Портрет в музыке в каждой интонации спрятан человек презентация – Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек»
Преподаватель | Обучающиеся | |
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы
продолжаем с вами разговор о том, как много
интересного нас ждет каждый день. Давайте
послушаем и споем одну замечательную мелодию…
(слайд №1) Мелодия – это…? — Молодцы, ребята! Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”. |
— Добрый день!
— Душа музыки (хором) |
|
— Что за мелодия прозвучала? Слышали ли
вы её раньше? — давайте, споём на слог “ля” (фа мажор). — а теперь поём со словами: (слайд №2) Солнышко всходит и небо светлеет. Природа проснулась, и утро пришло |
||
— Какую картину нарисовал нам композитор в этом произведении? | — картину утра, нарисовал, как всходит солнце, рассвет, наступает день… | |
— Молодцы! Музыка, действительно может
рисовать нам картины природы – это музыкальная
изобразительность. Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает? |
— она изображает нам картину природы | |
Исполнение песни “Утро начинается”
(минус на слайде №2) (текст – приложение
1) — А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать? — Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать? |
— ответы детей — о том, как музыка может изображать человека…. Рисовать его портрет |
|
— Вы большие молодцы! Тема нашего урока
сегодня так и звучит: “Портрет в музыке” (слайд
№3). Очень часто в музыкальных произведениях мы
как бы встречаемся с разными персонажами – веселыми и… озорными и… хвастливыми и …. Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность. — Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5) |
— грустными — спокойными — скромными |
|
Слушаем музыку и выбираем, какому герою
она принадлежит (слайд 6). — Почему вы решили, что это именно этот персонаж? — Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете? |
— ответы детей — ответы детей — портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий |
|
— Правильно, ребята! (слайд №7) Сегодня мы
с вами понаблюдаем, как композиторы с помощью
мелодий и выразительных интонаций создают
музыкальные портреты. Сейчас я вам прочту
стихотворение А.Л. Барто “Болтунья” (слайд №8). Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности? Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9). — почему именно эта картинка? — за счет чего? Как вы определили? Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10) |
— быстро… | |
Как вы думаете, зачем автор использовал
в своем стихотворении скороговорку? - Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка? Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки. Слушаем песню “Болтунья” |
— ответы детей… чтобы показать,
что девочка любит поговорить — Быстрая… |
|
Итак, смог ли композитор нарисовать нам
портрет болтуньи? При помощи чего? |
— Да! — быстрый темп, веселый характер… |
|
— Как вам кажется, нравится ли
композитору Лида? На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11). |
— Нравится!!! | |
— Подумайте, кто спрятан за этой
интонацией? Играю начало “Джульетты-девочки” - Какой у неё характер? Что она делает? — Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх. Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12) Смотрим видео “Джульетта-девочка” (приложение 2 , 21 мин.) |
— Джульетта! — Озорной, она бегает |
|
— Скажите, только одна тема прозвучала в
портрете Джульетты? — Правильно. Как вы думаете, почему? |
— несколько — ответы детей. |
|
— Давайте попробуем, слушая музыку,
изобразить мимикой и движениями её настроение и
действия.
— Скажите, а Джульетта вам нравится? |
Дети встают и пластическими
движениями под музыку показывают Джульетту. |
|
Итак, расскажите, о чем же мы сегодня с
вами разговаривали? Что такое портрет в музыке?
(слайд №13) Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту. Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14) Домашнее задание на следующий урок |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
1.Организационный. Мотивирование (самоопределение) к деятельности. Цель – активизация учащихся. 2.Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока | — Улыбнемся друг другу, гостям. Сядьте удобно. -Здравствуйте ребята. Ребята, а когда вы утром просыпаетесь, что вы говорите маме, папе, брату или сестре? — А придя в школу, учителю, что говорите? -А какие еще вы знаете слова приветствия? -Молодцы, сейчас я вам включу песенку приветствия, а вы постараетесь все слова четко, громко пропеть! -Мы уже многое узнали о музыке, чему нас учит музыка? Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. На уроке используется презентация по уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. -Доброе утро! — Здравствуйте! -Доброе утро и добрый вечер. Исполняют песню «ДОБРОЕ УТРО, ЗДРАВСТВУЙТЕ» Принимают учебную задачу включаются в процесс решения поставленной задач. |
| На прошлом уроке мы увидели с вами, как музыка может нарисовать картины природы. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о том, что может нам рассказать и показать музыка. Слушание «Утро» Э.Грига Разбор произведения с точки зрения композитора и художника. Учитель на основании ответов детей делает вывод: -Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим. Интонация, средства выразительности. Словарная работа со словом «Интонация» Учитель предлагает ребятам выявить средства выразительности на произведении Грига «Утро» -Что такое динамика? Тембр? Регистр? Сила звука? -Какие динамические оттенки вы знаете? Затем учитель предлагает: -Сейчас прозвучит 3 музыкальных фрагмента. О чем вам расскажет музыка? | Дети высказывают своё мнение. Какие краски используют художники и с помощью каких музыкальных красок передаёт в музыкальном произведении композитор. ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение. Ребята отвечают на поставленные вопросы. | 4. Постановка учебной задачи. 5.Проверка понимания изложенного материала. Цель – обобщение полученных знаний в процессе ответа на вопросы учителя; формирование умения выполнять интонационно-образный анализ 6. Закрепление материала. | -У вас на партах лежат листы. Обратите внимание, на них написаны три четверостишия, ваша задача – внимательно прослушать фрагменты и правильно подобрать, к каждому своё стихотворение. («Три подружки» Кабалевский) 3 фрагмента. «Брошу на пол куклу я, Уходите все друзья. Не хочу я веселиться, Буду только злиться, злиться». «На скакалке я скачу, Прыгаю и хохочу, Я люблю играть, резвиться И с друзьями веселиться». «Плачет дождик за окном, Плачет Таня за столом, Не хочу идти гулять, Буду слезы проливать». Учитель предлагает по услышанному фрагменту определить тему урока. — Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. Цель нашего урока: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками- масляными, акварельными, гуашью. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными. -Может ли музыка выразить различные черты человеческого характера, нарисовать портрет человека так же, как это может сделать художник? Почему? Какой характер у девочек? Какой характер у музыки? -Какое имя можно дать каждой из девочек? — Посмотрите, какую замечательную книгу я принесла вам сегодня на урок! Когда я была маленькая, я всегда просила родителей прочитать эту сказку. Она мне так нравится, что я решила поделиться с вами впечатлениями. — А вы читали эту сказку? Что произошло с бедной Золушкой? Сказка французского писателя Шарля Перро( Слайд) «Золушка» (Слайд ) получила вторую жизнь в балете «Золушка» С. Прокофьева. — Сергей Прокофьев — мастер по созданию музыкальных портретов. Давайте послушаем фрагмент «Танец с шалью». -Что такое балет? Где и что происходило? Какая Золушка? Какой танец она танцевала? (вальс) Физкультминутка «Фиксики» Учитель предлагает следующее: -А сейчас представьте, что к нам в класс войдёт незнакомец. Его портрет нарисует музыка. Сможете ли вы догадаться, кто придет к нам в класс? Для этого вам нужно внимательно слушать музыку. Итак, встречайте… слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” (слайд) Кто это может быть? Как он выглядит? -Какой у него характер? Какими средствами выразительности передается характер?(слайд) -В каком характере звучит музыка? (слайд) О чем он поет? -Кто это может быть? После диалога и ответов на вопросы учитель подводит итог: Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов” -Кто такой Кутузов? -Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник? -А как к этому герою относятся и композитор и художник? | . Ребята выполняют поставленную задачу Три фрагмента: 1.Злая, капризная. 2. Весёлая, озорная. 3. Грустная. Дети выводят тему урока: « Портрет в музыке». Дети выявляют, что характер у человека может быть добрым, злым, капризным, упрямым, мужественным. Каждый человек, будь он ребёнок или взрослый обладает своим неповторимым характером. Отвечают на вопросы: Отвечают на вопросы -Балет – музыкально — драматическое произведение, где действие передается при помощи музыки, танца, костюмов, декораций Слушают музыкальный фрагмент. Анализируют музыку. Описывают какой они видят Золушку. Дети принимают новую задачу. Внимательно слушают и анализируют. Отвечают на вопросы: (выбирают из слов на слайде) Великий полководец, который командовал русскими войсками, победившими Наполеона в отечественной войне с 1812 года -Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, а главное переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум. Дети активно включаются в учебную деятельность. . | 8. Рефлексия. Итог занятия. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работы. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса 9. Домашнее задание | -А теперь подведем, итог мы уже нарисовали несколько портретов. Перечислите их. Какими музыкальными красками можно нарисовать портрет в музыке? Выберите из предложенных красок те, которые подходят. Верно, эти музыкальные краски называются средства музыкальной выразительности. -А теперь оцените свою работу и занятия в целом – нотки на вашем столе: красная – я был активен, узнал много нового, это пригодится в жизни, желтая – было интересно, комфортно, но ничего нового, поэтому работал вполсилы, черная – время потрачено зря. Поместите их на нотный стан. Я тоже поучаствую (прикрепляю скрипичный ключ) Учитель даёт домашнее задание: -Нарисовать портрет понравившегося героя | Дети отвечают на вопросы. Делают выводы. Обобщают полученные знания в процессе ответа на вопросы учителя Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на занятии. (выбранную нотку-оценку крепят на музыкальный стан) Записывают задание в дневник. |
kopilkaurokov.ru
Презентация по музыке «Музыкальный портрет. В каждой интонации спрятан человек»

Музыкальный портрет. В каждой интонации спрятан человек.
Борисова Ольга Николаевна,
учитель музыки

А́гния Льво́вна Барто́ (урождённая Во́лова , согласно некоторым источникам первоначальные имя и отчество Гетель Ле́йбовна ;4 (17) февраля 1906 , Москва — 1 апреля 1981 , Москва ) — русская советская детская поэтесса, писательница, киносценаристка , радиоведущая.

«Болтунья»
- Что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали. А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала: «Драмкружок, кружок по фото Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок». Ну, я выбрала по фото… Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали. А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!

- Я теперь до старости В нашем классе староста. А чего мне хочется? Стать, ребята, летчицей. Поднимусь на стратостате… Что такое это, кстати? Может, это стратостат, Когда старосты летят? А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! У меня еще нагрузки По-немецки и по-русски. Нам задание дано — Чтенье и грамматика. Я сижу, гляжу в окно И вдруг там вижу мальчика. Он говорит: «Иди сюда, Я тебе ирису дам». А я говорю: «У меня нагрузки По-немецки и по-русски». А он говорит: «Иди сюда, Я тебе ирису дам». А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!

Сергей Сергеевич Прокофьев — (1891 — 1953) — русский и советский пианист и дирижёр, один из крупнейших композиторов XX века. Народный артист РСФСР (1947).

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева
videouroki.net
Презентация «В интонации спрятан человек» 3 класс (по программе Г.Сергеевой, Е.Критской)
МКОУ ПГО СОШ П. Зюзельский Методическая разработка урока музыки в 3 классе Тема «В интонации спрятан человек»- Выполнила: Учитель музыки Черникова Нурзида Нурулловна
- п. Зюзельский 2014 г
Интонация.
Средства музыкальной выразительности.
Тембр – окраска звука.
Лад — настроение в музыке.
Темп — скорость движения
Регистр – высота звука.
Динамика – сила звука.
Ритм – биение сердца музыки. Это чередование сильных и слабых долей, от которого зависит характер произведения (песенный, танцевальный,маршевый)Интонация – зерно музыкального произведения
Интонация в музыке Воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Единство звука и смысла. Интонацию можно увидеть? Интонация – мелодический оборот, наименьшая часть мелодии «Какой в интонации спрятан человек?» Какой образ создаёт музыка? Тембр, каких инструментов выбрал композитор? В музыке звучат два контрастных фрагмента. Расскажите о них. «Песня Сольвейг» из Сюиты «Пер Гюнт» Э.ГригГ.Ибсен
Вспомните несколько названий частей сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»«Утро»
«В пещере горного короля»
«Танец Анитры»
Прочитай слова «Песни Сольвейг» с разной интонацией. Подберите определения для интонации.Зима пройдёт, и весна промелькнёт и весна промелькнёт
Увянут все цветы снегом их занесёт, снегом их занесёт (повествовательная)
И ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит, мне сердце говорит (восклицательная)
Тебе верна, останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить (утвердительная)
Вопросы Что нам даёт знакомство с этим образом? Что для себя мы сможем почерпнуть из него? Что такое счастье? В чём оно заключается? Весной 1912 года газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского парохода, столкнувшегося с айсбергом. Как вы думаете, как назывался корабль? «Огромный корабль погружался в воду мучительно долго. И всё это время мужественно и величаво звучала 3-я симфония немецкого композитора Людвига Бетховена «Героическая».Наполео́н I Бонапа́рт
(1769 – 1821)
Людвиг Бетховен (1770 – 1827)
Вопросы Какой образ создаёт музыка? Какие переживания и чувства выражает? Кто в вашем понимании является героем? Какие же качества должна сочетать в себе личность? Личность Человек умеющий уступить своё место в жизни другим, не жалея ни о чём и оставаясь в этой ситуации человеком – с большой буквыСвобода, ведущая народ,
Эжен Делакруа,
1830
Домашнее задание Найти определение «Сюита». Выяснить, что оно значит.uchitelya.com
Портрет в музыке — музыка, презентации

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Кудымкара
Урок музыки в 3 классе
Тема: «Портрет в музыке»
Разработала:
учитель музыки
Распопова Наталья
Геннадьевна

«Утро»
Эдвард Григ

мелодия
тембр
лад
ритм
регистр
динамика
темп
Интонация

«На скакалке я скачу,
Прыгаю и хохочу,
Я люблю играть, резвиться
И с друзьями веселиться»
«Плачет дождик за окном,
Плачет Таня за столом,
Не хочу идти гулять,
Буду слезы проливать»
«Брошу на пол куклу я,
Уходите все друзья.
Не хочу я веселиться,
Буду только злиться, злиться»

Портрет в музыке
«В каждой интонации спрятан человек».

Злюка
Резвушка
Плакса

мелодия
тембр
лад
ритм
регистр
динамика
темп
Интонация

МУЗЫКАЛЬНЫЙ
НЕЗНАКОМЕЦ
Кто он ?(опишите этого человека)
Какой к него характер?

Средства музыкальной выразительности
- Темп (быстрый, умеренный, медленный)
- Тембр голоса (высокий – тенор, низкий- бас)
- Динамика (громко, тихо)
- Мелодия (ровная, скачкообразная, восходящая, нисходящая)
- Характер (маршевый, танцевальный, суровый, разгульный, спокойный, )

В каком характере звучит музыка?
ТАИНСТВЕННО
благородно ЗЛО РЕЗКО
ЛАСКОВО ГРОЗНО МЯГКО
Мужественно СТРЕМИТЕЛЬНО
Величественно БЫСТРО
торжественно

Ария Кутузова из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьев

благородно
мужественно
торжественно
величественно
гордо
Портрет князя М. И Кутузова Роман Максимович Волков
Сергей Сергеевич Прокофьева
Ария Кутузова из оперы «Война и мир»

Величавая, в солнечных лучах,
матерь русских городов,
ты раскинулась перед нами, Москва!
Уж ли близится скорбный, тяжкий час,
войско русское должно
от священных стен без боев отойти?

М. И Кутузов
Плакса
Злюка
Резвушка

Домашнее задание
на выбор
Нарисовать портрет понравившегося героя
найти информацию и приготовить рассказ о Кутузове.
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку по программе Критской Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Портрет в музыке Что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото,Хоркружок — мне петь охота,За кружок по рисованьюТоже все голосовали.А Марья Марковна сказала,Когда я шла вчера из зала:»Драмкружок, кружок по фотоЭто слишком много что-то. Выбирай себе, дружок,Один какой-нибудь кружок».Ну, я выбрала по фото…Но мне еще и петь охота,И за кружок по рисованьюТоже все голосовали. А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда! Я теперь до старостиВ нашем классе староста.А чего мне хочется?Стать, ребята, летчицей. Поднимусь на стратостате…Что такое это, кстати?Может, это стратостат,Когда старосты летят? А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда! У меня еще нагрузкиПо-немецки и по-русски. Нам задание дано -Чтенье и грамматика.Я сижу, гляжу в окноИ вдруг там вижу мальчика.Он говорит: «Иди сюда,Я тебе ирису дам».А я говорю: «У меня нагрузкиПо-немецки и по-русски». А он говорит: «Иди сюда,Я тебе ирису дам». А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда! С.С.Прокофьев «Болтунья» Джульетта-девочка Балет «Золушка» Д.Б.Кабалевский 1904-1987 Советский композитор, дирижёр, пианист, педагог. Три подружки
Приложенные файлы
univerfiles.com
Презентация и конспект урока «Музыкальный портрет»
Технологическая карта урока музыки:
ПредметМузыка
Тема урока
« Портрет в музыке».
Цели урока:
Образовательные:
1.Объяснить смысл и значение музыкальной интонации
2.Знакомство с выразительными и изобразительными интонациями в музыке.
Развивающие:
Развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение.
Развивать умение передавать характер музыки голосом, мимикой.
Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
Развивать организационные общеучебные умения, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Воспитывающие:
Воспитывать толерантность к чужим ошибкам и другому мнению;
Формировать позитивное отношение к собственным ошибкам, умение рефлексировать.
Понятия и термины, которые будут введены в ходе урока.
Понятие «портрет в музыке», интонация, выразительность , изобразительность.
Оборудование,ресурсы
Проектор, экран, компьютер, учебник «Музыка 3 класс» Е.Д. Критской, произведения композиторов, электронное пианино.
Межпредметные связи
Чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.
Ход урока:
1.Мотивация учебной деятельности. Формулированиетемы и целей урока
Музыкальное приветствие.
-Мы уже многое узнали о музыке, чему нас учит музыка?
Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
На уроке используется презентация по уроку.
Дети приветствуют учителя.
Принимают учебную задачу
включаются в процесс решения поставленной задач.
2.Актуализация знаний учащихся
На прошлом уроке мы увидели с вами, как музыка может нарисовать картины природы. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о том, что может нам рассказать и показать музыка.
Слушание «Утро» Э.Грига
Разбор произведения с точки зрения композитора и художника.
Учитель на основании ответов детей делает вывод:
-Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.
Интонация,средства выразительности.
Словарная работа со словом «Интонация»
Учитель предлагает ребятам выявить средства выразительности на произведении Грига «Утро»
-Что такое динамика? Тембр? Регистр?Сила звука?
-Какие динамические оттенки вы знаете?
Затем учитель предлагает:
-Сейчас прозвучит 3 музыкальных фрагмента.
О чем вам расскажет музыка?
Дети высказывают своё мнение.
Какие краски используют художники и с помощью каких музыкальных красок передаёт в музыкальном произведении композитор.
ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение.
Ребята отвечают на поставленные вопросы.
3. Постановка учебной задачи.
4. Первичное закрепление материала.
-У вас на партах лежат листы. Обратите внимание, на них написаны три четверостишия, ваша задача – внимательно прослушать фрагменты и правильно подобрать, к каждому своё стихотворение.
3 фрагмента.
«Брошу на пол куклу я,
Уходите все друзья.
Не хочу я веселиться,
Буду только злиться, злиться».
«На скакалке я скачу,
Прыгаю и хохочу,
Я люблю играть, резвиться
И с друзьями веселиться».
«Плачет дождик за окном,
Плачет Таня за столом,
Не хочу идти гулять,
Буду слезы проливать».
Учитель предлагает по последнему фрагменту определить тему урока.
— Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. Цель нашего урока: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками- масляными, акварельными, гуашью. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.
-Может ли музыка выразить различные черты человеческого характера, нарисовать портрет человека так же, как это может сделать художник?
Вывод: музыка рисует одинаковыми красками картину природы и портрет человека.
Учитель предлагает следующее:
-А сейчас представьте, что к нам в класс войдёт незнакомец. Его портрет нарисует музыка. Сможете ли вы догадаться, кто придет к нам в класс? Для этого вам нужно внимательно слушать музыку.
Итак, встречайте…
слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”
Кто это может быть? Как он выглядит?
-Какой у него характер?
Какими средствами выразительности передается характер?
-В каком характере звучит музыка? (выбирают из слов на слайде)
-О чем он поет?
-Кто это может быть?
После диалога и ответов на вопросы учитель подводит итог:
Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов”
-Кто такой Кутузов?
-Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник?
-А как к этому герою относятся и композитор и художник?
. Ребята выполняют поставленную задачу
Три фрагмента:
1.Злая, капризная.
2. Весёлая, озорная.
3. Грустная.
Дети выводят тему урока: « Портрет в музыке».
Дети выявляют, что характер у человека может быть добрым, злым, капризным, упрямым, мужественным.
Каждый человек, будь он ребёнок или взрослый обладает своим неповторимым характером.
Отвечают на вопросы: Какой характер у девочек? Какой характер у музыки? -Какое имя можно дать каждой из девочек? Почему?
Дети принимают новую задачу.
Внимательно слушают и анализируют.
Отвечают на вопросы:
Великий полководец, который командовал русскими войсками, победившими Наполеона в отечественной войне с 1812 года
-Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, а главное переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум.
Дети активно включаются в учебную деятельность.-
Они уважают его, гордятся тем, что он их соотечественник.
5. Вокально – хоровая работа разучивание арии Кутузова
Учитель предлагает разучить арию Кутузова.
Ответить на вопросы.
Меняется ли музыка в арии? Как меняется? Сколько раз? Почему?
— В арии поется о том, что русские войска должны отойти, отступить от стен Москвы?
Как вы думаете почему?
-Как он называет Москву?
Предлагает посмотреть
видеофрагмент оперы и сравнить образ полководца со своим представлением.
Дети отвечают на вопросы.
Матушкой, Белокаменной
Ребята смотрят. Делают выводы.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание на выбор.
-А теперь подведем, итог мы уже нарисовали несколько портретов. Перечислите их.
Какими музыкальными красками можно нарисовать портрет в музыке?
Выберите из предложенных красок те, которые подходят.
Верно, эти музыкальные краски называются средства музыкальной выразительности.
Учитель на выбор даёт домашнее задание:
-Нарисовать портрет понравившегося героя
-Найти информацию и приготовить рассказ о Кутузове.
Дети отвечают на вопросы.
Делают выводы.
Дети самостоятельно делают выбор домашнего задания.
infourok.ru