Что такое фольклор в музыке 5 класс – Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?
Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?
Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.
Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.
Что такое фольклор и что такое жанр?
Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!
Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.
Какие бывают жанры музыкального фольклора?
Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).
Жанры русского песенного фольклора
Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.
Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.
А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.
Итак, русские песни бывают такие:
- Песни, которые связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом, колядки и песни-гадания, маслиничные песни).
- Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи).
- Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни).
- Лирические песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты).
- Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).
Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.
В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.
Старинный русский кант «Боре море раздымает»
music-education.ru
Жанры музыкального фольклора. Какие жанры музыкального фольклора существуют?
Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора.
Что такое фольклор?
Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, обрядами, обычаями и историей.
Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость». По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое. Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества.
Жанр — это?
Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр – это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания. Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.). В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д.
Что называют музыкальным фольклором?
Прежде чем разобрать жанры музыкального фольклора, необходимо понять, что относится к музыкальному народному искусству.
Музыкальный фольклор – это такое творчество народа, которое выражается в вокальной, инструментальной или вокально-инструментальной форме. Обычно существует только в устной форме и передается от одного исполнителя другому. Своему долгому сохранению в народе фольклор обязан даровитым и талантливым исполнителям, которые именуются у разных народов по-разному: гусляры, менестрели, ашуги, шпильманы, кобзари и т.д.
Итак, какие бывают жанры музыкального фольклора? Для начала скажем, что все жанры фольклора, связанные с музыкой, можно разделить по трем основным литературным родам: эпос (описание каких-либо событий, связанных с историей), драма (в произведение основное место занимает действие) и лирика (повествование основано на чувствах).
Также жанры фольклора делятся в зависимости от типа исполнения: сольное (одноголосое), ансамблевое, хоровое и оркестровое.
Многообразие музыкального фольклора
Невозможно перечислить все существующие жанры музыкального фольклора, так как их многообразие слишком велико. Связано это с тем, что появление нового типа танца, песни или рассказа уже считается отдельным жанром, например колыбельная, хоровод, частушка, веснянка, былина, коляда и т.д.
Основной причиной такого разнообразия народной музыки считается ее прямая связь с жизнью людей. Вся трудовая, религиозная и семейная жизнь народа сопровождается своими песнями, танцами и музыкой. Поэтому вопрос «какие жанры музыкального фольклора существуют» не имеет окончательного ответа. Развивается жизнь, развивается и искусство. Ярчайший пример этой связи – появление пролетарского жанра рабочей песни.
До этого мы рассматривали фольклор вообще, теперь поговорим о русском музыкальном искусстве. Доминирует здесь песня, однако из-за большого своего многообразия подразделяется на несколько видов, каждый из которых самостоятельно включен в жанры музыкального фольклора. Список видов русских песен довольно внушителен, но условно его можно разделись по тематической направленности.
Календарные и обрядовые песни
Календарно-обрядовый фольклор является одним из самых древних жанров. И связано это с тем, что жизнь людей всегда была связана с природой, поэтому ее надо было задобрить. Так появилось множество праздников плодородия. На этих празднествах проводились обряды, сопровождающиеся танцами и песнями. Основная мысль подобных ритуалов – улучшить благосостояние крестьян.
Жанры русского музыкально фольклора включают и песни, исполняемые во время гаданий. Чаще всего гадали именно на Святки, которые начинались 25 декабря и заканчивались 6 января. Песни, звучащие в эти дни, называли подблюдные и исполняли по жребию. Считалось, что их текст в метафорической форме предсказывает будущее. Вот фрагмент одной из таких песен:
«Как идет мужик из Новагорода,
У того мужика обрита борода;
Он ни плут, ни вор, за спиной топор;
А к кому он придет, тому голову сорвет.
Кому вынется, тому сбудется;
А кому сбудется, не минутся. Слава!»
Какие бывают жанры музыкального фольклора, относящиеся к данному типу еще? Также к календарно-обрядовым песням относят песни, звучащие на свадьбах, похоронах, крестинах, во время родов. Здесь же можно назвать рекрутские песни, которые исполнялись, когда мужчин провожали на войну.
Самыми интересными являются свадебные обряды и связанные с ними песни. Делятся они на три этапа, которые могут длиться от нескольких недель до месяцев. Начинается свадебный обряд со сватовства (сваты приходят к родителям невесты и просят ее руки), затем происходит сговор (окончательное соглашение родителей молодых на обряд) и завершается все непосредственно свадьбой. Все эти этапы сопровождались песнями, отражающими то или иное событие и поясняющими действие ритуалов.
Трудовые и рабочие песни
Итак, какие есть жанры музыкального фольклора, кроме названных? Как было сказано выше, в фольклоре отражалась вся жизнь народа, в том числе и трудовая. Часто такие песни служили для сохранения определенного рабочего ритма, синхронизации действий. Примером может служить известная «Дубинушка», которую исполняли бурлаки во время работы: «И-эх-ма, бра-атцы, дюже жарко! И-эх! Никому-то нас не жалко! О-ой, дубинушка, У-ухнем!»
Что же касается рабочих, то эти песни являются продолжением традиции трудового фольклора, но своим формированием и развитием обязаны русскому пролетариату.
Жанры русского музыкального фольклора тесно связаны с историей страны и жизнью ее народа. Поэтому, когда в XVIII веке появились первые горнорудные заводы на Урале, стали появляться и первые трудовые песни. В основном работали там каторжане, поэтому их фольклор во многом тюремно-каторжный и посвящен бесправию трудящихся, беззаконию и несправедливости властей, нечеловечески тяжелому труду. Однако постепенно недовольство разрасталось до порицания самой государственной системы. И к концу XIX века в них стали отчетливо звучать революционные темы, а к XX – основой пролетарских песен стала борьба с самодержавием.
Однако рабочие песни постепенно отделяются от фольклора и становятся ближе к литературе. У этого явления есть несколько причин. Во-первых, сильное влияние оказали вошедшие в народный обиход, авторские революционные песни. Во-вторых, многие пролетарии стали получать образование. И, в-третьих, рабочие все больше и больше отдалялись от деревни. Все это сильно повлияло на жанр песни.
Частушки
Частушка – это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке.
Тематика частушек — это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок — социальная, бытовая или любовная.
Изучение фольклора в школе
Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе.
Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности.
Вывод
Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве. Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет. И будет жить до тех пор, пока существует человечество.
fb.ru
Фольклор в музыке русских композиторов 5 класс
Урок в 5 классе по программе Критская, Сергеева, Шмагина
Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель:познакомить и заинтересовать народным фольклором в русской классической музыке.
Задачи:
1.Проследить единство и связи литературы и музыки,на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
2. Познакомить учеников с русским композитором — А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора»
3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка»
4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Ожидаемый результат:
1.Знать понятие программная инструментальная музыка.
2.Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
3.Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.
Учитель:Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».
Учитель: Каких знакомых героев вы увидели?(Баба яга, Кикимора, Ваня.)
– Как вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)
Учитель:Конечно о сказочных героях, о сказке.
2. Актуализация знаний
Учитель:Ребята, к какому жанру относятся сказки, былилины, сказания(фольклор)
Давайте вспомним, что такое фольклор? – ответы детей. Фольклор – устное народное творчеств,зародившееся глубоко вдревности. От английского слова — folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.Лядова. Ведь основу его творчества,составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. А.К.Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил:«Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
— Какой еще композитор обращался в своем творчестве к сказкам?(Н.А. Римский -Корсаков)
Учитель:Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора — вредная, относится к отрицательным героям).
– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.
Народное сказание о Кикиморе.
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
3. Слушание музыки.
Учитель:Понравилась ли вам эта сказочная картинка? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?
Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)
— Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?(нет.)Почему?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе. Которого есть определенный сюжет или название называется программным. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Слушание фрагмента, где звучит челеста.
Да, Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая вреднючка — волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент?
Показ слайда с изображением челесты
Учитель: Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Что напоминает эта часть музыки? Слушание. (колыбельная). Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют Кикиморе.
Показ слайда с изображением английского рожка.
Учитель: А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет)
— На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие выкрики Кикиморы)
Какие инструменты услышали?
Показ слайдов флейты и гобоя.
Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части картины.
Какая она? Попробуйте описать используя слова, которые у вас на листках.(Ответы детей).
Учитель: А кто обратил внимание как закончилось это произведение (Как будто чей—то визг).
Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора.
Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок?
Но ведь не все верят в сказки,
Работа над песней Г.Гладкова «Песня спор»
Тест-викторина
– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.
Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
Колыбельная – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Кто автор произведения «Кикимора» — сказание
Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- А.К. Лядов
Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия
Заключение:
Оценка детей .
10. Домашнее задание:выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».
infourok.ru
«Фольклорные традиции в музыке» (5 класс)
Фольклорные традиции в музыке.
Фольклор, в переводе, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, т.е. фольклор — это народное историческое культурное наследие любой страны мира.
Произведения русского фольклора (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство) помогают воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени.
Творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Искусство слова было тесно связано с другими видами искусства — музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «синкретизмом».
Фольклор был искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказок, сюжеты которых основывались на мечту, на мудрость, на этический вымысел.
В античном и средневековом обществе складывался героический эпос (ирландские саги, русские былины и другие). Возникали также легенды и песни, отражающие различные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти.
Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист) и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение и пляска, рассказывание и разыгрывание).
С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни: романсы, анекдоты, рабочий, студенческий фольклор.
На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой творчества. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура. А некоторые жанры (не только исторические песни) отражают историю данного народа.
Русская народная музыкальная культура
Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых или художественных видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.
Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения профессиональной музыки православного храма. В общественной жизни древней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, гусляров и др.).
Ко времени православной гимнографии русский фольклор уже имел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной выразительности. Народная музыка, народное творчество прочно вошло в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной и личной жизни.
Исследователи полагают, что догосударственный период (то есть до того как сложилась Древняя Русь) восточные славяне уже имели достаточно развитый календарный и семейно бытовой фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.
С принятием христианства языческие (ведические) знания стали искоренятся. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной деятельности, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и некоторый обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его древним язычеством.
Христианская церковь (не только на Руси, но и в Европе) весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Эта оценка зафиксирована во многих летописных источниках и в канонических церковных постановлениях.
Задорные, весёлые народные гуляния с элементами театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следует искать в древних ведических обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников.
Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляет обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Он родился в недрах ведической картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Совершая этот природный обряд (песни, танцы), люди верили, что их услышат могучие боги, силы Любви, Рода, Солнца, Воды, Матери-Земли и родятся здоровые дети, родится хороший урожай, будет приплод скота, будет развиваться жизнь в любви и гармонии.
На Руси свадьбы игрались с древних пор. В каждой местности существовал свой обычай свадебных действий, причитаний, песен, приговоров. Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Поэтическая свадебная действительность трансформирует происходящее в фантастически-сказочный мир. Как в сказке все образы разнообразны, так и сам обряд поэтически интерпретированный, предстает своеобразной сказкой. Свадьба, являясь одним из самых значительных событий человеческой жизни на Руси, требовала празднично-торжественного обрамления. И если прочувствовать все обряды и песни, углубившись в этот фантастический свадебный мир, можно почувствовать щемящую красоту этого ритуала. Останутся «за кадром» красочные одежды, гремящий колокольцами свадебный поезд, многоголосный хор «песельниц» и заунывные мелодии причитаний, звуки свиристелей и гуделок, гармоней и балалаек — но сама поэзия свадьбы воскрешает — боль ухода из родительского дома и высокую радость праздничного состояния души — Любви.
Один из самых древних русских жанров — хороводные песни. На Руси водили хороводы на протяжении почти всего года — на Коловорот (Новый год), Масленица (проводы зимы и встреча весны), Зелена неделя (хороводы девушек вокруг берёз), Ярило (священные костры), Овсень (праздники урожая). Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда сохранились во многих из них:
А мы просо сеяли, сеяли!
Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!
Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские танцы. Мужские — олицетворяли силу, мужество, отвагу, женские — нежность, любовь, статность.
С течением столетий музыкальный эпос начинает пополняться новыми темами и образами. Рождаются былины, рассказывающие о борьбе против ордынцев, о путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народных восстаниях.
Народная память долго хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. В XVIII века, в период становления профессиональных светских жанров (опера, инструментальная музыка) народное искусство впервые становится предметом изучения и творческого претворения. Просветительское отношение к фольклору ярко выразил замечательный писатель гуманист А.Н.Радищев в проникновенных строках своего «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, боль душевную означающее… В них найдешь образование души нашего народа». В XIX века оценка фольклора как «образования души» русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина, до Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Калиникова, а сама народная песня являлась одним из источников формирования русского национального мышления.
Русские народные песни XVI-XIX веков — «как золотое зеркало русского народа»
Народные песни, записанные в различных краях России, является историческим памятником жизни народа, но и документальным источником, запечатлевшим развитие народной творческой мысли своего времени.
Борьба с татарами, крестьянские бунты — всё это откладывало по каждой конкретной местности отпечаток на народные песенные традиции, начиная с былин, исторических песен и до баллад. Как, например, баллада об Илье Муромце, которая связана с речкой Соловей, протекающей в местности Языково, там происходила борьба между Ильей Муромцем и Соловьём-разбойником, жившим в этих краях.
Известно, что в развитии устного народного творчества сыграло покорение Иваном Грозным Казанского ханства, походы Ивана Грозного положили начало окончательной победы над татаро-монгольским игом, освободившим многие тысячи русских пленных от полона. Песни этого времени стали прототипом для былины Лермонтова «Песня про Ивана Царевича» — летопись народной жизни, а А.С. Пушкин в своих произведениях использовал устное народное творчество — русские песни и русские сказки.
На Волге недалеко от села Ундоры, есть мыс под названием — Стенька Разин; там звучали песни того времени: «На степи, степи Саратовской», «У нас было на святой Руси». Исторические события конца XVII начала XVIII в. запечатлены в компиляции о походах Петра I и его Азовские походы, о казни стрельцов: «Уж как по морю синему», «По Дону гуляет казак молодой».
С военными реформами начала XVIII века возникают новые исторические песни, это уже не лирические, а эпические. Исторические песни сохраняют древнейшие образы исторического эпоса, песни о Русско-Турецкой войне, о рекрутских наборах и войне с Наполеоном: «Похвалялся вор французик Россию взять», «Не шуми ты мать зеленая дубравушка».
В это время были сохранены былины о «Суровце Суздальце», о «Добрыне и Алеше» и очень редкая сказка Горшеня. Также в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова использовались русские эпические народные песни и сказания. Сохранились древние традиции народных игрищ, ряжения и особая исполнительская культура русского песенного фольклора.
Русское народное театральное искусство
Русская народная драма и народное театральное искусство в целом — интереснейшее и значительное явление русской национальной культуры.
Драматические игры и представления еще в конце XVIII и в начале ХХ века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.
География распространения народной драмы обширна. Своеобразные театральные «очаги» собиратели наших дней обнаружили в Ярославской и Горьковской областях, русских селах Татарии, на Вятке и Каме, в Сибири и на Урале.
Народная драма, вопреки мнению некоторых ученых, это естественные порождение фольклорной традиции. В ней спрессовался творческий опыт, накопленный десятками поколений самых широких слоев русского народа.
На городских, а позже и сельских ярмарках устраивались карусели и балаганы, на подмостках которых игрались спектакли на сказочные и национальные исторические темы. Увиденные на ярмарках спектакли не могли полностью повлиять на эстетические вкусы народа, но они расширили его сказочный и песенный репертуар. Лубочные и театральные заимствования во многом определили своеобразие сюжетов народной драмы. Однако они «легли» на древние игровые традиции народных игрищ, ряжения, т.е. на особую исполнительскую культуру русского фольклора.
Поколения создателей и исполнителей народных драм выработали определенные приемы сюжетосложения, характеристик персонажей и стиля. Развернутым народным драмам присущи сильные страсти и неразрешимые конфликты, непрерывность и быстрота сменяющих друг друга действий.
Особую роль в народной драме играют песни, исполнявшиеся героями в разные моменты или звучащие хором — как комментарии совершающихся событий. Песни были своеобразным эмоционально-психологическим элементом представления. Они исполнялись большей частью фрагментарно, раскрывая эмоциональный смысл сцены или состояние персонажа. Обязательными были песни в начале и конце представления. Песенный репертуар народных драм состоит преимущественно из авторских популярных во всех слоях общества песен XIX начала XX веков. Это и солдатские песни » Ездил белый русский царь«, «Мальбрук в поход уехал», «Хвала, хвала тебе, герой», и романсы «Я вечор в лужках гуляла», «Я в пустыню удаляюсь», «Что затуманилась, зоренька ясная» и многие другие.
Поздние жанры русского народного творчества — гулянья
Расцвет гуляний приходится на XVII-XIX века, хотя отдельные виды и жанры народного искусства, составлявшие непременную принадлежность ярмарочной и городской праздничной площади, создавались и активно бытовали задолго до обозначенных столетий и продолжают, часто в трансформированном виде, существовать по сей день. Таков кукольный театр, медвежья потеха, отчасти прибаутки торговцев, многие цирковые номера. Другие жанры были порождены ярмарочной площадью и ушли из жизни вместе с прекращением гуляний. Это комические монологи балаганных зазывал, раек, представления балаганных театров, диалоги клоунов-петрушек.
Обычно во время гуляний и ярмарок в традиционных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, палатками, в которых продавалось — от лубочных картин до певчих птиц и сладостей. Зимой добавлялись ледяные горы, доступ на которые был совершенно свободен, а спуск на санках с высоты 10-12 м. доставлял ни с чем несравнимое удовольствие.
При всем разнообразии и пестроте городской народный праздник воспринимался как нечто цельное. Целостность эту создавала специфическая атмосфера праздничной площади, с ее свободным словом, фамильярностью, безудержностью смеха, еды и напитков; равенством, весельем, праздничным восприятием мира.
Сама праздничная площадь поражала невероятным сочетанием всевозможных деталей. Соответственно и внешне она представляла собой красочный громкий хаос. Яркие, разношерстные одежды гуляющих, броские, необычные костюмы «артистов», кричащие вывески балаганов, качелей, каруселей, лавок и трактиров, переливающиеся всеми цветами радуги изделия кустарных промыслов и одновременное звучание шарманок, труб, флейт, барабанов, возгласы, песни, выкрики торговцев, громкий смех от шуток «балаганных дедов» и клоунов — все сливалось в единый ярмарочный фейерверк, который завораживал и веселил.
На крупные, известные гулянья «под горами» и «под качелями» съезжалось немало гастролеров из Европы (многие из них содержателями балаганов, панорам) и даже южных стран (фокусники, укротителей зверей, силачи, акробаты и другие). Иностранная речь и заморские диковинки были привычным делом на столичных гуляньях и больших ярмарках. Понятно почему городской зрелищный фольклор представал нередко как своего рода смешение «нижегородского с французским».
Основа, сердце и душа русской национальной культуры — русский фольклор, это тот кладенец, это то, что наполняло издревле русского человека изнутри и эта внутренняя русская народная культура породила в конечном итоге XVII-XIX веках целую плеяду великих русских литераторов, композиторов, художников, учёных, военных, философов, которых знает и почитает весь мир:
Жуковский В.А., Рылеев К.Ф., Тютчев Ф.И., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Салтыков-Щедрин М.Е., Булгаков М.А., Толстой Л.Н., Тургенев И.С., Фонвизин Д.И., Чехов А.П., Гоголь Н.В., Гончаров И.А., Бунин И.А., Грибоедов А.С., Карамзин Н.М., Достоевский Ф.М., Куприн А.И., Глинка М.И., Глазунов А.К., Мусоргский М.П., Римский-Корсаков Н.А., Чайковский П.И., Бородин А.П., Балакирев М.А., Рахманинов С.В., Стравинский И.Ф., Прокофьев С.С., Крамской И.Н., Верещагин В.В., Суриков В.И., Поленов В.Д., Серов В.А., Айвазовский И.К., Шишкин И.И., Васнецов В.Н., Репин И.Е., Рерих Н.К., Вернадский В.И., Ломоносов М.В., Склифосовский Н.В., Менделеев Д.И., Сеченов И.М., Павлов И.П., Циолковский К.Э., Попов А.С., Багратион П.Р., Нахимов П.С., Суворов А.В., Кутузов М.И., Ушаков Ф.Ф., Колчак А.В., Соловьёв В.С., Бердяев Н.А., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А., Писарев Д.И., Чаадаев П.Э., их тысячи, которых, так или иначе, знает весь земной мир. Это мировые столпы, выросшие на русской народной культуре.
infourok.ru
План-конспект урока по музыке (5 класс) на тему: Фольклор в музыке русских композиторов
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов». «Стучит, гремит Кикимора».
5 класс 3 урок
Цель урока:
- Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
- Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
- Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
- Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
- Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.
- Познакомить со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».
- Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать музыкальный кругозор.
- Развивать музыкальную память.
- Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Коррекционные: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
- Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
- Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.
Ожидаемый результат:
- Знать понятие программная инструментальная музыка.
- Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
- Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
- Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
- Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
УМК:
- Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» — М. :Просвещение, 2012.
- Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
- Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.
Музыкальный материал:
- А. К. Лядов «Кикимора» — симфоническая миниатюра.
- А. К. Лядов «Колыбельная».
- Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная сказка».
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Структура урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация знаний.
III. Основной этап урока.
1. Беседа.
2. Слушание и анализ музыкального произведения.
3.Музыкально-ритмическая минутка.
1V. Подведение итогов урока.
Ход урока:
- Организация учащихся на урок.
Приветствие. Добрый день, дорогие ребята!
- Гладков, Луговой Спор Маши и Вити
На прошлых уроках мы убедились как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни — вокализы; появились ли оперы и балеты).
Теперь посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литературе также нужна музыка (см. программа стр.17).
Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это прежде всего сказки, которые можно назвать «Музыкальными сказками».
Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Какими словами начинается поэма?
«У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право — песнь заводит,
На лево — сказку говорит…»
Вот как подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их не расторжимую связь. Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира.
Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II. Актуализация знаний.
Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор)
Давайте вспомним, что такое фольклор?
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова — folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А. К. Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.
III. Основной этап урока.
Беседа.
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А. К. Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
— Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н. А. Римский-Корсаков).
И теперь, мы с вами можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?
- 2. «Кикимора» А. К. Лядова
Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?
Давайте все по порядку.
Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.
Можно сделать несколько общих выводов. Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.
Учащиеся дают характеристику, поведение героя можно разделить на 2 этапа (выход и действие):
— выход: приглушенно, скрыто, маскеруясь, сумрачно, робко, таинственно, колдовски;
— действие: взволнованно, тревожно, стремительно, буйно, нетерпеливо, кипуче, пламенно, рассержено, дерзко(словарь эстетических эмоций).
Давайте попробуем угадать, какой сказочный персонаж нам повстречался?
Дети активно угадывают, и правильный ответ прозвучал
Правильно, молодцы! Этот персонаж – Кикимора.
Как музыка нам показала этого героя?
А вы знаете кто такая Кикимора?
Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем.
В восточнославянской мифологии – это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Название «кикимора» — сложное слово, вторая часть которого – имя злого духа Мары (моры).
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.
Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.
Рождаются у кикиморы с лешим детки – лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.
Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.
Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи.
Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, —
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
Днём сидит себе тихонько,
Но уж ночью разойдётся:
Погремит, пощиплет живность,
Свесит головы детишкам,
Пищу сделает прокисшей
И шипит в лицо мужчинам,
Обернувшись серой кошкой.
Большего вреда не сладит,
Но досаду вызывает.
Пробудившись от кошмара,
Запряжёт хозяин дровни,
Их застелет мехом наверх,
А потом возьмёт метёлку,
Подметёт, прочтёт заклятье,
Да свезёт и мех, и дровни
В лес и Лешему оставит
Своего врага ночного.
Ну, а можно обереги
Сотворить на именины
Этой нечисти домашней,
Да поставить угощенье
Для неё и для супруга;
Пусть себе сидят, пируют,
И не делают худого.
Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И. Сахаровым.
Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.
«…Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной…».
А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.) — ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты.
Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.
Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?
Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?
- «Колыбельная» А. Лядова.
Какого персонажа изобразил Лядов в своей «Колыбельной»?
Понравилась ли вам эта сказочная картина?
Что именно понравилось вам в музыке?
- А. Лядов «Баба Яга»
Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?
Почему?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?
- «Волшебная сказка» А. Морозова.
Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:
— Что вам наиболее понравилось?
— С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?
— Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
— Кто такая Кикимора?
— Что такое программная музыка?
— Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?
— Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
— Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?
— Какую песню вы сегодня разучили?
В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
Дома изобразить образ «кикиморы» на бумаге с помощью карандашей и красок. По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.
Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).
Урок окончен. До свидания.
nsportal.ru
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов». «Стучит, гремит Кикимора».
5 класс 3 урок
Цель урока:
Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.
Познакомить со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».
Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать музыкальный кругозор.
Развивать музыкальную память.
Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Коррекционные: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.
Ожидаемый результат:
Знать понятие программная инструментальная музыка.
Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
УМК:
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» — М. :Просвещение, 2012.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.
Музыкальный материал:
А. К. Лядов «Кикимора» — симфоническая миниатюра.
А. К. Лядов «Колыбельная».
Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная сказка».
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Структура урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация знаний.
III. Основной этап урока.
1. Беседа.
2. Слушание и анализ музыкального произведения.
3.Музыкально-ритмическая минутка.
1V. Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организация учащихся на урок.
Приветствие. Добрый день, дорогие ребята!
Гладков, Луговой Спор Маши и Вити
На прошлых уроках мы убедились как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни — вокализы; появились ли оперы и балеты).
Теперь посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литературе также нужна музыка (см. программа стр.17).
Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это прежде всего сказки, которые можно назвать «Музыкальными сказками».
Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Какими словами начинается поэма?
«У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право — песнь заводит,
На лево — сказку говорит…»
Вот как подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их не расторжимую связь. Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира.
Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II. Актуализация знаний.
Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор)
Давайте вспомним, что такое фольклор?
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова — folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А. К. Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.
III. Основной этап урока.
Беседа.
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А. К. Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
— Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н. А. Римский-Корсаков).
И теперь, мы с вами можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?
2. «Кикимора» А. К. Лядова
Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?
Давайте все по порядку.
Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.
Можно сделать несколько общих выводов. Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.
Учащиеся дают характеристику, поведение героя можно разделить на 2 этапа (выход и действие):
— выход: приглушенно, скрыто, маскеруясь, сумрачно, робко, таинственно, колдовски;
— действие: взволнованно, тревожно, стремительно, буйно, нетерпеливо, кипуче, пламенно, рассержено, дерзко(словарь эстетических эмоций).
Давайте попробуем угадать, какой сказочный персонаж нам повстречался?
Дети активно угадывают, и правильный ответ прозвучал
Правильно, молодцы! Этот персонаж – Кикимора.
Как музыка нам показала этого героя?
А вы знаете кто такая Кикимора?
Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем.
В восточнославянской мифологии – это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Название «кикимора» — сложное слово, вторая часть которого – имя злого духа Мары (моры).
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.
Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.
Рождаются у кикиморы с лешим детки – лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.
Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.
Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи.
Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, —
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
Днём сидит себе тихонько,
Но уж ночью разойдётся:
Погремит, пощиплет живность,
Свесит головы детишкам,
Пищу сделает прокисшей
И шипит в лицо мужчинам,
Обернувшись серой кошкой.
Большего вреда не сладит,
Но досаду вызывает.
Пробудившись от кошмара,
Запряжёт хозяин дровни,
Их застелет мехом наверх,
А потом возьмёт метёлку,
infourok.ru
Конспект по музыке 5 класс «Фольклор в музыке русских композиторов»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №21 г.Иваново
учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна.
Урок музыки в 5 классе.
«Фольклор в музыке русских композиторов».
Повторение.
К какому музыкальному жанру относится романс? (Музыкальная миниатюра.)
Как можно охарактеризовать жанр стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины»? (Пейзажная лирика.)
Поясните термин «пейзажная». (Картина природы…)
Поясните термин «лирика». (Состояние, настроение, переживания)
Каков характер музыки романсов на эти слова? (Спокойно, неторопливо…)
Кто исполняет вокальную партию? (Дуэт певцов.)
В чём сходство 3-й песни Леля и арии Садко? (Написаны одни композитором, в них присутствуют вокализы.)
Работа над новым материалом.
На прошлом уроке мы познакомились с народными песнями и их использованием в творчестве композиторов. Сегодня вы узнаете, как фольклорные мотивы и народная тематика отражались в инструментальной музыке.
Слайд №1. Запишите тему урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».
На прошлом уроке мы вспомнили произведения – оперы Н.А.Римского – Корсакова.
Слайд №2. А сейчас вы познакомитесь с музыкой его ученика — композитора Анатолия Константиновича Лядова (1855 – 1914). И если у Римского – Корсакова излюбленным жанром была опера, то Лядов больше всего создал произведений, которые называются «симфоническая миниатюра». Но его творчество находилось под влиянием учителя, о чём свидетельствует любовь к сказочным сюжетам в таких пьесах, как «Волшебная лампа Алладина», «Баба – Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».
Что объединяет эти названия? Конечно, сказочная тема!
Прочитайте в тетради запись определения «музыкальная миниатюра». (Читают)
А как можно охарактеризовать жанр произведения «симфоническая миниатюра»? (Непродолжительное по звучанию произведение, для симфонического оркестра.)
Запишите в тетрадь новое определение. Слайд №3.
Симфоническая миниатюра — небольшая пьеса для симфонического оркестра.
Слайд №4. С новой строки запишите название произведения, которое мы сейчас послушаем.
А.К.Лядов. Симфоническая миниатюра «Кикимора».
А теперь, откройте стр.19 учебника. Прочитайте текст.
Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная — злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.
«Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света пряёет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной».
Какой музыкой на ваш взгляд можно передать образ Кикиморы? (Злой, резкой, громкой, визгливой, противной…)
Но композитор создаёт словно два образа этого существа. Сначала маленькая кикимора подрастает, она живёт у кудесника в горах, и её качает в хрустальной колыбельке кот Баюн.
Какой музыкой воспользуется композитор, чтобы показать этот эпизод? (Напевной, колыбельной. Таинственной, волшебной, звонкой, передающей звон хрусталя.)
Но потом Кикимора вырастает и начинает наливаться злобой на весь род людской: стучит, гремит, свистит, шипит.
Давайте послушаем пьесу, и постараемся услышать все изменения, которые происходят в пьесе.
Звучит: «Кикимора» Лядов.
Что вы можете сказать после прослушивания? (Ребята делятся впечатлениями.)
Как закончилась пьеса? (Как будто чей — то визг. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой — Кикимора.)
В музыке воплощено всё то, о чём рассказывают сказки: и пение кота Баюна, и стук, и гром, и свист кикиморы. А хрустальную колыбельку передаёт звучание инструмента под названием «челеста».
Слайд №5. Впервые этот инструмент привёз в Россию великий русский композитор П.И.Чайковский, который услышал его в Италии и ввёл в балет «Щелкунчик».
Зрители балета тогда были поражены звуками челесты, действительно будто хрустальными, высокими, нежными, прозрачными, звенящими. Вот эти звуки челесты использовал и композитор А.К.Лядов.
А сейчас второе произведение – отрывок из симфонической сюиты Н.А.Римского – Корсакова «Шехеразада». Слайд №6.
Откройте стр. 20 учебника. Прочитайте (только стр.20). (Читают.)
Симфоническая сюита «Шехеразада» написана на сюжет восточных сказок «Тысяча и одна ночь».
В музыке, которая создаётся на основе литературного текста, есть тема, программа. И эта музыка носит название «программная».
Запишем определение в тетрадь: Слайд №7.
Программная музыка – произведение, созданное на основе программы (литературное произведение, сюжет, герои.
Запишем в тетради: Слайд №8.
Сюита – музыкальное сочинение из нескольких частей, объединённых одним замыслом, темой.
Слайд №9. По сюжету «Тысячи и одной ночи» прекрасная Шехеразада рассказывает султану Шахриару сказки почти в течение трёх лет. И за это время из гневного, злого, недоверчивого он превращается в другого человека. И это передаётся в музыке.
Послушаем, как композитор создаёт эти два образа: Шехеразады и Шахриара.
Звучит вступление 1 часть.
(Шахриар и Шехеразада, могучий и воинственный он, а она — женственная, ласковая)
Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.
Образ Шехерезады отличается мягкостью, женственностью композитор достигает этого благодаря высокому регистру, тембру солирующей скрипки, преобладанию плавных интонаций, ритмической ровности, узорчатой мелодики.
Кстати, ребята, композитор Н.А.Римский-Корсаков был морским офицером. Слайд №10. В династии Корсаковых все мужчины были моряками, это повелось ещё со времён царя Петра 1, когда он отправлял в Европу боярских сыновей учиться морскому делу. По повелению Петра в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой учились гардемарины – будущие морские офицеры. Вспомните фильм про гардемаринов: какую фамилию носил герой, роль которого исполнял артист Д.Харатьян? Корсак. От него потом и пошла династия Корсаковых.
Римский-Корсаков ходил даже на корабле в кругосветное плавание, которое длилось три года. Зато потом никто лучше этого композитора не мог выразить в музыке образы моря – и тихого, ласкового, и грозного, штормового.
В сюите «Шехеразада» — 4 части. Сейчас мы послушаем последнюю, 4 часть, заключительную.
Запишем её название в тетрадь: Слайд №11.
Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» по мотивам восточных сказок «Тысяча и одна ночь». Часть 4 – Праздник в Багдаде. Буря на море. Корабль разбивается о скалу.
Как, по-вашему, композитор передаст праздник в восточном городе? (Громкой, ликующей, радостной музыкой.)
А как симфонический оркестр покажет бурю на море? (Мощными, грозными звуками.)
А сейчас послушаем этот отрывок.
Звучит: 4 часть Праздник в Багдаде.
(Усилением и ослаблением звука нарисованы морские волны.)
Как звучала тема Шахриара в конце? (Спокойно, умиротворённо, ласково, грозный характер сменился под воздействием сказок Шехеразады.)
Итог урока:
Как называется музыка, написанная по сюжетам литературных произведений? (Программная).
Что послужило композитору А.К.Лядову основой для его симфонической миниатюры «Кикимора»? (Сказки.)
Что послужило основой для написания сюиты «Шехеразада»? (Восточные сказки.)
В чём жанровое отличие произведений «Кикимора» и «Шехеразады»? («Кикимора» — короткая пьеса, миниатюра, она звучит всего 7 минут; «Шехеразада» — это сюита, т.е. несколько пьес, объединённых одним сюжетом, полностью она звучит минут 40).
Чем объединены все части сюиты «Шехеразады»? (Образами Шехеразады и Шахриара).
Контрольный момент: «Угадай-ка». Слайд №12.
(Школьники угадывают по начальным тактам следующие произведения и записывают в тетради их названия.)
Звучат фрагменты произведений:
Домашнее задание. Слайд №13.
Дома изобразить образ «кикиморы» на листе А4 с помощью карандашей и красок. На оценку.
По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.
Вокальная работа: Разучивание песни «Маленький принц». Слайд №14 (плюс и минус).
infourok.ru