Почему одинцова пришла к умирающему базарову – Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову? Тургенев «Отцы и дети»
Любовь-главное испытание «Базарова» (9 класс)
Тема: Любовь – главное испытание Базарова
Цель: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного
героя любовью к женщине;
продолжить формирование умений анализировать художественный текст;
формировать систему нравственных ценностей (уважение,любовь,сочувствие.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя
«Я уж и так слишком долго вращался в чужой
для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время
могут подержаться на воздухе, но вскоре должны
шлепнуться в воду; позвольте и мне плюхнуться
в мою стихию»
И.С.Тургенев «Отцы и дети», гл.26
Взаимоотношения Е.Базарова и А, Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. Какова цель этого разговора? Раскрыть в столкновении Базарова с холодной барыней Одинцовой чужеродность их характеров, глубокие внутренние различия, которые и привели к несчастной развязке. Нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему. Как выдержал Базаров «испытание любовью»? В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа. В романе «Отцы и дети» любовная фабула проходит через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. Мы уже встречались с высказываниями Базарова о любви.
— Как же он подходит к этому чувству? Зачитайте (гл.7)
(У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Но это пока теоретические рассуждения.)
3. Работа по тексту романа
— Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?
(В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.)
— Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?
(Аркадий проникнут откровенным «счастьем находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо.» Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное сирение», как юный паж подле своей госпожи.
Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?») Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться.)
— Остается ли Базаров в Никольском таким же, как до приезда туда?
( В Никольском герой продолжает ерничать, но уже в отношении себя: он – «будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» — приглашен в гости к «герцогине»! Однако Базаров недалек от истины относительно оценки собственной персоны.)
— Расскажите об А.Одинцовой
— Расскажите историю любви Базарова к Одинцовой.
(С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – «герцогиня», он – «лекарь»; она – холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине,- неравнодушный и страстный.
В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно «царица».)
— Почему Одинцова решила «не шутить этим»?
(Основа ее жизни – спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия).
— Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?
(Базаров нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении – бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровского чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».)
— Чем явился для Базарова новый приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, определяющий смысл его жизни?
(Он нарушил этот принцип: знал, что «толку» от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому, может быть, тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности… вдруг она окажется лучше и тоже его полюбит…).
Тогда можно сказать, что он подверг жестокому испытанию все свое мировоззрение: ведь стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всему остальному? Не легко было решиться Базарову на третье посещение имения Одинцовой.
— Что же произошло во время этой встречи?
(Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго. Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.)
— Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову?
(Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)
4. Итоги урока
— Как же Базаров изменился за это время?
(Ему тяжело в этом конфликте. Он по положению в нем побежденный, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его.)
Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас…»
В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.
Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру «Письмо Базарова к Одинцовой»
infourok.ru
Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров — Одинцова очень важна для понимания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, поставленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и противоречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился романтически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.
Красавица Анна Сергеевна Одинцова — натура сильная, глубокая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холодна и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свысока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глубину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень одиноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.
Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви показывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вырывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но сознание этого вызывает у него самого злость — то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и решимости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответственность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.
И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, которые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в поэтическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.
5litra.ru
Урок 51. Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)
Цель урока: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине.
Эпиграф:
«Я уж и так слишком долго вращался в чужой для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте и мне плюхнуться в мою стихию».
И. С. Тургенев «Отцы и дети», гл. 26.
Ход урока
I. Слово учителя
Взаимоотношения Е. Базарова и А. Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. Какова цель этого разговора? Раскрыть в столкновении Базарова с холодной барыней Одинцовой чужеродность их характеров, глубокие внутренние различия, которые и привели к несчастной развязке. Нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему. Как выдержал Базаров «испытание любовью»? В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.
Любовь Рудина к Наталье в романе «Рудин» позволила раскрыть целую эпоху в жизни русского культурного общества, эпоху господства и падения людей рудинского типа — просветителей, но не преобразователей. Способность зажечь сердце Натальи и неспособность бороться за любовь. Любовь Лаврецкого к Лизе тоже печальная, говорила о невозможности счастья этих двух хороших людей, когда господствовали еще в сознании людей религиозные убеждения. По сравнению с предыдущими романами в «Отцах и детях» любовная фабула проходит не через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. Мы уже встречались с высказываниями Базарова о любви.
— Как же он подходит к этому чувству? Зачитайте (гл. 7).
(У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Но это пока теоретические рассуждения.)
II. Беседа. Комментирование
— Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?
(Впервые Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой: «обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий». К тому же она «поразила» Аркадия «достоинством своей осанки», но главное, во всем ее облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны — спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга — закон подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.)
— Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?
(Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.
Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно «богатого тела» Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини — ее холодность («Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)
— Остается ли Базаров в Никольском таким же, как до приезда туда?
(В Никольском герой продолжает ерничать, но уже в отношении себя: он — «будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» — приглашен в гости к «герцогине»! Однако Базаров не далек от истины относительно оценки собственной персоны.)
Задания.
1. Рассказать об А. Одинцовой (гл. 14-15).
2. Рассказать историю любви Базарова к Одинцовой.
(С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она— «герцогиня», он— «лекарь»; она — холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, — неравнодушный и страстный.
Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал… о нежности!
Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.
Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.
В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».
— Почему Одинцова решила «не шутить этим»?
(Основа ее жизни — спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия).
— Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?
(Базаров — нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении — бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».)
— Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову?
(Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)
III. Итог урока
— Как же Базаров изменился за это время?
(Ему тяжело в этом конфликте. Он по положению в нем побежденный, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его).
Слово учителя.
Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, проникновенным и страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя за марает, да ты и не дорос до нас…»
В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.
Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.
Домашнее задание
Перечитать главы 3-5, 7, 10, 20-22, 25-28 и подобрать материал, связанный с семьей Базарова.
Вариант урока 51. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой»[24]
Цели урока: проанализировать изменения, произошедшие с главным героем; раскрыть суть отношений героев; понять для чего автор выстроил любовную линию романа таким образом.
Ход урока
I. Вступительная беседа
— Какова причина приезда Базарова и Аркадия в имение Одинцовой?
— 15 «однообразных» дней провели герои в этом имении. Каковы их занятия, времяпрепровождения?
II. Работа по тексту романа
Обратим внимание на момент статьи Д. Писарева о роковой встрече Евгения с А. Одинцовой: «Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нем происходит, она вытягивает из него признание в любви, она с оттенком невольной нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломленный внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней и прижимает ее к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он ее не так понял, что он ошибся».
Все кончено. Один из принципов Базарова: «Нравится тебе женщина, — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась», — в своей первой части изжил себя! Как это ни тяжело было осознать Базарову, но теперь у Одинцовой ему делать нечего! «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у нее вместе с Аркадием, но для него и для нее прошедшие события оказываются действительно невоскресимым прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собою тоном рассудительных и солидных людей».
— Так ли уже потом все спокойно в отношениях Базарова и Одинцовой? Может были какие-то глубокие душевные процессы, которые привели к гибели Базарова?
— Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, определяющий смысл его жизни?
(Гл. 22, 25, 26).
(Он нарушил этот принцип: знал, что толку от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому, может быть, тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности… вдруг она окажется лучше и тоже его полюбит…).
Тогда можно сказать, что он подверг жестокому испытанию все свое мировоззрение: ведь стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всему остальному? Не легко было решиться Базарову на третье посещение имения Одинцовой.
— Что же произошло во время этой встречи?
(Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго. Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.)
— Но почему после какой-то фразы Базарова, сказанной им на следующий день после его приезда, лицо Одинцовой «… попеременно краснело и бледнело»? Что случилось?
(Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия. Она испугалась того, что он раскрыл ее хитрость, и ей стало стыдно, вот почему ее лицо попеременно краснело и бледнело.)
Подтверждает все это своеобразная «невидимая» дуэль между Одинцовой и Базаровым, начавшаяся после его «разгадывающих» слов о возможности помолвки Кати и Аркадия. Одинцова вдруг начала сокрушаться по поводу нераспознанной ею вовремя (до письма Аркадия) любви между ним и Катей. «Как это я ничего не видела? Это меня удивляет!» — с восклицанием говорит она. Потом пытается смеяться, но все-таки отворачивается. И здесь Базаров замечает: «Нынешняя молодежь больно хитра стала».
— Базаров тоже начинает смеяться, над кем как вы думаете?
Как было нужно Одинцовой, чтобы Базаров остался! Даже после очередного его «нет!» и «нет!» она все равно настаивает: «Я убеждена, что мы не в последний раз видимся».
Ясно, почему Базаров был таким рассеянным в последующих главах романа. Невозможно поверить, чтобы такой волевой, сильный человек, как Базаров мог глупо, случайно пораниться! Теперь он постоянно думал о чем-то своем: он, образно говоря, поставил на карту незыблемость своих принципов, когда поехал третий раз к Одинцовой и потер пел сокрушительное поражение. Вот почему он не находил себе места!.. Вот почему он, как раненый зверь, (а ведь называет же Катя его и Одинцову хищниками), направился сразу домой — залечивать рану.
Итак, именно Одинцова нанесла ему смертельную рану. Вот кто оказался главным препятствием на пути Базаровых: научитесь сначала быть хотя бы внешне привлекательными, научитесь быть хитрыми ловкачами — вот тогда вы станете бессмертными…
— Но если речь зашла о хитрости, то обнаружил ли Базаров эту черту в Одинцовой?
— Да разве можно было отпустить Базарова после всего этого? Разве допустимо, чтобы один хищник не расквитался с другим за причиненные неудобства и волнения? За временную слабость и беззащитность?
Задание.
Зачитайте сцену третьей встречи героев.
— Почему Одинцова все-таки поцеловала умирающего Базарова, хотя и испугалась за себя? Неужели это было только прощание или жест жалости? Но и не любовь…
(Базаров сам просит ее об этом поцелуе. Базаров, который по-прежнему так же сильно любит ее, требует ее присутствия, чтобы даже в последние минуты своей жизни доказать и себе, и ей, что ничто не сможет его сломить, что он верен себе даже сейчас… И если бы она его не поцеловала, он доказал бы, что все-таки сильнее ее. Но Одинцова поцеловала его и не позволила еще раз восторжествовать над собой, как тогда когда она краснела и бледнела так как понимала, что это ее последний шанс утвердить свое душевное равновесие, нарушенное им. Если же говорить о Базарове, то и он, в свою очередь, не оставляет Одинцовой шансов на успех: Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым — в предсмертной агонии…)
III. Итог урока
Такова «дуэль» героев романа на равных до последней минуты. Кто же сильнее? Базаров «споткнулся» на Одинцовой, но и она без вторжения Базарова в ее тихую жизнь обречена на пассивность. Сила людей, подобных ей, будет «дремать» до появления новых Базаровых.
— Как же прошел Базаров испытание любовью?
— Можно ли предположить, что будь бы Базаров жив, остались незыблемыми его принципы по отношению к природе, искусству?
infopedia.su
Методическая разработка по литературе по теме: Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». » Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?». Преподаватель: Асхадуллина Г.М.
Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?
(Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, развивая речевые, мыслительные способности
Цели урока:
— исследование отношений Базарова и Одинцовой желание выработать свое мнение; умение грамотно и красиво выстроить диалоговую форму общения;
— формирование творческого подхода в разрешении проблемных ситуаций;
— воспитание любви к прекрасному, вечному.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг (произведения Тургенева, критические статьи, дополнительная литература), иллюстрации к произведению, запись романсов на стихи И.С. Тургенева, фотовыставка кадров из кинофильмов, снятых по роману «Отцы и дети».
ТСО: фото и видеоаппаратура, компьютер, проектор
Эпиграф к уроку:
«… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».
Ход урока.
Этот урок — итоговый по теме «Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети».
И посвятим мы его раскрытию ключевых понятий бытия человеческого, что есть «жизнь» и «любовь» для Тургенева, для героев его романа «Отцы и дети».
Почему Одинцова поцеловала умирающего от тифа Базарова? Что значил для нее этот поцелуй? Зарождение любви? Жалость? Или просто прощальный жест?
(звучит музыка.)
Преподаватель: Первая встреча решает многое. Так какою же была она для Базарова и Аркадия с Одинцовой?
Студенты:
— «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица» — (гл. 24).
— Базаров также обратил внимание на Одинцову: «Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа».
«Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа?».
Преподаватель: Шаг за шагом Тургенев дает почувствовать читателю, что в Базарове медленно назревают некоторые перемены. В герое зарождаются противоречивые чувства. На следующий же день после бала в гостинице при встрече с Одинцовой Базаров был досадно сконфужен. О чем же он тогда подумал?
Студент(ка):
«Вот тебе раз! Бабы испугался!» — подумал он и… заговорил преувеличенно развязно.
Преподаватель: Кто знает Базарова лучше всех? Кто первым обнаружил в нем перемены?
Студенты:
— Аркадий! Аркадия даже удивило то, что Базаров «говорил, против обыкновения довольно много и явно старался занять свою собеседницу».
— При расставании с Одинцовой Базаров даже покраснел, что еще больше удивило Аркадия. Сам Аркадий тоже увлекся Анной Сергеевной.
Преподаватель: А как же сам Евгений Базаров относится ко всему происходящему с ним?
Студенты:
— Он пытается прикрыть своё смущение иронией, развязностью. «Этакое богатое тело! … — хоть сейчас в анатомический театр».
— В усадьбе у Одинцовой, в Никольском, Базаров пытается иронизировать по поводу аристократизма хозяйки. «Да, баба с мозгом! Тертый калач!».
В то же время, посоветовав Аркадию заняться Катей, младшей сестрой Анны Сергеевны, сам Базаров предпочитает общение с Одинцовой.
Преподаватель: Каким образом складывается взаимоотношения между Базаровым и Аркадием? Можно ли назвать их прежними?
Студент(ка):
Отношения между Базаровым и Аркадием начали меняться, приятели все реже встречаются. Базаров престал говорить с Аркадием об Одинцовой, бранить её «аристократические замашки».
Преподаватель: Так в чем же причина всех этих перемен?
Студент(ка):
Автор прямо отвечает: «Настоящей причиной всей этой новизны было чувство, внушаемое Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило, и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничною бранью, если кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»
Преподаватель: Докажите, что теперь в Базарове уживаются два человека.
Студент(ка):
Один из них убежденный противник романтических чувств, духовной стороны любви. Другой — страстно и одухотворенно любящий, чего раньше за собой он не замечал.
«…он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда подтрунивал, что возмущало всю его гордость».
Преподаватель: Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? Что она за человек? Какова ее позиция, роль в романе «Отцы и дети?»
Студенты:
— Одинцова — изнеженная барыня, аристократка, не способная откликнутся на чувства Базарова женщина.
— Тургенев показывает иной аристократизм, дарованный ей русским национальным идеалом русской красоты. Анна Сергеевна царственно прекрасна, сдержанно страстна, величественна. Красота её женственно своенравна и не уступчива. Она требует к себе почтения, и даже преклонения.
Преподаватель: Евгений Базаров влюбился в Одинцову. Как он говорит ей о своей любви?
Студент(ка):
Спровоцированный Анной Сергеевной на объяснение Базаров с присущей ему прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «…я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Преподаватель: Какова реакция Одинцовой после такого признания? Что она почувствовала?
Студент(ка):
На рафинированную аристократку столь страстный порыв произвел пугающее впечатление. Одинцовой «стало страшно и жалко его». Анна Сергеевна спешит остановить героя: «Вы меня не поняли, — прошептала она с торопливым испугом».
Преподаватель: Каков же вывод?
Студент(ка):
Таким образом, умный и сильный Базаров терпит поражение в битве под названием любовь.
Преподаватель: Как повел себя волевой и сильный Базаров после того, как Одинцова отвергла его любовь.
Студент(ка):
Герой спасовал перед жизненной неудачей. Один из принципов Базарова: «Нравиться тебе женщина, — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась».
Преподаватель: Но так ли это?
Студент(ка):
Базаров нарушил этот принцип: знал что «толку» от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал. Полюбил он её, и очень сильно. Он все же надеялся, тешил себя надеждой, что мог обмануться в её холодности.
Преподаватель: Почему Базаров решил в третий раз попытать счастья?
Студент(ка):
Он верил и надеялся. Приехав в третий раз в Никольское, пробыл у Одинцовой недолго. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.
Преподаватель: Почему после фразы Б., произнесенной им на следующий день его приезда, лицо хозяйки имения «попеременно краснело и бледнело»? Что так подействовало на Анну Сергеевну Одинцову?
Студент(ка):
Речь идет о возможной помолвке Кати и Аркадия.
«Партия во всех отношениях хорошая, состояние у Кирсановых изрядное, он один сын у отца, да и отец добрый малый, прекословить не будет».
— Одинцова после этих слов покраснела, Базарова осенило: да ведь зря он тешил себя надеждой. Ему стало нехорошо от догадки, потому что выявил сокровенное в ней — культ денег, в какой-то мере и снобизм.
Преподаватель: Базаров понял Одинцову. Как развивались события в дальнейшем?
Студенты:
— «Прощайте, — заговорил он (Базаров) опять после небольшого молчания. — Желаю вам окончить это дело самым приятным образом…» Одинцова посмотрела на Базарова. Горькая усмешка подергивала его бледное лицо. «Этот меня любил!» — подумала она — и жалко ей стало его, и с участием протянула она ему руку. «Нет! — сказал он…- Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
— Живя с надеждой на лучшее, Базаров и не думал, что поражение будет таким горьким. Вот почему он не находит себе места.
— В последующих главах романа Базаров все более рассеян, невнимателен. Безответная любовь к Одинцовой занимает его мысли.
— Просто невозможно поверить, чтобы такой волевой, сильный человек, как Базаров, смог так глупо пораниться. В том-то и дело, что он постоянно думал о ней, о той, которая, должно быть, одной из первых женщин в его жизни заставила сильнее биться его сердце.
Преподаватель: До встречи с Одинцовой Базаров, видимо, по-настоящему еще никого не любил, и у него сложилось превратное мнение об этом чувстве, но вот пришла любовь (пусть и неразделенная), и сама жизнь заставляет его признать, хоть и с негодованием (нелегко отказаться от сложившихся представлений) силу и действенность любви.
Базаров полюбил Одинцову столь глубоко, столь сильно, даже получив отказ, продолжает думать о ней всегда, ни на минуту не забывая о своей любви. Даже медицинская практика (врачевание недугов больных отца) не помогает забыть образ Анны Сергеевны. Он рассеян… Вследствие чего, глупо и случайно поранившись, заболевает тифом.
Проследим последнюю встречу Базарова и Одинцовой в доме родителей Базарова. Как себя повела Одинцова у постели умирающего Базарова? Почему Одинцова поцеловала умирающего от тифа Базарова, хотя и испугалась за себя? Что это — прощание, жалость?
Студенты:
— Но и не любовь. Ведь Базаров сам просит её об этом поцелуе.
— Одинцова, скорее всего, пыталась этим поцелуем доказать, что Базарову не удастся еще раз восторжествовать над собою, как тогда, когда она «краснела и бледнела»…Ведь это её последний шанс утвердить душевное равновесие, нарушенное им.
Преподаватель: Дает ли такой шанс Базаров Одинцовой? Каковы предсмертные слова Базарова?
Студенты:
— Нет. Умирая, он, в свою очередь, не оставляет Одинцовой шансов на успех.
— «Прощайте… Послушайте… ведь я не поцеловал вас тогда… Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет…» Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым в предсмертной агонии.
Преподаватель: Читая роман «Отцы и дети», складывается впечатление, что Базаров и Одинцова ведут борьбу, цель которой, доказать: кто же сильнее?
Своеобразная дуэль на равных до последних минут. Базаров «споткнулся на Одинцовой, но и она без вторжения Евгения в ее тихую однообразную жизнь обречена на пассивность.
В конце романа автор рассказывает о судьбах героев «обреченных на счастье». Аркадий женился на Кате. Николай Петрович, его отец, на Фенечке (Федосья Николаевна). Одинцова вышла замуж за нестарого, умного к тому же человека, и обеспеченного. У них двое детей.
Павел Петрович уехал за границу, чтобы не мешать счастью брата.
Вот такая история. История любви. Понравился ли вам роман?
Почему главный герой умирает в конце романа? Прошел ли он испытание любовью? Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? Мы пытались ответить на эти вопросы. Почему автор, несмотря на симпатию к Базарову не оставляет его в живых.
Тургенев — дворянин, поэтому Кирсановы более близки и понятны ему, нежели Евгений Базаров, который неоднократно убеждался в незрелости, несостоятельности своих жизненных «принципов», да и в любви потерпел поражение…
Что касается Одинцовой, то она сразу дала понять, что не любит Базарова. Чувства, которые он в ней вызывает, можно расценить как интерес, увлечение, жалость, но не любовь. А вы, ребята, на чьей стороне? На ваш взгляд, как бы сложилась судьба героев романа, если бы они оказались нашими современниками, жили в наши дни, среди нас в 21 веке?
Любовь на страницах романа «Отцы и дети».
Викторина «А знаете ли вы?» — вопросы от творческой группы студентов.
1. Пара студентов танцует вальс. Вопрос к присутствующим на уроке: Где происходит сцена знакомства Базарова и Одинцовой? Назовите произведения классика русской литературы 19 века, в котором герои тоже знакомятся на балу? Ответ: Л.Н. Толстой «После бала», «Война и мир».
2. Что изображено на рисунке (Сфинкс)? О чем может рассказать данная художественная деталь произведения?
Ответ: В молодости Павел Петрович был влюблен княгиню Р., ей он подарил перстень с изображением сфинкса, перед смертью она пишет ему прощальное письмо и с ним возвращает перстень с перечеркнутым накрест сфинксом.
3. Перед вами розы. Кто и при каких обстоятельствах говорит о своей собеседнице, что она лучшая из роз в букете? Что это: любовь или симпатия? Как в дальнейшем развивались события?
Ответ: Базаров в беседке застал Фенечку с охапкой свежих роз. Делает ей комплименты, так как чувствует взаимную симпатию. Невольно подслушав их разговор, Павел Петрович делает определенные выводы, считает своим долгом вступиться за честь брата и вызывает Базарова на дуэль.
К тому же Базаров раздражал П.П. Кирсанова.
4. Выносят черный ящик. Перед вами ящик, внутри него предмет, о котором Базаров говорит, как о ненужной, несовременной, бесполезной во всех отношениях вещи. Он советует Аркадию выбросить ее, заменив более полезной и интересной с его точки зрения вещью. Какое увлечение Николая Петровича Базаров считал ребячеством? Каким образом осуждал вкусы помещика, его романтизм?
Ответ: Томик стихотворений А.С.Пушкина. Игру на виолончели.
5. Звучит музыка. Вопрос: Скажите, кого из героев совместная игра на данном музыкальном инструменте сблизила? Назовите инструмент и героев?
Ответ: Фортепьяно. Катя и Аркадий.
6. Читают стихотворение на французском языке. Вопрос: А что связывает автора романа «Отцы и дети» с Францией? Кто такая Полина Виардо?
Ответ: Тургенев не отрицал того факта, что во Франции в одном из замков Виардо, он прекрасно себя чувствует, есть, где поохотиться, есть Фестиваль Партия партия папавремя для работы (будучи во Франции он писал в основном о России). А главное, рядом женщина, единственная и неповторимая, ее он любил по-настоящему. Хотя Полина Виардо была замужем, а Тургенев так ни разу и не женился.
22 августа 1883 года Тургенева не стало, случилось это в Париже, в местечке Буживаль. Позже прах писателя перевезен на родину и похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. Это было последней просьбой писателя.
Преподаватель: Итак, урок наш подходит к концу. И мы готовы распрощаться с героями романа «Отцы и дети». В завершении предлагаю послушать один из романсов на стихи И.С. Тургенева. Их, когда-то, любила слушать Полина Виардо…
Приложение к уроку:
Тургенев Иван Сергеевич (1818 -1883)
Краткая хроника жизни и творчества И.С. Тургенева.
28 октября 1818 г. — в Орле, в дворянской семье, родился Иван Сергеевич Тургенев.
1827-1829 гг. — обучение в частном пансионе в Москве.
1833 г. — начало обучения в Московском университете.
1834 г. — перевод в Петербургский университет. Первый литературный опыт — подражательная романтическая поэма.
1836 г. — первая публикация в печати.
1837 г. — окончил словесное отделение философского факультета университета.
1838- 1841 гг. — слушает курс лекций в Берлинском университете.
1843 г. — сближение с Белинским. Знакомство с Полиной Виардо.
1852 г. — публикация 20 очерков из «Записок охотника».
За статью-некролог о Гоголе, за антикрепостническую направленность «Записок охотника» был сослан в Спасское-Лутовиново под надзором полиции.
1856 г. — публикация романа «Рудин».
1859 г. — выход в свет романа «Дворянское гнездо».
1860 г. — написаны роман «Накануне», повесть «Первая любовь». Избрание И.С. Тургенева членом-корреспондентом Петербургской АН.
1862 г. — напечатан роман «Отцы и дети» (окончен в 1861 г.).
1867 г. — роман «Дым».
1876 г. — роман «Новь».
1877-1882 г. — «Стихотворения в прозе».
1880 г. — речь на открытие памятника А.С. Пушкину в Москве.
22 августа 1883 г. — смерть близ Парижа в местечке Буживаль. Прах писателя перевезен на родину и похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
Предварительная работа.
О романе «Отцы и дети».
Самостоятельная работа студентов.
К моменту появления романа автор был уже известным читательской публике писателем.
1.Чтение начала первой главы. Приезд Аркадия с приятелем к отцу в Марьино.
2. Почему роман назван «Отцы и дети», а не «Базаров»?
Тургенева интересует не просто новый герой в определенных социально-исторических условиях, а философская проблема смены старого новым. Новый герой в этом смысле — явление не только историческое, но и философское. Тургенев уже в заглавии заявил вечную тему, которая решается не только вне времени, но и в конкретных исторических условиях. В этом и актуальность романа, неослабевающий интерес к нему, стремление искать параллели с действительностью.
3. Восприятие романа «Отцы и дети» современниками. Мнения критиков разделились.
Но Тургенев отмечал необходимость уделить большее внимание философскому аспекту проблемы. В борьбе «отцов» и «детей» не может быть победителей и побежденных. Тургенев лишь подметил новое явление и показал его.
Современники также отметили особую популярность данного произведения. Статьи: «По поводу «Отцов и детей» (И.С. Тургенев), М. А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д. И. Писарев «Базаров», Н.Н. Страхов «И.С.Тургенев «Отцы и дети». Ю.В. Манн «Базаров и другие»
4. Почему роман так потряс современников, вызвав бурные споры в обществе? Разрыв «Современника» с писателем.
50-60-е годы 19 века. Роман появился в переломную эпоху для России: происходит не просто смена одного поколения другим, уходит безвозвратно влияние дворянства на жизнь общества.
5. Гл. 3, 12 — анализ пейзажа, датировка (1859) событий, изображение чиновников-либералов, образ Матвея Ильича Колязина, губернатора и других чиновников города — полнота представления социально-исторической эпохи в романе.
Вывод: Лаконизм и выразительность языка тургеневского произведения способствуют созданию запоминающихся образов. Автор подчеркивает, что чиновники «из молодых» не нарушат устои крепостничества, хотя и проведут реформу, ратуя на словах за прогресс. Сама жизнь породила такой тип людей, как Евгений Базаров — новый человек, новой эпохи, демократ-разночинец, но не революционер.
Как складываются взаимоотношения молодого Базарова с другими представителями общества? Для того чтобы лучше узнать героя, необходимо составить сопоставительную характеристику наиболее ярких героев романа: Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.
Характеристика героев: | Евгений Васильевич Базаров. | Павел Петрович Кирсанов. |
социальная принадлежность
|
Любовь на страницах романа И.С.
Тургенева «Отцы и дети».
Княгиня Р. — Павел Петрович Кирсанов.
Николай Петрович Кирсанов — Фенечка (Федосья Николаевна) — Павел Петрович Кирсанов (дуэль с Базаровым).
Базаров — Анна Сергеевна Одинцова — Аркадий Кирсанов.
Катенька — Аркадий Кирсанов.
Словарная работа.
Нигилизм — что это такое?
Найдите определение в философском словаре.
Дайте определение роману — эпическому жанру литературы.
Домашнее задание к уроку:
Исследовательская работа студентов.
1. Иллюстрации к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Кроссворды о творчестве, биографии И.С. Тургенева.
3. Презентация или рефераты на тему:
И.С. Тургенев — классик русской литературы второй половины 19 века.
Красота тургеневских произведений.
Тургенев — романист.
Тургенев и Полина Виардо.
Портреты И.С. Тургенева.
Спасское — Лутовиново — родовое имение Тургеневых.
4. Эпизоды из кинофильмов по роману «Отцы и дети».
5. Романсы на слова И.С. Тургенева.
6. Стихи о любви на французском языке.
7. Вальс.
9. Музыка и костюмы того времени.
10. Знание текста «Отцы и дети». Вопросы:
Почему умирает Базаров?
О «жизни, ничтожной перед вечностью», и «жизни бесконечной» в романе «Отцы и дети».
Любовь на страницах романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Любовь — радость, праздник.
Любовь — страдание.
Любовь — испытание.
Любовь- искушение.
Любовь — жертва.
Любовь — утешение.
Любовь — спасение.
Любовь — счастье.
1. Что было причиной перемен, происшедших в душе Базарова?
2. Как воспринял Евгений «явление» Одинцовой в его жизни?
3. Вспомните, каковы были воззрения героя на любовь?
4. Изменились ли они? Перечитайте сцену ночного свидания Базарова и Анны Сергеевны. Как ведут себя герой и героиня?
6. Кто виноват в том, что любовь не состоялась? А могла ли она состояться?
7. Почему Базаров не смог «утешиться» Фенечкой (Федосья Николоаевна)?
8. Автор заставляет своего героя пройти второй круг испытаний, повторив прежний маршрут: Марьино — Никольское — родной дом. В чем и каким образом изменилось поведение Базарова; почему он принимает вызов уездного аристократа и участвует в дуэли с ним (Павлом Петровичем)?
9. Почему нарастает его одиночество? Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как история Павла Петровича и княгини Р. помогает нам понять историю Базарова? Почему оба антагониста не находят счастья в любви? А как другие персонажи пытаются «справиться с любовью»? Счастливые браки в эпилоге — кому они дарованы? Как вы думаете, можно ли «дожиться до любви»?
10. Перечитайте сцену смерти Базарова. Его гибель — это досадная случайность или она предрешена всем ходом повествования? Каково отношение Тургенева к своему герою? Изменилось ли ваше отношение к Базарову? Нужны ли они России?
11. Павел Петрович Кирсанов — княгиня Р. Эту историю Базарову рассказывает Аркадий Кирсанов, племянник П.П. Кирсанова (гл. 7).
12. Знакомство Николая Петровича с Фенечкой. Как в доме относились к Фенечке и ее ребенку?(Митя — сын Николая Петровича) (гл. 8).
13. Знакомство Базарова с Фенечкой (гл. 9)
14. Николай Петрович вспоминает покойную жену — контраст с Фенечкой. (гл. 11)
15. Базаров и Аркадий в губернском городе, им предстоит побывать на балу в честь приезда Матвея Колязина. Встреча с Ситниковым и Кукшиной (пародии на нигилистов) — разговор о женщинах, об Анне Сергеевне Одинцовой (гл. 13).
Бал у губернатора. Встреча Базарова и Аркадия с Одинцовой А.С. (гл. 14). Продолжение знакомства в гостинице (гл. 15). В имении Одинцовой (Никольское). Общение Одинцовой с Базаровым. Знакомство Кати с Аркадием (гл. 16-17).
Базаров сообщает о том, что намерен уехать к родителям, перед отъездом признается в любви Одинцовой (гл.17-18). О том, как развивались отношения героев далее, продолжить исследование самостоятельно.
nsportal.ru
Урок 5. Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)
Урок 5. Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)
Цель урока: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине.
Эпиграф:
«Я уж и так слишком долго вращался в чужой для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте и мне плюхнуться в мою стихию».
И. С. Тургенев «Отцы и дети», гл. 26.
Ход урока
I. Слово учителя
Взаимоотношения Е. Базарова и А. Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. Какова цель этого разговора? Раскрыть в столкновении Базарова с холодной барыней Одинцовой чужеродность их характеров, глубокие внутренние различия, которые и привели к несчастной развязке. Нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему. Как выдержал Базаров «испытание любовью»? В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.
Любовь Рудина к Наталье в романе «Рудин» позволила раскрыть целую эпоху в жизни русского культурного общества, эпоху господства и падения людей рудинского типа — просветителей, но не преобразователей. Способность зажечь сердце Натальи и неспособность бороться за любовь. Любовь Лаврецкого к Лизе тоже печальная, говорила о невозможности счастья этих двух хороших людей, когда господствовали еще в сознании людей религиозные убеждения. По сравнению с предыдущими романами в «Отцах и детях» любовная фабула проходит не через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. Мы уже встречались с высказываниями Базарова о любви.
— Как же он подходит к этому чувству? Зачитайте (гл. 7).
(У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Но это пока теоретические рассуждения.)
II. Беседа. Комментирование
— Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?
(Впервые Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой: «обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий». К тому же она «поразила» Аркадия «достоинством своей осанки», но главное, во всем ее облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны — спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга — закон подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.)
— Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?
(Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.
Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно «богатого тела» Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини — ее холодность («Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)
— Остается ли Базаров в Никольском таким же, как до приезда туда?
(В Никольском герой продолжает ерничать, но уже в отношении себя: он — «будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» — приглашен в гости к «герцогине»! Однако Базаров не далек от истины относительно оценки собственной персоны.)
Задания.
1. Рассказать об А. Одинцовой (гл. 14-15).
2. Рассказать историю любви Базарова к Одинцовой.
(С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она— «герцогиня», он— «лекарь»; она — холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, — неравнодушный и страстный.
Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал… о нежности!
Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.
Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.
В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».
— Почему Одинцова решила «не шутить этим»?
(Основа ее жизни — спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия).
— Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?
(Базаров — нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении — бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».)
— Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову?
(Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)
III. Итог урока
— Как же Базаров изменился за это время?
(Ему тяжело в этом конфликте. Он по положению в нем побежденный, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его).
Слово учителя.
Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, проникновенным и страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя за марает, да ты и не дорос до нас…»
В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.
Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.
Домашнее задание
Перечитать главы 3-5, 7, 10, 20-22, 25-28 и подобрать материал, связанный с семьей Базарова.
multiurok.ru
Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
При создании литературного произведения автор, как и Творец, наделен правом определить судьбу героя, женить, сделать счастливым или несчастным, сохранить жизнь либо закончить произведение его смертью.
Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» — роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности жизненных принципов и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.
Кто такой Базаров?
Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, нравственные ценности, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.
В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.
Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей произведений искусства. По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной жизненной целью Евгений обозначает «труд на пользу общества». Его задача — «жить для великой цели обновления мира».
Отношение к окружающим
Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения. Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках. Привязанность, сочувствие, нежность – все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.
Любовь Базарова
Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.
Объяснение Базарова в любви – это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.
Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.
Смерть Базарова – случайность?
Итак, в финале романа главное событие — смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.
Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности — небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.
Отношение Базарова к смерти и к себе
Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.
Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.
Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.
Понимание истинных ценностей
Перед лицом смерти человеческие ценности меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.
Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.
Самое важное для него теперь – родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.
Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.
Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.
fb.ru
Если не трудно, дайте ответы на вопросы по роману «Отцы и дети».
В финале романа это уже новый Базаров, познавший сомнения, мучительно с тарающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это изменится Базарова. Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный” а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!. . Я нужен России.. . Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? ” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать… ” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти “Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. Смерть Базарову дала право быть таким, каким, возможно, он был всегда – сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственную возможную, роковую, трагическую – базаровскую – судьбу. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.
8. примирение и бесконечность жизни
1. Так ему и надо. Тургенев не желал подобного будущего — России.
touch.otvet.mail.ru