Почему именно в повести олеся все бытовые этнографические подробности – Самостоятельная работа по литературе
Самостоятельная работа по литературе
Самостоятельная работа по литературе
Учебное пособие
Пояснительная записка
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования для учащихся, обучающихся на базе основной образовательной школы, базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература», направленного на реализацию обязательного минимума содержания литературного образования.
Практические работы, вошедшие в учебное пособие, нацелены на проверку знаний по теории литературы, понимания главной идеи художественного произведения, его проблематики, роли и места в литературном процессе, а также знания текстов, вопросов типизации героев, портретных и речевых характеристик и многого другого. Учебное пособие разработано для самостоятельной работы учащихся.
Практические занятия включают в себя объем литературы с19в. по 21в. . Всего в учебном пособии 11 практических работ.
Данное учебное пособие разработано в соответствии с программой учебной дисциплины «Литература», которая ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Литература – это творчество. Надеемся , что предложенное учебное пособие практических заданий по литературе, поможет студентам в решении многих проблем и даст новый толчок к развитию их творческого потенциала.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование тем
стр
1. Пояснительная записка
3
2. Практическое занятие: Перед грозой, в грозу и о «Грозе» по драме А. Н. Островского
5
3. Практическое занятие: Творческая работа по роману «Обломов» И.А.Гончарова
7
4. Практическое занятие: Загадка Е.Базарова по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
9
5. Практическое занятие: Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
10
6. Практическое занятие: «Мысль «семейная» в романе «Война и мир» Л.Толстого
12
7 Практическое занятие: Любовь в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
14
8. Практическое занятие: Поэтическая гостиная «Красною кистью рябина зажглась…»
16
9. Практическое занятие : « Тема настоящей, верной, вечной любви» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
19
10.Практическое занятие: Тема нравственности в произведениях Василия Шукшина.
21
Информационное обеспечение обучения
23
Практическое занятие №1
Перед грозой, в грозу и о «Грозе» по драме А.Н.Островского
1.Вспомните историю создания драмы «Гроза» А. Островского.
2.Кто из русских поэтов обращался к теме о грозе?
3.Подумайте о значении слова «гроза».
4.Какие значения слова «гроза» и понятия этого явления встречаются в пьесе.
5.Сделайте анализ действий в пьесе, где говорится о грозе.
6.Опишите возможные значения слова «гроза».
6.«Темное царство» в «Грозе» А. Н. Островского( составить конспект).
7.Где признаки «темного царства» (или – почему вы не соглашаетесь с критиком)? Перечислите свои аргументы.
8.Почему они такие? (Размышление о жителях города Калинова)
9. В сюжете драмы «Гроза»- гибель главной героини, а Н. А. Добролюбов писал, что в пьесе есть что- то «освежающее и ободряющее». Согласны ли вы с этим высказыванием.
10.Напишите развернутый письменный ответ на вопрос: «Кто виноват в гибели Катерины?»
Практическое занятие №2
Творческая работа по роману «Обломов» И.А.Гончарова
Эпиграф: Жизнь наша в старости — изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить…
(П.А.Вяземский)
«Автор «Обломова» вместе с другими первоклассными представителями родного искусства есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией..» сказал об И.Гончарове критик А.В.Дружинин.
1.Как строится экспозиция романа «Обломов»? Почему она занимает у Гончарова столь большое место?
2.Каково состояние природы в Обломовке?
3.Какие художественные средства передают это состояние?
Установите связь между “мирным уголком” и характером, и образом жизни Обломова.
4.Какие черты контрастны в характерах Обломова и Штольца? Зачем этот контраст автору?
5.В чем главное противоречие отношений Обломова и Ольги Ильинской? Каким образом девушка пытается спасти Обломова?
6.Какой эпизод оказывается кульминацией любовной линии романа?
7.Чем привлекает Обломова Агафья Пшеницына? Чем эти отношения отличаются от отношений с Ольгой?
8.Различаются ли в романе Обломов и «обломовщина»?
9.Одна из наиболее знаменитых деталей в романе «Обломов»- это халат главного героя. Прочитайте стихотворение П.А.Вяземского «Жизнь наша в старости — изношенный халат…».
10.Сравните, чем халат в стихотворение отличается от халата Обломова, каковы отношения лирического героя стихотворения и героя романа к своим халатам.
Жизнь наша в старости — изношенный халат
Жизнь наша в старости — изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;
Нельзя нас починить и заново исправить.
Как мы состарились, состарился и он;
В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплен,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;
В них отпрыски пера, которому в дни
Мы светлой радости иль облачной печали,
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали.
На жизни также есть минувшего следы:
Записаны на ней и жалобы, и пени,
И на нее легла тень скорби и беды,
Но прелесть грустная таится в этой тени.
В ней есть предания, в ней отзыв наш родной
И утро свежее, и полдня блеск и зной
Припоминаем мы и при дневном закате.
Еще люблю подчас жизнь старую свою
С ее ущербами и грустным поворотом,
И, как боец свой плащ, простреленный в бою,
Я холю свой халат с любовью и почетом.
10. Каковы были оценки романа «Обломов» и его главного героя Н.А. Добролюбовым, В.С. Соловьевым, Н.О. Лосским, М.М. Пришвиным?
11.Какая оценка Обломова наиболее близка вам?
Творческая работа ( по выбору учащихся)
1.Критик А.А.Григорьев считал, что сердце автора «лежит гораздо больше к Обломову и Агафье, чем к Штольцу и к Ольге?» Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данное суждение, используя текст романа, а также факты из биографии И.А.Гончарова.
2.Напишите письмо Обломову, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.
Практическое занятие№3
Загадка Е.Базарова по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нём людей 40-х г., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» — в полном смысле этого слова
1.Найти в романе внешность героя Е.Базарова (зачитать)
2.Нигилисты. В силу чего они действуют? У нигилистов есть принципы, есть убеждения. Какие?
3.Увлечение героя (зачитать из романа).
4.Отношение к дворянству, аристократии и её принципам.
5.Взгляды на народ.
6.Взгляды на искусство, политический строй России Е.Базарова (зачитать)
7.Любовь и дружба в жизни героя (
8. В чем трагизм Е.Базарова?
9. Работа групп со статьей Д.И.Писарева «Е.Базаров» ( каким представлен герой )
10.. Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите.
11.В чем не прав Е.Базаров? (доказать примерами из романа)
12. В чем смысл смерти героя?
13.Объясните слова И.С.Тургенева о своем герое.(уч. стр.82)
Подготовить развернутый ответ на тему
« Почему Е.Базарову жизнь отцов представляется «глухой?»
Практическое занятие №4
Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге, а напечатан в 1866 году. Он принёс всемирную славу писателю. Достоевского считают создателем социально – психологического романа. “Преступление и наказание” — сложное произведение. И до сих пор не прекращаются споры о сущности авторского замысла, об идейной направленности романа, о его центральном герое. Главным героем является Родион Раскольников.
1.Р.Раскольников. Его портрет, условия жизни
( ч.1.гл.1)
2.Характер героя (анализ эпизодов из романа).
3.Отношение к людям.
4.Социальные предпосылки преступления Раскольникова.
А).Собственная нищета и уязвленная гордость.
Б).Боль за поруганного человека ( семья Мармеладовых, уличные сцены.)
В). Письмо матери, бунт против Свидригайлова и Лужина.
Г). Стечение обстоятельств: разговор офицера и студента в трактире о старухе, разговор Лизаветы с мещанином и бабой.
5.Нравственно-психологические и философские истоки бунта героя (анализ эпизодов из романа).
6.В каких эпизодах романа раскрывается и комментируется содержание теории Раскольникова
8.Что, кроме самоубийства Свидригайлова, подтолкнуло Раскольникова к признанию в убийстве.
9.Какие внешние события выступили в роли «подсказки» для мятущейся души героя.
Вывод.
10.Этапы крушения теории. Покажите на конкретных примерах, что душа Раскольникова всегда остается богаче и шире поработившей её бесчеловечной теории.
11.Причины крушения теории (анализ эпизодов из романа ).
12.Нравственный идеал Достоевского.
Вывод.
Творческая работа. Докажите на собственном анализе отобранных вами эпизодов романа субъективность и предвзятость порабощенного идеей взгляда Раскольникова на окружающую жизнь (задание выполняется письменно)
Практическое занятие №5
«Мысль «семейная» в романе «Война и мир» Л.Толстого
Эпиграф: Семья – один из шедевров природы
( Д.Сантаяна)
Родительский дом – это начало всех начал для каждого человека, родительский дом – это семья. Каждая семья имеет свои традиции, свои правила и нормы воспитания, об этом говорил еще великий классик Л.Н.Толстой. Но хотелось бы, чтобы каждая семья стремилась к нравственным нормам, к честности, порядочности, искренности, морали, и в таких семьях вырастут нравственные люди, люди – патриоты своего отечества и государства, люди, способные любить, доверять, т.е. жить настоящей жизнью. Толстой показывает разные семейные уклады и разные проявления людей в романе «Война и мир».
1.Какие семьи представлены в романе? (Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие, Безуховы)
3.Какой художественный прием избирает Толстой для изображения этих семейных гнезд? ( сопоставление, схожесть)
3.На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.
4.Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?
5.Каковы взаимоотношения между детьми?
6.Какова общая атмосфера в семье?
7.Как проявляется авторская ирония в характеристике внутренне «застывших» людей вроде князя Василия и его детей? ( Докажите примерами из романа)
8.Укажите приемы, с помощью которых Толстой проникает в самую суть подобных характеров.
9. Что представляет собой семья графа Безухова.
Записать вывод.
1.Как представлена семья Болконских? ( работа с романом)
2.Какое воспитание дал старый князь своим детям Андрею и Марье?
3.Какие главные качества он заложил в характерах детей?
4.О чем болит душа старого князя Николая Андреевича?
5.Почему требовательный Николай Андреевич пользовался авторитетом у своих детей?
Идеал семьи –Ростовы ( работа с эпизодом в романе «Именины у Ростовых»)
1.Есть ли в семье дети?
2.Каковы взаимоотношения между взрослыми и детьми?
3.Соблюдают ли Ростовы светские условности?
4.Каковы принципы воспитания в семье?
1.В чем суть толстовской «мысли семейной» ?
2.Как противопоставлены в романе подлинно семейные отношения и семьи — имитации, являющие авторским антиидеалом?
3.Как представлена семейная тема в эпилоге романа
Записать вывод.
Практическое занятие №6
Любовь в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
Любовь, любовь, — гласит преданье,
Союз души с душой родной.
(Ф.Тютчев)
Ф.Тютчев посвятил любви многие свои стихи, как и многие писатели и поэты. С не меньшим основанием можно И.Бунина и А. Куприна назвать певцом возвышенной любви. Сегодня мы будем путешествовать в волшебную страну любви, существует действительно талант любить, и дан он не каждому, а избранным, людям тонко чувствующим, готовым к самопожертвованию во имя любви. И.Бунин и А. Куприн — мастера в изображении человеческих чувств, они умеет глубоко показать человеческие переживания, открыть душу человека любящего и страдающего. В их произведениях мы увидим любовь – прекрасное, облагораживающее чувство.
1.Каковы связи И.Бунина и А.Куприна с классической литературой?
2.Когда и за какие заслуги И.Бунин получил Нобелевскую премию. Как он воспринял эту награду?
3.Каким традициям А.П.Чехова и Л.Н.Толстого следовал А.И.Куприн?
4.Тема «маленького человека » в каком произведении А.И.Куприна ? Почему вы так считаете?
5.Почему И.А.Бунин, к этому времени создавший и «жизнь Арсеньева», и «Митину любовь»,и «Дело корнета Елагина», целую книгу рассказов о любви «Темные аллеи», в которую и вошел «Чистый понедельник»,выделял именно этот рассказ?
5.Как построен короткий рассказ «Легкое дыхание»? Почему Бунину важно было и начать, и завершить рассказ в одном и том же месте — у надгробного памятника героине? Почему «теснота», сдавленность пространства повествования оказалась столь необходимой для воплощения главной темы рассказа?
6. Каким образом сюжет «Легкое дыхание» с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их «растеканием» вперед и назад помогает выявить сущность легкого дыхания, вечное очарование героини?
7.В чем отличие «Чистого понедельника» И.А.Бунина от «Дворянского гнезда» И.С.Тургенева? Спасает ли человека монастырь от внутреннего разлада с миром или он на свой лад подавляет, нивелирует внутренний мир, свободу личности?
8. Что вы знаете о других произведениях А.И.Куприна- цикла «Поллеских рассказов», в который входила повесть «Олеся» («На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк»)?
9.Почему именно в повести «Олеся» все бытовые, этнографические подробности из жизни косной, забитой и странной в своем слепом рвении мужицкой массы словно утратили свою тяжесть, натуралистическую густоту?
10.Чем привлекает читателя Олеся?( найти в тексте и зачитать)
11.Почему же , несмотря на искренность чувств, все заканчивается расставанием героев?
12.Чем заканчивается повесть?
13. Почему так инфантильны, «немужественны», безвольны мужчины в мире Куприна? 14.Почему они словно ждут подарка от судьбы? Почему Олеся с ее близостью к природе, отвагой неведенья, сердечным разумом куда смелее и безогляднее героя в своей борьбе за счастье?
Запишите вывод.
14. Какова роль контрастного сопоставления грубого окружения княгини Веры и «громадного счастья» любви к ней Желткова?
15.Почему само присутствие этой любви и подаренный браслет с пятью гранатами порождает в героине « неожиданную» тревогу?
16.Чего страшится эта благополучная героиня? Почему Желтков все же решил уйти из жизни, словно ощутив тревогу Веры? ( найти в тексте и зачитать)
17. Какое значение для понимания рассказ имеет музыка Л.Бетховена, название сонаты которого стало эпиграфом? Почему в финале музыка соединяется со словами известной молитвы?
18..О ком Куприн писал: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…».
19.В чем сходство и различие героев А.И.Куприна в произведениях «Олеся» и «Гранатовый браслет»?
20. Что отличает тип «купринского героя» от «бунинского»?
Запишите вывод.
Практическое занятие №7
«Красною кистью рябина зажглась…»
Творчество Марины Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением, как культуры «серебряного века», так и всей истории русской литературы. Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с её трагическими противоречиями.
1.Место рождения Марины Цветаевой
Красною кистью
Рябина зажглась.
(Подготовить анализ стихотворения)
2. «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра, родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догадливым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ер…» Могу сказать ,что я родилась не в жизнь, а в музыку»
Кто создан из камня ,кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
(Подготовить анализ стихотворения)
Вывод запишите.
3. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли ее в семье) писала стихи ,теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.
4. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает:
«В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы- польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»
(Подготовить анализ стихотворения «Бабушке»:
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
……………………………….
5. Стремительно и властно в жизни будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
6. Какие стихи посвятила Марина Цветаева А.С.Пушкину?
7. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычная сама по себе и делала необычными всех живущих с ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским . Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 начала 20 века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей кумиру – Александру Блоку:
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке
( Подготовить анализ любого стихотворения, посвященного А.Блоку)
8.В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности – жена, не на бумаге!
…………………………………………
Мне нравится, что вы больны не мной
Мне нравится, что я больна не вами
…………………………………………..
(Подготовить анализ стихотворения )
9. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «это было время расцвета Марининой красоты. Цветком ,поднятым над плечами, ее златоволосая голова, пушистая с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в творчестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутреннем»
Тихо плещется море,
Темно – синее небо, мерцающие звезды и стихи:
В огромном липовом саду –
Невинном и старинном-
10. Какова судьба поэтессы и ее родственников в эмиграции ?
11.Чем вам понравились стихи Марины Цветаевой?
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
………………………….
Подготовить реферат о жизни и творчестве поэт
Практическое занятие №8
« Тема настоящей, верной, вечной любви» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
“За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,
верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык.
За мной, мой читатель, и только за мной,
и я покажу тебе такую любовь!”
М.А. Булгаков.
Имя Михаила Афанасьевича Булгакова известно всем, и его, несомненно, можно назвать классиком русской литературы. Роман «Мастер и Маргарита» можно назвать романом – завещанием, средоточием всего самого важного в жизни. Сегодня речь пойдет о любви, о мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики. (Евгений Онегин и Татьяна; Ленский и Ольга; Болконский и Ростова; Безухов и Ростова; Раскольников и С. Мармеладова и т.д).
Как построена система образов в романе?
Как трансформируется история доктора Фауста в судьбе булгаковской Маргариты?
Что оправдывает Маргариту, совершавшую прелюбодеяние, ставшую ведьмой, разгромившей квартиру Латунского, продавшую душу дьяволу?
Почему представитель Иешуа Левий Матвей просит Воланда позаботиться о её судьбе?
Кто же такая эта Маргарита?
Маргарита Николаевна испытывала потребность любить? А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?
Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?
Запишите вывод.
В каком эпизоде впервые появляется Мастер?
Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер? Вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. (Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13). Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде )
С портретом какого писателя – классика схож портрет Мастера?
Как гоголевский мотив проявляется не только во внешности, но и во внутреннем мире Мастера?
Почему Мастер « не заслужил света, он заслужил покой» ?
Запишите вывод.
Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.
А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы. ( Анализ эпизода “Погром в квартире Латунского” зачитать).
Покажите Маргариту в роли королевы. Докажите, что она достойна короны.(анализ эпизода “Маргарита на балу у Воланда).
Запишите вывод.
Практическое занятие №9
Тема нравственности в произведениях Василия Шукшина
Василий Макарович Шукшин остался в памяти современников и в литературе как писатель высоких нравственных принципов. В его рассказах , повестях, романах ведется разговор об истинных нравственных ценностях. В книгах Шукшина, которые критики называли бытовой прозой, можно найти искреннего и доброжелательного собеседника, которому небезразлична судьба каждого его современника. Обычные сельские жители мучаются в его рассказах вечными вопросами. Во многих своих произведениях Василий Шукшин говорит о вопросах нравственности. В сборнике «Сельские жители» Шукшин обратился к тем персонажам, которых очень хорошо знал по алтайской поре своей жизни. Именно благодаря Алтаю, своей малой родине, писатель научился ценить землю и труд человека на этой земле, понимать суровую прозу сельской жизни. Интерес к пестроте жизни и «маленькому человеку», соединение комического и драматического — отличительные особенности рассказов Шукшина.
(Задания учащимся даются заранее)
1 группа(Чтение и анализ рассказа «Гринька Малюгин»). В рассказе «Гринька Малюгин», повествующем о хорошем, добром парне, нет никаких высоких слов о героическом. Но именно в душе обыкновенного парня в необходимую минуту и просыпается героическое начало, «скрытое за внешней дурашливостью и простодушием». Он, рискуя жизнью, спас бензохранилище, избавив его от своего грузовика, охваченного пламенем. Рассказы «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Думы» — о чудачествах шукшинских героев. Сюжетной связи между ними нет, но есть определенное родство характеров — все они немного странные. Писатель ищет и находит у них ту «чудинку», которая делает их такими неповторимыми среди многих других людей. Чудику резко противопоставлен его брат-приспособленец, ловкач, цепкий добытчик.
(Чтение и анализ отрывка рассказа «Чудик»)
Запишите вывод.
2 группа (Чтение и анализ отрывка рассказа «Печки- лавочки) Рассказ «Печки- лавочки» повествует о поездке крестьянина Ивана Расторгуева с далекого Алтая в южный санаторий, истории, полной забавных приключений. Характер Ивана — самобытный, резкий, угловатый, задиристый, но и наивный. Иван активно вмешивается в жизнь, бурно реагирует на происходящее. Вот он взрывается при встрече с вагонным очкастым попутчиком и грозит пустить его пешком по шпалам; восхищается конструктором, а на самом деле жуликом; в профессоре подозревает бандита. Всякий раз стесняется своего деревенского происхождения, но и гордится, им. Колюч, ершист, но и душевен, открыт людям. Это один из тех шукшинских «чудиков», которые были описаны писателем во многих его рассказах.
3 группа (Чтение и анализ «Калины красной» ) В киноповести «Калина красная» Шукшин создал современный вариант притчи о блудном сыне. Егора Прокудина оторвало жизненным вихрем от родных, близких, друзей, он оказался в тюрьме, потом был освобожден из заключения, чтобы вернуться в родной дом, соединить свою жизнь с чудесной женщиной, «вступить на дымящую паром пашню». Душа у Егора ранимая, бурная, кровоточащая. Его внешняя бравада, даже грубость вдруг сменяется лирической нежностью при встрече с березами. Он не может «вписаться» в «круговерть мелькающих событий». Он жаждет чистоты и правды, он готов жить по совести, но «поток жизни» сбил его и «потянул в пропасть».(Чтение и анализ отрывка повести)
Творческая работа: Какие «вечные вопросы» решают шукшинские герои и как они связаны с вопросами , поставленными русской литературой 19 века(работа выполняется письменно)
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
В.А. Чалмаев. С.А.Зинин. 11кл. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС». 2008г.
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.
Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2000
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.
Дополнительные источники
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.
Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
Интернет-ресурс
1.Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: http://www.edu.ru/
2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам//Режим доступа: http://window.edu.ru/
3.Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
4.Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: http://www.openclass.ru/sub/
5.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
6.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: http://festival.1september.ru/…
infourok.ru
Мир духовный и мир цивилизованный в повести А. И. Куприна «Олеся»
Тема урока: Мир духовный и мир цивилизованный в повести А. И.Куприна «Олеся»
Цели:
4. Образовательные:
– Познакомить с историей создания и публикации повести;
– Обратить внимание на черты этнографического очерка в повести;
5. Развивающие:
– Развивать умение видеть антитезу двух миров в художественном тексте;
– Развивать умения определять роль детали в художественном тексте.
6. Воспитательные:
— Дать возможность осознать истинные духовные ценности вопреки технократической цивилизации.
Эпиграф: В качестве эпиграфа используется фрагмент песни «Олеся»
План урока:
7. Оргмомент (1 мин.).
8. Психологическая подготовка (слово учителя; работа с эпиграфом; 3 мин.).
9. Доклад ученика об истории создания повести «Олеся» (7 мин.).
10. Слово учителя о творческой истории повести (5 мин.).
11. Разговор по поводу повести «Олеся» (26 мин.).
12. Итог урока (2 мин.).
13. Домашнее задание (1 мин.).
Ход урока:
I Оргмомент.
II Психологическая подготовка:
Сегодня мы продолжаем наш разговор о Куприне, запишите тему урока. Эпиграфом нам послужит песня «Олеся» ансамбля Сябры, которая создаст, надеюсь, лирическое настроение для нашего разговора.
III Доклад ученика о жизни и творчестве Куприна:
Учитель, опираясь на материал доклада, задает ученику после выступления вопросы; в процессе доклада, где необходимо, делает акцентированные паузы и дает классу возможность записать самое основное.
IV Слово учителя о творческой истории повести:
Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».
Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».
Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».
Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.
В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.
Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».
V Разговор по поводу повести «Олеся»:
В повести Куприн продолжает традиции особого жанра – этнографического очерка. Чем занимается этнография? (описывает нравы и обычаи разных народов и местностей). Несмотря на то, что в окончательной редакции Куприн старается смягчить местный колорит, в повести остаются черты, которые позволят нам сближать ее с этнографическим очерком. Какие?
Черты этнографического очерка в повести «Олеся»:
1. Лексика (вавкулак, постолы, кацапка).
2. Промыслы (охота).
3.Одежда.
4. Фольклор (песня лирника).
Но во времена Куприна были ученые, которые занимались непосредственно этнографией (Буслаев, Веселовский, Афанасьев). Зачем писателю понадобилось включать в художественный текст этнографические моменты? (Чтобы противопоставить два мира). Какие? (духовный и цивилизованный).
Кто воплощает каждый из миров? (духовный – Олеся, цивилизованный Иван Тимофеевич).
Что привело Ивана Тимофеевича в Полесье? (Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).
Что доказывает, что Иван Тимофеевич — человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).
А что сначала привлекает его в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).
Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).
Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).
Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).
Давайте обратим внимание на жителей полесья. Какой из этих двух миров представляют они? (Они совмещают в себе оба мира, потому что близки к природе, но ищут благ цивилизации). Но достойны ли они уважения? (Нет, они задавлены веками польского крепостничества).
В жителях полесья все духовное и природное задавили худшие проявления цивилизации (века польского крепостничества). Они стали своеобразными маргиналами, потому что утратили старую культуру и не присвоили новую.
Но что же получается: что мы, дети каменных джунглей, не способны познать, что такое любовь, честь, верность! Весь вопрос в соотношении духовного и цивилизованного. При сбалансированном синтезе возникает человек КУЛЬТУРЫ.
VI Итог урока:
Неслучайно в переводе с латинского «культура» означает «возделывание», возделывание духовной почвы лучшими орудиями цивилизации.
VII Домашнее задание:
Прочитать рассказ «Гранатовый браслет», отметить точки зрения разных персонажей на любовь.
Индивидуальные задания:
Сделать доклад об истории создания рассказа «Гранатовый браслет».
Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета
Кильдяшова Михаила Александровича.
Оборудование и наглядность:
Портрет Куприна, аудиозапись песни «Олеся» ансамбля Сябры.
Литература:
9. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна. 1883-1907. Минск, 1983.
10. Корецкая И. В. Горький и Куприн//Горьковские чтения. 1964-1965. М., 1966. С.119-161.
11. Корецкая И. В. Чехов и Куприн//Чехов. М., 1960 (Сер. «Лит. наследство». Т. 68. С. 363-378).
12. Бердяев Н. А. Человек и машина: (Проблема социологии и метафизика техники) //Вопросы философии. 1989. №2.
13. Программа по литературе 5-11 классы под ред. В. Я.Коровиной, М., 2006.
www.testsoch.com
«Олеся», анализ повести Куприна
Трагедия двух сердец на опушке леса
«Олеся» — одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. Анализ повести логично начать с предыстории. В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».
Несмотря на то, что произведение было создано молодым автором, оно привлекает литературоведов сложной проблематикой, глубиной характеров главных героев, удивительными пейзажными зарисовками. По композиции повесть «Олеся» является ретроспективой. Повествование идет от лица рассказчика, который вспоминает события минувших дней.
Интеллигент Иван Тимофеевич приезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. На пороге ХХ век, стремительно развиваются технические и естественные науки, в мире происходят громадные социальные преобразования. А здесь, кажется, что время остановилось. И люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Христианские традиции тесно переплелись в Полесье с языческими. Это первый конфликт в повести: цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.
Из их противостояния вытекает и другой конфликт: люди, воспитанные в столь различных условиях не могут быть вместе. Потому Иван Тимофеевич, который олицетворяет мир цивилизации и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на расставание.
Близость Ивана и Олеси – кульминация повести. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разнятся. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее. Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Он в принципе готов жениться на Олесе и забрать ее с собой в город, но толком не представляет как такое возможно. Влюбленный Иван не способен на поступок, поскольку привык в жизни плыть по течению.
Но один в поле не воин. Поэтому даже жертва молодой колдуньи, когда она ради своего избранника решается пойти в церковь, не спасает ситуацию. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Олеся с матерью вынуждены бежать из родного дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В память о ней остается лишь нитка красных кораллов.
История трагической любви интеллигента и колдуньи вдохновила на экранизацию произведения советского режиссера Бориса Ивченко. Главные роли в его картине «Олеся» (1971) сыграли Геннадий Воропаев и Людмила Чурсина. А пятнадцатью годами ранее французский режиссер Андре Мишель по мотивам повести Куприна снял фильм «Колдунья» с Мариной Влади.
См. также:
- Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»
- «Гранатовый браслет», анализ рассказа
- «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
- Александр Иванович Куприн, биография
- «Поединок», анализ повести Куприна
- «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
- «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
- «Тапёр», анализ рассказа Куприна
- «Слон», анализ рассказа Куприна
- «Суламифь», анализ повести Куприна
- «Allez!», анализ рассказа Куприна
- «Яма», анализ повести Куприна
- «Молох», анализ повести Куприна
- «Изумруд», анализ рассказа Куприна
По произведению: «Олеся»
По писателю: Куприн Александр Иванович
goldlit.ru
ТОП 10: |
Александр Иванович Куприн — замечательный мастер слова. Он сумел отразить в своем творчестве самые сильные, возвышенные и тонкие человеческие переживания. Любовь — это прекрасное чувство, которым проверяется человек, как лакмусовой бумагой. Способностью глубоко и искренне любить обладают далеко не многие. Это удел сильных натур. Именно такие люди привлекают внимание писателя. Люди гармоничные, живущие в ладу с собой и природой, являются идеалом писателя, именно такую героиню он выводит в повести “Олеся”. Простая полесская девушка живет в окружении природы. Она слушает звуки и шорохи, “понимает” голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Она самодостаточна. Ей хватает того круга общения, который у нее есть. Окружающий ее лес Олеся знает и понимает, она читает природу как загадочную и интересную книгу. “Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. — Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, — воскликнула она, громко смеясь, — посмотри, какие смешные… голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было”. А вот столкновение с миром людей несет Олесе, похоже, одни невзгоды и переживания. Местные крестьяне считают Олесю и ее бабку Мануйлиху колдуньями. Они готовы обвинить во всех бедах этих бедных женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое: — Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то… Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся по-своему умна и прозорлива. Она прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем, “панычем Иваном”. Любовь — прекрасное и возвышенное чувство — оборачивается гибелью для этой “дочери природы”. Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия. Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их безотчетный страх перед “ведьмами”, коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь — это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее: — Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта! Теперь примирения быть не может. Правота оказалась на стороне сильных. Олеся — хрупкий и прекрасный цветок, которому суждено погибнуть в этом жестоком мире. В повести “Олеся” Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью.
Олеся — «цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич — «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся — «ведьмака», необразованная девушка, выросшая в лесу.Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически. А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось: побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не ходила в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…» Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь мешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».
Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса. Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. И. Куприна. Перед нами картины природы, портреты, внутренний мир героев, характеры, настроения —все это глубоко поразило меня. Повесть «Олеся» — это гимн прекрасному первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас. |
infopedia.su
Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? ( по произведению А.И. Куприна «Олеся»)
В своей ранней повести «Олеся» (1898) А.И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами.
Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе абсолютно чужды общественные нормы поведения, она признает лишь зовы души, свои истинные потребности, которые умеет слышать и различать.
По сюжету повести юная героиня влюбляется в человека из совсем другого мира – она встречает мужчину, родившегося и воспитанного в городе, испытавшего на себе все «разлагающее» влияние цивилизации. Между героями зарождается искреннее чувство, которое раскрывает сущность характеров обоих.
В кратком, насыщенном бытовыми деталями повествовании Куприн выразил свои представления о внутреннем преображении личности посредством любви. Сама природа сообщила людям жажду красоты, гармонии, высоких порывов, полного слияния с родной душой. Вместе с тем — она ограничила их возможности. Кто-то может преодолеть эту ограниченность, кто-то на такое не способен…
На мой взгляд, развитие сюжета всего произведения постоянно подталкивает нас к одной мысли – любовь между Олесей и Иваном Тимофеевичем невозможна. Больше того, она может закончиться настоящей трагедией.
В чем причина именно такого развития событий? Думаю, главным образом, в натуре героя, в его характере, сформировавшимся под влиянием городской интеллигентской среды. Иван Тимофеевич обладает положительными качествами – он добр, воспитан, образован. Однако в нем нет главного – цельности натуры, искренности, умения слушать свое сердце и не бояться следовать его зову. Над героем довлеют всевозможные социальные предрассудки, преодолеть которые он не в силах. Недаром автор характеризует Ивана Тимофеевича как человека с «ленивым» сердцем, у которого эмоции задавлены разумом, стереотипами.
Мы чувствуем, что в душе «цивилизованного» героя есть какой-то нравственный изъян, который мешает ему быть счастливым и дать счастье другому человеку. Этот человек душевно глух и равнодушен, он просто не умеет думать и заботиться о других.
Так, Иван Тимофеевич готов заставить Олесю выбирать между собой и бабушкой, он не думает о том, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь. Помимо этого, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания.
Такое эгоистичное поведение этого персонажа становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
Таким образом, мы видим, что основной конфликт повести заключен в столкновении и противопоставлении двух человеческих типов — «естественного» и «цивилизованного». Они, по мнению писателя, четко связаны с противоречием между обществом «природным» и обществом «социальным».
Мир, из которого изгнаны Олеся и старуха Мануйлиха, — мир деревни – олицетворяет в повести современное писателю общество. Куприн показывает, что он лишен поэтичности и гармонии, жесток и уродлив. Автор подчеркивает необыкновенную неразвитость его обитателей (Ярмола, деревенские бабы), их рабские привычки (стремление при всяком удобном случае поцеловать у «пана» ручку), страшную забитость, темноту, необразованность в сочетании с почти звериной жестокостью (убийство конокрада Яшки, готовность забить камнями Мануйлиху с Олесей).
Коллективный портрет этого мира — пьяная деревенская толпа на празднике Святой Троицы: «Невыносимо жаркий воздух, казалось, весь был насыщен отвратительным смешанным запахом перегоревшей водки, лука, овчинных тулупов, крепкой махорки-бакуна и испарений грязных человеческих тел. Пробираясь осторожно между людьми и с трудом удерживая мотавшего головой Таранчика, я не мог не заметить, что со всех сторон меня провожали бесцеремонные, любопытные и враждебные взгляды».
Эта ревущая, безудержная, дурно пахнущая безликая масса была готова на все: искалечить, уничтожить, убить любого чужака, причем не только Олесю, но и Ивана Тимофеевича.
Мы видим, что те, кто ходит в церковь и считает себя христианами, оказываются хуже зверей. Олеся поняла это давно, исключив саму возможность общения с миром, несущим зло: «Нам людей не надо». Но она готова понять и простить их, и даже уехать, отказавшись от своего счастья, чтобы не вводить людей «во грех». А вот деревня хочет не примирения, а разрушения и насилия.
Человеческий мир не выдерживает испытания любовью, он не создан для счастья и гармонии, говорит нам Куприн своей повестью. Современная цивилизация порождает таких людей, как Иван Тимофеевич, – она убивает в них душу, лишает самого главного – трепетного, жаждущего сердца. Именно поэтому настоящее чувство обречено в человеческом мире на трагическую гибель.
reshebnik5-11.ru
Анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна «Олеся»
Анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна «Олеся»
Оглавление
Введение
1. Концепция естественной личности
2. Своеобразие реализма
3. Роль романтического начала
Заключение
Литература
Введение
В рамках работы проводится анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870 — 1938) «Олеся» (1898).
В 1897 году А. Куприн служил в Ровенском уезде Волынской губернии управляющим имением. Изумительная природа и особенности быта Полесского края, драматические судьбы его жителей вдохновили писателя на создание цикла «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся».
«Олеся» — это одно из первых крупных произведений Куприна, и одно из самых его любимых, о чем он говорил впоследствии. Это повесть о природе и трагической любви «представителей разных миров» — молодого барина Ивана Тимофеевича, приехавшего в Полесье из большого города на полгода и молодой девушки Олеси, обладающей неординарными способностями.
В цели и задачи работы входит:
рассмотрение концепции «естественной личности» в повести;
своеобразие реализма художественного стиля писателя;
роль романтической составляющей в повести.
1. Концепция естественной личности
Концепция «естественной личности», отраженная в повести А. Куприна «Олеся» исходит из представлений французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо и руссоизма. Основные положения этой концепции заключаются в следующем:
противопоставление буржуазной цивилизации простой жизни людей на лоне природы, вдали от городов, в которых царит эгоизм и лицемерие и в которых настоящая любовь обречена;
цивилизация не приносит людям счастья;
идея «естественного человека», человека природы, которая заключается в противопоставлении человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом». В повести Куприна этот конфликт можно обозначить как «двоемирие».
А. Куприн со свойственной ему художественной выразительностью набрасывает портрет главной героини повести, в котором причудливым образом сочетаются, как и земные, так и возвышенные начала:
«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом» [1, 46].
Вероятно, что изначальное чувство, возникшее у главного героя повести — молодого барина Ивана Тимофеевича было основано на «смутных» инстинктивных влечениях, однако дальнейшее общение с Олесей подкрепляется близостью духовной. Это преображение главного героя Куприн блестяще сочетает с описаниями природы.
Главная героиня Олеся — идеальное «дитя природы», далекая от цивилизованного общества. Тем не менее, она обладает сочетанием редких качеств, недоступных, как и главному герою, так и простым жителям.
Ей, по выражению, Куприна «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение» [1].
В первую очередь, молодого барина Ивана Тимофеевича привлекает романтический «некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в свои силы, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах» [1].
В образе Олеси Куприн воплотил идеал естественного человека, человека свободного, самобытного и цельного, живущего в гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки».
Разумеется, наиболее ярко и полно Куприн раскрывает характеры главных героев, представителей кардинально разных миров — в любви, в любви бескорыстной и честной.
Зарождение любви совпадает с весенним пробуждением природы — главные герои счастливы пока живут одной жизнью с природой и подчиняются ее законам:
«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…» [1].
Иван Тимофеевич в минуты этого душевного подъема, на пике эмоциональной близости с Олесей сам сравнивает себя с «языческим богом» или «молодым, сильным животным», наслаждаясь «светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью:
«Ни разу, ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулись за это время в моей душе».
Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту — мечту о Личности, не подверженной влиянию среды. Однако предрассудки и условности окружающей среды оказываются сильнее всех чувств переполняющих главного героя, что и обуславливает трагический исход этой истории.
2. Своеобразие реализма
Своеобразие реализма А. Куприна заключается в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.
Так изначально романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность, фантазию и самобытность художника с его правом на преображение реального мира. В связи с этим, движение романтизма изначально обозначалось как «протест против Бога», против изначальной предопределенности. Иными словами, реальная действительность не устраивает романтика, и он создает в противовес ей, параллельно ей или же в целях гармонизации — свою действительность, свой мир.
Исходя их этого, «двоемирие» является явным классическим признаком традиционного романтизма.
Начальные страницы «Олеси» можно охарактеризовать по стилистике как реализм, поскольку там достаточно подробно описывается быт полесских крестьян. И только после того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом.
Другими словами, в произведении описывается любовь реального человека и романтической идеальной героини. Иван Тимофеевич попадает в неведомый ему притягательный и загадочный мир Олеси, а она — в его реальность. Идеальность Олеси, помимо перечисленных свойств, заключается еще и в том, что она готова пожертвовать собой и принять мир реальный, со всеми его жестокостями. Таким образом, в произведении прослеживаются черты, как реализма, так и романтизма.
Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими. Цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.
Однако, несмотря на обширную историю развития и эволюции человека (смен образа жизни, культурных и социальных перемен и т.д.) и всех специфических моментов человеческой цивилизации (развитием естественных наук, техники и социальных преобразований), у человека сохранились основные традиционные представления о добре и зле, любви и ненависти, о врагах и друзьях.
Изначально, главному герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором остановилось время. Это ощущение передается читателю.
Мир предстает перед нами в двух реалиях — реальный (где есть одна форма времени) и волшебный (где время и пространство протекает по другим законам).
Подробное описание пространства Полесья, которое делится на свое — чистое, христианское — и языческое, в котором обитают злые силы необходимо для того, чтобы объяснить читателю причину негативного отношения крестьян к «колдуньи» Олеси.
Иван Тимофеевич, герой, от лица которого читатель узнает обо всех событиях, является своего рода «границей», разделяющей миры реальный и идеальный. Реальный мир — это Петербург и его «высший свет»; идеальный мир — это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой.
Иван Тимофеевич сам рассказывает о Петербурге Олесе с нескрываемым отвращением:
«Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».
Олеся отвечает Ивану Тимофеевичу:
«Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город. Я и в Степань-то приду на базар, так мне противно сделается. Толкаются, шумят, бранятся… И такая меня тоска возьмет за лесом, — так бы бросила все и без оглядки побежала… Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда» [1].
Из противостояния этих миров вытекает другой конфликт. Этот конфликт социальный: люди, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.
Поэтому Куприн не делает романтическую любовь безмятежной и приводит героев к тяжким испытаниям. Таким образом «лесная сказка» заканчивается трагически. Дело заключается не только в обстоятельствах финала, когда Олеся сталкивается с жесткостью и подлостью окружающего мира. Куприн рассматривает этот вопрос более масштабно, с социальной точки зрения: насколько возможно, чтобы идеальное «дитя природы» жила в чуждой ей среде.
Эти миры четко противопоставлены друг другу и как верно отмечает главный герой, не могут сочетаться:
«Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил» [1].
Таким образом, в повести затрагивается не только тема любви, но и тема недостижимого счастья.
Своеобразие реализма Куприна заключается еще и в том, что этот сказочный мир, в который попал главный герой, лишен идеализма — деревенские жители предстают злобными и ограниченными. Олеся, зная склад их ума и испытав на себе их неприятие, пытается оградиться и защититься от них:
«А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли… Да вот еще бабушке чаю, — чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть» [1].
Обладая интуитивным знанием, благородством и рядом других человеческих качеств, Олеся выигрывает по сравнению со своим возлюбленным — Иваном Тимофеевичем, который предстает перед нами типичным представителем интеллигенции, человеком с «ленивым сердцем», человеком искренним, отзывчивым, но нерешительным и в некоторой степени эгоистичным. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала Олесе и благодаря своей подверженности условностям и предрассудкам цивилизованного мира, сам того не желая, принес беду своей любимой.
Олеся чувствует и понимает это изначально, говоря возлюбленному:
«Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете» [1].
Олеся, владеющая необъяснимым с точки зрения Ивана, даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца. Она знает, что Иван Тимофеевич не способен отречься от своего мира, но, тем не менее, идет на самоотречение, пытается примерить свой образ жизни с тем миром, который ей чужд.
Когда Олеся предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы, у главного героя возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви. Однако Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть и это.
Сам Иван Тимофеевич, от лица которого ведется повествование, не оправдывает себя и не отрицает того, что при всей своей любви к Олесе, зависит от условностей цивилизованного мира. По сути именно эти условности и обуславливают трагичность финала, а предчувствия близкой беды и близкого расставания посещают теперь уже и главного героя:
«Я близко вглядывался в ее бледное, закинутое назад лицо, в ее большие черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами, — и смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу» [1].
3. Роль романтического начала
Романтическое начало «Олеси» угадывается в самом начале повести, когда реалистичное неторопливое описание быта и нравов полесских крестьян снабжается рассказами слуги Ивана Тимофеевича — Ермолы о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.
Однако романтическое начало предстает во всей своей полноте лишь с появлением Олеси — дочери лесов. Романтический образ Олеси заключается не только в ее идеальности — изолированности от ограниченных своей злобой людей и отсутствием низменных интересов к славе, богатству, власти и т.д. Основными мотивами ее поступков являются эмоции. В плюс к этому, Олесе знакомы тайны человеческого подсознания, за что местные жители называют ее «колдуньей».
Олеся, не знающая всех тонкостей, хитростей и условностей цивилизованного мира, благодаря своей открытости заставляет и Ивана Тимофеевича хотя бы на время забыть обо всех предрассудках своей среды.
Вместе с этим, необходимо отметить, что Олесе не свойственна наивность и беззащитность — она знает что такое людская злоба и неприятие, она знает что любая непохожесть в человеческом сообществе наказуема, но, тем не менее, она способна на «поступок», в отличие от возлюбленного.
Любовь Олеси — величайший дар главному герою, в котором сочетается жертвенность и смелость, но в тоже время Куприным закладывается в этот дар ряд конфликтов и противоречий.
Таким образом, подлинный смысл любви А. Куприн видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту своих чувств.
Заключение
Концепция «естественной личности» в повести А. Куприна представлена следующими моментами:
противопоставление двух миров — мира реального, который олицетворяет главный герой и мира идеального, который олицетворяет деревенская девушка Олеся;
обреченность настоящей любви в цивилизованном мире;
идея «естественного человека», человека природы, то есть противопоставление человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом» на примере образа Олеси.
Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту — мечту о Личности, не подверженной влиянию среды.
В этой же концепции и заключается своеобразие реализма А. Куприна — в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.
Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими.
Из противостояния реального и идеального миров вытекает второй конфликт: возлюбленные, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.
Романтическая составляющая прослеживается в самом начале «Олеси», когда реалистичное описание быта крестьян снабжается рассказами слуги барина о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.
Однако только после того как в повести появляется Олеся, романтизм в полной мере неотделимо соседствует с реализмом. Главный герой, попав в этот сказочный идеальный мир, на время забывает обо всех условностях современного традиционного общества и на некоторое время объединяется с природой. Однако Куприн остается реалистом, и лесная сказка заканчивается трагически, о чем интуитивно догадывается еще на первых этапах знакомства с Иваном Тимофеевичем сама Олеся.
куприн личность романтический реализм
Литература
1. Куприн А.И. Избранные сочинения — М.: «Художественная литература», 1985. — 655 с.
diplomba.ru
Олеся Анализ повести Куприна | Инфошкола
13 Декабрь 2012 админ Главная страница » Критика Просмотров: 35120Повесть Олеся Куприна
Анализ повести «Олеся» Куприна.
Весенняя сказка, ставшая драмой жизни, — именно так хочется сказать о повести А.И.Куприна «Олеся». В самом деле, с одной стороны — очаровательная героиня, напоминающая сказочную лесную деву, необычные обстоятельства её судьбы, одухотворённая прекрасная природа, а с другой — приземлённые, примитивные, агрессивные в своих проявлениях и жестокие жители полесской деревни, «добрый, но слабый» и довольно обычный Иван Тимофеевич, по воле случая участник этой драматической истории.
Конфликт между сказкой и действительностью неизбежен, и сосредоточится он прежде всего не на залётном госте Полесья Иване Тимофеевиче, а на местной жительнице Олесе, посмевшей выделиться из обыденного, ограниченного мира. Способна ли сказка жить в суровом реальном мире, устоять в поединке с действительностью? Эти вопросы станут отправной точкой анализа повести А.И.Куприна «Олеся».
Можно ли назвать повесть Куприна реалистическим произведением?
В «Олесе» есть все признаки реалистического произведения: правдиво описываются полесские крестьяне, их нравы, быт, даются убедительные портреты полесовщика Ярмолы, урядника Евпсихия Африкановича, старой Мануйлихи, Даже Олеся лишена идеализации и воспринимается как живая, настоящая, не книжная героиня.
И всё же есть ли в повести что- то необычное?
Необычным можно назвать только судьбу Олеси, её вынужденную обособленность от мира людей и историю любви, описанную в повести. Сам герой не раз называет её сказкой -«волшебной», «чарующей», «очаровательной».
Почему?
Едва услышав от Ярмолы о «ведьмаках», Иван Тимофеевич стал ждать чего-то необыкновенного, и ожидания его оказались не напрасными: он встретил удивительную девушку, которая сначала поразила его своеобразием, богатством внутреннего мира, а затем одарила глубоким чувством самоотверженной любви. Именно любовь, неожиданно обретённая героем в глухом полесском лесу, кажется ему «чарующей сказкой».
Итак, в произведении Куприна сталкиваются суровая, порой неприглядная действительность и сказка, рождённая в душах героев, прекрасная сказка любви. Будто две реки текут внутри повести Куприна: то они бегут рядом, то вдруг неожиданно сливаются, превращаясь в одну могучую реку, то вновь расходятся. Одна из них берёт начало в душе человеческой, и сокровенное течение ее открыто не всем; другая имеет своим истоком саму действительность — и вся на виду. На первый взгляд, они независимы, но на самом деле крепко связаны друг с другом.
Найдите описание внешности Олеси. На что обращает автор особое внимание?
«В ней не было ничего похожего на местных «дивчат» … Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый опенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом». Автор подчёркивает оригинальность её красоты, под которой угадывается независимый, сильный и своевольный характер. В чём заключается обаяние Олеси?
Вот пример одной из таких работ: «Задумчивая тёмноволосая девушка стоит на опушке леса, обняв рукой золотистый ствол сосны и прижавшись к нему щекой. Кажется, она что-то шепчет «внимательному» дереву: кому же ещё поведать ей свой секрет, который заставляет пылать щеки) колотиться сердце, будто под сорочкой бьётся пойманная птичка? .. Большие глаза красавицы мечтательно устремлены вдаль, будто она ждет кого-то, всматриваясь в пустынную просёлочную дорогу, по которой ходят деловитые важные грачи. В воздухе разлита необычная тишина, обещающая чудесную сказку. Замерли молодые ёлочки за спиной Олеси, нежно прильнули к её ногам высокие свежие травы, склонили головки тихие полевые цветы. Даже лёгкие розовато-лиловые облака замедлили свой стремительный бег, любуясь с высоты красивой девушкой. Кажется, вся природа замерла вместе с ней в ожидании счастья … »
Чем же, несмотря ни на что, привлёк её внимание этот человек?
Иван Тимофеевич не похож на окружающих: много знает, тонко чувствует красоту природы, деликатен и воспитан, искренен и добр; он проявил настоящий интерес к личности девушки, а не просто к её красоте. Олеся впервые в жизни встречает такого человека. Надо думать, что на неё, выросшую в чаще полесского леса, он должен произвести сильное впечатление и вызвать её живой интерес. И не удивительно, что герой замечает, что всякий раз «она радуется» его приходу и оживляется, ожидая интересного общения.
Что происходит с героиней? Почему изменилось её отношение к Ивану Тимофеевичу?
Она чувствует в своём сердце рождение любви и боится её, потому что интуиция подсказывает, что любовь эта принесёт ей страдание и боль, что Иван Тимофеевич не способен к большому чувству и поступку. Девушка пытается бороться с собой, отдаляться от возлюбленного, и это рождает в отношениях молодых людей отчуждение. Только неожиданная болезнь героя и долгое его отсутствие заставляют Олесю принять смелое решение.
Почему она, несмотря на предчувствие, не поборола любовь? Как это её характеризует?
Любовь оказалась сильнее страха перед несчастьем, и она победила его.
Почему Олеся отказывается потом от предложения Ивана Тимофеевича? Правильно ли она делает?
Олеся понимает: слишком разные у них жизненные ценности, представление о счастье, не говоря уже о социальных различиях. Она знает, что Иван Тимофеевич «никого … сердцем» не полюбит, а потому чувство его не может быть долговечным, пылкие слова возлюбленного её трогают, но она продолжает «стоять на своем»: «Ты молодой, свободный, — говорит она ему. — Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянёшь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя.
Почему Олеся решила пойти в церковь?
Девушке захотелось сделать для любимого «что-нибудь очень, очень приятное». Ей кажется, что её приход в церковь обрадует его, потому что она ради него наступит на свой страх, отринет проклятие рода и каким-то образом причастится к вере: ведь «Ванечка» убеждает её, что Бог принимает всех, что Он милосерден.
Чем обернулся для Олеси этот приход в церковь и почему?
Перебродские женщины поймали бедную девушку и пытались вымазать её дёгтем, что было «величайшим, несмываемым позором». Олеся для оголтелой толпы была прежде всего ведьмой, от которой можно ждать только беды, и её появление в церкви было расценено как вызов или даже святотатство.
Она — язычница, владеющая секретами природы и поклоняющаяся ей. Она из рода тех самых ведьм, колдуний, русалок, с которыми «сражались» крестьяне в русальную неделю накануне Троицы. Следовательно, по их представлениям, её приход в церковь — преступление.
Заметьте, всё происходит в праздник Святой Троицы — день, когда на апостолов сошёл Святой Дух, который укрепил их в вере и дал им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице. На следующий Духов день праздновали «именины» матушки земли.
Случайно ли кульминация повести приходится на Троицу?
Попытка Олеси приобщиться к вере именно в день сошествия Святого Духа глубоко символична (он должен помочь её обращению к Богу), но делает она это из земных побуждений — из любви к Ивану Тимофеевичу, из желания сделать ему «приятное». И попытка эта обречена. Хотя по христианским представлениям любому грешнику дана возможность раскаяться и оплакать свои грехи. Перебродские же крестьяне, которые считают себя верующими, отказывают Олесе в такой возможности. И не только отказывают, но и наказывают её за попытку приобщиться к вере. Кто же больше язычник — «колдунья» Олеся, которая уезжает из Переброда, чтобы не вводить больше людей в грех, — или крестьяне, готовые растерзать девушку только за то, что она переступила порог церкви, и угрожающие Ивану Тимофеевичу за любовь к «ведьмаке»?»,
Примечательно, что «язычница» Олеся не держит зла на обидчиков, не ропщет на Бога. А крестьяне агрессивны и непримиримы. «Теперь вся громада бунтуется, — рассказывает Ярмола Ивану Тимофеевичу. — С утра опять все перепились и орут … И про вас, панычу, кричат недоброе». И его слова звучат как эхо рассказа Олеси о смерти конокрада Яшки: « … поймали мужики Якова, когда он лошадей хотел свести … Всю ночь его били … Злой у нас здесь народ, безжалостный … »
Кульминация повести не случайно приходится на Троицу: она призвана показать нам неизбежность столкновения Любви и Ненависти, Добра и Зла, Небесного и Земного. Наивную сказку любви, которую с открытым сердцем и чистой душой принесла в храм Олеся, растоптала грубая толпа, не способная постичь заповедей Любви и Прощения. Но Олеся вознаграждена великим даром — умением любить, прощать и отрекаться от своего счастья ради других. Она бросает любимый бор, расстается с Иваном Тимофеевичем, говоря ему: «Об тебе я больше всего думаю, мой родной. < … > Я не за себя, за тебя боюсь, голубчик». Олеся благодарна возлюбленному за счастливые дни, не корит его за беду, случившуюся с ней, — она принимает всё как есть.
Мог ли Иван Тимофеевич предотвратить беду? Почему он этого не сделал?
Это было в его силах. Ведь в вопросе Олеси о церкви нельзя было не почувствовать неотвратимой опасности, тем более Ивану Тимофеевичу уже известно отношение перебродских крестьян к «ведьмакам». Чуткое сердце должно было предугадать беду. Оно будто и почувствовало её: «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать её и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь». Но он «сдержал свой неожиданный порыв», Ему не хватило глубины чувства, чтобы предупредить события. Если бы он это сделал, вероятно, беды бы не случилось.
Как вы думаете, почему не сложилось счастье этих людей?
Сказка живёт в душе Олеси, она и сама часть лесной сказки с её чудесными травами и деревьями, зверюшками и птичками, избушкой на курьих ножках и бабушкой Ягой. Она способна одарить героя волшебным даром — любовью, отдать всю себя без остатка. И её сказка не выдуманная, а настоящая — это сказка-быль.
Иван же Тимофеевич мечтает о поэтических преданиях и творит свою сказку по книжным, искусственным канонам: ищет вокруг необычного, находит во всём отголоски фольклора, литературы, искусства.
Заметьте, Олеся постоянно жертвует собой, своими интересами, убеждениями, рискует жизнью ради любимого. Иван Тимофеевич не жертвует ничем, он лишь принимает жертву. Олеся думает только о возлюбленном, его интересах и счастье — Иван Тимофеевич больше размышляет о себе. Он не умеет до конца отдаться другому человеку и чувству к нему, в нём нет внутренней свободы от предрассудков и обстоятельств. И потому его сказке не суждено стать былью, Ему остаётся только «нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь», напоминающая «об Олесе и об её нежной, великодушной любви» …
Олеся Анализ повести Куприна
5 (100%) 1 vote[s] Метки: Олесяinfo-shkola.ru