cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Парные согласные в конце слова и в середине слова – Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова

Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова

Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

  • [б], [б’] — [п], [п’]
  • [в], [в’] — [ф], [ф’]
  • [г], [г’] — [к], [к’]
  • [д], [д’] — [т], [т’]
  • [з], [з’] — [с], [с’]
  • [ж] — [ш].

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Звонкие соглас­ные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их пар­ные мяг­кие зву­ки, ока­зав­шись перед глу­хи­ми и на кон­це сло­ва, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся оглу­ше­ни­ем.

Например:

  • и́зредка [и з р’ и т к а];
  • сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада»

и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

  • [с а т];
  • [с а д а];
  • [с а д’ и к].

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

Глухие соглас­ные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], ока­зав­шись перед звон­ки­ми, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся озвон­че­ни­ем.

Например:

  • про́сьба [п р о з’ б а];
  • вокза́л [в а г з а л].

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми

л, м, н, р, в.

Например:

[б] — [п]

  • коробка — коро­боч­ка, коро­бей­ник;
  • пробка — про­боч­ка;

[в] — [ф]

  • морков­ка — мно­го мор­ко­вок, мор­ков­ный;
  • лов­кий, лов­кость — он ловок;
  • булав­ка —  була­воч­ка;
  • травка — тра­ва, тра­вин­ка;
  • канавка — кана­ва;

[д] — [т]

  • складка — скла­доч­ка, скла­ды­вать;
  • поездка — поез­дить, ездок;
  • грядка — гря­да, гря­доч­ка;
  • будка — будоч­ка;
  • лодка — лодоч­ка;
  • ягодка — яго­да, ягод­ник;
  • тет­радка — тет­ра­доч­ка;
  • пло­щадка — пло­ща­доч­ка;

[ж]- [ш]

[з] — [с]

  • указ­ка — ука­зоч­ка;
  • салаз­ки — нет сала­зок;
  • сказка — ска­зоч­ка, ска­за­ние;
  • березка — бере­зонь­ка;
  • обрезка — обре­зать.

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

Август, анек­дот, апте­ка, авто­мат, вок­зал, зиг­заг, кос­мо­навт, рюк­зак, сбруя, сдо­ба, фтор, фут­бол, экза­мен и др.

.

Примеры слов с парными согласными в конце слова

  • зуб — зубы;
  • мор­ковь — вкус мор­ко­ви;
  • мно­го коров — коро­ва;
  • ноч­лег — нет ноч­ле­га;
  • друг — у дру­га;
  • моно­лог — запись моно­ло­га;
  • тет­радь — тет­ра­ди;
  • жёлудь — желу­дё­вый;
  • пло­щадь — на пло­ща­ди;
  • холод — холо­ди­на;
  • сват — сва­ты, сва­тья;
  • образ — обра­за;
  • сказ — ска­зи­тель;
  • измо­розь — моро­зить;
  • измо­рось — моро­сит.

russkiiyazyk.ru

Парные согласные в середине и в конце слова.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОНЦЕ СЛОВ

1.Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скоб­ках пиши проверочные слова.

Садово.. пос…дил м…лодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. пов…лил огромное дер…во. Сне., укутал в…рхушки деревье.. . На ветках берё.. появились с…рёжки. Сугро.. закрыл вых…д из избы.

Подчеркни парные согласные. Сделай фонетический разбор слова улов.

2. Прочитай.

Спелый плод, овощной огород, коллективный труд, огромный город, тракторный завод, фруктовый сад, огромный пруд, зелёный берег, ско­шенный луг, вкусный пирог, горячий утюг, маленький ботинок.

Спиши, подчеркни парные согласные.

3.Прочитай внимательно.

Русский солда.. (…) не знает прегра.. (…) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (…) даёт. Наро.. (…) отдаёт свой голо.. (…) за депутата. Отря.. (…) солда.. (…) собрался в похо.. (…). Зелёный наря..(…) полей радует гла.. (…).

Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

4.Прочитай.

Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы.

  • Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на со­гласный.

  • Подчеркни парные согласные.

5. Прочитай.

Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий — летом (хлеба) высо­кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).

  • Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на со­гласный.

  • Подчеркни парные согласные.

6. Прочитай. Спиши, записывая проверочные слова по образцу:

Нам горо… Волгоград доро… Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разри­совал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь це­лый день.

*Образец: дорог – дорога.

7. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова и запиши парами. *Образец: улов-уловы.

Уло…, ше.., ле.., бро…ь, гла…, клю…, моро…, арбу…, алма…, посе…, коллекти…, бере…, рекор…, сер…, голу..ь, отря…, заво…, лоша…ь, рука…, сторо…, жира… .

  • Подчеркни орфограмму парные согласные в конце слова.

  • Сделай звуковой разбор слова посев

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

1. Прочитай.

Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ло­жечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, ска­зочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.

  • Образец: берёзонька — берёза.

  • Подчеркни парные согласные.

2.Прочитай. Сделай фонетический разбор слова слёзки.

Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.

*Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

3.Прочитай.

Рыбак поймал удочкой маленькую (…) ры..ку. (…) Голу..ка| громко воркует. Выросла (…) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (…) шу..ку. Красная (…) шля..ка, белая (…)] но..ка, стоит у (…) доро..ки, постоит (…) немнс.ко, попадет! в (…) луко..ко. В лесу началась (…)ру..ка (…)дро…

  • Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках.

  • Во втором предложении подчеркни главные члены пред­ложения.

4.Прочитай.

Собака — друг человека, а волк -… . Железо тяжёлое, а пух …. Река широкая, а ручей …. Чеснок горький, а яблоко …. Ки­сель густой, а суп … . Камень тяжёлый, а известняк… .Дом высокий, а сарай …. Мальчик смелый, а девочка . Дождь частый, а гром ….

  • Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

  • Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

5. Прочитай.

Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь. Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре…кий. На горе рос великолепный са.. .

  • Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

6. Найди ошибки:

Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.

Исправь ошибки, напиши проверочные слова

7.Спиши, вставь паные согласные, напиши проверочные:

Старший брат несёт обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки нет. Как

дети на заря(д,т)ке , под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки.

8. Спиши, вставляя пропущенные буквы:

Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки, острен…кие зу…ки. Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется. В сенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?

multiurok.ru

«Парные согласные на конце и в середине слова»

«Парные согласные на конце и в середине слова»

Цели урока:

  1. Формирование умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном слове и проверяемом;

  2. Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, обогащать. словарный запас пословицами;

  3. Воспитывать любовь к родному языку через пословицу, раскрывать ее смысл, привить желание знать историю своего народа, его прошлое, бережно относиться к культурным ценностям русского языка.

Оборудование: тетради для письма, словарик с пословицами и поговорками, плакат с правилами в стихах, карточки самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент:

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Проверка домашнего задания.

При проверке домашнего задания дети зачитывают пары слов, объясняют написание парного согласного в слове.

Учитель: Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласные, которые стоят на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

III. Словарно-орфографическая работа. Минута чистописания (Проверка рабочего места, посадки детей)

Учитель: 

Сегодня мы выполним написание буквы “К”.

Кк ка ку ки кл кр ко ак ик ок

Кто много читает, тот много знает.

Учитель:А теперь выполним задание по чистописанию. Показывает написание заглавной и строчной букв “Кк”, верхнее соединение букв “К”, среднее соединение “кр”, нижнее соединение “кл”. Объясните значение пословицы, запишите ее. Вспомните и запишите словарные слова, в которых есть буква “К”.

Дети записывают слова (ученик, класс, капуста, платок, комната, карандаш, картина, сорока, девочка).

Учитель: Дайте характеристику звука “К”

Дети: согласный глухой парный.

Речевая разминка:

Разучивание скороговорки (Скороговорка записана на доске)

На рынке Кирилл крынку и кружку купил

Учитель: Вспомним, что такое скороговорка.

Скороговорка – это ради забавы придуманные фразы, с трудно произносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчетливо, не запинаясь. Разбираются все “ошибкоопасные” места.

Учитель: спрашивает о значении слова крынка.

Дети: крынка –

Дети проговаривают и заучивают скороговорку.

1 вариант

2 вариант

Медленно, быстро проговаривают скороговорку

Радостно, грустно, удивленно проговаривают скороговорку

Письмо по памяти.

Дети записывают скороговорку по памяти.

Учитель: Определите и подчеркните главные члены предложения в скороговорке. После записи скороговорки проводится взаимопроверка, сравнение с образцом на доске, самоанализ.

Упражнение для разминки пальцев

Ладошки лежат на столе, поднимаем пальцы по – одному (начиная с большого), сначала одной рукой, затем другой, потом в обратном порядке.

IV. Актуализация знаний

Учитель: Мы дали характеристику звуку [К]. Сказали, что это парный согласный. Сегодня мы будем с этими звуками работать. Давайте вспомним все парные согласные и запишем их.

[Б]

[В]

[Г]

[Д]

[Ж]

[З]

[П]

[Ф]

[К]

[Т]

[Ш]

[С]

Мы записали словарные слова с буквой “К”. Посмотрите на них и вспомните пословицы с этими словами.

Дети – предлагают записать пословицу “Сорвать прут – небольшой труд”

Учитель: Разберите пословицу по частям речи.

  1. О чем говорится в пословице, в чем разница при написании и произношении слов “прут” и “труд”?

  2. Можно ли проверить написание этих слов?

  3. Каким образом?

Учитель предлагает плакат с правилом в стихах.

Повторение изученного правила
В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушение
Говорим мы – плод,
Проверяем – плоды.
Говорим мы – сад,
Проверяем – сады.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй,
Зуб – на (зубы),
Лед – на (льды),
Будешь грамотным и ты!

И сегодня на нашем уроке мы будем работать с пословицами, в которых есть слова с парными согласными, будем учиться подбирать к ним проверочные слова, раскрывать смысл пословиц.

Пословица – это краткое изречение, поучение, пословица не сочиняется, а рождается сама, это ходячий ум народа.

Дети читают записанные на доске правила работы над пословицей:

  1. Прочитай внимательно пословицу.

  2. Определи основную мысль пословицы.

  3. Объясни, в какой ситуации ты мог бы использовать данную пословицу.

  4. Подумай, в каком смысле можно употребить данную пословицу (в прямом или переносном).

Учитель: Прочитайте пословицу, подберите проверочные слова к словам с парной согласной.

Бровь да глаз, рядом живут.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Дети объясняют значение этой пословицы, подбирают проверочные слова: Бровь – брови, глаз – глаза.

1 вариант Игра: “Отгадай пословицу”

Назовите пословицы со словами : лень, труд, рыбка, уха.

Выпишите слова с парными согласными на конце и в середине слова.

Подберите однокоренные слова, выделите корень.

Дети записывают пословицы:

Труд человека кормит , а лень – портит!

Рыбка мелка, а уха сладка!

Дети выписывают слова с парными согласными, проверяют их написание. Подбирают однокоренные слова к ним, выделяют корень (Труд, трудиться, перетрудиться, рыбка, рыбалка, рыбачить, рыбак).

2 вариант Игра: “Цепочка слов”

Учитель: Ребята придумайте слова так, чтобы каждое новое слово начиналось с буквы, на которую оканчивается предыдущее.

Холод — … -(дед-дог-газ-зуб-брод)

Мороз-…-(зуб-багаж-жук-куб-бровь)

V. Закрепление изученного

1. Работа по учебнику(стр.74 Упр.192)

Учитель: Прочитайте задание, подберите проверочные слова.

Дети вписывают в клеточки нужные буквы, записывают проверочные слова.

2. Соберите пословицу

1 вариант

Дождь, засуха, золотой, в.
Зима, глубокий, снег, летом, высокий, хлеб.

Дети записывают пословицы, объясняют правописание трудных орфограмм

Дождь в засуху – золотой дождь.
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

2 вариант

Учитель: Объясните, какие слова перепутал Андрей?

В классе пишут под диктовку:

“Я принес из леса гриб”.
Лишь Андрей выводит ловко:
“Я принес из леса грипп”.
Ну, скажите, почему 
Так послышалось ему?
Игроки владеют басом, 
А певец – завидным пасом,
По реке плывут плоды,
А в саду растут плоты.
Объясните, почему
В школе не везет ему?

Ребята находят ошибки в словах стихотворения и объясняют правильное их написание.

VI. Физминутка.

VII. Самостоятельная работа

Класс делится на четыре группы, каждая группа получает свое задание, представитель от группы отвечает.

1 группа

Продолжить пары букв:

б г д . . .

п к т . . .

2 группа

Дополни стихотворение, подбери проверочные слова к безударным гласным:

Глухие звуки – это непоседы
Они спокойно не желают жить.
Они стремятся звонкого соседа
Во что — бы то ни стало ……….

3 группа

Дополни рассуждение.

Чтобы узнать, какая согласная пишется в корне слова Погрузка”,подберу….

4 группа

Вставь пропущенные слова и объясни значение пословиц:

Ученье – путь к …..

Ученье …, а не ученье – тьма.

VIII. Домашнее задание

Повторить правило на странице 25, записать пословицу со словарным словом, объяснить ее смысл.

IX. Итог урока

Сделайте вывод по теме урока (Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй). Поднимите руки те, кто считает, что он был активен на уроке.

multiurok.ru

«Парные согласные в середине слова». 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Организовать работу по усвоению правила правописания парных согласных в корне слова.
  2. Способствовать совершенствованию умений наблюдать, сравнивать, делать выводы. 3.Прививать интерес к предмету, воспитывать добрые чувства и развивать творческий потенциал учащихся.

Задачи урока:

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию учения;
  • развивать интерес к предмету:
  • развивать личностные качества: дружелюбие, толерантность;
  • развивать внимание, память и логическое мышление.

Метапредметные:

  • развивать универсальные учебные действия;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать умение работать в паре, самостоятельно; делать выводы.

Предметные:

  • учить подбирать проверочные слова;
  • формировать умение объяснять написание слов;
  • развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, учебник, презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

У. Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись…

Я желаю Вам успехов и удачи на уроке.

ІI. Чистописание, сообщение целей урока.

У. Запишите, продолжите закономерность.

в ф г к д т

У. Догадались, над чем будем работать сегодня на уроке?

Д. Над парными согласными.

У. На какие две группы можно разделить парные согласные?

Д. На звонкие и глухие согласные.

Работа над пословицей

Друг в лицо смотрит, а враг — вослед.

У. Объясните пословицу. Найдите слова с изученными орфограммами.

III. Актуализация знаний.

1. На доске записаны слова:

Сторож, зубки, лошадь, сторожка, зуб, лошадка, дубки, тетрадка, дуб, тетрадь.

У. Разделите слова на две группы. На какие группы можно поделить слова?

Д. На слова с парными согласными в конце слова и на слова с парными согласными в середине слова.

сторож
лошадь
зуб
дуб
тетрадь
  сторожка
лошадка
зубки
дубки

тетрадка

У. Понаблюдайте, как произносятся парные согласные в конце слова и в середине слова.

Д. Как глухие согласные.

У. Как проверить парный согласный в конце слова?

Д. Чтобы правильно написать парный согласный в конце слова, его надо проверить. Для этого слово надо изменить так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

У. А можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова?

Д. (Ответы детей)

У. Нам сегодня предстоит исследовать и ответить на вопрос: Как проверить парный согласный звук в середине слова?

Как будет звучать тема урока?

Д. Правописание парных согласных звуков в середине слова.

IV. Работа по теме урока.

1.Фронтальная работа.

Упр. 187., с. 98

У. Понаблюдаем за словами. Как произносятся звуки на месте выделенных букв?

Д. Как глухие согласные.

У. Какие звуки – звонкие или глухие – произносятся после них?

Д. Глухой [к ].

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Парные согласные перед глухими согласными произносятся как глухие согласные звуки.

У. Как правильно написать слова с парными согласными в середине слова?

Д. Надо проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

2. Самостоятельная работа

Упр.188, с.98.

У. Сравните произношение согласных звуков на месте выделенных букв. Какие звуки следуют за ними? Подумайте, какое слово будет проверочным. Подчеркните его.

1 ряд списывает 1 строку

2 ряд – 2 строку

3 ряд – 3 строку

3. Знакомство с правилом

С.99

4. Коллективная работа.

У. Что такое антонимы?

Д. Антонимы – это слова, которые противоположные по значению.

Запись под диктовку. Подобрать антоним и проверочное слово

Один ученик работает у доски.

  • Высокий – низкий (низок)
  • Горький – сладкий (сладок)
  • Широкий – узкий (узок)
  • Далекий – близкий (близок)

V. Физкультминутка

У. Если я назову слово, в котором есть парный согласный в середине слова, который надо проверять, вы потягиваетесь, поднимая руки вверх. Если в слове не надо проверять согласный, вы приседаете.

Корова, петушки, кружки, глаза, лошадка, труба, утюги, рыбка, шкафы, лопата, грядка.

V. Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

(Карточки с заданием лежат на партах).

Составить предложения.

Записать, вставляя пропущенные буквы.

яго…ка, Красна горька да на вкус.

ла…ки, Мя…кие цара…ки а на ла…ках.

Проверка.

Дети читают предложения. На веерах показывают буквы, пропущенные в словах.

  • Красна ягодка, да на вкус горька.
  • Мягкие лапки, а на лапках царапки.

VІ. Работа на повторение пройденного материала.

Тест

VII. Творческая работа.

Итогом нашего исследования будет творческая работа. Дополните рассказ словами по теме нашего урока и напишите их правильно, используя найденные нами способы проверки парных согласных в середине слова.

1 вариант.

На дворе …. Выпал пушистый … . Саша надел теплую … и меховую …. Ребята играют в ….

Слова для справок: шапка, шубка, снег, снежки, мороз.

2 вариант.

У бабушки в деревне большой …. Там на … зеленеет … и растет вкусная …. На … бабушка приготовила вкусный ….

Слова для справок: обед, лук, огород, грядки, морковь, суп.

VIII. Подведение итогов.

У. Над какими согласными мы сегодня работали?

Д. Над парными согласными.

У. На какие группы делятся парные согласные?

Д. На звонкие и глухие.

У. Когда проверяем парный согласный, где он находится в слове?

Д. Парные согласные надо проверять в середине и в конце слова.

У. Как проверить правописание парных согласных?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

(По ходу обсуждения составляется такая схема)

IХ. Домашнее задание

С. 101 . упр. 191.

Х. Рефлексия.

У. Вот и окончился урок.

Продолжите данные предложения

Сегодня на уроке
  • Я научился…..
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я почувствовал…

У. Ребята, спасибо за урок.

7.05.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание парных согласных в конце и середине слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать умение правильно писать слова с парными согласными в конце и середине слова.

Оформление доски:

ТЕМА: Правописание парных согласных в конце и середине слова.

ЦЕЛЬ: формировать умение правильно писать слова с парными согласными в конце и середине слова.

-ОК
-ЕНЬКИЙ
-ОЧКА

  Б     В     Г     Д     Ж     З  
П Ф К Т Ш С
______ лё.кий
______ ни.кий 
______ жира.
З
А
К
Р
Ы
Т
О
гря.ка
тра.ка
мы.ка
ры.ка
камы.
мя.кий
ПЛАН:
  1. Словарь
  2. Проговор правила друг другу в парах.
  3. Выполнение упражнения «Вставь букву»
  4. По выбору:
    • упражнение 1 (зелёный круг)
    • упражнение 2 (жёлтый круг)
    • упражнение 3 (синий круг)
  5. Итог

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку русского языка.

– Садитесь, начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа», «словарь».

– Запишите под диктовку в словарь следующие слова: воробей, арбуз, сорока.

Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте написание с доской (на доске появляются эти словарные слова) и если нет ошибок, то поставьте на полях плюс, а если ошибки есть, то поставьте знак вопроса на полях. Верните тетрадь хозяину.

– Какое из этих слов лишнее с точки зрения орфографии?

Дети: Лишнее слов «арбуз», так как в нём есть орфограмма «парный согласный», а других словах орфограмма «безударные гласные»

Учитель: Определите тему нашего урока.

Дети: Правописание парных согласных в словах.

Учитель: Верно, тема нашего урока «Правописание парных согласных в конце и середине слова» Цель: формировать умение правильно писать слова с парными согласными в конце и середине слова.

Посмотрите на план нашего урока. Какое правило нам помогает правильно писать парные согласные в словах?

Один ученик: Для проверки написания парных согласных нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный или звонкий сонорный согласный.

Учитель: Повернитесь друг к другу и проговорите это правило в парах.

Посмотрите на третий пункт нашего плана. Это упражнение на доске.

Почему в слове «лёгкий» пропущена буква?

Дети: Парный согласный находится в слабой позиции. Надо подобрать проверочное слово.

Учитель: На доске есть подсказка для проверочных слов: -ок, -енький, — очка.

Дети: Для слова «лёгкий» проверочное слово «лёгок», после согласного появился гласный, согласный звук слышится чётко, значит вставляем букву «Г».

(аналогично разбираются слова «низкий» – низок или низенький, «жираф» – жирафы)

Учитель: Остальные слова вы делаете самостоятельно. Если вы сделаете быстро, то можете придумать ещё несколько слов на это правило.(дети выполняют работу)

– А теперь я открываю закрытые слова и вы сами проверяете свою работу. Если выполнено без ошибок, то ставите себе плюс. Если ошибки есть – то знак вопроса.

(открываются слова на доске)

Гряда – грядка
трава – травка
мыши – мышка
рыба – рыбка
камыши – камыш
мягок – мягкий

ФИЗМИНУТКА:

Учитель: Я называю слова. Если в них есть орфограмма «парный согласный», то вы поднимаете руки вверх. Если нет – садитесь на корточки.

Слон, потолок, доска, окно, рыбка, ловкий, железо, бутерброд, голова.

Учитель: Следующее задание по плану, это задание по выбору. Возьмите карточки, лежащие у вас на столе. <приложение 1>

– Вы выбираете одно упражнение, выполняете его и сверяете с образцом, лежащим у меня на столе <приложение 2>

Если всё правильно выполнено, то ставите себе плюс, а если нет – то знак вопроса. Дальше вы выбираете, либо становитесь консультантом и оказываете помощь своим одноклассникам. Либо выполняете ещё одно упражнение, чтобы подняться ещё на одну ступеньку вверх в своих познаниях.

(учащиеся выполняют работу)

Учитель: Спасибо за работу. Консультанты садятся на свои места. Вернёмся к нашему плану. Выполнили мы с вами пункты 1? 2? 3? 4?

У нас остался последний пункт – Итог. Поднимите руку те, кто:

  • выполнил все задания без ошибок;
  • кто допустил 1-2 ошибки;
  • кто был консультантом;
  • кто решил выполнить дополнительное упражнение.

– Посчитайте количество плюсов у вас на полях.

  • 3 плюса – оценка «пять»;
  • 2 плюса – оценка «четыре»;
  • 1 плюс – оценка «три».

Откройте дневники и поставьте себе оценку.

20.01.2010

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Написать 10 слов с парными согласными на конце слова

В данном задании необходимо записать слова с парными согласными на конце слова. 

Выполните задание следующим образом 

  • Определите виды согласных. 
  • Запишите примеры с каждым видом согласных. 
  • Запишите ответ на заданный вопрос. 

Согласные в русском языке бывают следующие

В русском языке буквы можно разделить на согласные буквы и гласные буквы. 

К главным буквам можно отнести такие буквы, как а, о, у, и, ё, ю и т.д.

К согласным буквам можно отнести такие, как б, в, п, р, с, л, к и т.д.

Согласные буквы можно разделить на следующие виды: парные согласные буквы и непарные согласные буквы. Если согласные можно противопоставить по глухости и звонкости, то такие согласные называются парными. Оставшиеся согласные, которые не возможно противопоставить по глухости и звонкости называют не парными согласными. К таким согласным относятся следующие согласные: щ, л, ч, м, х, ц, х, й. 

Рассмотрим примеры с парными согласными буквами на конце слова. 

Запишем слова с парными согласными п — б. 

Шуруп — гриб. 

Запишем слова с парными согласными буквами с — з. 

Трус — карапуз. 

Запишем слова с парными согласными буквами т — д. 

Бандит — дед. 

Запишем слова с парными согласными буквами г — к. 

Друг — индюк. 

Запишем слова с парными согласными буквами ж — ш на конце слова. 

Шалаш — гараж. 

Запишем слова с парными согласными буквами ф — в на конце слова. 

Кузов — жираф. 

Для  того чтобы правильно написать в конце слова парную согласную необходимо выполнить проверку. Для этого достаточно изменить слово. Рассмотрим следующие слова в качестве примеров. 

Гриб — грибы — следовательно, пишется буква б. 

Зуб — зубы — на конце слова пишется буква б. 

Лев — львы — на конце слова пишется буква в. 

Дед — дедушка — на конце слова пишется буква д. 

Труд — труды, трудиться — на конце слова пишется буква д. 

Шалаш — шалаши, в шалаше — на конце слова пишется буква ш. 

Гараж — гаражи — на конце слова пишется буква ж. 

Сторож — сторожа, сторожить — на конце слова пишется буква ж. 

Мороз — морозный, морозить — на конце слова пишется буква з. 

 

vashurok.ru

Большая школа: Парные согласные

Парные звуки согласные 
Бывают такие опасные! 
Звук нечётко слышится… 
Буква, какая, пишется? 
Но поставил рядом гласный – 
И согласный неопасный!


Чтобы знать очень хорошо орфограмму нужно:

1.Знать парные по звонкости — глухости согласные:

 Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, З — С, Ж — Ш.

2. Если корень слова заканчивается  на один из парных согласных — это «опасное место» (орфограмма парных согласных). (снег, мост.)

Если корень заканчивается на другой согласный — это не орфограмма! (мел, сон.)

Орфограммы проверяются. Надо знать правило проверки написания парных согласных.

ПРАВИЛО:

Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.

Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:

Снег — снега, снеговик;

мороз — морозище, морозный. 

Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне —смотрит. Парный согласный находится в окончании.

Мы работаем с орфограммами в корне!

Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) — дуб, либо в середине слова (но обязательно в корне) — берёзка.

Услышав два глухих согласных подряд (берёзка), тоже нужно выполнить проверку.

ИТОГ:

-Парные согласные в корне требуют проверки, если они находятся в«слабой позиции»:

1)в конце слова (чиж)

2)в середине слова и после парного согласного стоит глухой согласный(лёгкий).

«Сильная позиция» согласного- когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. Проверка в этом случае не требуется.

-Правильно выделяйте орфограмму парного согласного: выделить дугой корень слова, подчеркнуть парный согласный, требующий проверки одной чертой, а в проверочном слове выделить корень, парный согласныйподчеркнуть одной чертой, а букву за ним — двумя чертами.

Заполните форму по данной орфограмме

polev-15.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *