Перенос слова с мягким знаком – Как правильно переносить слова мягким знаком?
Ь –показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине
На этом уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая обозначает мягкость согласного звука, но сама не обозначает звука. Выучим правила переноса слов с мягким знаком в середине. Выполним множество интересных заданий.
Ь – показатель мягкости
На этом уроке мы поговорим об удивительном знаке.
Этот знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но часто в слово просится.
(Мягкий знак)
Мягкий знак – это особая буква в русском алфавите. Она не обозначает звука.
Рассмотрим картинки и назовём предметы.
Это угол и уголь.
В слове угол последний звук Л звучит твердо.
В слове уголь звук Л’ звучит мягко.
На письме, чтобы показать мягкость согласного звука, пишут мягкий знак, который указывает на то, что согласный мягкий.
Запомните: Ь – показатель мягкости согласного звука, после которого он стоит.
Назовём предметы, определив место Ь знака в словах.
Пальто, тюльпан, коньки – в середине слова.
Соль, тетрадь, пень – на конце слова.
Итак, мы узнали, что мягкий знак – это показатель мягкости согласного звука, встречается в середине слова и на конце.
Правила переноса слов с мягким знаком
Как известно, слова переносятся по слогам. Запомните: при переносе слов с мягким знаком в середине, мягкий знак нельзя отрывать от согласного, мягкость которого он обозначает.
Закрепление знаний на практике
Пальчик в слове 2 гласные А, И.
2 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Л.
Делим так: паль-чик.
Машенька в слове 3 гласные А, Е, А.
3 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Н.
Делим так: Ма-шень-ка.
Допишем слово с мягким знаком к таким словам: ел, брат, мел, жар, шест, банка, уголки. Проверим: ел – ель, брат – брать, мел – мель, жар – жарь, шест – шесть, банка – банька, уголки – угольки
. Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним.Выпишем слова в два столбика. В первый столбик запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Во второй – слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
Носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Ваня, рис, осёл, сталь, пальто, василёк, роль, пыль.
Проверим:
носик есть
котик зорька
курица пальма
Ваня сталь
рис пальто
осёл роль
василёк пыль
Вставим букву и разделим слова для переноса. Пальто, больница, мальчик, рельсы, васильки, жильцы, школьники, тоненький, беленький, серенький, учительница.
Проверим себя.
Во всех словах нужно написать мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова делим так: паль-то, боль-ни-ца, маль-чик, рель-сы, ва-силь-ки, жиль-цы, школь-ни-ки, то-нень-кий, бе-лень-кий, се-рень-кий, учи-тель-ни-ца.
При переносе слов с мягким знаком в середине отрывать его от согласного нельзя.
Выпишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним почему, укажем количество букв и звуков. Малыши, коньки, лесок, сок, тень, олень, гусь, рыбаки, портфель, утро.
Проверим:
Коньки – 6 б.,5 зв.
Тень – 4 б., 3 зв.
Олень – 5 б., 4 зв.
Гусь – 4 б., 3 зв.
Портфель – 8 б., 7 зв.
Звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звука.
На следующем уроке мы узнаем, как правильно пишутся слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, и закрепим эти знания на практике.
Список рекомендованной литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
- Samarapedsovet.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 97 С. 68.
- Вставьте, где нужно, мягкий знак на месте пропуска в словах: осен…, пол…яна, рул…, пул…и, пыл…ца, лож…ка, лин…ка.
- * Используя полученные на уроке знания, начерти табличку-напоминание о мягком знаке.
interneturok.ru
«Перенос слов с мягким знаком в середине». 1-й класс. Программа «Школа России»
Разделы: Начальная школа
Цели:
- Образовательная. Обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с мягким знаком в середине.
- Развивающая. Развитие умений учебного труда: работать в заданном темпе.
- Воспитательная. Воспитание добросовестного отношения к труду.
ОУУН: Выполнять советы учителя по соблюдению правил гигиены учебного труда.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Смешанный.
В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:
- слова для переноса делятся на две части по слогам;
- отрывать мягкий знак от предшествующей буквы нельзя;
Учащиеся должны уметь делить слова с мягким знаком в середине слова на слоги для переноса.
Оборудование:
- Запись на доске.
- Таблица переноса слов.
- Карточки для дифференцированной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Запись в рабочую тетрадь числа.
2. Упражнение в каллиграфии.
Запись на доске: льв льк ньк угольки
— Прочитайте. Что есть в каждом буквосоединении и в слове? (Везде встречается мягкий знак)
— Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласных)
— Проанализируйте тип соединений букв. (Везде верхнее соединение, только ол – нижнее)
— Запишите в тетради, соблюдайте правила письма: посадка, расположение тетради, правильно возьмите ручку.
Работайте аккуратно, красиво, не теряйте время.
3. Целеполагание.
— Над какой темой работаем? (Перенос слов.)
— Какое правило переноса узнали? (Слова переносятся по слогам, делятся на две части. Одну букву нельзя отрывать, оставлять на строчке или переносить.)
Запись на доске:
пень
день
уголь
— Прочтите слова. Что можете сказать?
(Слова с мягким знаком на конце, эти слова переносить нельзя.)
— Давайте спрячем мягкий знак. Для этого образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.
пень — пеньки
день — деньки
уголь — угольки
— Сколько теперь слогов в слогах?
— Можем теперь разделить слова для переноса?
Цель нашего урока – научиться делить слова с мягким знаком в середине для переноса с одной строки на другую.
4. Работа над новым материалом.
— Ребята, а можно ли применить правило переноса слов для слов с мягким знаком в середине? Разделите их для переноса.
Запись на доске дополняется:
пень – пеньки – пень-ки
день – деньки – день-ки
уголь – угольки – уголь-ки
Учащиеся записывают в тетрадь.
— Почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной? /Проблема/
Разрешение проблемы
— Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласного звука)
— Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? (Да)
— Можно ли разделить звук? (Нет)
— Сделайте вывод.
(Вывод: звук мягкий нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной.)
5. Закрепление.
— Запишите слова, разделив их для переноса. Комментируйте записанное. Пишите аккуратно, уважайте себя и свой труд. Соблюдайте правила письма.
Учащиеся пишут под диктовку.
Пальто, письмо, горький, огоньки, кольцо, маленький.
— Как делили слова для переноса?6. Самостоятельная дифференцированная работа.
1 вариант – учащиеся с пониженными учебными возможностями выполняют упражнение № 73 под руководством учителя после коллективного разбора. Проверка по ходу выполнения.
2 вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями работают по карточкам.
Задание: Исправить ошибки Незнайки.
Карточка:
Перенес слова Незнайка:
О-вцы, ут-ки, е-жик, зай-ка,
Мал-ьчик, пальч-ик, ло-б, гла-за,
Во-лк, ли-са, мед-ведь, ко-за.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
Проверка карточек учителем.
3 вариант – учащиеся со средними учебными возможностями самостоятельно выполняют упражнение № 74.
Проверка с доски /один ученик работает у доски/.
7. Итог урока.
— Чему учились на уроке? Научились?
— Как будем переносить слова с мягким знаком в середине?
2.02.2006
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Слова с разделительным мягким знаком
Русский язык считается одним из богатейших в мире, а для его изучения в полном объеме понадобится не один год знакомства с теорией, постоянно подкрепляемой практическими упражнениями. Программа школьного курса построена таким образом, чтобы дети знакомились со всеми разделами языка поэтапно, начиная с самых простых тем. Сначала малышей учат составлять слоги и слова, после — производить звуковой анализ слов. Именно здесь и происходит первое знакомство с функцией мягкого знака, и на этом этапе дети узнают лишь о том, что мягкий знак смягчает согласные звуки.
Разделительный мягкий знак в русском языке
Вот несколько примеров, в которых этот знак употребляется для мягкого произношения отдельных согласных: лень, Мальвина, бальзам. Как видно, мягкий знак для смягчения согласных звуков может употребляться как в середине слова, так и в конце. По мере изучения русского языка детскому вниманию предоставляют следующую тему – разделительный мягкий знак. 2 класс школьной программы предусматривает знакомство с новой, более сложной функцией мягкого знака. Но практика показывает, что эта тема усваивается далеко не всеми. И именно тем, кто по каким-либо причинам упустил данный раздел школьного курса, и понадобится данная статья.
Этапы изучения материала
Как правило, педагоги для более легкого восприятия изучение данной темы разделяют на несколько этапов:
- Обнаружение проблемы и поиск решений. Для этой цели на доске записывают следующие слова: вороб…и, в…юга, обез…яна, сем…я. Далее при рассуждении о том, что же не так в этих словах, обнаруживается, что в их структуре не хватает мягкого знака. Далее учитель обязательно делает акцент на функции знака в каждом отдельном слове, указывая на то, что он разделяет гласную и согласную буквы, не давая им слиться в один слог. А все представленные примеры — это слова с разделительным мягким знаком, функция которого в корне отличается от той, что дети уже изучили.
- Практические занятия. Как всегда, после теоретической части необходимо закрепить тему при помощи упражнений. Для этого вниманию школьников предоставляют следующие слова, в которых нужно объяснить функцию мягкого знака в каждом отдельном случае: колье, ночью, льет, воробьи, соль, пальто. При сравнении обнаруживается разница, и на этом этапе очень важно научиться определять, какую именно функцию выполняет знак.
Значение разделительного мягкого знака
Как уже говорилось, слова с разделительным мягким знаком отличаются от тех, где он употребляется лишь для смягчения согласных звуков. В первом случае написание этого знака просто необходимо для правильности звучания слова. В таких случаях мягкий знак показывает, что гласный и согласный звук не должны сливаться, а произноситься раздельно. Например: солови – соловьи, солю – солью, песа — пьеса. А во втором случае наличие мягкого знака может полностью изменить лексическое значение. Например: мел – мель, кон – конь.
Написание слов с разделительным мягким знаком
При написании слова с разделительным мягким знаком могут возникнуть следующие ошибки:
- Пропуск знака в слове – это достаточно распространенная проблема при написании. Чтобы не допустить этой ошибки, перед тем как записать слово, следует его четко произнести по слогам и определить, сливается ли согласный звук с гласным. Если этого не происходит, тогда между ними обязательно ставят мягкий знак, который указывает на их разделение. Например: семья, солью и так далее.
- Замена мягкого знака гласными буквами «и» и «е». Чтобы не допустить такой ошибки, нужно запомнить, в каких случаях следует писать разделительный мягкий знак. Правило гласит, что в слове он употребляется после согласных перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Например: пьеса, польёт, воробьи, ночью, гостья.
- Замена знака буквой «й» при написании слова с разделительным мягким знаком. Педагоги отмечают, что наиболее частой причиной такой ошибки является невнимательность и недостаточное усвоение правил.
Звуковой анализ слов с мягким знаком
При изучении данной темы так же, как и в первом классе, все слова раскладывают на звуки, чтобы ребенок мог понять их конструкцию. Для примера разбора возьмем слово «семья». Используя лишь обозначение звуков, его можно записать так: с`эм`й`а. Далее производят анализ каждой буквы в отдельности, указывая ее принадлежность к гласным или согласным звукам, мягкость, парность, тип (глухой или звонкий звук), для гласных также обязательно обозначить ударность. При таком разборе разделительный мягкий знак записывают символом мягкости возле согласного звука и буквой «й».
Слова с мягким знаком для звукового анализа
Для того чтобы лучше запомнить, как проводить звуковой анализ слов с разделительным мягким знаком, нужно немного поупражняться. Для этого следует разобрать хотя бы 10 слов с разделительным мягким знаком. Такое практическое задание поможет надолго закрепить эту тему в памяти. Для разбора можно взять следующие слова: колье, вьюга, кальян, веселье, барьер, варенье, чутье, друзья, вязанье, соловьи.
Как переносить слова с разделительным мягким знаком?
Достаточно часто у детей перенос слов с разделительным мягким знаком вызывает трудности. Однако в этом нет ничего сложного, главное — правильно разделить слово на слоги. При этом следует помнить, что мягкий знак нельзя отделять от предшествующей ему согласной буквы. Стоит также отметить, что нельзя отделять от слова и переносить одну букву, поэтому ее всегда нужно присоединять к предыдущему слогу. Немаловажно уяснить и тот факт, что перенос бывает прямой (согласный + гласный) и обратный (гласный + согласный). Примеры переноса слов: вью-га, обезь-яна, хло-пья, пе-рья, со-ло-вьи, во-ро-бьи, ко-лье, каль-ян – это правильный перенос слов с разделительным мягким знаком. Ни в коем случае нельзя отделять мягкий знак от согласной и присоединять его к гласной букве, ровно так же, как нельзя отделять одну гласную от слова. Перенос должен осуществляться только после того, как слово разбито на слоги.
Как закрепить материал?
Для того чтобы закрепить знания, полученные при изучении темы о разделительном мягком знаке, нужно особое внимание уделить практическим занятиям. В первую очередь необходимо научиться определять, какую именно функцию выполняет мягкий знак в каждом отдельно взятом слове. Далее следует сделать звуковой разбор нескольких слов, чтобы в памяти четко закрепилось произношение слогов с разделительным мягким знаком. Только после этого можно приступать к разбору слов по слогам и написанию под диктовку.
Упражнения для закрепления
Теория всегда должна подкрепляться практическими заданиями. Именно упражнения позволяют наиболее глубоко вникнуть в тему, что ведет к наилучшему усвоению материала. Не исключение и тема «Слова с разделительным мягким знаком». Примеры упражнений:
- В наборе слов — моль, ткань, листья, гостья, боль, колье – следует определить, в каких словах мягкий знак употребляется для мягкости согласного звука, а в каких он является разделительным.
- Необходимо записать транскрипции ко всем приведенным выше словам. Они должны выглядеть так: [мол’], [ткан’], [л‘ист’й’а], [гост’й’а], [бол’], [кол’й’э].
- Запишите группу слов с разделительным мягким знаком под диктовку.
www.syl.ru
Конспект урока Перенос слов с мягким знаком в середине слова
Урок русского языка в 1 классе по теме:
«Перенос слов с мягким знаком в середине».
Программа «Гармония»
Учитель: Морозова З. И.
Цели:
— обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с -ь- в середине;
— развитие умений учебного труда: работать в заданном темпе;
— воспитание добросовестного отношения к труду.
Ход урока.
I. Организационный момент.
(Дети строятся перед классом. У учителя в руках коробка с цветными листочками. Каждый ученик должен взять его. Три вида цветных листочков показывают в какой команде будет работать ученик.)
— Здравствуйте, ребята.
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
— Вы готовы начать урок? (да)
II. Чистописание.
Запись на доске: льв льк ньк угольки
— Посмотрите на доску и прочитайте.
— Что есть в каждом буквосоединении и в слове?
— Что обозначает мягкий знак? (мягкость согласных)
— Соблюдая правила письма: посадка, расположение тетради, правильно возьмите ручку, запишите в тетрадь.
— Работайте аккуратно, красиво, не теряйте времени.
III. Целеполагание.
— Над какой темой мы работаем? (перенос слов)
— Какое правило переноса мы узнали? (слова переносятся по слогам, делятся на две части, одну букву нельзя отрывать, оставлять на строчке или переносить)
— На доске записаны слова, выберите только те, которые нельзя переносить.
МАШИНА, КАША, ПЕНЬ, ХОРОШО, ДЕНЬ, НОСКИ, УГОЛЬ, КУКЛА
— Молодцы.
ПЕНЬ
ДЕНЬ
УГОЛЬ
— Прочитайте слова ещё раз.
— Что можете сказать об этих словах? (переносить нельзя, слова с мягким знаком на конце)
— Давайте спрячем мягкий знак.
— Образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.
ПЕНЬ – ПЕНЬКИ
ДЕНЬ – ДЕНЬКИ
УГОЛЬ – УГОЛЬКИ
— Запишем в тетрадь в столбик.
— Сколько теперь слогов в словах?
— А как вы думаете, можно ли применить к словам с мягким знаком в середине правила переноса?
IV. Новый материал.
1)
— Давайте попробуем вместе их разделить.
ПЕНЬКИ — ПЕНЬ — КИ
ДЕНЬКИ — ДЕНЬ – КИ
УГОЛЬКИ — УГОЛЬ — КИ
— Запишите в тетрадь.
— Почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной? (проблема!)
— Я для вас подготовила другую схему переноса. Посмотрите.
УГОЛ – ЬКИ
— Можно так переносить слово? (нет)
— Что обозначает мягкий знак? (мягкость согласного)
— Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после неё обозначают один мягкий согласный звук? (да)
— Сделайте вывод (мягкий звук нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной).
2)
— А теперь все положим голову на руки и закроем глазки и представим, что вы попали на красивую поляну. И растут на этой поляне ромашки.
— Откроем глазки.
— Смотрите, и у нас в классе выросла ромашка. Да не простая, а волшебная.
— Прочитаем задание (на сердцевинке написано задание; на лепестках слова: письмо, горький, огоньки, кольцо, скамья, семья, зверьки, банька )
Задание читает учитель.
— Нужно сорвать тот лепесток со слово, которое можно переносить (к доске вызываются несколько человек).
— Чем похожи все эти слова? (есть мягкий знак в середине слова)
— А почему вы не сорвали лепестки с другими словами? (их нельзя переносить, хотя в них тоже есть мягкий знак).
3)
— Давайте выберем два слова и составим небольшие предложения.
— Пишем вместе со мной.
— Поставьте ударение во всех словах.
— Разделите на слоги.
— Проверим.
V. Закрепление изученного.
— Когда вы входили в класс, то выбрали себе цветную карточку.
— Сейчас вы будете работать в командах. Что это значит? (быстро, тихо, все учавствуют)
— В классе расположены конверты тех же цветов, что и ваши карточки. На трёх карточках есть особая пометка «К».
— «К» — это капитан. Он берёт с собой ручку.
— Распределитесь по командам.
— Команды, ВНИМАНИЕ!
— На счёт «ТРИ» вы открываете конверт и выполняете задание (учитель помогает детям).
Задание в конвертах:
— Запиши слова для переноса
1 конверт — борьба зорька мельница пальто альбом
2 конверт – линька васильки коньки пальто зверьки
3 конверт – зорька пальто коньки хорьки банька
— Молодцы. Все справились.
VI. Итог.
— Чему учились на уроке?
— Как будем переносить слова с мягким знаком в середине слова?
Просмотр содержимого документа
«конспект урока Перенос слов с мягким знаком в середине слова »
Урок русского языка в 1 классе по теме:
«Перенос слов с мягким знаком в середине».
Программа «Гармония»
Учитель: Морозова З. И.
Цели:
— обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с -ь- в середине;
— развитие умений учебного труда: работать в заданном темпе;
— воспитание добросовестного отношения к труду.
Ход урока.
I. Организационный момент.
(Дети строятся перед классом. У учителя в руках коробка с цветными листочками. Каждый ученик должен взять его. Три вида цветных листочков показывают в какой команде будет работать ученик.)
— Здравствуйте, ребята.
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
— Вы готовы начать урок? (да)
II. Чистописание.
Запись на доске: льв льк ньк угольки
— Посмотрите на доску и прочитайте.
— Что есть в каждом буквосоединении и в слове?
— Что обозначает мягкий знак? (мягкость согласных)
— Соблюдая правила письма: посадка, расположение тетради, правильно возьмите ручку, запишите в тетрадь.
— Работайте аккуратно, красиво, не теряйте времени.
III. Целеполагание.
— Над какой темой мы работаем? (перенос слов)
— Какое правило переноса мы узнали? (слова переносятся по слогам, делятся на две части, одну букву нельзя отрывать, оставлять на строчке или переносить)
— На доске записаны слова, выберите только те, которые нельзя переносить.
МАШИНА, КАША, ПЕНЬ, ХОРОШО, ДЕНЬ, НОСКИ, УГОЛЬ, КУКЛА
— Молодцы.
ПЕНЬ
ДЕНЬ
УГОЛЬ
— Прочитайте слова ещё раз.
— Что можете сказать об этих словах? (переносить нельзя, слова с мягким знаком на конце)
— Давайте спрячем мягкий знак.
— Образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.
ПЕНЬ – ПЕНЬКИ
ДЕНЬ – ДЕНЬКИ
УГОЛЬ – УГОЛЬКИ
— Запишем в тетрадь в столбик.
— Сколько теперь слогов в словах?
— А как вы думаете, можно ли применить к словам с мягким знаком в середине правила переноса?
IV. Новый материал.
1)
— Давайте попробуем вместе их разделить.
ПЕНЬКИ — ПЕНЬ — КИ
ДЕНЬКИ — ДЕНЬ – КИ
УГОЛЬКИ — УГОЛЬ — КИ
— Запишите в тетрадь.
— Почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной? (проблема!)
— Я для вас подготовила другую схему переноса. Посмотрите.
УГОЛ – ЬКИ
— Можно так переносить слово? (нет)
— Что обозначает мягкий знак? (мягкость согласного)
— Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после неё обозначают один мягкий согласный звук? (да)
— Сделайте вывод (мягкий звук нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной).
2)
— А теперь все положим голову на руки и закроем глазки и представим, что вы попали на красивую поляну. И растут на этой поляне ромашки.
— Откроем глазки.
— Смотрите, и у нас в классе выросла ромашка. Да не простая, а волшебная.
— Прочитаем задание (на сердцевинке написано задание; на лепестках слова: письмо, горький, огоньки, кольцо, скамья, семья, зверьки, банька )
Задание читает учитель.
— Нужно сорвать тот лепесток со слово, которое можно переносить (к доске вызываются несколько человек).
— Чем похожи все эти слова? (есть мягкий знак в середине слова)
— А почему вы не сорвали лепестки с другими словами? (их нельзя переносить, хотя в них тоже есть мягкий знак).
3)
— Давайте выберем два слова и составим небольшие предложения.
— Пишем вместе со мной.
— Поставьте ударение во всех словах.
— Разделите на слоги.
— Проверим.
V. Закрепление изученного.
— Когда вы входили в класс, то выбрали себе цветную карточку.
— Сейчас вы будете работать в командах. Что это значит? (быстро, тихо, все учавствуют)
— В классе расположены конверты тех же цветов, что и ваши карточки. На трёх карточках есть особая пометка «К».
— «К» — это капитан. Он берёт с собой ручку.
— Распределитесь по командам.
— Команды, ВНИМАНИЕ!
— На счёт «ТРИ» вы открываете конверт и выполняете задание (учитель помогает детям).
Задание в конвертах:
— Запиши слова для переноса
1 конверт — борьба зорька мельница пальто альбом
2 конверт – линька васильки коньки пальто зверьки
3 конверт – зорька пальто коньки хорьки банька
— Молодцы. Все справились.
VI. Итог.
— Чему учились на уроке?
— Как будем переносить слова с мягким знаком в середине слова?
kopilkaurokov.ru
Правописание и перенос слов с мягким знаком (2 класс)
Цель: помочь детям закрепить случаи переноса слов по слогам и с «й»; и усвоить случаи переноса слов с «ь» в середине слова по слогам; формирование умения переносить слова с учетом особенностей слогов.
Задачи: 1) путем наблюдения, сравнения ввести правила переноса слов с «ь» и закрепить правила переноса слов по слогам и буквой «й» в середине слова;
2) развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь; воспитывать любовь к родному языку; пытливость и любознательность.
Вид: комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития.
Оборудование: наглядный материал, модель слов с разными случаями переноса, сигнальные карточки, лист-тренинг.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
Мобилизующий этап.
На доске запись:
М ы У э л П Ю К
Учитель. Назовите буквы, написанные на доске.
Дети. Буква М – прописная, письменная, буквы ы – строчная письменная… буква П – заглавная (прописная) печатная и т.д.
«Лишняя» буква П, так как она печатная, а все остальные письменные.
Буква П обводится в букву О.
Учитель. На какие две группы можно разделить все оставшиеся буквы? Почему?
Дети. На гласные и согласные.
ы, э, У, Ю М л К
еще можно разделить по написанию: строчные и прописные:
ы, э, л М, У, Ю, К
Учитель. Молодцы! А в минутке чистописания мы напишем букву П.
Минутка чистописания.
Учитель. Расскажите про букву П.
Дети. Буква П обозначает согласный звук [П], который может быть твердый и мягкий, глухой, парный. На доске запись.
Ппаб Ппвг
Учитель. Определите порядок написания букв в цепочке.
Дети. В этой цепочке прописная и строчная буквы Пп чередуются с двумя буквами алфавита. В следующем соединении напишем прописную и строчную буквы Пп и строчные буквы д, е и т.д.
Учитель. Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Пишем красиво и аккуратно.
Словарно-орфографическая работа. «Выравнивание знаний»
Сегодня мы на уроке повторим словарные слова «учитель», «учительница». Относятся к группе «В школе» и к группе «Учебные вещи», а каким, вы узнаете из загадки:
В этом маленьком футляре
Ты найдешь карандаши,
Ластик, ручку, треугольник,
Что угодно для души.
Дети. Это пенал.
Учитель на доску прикрепляет рисунок со словом пенал.
Учитель. Прочитаем это слово хором. Что обозначает слово пенал?
№237 стр.122. Дети. Пенал – это ящичек, коробочка для хранения ручек, карандашей, ластика и т.д. название дали от слова перо. Перо на латинском языке называется пена, поэтому и ящичек назвали пенал.
Учитель. Запишите это слово в тетрадь, а также учитель, учительница. Поставьте ударение и подчеркните букву, которая обозначает непроверяемый гласный звук [э].
Дети записывают в тетради слово пенал, учитель, учительница. Один ученик работает у доски.
Учитель. Сколько в слове пенал букв, звуков?
Дети. В этом слове 5 букв и 5 звуков.
Учитель. Какой вопрос поставим к слову пенал?
Дети. К слову пенал мы поставим вопрос что?
Учитель. Что обозначает это слово?
Дети. Слово пенал обозначает название неживого (неодушевленного) предмета.
Учитель. Сколько в слове учитель, учительница букв, звуков?
Дети. В слове учитель 7 букв, 6 звуков, учительница – 11 букв, 10 звуков.
Учитель. Почему звуков меньше, чем букв?
Дети. Ь не обозначает звука!
Учитель. Какой вопрос поставим к слову учитель, учительница?
Дети. Кто?
Учитель. Что обозначают эти слова?
Дети. Эти слова обозначают названия «живых» предметов (одушевленных).
Учитель. Прочитайте слова, которые расположились рядом со словом пенал.
Пенал
на
лежит
столе
Составьте предложение.
Дети предлагают возможные варианты предложений, записывают с комментированием предложение.
На столе лежит пенал.
Повторяют правила написания предложения. Подчеркивают орфограммы в словах. Выделяют главные члены предложения.
Учитель. Разделите слово пенал на слоги.
Дети. Пе– нал.
Учитель. Как можно это слово перенести с одной строки на другую?
Дети. Это слово можно перенести с одной строки на другую по слогам пе– нал. На магнитной доске учитель выставляет карточку со словом пе– нал.
Учитель. Этот случай переноса слова с одной строки на другую по слогам мы уже хорошо знаем. А чтобы еще лучше закрепить его, послушайте стихотворение-игру. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
Я сейчас расскажу
Как слова переношу.
Зима – зи- ма.
Пожар – по- жар.
Коза – ко- за.
Комар – ко- мар.
Здесь порядок очень строгий!
Делим все слова на слоги!
Переносим по слогам.
Учитель. А теперь попробуйте сами разделить слова для переноса.
Лиса.
Дети (хором). Ли-са.
Учитель. Петушок.
Дети (хором). Пе-тушок, пету-шок.
Учитель. Трава.
Дети (хором). Тра-ва.
Учитель. Как обозначается знак переноса?
Дети. Знак переноса обозначается черточкой.
Постановка учебной задачи.
Учитель. Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы уметь переносить слова при написании с одной строки на другую? (выслушиваются ответы учеников).
Учитель. В русском языке очень много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому девизом нашего урока я предлагаю взять слова»Все тайное становится явным» (Учащиеся читают хором).
Учитель. Как вы понимаете смысл этого выражения?
Учитель. Две тайны вы уже знаете. Давайте ими поделимся с гостями.
Но главная задача нашего урока раскрыть еще одну тайну переноса слова.
На доске выставляется знак вопроса.
Сегодня на уроке
Пенал «Все тайное становится явным».
Открытие детьми нового знания.
Учитель. Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенес слова».
Мы изучали перенос
Вот как слова я перенес:
Как вы думаете, какую отметку получил ученик за последний перенос? Почему?
Запишите это слово в тетрадь, разделите на слоги. Один ученик пишет на доске слово о-пять с комментированием.
Учитель. Можно ли это слово разделить для переноса? Почему? Какой вывод сделаем?
Дети. Слово опять нельзя разделить для переноса, так как одну букву нельзя оставлять на строке и переносить другую. (на магнитной доске ставится карточка со словом «опять». О-пять)
Учитель. Вот мы и поделились еще одной «тайной» переноса слов. А вот следующую «тайну» переноса слов нам помогут раскрыть Знайка и другой герой, который часто бывает у нас на уроках – это Незнайка. (Двое детей участвуют в сценке).
Знайка (указывая на слова, написанные на доске: зайка, чайка, лейка, майка).
Отвечай-ка мне Незнайка
Как со строки на строку
Их перенести могу?
Незнайка мелом разделяет слова для переноса: за–йка, ча-йка, ле-йка, ма-йка.
Знайка. Эх, не зря же ты Незнайка. Переносится Не – знайка или Незнай – ка.
Переносим только зай-ка (исправляем красным мелом ошибку), чай-ка, лей-ка, май-ка.
Не позорь себя, Незнайка,
А запомни: чай-ка, зай-ка.
Учитель. Ребята, то как нужно переносить слова с буквой «й» в середине слова? (Выслушивание мнения детей).
Учитель. Запишите слово чайка в тетрадь и укажите случай переноса. Какая орфограмма встретилась в этом слове?
Дети. В слове чайка встретилась орфограмма «ча», которую надо писать с буквой а.
Физкультминутка.
Учитель. Я называю слова. Если слово можно перенести, поднимайте руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте.
Лось, бусы, яма, сани, малина, Аня, весна, май, майка.
Сегодня на уроке нужно раскрыть последнюю третью тайну. Нам поможет в это наш частый гость Незнайка. Он должен был по заданию Знайки разделить для переноса эти слова: (читаю табличку) мальчик, коньки, сильный, пальто.
Ученики хором читают слова.
Учитель. Что общего в написании этих слов?
Дети. Все они пишутся с Ь.
Учитель. А какое слово лишнее? Почему?
Дети. Лишнее слово сильный, так как оно является признаком предмета (прилагательное), остальные – названия предметов (существительные).
Учитель. Как вы думаете, в каких словах Незнайка допустил ошибки при переносе? Докажите.
Переворачиваю табличку и говорю:
А перенес Незнайка слова так:
Маль –чик
Кон –ьки
Силь –ный
Пал –ьто
(выслушиваются мнения учащихся).
Дети. Незнайка допустил ошибки в словах коньки и пальто, так как Ь мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного, а при переносе, я думаю, его нельзя отделять от этой буквы.
Учитель. Кто из вас попытается сделать вывод, как нужно переносить слова с мягким знаком в середине слова с одной строки на другую?
Дети. Мягкий знак (ь) при переносе не отделяется от согласной буквы.
Учитель. Прочитайте вывод в учебнике на стр. 85 вполголоса. Затем 1 ученик читает громко вслух.
Запишем слова, которые Незнайка перенес неверно и правильно разделим их для переноса.
Дети пишут в тетрадях слова конь –ки, паль –то,, а один ученик записывает их на доске.
Учитель прикрепляет возле знака вопроса карточку со словом коньки.
Итак, ребята, как нужно переносить слова с мягким знаком в середине слова с одной строки на другую?
Дети. Буква мягкий знак (ь) при переносе остается на строке.
Учитель. Все ли тайное стало явным?
Первичное закрепление.
Упр. 157, стр.84. записать с комментированием слова и разделить для переноса.
Устно составляют предложение с одним из слов. Списывают предложение и подчеркивают главные члены предложения.
Всякая птица свою песню поет.
«Цепочка слов».
Учитель. Найдите лишнее слово. Докажите.
Мама, торт, книги, окно.
Уфа, Зоя, Белая, Илья.
Упражнение. 158.
Учитель. Прочитайте предложения и скажите – это текст или просто предложения?
Дети. Это текст. Доказывают после чтения.
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Учитель. Выписать слова с мягким знаком в середине слова и разделить для переноса.
Малень –кая, катень –ка, учитель –ница.
Проверка с/р – читаем цепочкой.
Самостоятельная работа в парах (тренинг).
Учитель. Сейчас мы проверим, как вы усвоили случаи переноса слов. У вас на столе лист-тренинг. В нем 5 заданий и в каждом из них несколько вариантов ответов.
Внимательно прочитайте I задание. Каждый в паре выбирает верный ответ, записывает в графы 1 – 1-ый вариант, 2 – 2-ой вариант, затем, посовещавшись в графе «Выбор в паре» записываете окончательный ответ. Если что-то непонятно, поднимаете сигнальную карточку. Дети работают в парах, выполняя задания на листках-тренингах, затем проводят проверку. Слово для высказывания предоставляется разным парам учащихся, делаются выводы о переносе слова. Озвучивает верный ответ, проводится проверка по карточке с верным ответом (см. вставку на листе).
Найди «лишнее» слово.
Можно ли переносить слово Юлия?
Как правильно перенести слово ручейки?
Как правильно перенести слово деньки?
Выбери правильный перенос слова.
Итог урока.
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
О чем сегодня мы говорили на уроке?
Какие «тайны» переноса слов мы раскрыли? Все ли было понятно на уроке? Усвоил ли каждый из вас тему? Кто из вас испытывал трудности? Чувствовал себя совсем уверенно?
Оценить работу учащихся.
Учитель. Дома обязательно расскажите родителям о том, что вы узнали на уроке.
Д/з: Упр. 160 (пр.с.85) (Разбираем вместе).
Спасибо! Урок окончен.
infourok.ru
ваши варианты переноса смотрятся вполне нормально. Я бы именно так и перенесла: дру-зья. Посмотрите на грамоте ру. Правила переноса тут — http://orthographia.ru/orfografia.php?sid=97.
http://www.batov.ru/hyph/pravila.asp
|
pishu-pravilno.livejournal.com
Урок по теме «Написание слов с мягким знаком на конце и в середине. Перенос слов с мягким знаком в середине»
Разделы: Начальная школа
Тип урока: закрепление и обобщение знаний.
Цели:
- Создать условия для обобщения и систематизации знаний о написании слов, в том числе словарных, с мягким знаком на конце и в середине;
- Способствовать усвоению правила переноса слов с мягким знаком в середине;
- Способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса;
- Содействовать в воспитании доброжелательного отношения учащихся друг к другу и окружающим, любви к урокам русского языка.
Дополнительные средства: карта путешествия, пакеты с заданиями, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Поприветствуйте гостей! Садитесь! Улыбнитесь друг другу, пожалуйста! Я желаю вам на протяжении урока плодотворной работы и отличного настроения!
II. Постановка темы и целей урока.
– Поднимите руку те, кто любит путешествовать. (…)
– На каком виде транспорта можно путешествовать?
(автобус, поезд, машина, велосипед, корабль, мотоцикл, воздушный шар, …)
– Прекрасно! Давайте сегодня все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике. Поднимите руку кто со мной?(…)
– Как вы думаете в путешествие по какой стране мы отправимся?
(по стране мягкого знака)
– Что будем закреплять во время нашего путешествия?
(умение писать слова с мягким знаком на конце и в середине)
– Но чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привести в движение колеса.
Если я подниму правую руку, то хлопает одна половина класса, если – левую руку, то – другая. Если я подниму обе руки, то все кричат “Ту – ту!”.
Итак, поехали…
ПР – хлопают
ЛР – хлопают
ОР – “Ту– ту!”
III. Закрепление.
1. Станция “Чистописательная”.
– Откройте тетради, запишите грамотно и красиво число.
Вскрываем пакет.
– Нас просят написать букву, хитрую букву, которая не произносится , но в слово часто просится.
(ь) (Прописывают букву мягкий знак с верхним и нижним соединением)
– Молодцы! Поставьте плюс на полях.
– Поехали дальше! ПР, ЛР, ПР, ОР!
2. Станция “Словарная”.
Вскрываем пакет.
Загадки:
- Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь) - Для того, чтобы слово написать, я открываю…(тетрадь).
- Я учу детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель, учительница) - Льется речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим. (Коньки) - Никогда зимой на улицу не выхожу я без него. А называется оно…(пальто)
(Проверка)– Молодцы! Поставьте плюс на полях.
Поехали дальше! ЛР, ПР, ЛР, ПР, ОР!
3. Станция “Переносная”.
Вскрываем пакет.
Повторяем правило переноса слов.
(Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую. )
Делим на слоги словарные слова.
– Какое правило нужно соблюдать при переносе слов с мягким знаком в середине?
(При переносе нельзя отделять мягкий знак от согласной буквы)
Самостоятельная работа.
Альбом, деньки, сколько, Оленька, пальцы, большой, апельсин – поделить слова на слоги для переноса.
Повторение правила.
Молодцы! Поставьте плюс на полях.
Поехали дальше: ПР, ЛР, ПР, ЛР, ОР!
IV. Физминутка.
4. Станция “Спортивная”
Вскрываем пакет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1, 2, 3, 4 – полетели, закружились.
Тишина стоит во круг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда – сюда
Делай раз и делай два.
Влево, вправо, влево, вправо.
Получается на славу!
Мягкий знак на конце – хлопок.
Мягкий знак в середине – приседание.
День, зверь, окуньки, лень, деньки, дом, пеньки, окунь, зверьки, банка, банька, угол, уголь, уголки, угольки, васильки, степь.
Молодцы! Ножки, ручки встряхните и тихонечко садитесь.
– Поехали дальше: ПР, ЛР, ПР, ЛР, ОР!
5. Станция “Учебная”
Вскрываем пакет.
Откройте учебник на 73 странице, упражнение 158.
Памятка.
1. Прочитайте, определите смысл непонятных слов.
2. Правописание слов.
Запись под диктовку с комментированием.
– Поехали дальше: ПР, ЛР, ЛР. ПР, ОР!
6. Станция “Вежливая”
Вскрываем пакет.
Упражнение 159, страница 74.
Прочитайте. В какое время суток произошла встреча?(…) Как вы приветствуете своих родителей?(…) А приходите в школу?(…)
Молодцы! Поехали дальше: ПР, ЛР, ПР, ЛР, ОР!
7. Станция “Самостоятельная”
Вскрываем пакет.
Работа по карточкам. (5 минут)
V. Оценивание (учитываются и плюсы на полях)
VI. Домашнее задание.
8. Станция “Домашняя”
Вскрываем пакет
– Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр. 160, стр. 74.
VII. Итог.
9. Станция “Итоговая”
– Что понравилось на уроке?
– Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?
– Как переносить слова с мягким знаком в середине?
– Чему учились на уроке? Что закрепляли?
– Спасибо всем за урок! Отдыхайте!
12.02.2007
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai