Орнаменты древнего египта – описание и особенности :: SYL.ru
описание и особенности :: SYL.ru
Среди предметов культурного наследия различных стран и эпох красота египетского орнамента занимает особое место. Эти самобытные рисунки окутаны множеством мифов и легенд. Ученые и искусствоведы пытаются трактовать их скрытый смысл, но вряд ли им когда-нибудь удастся раскрыть все секреты. В этих мотивах часто черпают вдохновение дизайнеры одежды, интерьеров и мебели, вдохновленные величием и загадочностью рисунков страны фараонов. В данной статье вы узнаете о разновидностях орнаментов египетского стиля. Также вы узнаете, как научиться рисовать характерные для этой страны геометрические узоры.
Виды орнаментов
Прежде чем углубляться в разнообразие египетских узоров, следует узнать, что собой представляет данный термин.
Орнамент — это рисунок, состоящий из одинаковых элементов, которые повторяются или чередуются.
Существует два способа их классификации в целом. Они делятся по:
- способу расположения частей орнамента;
- характеру их составляющих.
По способу размещения элементов в композиции они делятся на:
- лучевой рисунок — детали располагаются по направлению к центру или от него;
- концентрический — элементы расположены по кругу или спирали;
- линейный — составляющие изображения образуют прямые линии.
Характер составляющих узор деталей может быть следующим:
- геометрический — образован простейшими художественными элементами, например, точками, линиями, волнами, кругами, квадратами, зигзагами, спиралями;
- растительный, где составляющие рисунка — это растения или их части;
- анималистический — основными элементами в этом случае являются животные, насекомые, птицы.
Разновидности египетского орнамента
В Древнем Египте раньше остальных стран появились геометрические узоры, которые отличались относительной простотой и выстраивались по линейному принципу. Их основными элементами были прямые линии, круги, точки, прямоугольники, конусы. С развитием империи они усложнялись: сначала в орнаментах соединились растительные и животные мотивы, затем добавились иероглифы. Все элементы по-прежнему выстраивались линейно. Помимо усложнения внешнего вида рисунков, появилась бо́льшая смысловая нагрузка. Теперь по ним можно было читать, потому как рисунки, наравне с иероглифами, приобрели общепринятое и понятное всем значение. Изображаемые объекты наделялись религиозным и символическим смыслом, это был основополагающий принцип выбора элементов рисунка. Несмотря на явное совершенствование египетского искусства, орнаментам всех периодов присуще смягчение и скругление форм, придание им пластичности. Преобладающие цвета, использовавшиеся в создании узоров, это сине-голубые оттенки, кирпично-красный, желто-золотой, темный зеленый, кремовый и черный цвет. Созданные в этой стране произведения искусства обладали сдержанностью, утонченностью и строгой последовательностью.
Египетский орнамент в полосе
Линейно выстроенные узоры из геометрических символов формировали длинные нарисованные ленты. Несмотря на то что они являлись самой примитивной формой рисунков в Древнем Египте, в них уже было отображение окружающего растительного мира. Элементарные геометрические символы образовывали нечто похожее на цветы и деревья. По мере развития этого искусства орнаменты будут становиться более детализированными и полосы перестанут так широко использоваться, но именно эти узоры послужили прототипом усовершенствованного искусства.
Растительные элементы в узорах
Египетские орнаменты с цветами, деревьями и другими растениями были почти так же популярны, как изображения фараонов. Особо актуальным цветком в рисунках считался лотос и его лепестки, отождествляющиеся с небесным светилом и его лучами. Лотос символизировал величие природной силы, невинность, здоровье и чистоту помыслов. Рисунок алоэ, распространенного растения, стойкого к длительной засухе, обозначал жизнь в загробном мире. В египетском орнаменте часто изображались водная лилия, являющаяся символом возрождения; тростник, олицетворяющий Юг и оплодотворение; папирус, название которого означает «дар реки». Почитаемые деревья в египетской символике — это финиковая пальма, тутовое дерево, акация, кокосовая пальма, терновник, сикомора. Все они обозначали начало жизненного цикла.
Анималистические мотивы
Так как жук-скарабей считался священным, его изображение включалось в египетский орнамент чаще всех остальных животных. Он был символом бессмертия, счастья, защитником от болезней и бед. Другими популярными изображениями были рисунки священной птицы бену, которая олицетворяла воскрешение; змеи, поедающей свой хвост (восстановление справедливости), а также антилопы, рыбы, обезьяны.
Вместе с тем на египетских рисунках можно увидеть изображения богов или их символов:
- Осириса, его рисовали также в виде глаза;
- Исиды, чьим знаком является трон;
- Анубиса, имеющего на орнаментах обличье шакала.
Рисуем узоры Египта
Для того чтобы понять, как поэтапно нарисовать египетский орнамент, нужно разобраться с главными понятиями, определяющими будущий рисунок, и основными изображаемыми элементами.
Мотив — это одна из составляющих единиц узора.
Раппорт — совокупность повторяющихся мотивов.
К примеру, в узоре могут быть три мотива: скарабей, лотос и символ «анх». Будучи расположенными в этой же последовательности, они образуют законченный раппорт, который повторяется неограниченное число раз (все мотивы циклично следуют друг за другом).
Узнав основные понятия, следует выбрать изображаемые мотивы. Самым простым является геометрический растительный узор. Его можно нарисовать следующим образом:
- Среди вышеперечисленных популярных растений и цветов египетского орнамента выберите понравившиеся вам по внешнему виду или символике. Не стоит пытаться включить в рисунок все сразу, это может перегрузить его. 2-3 мотивов, например растительных, будет достаточно. На изображенных ниже рисунках раппорт составляют папирус и лотос.
- Обозначьте ширину полосы, которая будет в конечном виде составлять полноценный орнамент. Она может быть образована как двумя прямыми линиями, так и двумя тонкими лентами с простейшими геометрическими объектами: волнами, прямоугольниками, точками. На примерах орнаментов ниже это полосы, на верхних частях которых есть лента с узором из разноцветных прямоугольников.
- Дальше создайте раппорт. Попробуйте скомпоновать элементы в оптимальной последовательности, переверните их, разверните в разные стороны. Нужно добиться гармонии внешнего вида орнамента. После того как раппорт будет выбран, нарисуйте его элементы, вписав в основную полосу, и повторяйте необходимое количество раз.
- Подберите подходящие цвета для того, чтобы раскрасить рисунок. Помните, что в узорах Египта преобладали слегка припыленные, но достаточно яркие цвета: песочный, желтый, разные насыщенные оттенки зелени, терракотовый, красный, глубокий синий. Также учитывайте наиболее подходящие для конкретного растения оттенки, а еще то, что фон должен контрастировать с изображениями деталей рисунка.
Далее закрасьте все области понравившимися цветами и, завершив орнамент, наслаждайтесь полученным результатом!
www.syl.ru
Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения. В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью. Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов. Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.
Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство.
Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими. Широко применялся меандр – квадратный или круглый, ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др. Очень распространен был мотив пальметы и еще больше – стилизованной формы акант, который появился вместе с коринфским ордером. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами. Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнаменту, составляющему их декор, и выделяющемуся своей гармонией и красотой, было суждено стать основным выразительным средством при создании художественного образа этих замечательных памятников древнегреческого искусства. Ткани Древней Греции обладали высокими декоративными качествами. Самые древние из них (III в. до н.э.) – шерстянные шпалерные ткани, на одной из которых изображены утки, плавающие по пурпурному морю. Здесь, благодаря тонким цветовым переходам, мастер добился рельефного эффекта. Встречаются также ткани с геометрическим узором. При декорировании тканей греки использовали следующие цвета: пурпур различных оттенков, цвет морской волны, зеленый, алый, фиолетовый, шафранно-желтый, коричневый; одни ткани имели пурпурную кайму, другие – участки, затканные золотом или вышитые орнаментом из звезд, фигур животных. Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаичных композиций, украшающих пол, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий. Некоторые жилые помещения окрашивались, стены расписывались по штукатурке горизонтальными полосами красного, белого, голубого тонов. Особое внимание древнегреческие мастера уделяли форме ножек предметов мебели. Часто они имели вид звериных когтистых лап или ног копытных животных. В верхней части ножки иногда покрывались листьями аканта, в других случаях завершались шеями лебедей. В украшение мебели греками наряду с резьбой и инструктацией активно вводился цвет. Греческие мастера обнаружили исключительное искусство меры и изобретательности в прорисовке различных декоративных элементов и деталей. Они широко применяли архитектурные обломы (профили) в самых различных сочетаниях и ритмах. В сооружениях обломы в зависимости от использования того или иного ордера дополнялись орнаментацией. При копировании статьи активная ссылка на источник www.giga-s.com Обязательна!
|
giga-s.com
Символы и орнаменты древнего Египта: Скарабей
- Подробности
- Категория: История орнамента
Если говорить о самых « продвинутых» символах в Древнем Египте — то в первую очередь стоит упомянуть скарабея. Самый знаменитый в мире навозный жук гордо красовался на ювелирных украшениях, был несомненным элементом многочисленных египетских орнаментов: он украшал жилища и, собственно, сами тела египтян в виде элегантных тату. Сложная символика этого элемента связана с силой солнца, поэтому скарабей и приносил счастье египтянам, причём не только во время их физической жизни, но и после неё: именно он заменял извлечённое сердце у мумии. Итак, поговорим об этом несколько подробнее.
Как навозный жук скарабей стал знаменитым символом в египетском орнаменте
Итак, почему египтянам пришёлся по вкусу небольшой по своему размеру навозный жучок? Латинское название его, звучит, как «Scarabaeus», что означает в переводе с греческого языка «просто жук», по крайней мере, господин Дворецкий в своём латинско — русском словаре, изданном в 1986 году, ссылается по этому поводу на Плиния Старшего и Авзония Великого. В итоге Карл Линней приступил к перечислению жуков именно со скарабеев, чем увеличил их и без того высокий рейтинг. Однако вернёмся к нашим жителям древнего Египта.
Подвеска царевны Сат-Хатхор-Иунит (Около 1870 до н.э)
Египтяне умели искать источник вдохновения в природе, которая их окружала, только она и была для них великим Учителем и вечной книгой бесконечной жизни (ужасно хочется написать, что у них не было интернета). Крохотные обитатели родной земли и таинственные далёкие звёзды стали ключиками для разгадок тайн мироздания и изучения человеческой природы.
Скарабей в Египте связывался с Хепри, богом, который был связан с тайнами солнечной энергии. Здесь у египтян были некоторые нюансы: бог Ра отвечал за Солнце днём, а бог Атум за его ночное состояние, то бог Хепри (божество с головой скарабея) отвечал за состояние солнца утром. 7 Скарабей изначально вышел из ноздрей на голове Осириса, которая была погребена в Абидосе, именно так и возвещая воскресение его из мертвых (в мире небесном). Приблизительно так трудолюбивый жучок, катающий навозный шарик, чтобы в нём не погибло его семя, стал символом воскресения и возрождения.
Барельеф со скарабеями
Пристально наблюдая за жучком, дотошные Египтяне заметили, что скарабей вкалывает вовсю, обрабатывая бесформенный навоз. С достойным уважения упорством он перекатывает его перед собой, преобразовывая непонятную массу в строгую шарообразную форму. Именно в неё трудолюбивое насекомое потом и откладывает свои яйца. В оканцовке молодые личинки после рождения кушают навоз и радуют родителя. Сотворив навозный шарик, скарабей катит его всегда с востока к западу, потом прячет готовый продукт в ямку, где он лежит 28 дней. По истечении этого срока скарабей торжественно вскрывает шарик и кидает его в воду. Радостные детёныши появляются на свет и кидаются врассыпную.
Скарабей всегда был в сердце Египтян
Скарабей, как элемент орнамента, как талисман, следовал за египтянином повсюду, он был импульсом для возрождения души, когда материальное тело погибает и разлагается. Скарабей — это сокровенная сила Сердца, которую египтянин пробуждал в себе, умирая, чтобы впоследствии воскреснуть. Он помогал при жизни победить любую лень и инерцию, давал силы вытащить себя из проблем, преодолеть тяготы и испытания.
Именно по этой причине в Египте после смерти в мумию вкладывали керамическое или каменное сердце с изображением скарабея или саму его фигурку. Таким образом, в теле усопшего присутствовал символ бессмертия, нетленной сущности и последующего воскресения. Скарабей сердца упоминался всегда поэтично и тонко, это был «Бог, обитающий в моем собственном сердце, мой Создатель, мой великий Владыка, который охраняет свет, который присутствует во мне». Сердце египтянина было центром не только жизни, но и глубоких знаний, осознания себя, мудрости и воспоминаний о вечном. Это была некая сокровенная и нетленная сущность, которая обитает в теле и уходит вместе с душой в мир иной.
Скарабей в орнаменте и декоративно- прикладном искусстве
Мы уже упоминали о скарабее, как об элементе египетского орнамента, фигурки его также встречались на изделиях декоративно – прикладного искусства повсеместно. Их делали из базальта или гранита зелёного окраса, известняка, а также из зеленого мрамора. Скарабей мог быть изготовлен из глины и покрыт глазурью голубого либо зеленого цвета.
В основание этой фигурки, как правило, наносили особые священные символы либо изречения, которые были напрямую связаны с великим таинством вечной жизни и возрождения. В особых случаях скарабей мог иметь человеческое лицо либо голову. Порой на спине жука изображалась Ладья, которая принадлежала богу Ра или птица Бенну (аналог нашего феникса, о ней как-то поговорим отдельно) и даже глаз Гора.
Мы видим перед собой знаменитую пектораль священного скарабея, которая сегодня хранится в Каирском национальном музее. По всей видимости, она изготовлена в 1350 веке до нашей эры, высота произведения искусства – 15 саниметоров. Скарабей изготовлен из золота, сердолика, полевого шпата, бирюзы и ляпис-лазури.
Скарабей считался лучшим амулетом, их изображения применяли для печатей. Кстати, в Греции, а потом в Риме тоже изображали скарабеев , например, на кольцах или как надёжный талисман на своём щите.
Но вернёмся в Египет. Любой человек, встретивший скарабея, который мирно катил свой шар, почтительно уступал ему дорогу, даже отряды воинов сворачивали в другую сторону. Когда скарабей прокатывал свой шар поперек пути, это был дурной знак и любой египтянин, как правило, возвращался домой, считая что пути не будет и смысла идти дальше нет. Бывало, что войско отменяло свой поход и просто возвращалось назад. Если вам приходилось читать роман Болеслава Пруса «Фараон», то там имеется такой эпизод.
Браслет из золотой манжеты Тутанхамона
С течением времени погребальные скарабеи упаковывались египтянами в специальные фаянсовые украшения, которые располагались на груди усопшего. Они были изготовлены в виде особых пилонов, на которых была изображена орнаментальная композиция с Ладьёй Солнца в центре. Скарабей при этом размещался таким образом, чтобы он располагался прямо в ладье: с левой стороны было изображение Исиды, а с правой — Нефтиды. Эти богини – сёстры символизируют у Египтян Таинство Неба и Земли, а также ключи, которые к ним ведут.
На знаменитой золотой подвеске, обнаруженной в гробнице Тутанхамона, скарабей на своих верхних лапах, как символ солнца восходящего, поднял солнечную ладью. Она символизирует путешествие ушедшего в мир иной фараона так же, как путешествует по небосклону Солнце. На ладье изображена луна и фараон с богами. По обеим сторонам скарабея находятся священные уреи, которые поддерживают солнце. В лапках скарабей держит иероглиф «власть», а также цветы лотоса и папируса. Внизу расположена лотосовая гирлянда с бутонами, которые сделаны, как форма тела жука – скарабея.
Кроме этого скарабей стал дополнительно символизировать ученика на его тернистом пути к осознанию и мудрости. Так же как и скарабей, упрямо превращая навоз в сферическую форму, добивается результата, так и ученик трансформирует бесформенную массу своего разума в свет своего духа. Любители тату могут вам рассказать, что Египет — это ода из «родин» татуировок. Удачная татуировка — это всегда беспроигрышный и надёжный пропуск в загробный мир, гарантирующий любовь и милость богов, полноценную жизнь после смерти. Любой египтянин знал такие элементарные для себя вещи.
В Карнакском храме в Луксоре имеется большая статуя скарабея. До сих пор местные жители верят, что от неё исходит тепло, а если постоять подольше, можно получить прилив сил и даже избавиться от проблем. Говорят, что если обойти вокруг этой статуи ровно семь раз, то любое желание исполнится. Кто знает, лично я не пробовала….
Возможно, вам также интересно прочитать:
☛Набор учеников в Орнамент- клуб (практический курс)
☛Работы учеников Орнамент клуба – зима 2019 год
☛Обратная перспектива при построении орнамента
☛Построение орнамента в Индустриальном стиле
☛Шедевры Арабо — Мусульманского орнамента: зулляйдж
☛Путешествие листика аканта
ornament.rode.land
Египетские орнаменты
Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.
На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.
В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.
Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.
Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова Орнаменты. Стили. Мотивы.
santosh.ru
Особенности орнаментики Древнего Египта |
Декоративно прикладное искусство в Древнем Египте достигло не менее высокого уровня чем архитектура и скульптура.Это подтверждают многочисленные предметы, найденные в гробницах под толщей песка. Египетские мастера путем длительных поисков и наработки навыков довели до высокого совершенства художественные ремесла: резьбу по дереву и кости, ювелирное дело и различные виды обработки металлов, изготовление стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей.
Формирование древнеегипетского искусства начинается в додинастический период(Vтыс.- рубеж IIIтыс. до н.э.).Верования и обряды,связанные с заупокойным культом,определили характер художественных изделий того времени.Период Древнего царства(XXVIII-XXIIIв. до н. э.)- время сложения основных форм египетской культуры и египетского канона, который определил содержание, главные правила построения и расположения сцен, используемых при создании рельефов и росписей, ставших впоследствии традиционными.
Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.
Особого мастерства египтяне достигли в обработке камня.Первые экземпляры каменных сосудов относятся к эпохе неолита.Сосуды были лишены декора, их эстетическая ценность заключается в красоте материала и формы. Общее число сосудов,найденных в галерее ступенчатой пирамиды Джоссера, представителя третьей династии фараонов,составило около 35 тысяч.
Каменные сосуды из-под пирамиды Джосера.
Новое царство представлено замечательными алебастровыми сосудами из гробницы Тутанхомона.
Алебастровый кубок из гробницы Тутанхамона.
Глиняная посуда известна в Египте с Vтысячилетия до н.э..Ее формы,декор возникли еще в додинастический период.Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой и украшали сосуды очень примитивным орнаментом,получившимся во время обжига.Это полосы черного цвета или белые узоры по красному фону глины.
Со временем глиняная посуда вытесняется металической.В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орнаментом.
К выдающимся достижениям художественных ремесел относятся изделия из фаянса. Египтяне изготавливали из фаянса самые разнообразные изделия:полихромные ожирелья, конопы,статуэтки,сосуды для благовоний, разнообразные кубки из синего фаянса с черным декором разнообразной тематики и мотивов.
Самое древнее производство стекла существовало также в Древнем Египте.Древнейший стеклянный предмет:бусы, созданы еще до первой династии.Шедевры египетских стеклодувов: виноградная гроздь и сосуд из синего стекла в форме рыбы из Амарны.
Сосуд в форме рыбы из Ахетатона (Эль-Амарны). Цветное стекло.
Египтяне были знакомы с технологиями обработки меди и бронзы.Значительный успех выпал на долю ювелиров.Ими был освоен новый технический прием -зернь.До нашего времени дошли диадемы в виде венков,ожерелья, пекторали, подвески, перстни. В период Нового царства ювелиры достигли вершины своего мастерства.
Считается, что растительный орнамент появился в искусстве Древнего Египта, хотя самые древние растительные элементы были геометризированы.В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир,наделенный религиозными представлениями и символическими значениями.В декоре часто использовался цветок лотоса- атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы,возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты,здоровья, в мире мертвых- магическое средство оживления усопших.Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
В древнеегипетский орнамент входили изображения алое,растения,символизирующего жизнь в загробном мире, стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декоре можно видеть венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.
Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.
Орнамент потолков.Мемфис и Фивы.
Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента.
Линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др.
Похожее
www.tvorchistvo.ru
Глава 2 Основные виды Древнеегипетских орнаментов
2.1 Геометрический орнамент
Ранние формы орнамента — геометрические.
Большинство дошедших до нас образцов орнаментики Древнего Египта датируются Новым царством или еще более поздним временем. Но орнаментальное искусство сохраняет важнейшие художественные образы весь период своего существования. Именно поэтому в канве позднеегипетского декора мы, безусловно, видим орнаментальные схемы, возникшие в различные периоды развития этой культуры, начиная с древнейших геометрических композиций. Расположение орнамента в монографии Фортовой-Самаловой, как нам представляется, в общих чертах отражает реальную картину развития египетского орнаментального искусства – от более простых ранних форм, явственно несущих в себе черты древнейшей семантики, до все более декоративизированных вариантов. Аналогия с развитием орнаментики других культур как древнего мира, так и более позднего периода, где ход исторического развития не вызывает сомнений, позволяет нам взять на себя смелость представить логический порядок развития орнаментики Древнего Египта по этим образцам.
Наиболее многочисленные фрагменты являют собой орнамент, сплошь покрывающий поверхность чаще всего в виде шахматной сетки более или менее сложного рисунка. Менее многочисленна группа линейных композиций, когда орнамент расположен горизонтальными рядами. Преобладание именно коврово-шахматного типа орнамента, способного бесконечно распространяться по поверхности в вертикальном и горизонтальном направлениях, т. е. в принципе являющегося как бы бесконечным в пространстве, характерно для культуры Древнего Египта, в которой представления о вечности, бесконечности, неизменности бытия, незыблемости миропорядка, царящего в Космосе, и, соответственно, в отражающем его социальном мироустройстве составляли основу мировоззрения.
В контексте египетского орнамента присутствуют универсальные геометрические элементы, их семантический смысл подробно рассматривался в предыдущем разделе. Это зигзагообразные композиции, часто включающие в себя фигуры ромбов, ромбов с точками и прочими элементами, которые благодаря цвету и динамичности ритма приобретают очень нарядный вид. Здесь же и простейшие композиции в виде шахматной доски, и более сложные цветовые сочетания зигзагообразного и шахматного мотива, говорящие о богатейшей фантазии древних декораторов, способных создавать такое богатство ритмов из столь примитивных элементов.
2.2 Растительный орнамент
Использовались обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи.
Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.
На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.
В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями.
В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, Персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.
В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, Персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.
studfiles.net
Египетский орнамент
Основные ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения. В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. В орнаменте часто использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью. Между 3000 и 1500 гг. до н.э. египтяне использовали спиральные узоры для росписи потолков гробниц фараонов: одни из них образовали узорчатое кружево, а другие составляли бордюры. Важное место играл цвет, наиболее распространенным был красный, желтый, синий, зеленый, черный и белый. Часто включались растительные мотивы, связанные между собой спирали и завитки. Последние применялись для окаймления деталей, а концентрическими кругами украшали печати. |
shedevrs.ru