cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Пословицы и поговорки о воспитании и обучении – Пословицы и поговорки про воспитание

Пословицы о воспитании, поговорки про воспитание

В этом разделе представлены пословицы о воспитании. Их полезно знать как взрослым, так и детям школьного и дошкольного возраста. Данные пословицы подойдут для изучения на уроках в 1, 2, 3, 4, 5, 6 классах. Собранные пословицы о воспитании, отражают мудрость народа, жизненный опыт многих поколений.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Водила за ручку — получила белоручку.

Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.

Воспитанный отцом будет делать стрелы, воспитанный матерью — будет кроить халаты.

Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.

Выкормил змейку на свою шейку.

Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.

Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.

Детушек воспитать — не курочек перещипать.

Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.

Доброму одно слово пуще дубины.

Железо оттачивает железо, а человек человека. (карел)

И к худу и к добру приучаются смолоду.

Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.

К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.

Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать — и подавно. (лезгинск)

Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.

Кто от кого, тот и в того.

Кто собою не управит, тот и другого ка разум не наставит.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

Не все таской, нужно и лаской.

Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.

Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил.

Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.

Не штука проучить, а штука научить.

Побои мучат, а не учат.

Посеянное вовремя жемчугом взойдет.

Послушному сыну отцов приказ не в тягость.

Самое прекрасное — это учение и воспитание.

Сын будет таким, каким воспитаешь. (адыг)

У доброго батюшки добры и детки.

Ум и воспитание — братья-близнецы.

Ум не имеет цены, а воспитание предела. (адыг)

Умел дитя родить — умей и научить.

Учение образует ум, воспитание — нравы.

Хорошее воспитание — лучшее наследство.

Человек без воспитания — тело без души.

Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. (армян)

Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.

folkmir.ru

Пословицы, тезисы и поговорки о воспитании детей дошкольного возраста

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО СВОЕВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.

И к худу и к добру приучаются смолоду.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь — так и поспишь.

Что посеешь — то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

Хороший пример – наилучшая проповедь.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Водила за ручку — получила белоручку.

Побои мучат, а не учат.

Не корми калачом, да не бей кирпичом.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Неразумная опека хуже беспризорности.

У семи нянек дитя без глаза.

Без строгости и щенка не вырастишь.

Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОСПИТАНИИ

Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.

Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.

Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.

На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.

Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.

Родился сам — помоги другому.

Счастливые родители — выспавшиеся родители.

Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!

Хорошо еще, когда на детях природа отдохнула, хуже, когда посмеялась.

Тезисы о воспитании дошкольников отечественных педагогов и психологов

В мире есть две сложные вещи — воспитывать и управлять.

(Иммануил Кант)

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный педагог.

(Лев Толстой)

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

(Платон)

…Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

(Януш Корчак)

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

( В. А. Сухомлинский)

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

(Коменский Я.)

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

(Ушинский К. Д.)

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

(А.С. Макаренко)

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

(Ж.Ж. Руссо)

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

(К.Д. Ушинский)

Разработка методических рекомендаций «Приемы формирования предпосылок к учебной деятельности в разных возрастных группах»

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО

, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер. Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности — речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)

В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в яслях. Но все же, они проходят в игровой форме. Усвоение детьми программного материала в большей мере определяется работой, направленной на формирование навыков учебной деятельности. Важно с первых занятий развивать у ребят умение заниматься, систематически приучать к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременному слушанию его указаний. Наиболее трудно приучать детей данного возраста выслушивать задание до конца. «Положите игрушки на место! Я еще не все сказала!» — останавливает педагог детей, не разрешая им действовать раньше времени. Воспитатель постоянно побуждает детей внимательно слушать и запоминать задание, охотно и точно его выполнять, соблюдая определенную последовательность действий. Дети должны научиться одновременно начинать и одновременно заканчивать работу, действовать самостоятельно, не мешать друг другу, доводить дело до конца. На вопросы, обращенные к группе, они учатся отвечать по одному. «Я буду задавать вопросы всем, а отвечать будет тот, кого я вызову»,— формулирует данное требование педагог. Однако в отдельных случаях для активизации детей он прибегает к хоровым ответам: «Давайте все вместе назовем (сосчитаем)!» Дети учатся адресовать ответы товарищам. («Расскажи громко, чтобы все слышали!»)

Особой заботы требует развитие умения внимательно следить за действиями и ответами товарищей. Детям предлагают помочь товарищу: уточнить, дополнить, исправить ответ. При этом у них поддерживается доброжелательное отношение друг к другу.

Постоянно оценивая результаты работы детей, педагог приучает их контролировать свои действия, сопоставлять то, что сделали, с тем, что надо было сделать (соответственно образцу), замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить.

Средняя группа. Продолжают уделять воспитанию бережного обращения с пособиями и умения ими правильно пользоваться. Способность управлять своим вниманием у детей 5 лет только начинает формироваться. Поэтому необходимо побуждать их быть внимательными. Педагог одобряет тех, кто старается, работает сосредоточенно, не отстает от товарищей и доводит дело до конца. При подведении итогов занятия оценивают не только то, как усвоен материал, но и поведение детей на занятии.

Старшая группа. Разъясняя пятилетним детям, как надо себя вести на занятии, опираются на их сознание. Педагог постоянно подчеркивает, что хорошо запоминают и правильно выполняют задания те, кто внимательно слушает и его, и товарищей, работает, не отвлекаясь, всегда готов ответить на вопрос. Показ зависимости результата работы от того, как дети выслушали и запомнили задание, приучает их ценить указания воспитателя и действовать точно в соответствии с ними

. В старшей группе детям часто дают задания, которые наряду с решением учебной задачи тренируют произвольное внимание и память. Например, игровые упражнения «Что изменилось?», «Кто запомнит?», «Молчанка» и др.

Большое внимание уделяют развитию самоконтроля. Основным средством развития самоконтроля является оценка педагогом действий и результатов работы детей. Выслушав отчет ребенка о выполненном задании, он дает оценку, помогает найти причины ошибок и исправить их. В ряде случаев детям предлагают обменяться работами и проверить правильность выполнения задания товарищем. Воспитанию самоконтроля служит предъявление образца после выполнения задания. Проверяя, так ли он сделал, как дано на образце, ребенок находит и исправляет ошибки. Детей учат справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

Контроль за собственными действиями в процессе работы затрудняет пятилетних детей, поэтому сначала их учат контролировать работу друг друга. Например, следить за действиями товарища, работающего у стола педагога (у доски), оценивать не только результат, но и способ выполнения задания. Детей учат внимательно слушать ответ товарища, не повторять, а дополнять и уточнять его. («Все ли сказал? Понятно ли?») Организуют работу парами, когда один ребенок выполняет задание, а другой его контролирует. Оценка педагога, контроль за действиями товарища позволяют детям в дальнейшем овладеть умением контролировать собственную деятельность.

В старшей группе продолжают формировать навыки организованного поведения на занятии, детей приучают быть сдержанными, поднимать руку только тогда, когда они знают, как ответить на вопрос, терпеливо ждать, когда вызовут, готовить свое рабочее место, содержать пособия в порядке в течение всего занятия.

На занятиях по математике используют большое количество пособий, поэтому важно предусматривать порядок их размещения. Целесообразно при подготовке к занятию разложить пособия в таком порядке, чтобы вверху лежали те, которые потребуются в первую очередь, а внизу — в последнюю. Вначале их помещают на столе слева от ребенка, а по ходу работы он откладывает использованные пособия направо от себя. Мелкий счетный материал дети теперь берут с общего подноса. В каждом конкретном случае определяют, что должны сделать дежурные по занятию и что — каждый из ребят. Это касается и организации рабочего места, и уборки пособий после занятия.

Таким образом, в старшей группе не только значительно расширяются и углубляются первоначальные математические представления детей, но и существенно перестраивается работа на занятиях. Большое внимание уделяют формированию произвольного, внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний.

Подготовительная группа. Дети подготовительной группы должны самостоятельно выполнять отдельные поручения: организовать группу сверстников для ремонта книг, выступить в роли помощника на прогулке, провести подвижную игру. За успешное выполнение поручения ребёнка необходимо поощрить. Руководя развитием самостоятельности у детей, воспитатель учит их без напоминания, помощи и контроля решать поставленную задачу, сознательно относиться к выполняемой работе, контролировать свои действия. Развитие самостоятельности связано с усложнением мотивов деятельности. В подготовительной группе мотивация её проявляется, например, в том, что ребёнок не только хочет выполнить задание хорошо, как учит воспитатель, но и получить высокую оценку, утвердиться в правильности решения задачи. Дети оценивают результаты своей деятельности, сравнивая его с результатами деятельности сверстников. К концу пребывания в детском саду они приобретают достаточный опыт анализа выполненного задания, умеют критически отнестись к сделанному. В подготовительной к школе группе предъявляются повышенные требования к организации деятельности детей на занятиях. Поэтому детей учат подготавливать рабочее место в зависимости от содержания и характера предстоящей деятельности. Правильно пользоваться пособиями и оборудованием, планировать свою работу, соблюдать последовательность её выполнения, рационально использовать время, работать в определённом темпе и т. д. Повышаются требования и к поведению детей на занятиях: правильно сидеть, быть подтянутым, внимательно слушать, не перебивать другого, дополнять ответ товарища и пр.

Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает не только решение общих его задач, но и формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками.

Если ребёнок в дошкольном возрасте освоит доступные ему виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет заниматься ими в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма. Обучение детей спортивным видам физических упражнений является особым разделом работы, осуществлением которого занимается физинструктор.

Основополагающим принципом современного обучения в ДОУ является воспитывающее и обучающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого в детском саду особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить её, умение действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретённые ранее знания и умения в новой деятельности, владение способами выполнения задач, способность к самоконтролю, оценке и самооценке.

Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребёнка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определённые усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения, стремления добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определённом темпе, повышается работоспособность.

Большое значение в осуществлении принципа развивающего обучения имеет руководство взрослым процессом выполнения задания, его оценка. При оценке работы он должен интересоваться не только её результатом (рисунком, аппликацией, составленным рассказом и т. д.), но и с умственными усилиями, затраченными ребёнком, его старанием, самостоятельностью, увлечённостью делом. Правильная оценка всегда является воспитывающей. Важно также учитывать уровень овладения ребёнком данным видом деятельности, чтобы не только лучше видеть его продвижение, но и сказать ему об этом. Обдуманный анализ, проводимый в тактичном тоне, поможет ребёнку понять свои успехи и ошибки, добиваться лучших результатов.

Анализ и оценка работ вместе с исполнителем способствует формированию у него важных навыков, необходимых для учебной деятельности в школе (сравнение, сопоставление, самоконтроль и т. д.).

Более сложной становиться и организация коллективного труда. Дети работают по бригадам под руководством бригадира, назначенного воспитателем или выбранного дошкольниками. Правильно поставленное трудовое воспитание во многом способствует успеху обучения в начальных классах.

Но нельзя забывать, что основной деятельностью детей остаётся игра. Рекомендуется приобрести настольно-печатные игры, способствующие развитию внимания, памяти, ориентировке в пространстве, развитию органов чувств, мышления, речи, содействующие уточнению представлений об окружающей действительности и не забывать читать детям книги по возрасту.

infourok.ru

Пословицы и поговорки народов мира о воспитании, обучении, образовании

• Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает. (русская пословица)

• Сперва аз да буки, а потом науки. (русская пословица)

• Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят. (монгольская пословица)

• Диплом имеет, а дела не разумеет. (русская пословица)

• По ученику и об учителе судят. (русская пословица)

• В науку нет коротких путей. (японская пословица)

• Стремись завоевать не мир, а его знание. (туркменская пословица)

• Дурака учить — решетом воду носить. (русская пословица)

• Одна речь — еще не ученость, одна буря — еще не сезон дождей. (бенгальская пословица)

• Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается. (русская пословица)

• Истинное знание не бросается в глаза. (японская пословица)

• Красна птица перьями, а человек ученьем. (русская пословица)

• Деньги отдай — уменьшатся, знания отдай — прибавятся. (таджикская пословица)

• Живое слово дороже мертвой буквы. (русская пословица)

• Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (вьетнамская пословица)

• Пока в воду не попадешь, плавать не научишься. (армянская пословица)

• Не учась и лаптя не сплетешь. (русская пословица)

• Короли властвуют над людьми, а ученые — над королями. (арабская пословица)

• Кто много знает, с того много и спрашивается. (русская пословица)

• Сильный победит одного, знающий — тысячу. (башкирская пословица)

• От умного научишься, от глупого разучишься. (русская пословица)

• Знание — венец на голове. (персидская пословица)

• Кто учится смолоду, не знает на старости голоду. (русская пословица)

• Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (таджикская пословица)

• Чему научился в молодости, то пригодится в старости. (русская пословица)

• Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, — он постоянно расширяется. (арабская пословица)

• Учи других и сам научишься. (русская пословица)

• Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. (русская пословица)

• Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (казахская пословица)

• Человек неученый — что топор неточёный. (русская пословица)

• Повторенье — мать ученья. (русская пословица)

• Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого. (восточная пословица)

• Не выучит школа, выучит охота. (русская пословица

• Сытое брюхо к ученью глухо. (русская пословица)

• Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)

• Голодное брюхо к ученью глухо. (русская пословица)

• Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами. (русская пословица)

• Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица)

• Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (русская пословица)

• Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь. (японская пословица)

• Не гонкой волка бьют, а уловкой. (русская пословица)

• Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться. (армянская пословица)

• Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит. (русская пословица)

• Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. (французская пословица)

• Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. (русская пословица)

• Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (китайская пословица)

• Не выучит школа — выучит охота (русская пословица)

. • С человека надо требовать — тогда он будет человеком. (немецкая пословица)

• Верная указка — не кулак, а ласка. (русская пословица)

• Нет ничего опасней неполного знания. (английская пословица)

• Учись доброму, так худое на ум не пойдет. (русская пословица)

• Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки. (русская пословица)

• Глухой знает, что услыхал, слепой — что поймал. (туркменская пословица)

• Не нужен ученый, а нужен смышленый. (русская пословица)

• Учиться никогда не рано и никогда не поздно. (русская пословица)

• Не силою дерутся, а умением. (русская пословица)

• Не срывай незрелых плодов: поспеют — сами упадут. (грузинская пословица)

• Что посеешь, то и пожнешь. (русская пословица)

• Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)

• Смолоду прореха — под старость дыра. (русская пословица)

• Нет хуже плода, который никогда не зреет. (итальянская пословица)

• Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло. (русская пословица)

• Через людей в люди выходят. (уйгурская пословица)

• И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит. (русская пословица)

• Не удерживай других от того, чему сам следуешь. (арабская пословица)

• О кнуте думай, когда лошадь будет. (бенгальская пословица)

• Неразумная опека хуже беспризорности. (русская пословица)

• Следя за чужими манерами, исправляй свои. (японская пословица)

• Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит. (русская пословица)

• Стены возводят по фундаменту. (лакская пословица)

• Написано пером — не вырубишь топором. (русская пословица)

• Чем поучать, лучше самому показать. (индийская пословица)

• Не хлебом единым сыт человек. (русская пословица)

• Ученый без трудов подобен

nsportal.ru

Пословицы и поговорки о воспитании

Тема подборки — пословицы и поговорки о воспитании:

  • Верная указка — не кулак, а ласка.
  • Умел дитя родить — умей и научить.
  • Без строгости и щенка не вырастишь.
  • Водила за ручку — получила белоручку.
  • Человек без воспитания — тело без души.
  • У доброго батюшки добры и детки.
  • Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
  • Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
  • Выкормил змейку на свою шейку.
  • Побои мучат, а не учат.
  • Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.
  • Немой упрёк тяжелее сказанного.
  • Детей наказывают стыдом, а не батогом.
  • Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.
  • Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
  • Не все таской, нужно и лаской.
  • Доброму одно слово пуще дубины.
  • Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
  • И к худу и к добру приучаются смолоду.
  • Кто от кого, тот и в того.
  • Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
  • Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
  • К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
  • Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
  • К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
  • Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.
  • Кто собою не управит, тот и другого ка разум не наставит.
  • Добрый пример лучше ста слов.
  • Наказывать легче, воспитывать труднее.
  • Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
  • Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.
  • Детушек воспитать — не курочек перещипать.
  • Не штука проучить, а штука научить.
  • Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
  • Неразумная опека хуже беспризорности.
  • Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
  • Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
  • У семи нянек дитя без глазу (т. е. без присмотра).
  • Учение образует ум, воспитание — нравы.
  • Богатство родителей — порча детям.
  • Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
  • Без догляда и дерево не поднимается.

Русские поговорки и пословицы про воспитание и обучение детей и взрослых.


Поделитесь с друзьями:
А вот ещё интересные материалы:

pogovorki-poslovicy.ru

Пословицы и поговорки о воспитании детей |FOLKLORA.RU

«Рыбачки» (1986).
Художник К. Маковский
В этой статье представлены русские народные пословицы и поговорки про воспитании детей.

Пословицы и поговорки о воспитании детей

  • Умел дитя родить, умей и научить.
  • Учение образует ум, воспитание — нравы.
  • Детей учи без людей.
  • Наказуй детей в юности, успокоют тебя в старости.
  • Детство — время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
  • Дурной рыбак — дурные сети; дурная мать — дурные дети.
  • И к худу, и к добру приучают смолоду.
  • Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
  • Родить трудно, научить добру еще трудней.
  • Не устанешь детей рожаючи, устанешь на место сажаючи.
  • Детушек воспитать — не курочек пересчитать.
  • Легко дитятко нажить, нелегко вырастить.
  • Нет плохих ребят — есть худые родители.
  • От лося — лосята, от свиньи — поросята.
  • Побои мучат, а не учат.
  • Засиженное яйцо всегда болтун. (то есть баловень)
  • Не оставляй сыну богатства, а вбивай сыну ум.
  • Народила, да не научила.
  • Ломи дерево, пока молодо.
  • Наказывать легче, воспитывать труднее.
  • К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
  • Кто боится, что ребенок будет плакать — сам наплачется.
  • Детей учить — не лясы точить.
  • Дети леноваты — родители виноваты. (леноваты — ленивы)
  • Без отца — сын шалун, без матери — дочь.
  • Богатство родителей — порча детям. 
  • Водила за ручку — получила белоручку. 
  • Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
  • Баловливая корова все стадо портит.
  • Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
  • Дай детям полную волю — сам наплачешься. 
  • Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.

Это были русские народные пословицы и поговорки про воспитании детей.

www.folklora.ru

пословицы и поговорки о воспитании

Русские пословицы про современное воспитание

 

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.

И к худу и к добру приучаются смолоду.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь — так и поспишь.

Что посеешь — то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

 

Русские пословицы про методы воспитания

 

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

Хороший пример – наилучшая проповедь.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Водила за ручку — получила белоручку.

Побои мучат, а не учат.

Не корми калачом, да не бей кирпичом.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Неразумная опека хуже беспризорности.

У семи нянек дитя без глаза.

Без строгости и щенка не вырастишь.

Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.

Что у взрослого на уме, то у малого на языке.

Добрый пример лучше ста слов.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Где в семье лад, там ребят хорошо растят.

Как постелешь — так и поспишь.

Что посеешь — то и пожнешь.

Каков привет — таков ответ.

Умному слово пуще дубины.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.

Добрый пример лучше ста слов.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.

Добро добро покрывает.

На хотенье есть терпенье.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

 

Современные пословицы и поговорки

о воспитании

 

Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.

Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.

Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.

На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.

Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.

Родился сам — помоги другому.

Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.

 

 

lysenkoelenanikolaevna.jimdo.com

Поговорки и пословицы о воспитании

Оглавление [Показать]

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

РУССКОГО НАРОДА

О СЕМЬЕ

И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Только в рамках семьи посредством совместной деятельности мужа и жены возможно вести полноценное хозяйство и обеспечить существование. Отсюда и говорят:

«Духовное родство пуще плотского»

«Смерть да жена – Богом суждена»

«Женился – на век заложился»

«Холостой – полчеловека».

В пословицах и поговорках отмечают и негативные стороны семейной жизни:

«Женишься раз, а плачешь век»

«Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает»

«Женился на скорую руку, да на долгую муку».

Пословицы отражающие домостроевский взгляд на жену и детей, враждебное отношение свекрови и невестки, мачехи к неродным детям:

«»Добрая жена, да жирные Щи – другого добра не ищи!»

«Одному не страшно, двоим веселее»

«Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет»

«Дай бог с кем венчаться, с тем и кончаться»

«Бабёнка не без ребёнка»

«Все в семье спят, а невестке молоть велят»

«У лихой свекрови и сзади глаза»

«В лесу медведь, а в дому мачеха».

Пословицы о многодетности:

«Дети – благодать Божья»

«Живот болит, а детей родит»

«Горьки Родины, да забывчивы»

«Ребята, что мокрицы – от сырости заводятся»

«Татьяна хромонога, народила детей много»

«Плодятся и множатся, что голуби».

Нашёл отражение в пословицах быстрый рост маленьких детей:

«У ребят, что у зайчат: по два зуба»

«Растёт, как пшеничное тесто на опаре».

О первенце в народе говорили:

«Мальчик родился — на подмогу, а девочка – на потеху»

«С сыном дом наживёшь, а с дочкой остаток проживёшь»

«Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесёт»

«Растить дочку, что лить в дырявую бочку».

Эмоциональный фактор воспитания, привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах:

«Своё дитя и горбато, да мило»

«Свой дурак дороже чужого умного»

«Кто девку хвалит? Отец да мать».

О воспитании и обучении детей говорилось:

«Не учили, когда поперёк лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»

«Народила, да не научила»

«Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»

«Умел дитя родить, умей и научить».

Необходимость упорства труда и ученья:

«Не учась и лаптя не сплетёшь»

«Дорог парень, да не учён»

«Незнайка лежит, а знайка далеко бежит»

«Голова всему начало, где ум там и толк»

«Не копьём побивают, а умом»

«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»

«Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».

«Без дела жить – небо коптить»

«Маленькое дело лучше большого безделья»

В чужом платье не накрасоваться»

«Живи всяк своим умом, да своим горбом».

Отдых, наслаждение жизнью, радость также ценились русским народом:

«На праздник и у комара сусло, и у воробья пиво».

Методы воспитания детей в семье:

«Засиженное яйцо всегда болтун».

Последствия неправильного воспитания:

«Дети крадут, отец прячет»

«Дети воруют, мать горюет»

«Блудный сын – ранняя могила отцу»

«На старости две радости: один сын – вор, другой – пьяница»

Родители плачутся о дурных детях:

«Ни себе на радость, ни людям на послугу»

Хорошими детьми гордились:

«Добрый сын сему свету завидище»

«Дай Бог деток, да дай Бог путных».

Народная мудрость требует от людей добра и любви:

«Не всё тоской, ино и лаской»

«Ласково слово, что весенний день»

«Не корми калачом, да не бей кирпичом»

«Добро добро покрывает»

«Дай ему грош, да вишь не хорош»

«Федюшке дали женюжку, а он алтын просит».

Родительский авторитет мощный фактор воспитания:

«Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит»

«Кто родителей почитает, тот во веки не погибает»

«Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит»

«Мать праведна – ограда камена»

«Материнская молитва со дна моря вынимает».

Нравственные ценности воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброта, также нашли отражение в пословицах:

«Паси, чтоб вскормить, не паси, чтоб озолотить»

Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить»

«Корми сына до поры: а придёт пора – сын тебя покормит»

«Всё купишь, а отца – матери не купишь».

Пословицы признающие личность детей:

«У меня сын мой, да ум у него свой».

О печальной участи детей – сирот:

«В сиротстве жить – слёзы лить».

Пословицы высмеивающие негативные качества: злость, лукавство, алчность:

«В чужих руках ломоть велик, а нам достанется, так и мал покажется»

Народная мудрость отучает от зависти и алчности, она учит умеренности и довольству:

«Клюёт птичка, да и то сыта живёт»

«Шей горшок, да и сам большой» — Это чувство независимости, которое не даёт склонить голову.

Самодурство считалось пороком:

«Не купил батька шапки, пусть уши мёрзнут».

В народе ценится сознание справедливости:

«Каков привет, таков ответ».

Желание, возможность достичь его, невозможность, воля, неволя сложили много пословиц:

«Око видит, да зуб неймёт»

«На хотенье есть терпенье.

Важно учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям:

«По голому нечего щипать».

На этой странице представлены пословицы и поговорки русского народа о детях и родителях, матерях, отцах, сыновьях и дочерях, собранные Владимиром Ивановичем Далем.

У кого детей много, тот не забыт от Бога.
Сталась двоечка (т. е. чета), так будет и троечка.
Пошел весной заяц сам-друг в поле, а воротился сам-десят оттоле.
Бабенка не без ребенка. Не по-холосту живем: Бог велел.
Живот болит, а детей родит. Горьки родины, да забывчивы.
Взяли ходины (бабку), не будут ли родины.
Бабка походит — всему делу пособит.
Не довелось бы ей скоро поросенка манить (от сказки).
Бог с милостию, а бабка с руками.
При муках роженицы обводят ее трижды вокруг стола, растворяют царские врата, заставляют мужа песок боронить и пр.
Жена родит — муж песок боронит (от обычая).
Не крещен, так и Богдан (всех ребят до крещения зовут Богданами).
Бака на кашу зовет (т. е. на крестины).
Кашка на ложки, а молодец на ножки (приговаривают).
За кашку грош отдать, младенец жить будет.

Дай бог вспоить, вскормить, на коня посадить (а если дочь, за пряслицу посадить).

Как в поле туман, так ему счастье-талан (слова повитуха за кашей).
Положить роженице на зубок. Позолотить, посеребрить зубок.
Бабке на масло (от обычая на крестинах).

Крещение младенца. Картина П. И. Коровина

Родильная ложка с солью, с перцем (от обычая потчевать отца новорожденного ложкой каши, круто посоленной и наперченной).
Солоно и горько рожать (приговаривает бабка, подавая отцу новорожденного ложку каши с солью и перцем).
Если воск с закатанным волосом при крещении тонет в купели, младенец жить не будет.
Если дети умирают — пеленают после крещения на том месте, где стояла купель (нижегор.).
Беременная не идет в кумы (крестник умрет).
Если первые три месяца беременности легки — родится мальчик, тяжелы — девочка.
Если плод на правой стороне, если мать сидя протягивает правую ногу, коли ест хорошо всякую пищу — родится мальчик; если же охотно слушает песни, выставляет левую ногу, плод о левом боку и причуд много — девочка.
Мать левой ногой вперед выступает — мальчик родится, правой — девочка.
Он не родился: его просто ворона в пузыре принесла.
Новорожденное в крещеную веру вводится от хлеба-соли.
Когда ребенка понесут крестить, то ставят на окне, как для покойника, стакан воды (курск.).
По воду для крещения ходят без коромысла, чтоб крестник не был горбат.
Наступил на ногу — кумиться будешь.
Имя преподобного (в крещении) — к счастию младенца; имя мученика — к несчастию (астрах.).
Детей отымать от груди в такой день, когда нет св. мученика.
Внучке на здоровье, а бабушке (шептухе) пирог.
Размыть руки (кончить дело: от обряда на крестинах, где бабка и роженица размывают руки, прислуживая друг другу, и вторая одаривает первую).
Это мое: купите, будете есть (говорит бабка на крестинах, подавая кашу).
Дарить бабушку за кашу (на крестинах).
Выкупай каждый свою ложку (от обряда каши при крещении).
Если гости на крестинах не доедят каши своей, то крестник будет рябой.
Как видели под крестом, так бы видеть и под венцом (поздравляют родителей кумовья).
Дай Бог вспоить, вскормить, богато запоручить (с новорожденною дочерью).
Стоять ему (новорожденному) и бодриться, как деньга торчмя торчит (на крестинах втыкают деньги в пирог. Твер.).
Чтобы крестник такой большой вырос (говорят кумы, кладя на полку коврижку. Ворон.).
Так бы наш Ванька подпрыгивал (говорят на крестинах, выплескивая часть вина на потолок. Астр.).
Чтобы дитя раньше ходило, провести его по полу во время утрени св. Пасхи.
На очеп (колыбельный) ничего не вешай, — ребенок спать не будет.
Для оката ребят водой, от крику, кладут в воды печины (золы) из трех печей: избной, горничной и банной (Чердынь).
От крику детей окачивают водой на родимом месте (Чердынь).
Щекотиха, будиха, вот тебе лучок (или: прялица): играй, а младенца не буди (от детского крика кладут ему под голову — мальчику лучок со стрелой, девочке прялицу. Чердынь).
Из баньки да в ямку (приговор злых людей к смерти новорожденного).
Кто, пообедав и перекрестясь, опять сядет есть, у того крестники мрут.
Коли дети не стоят — бери первого встречного в кумовья.
Не стоят (не живут) дети, так выбивать косяки (выбив косяки с дверью, заставляют хозяйку рожать в сенях: бабка подает младенца задом в избу и задом его принимают. Нижегор.).
У кого умрет ребенок, до Преображенья не есть яблок (чтобы дали детям на том свете).

О роженице в муках никто знать не должен.

Родильница должна мучиться за душу каждого человека, который знает, что она в родах (почему это и должно быть тайной).
Класть роженице под подушку.
На родильнице не должно быть ни одного узла (для чего даже и косу расплетают).

Не постилай скатерти вдвое: двойников (двойняшек) родишь.

Новорожденного принимают в решето (астрах.).
Новорожденного принять в отцовскую рубаху, чтоб отец любил, и положить на косматый тулуп, чтоб был богат.
Калач на сосок да мыла кусок (при поднесении родильнице денег).
Если рубашку, в которой крещено первое дитя, надевать по очереди на всех последующих, то все полюбят друг друга (белор.).
Плодятся и множатся, что голуби. Бойконько — детей многонько.
Ребята, что мокрицы, от сырости разводятся (о бедняках).
Был бы коваль да ковалиха — будет и этого лиха (детей).
Мальчик с пальчик. Мальчишко с пальчишко.
Малые ребята, косые заплаты, через напыльник повисли, слюни закисли.

Оленка в пеленках, Никитка у титьки.
Окульки в люльках, Оленки в пеленках.
Два сидня, два лежня, два поползня (дети).
Детки почаски, едят из одной чашки.
Кубарики-кубаришки, малые ребятишки.
Хозяйка, что лебедь-птица, вывела детей станицу (вереницу).
Татьяна хромонога, народила детей много.
Прежде одну свинью кормили, а теперь с поросятами (о снохе).
У кого детей нет — во грехе живет (чтобы Бог простил, приемыша берут).
Не умела родить ребенка, корми серого котенка.
Ласкай и кота, коли не родила дитя.

Деток родить — не веток ломить.

После родов женщина десять дней в гробу стоит (т. е. больна).
Дай, бог, кому детей родить, тому их и вскормить!
Чем терять, так лучше б не (так не дай, бог) рожать.
На смерть детей не нарожаешься.
На яму дрязгу не нахламишься, на смерть детей не нарожаешься.
На рать сена не накосишься, на смерть детей не нарожаешься.
У самой семеро по лавкам и все седуны. Мал мала меньше.
Много бывает, а лишних не бывает. Много есть, да лишних нет.
Рыбку да утку встанью взять, а малых деток Бог дает.

Дети, дети, да куда ж мне вас дети?

Хороши ягоды с проборцем, а дети с проморцем.
Детки — радость, детки ж и горе.
Без детей тоскливо, с детьми водлнво (вередливо).
С детьми горе, а без них вдвое.
Без них горе, а с ними вдвое.
Без детей сухота, с детьми перхота.
Первые детки — соколятки, последние — воро-нятки.
Когда меня мать рожала, как три года дрожала (похвальба).

Первый сын Богу, второй царю, третий себе на пропитание.
Один сын — не сын, два — не кормильцы.
Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын.

У кого детки, у того и заботы (и бедки).
Не устанешь детей рожаючи, устанешь на место сажаючи.
Детушек воспитать — не курочек пересчитать (перещипать).
Валяй, дети: отец в ответе.
Маленьки детки — маленькие бедки, а вырастут велики — большие будут.
Детки — на руках железа (или: мозоль).
Детки маленьки — поесть не дадут, детки велики — пожить не дадут.
Детки поспели — отца, мать до веку доспели.
Детки подросли — батьку растрясли.

Малые дети съесть, а большие износить не дадут.

Малые соткать, а большие износить не дадут.
Малые дети не дают спать, большие не дают дышать.
С малыми детками горе, с большими вдвое.
Дети возмужают — батьку испугают.

Умел дитя родить, умей и научить.

Отнино (отеческо) слово и по сказке правдит (т. е. и в сказках об этом говорится).
Дай, бог, деток, да дай и путных!
Работные дети отцу хлебы.
Не вскормивши малого, не видать и старого.
Наказуй детей в юности, успокоят тя на старости.
Не съел дед отца, не съест отец и тебя молодца (т. е. журьбой или как нахлебник).
Розгой в могилу ребенка не вгонишь (не упрячешь), а калачом не выманишь.
Каковы где дядьки, таковы и дитятки.
У доброго дядьки (батьки) добры и дитятки.
Детям не порча игрушка, а порча худая прислужка.
Кормилица привередливей барыни.
Матушкин сынок. Матушкин запазушник.
Засиженное яйцо всегда болтун (т. е. баловень).
Детки за игрушки, а матки в ссору.
Дитятку за ручку, а матку за сердечко.

Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.

Мать пазуху прорвала, деткам прячучи, а детки пазухи (или: две) прорвали — от матки прячучи.
Подите-тко, дети, в чужие клети (т. е. воровать).
Здоровы б были детки, есть кому лезть в чужие клетки.
Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен.
Ребенок, что поросенок. Ребенок, что жеребенок.
У ребят, что у зайчат: по два зуба.
Он бога не знает, а бог его любит (младенец).
Растет, как пшеничное тесто на опаре.
Как тесто на опаре киснет. Растет — как из корня идет.
Лежень лежит, а все растет. Растет, как из воды идет.
Растут детки, как грибки (как дождевички).
У младенцев до году ногтей и волос не стригут.
Ребенок растет в день на одну мачинку, в год на пяденьку (а каждый раз, когда мать ударит его по голове, он на мачинку сседается, оттого упрямые малорослы).
Сосун — не век сосун, через год стригун, а там пора и в хомут.
Сын да дочь — красные детки.
Сын да дочь — домашние гости.
Сын да дочь — день да ночь (и сутки полны).
Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
Сын да дочь, да и тех кормить невмочь.
Сын — домашний гость, а дочь в люди пойдет.
Сын на сени не посадит, а дочь с сеней не ссадит (т. е. сын не обездомит, сын не презрит).
Дочь — чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай.
Сына корми — себе пригодится; дочь корми — людям снадобится.
Материна дочь — отцова падчерица (т. е. мать любит, так отец не любит).

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
Кто красен дочерьми да сынами в почете, тот в благодати.
На старость печальник, на покон души поминщик (т. е. сын).

Добрый сын всему свету завидище.

Который палец ни укуси — все одно: все больно (дети).
И змея своих черев не ест. Огонь горячо, а дитя — болячо.
У кошки котя — тоже дитя. У суки щеня, и то дитя.
У княгини ребя, у кошки котя — таково же дитя.
У книгяни княжа (княжата), у кошки котя (котята) — тоже дитя.
Узнала-де свинья свое порося.
Счастливая дочь — в отца, а сын — в мать.
Матушкин сынок, да батюшкин горбок (и баловень, и упрям).
Свое дитя и горбато, да мило. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.
Не мы на детей находим (походим), они на нас.
На чужой горбок не насмеюся; на свой горбок не нагляжуся.

Свой дурак дороже чужого умника.

Дитя худенько, а отцу, матери миленько.
Свой бороноволок дороже чужого работника.
Сладка беседа чад своих. Всякому свое дитя милее.
У кого детки, у того и ягодки.
Каков ни будь сын, а все своих черев урывочек.
Болезнь утробы моея (сын или дочь).
Родился сын, как белый сыр.
У всякого первенец родится: во лбу светлый месяц, за ушами ясны звезды.

Кто девку хвалит? Отец да мать.

У кого девка хороша? — У матки. — У кого сын умен? — У батьки.
Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Не наказанный сын — бесчестие отцу.
Гладенькая головка (щеголь) — отцу-матери не кормилец.
Дети крадут, отец прячет. Дети воруют, мать горюет.

Народила, да не научила. Нарожать нарожала, а научить не научила.

Сын матери солжет, а старой бабе не солжет.
Любимого сына жезлом. Дал бог сыночка, дал и дубочка.
Одно чадо, да и то чало. От сына дурака не хлеба колоба.
Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь.
Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не научишь.
Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
Живем — не люди, а умрем — не родители.
Сам пьян, а дети голодны. Сам шатун, дети пошаточки.

Блудный сын — ранняя могила отцу.

Батька горбом (нажил), а сынок горлом (прожил).
Дети отца бьют, на себя запас пасут.
Не поживут дней своих, иже прогневят отца и мать.
Покояй матерь свою волю божию творит.
Не оставляй отца и матери на старости лет, и бог тебя не оставит.
Родительское слово мимо (на ветер) не молвится.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а все отец старше сына.
На старости две радости: один сын — вор, другой — пьяница.
Ни себе на радость, ни людям на послугу (нарожал).

Отцу-матери бесчестье — роду-племени покор.

Родилось чадушко, старше бабушки (умничает).
Матернее сердце в детках, а детское в камне.
Детки про щепки, а матка про детки.
Детки за клетки, а матки за ветки.
Детки за клетки, матки за детки, а батьки за матки.
Матка по дочке плачет, а дочка по доске скачет.
Высидела курица утят, да и плачется с ними.

Детки хороши — отцу, матери венец, худы — отцу, матери конец.

Дай Бог батюшке здоровья, а детки все в промыслу.
У кого детки, у того бедки.
Мать деткам — да вижу их редко: сидят в разных клетках.
Уродила мать, что и земля не примат.
Уродила мама, что не примает и яма.
Сын запоет — и отец не уймет. Сын мой, а ум у него свой.
Что за уряд, чтоб отца, мать не унять?
Дал Бог отца, что и родного сына не слушается.
Уродился — ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца.
Сударики-братцы, помогите с бачкой драться!
Наш Антон не тужит о том: мать умирает, а он со смеху помирает.
Отца похоронил, будто с поля убрался.
Отца-мать попрятал, в свою голову завякал.
Не до поросят свинье, коли самое палят (смалят).
На что отец, коли сам молодец.

Корми сына до поры: придет пора — сын тебя покормит.

Кормил до усов, корми и до бороды (из сказки: говорил сын отцу, т. е. корми до возмужалости).
В глупом сыне и отец не волен.
Глупому сыну не в помощь наследство (не впрок богатство).
Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.
Будет с нас, не дети у нас; а дети будут — сами добудут.
Наследники плачут, что мало им осталось.
Плачет отец по сыну, что мало денег оставил.
Паси, чтоб вскормить; не паси, чтоб озолотить.
Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить.
Тот не умирает, кто детей не покидает.
Отца с матерью Господь прибирает, а к детям пристателя приставляет.

Бог — заступник сирым и вдовым.
Сирый да вдовый плачут, а за сирого да вдового бог на страже стоит.
За сиротою сам бог с калитою.
Дал бог роток сиротинке, даст и кусочек.
В сиротстве жить — слезы лить.
Маленьких сирот кормить не хочется (не скоро отработают).
Сиротинка, поди на чужбинку! На сиротах свет стоит.
Не подавай за ворота, коли свой есть сирота.
Не строй церкви, пристрой сироту!
Жалуй своих, а там и чужих! Свой своему поневоле друг.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Хорошо, как и при старости отец.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Есть старый (отец) — убил бы его; нет старого — купил бы его.
Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь.
Коли умер бачка, некстати и мачка.
Мать при сыне не наследница (не вотчинница).
Без отца — полсироты, а без матери и вся сирота.
Отцов много, а мать одна (т. е. отца легче заменить).
Была кабы матка, была б и увятка (т. е. пища).
Пчелки без матки — пропащие детки.
Житье сиротам, что гороху при дороге: кто мимо идет, тот и урвет.
Тогда сироте и праздник, когда белую рубаху дадут.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнце тепло, а при матери добро.
Как Бог до людей, так отец до детей.
Бог до людей, а отец до детей.
Держись, как за родного отца!
Птица радуется весне, а младенец матери.
У кого есть матка, у того голова гладка.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Мой крута-гора высокая, крепка стена белокаменна (отец).
Днем денна моя печальница, в ночь ночная богомольница (мать).
Мать праведна — ограда каменна.
Мать плачет (по детищу) не над горсточкой, а над пригоршней.
Молода жена плачет до росы утренней, сестрица до золота кольца, мать до веку.
Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матери.
Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит.
Живы родители — почитай, померли — поминай!
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Отцовская клятва сушит, а материна коренит.
Материнская молитва со дна моря вынимает (достает).
У отца-матери за пазушкою (т. е. в родительском доме).

Материи побои не болят. Мать и бия не бьет.

Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет.
Мать и высоко подымет, да не больно опустит руку.
Наемная рука хорошо бьет ребенка, да плохо ласкает.
Своя матка и бьет, да не пробьет, а чужая гладя прогладит.
Мать и бьет, так гладит, а чужая и гладит, так бьет.
Кулаком да в спину — то и приголубье сыну.
Умный сын — отцу замена, глупый — не помощь.
Как в поле трава растет, так бы твое добро росло (говорит отец, благословляя и оделяя сына, что всегда делается в новолуние).
В своей семье всяк (отец, дядя) сам большой.

Дата публикации 27.10.2017
Автор статьи: В. И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»

Авг 4, 2011 Опубликовано в Афоризмы

Афоризмы о воспитании детей

Воспитание есть усвоение хороших привычек. (афоризмы о воспитании детей)

Платон

Детей воспитывать трудно, потому что ничто чело­веческое им не чуждо.

Аноним

Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосред­ственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества.

Джудит Мартин

Для воспитания юных умов полезнее всего беспо­лезное.

Жорж Дюамель

Лучший способ сделать детей хорошими — это сде­лать их счастливыми.

Оскар Уайльд

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, — это научить их любить себя.

Луиза Хей

До женитьбы у меня было шесть теорий относи­тельно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.

Джон Уилмот

Как воспитывать детей, знает каждый, за исключе­нием тех, у кого они есть.

Патрик О’Рурк

Цель воспитания — научить наших детей обходить­ся без нас.

Эрнст Легуве

Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кро­ме послушания.

Анатоль Бройяр

Родители уже не воспитывают детей — они финан­сируют их.

«Пшекруй»

Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем роди­тели, ибо им не свойственна жалость.

Андре Моруа

Первая проблема родителей — научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая — найти это приличное общество.

Роберт Орбен

От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы.

Аноним

Когда говоришь с детьми, у них в одно ухо влетает, в другое вылетает. Потому что между ушами нет ничего.

Роберт Орбен

В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.

Аноним

Воспитывать — значит вырабатывать невосприим­чивость к телевидению.

Маршалл Маклюэн

С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энер­гией телевизор.

Билл Вон

Люблю детей, особенно плачущих: их обычно уво­дят немедленно.

Нэнси Митфорд

Воспитанию хорошо поддаются лишь те, кто не нуждается в воспитании.

Аноним

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, — плохой воспитатель.

Мария Эбнер-Эшенбах

Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.

Виктор Гюго

Воспитатель сам должен быть воспитан.

Карл Маркс

Самовоспитание — труднейшая разновидность са­мообслуживания.

Эвгениуш Коркош

Сколько человека ни воспитывай, он все равно хо­чет жить хорошо.

Борис Замятин

Детям нужны не поучения, а примеры.

Жозеф Жубер

Детей надо баловать — тогда из них вырастают на­стоящие разбойники.

Евгений Шварц

Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.

Пифагор

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.

Эрма Бомбек

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.

Пьер Буаст

С этим мальчиком будьте поласковее: вы имеете дело с крайне чувствительным, легко возбудимым га­денышем.

«L. & N. Magazin»

Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.

Надин де Ротшильд

Прежде чем корить сынишку за то, что его карма­ны набиты всяким хламом, загляни сперва в свою су­мочку.

Неизвестная американка

Ваши дети научатся писать быстрее, если разре­шить им писать на незастывшем цементе.

Аноним

Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзросле­ли, постарайся повзрослеть первой. (афоризмы о воспитании детей)

Неизвестная американка

Небольшое собрание афоризмов о воспитании детей от известных личностей.

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Сухомлинский В. А.

Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.

Гераклит

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя.

Луиза Хей

До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.

Джон Уилмот

Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.

Патрик О’Рурк

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

Сухомлинский В. А.

Лучшая школа дисциплины есть семья.

Смайлс С.

Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества.

Джудит Мартин

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.

Эрнст Легуве

Воспитатель сам должен быть воспитан.

Карл Маркс

Детям нужны не поучения, а примеры.

Жозеф Жубер

Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники.

Евгений Шварц

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.

Пьер Буаст

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель.

Мария Эбнер-Эшенбах

Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.

Виктор Гюго

Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.

Надин де Ротшильд

poslovica-pogovorka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *