Патриотическое воспитание в старшей группе в по фгос – Материал (старшая группа) на тему: Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее. 2.«День матери» Цель: закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции. 3.«Новый год» Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 4.«Москва – столица нашего Отечества» Цель: дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа. 5.«День знаний» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 6.«Крещение» Цель: объяснить детям смысл Крещения, рассказать, как христианство пришло на Русь. Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, умение выражать свои чувства. 7.«Масленица» Цель: продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
8.»Наша Армия». Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 9.«8 марта» Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. 10.«Первый космонавт» Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 11.«День Победы» Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
12.«Пасха» Цель: познакомить детей с народным обрядовым праздником — Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям русского народа. Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 13.«Кубань-Родина наша» Цель: продолжать знакомство детей с историей родного края в годы войны 1941-1945 гг. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны. Формировать осознание сути понятия Родина как места, где человек родился. Воспитание любви к Родине, интереса к её героической истории; формирование чувства гордости за воинов – защитников.
14.«Казаки – защитники Отечества» Цель: Формировать у детей интерес к героическому прошлому и настоящему своего Отечества. Формировать качества, необходимые будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть защитником своей Родины. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 15.«Народная культура и традиции» Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к народному творчеству и искусству. Формировать уважение к труду и таланту мастеров. Воспитывать чувства причастности детей к наследию прошлого. 16. «Наша Родина-Россия». Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, познакомить с Государственными символами России, продолжать знакомить детей с родным краем. Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине. 17.«Мой любимый детский сад» Цель: воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать скромность, уважение. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) Оглавление: 1.«Планета Земля в опасности» 2.«День матери» 3.«Новый год» 4.«Москва – столица нашего Отечества» 5.«День знаний» 6.«Крещение» 7.«Масленица» 8.»Наша Армия». 9.«8 марта» 10.«Первый космонавт» 11.«День Победы» 12.«Пасха» 13.«Кубань-Родина наша» 14.«Казаки – защитники Отечества» 15.«Народная культура и традиции» 16. «Наша Родина-Россия». 17.«Мой любимый детский сад» |
nsportal.ru
Месяц | Познавательное развитие детей | Работа с детьми в свободное время | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Праздники, досуги, развлечения | Работа с семьёй |
Сентябрь | Цель: знакомство с родным городом, историей. (с использованием иллюстративного материала). | Выставка рисунков или фотографий: «Мой славный город Клинцы». Заучивание стихотворения Б. Кострова «Родина». Чтение М. Матусовский «С чего начинается Родина». | Словесные игры: «Какой?», «Скажи правильно». Отгадывание загадок, составление рассказа по серии картинок. | Рисование на тему «Клинцы моя Родина». | Консультация для родителей: «Как знакомить детей с родным городом». | |
Октябрь | Цель: познакомить детей с родным городом, показать его на карте. Беседа с детьми на тему: «Улицы нашего города». | Чтение пословиц о Родине. Рассматривание альбома «Страницы истории нашего города». Экскурсия в библиотеку. | Подвижные игры: «Пустое место», «Не попадись», «Попади в цель». Игровые упражнения: «Кто быстрее». Дидактическая игра: «Узнай памятные места деревни по описанию». | Рисование на тему «Памятные места нашего города». | Спортивный досуг «Сильные, смелые, ловкие, умелые». | Информация для родителей: раздаточный материал про город Клинцы, информационный стенд «Наши улицы ». |
Ноябрь | Цель: вызвать чувства гордости за нашу Родину. | Прогулка по улицам города. Выставка рисунков «Клинцы глазами детей». | Дидактическая игра: «Собери герб». | Рисование на тему «За что я люблю свой город». | Консультация для родителей: «Как составлять рассказ совместно с детьми». | |
Декабрь | Цель: познакомить детей с термины военного искусства. Беседа с детьми на тему: «Термины военного искусства (атака, наступление, засада, и т.д.). | Чтение рассказов Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты». Ситуативные беседы: «Для чего нужна армия», «Военная техника». Знакомство с пословицами и поговорками об армии. | Дидактические игры: «Одень дружинника», «Военная техника», «Угадай по описанию». Сюжетно — ролевая игра: «Учения военных». Театрализованные игра: инсценировка «Мы военные». | Ручной труд (коллективная работа): создание крепости из броскового материала. | Семейный творческий конкурс» Лучшая иллюстрация военной техники». | |
Январь | Цель: познакомить детей с работой пожарников и полицейских. Беседа с детьми на тему: «Наши защитники в мирное время» (полиция, пожарный). Беседа на тему: «Ни днем, ни ночью не балуйтесь с огнем». | Разучивание стихов об полицейских и пожарников. Беседа о мужестве и храбрости полицейских и пожарников. | Подвижные игры: « Пожарные на учении», «Найди и промолчи», «Стоп». | Ручной труд на тему: «Машины» ( полицейская, пожарная). | Консультация для родителей: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». | |
Февраль | Цель: познакомить детей с разными родами войск (пограничник, моряк, летчик, танкист) показать различие. Беседа с детьми на тему: «Защитники нашей Родины», | Выставка книг, посвященный Дню защиты Отечества. Чтение стихов посвященных 23 февраля Т.Бокова, Л.Татьяничева, В.Орлова, К.Авдеенко. Выставка рисунков: «Солдаты на посту». Разучивание стихов об армии. | Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники». Подвижные игры: «Попади в цель», «Осторожно, мины». Дидактическая игра: «Защитники отечества». | Рисование на тему: «Солдат на посту». Лепка на тему: «Солдат». Аппликация на тему: «Военный корабль». | Праздничный утренник, посвященный Дню защиты Отечества. | Консультация для родителей: «Что для нашей страны армия и почему мы ей гордимся». |
Март | Цель: познакомить детей с разными народами мира». Беседа с детьми на тему: «День земли». | Рассматривание иллюстраций по теме «Наша планета Земля». Заучивание « Мирная считалка». Экскурсия в краеведческий музей. | Дидактическая игра: «Народы мира». | Работа с раскрасками «Народы мира». | Анкетирование родителей «Природа в жизни вашей семьи». Консультация для родителей: «Игры на природе». | |
Апрель | Цель: рассказать, кто такие космонавты, вызвать чувства гордости за нашу родину, так как мы первые были в космосе. | Просмотров слайдов о космосе. Рассматривание портретов космонавтов. | Сюжетно — ролевая игра: «Путешествие на космическом корабле». Подвижная игра: « Космонавты». | Коллективная работа «Космические дали». Аппликация на тему: «Ракета». | Консультация для родителей: « Какие книги надо читать для детей дошкольного возраста о космосе». | |
Май | Цель: познакомить детей с героическим прошлым. | Выставка книг о войне. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации о ВОВ. Экскурсия к памятнику. Заучивание стихотворения Е.Благининой «Шинель». Чтение стихотворений: С.Михалков «День Победы», Л.Барбас «Имя героя», В.Степанов «Рассказ ветерана». | Конструирование из ЛEГО боевой техники (самолеты, танки, корабли). Обыгрывание сконструированных игрушек. | Рисование на тему: «Салют над городом». Аппликация на тему: «Пригласительный билет родителям и ветераном на празднование Дня Победы». Ручной труд на тему: «Подарки для ветеранов». | Праздник «День Победы». | Консультация для родителей: «Наши герои», «Как рассказывать про день Победы». |
infourok.ru
№/№ | Месяц | Тема | Формы работы, цель |
1. | Сентябрь | «Мой любимый детский сад» | 1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада. 2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. 3. Пение песен и чтение стихов о детском саде. 4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость. 5. «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: обогащать знания детей о разнообразии профессий, познакомить с профессией полицейский. 6. Интегрированное ООД «День воспитателя» Цель: воспитывать чувство уважения и признательности к труду дошкольных работников 7. Выставка рисунков родителей «Портрет любимого воспитатель» |
2. | Октябрь | «Моя семья» | 1.Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям. 2. Рисование на тему «Моя семья» Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. 3. ООД «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях |
4. | Ноябрь | Педагогический проект «День народного единства» «Мой любимый детский сад» «Моя семья» | 1. Интегрированное ООД «Белый, синий, красный». Цель: Дать детям представление о происхождении знамен, об истории российского флага. Объяснить значение флага в современной жизни. Воспитывать эстетическое уважение к цветам российского флага, ознакомить с их символическим значением. 2. Презентация «Москва – столица нашей Родины». Цель: познакомить детей со столицей нашей страны, ввести в лексикон детей новое слово: столица, рассказать о достопримечательностях Москвы. 3. Презентация «Минин и Пожарский». Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника «День народного единства». 4. ООД «Символы России». Цель: закрепить знания детей о Российском флаге. Познакомить с государственным гербом и гимном России. Воспитывать уважение к символам страны. 5. Интегрированное ООД «День народного единства» Цель: Закреплять знания детей о празднике — «День народного единства», историей его возникновения. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. Развивать сообразительность, умение устанавливать связи. ООД «Наш детский сад» Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача. Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!» Цель: прививать чувства любви и заботы о маме». |
5. | Декабрь | «Новый год у ворот» | 1. НОД «Что за праздник Новый год?» Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом. 2. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо. 3.Праздник «Новогодний карнавал». Цель: создать у детей радостное настроение. 4. Проведение конкурса «Новый год в гости к нам идет» (вместе с родителями). Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе. |
6. | Январь | «Народные праздники» | 1. НОД «Народные праздники на Руси. Рождество» Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. 2. Беседа «История моего города». Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее». 3. Презентация «Мой родной город» ( самых знаменитых мест в районе, городе). Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району. 6. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество». Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. |
7. | Февраль | Педагогический проект «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества). | 1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Цель: формирование гендерных представлений, формирование в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как к будущим защитникам Родины, расширение кругозора. 2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке. Цель: познакомить с подвигами богатырей. 3. Беседа «Мои друзья». Цель: расширять у детей гендерные представления, формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков. 4. Изготовление подарков для пап и дедушек. Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных. 5. ООД «Кто сторожит тишину?». Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память. 6. Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить». Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание. |
8. | Март | «Моя мама» | 1. ООД «О мамах родных и очень важных». Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. 2. Изготовление подарка мамам, бабушкам. Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек. 3. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 Марта». Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них. 4. Игра — посиделки «Ладушки в гостях у бабушки». Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. 5. Презентация «Славится Россия чудо – мастерами». Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям. |
9 | Апрель | «Наши космонавты» Праздник Весны» | 1. ООД «Покорение космоса». Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать 2. Развлечение «Праздник Родины – России!» Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России. 3. Развлечение «Веснянка». Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа. |
10. | Май | «День Победы» | 1. Беседа «Знамя Победы». Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен. 2. Праздник «Этот день Победы». Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России. 3. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества». Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины. 4. Беседа «Бабушка и дедушка вместе». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. 5. ООД «День защиты детей» Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме. 6. Конкурс рисунков «Мой любимый город» (совместно с родителями). Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине. |
nsportal.ru
Материал (старшая группа) на тему: Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе с учетом ФГОС ДО
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе с учетом ФГОС ДО
Перспективный план подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Хваткова Людмила Ивановна
СЕНТЯБРЬ
«Мой любимый детский сад»
1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.
2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.
3. Пение песен и чтение стихов о детском саде.
Цель: развивать речь детей
4. НОД «Наш детский сад»
Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.
5. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»
Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.
6. НОД «Будем дружно мы играть»
Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.
7. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.
ОКТЯБРЬ
«Наша Родина-Россия».
1. НОД «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях
2. Экскурсия по Воронежскому краю на «автобусе» (по фотографиям).
Цель: знакомить детей с достопримечательностями Воронежского края, воспитывать любовь к родному краю.
3. НОД «Государственный флаг РФ».
Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.
4. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.
5. Конкурс чтецов «Стихи о маме».
Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.
6. НОД «Государственный гимн России»
Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.
7. Беседа «Дом, улица, адрес».
Цель: продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.
8. Беседа «Природа России».
Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.
9. Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!»
Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».
10. Рисование на тему «Моя Родина».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.
НОЯБРЬ
«Моя семья»
1. НОД «Моя семья».
Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.
2. Беседа «Наша Родина-Россия».
Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).
3. Развлечение «Ты Воронеж, ты край любимый…»
Цель: расширять знания детей о родном крае, прививать любовь к нашей малой Родине, гордость занеѐ.
4. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.
5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.
6. Рисование на тему «Моя семья»
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
7. НОД «Пеку, пеку хлебушек».
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
ДЕКАБРЬ
«По новогодней карте» (или «Новый год у ворот».)
1. НОД «Что за праздник Новый год?»
Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.
2. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.
3. НОД «Страна моя родная!».
Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России.
4. Изготовление альбома «Родная сторонушка».
Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном Воронежском крае.
5. Развлечение «Я и мои права».
Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
6. Беседа «Животный мир нашего края».
Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.
7. Праздник «Новогодний карнавал».
Цель: создать у детей радостное настроение.
8. Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).
Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.
ЯНВАРЬ
«Народные праздники»
1. НОД «Народные праздники на Руси. Рождество»
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
2. Развлечение «В гости коляда пришла».
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.
3. НОД «Доведи дело до конца».
Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.
4. Беседа «История моего города».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».
5. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.
Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району.
6. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления.
ФЕВРАЛЬ
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества).
1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Цель: расширение кругозора.
2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Цель: познакомить с подвигами богатырей.
3. Экскурсия в зимний парк.
Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке.
4. Беседа «Мои друзья».
Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.
3. НОД «Государственный герб России».
Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.
4. Праздник «Масленица».
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.
5. Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.
6. НОД «Кто сторожит тишину?».
Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.
7. Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить».
Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.
МАРТ
«Моя мама»
1. НОД «О мамах родных и очень важных».
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
3. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта».
Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
4. Игра – путешествие «Москва– столица России».
Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.
5. Сюжетно — ролевая игра «Дочки – матери».
Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
6. Игра — посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».
Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
АПРЕЛЬ
«Наши космонавты»
1. НОД «Покорение космоса».
Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
2. Беседа «Герб, флаг и гимн Воронежского края».
Цель: познакомить с изображением флага и герба Воронежского края, познакомить с гимном Воронежского края; знакомить детей со значением символов, символикой цветов.
3. Праздник «Славится Россия чудо – мастерами».
Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
4. Беседа «Я и моѐ имя».
Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
5. НОД «Праздник Пасхи».
Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.
6. Развлечение «Праздник Родины – России!»
Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России.
МАЙ
«Праздник Весны»
1. Развлечение «Веснянка».
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.
2. Беседа «Знамя Победы».
Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.
3. НОД «Этот день Победы».
Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.
4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.
Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.
5. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».
Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.
6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе».
Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
7. НОД «День защиты детей»
Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
8. Конкурс рисунков «Мой любимый город». (Совместно с родителями).
Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.
nsportal.ru
Программа по патриотическому воспитанию: «Растим патриотов России»
Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание
Ход разработки
I. Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи программы
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
3. Педагогические принципы программы
- Доступность
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
- Устав МДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
- Закон Сахалинской области «О памятных днях Сахалинской области» от 17.06.2008г., № 52– 30.
- Концепция областной целевой программы «Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009 – 2015г».
- Районная целевая программа «Быть достойным» на 2007 – 2010г.
II. Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
- Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
- Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
- Формировать представление об исторических корнях города.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
- Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
- Формировать представление об основных профессиях жителей города.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3–4 года.
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать где работают их родители.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
- Уметь рассказывать о своем родном городе.
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города, округа.
- Иметь представление о символике города, округа.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа населивших город и остров Сахалин.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
- Краткие сведения об истории города, округа.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг Сахалинской области и своего города.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Сахалинской области, г. Макарова.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
IV. Этапы внедрения программы
- Сбор информации.
- Разработка и внедрение программы.
- Разработка и реализация плана программы.
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
- Регулирование выполнения программы.
- Текущий мониторинг выполнения программы.
- Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
- Изучение методической литературы.
- План работы на год.
- Комплектование творческой группы.
- Составление разделов плана творческой группой (по годам).
- Обсуждение проектов каждого плана.
- Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
- Организация и проведение семинара по изучению программы.
- Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
- Консультации.
- Проведение семинарских занятий.
- Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
- Самообразование.
3. Использование результатов работы
- Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).
- Оформление результатов работы.
- Написание творческих работ, проектов.
- Выступление в СМИ.
4. Мероприятия поддержки
- Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
- Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
- Взаимодействие с семьей.
- Сотрудничество с Центральной районной библиотекой.
- Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
- Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, военным комиссариатом.
5. Итоговый анализ
- Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
- Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
- Диагностирование развития детей (промежуточны
urok.1sept.ru
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС: темы, мероприятия :: SYL.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств.
Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС — актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.
Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм.
В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.
Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.
От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.
Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.
Нормативно-правовая база
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой.
Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм.
Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.
Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы.
Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности, перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста.
Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте
ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.
Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.
Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.
Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.
Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.
Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.
Моя родина
Тема «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя Родина».
Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее.
Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины – основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.
«Моя Родина» — эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад».
Патриотическое воспитание в детском саду
Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические условия, необходимые для решения этой задачи в полном объёме:
- эвристическая среда, то есть насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой инициативы и самостоятельности;
- прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом процессе;
- подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное совершенствование профессионального уровня.
Основные задачи
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина:
- любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
- бережного отношения к истории;
- понимания культурных традиций;
- гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
- уважения к национальным особенностям своего народа;
- толерантного отношения к другим людям;
- нетерпимости к проявлениям социальных пороков.
Многогранные качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно, непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.
Патриотическое воспитание: возрастные особенности
Патриотизм включает в себя:
- содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;
- эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;
- деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.
То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:
- до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;
- в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;
- в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.
Старшие дошкольники
Патриотическое воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне: в этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную работу в данном направлении.
В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности умственного развития – это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях.
Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в том числе на социальные явления.
В этом возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки.
Появление мотивов социальной направленности деятельности – это основа формирования нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.
Программа и мероприятия
Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне.
Все мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области. Наиболее эффективные и распространённые:
- ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
- проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
- подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла;
- конкурсы стихов о Победе;
- акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
- тематические встречи в городских библиотеках;
- оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
- тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
- беседы о природе родного края, родном городе, области, России;
- тематические игры.
Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.
www.syl.ru
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей в старшей группе.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Ступиневич Н.В.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм- это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну ,желание быть частью великой страны.
А. н. Толстой говорил: « Патриотизм- это не значит одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастный дней.»
Воспитание патриотизма- это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребенка, от того ,что закладывается в сознании ребенка с самого детства .Не каждый родитель считает необходимым рассказать своему ребёнку о родной стране, о своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей ,так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель проекта : Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи проекта: Закрепить знания о государственной символике РФ. Воспитывать чувство гордости за свою страну .Воспитывать интерес к истории своей Родины.
Прививать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада. Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Расширение представлений о России, как о родной стране, о Приаргунске, как о родном посёлке.
Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово.
Участники проекта: дети, родители ,воспитатель
Вид проекта:групповой,информационный,практико-ориентированный.долгосрочный.
Срок реализации: один год.
Интеграция образовательных областей: «Познание» , «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» , «Труд», «Социализация»
Сценарий совместных действий по решению задач:
Постановка целей и задач ,планирование по проекту ,подбор методического инструментария(картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями ,презентация проекта)
Описание продукта:
Создание картотеки: «Стихи о России», «Пословицы и поговорки» , Русские народные игры», выставка «Мой родной Приаргунск», НОД на тему «Моя малая родина» , «Кремль»
Макеты: Выставка детских работ. «Флаг России» «Природа нашего края» ,»Оригами по сказкам».
Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой Приаргунск», «Моя семья».
Презентация проекта: «Моя малая родина»
Ожидаемый результат:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, своего края .Историю своей малой родины. У детей более глубокие знания о России, о Приаргунске.
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для воспитателя: Повышение уровня педагогического мастерства.
Формы работы:
Работа с детьми: НОД, экскурсии, викторины, праздники, выставки, чтение художественной литературы ,конкурсы беседы, игры(подвижные, дидактические,
сюжетно ролевые, пальчиковые),художественное творчество, наблюдения ,прогулки, мультимедийные презентации.
Для родителей: Консультации ,совместная работа с детьми, участие в конкурсах ,праздниках.
Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство родины
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Родная семья.
Мир ребенка начинается с его семьи.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитываю в них гуманное отношение к своим близким.
Родной посёлок.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему посёлку.
История посёлка – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.
Мы живем в Приаргунске, посёлок с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего посёлка, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Приаргунска.
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даю детям краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.
Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
Приаргунск– частица Родины.
Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, подвожу к пониманию, что наш посёлок Приаргунск – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
— повсюду люди трудятся для всех;
— везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
— повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
— люди берегут и охраняют природу;
— есть общие национальные и общественные праздники.
Любить свой посёлок – значит и любить природу в нем.
Родная природа.
Эту истину знаю от роду.
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаю детям любовь к родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формирую чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Родная страна.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.
Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Моя малая Родина.
Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.
Это и аллея на площади В.И.Ленина, березовая роща, река Аргунь. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее
Богатства.
Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного посёлка, расширили представления о людях, которые начинали основывать наш посёлок, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширили знания детей о Забайкальском крае и Приаргунском районе благодаря нашему краеведческому музею. Узнали о поэтах, художниках нашего района в детской библиотеки .Ребята познакомились с историей России ,закрепили знания о символике Российской Федерации, Забайкальского края, Приаргунского района. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории РФ ,с помощью красно книги России ребята познакомились с исчезающими видами животных. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России .Совместно с родителями расширили предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
infourok.ru