cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Правила обращения с памятью – Консультация по теме: Правила обращения с памятью. | скачать бесплатно

Правила обращения с памятью. ГУО «Быстрицкая СШ»

Правила обращения с памятью


Заучивай с желанием знать и помнить. Помни, что большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску — это облегчит его запоминание. Однако при этом следует учитывать, что положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные же эмоции препятствуют запоминанию.
Ставь цель запомнить надолго.
Невыгодно учить «на завтра», до экзамена», «до контрольной»… Тот, кто, запоминая, ставит стрелку на «вечно», выигрывает. Если, конечно, запоминаемое этого стоит.
Не принимай чувство «знакомости» материала за настоящее его знание. То, что ты чувствуешь, просматривая материал («уже видел», «уже слышал», «помню»), это еще не значит, что ты этот материал знаешь на самом деле. Иначе эта ситуация может закончиться драматической сценой типа «опять двойка». Узнать гораздо легче, чем вспомнить самому в отсутствие оригинала.

Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо запомнить. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заученное; пересказать текст своими словами; представить запоминаемое в виде образов и т.д. Если надо запомнить обширный материал, то его следует делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
Заучивай и повторяй небольшими дозами.
Одно из основных правил улучшения памяти — повторение. Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Целесообразно повторять материал сначала через 15-20 минут после его восприятия (этим предотвращается забывание). Последующие повторения лучше проводить через 8-9 и через 24 часа. Как видишь, интервал между повторениями увеличивается. При повторении не следует переутомляться, поэтому нужно делать перерывы. Полезно повторять перед сном, а также утром на свежую голову.
Существует закономерность запоминания, называемая «эффектом края»: известно, что лучше запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Исходя из этого, можно так разделять материал, чтобы та информация, которая находится в середине, оказывалась в начале или в конце повторения.
Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
После математики учи историю, после физики — литературу: память любит разнообразие.
Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать и использовать все виды памяти.
Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, решай побольше задач — действуй! Память, подобно многим другим способностям, развивается путем постоянного упражнения.
Не учи стихи по столбикам. Короткие стихи заучивай целиком, длинные разбивай на порции.
Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся вспомнить, закрыв книгу. Помни слова Л.Н. Толстого: «Никогда не справляйся в книге, еже ли что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».
Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
Изредка используй мнемотехнику — искусственные приемы, облегчающие запоминание.

bystrica.schools.by

Правила обращения с памятью. ГУО «Быстрицкая СШ»

Правила обращения с памятью


Заучивай с желанием знать и помнить. Помни, что большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску — это облегчит его запоминание. Однако при этом следует учитывать, что положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные же эмоции препятствуют запоминанию.

Ставь цель запомнить надолго.
Невыгодно учить «на завтра», до экзамена», «до контрольной»… Тот, кто, запоминая, ставит стрелку на «вечно», выигрывает. Если, конечно, запоминаемое этого стоит.
Не принимай чувство «знакомости» материала за настоящее его знание. То, что ты чувствуешь, просматривая материал («уже видел», «уже слышал», «помню»), это еще не значит, что ты этот материал знаешь на самом деле. Иначе эта ситуация может закончиться драматической сценой типа «опять двойка». Узнать гораздо легче, чем вспомнить самому в отсутствие оригинала.
Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо запомнить. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заученное; пересказать текст своими словами; представить запоминаемое в виде образов и т.д. Если надо запомнить обширный материал, то его следует делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
Заучивай и повторяй небольшими дозами.
Одно из основных правил улучшения памяти — повторение. Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Целесообразно повторять материал сначала через 15-20 минут после его восприятия (этим предотвращается забывание). Последующие повторения лучше проводить через 8-9 и через 24 часа. Как видишь, интервал между повторениями увеличивается. При повторении не следует переутомляться, поэтому нужно делать перерывы. Полезно повторять перед сном, а также утром на свежую голову.
Существует закономерность запоминания, называемая «эффектом края»: известно, что лучше запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Исходя из этого, можно так разделять материал, чтобы та информация, которая находится в середине, оказывалась в начале или в конце повторения.
Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
После математики учи историю, после физики — литературу: память любит разнообразие.
Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать и использовать все виды памяти.
Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, решай побольше задач — действуй! Память, подобно многим другим способностям, развивается путем постоянного упражнения.
Не учи стихи по столбикам. Короткие стихи заучивай целиком, длинные разбивай на порции.
Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся вспомнить, закрыв книгу. Помни слова Л.Н. Толстого: «Никогда не справляйся в книге, еже ли что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».
Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
Изредка используй мнемотехнику — искусственные приемы, облегчающие запоминание.

bystrica.schools.by

Правила обращения с памятью. Старосельская средняя школа Ветковского района

Дата: 25 февраля 2014 в 11:53, Обновлено 22 января 2016 в 21:51

Используй сам и расскажи другим!

ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

  1. Заучивай с желанием знать и помнить. Помни, что большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску – это облегчит его запоминание. Однако при этом следует учитывать, что положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные же эмоции препятствуют запоминанию.
  2. Ставь цель запомнить надолго.
  3. Невыгодно учить «на завтра», до экзамена», «до контрольной»… Тот, кто, запоминая, ставит стрелку на «вечно», выигрывает. Если, конечно, запоминаемое этого стоит.
  4. Не принимай чувство «знакомости» материала за настоящее его знание. То, что ты чувствуешь, просматривая материал («уже видел», «уже слышал», «помню»), это еще не значит, что ты этот материал знаешь на самом деле. Иначе эта ситуация может закончиться драматической сценой  типа «опять двойка».  Узнать гораздо легче, чем вспомнить самому в отсутствие оригинала.
  5. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо запомнить. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заученное; пересказать текст своими словами; представить запоминаемое в виде образов и т.д.  Если надо запомнить обширный  материал, то его следует делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
  6. Заучивай и повторяй небольшими дозами.
  7. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Целесообразно повторять материал сначала через 15-20 минут после его восприятия (этим предотвращается забывание). Последующие повторения лучше проводить через 8-9 и через 24 часа. Как видишь, интервал между повторениями увеличивается. При повторении не следует переутомляться, поэтому нужно делать перерывы. Полезно повторять перед сном, а также утром на свежую голову.
  8. Существует закономерность запоминания, называемая «эффектом края»: известно, что лучше  запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Исходя из этого, можно так разделять материал, чтобы та информация, которая находится в середине, оказывалась в начале или в конце повторения.
  9. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  10. После математики учи историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
  11. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать и использовать все виды памяти.
  12. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, решай побольше задач – действуй! Память, подобно многим другим способностям, развивается путем постоянного упражнения.
  13. Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные разбивай на порции.
  14. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся вспомнить, закрыв книгу. Помни слова Л.Н. Толстого: «Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».
  15. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
  16. Изредка используй мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, поможет не забыть такая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Для того, чтобы запомнить, чему равно число π, можно запомнить фразу: «Что я знаю о кругах». Совокупность цифр, отражающих количество букв в каждом слове этой фразы, даст искомое число – 3,1416.  Направление проведения нервного импульса по отросткам нервных клеток помогает запомнить простое слово «да» (от дендрита (д) к аксону (а)). 

staroeselo.schools.by

Правила обращения с памятью. Средняя школа №23 г.Бреста

Дата: 3 мая 2017 в 12:48, Обновлено 6 мая 2017 в 08:04

Используй сам и расскажи другим!

ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

  1. Заучивай с желанием знать и помнить. Помни, что большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску – это облегчит его запоминание. Однако при этом следует учитывать, что положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные же эмоции препятствуют запоминанию.
  2. Ставь цель запомнить надолго.
  3. Невыгодно учить «на завтра», до экзамена», «до контрольной»… Тот, кто, запоминая, ставит стрелку на «вечно», выигрывает. Если, конечно, запоминаемое этого стоит.
  4. Не принимай чувство «знакомости» материала за настоящее его знание. То, что ты чувствуешь, просматривая материал («уже видел», «уже слышал», «помню»), это еще не значит, что ты этот материал знаешь на самом деле. Иначе эта ситуация может закончиться драматической сценой  типа «опять двойка».  Узнать гораздо легче, чем вспомнить самому в отсутствие оригинала.
  5. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо запомнить. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заученное; пересказать текст своими словами; представить запоминаемое в виде образов и т.д.  Если надо запомнить обширный  материал, то его следует делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
  6. Заучивай и повторяй небольшими дозами.
  7. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Целесообразно повторять материал сначала через 15-20 минут после его восприятия (этим предотвращается забывание). Последующие повторения лучше проводить через 8-9 и через 24 часа. Как видишь, интервал между повторениями увеличивается. При повторении не следует переутомляться, поэтому нужно делать перерывы. Полезно повторять перед сном, а также утром на свежую голову.
  8. Существует закономерность запоминания, называемая «эффектом края»: известно, что лучше  запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Исходя из этого, можно так разделять материал, чтобы та информация, которая находится в середине, оказывалась в начале или в конце повторения.
  9. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  10. После математики учи историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
  11. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать и использовать все виды памяти.
  12. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, решай побольше задач – действуй! Память, подобно многим другим способностям, развивается путем постоянного упражнения.
  13. Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные разбивай на порции.
  14. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся вспомнить, закрыв книгу. Помни слова Л.Н. Толстого: «Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».
  15. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
  16. Изредка используй мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, поможет не забыть такая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Для того, чтобы запомнить, чему равно число π, можно запомнить фразу: «Что я знаю о кругах». Совокупность цифр, отражающих количество букв в каждом слове этой фразы, даст искомое число – 3,1416.  Направление проведения нервного импульса по отросткам нервных клеток помогает запомнить простое слово «да» (от дендрита (д) к аксону (а)). 

23brest.schools.by

Теории и законы памяти

1. Законы забывания. Одной из первых психологических теорий памяти, сохранившей свою актуальность до сегодняшнего дня была ассоциативная теория. В ее основе лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами. Здесь память понимается как сложная система ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. В рамках этой теории Г.Эббингауз открыл закон забывания, представленный в виде кривой. В течение 1-го часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней составляет менее 20% от общего числа первоначально выученного. Явление реминисценции. Почему-то у человека иногда неожиданно для него в памяти всплывает информация, полученная 2 – 3 дня назад.

2. Законы запоминания. Эффект края: Помнится первая и последняя информация. Эффект Зейгарник. Память на незавершенные действия. Значение структурирования материала. Роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Роль подкреплений в запоминании материала. Роль положительных и отрицательных эмоций. Наличие или отсутствие смысловых связей.

  1. Правила обращения с памятью

1) В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе и анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала

2) При запоминании какого-либо текста с целью его воспроизведения в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, сколько содержащиеся в нем мысли (смысл).

3) Установка на запоминание способствует ему. Т.е. необходимо поставить мнемическую задачу.

4) То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Т.о., чтобы повысить продуктивность запоминания, нужно связать его с основной целью деятельности.

5) Большую роль играют повторения. Но не механические повторения, а повторения с новым способом структурирования и логической обработки материала.

6) Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу учить его наизусть. Повторение материала лучше распределить по времени таким образом, чтобы на начало и конец времени заучивания приходилось большее число повторений, чем на середину. (Эффект края).

7) Использовать явление реминисценции. Т.е. выученное должно отлежаться. За это время внутренние логические связи данного материала становятся более ясными и отчетливыми.

Выводы:

  1. Память – познавательный процесс, заключающийся в организации и сохранении прошлого опыта.

  2. Виды памяти классифицируются по различным основаниям.

  3. Память у людей различается по многим параметрам. Выделяют типы памяти.

  4. Существует множество теорий и законов памяти.

Рекомендуемая литература:

Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М: ЧеРо, 1998. 816 с.

Развитие памяти – Рига, 1991.

Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. – М., 1968.

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. – Л., 1987.

studfiles.net

7.4.4. Правила обращения с памятью

Если вы хотите, чтобы информация запомнилась надолго, дайте себе установку, приказ, скажите себе, что информация вам очень нужна и пользоваться ею вы будете долго.

— Важно, чтобы запоминаемая информация находилась в «системе» (нашла связь с уже имеющейся и хранящейся у вас в памяти). Отрывочные, разрозненные сведения хранить и «извлекать» из памяти труднее. Это сравнимо с поиском нужной книги на полках, где без всякой системы, в беспорядке хранятся все книги из домашней библиотеки.

— Память быстрее и прочнее фиксирует ту информацию, которая интереснее для человека, производит на него сильное эмоциональное впечатление, субъективно оценивается как важная, нужная, значимая.

7.5. Готовность к школе Психология дошкольника и младшего школьника

Школа — своеобразный мостик, переход между детством и взрослостью. Впервые ступив на него, ребенок еще не подозревает, что оставляет позади беспечное, беззаботное течение событий, когда его «хочу», «не могу», «не буду» признавались взрослыми в качестве веского аргумента. Отныне и всегда его жизнь будет строиться по суровым законам взрослой жизни, где безраздельно царствуют «нужно», «должен», «обязан».

Готов ли ребенок-дошкольник к этим и многим другим испытаниям школьной жизни? От ответа на этот вопрос зависит очень многое: его дальнейшее развитие и отношение к самому себе, к людям, к жизни вообще…

Сам же ответ следует искать, обращаясь к содержанию понятия «психологическая готовность ребенка к школьному обучению».

Понятие это при всей его популярности у теоретиков и практиков не имеет единого определения; поэтому предлагаю вам сделать это самостоятельно. Однако сделать это мы сможем не раньше, чем познакомимся с основными существующими подходами к этому вопросу.

Так, Л. И. Божович выделяет несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них — определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

    1. широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений;

    2. мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему не терпится открыть доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что и «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения — явление сугубо историческое.

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе — вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьника, развивающимся внутри учебной деятельности этого возраста, с другой стороны — слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражении предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку очень трудно.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

— умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действий;

— умение ориентироваться на заданную систему требований;

— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

— умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически это — параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

Н. Н. Подъяков, Л. А. Вернер, Г. Г. Кравцов и др. авторы выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению. Последняя требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности. Авторы полагают, что психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психологических сфер: мотивационной, нравственной, волевой, умственной. Именно они способны обеспечить успешное овладение учебным материалом.

Е. Е. Кравцов при характеристике психологической готовности детей к школе основной акцент сделал на роли общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы: отношение к возрасту, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Н. Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет также произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, он обращает внимание на уровень сформированности семиотической функции и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем степень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное, научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Для успешного обучения он должен уметь выделять предмет своего познания.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, современные отечественные специалисты выделяют дополнительно еще одну — развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие, так и уровень логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

Одним из последних исследований в данной области является работа авторского коллектива Психологического института Российской академии образования под руководством И. В. Дубровиной. В работе перечислены четыре уровня психологической готовности к школе: аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая. Применяемые методы психологической диагностики должны показать развитие ребенка во всех перечисленных сферах.

Исследование аффективно-потребностной сферы направлено на выявление внутренней позиции школьника, т. е. позволит определить наличие познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.

Исследование произвольной сферы позволяет выявить умение ориентироваться на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

В разнообразии авторских позиций содержится, однако, и принципиально общее утверждение: психологическая готовность к школьному обучению — это своеобразный итог, показатель всего предшествующего развития и обучения дошкольника.

Можно выделить, по крайней мере, два уровня в структуре психологической готовности ребенка к школе.

Содержание самого феномена готовности можно представить с помощью следующих компонентов:

— мотивационного, включающего познавательные и социальные мотивы учения;

— интеллектуального, или когнитивного, включающего как общий уровень осведомленности, так и уровень развития интеллектуальных процессов;

— эмоционально-волевого, включающего умение сознательно подчинять свои действия правилам, следовать поставленной цели, длительное время выполнять не очень привлекательные задания и многое другое;

— социального, включающего умение ориентироваться на заданную систему требований, потребность в общении со сверстниками, способность выполнять роль ученика и т. д.

В детской психологии существует разнообразие диагностических процедур, с помощью которых заинтересованный взрослый: родитель, воспитатель, учитель, но прежде всего, конечно, психолог — сможет выяснить объективный уровень готовности ребенка к обучению в школе. Хорошо, если при этом он обнаружит полное соответствие уровня его психического развития тем требованиям, которые предъявляет школа.

Результаты анализа факторов риска убеждают в том, что понимание развития как идеального, планируемого процесса возможно лишь в теоретическом аспекте. Что же касается возможностей индивидуального развития в контексте реальных жизненных обстоятельств, то здесь понятие «идеальное развитие» выглядит весьма утопично. В подавляющем большинстве случаев, а точнее — всегда, процесс индивидуального развития обусловливается одним или несколькими факторами риска биологического, социального, педагогического, психологического происхождения или их сочетанием. Чем большее число подобных факторов риска влияет на развитие ребенка, тем глубже и сложнее изменения в психике, тем отчетливее искажения рисунка поведения, тем выразительнее глубина дезадаптации к жизненным обстоятельствам.

Важно учитывать и то обстоятельство, что сам ребенок не только не в состоянии понять все причины, лежащие в основе его трудностей, но и не может самостоятельно найти резервы и возможности для их преодоления. К первичным трудностям постепенно добавляются вторичные, третичные и т. д. Ребенок или подросток изнемогает под их бременем, но самостоятельный поиск выхода из трудной ситуации, даже в случае высокой мотивации, оказывается, как правило, неэффективным.

Именно поэтому, как нам представляется, коррекционные усилия заинтересованных взрослых, наблюдающих процесс индивидуального развития ребенка, осуществляющих его обучение и воспитание с учетом имеющихся факторов риска, могут иметь принципиальное значение. Своевременная и адекватная возникшим трудностям коррекционно-развивающая деятельность взрослого (или взрослых) не только может способствовать устранению актуальных проблем в развитии, обучении и воспитании, но и создаст пролонгированный эффект для оптимального решения психолого-педагогических задач на последующих этапах онтогенетического развития.

Процедура осуществления коррекционно-развиваюших занятий требует учета особенностей, без которых невозможна ее организация и проведение. К их числу мы можем отнести следующие:

  1. Коррекционно-развивающая работа перспективна только для детей, не имеющих биологических факторов в генезе нарушений и развитии поведения.

  2. Чем раньше начата коррекционно-развивающая работа и чем меньше ребенок, тем оптимистичнее прогноз ее результатов, поскольку нарушения еще не стали устойчивыми и легче поддаются коррекционно-развивающим воздействиям.

  3. При выборе или составлении программы коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать исходный уровень развития ребенка.

  4. Успех коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от того, насколько мотивирован ребенок на сотрудничество именно с этим взрослым, а также на выполнение предлагаемых заданий. Специальное внимание должно быть уделено формированию у ребенка или подростка мотива преодоления трудностей.

  5. Приемы, используемые в ходе коррекционно-развивающей работы, должны основываться на естественных движущих силах психического и личностного развития. Такими силами являются деятельность ребенка (игровая, учебная, трудовая) и система его отношений. Именно поэтому в любом коррекционно-развивающем приеме создаются условия, необходимые для адекватной деятельности и воспроизведения системы отношений.

  6. Моделируется не любая деятельность и не деятельность или отношения, теоретически определенные как ведущие. В коррекционно-развивающей работе следует использовать только те виды деятельности и только те системы отношений, которые являются личностно значимыми для конкретного ребенка.

  7. При использовании различных приемов коррекционно-развивающего воздействия психолог, педагог не может оперировать таким понятием, как обобщенная норма (педагогическая, возрастная и т. д.). Все данные о закономерных чертах, симптомах или свойствах должны быть трансформированы в представления об индивидуальном проявлении этих общих закономерностей в реальном поведении или уровне развития ребенка, с которым проводится работа.

  8. Работа происходит в основном в форме диалога взрослого с ребенком.

  9. Выбирается оптимальный для каждого ребенка темп работы. Неоправданное увеличение или замедление его неизбежно приводит к потере результативности.

Таблица 2

studfiles.net

МАОУ Гимназия №4 г.Канск — Правила обращения с памятью

 

 

Правила обращения с памятью

 

 

1.Заучивайте с желанием знать и запомнить.

2. Ставьте цель запомнить надолго.

3. Пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.

4.Начинайте повторять до того, как материал начинает забываться.

5.Заучивайте и повторяйте небольшими частями – лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

6. После математики следует учить историю, после физики – литературу. Память любит разнообразие.

7.Во время заучивания желательно делать  записи, изображать карикатуры, зарисовывать схемы, диаграммы, чертить графики, делать сравнения с тем, что знали раньше.

8.Короткие стихи следует заучивать целиком, длинные – разбивать на порции.

9.Не дожидаясь полного заучивания, нужно стараться воспроизвести материал, закрыв книгу. Л.Н.Толстой отмечал: «Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся всё припомнить».

10.Если задание получено во вторник, а воспользоваться заученным результатом надо в пятницу, не ждите четверга: выучите сразу, а накануне только повторите.

11.Используйте мнемотехникуискусственные приёмы, облегчающие запоминание.

— Для запоминания совокупности и последовательности группы слов можно применить следующие приёмы: каждое слово сокращается до начальной буквы, а по этим буквам надо придумать новые слова, из которых составляется осмысленная фраза. Так заучивается, например, последовательность основных цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

— Запоминание сложных или новых слов с помощью созвучных ( более понятных). Например, медицинские термины «супинация» и «пронация» можно представить как суп несла и пролила».

— При запоминании номеров телефонов можно выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 35-89-54 такая зависимость  существует:89=35+ 54. Можно попробовать выделить знакомые числа. Например, число 85314 состоит из «85» — год рождения брата и «314»первые цифры числа «пи».

— Приём смыслового кодирования. Например, число 314159 можно запомнить с точностью до  6-го знака при помощи следующей фразы: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв каждого слова соответствует цифрам данного числа.

— Приём ассоциации: ряд несвязанных между собой слов следует представить в виде  образов, включая каждое последующее в «картинку», где присутствует образ, символизирующий предыдущее слово. Причём чем более нелепой, смешной окажется воображаемая картина, тем больше шансов, что вы её запомните. При соответствующей тренировке вполне возможно запомнить 25-30 и даже больше слов из 40 при первом предъявлении.

 

gimnazium4.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *