cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

План конспект как написать – Что такое конспект-план и как его составлять

Содержание

Что такое конспект-план и как его составлять

Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.

Что такое конспект-план

План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.

План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.

Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

Основные этапы составления плана-конспекта:
  • внимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
    • Тройственный союз.
  3. Экспансионистские планы Германской империи.
  4. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
    • Победа над Францией в 1871 г.
    • «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    • Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    • План фон Шлиффена.
  5. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
    • Ультиматум Австро-Венгрии.

Пример плана-конспекта

В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:

  1. Важность письменности для человечества.
  2. Государства, в которых впервые появилось письмо.
  3. Развитие в средние века.
  4. Значение для науки.
  5. Письменность в современном обществе.
  6. Выводы.

В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:

  1. Важность…
    • Формирование потребности в письменной передаче сведений.
    • Причины, обусловившие возникновение письменности…
    • Наскальные рисунки.
    • Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
    • Пиктограммы.
    • Предметное письмо (слова-рисунки).
    • Кипу.
  2. Государства…
    • Шумер.
    • Египет.
    • Китай.

И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.

Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

edunews.ru

Как правильно составить план-конспект? — Планконспект

Навык грамотного конспектирования помогает обрабатывать в срок большой объем информации. Знатокам написания план-конспектов литературы удается быстро ухватить суть повествования, выделить главные мысли, усвоить приоритетные сведения.

Конспект – это краткая и систематизированная запись содержания любого источника. В структуру конспекта входят: утверждения, перечни, выписки, тезисы. Рекомендуется использовать сокращения, рисунки, обогащать его цитатами, примерами и фактами.

Практическая польза этих дополнений рассчитана надолго. Утверждения, подкрепленные яркими примерами и общеизвестными фактами, более убедительны и прочно врезаются в память. Для студента план-конспект – это база для упорядочивания знаний и мыслей, тренировка внимания и ума.

Тонкости написания плана конспекта

Если перед вами целая книга, то для знакомства с материалом обратитесь к пунктам содержания. Затем, проверьте наличие аннотаций и списков использованной литературы. Так вы определите, с чем предстоит работать: монографией по диссертации, исследовательской работой, учебным пособием, тезисами или сборником документов.

Осмыслите полное название оригинала и установите критерии поиска: какие сведения, ответы на какие вопросы вам нужны. Станет ясно, насколько тщательно придется проанализировать этот текст.

Не приступайте к рукописи бездумно: механическое копирование чревато переписыванием ненужной информации. Если конкретные страницы источника не заданы, следует бегло ознакомиться с полным содержанием оригинала. Ключевые слова помогут отыскать ценную информацию.

Что можно узнать из введения?

Во вводной части обозначена проблематика книги или статьи. Вы поймете в каком ракурсе рассматриваются проблемы, оцените актуальность заявленной темы. Введение часто содержит исторический обзор развития каких-то событий, разбор других аналогичных исследований.

Что помогает ориентироваться в тексте?

Стиль изложения научного труда отличается логичностью и последовательностью. За выражением «во-первых» неизбежно последует «во-вторых». Сразу, или через несколько страниц, но появится обязательно. Не пропускайте обобщений и стрежневых слов.

Упоминание о несхожих трактовках проблемы сигнализирует о наличии как минимум двух разных точек зрения. Найдите первую и отыщите остальные!

Определения – важный сегмент научного труда. Порой на суд читателя выносится критика на тему какого-то определения. В итоге автор предлагает новую формулировку. Если это мнение авторитетного ученого, то непременно оставьте косвенную ссылку.

Как оформить план-конспект?

Делайте все осмысленно и с прицелом на будущее. Пусть результат усилий будет полезен много лет, а не только на грядущем семинаре. Есть несколько правил, которые помогут это сделать. Вот они:

  • Структурируйте материал: выделяйте другим цветом главные положения, заголовки логических блоков. Даже при беглом просмотре эти отметки напомнят о сути последующей записи.
  • Излагайте данные сжато и схематично. Текст «разбавляйте» списками, многоуровневыми таблицами, пирамидами. Конкретные факты оформляйте по принципу «дата – событие».
  • Подчеркивайте фамилии авторов определений и тезисов. Используйте аббревиатуру NB (Nota bene – лат. «Обрати внимание») или большой восклицательный знак для выделения моментов, несущих основную смысловую нагрузку.
  • Указывайте на полях все номера страниц оригинала, с которых вы извлекли важные данные. Эти точные ссылки пригодятся при написании дипломной или курсовой работы.
  • Фиксируйте вопросы к преподавателю, возникающие при составлении план конспекта. Записывайте их на полях или специально отведенном месте рукописи и выделяйте крупными вопросительными знаками.

Следуйте первоначальной цели конспектирования от начала и до конца, не забывайте о выбранных приоритетах. Выполняйте задание осознанно, применяйте верную тактику анализа информации.

Умение конспектировать – ценный навык. Овладев правильной техникой составления план-конспекта, вы оцените преимущества самостоятельной работы в библиотеке, научитесь логически мыслить, отточите слог. Эффективность вашей учебы возрастет, уменьшатся напрасные потери времени и сил.

plankonspekt.ru

Как правильно писать план-конспект? | Студенческая жизнь

Правильное конспектирование книги позволит за отведённый отрезок времени обработать и проанализировать большое количество информации. Тот, кто знает, как писать план-конспект книги или статьи, с легкостью умеет находить в них и запоминать исключительно важные и существенные мысли изучаемого материала.

Конспект представляет собой систематическую, логически связную запись. Он объединяет различные выписки, планы и тезисы. Кроме положений и выводов конспект желательно снабжать иллюстрациями, примерами, доказательствами и фактами.

Эти материалы необходимы для того, чтобы спустя некоторое время информация, изложенная в конспекте, не утратила своей ценности. Именно факты и примеры придадут утверждениям убедительность и запомнятся надолго. Для студента нет ничего более приятного, как писать план-конспект с пользой для ума.

Секреты составления плана-конспекта

Знакомиться с материалом начинайте с содержания, если это целая книга, а также со аннотаций и списков литературы, если таковые имеются. Вы должны понять, какой перед вами источник – опубликованная монография по диссертации, исследование, учебное пособие, сборник документов и т.д.

После этого проанализируйте полное название источника и подумайте, что именно вам нужно из него извлечь – ответ на какой вопрос, какие данные? От того, каким будет ваше решение, зависит то, насколько глубоко вы будете погружаться в изучение материала.

Никогда не начинайте писать план-конспект с бездумного переписывания. Хорошо, если вас направили на определенные страницы, но если нет, то вам нужно будет бегло познакомиться со всем содержанием статьи или книги. Обычно, ценная, нужная информация всегда бросается в глаза.

Что полезного можно вычитать во введении?

Во вводной части статьи или книги вы можете проследить, как поставлена данная проблематика, каковы основные ее вопросы, и какова история обращения к заявленной теме. Там вы можете встретить исторический обзор развития того или иного явления, анализ других источников, посвященных тому же вопросу.

Какие моменты помогают ориентироваться в тексте?

Изложение научных трудов всегда очень последовательно и логично. Поэтому, если вы встретили выражение «во-первых», то вам обязательно встретится и «во-вторых». И оно не обязательно будет на следующей строчке, может быть и через несколько страниц. Вы должны цепляться за эти ключевые мысли и фиксировать их в плане.

Если автор пишет, что на такую-то проблему есть два взгляда, то это тоже сигнал для вас. Нашли первый взгляд, зафиксировали – ищите второй!

Определения… Это очень важная штука. Иногда в научных работах подолгу расписывается критика тех или иных определений, выводятся новые. Если авторы определений авторитетные, то обязательно записывайте эти косвенные ссылки на них.

Как оформлять план-конспект?

  • Все следует делать с умом, то есть так, чтобы потом этим в случае необходимости можно было воспользоваться, и не только на ближайшем семинаре, но и чрез несколько лет. Для этого есть всего немного правил. Вот они:
  • Материал структурируйте, иным цветом делайте пометки о том, про что в данном месте конспекта у вам написано.
  • Старайтесь все изложить схематично и сжато, используйте техники списков, сравнительных таблиц, пирамид, уровней. Для записи фактического материала вводите формат «дата-событие».
  • Фамилии авторов определений подчеркивайте, рядом с важными утверждениями ставьте значок NB (Nota bene – «Обрати внимание») или большой восклицательный знак.
  • На полях указывайте страницы, с которой вы списали ту или иную важную мысль. Это сослужит вам большую службу при написании диплома или курсовой работы.
  • Если у вас по ходу составления плана-конспекта появляются вопросы, которые вы хотели бы задать преподавателю, записывайте их на полях, или на специально огражденном пространстве страницы. Для выделения этих вопросов проставляйте большие восклицательные знаки.

Не забывайте о цели, поставленной перед началом выполнения задания. Её необходимо придерживаться на протяжении всего конспектирования материала.

Научившись писать планы-конспекты по всем правилам, вы начнете получать удовольствие от самостоятельной работы в библиотеке. Выработанный навык конспектирования позволит повысить продуктивность работы.

life-students.ru

Что такое конспект и как его составлять

Что такое «конспект», как его составлять?

Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

Виды конспектов:

1. План-конспект. При создании такого плана сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

2. Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

3. Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.

4. Свободный конспект. Данный конспект включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Как составлять конспект:

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая текст в первый раз, подразделите его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращённо, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам плана, применяйте разнообразные способы подчёркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Используйте реферативный способ изложения, например: «Автор считает…», «раскрывает…»

9. Собственные комментарии, замечания, вопросы располагайте на полях.

Правила конспектирования:

1. Записать название конспектируемого произведения или его части и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план – основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имён, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определённую систему подчёркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть одно, заранее предусмотренное значение.

10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам, для распределения пользоваться цифрами.

infourok.ru

Как писать конспект. Как правильно писать конспект лекции, статьи

Конспектирование можно отнести к тем умениям, которые достаточно высоко ценятся в образовательных учреждениях. Этот навык является особо важным в учебном процессе, так как обучающимся постоянно необходимы лекции для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нет ничего странного в появлении вопроса о том, как писать конспект.

Какие цели нужно преследовать?

Для чего может потребоваться умение конспектирования? Следует перечислить основные пункты, которые ответят на этот вопрос.

  1. С помощью конспектирования можно научиться обрабатывать большой поток поступающей информации, придав ей совершенно иной вид, преобразив форму и тип.
  2. Посредством конспектирования можно выделить все необходимые данные как в устном, так и в письменном тексте. Соответственно, обучающийся, который знает, как писать конспект, сможет решить учебную или научную задачу.
  3. С помощью конспектирования можно спроектировать модель проблемы, как структурную, так и понятийную.
  4. Конспект позволяет облегчить процесс запоминания текста. Он позволит улучшить умение понимать специальные термины.
  5. Запись лекции в кратком и сжатом виде позволяет набрать достаточный объем информации, необходимый для написания гораздо более сложной работы, которая предстанет в виде докладов, рефератов, дипломных и курсовых работ, диссертаций, статей, книг.

В чем смысл такого понятия?

Прежде чем понять, как писать конспект, надо разобраться, что это такое. Термин включает в себя два корня. Одним из них является слово «кон», означающее начало, сужение области действий, предел. В подобном сужении, сокращении и свертывании поступающих данных и скрыт основной смысл конспектирования.

Под конспектом необходимо понимать вторичное создание источников в совершенно другой форме – свернутой и сжатой. Весь процесс может напоминать такую процедуру, как сепарирование молока, от которого отделяются сливки. В данном случае информация выступает в роли молока, а конспект – в виде сливок. Во всех словарях конспектирование определяется с позиции краткого изложения, краткой записи.

Основные требования, которые необходимо учитывать

Если вы хотите разобраться, как писать конспект, то должны понимать, что далеко не все виды кратких записей могут считаться конспектированием. Под термином подразумевается объединение конкретного плана, выписок и важных тезисов. Главное требование, которое во все времена предъявлялось к конспектам, – запись должна характеризоваться систематичностью, логичностью, связностью. Исходя из этого, можно сказать, что те выписки с несколькими пунктами плана, которые не отражают всей логики определенного произведения, не имеют смысловой связи, не могут считаться конспектом. Это следует понимать. Особенно если вы хотите разобраться, как правильно писать конспект.

Текст может быть использован другими людьми

Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей. Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих-то мыслях.

Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому-то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.

Какие особенности необходимо учесть?

Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления.

  1. Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. Подобное знакомство с предоставленными в кратком виде данными помогут осознанно сделать выбор в пользу определенного конспекта.
  2. При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное.
  3. В конспекте должны быть выделены главные мысли – тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.

Основные характеристики конспекта

Хотите понять, как писать конспект по литературе? Для этого вся предоставленная информация должна быть пересказана в связной форме. Однако при этом не надо забывать про такие важные качества, как ясность и краткость. Кроме того, одним из связующих элементов должна выступать внутренняя логика, которая не может быть заменена пространными переходами.

Как уже было сказано, конспект должен обладать обязательной краткостью. И при этом он обязан основываться не только на главных положениях и выводах, но и на фактах. Надо приводить доказательства, примеры. Если утверждение не будет подкрепляться всем этим, то и убедить оно не сможет. Соответственно, его будет очень трудно запомнить.

Поэтому, если вы хотите разобраться, как писать конспект урока, то надо понять, что не только основные положения должны быть записаны. Не надо пытаться избегать повторений. Особенно если они будут подводить к вопросу с другой стороны, или более выразительно его освещать. Это такой своеобразный «аромат стиля», с помощью которого можно более подробно разобраться в предоставленном материале и, соответственно, запомнить его.

Конспектирование условно делится на несколько типов. Следует более подробно поговорить о них.

Как писать план?

Конспект, который называется плановым, легко можно получить. Особенно если предварительно составить план определенного произведения. При этом он может быть сформирован снова, с самого начала. А можно воспользоваться уже ранее спроектированным планом для нового написания конспекта.

На каждый вопрос подобного расписания должна отвечать определенная часть написанного текста. Однако бывают и такие случаи, когда пункт плана не должен сопровождаться какими-либо дополнениями и разъяснениями. Это можно назвать одной из особенностей планового конспекта.

Приобретя специальный навык, можно ответить, к примеру, и на вопрос о том, как писать конспект по истории. Написанный текст будет обладать простотой, краткостью и ясностью по своей основной форме. Такое преимущество также способно помочь в написании доклада и в подоготовке выступлений. Следует также понимать, что конспектирование будет более качественным, если и план будет таковым.

Основным недостатком можно считать тот факт, что работа по подобному конспекту через несколько лет будет достаточно сложной. Это связано с тем, что очень сложно восстановить источники в голове через некоторый период времени.

Записывать цитаты тоже надо уметь

Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.

Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении научных работ, литературной критики.

Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.

Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.

Основной смысл свободного конспектирования

Не знаете, как правильно писать конспект урока? В этом вам поможет составление текста свободного типа. Такой конспект содержит выписки, цитаты и тезисы. Часть его также может быть составлена по определенному плану.

Свободный конспект может быть написан правильно в том случае, если автор умеет самостоятельно, четко и кратко выносить на запись основные положения. Соответственно, требуется более глубокое осмысление предоставленного материала. Такой вид конспекта считается наиболее полноценным. Он в высшей степени сможет поспособствовать качественному усвоению урока. Главная забота учащегося в данной ситуации – правильно осмыслить, а потом четко и логично записать все необходимое.

В чем смысл тематического конспектирования?

С помощью тематического конспекта можно получить полный ответ на сформулированный вопрос-тему. В связи с этим им и было получено такое название. Основной его смысл скрыт в необходимости разработки определенной темы. Для этого могут быть использованы самые разные источники. Тематический конспект может при этом не отображать содержание тех произведений, которые были использованы для его написания.

Конспектирование подобного рода способствует изучению темы, всестороннему анализу. Оно может заметно упростить работу над определенной темой. Однако для этого следует использовать некоторые источники.

Советы, которые требуется учитывать

Если вы не знаете, как писать конспект по параграфу, статье, историческому тексту, литературному произведению и т. д., то необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями.

Конспектирование должно сопровождаться не только логичным изложением, но и отличной организацией текста. Это может повлиять на содержание записи и на удобное использование ее.

Написанию конспекта, анализу свертываемого текста способны помочь аббревиатуры. Это сокращенные слова и словосочетания, а также знаки, которые могут быть использованы вместо слов.

Заключение

Если вы постигнете особую технику переработки информации, то составить новый документ, который будет логическим, связным, вы сможете легко и просто. Соответственно, вы сможете разобраться, как правильно конспектировать.

fb.ru

1.3. Написание конспекта

Конспект – это систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи [6].

Конспект в большей степени, чем другие виды записей, ясен, краток и объективен. Конспектом, написанным одним студентом, могут пользоваться другие – он более универсален, чем иные виды записей. По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько лет после их написания. Например, конспекты работ по философии составляют на первом курсе вуза, но они могут быть использованы и через пять лет – для подготовки к государственным экзаменам и в период сдачи экзаменов кандидатского минимума. Конечно же, конспекты при этом дополняют новыми материалами и уточняют.

При написании конспекта можно стремиться к форме связного пересказа, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта – ясности и краткости.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации. Поэтому при составлении конспекта записывают не одни лишь основные положения. Даже не всегда нужно избегать повторения, если оно хоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, освещает его.

На страницах конспекта может быть отражено отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы при использовании своей записи легко можно было разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса.

Конспекты условно подразделяются на четыре вида: плановые, текстуальные, свободные, тематические.

В плановом конспекте (план-конспект) каждому вопросу содержания книги, лекции соответствует определенная часть текста в виде пунктов плана. Там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он текстом не сопровождается. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта, помогающая лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги, лекции закрепляется в памяти уже при создании план-конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана.

При наличии навыка план-конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления, сообщения.

Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним становиться трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника.

Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т.е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из цитат, связанных друг с другом цепью логических переходов.

Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора, лектора, а также приводимых им фактов. Такой конспект, например, научной статьи поможет выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу – свободному конспекту. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время. При создании текстуального конспекта от студента требуется определенное умение быстрого и правильного выбора основных цитат (умение делать выписки).

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не резко активизирует внимание и память. Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

При определенных условиях текстуальный конспект может переходить в свободный конспект, сочетающий в себе выписки, цитаты, иногда тезисы, причем часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует от студента умения самостоятельного четкого и краткого формулирования основных положений лекции, книги, для чего ему необходимы как глубокое осмысление материала так и обладание большим словарным запасом. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества.

Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекает студент уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая составителя к авторским формулировкам. При составлении свободного конспекта используются все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна – понять, осмыслить, записать четко, логично.

Над свободным конспектом приходится много работать – его не так-то легко составить.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в разработке определенной темы по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Тематический конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Создавая тематический конспект, приходится мобилизовывать свои знания, привлекать личный опыт, наблюдения, концентрировать память, вспоминать события, факты, мысли, теорию, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение, наконец, ваш рабочий каталог, картотеки, наконец, ваши же конспекты и другие записи должны помочь этому.

При составлении конспекта, тематического обзора на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников используется обзорный тематический конспект. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект, в котором все записи расположены в хронологической последовательности событий. Хронологический конспект, в отличие от обзорного, значительно более краток.

Правильное ведение и составление конспекта влияет и на содержание записи, и на удобство пользования, и на логику изложения. И все это, в конечном счете, отражается на уровне знаний.

В конспекте важное место занимает система всевозможных выделений, подзаголовков, система сокращений и некоторая символика. В каждом деле есть свои правила.

Приведем основные рекомендации по ведению и составлению конспекта:

  1. Записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его емкость и обозреваемость: глаз сразу «схватит» больше строк текста.

  2. Записи полезно расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей – важное их достоинство.

  3. Интервалы между строками надо выдерживать достаточными для вписывания нового (даже ошибки в записях исправляют, перечеркивая неверное и надписывая сверху правильное).

  4. Текст следует записывать только чернилами или шариковой ручкой. Карандашами пользуются лишь для отметок, для выделений при последующей работе.

  5. Конспектировать в отдельной тетради или листах.

  6. Записи полезно датировать, выделять и разграничивать.

  7. Термины и определения, формулы выделять всеми доступными средствами, например, цветом, рамкой и т.д.

  8. Применять сокращения, условные сокращения и аббревиатуру.

  9. Применять элементы стенографии и скорописи.

  10. В начале конспекта ввести заглавный лист.

  11. Применять компьютер.

  12. Применять возможности Internet.

Выделения и разграничения в конспекте нужно применять на всех этапах работы с записью: и во время создания записи как самостоятельного пособия, заменяющего впоследствии книгу или ряд книг, и во время любого очередного обращения к книгам и к записям.

Приведем основные приемы выделения и разграничения текста: заголовки, подзаголовки, пункты плана, абзацные отступы, поля, пробельные строки между отрывками текста, подчеркивания в тексте и отчеркивания на полях (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т.п.), ключевые слова, вехи, рамки, нумерация тезисов и формул (в т.ч. сквозная нумерация), многоцветные пометки и т.д.

Ключевые слова выносят на поля или подчеркивают цветом, отличным от цвета чернил, которыми написан основной текст, привлекая этим к ним внимание. Подчеркнутые таким образом ключевые слова будут отличаться от «рядовых» подчеркнутых слов. Иногда при записывании ключевые слова выносят в начало предложения.

Полезно кроме абзацного членения текста и отчеркиваний проставлять на полях горизонтальные черточки – вехи, разделяющие части текста по смыслу.

В рамки обычно заключают символические выражения, формулы, зависимости, законы, правила.

Многоцветные пометки и выделения отделяют главное от зависимого или второстепенного.

Все перечисленные способы расчленения текста могут применяться совместно, комбинированно. Любое из выделений в каждом отдельном случае можно усилить другим выделением. Например, заголовок написать прописными буквами и подчеркнуть, формулы заключить в цветные рамки и пронумеровать.

Но использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания. От записи не должно рябить в глазах.

К конспекте вводят заглавный лист, где отмечают (помимо полного названия) ссылочные сведения о конспектируемом произведении: место и год издания, номер тома, начальные и конечные страницы, если прорабатывается не вся книга, а часть ее, и ряд других данных (ФИО, должность лектора и т.д.). На заглавном листе можно оговорить и характер принятых условных обозначений, отчеркиваний, подчеркиваний, вид применяемой записи (тезисы, выписки, план, реферат, тип конспекта), библиотечный шифр книги. При создании тематических записей заглавный лист используется также для подробного перечисления всех тех произведений, с которыми читатель работал, создавая тематическую подборку.

В начале и в конце тетради лучше оставлять свободными несколько страниц. Они пригодятся для новых замечаний, для своеобразных тетрадочных «лоций» – оглавления, тематического указателя и т.п.

Ценный и необходимый рабочий элемент любого вида конспекта – поля. Назначение полей, а, следовательно, и их ширина могут быть различными. Поля оставляют сбоку, снизу и сверху страницы. Верхние и нижние поля придают записи опрятный вид, лучше сохраняют запись. Поля внизу страниц используются для подстрочных примечаний. Верхние поля дают возможность со временем дополнить страницу указателем ее содержания. Боковые поля рационально делать по принципу «справа или слева от текста». Поля удобно отделять от текста цветной чертой, например красной.

Чтобы облегчить поиск материала в конспект вставляют вкладные листки и вкладные полоски (узкие вкладные листки-закладки). Вообще конспект может целиком состоять из вкладных листков – это удобно.

В конспекте приходится составлять оглавление, а иногда и тематический указатель содержания. В конспектах лекций большого объема оглавление часто просто необходимо. Решающим здесь является не количество материала, а характер его содержания.

Кроме перечня оглавления, выносимого на обложку или на первые страницы тетради, полезны указатели содержания каждой страницы тетради. Эти надписи делают сверху страниц (например, при конспектировании больших произведений – это названия глав, параграфов или хотя бы их номера). Все эти надписи облегчают поиск нужного, экономят время. Поэтому не жалейте труда на создание полноценных указателей содержания. Затратите на них минуты – сэкономите часы. Да и работа без них иногда становится чрезвычайно трудной, а само их составление проясняет смысл, будит внимание.

Нумерация страниц в конспекте облегчает оформление ссылок, помогает планированию работы по времени. Номера проставляют сверху страниц посредине или сбоку. В нескольких тетрадях по одной дисциплине лучше вести сплошную нумерацию страниц, а не потетрадную. Хотя в этом случае ссылка будет включать кроме номера страницы и номер тетради. Записываются ссылки так: «1.19», где первая цифра – это номер тетради, цифра после точки – ее страница.

Сокращения в конспектировании хороши, но в меру. Многие студенты считают, что секрет удачного конспектирования – в сокращении слов. И начинают писать, например, вместо «делать» – «д-ть», в место «естественный» – «ес-ый» и т.д. Конспект, состоящий из таких сокращений, не так просто прочитать потом. Вместо того, чтобы готовится к экзамену по конспекту, вы будете тратить время на его расшифровку.

Лучше всего сокращать, оставляя корень слова, а слова, состоящие из пяти-семи букв, вообще не сокращать. Иногда время, потраченное на обдумывание, как сократить слово, превышает время его полного написания. Можно сокращать любые часто встречающееся названия, например, «Великая Отечественная Война», будет выглядеть, как: «ВОВ». Также удобно сократить часто встречающееся имена, например, иногда в газетах пишут не «Владимир Владимирович Путин», а «ВВП».

Также вместо обычных сокращений гораздо более эффективно использовать такие приемы, как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктографию и иероглифы (использование рисунков), специальные способы записи окончаний.

Вот так, например, могут выглядеть сокращения часто встречающихся окончаний. Например, в словах «значение», «движение», «течение» и прочих подобных можно использовать стенографический прием: знач~, движ~, теч~.

Считается, что легче конспектировать технический текст, так как в точных науках существует множество общепринятых символов и знаков. Но символы и знаки точных наук, можно использовать для конспекта на любую тему.

Приведем в качестве примера некоторые математические знаки и символы (на самом деле их значительно больше):

       

Знаки читаются соответственно: принадлежит, не принадлежит, сумма, параллельно, бесконечность, возрастает, убывает, приблизительно, больше, меньше, равно и т.д.

При использовании методов, описанных выше, неплохо, было бы завести словарик сокращений на последнем листе вашего конспекта, чтобы после не раздумывать над смыслом значков.

studfiles.net

Как написать план (конспект) — RuHow.ru

План – это простой и важный способ организации структуры вашей работы, презентации, обучающей инструкции или любого документа, который только выиграет от предварительного планирования. Начиная работать с плана, вы сможете сэкономить время и избежать больших доработок в будущем. С помощью плана вы также увидите, где у вас слишком много информации, а где не мешает ее добавить, чтобы полностью раскрыть тему. На то, чтобы составить план, нужно немного времени.

Инструкция

  • 1 Определитесь с темой и соберите материал для работы. Тема должна быть по возможности четкой и не превышать одного предложения в длину.
  • 2 Определите насколько детальным должен быть ваш план. Вы можете составлять план в виде слов или небольших фраз, соответствующих каждому подразделу или ключевой мысли. Или же вы можете писать развернутые предложения, если это поможет вам быстрее закончить работу.
  • 3 Определите наиболее логичную последовательность подачи информации, начните с подразделов, которые помогут раскрыть вашу основную тему.
  • 4 Подразделов должно быть достаточно, чтобы отобразить все главные идеи, которые вы хотите раскрыть. Количество подразделов должно определяться длиной вашей работы или презентации.
  • 5 Перечислите ключевые идеи, которые вы хотите упомянуть для раскрытия каждого подраздела плана. На каждый должно быть как минимум две таких идеи.
  • 6 Просмотрите ваш план и убедитесь, что вы упомянули все идеи. Это включает в себя, подкрепление каждого подраздела ключевыми мыслями. Не забывайте, что ваша тема должна быть полностью и четко раскрыта.
  • 7 Пишите работу или презентацию. При необходимости, меняйте ваш план, когда уже начали работать.

Подсказки и предупреждения

  • Прежде, чем начинать работать над окончательным вариантом проекта, пристально изучите ваш план, чтобы убедиться, что вы сможете хорошо раскрыть вашу тему и что все логично.
  • План принято организовывать при помощи цифр и букв, но для организации подразделов и ключевых идей вы можете использовать любые удобные вам символы.
  • В каждом подразделе должны быть как минимум две ключевые идеи. Если вы не можете их подобрать, пересмотрите, стоит ли выделять этот подраздел или он может стать частью другого.
  • Пусть ваш план будет гибким. Если начав работать над текстом или презентацией, вы обнаружите, что изначальный план не наилучшим образом раскрывает тему, меняйте его!

www.ruhow.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *