Отчет библиотеки по экологическому просвещению – Информация Великовской сельской библиотеки по экологическому воспитанию за 2 квартал 2017 года
Информация Великовской сельской библиотеки по экологическому воспитанию за 2 квартал 2017 года
Экологическое просвещение детей и подростков – важное направление деятельности нашей библиотеки. От нашей деятельности сегодня зависит, какой будет наша планета в будущем. Экология вбирает в себя целый комплекс знаний об окружающем мире. Познакомить детей с экологией нашей страны, нашего края, и ее проблемами призваны проводимые мероприятия по этой тематике.
Сотрудники библиотеки провели экологический час к Всемирному Дню Земли «Земля наш дом, где мы живем», главной целью которого было знакомство читателей с богатым растительным и животным миром планеты, воспитание экологической культуры подрастающего поколения. Мероприятие закончилось мастер- классом «Цветущая планета». Из цветной бумаги ребята сделали яркие весенние тюльпаны и украшали ими макет зеленого шара.
Эко-викторина «День рождения Земли» способствовала формированию у детей бережного отношения к природе. Ведущие показали ребятам всю важность роли человека в сохранении нашей планеты. Далее 2 команды по 5 человек состязались в конкурсах «Весёлый зоопарк», «Сочини историю», «Конкурс капитанов», «Финальные вопросы». Победившая команда и наиболее активные зрители были награждены, проигравшей команде достался утешительный приз. Во время мероприятия использовались картины Шишкина, Левитана и других художников. Была задействована выставка «Интересное в мире природы», разбитая на разделы: «Самые большие и самые маленькие», «Наши домашние пушистики», «Памятники животным».
Экологический урок «Береги свою планету, ведь другой на свете нет» также был нацелен на воспитание бережного отношения к окружающей среде и развитие творческих способностей учащихся. К уроку были оформлены: выставка «Эта хрупкая планета», плакаты «Мир спасёт чистота», «Отдохнул на природе – убери за собой!». Музыкальным сопровождением служила аудиозапись «Звуки природы».
Для 1-4-х классов проводились: час интересных сообщений «Братья наши меньшие: чем удивляют животные». Дети заранее приготовили рассказы о животных из «Красной книги», библиотекарь Свириденко Н.Н. рассказала им о бережном отношении к окружающей среде – к рекам, лесу и т.д. Акция «Птицам – хлеба крошку, да любви немножко», проведенная ко дню птиц, способствовала воспитанию у маленьких читателей доброты, отзывчивости, любви ко всему живому.
Была проведена познавательная викторина «О животных с любовью», где соревновались две команды на знание животного мира. Ребятам были представлены энциклопедии о животных. Ко Всемирному Дню охраны окружающей среды проведен экологический видео час «Мы не разрушим этот мир» с показом электронной презентации «Тропинками родного края». С большим интересом маленькие читатели приняли участие в виртуальном путешествии «России заповедные места».
Развивая экологическое краеведение, мы стараемся через книгу, чтение привить детям любовь к своему краю, информировать о заповедных уголках края, района, села, об экологических проблемах. Большой интерес вызвала экологическая игра «Тайны и загадки природы». В ней принимали участие команда девочек «Мудрая сова» и команда мальчиков «Муравьи».Так, на книжной выставке «Эта хрупкая планета» были представлены книги по проблемам экологии нашего края. Читатели знакомились с произведениями писателей, где наиболее ярко выражена красота окружающего нас природного мира.
С молодежью провели экологическую игру «Тайны и загадки природы». Вспоминали книги, в которых показано, как природа мстит человеку за жестокое обращение с ней. В заключение игры вспоминали и читали заранее подобранные отрывки из произведений и вспоминали стихи о природе.
В апреле был проведен экологический час «Земля, которой краше нет!». Со старшеклассниками провели конкурс рисунков по экологии «Чистота планеты – чистота души». Очень понравились рисунки Соловьевой Виктории, Опалько Анастасии, Алексеевой Полины. Они были награждены памятными подарками.
Чтобы воспитать бережное отношение к природе ко Дню Земли провели с молодежью театрализованную викторину «Живи, Земля!». Читальный зал был красочно украшен. Была оформлена выставка «Эту хрупкую жизнь сохраним на планете!». Цитатой этого мероприятия стали слова:
«Люди, слышите? Вы
За природу в ответе.
С чем останемся мы —
Ваши внуки и дети?»
В ходе мероприятия прозвучали стихи русских и современных поэтов о природе, а так же музыкально — стихотворная постановка на мотив песен: «Карнавал»; «В лесу родилась елочка». После каждого исполнения участники поднимали плакаты: «Мир спасет чистота!», «Отдохнул на природе – убери за собой!» и т.п. Библиотекарь абонемента провела с ребятами викторину на эту же тему и дала информацию к размышлению. На все заданные вопросы присутствующие отвечали дружно и правильно.
Экологическое просвещение в библиотеке
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу — переориентировать: охранять не от человека, а для человека.
Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.
Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:
Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
Совершенствование информационной работы;
Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
Изготовление печатно-рекламной продукции;
Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
Освещение работы в СМИ;
Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:
o тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;
o экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;
o фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.
Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.
Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно, оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»
Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».
Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.Эффективной формой работы является выставочная деятельность.
· «Мир, окружающий нас, прекрасен»
· «Мы – твои друзья, природа»
· «В объятиях родной природы»
Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:
¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.
¾ Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»
¾ Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д. )
¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)
¾ праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.
¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).
Не стоит исключать и традиционные формы: конкурсы рисунков, экологические уроки, турниры знатоков, обзоры, беседы.
Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.
Многие русские и зарубежные писатели, такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.
Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности. Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.
В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:
¾ «Чистая улица»,
¾ «Чистый берег»,
¾ «Чистый двор»,
¾ «Лучшая защита — это забота»,
¾ «Чистая земля — чистый двор»,
¾ «Чистое село»,
¾ «Самый лучший палисадник» и др.
Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.
Опыт своей библиотеки рекомендуется обобщить в изданиях, имеющих
практическое значение для читателей, к примеру:
¾ дайджест «Экология- 2015»,
¾ список сценариев «Экология-2015»,
¾ библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,
¾ экологические путеводители и др.
Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php ) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.
Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.
Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», — сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.
Сейчас сбывается «ноосферный прогноз» Вернадского. Подключение к Интернету, большого количество компьютеров — это, по сути, создание интеллектуальной оболочки вокруг Земли. Важным и сложным местом в этих процессах является подключение самого главного и сложного компьютера — человеческого мозга. Педагоги-библиотекари взаимодействуют, прежде всего с человеческим разумом учащегося, усиливая процесс обучения. В этой связи перед нашими библиотекарями стоит новая задача. Сегодня он является незаменимым специалистом в трех областях.
Во-первых, роль педагога-библиотекаря — содействие развитию педагогов.
Во-вторых, педагог — библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.
В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства и/или ссылками на различные ресурсы.
2017 год в России объявлен президентом годом экологии. Библиотеки, располагающие достаточными информационными ресурсами, являются важным звеном в системе экологического просвещения подрастающего поколения. Эффективная деятельность в данном направлении позволит вовлечь детей в практическую природоохранную деятельность и сформировать ответственное поведение ребенка по отношению к окружающей среде.
Задачи экологического просвещения детей библиотеки решают, используя как традиционные, так и инновационные формы деятельности.
Многие библиотеки реализуют программы, проекты по экологии. Например «Кругосвет», «Юный эколог», «Живая планета», рассчитанные на длительную непрерывную работу е детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современные представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами экологии, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областям знания: например, мотивы природы в искусстве «Декоративно-прикладное искусство», «Природа в живописи», «Природа в музыке, литературе».
Работу по экологическому просвещению необходимо проводить совместно с другими организациями, учреждениями образования и культуры. Для различных категорий, учитывая возрастные особенности читателей, можно использовать традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике формы работы: циклы тематических вечеров, обзоров и бесед, экологические акции, конференции, игры -викторины, выставки детских рисунков, экологические аукционы, а также конку фотографий, рисунков, поделок.
Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуем провести:
¾ конкурс поделок из природного материала «Фантазия и природа»,
¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самыми разнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции),
¾ конкурс сочинений «Мой домашний любимец»,
¾ конкурс самодельных книг: книжки-подушки, книжки-зверушки, выполненные в различной технике — например, лоскутное шитье, аппликация с использованием природных материалов, пластилина, картона,
¾ «Мой сборник стихов о животных» можно оформить с использованием любой техники, скрепить страницы книги и сделать на неё обложку,
¾ можно объявить конкурс чтецов «Живая классика» но чтению вслух отрывков из произведений российских и зарубежных писателей. Детям можно рекомендовать чтение коротких сказок, рассказов, интересных заметок из журналов.
В последние годы большую популярность приобрел конкурс фотографий, в который рекомендуем включить номинации: «Чудо лесное», «Явления природы», «Редкий кадр», «Фотокотопёс». Можно провести фотосессию в библиотеке «Фотография с любимой книгой о природе».
Библиотеки постоянно ведут поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков.
Квест — это командная приключенческая интеллектуальная игра-поиск, задача участников игры — найти клад или приз. Такую игру можно провести в библиотеке или за её пределами. В экоквест для 12- 14 лет можно включить интеллектуальные задания и головоломки. Предложите участникам разгадать ребусы, составить пазлы, разыскать книги о природе в фонде библиотеки, ответить на вопросы о растительном и животном мире, ознакомиться с картой особо охраняемых природных территорий России и Омской области, района.
При создании комиксов по экологии предложите ребятам придумать сюжет, связанный с темой охраны природы и раскрыть его в нескольких рисунках с краткими текстами.
Эффективной формой работы является выставочная деятельность:
«Мир, окружающий нас, прекрасен»
«Мы твои друзья, природа»
«В объятиях родной природы»,
«2017 — Год экологии»,
«Экология — проблема 21 века»,
где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем. Помимо книг и журналов, на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. На выставке «Только зелёное» — информация о «жителях» планеты, имеющих такой цвет (земноводные, птицы, насекомые). «Тайны зеленой страны» — экспозиция выставки представит страницы замечательных детских экологических журналов и журналов о природе: «Муравейник», «Тошка и компания», «Свирель».
Планируя работу по экологическому просвещению среди детей и подростков, рекомендуем обратить внимание на экологические даты: День заповедников и национальных парков, Международный День земли, Общероссийские Дни защиты от экологической опасности, Марш парков, Всемирный День окружающей среды, Всемирный День защиты животных, Международный День птиц, Всемирный День здоровья, и т. д. К этим датам можно приурочить Акции. Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Библиотеки могут заниматься и непосредственно природоохранной деятельностью. В продолжение акции инициировать экологические десанты, рейды, экологические патрули «Моё село — не свалка», «За чистоту окружающей среды» по выявлению неблагополучных мест на территории села, провести высадку цветов возле библиотеки. Возможно проведение акции «Живая вода» по поиску и очищению родников или берегов рек. Организация таких акций явилась бы совмещением теоретических знаний с практическими шагами помощи окружающей среде.
Актуальное направление экологической культуры – эко-краеведение, в которое можно включить и экотуризм, позволяющий расширить знания обучающихся об уникальности объектов живой и неживой природы Омской области и своего района. Рекомендуем обратить внимание на работу с Красной книгой Омской области.
Стало традицией во многих библиотеках отмечать Синичкин день как день встречи зимующих птиц, с которого начинают подкормку пернатых. В этот день с детьми можно провести викторины, организовать выставки, где будут представлены работы победителей конкурса «Птичья столовая» — кормушки для птиц самых разных конструкций. Их можно развесить в парке, возле дома или возле библиотеки. Посоветуйте ребятам вести дневники наблюдения за птицами — какие птицы прилетают в «столовую», их повадки, какой корм им больше правится.
Праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.
Экологические мероприятия вне стен библиотеки — Марши парков, экологические экскурсии, игры-путешествия на природе способствуют знакомству с миром природы. В летнем читальном зале, летнем дворике в сквере, парке, на территории возле библиотеки можно проводить мероприятия по экологии, подвижные игры, организовать творческие мастерские.
Дети могут принять участие в оформлении выставок поделок из вторсырья, например «Отходы в доходы», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Эко-елка», в конкурсе на лучший костюм из бытовых отходов: полиэтилена, пластиковых бутылок, упаковочного материала, обёрток от конфет, пенопласта, сеток для хранения продуктов.
Экологические праздники становятся завершающим этапом долговременной работы по экологическому просвещению. В фойе можно разместить экспозицию работ участников экологических конкурсов среди юных читателей «Сохраним природу вместе!», «Наши питомцы», «Мозаика природы». В программу праздников уместно включить костюмированный мини-спектакль, викторины, чтение произведений о природе, а также стихов собственного сочинения, торжественное награждение победителей экологических творческих конкурсов.
Интерактивные выставки в библиотеке призваны не только обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению экологических проблем. Цель выставки — показать возможные последствия загрязнения окружающей среды и помочь читателю чётко определить свою позицию. Наспециальном стенде «Открытое мнение» вывешиваются чистые листы, на которых читатели могут выразить своё отношение к прочитанному, поразмышлять о путях решения экологических проблем. Мнение сверстников, как известно, более значимо для детей, чем мнение взрослых. При организации выставки-отзыва осуществляется рекомендация читателями наиболее интересных для них книг. Можно оформить выставки -«деревья», где на листочках дети указывают свои читательские предпочтения, любимых авторов и книги. Информацию о проводимых интерактивных выставках можно разместить на веб-сайте библиотеки. Для привлечения внимания читателей к экологическим проблемам можно использовать пособия малых форм: книжные закладки, листовки, буклеты, памятки, рекомендательные списки литературы: «Соседи по планете», «Календарь народных примет», «Экологический календарь».
В связи со стремительным развитием электронных технологий у библиотек появилась новая огромная ниша для творчества. Библиотеки могут предложить своим читателям подборку полезных экологических сайтов; (так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек), рекомендательные аннотированные библиографические списки и указатели по экологии при определении круга чтения; оповещение по электронной почте о новых поступлениях документов экологической тематики в фонды библиотеки; виртуальные экологические книжные выставки; размещение читательских отзывов о любимых и понравившихся книгах по экологии. Развитию познавательных интересов детей будет способствовать проведение экологических медиа викторин, виртуальных литературно-творческих конкурсов, «Web-спринтов» — соревнований по поиску в ресурсах Интернет, которые активизируют работу со справочной литературой, интернет-энциклопедиями. Можно разместить на сайте видеофайлы с записью библиотечных экологических мероприятий или фрагментами из них, включить фотоснимки работ, моменты награждений, видеоролики, запечатлевшие инсценировки отрывков из любимых кит. Удачным может быть создание рекомендательной библиографии в формате «живой детский голос» — запись на видеофайлы рассказов о книгах по экологии, которые ребятам очень понравились, и предоставление возможности посетителям сайта прослушивать эти записи. Среди подростков можно объявить конкурс буктрейлеров, видеороликов, рекламирующих книги по экологии.
Виртуальная выставка — многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (графика, тексты, аудио, видео и др.). Можно оформить виртуальную выставку произведений-юбиляров «Книги о природе». Каждая книга сопровождается краткой аннотацией, сведениями об авторе. Обратившись к интернет-ресурсам, читатель сможет прочесть тексты художественных произведений или прослушать аудиокниги, а также посмотреть фрагменты телеспектаклей, художественных фильмов.
Виртуальная выставка «Мир природы в литературе» может представить произведения писателей-природоведов, юбилеи которых отмечаются в 2017 г., а также материалы о жизни и творчестве (М.М. Пришвина, Г.Я. Снегирёва, В.В. Чаплиной, Г .А. Скребицком, и др.) с портретами писателей, фотографиями книг, отсканированных изображений титульных листов, иллюстрациями детей. Изобразительный ряд может сопровождаться музыкальным оформлением, разнообразными анимационными эффектами.
Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.
В грядущий Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение, образование читателей.
infourok.ru
Творческий отчет по экологии
Пусть будет в человеке всё прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше и больше внимания. 2013 год в России и нашей республике объявлен Годом охраны окружающей среды. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.
Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.
Мир природы удивителен и прекрасен! Однако, далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической возможности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей –то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Цели, которые я преследовала:
— дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильному отношению к объектам живой и неживой природы
— осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.
Формы и методы работы:
Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным и практическим методами. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале « Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования ( стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы, вата и т.д.), размещены ящики с почвой, с природными ископаемыми, растения за которыми ведется уход и наблюдения. Уголок природы служит не только украшением группы, но и методом для саморазвития детей. Рядом на удобном и доступном для детей стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц. Коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Рядом с детским садом расположен лесной массив. Созданы две экологические тропы. Малая тропа – по территории детского сада, большая – к лесу. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, в сад и т. д. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. На территории детского сада есть огород. Где мы с ребятами весной сажаем лук, фасоль, морковь, свеклу. И потом наблюдаем за процессом прорастания семян , поливаем, ухаживаем и осенью собираем урожай. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью. Еще на территории нашего детского сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Лег для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому я собрала большую картотеку опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.
На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», » Разноцветные ленточки». Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Красивый детский сад», «Подари цветок детскому саду». Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе. В акции, которая сейчас проходит «Мой дом – чистая планета! » я хочу донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Я внедрила такие проекты « Лаборатория волшебства», где мы с детьми ставили разнообразные опыты и эксперименты; «Открытие птичьей столовой!», целью которого было воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
Цикл непосредственно-образовательной деятельности, с использованием опытов о воде «Земля — голубая планета» и о воздухе « Воздух-невидимка»
Цель: развитие представление о воде и воздухе, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
В детском саду ежемесячно проводим конкурс детских рисунков и поделок » Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе. Дети рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту.
Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей через опытно-экспериментальную деятельность я использую как традиционную форму (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.
Такую форму работы, как консультации ,папки-раскладки, например «Опыты и эксперименты с детьми дома», родителям очень интересны. Родители сами с большим интересом узнают и экспериментируют с детьми дома. Мы показывали родителям о наших достижениях на открытых занятиях и викторинах , таких как КВН, « Экспериментируем вместе», « Что я знаю расскажу и покажу». После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи, ставить совместные опыты дома и т. д.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Открой себя» Е.В. Рылеевой, «Наш дом — природа» Н.А. Рыжовой, «Семицветик» Ашиковых, «Мы» Н.Н. Кондратьевой.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
-сформированы начала экологической культуры у детей;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-дети учатся практическим действиям по охране природы;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Я планирую в этом учебном году организовать кружок «Юный эколог», что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружок будет носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка. Буду продолжать работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
infourok.ru
РАБОТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
рабочего поселка (поселка городского типа)
Ерофей Павлович
РАБОТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
МБОУ СОШ пгт. ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила
Педагог-библиотекарь
МБОУ СОШ пгт. Ерофей Павлович
Тимофеева Светлана Николаевна
пгт. Ерофей Павлович, 2017 г.
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………… 3
2. Основная часть …………………………………………………………. 4
3. Заключение ……………………………………………………………… 11
4. Литература ………………………………………………………………. 12
Введение
2017 год, в соответствии с указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным, объявлен голом экологии в России. Текущий год должен содействовать решению задач «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и государственной программы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы». Главные цели – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере и улучшить состояние экологической безопасности страны. Люди должны объединиться в деле защиты и сохранения чистого мира вокруг нас.
Экокультура формируется на основе более глубокого понимания природы человеком, призванным ее сохранять, защищать и приумножать. Равнодушие, отстраненность, безответственность – причина экологической опасности.
Основная часть
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одного из важнейших истоков современных проблем экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе.
Эпоха научно-технического прогресса привела к истощению и загрязнению природной среды, прием с каждым десятилетием противоречие во взаимодействии общества и природы обостряются. Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
Задачи школьных библиотек, обслуживающих детей:
1. Формировать интерес к окружающему миру. Руководить их чтением.
2. Прививать любовь к книгам – стремление беречь природу.
3. Углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии между собой и окружающими миром.
4. Формировать умения и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды.
5. Преодолевать потребительское отношение к природе. Формировать у детей экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации.
В нашей библиотеке составляется программа экологического воспитания школьников совместно с методическим объединением классных руководителей и учителей биологии, химии, географии.
Цели:
- Систематизировать знания учащихся во взаимосвязях в природе.
- Расширять знания учащихся об экологии, охране природы.
- Знакомить детей с имеющейся в библиотеке литературой, развивать творчество, самостоятельность, учить их работать с книгами, добывать в них нужную информацию.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Цель: воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности, формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся
№ п/п | Основные направления | Формы реализации | Сроки |
Экологическое просвещение | *Общешкольная конференция «Экология и здоровый образ жизни» *Выпуск экологических листовок *Обращение к учащимся своей школы через выпуск экологической газеты о недопустимости загрязнения водоемов, образования несанкционированных свалок в окрестностях поселка и т.д. *Уроки экологии и биологии в 5-11 классах *Выступление юных экологов перед учащимися *Тематические экскурсии по окрестностям поселка | Апрель В течение года по необходимости Апрель (День Земли), в течение года | |
Научно-исследовательская деятельность | *Разработка рефератов, докладов для участия в эколого-биологических конференциях *Участие в областных и всероссийских конкурсах эколого-биологического направления | В течение года В течение года | |
Природоохранная деятельность | *Экологические экспедиции: благоустройство и уход за территорией парка *Акция «Первоцвет»: охрана флоры, занесенной в Красную книгу *Операция «Березка»: озеленение территории школы и поселка, уход за цветами *Акция «Цвети, Земля!»: озеленение кабинетов и рекреаций школы комнатными растениями, изготовление кормушек для птиц | В течение года Апрель-Сентябрь Май Весна-осень Сентябрь Весна | |
Организационная деятельность | *Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля» *Общественный праздник «День Земли» *Экологическая предметная неделя *День птиц *Конкурсы рисунков, кроссвордов, творческих работ по охране природы *Дни защиты от экологической опасности (круглые столы, диспуты, экологические ринги) *Праздник Урожая | Апрель Апрель Февраль Март В течение года В течение года Сентябрь |
Библиотека является информационным центром помощи охраны окружающей среды и формированию окружающей культуры.
Учителя состоят на индивидуальном информационном обслуживании.
Библиотекарь готовит материал на конкретные темы на определенные группы педагогов – биологов, химиков, а также учащихся.
Литература по экологии сосредоточена в одном месте фонда, что позволяет быстро найти нужный материал. Оформлены постоянно действующие выставки «На этой плане нам жить», «Береги родную природу», «Лес и его обитатели». Пользователи рассматривают библиотеку как источник информации, необходимой в процессе образования. В течении учебного года проводятся с учащимися информационно-библиографические уроки «В мире книг и информаций». При поступлении новой литературы по экологическому направлению оформляются книжные выставки, обзоры, открытые просмотры, тематические подборки литературы.
Библиографическим обслуживанием в библиотеке по вопросам охраны окружающей среды являются библиографические консультации, библиографические справки. В библиотеке ведется тетрадь учета выписанных справок. Составляются малые библиографические пособия в форме птиц, зверей, растений, где отражается литература по экологическому направлению.
Ведется картотека «Приамурье мое», где отражается материал из газет и журналов о нашем крае. Альбом «Мой край отеческий, моя глубинка, судьба моя – мой край Амурский». Ежегодно в рамках предметной недели «Экология и химия» ученики нашей школы выпускают общешкольные газеты «Экология и мы», «Экология и химия» — 8 класс, «О здоровье всерьез» — 9 класс, «Охрана окружающей среды» — 10 класс, «Охрана Байкала» — 11 класс, «Моя малая Родина», «Кислотный дождь, под который не попадать», «Чем нам грозит озоновая дыра или всегда ли полезно загорать», «Гигиена», «Загрязнение среды и экологическая безопасность человека», «Эколого-географическая обусловленность некоторых заболеваний у человека».
Каждый год пополняется библиотечный фонд справочно- энциклопедическими изданиями, учебниками научно-популярной периодической литературой.
Наша библиотека выписывает много газет и журналов. Журналы «Юный натуралист» и «Свирель» представляют экологические журналы нашей библиотеки. Пропаганда естественнонаучной литературы даст возможность всесторонне раскрывать проблему экологического воспитания. Все мы знаем о глобальных экологических проблемах. Да должны ли школьники по-дилетантски искать пути их решения? На наш взгляд экологическое воспитание следует начинать не в космических масштабах, а прямо возле нашего дома на своей улице, держа на поводке свою собственную собаку! Только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мировоззрения в целом.
В библиотеку часто приходят читатели, получившие в школе задание подготовит доклад по экологии, библиотекарь подбирает материал и ребята старательно пишут о кислотных дождях, озоновых дырах, о растительности и животных мира, Амурской области.
Детей, как известно, в библиотеку приводит либо интерес к книге, либо необходимость получить ту или иную информацию. Школьники чаще всего ищут по темам уроков географии, биологии, химии, физики. В поисках литературы, как всегда, помогут библиографические пособия «Приамурье мое – ты частица России», «Здесь Родины нашей начало», «На этой планете нам жить» а) прошлое и настоящее, б) Колумбы земли Амурской, в) окно в природу.
Работая с книгой по краеведению, я уделю особое внимание тому, что любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры общества. Она помогает пробудить у детей любопытство оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом. Экологическое воспитание является составной частью программы «Воспитание любви к родному краю неразрывно связанно с бережным отношением к природе».
Применяются нетрадиционные формы: знакомство с творчеством писателей-природоведов Д. Сладкова, М. Пришвина, Д. Бианки, В. Дурова, Е. Чарушина. Ребята с удовольствием участвуют в викторине «Ты в ответе за тех, кого приручил», «Зеленый друг».
Книги И.Акимушкина, Е. Чарушина, В. Бианки, С. Михалкова, В. Солоухина отличают острую наблюдательность природных явлений, глубоко и чувственно проникновенно изложены и высоким личным патриотизмом они воспитывают любовью к природе, высоконравственные личностные качества, доброту, заботу, отзывчивость, ответственность и любовь к родному и готовность действовать в защиту окружающей среды.
В библиотеке совместно с учителями начальных классов, биологии, химии, географии проводится массовая и индивидуальная работа с детьми по экологическому просвещению. Для 5-6 классов проведена познавательная игра-викторина «Солнце светит всем». Была оформлена книжная выставка «Человек заботливый хозяин природы». Стенд «Детские рисунки о природе».
Подготовка и проведение недели биологии и химии на тему «Зачем нам эти биологии и химии нужны» для 6-7 классов. «Путешествие с комнатными растениями». Оформлена книжная выставка «Эти удивительные растения» и проведен обзор. Для 8 классов проведен урок-игра по теме «Птицы». Оформлена книжная выставка, беседа «Птицы нашей планеты».
В апреле 2017 года проведена эколого-краеведческая конференция «Животные и растения в символике районов Амурской области». Была оформлена выставка рисунков учащихся по экологии. Были подготовлены научно-исследовательские работы по биологии, географии, экологии. Лучшие работы были отправлены на районную научно-практическую конференцию и заняли призовые места.
В библиотеке для младших школьников оформляются книжные выставки, проводится обзор экологических журналов «Я хочу дружить с природой». Проведено анкетирование для учащихся 1-4 классов: «Защити все живое», «Природа бесценный дар», «Она взывает о помощи». Для младших школьников проведен конкурс загадок «Солнце, воздух и вода». Проводится опрос, хорошо ли ребята знают свой лес, знакомы ли они с целебными свойствами лесных растений и с повадками животных, известны ли им редкие исчезающие растения и животные, нуждающиеся в охране.
Работу по экологическому воспитанию детей оживят беседы с читателями об их собственном поведении и восприятии экологической проблемы в целом. Необходимым и нужным материалом для работы в этом направлении станет и художественная литература. В русской литературе можно назвать много людей, обладавших особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром людей. Среди них А.А. Фет, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, И.А. Бунин.
Привлечь внимание читателей различных категорий и возрастных групп к проблемам охраны окружающей среды и экологической опасности помогут циклы книжных выставок (разных типов и видов, открытые просмотры литературы, стенды, плакаты, викторина «Красная книга Амурской области», литературные игры, обзоры книг, библиотечные уроки).
В школе проводятся различные мероприятия, направленные на использование школьниками художественных произведений, позволяющих лучше познать и полюбить природу. Это создаются памятки по экокультуре, оформляются листовки «Возродим наш лес», «Русская береза-символ России». Школьники принимают участие в акциях «Живи дерево», «Друзья птиц», «Чистый двор».
Уроки проходят интересно, где открыта комфортная зона для чтения и игр – «Территория здоровья и спорта». Здесь оформлены книжные выставки о спорте, имеются шашки и шахматы. Профессиональное самоопределение учащихся еще одно актуальное краеведческое направление. Библиотекарь знакомит старшеклассников с различными профессиями в сфере культуры и искусства, мотивируя ребят гуманитариев к выбору творческих профессий. Был проведён урок «Как выбрать профессию?».
Важной составляющей экологического воспитания является краеведение. Оформлена книжная выставка «Здесь мой край, здесь я живу», которая позволила познакомить ребят с богатством и разнообразие растительного и животного мира Амурской области, с историей нашего посёлка. После чего фотоматериал по данной теме отправлен на конкурс «Школьные годы чудесные», проводимый журналом «Читаем, учимся, играем».
В 2016 году проведен всероссийский урок «Арктика – фасад России», после чего учащиеся 9 классов приняли активное участие в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?».
Для читателей 5-6 классов проведена викторина «Реки, озера, моря и океаны». Был оформлен стенд красота родного края с фотографиями растений Амурской области.
Изучение читательского спроса осуществляется в основном в процессе работы с читателями при анализе библиотечной статистики, читательских и книжных формуляров. Ведение дневника библиотеки позволяет выявить сведения о составе читателей, об объеме выданной литературы, в том числе на экологическую тему.
Библиотекарь, разумеется, не может решать ту или иную задачу, не связав свою деятельность с учителями химии, биологии, географии и другими педагогами.
В библиотеке используются инновационные формы индивидуальной и массовой работы по экологическому просвещению детей. Это использование видеоматериалов, лекций, деловой театр, активные семинары, выставка-путешествие, выставка-хобби.
Для системной и целенаправленной работы по экологическому просвещению используется фонд книг, брошюр, периодических и аудиовизуальных изданий.
Заключение
Экологическое просвещение, являясь приоритетным направлением работы нашей библиотеки, прививает юным читателям навыки и умения видеть и действовать. Значительно повысился интерес к литературе о природе и экологии. Что формирует правильное отношение к объектам и явлениям природы, то что принято называть экологическим мышлением.
Литература
1. Школьная библиотека. № 5, 2014 г.,стр. 48
2. Читаем, учимся, играем. № 3, 2007 г.
3. Антонова Н.М., «Роль школьной библиотеки в экологическом просвещении учащихся». Школьная библиотека, 39-10, 2011 г., стр. 66.
4. Ереминко Н.З., «Литературное краеведение в работе сельской школьной библиотеки», Школьная библиотека, № 3-4, 2010 г., стр. 78.
5. Баранова С.А., «Неразрывная связь событий и традиций», Школьная библиотека, № 6-7, 2009 г., стр.116.
nsportal.ru
Библиотека имени Михаила Ульянова: Тебе и мне нужна Земля: экологическое воспитание в библиотеке
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу — переориентировать: охранять не от человека, а для человека.
Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей. Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:
- Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
- Совершенствование информационной работы;
- Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
- Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
- Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
- Изготовление печатно-рекламной продукции;
- Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
- Освещение работы в СМИ;
- Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:
ulyanovbib.blogspot.com
2.2. Анализ работы Центральной библиотеки по экологическому просвещению
Библиотеки ЦБС активно ведут пропаганду экологических знаний среди населения. В своей деятельности они используют комплексные формы работы.
Большое внимание теме защиты природы уделяется в библиотеках МБУК «ЦБС». В 2014 году была продолжена работа Интинским филиалом ФГБУ НП «Югыд ва» и Центральной библиотеки «Экология и мы».
8 декабря состоялась встреча с интересным человеком — экологом-краеведом с Александром Ивановичем Малафеевым, талантливым человеком, путешественником, организатором в Инте на рубеже XX-XXI веков Детского экологического центра «Полярный Урал», научным сотрудником национального парка «Югыд ва».
Обучающиеся МБОУ «Гимназии №2» 3 «а» класса просмотрели видео-презентацию о герое встречи. Третьеклассников заинтересовала беседа с экологом-краеведом, для которого в природе Интинского района нет загадок. Он увлеченно делится своими познаниями о горах, реках, озерах нашего края.
В Центральной библиотеке в течение года регулярно проходят занятия по экологии в школе юного природолюба «Олененок». Темы заседаний разнообразны. Это и видео-путешествия, и эко-игра, и слайд-беседы, и уроки экологии такие как: «Мы идём в поход. 10 заповедей друзей леса», «Давайте знакомиться!», «Национальный парк «Югыд ва». Река Кожим», «Азбука природы», «Невероятные факты о животных», «В стране чудес и приключений капельки воды», «Животные севера. Медведи», «Урок экологии. Великая сила природы», «Урок экологии. Великая сила природы», «Видео-путешествие по Республике Коми».
Было проведено 27 занятий, на которых присутствовало 371 чел., обучающихся 1 – 4 классом МБОУ СОШ № 8 и 10.
24 апреля состоялось открытие выставки-коллекции минералов «Каменная песнь Приполярья» в Центральной библиотеке. Выставка посвящена такому простому и в тоже время необычному материалу как камень. Посетители смогли ознакомиться с минералами в их природном состоянии, т. е. не обработанные мастерами, а также природными кристаллами, горными породами и минералами в том виде, как они зарождаются и растут в недрах Земли. Все эти сокровища были подарены Центральной библиотеке замечательным человеком, геологом – Любовью Еремеевной Голетаровой. В краткой и интересной форме было рассказано о каждом стенде.
В библиотеке проведено 36 мероприятий экологической направленности, которые посетили 805 чел.
Мероприятия разнообразные по форме: экскурсия по выставке декоративно-прикладного творчества «Будем вместе с птицами мы весну встречать»; экскурсия по выставке художественных работ «Сто друзей ста мастей»; мастер-класс по изготовлению кормушек для птиц «Поможем пернатым друзьям» и др.
2.3. Отчет по индивидуальному заданию. Методическая разработка авторской экскурсии «По улицам Инты»
Город Инта расположен на севере республики Коми Российской Федерации. Площадь Инты и интинского района равна 30100 квадратным километрам. Численность населения, согласно данным переписи, проводимой в 2009 году, составляет порядка 33,4 тысяч человек.
Экономику Инты в основном определяет добыча каменного угля, однако в последнее время численность угледобывающих предприятий резко сократилось. Ныне в городе достаточно широко развита собственная пищевая и энергетическая промышленность, активно набирает темпы развития сельское хозяйство. Кроме того, в перспективе экономического развития города предполагаются организация собственной нефтедобычи и газодобычи. В данных областях в настоящее время ведутся активные разведки.
Сегодня в Инте и интинском районе проживают представители многих национальных групп, доминирующей среди которых является русское население (порядка 60% граждан).
Город Инта находится в зоне СЖД на расстоянии порядка двух тысяч километров от Москвы и 268 километров от Воркуты. При этом именно железнодорожная магистраль играет роль главного транспортного звена, организующего связь города с внешним миром. Однако ввиду специфических особенностей географии интинского округа, суть которых оптимально передает коми-ненецкое толкование слова «Инта» — «место, вокруг которого много воды», сообщение с соседними сельскими пунктами может быть осуществлено посредством речного транспорта или вертолетов.
Необычайно впечатляет и специфическая архитектура города: практически каждое жилое и производственное строение украшено неповторимым северным орнаментом, а сам город при восходе солнца приобретает оригинальный золотой оттенок неповторимой красоты.
Необычайная оригинальность красот Инты вдохновляла многих писателей, художников и деятелей культуры на создание потрясающих произведений искусства. Знаменитый Булат Окуджава в одном из своих стихотворных произведений, посвященных Инте, назвал ее городом, «созданным по чертежам души».
Инта была основана в 1940-м году на месте массивных залежей каменного угля, открытых геологами еще в начале 19 века. По этой причине первыми поселенцами будущего города стали геологи-разведчики. После того, как немецко-фашистскими завоевателями был захвачен Донбасс, страна остро нуждалась в открытии и быстром освоении новых источников энергии. Поэтому промышленная добыча каменного угля в Инте была организована еще в годы Великой отечественной войны – в 1943-м в осажденный Ленинград был отправлен первый состав с добытым на интинской земле энергетическим углем.
Любому человеку, хотя бы раз в жизни побывавшему в Инте, наверняка хватит впечатлений на всю оставшуюся жизнь: природное богатство севера России и душевная теплота интинцев навсегда оставят в душе человека незабываемый след.
studfiles.net
Библиотеки и экологическое просвещение населения
Дата публикации: .
Беpегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Беpегите всех звеpей внутpи пpиpоды,
Убивайте лишь звеpей внутpи себя.
Е. Евтушенко.
Экологическое просвещение — это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. В настоящее время библиотеки как никто имеют хорошую материальную базу, которая позволяет успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.
Экологическая деятельность библиотек уже имеет свою историю. Более 20 лет они ищут эффективные пути формирования экологической культуры населения. Для решения этой задачи в распоряжении библиотечного сообщества находятся:
информационные базы на бумажных и электронных носителях;
разветвленная библиотечная сеть, в которой работают специалисты, способные собирать и систематизировать информацию, обеспечивать к ней доступ, создавать новые информационные ресурсы по заданной тематике;
бесплатный, демократичный доступ граждан к информации, возможность знакомиться с различными точками зрения на решение экологических проблем.
Библиотеки как наиболее доступные населению информационно-культурные центры, предоставляющие возможность широкого и открытого пользования информацией, могут многое сделать для пропаганды экологических принципов и распространения экологических знаний.
Фундамент для массового вовлечения библиотекарей в экологическую проблематику, методического обеспечения этой деятельности был заложен Российской государственной юношеской библиотекой (РГЮБ), выступившей с инициативой разработки эффективных методов популяризации экологических знаний и формирования у населения экологической культуры.
В 2002 г. в целях систематизации на федеральном уровне библиотечной эколого-просветительской работы отдел экологической культуры РГЮБ был преобразован во Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры (ВЦЭК).
Главные задачи Центра научно-методическое руководство эколого-просветительской работой библиотек; разработка программ и проектов в сфере экологического просвещения населения; создание в библиотеках центров экологической информации и культуры, экспериментальных площадок, лабораторий по направлениям экологического просвещения; организация и проведение мероприятий по повышению квалификации библиотекарей.
При ВЦЭК работает Научный совет, в составе которого — известные ученые Российской академии наук, Российской академии образования, специалисты ведущих библиотек России. Совет рассматривает направления деятельности библиотек России в области экологического просвещения и формирования экологической культуры населения, принципы создания в библиотеках центров экологической культуры и информации, обобщает и распространяет инновационную практику в этой области.
В 2002 г. создан веб-сайт ВЦЭК «Экокультура» (www.ecoculture.ru). Здесь можно найти разнообразную информацию о деятельности библиотек в области экопросвещения: направления деятельности, актуальный опыт работы, координаты библиотечных экоцентров, материалы смотров-конкурсов, нормативно-правовые документы, статьи и доклады ученых и библиотечных специалистов, экологический глоссарий.
ВЦЭК подготовил методическое «Руководство по обеспечению доступа населения к экологической информации общедоступными библиотеками». Во многих российских библиотеках созданы информационные базы «Экология и современность» на основе рубрикатора, разработанного ВЦЭК.
С 1995 года стали проводиться Всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения, организованные Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, а также Министерством природных ресурсов РФ, Министерством образования и науки РФ. Как, показали итоги IV Смотра-конкурса (2005-2006 гг.), формы экологической работы библиотек с населением становятся все более разнообразными. При многих библиотеках постоянно действуют центры экологической культуры. На их основе работают школы, семинары по экологическому просвещению для самих библиотечных работников. Центры экологической культуры при библиотеках активно развиваются и становятся важной составляющей частью всей экологической работы в регионах. В деятельности Центров участвуют представители местных административных и природоохранных органов.
Среди победителей смотров-конкурсов — как областные научные, так и городские, и сельские библиотеки. Победителями IV Всероссийского смотра-конкурса из библиотек Псковской области стали библиотека «РаДуГа» ЦБС г. Пскова и Рыкалевская сельская библиотека Невельского района.
В нашей области сложилась определённая система работы со школами, детскими садами, населением области. Широкий спектр разрозненных мероприятий давно ушёл в прошлое. Создана система экологического просвещения, появились свои традиции.
В 2007 году Псковской областной универсальной научной библиотекой была разработана областная программа «Нет правды без любви к природе». Ее цель — активизация деятельности библиотек в экологическом просвещении населения, привлечение внимания общественности к бережному отношению к природе родного края, формирование у населения активной жизненной позиции по защите окружающей среды.
Ежегодно проходит экологическая кампания «Твой след на Земле», организаторами которой до последнего времени были Псковская областная универсальная научная библиотека, проект WWF «Псковский модельный лес» и Росприроднадзор по Псковской области. 5 июня во Всемирный день окружающей среды будут подведены итоги кампании.
В экологической кампании «Твой след на Земле» принимают участие практически все муниципальные библиотеки Псковской области для актуализации внимания к проблемам сохранения экологии жителей области, СМИ, государственных и общественных структур.
Цель кампании — воспитание экологической культуры и нравственного отношения к окружающему миру населения Псковской области.
Как правило, в течение четырех месяцев на территории Пскова и Псковской области в рамках кампании проходят семинары, круглые столы, экологические акции: «Зеленый десант» — посадка деревьев, кустарников; «За чистоту водоемов»; «Очистим мир от мусора»; «Помоги птицам»; «Лесная тропа», «Живи, родник», «Красота и уют нашего города (села)». Создаются экологические отряды, другие формирования по озеленению и благоустройству поселений.
Проект «Твой след на Земле» направлен на активизацию участия населения в практической природоохранной деятельности, связанной с оздоровлением экологического состояния своего городов, поселков — посадкой зеленых насаждений, охраной родников, рек, птиц, очисткой парков, туристических троп, создание экологических троп. Кампания имеет важную миссию — помочь каждому жителю применить экологические знания для выработки собственных норм поведения.
Активно включаются в кампанию детские клубы «Друзья WWF». В 2008 году юные экологи обратились с призывом к общественности Пскова — принять участие в создании первой электронной Красной книги города. Юные экологи начали свою работу с поиска 24 редких видов растений, произрастающих на территории г. Пскова.
Большую эколого-просветительскую работу ведут библиотеки гг. Пскова, Великие Луки, Бежаницкого, Великолукского, Гдовского, Локнянского, Невельского, Новоржевского, Новосокольнического, Печорского, Куньинского, Струго-Красненского и др. районов области.
В 2008 году на базе Невельской центральной районной библиотеки прошел областной обучающий семинар по экологическому просвещению населения для библиотечных специалистов. Опытом работы поделились библиотекари муниципальных и сельских библиотек Невельского, Гдовского, Печорского, Псковского районов, гг. Пскова и Великие Луки.
В рамках V Международного книжного форума «Русский Запад» на Себежской земле в Себежской районной библиотеке был проведен «День экологической книги», в котором принимали участие: руководитель Росприроднадзора по Псковской области В.Ю. Мусатов, специалисты Псковской областной универсальной научной библиотеки, директора муниципальных библиотек области, знатоки природы и гости форума.
В библиотеках муниципальных образований (в том числе и на селе) приняты и действуют перспективные планы и программы экологического просвещения, что прибавило систематичности и целенаправленности в их работе.
Хочется отметить эколого-просветительские программы детской библиотеки «РаДуГа ЦБС г. Пскова «И нам дана на всех одна планета хрупкая Земля» и «Край родной мой в блеске радуг, в свете зорь». Для информационной поддержки программ в библиотеке РаДуГа создан кабинет экологической информации. В формировании его фонда участвуют: ООО «Чудской проект», Комитет по природным ресурсам, областной биолого-экологический Центр. Лучшие мероприятия программы — цикл «Знания во спасение», День информации «От экологии души к экологии Земли», звучащая выставка «Вечная симфония природе», «Размышления на перекрестке мнений: Экология родного города», В рамках программ библиотека выпускает печатные материалы: буклет «Вода» отмечен природоохранными организациями области за высокий профессионализм и высокую информативность.
Экологические программы разработаны в Горожанской и Захаринской библиотеках Новосокольнического района, Краснопограничненской — Гдовского района; Борковской библиотеке Великолукского района, Красинской — Палкинского района. Круппская библиотека Печорского района совместно со школой и ДК работает по экопрограмме «Природа прекрасна в своих превращениях». Ее цель — формирование экологического сознания жителей поселения, системы ценностей, основанной на бережном отношении к природе. В рамках программы проходят социально значимые мероприятия, посвященные проблемам вырубки леса, предотвращению летних пожаров, в которых приняли участие руководство волости, преподаватели школы, сотрудники лесничества, лагерей отдыха, ДК. Изборская сельская библиотека этого же района также работает по программе эколого-краеведческого просвещения населения совместно с ДК, лицеем, музеем и администрацией волости. Организованы: Круглый стол с партнерами «Не опоздай спасти мир», фотовыставка «Лучше нет родного края», выставка цветов, часы природы. Жители Изборска участвуют в смотре-конкурсе «Лучший цветник возле дома», «Лучшая альпийская горка», «Лучшее окно».
В ходе реализаций программ сложилась целая система взаимодействия с другими организациями и учреждениями районов области, участвующими в процессе экологического образования и воспитания. Библиотеки тесно сотрудничают с органами по охране окружающей среды, школами, Центрами детского творчества, краеведческими музеями-заповедниками, привлекается творческая интеллигенция, члены различных обществ.
Так, Себежская центральная районная библиотека продолжает сотрудничество с национальным парком «Себежский», благодаря которому систематически проводится Международная природоохранная акция «Марш парков». Что, безусловно, повышает статус и социальную значимость библиотеки.
Среди библиотек Бежаницкого района в работе по экологическому просвещению лидирует Цевельская библиотека. Работа планируется и ведется совместно со школой, заповедником «Полистовский».
Сотрудники заповедника «Полистовский» принимают участие в экологических мероприятиях Локнянской центральной районной библиотеки. Опыт работы библиотек Локнянского района неоднократно освещался в российской профессиональной печати («Библиотечная газета») и в сборнике «Территория 60. Библиотеки Псковской области».
Выявить острые проблемы, определить основные направления деятельности по экологическому просвещению позволяют научно-практические конференции и Круглые столы. Так, в Красногородской районной библиотеке прошел «Круглый стол» по теме: «Экология района глазами его жителей». На встрече участники осветили экологическую обстановку в поселке и районе, рассказали о тех мерах, которые принимаются районной, поселковой администрациями и соответствующими службами для решения экологических проблем. Круглый стол «Дом, в котором я живу», (Невель) с участием представителей всех школ города (детей и педагогов) и Дома детского творчества стал одним из ярких и удачных мероприятий года.
Особое внимание библиотеки области уделяют работе по экологическому просвещению молодого поколения.
Библиотека ЦБС г. Пскова «РаДуГа» стала инициатором проведения регионального этапа Международного детского экологического форума «Зелёная планета 2008». Региональный этап в Псковской области библиотека (заведующая сектором О.В.Незнанова) провела при поддержке филиала Федерального государственного учреждения «ЦЛАТИ по СЗФО» — «ЦЛАТИ по Псковской области» Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а так же Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Псковской области.
В региональном этапе конкурса приняли участие дети школьного и дошкольного возрастов, проживающие на территории Псковской области с творческими работами по ряду номинаций. Всего было принято — 554 работы. Для участия в Международном этапе в Москву отправлено — 27 работ. Главный приз регионального этапа — видеокамера вручена Васильковой Ольге за работу «Летний этюд» (Усть-Долысcкая сельская библиотека МУК «Культура и досуг» Невельского района). Ольга стала победительницей и в Международном этапе, в ноябре вместе с О.В.Незнановой она побывала в Москве на заключительной церемонии форума.
Интерес молодежи к экологическим проблемам возрастает. Убедительным подтверждением этого является увеличение количества запросов. Книжные фонды библиотек, к сожалению, не богаты литературой по экологии. Не всегда хватает средств подписаться на все нужные периодические издания. В основном библиотеки получают журналы «Юный натуралист», «Экология», «Природа и человек», которые в небольшой степени восполняют недостаток книг.
Большое внимание в библиотеках уделяется формированию справочно-библиографического аппарата по экологии, создаются тематические картотеки.
Библиотекари самостоятельно разрабатывают интересные, насыщенные информацией сценарии по экологическому просвещению населения, учитывая при этом запросы современной читательской аудитории. Такие формы работы как: экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны пользуются интересом читателей.
Сегодня в библиотеках области работает более 30 клубов любителей природы. Среди них:
«Лукоморье» — более 6 лет работает экологический клуб юных читателей в Чернецовской библиотеке Дедовичского района.
«Цветовод», «Здоровье», и др. клубы в библиотеках Невельского района.
«Флора» (г. Опочка) — огромный вклад в работу библиотеки по экологическому просвещению населения не только района, но и области вносит деятельность этого клуба. Библиотекой совместно с клубом реализуется проект «Старинным паркам — жить!».
«Лилия» (Лавровская библиотека), «Радуга» (районная детская библиотека) — Печорской ЦБС.
«Друзья природы» (Самолуковская сельская библиотека Локнянского района).
Работают клубы экологической направленности в библиотеках Островского района: «Цветовод» (ЦРБ), «Природа» (Заборовская библиотека).
более 10 лет работает кружок «Аистенок» в Цевельской сельской библиотеке Бежаницкого района.
Деятельность клубов направлена на пропаганду литературы об окружающей природе, а также привлечение к чтению литературы природоведческой тематики, привитие любви к Родине, к родной природе. В работе клубов используются различные формы работы: книжные выставки, обзоры, беседы, громкие чтения, викторины, конкурсы, информационно-познавательные часы, утренники, праздники, заочные путешествия, кроссворды и т.д. Тематика занятий разнообразна: от поделок из природного материала до исследовательских работ по экологии.
Большая работа по пропаганде здорового образа жизни ведется среди молодежи во всех районах области. В молодежных клубах проходят дискуссии, проходят циклы мероприятий «Диалог с молодыми», посвященные профилактике вредных привычек. Опочецкой центральной районной библиотекой им. А.С. Пушкина была организована фотодокументальная выставка Марии Сёдеберг «Наркотик — убийца», организованная совместно с управлением Федеральной службы по незаконному обороту наркотиков в России, которую в течение двух недель посетили: студенты ОПК, ПУ, учащиеся школ города, работающая молодежь. Огромный баннер с информацией о выставке был вывешен на наружную стену районной библиотеки и приглашал население на фотовыставку.
В подготовке и проведении подобных мероприятий используются интерактивные методики, которые позволяют осуществлять обратную связь и определять их эффективность.
Формы работы в библиотеках по экологическому просвещению самые разнообразные. Главное то, что и у библиотекарей, и у населения есть чувство сопричастности к распространению знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды.
Проанализировав работу по экологическому просвещению в муниципальных библиотеках области можно сделать вывод:
Во-первых, экологическое просвещение населения — одно из основных направлений библиотечной работы;
Во-вторых, происходит расширение диапазона сотрудничества социально значимых организаций и библиотек области;
В-третьих, осознание важности роли библиотекарей в развитии и становлении личности привлекло особое внимание общественности и органов власти к экологической деятельности библиотек.
Методическая основа экологического просвещения определяется многоаспектностью самой экологии. Экология — это «перекресток» многих научных исследований и научных знаний. Вот почему следует представлять читателю всю эту сферу познания окружающего мира и как систему знаний о биологических основах жизни, и как учение, затрагивающее одновременно социальную, экономическую, культурную стороны жизнедеятельности, а также духовное и эстетическое состояние человека.
Особое внимание надо обратить на имеющийся опыт информационно-библиографического обеспечения читателей. Главную роль здесь играет умение библиотекарей находить и в полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания.
С годами миссия библиотек значительно усложняется. Оставаясь центрами поддержки и развития чтения, формирования читательских интересов, они стали учреждениями культурного, научного, образовательного, просветительского и коммуникационного назначения. Сегодня именно библиотеки выступают в роли безальтернативных каналов распространения природоохранной информации, формирования экологического мировоззрения населения.
Библиотекам принадлежит особая роль в непрерывном экологическом образовании местного сообщества. Даже минимальный книжный фонд любой библиотеки дает возможность видеть экологическую проблему во всей ее многоаспектности, оказывать практическую помощь населению в осознании и решении местных экологических проблем.
Акинфиева О.В.,
заведующая отделом координации деятельности библиотек области
Псковской областной универсальной научной библиотеки
ecology.pskovlib.ru