cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация гласные и согласные звуки обучение грамоте школа россии – «Звуки гласные и согласные» (конспект и презентация)

«Звуки гласные и согласные» (конспект и презентация)

Технологическая карта урока обучение чтению по теме:

«Звуки гласные и согласные»

1 класс

Пояснительная записка

Урок составлен по теме: «Звуки гласные и согласные».

Образовательная система «Школа России»

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Учебное пособие: учебник «Азбука» В.Г.Горецкого

Цель урока:

Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично — поисковой деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями гласных и согласных звуков;

  • учить выполнять звуковой анализ слов;

  • учить различать звуки: гласные и согласные;

  • характеризовать заданный звук, называть его признаки.

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • прививать навыки культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

  • знать и стремиться выполнять правила работы в группы.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: карточки для схемы предложения, квадраты для схемы слова, тетради по обучению грамоте, компьютерная

презентация, кружки для оценивания работы.

Планируемые результаты:

предметные:

различает звуки гласные и согласные

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

метапредметные универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

  • использует знако-символические средства при оформлении звукового состава слова;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

Методы обучения:

 Словесный, наглядный, проблемный, частично — поисковый.

Формы обучения:

План урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

2.. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Первичное закрепление

6. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия

Технологическая карта урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

2 мин

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

 

 

 Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!.

Личностные: мотивация, самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

 

5 мин

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

— На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд2.

— Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

Слайд 3. Проверяем.

— Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу. А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

 -Какие бывают звуки?

Дети называют героев мульфильма.

Письменная и устная речь.

Дети приводят примеры.

Из предложений.

Это предложение.

Ученик у доски составляет схему.

Дети выполняют работу.

Дети выполняют.

Три слова.

Паузами.

Звуки.

Из звуков.

Не знаем.

Познавательные

Регулятивные

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Коммуникативные: умение работать в паре и все вместе.

Познавательные:

логические: анализ объектов

4 мин

3. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 — Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

— Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей

— Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 4.

— Что вы узнали про аиста?

— Произнесите еще раз это слово.

Запишем звуковой состав: (схема)

-Какие звуки мы слышим?

 

 Да

Аист

Высказывания детей

Один человек на доске, остальные в тетради для печатания

Не знаем. Разные.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Познавательные: постановка учебной проблемы

9 мин

4. «Открытие» нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове, а теперь – последний.

— Как вам кажется, мы одинаково или по-разному

произносим эти звуки?

— Давайте понаблюдаем — еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

— Что происходит со ртом?

— Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

— Получилось?

— Почему?

— Нам помогает произносить звуки воздух.

Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

Как открыт рот?

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

— Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

Физкульминутка

— Встаньте. Покажите.

— Как ходит курица? А как она кричит?

— Как ходит петух? А как он кричит?

— Как ходит утка? А как она кричит?

— Как прыгает лягушка? А как она кричит?

— Какая картинка лишняя? Почему?

Слайд 5.

  1. Знакомство с согласными звуками.

1.– Какой звук одинаковый вы услышали?

Произнесите его!

— Воздух проходит свободно?

2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.

— Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

— Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки, при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?

[а]

[т]

по-разному

Открывается

Нет

Версии детей

Широко

Дети выполняют движения

Ко – ко – ко!

Ку-ка-ре-ку!

Кря! Кря!

Ква — ква!

Лягушка не птица

[ к ]

Нет

[т]

Есть

Нет

Гласные и согласные звуки

Коммуникативные: умение работать в группе.

Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные: постановка и решение проблемы с помощью учителя

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий

 Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

8 мин

5. Первичное закрепление

Помогите Маше

1.Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…

Слайд 6.

Отгадай

А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… — змеиный слышен свист.

Шшш… — шуршит опавший лист.

Жжж… — шмели в саду жужжат.

Ррр… — моторы тарахтят.

Слайд 7.

-Как отличить гласный звук от согласного?

2. Работа по учебнику с.14-15.

а)- Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

Слайд 8.

б)- Какие звуки приходят к финишу первыми? Слайд 9.

— Кто умет читать, прочитайте.

— Почему?

в) — Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

— Почему у разных слов одинаковые схемы?

— Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

— Соотнесите рисунки и схемы.

Дети играют

 

 Гласный

 Дети отгадывают

 

Согласные

 Высказывания детей

 Работа в парах

 Гласные

Они не встречают во рту преград.

Гласные

По количеству звуков

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: умение работать в паре; учитывать разные мнения

Личностные: формировать умение высказывать свое мнение. Познавательные: знаково-символические действия (моделирование).

Выбор оснований и критериев для сравнения.

5 мин

6. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай звук»

Встаньте

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка)

Миша вас проверяет.

Слайд 10.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

— Чем они заняты?

— Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.

 Дети ловят гласные звуки

Мышь, морковь, малина, ложка, лук ,лужа.

Высказывания детей

Дети выполняют работу самостоятельно.

Познавательные: логические сравнение и классификации объектов Регулятивные: самоконтроль деятельности; самооценка результатов работы.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

2 мин

7. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

— Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

— Какой была тема урока?

 — Какие цели вы ставили?

 — Удалось ли достичь этих целей?

 — Возникали у вас затруднения?

 — Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

— Если вам было интересно, все понятно, все получалось

— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки

— Если не разобрались в теме, было не очень интересно

Слайд 11.

— Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

 

 

 

Звуки гласные и согласные. Научиться различать звуки речи

-Да.

 -Да.

 -Да

 

Показывают сигналы.

Зеленый кружочек

 Желтый кружочек

 Красный кружочек

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: самооценка

Ход урока

I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

— Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторение изученного

— На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд 2.

— Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

. Проверяем Слайд 3

— Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу.

— А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

 -Какие бывают звуки?

III. Постановка учебной задачи

Звуковой анализ слова

 — Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

— Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.

— Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 4.

— Что вы узнали про аиста?

— Произнесите еще раз это слово.

Запишем звуковой состав: ( схема)

-Какие звуки мы слышим?

IV. «Открытие» нового знания

1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове,

а теперь – последний.

— Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

— Давайте понаблюдаем — еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

— Что происходит со ртом?

— Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

— Получилось?

— Почему?

— Нам помогает произносить звуки воздух.

2. Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

— Как открыт рот?

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

Звуки при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

Физкульминутка

— Встаньте. Покажите.

— Как ходит курица? А как она кричит?

— Как ходит петух? А как он кричит?

— Как ходит утка? А как она кричит?

— Как прыгает лягушка? А как она кричит

— Какая картинка лишняя? Почему?

Слайд 5.

  1. Знакомство с согласными звуками.

1.– Какой звук одинаковый вы услышали? Произнесите его!

— Воздух проходит свободно?

2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.

— Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

— Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

3.Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?

V. Первичное закрепление

— Помогите Маше

1. Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…

Отгадай Слайд 6.

— А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… — змеиный слышен свист.

Шшш… — шуршит опавший лист.

Жжж… — шмели в саду жужжат.

Ррр… — моторы тарахтят. Слайд 7.

-Как отличить гласный звук от согласного?

а) — Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

Слайд 8.

б) — Какие звуки приходят к финишу первыми?

— Кто умет читать, прочитайте

— Почему?

в) -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14.

— Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

— Почему у разных слов одинаковые схемы?

— -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

— Соотнесите рисунки и схемы.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай звук» (стоя)

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка). Миша вас проверяет.

Слайд 10.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

— Чем они заняты?

— Составьте рассказ про детей.

— Придумайте им имена.

— Составьте схемы.

— Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.

III. Рефлкесия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

— Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

— Какой была тема урока?

 — Какие цели вы ставили?

 — Удалось ли достичь этих целей?

 — Возникали у вас затруднения?

 — Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

— Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.

— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.

— Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.

Слайд 11.

— Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

kopilkaurokov.ru

Гласные и согласные звуки. (презентация к уроку №8)

Гласные и согласные звуки.

Слияние.

Урок № 8.

Презентацию подготовила учитель

МБОУ СОШ №276 г.Гаджиево

Романова Лариса Викторовна

Обучение грамоте

Какой звук произнесли?

А

Какой звук произнесли?

О

Какой звук произнесли?

У

Какой звук произнесли?

И

Какой звук произнесли?

Ы

Какой звук произнесли?

Э

Как образуются гласные

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный .

Согласные

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Новый материал

Работа с А З Б У К О Й стр.15

Какое дерево склонилось над рекой и

раскинуло над ним свои добрые ветви?

Стоит над водою

трясёт бородою.

Слияние

Два звука, согласный и гласный ,

сливаются при произношении.

Два звука произносятся друг за другом,

на одном дыхании, как бы сливаясь вместе.

=

Составь схему слова

Я на том берегу

и на этом берегу.

Через речку

перебраться

я тебе помогу.

мост

Составь схему слова

Перейдём по мостику на другой берег и тихонечко подойдём к деду Макару.

Составь схему слова

Какую рыбу поймал дед Макар?

Эта рыба гроза для всех маленьких рыбёшек.

Составь схему слова

Длинная шея,

Красные лапки.

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

Составь схему слова

Сидел на заборе,

Пел да кричал.

Все собрались,

И он замолчал.

videouroki.net

Конспект урока и презентация «Звуки гласные и согласные»

Технологическая карта урока обучение чтению по теме:

«Звуки гласные и согласные»

1 класс

Пояснительная записка

Урок составлен по теме: «Звуки гласные и согласные».

Образовательная система «Школа России»

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Учебное пособие: учебник «Азбука» В.Г.Горецкого

Цель урока:

Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично — поисковой деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями гласных и согласных звуков;

  • учить выполнять звуковой анализ слов;

  • учить различать звуки: гласные и согласные;

  • характеризовать заданный звук, называть его признаки.

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • прививать навыки культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

  • знать и стремиться выполнять правила работы в группы.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: карточки для схемы предложения, квадраты для схемы слова, тетради по обучению грамоте, компьютерная презентация, кружки для оценивания работы.

Планируемые результаты:

предметные:

различает звуки гласные и согласные

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

метапредметные универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

  • использует знако-символические средства при оформлении звукового состава слова;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

Методы обучения:

 Словесный, наглядный, проблемный, частично — поисковый.

Формы обучения:

План урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

2.. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Первичное закрепление

6. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия

Технологическая карта урока

Формируемые

УУД

2 мин

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

 

 

 Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!.

Личностные: мотивация, самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

 

5 мин

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

— На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд2.

— Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

Слайд 3. Проверяем.

— Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу. А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

 -Какие бывают звуки?

Дети называют героев мульфильма.

Письменная и устная речь.

Дети приводят примеры.

Из предложений.

Это предложение.

Ученик у доски составляет схему.

Дети выполняют работу.

Дети выполняют.

Три слова.

Паузами.

Звуки.

Из звуков.

Не знаем.

Познавательные

Регулятивные

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Коммуникативные: умение работать в паре и все вместе.

Познавательные:

логические: анализ объектов

4 мин

3. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 — Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

— Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей

— Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 4.

— Что вы узнали про аиста?

— Произнесите еще раз это слово.

Запишем звуковой состав: (схема)

-Какие звуки мы слышим?

 

 Да

Аист

Высказывания детей

Один человек на доске, остальные в тетради для печатания

Не знаем. Разные.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Познавательные: постановка учебной проблемы

9 мин

4. «Открытие» нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове, а теперь – последний.

— Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

— Давайте понаблюдаем — еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

— Что происходит со ртом?

— Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

— Получилось?

— Почему?

— Нам помогает произносить звуки воздух.

Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

Как открыт рот?

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

— Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

Физкульминутка

— Встаньте. Покажите.

— Как ходит курица? А как она кричит?

— Как ходит петух? А как он кричит?

— Как ходит утка? А как она кричит?

— Как прыгает лягушка? А как она кричит?

— Какая картинка лишняя? Почему?

Слайд 5.

  1. Знакомство с согласными звуками.

1.– Какой звук одинаковый вы услышали?

Произнесите его!

— Воздух проходит свободно?

2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.

— Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

— Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки, при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?

[а]

[т]

по-разному

Открывается

Нет

Версии детей

Широко

Дети выполняют движения

Ко – ко – ко!

Ку-ка-ре-ку!

Кря! Кря!

Ква — ква!

Лягушка не птица

[ к ]

Нет

[т]

Есть

Нет

Гласные и согласные звуки

Коммуникативные: умение работать в группе.

Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные: постановка и решение проблемы с помощью учителя

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий

 Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

8 мин

5. Первичное закрепление

Помогите Маше

1.Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…

Слайд 6.

Отгадай

А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… — змеиный слышен свист.

Шшш… — шуршит опавший лист.

Жжж… — шмели в саду жужжат.

Ррр… — моторы тарахтят.

Слайд 7.

-Как отличить гласный звук от согласного?

2. Работа по учебнику с.14-15.

а)- Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

Слайд 8.

б)- Какие звуки приходят к финишу первыми? Слайд 9.

— Кто умет читать, прочитайте.

— Почему?

в) — Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

— Почему у разных слов одинаковые схемы?

— Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

— Соотнесите рисунки и схемы.

Дети играют

 

 Гласный

 Дети отгадывают

 

Согласные

 Высказывания детей

 Работа в парах

 Гласные

Они не встречают во рту преград.

Гласные

По количеству звуков

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: умение работать в паре; учитывать разные мнения

Личностные: формировать умение высказывать свое мнение. Познавательные: знаково-символические действия (моделирование).

Выбор оснований и критериев для сравнения.

5 мин

6. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай звук»

Встаньте

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка)

Миша вас проверяет.

Слайд 10.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

— Чем они заняты?

— Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.

 Дети ловят гласные звуки

Мышь, морковь, малина, ложка, лук ,лужа.

Высказывания детей

Дети выполняют работу самостоятельно.

Познавательные: логические сравнение и классификации объектов Регулятивные: самоконтроль деятельности; самооценка результатов работы.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

2 мин

7. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

— Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

— Какой была тема урока?

 — Какие цели вы ставили?

 — Удалось ли достичь этих целей?

 — Возникали у вас затруднения?

 — Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

— Если вам было интересно, все понятно, все получалось

— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки

— Если не разобрались в теме, было не очень интересно

Слайд 11.

— Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

 

 

 

Звуки гласные и согласные. Научиться различать звуки речи

-Да.

 -Да.

 -Да

 

Показывают сигналы.

Зеленый кружочек

 Желтый кружочек

 Красный кружочек

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: самооценка

Ход урока

I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

— Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторение изученного

— На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд 2.

— Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

. Проверяем Слайд 3

— Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу.

— А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

 -Какие бывают звуки?

III. Постановка учебной задачи

Звуковой анализ слова

 — Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

— Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.

— Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 4.

— Что вы узнали про аиста?

— Произнесите еще раз это слово.

Запишем звуковой состав: ( схема)

-Какие звуки мы слышим?

IV. «Открытие» нового знания

1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове,

а теперь – последний.

— Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

— Давайте понаблюдаем — еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

— Что происходит со ртом?

— Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

— Получилось?

— Почему?

— Нам помогает произносить звуки воздух.

2. Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

— Как открыт рот?

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

Звуки при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

Физкульминутка

— Встаньте. Покажите.

— Как ходит курица? А как она кричит?

— Как ходит петух? А как он кричит?

— Как ходит утка? А как она кричит?

— Как прыгает лягушка? А как она кричит

— Какая картинка лишняя? Почему?

Слайд 5.

  1. Знакомство с согласными звуками.

1.– Какой звук одинаковый вы услышали? Произнесите его!

— Воздух проходит свободно?

2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.

— Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

— Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

3.Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?

V. Первичное закрепление

— Помогите Маше

1. Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…

Отгадай Слайд 6.

— А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… — змеиный слышен свист.

Шшш… — шуршит опавший лист.

Жжж… — шмели в саду жужжат.

Ррр… — моторы тарахтят. Слайд 7.

-Как отличить гласный звук от согласного?

а) — Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

Слайд 8.

б) — Какие звуки приходят к финишу первыми?

— Кто умет читать, прочитайте

— Почему?

в) -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14.

— Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

— Почему у разных слов одинаковые схемы?

— -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

— Соотнесите рисунки и схемы.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай звук» (стоя)

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка). Миша вас проверяет.

Слайд 10.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

— Чем они заняты?

— Составьте рассказ про детей.

— Придумайте им имена.

— Составьте схемы.

— Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.

III. Рефлкесия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

— Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

— Какой была тема урока?

 — Какие цели вы ставили?

 — Удалось ли достичь этих целей?

 — Возникали у вас затруднения?

 — Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

— Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.

— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.

— Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.

Слайд 11.

— Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

infourok.ru

Презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему: Презентация «Звуки гласные и согласные»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные и согласные звуки и буквы, их различие. Урок во 2 классе

Цели: развивать умение распознавать звук и букву;        формировать первоначальные представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова….

Гласные и согласные звуки и буквы, их различие. Презентация.

Вспомним, чем различаются звуки и буквы, как обозначаются звуки….

«Кто в Алфавите живёт? Звуки и буквы. Гласные и согласные».

Конспект занятия по подготовке к олимпиаде по русскому языку. 3-4 класс….

Презентация «Гласные и согласные звуки и буквы»

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе…

Русский язык.Произношение и обозначение на письме гласных и согласных звуков. 2 класс «Школа России»

Урок — игра. «Брейн — ринг»Цель: формирование умений в произношении и обозначении на письме гласных и согласных звуков. Задачи: 1)отрабатывать правила написания безударных гласных и парных …

Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а  первоклассникам оценить уровень знаний по теме….

Разработка урока-презентации «Гласные и согласные звуки и буквы».2 класс.

Цель: научить детей различать понятия гласные и согласные звуки и буквы.Задачи: развивать навыки языкового анализа и синтеза, закрепить умение определять место звука в слове, развивать фонематическое …

nsportal.ru

Конспект урока с презентацией по русскому языку на тему «Гласные и согласные звуки и буквы» (1 класс)

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с.Обильного»

Методическая разработка

урока русского языка для 1-го класса по программе «Школа России».

Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»

Автор: Красса Ирина Васильевна

с. Обильное

2015год

Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»

Цель: создание условий для максимального успешного обучения данного ребенка, при которых стимулируется переход зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Формирование УУД:

1)Познавательные: формирование понятия «гласные звуки и буквы», «согласные звуки и буквы», умения отличать гласные буквы от согласных.

2) Регулятивные: развитие мелкой моторики руки , внимания, фонематического слуха.

3) Коммуникативные: повышение мотивации учебной деятельности, воспитание самостоятельности при выполнении упражнений для закрепления.

Оборудование: ПК

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1.Речевая разминка. Си-си-си – в водоёме караси.

Ся-ся-ся – вот поймать бы карася.

Се-се-се – карасей ловили все.

Ся-ся-ся – не поймали карася.

II.Постановка целей и задач урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о буквах и звуках, вспомним все, что знаем о гласных звуках и буквах и о согласных звуках и буквах.

III.Работа по теме урока.

1.Подготовительная работа

а) «Реши проблему» (Слайд №2)

(Ранее на протяжении нескольких уроков данная проблема уже рассматривалась: звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим и пишем).

б). «Произнеси звуки» (Слайд №3):

-Какие звуки произносятся свободно, воздух не встречает преграды?

-Какие звуки произносить труднее? Почему?

2. Изучение нового материала. (Слайды №4 – 7).

-Что мы узнали о гласных звуках? (Их легко произносить, они поются, тянутся, воздух не встречает преграды, выходит свободно).

-Все гласные звуки обозначаются какой – либо буквой (Слайд №5).

-Сколько гласных букв в русском языке? (10)

-Какие буквы ты уже запомнил?

-Мы уже поговорили о гласных буквах и звуках. Как ты думаешь, каким словом назовем звуки, вызвавшие трудность при произношении? (Возврат к Слайду №3)

-Рассмотрим следующий слайд (Слайд №6).

— Что мы узнали о согласных звуках? ( Их нельзя петь, тянуть, они произносятся с шумом, воздух, выходя изо рта, встречает преграду).

-Все согласные звуки тоже обозначаются какой – либо буквой (Слайд №7).

-Сколько согласных букв в русском языке?(21)

-Какие согласные буквы ты уже запомнил?

Физпауза.

(Во время физпаузы ребенку предлагаются такие упражнения, при которых глаза отдыхают от монитора компьютера: закрой глаза, представь себе, что вокруг шумит море. Какие звуки оно произносит, гласные или согласные? Вокруг кричат чайки. А какие звуки они произносят? И т.д.)

3. Закрепление.

а) Повторное зрительное восприятие – запоминание слайдов №4-7 (без комментариев, цель данной работы – механическое зрительное запоминание нового материала)

б) Упражнение №1 (Слайд №8).

-Прочитай задание. Что необходимо сделать? (Выполняя задание, ребенок комментирует ход работы вслух).

в) Упражнение №2 (Слайд №9)

-Прочитай задание. Рассмотри образец.

-Какие буквы, гласные или согласные нужно заменить? (Выполняет без комментария, самостоятельно)

-Проверим.

г) Упражнение №3 (Слайд №10).

-Какие буквы вставили в слова, гласные или согласные?

Какие имена получились?

IV.Итог урока. (Слайд №11)

— Ответь на вопросы Мудрой Совы. (В случае затруднения ребенок обращается к слайдам презентации.)

Домашнее заданиеСлайд №12.

infourok.ru

Урок обучения грамоте на тему «Гласные и согласные звуки»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

городского округа города Агидель

Республики Башкортостан


Нургалиева

НасимаНаиловна

учитель начальных классов

стаж работы –34 года

учитель высшей квалификационной категории

Урок обучения грамоте

  1. Тема: Гласные и согласные звуки.

  2. Этап обучения по данной теме: основной

  3. Цель: Знакомство с гласными и согласными звуками: образование, обозначение.

4. Задачи для учителя: обучать разграничению и обозначению гласных и

согласных звуков,организовать учебную деятельность на уроке через

сотрудничество с учащимися.

  1. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

  2. Используемые приёмы, методы, технологии обучения: исследовательская технология, ИКТ

  3. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

  4. Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, экран, электронное приложение к учебнику.

  5. Прогнозируемые результаты:

Предметные:

В конце урока ученики

  • знают две разновидности звуков: гласные и согласные

  • умеют находить гласные и согласные звуки и обозначать их

Метапредметные:

  • умеют ставить учебные задачи и формулировать выводы под руководством учителя

  • умеют слушать собеседника, работать под руководством учителя в ученическом коллективе

Личностные:

Ход урока:

Этап; время;

цель этапа; УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

1мин.

Цель: Включение в

учебную деятельность на

личностно-значимом уровне.

Формируемые УУД:

Личностные:

принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ хорошего ученика.

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.


Включаются в учебную деятельность.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

2.Фонетическая разминка

2 мин

Форма работы: фронтальная

Чтобы разговаривать

Надо выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно.

Артикуляционная разминка

1.«Задуйте свечу» Представьте, что перед вами большой именинный торт. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. Работа над дикцией «Песня воробья»Чио-чио, фью-фью-фью!Чик-чирик, чью-чью-чью!

Дети выполняют упражнения под руководством учителя


3.Актуализация знаний

3 мин.

Цель: Готовность

мышления и

осознания

потребности к

построению нового

способа действий.

Формируемые УУД:

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Форма работы:фронтальная

Мы с вами на прошлом уроке сделали важное открытие о словах.

-Кто вспомнит, из чего состоят слова?

-Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки?

Отметьте на линеечке на каком уровне находятся ваши знания о звуках.

-Хотите проверить себя?

— Сосчитайте, сколько звуков в словах: мама, брат, бабушка.

-Слова состоят из звуков.

-Да.

Отмечают на линейке уровень знаний.

-Да.

Определяют количество звуков в словах.

4. Постановка

учебной задачи

10 мин

Цель: Выявление

места и причины

затруднения,

постановка цели

урока под руководством

учителя

Формируемые УУД:

Познавательные:

постановка и

формулирование

проблемы под

руководством учителя

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Форма работы: фронтальная, групповая.

Упражнение «Приятное слово»

(К доске по желанию выходят пять учеников. Учитель просит каждого из

них произнести какое-то приятное слово).

-Что вы заметили?

-Одинаковые или разные слова произносили ваши товарищи?

-Что помогло вам понять,

что это разные слова?

— Почему все слова звучат по- разному?

-Какую цель поставим на уроке?

Проводит электронную физминутку

Ученики по очереди произносят какие –то приятные слова.

-Разные слова.

— Они звучат по- разному.

Затрудняются ответить.

— Узнать, почему слова звучат по-разному.

5. «Открытие»

детьми нового

знания.

10 мин

Цель: Построение

нового способа

действий и

формирование

способности к его

выполнению

Формируемые УУД:

Познавательные:

Построение

логической цепи

рассуждений;

создание способов

решения проблем

поискового характера под руководством учителя

Коммуникативные:

Инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации со

сверстниками и с

учителем

Форма работы: фронтальная

Рассмотрите рисунок на стр 46 «Азбуки». Что на нем изображено?

— Кого зовет мальчик, к кому он бежит?

— Вспомните свою маму, улыбнитесь и спокойным тоном произнесите

это родное слово.

— А теперь понаблюдайте за губами.

(четко произносят ма — ма)

Что вы заметили?

— Какие звуки вы слышите при этом?

— Звуки, при произношении которых воздух изо рта выходит свободно,

не встречает преград, принято называть гласными.

— Какой звук в слове МАМА вы назовете гласным?

Звук [м] согласный.

Как вы думаете, какие звуки называются

согласными?

— Что мешает выходу воздуха изо рта?

— Но голосовые связки работают, и поэтому согласный звук мы все

равно слышим.

— Какие органы ротовой полости могут еще мешать выходу воздуха

изо рта?

— Вы только что стали исследователями. Благодаря исследованию

родного слово МАМА вы получили новое знание..

Воспроизведите

этот вывод.

— Гласные и согласные звуки договорились обозначать схематично:

гласные – красным кружком, согласные – синим, разделенным

пополам.

— Мама, сама не подозревая, помогла вам сейчас. Поговорим о других

членах вашей семьи. Нам поможет разобраться волшебное родословное древо (ЭП)

— Кто находится ближе к корням?

— Почему их четверо?

— Кто находится выше?

— А кто еще выше?

Обратите внимание на портреты. Они подписаны снизу с помощью звуковых схем. Попробуйте назвать слова.

(Работа над каждым словом и каждым звуком. Определение гласных и согласных звуков)

Проводит электронную физминутку

-Гуси погнались за мальчиком.

-К маме.

-Губы смыкаются и открываются.

-[м], [а], [м], [а]

Звук [а].

Звуки, при произношении которых воздух изо рта не

выходит свободно, а встречает преграду.

Губы.

-Зубы, губы.

— Учащиеся повторяют вывод.


-Бабушка и дедушка.

-С маминой и с папиной стороны.

-Мама и папа.

-Дети.

-Мама, папа, сын.

Дети характеризуют каждый звук в словах.


6. Первичное

закрепление

4 мин.

Цель: Усвоение нового способа действий

Формируемые УУД:

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные:

овладение

алгоритмом анализа слов и их звукового состава.

Форма работы: парная

— Рассмотрите рисунок на стр 48

— Куда приехала девочка?

— Какой была встреча дедушки с внучкой?

— Что можно почувствовать, глядя на рисунок?

— Почему?

Хорошо читающий ученик читает текст под рисунком. Далее анализ слов и их звукового состава.

Алгоритм анализа:

1.Прочитать слово.

2.Определить значение слова.

3.Охарактеризовать звуки в словах (гласные и согласные)

-К дедушке на дачу.

-Радостной, нежной.

-Спокойствие

— Спокойные кошки мурлычут, журавли никого не боятся, дедушка радостный, а значит, счастливый.

Анализируют звуковой состав слов.

7. Самостоятельная работа

4 мин.

Цель: Применение

нового знания в типовых

заданиях

Формируемые УУД:

Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль;

Коммуникативные:

учебное

сотрудничество

Форма работы: индивидуальная

Закрепим полученные знания, выполнив задания по ЭП.



Работают в группах по ЭП

Составляют звуковые схемы слов.

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

1 мин

Цель: самооценка результатов деятельности.

Формируемые УУД:

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

самооценка

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

— Какую цель урока мы ставили?

— Достигли цели?

Что нового узнали на уроке?

— Какое задание сегодня было на уроке самым интересным?

— Кого из одноклассников вы хотели бы похвалить за работу на уроке?

— Оцените свою работу на уроке.


— Узнать, почему слова звучат по-разному.

— Достигли.

-Как обозначаются гласные и как обозначаются согласные звуки.

Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.

infourok.ru

Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать у учащихся представление о гласных и согласных звуках.

Формирование УУД:

  • умение точно следовать инструкциям учителя;
  • устанавливать последовательность фактов в тексте,
  • выявлять подтекст;
  • моделировать схему предложения.

 Ход урока

1. Введение в тему урока.

— Что мы узнали на прошлом уроке? (Понятие звук, что звуки окружают нас)

— На прошлом уроке мы с вами слушали и вот такой звук:

Прослушать запись шума класса во время перемены.

— Что вы слышали? (Разговаривают дети)

— Значит, разговаривают люди тоже звуками. Цель нашего урока — разделить звуки на две группы.

2. Работа над новой темой.

Работа в парах.

— Повернитесь друг к другу и понаблюдайте, как мы произносим звуки.

Какой звук произносит мама, когда укачивает малыша? (А-а-а)

Как гудит пароход? (У-у-у)

Изобразите, как гудит пчела? (Ж-ж-ж)

Как рычит собака? (Р-р-р)

Как звенит комар? (З-з-з)

Как удивляется человек? (О-о-о)

Как фыркает ёжик? (Ф-ф-ф)

Одновременно на доску учитель выставляет буквы, обозначающие произносимые учащимися звуки.

— Все ли звуки вы произносили одинаково? (Нет)

— Какие звуки произносились легко? (А, у, о)

— С помощью чего произносились эти звуки? (Воздуха, голоса)

— Может кто-нибудь знает, как называются звуки, которые произносятся голосом? (Гласные звуки)

На доску вывешивается условный знак гласных звуков.

— Что мешало вам произносить остальные звуки? (Губы, зубы, язык)

— Может кто-нибудь знает, как называются такие звуки? (Согласные)

На доску вывешивается условный знак согласных звуков.

 

— Сделайте вывод: на какие две группы делятся звуки.

— Что общего у всех гласных? (Произносятся легко, с помощью голоса, при произнесении во рту ничего не мешает, их можно пропеть)

— Что общего у всех согласных? (Нельзя пропеть, при произнесении во рту мешает что-то: язык, губы, зубы)

Работа в группах.

— Вспомните правила работы в группе.

Работать дружно.
Не ссориться — это мешает работе.
Распределить роли — кто что будет делать.
Помогать друг другу в работе.

Правила вывешиваются на доске.

Задание: Разложите данные вам карточки в правильные группы.

По окончании работы старший группы подводит итог:

— как работала группа,

— что получалось и что вызвало затруднения;

— оценка работы группы.

3. Работа с азбукой.

— Откройте стр. 16, рассмотрите картинку.

— Кто узнал сказку? (Волк и семеро козлят)

— Что произошло, когда мама-коза ушла?

— Чему учит эта сказка?

Работа в парах.

Задание: задайте вопросы друг другу по этой картинке.

4. Подведение итогов урока.

1. Что вы узнали сегодня на уроке?

2. Подумайте: о каком звуке идёт речь?
Воздух свободно течёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … (Гласный)

3. Какие звуки называют согласными?

4. Что понравилось на уроке? О чём расскажите своим родителям?

16.02.2012

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *