cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Правописание каких согласных в корне нужно проверять – Тест по русскому языку по теме: Правописание слов с парными согласными в корне

Содержание

Тест по русскому языку по теме: Правописание слов с парными согласными в корне

                  Правописание слов с парными согласными в корне

1. Правописание каких согласных в корне нужно проверять?
        1) Парных согласных на конце слова или перед согласными.
            2) Парных согласных в середине слова перед гласными.
2. В каких словах правописание парных согласных нужно проверять?
         1) лодка 3) город 5) призыв
              2) лодочка 4) городить 6) призывать
3. Правописание каких согласных на конце слова не нужно проверять?
          1)т 2) д 3) л 4)р 5)ш 6) с
4. Что нужно сделать, чтобы проверить правописание парных согласных в корне?
           1) Изменить слово.
               2) Подобрать однокоренное слово.
                     3) Подобрать проверочное слово.
5. Каким должно быть слово для проверки написания парных согласных в корне?
   1) После парного согласного в проверочном слове должен идти гласный.
    2) После парного согласного в проверочном слове должен идти согласный.
         3) После парного согласного в проверочном слове должен идти звонкий согласный [н]
6. Укажи проверочные слова.
      1) а) ловко б) ловкий в) ловок
           2) а) сплав б) сплавщик в) на сплаве
               3) а) кровь б) кровинка в) кровный
7. Правописание каких слов с парными согласны¬ми в корне нужно проверять?
       1) перевозка 4) красавицы 7) восторг
              2) восток 5)палатка 8)запад
                        3) ложечка 6) овраг 9) объезд
8. Правописание каких слов с парными согласны¬ми в корне не нужно проверять?
       1) редко 4) дорожка 7) благородный
             2) книги 5) шоколад 8) мятеж
                   3) камыш 6) ястреб 9) митинг
9. В какой строке все слова пишутся с буквой д?
      1) кле…ка, моне…ка, сосе…
          2)горо…, яго…ка, прово…
               3) салю…, верблю…, гу…ки
                      4) ве…ка, парашю…, дож…ь

10. В какой строке все слова пишутся с буквой ш?
              1) гребе…ки, речу…ка, пе…ком
                   2) эта…, муравьи…ки, бабу…ка
                         3) ло…ка, подру…ка, мы…ка
                                4)кни…ка, малы…, бука…ка
11. В какой строке все слова пишутся с буквой в?
            1) голо…ка, дрессиро…ка, шка…
                 2) ноче…ка, тра…ка, клю…
                      3) сли…ки, шар…, нер…
                            4) голодо…ка, штра…, зимо…ка
12. В какой строке все слова пишутся с буквой к?
             1)индю…, кула…, фла…
                   2)зоопар…, переуло…, хомя…
                         3) звоно…, универма…, кули…
                              4) кло…, носоро…, кроли…
13. В какой строке все слова пишутся с бук¬вой с?
        1) барка…, выре….ка, бли…кий
                   2)поко…, вопро…, пару…
                          3)поло…, автобу…, троллейбу…
                                 4)перево…, зама…ка, сно…
14. В какой строке все слова пишутся с буквой б?
          1) оши…ка, хру…кий, полушу…ки
               2)тру…ка, поги…, ры…ка
                       3) мясору…ка, коро…, кре…кий
                              4) ре…ка, прору…ь, про…ка

Проверь себя!
1.1; 2.1, 2.3, 2.5; 3.3,3.4; 4.3; 5.1, 5.3; 6.1 — в, 6.2 —в, 6.3 —б, в; 7.1,7.2, 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9; 8.2, 8.7; 9.2; 10.1; 11.2; 12.2; 13.2; 14.2.

Resource id #3764

nsportal.ru

Правописание согласных в корне слова

В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н.

Например:

просьба – просить

низкий – низок

лёд – ледовый

А каким образом можно изменить слова?

В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаза

цепь – цепи

сосед – соседи

берег – берега

Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блузка – блузки – (много) блузок

шляпка – шляпки – (много) шляпок

Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

шапка – шапочка

подушка – подушечка

березка – березонька

игрушка – игрушечка

Или наоборот:

блюдце – блюдо

погодка – погода

травка – трава

Бывают слова,  в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом.

Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

 

Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

Например:

устный – уста

здравствуй – здоровый

капустный – капуста

Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например:

чудесный – чудеса

опасный – опасаться

ужасный – ужасы

Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

чувствовать

лестница (но лесенка)

склянка (но стекло)

блеснуть (блестеть)

словесный

яства

ровесник

наперсник

 

К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

суббота, коллекция, касса

Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

суб-бота, те-ле-грам-ма

Спасибо, что Вы с нами!

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

3 класс. Русский язык. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова — Согласные буквы в корне слова

Комментарии преподавателя

§1. Правописание парных согласных на конце слова

В этом уроке поговорим о правописании парных согласных в корне слова.

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке».

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать, писать какую —

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня нам

Всё расставить по местам.

Вспомним, что в русском языке есть парные и непарные согласные звуки.

Звуки б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с образуют пары звуков, из которых один – звонкий, другой – глухой.

Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные звуки состоят только из шума.

Парные согласные:

звонкие

[б]

[в]

[г]

[д]

[ж]

[з]

глухие

[п]

[ф]

[к]

[т]

[ш]

[с]

Понаблюдаем, что происходит с парными согласными в середине и в конце слова:

Данные пары записанных слов являются однокоренными словами. Выделенные буквы находятся в корне.

Какой же звук обозначает каждая выделенная буква?

Снег, друг, луг – слышим звук [к], а пишем букву г.

Согласный звук в конце слова оглушается.

 

 

Чтобы проверить правильность написания парного согласного в конце слова, после согласного ставим гласный звук:

 

А теперь произнесём и послушаем, что происходит с согласным звуком в середине слова.

Снежки, подружка, лужки – в этих словах слышим звук [ш], а пишем букву ж.

Сказка – слышим звук [с], а пишем букву з.

Согласный звук в середине слова также оглушается.

Почему это происходит? Сравним по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.

Снежки, подружка, лужки, сказка.

Если парные согласные находятся перед другим глухим согласным, в данном случае перед [к], то происходит их оглушение.

В слове  просьба слышим звук [з], а пишем букву с. Произошла замена глухого согласного [с] на звонкий звук, потому что он находится перед звонким [б].

Можно сделать вывод:

Парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным оглушается. А парный глухой согласный перед звонким согласным озвончается.

Значит, если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости/звонкости согласными, то их надо проверять.

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

§2. Правописание парных согласных в середине слова

Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова?

Давайте попробуем:

снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок.

Если парная согласная в середине слова стоит перед гласной, то её произношение совпадает с написанием. 

www.kursoteka.ru

Парные согласные Правописание каких согласных в корне нуж­но проверять?

1. /Тесты 4/1 тест Имя существительное.doc
2. /Тесты 4/Звуки и буквы.doc
3. /Тесты 4/ТЕСТПравописание безударных гласных в корне слова.doc
4. /Тесты 4/Тест Глагол.doc
5. /Тесты 4/Тест Местоимение.doc
6. /Тесты 4/Тест Однородные члены.doc
7. /Тесты 4/ТестПредложение.doc
8. /Тесты 4/Тесты Предложениеdoc.doc
9. /Тесты 4/Тесты Состав слова.doc
10. /Тесты 4/тест 2,3 Имя существительное.doc
11. /Тесты 4/тест Имя прилагательное.doc
12. /Тесты 4/тестПарные согласные.doc
Имя существительное Имя существительное — это
1. Определить правильный порядок букв в алфавите а ж, д, и, и, к, л; б д, ж, и, и, к, л; в ж, д, и, и, л, к. Заполнить схему
Правописание безударных гласных в корне слова Правописание каких безударных гласных нужно проверять?
Глагол Что обозначает глагол?
Местоимение. Укажи местоимения 1-го лица
Однородные члены предложения Члены предложения называются однородны­ми, если
Предложение Из чего состоит наша речь?
Предложение Из чего состоит наша речь?
Состав слова Укажи признаки родственных слов
Имя существительное (2) Если у имени существительного мужского рода нулевое окончание, то к какому склонению оно относится?
Имя прилагательное Что такое имя прилагательное?
Парные согласные Правописание каких согласных в корне нуж­но проверять?

Парные согласные

1. Правописание каких согласных в корне нуж­но проверять?

1) Парных согласных на конце слова или перед согласными.

2) Парных согласных в середине слова перед глас­ными.

2. В каких словах правописание парных соглас­ных нужно проверять?

1) лодка 3) город 5) призыв

2) лодочка 4) городить 6) призывать

3. Правописание каких согласных на конце слова не нужно проверять?

1) п 2) д 3) л 4) р 5) ш 6) с

4. Что нужно сделать, чтобы проверить правопи­сание парных согласных в корне?

1) Изменить слово.

2) Подобрать однокоренное слово.

3) Подобрать проверочное слово.

5. Каким должно быть слово для проверки напи­сания парных согласных в корне?

1) После парного согласного в проверочном слове должен идти гласный.

2) После парного согласного в проверочном слове должен идти согласный.

3) После парного согласного в проверочном слове должен идти звонкий согласный [Н]

6. Укажи проверочные слова.

1) а) ловко б) ловкий в) ловок

2) а) сплав б) сплавщик в) на сплаве

3) а) кровь б) кровинка в) кровный

7. Правописание каких слов с парными согласны­ми в корне нужно проверять?

1) перевозка 4) красавицы 7) восторг

2) восток 5) палатка 8)запад

3) ложечка 6) овраг 9) объезд

8. Правописание каких слов с парными согласны­ми в корне не нужно проверять?

1) редко 4) дорожка 7) благородный

2) книги 5) шоколад 8) мятеж

3) камыш 6) ястреб 9) митинг

9. В какой строке все слова пишутся с буквой д?

1) кле…ка, моне…ка, сосе…

2)горо…, яго…ка, прово…

3)салю…, верблю…, гу…ки

4)ве…ка, парашю…, дож…ь

10. В какой строке все слова пишутся с буквой ш?

1) гребе…ки, речу…ка, пе…ком

2) эта…, муравьи…ки, бабу…ка

3)ло…ка, подру…ка, мы…ка

4)кни…ка, малы…, бука…ка

11. В какой строке все слова пишутся с буквой в?

1)голо…ка, дрессиро…ка, шка…

2) ноче…ка, тра…ка, клю…

3)сли…ки, шар…, нер…

4) голодовка, штра…, зимо…ка

12. В какой строке все слова пишутся с буквой к?

1)индю…, кула…, фла…

2)зоопар…, переуло…, хомя…

3)звоно…, универма…, кули…

4)кло…, носоро…, кроли…

13. В какой строке все слова пишутся с бук­вой с?

1) барка…, выре…ка, бли…кий

2)поко…, вопро…, пару…

3)поло…, автобу…, троллейбу…

4)перево…, зама…ка, сно…

14. В какой строке все слова пишутся с буквой б

1) оши…ка, хру…кий, полушу…ки

2)тру…ка, изги.., ры…ка

3) мясору…ка, коро…, кре…кий

4) ре…ка, прору…ь, про…ка

Проверь себя!

1.1; 2.1,3,5; 3.3,4; 4.3; 5.1,3; 6. 1 — в, 2 —в, 3 —б, в; 7.1,2,5,6,7,8,9; 8.2,7; 9.2; 10.1; 11.2; 12.2; 13.2; 14.2.

fs.nashaucheba.ru

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова: правила и примеры

 

Многочисленные правила в нашем богатом языке поражают своей уникальностью. Ни один язык мира не имеет столько требований к тому, чтобы правильно написать и проверить слово.

Любое слово всегда можно разобрать по составу, морфологически, фонетически и синтаксически.

Как правильно разбирать слова по их составу?

Первое, что необходимо сделать, так это определить исходную форму слова. Например: телефоном – телефон (начальная форма).

Второе, что следует выполнить, определиться, где у слова окончание и суффикс, который его образует, но это при его наличии.

Затем, ученик должен выделить основу всего слова. Не стоит забывать, что в основу никогда не входит окончание и суффикс, образующий слово.

После этого, находите в слове приставку и суффиксы, если они имеют, и помечаете их.

В самом конце разбора находится корень.

Справочная информация:

Окончание – помогает слову связывать себя с другими словами в предложении, а также показывает какого рода, числа или падежа данное слово.

Основа – основная часть слова. Она указывает на его лексическое значение. В её состав не может входить ни окончание, ни образующие суффиксы, но кроме возвратного суффикса.

Суффиксы – части слова, которые помогают ему образовываться. Наиболее часто встречаются после корня, но бывают и такие, которые идут после окончания слова.

Приставка – образует новые слова. Она всегда стоит перед словом.

Корень – главная часть слова. Без корня не может существовать самого слова, как, например, если нет приставки, суффикса или окончания, то корень есть всегда.

Именно, благодаря ему можно проверять буквы, искать однокоренные слова. Он несёт лексическую составляющую слова в целом.

Проверяемые и непроизносимые согласные в корне

Правило: правописание проверяемых согласных в корне слова. Чтобы правильно определить, какую согласную нужно написать в слове, а именно в корне, то необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы в нём после этой глухой или звонкой согласной шла гласная буква. Так сразу можно понять, как написать слово без ошибок.

Примеры такого правила: любовь – любви, просьба – просить, дождь – дожди, хлеб – хлеба, шутка – шутить.

Возможно и такое, что слово пишется по одному варианту, а при подборе однокоренного словечка, появляется другая буква. Это свойство называется чередование согласных букв.

Примеры: визг – визжит, друг – друзья, слух – слушать.

Таких слов много в русском языке.

Безусловно, что есть слова, которые не имеют ни чередования, ни проверяемых слов. Их необходимо просто выучить наизусть, чтобы всегда знать, как их правильно написать.

Есть такие слова, которые в своем корне имеют непроизносимую букву, которая выявляется лишь при подборе однокоренного слова, но при этом она является проверяемой согласной в корне.

Примеры: солнце – солнышко, честный человек – честь, счастливый мужчина — счастье.

Но и тут не обошлось без исключений. Часто ученики путают слова, которые в своей основе не имеют буквы, которая пишется, но не произносится.

Прежде, чем писать такие слова, необходимо найти его «слова – сородичи», чтобы убедиться, что в их корне нет этой непроизносимой согласной буквы, хотя многие из них не имеют таких слов и рассчитаны на запоминание.

Примерами таких слов служат: опасный, ужасный, участвовать, ровесник, блеснуть.

Такие простые слова нужно запомнить или выучить, чтобы не допускать ошибки при их написании.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Корень как часть слова: чередование согласных звуков в корне + ПРИМЕРЫ
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПростое предложение: односоставные и двусоставные + ПРИМЕРЫ

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

§ 3. Правописание согласных в корне слова. Способы проверки согласных в корне

Способ проверки

Примеры

1. Изменить число

Зуб– зубы, локти -локоть

2. Изменить падеж

Книжка – книжек

3. Заменить существительное неопределённой формой глагола

Ошибка – ошибаться, молотьба – молотить

4. Использовать уменьшительные суффиксы

Прут– прутики, справка – справочка

5. Заменить краткие формы прилагательных полными, а полные – краткими

Свеж– свежий, узкий — узок

6. У глаголов прошедшего времени изменить род

Лез– лезла, нёс- несла

7. Глаголы в неопределённой форме или в повелительном наклонении поставить в настоящем или будущем времени

Грызть – грызу, готовь – приготовят

8. Заменить существительное прилагательным, а прилагательное — существительным

песчаный – песок, рожь — ржаной

Непроизносимые согласные в корне слова

Способ проверки

Примеры

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться)

1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол

Поздний – опоздать

2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное

Тростник – трости

3. Подобрать в качестве проверочного слова существительное с предлогом

Безжалостный – без жалости

Запомните! Ровесник Сверстник

Примеры для орфографической разминки:

Кровь (крови), мороз(мороза), хлеб(хлеба), молотьба (молотить), просьба (просить), сказка (сказывать), свадьба (свадебный), ложка (ложек), крошка (крошить), водопроводчик (водопроводом), разметчик (разметить), загадка (гадать), шутка (шутить). Честный (честь), доблестный (доблесть), вестник (вести), гигантский (гигант), здравствуй (здраво), известный (известие), костный (кость), корыстный (корысть), лестный (лесть), местный (место), несчастный (счастье), постлать (постилать), сердце (сердечный), солнце (солнечный).

Диагностический набор №1 Правописание согласных в корне слова

                Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка №1

Колонка №2

 

1 гвоз_ь

2 наря_

3 кни_ка

4 стри_

5 гер_

6 тира_

7 кузо_

8 зака_

9 гру_

10 шлю_

1 прору_ь

2 бро_ь

3 сугро_

4 уда_

5 посе_

6 зу_ки

7 ре_цы

8 пиро_ки

9 кру_ки

10 попла_ки 

Д Б

Д В

Ж Б

Ж В

Б В

Ж Б

В З

З Ж

З Ж

З В

Колонка №3

Колонка №4

 

1 выпол_

2 исче_

3 зажё_

4 грё_

5 озя_

6 гры_

7 поги_

8 уши_

9 берё_

10 остри_

1 здоро_

2 ласко_

3 доро_

4 стро_

5 похо_

6 дождли_

7 бережли_

8 трудолюби_

9 упру_

10 се_  (возраст)

З В

З В

Г Г

Б Г

Б Ж

З В

Б В

Б В

Г Г

Г Д

Колонка №5

Колонка №6

1 ужас_ный

2 корыс_ный

3 вкус_ный

4 гиган_ский

5 опас_ный

6 извес_ный

7 чудес_ный

8 окрес_ный

9 уез_ный

10 поверхнос_ный

1 запас_ный

2 грус_ный

3 редкос_ный

4 целос_ный

5 безмолс_вующий

6 неснос_ный

7 чес_вовать

8 учас_вовать

9 громоз_кий

10 крепос_ной

— —

Т Т

— Т

Т Т

— Т

Т –

— Т

Т Т

Д Д

Т Т

Упражнение № 1. Вставьте нужную букву, изменив число существительных

гвоз(т/д)ь

наря(д/т)

стри(ж/ш)

гер(б/п)

гер(б/п)

га(з/с)

водола(з/с)

хле(б/п)цы

Упражнение № 2. Измените род глаголов прошедшего времени

выпол(з/с)

вё(з/с)

грё(б/п)

спа(с/з)

уши(б/п)

проле(з/с)

остри(г/к)

промёр(з/с)

Упражнение № 3. Замените краткие формы прилагательных полными.

здоро(в/ф)

ласко(в/ф)

доро(г/к)

стро(г/к)

твёр(т/д)

терпели(в/ф)

пытли(в/ф)

Упражнение № 4. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа

пру(д/т)

пло(д/т)

лу(к/г)

сторо(ж/ш)

бага(ж/ш)

запи(с/з)ь

прихо(т/д)

теплохо(д/т)

Упражнение № 5. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа множественного числа.

кни(ж/ш)ка

варе(ж/ш)ка

мерза(в/ф)ка

ука (з/с)ка

поса(д/т)ка

ю(б/п)ка

причё(с/з)ка

голо(в/ф)ка

доба(в/ф)кА

мину(т/д)ка

рома(ш/ж)кА

Упражнение № 8. Проверьте глаголом

поз_ ний

опоздать

хрус_нуть

вёрс_ка

грус_ный

хлес_нуть

громоз_кий

кровенос_ный

пас_бище

Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

д//т

б//п

в//ф

г//к

з//с

ж//ш

ве_ка

шу_ка

сли_ки

но_ти

завя_ка

бума_ка

ло_ка

коро_ка

подко_ка

промо_

ска_ка

пря_ка

гу_ки

про_ка

приба_ка

жё_

ко_ьба

ладо_ка

сла_кий

ре_ка

морко_ка

пиро_

про_ьба

ло_ка

studfiles.net

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развивать умение правильно писать слова с парной согласной на конце слова и в середине слова, определять, каким правилом регулируется это написание и применять это правило;
  • развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость;
  • прививать интерес к языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Эмоциональный настрой

— Давайте подарим друг другу улыбки.

  • Проверка посадки и рабочих мест детей

Учитель: Руки?

Дети: На месте!

— Ноги?

— На месте!

— Локти?

— У края!

— Спина?

— Прямая!

  • Проверка рабочих мест

II. Минутка чистописания.

(На развитие творческого воображения.)

О о О

— На что это похоже?

— Что можно получить, если соединить между собой эти овалы? (Бусы)

— Как это сделать?

Грамматическая задача.

— Что здесь написано?

Чеснок – снок + мода + н =? (чемодан)

Д+ель+филин – ли=? (дельфин)

— Запишите однокоренные слова, обозначьте орфограммы.

III. Формирование темы и цели урока.

Сколько правил
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь
Будь внимательным и только
Будь старательным и только
Всё запомнишь, всё поймёшь.

На доске слова: коляска-повязка, гриб-хрип, подружка-ватрушка, жираф-бурав, круг-крюк, молотки-городки, лимон-бульон.

— Причитайте слова, какая орфограмма есть в большинстве слов? Есть ли среди них лишние слова? (Последняя пара.)

Выпишите пары согласных по глухости-звонкости. В какой части слова они находятся? (В корне.) Нарисуй над буквами знак корня. Сформулируй тему урока.

Образец записи: з-с, б-п, ж-ш, в-ф, г-к, д-т

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало заглушить.

IV. Работа над темой урока.

1. Наблюдение над произношением и написанием согласных в корнях с чередованием.

— Какой звук обозначает каждая выделенная буква? В какой части слова находится этот звук?

снежки – снег
друг – подружка
сказка – рассказ
луг — лужки

— Что происходит с парным звонким согласным звуком на конце слова и в середине слова перед глухим согласным? А с парным глухим перед звонким? Как проверить согласную на конце слова? Можно ли, пользуясь этим правилом, проверить написание согласных букв в остальных словах?

Образец записи:

друг – нет друга
снежки — снежок

Вывод: согласные в корне слова можно проверять одним и тем же правилом.

Физминутка

Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.

2. Упражнение в выборе правильного написания.

— Напишите сначала все слова, которые могут быть проверочными, а потом с их помощью решите орфографические задачи и припишите проверяемые слова.

…- гря.ка … — сугро. … — ча.ка
…- сосе.ка … — хле. … — ло.ка
…- поса.ка … — сно. … — кру.ка

— Объясняйте выбор букв.

— Понаблюдайте: были ли среди проверочных слов “родственники” проверяемых? Назовите их. А были изменения проверяемых слов? Приведите примеры.

3. Работа над правилом.

— Как вы действовали, чтобы обосновать выбор согласных букв? Сравните с выводом на странице учебника.

— Итак, существует 2 способа подбора проверочных слов: можно изменить само это слово, и можно подобрать к данному слову однокоренное.

Пальчиковая гимнастика.

Цифровой диктант.

— Будьте внимательны: я называю 2 слова: с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в тетради цифру “1” или “2”.

Пышка-пышечка, зуб-зубы, холод-холода, лодка-лодочка, сливки-сливочный, весна-весны.

V. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

Пользуясь памяткой “Как искать проверочные слова для корня”, определи, какие буквы нужно писать на месте пропусков.

2. Самостоятельная работа

— Напишите по 1 слову с парным согласным на конце или в середине слова и выполните проверку.

На доске:

Корневые семейства слов. Подбор однокоренных слов. Соревнование по рядам.

(На доске изображение гнезд)

VI. Итог урока.

— Послушайте правило в стихах:

Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй

— Когда буквы, которые обозначают парные согласные звуки, являются орфограммами?

Как надо проверять их написание?

VII. Домашнее задание.

Подобрать и записать 8-10 слов с орфограммами – проверяемыми согласными в корне на тему “В саду” или “На даче”. Составить и записать небольшой текст (5-7 предложений) с этими словами.

17.03.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *