cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Отличительные черты ранних цивилизаций таблица – Тема 2.1. Ранние цивилизации, и их отличительные черты.

Тема 2.1. Ранние цивилизации, и их отличительные черты.

ЗАДАНИЕ:

Изучить:

  1. конспект

  2. Самыгин П.С. История § 2.2. (стр.30-33, 36-37, 39-41 , ответить на вопросы

  3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История §7–9, 12 ответить на вопросы

Студент должен знать:

2.1.1. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира.

2.1.2. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений.

2.1.3. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения.

2.1.4. Политический строй. Типы государств древности.

2.1.5. Общее в развитии древних цивилизаций.

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Студент должен знать:

1. Особенное в развитии древних цивилизаций (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай):

- материальная культура и экономика ранних цивилизаций,

- социальный строй,

- политическая и военная организация, идеология,

- менталитет.

2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

ЗАДАНИЕ:

Изучить: Самыгин П.С. История § 2.2., ответить на вопросы

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История §7–9, 12 ответить на вопросы

Составить таблицу особенностей древних цивилизаций

Цивилиз-я

Материальная культура

экономика

социальный строй

полит-я и военная организ-я

идеология

менталитет

Другое

Египет

Передняя Азия

Индия

Китай

Введение.

Возникновение древнейших цивилизаций.

  • Развитие земледелия и скотоводства,

  • появление ремесел,

  • строительство древнейших городов

свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания.

Организация жизни общества стала более сложной.

Появились люди, управлявшие другими людьми.

Примерно в середине 4 тыс. до н. э. начался

переход человечества от первобытности к цивилизации.

Показателями этого перехода было:

  • возникновение первых государств,

  • развитие городов,

  • письменности,

  • новых форм религиозной и культурной жизни.

Цивилизация - это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью.

Слово "цивилизация" происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный". Цивилизация противоположна неорганизованному, дикому состоянию жизни, грубому поведению человека, не считающегося с другими.

Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями.

Историю Древнего мира можно представить

как сосуществование и смену различных цивилизаций.

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. Сюда, в плодородные долины Нила, Евфрата. Тигра, Инда и Хуанхэ, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой. Их взаимодействия обусловили определенное единство Древнего мира при существовании разных цивилизаций и культур.

От бронзового века к железному. Древнейшие цивилизации возникли в медном веке.

В дальнейшем люди изобрели бронзу - сплав меди и олова. Бронза была прочнее и тверже меди. Из нее стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Бронзовый век, начавшийся в конце 4 тыс. до н. э., продолжался примерно до сер. 1 тыс. до н. э.

С I пол. 1 тыс. до н. э. бронзу начало вытеснять железо. Люди высоко оценили возможности вновь открытого металла. Наступил железный век. Освоение железа дало толчок техническому развитию древних цивилизаций.

studfiles.net

Урок 3. Ранние цивилизации, их отличительные черты — КиберПедия

 

Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV—111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции.

К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.

Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци­вилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели —

древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию.

Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.



Урок 4. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

 

Первые цивилизации возникли в двух местах независимо друг о друга в Двуречье и в Египте в IV-III тыс. до н.э. и в III тыс. до н.э. в Индии , в III-II тыс. до н.э. в Китае. Эти цивилизации назывались речными.

Двуречье ( совр. Ирак)

Здесь появились гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, новые формы письменности. В конце IV тыс. до н.э. несколько политических центров Южного Двуречья объединились в государство Шумер. Со II тыс. до н.э. ведущую роль в регионе начинает играть Вавилон, который стал могущественной державой при царе Хаммурапи. В XIV-VII веках до н.э. усиливается Ассирия, после падения которой возникает Нововавилонское царство. Персы –выходцы с территории современного Ирана, сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н.э. основали Персидское царство.

Шумер → Вавилон→ Ассирия → Нововавилонское царство →

Персидское царство.

Египет.

В IV тыс. до н. э. Египет был разделен на Верхний и Нижний. Они объединились в III тыс. до н.э.

Египет и Китай. Общие черты:

1. Население- представители одного этноса.

2. Имели устойчивый государственный аппарат.

3. Во главе стоял обожествленный правитель.

4. Огромную роль в государстве играли жрецы – чиновники, которые управляли аппаратом и распределяли продукты среди всего населения.

Индия.

Во второй половине II тыс. до н.э. в Индию вторглись племена ариев. Они заселили долину Ганга, подчинив себе местное население. Пришедшие арии жили родовым строем. Во главе племени стояли вожди- раджи, которые опирались на прослойку воинов- кшатриев. Арии установили систему варн(каст)- деление на социальные группы. Во главе стояли жрецы- брахманы, за ними шли воины- кшатрии, затем производители- вайшьи и покоренное население- шудры. Принадлежность к варне наследовалась, изменить ее было невозможно, браки заключались между представителями одной варны.



Восточное средиземноморье.

Здесь возникают первые урбанистические центры. Город Иерихон в Палестине известен как древнейший город в мире(VIII тыс. до н.э.). Восточное средиземноморье-центр пересечения торговых путей. С III тыс. до н.э. города Восточного средиземноморья становятся важнейшими центрами транзитной торговли. Восточное средиземноморье делится на три части:

на севере- Сирия,

на юге- Палестина,

в центре- Финикия.

Финикийцы изобрели буквенное письмо. Этот алфавит лег в основу всех современных алфавитов.

 

Урок 5. Античная цивилизация.

Античные цивилизации.

cyberpedia.su

"Ранние цивилизации, их отличительные черты"

Урок 1. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Цели урока:

- ознакомиться с хронологическими рамками истории Древнего мира; изучить предпосылки возникновения государства; рассмотреть историю первых государств Древнего мира; уяснить понятия Древний мир, традиционное общество, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, каменный век, бронзовый век, железный век;

- учиться представлять изученный материал в форме таблицы;

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению фактов и понятий.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: атласы, иллюстрации

План урока

1. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

2. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай. Общая характеристика

3. Особенности развития

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Повторить предпосылки возникновения цивилизации.

3. Изучение нового материала

1.Слушая рассказ учителя и работая с картой установить географические и хронологические рамки истории Древнего мира.

2. Дать общую характеристику истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая.

3. Обучающие слушают рассказ учителя и заполняют сравнительную таблицу

Государство

Материальная культура

Экономика

Социальный строй

Политическая и военная организация

Идеология

4. Завершающий контроль

Назвать отличительные черты ранних цивилизаций

5. Рефлексия

Сформулируйте свое мнение об уроке, что понравилось.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса. § 6

infourok.ru

Ранние цивилизации, их отличительные черты


Начало цивилизации. Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV—111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции. К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов. Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци­вилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели — древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию. Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль. Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.

                                Древний Египет.

Жители Египта создали одну из первых циви­лизаций, Египетское государство находилось в долине Нила — уз­кой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км, расширяющейся в дельте. Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для оби­тателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения. Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земле­делия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства — Верхний и Нижний Египет. Верх­ний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) — в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 г. до н.э. правителю Верхнего Египта Мине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами. Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800гг. до н.э.), Древнее (2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050- 1750 гг. до н.э.), Новое (1580—1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 — 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий. Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появи­лись орудия из меди и бронзы. В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд земледельцев. Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чи­новники проводили смотр детей, достигших трудоспособного воз­раста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообрази­тельных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником. Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. Также был организован труд ремесленников. В хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как прави­ло, чужеземцы. Долгое время их было немного. Только во времена Нового царства количество рабов увеличилось, они стали тру­диться в ремесленных мастерских и на полях. Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фа­раон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанав­ливал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом. Период Древнего царства был временем наибольшего могуще­ства фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объеди­нен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завое­вательные походы на юг к богатую золотом Нубию. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы. В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на про­стых воинов, которым предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу удалось изгнать кочевников из Египта. Яхмос стал основателем 18-й династии. С этой династии начинается период Нового царства. Фараоны Нового царства вели постоянные войны. В результате походов была присоединена почти вся Нубия. В Азии войска фараонов вышли к Евфрату. В Египет поступали огромная дань, рабы. Наибольшего могущества держава достигла при фарао­не 18-й династии Аменхотепе III. Однако со временем в Перед­ней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Егип­том. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов, силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией. Города-государства Шумера.  Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений. В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса. В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский. В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами. Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии. В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев. Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. В начале 2 тысячеле­тия до н.э. усиливается город Вавилон на Евфрате, где правили цари одной из аморейских династий. При царе Хаммурапи (1992 — 1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали большую часть Месопота­мии. Вавилон превратился в громадный город с великолепными дворцами и храмами, многоэтажными домами и широкими ули­цами. О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это обширный и про­думанный свод законов, служивший образцом для последующего законодательства многих стран Передней Азии. В основе закона лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око»). Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадле­жала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полно­стью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя в рабство. Однако закон ограничивал долговое рабство. Свобод­ные делились на две категории — полноправных и зависимых людей. Предполагается, что полноправные являлись членами общин, а зависимые люди трудились на полученных от царя на­делах. В 1518 г. до н.э. Вавилония была завоевана кочевниками-касситами. Восточное Средиземноморье в древности. Своеобразную форму имела древневосточная цивилизация в районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря. Здесь пролегали важ­нейшие торговые пути — из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу. Узкая полоса восточного побережья Средиземного моря на тер­ритории современного Ливана и части Сирии называлась Фини­кией. Здесь находился один из древнейших очагов земледелия. Бла­годаря наличию многих полезных ископаемых процветало ремес­ло. Но со временем главным занятием жителей Финикии стала международная торговля. Финикийцы продавали свои товары — древесину, смолу, пурпурные ткани, стекло, металлы. Еще боль­шее значение для них имела посредническая торговля. В Финикии возникло несколько городов-государств во главе с царями. Первоначально первенствовал город Библ, имевший древ­ние связи с Египтом. Позже возвысился город Тир. Его царь рас­пространил свое влияние на другие города, хотя единого государ­ства у финикийцев так и не возникло. Финикийские города на протяжении значительной части своей истории находились в за­висимости от Египта, а позже от государств Передней Азии, но сохраняли внутреннюю автономию. Финикийцы прославились как отважные мореходы. Еще во II ты­сячелетии до н.э. они достигли Пиренейского полуострова, где возник город Гадес, ставший центром добычи и торговли сереб­ром и оловом. В начале I тысячелетия до н. э. финикийские колонии распространились по всему побережью Средиземного моря. В ко­лонии переселялись в основном жители Тира, но они становились самостоятельными государствами, хотя и сохраняли связи с Тиром. Крупнейшим из этих государств стал Карфаген. Финикийцы являются создателями первого в мире алфавита. Буквы финикийского алфавита обозначали лишь согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древ­ние греки. Через них алфавит пришел к римлянам, став основой большинства современных систем письма. Славянская, а позже и русская азбуки созданы на основе греческого алфавита. Всесторонние связи имели финикийцы с другим народом Во­сточного Средиземноморья — древними евреями. В середине II ты­сячелетия до н.э. часть аморейских племен Месопотамии двину­лась на запад. Переселенцы образовали новый народ, называв­ший себя «ибрим» (евреи), что означало «перешедшие через реку». Земледельцы Восточного Средиземноморья боролись с этими при­шельцами-кочевниками, частично смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами — пришельцами из Европы. От названия «филистимляне» произошло слово Палестина. Примерно с XIII в. до н.э. еврейские (израильские) племена превратились в господствующую силу в Палестине. Помимо ско­товодства они стали заниматься и земледелием. В конце XI в. скла­дывается Израильско-Иудейское царство во главе с царем Саулом. Период расцвета оно переживало в X в. до н. э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Затем оно распалось на Израильское и Иудей­ское царства. Позже могучие соседи нанесли жестокие удары по этим государствам. В VIII в. до н.э. погибло Израильское царство. В 587 г. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона, а многие евреи уведены в вавилонский член. Позже Иудей­ское царство возродилось в качестве зависимого государства. В период существования Израильского царства сказания древ­них евреев начали записывать в особые книги. Свод этих книг поз­же получил название Библия.

tptthistori.blogspot.com

РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Все самые ранние цивилизации возникали в плодородных районах по берегам крупных рек.
 
Шумер
 
Одной из первых появилась цивилизация в Месопотамии, что означает «междуречье». Наиболее бурное развитие получила цивилизация в южной части этой территории - Шумере, располагавшемся на территории современного Ирака.
Уже около 5000 г. до н. э. земледельцы освоили берега рек и окрестности болот. Жители Шумера выращивали пшеницу, ячмень, овощи и финики, разводили овец и коров. Дома были построены из кирпичей, изготовленных из ила и глины. Для скота были стойла из плетеных циновок. Земля Шумера была плоской и плодородной, но страдала от недостатка дождей. И хотя Евфрат каждую весну, разливаясь, затоплял свои берега, летом почва становилась от зноя твердой, как камень. Постепенно земледельцы научились строить оросительные каналы, чтобы создавать запасы воды и подавать ее на поля. Это позволило возделывать гораздо больше земель, и численность населения значительно увеличилась. Благодаря этому появились излишки продуктов питания и некоторые люди смогли стать ремесленниками, торговцами или священниками.
В ранний период шумеры выковывали изделия из цельных кусков меди. Около 4000 г. до н. э. они научились получать чистую медь из руды, нагревая ее до весьма высоких температур. Они открыли также способ литья расплавленной меди, серебра и золота в литейные формы. Примерно в 3500 г. до н. э. шумеры научились делать бронзу, соединяя в определенных пропорциях медь и олово. Период с 3000 до 1000 г. до н. э. часто называют Бронзовым веком, так как бронза получает в это время особенно широкое распространение.
По всей вероятности, именно в Шумере в период между 4000 и 3000 гг. до н. э. были сделаны первые шаги к созданию письменности. Новые города росли быстро, и возникала необходимость в записи многих сведений.
Шумеры торговали продуктами и тканями, обменивая их на древесину, камни и металлы. Купцы бывали в Малой Азии, Армении, на побережье Средиземного моря и Персидского залива.
Около 2370 г. до н. э. житель города-государства Лагаш в Междуречье - Урукагина, захватив власть (объявлен царем на третьем году правления), провел ряд реформ, направленных на увеличение числа полноправных граждан-воинов, снижение налогов, улучшение государственного управления, более справедливое распределение богатства. Это первые известные нам реформы, проведенные в интересах среднего слоя. Этот же Урукагина и упразднил остатки матриархата, в частности право женщины на развод и имущество мужа, двоемужество.
В 2132-2024 гг. до н. э. в городе-государстве Ур в Двуречье правила «Третья династия» в составе: Урнамуну-Шульги-Бурсин-Шусин-Ибисин. Наиболее прославился Шульги, правивший 52 года. В его царствование в Уре была практически упразднена частная собственность, осуществлялось централизованное планирование экономики вплоть до сбора всего зерна в царские хранилища, с последующим распределением «пайков». Планирование вторгалось даже в сферу семейных отношений - царские чиновники решали, кому можно и следует иметь семью, а кому нет. Подавляющее большинство населения фактически, а значительная часть и формально была обращена в государственных рабов. Их постоянно перебрасывали (пешим маршем) из одного района страны в другой, с одной «великой стройки» на следующую. Система круговой поруки и коллективной ответственности, построенная на тотальном контроле и всеобщем доносительстве, изощренных пытках и периодических «чистках» в армии, чиновном аппарате, который достигал 20% населения, а также среди земледельцев и рабов, была доведена до такого совершенства, что сведений о каком-либо недовольстве, а уж тем более восстаниях подданных до нас не дошло.
 
Египет
 
В эпоху, когда в Месопотамии возникали и развивались города-государства, культурные и экономические условия в Египте привели к появлению первого Великого народа в мировой истории. В древности Египет занимал практически ту же территорию, что и сейчас.
Цивилизация Древнего Египта выросла на берегах Нила. Благосостояние и процветание Египта было основано на сельском хозяйстве. Египтяне уже в древности научились регулировать уровень подъема вод при ежегодном разливе Нила с помощью разветвленной ирригационной системы. Земледельцы отмечали границы своих полей камнями. Считалось преступлением, если кто-то передвинет межевые камни. Долина Нила, превращенная в уникальную «природную машину», давала два раза в год урожай «сам 15-20». (Для сравнения в Средневековье урожай зерновых в Европе будет «сам 4-5», в современной России - «сам 5-7», в США - «сам 12-15».)
Египтяне умели обрабатывать металлы, и постепенно их применение увеличивалось. Ремесленники создавали изящную утварь, сегодня считающуюся настоящим произведением искусства. Ученые стандартизировали письменность, календарь, изучали астрологию, математику и медицину. Считается, что древнеегипетские врачи-жрецы делали операции по улучшению зрения путем микроскопических надрезов зрачка (нечто подобное делает в своей клинике знаменитый российский офтальмолог Федоров) и владели секретом лечения раковых заболеваний. Египтяне научились изготовлять писчий материал - папирус и даже стекло.
В Древнем Египте различались царское имущество и хозяйство и имущество и хозяйство частных лиц. Неприкосновенность благоприобретенного имущества постоянно подчеркивалась. Так, хозяева гробниц в надписях то и дело заверяли посетителей в своем законном, поэтому нерушимом праве на эти сооружения: мол, чтобы воздвигнуть их, они никого не ограбили, создали их на собственные средства, а также сполна заплатили мастерам.
Фараоны располагали огромными земельными богатствами и раздавали их не только храмам, но и знати.
Землевладелец своей землей мог распоряжаться как угодно. Мог быть пожалован, унаследован, передан по завещанию или приобретен и скот.
В Древнем Египте не было денег. Товар обменивали на товар, стоимость (ценность) которого была, по мнению торгующих, примерно одинаковой. Позднее была разработана специальная система, согласно которой стоимость товара оценивалась в весовых единицах меди. Эта единица получила название дебен. Но монетная система возникла в только в VII веке до н. э. в Лидии (Малая Азия).
 
Индия
 
Занимающая полуостров Индостан, иногда именуемый субконтинентом, Индия представляла собой благодатную страну, 3/4 территории которой занимают равнины и плоскогорья, пригодные для ведения сельского хозяйства. Субтропический климат и плодородные почвы долин Инда и Ганга позволяли снимать урожай 2-3 раза в год. Обилие и неглубокое залегание руды (медной, железной, серебряной, золотой) создавало благоприятные предпосылки для развития ремесла.
Около 10 тысяч лет назад жители Индии начали выращивать пшеницу, ячмень, а затем рис, который именно из Индии распространился по всему миру. Индийцы же первыми стали культивировать хлопок и изготовлять ткани из его волокна. Уже в Древности были приручены и одомашнены многие виды скота, а впоследствии даже слоны, которые использовались в строительных работах и военном деле.
Цивилизация Индии появилась на основе небольших общин, образовавшихся в долине Инда около 3000 г. до н. э.
Индийская деревня характеризуется высокой долей несельскохозяйственного населения. Четверть, треть, а иногда даже половина деревенских жителей могла быть занята ремеслом (включая мастеров золотых и серебряных дел), поддержанием культа (включая храмовую проституцию), охраной порядка и управлением. Деревни, как правило, были очень большими - от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. (Для сравнения средневековая европейская деревня как правило не превышала 50 дворов - 250 жителей, а доля несельскохозяйственного населения в ней составляла 5-9%).
Самыми крупными городами Древней Индии были Хараппа и Мо-хенджо-Даро. Площадь каждого из них равнялась примерно 250 гектаров, а население - 100 тысяч жителей. Индия, по-видимому, уже в те времена была самой густонаселенной страной в мире.
Но с 1800 г. до н. э. цивилизация долины Инда приходит в упадок. Причины этого не вполне ясны, но можно предположить, что одной из них были частые наводнения, а также то, что жители исчерпали плодородные почвы и вырубили почти все деревья.
Около 1500 г. до н. э. в долину приходит группа индоевропейских племен, называющих себя ариями. Арии основали несколько царств, и каждое имело своего собственного раджу - правителя. Богатство человека определялось по числу голов скета, в том числе двуногого, принадлежащего ему.
В этот период появляется разделение общества на «варны» - классы-слои. Сначала образуются три варны: брахманы - жрецы и священнослужители, раджанья - административная и военная знать и виш - земледельцы, ремесленники и купцы. В самом низу общественной лестницы находились дравиды - коренное население и потомки от смешанных браков. Они составили варну шудр. Позднее военная знать выделилась в варну кшатриев, а административная объединилась с брахманами. Еще позднее в дополнение к варновому делению, в основу которого положен административный принцип: различие прав и обязанностей по отношению к государству, сформировалась система «каст» - классов-сословий, которая сохранилась в Индии вплоть до наших дней. В основу кастового деления положен профессиональный принцип. Купцы и ремесленники, занимающиеся одним видом деятельности, сменить который практически невозможно, селились на одной улице, совместно платили налоги, выполняли другие повинности. Брак можно было заключать только с представителями своей касты, в противном случае супруги и их дети становились «неприкасаемыми» - самой низшей кастой.
 
Китай
 
В древности Китай был изолирован в географическом отношении, отрезан от остального мира морем, горами, огромными пустынями и степями Центральной Азии. Насколько известно, у Китая не было прямых контактов с западными странами вплоть до II в. до н. э., когда его посетило посольство из Рима. Поэтому его развитие шло во многом иначе, чем развитие других культур Древности.
Есть сведения о появлении земледельческих общин в долине реки Хуанхэ около 5 тысяч лет до н. э. Эта культура получила название Яншао. Земледельцы выращивали просо, фрукты, орехи, овощи, держали свиней и собак.
После периода земледельческих культур Китаем управляли несколько династий. Первую из них, династию Сю, по традиции принято относить к 2205 г. до н. э., но о ней сохранилось очень мало сведений. В 1766 г. до н. э. в местности, в которой сейчас находится провинция Хэнань, возникла династия Шан.
В конце XI в. до н. э. территория царства Шан была завоевана народом, называющим себя Чжоу. Территория царства Чжоу была разделена на небольшие уезды, некоторые из них управлялись ваном (царем), а другие - специально назначенными чиновниками. В VIII в до н. э. царство Чжоу распалось на множество мелких. В V в. до н. э. образовалось семь крупнейших государств, которые в течение последующих 250 лет постоянно вели войны друг с другом. Наконец, царство Цинь вышло победителем.
Первый император династии Цинь - Цинь Ши хуанди - не только объединил земли, усовершенствовал законодательство, административную систему, но и ввел единую денежную систему. Монеты имели отверстие посередине, чтобы их можно было нанизывать на шнурок. Он же начал строительство Великой стены, которая должна была защитить принадлежащие ему земли от набегов кочевников-гуннов. В результате этого была построена колоссальная стена длиной около 3000 км и шириной более 10 метров, известная под названием Великой Китайской стены.
Китайцы верили, что их повелители произошли от бога Ди. Он даровал династиям право на власть, и он же мог в любой момент ее отобрать. Это помогало китайцам понять и оправдать смену династий. В VI-IV веках до н. э. появились и другие учения. Мудрец Кун Цзы, известный на Западе как Конфуций, считал, что мир может быть восстановлен лишь тогда, когда люди научатся следовать строгим правилам поведения. Конфуцианство стало основой политического устройства китайского общества. Но Цинь Ши хуанди велел уничтожить конфуцианские трактаты и около 500 наиболее выдающихся конфуцианцев, поскольку опирался на учение так называемых легистов. Влияние конфуцианцев восстановилось лишь спустя четыреста лет поле смерти Ши.
Основателем даосизма считался мудрец Лао Цзы. Он учил: если люди будут жить в гармонии с окружающим миром, они смогут исполнить свое предназначение.
Изделия из железа появилось в Китае в IV в. до н. э. и сразу же было применены для производства оружия и доспехов. Китайцы обладали товарами, которые не производились больше нигде, например шелком, который изготовляли из коконов шелкопрядов - червей нескольких видов. В I в. до н. э. шелк из Китая экспортировали даже в Римскую империю. Китайцы экспортировали также полудрагоценные камни - особенно нефрит, а также фарфор и пряности.

 
 

referatwork.ru

3,4.Древнейшие цивилизации мира, их отличия от первобытности. Краткая характеристика цивилизаций Древнего Востока. Особенности древних цивилизаций.

По данным исследователей эпоха цивилизаций занимает очень маленькую часть из всей истории человечества по сравнению с первобытным обществом. Факторы, повлиявшие на зарождение цивилизаций: изначальный - природная среда, определяет механизмы взаимодействия человека с окружающим его естественным миром. Экономический фактор: Для зарождения, развития цивилизация должна основываться на определённой хозяйственной деятельности. Природная среда, человек как производительная сила и выработанный им уровень развития технологий – факторы, позволяющие цивилизации возникнуть и нарастить свой экономический потенциал. Мощным толчком к возникновению цивилизаций стала неолитическая революция (появившиеся в эпоху неолита земледелие, скотоводство, новые техники обработки камня, переход к оседлости и др). Иногда люди проходили через стадию неолита, но по ряду исторических обстоятельств не создали локальной цивилизации. Например, культуры Области Плодородного Полумесяца (Иерихон, Мерсия) – из-за наступления засухи. В другом случае неолитическая революция была необходимым условием появления цивилизации: Ц. месопотамская, древнеегипетская, древнеиндийская, древнекитайская и др. Бывало, что если у культуры неолит наступал позднее, чем у других, она не создавала своей Ц., а силой включалась в уже существующую. Очень важны духовные предпосылки – осознание человеком тех или иных ценностей. Происходит в процессе конкретной предметной трудовой деятельности, когда объекты оцениваются в пределах повседневных нужд. Закрепление религиозно-нравственных, правовых, экономических и политических ориентаций. Ядро Ц. - интеллектуальная элита, формирует систему высших ценностей, менталитет. В условиях определённой природной среды складываются тип хозяйственной деятельности и социальная структура, закрепляется совокупность ценностей. Так оформляется цивилизация. Для первобытности характерно: большое значение биологического фактора в жизни человека, единые стереотипы поведения (обычаи, обряды, табу), синкретическое (связывающее все элементы бытия) сознание, практическое отношение человека к действительности, родовая община, основанная на авторитете (старейшина, вождь).Для цивилизации: преобладание социального фактора над биологическим, индивидуализация образа жизни, социально-классовое разделение, появление письменных законов, разделение умственного и физического труда, миф, героический эпос, искусство, соседская община, город, государство, сила экономического принуждения.

Цивилизации Древнего Востока: Для них характерно 1. Первобытно-общинный строй как начало культуры. 2. Находились в поймах крупных рек, речных долинах. 3. Основа хозяйственной деятельности – ирригационные работы при государственной собственности. 4. Очень важны астрономические знания, в них включена система храмов и жречество. 5. Общество сословное (иногда кастовое), его структура связана с развитым разделением труда. 6. Основное занятие – сельское хозяйство, но руководящую роль играл город. 7. Государство существовало в виде территориального царства – имело ориентированную и измеренную землю. 8. Характер власти деспотический, жёсткая централизация и сакрализация власти. 9. Формирование государства сопровождалось развитием письменности – от пиктографии к иероглифическому письму. Самая древняя цивилизация -Междуречье(Месопотамии) – между реками Тигром и Евфратом. Существовала с 4 тыс. до н.э. до середины 6 в. до н.э.Древнекитайскаяцивилизация – бассейн реки Хуанхэ, затем до долины Янцзы. С конца 3 –нач. 2 тыс. до 3 в. до н.э. Особенность –изолированность, традиционность.Древнеегипетскаяцивилизация – долина реки Нил. С 5 тыс. до 1й пол. 4 в. до н.э. Особенности – замкнутость. Также к древним относятся древние цивилизации Африки, древнеяпонская, цивилизация Мезоамерики и др. Особенности - на примереДревнеиндийскойцивилизации. Её характерная особенность – изолированность: природные условия изолировали её от остального мира. Сначала разв-ся в долине реки Инд, потом почти на всей территории полуострова Индостан. Особенностью является резкая изолированность Индии от других стран. С севера она отделена Гималаями, с запада – Аравийским морем, с востока – Бенгальским заливом, с юга – Индийским океаном. Поэтому развитие Индии шло медленно и очень обособленно. 2 временных витка: 3 тыс. – 18 в. до н.э. и 7 – 3 вв. до н.э. Этнос – дравиды (негроидная раса) и арии (индоевропейцы). Религии – брахманизм, индуизм, буддизм (с этической направленностью). Ирригационное земледелие развивалось в долинах Инда и верхнего Ганга. Этапы: 1. К 3 в. складывается самобытнаяпротоиндийская культура, главные города Мохенджо-Даро, Хараппа. Её язык не расшифрован. Упадок её. 2. Вторжение арийских племён (полукочевые). Считается, от них произошли греки, латиняне, кельты и тевтоны. Появляются железные орудия, возделываются рис, сахарный тростник, хлопок. На смену родовому равенству приходит социальное расслоение, родовой организации – государство. Появляется то, что явл-ся характерной чертой древнеиндийской цивилизации – касты, или варны (брахманы – жрецы и мыслители, кшатрии – правители и воины, вайшьи – земледельцы, ремесленники и купцы, шудры – батраки, слуги. Были также неприкасаемые. Существовала жёсткая иерархия каст, границы между ними были непроницаемыми. Если человек вёл достойную жизнь, мог в следующей воплотиться в чел-ка касты выше прежней, и наоборот, т.о. жизнь превращалась в вознаграждение, смерть – в избавление от страданий. До 6 в. была раздробленность, потом 3. Возвысилосьгосударство Магадха, подчинили много территории. 4. Поход Александра Македонского в Индию. 5. Основание могущественной державы и династии Маурьев. 6. Правление Ашоки - особенно активно завоёвывал земли. 7. Конец династии Маурьев и воцарение династии Шунгов. Это царство не было централизованным. Это история междоусобной борьбы местных династий. Письменность: печати с нерасшифрованными надписями на протоиндийском языке; письменный язык – санскрит. Науки – астрономия, математика, медицина. В искусстве – фрески Аджанты. В политике – ориентация на небольшие государства. Сильная община, варново-кастовая система. Торговля. Деньги- клеймённые монеты. Особенность – локальность, традиционность.

Мифология. Множественность, несколько мифологических систем. В протоиндийской культуре культы плодородия, богини-матери. Зооморфные символы (имеющие образы животных). Ведийская мифология – у ариев. Собрание вед - гимнов в честь юогов – «Ригведа» и ещё 3 собрания. Написаны на санскрите. Сложный пантеон богов, основные объекты почитания – дэвы. На смену приходит индуистская мифология – в результате соединения ведийских концепций с более древними народными верованиями. Эпосы «Махабхарата», «Рамаяна», потом пураны (особые религиозно-мифологические поэмы). Верховный бог – Брахма, творец мира, и триада верховных богов – Брахма, Вишну, Шива. Учение о душе, карме и сансаре (переходе через различные состояния, колесо рождений). Стремление освободиться от цепи перерождений – одна из основных идей древнеиндийской философии. Особенность философии – практическая направленность. 6 направлений, среди них йога (упражнения для тренировки тела и духа и подготовка к освобождению). В VI в. в Индии стала зарождаться новая религия – буддизм. Основа учения – 4 благородные истины: жизнь есть страдание, имеется причина страданий – это жажда жизни, наслаждений, возможно избавление от страданий, имеется путь, ведущий к избавлению от страданий. Благодаря индийским торговцам, буддизм распространился в Корее, Японии, Тибете, Монголии и Китае. Много успехов достигли индийцы в научных познаниях. Астрономия, геометрия, арифметика. Велик вклад Древней Индии в мировую культуру. Подарила сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые специи, шахматы, десятичную систему счисления. Духовное наследие.

Древнегреческая цивилизация: генезис, развитие, надлом и разложение.

Особенность – полисы (города-государства). Этапы: 1. Крито-Микенская Культура, давшая начало развитию европейской Ц. и сильно схожая с восточными Ц. С 2 тыс. до сер. 15 в. до н.э. Сложилась единая письменность – линейное письмо А. Города строили вокруг дворцов, которые были центрами общественной жизни - Кносский дворец. Высокий уровень развития материальной культуры острова. Большинство поселений погибло во время вулканических извержений. На острове появились ахейцы, впервые следы их культуры обнаружены в городе Микены. Крупнейшее событие – Троянская война. Города-государства. 2.Тёмные века– 11 – 9 вв. до н.э. Это время дорийцев, которые стали потом важнейшим этнокомпонентом Д.Ц. Крито-Микенская культура прекратила существование, письменность забыта, дорийцы жили племена, в хижинах. Период называют гомеровским или предполисным, связан с деятельностью певца Гомера. Сформировались основные мифологические представления древних греков. Далее начинаетсясобственно Древнегреческая Цивилизация. 3.Её генезис– конец 9 – нач. 8 в. до н.э. 4.Развитие– 8 – 6 вв. до н.э.(архаика). Начинается развитие древнегреческой философии. Центр – город Милеет, где жили Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавали вопрос о первоначале всего сущего. Пифагор создал философскую школу по типу тайного ордена. Начинают вновь возникать государства: укреплённые посёлки – полисы (города-государства). Полис – объединение частных землевладельцев и ремесленников, к-е признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Были социальные слои, свободным гражданам противостояли рабы. Жизнь в полисе сосредотачивается на рыночной площади – агоре, на которой для решения дел собирались граждане. В перенаселённых полисах люди искали лучших условий, это вызвало колонизацию новых земель. 5.Расцвет– 5 в. до н.э. (классическая Греция). Бурное развитие экономики, её основа – труд рабов. Высший расцвет культуры, многие её достижения становятся образцовыми. 2ая половина 5 в. – «золотой век» Афин, правление главнокомандующего Перикла. Но появляются люди с деградирующей моралью. Расцветает деят-сть софистов – платных учителей мудрости и красноречия. Идеи – каждый сам по себе носитель истины, это вело к анархии. Время Сократа. 6.угасание и гибель – 4 в. до н.э.

Становилась цивилизация на территории Балканского полуострова, не лучшее место для развития жизни (засушливый горный край с достаточно трудным климатом). Но греки сделали его к моменту расцвета Ц. цветущей землёй. В истории это назвали греческим чудом. Возникли ценности: необходимость накопления знаний, уважение к предкам, отношение к труду как к источнику жизни. Греки создавали колонии и переносили свои культуру на эти земли. Племена говорили на разных диалектах греческого языка, основные 4: дорический, ионийский, элийский, аркадский. Алфавит появился на основе финикийского. Особую роль в истории древней Греции сыграла Аттика – богатая сырьём (свинец, серебро, мрамор, глина), удобно расположенная для мореходства. Именно здесь сложилось Афинское государство – пример полиса. Это Афины золотого века (5 в. до н.э.). Их демократическое устройство было подготовлено реформами Солона и Клисфена. Объединяющие обстоятельства – возрождение письменности, общегреческие Олимпийские игры, Дельфы, куда греческие города посылали гонцов за религиозным и политическим советом, война с Персией, которая дала почувствовать цивилизационное единство. Ядро Д.Ц. – полисные ценностные установки: социально-экономические (право собственности, где общинно-государственная преобладала над частной), экономические (хозяйственная независимость полиса, возможность активной торговли, развитие товарно-денежных отношений), социальные (выгодность жизни в сообществе свободных собственников и производителей, также были неполноправные и бесправные), политические (гражданское самоуправление с разделением властей на законодательную (народное собрание), исполнительную (магистраты) и судебную (суд присяжных), возможность для гражданина (свободного собственника) голосовать, защищать полис в составе ополчения), правовые (равенство граждан перед законом, уважение к достоинству), религиозные (получение покровительства богов, греческий пантеон состоял из 12 главных богов и богинь во главе с Зевсом, особенность - религия носит светский характер), научные (накопление знаний, уважение к их носителям, решение философских проблем, развитие искусства, прославлявшего человека, рациональный тип мышления). Но презрение элиты к физическому труду и тем, кто им занимается, концентрация земельной собственности в руках отдельных лиц дали себя знать в упадке нравов, уходе от демократии. Междоусобные войны также подрывали полисную систему. Результатом кризиса стало завоевание древнегреческих полисов Македонией в 4 в. до н.э.

Эллинистический мир: его становление и особенности.

В период угасания и гибели древнегреческой Ц. был упадок нравов, уход от демократии, междо- усобные войны, кризис полисной системы, что к 4 в. до н.э. ослабило и сделало её разрозненной. Результатом стало завоевание древнегреческих полисов Македонским царством в 328 г. Завое-вания Филиппа Македонского, а затем его сына Александра лишили Элладу политической независимости. Александр завоевал Персию и пошёл дальше. Держава Александра распространилась далее – от Северной Италии до Индии, от Нила до Средней Азии. На своём пути он основывал новые города по греческому образцу, называя их обычно Александрией. Его завоевательные походы заложили политическую основу эллинизма. После смерти Александра политическое единство этого мира перестало существовать. Но греческая культура и идеи стали играть определяющую роль в жизни народов, завоеванных Македонией. Так как самоназвание греков - эллины, то всю культуру последующего периода стала именовать эллинистической.

Особенностиэллинизма.С цивилизационной точки зрения он интересен как своеобразный синтез Запада и Востока, взаимодействие древнегреческой культуры и культур Ближнего и частично Среднего Востока. Он представлял собой синтез культур, но мы неможем назвать всё это цивилизацией. Так как не было единого ядра системообразующих ценностей, на территории государства сочетались порой противоположные жизненные установки, сам эллинистический мир был недолговечен. Но был ряд интересных особенностей. Этот мир имел общегреческий язык (койнэ) – язык по-эллински образованных людей, администрации и командного состава. Он был языком литературы и науки, делопроизводства и официальной переписки. Кризис полисов, рассеивание греков по разным территориям в результате завоевания Македонией изменило взгляды эллинов на мир: появились идеи космополитизма и индивидуализма. Своеобразный религиозный синкретизм - стали поклоняться новым божествам, соединившим черты восточных и эллинских божеств. В Египте при Птолемеях – династия, начавшаяся ставленником Александра, - появляется новый бог – Осирис-Апис – Серапис. Впоследствии его культ распространился по всей Римской империи. Также характерная особенность – существование эсхатологических воззрений: люди задумывались о конечности судеб мира и человека. Основа этого – древнеегипетские представления о загробной жизни отдельной души и идеи иудаизма (монотеистическая религия древних евреев, основанная на поклонении богу Яхве), который осмысливал историю как процесс, направляемый богом и имеющий своеобразный конец – новое небо и новую землю. Также был синтез структур. Деспотическая форма правления восточных обществ и полисные структуры греков соединялись в виде полиса, имевшего автономию под покровительством высшего правителя. Но из-за возникновения больших государств полисы теряли свою самостоятельность.

В Египте была основанная Александрия как новая столица и спланирована как греческий город. Расположена на перекрёстке Азии, Африки и Европы – стала мировой столицей. Процветали науки, собирались новые знания о мире. Александрийская библиотека стала приютом учёных и поэтов. Появляются новые жанры литературы, пасторальная или буколическая (описывающая прелести естественной жизни на природе) поэзия. Потом пасторалям подражал римский поэт Вергилий.

Культурное наследие эллинизма очень ценно. В эту эпоху активно систематизировались знания, опыт тысячелетий. В Александрийской библиотеке было 700 тысяч рукописей. Было научное учреждение Мусейон. Развивались математика, медицина, натурфилософия. Жил великий математик Архимед, геометр Евклид, астроном Гиппарх, географ Эратосфен. В философии стоики и эпикурейцы. В литературе развивались разные жанры (комедия нравов, эпиграмма, буколика, элегия). Из пленных было много рабов, они возводили дворцы, парки, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения. Создавались гигантские произведения инженерного искусства: Фаросский маяк, Колосс Родосский (назывались чудом света), гробница в Мавсоле. Эти постройки олицетворяют собой правление тиранов или наместников бога, какими они считались. Алдександру его мать внушила, что он сын Зевса, а не Филиппа. Он требовал божественных почестей, желая упрочить своё положение в Персии и Египте. Был создан алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурной группы Лаокоон.

Древнеримская цивилизация: этапы становления и развития. Специфика римских ценностей.

Время существования: условно с 753 г. до н.э. (основание Рима). По поводу конечной точки идут споры. Это либо раздел Римской империи на Западную и Восточную (конец 4 в. н.э.), либо взятие Рима готами под предводительством Алариха (410 г. н.э.), либо свержение последнего римского императора Ромула Августина вождём варваров Одоакром, ставшим королём Италии (2я половина 5 в. н.э.). В общем, финальная точка - эторубеж 4-5 вв. Место возникновение – Апеннинский полуостров. Наиболее развитой этнической группой, жившей там, были этруски. Жили городскими общинами, объединяясь в союзы. Потом их объединения пришли в упадок, и возникает новый политический и военный центр – Рим. Некоторые поздние римские легенды проводили связь между основанием Рима и Троянской войной. Отдельные троянцы во главе с Энеем бежали в Италию, где основали город, ставший Римом. Другое предание связывает с близнецами Ромулом и Ремом, которых вскормила волчица, город получил название от Ромула.8 – 6 вв.– эпоха царей, которых избирали.510 г.– установление республиканского строя, управляют консулы. Потом период 3х Пунических войн (с Карфагеном). Вели много завоевательных войн. Карфаген – важнейший торговый и портовый город Западного Средиземноморья. Для римлян война с ним была пробой сил, в которой они начали осознавать своё могущество. Но особенно важна для становления римского самосознания 2ая Пуническая война, которая сокрушила могущество Карфагена. Рим стал самой могущественной державой на Западном Средиземноморье. Стал проникать в государства эллинистического Востока, но внутри Рима раздоры из-за дележа добычи. Стало видно, что республика, отчуждённая от граждан, не может больше существовать. Приходит авторитарная форма власти.31 г. до н.э.– Эпоха Римской империи. К власти приходит Октавиан. Титул императора. Позже – к 5 в. н.э. империя делится на Западную и Восточную.

Ярко выраженная особенность цивилизации - постоянное расширение территории Рима. Это движение во всех направлениях из одного центра. В эпоху Империи Рим имел максимальную территорию. К 3 в. до н.э. вся Италия была подчинена Риму. С 3 по 1 вв до н.э. создаётся Римская Средиземноморская держава. К 2 в. до н.э. империя включает десятки провинций. Другая особенность – совпадение границ государства с цивилизационными пространственными рамками.

Совокупность ценностейримской цивилизации: идея вечного Рима (особая богоизбранность римского народа). Римский миф сложился как идеологического оправдания завоевательных войн. Чтобы другим народам престижно было становиться римлянами. Риму приписывалась особая историческая миссия. Его задача – добиться власти над миром. Отсюда патриотизм, служение Риму всеми силами. Римский миф требовал мужества, стойкости, достоинства, верности. Уважение железной дисциплины и власти закона, умеренный образ жизни. Уважающий себя римлянин должен заниматься политикой, войной, разработкой права. Культ власти подавлял самостоятельное мышление, отсюда культ права. Веротерпимость, готовность принять в свой пантеон других богов. Свобода связывается с экономической независимостью. Римская цивилизация прошла через разные формы государственной жизни, главные из них республика и империя. Римское право прошло путь от первого свода законов под названием «Двенадцать таблиц» до Кодекса Юстиниана. Преемственность правовой системы при этом сохранялась. «12 таблиц» были основой законодательства. Кодекс Юстиниана – корпус гражданского права, был результатом длительного развития правовых норм, потом сильно повлиял на европейские законы. Образование подчинено государственным интересам, практические цели. С особенностями политической жизни связаны искусство красноречия, считалось необходимым навыком для политического успеха. Великолепный оратор – Цицерон. В наследство миру римляне оставили прекрасные дороги, мосты, арки, колонны, храмовые портики, виллы, акведуки, порты и др.

Угасание Рима. Отход римлян от перечисленных ценностей вызвал кризис. Разложение нравов, варваризация римского населения, непроизводительность системы римского труда и др. вели цивилизацию к гибели. Во время республики делались попытки усилить духовное единство путём соединения различных культов, но успеха не принесло. Римляне теряли веру в своих богов, скопированных когда-то с древнегреческого пантеона. Во 2й половине 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи возникла религия – христианство. Римляне приняли христианские идеи в качестве официальной религии (конец 4 в.), но это не вывело из кризиса. Возможно, христианство только размягчило ядро древнеримской цивилизации, не успев стать общеримской ценностной ориентацией и сделать единое общество.

studfiles.net

Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Цель: закрепить знания о вкладе цивилизаций древнего Востока в мировую цивилизацию.

Задачи: Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

1. Закрепить пройденный материал, по следующему плану:

- понятие «цивилизация»;

- городская революция и возникновение первых городов-государств.

2. На основе дополнительной литературы выясните, какой вклад в мировую цивилизацию внесли Древний Египет, Вавилон, Китай, Индия, Финикия и другие цивилизации. Сделайте сообщение на эту тему.

3. Заполните таблицу:

 

Государство Достижения древних цивилизаций
   

 

Порядок выполнения работы:

 

Сообщение готовится письменно и оформляется в виде таблицы.

 

Требования к таблице:

 

работа выполняется в письменном виде в учебной тетради.

 

Требования к сообщению:

 

работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

 

Самостоятельная работа №2

Тема 3.1.

Особенности развития цивилизаций.

Цель: сформировать знания об особенностях средневековой цивилизации. Развивать знания студентов о политике, организации феодального общества, ее формах на различных этапах средневекового общества.

Задачи: Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться Историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

 

1. Повторить вопрос «Великое переселение народов», Составить «древо» средневековой цивилизации.

Укажите непосредственно те элементы, которые средневековая цивилизация получила в наследство от античности.

 

2. Подготовить сообщение на темы:

- «Место религии и церкви в жизни средневекового общества».

Обратите внимание на организацию церкви. Функции церкви в средневековом обществе. Рассмотрите историю монашеских орденов,

крестовых походов, результаты и последствия.

- «Культурные достижения средневековья».

В сообщении вы можете выделить различные направления культуры: наука и богословие, развитие образования, архитектура и скульптура, изобразительное искусство.

 

Порядок выполнения работы:

 

Выполните Учебное задание, составить сообщение предложенного вопроса в произвольной форме и выступить на занятии.

 

Требования к работе:

 

Работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

Самостоятельная работа №3

Тема 3.4.

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья.

Цель: сформировать знания об особенностях развития Древнерусского государства. Выявить роль и значимость Древней Руси. Развивать знания студентов о политике, организации феодального общества, ее формах на различных этапах средневекового общества.

Задачи: Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

1. Подготовка к семинару «Русь и ее соседи в 9 - начале 12 веков»

- соседи Руси.

- первые князья государства Киевская Русь.

- норманнская теория.

 

2. Подобрать материал на данную тему и выступить на занятии при обсуждении вопроса

 

Требования к работе:

Работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

Самостоятельная работа №4

Тема 3.3.

Византия в эпоху средневековья.

Цель: сформировать знания об особенностях развития Византии в эпоху средневековья. Выявить роль и значимость Византии. Развивать знания студентов о политике, организации феодального общества, ее формах на различных этапах средневекового общества.

Задачи: Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

 

1. Повторить вопрос «Византия в эпоху средневековья».

 

2. Подготовить сообщение на темы:

- «Место религии и церкви в жизни Византийского средневекового общества».

Обратите внимание на организацию церкви, функции церкви в средневековом обществе.

- «Культурные достижения Византийского средневековья».

В сообщении вы можете выделить различные направления культуры: наука и богословие, развитие образования, архитектура и скульптура, изобразительное искусство.

 

Порядок выполнения работы:

 

Выполните Учебное задание, составить сообщение предложенного вопроса в произвольной форме и выступить на занятии.

 

Требования к работе:

 

Работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

 

Самостоятельная работа №5

Тема 4.5.

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

Цель: сформировать знания об особенностях развития Древнерусского государства в эпоху политической раздробленности. Выявить роль и значимость Древней Руси. Развивать знания студентов о политике, организации феодального общества, ее формах на различных этапах средневекового общества.

Задачи: Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

 

1. Подготовить сообщение на тему:

 

- «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности».

 

В сообщении вы осветить различные сферы жизни Древней Руси: экономика, общество, внешняя политика и культура.

 

Порядок выполнения работы:

 

Выполнить Учебное задание, составить сообщение предложенного вопроса в произвольной форме и выступить на занятии.

 

Требования к работе:

 

Работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

Самостоятельная работа №6

Тема 4.8.

От Руси к России

Цель: сформировать знания об особенностях перехода от Руси к России. Выявить роль и значимость Руси и России. Развивать знания студентов о политике, организации общества того времени, его формах.

Задачи: Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, пользоваться историческими источниками, обобщать полученные сведения, оформлять работу в соответствии с требованиями.

 

Учебное задание:

 

1. Подготовить сообщение на тему:

 

- «От Руси к России».

 

В сообщении вы осветить различные сферы жизни Руси и России 14-16 веков: экономика, общество, внешняя политика и культура.

 

Порядок выполнения работы:

 

Выполнить Учебное задание, составить сообщение предложенного вопроса в произвольной форме и выступить на занятии.

 

Требования к работе:

 

Работа выполняется в письменной или печатной форме.

 

Литература:

 

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. М. - Академия, 2011. - 448 с.

2. Пономарева Г.Н. История цивилизаций мира. 10-11 кл. 1999.

3. Энциклопедия. Всемирная история. М.- Аванта, 2006. - 697 с.

 

Самостоятельная работа №7

Тема 5.2.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *