Правописание приставок не изменяющихся и изменяющихся на письме – , —
Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. 10-й класс
Разделы: Русский язык
1. Вступительное слово.
Цели урока: (формулируют сами учащиеся)
- уяснить, от чего зависит правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме;
- понять, почему приставки могут быть измен-ся и неизмен-ся;
- .уметь применять на практике письма нормы правописания приставок;
- ежеурочная подготовка к ЕГЭ посредством повторения изученного материала;
- развитие речи путем работы над словом.
2. Оргмомент — работа в тетрадях (число, тема урока). Параллельно- проверка наличия домашнего задания с последующим сбором на проверку
Немного повторения: словарная работа- один учащийся у доски, класс работает в тетрадях. Задание: расставить ударение в словах и пропущенные буквы. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово.
Ант..теза, ид..ал, анаф..ра, тер..итория, п..рспектива, тр..диц..я, кр..терий, ад..птация, воз..рение, м..дернизац..я, пре..шествен..ик, опт..мизм.
Учитель по порядку зачитывает значения слов: анафора, территория, перспектива, модернизация, оптимизм. Ученик у доски определяет слово по его значению, подчеркивает его, в случае затруднения прибегаем к помощи класса. Последним было определено слово «оптимизм». Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее! Для выставления оценки за работу у доски учащиеся задают вопросы отвечающему по изученным темам.
Работа с новым материалом. Самостоятельное изучение материала параграфа № 27, стр. 118. На доске даны вопросы, на которые учащиеся должны дать ответы в ходе работы над параграфом 1. Что характерно для правописания большинства приставок в русском языке? 2. Что вы можете сказать о правописании приставок, оканчивающихся на -з и -с ? 3. От чего зависит правописание приставок-раз-роз, -рас-рос ? После изучения нового материала дети дают ответы на записанные вопросы.
Выводы сделаны. После этого детям предлагается обратиться к алгоритму, составленному по данной теме с заведомо допущенными ошибками. Учащиеся должны определить эти ошибки.
Алгоритм. (дети сами дают значение слова «алгоритм»)
- Приставка на з-с? (Если нет-пишем независимо от последующего соглас ного) ;
- Если на з-с, то:
- Перед гласными и звонкими согласными — С ;
- Перед глухими согласными-З. (ошибка)
- Если приставка -раз-рас; роз-рос, то:
- Под ударением-А;
- Без ударения- О. (ошибка)
Учащиеся находят ошибки в алгоритме,исправляют их, записывают нужный вариант в тетрадь.
3. Закрепление материала. Учащимся предлагается выполнить по вариантам задание по карточкам со словами на изученную орфограмму.
- 1 вариант-выписать слова с приставками, не изменяющимися на письме;
- 2 вариант- слова с приставками на -з-с;
- 3 вариант- слова с приставками, оканчивающимися на гласный звук.
Слова, данные в карточке.
Ниспадать , предшественник, воззрение, сдельщина, расхвораться, ниспровергнуть, розвальни, сжечь, обтекаемый, подписчик, просвещать, наслаждение, задвижка, доверчивый, подучить. Одновременно с работой по карточкам одному учащемуся дается задание поработать с толковым словарем С.И.Ожегова: найти и зачитать значения первых 7 слов из карточки. После проверки заданий по вариантам зачитываются значения указанных слов. Далее- после исправления заданий по карточке дети сами ставят себе оценки за работу:
- «5»- 0 ошибок;
- «4»- 1-2 ошибки;
- «3»- 3-4 ошибки;
- «2»- 5 и более ошибок.
После самостоятельного оценивания дети поднимают руки- кто какую оценку себе поставил. Создаю ситуацию успеха: «Если кого-то не удовлетворила поставленная отметка, просьба не расстраиваться, а дома еще раз внимательно проработать материал, и тогда у Вас все получится!» Выводы по уроку делают сами ученики.
4. Следующий этап работы — рефлексия. Прошу детей опять же самих дать оценку их работы на уроке по заранее выданным схемам оценивания работы на уроке:
- Поняли ли Вы новую тему?
- Какие возникали трудности по ходу урока? Как Вы ихх преодолевали?
- Где Вам может быть полезен изученный сегодня материал?
- Какую оценку за урок Вы себе ставите?
Спасибо за участие!
Каждый учащийся заполняет лист и сдает учителю для ознакомления и, если будет необходимо, последующей коррекции знаний учащихся и т.д.)
5. Объяснение домашнего задания - параграф 27, упр. № 168 (проставляем пропущенные буквы по цепочке). Задание дифференцированное:
- На оценку «3»- вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание;
- На оценку «4»- то же самое задание, что и на «3», плюс определить вид связи слов в словосочетаниях:
- На оценку «5»- то же, что на «3» и «4», плюс составить два предложения с выделенными словами.
- На дополнительную «5»- творческое задание- выписать 8-10 словосочетаний из любых печатных изданий (газет, журналов, книги, которую сейчас читаете и т.д.) на изученную орфограмму.
6. Оргмомент. Завершение урока.
25.06.2011
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
§ 5. Правописание приставок.
Неизменяемые приставки | Изменяемые приставки | |
Гласные и согласные в приставках В-,
ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-,
ОТ- НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме
не изменяются, независимо от
произношения. | Без-(с), раз-(с), из-(с) | При-, пре- |
Нужно знать правило |
Приставки на …з (с)
Приставки | Правило | Примеры |
На …З | Пишется …З-, если после корня следует звонкий согласный | Разбудить, извержение |
На …С | Пишется …С -, если после корня следует глухой согласный | Расколоть, исчезнуть |
Приставки при- и пре
Приставки | Правило | Примеры |
При- | 1. Присоединение, прибавление, приближение | Пришить, прибить, привязать, прийти, приехать |
2. Близость | Пригородный, приморский | |
3. Неполнота действия | Приоткрыть, припрятать | |
4. Сопутствующее действие | Присвистывать, притопывать | |
Пре- | 1. Высшая степень (=очень) | Предобрый, преуспевать |
2. Близко по значению к приставке =пере= | Пресечь, преодолеть |
Примеры для орфографической разминки:
Дошел,
зашел,
нашел,
пошел,
вошел,
прошел,
обошел,
перешел,
подбил,
подъехал,
обвил,
оттолкнул,
подсчитал,
предвоенный,вбежал,сбежал,
обжигать,озарить,
отбирать,
отдать,
отрастить,
перебирать,
подстелить,
представить,сбегать, сбить,сгонять,сгореть,сделать,
надписать,
обслужить,
отдохнуть,
оттолкнуть,
подбросить,
поддержать,
подписать,
подточить,сдуть,сгустить,сжимать,срослись
две березки.
Раззадорить,
расстроиться,
рассечь,
рассчитать,
разбрызганный,
развлечься,
раздаривать,
разгорячённый,
раскалённый,
раскопанный,
раскормленный,
распевать песни,
рассеянный,
рассказчик,
растерянный,
расцеловать,
р
Диагностический набор №2
Рабочая часть | Контрольная часть | |
Колонка №1 | Колонка №2 |
|
1 бе_граничный 2 и_писать 3 в_бираться 4 во_стание 5 и_копаемые 6 ра_писание 7 в_бираться 8 в_кормить 9 _борная 10 ра_гадать | 1 бе_страшный 2 предра_светный 3 _жечь дотла 4 ра_пахнуть 5 бе_кровный 6 ни_ложить 7 _дешний житель 8 бе_мятежный взгляд 9 во_становить здоровье 10 и_чезнуть
| З С С С З С С С С С С З З З С З С С З С |
Колонка №3 | Колонка №4 |
|
1 бе_системное питание 2 бе_болененная операция 3 бе_дарный писатель 4 бе_характерный человек 5 бе_вредное средство 6 бе_жизненный взгляд 7 бе_людная улица 8 бе_шовный рукав 9 ра_считаться 10 ра_чётливый хозяин | 1 бе_форменная груда 2 бе_вкусная пища 3 бе_ценный подарок 4 _беречь силы 5 и_пепелять взглядом 6 в_кипеть в чайнике 7 во_главить колонну 8 ра_везти по домам 9 ра_гребать мусор 10 бе_голосый певец | С С З С З С С С З С З С З З С З С З С З |
Упражнение № 1. Обозначьте орфограммы-буквы в неизменяемых приставках
описать | подступать | передать |
обжигать | подошёл | замер |
отпереть | отобрать | пропускать |
доверять | надколоть | влезать |
сбежал | поддаваться | добраться |
Упражнение № 2. От следующих слов образуйте слова с приставками из-(ис-), раз-(рас-)
чертить | |
топка | |
сушить | |
жарить | |
пытать | |
графить | |
писать | |
править |
Упражнение № 8. Замените сочетания слов одним словом.
Очень добрый | Очень богатый | ||
Очень спокойный | Очень тихий | ||
Очень мудрый | Очень скучный | ||
Очень весёлый | Очень забавный | ||
Очень глупый | Очень опасный | ||
Очень смешной | Очень неприятный | ||
Очень важный | Очень милый | ||
Очень серьёзный | Очень старый |
Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
Пр_мчаться, пр_украсить, пр_терпевать, пр_мётывать, пр_лунный, пр_неприятный, пр_одолевать, пр_добрый, пр_скакать, пр_секать, пр_рывистый, пр_забавный, пр_клеивать, пр_смешной, пр_вязывать, пр_таскивать, пр_града, пр_ползать, пр_вёртывать, пр_голубить, пр_бывать (в неволе), пр_высить, пр_скверный, пр_станционный, пр_землиться, пр_порошить, пр_школьный, пр_ступник, пр_зидиум, пр_зирать, пр_смыкаться, пр_имущество, пр_бывать (на вокзал), пр_вилегия, пр_зирать (нищих)
Упражнение № 10. Подберите антонимы с приставками при- и пре-, составьте предложение с выделенным словом.
удаляться | |
отбавлять | |
уважать | |
отдалять | |
уродливый | |
последующий | |
презирать |
studfiles.net
Изменяемые и неизменяемые приставки — это какие приставки?
Неизменяемые приставки.
В русском языке больше всего именно неизменяемых приставок.
Они всегда пишутся одинаково (вне зависимости от смысла слова, ударения и буквы, стоящей после приставки).
Примеры:
«над»: надломить, надпись, надзирать…
«под»: подросток, подосиновик, подъём, подслушать…
«за»: закупки, заросли, залив…
«на»: налить, набережная…
«о»: отравление, озеленение, охранник…
Сюда же относятся многочисленные заимствованные приставки. Вот некоторые из них:
«архи»: архиважный, архисложный…
«интер»: интернациональный…
«анти»: антикоррупционный, антивирус, антиобщественный…
«экстра»: экстраполяция, экстраординарный…
и др.
Изменяемые приставки.
К этим приставкам относятся приставки на согласные -з и -с:
«без» / «бес».
«раз» / «рас».
«низ» / «нис».
«воз» / «вос».
«из» / «ис».
«вз» / «вс».
«через» / «черес».
«чрез» / «чрес».
Их написание зависит от того, какая согласная стоит после приставки.
Если согласная является звонкой, то приставка будет оканчиваться на -з: безвкусный, безрукавка, изморозь, возраст, низкий…
Если согласная является глухой, то приставка будет оканчиваться на -с: расчёска, восстание, беспечный, испуг…
**
При написании приставок «раз» / «рас» и «роз» / «рос» применяется еще одно правило.
Если на приставку падает ударение, то пишется буква «о»: розыск.
Если на приставку ударение не падает, то пишется буква «о»: разыскивать.
**
Наконец, особое правило существует для приставок «дез» / «диз» / «дис».
Если после приставки идёт гласная или «ъ», то пишется «з»: дизъюнкция, дезинфицировать…
Если после приставки идёт согласная, то пишется «с»: дистрофик, диспропорция…
www.bolshoyvopros.ru
Внеклассный урок — Правописание приставок
Правописание приставок
В русском языке существует три группы приставок.
1. Приставки, которые никогда не изменяются на письме.
за- | заход, залить |
на- | начитать, наезд |
над- | надпись, надрезать |
по- | поход, покушать |
под- | подход, подписать |
про- | проход, проехать |
до- | доход, дописать |
о- | охват, округлый |
об- | обход, образумить |
от- | отход, отвернуть |
с- | сход, спрыгнуть |
в- | вход, вбежать |
во- | вовремя, войти |
пред- | предложение, предпринять |
пере- | переход, перепрыгнуть |
ЗАПОМНИТЬ!
Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо от произношения | сделать (а не зделать) сжевать (а не жжевать) сшить (а не шшить) |
Буква «З» входит в состав корня следующих слов: | здесь, здание, здоровье, здешний, ни зги |
2. Приставки раз-/рас-, роз-/рос-, без-/бес-, из-/ис-.
Они изменяются на письме в зависимости от корня или ударения.
-З- или -С- в приставках раз-/рас, без-/бес, из-/ис-:
Перед гласными и звонкими согласными пишется З
| Перед глухими согласными пишется С |
разбежаться безграничный изорвать | расписаться бескрайний исходить |
ЗАПОМНИТЬ! Буква «З» входит в состав корня близ- в сложных словах типа: близсидящий, близстоящий |
-О- или -А- в приставках раз-/рас, роз/рос:
Под ударением пишется О | Без ударения пишется А
|
рОспуск | рАспустить |
рОзыгрыш | рАзыграть |
рОзлив | рАзливать |
-С- или -СС- в словах:
Если приставка оканчивается на -С-, а корень начинается с -С-, то слово пишется с двумя С:
рас+считывать = рассчитывать
бес+совесть = бессовестный
НО!!!
В словах расчёт, расчётливый пишется одна буква -с-. Приставка рас- прибавляется к корню -чёт-:
рас+чёт = расчёт
3. Приставки пре-, при-.
Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.
Приставка пре- пишется: 1. если употребляется в значении «очень, весьма»
2. если ее можно заменить приставкой пере- |
прекрасный – очень красивый пребольшой – очень большой
|
прервать – перервать, преломить – переломить
| |
Приставка при- употребляется в значении: 1. приближения 2. присоединения 3. близости чему-либо 4. неполноты действия |
приблизиться, прибытие, приехавший |
приклеенный, придавить, присоединение | |
пришкольный, приморье, прибрежный | |
присесть, приподняться |
В некоторых словах с приставками пре-, при- значение приставок затемнено (ПРИчудливый, ПРЕследовать) или приставка срослась с корнем (препятствие, прилежный, преимущество).
А есть слова, которые надо различать по значению:
ПРИбывать (ехать) на поезде в столицу, но ПРЕбывать (находиться) в горах.
Такие слова-исключения с приставками пре- при- надо запомнить.
ПРЕ- | ПРИ- | РАЗЛИЧАТЬ ЗНАЧЕНИЕ |
преобразовать преодолеть препятствие преследовать преграда превратить преобладать прекословить прерогатива президент, президентский претендент претензия преамбула (вступление) превалирующий пренебречь прецедент, беспрецедентный президиум преподносить прельщать препона (препятствие) превышение предварять префектура мера пресечения преграда презентация престарелый, преклонный возраст престиж прерогатива не преминул препирательство прекратить пререкаться | привет причина приятный пример природа привычка присмотреть приобрести приготовиться пригласить придумать приказать приключения прилежный приспособить присутствовать причудливый приоритеты примитивный привилегированный присутствие беспристрастно приукрасить непритязательный притязание приурочить прихотливый пристойный присяга привередливый прискорбие причастие неприступная скала непримиримый враг |
|
raal100.narod.ru