cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Пальчиковые игры с малышом – Игры с пальчиками и руками: возраст 0

Содержание

Пальчиковые игры для малышей до года: как правильно проводить занятия

Содержание статьи

Мелкая моторика очень важна для развития мозга. Педиатры заметили, что когда мамы занимаются пальчиковыми играми с малышами до года, дети раньше начинают говорить, быстрее осваивают конструкторы и другие занятия, требующие смекалки и хорошей координации движений. О том, что воздействие на кисти рук очень полезно, люди догадались еще в древности. В Японии и Китае обязательными игрушками грудничков были орехи или шарики из глины, которые младенцы перекатывали в ладошках. В России все мамы играли с малышами в «Ладушки» и «Сороку-белобоку».

Зарядка для пальцев

Природа заложила в кисти рук новорожденных большую силу – они могут долго висеть, ухватившись за мамины пальцы или перекладину. Зато ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем, и задача родителей – помочь в этом малышу. Время упускать нельзя, иначе руки так и останутся неуклюжими, неспособными к тонкой работе. Любые тренировки дадут результат только в том случае, если занятия начинаются в нужном возрасте. Гибкость спины гимнасток формируется с детства, а если этим видом спорта заняться впервые в 40 лет, кроме травмы позвоночника, вы ничего не получите. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки, потом развивать их будет намного сложнее.

Пальчиковая гимнастика направлена на развитие подвижности и координации всех фрагментов кисти. На первых занятиях все движения выполняет мама – она массирует ручки малыша, разминает каждый пальчик. Ласковые прикосновения настолько приятны, что вскоре и сам младенец захочет потрогать одной ручкой другую, наощупь исследовать сложные очертания. Даже во сне работа не прекращается: ребенок задевает ладошкой гладкую простынку, твердую спинку кроватки, а в крошечный мозг поступает информация об окружающем мире.

Ребенок рождается со сжатыми в кулачки ручками. Насильно разгибать пальчики не нужно, подождите примерно 2 месяца – и он сам покажет вам ладошки. С этого момента начинайте осторожно поглаживать кисти. Потом массаж усложняется: мама поочередно сгибает и разгибает каждый пальчик, растирает его по направлению от кончика к ладони. Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время. Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны.

Зарядка для рук обязательно должна сопровождаться песенками или стихами. Недостаточно просто комментировать движения: если в словах нет ритма, малышу быстро станет скучно. Грудничок быстрее научится двигать пальчиками в такт рифме, ему будет проще запомнить последовательность действий. Когда младенец научится сидеть, дайте ему кубики и постарайтесь вместе построить домик. Это упражнение развивает координацию, умение брать предметы и ставить их в нужное место.

Совет

Пение нравится детям больше, чем ритмичная речь. Постарайтесь подобрать на все стихи подходящие мелодии и при занятиях не говорите, а пойте текст.

Польза пальчиковых игр для грудничка

Связи между участками мозга новорожденного еще не полностью сформированы. От правильной работы правого полушария зависят творческие способности, левого – мышление. Обе части должны работать согласованно и быть одинаково развиты, только тогда малыш и вовремя заговорит, и будет понимать чужую речь. Иногда родители замечают, что малыш хорошо слышит, понимает обращенные к нему вопросы и просьбы, но почти ничего не говорит. Если с речевым аппаратом все нормально, скорее всего, есть проблема с развитием соответствующего участка мозга. Речь формируется в правом полушарии, которое связано с левой рукой. Если родители слишком увлеклись тренировкой рабочей кисти, а про вторую забыли, нужно срочно исправить эту ошибку.

Слабые мышцы младенцев можно тренировать массажем и упражнениями, но как активизировать развитие содержимого черепной коробки? Есть очень простой способ – пальчиковые игры. При этих занятиях вы развиваете не только руки грудничка, при движении пальчиков в организме происходят очень важные процессы:

  • расслабляются все мышцы;
  • активизируется внимание;
  • развивается мышление;
  • формируются связи, необходимые для сложной деятельности;
  • развивается фантазия и способности к творчеству.

Упражнения пальчиковой гимнастики необходимы также для формирования контакта с родителями, они подготавливают ребенка к совместной деятельности. Когда вы просто рассказываете малышу сказку или поете песенку, он не участник, а зритель. А вот во время занятия гимнастикой для рук происходит постоянное общение, тесный контакт с мамой. Ребенку нужно внимательно слушать и наблюдать за вами, чтобы правильно выполнить свою задачу. Эти способности понадобятся ему и для игр с другими детьми, и для занятий спортом, и при выполнении различных работ.

Совет

Дети очень нетерпеливы, 5 минут ожидания автобуса или очереди в детской поликлинике для них превращаются в пытку. Если ожидание затягивается на полчаса, начинаются капризы и истерики. Как только заметили, что малыш заскучал, займите его пальчики делом, и время пролетит незаметно. Таким же способом можно отвлечь его, если ребенка заинтересовал опасный предмет или он хочет побежать на заполненную машинами улицу.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику?

В первую очередь маме нужно понять, что даже младенец понимает настроение самого близкого человека. Во всех источниках говорится, что занятия должны нравиться ребенку, доставлять ему радость. Но не всегда уточняется, что интерес должен быть обоюдным. Если женщина механически проговаривает потешки, а мысли ее заняты составлением отчета для начальника или меню на сегодняшний обед, ничего хорошего не получится. На несколько минут отключитесь от всех проблем, играйте увлеченно и весело.

К игре нужно хорошо подготовиться. Если мама, читая стишки для пальчиковых игр, после первой строчки начнет искать листок с текстом или побежит доставать из ящика необходимую для сюжета игрушку, занятие пройдет зря. Выключите телевизор, поставьте телефон на беззвучный режим, чтобы ничто не могло вас отвлечь. Не забывайте хвалить ребенка, когда он хорошо выполнил задание. Даже если занятие прошло неудачно, найдите повод поощрить малыша. Делать замечания не нужно – если хотите указать на ошибку, превратите ее в шутку, чтобы и вам, и грудничку стало весело.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы пальчиковая гимнастика надоела малышу. Сосредоточиться на каком-то деле он может не больше 5 минут. Начните с этого промежутка, через месяц можете увеличить время до 10 минут. Если заметили, что грудничок зевает, смотрит по сторонам, прекратите занятие. Назойливость может вызвать такое отвращение к пальчиковым играм, что малыш начнет прятать от вас ручки. Есть и другая причина, по которой нельзя слишком затягивать занятия. Это вам гимнастика для рук кажется легкой забавой, а ребенку она дает огромную нагрузку на мозг. Нервное перенапряжение очень опасно для младенца – переключите его внимание на другую деятельность, чтобы в голове все систематизировалось, разложилось по нужным участкам. Ранний возраст – лучшее время для усвоения информации, но поступать она должна небольшими порциями.

От простого к сложному

Занятия должны быть разнообразными и соответствовать возрасту ребенка. Вы можете надеть на ручку малыша 3 месяцев медведя для игрушечного кукольного театра, долго объяснять ему, как пошевелить лапками и головой животного, и в результате получите только слезы. С 2 месяцев до полугода младенец еще не способен к подобным действиям, он может похлопать в ладоши, помахать ручками, потрогать и взять какой-то предмет. В это время можно играть с ним в потешки для самых маленьких: «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Лапки-царапки». Сначала все сложные движения выполняет мама, взяв ручку грудничка своей рукой, и постепенно ребенок начнет выполнять движения сам.


После 6 месяцев ребенок может уже самостоятельно повторять движения за мамой. Сначала жесты должны быть однотипными, чтобы малыш не запутался. Когда рассказываете стишок про собачку, ладонь поставьте горизонтально, выпрямите все пальцы, большой поднимите вверх, он будет изображать ушко. Мизинцем нужно шевелить вверх и вниз, будто собачка лает. Если направить на руки лампу, на стене появится тень, напоминающая собачью голову, такой эффект очень заинтересует малыша. В игре «Лошадка» нужно постукивать рукой по столу, изображая движение коня. Сначала хлопаем всей кистью, а когда пальцы достаточно разовьются, можно шевелить каждой «ногой» по отдельности.

Когда заметите, что ребенок хорошо усвоил простые пальчиковые игры и умеет выполнять движения самостоятельно, можете переходить к более сложным сюжетам, предназначенным для детей раннего возраста. Игра «Елочка» потребует от ребенка внимания и умения хорошо владеть пальцами. Когда и этот этап вы освоите, можно переходить к сказке «Теремок». Для представления вам понадобятся игрушечные звери, которых мама будет ставить на стол в нужное время.

В магазинах можно найти много реквизита для игр. Миниатюрные сказочные персонажи надеваются на пальчики одной или двух рук. Разыграйте представление, где они беседуют, танцуют, убегают один от другого. Если у малыша хорошо развита фантазия, ему не понадобятся никакие дополнительные приспособления. Поднимите средний палец, а остальные 4 поставьте на стол. Пред вами лошадка с хвостом, она может бегать, скакать, катать всадника, если 2 пальца второй руки оседлают тыльную сторону ладони. Мама с малышом могут устроить и соревнования рысаков, и путешествие верхом, а с детьми постарше – рыцарский турнир.

Рисунок 1. Шаблоны из бумаги (курочка ряба)





Приобретите или сделайте сами игрушки, требующие точных движений пальцев:
  • пирамидки;
  • кубики;
  • конструкторы;
  • небольшие шарики разной фактуры;
  • кармашки и сумочки с различными застежками.

Пальчиковые игры для малышей не ограничиваются годовалым возрастом. Когда ребенок станет старше, нужно подбирать более сложные и интересные сюжеты и продолжать занятия. Со временем малыш начнет развивать кисти другими способами – он займется рисованием, конструированием, рукоделием. Когда заметите, что предложение поиграть пальчиками не вызывает интереса, можете прекратить. Но если вдруг пятилетний ребенок сам захочет поиграть в «Ладушки», ни в коем случае не отказывайте ему: мамино внимание и контакт с ней нужны детям в любом возрасте.

razvivashka.online

Лучшие пальчиковые игры для детей 1-3 лет

Рейтинг: Нет рейтинга

Педиатры уже прожужжали уши всем мамам о том, как необходимо развивать мелкую моторику у детей. Самый лучший способ – это пальчиковые игры. Их великое множество, есть пальчиковые игры для детей 1, 2, 3 лет, отдельные комплексы пальчиковой гимнастики для малышей до года, целый ряд таких потешек для ребят 1 года.

Для чего все это нужно и как правильно играть в такие игры, мы сейчас и разберемся.

Польза пальчиковых игр для детей

У пальчиковых игр для деток до года особенные функции:

  • развить мелкую моторику рук;
  • занять хнычущего малыша;
  • успокоить ребенка;
  • порадовать кроху.

Маленькие детки получают массу удовольствия от того, что взрослый занимается с ними, уделяет внимание, трогает их ручки и рассказывает веселые стишки. Педиатры рекомендуют такую гимнастику с 6 месяца жизни малыша, начиная с простого массажа каждого пальчика, ладошки и обеих ручонок в течение 2-3 минут каждый день.

Пальчиковые игры для малышей от 1 года призваны для следующих целей:

  • развить память;
  • развить мелкую моторику рук;
  • развить крупную моторику;
  • занять малыша;
  • подарить ребенку улыбку.

Детки, с которыми регулярно занимаются такими упражнениями, быстрее успокаиваются после истерик и слёзок, учатся координировать свои движения, управлять ими, запоминают, под какой стишок что нужно сделать ручками, чтобы мама или папа их похвалили.
Ребенок растет, вот ему уже 2 или 3 годика, но пальчиковая гимнастика не сдает своих позиций, она по-прежнему важна.

В таком возрасте малыш уже способен совершать пальцами и ручками более сложные движения, что снова-таки:

  • улучшает координацию;
  • развивает мелкую и крупную моторику рук;
  • стимулирует память;
  • приносит много радости.

Актуальность пальчиковых игр сохраняется даже —для детей 3-4 лет—, ее элементы вносят в обычную гимнастику и физические упражнения.
Что это мы все о мелкой моторике? Дело в том, что центр мелкой моторики напрямую связан с центром речи в коре головного мозга.

Развивая первое, вы развиваете второе. Малыши, которым мамы и папы уделяют много внимания, играя в пальчиковые игры, быстрее учатся говорить, лучше произносят отдельные слова, у них быстрее получается составлять из них предложения. А умение говорить – это одно из немногих качеств, отличающих нас от животных.

Обзор пальчиковых игр для детей

Таких игр великое множество, всех не пересчитать. Мы приведем лишь малую долю того, что существует в современном мире, для удобства поделив игры по возрастам.

Игры для деток до года

Человечек

Возьмите ручки ребенка и прикладывайте его пальчики по очереди к глазкам, бровкам, ушкам, щечкам, носику и губкам, сложите вместе ручки, дотроньтесь до ножек.

Можете называть части лица и тела, к которым приложили пальчики, а можете рассказать потешку:
Глазки, бровки, ушки, щечки,
Носик, ротик, оборотик.
Пальцы, ножки, огуречик.
Вот и вышел человечек.

Стенка

Все действия выполняйте ручками ребенка.
Стенка, стенка (похлопайте по щекам).
Потолок (погладьте лобик).
Две ступеньки (потрогайте губки).
Дзынь – звонок (нажмите на носик).

Пальцы

Все время в такт словам хлопайте в ладоши.
Полетела птичка-мать
Малышам жуков искать.
А птенцы сидят в гнезде,
Мамочку зовут весь день.

Игры для годовалых малышей

Сорока-белобока

Как в нее играть, знают все. А вот стишок:
Сорока-белобока печку топила.
Сорока белобока кашку варила.
Сорока-белобока деток кормила:
— Этому дам, и этому дам,
И этому дам, и тому дам.
А вот этому не дам.
Он дрова не рубил,
И печь не топил,
И воды не принес,
И получит гулькин нос.

Кузница

Вы можете делать это ручками малыша или предложить ему повторить за вами.
Куй, куй сапожок (стучите кулачком по ладони).
Подай, мама, молоток (поменяйте руки).
А не дашь мне молотка (снова меняем).
Не подкую сапожка (опять меняем ручки).

Замок

Сцепите пальцы рук. Малыш должен повторять за вами.
На дверях у нас замок (покачать замком из рук).
Кто открыть его бы смог? (Пожмите плечами. Малыш вряд ли повторит, но ему будет весело.)
Постучали (стучим ладонь о ладонь, не разжимая пальцев).
Покрутили (покрутите руками).
Растянули и открыли (слово «открыли» нужно выделить, расцепить руки и как можно шире развести их в стороны).

Такие упражнения можно проделать для потехи, позже ребенок сам с удовольствием их повторит, рассказывая стишок про мишку:

Игры для ребят 2-3 лет

Такие игры задействуют не только пальчики. Участвует запястные, локтевые и плечевые суставы. Делайте упражнения вместе с малышом – и ему приятно, и вы разомнетесь. Мы подобрали пальчиковые игры для детей в картинках.

Совушка-сова, колпак

При выполнении упражнения «Совушка» задействованы руки, плечи и шея. «Колпак» дополнительно развивает координацию, можно попросить малыша проделать это простое упражнение с закрытыми глазами для большей пользы.

Царев двор

Объясните каждое движение малышу, как указано на картинке. Так он будет понимать, что и зачем он делает, и упражнение станет увлекательнее. Тренируются плечевые, локтевые, запястные суставы.

Кулачок

Попробуйте выполнить упражнение с ребенком сначала при помощи одной руки. Потом сделайте его обеими, синхронно. Стимулирует координацию, развивает внимательность.

Советы по проведению пальчиковых игр

Таких пальчиковых игр много. Но для полноценного развития моторики рук у деток 2-4 лет этого мало. Предложите малышу помогать вам по кухне. Когда готовите печенье, —лепка из теста— чрезвычайно полезна для малыша, и ему нужно привыкать помогать маме. Позже можно будет перейти к лепке из пластилина, что дополнительно разовьет усидчивость, внимательность и фантазию. Нелишним будет —научить ребенка рисовать—, это способствует творческому мышлению и все той же мелкой моторике рук.

Огромное значение имеет не то, что вы проводите с малышом пальчиковые игры, а то, как вы это делаете. А делать это нужно следующим образом:

  • воодушевленно;
  • с интересом;
  • с улыбкой на лице.

Почему ребенку должно нравиться то, что не нравится вам? Не тот возраст, уважаемые мамочки. Получайте от процесса игры удовольствие, ваша радость передастся малышу.

Вот еще несколько советов:

  • Если ребенок не хочет играть, не принуждайте его. Со временем малыш и сам захочет похлопать в ладони, позагибать пальчики, показать замочек из рук. Поймайте подходящий момент и начните занятие.
  • Не поленитесь и выучите эти потешки! Без них игра ребенку неинтересна. Не читайте их, детки любят, когда им рассказывают по памяти.
  • Произносите текст потешки с выражением, очень четко выговаривая каждое слово – ребенок ведь начнет за вами повторять. Формируйте у малыша правильную речь с самого начала.
  • Занимайтесь с ребенком не больше 3-5 минут за раз. Иначе он будет воспринимать их не как игру, а как нудное обязательное занятие, и начнет их избегать. Проводите такие «веселые минутки» пару раз в день – этого достаточно.
  • Всегда хвалите малыша. Получилось хлопнуть в ладошки – молодец! Сам сложил замочек или улитку из пальцев – умница! Поощряйте ребенка, тогда он сам будет хотеть играть в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей – видео

На этом видеоматериале наглядно демонстрируются разные упражнения по пальчиковой гимнастике для деток 1-3 лет. Показано, как малышка повторяет за мамой, как правильно играть моменты из стишков, чтоб ребенку было интересно.

Пальчиковые игры, или пальчиковая гимнастика, – увлекательное занятие для мамы и малыша. Развивается мелкая моторика рук, стимулируется речевой аппарат, малыш смотрит, как мама выговаривает слова, и учится их повторять. Если заниматься с ребенком еще и лепкой, рисованием и другими играми, в которых участвуют маленькие ручонки, походы к логопеду вам не страшны!

Для родителей, которые интересуются методиками раннего развития, не лишним будет прочитать о методиках:  Домана,  Монтессори или Никитиных.

А в какие пальчиковые игры вы играете со своим малышом? Ребенок радуется, когда вы начинаете рассказывать и показывать потешку? Если вы знаете интересные упражнения для пальчиковой гимнастики, поделитесь ими с нами в комментариях!

www.beremennost-po-nedeliam.com

Учебно-методический материал на тему: Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Простые и веселые пальчиковые игры для развития моторики Вашего малыша. Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики — тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество — они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков.В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками — это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко — низко, право — лево.

 

Апельсин


Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

 

Гости

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Дом


Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат —
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

 

Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

 

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)


Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик — отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки — съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок


На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста


Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар


Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу) 


Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок


Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки — жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

Ладошки 

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

Листья


Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Моя семья


Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Ножки

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте — топайте,(постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

Прогулка


Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли (ладошки под щечку).

Пчёлы


Вот улей, (показываем кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з…..» (щекочем ребенка)

Рыбка


Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Сапожник

Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток.

Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня
В гости!

Снежок


Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить,меняя положение ладоней)
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, («подбросить»,посмотреть вверх)
Два – поймаем. (» ловят», приседают)
Три – уроним (встают, «роняют»)
И … сломаем! (топают)

Солнышко


Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

Счёт


Один, два, три, четыре, пять —
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять —
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Тесто


Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Хозяйка

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту.(поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Червячки


Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики «бегут» по столу)
Каркает:»Вот и обед»
(указательный и большой пальчики «каркают».)
Глядь (разводим ручками),
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Черепаха


Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

nsportal.ru

Пальчиковые игры для малышей от 1,5 лет

Я продолжаю публиковать нашу подборку пальчиковых игр. И сегодня на очереди пальчиковые игры для малышей от 1,5 лет. Все эти игры нами опробованы и одобрены:), так что можете смело использовать их в своих занятиях.

Для удобства пальчиковые игры на сайте разбиты в порядке возрастающей трудности. Напомню, что указанные возрастные рамки несколько условны и вовсе не означают, что вам нужно дожидаться определенного возраста, прежде чем приступить к игре. Всегда ориентируйтесь на ребенка.

Многие игры из предыдущих статей, наверняка также понравятся вам и вашему малышу. Особенно обратите на них внимание, если вы только начинаете знакомство с пальчиковыми играми. Посмотреть их можно здесь:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

Ну и собственно обещанная подборка:

Мы матрешки, Мы матрешки,
Поплясать хотим немножко. (стоя на месте, поворачиваем головой то вправо, то влево)
Мы матрешки, мы матрешки,
У нас новые сапожки. (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Мы матрешки, мы матрешки,
Побежать хотим немножко. (бегаем по комнате)
Мы матрешки, мы матрешки,
Погуляем по дорожке. (степенно ходим по комнате)
Мы матрешки, мы матрешки,
Ох, устали наши ножки. (садимся на корточки и обнимаем колени руками)
Мы матрешки, мы матрешки,
Снова пляшут наши ножки. (стоя на месте, притопываем ножками)
Мы матрешки, мы матрешки,
Всем поклонятся матрешки. (кланяемся)

***

Для чего нужны нам ножки? (хлопаем обеими руками по ногам)
К маме бегать по дорожке.
Для чего нужны нам ручки? («рисуем» пальчиками кружочки перед собой)
Рисовать кружки и тучки.
Ушки – чтобы песни слушать, (показываем на ушки)
Ротик – чтоб конфетки кушать, (показываем на ротик, причмокиваем губами)
Глазки, чтоб на все смотреть, (прикладываем раскрытую ладонь ребром ко лбу и смотрим по сторонам)
Голос, чтобы песни петь. (пропеваем какой-нибудь звук)

***

Утро начинается, начинается. (руки снизу полукругом постепенно поднимаем вверх)
Дети просыпаются, просыпаются. (трем глаза, потягиваемся)
Вот открылись все окошки, (глаза закрыли ладошками, затем открыли)
Мы похлопаем в ладошки. (хлопаем в ладоши)
И попрыгаем немножко. (прыгаем на месте)
Утро начинается, начинается. (руки снизу полукругом постепенно поднимаем вверх)
Солнце просыпается, просыпается. (трем глаза, потягиваемся)
На носочки поднимайся, (встаем на носочки)
Приседай и выпрямляйся. (приседаем и встаем)
И пониже наклоняйся. (делаем наклон)

***

Бабочка летела, летела, (бегаем по кругу, машем руками как крыльями)
На цветочек села, (садимся на корточки)
Крылышки сложила, (кладем руки на колени)
Деток покормила. (ладошки вместе, подносим ко рту, говорим «ням-ням»)

***

Спит медведь в своей берлоге, (кладем прижатые друг к другу ладошки под голову – «спим»)
Не найти ему дороги. (прикладываем ладошки к щекам и мотаем  головой)
Снег засыпал все вокруг (пальцами постукиваем перед собой по столу или полу)
Спи скорей и ты, мой друг («спим»)

***

Рыжий конь копытом бьет, (бьем ладонями по коленям)
Машет гривою и ржет. (машем головой и говорим: «И-го-го»)
Я воды ему налью,
Свежей травкой накормлю. (протягиваем попеременно правую и левую руки вперед)
Хвостик рыженький поглажу (гладим друг друга с ребенком)
И седло коню прилажу. (продолжаем гладить)
Ловко сяду на коня! (подпрыгиваем)
Конь-огонь, вези меня! (подпрыгивая, двигаться по всей комнате)

***

По большой дороге шел великан, (шагаем широкими шагами, топаем)
Стучали его ноги – парам-пам-пам.
По маленькой дорожке гномик бежал, (идем на носочках маленькими шагами)
Стучали его ножки – парам-пам-пам

***

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, (беремся за руки, ходим по кругу)
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом! (постепенно ускоряясь, бегаем)
Тише, тише, не спешите, карусель остановите. (замедляем бег)
Раз, два. Раз, два. Вот и кончилась игра! (переходим на шаг, приседаем)

***

Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки. (трем ушки, затем ножки)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (протягиваем руки вперед ладошками вверх, затем вниз)
Наварили каши, помешали ложкой. (одна рука полукругом перед собой, второй «мешаем»)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (снова показываем ладошки с обеих сторон)
Курочке пеструшке накрошили крошки. (трем пальчиками друг об друга – «крошим»)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (показываем ладошки с обеих сторон)
Строили ладошки домик для матрешки. (накрываем одну кисть другой, повторяем несколько раз)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (показываем ладошки с обеих сторон)
Хлопали ладошки, танцевали ножки. (хлопаем, выставляем ножки)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (показываем ладошки с обеих сторон)
Прилегли ладошки отдохнуть немножко (ладошки складываем под щеку)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!

***

Вышла курочка гулять, свежей травки поклевать, (ходим по кругу, руки полусогнуты в локтях)
А за ней – цыплятки, желтые ребятки.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко! (грозим указательным пальцем)
Лапками гребите, зернышки ищите. (присели, пальчиками скребем по полу)
Съели толстого жука – ам! (на «ам» хлопаем в ладошки)
Дождевого червяка – ам!
Выпили водицы полное корытце. (изображаем, как пьем водичку)

***

Эй, лошадка, не ленись, (взрослый встает за ребенком, изображающим лошадку, и, держась за него, идет по комнате)
Выше ножки поднимай,
В гости, в гости торопись,
Поскорее ты шагай.
Ну, поехали быстрее, (взрослый с малышом ускоряют шаг)
Быстро-быстро побежим.
Ну, скорее, ну, скорее,
В гости мы с тобой спешим.
А теперь шагай потише, (взрослый с малышом замедляют шаг)
Мы с тобой домой идем.
Мы с тобой домой придем, (садимся на корточки)
Там с тобою отдохнем.

Попробуйте также поиграть в жестовые и пальчиковые игры под музыку, для этого замечательно подходят песенки-игры Екатерины Железновой. Вот ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ музыкальные игры, которые понравятся малышам от 1,5 лет.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Читайте также:


РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ



ПОДВИЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ



ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ


 

jili-blog.ru

Пальчиковые игры для детей от 1-2 лет + Стихи для запоминания названий пальчиков

Пальчиковые игры – занятие очень полезное и интересное, их благотворный эффект трудно переоценить. Они способствуют развитию речи, памяти, воображения, да и просто делают общение с ребенком ярче и разнообразнее. Если вы только начинаете знакомство с жестовыми и пальчиковыми играми или уже давно с удовольствием в них играете, но хотите добавить что-нибудь новенькое в свой репертуар, то вам точно сюда.

В этой статье собраны пальчиковые игры, которые, по нашему опыту, хорошо подходят для занятий примерно с 1 года 9 месяцев (что-то даже раньше). Читая малышу стишок, выполняйте действия, указанные в скобках, и малыш обязательно будет повторять за вами. Пусть не с первого раза, но после нескольких занятий он точно не устоит . Главное не слишком настаивать.

Многие игры из предыдущих статей, наверняка также понравятся вам и вашему малышу. Особенно обратите на них внимание, если вы только начинаете знакомство с пальчиковыми играми. Посмотреть их можно здесь:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ

Ну и, сегодняшняя подборка:

Давай, дружок, смелей, дружок, (имитируем  лепку снежного комка)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком, (руки перед собой смыкаем в большой  круг)
И станет ком снеговиком. (постепенно поднимаем сомкнутые руки вверх)
Его улыбка так светла! (ладошки прижимаем к щекам, улыбаемся)
Два глаза… шляпа… (показываем на глаза, на макушку)
Нос… метла. (показываем на нос, затем поднимаем одну руку с растопыренными пальцами вверх)
Но солнце припечет слегка – (руки поднимаем вверх)
Увы! – и нет снеговика. (пожимаем плечами)

***

Побежали вдоль реки (ладошками хлопаем по коленям или по столу)
Гномы наперегонки.
Видит гном – какой-то дом. (руки складываем домиком над головой)
Тук-тук-тук – живет кто в нем? (стучим кулачком по столу или полу)
В нем живет такой же гном! (показываем большой палец)
Стали гномы вместе жить, (показываем оба больших пальца)
В горы лазать, в лес ходить, (кулачками с выпрямленными большими пальцами «ходим»  по коленям)
Дрова рубить, (ребром одной ладони ударяем по другой)
Кашу варить, деток кормить. (указательным пальцем водим по ладони другой руки)

***

Котик выпил молока, (высовываем язык и изображаем, как котик лакает молоко)
Откусил он пирога, (подносим руки ко рту, как будто держим что-то, и «кушаем»)
Лапки вытер, (обтираем руки)
Нос помыл, (моем нос)
«Мяу! Мяу!» — говорил. (говорим «мяу, мяу»)

***

Кулачок-чок-чок – (стучим по полу кулачком)
Не расколется ледок! (пожимаем плечами)
И носок-цок-цок – (стучим по полу носочком)
Не расколется ледок! (пожимаем плечами)
Каблучок-чок-чок – (стучим по полу пяточкой)
Раскололся ледок! (руки в стороны)
Там вода сверкает, (делаем «фонарики»)
Лед на солнце тает.

***

На маленькой опушке (хлопаем ладошками по коленям)
Зеленая лягушка (соединяем-разъединяем большой палец с остальными четырьмя, прижатыми друг к другу – «лягушка квакает»)
Сидит весь день на кочке (кладем руки перед собой ладошками на пол или на стол)
И смотрит на цветочки. (прикладываем раскрытую ладонь ребром ко лбу и смотрим по сторонам)

***

Вот идет колючий еж, (ходим по кругу)
Он на елочку похож, (руки вверх, растопыриваем пальчики)
Все грибочки еж собрал, (наклоняемся, «собираем грибочки»)
И домой он зашуршал. (идем, шурша ногами по полу)

***

— Кисонька-мурысонька, где была? (одна кисть сжата в кулачок – это «кисонька», гладим ее второй рукой)
— На мельнице. (указательными пальчиками стучим друг о друга, перекрещивая их)
— Кисонька-мурысонька, что там делала? (гладим «кисоньку»)
— Муку молола (трем ладошкой о ладошку)
— Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? (гладим «кисоньку»)
— Пряничек. (округлыми руками «лепим» комок)
— Кисонька-мурысонька, с кем пряничек ела? (гладим «кисоньку»)
— Одна. (показываем указательный палец руки)
— Не ешь одна! Не ешь одна! (грозим указательным пальцем)
Угости детишек. (разводим руками)

***

Ладушки-хлопушки, (хлопаем руками)
Где вы бывали? (показываем ладошки)
Много работали? – Да! (ударяем по коленкам)
Рылись в песочке. (гребем пальцами рук по полу)
Пекли пирожки. (имитируем лепку пирожков)
 Что еще делали? (показываем ладошки)
 Кубики сложили, (ставим два кулачка рядом друг с другом)
Домик смастерили. (соединяем две ладошки в форме крыши)
Тук-тук, тук-тук (стучим кулачком о кулачок)
Вот какой большой, (поднимаем руки вверх)
С крышей и трубой (опускаем руки вниз)

***

Птички, птички, невелички, (соединяем и разводим выпрямленные пальцы рук в щепоть и обратно – машем крыльями)
Все летали и летали, крыльями махали.
Высоко летали, крыльями махали, (машем поднятыми руками)
Низко летали, крыльями махали, (машем опущенными руками)
Далеко летали, крыльями махали, (вытягиваем руки вперед)
Близко летали, крыльями махали, (приближаем руки к груди)
Полетали, устали, на головушку сели, (кладем руки на голову)
Опять полетели. (снова машем «крыльями»)
На ладошку сели, песенку запели: (одна ладошка выпрямлена, на другой руке складываем пальцы «клювиком»)
«Клю-клю-клю, клю-клю-клю, (стучим «клювиком» по ладошке)
Как я зернышки клюю!»
Вот птенцы, а вот гнездо. (пальцами правой руки делаем щепоть  – это «птенцы», левой рукой обхватываем  пальцы – «гнездо»)
Всем птенцам в гнезде тепло.

***

Мы построим дом, дом. (поочередно кладем то правую ладонь на левую, то левую на правую)
Будем жить мы в нем, в нем.
Крышу не забудем, (пальцы рук соединены над головой)
Окошечко прорубим. (ладони обнимают локти над головой)
Утром папочка придет, (машем правой рукой)
Утром мамочка придет, (машем левой рукой)
Утром солнышко взойдет. (поднимаем обе руки вверх, пальцы растопырены)

***

Стол я взад-вперед пилю, («пилим» ребром ладони стол)
На две части разделю.
Я пилить уже привык,
Вжик-вжик-вжик.
Постругаем мы сейчас, (выполняем движения ладонью как рубанком: от себя ладонь скользит по столу, а по направлению к себе ладонь не касается стола)
Будет гладким столик наш,
Стружки сыплются вокруг:
Раз-два, струг-струг.
Молоточек, поскорей (стучим кулаком по столу)
Помоги нам, гвоздь забей!
Молоток ответил: «Так,
В этом я, друзья, мастак!»
Слышен всюду громкий звук:
Тук-тук, тук-тук.
Чтоб шуруп вкрутить, (складываем ладонь в кулак, выпрямляем указательный палец, прикладываем палец к столу и выполняем им вращательные движения как отверткой)
Надо сильным быть.
Отвертку в руки я беру
И кручу, кручу, кручу.

***

Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья.

***

Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик встал и съел. (отводим большой  пальчик)
Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)

***

Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре, пять,
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!

***

Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил,  (массаж каждого пальца по очереди)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
Да всех братцев забавлял.

***

Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик)
Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
А этому не дала: (хватаем мизинчик)
«Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!» (похлопываем по мизинчику)
Можно так продолжить:
Знай наперед:
Здесь водичка – холодненька, (поглаживаем запястье)
Здесь – тепленька, (поглаживаем на сгибе локтя)
Здесь – горяченька, (поглаживаем плечо)
А здесь – кипяток-щекоток! (щекотим под мышкой)

 

Стишки для запоминания названий пальчиков

В этом возрасте ребенок уже может запомнить все названия пальчиков и с удовольствием показывать, где мизинчик, где указательный пальчик и т.д. Помощниками в этом деле станут простые веселые стишки.

Во время прочтения стишков вы можете либо загибать/разгибать соответствующие пальчики, либо показывать на них указательным пальчиком другой руки. Старайтесь в разных стихах использовать разные движения.

Этот пальчик самый большой,
Самый веселый, самый смешной!
Этот пальчик указательный,
Он солидный и внимательный.
Этот пальчик средний,
Не первый, не последний.
Этот пальчик – безымянный,
Он не любит каши манной.
Самый маленький – мизинчик,
Любит бегать в магазинчик!

***

Палец толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец Средний – самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный – поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

***

 — Где твой пальчик большой?
 — У меня за спиной!
 — А где твой указательный?
 — Посмотри внимательней!
 — А где твой средний палец?
 — Вот какой он красавец!
 — А где твой безымянный?
 — Вот, с кольцом оловянным!
 — А мизинчик-малышка?
 — Вот он, младший братишка!

***

Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (показываем на большой палец)
Указательный – поймал, (показываем на указательный палец)
Средний – гуся ощипал, показываем на средний палец)
Безымянный – печь топил, (показываем на безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (показываем на мизинец)

Ну и напоследок рекомендую посмотреть музыкальные песенки-игры Е. Железновой,  которые как раз понравятся малыша от 1 года 9 месяцев. СКАЧАТЬ ИХ МОЖНО ЗДЕСЬ. Это тоже жестовые и пальчиковые игры, только под музыку.

Благодарю за внимание! До встречи!

Искренне ваша, Яна Разначенко


РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ



УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА



МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?


 

jili-blog.ru

Пальчиковые игры для детей до года (по месяцам) + видео

Пальчиковые игры — прекрасное развлечение для маленьких детей. Они увлекательны и эмоциональны. А главное – очень полезны в плане развития мелкой моторики, интеллекта и речи. К тому же, никаких финансовых затрат здесь не нужно. Всё, что вам потребуется, чтобы занять своего малыша – это руки да несколько выученных наизусть стишков-потешек. Педагогами и психологами всего мира пальчиковые игры для детей до года признаны одним из самых эффективных инструментов раннего развития, а сам тип развлечения постепенно совершенствуется и видоизменяется.

Пальчиковые игры: суть и предназначение

Пальчиковые игры развивают у детей связную речь, интеллект и творческое мышление

Игры, которые помогали развивать кисти и пальцы рук, были придуманы давным-давно. В Японии, чтобы побудить детей активно работать пальчиками, им предлагали перекатывать грецкие орехи. В Китае для занятий с малышами использовали шары различной величины, сделанные из разных материалов (глины, дерева, металла).

В России с давних времён народ сочинял множество стишков и потешек, сопровождающихся самыми разнообразными движениями. Оказывается, не только для развлечения малышей они были придуманы. А для развития у детей творческого мышления, воображения и речи.

Самая распространённая пальчиковая игра — «Сорока-Ворона». Она знакома многим поколениям детишек до нас. Для чего же она так нужна?

Речь малыша и его руки тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что центры речи и движения рук расположены близко в головном мозге. Стимулируя движения рук и пальчиков можно развивать речь ребёнка.

Дети, с которыми родители систематически играют в пальчиковые игры, лучше мыслят и начинают разговаривать гораздо быстрее своих сверстников, с которыми по этой методике совсем не занимаются.

Это объяснить довольно легко. Правая часть детского мозга отвечает за творчество, а левая — за мышление. Для того чтобы у ребёнка развивались оба полушария, необходимо правильно и одинаково их тренировать. Вам помогут достичь этой цели всё те же пальчиковые игры.

Легко и непринуждённо, играя и развлекаясь, развивайте вашего малыша, когда вам удобно, и где вам удобно. Но здесь следует учесть и ещё одну немаловажную деталь.

Наиболее эффективны пальчиковые игры именно в грудничковом возрасте. И начинать занятия нужно сразу же, когда вы заметите, что кроха перестал сжимать свои ручки в кулачок. А это происходит, примерно, в два месяца.

Возрастные рамки

Ребёнок, начиная с самого своего рождения и лет до восьми, развивается очень быстро. Что касается пальчиковых игр, то условно этот период можно разделить на несколько возрастных интервалов, каждому из которых присущи свои особенности.

  • От двух до шести месяцев. Необходимо поглаживать ручки ребёнка. Очень важно, чтобы мама общалась с малышом прикосновением рук.
  • От семи месяцев до девяти. Движения рук становятся более интенсивными. Такие прикосновения являются отличным массажем.
  • От девяти месяцев до полутора лет. Игры можно разнообразить применением пальчиковых игрушек, шариков, бусин, пирамид, пластилина и теста для лепки.
  • От полутора до трёх лет. Отличное время для использования в пальчиковых играх развивающих игрушек и пособий. Уже можно с их помощью начинать учить с малышом названия цветов, геометрических фигур, частей тела, цифр и т.п. А сделать занятия более интересными помогут различные вспомогательные предметы. Не бойтесь экспериментировать и фантазировать. Это могут быть всевозможные шнуровки, пуговицы, застёжки, молнии и замочки, природный материал, конструкторы и др.
  • От трёх до шести лет. Детям стоит заниматься пальчиковыми играми с усложнением. Лишь к трем годам пальчики становятся хорошо развитыми. В таком возрасте малыш должен хорошо уметь завязывать узелки, неплохо раскрашивать рисунки и многое другое.
  • От шести до восьми лет. Можно использовать занятия рисованием и прикладными искусствами, которые прекрасно помогут вашему ребёнку развиваться всесторонне.

Правила проведения

В первую очередь пальчиковые игры должны быть интересными. Поэтому существует несколько правил для их проведения.

  1. Обоюдная заинтересованность – обязательное условие для начала игры.
  2. Самое благоприятное игровое время – 5-10 минут. Дольше нет смысла продолжать занятие. В лучшем случае малышу надоест такое времяпровождение. В худшем — он больше не захочет возвращаться к игре, ни под каким предлогом.
  3. Для проведения пальчиковых игр мама должна быть готовой: хорошо знать детские стишки, иметь игровой реквизит.
  4. Не стоит отвлекаться. Всё внимание сосредоточьте на ребёнке.
  5. Пальчиковые игры должны соответствовать возрасту малыша. Нет никакого смысла спешить и опережать.
  6. Цель занятий – развитие мелкой моторики. Лучший возраст для этого — от двух месяцев до шести лет.
  7. Разнообразие – ваш главный козырь. Надевайте на пальчики ребёнка колпачки и рисуйте на них смешные смайлики. Используйте все подручные материалы. Ваша задача – завоевать и удержать внимание малыша. И здесь любой креатив не будет лишним.

Пальчиковые игрушки можно купить в магазине, а можно смастерить из подручных средств своими руками

Виды

Пальчиковые игры делятся на три вида. Каждому возрастному периоду соответствует своя сложность игры.

  • Игры для самых маленьких (2-6 месяцев). Это простые задания, которые помогают развивать реакцию. К примеру, похлопывания, касания, повтор движений.
  • Упражнения и массаж (7-12 месяцев). Укрепляют мышцы кистей рук и пальчиков.
  • Сказки (от 9 месяцев). Этот вид отличается тем, что можно изображать героев с помощью собственной руки. Примером является популярная пальчиковая игра “Сорока-Ворона”.

Но помимо «Сороки» пальчиковых игр существует великое множество. И вашему вниманию – некоторые из них.

Примеры

Настройтесь на игру. Приготовьтесь к тому, что вам необходимо будет помогать своему малышу некоторое время. Затем карапуз самостоятельно сможет руководить процессом.

Не стоит спешить. Игра должна быть, прежде всего, комфортной для ребёнка.

Игра «Дятел»

(Правая рука изображает дятла, а левая — дерево).

Дятел дерево долбит: тук-тук-тук.

(Поменяйте руки. Теперь правая рука — дерево, а левая – дятел).

Целый день в лесу стоит: стук-стук-стук.

Игра “Указочка”

(Укажите пальчиком на ротик малыша).

Ротик мой умеет кушать.

(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).

Нос дышать, а ушки слушать.

(Покажите, как моргать глазками).

Могут глазоньки моргать.

(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).

Ручки всё хватать, хватать.

Слова для игры «Мышонок»

Игра «Муха»

(Изобразите правой ручкой крылышко мухи).

Вот летела муха.

(Муха приземляется на другую ручку).

На варенье села.

(Соприкоснитесь ладошками и вращайте их).

Вымазала брюхо.

(Муха улетает).

Дальше полетела.

Игра «Улитка»

(Согните правую ручку. Придерживайте большим другие пальчики так, чтобы безымянный со средним были согнуты, а указательный и мизинец оставались в обычном положении).

Тычет рожками улитка.

(«Улитка» упирается в левую руку).

Заперта в саду калитка.

(Левая ручка пропускает улитку).

Пропусти домой улитку.

Слова для игры «Ути-ути»

Игра «Засыпалочка»

(Положите головку ребёнка на подушку).

На подушку головой.

(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).

Глажу, глажу лобик свой.

(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).

Глазки закрываю.

(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).

Быстро засыпаю.

Игра «Котёнок»

(Покажите 1 пальчик малыша).

Я один шёл по дорожке.

(Покажите 2 пальчика).

Шли со мной мои две ножки.

(Покажите 3 пальчика).

Вдруг навстречу три мышонка.

(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).

Ой, мы видели котёнка!

(Покажите 4 пальчика малыша).

У него четыре лапки.

(Покажите пальчиками острые когти).

На лапках — острые царапки.

(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).

Один, два, три, четыре, пять.

(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).

Нужно быстро убегать!

Слова для игры «Ладушки»

Игра «Гости»

(Делайте вид, что ваши пальчики бегут).

Гости к Кате прибежали.

Все друг другу руки жали.

(Соедините указательный и большой палец).

Здравствуй, Жора!

(Соедините средний и большой палец).

Здравствуй, Жанна!

Рад Серёжа.

(Соедините безымянный и большой палец).

Рад Снежана.

(Соедините мизинец и большой палец).

Не хотите ль пирожок?

(Сложите вместе ладошки).

Может коржик?

(Покажите две ладошки).

Иль рожок?

(Упритесь кулачками).

Вот драже вам на дорожку.

(Укажите на ладошке пальчиком).

Вы берите понемножку

(Сжимайте ручки в кулачок).

Все стряхнули быстро крошки.

(Стряхиваете с ручек крошки).

И захлопали в ладошки!

(Хлопаете ручками).

Игра «Комар»

(Водите вокруг ушка пальчиком).

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж.

(Водите вокруг носика пальчиком).

Летят осы вокруг носа, с-с-с.

(Дотроньтесь пальчиком до лобика).

Летит комар, на лоб — оп!

(Дотроньтесь ручкой до лобика).

А мы его хлоп!

(Зажмите кулачок и поднесите к ушку).

И к уху, з-з-з.

(Разожмите кулачок и подуйте на него).

Отпустим комара? Отпустим!

Видео «Пальчиковые игры для годовалых малышей»

Занимайтесь с ребёнком систематически. Постепенно задания усложняйте. Получайте удовольствие от общения со своим крохой. А за результатами дело не станет. На практике это доказано не только специалистами, но и многими поколениями малышей, выросших, одновременно играя и развиваясь. Проводите время весело и с пользой. Именно в этом и заключается, наверное, вся ценность пальчиковых игр для совсем ещё маленьких карапузов.

babyzzz.ru

Пальчиковые игры для малышей – простой способ воспитать личность

Здравствуйте, я Татьяна Сухих приветствую своих дорогих и любимых читателей, которым важно развивать своих малышей. Я надеюсь, что мои слова никого не обидят, ведь сегодня я буду сокрушаться на опекунов, совершенно не уделяющих внимание развитию детской моторики! Как же можно до такой степени не заботиться о будущем своих детей! Ведь пальчиковые игры для малышей сегодня – это успешное достижение целей ребенком завтра.

Содержание статьи:

Правильное развитие с интересными изобретениями

Уважаемые мамы и папы, поймите, что мелкая моторика важна не только для правильной работы ручек или пальчиков, от этого процесса зависит умственное развитие, последующие успехи в школе и даже продвижение по карьерной лестнице ребят во взрослой жизни. Поэтому не упускайте момент и начинайте проводить свои совместные занятия с пользой!

Несомненно, планирование правильных игр и занятий без консультации специалиста или полученного ранее опыта молодым родителям сложно. А ведь помимо развития моторики, пальчиковые игры благотворно развивают речь малыша, его память и воображение. В конце концов, таким нехитрым способом мама всегда может отвлечь внимание своего чада в общественном месте.

Поэтому авторы книг и изобретатели игрушек трудятся в помощь для мам и пап, как, впрочем, и педагогов с максимальной пользой.

Так для развития мелкой моторики и речевого навыка у детей 3 лет и старше логопедом О.И.Крупенчуком была разработана комплексная программа «Тренируем пальчики – развиваем речь», подробно описанная в одноименной книге. Здесь воспитатели, логопеды, родители и их воспитанники найдут массу увлекательных упражнений для малышей.

А вот квалифицированная помощь педагогам ДОО представлена в электронном пособии для развития дошкольников «Здравствуй, пальчик! Как живешь?». Здесь вы сможете планировать свои занятия согласно тематическим блокам. Эта работа автора Л.Н.Калмыковой оценивается, как незаменимая помощь в психолого-педагогическом сопровождении развития личности согласно плану ФГОС. Данный экземпляр пособия так же представлен и в Интернет-версии, получить который не составит никакого труда при установке специальных программ.

Примите во внимание!

Интересной идеей для развития детского музыкального слуха, чувства ритма, а также цветового и тактильного восприятия и, конечно, мелкой моторики характеризуется маракас на ножке «Жирафик». Игрушка предназначается для ребят до 2 лет и старше.

Огромный интерес у детей младшего дошкольного возраста вызывает конструктор «Шнуровочка», состоящий из 40 различных по цвету и форме фигурок, которые следует нанизывать на шнурок. Такая игра не только развивает мелкую моторику малыша, она заставляет фантазировать, изучать цвета и форму, привыкать к новизне тактильных ощущений, заниматься самостоятельно. Плюс ко всему таким способом дети 2-3 лет учатся мыслить логически, готовятся к письму, развивают аккуратность и усидчивость.

И наконец, даже для самых маленьких придутся кстати пирамидки на основании. На столбиках этой тройной конструкции нанизаны фигуры разных форм и цветов. То есть малыш может менять детали местами, выстраивать их по цвету или форме. С этой игрушкой он отлично воспримет цвета, разовьет логику, разработает мелкую моторику.

Начало для развития моторики

Родителям иногда кажется, что развивающие игры с совершенно несмышленым малышом проводить еще рано. Они предоставляют ему возможность познавать мир так, как это получается у ребенка самостоятельно. От части, такая свобода в развитии для детей является правильной за исключением небольшой детали – помощи воспитателей и опекунов. Для родителей важно подтолкнуть своих крошек в правильном направлении, помочь им проявлять самостоятельность с пользой. Поэтому занятия следует начинать до года, а именно в период 6-7 месяцев. Как это правильно начинать делать вы можете увидеть на этом видео

Пальчиковые игры для малышей до года, видео о которых вы просмотрели, важны еще и со стороны интеллектуального или эмоционального развития впечатлений, которые крохе могут дать только мама и папа. Одновременно с тем вы сможете развивать речь и память ребенка, проводя ваши занятия в стихах. Стихотворная форма игры всегда привлечет внимание малыша.

Занятия для совсем маленьких должны включать в себя легкие поглаживания ладошек, разминку каждого пальчика в отдельности, а после всей кисти в целом. Всего 2-3 минуты таких игр в день разовьют огромный потенциал у ребенка. На заметку рекомендуется взять всем знакомые «Сороку-белобоку», «Козу-рогатую», «Ладушки» и другие. Сейчас также не составит труда отыскать массажные резиновые шарики, вращать которые можно по ладони ребенка. Эти игрушки вполне безопасны, а для совсем маленького малыша они представляют немалый интерес. Ведь эти мячики различны согласно цветовой гамме и имеют смешные «пупырышки».

Растем вместе с пальчиковыми играми

Когда ваш малыш уже перешагнул годовалый рубеж, его занятия должны становится более самостоятельными. Процесс игры происходит таким образом: взрослый показывает малышу движения пальчиков, а ребенок повторяет за ним.

К примеру, от 1 года можно показывать ребенку колечки, соединяя поочередно большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Игру можно проделывать под веселую музыку или рассказывая интересные стишки-считалочки, развивая тем самым речевые навыки малыша.

Ребенку очень интересно будет узнать, что у вас в кулачке, если вы затеете игру «Хома-хомячок». Сюрпризы для детей – большая радость. Даже самая простая конфетка или маленькая игрушка, которую потребуется найти в вашей руке будет воспринята с большим восторгом. Занятие подразумевает, что малыш будет сам разгибать ваши пальчики поочередно, в то время как вы будете приговаривать следующее:

Хома, Хома-хомячок,

Разожми мой кулачок,

Ну-ка, ну-ка разожми,

Что найдешь, себе бери.

С 1,5 года до 2-х лет ребенку можно показывать специальные картинки, на которых изображено то или иное положение пальчиков. Пособие с такими карточками пригодится не только для родителей, но и воспитателей дошкольных учреждений.

Превосходным упражнением для развития мелкой моторики является игра «Золушка». Для этого вам потребуются разные крупы: фасоль, макароны, горох. Для полезного эффекта малышу достаточно запустить ручку в емкость с перемешанными ингредиентами, как будто он кашку варит и мешает. Кстати говоря, крупы помогают мелкой моторике и совсем маленьким крошкам.

К примеру, из перечисленных бакалейных продуктов можно сделать мягкую подушку, добавив еще гречки и риса. Щупать такое изделие крохе интересно и даже приятно. А вот в более взрослом возрасте ребенку можно предложить отделить фасоль от гороха и макарон – способ развития старенький, но поверьте очень эффективный!

Существуют и самые простые, но при этом увлекательные упражнения. К примеру, так называемые «Новогодние огни», когда сжатые малышом пальчики резко разжимаются в разные стороны. Как будто фонарики зажглись. А потом возвращаются в исходное положение – фонарики потухли.

Обязательные рекомендации

С последующим взрослением детей можно использовать игры имитирующую рубку капусты, замешивание теста или элементарное мытье рук. Для такого занятия не сложно найти приспособления даже воспитателям в детском саду. Емкость, наполненная водой – да и все. В вашу миску или чашку можно добавить игрушечные овощи, который ребенок может попробовать помыть. Таким образом, вы вырабатываете тактильные ощущения, а еще и овощи параллельно изучаете.

Для того, чтобы ваши занятия вызывали у малыша только приятные ощущения, следует помнить следующие правила:

  • Не начинайте играть с крохой холодными руками. Погрейте их предварительно под теплой водой или просто разотрите полотенцем.

  • Если ваша игровая затея предполагает использование новых предметов или персонажей, предварительно расскажите ребенку о них, так сказать – познакомьте. Для этого также можно использовать разные картинки.

  • Пальчиковые игры с малышами до 1 года должны проходить в спокойной, пассивной обстановке.

  • Помимо движения пальцев и рук максимально используйте мимику лица.

  • Всегда поощряйте успехи детей, даже если у них не всегда получается делать все правильно или как того требуют правила игры.

  • Не стоит полагаться исключительно на консультации специалистов или вспомогательные игрушки. Проявляйте фантазию, ведь вы знаете свое чадо значительно лучше, чем авторы специализированных книг, и можете придумать аналог предложенного кем-то занятия, но на свой, более интересный для ребенка лад.

На этом, я думаю данную публикацию можно завершить. Надеюсь, что она помогла вам осознать всю важность детских пальчиковых игр. Они очень просты и не требуют особых усилий или времени. Исключительно родительской любви и заботы. А со всем остальным помогу вам я, Татьяна Сухих. До новых встреч и занимательных вам и вашим малышам игр!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 20.05.2015

Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…

Опубликовано: 22.07.2015

Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…

Оцените запись

metodbv.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *