cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Подумайте какой известный физико географический объект – Олимпиада по географии 9 класс, задания с ответами

Содержание

Олимпиада по географии 9 класс, задания с ответами

Решая тренировочные задания, учащиеся 9 класса смогут подготовиться к
участию в олимпиаде по географии. На этой странице составлен комплект заданий, состоящий из тестовых и открытых вопросов, затрагивающих основные разделы школьной программы. Также представленные задания помогут подготовиться к ГИА по географии и повторить материал, изученный на занятиях.

Олимпиадные задания по географии для 9 класса дополняются ответами и примерами решений. Это позволит ученикам оценить себя, сели они будут готовиться к олимпиаде самостоятельно.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1.Сколько субъектов Российской Федерации насчитывается в настоящее время:
А) 88
Б) 83
В) 22
Г) 45

2. Самый большой по площади территории субъект Российской Федерации – это:
А) Красноярский край
Б) город Москва

В) Республика Саха (Якутия)
Г) Новосибирская область

3. Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:
А) Уральские горы
Б) Кавказские горы
В) Каспийское море
Г) Прикаспийская низменность

4. Выберите вид транспорта, лидирующий по грузообороту в России:
А) железнодорожный
Б) автомобильный
В) трубопроводный
Г) внутренний водный

5. Выберите из предложенных регионов регион с самой высокой лесистостью территории:
А) Московская обл.
Б) Калининградская обл.
В) Оренбургская обл.
Г) Республика Коми.

6. Выберите фактор размещения, незначительный для размещения предприятий нефтеперерабатывающей промышленности:
А) электроэнергетический
Б) транспортный
В) трудовой
Г) экологический

7. Размещение сахарного завода будет в основном тяготеть к:
А) потребителю
Б) сырью
В) транспортным путям

Г) трудовым ресурсам

8. Выберите пару государств, в которой присутствуют государства, с которыми Россия имеет наименее протяженную сухопутную границу:
А) Литва и Польша
Б) Казахстан и Китай
В) КНДР и Норвегия
Г) Грузия и Азербайджан

9. Найдите исключение из предложенных вариантов, в которых перечислены города-«миллионеры» России:
А) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород
Б) Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск
В) Пермь, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону
Г) Москва, Новгород, Екатеринбург, Казань

10. Средняя плотность населения России составляет:
А) 145 чел/км2
Б) 8,5 чел./км2
В) 17 чел./км2
Г) 2,5 чел./км2

Открытые вопросы

Вопрос 1
Почему города и поселки среднего и нижнего Поволжья, находящиеся на правобережье, стоят у самой реки, а населенные пункты левобережья, за редким исключением, расположены на один–два километра и далее от Волги?

Вопрос 2
Этот город расположен на левом берегу реки Волги. Предполагаемая дата его основания – 1152 год. В 1613 году, после изгнания польско-литовских интервентов из Москвы, их отряды продолжали бродить по стране, грабя население. Один из таких отрядов пришел в населенный пункт Деревенька, неподалеку от этого города. Враги грабили амбары, забрали все, что смогли унести. Переночевав, наутро они потребовали проводника. Им вызвался быть Иван Осипович Сусанин. Он намеренно завел отряд в непроходимый болотистый лес, за что был изрублен шляхтичами. Но ни один из врагов не уцелел – все погибли в непроходимом болоте.

Как называется этот город? Какая из православных святынь России находится в этом городе?

Вопрос 3
«Родился я и вырос в городе, название которому дано по имени реки, на которой он расположен. Учился я в другом городе, который находился восточней первого: расстояние между ними 945 км по железной дороге. Имя второму городу дала также река, на которой он лежит. Кстати, название этих городов и рек схожи, разница лишь в одной начальной букве. Один из этих городов мы будем проезжать. Еду я домой, в город, название которого читается одинаково справа и слева. Начальная буква в названии этого города та же, что и города, где я родился. А находится он в бассейне реки, имя которой носит моя дочь. Если хотите знать, как меня зовут, то следите за станциями, мимо которых мы будем проезжать. В названии одной из них. В названии одной из них, данной в честь русского казака-землепроходца Хабарова, вы прочтете мое имя и отчество».

Попробуйте, пользуясь данными, которые приведены в рассказе, ответить на следующие вопросы:
1. В каком городе родился рассказчик, и на какой реке этот город расположен?
2. Где он учился (название города и реки)?
3. В какой город он едет.
4. В бассейне какой реки находится этот город?
5. Имя и отчество рассказчика?

Вопрос 4
Выделите из предлагаемого списка пять животных, которые могут «встретиться друг с другом» в однородных природных условиях:

Бурый медведь, белый медведь, пингвин, морж, тигр, лев, пятнистый олень, соболь, бурундук.

Вопрос 5
Определите, какой тип погоды: циклональный, антициклональный или холодного фронта – отражен в следующих описаниях. По каким признакам вы его определили? В каких районах нашей страны и в какое время года наиболее распространены эти типы погоды?
А) Мороз и солнце; день чудесный!..
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин
Б) Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали —
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали.
А туча шла, гора горой!…
И всё раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,

И стрелы молний всё неслись
В простор тревожный, беспредельный.
Н. Рубцов
В) Осень! Летит по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идёт с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множества сит,
Дождик знобящий и серый
Всё моросит, моросит…
Н. Рубцов

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветБВВВБ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветВГБВБ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:В середине прошлого века русский академик Бэр объяснил размыв рекою одного берега и связанное с этим отступление речного русла с противоположной стороны, а также часто встречающуюся крутизну берегов вращением Земли вокруг оси. Эта сила еще называется силой Кориолиса (ускорением Кориолиса). Этим фактором объясняется то, что реки в северном полушарии отклоняются к правому берегу и сильнее подмывают его, а в южном – к левому.

Волга – река северного полушария, а, следовательно, крутой – правый берег. Некоторые селения, города на этом берегу неоднократно страдали от подмыва берега рекой. Города левого берега, возникшие на самом берегу Волги, в настоящее время находятся на значительном отдалении от реки.
Ответ на вопрос 2:Это Город Кострома. Ипатьевский монастырь.
Ответ на вопрос 3:Рассказчик родился в Омске (на реке Омь), учился в Томске (река Томь). Едет в город Томмот, находящийся в бассейне реки Лены. Его имя и отчество – Ерофей Павлович.
Ответ на вопрос 4:Бурый медведь, тигр, пятнистый олень, соболь, бурундук.
Ответ на вопрос 5:
а) Антициклон
б) холодный фронт
в) циклон
На Восточно – Европейской равнине приход циклонов в летние и осенние месяцы сопровождается понижением температуры и усилением осадков. Для центральной части области антициклона характерна ясная малооблачная погода, жаркая летом и морозная зимой. Прохождение холодного атмосферного фронта, когда холодный воздух вытесняет теплый в более высокие слои тропосферы, сопровождается развитием интенсивной облачности, шквалами, ливнями, грозами.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Задания для школьного этапа олимпиады школьников по географии (9 класс)

Задания для проведения школьного

этапа

всероссийской олимпиады школьников

по географии

Время выполнения 1,5 ч. Максимальное количество баллов 58 б.

Тестовый тур (27 баллов)

I. Прочитайте предложенные вопросы, на каждый вопрос дайте только один правильный ответ (задания оцениваются в один балл)

1. Россию омывают столько же океанов, сколько и территорию:

а) Австралии б) Японии в) Турции г) Канады

2. В каком ряду указаны только города-миллионеры?

а) Пермь, Челябинск, Воронеж б) Волгоград, Екатеринбург, Красноярск

в) Иркутск, Хабаровск, Владивосток г) Омск, Казань, Челябинск

3. Укажите верное сочетание «район — сельскохозяйствен­ные культуры».

а) Поволжье — цитрусовые, бахчевые, рис

б) Северный Кавказ — рожь, подсолнечник, виноград

в) Центрально-Черноземный район — сахарная свекла, пшеница, подсолнечник

г) Дальний Восток — рис, соя, виноград

4. Укажите верное сочетание «порт — вид вывозимого груза».

а) Новороссийск – нефть в) Дудинка — зерно

б) Мурманск – лес г) Архангельск- руда

5. Укажите верное сочетание «город — металл — фактор раз­мещения».

а) Норильск — никель — энергетический

б) Красноярск — алюминий — сырьевой

в) Череповец — сталь — транспортный

г) Волгоград — олово — потребительский

6. Укажите верное сочетание «город — отрасль машино­строения».

а) Волгоград — автомобилестроение

б) Павлово — производство автобусов

в) Петрозаводск — энергетическое машиностроение

г) Мурманск — авиастроение

7. Выберите пару государств, в которой присутствуют государства, с которыми Россия имеет наименее протяженную сухопутную границу:
а) Литва и Польша
б) Казахстан и Китай

в) КНДР и Норвегия
г) Грузия и Азербайджан

8.Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:
а) Уральские горы
б) Кавказские горы
в) Каспийское море
г) Прикаспийская низменность

9. С Атлантического океана на территорию России, как правило, приходят:

а) циклоны б) антициклоны в) холодный фронт г) стационарный фронт

10. Выберите территорию, где будет наблюдаться максимальная годовая амплитуда температур:

а) центр Восточно-Европейской равнины;

б) побережье Балтийского моря;

в) побережье Черного моря;

г) внутренние районы Сибири; 

11. Расположите субъекты РФ с севера на юг: А) Удмуртия Б) Самарская область В) Хабаровский край Г) Челябинская область 

а) АБВГ

б) ВАБГ

в) ВАГБ 

г) БВГА

12. Чему будет равен коэффициент увлажнения территории если известно что уровень суммарной радиации составляет 90 ккал/кВ.см в год, годовое количество осадков равно 600 мм, уровень испаряемости 600 мм/год:

а) 0,15;

б) 6,7;

в) 1; 

г) 63000;

II. Прочитайте предложенные вопросы, дайте правильный ответ, выберите верные утверждения, установите соответствие

13. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

а) Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли.

б) Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря»

в) Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию.

г) Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток»

д) Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова

(за каждый верный ответ 1 балл)

14. Выберите верные утверждения.

  1. Самые большие низменности России расположены к востоку от Енисея.

  2. Сели, обвалы и осыпи чаще всего происходят в районах с большим уклоном местности.

  3. Преобразование рельефа Восточно-Европейской равнины в значительной степени связано с четвертичным оледенением.

  4. Западная Сибирь- главный район выращивания подсолнечника в России.

  5. Кукуруза — важнейшая зерновая культура России.

  6. Крупнейшие ГЭС России располагаются в Восточной Сибири.

  7. Рис выращивают в России в пойме реки Кубань.

  8. Старейший угольный бассейн в России — Подмосковный.

  9. Для населения России характерно снижение численности.

  10. Естественный прирост это разница между числом приехавших и уехавших людей.

(за каждый верный ответ 0,5 баллов)

15.Сопоставьте город и его функцию (не более одной)

  1. Воркута а) столица одной из республик России

  2. Дубна б) центр автономного округа

  3. Ессентуки в) краевой центр России

  4. Краснодар г) областной центр Поволжья

  5. Майкоп д) областной центр Сибири

  6. Находка е) горнопромышленный центр

  7. Омск ж) морской порт Дальнего Востока

  8. Самара з) научный центр Подмосковья

  9. Тура и) курортный центр Кавказа

  10. Углич к) историко-архитектурный центр

(за каждый верный ответ 0,5 баллов)

Аналитический тур (31 балл)

Задание 1. Заполните пропуски в тексте:

«Эта акватория самая маленькая, самая пресная, самая холодная и самая мелководная среди себе подобных. Именно перелетом через ____________________________________ (напишите название этой акватории) в 1957 году прославился советский летчик Валерий Чкалов. В пределах этой акватории лежит одна из двух необычных точек Земли, которые имеют только одну географическую координату _____________ (укажите какую). Назовите эту точку ____________________.

Этот архипелаг принадлежит и назван в честь второй по площади территории страны мира, а также именно на его территории находится точка, на которую смотрят все стрелки компасов. Назовите этот архипелаг __________________________________, страну_______________________ и точку __________________________________.

6 баллов

Задание 2. Определите, изображенные два крупных озера России, если известно, что до них можно добраться на корабле из Москвы. Определив озера 1 и 2, решите задания, представленные ниже.

  1. Как называются озера 1 и 2?

  2. В каких субъектах РФ есть эти два озера вместе?

  3. Какая река связывает эти озера?

  4. Перечислите не менее 3-х сходств в природе озер.

  5. В какие моря мирового океана можно добраться из озера 1 и 2?

10 баллов

Задание 3Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего субъекта Российской Федерации; под каждым рисунком — поясняющую подпись: что (или кто) на изображении.

Впишите во вторую колонку таблицы номера рисунков так, чтобы образовались осмысленные пары «субъект федерации — рисунок». Поясните, почему вы так сделали.

Объект

Рисунок

Пояснение

А

c

c

Б

c

c

В

c

c

Итого: 9 баллов

Задание 4«Марка — визитная карточка страны». Она представляет собой, как правило, хорошо продуманную и высокохудожественную миниатюру, остается отличным источником географической информации — сжатой, концентрированной, тщательно отобранной.

На рисунке марки почты России, изображен субъект РФ. Определите, какой субъект изображен на марке? Установите, как можно конкретнее, что изображено на марках (каждый сюжет). Необходимо пояснить, какое отношение изображение имеет к этому региону

Итого: 6 баллов

Ответы тестовый раунд

Итого: 27 баллов

г
  1. в

  1. в

  1. Магеллан

  2. Крузенштерн

  3. Марко Поло

  4. Беллинсгаузен

Кук

2,3,6,

7,9

  1. 1- е, 2-з, 3-и, 4-в, 5-а, 6-ж, 7-д , 8-г , 9-б, 10-к

Ответы аналитический раунд.

Задание 1. Северный Ледовитый океан, 90 градусов северной широты, Северный полюс, Канадский Арктический архипелаг, Канада, Магнитный полюс. 6 баллов

Задание 2.

  1. Озеро 1-Ладожское – 0,5 балла, Озеро 2 – Онежское 0,5 балла. Итого– 1 балл

Субъекты: Ленинградская область, Республика Карелия – по 0,5 балла, итого – 1 балл.

Река: Свирь – 1 балл Итого – 4 балла

  1. Сходства:

В географическом положении, Ледниково-тектонические котловины, гидрологический режим (могут быть другие варианты ответа, не противоречащие смыслу) До 3-х баллов (по 1 баллу за сходство).

3. Из озера 1 – в Балтийское море, Белое море, Азовское море, Черное море – по 0,5 балла. 2 балла

Итого: 10 баллов

Задание 3.

Каждый правильный ответ в 2 колонке — один балл. За полное обоснование в 3 колонке – 2 балла

Итого: 9 баллов

Задание 4. Каждый правильное пояснение — 1 балл.

Белгородская область- 1 балл

Итого: 6 баллов

infourok.ru

Тест по географии 9 класс

ТЕСТОВЫЙ РАУНД

1. Определите соответствие, какое море к какому океану относится.

1. Балтийское море
2. Чукотское море
3. Охотское море
4. Каспийское море

А) Тихий океан
Б) Атлантический океан
В) Северный Ледовитый океан

Ответ: 1-Б,2-В,3-А

2. Крупнейший по площади остров России:

А) Врангеля
Б) Колгуев
В) Парамушир
Г) Сахалин

Ответ: Г

3. Какие следы древнего оледенения встречаются в рельефе Русской равнины?

А) Горы останцы
Б) Конечно – моренные гряды
В) Овраги
Г) Балки

Ответ: Б

4. Установите соответствие между типом климата и регионом России, где имеется данный тип климата:

Тип климата
1.Морской
2.Муссонный
3.Сухой субтропический.

Регион
А) республика Адыгея;
Б) Камчатская область
В) Калининградская область
Г) морское побережье Дагестана
Д) Сахалинская область

Ответ: 1-Б,2-Д,3-Г

5. Из какой природной зоны Западной Сибири в какую переместится путешественник, совершив перелёт по маршруту В – А, показанному на карте?

А) из зоны степей в зону арктических пустынь
Б) из зоны степей в зону тундры
В) из зоны тундры в зону степей
Г) из зоны пустынь и полупустынь в зону тундры

Ответ: Б

6. В настоящие время в наибольшей степени используются рекреационные ресурсы:

А) Алтая
Б) Дальнего Востока
В) Урала
Г) Северного Кавказа

Ответ: Г

7. Реки Обь, Енисей, Лена текут с юга на север. Это объясняется:

А) общим наклоном территории к северу
Б) обилием осадков
В) чередованием гор и равнин в рельефе
Г) особенностями слагающих пород

Ответ: А

8. Полноводность рек в Приморском крае летом связана с:

А) быстрым таянием горных ледников
Б) подъемом уровня грунтовых вод
В)экономической деятельностью людей
Г) муссонными дождями

Ответ: Г

9. Минеральными, водными, лесными, охотничьими ресурсами наиболее богат регион:

А) Центральная Россия
Б) Поволжье
В) Якутия
Г) Ставропольский край

Ответ: В

10. Жаркий (+25…+30 С), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5 м/с) ветер в течение нескольких дней. О каком неблагоприятном климатическом явлении, встречающемся на территории России, идет речь:

А) засуха
Б) суховей
В) пыльная буря
Г) ураган

Ответ: Б

11. Выберите сочетание, где правильно перечислены районы современных землетрясений в России:

А) п-ов Камчатка, Прибайкалье, Алтай, Кавказ
Б) Восточно-Сибирская равнина и о. Сахалин
В) оз. Байкал и Восточно-Европейская равнина
Г) Урал и Алтай

Ответ: А

12. Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:

А) Уральские горы
Б) Кавказские горы
В) Каспийское море
Г) Прикаспийская низменность

Ответ: В

13. Самыми плодородными почвами отличаются:

А) Воронежская область
Б) Калмыкия
В) Красноярский край
Г) Московская область

Ответ: А

14. Экстремальные природные условия характерны для большей части района:

А) Волго-Вятского
Б) Дальневосточного
В)Северо – Западного
Г)Центрального

Ответ: Б

15. Города Сочи, Кисловодск, Пятигорск – это:

А) административные центры
Б) Крупные транспортные узлы
В) Города-порты
Г) Санаторно-курортные центры

Ответ: Г

16. Какой из перечисленных городов является наиболее крупным по численности населения?

А) Ростов-на –Дону;
Б) Архангельск;
В) Тверь;
Г) Тула.

Ответ: А

17. Какой буквой на политико-административной карте России обозначен Ханты-Мансийский автономный округ?

А) А;
Б) В;
В) С;
Г) D.

Ответ: А

18. В каком из высказываний содержится информация о миграциях населения России?

А) В пределах главной полосы расселения, занимающей 1/3 территории России, сосредоточено более 93% ее населения.
Б) С конца ХХ века численность населения азиатской части России сокращается во многом за счет оттока населения.
В) Тайга в Западной Сибири заселена редко, села в ней встречаются преимущественно по долинам рек.
Г) В возрастной структуре населения России возрастает доля старших возрастов, уменьшается доля детей.

Ответ: Б

19. Какой из перечисленных народов компактно проживает на Европейском Севере?

А) Башкиры;
Б) Тувинцы;
В) Карелы;
Г) Чукчи.

Ответ: В

20. Для какой из перечисленных республик характерен положительный естественный прирост населения?

А) Коми;
Б) Карелия;
В) Дагестан;
Г) Марий Эл.

Ответ: В

21. Ислам исповедуют большинство верующих

А) калмыков;
Б) башкир;
В) удмуртов;
Г) якутов.

Ответ: Б

22. Установите соответствие между республикой в составе Российской Федерации и ее столицей.

РЕСПУБЛИКА
1. Удмуртия
2. Мордовия
3. Карелия

СТОЛИЦА
А) Петрозаводск
Б) Майкоп
В) Ижевск
Г) Саранск

Ответ: 1-В, 2-Г, 3-А

23. Какой из перечисленных народов раньше других заселил территорию Самарской области?

А) Коми-пермяки;
Б) Татары;
В) Русские;
Г) Тувинцы;

Ответ: Б

24. Наибольший отток населения в настоящее время наблюдается из:

А) Краснодарского края
Б) Волгоградской области
В) Камчатского края
Г) Ставропольского края

Ответ: В

25. Укажите, какой регион России (из перечисленных) имеет выход к океану:

А) Республика Тыва
Б) Вологодская область
В) Свердловская область
Г) Красноярский край

Ответ: Г

26. Определите регион России по его краткому описанию.

Этот край имеет приморское географическое положение. Южная граница края совпадает с государственной границей России. К богатствам края относятся рекреационные ресурсы: на равнинной части расположены плодородные черноземы, которые в сочетании с теплым климатом способствовали развитию сельского хозяйства – одной из главных отраслей экономики края. Здесь выращивают пшеницу (более 10% общероссийского производства), кукурузу, рис, виноград, цитрусовые культуры. Сельские поселения в крае называются станицами.

Ответ: Краснодарский край

27. В какой из названных групп все государства имеют сухопутную границу с Россией?

А) Норвегия, КНДР, Казахстан
Б) Украина, Норвегия, Турция
В) Норвегия, Болгария, Польша
Г) Швеция, Эстония, Афганистан

Ответ: А

28. Какой народ из нижеперечисленных не имеет своих национально-территориальных образований в России?

А) марийцы
Б) манси
В) коми
Г) саами

Ответ: Г

29. Самым восточным из названных ниже городов является:

А) Омск
Б) Иркутск
В) Смоленск
Г) Магнитогорск

Ответ: Б

30. К городам в России относят населенные пункты….

А) с числом жителей более 5 тыс. чел., среди которых 50% — рабочие и служащие
Б) в которых сконцентрированы промышленные предприятия
В) с числом жителей более 100 тыс. чел.
Г) с числом жителей более 12 тыс. чел., среди которых 85% — рабочие, служащие и члены их семей.

Ответ: Г

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАУНД 

Задание 1. Подбери пару: старинное название – современная территория

1. Поморье
2. Грумант
3. Дикое поле
4. Мангазея
5. Слободская Украина
6. Новороссия
7. Таврия
8. Даурия

А) Крым
Б) Восточная Украина
В) Побережье Белого моря
Г) Забайкалье
Д) Шпицберген
Е) Юг Восточной Европы
Ж) Север Западной Сибири
З) Побережье Черного и Азовского морей

Ответ: 1-В, 2-Д, 3-Е, 4-Ж, 5-Б, 6-з, 7-А, 8-Г

 

Задание 2. Правильны ли утверждения (да/нет):

А) Самые большие низменности России расположены к востоку от Енисея.
Б) Наиболее молодые горы на территории России имеют мезозойский возраст.
В) Сели, обвалы и осыпи чаще всего происходят в районах с большими уклонами местности.
Г) Преобразование рельефа Восточно-Европейской равнины в значительной степени связано с четвертичным оледенением.
Д) Перепад абсолютных высот на территории России превышает 5000 метров.
Ж) В России районы современного вулканизма расположены на крайнем востоке страны.
З) Крайняя южная граница распространения многолетней мерзлоты лежит южнее границы России.
И) Рельефообразующая деятельность ветра сильнее всего проявляется в степях и пустынях.
К) Месторождения нефти и природного газа приурочены к местам выхода кристаллических пород на поверхность.
Л) На Прикаспийской низменности лежит самая низкая точка Евразии.

Ответ: А – нет; Б – нет; В – да; Г – да; Д – да; Ж – да; З – да; И – да; К – нет; Л – нет.

 

Задание 3. Укажите природные районы нашей страны, где встречаются указанные растения. Какие из них лучше всего использовать в качестве топлива для костра?

Лиственница, рододендрон, морошка, ковыль, осокорь, клюква, лимонник, зверобой.

Ответ: Восточная Сибирь — лиственница; Кавказ, Дальний Восток — рододендрон; Болота лесной зоны — морошка, клюква; Степи европейской и азиатской части страны — ковыль; Дальний Восток — лимонник; Долины рек лесной и степной зоны — осокорь; Повсеместно в подзоне смешанных и широколиственных лесов — зверобой. Лучшее топливо — осокорь.

 

Задание 4. Используя приведенные в таблице данные, ответьте на вопрос, какие два фактора являются основными в формировании национального состава населения Самарской области?

Национальный состав населения Самарской области
(по данным переписи 2010 года)

НациональностьДоля
в общей численности населения, %
Русские85,6
Татары4,1
Чуваши2,7
Мордва2,1
Украинцы1,4
Армяне0,7
Казахи0,49
Азербайджанцы0,44
Узбеки0,35
Белорусы0,29
Другие
национальности
1,83

Ответ: На национальный состав населения Самарской области повлияли следующие факторы:
А) история заселения и освоения территории
Б) Современные миграции населения

 

Задание 5. Внимательно изучите группы городов и ответьте на вопросы:

А) Какой город в каждой группе является «лишним»?
Б) Какой признак объединяет все четыре группы оставшихся городов?
В) По какому признаку объединяются два оставшиеся города в каждой группе?
Г) По какому признаку можно объединить в одну группу четыре «лишних» города?

1.Чита, Коломна, Краснодар.
2. Городец, Саранск, Абакан.
3.Тихорецк, Самара, Екатеринбург.
4.Санкт-Петербург, Нижний Тагил, Москва.

Ответ:

А) «Лишними» городами в каждой из четырех групп являются: Коломна, Городец, Тихорецк, Нижний Тагил
Б) Оставшиеся города всех четырех групп являются центрами субъектов Российской Федерации  В) Чита и Краснодар – центры краев
Саранск и Абакан – столицы республик
Самара и Екатеринбург — областные центры
Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения
Г) «Лишние» города не являются центрами субъектов Российской Федерации

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

olimpotvet.ru

Ответы — Сайт metodi!

Школьная олимпиада по географии 9 класс

Тестовый раунд

1. На каком острове находится крайняя северная точка России?

а) о. Рудольфа    б) о. Шпицберген         в) о. Новая Земля           г) о. Врангеля

 

2. Почему моря у западных и северо-западных берегов Евразии не замерзают?

а) Проходят тропики      б) Протекает Гольфстрим                в) Протекает Куросио

г) Северо-Атлантическое течение несет воды из тропических широт 

 

3. Магас — это столица:

      а) Республики Дагестан            в) Республика Ингушетия          

     б) Республики  Адыгея        г) Республика Хакасия

 

4.  Максимальные запасы гидроэнергетических ресурсов сосредоточены в бассейне:

      а) Волги                       в) Оби

    б)Лены                      г) Енисея

 

5. Укажите верное сочетание «порт — вид вывозимого груза».

      а) Новороссийск – нефть         в) Дудинка — зерно

      б) Мурманск – лес                   г) Архангельск – руда

 

6. В какой из этих экологических систем представлено самое большое разнообразие видов флоры и фауны?

а). Тундра         б). Хвойный лес      в) Мангровые заросли    г). Влажный тропический лес

 

7. Постоянные западные и юго-западные ветры, дующие с океана, приносят на побережье насыщенный влагой, относительно холодный воздух. Это обусловлено протекающим здесь холодным течением, над которым формируется воздух. Нижние слои воздуха охлаждаются, и с высотой его температура не понижается, а повышается, так как более холодный, а следовательно, более тяжелый воздух остается внизу. Возникает инверсия (перестановка) температур. В результате дожди на побережье выпадают очень редко, и здесь образуется пустыня, для которой густые туманы, особенно весной и осенью, — обычное явление. К какой из ниже перечисленных пустынь относится это объяснение причины их образования?

а) Аравийская;     б) Большая песчаная пустыня;       в) Атакама;      г) Калахари.

 

8. Определите, в каком из обозначенных пунктов на карте Северного полушария стран 20 декабря Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом.

 

 

 

а) пункт С;     б) пункт В;    в) пункт А

9. Определите, об условиях формирования какой природной зоны России идет речь в описании: «Осадков выпадает мало (350 – 450 мм), температура июля +21… 23º С, дожди выпадают редко, часто в виде коротких ливней, коэффициент увлажнения колеблется от 0,3 до 0,6, часто наблюдаются засухи и суховеи, реки маловодны, грунтовые воды лежат глубоко, часто можно увидеть овраги и балки»:

а) тундра;      б) тайга;      в) смешанные и широколиственные леса;      г) степь

 

10. Заболоченные поймы в дельтах рек, покрытые камышом:

а. яйлы            б. бора               в. плавни                   г. лакколиты

 

Практический раунд.

Перед Вами фрагмент топографической карты. Внимательно посмотрите на карту и выполните задания:

1. Найдите на карте точки А (148,6) и Б (139,6), определите кратчайшее

расстояние между ними.

2. Найдите самую высокую точку, лежащую на отрезке АБ. Определите ее

высоту над уровнем моря с точностью до десятых долей метра.

3. Отрезок АБ проходит через урочище Жилинский бор. Какие деревья

преобладают в лесу в пределах данного урочища?

4. Восточнее Жилинского Бора (на берегу реки Сылва) расположен элемент

(форма) рельефа. Как он называется? Укажите его глубину.

5. Каковы ширина и глубина реки Сылва в районе деревни Дейково?

 

 

 

           

 

Аналитический раунд

 

Задание 1

На космическом снимке изображён участок суши на стыке двух частей света.

1) По какому географическому объекту проходит их граница?

2) Перечислите географические объекты, которые Вы видите на данном снимке

3) Какие проекты по соединению судоходными каналами морей, показанных на

снимке, Вам известны? Какой из них реализован? Каково их современное значение?

4) Какие природные зоны занимают большую часть снимка? Перечислите

современные экологические проблемы региона, показанного на снимке.

 

Задание 2

В современном мире огромное значение приобрели рекреационные ресурсы, т. е.

ресурсы природных территорий, используемые для отдыха, лечения и туризма. Эти ресурсы могут иметь как природное, так и антропогенное происхождение. К ним относятся в первую очередь историко-архитектурные памятники (например, дворцово-парковые ансамбли Петродворца под Санкт-Петербургом и Версаля под Парижем, римский Колизей, афинский акрополь, египетские пирамиды, Великая Китайская стена и др.). Но основу рекреационных ресурсов составляют все же природные элементы: морские побережья, берега рек, леса, горные районы и т. д.

Заполните таблицу. Напишите названия субъектов России, или уникальные природные объекты, расположенные на их территории.

 

Субъекты России

Уникальные объекты природы

Камчатский край

 

Иркутская область

 

Пермский край

 

Ставропольский край

 

Карелия

 

 

 

Хибины

 

Грязевые вулканы

 

Лечебная грязь соленых озер

 

Куршская коса и побережье Балтийского моря

 

Эльбрус

 

Задание 3

Гжель, Киров, Жостово, Павловский Посад, Ростов Великий, Палех, Семенов, Тула, Хохлома. Что объединяет эти города? Расскажите, что Вы знаете об этих особых видах продукции, выпускаемых в этих городах.

 

Общий признак: народные промыслы.

город

особый вид продукции, выпускаемый в этих городах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4

По нижеприведенному описанию определите, о каких российских географических объектах идет речь. Укажите субъекты Федерации, к которым привязаны приведённые ниже описания. Выберите из списка название этносов (по одному для каждого описания), к ареалу

расселения  которых они относятся. Ответ оформите в виде таблицы.

1.      Самый длинный тоннель, протяженностью более 15 км.

2.      Озеро, с официально утвержденным статусом географического центра России.

3.       Город, характеризующийся самый большой годовой амплитудой температур,

разница между средней температурой самого теплого и самого холодного

месяцев составляет более 67°С.

3. Высшая точка азиатской части России.

4.Устье (губа) этой реки является самым широким, достигая 80 км. Какая из российских рек может «похвастаться» данной особенностью?

Этносы: осетины, коми, алтайцы, шорцы, хакасы, балкарцы, ненцы, селькупы, башкиры, ульчи, ханты, нивхи, эвенки, юкагиры, тувинцы, коряки, долганы, калмыки, нганасаны, якуты, долганы, агулы, удэгейцы, ногайцы.

 

Географический объект (название)

Субъект федерации

Этнос

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

 

Задание 5

Эта акватория самая маленькая, самая пресная, самая холодная и самая мелководная

среди себе подобных. Именно перелетом через ____________________________________

(напишите название этой акватории) в 1957 году прославился советский летчик Валерий

Чкалов.

В пределах этой акватории лежит одна из двух необычных точек Земли, которые

имеют только одну географическую координату ___________________________ (укажите

какую). Назовите эту точку __________________________________.

Этот архипелаг принадлежит и назван в честь второй по площади территории страны

мира, а также именно на его территории находится точка, на которую смотрят все стрелки

компасов. Назовите этот архипелаг __________________________________,

страну_______________________ и точку __________________________________.

 

 

 

 

 

 

Ответы

Тестовый раунд – 10 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

г

в

г

а, б

г

в

б

г

в

Итого: 10 баллов

Практический раунд —  12  баллов

 

1.                  Расстояние между точками А и Б на карте равно 40,2 мм. При том, что масштаб карты 1 см = 1 км, получаем, что расстояние 4 километра 20 метров.   за решение и расчеты — 2б (просто ответ «4 километра 20 метровм» не оценивается

2.                  Точка имеет высоту 169,6 метров над уровнем моря. – 1балл

3.                   В урочище Жилинский бор – лиственный лес, преобладает береза

(со средней высотой деревьев 19 метров, в обхвате – 19 сантиметров. Среднее расстояние между деревьями – 4 метра)  — 5 баллов

4. Форма рельефа – овраг. Глубина оврага, расположенного восточнее Жилинского Бора составляет 10 метров (эта характеристика оврагов на топографических картах подписывается в знаменателе; в числителе дается средняя ширина между бровками оврага). — 3балла

5. В районе деревни Дейково Сылва имеет ширину 110 метров1балл

итого- 12баллов

 

Аналитический раунд

Задание 1. — 16 баллов.

а

Кумо-Манычская впадина или Главный Кавказский хребет.

2 балла

б

Азовскео море, Каспийское, Черное, Кавказ, Дон, Волга, Прикаспийская низменность, Прикубанская равнина, …

За каждый объект по 0,5 баллов

(до 7 баллов).

в

Волго-Донской канал, связывает бассейны рек Волга и Дон, моря Европейской части России.

2 балла

г

Большую часть занимают степи.

Экологические проблемы:

1. Вырубка лесов 2.Незаконный отстрел животных 3.Распахивание целинных земель 4.Вытаптывание травы скотом 5.Пожары 6.Загрязнение почв отходами 7.Загрязнение рек стоками.

1 + до 4 баллов.

 

Задание 2. — 10 баллов.

Субъекты России

Уникальные объекты природы

Камчатский край

Долина гейзеров. влк. Ключевская Сопка.

Иркутская область

оз. Байкал

Пермский край

Кунгурская ледяная пещера

Ставропольский край

Пятигорск и Георгиевск, Минеральные Воды (Нагута и Кумагорск) и Железноводск. Здесь же расположены Ессентуки, Кисловодск и Лермонтов

Карелия

 

Водопад «Кивач» , страна гранита и озер.

Мурманская область

Хибины

Краснодарский край (Анапа, Тамань)

Грязевые вулканы

Крым, Хакассия

Лечебная грязь соленых озер

Калининградская область

Куршская коса и побережье Балтийского моря

Карачаево-Черкесская республика

Эльбрус

 

Задание 3. — 10 баллов.

Общий признак: народные промыслы.-1балл

город

особый вид продукции, выпускаемый в этих городах

Гжель

роспись глиняной, фаянсовой и фарфоровой керамики, только бело-синего цвета

Киров

глиняная Дымковская игрушка

Жостово

подносы

Павловский Посад

шали, платки

Ростов Великий

производство финифти – многокрасочной эмали (броши, серьги, пудреницы, шкатулки, иконы)

Палех

лаковые шкатулки, броши, иконы)

Семенов

деревянный промысел (ложки, колеса, сани)

Тула

самовар, пряник

Хохлома

роспись посуды, присутствуют цвета

за описание вида продукции по 1баллу, если очень подробно, можно добавить по 0,5 балла    (9 баллов+ 5=14 б)

 

Задание 4. — 15 баллов

Географический объект (название)

Субъект федерации

Этнос

1.Северо-Муйский тоннель

республика Бурятия

эвенки

2.оз. Виви

Красноярский край

эвенки

3. г. Верхоянск

республика Саха (Якутия)

якуты

1.      Белуха

республика Алтай

алтайцы

5. р. Обь

Тюменская область, ЯНАО

ненцы

за каждое правильное соотношение- 1балл, итого- 15 баллов

 

Задание 5. —  6 баллов

 

1.      Северный Ледовитый океан.

2.      90° с.ш. – северный полюс.

3.      Канадский арктический архипелаг.

4.      Канада.

5.      Северный магнитный полюс.

Итого: 83 балла

metodi.jimdo.com

Кто из ученых ввел термин география — впервые использовал

1.Кто из греческих ученых впервые использовал термин «географика» 1) Птолемей 3) Страбон 2) Эратосфен 4)Пифей 2.Как переводится слово «география » с греческого ? 1)Описание Земли 3) Природоведение 2)Земля 4)Вселенная 3) Какой европеец в XIII веке совершил путешествие в Индию и Китай? 1)Васко да Гама 2) Христофор Колумб 3)Фернан Магеллан 4 )Какой материк был открыт последним? 1) Африка 2) Северная Америка 3) Австралия 4) Антарктида 5) За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? 1) за сутки 2) за месяц 3) за один год 4) за один час 6) Укажите , между орбитами каких планет расположена орбита планеты Земля? 1) между Сатурном и Ураном 3) Между Марсом и Венерой 2) между Меркурием и Венерой 4) между Ураном и Плутоном 7) Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется: 1) зенитом 2) экватором 3) тропиком 8) Укажите , когда Солнце бывает в зените в Северном полушарии: 1) 21 марта 2) 23 декабря 3) 22 июня г) 23 октября 9) Как называется изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости в уменьшенном виде при помощи условных знаков? 1) план местности 3) карта 2) масштаб 4) глобус 10) Какой стороне горизонта соответствует азимут 90 градусов? 1) северу 2) востоку 3) западу 4) югу 11) Какую форму имеет Земля? 1)шара 2) эллипса 3) геоида 4) круга 12) Если встать лицом к северу ,то в какой стороне от вас будет находиться запад? 1)справа 3) слева 2) сзади 4) впереди 13) Переведите именованный масштаб в численный : В 1 см – 1 км_________________________________________ 14) Переведите численный масштаб в именованный (м): 1: 25 000 в 1 см______________м 15) Вычислите ,в каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см ? В 1 см _______________км? 16) Какой город будет иметь географические координаты 60 с.ш ,30 в. д.? 1) Москва 2) Берлин 3) Санкт –Петербург 17)Установи соответствие между горными породами и их происхождением соединив их при помощи стрелок: 1)Магматические А) известняк 2)Осадочные Б) гранит 3)Метаморфические В) мрамор 18) В каком примере правильно указана последовательность образования продуктов извержения вулкана? 1) Лава——очаг магмы ———-магма———-пепел 2)Очаг магмы ———-лава——-пепел———магма З)Очаг магмы ——магма———пепел————-лава 4) Пепел———очаг магмы——-лава———магма 19)Какие две основные формы рельефа выделяют на дне океанов и суши? 1) холмы и котловины 3) горы и равнины 2) холмы и горы 4) равнины и котловины 20)Назовите равнину расположенную между Уральскими горами на западе и Среднесибирском плоскогорьем на востоке . ______________________________________________________________________

1.Кто из греческих ученых впервые использовал термин «географика»
2) Эратосфен
2.Как переводится слово «география» с греческого ?
1) Описание Земли
3) Какой европеец в XIII веке совершил путешествие в Индию и Китай?
нет правильного ответа (должен был быть Марко Поло)
4 ) Какой материк был открыт последним?
4) Антарктида
5) За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?
1) за сутки
6) Укажите, между орбитами каких планет расположена орбита планеты Земля?
3) Между Марсом и Венерой
7) Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется:
1) зенитом
8) Укажите, когда Солнце бывает в зените в Северном полушарии:
3) 22 июня
9) Как называется изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости в уменьшенном виде при помощи условных знаков?
1) план местности
10) Какой стороне горизонта соответствует азимут 90 градусов?
2) востоку
11) Какую форму имеет Земля?
3) геоида
12) Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находиться запад?
3) слева
13) Переведите именованный масштаб в численный :
нет ответа (т.к нет условия задачи)
14) Переведите численный масштаб в именованный (м):
в 1 см 250 м
15) Вычислите, в каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см
в 1 см 10 км
16) Какой город будет иметь географические координаты
60 с.ш,30 в. д.?
3) Санкт –Петербург
17) Установи соответствие между горными породами и их происхождением соединив их при помощи стрелок:
1-б, 2-а, 3-в
18) В каком примере правильно указана последовательность образования продуктов извержения вулкана?
З) Очаг магмы ——магма———пепел————-лава
19) Какие две основные формы рельефа выделяют на дне океанов и суши?
3) горы и равнины
20) Назовите равнину расположенную между Уральскими горами на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке
Западно-Сибирская равнина

>Понятие индивид впервые использовал в своих сочинениях древнеримский

Личность

краткое содержание других презентаций о личности

«Структура личности» — Б.Г. Ананьев. структура личности 3. Фрейда. Данная стратегия представлена прежде всего исследованиями Р. Кэттела, Г. Айзенка и Дж. Б.Г. Ананьев (1907-1972). Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г.Ковалёв, с требованиями деятельности. Д.А. Леонтьев. Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности.

«Внутренний и внешний мир» — Какого цвета небо? Давайте повторим! Но что такое узнать? Какие звуки вы слышите в картинках? Прощание» и опишите картины Что вы видите? Но есть ещё и невидимый, духовный (от слова «дух») мир. Какое время суток изображено на картине? Сколько разных чудес и загадок в нем! Но внутреннее оказывается важнее, чем внешнее.

«Юношеский возраст» — Мораторий – как этап – является самым центром кризисного противоречия. Юношеский кризис самоопределения. Табл. 1. Потребность старшеклассников в общении и реальное общение (в %). Идея необратимости времени наталкивает на тему смерти. Основные характеристики мышления: Формально-логическое мышление — не синоним формальной логики!

«Личность и индивидуальность» — 1.Внешние. 2.Психологичес- кие 3.Социальные 4.Духовно- культурные. Человек- мера всего существующего. Древнегреческий. Кант. Новое Время. Индивид и индивидуальность. Древняя Греция. Чингачук-большой змей. Внешний анализ. Природа. +. «Атом». Древняя Индия. А , зачем? Индивидуальность. Декарт. Неделимая основа мира.

«Понятие личности» — Индивид всегда еще и социальная единица социума, т. е. общественный индивид. Человек — микрокосмос и заключает в себе все». Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида: Вид: человек разумный. «Личность есть вершинный уровень развития человека. Личность и субъект. С. 179]. Субъект.

«Направленность личности» — Характер поведения в социуме во многом определяется ценностной направленностью личности. Отношение к себе. В жизни. Ориенти-ровано прямо или косвенно на других людей. Влечение желание стремление интерес склонность идеал мировоззрение убеждение. Преобладающие мотивы. Как можно объяснить данные понятия?

Всего в теме «Личность» 19 презентаций

Эратосфен впервые начал использовать понятие «география»

Эратосфен — очень одаренный человек. Его талант не ограничивался одной наукой. Он был математиком, астрономом, географом, философом и поэтом. Чем же прославился этот древнегреческий ученый:

  • он был главой самой большой на то время Александрийской библиотеки;
  • был частным учителем детей с семьи правителя Древней Греции Птолемея IV;
  • занимался математическими расчетами;
  • еще в III веке до нашей эры смог вычислить радиус Земли и длину дуги меридиана;
  • первый начал использовать понятие географии как науки, которая изучает Землю.

Свое открытие о радиусе Земли ученый сделал во время наблюдения за обычным колодцем. Он увидел, что во время летнего солнцестояния видно дно даже самых глубоких колодцев города Сиены. Значит, солнце находится в зените. В Александрии не видно дна, потому что она находится севернее. Тени видно от всех предметов. Он сделал что-то наподобие солнечных часов с забитым колышком. Отношение длины этой тени колышка и большой окружности скафе (солнечные часы), рассуждал Эратосфен, должно быть равно отношению дуги меридиана между Сиеной и Александрией ко всей окружности Земли.

Вот так, благодаря колодцу и тени, Эратосфен ввел новое понятие в географии.

Объект изучения

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в I в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.

Предмет и методы географии

Спутниковый снимок ЗемлиКарта высот Земли Карта как основа географических исследований

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта — наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.

Географическая картина мира и географическая культура

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. Между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Теоретическая география — это область высоко формализованных исследований пространственной организации географических явлений, делающая упор на выявление фундаментальных законов или закономерностей, общих как для физико-географических, так и для общественно-географических процессов. Основа теоретической географии была заложена в ходе количественной революции в географии, в дальнейшем получили развитие и качественные подходы.

Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, составляющие её природные комплексы и компоненты.

Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы.

Основные научные направления:

и другие науки географического цикла и связанные с ними науки о Земле, в том числе:

Социально-экономическая география — изучает территориальную организацию общества, состоит из таких отраслей:

  • экономическая география
  • география сельского хозяйства
  • социальная география
  • политическая география
  • культурная география
  • историческая география
  • страноведение и геоурбанистика — дисциплины, которые всесторонне описывают отдельные территории, изучают проблемы их развития.

Военная география — раздел географии, призванный обеспечивать успех в стратегическом и тактическом планировании и ведении военных действий в географическом пространстве с учётом всех его особенностей, как способствующих, так и препятствующих осуществлению поставленной военной цели. Термин закрепился в российском научном обороте после опубликования в 1846 году труда выдающегося российского военного деятеля, географа и ученого-теоретика Дмитрия Милютина «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики»

История географии

Основная статья: История географии География Древнего Востока

В втором тысячилетии до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звёздам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В III—II тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги. В «Ведах» целая глава посвящена космологии. В «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже в IX—VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения, целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.

Античная средиземноморская географияКарта мира, сделанная Птолемеем

Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Древнейшие описания Земли носили у греков название «периодов» (περίοδοι), то есть «объездов»; название это применялось одинаково к картам и описаниям; им пользовались нередко и впоследствии вместо названия «география»; так, Арриан называет этим именем общую географию Эратосфена. Одновременно употреблялись также названия «перипл» (περίπλος) в смысле морского объезда, описания берегов, и «периегез» (περιήγησις) — в смысле сухопутного объезда или путеводителя.

Страбон противопоставляет «периплы» (как односторонние описания с перечислениями гаваней, которые составляли мореходы, не собирающие сведений о странах, удалённых от берегов) «периегезам», содержащим в себе подробное описание стран, и таким географическим трудам, как Эратосфенов, имевшим задачей астрономическо-математическое определение величины земного шара и вида и распределения «обитаемой земли» (ήοίκουμένη) на его поверхности.

Название «периегезы» Страбон придаёт и частям своего собственного сочинения, подробно описывающего известные тогда страны, иногда, впрочем, смешивая термины «периегез» и «перипл», тогда как другие авторы явственно отличают периплы от периегезов, причём у некоторых позднейших авторов название «периегез» употребляется даже в смысле наглядного представления всей обитаемой земли.

Есть указания, что периоды или периплы (рядом с документами или грамотами об основании городов, ктизисами) были первыми греческими манускриптами, первыми опытами применения заимствованного у финикийцев искусства письма.

Составители географических «объездов» назывались «логографами»; они были первыми греческими писателями-прозаиками и предшественниками греческих историков. Геродот пользовался ими немало при составлении своей истории. Немногие из этих «объездов» дошли до нас, и то более позднейшего времени: некоторые из них, как «Перипл Красного моря» (I век н. э.) или «Перипл Понта Эвксинского» — Арриана (II в. после Р. X.), составляют важные источники по древней географии. Формой перипла пользовались в позднейшее время для описания «обитаемой земли», совершая вокруг неё как бы мысленный, воображаемый объезд. Такой характер имеет, например, география Помпония Мелы (I век н. э.) и прочие.

Название «объезд» было в данном случае тем более подходящим, что древнейшее представление греков о Земле соединялось с представлением о круге. Это представление, естественно вызываемое круглой линией видимого горизонта, встречается уже у Гомера, где оно имеет только ту особенность, что земной диск представлялся омываемым рекой «Океаном», за пределами которой помещалось таинственное царство теней.

Океан-река уступил скоро место океану-морю в смысле внешнего моря, омывающего кругом обитаемую землю, но понятие о Земле, как о плоском круге, продолжало жить долго, по крайней мере в народном представлении, и возродилось с новой силой в средние века. Хотя уже Геродот насмехался над теми, которые воображали себе Землю правильным диском, как бы выточенным искусным столяром, и считал не доказанным, чтобы обитаемая земля была окружена со всех сторон океаном, однако представление, что Земля есть круглая плоскость, несущая на себе в виде острова круглую же «обитаемую землю», господствовало в период древнейшей ионической школы. Оно нашло себе выражение и в картах Земли, которые также делались круглыми и первая из которых приписывается обычно Анаксимандру.

До нас также дошло известие о круглой карте Аристагора Милетского, современника Гекатея, исполненной на меди и изображавшей море, землю и реки. Из свидетельств Геродота и Аристотеля можно заключить, что на древнейших картах обитаемая земля изображалась также круглой и омываемой кругом океаном; с запада, от Геркулесовых столбов, середина ойкумены была прорезана внутренним (Средиземным) морем, к которому с восточной окраины подходило восточное внутреннее море, и оба эти моря служили к отделению южного полукруга Земли от северного. Круглые плоские карты были в ходу в Греции ещё во времена Аристотеля и позже, когда шаровидность Земли уже была признана почти всеми философами.

Анаксимандр выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму цилиндра, и сделал революционное предположение, что на другой стороне «цилиндра» также должны жить люди. Он издавал и отдельные географические сочинения.

В IV в. до н. э. — V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умозрительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель — глобус, также он предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушарий.

«География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея содержала сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек. Эратосфен Киренский впервые измерил дугу меридиана и оценил размеры Земли, ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Страбон был родоначальником страноведения, геоморфологии и палеогеографии. В трудах Аристотеля изложены основы гидрологии, метеорологии, океанологии и намечается разделение географических наук.

География СредневековьяКарта Европы Меркатора, 1554

До середины XV в. открытия греков были забыты, и «центр географической науки» сместился на Восток. Ведущая роль в географических открытиях перешла к учёным Востока и Средней Азии. Это учёные и путешественники — Ибн Сина, Бируни, Идриси, Ибн Баттута. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами, а также новгородцами, достигшими Шпицбергена и устья Оби.

Венецианский купец Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию. А Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Чёрному и Аравийскому морям и достигнув Индии, описал природу и жизнь этой страны.

Эпоха Великих географических открытий Основная статья: Географические открытия

Одним из первых выдающихся путешественников был историк Геродот — путешествовал по Египту, Малой Азии, Балканскому полуострову, а также по южным областям Восточно-Европейской равнины.

XV—XVII века — расцвет географии на фоне всеобщего подъёма культуры и науки. География стала важнейшей наукой, обогатилась сведениями о природе и населении почти всей суши, начала делиться на общую и частную. На карте Меркатора были показаны реальные очертания материков, а на карте Леонардо да Винчи — гипотетический Южный материк. В России же создали «Большой чертёж» Российского государства в 1627 году.

Эпоха экспедицийАлександр фон Гумбольдт, 1806

В XVII—XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретённых знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Джеймс Кук, открыв Гавайи и Большой Барьерный риф. Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток.

М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменении лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движении воздушных масс, о слоях земных и т. д.

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков

Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества.

В России сформировались: Русское географическое общество, географические школы, представители которых (Ф. П. Литке, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.

В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии (Географический факультет МГУ).

Географы

Основная статья: История географии

Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки:

Александр фон Гумбольдт, 1847Карл Риттер

Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных):

См. также: Список географов России.

Основные географические дискуссии

Данные дискуссии до сих пор актуальны в географии, играют огромную роль в географической науке и, возможно, не имеют однозначного решения. Многие из географических дискуссий сосредоточились вокруг терминологии, классификации и других внешне формальных построениях. Однако терминология и классификация — не что иное, как концентрированное изложение теоретических взглядов учёных, и за дискуссией об определении стоят целые научные школы, теории и гипотезы.

  • Определение географии как науки, существует ли такая наука, предмет изучения географических наук.
  • Определения понятия «географическая оболочка», отличие географической оболочки от геосфер Земли.
  • Определения понятия «географическое пространство»; не определена физическая область этого «пространства» и границы применимости термина.
  • Определения понятия «географическая политика или геополитика», которое либо не определено вообще в национальном лексиконе ряда стран, либо имеет слишком широкое и неопределенное толкование.
  • Определение системы географических наук, место отдельных наук в этой системе и их значения для других наук.
  • Сущность географии как единой науки и есть ли таковая, цели, задачи и предмет изучения географии.
  • Теоретическая география и есть ли таковая, какая из наук может называться теоретической географией или это отдельная дисциплина, существуют ли общегеографические теории.
  • Хорологический подход в географии, его главенство в географических исследованиях, является ли география «чистой» хорологической наукой или должна исследовать не только пространственные закономерности.
  • Определение понятия «карта», отличие карты от других моделей.
  • Определения понятий «ландшафт», «природно-территориальный комплекс», «геосистема», существует ли объективно ландшафт, сущность физико-географического районирования.
  • «Дискретность» и «континуальность» географической оболочки
  • Научное направление «Стратегическая география», которое в силу своей новизны и широкого охвата различных — стратегического характера — аспектов «традиционных географий» и сложной внутренней структуры подлежит всестороннему анализу и проверке применимости её средств и методов в практике изучения геополитических процессов.

Популярные темы:

  • Изогипса это в географии

    изогипсыСмотреть что такое «изогипсы» в других словарях: Изогипсы — син. термина горизонтали. Геологический словарь: в…

  • Описание кабинета географии

    Описание кабинета географии мини сочинениеЗимний лес (сочинение-рассказ с элементами описания) Зимним вечером. Мой любимый школьный…

  • Наука география возникла

    Рождение науки о ЗемлеГеография — одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих…

  • Сянган

    Варианты названия Гонконга В Китае существует множество языков, большинство из которых пользуется общей иероглифической письменностью.…

edelweiss-dolina.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *