cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Портрет в музыке в каждой интонации спрятан человек презентация – Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек»

Портрет в музыке «В каждой интонации спрятан человек…»

Преподаватель Обучающиеся
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами разговор о том, как много интересного нас ждет каждый день. Давайте послушаем и споем одну замечательную мелодию… (слайд №1) Мелодия – это…?

— Молодцы, ребята!

Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”.

— Добрый день!

 

— Душа музыки (хором)

— Что за мелодия прозвучала? Слышали ли вы её раньше?

— давайте, споём на слог “ля” (фа мажор).

— а теперь поём со словами: (слайд №2)

Солнышко всходит и небо светлеет.

Природа проснулась, и утро пришло

— Да, на прошлом уроке. Это “Утро” Эдварда Грига.
— Какую картину нарисовал нам композитор в этом произведении? — картину утра, нарисовал, как всходит солнце, рассвет, наступает день…
— Молодцы! Музыка, действительно может рисовать нам картины природы – это музыкальная изобразительность.

Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает?

— она изображает нам картину природы
Исполнение песни “Утро начинается” (минус на слайде №2) (текст – приложение 1)

— А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать?

— Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать?

— ответы детей

— о том, как музыка может изображать человека…. Рисовать его портрет

— Вы большие молодцы! Тема нашего урока сегодня так и звучит: “Портрет в музыке” (слайд №3). Очень часто в музыкальных произведениях мы как бы встречаемся с разными персонажами –

веселыми и…

озорными и…

хвастливыми и ….

Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность.

— Откройте учебник на странице 26-27. Внизу на стр.26 мы видим понятия “выразительность” и “изобразительность”. (То же на доске – слайд №4). Как вы поняли, что же такое “Изобразительность”? Выразительность”?

— Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5)

— грустными

— спокойными

— скромными

Слушаем музыку и выбираем, какому герою она принадлежит (слайд 6).

— Почему вы решили, что это именно этот персонаж?

— Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете?

— ответы детей

— ответы детей

— портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий

— Правильно, ребята! (слайд №7) Сегодня мы с вами понаблюдаем, как композиторы с помощью мелодий и выразительных интонаций создают музыкальные портреты. Сейчас я вам прочту стихотворение А.Л. Барто “Болтунья” (слайд №8).

Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности?

Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9).

— почему именно эта картинка?

— за счет чего? Как вы определили?

Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10)

— быстро…
Как вы думаете, зачем автор использовал в своем стихотворении скороговорку?

- Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка?

Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки.

Слушаем песню “Болтунья”

— ответы детей… чтобы показать, что девочка любит поговорить

— Быстрая…

Итак, смог ли композитор нарисовать нам портрет болтуньи?

При помощи чего?

— Да!

— быстрый темп, веселый характер…

— Как вам кажется, нравится ли композитору Лида?

На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11).

— Нравится!!!
— Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало “Джульетты-девочки”

- Какой у неё характер? Что она делает?

— Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх.

Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12)

Смотрим видео “Джульетта-девочка” (приложение 2 , 21 мин.)

 

 

— Джульетта!

— Озорной, она бегает

— Скажите, только одна тема прозвучала в портрете Джульетты?

— Правильно. Как вы думаете, почему?

— несколько

— ответы детей.

— Давайте попробуем, слушая музыку, изобразить мимикой и движениями её настроение и действия.

 

 

— Скажите, а Джульетта вам нравится?

Дети встают и пластическими движениями под музыку показывают Джульетту.

- Она лёгкая, мечтательная, влюблённая

Итак, расскажите, о чем же мы сегодня с вами разговаривали? Что такое портрет в музыке? (слайд №13)

Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту.

Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14)

Домашнее задание на следующий урок

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»

1.Организационный.

Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.

Цель – активизация учащихся.

2.Мотивация учебной деятельности. Формулирование

темы и целей урока

— Улыбнемся друг другу, гостям. Сядьте удобно.

-Здравствуйте ребята. Ребята, а когда вы утром просыпаетесь, что вы говорите маме, папе, брату или сестре?

— А придя в школу, учителю, что говорите?

-А какие еще вы знаете слова приветствия?

-Молодцы, сейчас я вам включу песенку приветствия, а вы постараетесь все слова четко, громко пропеть!

-Мы уже многое узнали о музыке, чему нас учит музыка?

Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

На уроке используется презентация по уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

-Доброе утро!

— Здравствуйте!

-Доброе утро и добрый вечер.

Исполняют песню «ДОБРОЕ УТРО, ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Принимают учебную задачу

включаются в процесс решения поставленной задач.

  1. 3.Актуализация знаний учащихся

На прошлом уроке мы увидели с вами, как музыка может нарисовать картины природы. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о том, что может нам рассказать и показать музыка.

Слушание «Утро» Э.Грига

Разбор произведения с точки зрения композитора и художника.

Учитель на основании ответов детей делает вывод:

-Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.

Интонация, средства выразительности.

Словарная работа со словом «Интонация»

Учитель предлагает ребятам выявить средства выразительности на произведении Грига «Утро»

-Что такое динамика? Тембр? Регистр? Сила звука?

-Какие динамические оттенки вы знаете?

Затем учитель предлагает:

-Сейчас прозвучит 3 музыкальных фрагмента.

О чем вам расскажет музыка?

Дети высказывают своё мнение.

Какие краски используют художники и с помощью каких музыкальных красок передаёт в музыкальном произведении композитор.

ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение.

Ребята отвечают на поставленные вопросы.

4. Постановка учебной задачи.

5.Проверка понимания

изложенного материала.

Цель – обобщение полученных знаний в процессе ответа на вопросы учителя;

формирование умения выполнять интонационно-образный анализ

6. Закрепление материала.

-У вас на партах лежат листы. Обратите внимание, на них написаны три четверостишия, ваша задача – внимательно прослушать фрагменты

и правильно подобрать, к каждому своё стихотворение.

(«Три подружки» Кабалевский)

3 фрагмента.

«Брошу на пол куклу я,

Уходите все друзья.

Не хочу я веселиться,

Буду только злиться, злиться».

«На скакалке я скачу,

Прыгаю и хохочу,

Я люблю играть, резвиться

И с друзьями веселиться».

«Плачет дождик за окном,

Плачет Таня за столом,

Не хочу идти гулять,

Буду слезы проливать».

Учитель предлагает по услышанному фрагменту определить тему урока.

— Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. Цель нашего урока: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками- масляными, акварельными, гуашью. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.

-Может ли музыка выразить различные черты человеческого характера, нарисовать портрет человека так же, как это может сделать художник? Почему?

Какой характер у девочек? Какой характер у музыки? -Какое имя можно дать каждой из девочек?

— Посмотрите, какую замечательную книгу я принесла вам сегодня на урок!

Когда я была маленькая, я всегда просила родителей прочитать эту сказку. Она мне так нравится, что я решила поделиться с вами впечатлениями.

— А вы читали эту сказку? Что произошло с бедной Золушкой?

Сказка французского писателя Шарля Перро( Слайд) «Золушка» (Слайд ) получила вторую жизнь в балете «Золушка» С. Прокофьева.

— Сергей Прокофьев — мастер по созданию музыкальных портретов. Давайте послушаем фрагмент «Танец с шалью».

-Что такое балет?

Где и что происходило? Какая Золушка?

Какой танец она танцевала? (вальс)

Физкультминутка «Фиксики»

Учитель предлагает следующее:

-А сейчас представьте, что к нам в класс войдёт незнакомец. Его портрет нарисует музыка. Сможете ли вы догадаться, кто придет к нам в класс? Для этого вам нужно внимательно слушать музыку.

Итак, встречайте…

слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”

(слайд)

Кто это может быть? Как он выглядит?

-Какой у него характер?

Какими средствами выразительности передается характер?(слайд)

-В каком характере звучит музыка? (слайд)

О чем он поет?

-Кто это может быть?

После диалога и ответов на вопросы учитель подводит итог:

Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов”

-Кто такой Кутузов?

-Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник?

-А как к этому герою относятся и композитор и художник?

. Ребята выполняют поставленную задачу

Три фрагмента:

1.Злая, капризная.

2. Весёлая, озорная.

3. Грустная.

Дети выводят тему урока: « Портрет в музыке».

Дети выявляют, что характер у человека может быть добрым, злым, капризным, упрямым, мужественным.

Каждый человек, будь он ребёнок или взрослый обладает своим неповторимым характером.

Отвечают на вопросы:

Отвечают на вопросы

-Балет – музыкально — драматическое произведение, где действие передается при помощи музыки, танца, костюмов, декораций

Слушают музыкальный фрагмент.

Анализируют музыку. Описывают какой они видят Золушку.

Дети принимают новую задачу.

Внимательно слушают и анализируют.

Отвечают на вопросы:

(выбирают из слов на слайде)

Великий полководец, который командовал русскими войсками, победившими Наполеона в отечественной войне с 1812 года

-Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, а главное переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум.

Дети активно включаются в учебную деятельность.

.

8. Рефлексия.

Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работы.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

9. Домашнее задание

-А теперь подведем, итог мы уже нарисовали несколько портретов. Перечислите их.

Какими музыкальными красками можно нарисовать портрет в музыке?

Выберите из предложенных красок те, которые подходят.

Верно, эти музыкальные краски называются средства музыкальной выразительности.

-А теперь оцените свою работу и занятия в целом – нотки на вашем столе: красная – я был активен, узнал много нового, это пригодится в жизни, желтая – было интересно, комфортно, но ничего нового, поэтому работал вполсилы, черная – время потрачено зря. Поместите их на нотный стан. Я тоже поучаствую (прикрепляю скрипичный ключ)

Учитель даёт домашнее задание:

-Нарисовать портрет понравившегося героя

Дети отвечают на вопросы.

Делают выводы.

Обобщают полученные знания в процессе ответа на вопросы учителя

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на занятии.

(выбранную нотку-оценку крепят на музыкальный стан)

Записывают задание в дневник.

kopilkaurokov.ru

Презентация по музыке «Музыкальный портрет. В каждой интонации спрятан человек»

Музыкальный портрет. В каждой интонации спрятан человек.

Борисова Ольга Николаевна,

учитель музыки

А́гния Льво́вна Барто́  (урождённая  Во́лова , согласно некоторым источникам первоначальные имя и отчество  Гетель Ле́йбовна ;4  (17) февраля   1906Москва —  1 апреля   1981Москва ) —  русская   советская  детская поэтесса, писательница,  киносценаристка , радиоведущая.

«Болтунья»

  • Что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали. А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала: «Драмкружок, кружок по фото Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок». Ну, я выбрала по фото… Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали. А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!
  • Я теперь до старости В нашем классе староста. А чего мне хочется? Стать, ребята, летчицей. Поднимусь на стратостате… Что такое это, кстати? Может, это стратостат, Когда старосты летят? А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! У меня еще нагрузки По-немецки и по-русски. Нам задание дано — Чтенье и грамматика. Я сижу, гляжу в окно И вдруг там вижу мальчика. Он говорит: «Иди сюда, Я тебе ирису дам». А я говорю: «У меня нагрузки По-немецки и по-русски». А он говорит: «Иди сюда, Я тебе ирису дам». А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!

Сергей Сергеевич Прокофьев — (1891 — 1953) — русский и советский пианист и дирижёр, один из крупнейших композиторов XX века. Народный артист РСФСР (1947).

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева

videouroki.net

Презентация «В интонации спрятан человек» 3 класс (по программе Г.Сергеевой, Е.Критской)

МКОУ ПГО СОШ П. Зюзельский Методическая разработка урока музыки в 3 классе Тема «В интонации спрятан человек»
  • Выполнила: Учитель музыки Черникова Нурзида Нурулловна
  • п. Зюзельский 2014 г
Цель: Расширить представление о единстве выражения и изображения интонации Дать определение понятию «ритм» в музыке Систематизировать знания по теме Продолжить работу по анализу музыкальных произведений Повысить общий художественный уровень учащихся Задачи: Образовательная: Формировать знания об интонации и музыкальном ритме, опираясь на музыкальный опыт учащихся Сформировать понятие: как интонация помогает музыке создавать образы и учит нас понимать и чувствовать их Формировать умение вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения Научить определять особенности интонации Развивающая: Совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное Развивать ладо — тональный, звуковысотный и тембровый слух, музыкальную память; Развивать вокально-хоровые навыки необходимые для выразительного исполнения Развивать певческий голос, добиться стройности звучания, единства в манере исполнения и умение владеть своим голосом и дыханием Развивать исследовательские способности учащихся Воспитательная: Воспитывать отзывчивость и чуткость к окружающему миру Воспитывать умение слушать музыкальное произведение Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Виды музыкальной деятельности: 1 Слушание музыки анализ музыкального произведения 2 Вокально-хоровая работа 3 Движение под музыку Методы, используемые на уроке: 1 Метод музыкального обобщения 2 Метод эмоциональной драматургии урока 3 Метод звуковой и зрительной наглядности 4 Метод сравнения 5 Метод опережения изучения и систематизации материала Интонация в литературе С латыни интонация означает отчётливое громкое произношение Умение выразить в словах чувства и переживания героя Мелодия — душа музыки.

Интонация.

Средства музыкальной выразительности.

Тембр – окраска звука.

Лад — настроение в музыке.

Темп — скорость движения

Регистр – высота звука.

Динамика – сила звука.

Ритм – биение сердца музыки. Это чередование сильных и слабых долей, от которого зависит характер произведения (песенный, танцевальный,маршевый)

Интонация – зерно музыкального произведения

Интонация в музыке Воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Единство звука и смысла. Интонацию можно увидеть? Интонация – мелодический оборот, наименьшая часть мелодии «Какой в интонации спрятан человек?» Какой образ создаёт музыка? Тембр, каких инструментов выбрал композитор? В музыке звучат два контрастных фрагмента. Расскажите о них. «Песня Сольвейг» из Сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ

Г.Ибсен

Вспомните несколько названий частей сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»

«Утро»

«В пещере горного короля»

«Танец Анитры»

Прочитай слова «Песни Сольвейг» с разной интонацией. Подберите определения для интонации.

Зима пройдёт, и весна промелькнёт и весна промелькнёт

Увянут все цветы снегом их занесёт, снегом их занесёт (повествовательная)

И ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит, мне сердце говорит (восклицательная)

Тебе верна, останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить (утвердительная)

Вопросы Что нам даёт знакомство с этим образом? Что для себя мы сможем почерпнуть из него? Что такое счастье? В чём оно заключается? Весной 1912 года газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского парохода, столкнувшегося с айсбергом. Как вы думаете, как назывался корабль? «Огромный корабль погружался в воду мучительно долго. И всё это время мужественно и величаво звучала 3-я симфония немецкого композитора Людвига Бетховена «Героическая».

Наполео́н I Бонапа́рт

(1769 – 1821)

Людвиг Бетховен (1770 – 1827)

Вопросы Какой образ создаёт музыка? Какие переживания и чувства выражает? Кто в вашем понимании является героем? Какие же качества должна сочетать в себе личность? Личность Человек умеющий уступить своё место в жизни другим, не жалея ни о чём и оставаясь в этой ситуации человеком – с большой буквы

Свобода, ведущая народ,

Эжен Делакруа,

1830

Домашнее задание Найти определение «Сюита». Выяснить, что оно значит.

uchitelya.com

Портрет в музыке — музыка, презентации

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Кудымкара

Урок музыки в 3 классе

Тема: «Портрет в музыке»

Разработала:

учитель музыки

Распопова Наталья

Геннадьевна

«Утро»

Эдвард Григ

мелодия

тембр

лад

ритм

регистр

динамика

темп

Интонация

«На скакалке я скачу,

Прыгаю и хохочу,

Я люблю играть, резвиться

И с друзьями веселиться»

«Плачет дождик за окном,

Плачет Таня за столом,

Не хочу идти гулять,

Буду слезы проливать»

«Брошу на пол куклу я,

Уходите все друзья.

Не хочу я веселиться,

Буду только злиться, злиться»

Портрет в музыке

«В каждой интонации спрятан человек».

Злюка

Резвушка

Плакса

мелодия

тембр

лад

ритм

регистр

динамика

темп

Интонация

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

НЕЗНАКОМЕЦ

Кто он ?(опишите этого человека)

Какой к него характер?

Средства музыкальной выразительности

  • Темп (быстрый, умеренный, медленный)
  • Тембр голоса (высокий – тенор, низкий- бас)
  • Динамика (громко, тихо)
  • Мелодия (ровная, скачкообразная, восходящая, нисходящая)
  • Характер (маршевый, танцевальный, суровый, разгульный, спокойный, )

В каком характере звучит музыка?

ТАИНСТВЕННО

благородно ЗЛО РЕЗКО

ЛАСКОВО ГРОЗНО МЯГКО

Мужественно СТРЕМИТЕЛЬНО

Величественно БЫСТРО

торжественно

Ария Кутузова из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьев

благородно

мужественно

торжественно

величественно

гордо

Портрет князя М. И Кутузова Роман Максимович Волков

Сергей Сергеевич Прокофьева

Ария Кутузова из оперы «Война и мир»

Величавая, в солнечных лучах,

матерь русских городов,

ты раскинулась перед нами, Москва!

Уж ли близится скорбный, тяжкий час,

войско русское должно

от священных стен без боев отойти?

М. И Кутузов

Плакса

Злюка

Резвушка

Домашнее задание

на выбор

Нарисовать портрет понравившегося героя

найти информацию и приготовить рассказ о Кутузове.

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку по программе Критской Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Портрет в музыке Что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото,Хоркружок — мне петь охота,За кружок по рисованьюТоже все голосовали.А Марья Марковна сказала,Когда я шла вчера из зала:»Драмкружок, кружок по фотоЭто слишком много что-то. Выбирай себе, дружок,Один какой-нибудь кружок».Ну, я выбрала по фото…Но мне еще и петь охота,И за кружок по рисованьюТоже все голосовали. А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда! Я теперь до старостиВ нашем классе староста.А чего мне хочется?Стать, ребята, летчицей.  Поднимусь на стратостате…Что такое это, кстати?Может, это стратостат,Когда старосты летят? А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда! У меня еще нагрузкиПо-немецки и по-русски. Нам задание дано -Чтенье и грамматика.Я сижу, гляжу в окноИ вдруг там вижу мальчика.Он говорит: «Иди сюда,Я тебе ирису дам».А я говорю: «У меня нагрузкиПо-немецки и по-русски». А он говорит: «Иди сюда,Я тебе ирису дам». А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда! С.С.Прокофьев «Болтунья» Джульетта-девочка Балет «Золушка» Д.Б.Кабалевский 1904-1987 Советский композитор, дирижёр, пианист, педагог. Три подружки

Приложенные файлы

univerfiles.com

Презентация и конспект урока «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки:

Предмет

Музыка

Тема урока

« Портрет в музыке».

Цели урока:

Образовательные:

1.Объяснить смысл и значение музыкальной интонации

2.Знакомство с выразительными и изобразительными интонациями в музыке.

Развивающие:

  1. Развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение.

  1. Развивать умение передавать характер музыки голосом, мимикой.

  1. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

  2. Развивать организационные общеучебные умения, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать толерантность к чужим ошибкам и другому мнению;

Формировать позитивное отношение к собственным ошибкам, умение рефлексировать.

Понятия и термины, которые будут введены в ходе урока.

Понятие «портрет в музыке», интонация, выразительность , изобразительность.

Оборудование,ресурсы

Проектор, экран, компьютер, учебник «Музыка 3 класс» Е.Д. Критской, произведения композиторов, электронное пианино.

Межпредметные связи

Чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.

Ход урока:

1.Мотивация учебной деятельности. Формулирование

темы и целей урока

Музыкальное приветствие.

-Мы уже многое узнали о музыке, чему нас учит музыка?

Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

На уроке используется презентация по уроку.

Дети приветствуют учителя.

Принимают учебную задачу

включаются в процесс решения поставленной задач.

  1. 2.Актуализация знаний учащихся

На прошлом уроке мы увидели с вами, как музыка может нарисовать картины природы. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о том, что может нам рассказать и показать музыка.

Слушание «Утро» Э.Грига

Разбор произведения с точки зрения композитора и художника.

Учитель на основании ответов детей делает вывод:

-Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.

Интонация,средства выразительности.

Словарная работа со словом «Интонация»

Учитель предлагает ребятам выявить средства выразительности на произведении Грига «Утро»

-Что такое динамика? Тембр? Регистр?Сила звука?

-Какие динамические оттенки вы знаете?

Затем учитель предлагает:

-Сейчас прозвучит 3 музыкальных фрагмента.

О чем вам расскажет музыка?

Дети высказывают своё мнение.

Какие краски используют художники и с помощью каких музыкальных красок передаёт в музыкальном произведении композитор.

ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение.

Ребята отвечают на поставленные вопросы.

3. Постановка учебной задачи.

4. Первичное закрепление материала.

-У вас на партах лежат листы. Обратите внимание, на них написаны три четверостишия, ваша задача – внимательно прослушать фрагменты и правильно подобрать, к каждому своё стихотворение.

3 фрагмента.

«Брошу на пол куклу я,

Уходите все друзья.

Не хочу я веселиться,

Буду только злиться, злиться».

«На скакалке я скачу,

Прыгаю и хохочу,

Я люблю играть, резвиться

И с друзьями веселиться».

«Плачет дождик за окном,

Плачет Таня за столом,

Не хочу идти гулять,

Буду слезы проливать».

Учитель предлагает по последнему фрагменту определить тему урока.

— Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. Цель нашего урока: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками- масляными, акварельными, гуашью. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.

-Может ли музыка выразить различные черты человеческого характера, нарисовать портрет человека так же, как это может сделать художник?

Вывод: музыка рисует одинаковыми красками картину природы и портрет человека.

Учитель предлагает следующее:

-А сейчас представьте, что к нам в класс войдёт незнакомец. Его портрет нарисует музыка. Сможете ли вы догадаться, кто придет к нам в класс? Для этого вам нужно внимательно слушать музыку.

Итак, встречайте…

слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”

Кто это может быть? Как он выглядит?

-Какой у него характер?

Какими средствами выразительности передается характер?

-В каком характере звучит музыка? (выбирают из слов на слайде)

-О чем он поет?

-Кто это может быть?

После диалога и ответов на вопросы учитель подводит итог:

Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов”

-Кто такой Кутузов?

-Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник?

-А как к этому герою относятся и композитор и художник?

. Ребята выполняют поставленную задачу

Три фрагмента:

1.Злая, капризная.

2. Весёлая, озорная.

3. Грустная.

Дети выводят тему урока: « Портрет в музыке».

Дети выявляют, что характер у человека может быть добрым, злым, капризным, упрямым, мужественным.

Каждый человек, будь он ребёнок или взрослый обладает своим неповторимым характером.

Отвечают на вопросы: Какой характер у девочек? Какой характер у музыки? -Какое имя можно дать каждой из девочек? Почему?

Дети принимают новую задачу.

Внимательно слушают и анализируют.

Отвечают на вопросы:

Великий полководец, который командовал русскими войсками, победившими Наполеона в отечественной войне с 1812 года

-Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, а главное переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум.

Дети активно включаются в учебную деятельность.-

Они уважают его, гордятся тем, что он их соотечественник.

5. Вокально – хоровая работа разучивание арии Кутузова

Учитель предлагает разучить арию Кутузова.

Ответить на вопросы.

Меняется ли музыка в арии? Как меняется? Сколько раз? Почему?

— В арии поется о том, что русские войска должны отойти, отступить от стен Москвы?

Как вы думаете почему?

-Как он называет Москву?

Предлагает посмотреть

видеофрагмент оперы и сравнить образ полководца со своим представлением.

Дети отвечают на вопросы.

Матушкой, Белокаменной

Ребята смотрят. Делают выводы.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание на выбор.

-А теперь подведем, итог мы уже нарисовали несколько портретов. Перечислите их.

Какими музыкальными красками можно нарисовать портрет в музыке?

Выберите из предложенных красок те, которые подходят.

Верно, эти музыкальные краски называются средства музыкальной выразительности.

Учитель на выбор даёт домашнее задание:

-Нарисовать портрет понравившегося героя

-Найти информацию и приготовить рассказ о Кутузове.

Дети отвечают на вопросы.

Делают выводы.

Дети самостоятельно делают выбор домашнего задания.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *