cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Познавательный интерес у дошкольников – Познавательный интерес дошкольников, развитие,условия, проблемы

Содержание

Познавательный интерес дошкольников, развитие,условия, проблемы

Интерес к познанию формируется постепенно и начинает проявляться у ребёнка очень рано. Как сложится его жизнь? Будет ли он успешным человеком? Именно с момента «я не знаю, но хочу узнать» начинается путь малыша к постижению тайн и загадок окружающего мира.

Познавательный интерес, что это?

Познавательный интерес—это всегда избирательная направленность действий человека. Он хочет утолить свою жажду как можно больше узнать о том, что его окружает. Постепенно заинтересованность перерастает в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.

 Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Желание познавать у старших дошкольников часто перерастает в самостоятельную творческую работу, которую почемучка выполняет с огромной радостью. 

Как появляется познавательный интерес и пути его развития

С младенческого возраста человек начинает проявлять заинтересованность в том, что его окружает. В возрасте полугода кроха может самостоятельно искать потерянные погремушки, радоваться им. К младшему дошкольному возрасту (около трёх лет) непоседа проявляет активность в познании. Теперь он не просто реагирует на появление новых объектов в его жизни, но и стремится как можно больше действовать с ними: трогать, крутить, катать, пробовать на вкус.

Интерес к познанию у дошкольника проявляется в следующих формах:

  • Любопытство. Это эпизодическая, стихийная заинтересованность к незнакомому объекту или событию, свойственная малышам до шести лет («можно ли плюшевого мишку накормить кашей»?)
  • Любознательность. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании интереса к исследованиям у детей старше пяти лет. При этом непоседы испытывают радость и гордость, если эксперимент завершается удачно.

Пути развития интереса к познанию.

  1. Перед ребёнком ставится определённая цель, проблема («нам нужно вырастить из фасоли растение»).
  2. С малышом обсуждается, где можно получить нужную информацию («можно почитать в энциклопедии, или в интернете, как это сделать»).
  3. Предлагается пообщаться со взрослым человеком («узнаем, как бабушка сажает фасоль в землю»).
  4. Обобщается опыт, который получили в ходе эксперимента («теперь мы узнали, как можно вырастить фасоль из замоченного в воде семени»).

Психологические условия развития познавательных интересов

Для мотивации интереса к познанию следует:

  • учитывать его природную любознательность и индивидуальные особенности. Мотивировать малыша познавать окружающий мир, при этом «подогревать» его интерес к познанию совместным чтением книг, наблюдениями за живой природой, творческими играми и занятиями;
  • развивать творческие задатки;
  • давать начальные знания о нём самом и окружающем его мире. Обучать классифицировать объекты и осознавать присущие им качества. Познакомить с планетой Земля. Рассказывать о народах, которые населяют Землю, о природе и животном мире.

Характерной особенностью познавательного интереса старшего дошкольника является присутствие в его действиях волевого усилия. Иногда трудно бывает непоседе преодолеть препятствия на пути к желанной цели, проявить силу воли и завершить эксперимент. Здесь необходима помощь и поддержка взрослых.

Познавательная самостоятельность

Примерно в возрасте пяти лет малыш начинает буквально засыпать взрослых вопросами. Ему интересно всё на свете: «почему тает снег»? «Куда улетают певчие птицы на зимовку»? «Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе»? Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность. Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.

 К семилетнему возрасту ребёнок по собственной инициативе вступает со взрослыми в разговор. При этом он уже имеет своё собственное мнение и может объяснить, в чём соглашается с воспитателями, а что считает ошибочным в их рассуждениях. 

Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.

Познавательная мотивация

Чтобы в малыше «проснулось» желание к эксперименту, нужно постараться его заинтересовать. Если опыт по выращиванию фасоли на подоконнике интересует малыша, то он с удовольствием включится в процесс замачивания семени в воде, наблюдения за набуханием маленькой фасоли. Позже любопытный непоседа заметит, как она стала больше и напомнит старшим о том, что овощ необходимо посадить в землю. У шестилетнего человека развивается произвольное внимание. Он уже способен помнить о цели эксперимента в течение долгого времени и решать проблему по мере её поступления.

Заинтересованность шестилетнего ребёнка тесно связана с особенностями его произвольного внимания. Младшие дошкольники ещё не могут долго концентрироваться на объекте, или процессе.

Формирование и развитие познавательного интереса у дошкольников

Младенец появляется на свет с врожденным стремлением познавать. Определённые условия существования подпитывают его познавательную активность. Внутренняя готовность к исследованию появляется у крохи не сразу и не стихийным образом. Чтобы получить новые впечатления об окружающем малыш по мере взросления всё больше занимается поисковой деятельностью, опытами и экспериментами с предметами. Главное в такой деятельности – это знания, в ней добытые. Маленький исследователь экспериментирует всегда. И когда кушает, и когда гуляет, и когда одевается после сна.

Младший дошкольник познаёт мир по принципу: «вижу – действую – познаю». В три года кроха ещё не в состоянии постигнуть скрытые характеристики предметов. Для него важны ответы на вопросы: «что»? «Для чего»? «Как»? Познавательный интерес младшего дошкольника может удовлетворяться и во время экскурсий на природе. Например, его радуют наблюдения за повадками животных и птиц, явлениями в природе («на нашем дереве весной распустились зелёные листочки, а осенью листья стали жёлтые и упали с дерева»).

Ко времени окончания детского сада, примерно к семилетнему возрасту, будущий школьник уже имеет обобщённые представления о явлениях, объектах, их свойствах. Он понимает, что «Земля – общий дом для всех живых существ. Её необходимо беречь и сохранять для будущих поколений».

Чтобы творческие занятия нравились почемучке можно предпринимать следующие действия:

  1. Во время экспериментов с объектами, вещами обращать внимание малыша на его скрытые качества («если принести снежную бабу в дом, она растает»).
  2. Пользоваться наглядным материалом: книгами с яркими иллюстрациями, проигрывателями, магнитофонами, проекторами.

Проблема формирования познавательных интересов дошкольников

Стремительное развитие информационных технологий настраивает родителей и воспитателей на то, чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения. Для этого на творческих занятиях используются инновационные методы.

С младшего дошкольного возраста, применяя конструкторы можно постепенно вводить кроху в мир многообразных форм и образов, учить и при этом не перегружать его информацией. У трёхлетки ещё непроизвольное внимание и взрослый во время игры учитывает эту возрастную особенность. Так, например, сегодня при помощи конструктора ребёнок участвует в игре – театрализации, а завтра мастерит из него игрушку – украшение маме в подарок. Все занятия взаимосвязаны между собой. На каждом из них педагог побуждает дитя действовать и творить под руководством взрослого.

В старших группах детского сада используется инновационный метод проектов. Обычно ребёнок, занятый в проекте может решать творческие задачи разными способами. При этом он упражняется в составлении коротких рассказов, производит математические вычисления, рисует, лепит, конструирует. Так как уровни познавательного интереса у каждого дошкольника разные, то для педагога во время взаимодействия со старшими детьми важно изучить познавательный интерес каждого из них и раскрыть таланты и способности ребят.

Пример проекта «Профессии моих родных» со старшими дошкольниками.

Работа разбивалась на несколько этапов. Состояла из творческих занятий по развитию речи (познавательно — речевое развитие; экскурсия на предприятие), художественно — творческой деятельности (создание общего коллажа из рисунков и фото о профессиях родных), творческих игр. При этом ребята знакомились с профессиями своих близких, у них появлялся интерес и желание «посмотреть своими глазами», где работают папа, мама, бабушка, дедушка. Используя помощь взрослых дети сами составляли коллаж, пользовались компьютером, принтером. В играх моделировали ситуацию на заводе, где побывали на экскурсии. Представляли себя сварщиками, мастерами участка.

Роль взрослых в развитии познавательного интереса

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей на объектах, предметах.

Вот, что могут педагоги и родители сделать для того, чтобы интерес ребёнка к познанию не угасал.

  1. Поддерживать стремление чада задавать вопросы. Это может выражаться в благожелательном отношении к крохе и подробном разъяснении всего того, что его интересует.
  2. Вместе искать ответы на вопросы в специальной литературе, например, энциклопедии. Стараться расширять тему, которая интересует дошкольника. Для обучения активно использовать игры. Почемучка любит беседы в форме «вопрос – ответ» и с удовольствием включиться в такую игру.
  3. Поддерживать дошкольника в его опытах и экспериментах. Следует хвалить малыша, если опыт удался. Ведь для него похвала значимого взрослого – путь к его будущим жизненным успехам.
  4. Можно предложить собрать коллекцию (значков, магнитиков), создать мини — музей на определённую тематику и провести там экскурсию для его сверстников и взрослых.
 Воспитание интереса к познанию с ранних лет побуждает ребёнка искать ответы на свои вопросы в ближайшем окружении, самостоятельно находить нужную ему информацию.  Постепенно интерес к познанию перерастает в потребность. Малыш охотно стремиться обучиться чтению, собрать большую коллекцию, узнать новое о своём родном городе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Развитие познавательного интереса и познавательной мотивации дошкольника

Окружающий мир природы, замысловатые игрушки и техника пробуждают у детей интерес и увлеченность. Они стремятся постичь технические и природные загадки, задавая вопросы взрослым и по возможности проверяя свои догадки опытным путем. Любопытство стимулирует развитие познавательного интереса у дошкольников, суля превращение детей в пытливых личностей. Если взрослые ненароком не подрежут крылья активному стремлению к познанию… 

Как зарождается познавательный интерес у дошкольников

Познавательный интерес не формируется на пустом месте или по воле родителей. Он появляется, когда ребенок сталкивается с чем-то совершенно новым, что не укладывается в «матрицу» его познаний и опыта. Появляется удивление, озадаченность. Загадка не дает покоя дошкольнику, пока он не прояснит ключики к отгадке.

Пример. Дениска 3,5 лет увидел маленький трактор с кузовом впереди. Первое, чем поинтересовался малыш: «Почему трактор спиной вперед едет?». Выслушав ответ, он еще на всякий случай прошел сам спиной вперед несколько шагов. Затем последовал вывод: «Так водитель видит, что везет».

Ребенок увидел, как распустился цветок на подоконнике, и он уже готов поливать комнатные растения каждый день, чтобы повторить явление. Наблюдает, как бабушка месит тесто, и ему непременно хочется попрактиковаться в превращении рыхлой муки в пластичное тесто.

Дошкольник желает приобщиться к деятельности, которая будит эмоции и переживания. Даже собирание паззлов и конструкторов заинтересовывает ребенка тем, что в итоге должна получиться красивая картинка или модель.

Одни предметы и явления увлекают ребенка кратковременно, другие удерживают внимание надолго. Можно выделить основные формы проявления интереса:

  • Любопытство – первичный интерес к предмету, объекту или событию.
  • Любознательность – желание детальнее изучить предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового. Исследования проводятся методом проб или при помощи вопросов.
  • Непосредственно познавательный интерес – характеризуется появлением задачи или ситуации, в которой ребенок стремится разобраться самостоятельно, понять истинную сущность явления. На этом этапе демонтируются механизмы на отдельные винтики или разбираются на составляющие куклы, чтобы узнать, что внутри.

Что удерживает познавательный интерес в дошкольном возрасте

Познавательный интерес может легко угаснуть, если его не подпитывать. Определенную роль здесь играют взрослые, побуждающие ребенка продолжать, но основные факторы, которые стимулируют на продолжение, это познавательная самостоятельность и наличие мотивации.

В процессе изучения нового происходит соединение чувств и интеллектуальной составляющей. Дошкольник испытывает чувство восхищения, узнав, что времена года в южном полушарии сменяются по другим принципам.

Радость познания нового вызывает нетерпение и полную увлеченность игрушкой или книгой, в которой присутствует новая информация. Демонтаж будильника или кухонной техники провоцирует такой азарт, что юный исследователь может не заметить родителей, наблюдающих за ним.

Небольшие опыты, которые можно провести с помощью многочисленных наборов юных физиков и химиков, заставляют замирать в предвкушении результата. И, наконец, ничто не мотивирует так на продолжение познания, как достигнутое самостоятельно решение.

Познавательная самостоятельность

Начиная с пятилетнего возраста, дошкольник все чаще задает цепочки уточняющих вопросов. Он заинтересовывается конкретным предметом или процессом, задает главный беспокоящий его вопрос, но полученный ответ побуждает его к дальнейшим исследованиям и новым вопросам.

Суть познавательной самостоятельности кроется в том, что ребенок сам, без дополнительных побуждений, испытывает готовность получать новые знания.

Старшие дошкольники могут высказывать свое несогласие с ответом, предлагать свой вариант и настойчиво выяснять, в чем их предположение ошибочно. При необходимости получить дополнительную информацию, дошкольники сами инициируют беседу со взрослым и задают вопросы, восполняя пробелы в своих знаниях.

Одно из основных условий проявления познавательной самостоятельности — достаточное развитие волевой сферы. Решая поставленную самому себе задачу, необходимо довести дело до конца, даже если встречаются препятствия: не откручиваются винтики, не совмещаются детали, не получается нарисовать так, как подсказывает воображение.

Познавательная мотивация

Мотивация – второй кит, на котором стоит познавательный интерес. Предложение взрослого на словах собрать модель или почитать книгу не имеет силы. Необходимо, чтобы ребенок был увлечен процессом сам и стремился продолжить или начать исследование.

Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием произвольного внимания.

Задача, прежде заинтриговавшая ребенка, может оказаться довольно непростой для него. Чтобы продолжать заниматься ее решением, нужно удерживать внимание и помнить о цели. Это не под силу младшим дошкольникам, которые еще не научились управлять своим  вниманием.

Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника:

  • Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и интерес к делу, если его подбадривать, хвалить, поддерживать.
  • Активизация мыслительных процессов. Незначительные подсказки малышу, предложение проверить еще одну версию воодушевляет юного исследователя. У него появляется ближайшая цель и идеи, как ее достигнуть.
  • Обсуждение успехов и неудач, побуждение ребенка самостоятельно находить объяснения, почему получилось или не удалось найти решение.

Воспитание любознательности порождает самостоятельную привычку искать в окружающем пространстве все неизведанное и непонятное. Узнавать новое становится для ребенка потребностью и мотивирует к познавательным действиям, будь то обучение чтению или составление коллекции.

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает взаимосвязь познавательного интереса и внимания. В этот период дети осознают, что правильный результат во многом зависит от того, насколько тщательно были учтены все детали.

Также формируется произвольность функции внимания, дети способны сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на посторонние предметы или ситуации.

Благодаря развитию познавательных процессов старшие дети больше анализируют, научаются выделять главное и абстрагироваться от незначимых признаков. С одной стороны, они более способны находить ответы на свои вопросы, но, с другой стороны, их познавательные интересы охватывают больше сфер.

На этом этапе формируется познавательный интерес к математике. Дошкольникам интересно выполнять простые арифметические действия, измерять предметы, решать логические задания.

Значительную роль в развитии познавательной активности играет поисковая и экспериментальная деятельность. Ребенок – экспериментатор. Познание мира опытным путем – его естественное состояние. Кроме того, результат, полученный в рамках эксперимента, усваивается значительно лучше, чем просто рассказ взрослого.

В процессе эксперимента старший дошкольник своими силами получает ответы на значимые в его возрасте вопросы: «Как?» и «Почему?». Можно сколько угодно рассказывать ребенку о законах аэродинамики, но он не поймет о чем идет речь, пока не запустит бумажного змея.

На прогулках или экскурсиях дети получают возможность постоянного экспериментирования: почему листик уплывает по ручью, из-за чего тает снег; увидеть, что сорванная ветка засохнет или, наоборот, пустит корни в стакане с водой.

Близка по сути к опытам исследовательская деятельность. Она включает эксперименты, но также предполагает использование коллекционирования для обучения классификации предметов по различным признакам. Собирать можно как гербарии и марки, так и фигурки из коллекции роботов.

Экскурсии помогают исследовать кусочек пространства, по которому проложен маршрут. Учебные действия заключаются в получении минимальных навыков картографии, изучении растений и повадок животных, встреченных на пути.

Роль взрослого в формировании познавательного интереса дошкольников

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей и доводить дело до конца.

Родителям нужно позаботиться не только о том, чтобы в доме были справочники и энциклопедии, подходящие для дошкольного возраста, но и регулярно читать с ребенком материалы, обогащающие багаж знаний ребенка.

Основные линии работы в развитии детского познавательного интереса:

  • Поддержание стремления ребенка задавать вопросы. Выражается в благожелательном отношении и подробном разъяснении вместо коротких ответов-отговорок.
  • Дополнительное стимулирование познавательного интереса. Заключается в захватывающих рассказах, выявлении интересующих дошкольника тем, расширении ответов, выходя за пределы темы. Например, рассказывая про часы и минуты можно коснуться календаря.
  • Применение игр. Для дошкольников это основная деятельность, в которой осваиваются новые навыки. Можно строить игры в форме «вопрос-ответ» или корректировать сведения, которые ребенок использует неправильно, играя со сверстниками.
  • Поддержка дошкольника в его исследованиях. Хвалить по достижению результата и в процессе деятельности так, чтобы ребенок понимал – важны его усилия, направленные на решение задачи.
  • Помощь в освоении навыков планирования и постановки цели.

Поддержка взрослыми любознательности ребенка по отношении к любым сферам жизни приведет к наличию развитого познавательного интереса. А это хороший задаток предстоящим школьным успехам и разностороннему развитию личности на любом возрастном этапе.

alldoshkol.ru

Познавательные интересы у дошкольников


Учеными отмечено, что именно в дошкольном возрасте у детей закладываются черты будущей личности, формируется самосознание и мировосприятие, происходит общее психическое развитие, дошкольники приобретают необходимый опыт для дальнейшей жизнедеятельности, накапливают впечатления от познания мира, в этот период происходит интенсивное становление познавательной активности (Л.Выготский, П.Гальперин, Д.Годовикова, Г.Люблинская, Г.Матюшкин, Л.Обухова, Г.Урунтаева). Таким образом, происходит развитие всех сфер ребенка: личностной, мотивационной, эмоциональной, когнитивной.

Как отмечает, В.Суржанська в организации детского познания взрослый выступает как сотрудник, помощник ребенка. Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявит познавательные интересы в определенных видах деятельности, переживать разнообразные познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявляют познавательную активность.

Изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также данные педагогической практики свидетельствуют, что несмотря на достаточно широкий спектр обсуждения проблемы, остается недостаточно изученным вопрос об особенностях этого процесса, эго роль в развитии каждого ребенка как неповторимой индивидуальности.

Переход от дошкольного к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка (игровая деятельность сменяется учебной). Ученые констатируют в этот период изменение “внутренней позиции” (термин Л.Божович) ребенка, в которой она чувствует необходимость учится, интерес к учебной деятельности, вступает в “школьной” формы поведения при организации учебной деятельности, признает авторитет учителя.

Продолжается развитие психических функций: мышления от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, к концу младшего школьного возраста у ребенка формируется восприятие, осмысленной и произвольной становится память, внимание имеет еще непроизвольный характер, продолжает развиваться детская личность, а при условии разумного руководства со стороны взрослого у ребенка развивается самостоятельность.

Соглашаясь с этим, нельзя не принимать во внимание и то, что познавательная активность является многогранным явлением. Она требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка. Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особое значение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте (“Я сам”), произвольность поведения в различных видах деятельности, подчиненность мотивов поведения, формирования самосознания (в 5,5–6 лет). Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей дошкольного возраста (Д.Годовикова, М.Лысина, Г.Люблинская, Л.Маневцева, В.Мухина), которая имеет некоторые сходства и различия, по сравнению с детьми более старшего возраста.

Для того, чтобы более ярко показать особенности познавательной активности дошкольников, рассмотрим некоторые психические процессы, играющие важнейшую роль в развитии познавательных интересов дошкольников.

Внимание — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное внимание, но под влиянием обучения интенсивно развивается произвольное внимание. Свойства внимания: неустойчивая; дети испытывают значительные трудности в распределении внимания на два вида деятельности; дошкольники испытывают трудности при переключении внимания с одного предмета на другой. Учитель должен давать им время; объем внимания детей меньше объема внимания у взрослых.

Восприятие — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное восприятие однако под влиянием обучения развивается произвольное восприятие: сначала восприятие идет на осуществление ими практических действий с предметами. Действия с предметами являются главной целью, а восприятие ых выступает средством достижения этой цели. В конце дошкольного возраста изменяется соотношение между восприятием и предметными действиями. Восприятие превращается в основную цель, а действия становятся средством достижения этой цели.

Возрастные особенности восприятия: малая дифференцированность восприятия когда дети путают похожие предметы; тесная связь восприятия с практическими действиями, связь восприятия с эмоциями. Средства развития восприятия: использование метода сравнения; выделение главного и существенного в объектах которые воспринимаются детьми; использование наглядности и технических средств; словесный отчет о том, как они восприняли определенные объекты; учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия.

Память. В начале возраста у ребенка механическая и образной память. Причины: доминирование механической памяти — достаточно высокий уровень развития этого вида памяти; дети не влияют различают мнемические задачи; недостаточно развитая речь, поэтому им легче запоминать дословно, чем воспроизводить материал своими словами. Еще не владеют приемами смыслового запоминания.

Память дошкольников в течение данного периода имеет две тенденции развития: усиление роли смысловой памяти в сравнении с механической; развитие словесно-логической памяти. Средства развития памяти: формирование у детей правильной установки на запоминание материала; обучение детей способности различать мнемические задачи; обучение детей приемам смыслового запоминания; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Мышление. В дошкольном возрасте на начало периода доминирует наглядно-образного мышления, а под влиянием обучения интенсивно развивается абстрактное мышление. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация. У ребенка развивается способностью использовать определенные предметные понятия и понятия отношений, такие качества мышления: критичность, рациональность, широта мышления, самостоятельность, творческий характер мышления. Пути развития мышления: обучение детей способности выделять главное и существенное в материале, который изучается; использование творческих заданный; создание проблемных ситуаций; организация учебных дискуссий; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Рекомендации по развитию познавательных интересов у детей дошкольного возраста

  1. Организовывать педагогическое сотрудничество с позитивной атмосферой, где царит гуманность, взаимопонимание, взаимопомощь, и каждый ребенок чувствует себя безопасно.
  2.  Создавать положительный психологический климат в условиях индивидуального взаимодействия ребенка с взрослым. Побуждать ее к общению согласно потребностей и проблем, которые волнуют дошкольников, что способствует углублению познавательных интересов и активности.
  3. Обсуждать с детьми вопросы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, их поступками, переживаниями. Дать возможность дошкольникам делиться своими планами, впечатлениями, мнениями, что помогает им осознавать смысл событий, которые происходят вокруг.
  4.  Обращать внимание детей на новые, необычные черты объекта, формулировать предсказания, нацеливая на экспериментирование, размышления, высказывания догадок.
  5. Обеспечивать материальное предметно-игровую, развивающую, коммуникативную среду (предлагать творческие задания в разных видах деятельности с учету познавательных интересов каждого ребенка: изобразительных, словесных, музыкальных, логико-математических вариативного характера, комбинированные).

В своей деятельности педагогам следует пользоваться широким спектром средств: яркая наглядность, иллюстрации, раздаточные материалы, книги с интересным содержанием, художественное слово, технические средства обучения (проигрыватели, магнитофоны, проекторы), что побуждает детей для познавательного общения; создавать микросреду, насыщенное информацией, положительными познавательными эмоциями, что захватывает ребенка, формирует у него устойчивый интерес к познавательному взаимодействия с взрослым; использовать творческие задания на разностороннее развитие личности, на детскую самостоятельность.

Для повышения активности родителей детей проводит индивидуальные беседы, консультации по вопросам особенностей познавательной деятельности, детского творчества, предлагать комплексы развивающих игр для проведения в семье.

podrastu.ru

Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников

Библиографическое описание:

Шимшек О. П., Казаков И. С. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/archive/113/29613/ (дата обращения: 22.06.2019).



Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.

Ключевые слова: познавательный интерес, поисковая деятельность, активность, игровые технологии, проблемно-игровые методы.

Какие бы требования не выдвигало нам современное общество, каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, эрудированным, креативным, остроумным, любознательным. Произошедшее реформирование в системе образования привело к изменению содержания, формы, технологий и методов организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Федеральный государственный стандарт ставит ребенка в ситуацию «Думай, рассуждай, ищи решения». Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого и устойчивого интереса. На сегодняшний день мало обладать определенным кругозором, запасом конкретных знаний, дети должны уметь находить информацию, рассуждать, доказывать.

Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности [1]. Познавательный интерес — иными словами — интересно знать, систематическое стремление к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес носит поисковый характер, активизирует ребенка на поиски ответа интересующего вопроса. Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Любознательность проявляется у ребенка в вопросах, которые он задает. Все дети по своей природе почемучки, но как достичь устойчивого и постоянного познавательного интереса у каждого ребенка — нелегкая задача для педагога. При правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной деятельности познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности ребенка.

Познавательный интерес пронизывает все виды деятельности ребенка, поэтому педагогики и родители должны создать такие условия, в которых любая деятельность будет обеспечивать появление и наличие устойчивого интереса. Обязательным условием развития познавательного интереса у дошкольников является обогащенная предметно-пространственная среда. Дошкольная педагогика давно изучает влияние пространственной среды на развитие ребенка. (С. Л. Новоселова, Л. И. Новикова, Л. Ф. Обухова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова Е. А. Флерина и другие). Прежде всего, она должна быть комфортной и безопасной, а также насыщенной и полифункцинальной, что даст возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности. В первую очередь — это наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, так как игра в дошкольном возрасте занимает ведущее место. Дошкольники, умеющие самостоятельно добывать знания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность. При использовании проблемно-игровых методов исключается диктатура воспитателя, нет определенного правильного ответа или объяснения педагога, ребенок вынужден самостоятельно находить пути достижения цели, хотя помощь педагога не отвергается, но она частична и не значительна. Педагог должен обеспечить активность ребенка в деятельности, что достигается через мотивацию, участие ребенка в интересных действиях, использования экспериментирования, решения творческих задач и т. п. Проблемная ситуация рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство и как средство овладения исследовательскими действиями. Исследовательская деятельность также используется для развития познавательного интереса. Она включает: наблюдения, эксперименты, опыты. Многие дошкольные образовательные учреждения и центры развития организуют лаборатории, умные комнаты, центры активности в которых дети проводят различные виды познавательной деятельности. Они должны быть оснащены природными материалами: песок, глина, камни, различные семена; микроскопами, термометрами, часами, магнитами, линейками, веревками и другими предметами, предназначенными для проведения различных исследований, а также различными развивающими игровыми пособиями, современными информационно-коммуникативными средствами.

Очень важно объединить исследовательскую работу с другими видами детской деятельности: наблюдениями, игровой деятельностью, чтением художественной литературы, творческими заданиями, которые помогут осмыслить и закрепить результаты экспериментов. В качестве результатов исследовательской деятельности выступает познавательное и личностное развитие (появление интереса, стремление участвовать в исследовании, инициативность, целеустремленность и настойчивость). Одним из эффективных методов развития детского познавательного интереса является метод проектной деятельности. Он считается одним из главных, для решения данной задачи.

В основе проекта всегда лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. В ходе проведения проектов повышается детская самостоятельность, любознательность, активность. У детей развивается творческое мышление, умение находить выход из различных проблемных ситуаций. Анализируя все перечисленное можно прийти к выводу, что развитие познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников — одна из значимых проблем современной педагогики, и только под умелым руководством педагога, систематической и разносторонней построенной работой возможно решение данной задачи.

Литература:

  1. Абашина В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — Сургут: РИО СурГПИ, 2005. -137 с.
  2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. -128 с.
  3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. — 2003. — № 3. — С. 4–12.
  4. Михайлова, З. А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-144 с.
  5. Тихомирова, Л. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. — Екатеринбург: У — Фактория, 2006. — 240 с.
  6. Казаков И. С. Основные виды деятельности будущего педагога в информосфере // SochiJournalofEconomy. 2014. № 1 (29). С. 230–232.
  7. Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. 2014. № 5–1 (44). С. 160–163.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, ребенок, дошкольник, исследовательская деятельность, познавательная активность, решение, устойчивый интерес.

moluch.ru

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 107-110. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11210/ (дата обращения: 22.06.2019).



Постановка проблемы. В условиях современного мира активность, инициативность, самостоятельность, креативность, умение саморазвиваться, быстро адаптируясь к требованиям реальности, становятся основными в определении направленности личности. Человек, обладающий такими чертами характера, организован, успешен, умеет рационально действовать и принимать целесообразные решения в различных ситуациях. Основу для развития таких качеств личности необходимо закладывать в дошкольном возрасте.

Реформирование отечественного образования предполагает, что обновленное содержание дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка. Гуманистическая парадигма, определяющая содержательную сторону дошкольного образования, актуализирует интерес к детской личности, ее развитию и саморазвитию. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека, их разносторонность и устойчивость.

Потому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности особенно в дошкольный период.

Цель статьи:раскрыть сущность понятия «познавательный интерес», его структуру, этапы становления на протяжении дошкольного детства.

Изложение основного материала. Как же проявляется познавательный интерес у ребенка? Какова его сущность и закономерности развития?

Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые они получают в первые годы жизни. Сначала через взрослого и общение с ним, потом через самостоятельное освоение новых форм деятельности. Биологической основой познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И. П. Павловым как рефлекс «Что такое?», который в дальнейшем по исследованиям Л. И. Божович приобретает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет, не данный непосредственно восприятию. Со 2-го месяца жизни у ребенка наблюдается сенсомоторная активность и реципитирующий интерес в форме внимательности к восприятию различных впечатлений из внешней среды. В возрасте 5–6 мес. наблюдаются новые формы поведения ребенка (первые оживленные порывы радости, поиск потерянных игрушек). Эти формы говорят о проявлении активности, выходящей за пределы ответа на раздражение (Л. С. Выготский).

В первые годы своей жизни ребенок не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире. В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов. Это, прежде всего, относится к сенсорному развитию. Овладение перцептивными действиями и использование эталонов позволяет более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. Наряду с этим появляется произвольная регуляризация сенсорных процессов. Дети учатся не только смотреть, но и рассматривать, наблюдать. Восприятие становится процессом, а не одномоментным актом. А. В. Запорожец считал, что основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать качества и свойства предметов, является система сенсорных эталонов.

У ребенка постепенно начинает формироваться система знаний. Упорядочивание этих знаний во многом зависит от взрослого, который находится рядом и руководит подбором содержания и методов развития познавательной деятельности.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью. Иными словами, интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л. И. Божович, А. А. Люблинская и другие) [3, с. 9].

Интерес — это, прежде всего, мотивационное образование, в котором рядом с эмоциональным компонентом (позитивное эмоциональное впечатление, удовлетворение от процесса), присутствует и другой — потребность в знаниях, в новом. То есть интерес — это аффективно-когнитивный комплекс (результат взаимодействия эмоционального реагирования и процесса познания.)

Люблинская А. А. считает, что «в процессе формирования у детей-дошкольников познавательного отношения к окружающему отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов. В них явственно выражено, прежде всего,единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности» [3, с. 15].

Эти эмоции отображаются мимическими движениями — поднятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда на объект, слегка открытым ртом или сжатыми губами. Интерес влияет на поведение ребенка, становится основой его активности и самостоятельности.

Необходимо отличать кратковременный и длительный интерес у детей. Кратковременный интерес называют реакцией заинтересованности. Длительный интерес — это уже интеллектуальное чувство, позитивная эмоциональная установка на познание определенного объекта.

Отечественные ученые в своих работах указывают, что стремление к познанию различных сфер и знаний окружающего мира проходит ряд ступеней, стадий. Так, Г. И. Щукина обозначила их как любопытство, любознательность, познавательный, а затем теоретический интерес. Стадия теоретического интереса присуща взрослому человеку. Эти ступени позволяют определить состояние избирательного отношения субъекта к предметам и явлениям и степень их влияния на личность.

Под любопытством автор понимает элементарную стадию ориентировки, обусловленной чисто внешними, часто неожиданными, новыми обстоятельствами, при которой ребенка увлекает факт сам по себе. По утверждению Б. Г. Ананьева, эта стадия интереса эмотивна, поскольку вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Стадия любопытства характерна для детей в возрасте от 2 до 5 лет. Любопытство рассматривается как проявление ситуативного интереса.

Н. Д. Левитов говорит о том, что любопытство имеет разные формы, и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Он выделяет непосредственное и наивное любопытство, которое может не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно маленьким детям. Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопросы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Непосредственное и наивное любопытство, как отмечает Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное. Таково любопытство человека, попавшего в новую обстановку.

Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременное проявление любознательности. Левитов рассматривает любопытство в качестве одного из показателей умственной активности, широты интересов человека. Он подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования.

Любопытство — это желание узнать, увидеть что-то новое здесь и сейчас. Далее любопытство приобретает другое качество, перерастает в любознательность. Любознательность — склонность к приобретению новых знаний. Она не ограничивается созерцанием или свидетельством факта или явления, но характеризуется активным стремлением проникнуть за пределы того, что увидел ребенок, сопровождается эмоциями удивления, радости познания, удовлетворения деятельностью. Любознательность особо ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте. Начинается возраст «почемучек», ребенок постоянно задает взрослым вопросы об окружающих предметах и явлениях, их происхождении, устройстве, причинах возникновения.

Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А. И. Сорокиной. В исследовании А. И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы — эмоциональным переживанием; третьей группы — стремлением к овладению знаниями. Мотивы, определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А. И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.

Д. Б. Годовиковой были выделены три уровня сформированности любознательности, которые одновременно можно рассматривать и как стадии ее развития в дошкольном детстве. Основанием для их вычленения стала степень выраженности стремления к познанию нового, неизвестного.

По мнению Сорокиной А. И., любознательность и познавательный интерес имеют общую основу — познавательное отношение, но различие их определяется объемом и глубиной этого отношения, степенью активности и самостоятельности субъекта в добывании новых знаний. Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, к проникновению в сущность явлений, к самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько результат, сколько на сам процесс познания.

Итак, на протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей. Проанализировав имеющиеся в детской психологии данные, касающиеся развития познавательного интереса, можно выделить основные тенденции его становления на протяжении дошкольного возраста:

‒ возрастающая активность в поиске нужной информации, движение от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;

‒ интеллектуализация процесса познания, переход от чувственного познания мира, основанного на эмоциях, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом умственной деятельности;

‒ расширение круга интересующих ребенка объектов от предметов ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объективной реальности;

‒ углубление познавательных интересов: от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей.

Анализируя содержание области «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) мы проследили, как меняются задачи в разных возрастных группах. Авторы учитывали при написании программы этапы развития и формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Так, если в первой и второй младших группах, а также средней группе перед педагогами ставится задача знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. То есть речь идет о расширении чувственного опыта, накоплении знаний об окружающих предметах и явлениях в совместной с взрослым практической познавательной деятельности экспериментального характера [1, с. 17].

В старшей и подготовительной к школе группе педагог учит детей на основе знакомых обобщенных способов исследования объектов самостоятельно устанавливать функциональные связи между системами объектов и явлений, способствует самостоятельному использованию действий экспериментального характера. Путем показа занимательных опытов и проведения простейших экспериментов у детей развивают познавательно-исследовательский интерес. Ребенок старшего дошкольного возраста при достаточном обучении уже может действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, и умеет определять алгоритм собственной деятельности.

Таким образом, авторы раздела «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы» делают акцент на продуктивной познавательной деятельности, которая направлена на развитие ребенка в противовес привычной всем педагогам репродуктивной познавательной деятельности, которая строится по принципу «повтори за мной» [1, с.10]. Большое количество педагогов по-прежнему считает умным ребенком такого, который может повторить все, сказанное взрослым. При организации репродуктивной воспитательной деятельности ребенок действительно овладевает определенным набором алгоритмов решения тех или иных задач, используя при этом в основном память, а не мышление. При продуктивной познавательной деятельности ребенок, сталкиваясь с новой проблемой, может использовать свой опыт, а также самостоятельно использовать действия экспериментального характера, ставить цель, составлять свой алгоритм действий, обнаруживать несоответствие цели и результата, корректировать свою деятельность.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
  2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  3. Люблинская А. А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1971. — 415 с.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

moluch.ru

Познавательный интерес дошкольника: как формировать?

Ребенок и воспитатель

Содержание учебно-воспитательной работы дошкольного учебного заведения, в котором воспитывается ребенок, также должен учитывать его познавательные потребности.

Педагоги с раннего возраста начинают развивать познавательную активность и познавательный интерес дошкольника, знакомя их с окружающим миром. Вот некоторые рекомендации для воспитателей и родителей.

Четвертый год жизни

Позволяйте детям четвертого года жизни самим исследовать, обследовать новые материалы, игрушки, другие вещи, совершать с ними различные манипуляции, пытаясь понять их назначение. Дети должны задавать вопросы относительно предметов, событий, явлений, как например: «Что это?» , «Кто это?», «Как это называется?», «Для чего это?», «А что с ним делают?».

Поддерживайте желание познавать неизвестное. Предлагайте сравнивать предметы и явления, соотносить свойства одних предметов с другими.

Следите, чтобы дети находили расхождение, несоответствие внешних признаков и свойств предмета. Помогите им овладеть и использовать в своей речи определенные понятия. В этом возрасте дети уже могут называть внешние признаки и свойства предметов.

Пусть дети учатся наблюдать и ориентироваться в окружающем мире. Способствуйте возникновению у детей положительных эмоций и чувства радости от познания.

Обеспечивайте их новыми игрушками, необычными предметами в групповой комнате, на прогулке, дайте им возможность удивляться всему новому, что будет формировать познавательный интерес дошкольника.

Поддерживайте элементарную поисковую деятельность детей. Возможно, сначала детям будет нужна ваша помощь, поддержка. Одобряйте и поощряйте любые проявления детской любознательности — конечно, в разумных пределах.

Если же такая активность уже переходит в поступок, — не ссорьтесь, переключите внимание детей, заинтересуйте их новым ярким предметом, деятельностью с ним.

Пятый год жизни

На пятом году жизни очень важно поддержать все эти детские «Где?», «Почему?» , «Куда?», «Когда?», «Зачем?», «Для чего?», «Что этот предмет значит?», «Чем полезен?». Способность удивляться — почва для воспитания интереса к знаниям.

Попробуйте узнать, какие интересы у детей: постоянные и глубокие или разносторонние и поверхностные. Одобряйте их, когда они не удовлетворяются простой констатацией, а хотят узнать, почему именно так, а не иначе.

Направляйте внимание детей на определенные объекты. Пусть они учатся сравнивать, искать сходное и отличное, отражать отношения между предметами и их частями.

На основе собственных желаний и накопленных знаний дети могут глубже проникать в мир вещей, раскрывать скрытые стороны явлений, устанавливать связи, существующие между различными явлениями.

Воспитатель должен создавать познавательные ситуации для развития мышления, речи, памяти детей; следить, умеют ли дети выслушивать задание до конца, выполняют его последовательно, не торопясь, качественно, сосредотачиваясь на главном.

Стоит совместно приходить к выводу, что важно схватывать главное, существенное.

Чаще используйте словесные указания, объяснения, а не показ действий. Пусть дети самостоятельно выполняют задания, включающие мышления.

Вместе с детьми обобщайте полученные знания, поощряйте их рассуждать о сути предмета и интерес к нему в целом.

Проявляйте и поддерживайте устойчивую любознательность воспитанников, проявление определенных их способностей.

Шестой год жизни

На шестом году жизни наступает то время, когда дети реализуют свою активность в познании через деятельность. Необходимо проследить, применяют ли они при этом волевые усилия и собственные знания.

Поддерживайте такие желания детей, как «Хочу все знать», «Хочу узнать, что это». Пусть они прогнозируют результаты своей деятельности, проявляя внимательность, инициативность, самостоятельность.

Воспользуйтесь вопросами: «А как иначе это можно было сделать?», «Можешь ли ты предложить, как по-другому решить эту задачу?» , «Что произошло бы, если бы….» дети должны видеть проблему и решать ее творчески.

Предоставляйте им возможность выполнять задания различными способами. Пусть они идут к цели собственным путем, преодолевая трудности, применяя волевые усилия.

Постоянно поощряйте детей осуществлять ту деятельность, в которой они вынуждены будут проявлять активность.

Создайте проблемные ситуации, в которых дети могут заниматься целенаправленной познавательной деятельностью: скажем, отыскивать определенные сведения во время решения задачи.

На шестом году жизни дети уже могут устанавливать зависимости и закономерности. дайте им возможность самостоятельно доискиваться ответов, направляйте их делать выводы, используя собственный жизненный опыт, анализ ситуаций. Одобряйте вполне закономерные логические ответы.

Обязательно поддерживайте инициативу детей высказывать свои соображения, помогайте им делать правильные выводы, как по содержанию, так и по форме.

Познавательный интерес дошкольника и семья

Четвертый год жизни

Посоветуйте родителям не ограничивать познавательную активность малыша четвертого года жизни. Стоит поощрять его исследовать предметы. Пусть родители отдадут в его распоряжение как можно больше вещей, материалов, с которыми он может делать все, что угодно.

Это могут быть старые предметы домашнего обихода, ненужные вещи, одежду, пластмассовые бутылки, обрезки бумаги, картона, клеенки, ткани, веревки, природные материалы. Главное, чтобы они были безопасны для ребенка.

Родители не должны оставлять без ответа ни один детский вопрос. Следует отвечать на них не столько подробно, сколько радостно, с энтузиазмом и удовольствием. Это будет стимулировать стремление малыша спрашивать и впредь.

Родители должны помнить, что познавательный интерес дошкольника не является проявлением невоспитанности или непослушания. Стоит поддерживать ее желание познавать окружающую действительность, поощрять к этому.

Пусть родители используют каждую возможность, когда ребенок проявляет свое удивление, объяснить неизвестную ей событие, явление, предмет. Пусть объясняют ребенку то, что ее заинтересовало, даже если идут по улице или находятся в общественном месте.

Необходимо объяснить родителям, что в дальнейшем познавательная потребность перерастет в стойкий интерес к окружающему миру. И кто, как не они, должны открыть для ребенка мир во всей его красоте и гармонии.

Настраивайте родителей следить за тем, как малыш воспринимает окружающую среду, новые предметы, испытывает положительные эмоции, радость от познания. Не следует ограничивать возможности ребенка познавать новое и активно действовать, конечно, в тех пределах, пока она не может навредить себе или тем, кто рядом с ней.

Это даст возможность проявиться познавательной активности, направить ее на удовлетворение познавательных интересов ребенка. А ребенок, приобретая опыт, постепенно убеждается: стоит прислушиваться к советам взрослых, чтобы не навредить себе.

Пятый год жизни

Объясните родителям, что необходимо, как и до этого, быть терпеливыми к неусидчивости ребенка пятого года жизни. Стоит стать ее партнером, старшим товарищем, собеседником, ведущим источником получения информации.

Не следует останавливать проявления любознательности фразами вроде: «Не суй повсюду свой нос», «Не говори глупостей», «Сиди здесь, и чтобы в тебя не слышал и не видел».

Родители должны поддерживать познавательный интерес дошкольника и развивать его. Надо спрашивать, чего он хочет достичь и помогать в этом. Рассказывать о предмете, явлении, событии, которые его заинтересовали.

Пусть ребенок с помощью родителей делает свои первые попытки рассуждать о том, что его окружает, его первые обобщения.

Стоит иметь в виду, что ребенок запоминает то, что его интересует:
слова, образы предметов. Это является основой в получении знаний. Родителям следует проверять, формируются ли познавательные интересы ребенка, каким образом это выражается.

Пусть поощряют ребенка к разговорам, выполнение посильных умственных задач, игр, занятий, совместных действий, например, починить или изготовить вещь.

Дома вместе с ребенком следует заниматься элементарным экспериментированием. Дети этого возраста уже могут устанавливать связи между внешними и внутренними особенностями предметов. Возможно это заинтересует, вызовет желание узнать суть предметов и их детали.

Где же, как не дома, должна быть создана среда для развития познавательных интересов детей. Нельзя безразлично относиться к детского интереса, а надо стараться всячески поддержать, углубить и расширить его. Целесообразно спрашивать детей: «Почему ты так думаешь? », «Как ты об этом узнал? », «Нужна ли тебе помощь?»

Шестой год жизни

Пусть родители не унывают и не впадают в отчаяние, если деятельность ребенка шестого года жизни дома больше похожа на бесчинство. Посоветуйте им попробовать вместе определить, что ребенок хочет знать, о что новое узнать.

Возможно, и нужна помощь родителей. Следует поддерживать познавательный интерес дошкольника и желание ребенка выделить существенные признаки предмета, одобрять попытки отнести этот предмет к определенной категории или группы. Пусть родители помогут ему сделать обобщения и соответствующие выводы.

Следует поощрять ребенка самостоятельно находить решения познавательной проблемы. Уверять, что он способен преодолеть трудности, развивать его волевые качества. При необходимости родители могут использовать собственный пример: «Я хотел узнать, долго искал ответа и в конце концов — понял».

Пусть предоставляют ребенку возможность удостовериться как в своих умственных, так и волевых возможностях: «Только такие одерживают победу». Стоит выяснить, имеет ли ребенок собственный взгляд на определенную ситуацию.

Возможно, он сможет решить ее творчески. Следует давать ему возможность самому оценить собственную деятельность.

Посоветуйте родителям использовать каждую подвернувшуюся возможность, чтобы ребенок мог понаблюдать, сравнить, выделить, обобщить, исследовать предметы дома.

Вместе с ними ребенок будет чувствовать себя уверенно, решая ту или иную проблему, преодолевая трудности на своем пути. Следует помнить, что задачи, над которыми работает ребенок, не должны быть простыми, но и не слишком сложными.

Тогда такая деятельность принесет и удовольствие, радость от познания, и он будет проявлять свою активность, так и приобретенные знания. Ненавязчиво, в спокойной семейной атмосфере предлагайте ребенку совместно решать проблемы.

podrastu.ru

Ссе «Развитие познавательного интереса у дошкольников»

Всем известно, что ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через личные ощущения, действия, переживания. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями дошкольников почти неисчерпаемо.

Но наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности у разных детей идет неодинаково. У одних она выражена очень ярко и имеет «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка.

Хочу отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

Первая линия- постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем. Чем больше перед ребенком открывается сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

Вторую линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно можно различить последовательные стадии его развития: любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т.п. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их «познавательный интерес». Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности.

В старшем дошкольном возрасте преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Ребенок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать Однако, следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стоит стремиться к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Надо побуждать ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивать его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным и т.д. К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательный интерес ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?»- побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности ребенка. Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремится к познанию, искать способы удовлетворения жажды знания.

Познавательный интерес связан с и деятельностью памяти. Замечено, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал и быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождения в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений

Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными способностями, как широта и устойчивость.

Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. Интерес побуждает ребенка к приобретению знаний.

Прочные знания — основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить — значит знать».

Для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни необходимо проводить с детьми прогулки и экскурсии.

Знакомя детей с окружающим миром лучше прибегать к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды построек.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка взрослые постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам.

Таким образом, можно утверждать, что дошкольный возраст – период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *