Презентация конструкция и декор предметов народного быта русские прялки – Презентация и конспект урока на тему «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка.»
Презентация и конспект урока на тему «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка.»
Тема. «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка.»
Цели.
Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в её украшении.
Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Оборудование. Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
— Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать изучение декоративно прикладного искусства.
О чём мы говорили на прошлом уроке? (о внутреннем убранстве русской избы).
Давайте вспомним, что же было в избе? (ответы)
Сегодня мы с вами поговорим об одном очень важном предмете народного быта. (слайд1)
Вот послушайте: (слайд 2-10)
О чём мы будем с вами говорить? (о прялке)
Да, это прялка. Об этом предмете и пойдет речь сегодня на уроке.
III. Знакомство с новым материалом
Слайд 11:
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни.
Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти. Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.
Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.
Слайд 12:
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.
Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки, донце устанавливалось на лавке. Садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее пальцами. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала.
Слайд 13:
Многие поэты писали стихи о пряхах.
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней. (А.С. Пушкин)
Вспомните ещё строки Пушкина из сазки о Царе Салтане…
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…» писал А.С. Пушкин
Слайд 14:
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства. Посмотрите, какой резьбой и росписью их украшали.
Слайд 15:
Часто прялка была ценным подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
В некоторых местах по обычаю жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали советы, дарственные надписи типа: «Кого люблю, тому дарю», поучения: «Пряди, прялку береги, за отца Бога моли».
Слайд 16:
Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. На посиделках девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни, частушки.
Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом. Работа чередовалась с пением, играми и плясками.
Слайд 17:
В разных районах по-разному расписывали прялки.
Слайд 18:
В г. Иваново больше всего развито ткачество и это находит отражение в гербе города.
Слайд 19:
Русские прялки с изображением круговорота солнца вокруг Земли. Предметы благодаря причастностям к высшим идеям становятся художественными произведениями, вещью-образом.
В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Заметьте: мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца.
Слайд 20:
Давайте вспомним, на первом уроке мы говорили о славянских символах. Здесь тоже прослеживается эта закономерность. Какой мы можем сделать вывод. Бездумно ли украшались прялки?
Нет конечно, (вывод)
Слайд 21:
Рассмотрим подробно части, из которых состоит прялка.
IV. Самостоятельная работа
Слайд 22:
А теперь вы попробуете нарисовать прялку и раскрасить по своему замыслу (показ образца рисунка). Выбор украшений и цветов свободный.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную черту. Отметьте высоту и ширину элементов прялки.
infourok.ru
Презентация «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка»
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская прялка.
Презентацию подготовила
Учитель изобразительного искусства
МОУ «СОШ №9»
Пьянкова Людмила Вячеславовна
г. Печора,РК.
Ковш — конюх
Ковш-скопкарь
Туес
Рубель – приспособление для глажения белья.
Валёк
Вальками в старину стирали бельё. Вальки для стирки одежды со знаками земли и солнца.
Конструкция вальков воспроизводит, очевидно, богиню Макошь
Русские
прялки
Русская народная песня «ПРЯХА»
ВОТ ОНИ – РУССКИЕ ПРЯЛКИ !
Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Прялка – орудие для ручного прядения.
Она состояла из вертикального стояка –ножки с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи. В верхней части резные выступы — «городки» обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – «
сплошные,
из корневища или ствола древа
составные, у которых столбик стоячок вставлялся в донце.
Прялки были
Прялка – олицетворение русской крестьянки
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
В избушке распевая, дева
Прядёт, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней, —
писал А. С. Пушкин.
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидели женщины за прялкой долгие зимние ночи.
Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным.
Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.
Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью.
Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
На некоторых прялках есть именные и дарственные надписи.
К примеру надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, тому дарю…»
Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью.
Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других – бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен.
С прялками ходили на посиделки, или супрядки — деревенские вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. А там у кого прялка красивее, тому и чести больше.
Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с песнями, играми и плясками.
Непряха», «неткаха» — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. «Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом.
Красивая прялка была гордостью владелицы.
Она несла её на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далёкие времена. На Руси два основных типа прялок:
Гребни с донцами Прялки с лопастями
На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Вологодская губерния., XIХ в.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельские области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
В Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки- «башенки».
Прялка с Сирином.
Русский Север,
19 век
Прялка «с ожерельем».
Вологодская губерния,
20 век
А теперь, давайте распишем каждый свою прялку с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
Разгадайте кроссвордПо горизонтали:
1. Стержень для навивания средней нити.
2. Приспособление, к которому привязывался кудель для прядения. 3. Вертикальный стояк с №2.
По вертикали:
4. Орудие для ручного прядения. 5. Боковые выступы в нижней части №5 — символы восходящего и заходящего солнца. 6. Горизонтальное сидение для пряхи. 7. Резные выступы в верхней части №5, обозначающие путь солнца по небосводу.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Г |
||||||||||||||
О |
||||||||||||||
Р |
||||||||||||||
П |
С |
Д |
О |
|||||||||||
В |
Е |
Р |
Е |
Т |
Е |
Н |
О |
Д |
||||||
Я |
Р |
Н |
О |
Ж |
К |
А |
||||||||
Л |
Ь |
Ц |
И |
|||||||||||
Л |
О |
П |
А |
С |
К |
А |
Г |
Е |
||||||
А |
И |
Подведение итогов
- Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, — прялкой.
- Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
Молодцы!
МОЛОДЦЫ!!!
uchitelya.com
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. «Русские прялки»
Продолжительное время исследователи народной культуры считали Вятский край диким краем новых земель старой России, населенным народом грубым, пришлым из разнородных стихий. Мало изучено искусство Вятского края. Возможно, поэтому некоторые его самобытные явления, художественная ковка, ткачество, вышивка, резьба по дереву, плетение лозы и т.д. практически остались неизученными. Безвозвратно исчезли многие прекрасные образы этих художественных ремесел. Но доподлинно известно, что в двадцатые годы 19 века, по количеству народных промыслов Вятка занимала 2 место в России.
Просмотр содержимого документа
«Конструкция, декор предметов народного быта и труда. «Русские прялки»»
ЗАДАЧИ:
- Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в её украшении.
- Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
- Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
План урока:
- Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
- Дать определение понятию «прялка», её основным элементам.
- Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов.
Русская народная песня «Пряха»
Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одинокого окошка.
Мерцающий свет едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка с куделью, в руке – веретено.
Вот они какие – русские прялки!
Вот они какие – русские прялки!
Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Прялка – орудие для ручного прядения
- Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.
Прялка – олицетворение русской крестьянки
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
В избушке распевая, дева
Прядёт, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней, —
писал А. С. Пушкин.
- Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.
- Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.
- Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (примерно 300 метров). А чтобы получить хотя 20 аршин ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тысяч метров пряжи.
- Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музеях хранятся маленькие детские прялки.
- Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Но имя того, кто дарил прялку, от нас скрыто. Хотя на некоторых прялках есть дарственные, но многое ли откроет нам такая, к примеру, надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, того дарю…».
- Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.
- Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
- Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Северодвинские прялки
Прялки Русского Севера
Мезенские прялки
Прялки Верхнего и Среднего Поволжья
Практическая работа
- А теперь давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике
Подведение итогов
- Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, — прялкой.
- Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Конструкция, декор предметов народного быта и труда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русская прялка»….
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. «Русские прялки».план — конспект урока по изо. по программе Б.М.Неменского 5 класс….
Конспект урока на тему: «Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки.» 5 классУчащиеся знакомятся с отдельными предметами крестьянского быта, сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении. Учатся сравнивать и находить общее и особенное в конструкции. Ра…
Проект урока изобразительного искусства в 5 классе «Конструкция и декор предметов народного быта и труда».Проект урока изобразительного искусства в 5 классе «Конструкция и декор предметов народного быта и труда» по программе Б.М.Неменского….
Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.Урок по изобразительному искусству в 5 классе по теме «Внутренний мир русской избы.Конструкция, декор предметов народного быта и труда».Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусств…
Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка». В материале представлены основные этапы урока, деятельност…
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс «Сундук. Конструкция, декор предметов народного быта»Актуальность данной темы определчется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является воспитание патриотизма, уважение к своей истории и традициям,духовным…
nsportal.ru
Презентация «Конструкция и декор предметов народного быта» 5 класс
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация «Конструкция и декор предметов народного быта» 5 классОписание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Конструкция, декор предметов народного быта и труда Давай поближе познакомимся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Красочное цветение росписи, мерцающие резные узоры, нарядные вышивки не только радовали глаз, но и воспринимались как пожелание блага, добра, счастья.
2 слайд Описание слайда:Детская люлька Например, на детской люльке принято было изображать сценки из жизни человека, цветы как пожелание вырасти сильным, добрым, счастливым. Солнечные знаки служили оберегами — в такой колыбели дитя не сглазят.
3 слайд Описание слайда:Прялки На прялке, украшенной росписью или резьбой, будет спориться работа, …
4 слайд Описание слайда:Деревянная посуда …в нарядной посуде напитки и еда покажутся вкуснее.
5 слайд Описание слайда:Ковш-скопкарь А вот ковш-скопкарь. В нем подавали квас, медовуху. На Севере ковшам часто придавали облик плывущей птицы-утицы, ладьи, коней. Как удобна и совершенна их форма! Приземистая чаша плавно перетекает в изящную голову с длинным клювом и чуть-чуть изогнутый хвост. Сама форма сосуда имела образное звучание, становилась украшением. Обрати внимание на единство нарядной росписи и формы, на зависимость росписи от формы.
6 слайд Описание слайда:Ковш-конюх Ковши с конскими головами резались в Тверской губернии и назывались конюхами. Рассмотри форму этого ковша. Чем она отличается от формы ковша-скоп каря? Какие образы соединил в себе ковш-конюх? В народных представлениях ковш-конюх олицетворял собой хозяина дома, а ковш-утица — гостеприимную и домовитую хозяюшку. Образный строй ковша (его форма и декор) словно воскрешает легенду о солнце, совершающем дневной путь в колеснице, запряженной конями, и возвращающемся на восток в золотой дворец в ладье, которую тянут сказочные птицы. Ты можешь увидеть в облике сосуда ладью, солнце, коня, птицу.
7 слайд Описание слайда:Ковш-черпак Резным ковшам мастера могли придавать самую разную форму. Вот ковш-черпак — название его говорит само за себя. Что в нём особенно привлекло твоё внимание? Рассмотри его форму, декор, который сохранил в резьбе древние элементы.
8 слайд Описание слайда:Ендова Огромная круглая чаша с носиком для разлива вина — ендова — также предназначалась для праздничных столов. И потому её украшали с особым старанием: наряжали в праздничные расписные одежды.
9 слайд Описание слайда:Хлебница Самое почетное место на столе занимали хлеб да соль. Разве могла обойтись без них встреча дорогих гостей, невесты с женихом? «Без соли, без хлеба — худая беседа», — говорили в народе. Как празднично украшена хлебница! Красный цвет в сочетании с зелёным и золотисто-жёлтым торжествует на белой поверхности. В растительный узор деревенский художник вписал крупное изображение рыбы, а также людей и домашних животных. Нарядная хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.
10 слайд Описание слайда:Солоница-стульчик Игрушечные креслица, уточки не что иное, как СОЛОНИЦЫ. По тончайшей резьбе, которой украшены все поверхности солоницы-стульчика, можно судить об отношении русского крестьянина к соли, которая стоила в старину очень дорого.
11 слайд Описание слайда:Рубель Каково назначение этого предмета, определить сегодня непросто. Название его — рубель. с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажнённые холсты, намотанные на скалку. Посмотри, с какой изобретательностью и смекалкой сработан рубель, как декоративно решена форма, удобная для работы. Богатое резное узорочье с символами солнца как бы рисует космическую картину: солнце только начинает подниматься над землей. Об этом говорит и конек, и резная полурозетка в виде веера, расположенные на границе земли и неба.
12 слайд Описание слайда:Вальки Посмотри, как выглядят вальки, которыми женщины выколачивали при стирке бельё на реке. Широкая, чуть изогнутая поверхность валька с удобной ручкой хорошо приспособлена к ударам по мокрому белью. А если посмотреть на вальки спереди, не напоминают ли они своей формой женские фигурки? Резной лекор смотрится как нарядные одежды.
13 слайд Описание слайда:В избе было немало и других предметов, которыми пользовалась крестьянская семья. Это бураки, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод, сделанные из бересты и луба.
14 слайд Описание слайда:Прялки-башенки Прялки — неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украшать особенно нарядно. Прялку-подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Прялки были сплошные, т.е. из корневища или ствола дерева, и составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце.
15 слайд Описание слайда:Расписные прялки Посмотри, как разнообразны русские прялки: их различают размеры, форма лопасти, ножки, декоративные украшения. Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.
16 слайд Описание слайда:Элементы прялки
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
infourok.ru
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: Конспект урока на тему: «Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки.» 5 класс
Урок по изобразительному искусству
в 5 классе
Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
«Русские прялки».
Цель: Формировать навыки передачи единства формы и декора предметов народного
Быта; формированию любви и понимания к национальному русскому искусству.
Задачи:1. Познакомить учащихся с отдельными предметами крестьянского быта, дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении, учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции.
2. Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно — образное
мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие.
3. Развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки.
4. Воспитывать любовь к национальному искусству, уважительное отношение к
своим древним корням и памяти предков.
Оборудование и материалы: таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок, слайды с элементами традиционного народного орнамента.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
1Организационный момент.
2 Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
3 Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
4 Постановка художественной задачи.
5Физкультминутка.
6 Практическое выполнение задания.
7 Выставка и анализ детских работ.
8 Подведение итогов
Ход урока.
1 Организационный момент.
Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
2 Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
Ребята! Давайте представим. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Слайд 1.
Давайте заглянем внутрь!
Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка с куделью, в руке веретено. Слайд 2.
Музыкальный эпиграф: Русская народная песня «Пряха».
Пряха.
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка
Думы без конца…
Ты о чем взгрустнула,
Девица-краса?
Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Прялка- предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на нелегкую жизнь сохранить в себе доброту, терпение, свободолюбие.
В избушке, распевая, дева
Прядет, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней,-
Писал А. С. Пушкин.
Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.
Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. . На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками Прялку. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.
3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи. Формирование новых знаний.
Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет. Презентация.
Особое место в доме занимала прялка.
Прялка – орудие для ручного прядения. Слайд 3.
Русские прялки- неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил муж жене, отец дочери. И поэтому ее старались украсить особенно нарядно.
Основными элементами прялки являются: городки, лопасть, серьги, ножка, донце. Слайд 4.
Слайд 5.
Городки — разные выступы, в верхней части, обозначающие путь солнца по небосводу, символ дневного солнца. «Серьги» — выступы в нижней части, символы ночного (подземного) солнца. Вертикальный стояк с лопастью, к которой привязывалась кудель для прядения. Кудель прикреплялась именно к той части лопасти, где находится большое солнце. Донце – горизонтальное сиденье для пряхи. Слайд 6.
Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В роспись удивительным образом соединялись сказочность и реальность. Встречаются и сценки из жизни людей, и растительные элементы, а в нижнем ярусе, символизирующем землю, солярные знаки солнца и воды и фантастические птицы сирин. Люди верили, что птицы сирин приносят счастье. С солярными знаками мы знакомились с вами на предыдущих уроках. Слайд 7.
Что такое солярные знаки? (Солярные знаки — всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце).
Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у которых ножка вставлялась в донце. В Городце лопасть вешали на стену как украшение интерьера избы. Посмотрите, как разнообразны прялки: их различают размеры, форма лопастей,
ножки, декоративные украшения. Слайд 8.
Прялки украшались резными узорами и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами. Слайд 9.
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Обратите внимание, что мотив солнца присутствует не только в декоре (украшении), но и в самой конструкции прялки. Сверху это различные выступы- «городки», обозначающие путь солнца по небосводу. Снизу декоративные «серьги» и круглые розетки на ножке означают «ночное, подземное солнце». Слайд 10.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.
Существует множество пословиц и поговорок о прядении: слайд 11
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
- Прялка не Бог, а рубаху дает
- Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
- Не ленись прясть, хорошо оденешься
Итак, мы с вами рассмотрели различные прялки. Вы видели, что все они были очень разными по форме, но все одинаково красивы.
-А разве бы они не выполнили своего назначения без росписи и резьбы? Ведь главное назначение этих предметов в том, что бы быть полезными человеку. А откуда у русского человека такая тяга к красоте? Как вы думаете? Давайте порассуждаем.
В доме становится уютнее, когда в нем живут красивые вещи. Красивые предметы поднимают настроение. Когда человек берет в руки красивую вещь, он становится добрее. В жизни крестьянина было так много нужды, что красота как-то скрашивала его жизнь.
Да, ребята, вот видите, оказывается, красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.
4. Постановка художественной задачи.
А теперь давайте выполним эскиз прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
— Скажите, какими узорами, символами вы будете украшать предметы?
Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня.
— А что означают эти символы? ( Счастье, радость, богатство.)
Прежде чем приступить к работе, посмотрите последовательность выполнения (педагогический рисунок). Слайд 12.
1. Нарисовать лопасть и ножку. Слайд 13.
2. Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами». Слайд 14.
3. Составить композицию из узоров, орнамента, символов. Слайд 15.
4. За тонировать прялку «под дерево» краской охристого цвета. Слайд 16.
5. Выполнить эскиз в цвете.
5. Физ.минутка
Отгадайте загадку.
«Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто к доске привязали».
(Прялка)
-Что это чистое, пушистое к доске привязали? Конечно кудель.
Давайте покажем как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. Выше руки поднимаем, нить должна быть длинная, ровная. Работаем пальчиками. Нить тянется сверху – вниз.
А теперь все встаньте, мысленно возьмите ковш и ложки и, встав на цыпочки, потянитесь и поставьте на верхнюю полку под потолком избы.
6. Практическая работа.
Продумайте и сконструируйте недостающие элементы предметам, а затем нанесите простым карандашом солярные знаки и узоры, потом обведите их фломастерами, карандашами и красками.
Фломастеры, каких цветов вам понадобятся? Какие цвета предпочитали народные умельцы?
(Красный, желтый, коричневый, изредка зеленый, синий, черный.)
Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов.
На выполнение задания даю вам 20 минут. Работаем быстро и качественно.
(Звучит русская народная музыка.)
В ходе самостоятельной работы учащихся учитель обращает внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками.
Учитель подсказывает, поправляет, помогает в процессе работы учеников.
7. Просмотр и анализ работ.
Теперь посмотрим, что у вас получилось.
Ребята с прялками выходите к доске, покажите свои работы. Молодцы, красивые прялки у вас получились. Садитесь.
Во время индивидуальной работы важно акцентировать внимание ребят на удачных находках и решениях, комментируя и поясняя. Неудачные работы показывать тоже необходимо, но здесь надо аккуратно подсказывать пути исправления недостатков, подключая к диалогу самих детей.
8. Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое.
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, раскрашивая предметы народного быта. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа.
Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
1. Назовите основные элементы прялки? (городки, лопасть, серьги, ножка, донце).
2. Какие виды прялок существовали? (сплошные, составные)
На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков.
Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному русскому искусству. А это и была главная цель нашего урока.
Наведите порядок на своем рабочем месте. Всем спасибо. Урок окончен.
nsportal.ru
Конструкция, декор предметов народного быта
Разделы: МХК и ИЗО
Цели и задачи:
- Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно — образное мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность.
- Уметь передавать единство формы и декора.
- Формировать навыки работы с художественной росписью, навыки работы в стиле русских народных промыслов.
- Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков.
План урока
1. Организационный момент — 1 — 2 мин.
2. Сообщение темы и задач урока — 2 мин.
3. Объяснение материала -9 мин.
4. Закрепление (проверочная работа) — 5 мин.
5. Практическая работа — 22 мин.
5. Домашнее задание -2 мин.
6. Подведение итогов — 3 мин.
Содержание
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса
(русская народная песня)
1. Объяснение материала
Прялка — предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. через Прялку передавали новорожденную крестной матери; клали Прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную Прялку не давали взаймы, иначе, как считали в Полесье, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками Прялку.
Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.
Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.
Прялки.ppt - презентация, содержащая иллюстративный материал, сопровождающий объяснение темы урока.
Музыкальное сопровождение.
Ручная Прялка состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Горизонтальная часть прялки называется донце.
Основные элементы прялки:
- Городки
- Лопасть
- Серьги
- Ножка
- Донце
Существует множество пословиц и поговорок о прядении, которые подчёркивают значимость этого ремесла:
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
- Прялка не Бог, а рубаху дает
- Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
- Не ленись прясть, хорошо оденешься
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.
«Сия прялица изрядна,
Хозяюшка обрядна.»
Надпись на прялке
Ни одно орудие крестьянского труда не
украшалось так многообразно, любовно, как прялка.
Дух захватывает от силы народной фантазии и
искусства, когда видишь резные, инкрустированные
(даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!),
гребневые, теремковые, светлые и темные, детские
и взрослые прялки всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только
украшал крестьянскую избу, но и согревал душу
неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал
бесконечный монотонный труд. Многие прялки в
добавление к росписям содержали дарственные
надписи типа «Кого люблю того дарю», советы,
поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога
моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди
нелениса» или тут же можно было прочесть
лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости
звали».
Народные росписи, рожденные на берегах рек
Северной Двины и Мезени, — яркое и самобытное
искусство. Эти школы народного мастерства
возникли в Х1Х в. Почти все русские народные
росписи по дереву пришли к нам с прялок.
2. Закрепрение
Учащимся предлагается назвать основные элементы прялки, а затем подписать на карточках.
(см. приложение 1)
Назовите основные элементы прялки
3. Практическая работа
1. Выполнение эскиза донца прялки из картона по бумажному шаблону.
2. Выполнение эскизов элементов росписи прялки на цветной бумаге фломастерами.
3. Наклеивание элементов росписи на картонную основу.
4. Домашнее задание
Завершить работу по выполнению эскиза донца прялки
5. Подведении итогов
Анализ проделанной работы учащимися. Выставление оценок. Завершение урока.
Образец выполнения задания
3.05.2009
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai