд 15

Франц Шуберт (1797-1828) немецкий композитор. Песенность пронизывает его сочинения.

Слайд 16

«Баркарола» Сравни настроение «Баркаролы» Шуберта с музыкальными произведениями Ф. Мендельсона и П.И.Чайковского.

Слайд 17

вокализ баркарола романс Песня без слов

nsportal.ru

Жанры вокальной и инструментальной музыки (презентация)

Жанры вокальной и инструментальной музыки.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

«Песнь моя летит мольбою»

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это

музыка для пения.

музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами , с сопровождением или

a cappella .

 

«Вокализ» Сергей Рахманинов

(1873-1943)

Вокали́з

(от лат.   vocalis  — звучащий, поющий) — музыкальное произведение для голоса без слов.

Георгий Свиридов (1915-1998)

РОМАНС — это

вокальное сочинение, написанное для голоса с инструментальным сопровождением, на небольшое стихотворение лирического содержания .

ВОКАЛИЗ

РОМАНС

БАРКАРОЛА этим поэтичным, красивым словом называют музыкальный жанр, происхождение которого связано с песнями на воде (от итал. barkarola

).

  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ

Феликс Мендельсон (1809-1847)

Песня венецианского гондольера

Из фортепианного цикла «Песни без слов»

Михаил Глинка (1804-1857)

Венецианская ночь

Ночь весенняя дышала

Свежей южною красой.

Тихо Брента протекала

Серебримая луной

Отражён волной огнистой

Блеск прозрачных облаков

И восходит пар душистый

От зелёных берегов

Всё вливает тайно радость

Чувствам снится дивный мир

Сердце бьётся мчится младость

На любви весенний пир

По волнам скользят гондолы

Искры брызжут под веслом

Звуки нежной баркаролы

Веют лёгким ветерком

БАРКАРОЛА — род инструментального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе, связанное с изображением катания на лодке.

от итальянского barka , что означает лодка. А итальянский глагол rollare означает испытывать бортовую качку . Таким образом, БАРКАРОЛА – качающаяся лодка .

videouroki.net

Презентация «Жанры вокальной и инструментальной музыки»

Конспект урока по музыке

  1. Класс: 5

  2. Авторы и название учебной программы: Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» — М. :Просвещение, 2012.

  3. Название учебного раздела: «Музыка и литература»

  4. Название учебного занятия: «Вокальная музыка»

  5. «Душа для меня в определённой степени — мотор, двигатель, который производит эмоции, пропущенные через мозг. Именно их и передаёт голос посредством каких-либо звуковых вибраций. Основа — душа, а голос — просто инструмент. «(Хосе Каррерас)

  6. Цель учебного занятия: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

  7. Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей  с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;

  • показать интонационные возможности  мелодии как главного выразительного средства в музыке;

  • раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;

  • разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;

  • научить различать жанры по характеру звучания.

Развивающие:        

  • развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;

  • расширять музыкальный кругозор учащихся;

  • формировать исполнительские навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать музыкальный вкус;

  • формировать позитивное отношение к классической музыке.

8.Тип учебного занятия: комбинированный, с использованием ИКТ

9. Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная.

10. Литература: Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006; Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

«Вокализ» С.В.Рахманинова,

«Романс» Г.Свиридова,

 «Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

11. Этапы учебного занятия:

I. Организация учащихся на урок.

II. Актуализация знаний.

III. Основной этап урока.

  1. Беседа.

  2. Слушание и анализ музыкальных произведений:

  1. раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса,

  2. общность жанров песен без слов и баркаролы.

  1. Музыкально-ритмическая минутка:

IV. Вокально-хоровая работа.

  1. Подготовка к песенной деятельности.

  2. Песенная деятельность.

V. Подведение итогов урока.

Ход урока:

I  Организация учащихся на урок.

Приветствие.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим  говорить о музыке и литературе.

Слайд 1.                                                      

II. Актуализация знаний.

-Что связывает между собой эти два искусства?

-Что такое вокальная музыка?

Слайд 2.                                                      

-Какие жанры вокальной музыки мы знаем?

-Что такое инструментальная музыка?

-Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?

III. Основной этап урока.

1. Беседа.

Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия.

— Как вы думаете, почему?

Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне

— Что стало бы с песней без стихотворного текста?

Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё.

Останется самое главное – мелодия.

— А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда?

 И получится песня без слов.

2.Слушание и анализ музыкальных произведений:

Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)

Слайд 3- 4.                                                

— Что это за жанр?

Может быть, вы  вспомнили и произведение?

— Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке  (обычно «а»).

Слайд 5.                                              

Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова — это уже концертное произведение.

— Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?

— Нужны ли здесь слова?

Да. Рахманинов посвятил этот вокализ  певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».  И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

-Что такое интонация?

Действительно, по интонации мы можем  прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр.

Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

(Звучит романс Г.Свиридова)

Слайд 6-9.                                           

— Почему  композитор назвал своё произведение «Романс»?

Слайд 10.

— Пел ли здесь кто-нибудь?

— Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения,  которую поёт скрипка и фортепиано,  по своему звучанию напоминающее переборы гитары.

И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.

Слайд 11.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

Слайд 12.                                                

Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.

Слайд 13.

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте,

-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?

Слайд 9.

(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)

Слайды  14-22.                                             

— Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию.

Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».

Слайд 23.

Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта)

Слайд 24.                                                      

— Так почему романс назван «Баркаролой»?

— Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

— Что общего между песнями без слов и баркаролой?

IV. Вокально-хоровая работа.

4.Подготовка к песенной деятельности.

а) Учащиеся выполняют дыхательные упражнения, задерживают дыхание, учатся правильно дышать, сохраняя осанку и не поднимая плечи.)

б) Распевание различных певческих упражнений

5.Песенная деятельность.

Разучивание песни «Жираф»

V. Подведение итогов урока.

  • О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?

  • Что такое вокализ?

  • Что такое романс?

  • Что такое баркарола?

  • Что такое песни без слов?

  • С какими композиторами встретились сегодня на уроке?

  • Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?

Да — это мелодия-душа музыки.

Домашнее задание: Вспомните произведение известного русского композитора, которое тоже называется «Баркарола».Назовите его.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы). 

— Урок окончен. До свидания!

infourok.ru

Презентация на тему Жанры вокальные и инструментальные

Презентацию на тему Жанры вокальные и инструментальные можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Музыка. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 39 слайдов.

Слайд 1

Жанры вокальной и инструментальной музыки.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит мольбою»

Слайд 2

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это

музыка для пения. музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.

Слайд 3

Жанры вокальной музыки

Песня Романс Баллада Баркаролы Хоровые концерты Кантаты Оперы и др.

Слайд 4

Жанры инструментальной музыки

танец соната симфония сюита

Слайд 18

«Вокализ» Сергей Рахманинов (1873-1943)

Вокали́з (от лат. vocalis — звучащий, поющий) — музыкальное произведение для голоса без слов.

Слайд 20

РОМАНС — это

вокальное сочинение, написанное для голоса с инструментальным сопровождением, на небольшое стихотворение лирического содержания.

Слайд 21

ВОКАЛИЗ РОМАНС

Слайд 22

БАРКАРОЛА этим поэтичным, красивым словом называют музыкальный жанр, происхождение которого связано с песнями на воде (от итал. barkarola).

ВОКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ

Слайд 23

Феликс Мендельсон (1809-1847)

Песня венецианского гондольера Из фортепианного цикла «Песни без слов»

Слайд 36

Михаил Глинка (1804-1857)

Венецианская ночь

Слайд 37

Ночь весенняя дышала Свежей южною красой. Тихо Брента протекала Серебримая луной Отражён волной огнистой Блеск прозрачных облаков И восходит пар душистый От зелёных берегов

Всё вливает тайно радость Чувствам снится дивный мир Сердце бьётся мчится младость На любви весенний пир По волнам скользят гондолы Искры брызжут под веслом Звуки нежной баркаролы Веют лёгким ветерком

Слайд 38

БАРКАРОЛА — род инструментального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе, связанное с изображением катания на лодке.

от итальянского barka , что означает лодка. А итальянский глагол rollare означает испытывать бортовую качку. Таким образом, БАРКАРОЛА – качающаяся лодка.

prezentacii.org

Презентация на тему: «Жанры вокальной и инструментальной музыки»

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: «Жанры инструментальной и вокальной музыки». Презентацию выполнила ученица 5 класса МОУ «ГСОШ» Бурдуковская Анастасия (учитель Савельев В.И.)

Слайд 2

Vocalis (в переводе с итальянского) «гласный», «звучный», «певучий».

Слайд 3

Вокализ – это упражнение, исполняющееся на гласный звук, для развития выразительности голоса и виртуозной техники певца.

Слайд 4

Вокализ – это концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением .

Слайд 5

С. В. Рахманинов

Слайд 6

Песня без слов – это небольшая инструментальная пьеса лирического характера.

Слайд 7

Песня без слов имеет другие названия: — мелодия — ария — романс — серенада

Слайд 8

«Итальянский пейзаж» А. Мордвинов (русский художник)

Слайд 9

Жанр баркаролы – это песня на воде. Родина этого жанра – Италия. Barka (в переводе с итал.) — это лодка.

Слайд 10

Немецкий композитор X IX века Феликс Мендельсон сочинил цикл форт-х пьес под названием «Песни без слов». («Песни венецианских гондольеров» — так называли лодочников, гребцов).

Слайд 11

Баркаролы сочиняли многие композиторы: — Пётр Ильич Чайковский (цикл пьес для фортепиано «Времена года» — Баркарола). — Франц Шуберт (Баркарола). — Михаил Иванович Глинка («Венецианская ночь» — романс).

Слайд 12

Михаил Иванович Глинка

Слайд 13

Пётр Ильич Чайковский

Слайд 14

Франц Шуберт

Слайд 15

Итог урока : Многие песни, романсы, инструментальные пьесы (песни без слов, баркаролы и др.) являются лирическими зарисовками . В них композиторы передают свои чувства и мысли, впечатления и настроения.

Слайд 16

Многообразие чувств и мыслей, переданных в них, мелодичность, певучесть и удивительная красота позволяют слушателям воспринимать эту инструментальную музыку как выразительную речь, убедительное высказывание, исповедь души человека.

nsportal.ru

Презентация — Концерт — жанр инструментальной музыки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Концерт – жанр инструментальной музыки

Слайд 2

Слайд 3

Концерт  в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие. В чем же здесь секрет? Исполняя концерт, солист, как бы соревнуется с оркестром , и в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора. Концерты для разных инструментов писали Бах, Моцарт, Бетховен, Григ, Прокофьев и многие другие композиторы в различное время года. А у нас весна. Все кругом оживает, на деревьях набухают почки, и, конечно же, распускаются первые весенние цветы. И сегодня на уроке мы с вами будем составлять букет весенних цветов из музыкальных жанров. Ребята, вы знаете, что такое жанр ?

Слайд 4

Песня, танец, марш, романс былина, ария, симфония, пьеса…

Слайд 5

инструментальные жанры
разновидности муз. форм: вариации. рондо. сонатная форма и т. д. пьеса. | фантазия. вариации. парафраз. попурри. ноктюрн. | фуга. фугетта. партита. | юмореска. интермеццо. | экспромт. интермедия. | элегия. рапсодия. | этюд.

Слайд 6

вокальные жанры это
песня. песнь. песенка. | хор. романс. | оратория. серенада. | кантата. припевки. | гимн. интернационал. марсельеза. частушка. | хорал. шансон. шансонетка. | месса. бержеретта (стар). | реквием. карманьола. | магнификат.

Слайд 7

Слайд 8

lusana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *