cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Организация развивающей предметно пространственной среды в старшей группе – — . , — .

Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40» Октябрьского района г. Саратова

Развивающая предметно-пространственная среда

старшей группы «Лучики»

2017-2018уч.г.

Воспитатели: Торба Е.В.

Гилемханова К.А.

Аналитическая справка

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

В старшей группе МДОУ «Детский сад №40» создана предметно-пространственная среда:

Социально-коммуникативное развитие:

Уголок ПДД.Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

— Уголок дежурств

Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.

Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников  весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте).

Познавательное развитие:

Центр конструктивнойдеятельностихоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов.

Уголок патриотического воспитания:Детям подготовительной группы предлагается символика государства, гражданами которого они являются, рассказывают про основание родного города. Этнические меньшинства изучают собственную историю, не забывая про государственную.

Патриотический уголок в подготовительной группе дополняется портретами первых лиц государства, символикой страны, которую дети этого возраста должны уже знать, а также национальными костюмами и атрибутами.

Уголок экспериментированияпредставлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

Речевое развитие:

Уголок «Здравствуй, книжка! »

Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Художественно-эстетическое развитие включает:

— Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»

для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры  и т. п.).

Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

infourok.ru

Презентация к уроку (старшая группа) на тему: Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе группе

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №352» г. Н. Новгород Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе группе воспитатель первой категории Марушина Е.В .

Слайд 2

Предметно-развивающая среда в ДОУ Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования . В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников . Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной де я тельности взрослого и детей , но и в самостоятельной деятельности детей , а также при проведении режимных моментов . Всем известно , что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра . Именно поэтому мы воспитатели испытыва ем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Слайд 3

Что такое предметно — развивающая среда? (Терминология ) Среда развития ребёнка в структуре ФГО С – это комплекс материально-технических , санитарно — гигиенических , социально — бытовых , общественных , эргономических , эстетических , психолого-педагогических , духовных условий , обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ .

Слайд 4

Требования ФГОС к предметно — развивающей среде: 1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Слайд 5

Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС . Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек , которые : провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости , провоцируют игровые сюжеты , связанные с безнравственностью и насилием , выходящим за компетенцию детского возраста . . Антропометрические факторы , обеспечивающие соответствие росто — возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды . Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС

Слайд 6

Направленность предметно-развивающей среды.

Слайд 7

Центр Книги Что за чудо эти книжки! Очень любят их детишки Регулярно их читают Много знаний получают !

Слайд 8

Центр Патриотического воспитания Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография

Слайд 9

Центр занимательной математики Математика — точна, Математика — нужна! Дети любят всё считать, Нужно только понимать ! Все игры у нас познавательные, Учимся быть мы внимательными.

Слайд 10

Центр природы и познания А на календаре природы Изменения в природе Все мы дружно отмечаем, За погодой наблюдаем. Солнце, ветер, дождь и снег ‒ Обозначим все мы здесь.

Слайд 11

Центр природы и познания Путь познания сложен и тернист, Но преодолеть его ты сможешь, За задачи сложные берись И дорогу знания проложишь»

Слайд 12

Центр конструирования Раз, два, три — сложи детали, Чтоб они машиной стали. Собери гараж. Потом Не забудь построить дом. Можно к самому порогу Проложить еще дорогу, Выбрать место для моста — То-то будет красота! Из конструктора такого Что ни сделай — все толково!

Слайд 13

Центр безопасности Чтоб жить, не зная огорчений, Чтоб бегать, плавать и летать, Ты должен правила движенья Всегда и всюду соблюдать.

Слайд 14

Центр творчества И в восемь лет, и в три и в пять Все дети любят рисовать. Мы с тобою целый мир На бумаге создадим: Птиц и рыб, дома, людей, Даже сказочных зверей.

Слайд 15

Центр игры Мы в игрушки поиграли И везде их разбросали, Только надо убирать И на место возвращать!

Слайд 16

Центр музыки и театра Очень мы театры любим, Круглый год мы с ними дружим: В нашей группе все актеры, Кукловоды и танцоры, Акробаты и жонглёры, Балерины, режиссёры! Каждый день и каждый час Мы хотим играть для Вас!! Если б видел Станиславский – Был бы очень рад за нас!

Слайд 17

Центр двигательной активности Цель физической культуры — Быть здоровым и с фигурой, Радующей душу, взгляд, Быть красивым каждый рад.

Слайд 18

Перспектива развития развивающей предметно — пространственной среды группы Обеспечение эмоционального благополучия детей — Модернизация предметно — пространственной и развивающей среды группы. 2. Организация развития в игровой деятельности Пополнение развивающей предметно — пространственной среды для развития социально — личностных и игровых навыков детей 3. Организация физического развития и охрана здоровья -Пополнение физкультурного уголка традиционным и нетрадиционным оборудованием. 4. Постоянное пополнение центров различными играми и пособиями

Слайд 19

Группу всю мы показали, О себе все рассказали. Вас в гости снова будем ждать, Нам есть еще, что показать Спасибо за внимание !

nsportal.ru

Специфика развивающей организации предметно-пространственной среды в старшей группе

Специфика развивающей организации предметно-пространственной среды в старшей группе

1. Понятие и значение предметно – развивающей среды для развития дошкольника

Одним из важнейших условий развития детей является предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание.

Предметная развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.    

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».[1] Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно — развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:

  • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию  на июль 2011 года)

  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ:

-принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога; Одно из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель.

-принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. Например: «Стена творчества» – полоска обоев, на которых дети могут по желанию рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей. Звуковой дизайн: шум моря, звуки леса, голоса птиц.

-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;

-принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; Н. А. Короткова предлагает групповое помещение разделить на 3 зоны:

1) зона для спокойной по преимуществу деятельности.

2) зона для активной двигательной деятельности.

3) рабочая зона. (мастерская, лаборатория).

-принцип эмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;

-индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды – следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из искусственной кожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора;

принцип открытости – закрытости – представлен в нескольких аспектах:

а) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.

в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей. Объем и содержание практической и материальной помощи, прежде всего, обсуждается на групповых родительских собраниях с рассматриванием эскизов, рекламных проспектов. Реализация проекта предметно-развивающей среды планируется при активном участии родителей.

-принцип учета половых и возрастных различий детей – реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т.е. содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков, в настоящее время наблюдается дисбаланс в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, поэтому, зачатки работы с детьми с учетом их поло ролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет.

Среда групповых помещений должна быть оснащена как общими материалами для формировании гендерной принадлежности, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. С 2 до 7 лет решение данной задачи предполагает разный подход к работе с детьми.

Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде представлены в ФГОС дошкольного образования [2]. В нем сказано, что современная «…..развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы…… для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [2].

Таким образом, с учетом требований ФГОС, мы можем рассмотреть особенности организации предметно-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте.

2. Особенности организации предметно-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте

При переходе ребенка в старшую группу начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства.

Пространство группы желательно «разбить» на небольшие полузамкнутые микро пространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этой цели также подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.

Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В группе должна быть коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Желательно включить альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы.

В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

Важная задача старшего дошкольного возраста — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, конце слова. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в картинках, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамки в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.

Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами.

При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Если позволяют условия в детском саду, желательно для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами.

Важная роль в развитии ребенка данного возраста отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов необходимо включить в среду группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.).

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы рядами, повесить школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или пиктограммами.

Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни. План фиксируется разными способами записывается воспитателем, обозначается знаками, картинками). Для этого в группе можно иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Это легко сделать с помощью скотча, или закрепив на стене кусок белых обоев (на которых и вести записи), по мере необходимости обои прокручивать до чистого места.

Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентации и чувств детей. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» – правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Для него нужна основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4-5 вариантах. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.

Таким образом, при организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, холлах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также

Формирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учётом интеграции обеспечивает синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания и непосредственно образовательной деятельности в условиях ДОУ. Интегративный подход позволяет воспитателю выполнять новые функции и осуществлять взаимодействия педагога, ребёнка, родителей.

Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создании коллективного и индивидуального творческого продукта.[3]

Список использованной литературы.

  1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – М.:Просвещение,2009. – №6

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

  3. Электронный ресурс: https://solncesvet.ru Дата обращения: 04.06.2017

infourok.ru

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе»

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать следующим принципам:

1.Доступности

2.Полифункциональности

3Трансформируемости

4Содержательности и насыщенности

5Безопасности

6Вариативности

7Гендерного подхода

При переходе ребенка в старше — подготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.

При построении предметно – развивающей среды в своей возрастной группе мы следуем рекомендациям разработанным В. А. Петровским. Основу ее построения в нашей группе составляет деятельностный подход, т. е. со всем, что находится в группе, дети могут действовать, преобразовывая пространство. Предметно – развивающая среда организована таким образом, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр- инсценировок и т.д.

Мы предлагаем вам рассмотреть предметно-пространственную развивающую среду в группе по направлению: Познавательное развитие и разделенную на определенные центры:

Учебный центрЭто полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых,«Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Его надо поддерживать и развивать. Мы включили в среду группы школьную атрибутику (обучающие тетради, линейку, ручки, карандаши, и прочее)

Центр познавательного развития — необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.. Математические и логические игры для детей разных уровней развития, комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, детский компьютер и магнитная доска. Здесь дети производят действия с цифрами, знаками, числами на магнитной доске, решают логико-математические задачи, составляют целое из частей.Это игры на плоскостное моделирование, наборы мозаик разной формы, настольные игры («Раз, два – сосчитай», «Геометрические формы», «Ассоциации», палочки Кюизнера, «Логико- малыш»- планшеты с заданиями, пазлы, «Разрезной квадрат» Никитина, игры Воскобовича и т. д.) В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, крупы, и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы, и т. д. Здесь наши маленькие «почемучки», превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов ( примеры: опыты с магнитом, водой, волчком, коллекцией минералов), свои выводы дети фиксируют на карточках. Детям очень понравился опыт с шоколадом, они сами варили всеми любимое лакомство.(Фото) Большой интерес вызвал у ребят опыт с вулканом, они на практике попробовали заставить действовать вулкан.(Фото)Составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, различные схемы и модели.

Центр природы -создан нами с целью поддерживания познавательного интереса детей к природным объектам; формирования трудовых навыков по уходу за живыми объектами; воспитания бережного отношения к природе. Комнатные растения соответствуют программным требованиям (герань, аспидистра, узумбарская фиалка). Подобраны предметы и средства для ухода за ними: лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, пластмассовые палочки, тряпки. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Настольные игры: «Земля и её жители», «Чей домик», «Мир растений», «Поймай рыбку»,лото «Животные», домино «Ягоды-овощи – фрукты». В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини- огород( выращиваем лук).

«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

При проектировании предметно-развивающей среды мы также учитывали половые и возрастные различия детей. В группе подобраны предметы, подчеркивающие гендерную принадлежность дошкольников. Например: уголок « Русская изба» имеет, как познавательный аспект, так и уголок для девочек, где они играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», « Больница», «Парикмахерская» и т.д.

Для мальчиков «Автосервис», «Техническое бюро» и др.

Используя метод проектов в своей работе, мы тщательно продумываем и организовываем в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Заканчивая нашу экскурсию мы хотим сказать о том, что среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Только такая среда будет способствовать успешной социализации ребенка в ДОУ.

infourok.ru

Статья (старшая группа) по теме: Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста

«Организация развивающей предметно-пространственной среды  в группе старшего дошкольного возраста»

Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу 01.01.2017 г. Данный документ устанавливает ряд компетенций, которыми должен обладать воспитатель для повышения качества образования в дошкольной организации (далее ДО).

Одна из профессиональных компетенций педагога согласно Профстандарта подразумевает способность организовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

        Стандарт устремлен на поддержание детской инициативы, по этой причине среда должна удовлетворять потребность дошкольника в познавательном и социальном развитии.

Данная статья ориентирована на содействие воспитателям при организации группового пространства в соответствии с ФГОС ДО.

К компонентам РППС относятся помещения, задействованные для взаимодействия педагогов с детьми: музыкальный и спортивные залы, участок для прогулок, кабинеты узких специалистов, наглядно-образный материал, используемый на занятиях и пр.

Когда нормативные документы изучены, каким будет следующий шаг воспитателя? Как почерпнутые из стандартов знания перенести на практику?  

Рассмотрим процесс организации РППС, соответствующей ФГОС ДО на примере старшей группы.

 Воспитатель должен провести анализ на предмет инклюзии в группе, потому как стартовые возможности должны быть равными у здоровых детей и детей со статусом ОВЗ. Это необходимо, так как познавательные потребности этих категорий детей отличаются в плане психофизиологического развития.

Нужно помнить о том, что развивающая среда для детей со статусом ОВЗ не идентична для разных диагнозов (глухота, аутизм, ДЦП и пр.), поэтому задача воспитателя в тандеме с психологом или другими специалистами ДОУ выявить ключевые особенности определенного случая и обозначить основные потребности в организации РППС.

Следующий этап анализа – учет национально-культурного компонента. Существует народная пословица «Сколько людей, столько и мнений» — в данном случае ее можно перефразировать —  «Сколько культур, столько и традиций», поэтому важно учесть особенности той или иной национальности при выстраивании образовательного процесса.

В каждой возрастной группе РППС будет отличаться содержанием, поскольку оно отражает возрастные особенности дошкольников на определенном этапе развития. Среда должна работать на поддержание детской инициативы и любознательности, поэтому при ее организации в старшей группе нужно учесть психические и физиологические потребности развития детей. Старший дошкольный возраст примечателен тем, что на шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это развитие речи, которое у большинства детей не препятствует взаимопониманию, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений о мире, которые он стремится осмыслить и упорядочить, и которыми жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Все эти факторы нужно учесть при организации РППС. Среда должна сработать на развитие и ни в  коем случае не торможение или ступор.

ФГОС ДО предъявляет следующие требования к РППС:

— безопасность;

— доступность;

— содержательно-насыщенность;

— полифункциональность;

— трансформируемость;

— вариативность.

Остановимся на данных критериях поподробнее.

Технология здоровьесбережения является ключевой в дошкольном образовании, поэтому безопасности при организации РППС нужно уделить особое внимание. Весь игровой материал должен иметь сертификаты соответствия и быть гиппоаллергенен. Групповую мебель необходимо закрепить к стенам, обеспечив ее неподвижность.

Воспитатель должен помнить, что среда ориентирована на ребенка, поэтому не должно быть полок откуда «брать нельзя», шкафов с игрушками, которые под строгим запретом и пр. Весь материал должен быть расположен на уровне глаз воспитанников, в том числе цветы и наглядный материал. РППС должна быть для детей доступной.

Так как РППС, соответствующая требованиям ФГОС ДО, должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых, а также  возможность для ребенка побыть одному, необходимо создать в группе уголок уединения. Он может представлять собой шалаш, домик, островок из ширм и пр. Задача воспитателя сделать это место наиболее комфортным, предусмотреть тот факт, что ребенок, находясь в уголке уединения, может захотеть прилечь или полистать книгу.

Скудность среды (недостаток игрового оборудования и наглядности, отсутствие оформленных центров активности) не только не будет способствовать развитию ребенка, но и есть риск того, что вызовет торможение. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что требование ФГОС ДО к РППС «содержательно-насыщенность» одно из основных. Существует термин «перенасыщение среды», что в свою очередь рассеивает внимание детей, поэтому важно выдержать баланс при работе с этим требованием.

Существует практика коллег, работающих на пилотной площадке ФГОС по организации РППС, которая направлена на развитие детской инициативы путем создания для них таких условий, когда ребенок начинает думать самостоятельно, включать фантазию. Условия самые простые и действенные – наряду с оформленным игровым материалом, в группе располагают бросовый и непрямой по назначению игровой материал, который вызывает у детей больший интерес, поскольку способствует «включению» изобретательности.

Еще одно из требований Стандарта к развивающей среде это полифункциональность. Возьмите привычный для себя и детей учебный стол, накройте его тканью, превратив его в дом для сюжетно-ролевой игры «семья» и покажите пример детям, как привычные вещи заиграют новыми красками и приобретут новые функции. Сегодня стулья нам нужны чтобы сидеть за столом, завтра – это ряды сидений автобуса, послезавтра – это американские горки.

Трансформируемость РППС – это умение преобразовывать пространство вокруг себя для конкретных действий. Задача воспитателя – научить этому ребенка, вместе с этим способствовать развитию нетривиального мышления.

Наполнять РППС нужно в соответствии с комплексным тематическим планированием, обеспечивая вариативность развивающей среды. Так, зайдя в группу на тематической неделе «Морские обитатели», в уголке природы можно увидеть макет аквариума, в книжном уголке – энциклопедии о рыбах, в творческом уголке – раскраски «морской риф». Следующая неделя — это новая тема, а значит и новые варианты наполнения РППС.

Воспитатель создает условия и направляет детей. Его работа по организации РППС не заканчивается тогда, когда он все разместил так, как написано в ФГОС ДО. Далее следует педагогическое наблюдение, которое определит динамику влияния так или иначе организованной РППС на дошкольников. Исходя из полученных наблюдений, воспитатель каждый день дорабатывает  РППС. Если среда в группе будет организована в  соответствие с ФГОС ДО, то результаты не заставят себя ждать – на выходе из детского сада мы увидим будущего первоклассника, проявляющего инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, уверенность в себе, способного выбирать себе род занятий — и это ценно.

Автор: Ладосеева Анастасия Вадимовна

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Профессиональный стандарт педагога ДО от 01.01.2017г.

nsportal.ru

Презентация к уроку (старшая группа) на тему: Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Слайд

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Автор: Кривцова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №20 «Белочка»
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.


В мою группу ходят дети с младшей группы. Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. 
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка. 
Детский сад работает по общеобразовательной программе «От рождения до школы», поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды. 
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:

Слайд

• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически — привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Предметно-развивающая среда организуется  в группе так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Предметная среда в группе  имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка пополняется и обновляется.

                                               Слайд

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Слайд

«Центр сюжетно — ролевой игры»


Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Поликлиника, Семья. Часть игрового оборудования находится в спальной комнате.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Слайд

«Центр дежурства»
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.

Слайд

«Центр безопасности».
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал.

 Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор,  макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

                                                 Слайд

«Центр патриотического воспитания»

Слайды

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Слайд

«Центр двигательной активности»
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.

Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая. 

Слайд

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Слайд 17, 18, 19

«Театральный центр»
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Слайд

«Центр музыки»
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.

Слайд


«Центр творчества»

Для центра  отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон  находятся в тумбах с полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Творческие идеи», к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

Слайд

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Слайд

«Центр занимательной математики»
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Детям о времени», «Составь задачу». Развивающие игры: « Сложи узор, сложи Квадрат»,Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.

Слайд

«Центр природы» 

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.  В нем подобраны растения, требующие разных способов ухода, есть необходимое оборудование и инвентарь за уходом комнатных растений: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.  Расположен вблизи «Лаборатория». В центре природы имеется: календарь погоды, календарь природы, муляжи фруктов, овощей. Имеется наглядный материал природно-климатических зон, коллекция камней, ракушек, семян, дидактические игры на природоведческую тематику. Иллюстрации роста, развития и размножения живых существ; зимний огород (посадка лука).

Слайд

«Центр конструирования»

 Хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Слайд


«Центр экспериментирования»

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. 
Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте.

Слайд

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Слайд

«Центр познания»
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.

Пособия для обучения чтению «окошечки».

Материал для развития у детей графических навыков. 
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб»,«Позови громко», «Эхо». 
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек»,  «Кто в домике живёт», «Подбери картинку».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи .
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам»,«Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад».

Слайд

«Центр книги». 

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам.
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Дети знакомятся с писателями и их произведениями.

Слайд


Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *