cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Орфограммы в приставках – Орфограммы в приставках

Правописание приставок. | Учим русский язык

Орфограммы, связанные с правописанием приставок и выделением приставок в слове:

Задания на эти орфограммы присутствуют в ЕГЭ.

Неизменяемые приставки

Всегда пишутся одинаково.
Их надо знать «в лицо»:

в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-

в/лез, во/шёл, взо/шёл, вы/лез, до/ехал, за/ржать, изо/драть, на/лево, над/строить, надо/рвать, не/быль, недо/писать, о/задачить, об/тереть, обо/злить, от/резать, ото/рвать, пере/прыгнуть, по/скакать, под/полье, подо/звать, пра/внук, пред/выборный, про/читать, разо/злить, с/делать, со/звать.

 (N10) Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))

  • Безударная гласная в приставках  (кроме при-/пре-) в безударном положении пишется такая гласная, которая слышится в этой же приставке под ударением.  Для проверки надо подобрать другое слово с этой приставкой,  где она находится под ударением:

    от/растИ — От/блеск,  на/рвАть —нА/прочь

  • В приставках роз-/рос-раз-/рас— под ударением пишется о, а без ударения а:

    распИска — рОспись ,
    развалИть — рОзвальни,
    рассЫпать — рОссыпь.
    Но, розыскнОй (от розыск).

  • Согласная в приставках, кроме приставок оканчивающихся на з-/с-, пишется та, которая слышится в этой же приставке перед гласной или перед в, р, л, м, н.
    Для проверки надо подобрать другое слово с данной приставкой, где приставка стоит перед гласной или в, р, л, м, н (в этой позиции сомнительная согласная слышна четко):

    об/тереть — об

    /расти, об/ыскать; под/тащить — под/раздел, под/ыскать.

Приставки на З-/С-

без-/бес-, воз-/вос- (вз-/вс-), из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос-, через/черес (чрез/чрес).

  • (№11) Приставка пишется с буквой З, если корень начинается с гласной или звонкой согласной,  и с буквой С, если корень начинается с глухой согласной (к, п, с, т — слово для запоминания «КаПуСТа«):

    без/усый-бес/путье, вз/визгнуть — вс/крикнуть, воз/глас — вос/ход, из/бить — ис/пить, низ/вести — нис/послать, раз/гон — рас/пев, роз/дых — рос/черк, чрез/мерный — черес/полосица.

Приставки на -з/-с пишем так, как слышим!
Исключение: безвкусный (и производные от него слова)

Внимание! Правильно выделяйте приставку.

  • Нет приставки З-.  Приставка С- не изменяется.

    Формально, приставка С- употребляется в сочетаниях сб, сг, сд, сж, ск, сч.

    • В словах здесь, здоровье, здание, ни зги (не видно) и их производных з— — часть корня.
    • Исчезать, чересчур пишутся с С исторически (от корней чезати (пропадать) и чур).
    • Близсидящий, близстоящий, близповерхностный и т.п. —  з  не изменяется, т. к.  это сложные слова, в первой части которых слово близ (наречие + причастие -> близ + сидящий).
    • Сложный предлог из-под всегда с з, т.е. слово пишется через дефис. Но, в словах исподлобья, исподнизу, исподтишка приставка ис- пишется по правилу.
  • Иноязычная приставка дез-(диз-) пишется перед гласной и Ъ, а дис- — перед согласной: 

    дезориентация — дисгармония; дизартрия -дислокация; дезинфекция, дезодорант, дизьюнкция; дисгармония, дисквалификация, дискредитация.

Правописание корней с И — Ы после приставок

  • Если приставка оканчивается на согласную, то И корня меняется на Ы:

    игра- розыгрыш, известный – безызвестный, история – предыстория.

  • Но,  после  приставок меж-, сверх-  и  иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан  И не изменяется:

    сверхизысканный, межинститутский, дизинфекция, контригра, постимпрессионизм, транс

    индийский, панисламизм.

    Искл.: взимать.

Двойные согласные на стыке корня с приставками

  • на стыке приставки и корня слова образуются двойные согласные, если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на ту же букву:

    без/заботный, без/звёздный, бес/смертный, бес/славный, воз/звать, вос/стать, рас/свет, под/держать, в пред/дверии, без/заботный, бес/связный, раз/звонить, рас/сердить.

    Но,

    • Расчет, расчетливый, расчесть — приставка рас- прибавляется к корню -чет (вычет, нечет, вычесть), кроме бессчётный;
    • Рассчитывать, рассчитанный — приставка рас- прибавляется к основе -счит, в которой уже есть приставка с- (об/с/чит/а(ть),
      пересчитать, отсчитать
      ).
    • Рассориться — две буквы с, а не три (рас-ссориться), т.к. в русском языке не пишутся три одинаковые согласные подряд.
    • В словах разевать, разинуть, разорять и в производных от них приставок нет — одна буква з.
  • (№6) Разделительный Ъ пишется только после приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я, обозначающими два звука (появляется звук [й’]):

    подъезд, съезд, объявление; изъять, изъян, объять, необъятный, объятие (исторически корень -я-).

Приставки ПРЕ-/ПРИ-

  • Приставки ПРЕ- и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково, но различаются значением и написанием.

    (№29) Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и- (приставка при-). А если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (приставка пре-).

    ПриставкаЗначение, которое определяет выбор приставкиПримеры
    ПРИ-приближениепри/ехать, при/лив, при/плыть
    присоединениепри/лепить, при/шить, при/клеить
    прибавлениепри/строить, при/рисовать
    нахождение вблизи  (около чего-либо)при/дорожный, при/город, при/школьный
    неполнота действияпри/сесть, при/открыть, при/тормозить, при/украсить
    доведение действия до логического концапри/говор, при/готовить, при/думать, при/бить
    совершение действия в чьих-либо интересахпри/прятать, при/своить, при/беречь
    ПРЕ-значение близкое к значению слов очень, чрезвычайнопре/неприятный, пре/хорошенький, пре/добрый
    близкое к значению приставки ПЕРЕ- пре/рвать (перервать), пре/градить (перегородить)
  • Запомнить!
    Слова с приставками ПРЕ-/ПРИ- , которые произносятся одинаково, но имеют разное  лексическое значение, определяющее выбор приставки :
    При-Пре-
    Призреть (жалеть кого-либо),
    призирать (давать приют, воспитание)
    Презирать (не уважать),
    презреть,
    презрительный,
    презрительно
     Привратник (сторож) Превратный (ложный, искажённый),
    превратно понятый,
    превратности судьбы
    Приступить (к делу, начать),
    неприступный (нельзя подступиться)
    Преступить (нарушить закон, переступить черту),
    преступление,
    преступник,
    преступный
    Приумножить (незначительно)Преумножить (многократно, очень сильно умножить, преувеличить)
    Приуменьшать (незначительно,чуть-чуть)Преуменьшить (значительно, очень, во много раз)
    Приклонить (голову, нагибать, склонять)
    Приклониться ( к земле — опереться)
    Преклонить (колена; преклонение перед подвигом)
    преклоняться (относиться с уважением — боготворить, благоговеть)
     Припирать (дверь),
    припирать к стенке (разоблачать)
    Препираться (перебраниваться),
    препирательство
    Притвориться (с целью ввести в заблуждение, напр., спящим),
    притворить (неполное действие: дверь — слегка закрыть, прикрыть),
    притворный (ненастоящий)
    Претвориться (Мечта воплотилась в жизнь,т.е. осуществиться.),
    претворять,
    претворить
     Приставить (что-то к чему-нибудь) Преставиться (умереть)
    Приходящий (повар — являющийся когда-нибудь, который приходит),
    привходящие обстоятельства (неожиданные, внезапно появившиеся)
    Преходящий (изменяемый, временный; непреходящие ценности, т.е. вечные):
    преходящий момент,
    преходящее явление
    Придать (добавить, напр.,серьезности),
    придавать,
    придание (оттенка, цвета, значения),
    приданое (невесты)
    Предать (подвести кого-либо),
    предавать,
    предаваться (веселью, печали),
    предание (легенда)
    Прибывать (на вокзал, куда?),
    прибытие
    Пребывать (где?, в каком состоянии?, в неведении, в хорошем настроении),
    пребывание
    Приёмник (устройство для приема)Преемник (продолжатель дела),
    преемственность
    Придел (пристройка)Предел (граница)
  • Запомнить! Всегда пишется ПРЕувеличить.
  • Некоторые слова имеют формы с двумя приставками:

    преумножать — приумножать, преуменьшить — приуменьшить.

  • Приставка
    ПЕРИ-
    пишется в словах иностранного присхождения со значением «вокруг», «около»:

    перигей, перископ, перипетия, перифраз, периферия.

  • Следует запомнить написание иноязычных слов и слова, в которых значение приставок ясно не определяются. Проверять по словарю.
    При-Пре-
    В заимствованных словах пре-/при- не выделяются
    приватный
    привилегия
    примадонна
    примат
    примитив
    принципиальный
    приоритет
    преамбла
    превалировать
    президент
    президиум
    премьера
    препарат
    прецедент
    Пре-/при- не выделяются, т.к. приставки срослись с корнем. Их надо запомнить, проверять по словарю
    прибор,
    привет,
    привередливый,
    приглашение,
    пригожий,
    приключение,
    прилежный,
    приличный,
    пример,
    принадлежать,
    присваивать,
    притязание,
    причина,
    приютить,
    приязнь,
    приятель,
    приятный,
    причуда,
    прихоть,
    приключение
    предел,
    предмет,
    презрительный,
    преимущество,
    прекословить,
    прельщать,
    преминуть,
    преследовать,
    пренебрежение,
    (знаки) препинания,
    препона,
    препятствие,
    пререкаться,
    пресловутый,
    пресмыкающееся,
    преступник,
    пресыщаться,
    (камень) преткновения,
    превратность

Приставки с дефисным написанием по-, во- (в-), кое- ( кой-)

  • (№63 часть с приставками) С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своем составе:
    • приставку по— и суффиксы -ому (-ему) ,

      по-зимнему, по-товарищески;

    • приставку в-(во) и суффиксы -ых:

        во-вторых;

    • приставку кое- (кой-): кое-как. 
      Приставка кое-(кой-), отделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно:

      кое с кем,  кое в чем, кой о чем.

    Внимание!  Не путайте приставки с предлогами:

    По-весеннему (нареч.)  греет. 
    По весеннему(прилагател.) небу.
    Во-вторых (нареч.). 
    Во вторых (поряд.числит.) классах.

Приставки (частицы-приставки) Не-,Ни-

В правописании частиц-приставок Не-,Ни-: не или ни, слитно или раздельно.
Слитное и раздельное написание рассматривается в описаниях соответствующих частей речи.

  • (№46) Различение приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях
    •  Отрицательные местоимения образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- и ударной приставки не-:

      никтО, ничтО, никакОй, ничЕй; нЕкого, нЕчего.

    • В отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения — ни-:

      нЕкого спросить — никогО не спрашивать, нЕчему удивляться — ничемУ не удивлялся.

    • В отрицательных местоимениях частицы не и ни превращаются в приставки и пишутся слитно, если нет предлога.  Местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки. При наличии предлога  отрицательные местоимения пишутся  раздельно. Предлог ставится между частицей и местоимением, образуя сочетание из трех отдельных слов:

      никогО — ни у когО, нЕчему — нЕ к чему, никакИм — ни с какИм; ни на чём, ни за чтО, ни за чьИм, нЕ с кого.

  • (№59) Буквы е и и в приставках не-/ни— отрицательных наречий
    • В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения — ни-:

      всегда  нЕкогда; никогдА не думай;   нЕкуда выйти, никудА не выйдешь; нЕзачем приходить, никАк не догнать, нЕоткуда отправить,  ниоткУда нет данных .

      При употреблении наречия с приставкой ни- в предложении всегда есть второе отрицание:

      никогда не пройдет, никак не услышать, никогда нет времени.

Список использованной литературы.

tutrus.com

Правописание приставок на -з / -с

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Правописание приставок на -з / -с

В приставках раз-/рас-; без-/бес; из-/ис-; вз-/вс-; воз-/вос-; низ-/нис- правописание конечной согласной в разных словах может быть разным.

В приставках на -з / -с нужно выбирать букву в зависимости от того, какая согласная идёт после приставки:

► перед звонкими согласными пишется з (разбудить, безводный, вздрогнуть, возгордиться)

► перед глухими согласными пишется с (расписание, беспокойный, вспотеть, воспротивиться)

! Обрати внимание, что просто приставки з НЕ существует в русском языке! (так, в словах здание, здесь буква з является частью корня, а не приставки)

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

4 класс

Упражнение 438, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 439, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 440, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 442, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 445, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 466, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 555, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 617, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 718, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 720, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 174, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 216, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 223, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 316, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 348, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 468, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 516, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 534, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 609, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 44, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 77, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 86, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 132, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 162, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 202, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 256, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 365, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 501, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 59, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 177, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 193, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 208, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 257, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 283, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 286, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 300, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 422, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Орфограммы в приставках — Русский язык

1.Организа-ционный момент

2.Актуализация знаний и

постановка проблемы.

3.Работа по теме урока.

4. Рефлексия

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Учитель: Ребята, нам написали письма герои литературных произведений, вам предстоит их прочитать, исправить ошибки в словах, догадаться кто автор письма. Работать будем в группах. У каждой группы своя карточка со словами. Вспомните правила работы в группах.

Учитель: Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?

Ученик: Знание орфограмм в приставках

Учитель: Предположите, экспертами по какой теме мы будем?

Ученик: ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ

Учитель: Правильно. Что мы должны вспомнить по этой теме? (Дети предполагают, учитель обобщает ответы и уточняет цель урока).

Учитель: Сегодня повторим все известные орфограммы в приставках и способы их проверки.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учитель: Самостоятельно прочитайте в учебнике упражнение № 136 на странице 128.. Что нужно сделать в этом упражнении?

Упражнение 136.

Запиши слова данными группами.

  1. Насыпь, накрепко, натканный;

  2. Пропуск, прорубь;

  3. Подпись, подпол;

  4. Донизу, досуха, доверху;

  5. Отпуск, оттепель, отсвет;

  6. Повар, познанный, помысел;

  7. Заводь, загнанный, засуха.

Поставь в словах ударение. На какую часть слова падает ударение?

Выдели эту часть. Открой обратный словарь на – ь, на – ать.

Найди слова с приставками, для которых слова из этого

упражнения являются проверочными. Допиши по одному слову в каждую группу.

Ученик: Записать слова данными группами. Поставить в них ударение. Выделить ту часть, на которую падает ударение. В обратном словаре найти слова с приставками, для которых слова из этого упражнения являются проверочными.

Учитель: Что будет выступать помощником в этом упражнение? ( Обратный словарь) Выполнять задание будем индивидуально, и оно будет разное. Ребята, у которых на партах приклеен красный квадрат, выполняют задание 1 и 2, у кого желтый-1,2,3, у кого зеленый -1,2,3,4.

Учитель: прочитайте первое задание. Кто дописал другое слово?

— прочитайте второе задание. У кого по другому? и т.д.

-Какую орфограмму мы вспомнили в этом упражнении?

Ученик: Безударный гласный в приставке.

Учитель :Молодцы, вы справились с заданием. И, чтобы дальше так же хорошо работать, надо отдохнуть.

Гимнастика для глаз

Учитель: Мы отдохнули и готовы работать дальше. Рассмотрите материал в упражнении 139. Самостоятельно прочитайте задание. Что необходимо выполнить?

Ученик: Надо списать текст, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова, в которых орфограммы в приставках.

Учитель: Выполним упражнение в парах по рядам. Первый ряд записывает 1 и 2 предложения, 2 ряд-3,4 предложение, 3 ряд -5,6,7 предложения.

Назовите, какие орфограммы в приставках вы встретили.

Какие еще орфограммы в словах вы нашли?

Ученик: Безударный гласный в корне, проверяемый ударением в словах показалась, говорит, темнота. Правописание окончаний существительных в единственном числе ( в небе), правописание окончаний глаголов ( воет), правописание частицы ся (заслушаться)

Учитель: Мы исправили все пропуски, и теперь мы будем художниками. У каждого на столе лежит лист, разбитый на треугольники. В треугольниках записан номер слова, которое я буду называть, если в слове приставка рас-, вы закрашиваете треугольник синим цветом, если раз- то зеленым. Обсуждаем в группах.

Растопить, размолоть, развертеть, растаять, развеять, разбить, расстелить, расчертить

Учитель: Сделайте вывод: как пишутся приставки, оканчивающиеся на з/с?

Ребята, наш урок подошел к концу.

— Какую цель вы ставили перед собой?

— Достигли ли вы цели?

Нас, как экспертов, ждет задание на дом. Написать по 5 слов на каждую из изученных орфограмм в приставках.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Это большое сердце – знак того, что я очень довольна совместной работой на уроке.

Оцените свою деятельность на уроке

У вас на парте лежат 3 маленьких сердечка: красное – если вы довольны своей работой на уроке и можете научить товарища; розовое – если у вас нет вопросов и вам все понятно; синее сердечко – если у вас остались вопросы. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как сегодня поработали.

Создание благоприятной психологической обстановки.

Мотивация к учебной деятельности.

-выделение и формулирование целей урока;

— постановка учебных задач

-формировать умение работать со словарем

-закрепить умение проверять безударный гласный в приставке

-закрепить умение определять орфограммы в словах и способы их проверки

-развитие орфографической зоркости

-провести рефлексию

— оценить свою деятельность на уроке

Словесные

Работа в группах, диалог

Работа с информацией в учебнике

Дифференцированное задание

Фронтальная проверка с использованием обратной связи

Выполнение гимнастики для глаз по методике Базарного

Работа в парах

с использованием информации в учебнике

Самооценивание детей

multiurok.ru

Великий и могучий русский язык

Выберите часть слова (морфему)

   Слитное и раздельное написание:

НЕ с глаголом и деепричастием

Не с существительными, прилагательными, краткими прилагательными и наречиями

Не с причастиями

Дефис в местоимениях

   Орфограммы в приставках

Правописание приставок З- и С-

Правописание приставок РАЗ- и РАС-

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

   Орфограммы в корне

Правописание проверяемых безударных гласных

Правописание непроверяемых гласных и согласных

Правописание чередующихся безударных гласных

Правописание согласных

Правописание разделительных ь и ъ

Правописание буквы И и Ы после приставок

Гласные после шипящих и Ц

   Орфограммы в суффиксе

Правописание суффиксов в глаголах

Правописание суффиксов — К — и — СК —

Суффиксы – ОВ/ЕВ –, – ОВАТ/ЕВАТ – и – ОВИТ/ЕВИТ –

Основные суффиксы существительных

Суффиксы глаголов -ИВА-(ЫВА-), -ЕВА-(-ОВА-)

   Орфограммы в окончании

Правописание суффиксов в глаголах

rus-10.ucoz.ru

Орфограммы в приставках — ЕГЭ Русский язык

Здесь я перескажу материал со статьи по заданию ОГЭ и добавлю ещё пару правил. Теория в этих заданиях практически идентична. Различны сами вопросы. Тут вам надо проверить правописание гласной или согласной в приставке, воспользовавшись знанием 5 правил. Для этого я сейчас перескажу основное содержание необходимых правил.

Большинство орфограмм в приставках знакомы вам ещё с начальной школы. И на самом деле их не так много. Расположу в порядке популярности.

1) Неизменяемые (постоянные) приставки

В одних приставках, как и в корнях, могут быть чередования. У других приставок есть паронимы, то есть похожие на них, но отличающиеся значением и одной буквой в написании. А есть такие приставки, в которых чередований не происходит. И пар у них не бывает.

Например, ОБ-, ОТ-, ПОД-, НАД-, С- и тому подобноеИ вы можете быть уверены, что в русских словах приставки останутся именно такими и никогда не будет какой-нибудь приставки «оп-» или «од-». В начальных классах это правило звучало так: пишем «О-», потому что нет приставки «А».

Хитрость этой орфограммы заключается в том, что на самом деле есть приставка А- Просто она заимствованная и употребляется гораздо реже, потому её не учитывают, именуя это правило как «постоянные приставки». Эта исключительная приставка употребляется в значении «не» (аморальный, аполитичный).

То же самое касается устаревшей приставки ПРА, употребляющейся в значении «предшествующий» (прадед, праславянский язык).

Перейдём к приставкам с чередованиями

2) Приставки с чередованием -з, -с.

В них попарно все приставки делятся на оканчивающиеся буквой «з» или «с»: раз-рас, вз-вс, без-бес. Если корень начинается на глухой согласный (о них читайте в статье тесты ГИА: задание а4), в приставке будет глухой С, если на звонкий — то звонкий З.

Например, разбирать — расклеился, взбить — всходит.

Внимание: одиночная приставка С- является непарной, то есть постоянной.

А теперь вопрос на засыпку: почему в слове «несдобровать» пишется с, хотя д — звонкий звук?

Свернуть «

Здесь 2 приставки: «Не-» и «С-». А мы помним, что «С-» приставка постоянная.

Этот случай запомните.

Перейдём к приставкам-паронимам

3) Приставки Пре- и При-.

Это две разные приставки, потому что значение у них разное. Именно по значению мы их и будем разграничивать.

Основные значения для «При-»: приближение (пришёл — приблизился к месту), присоединение (пришил — соединил одно с другим), нахождение вблизи (пригород — около города), неполнота действия (приоткрыл — чуть-чуть открыл).

Основные значения для «Пре-»: близость к приставке «пере» (преступил = переступил), близость к слову «очень» (преогромный — очень огромный).

Есть достаточное количество слов, правописание которых правилом не объяснишь. Тут на помощь должна прийти интуиция.

Есть пары слов, в которых приставка служит единственным различителем смысла: преемник (наследник)-приёмник (волн), пребывать (где)-прибывать(куда), преклонить (голову)-приклонить(вершину дерева), преступить(черту)-приступить(к делу), презрение(ненависть)-призрение(забота).

Дальше пошли орфограммы на месте соединения приставки и корня. Некоторые буквы друг с другом не стыкуются при соединении, и происходят «химические реакции», то бишь, чередования или вставки.

4) Ъ после приставок.

Ъ пишется после приставок. Вопрос: для чего? Вот слушайте.

Если в начале слова идут е,ё,ю,я, сколько звуков они обозначают? Верно, два: первый Й, потом гласный. А что произойдёт, если перед ними поставить согласный? Будут еёюя обозначать два звука? Нет, они будут обозначать мягкость согласного, звук будет только один.

Но ведь так нельзя. Допустим, корень был «ЙУБИЛЕЙ» (ЮБИЛЕЙ), так неужели если мы поставим приставку «ПРЕД-», корень изменится на «УБИЛЕЙ»? Корень недолжен меняться. И с этой целью появляется Ъ. Он и приставку не смягчает (приставки ведь не могли оканчиваться мягким звуком), и звук добавляет.

Это касается всех-всех приставок, в том числе иностранных вроде АД-, ДИЗ-, ИН- и т.д.

Так же он поступает, если до корня добавляется другой корень вроде «двух», «трёх».

Больше он нигде не пишется. В прочих случаях пишется Ь.

5) И-Ы после приставок.

Если вы помните, буква «И» тоже смягчала согласные. Также вы помните, что согласный на конце приставки не мог быть мягким изначально, он же твёрдый. У нас нет приставок «ОТЬ-» или «СЬ-». И меняться приставка не хочет. Тогда на помощь приходит пара для И — буква Ы. По звучанию остаётся то же самое, зато согласный остался твёрдым. Смотрите: ПРЕД + ИЮЛЬ. Звук Д не хочет становиться мягким, поэтому буква И меняется на Ы. ПРЕДЫЮЛЬСКИЙ.

Касается всех приставок на согласный, кроме иностранных из пункта 4 плюс русских «меж» и сверх». Поэтому только ДЕЗинфекция и СВЕРХинтересный.

Исключение есть: ВЗИМАТЬ.

Правила 4 и 5 не действуют на сокращённые слова. Аббревиатурам и сокращениям нет дела до того, как они звучат. Потому и госинститут, и спецёмкость.

Разберём само задание из КИМа.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.пр..встать, пр..милыйпод..брать, р..зослалра..кидать, и..пугатьпр..уныл, пр..рватьо..бросить, на..пись

Первый ряд отправляет нас к приставкам ПРЕ-, ПРИ-. В «привставть» — неполнота действия, в «премилый» — приставка в значении «очень». Второй ряд — постоянные приставки «подо» и «раз» (без ударения). Третий ряд — приставки на -З, -С. РАСкидать перед глухой «К», ИСпугать перед глухой «П». Четвёртый ряд снова ПРЕ-, ПРИ-: ПРИуныл как неполнота действия, ПРЕрвать в значении «ПЕРЕрвать». В последнем ряду приставки постоянные «ОТ» и «НАД». Вывод: одинаковые буковки были в третьем ряду, этот ряд и переписываем.

ifreestore.net

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Презентация «Орфограммы в приставках»

Слайд 1

Орфограммы в приставках ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013 Орфограммы в приставках ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013

Слайд 2

приставки в Не изменяются Вглядываться Вдвое Взаперти Вслух Втащить

Слайд 3

приставки во Не изменяются Вовремя Водворить Воедино Вокруг Вооружать

Слайд 4

приставки взо Не изменяются Взобраться Взойти Взорвать Взошедший

Слайд 5

приставки вы Не изменяются Выпытывать Вырвать Высмеять Выучка

Слайд 6

приставки до Не изменяются Доверху Довести Догадка Дождаться Досуха

Слайд 7

приставки за Не изменяются Завести Завизжать Загнутый Задуматься

Слайд 8

приставки изо Не изменяются Изорваться Изодрать Изорванный Изошедший

Слайд 9

приставки на Не изменяются Набег Набережная Навзрыд Навредить Назло

Слайд 10

приставки над Не изменяются Надбровье Надгробный Надкусить Надстроить

Слайд 11

приставки надо Не изменяются Надорвать Надобью Надошью

Слайд 12

приставки не Не изменяются Небезопасный Невдалеке Невидимка Невзлюбить

Слайд 13

приставки недо Не изменяются Недоглядеть Недодать Недопонимание Недолет

Слайд 14

приставки о Не изменяются Одобрять Обочина Обрить Озвереть

Слайд 15

приставки об Не изменяются Обвенчать Обвесить Обветшалый Обжора Облет

Слайд 16

приставки обо Не изменяются Обобью Обожгу Обогнать Обозлиться Оборвать

Слайд 17

приставки от Не изменяются Отбежать Отбросить Отголосок Открывать

Слайд 18

приставки ото Не изменяются Отогнуть Отомстить Отоспаться Отопью

Слайд 19

приставки па Не изменяются Пасынок Падчерица Патрубок Пагубный

Слайд 20

приставки пере Не изменяются Перебежка Перевозить Переглядываться Перелом

Слайд 21

приставки по Не изменяются Побольше Повлиять Поговорка Позвонить

Слайд 22

приставки под Не изменяются Подберезовик Подвенечный Подбросить Подкова

Слайд 23

приставки подо Не изменяются Подобрать Подогретый Подольститься Подойти

Слайд 24

приставки пра Не изменяются Прабабушка Правнук Прародитель Праотец

Слайд 25

приставки пред Не изменяются Предвидеть Предвестник Преддверие Предгорье

Слайд 26

приставки про Не изменяются Пробег Проветрить Проездом Проиграть

Слайд 27

приставки разо Не изменяются Разогнать Разогрев Разозлить Разомкнуть

Слайд 28

приставки с Не изменяются Сбить Сбросить Сгоряча Сгрызть Сдуть

Слайд 29

приставки со Не изменяются Собеседник Согреть Совладелец Соучастие

Слайд 30

приставки у Не изменяются Уберечь Увидать Уплатить Утепление

Слайд 31

Есть только приставка с, нет приставки з . Перед звонкими согласными приставка с звучит как [ з ] Перед глухими согласными Перед звонкими согласными Спеть Стащить Скачать Сшить Сбежать Сдать Сжевать Сзывать

Слайд 32

Нужно запомнить написание слов, начинающихся с буквы з . Здесь Здешний Здание Ни зги не видно Здороваться Здравствуйте…

Слайд 33

Использованный материал Арбатова Е.А. Русский язык: Самые сложные правила в таблицах и схемах ru.wikipedia.org/wiki / Орфограмма

nsportal.ru

Орфограммы в приставках — Русский язык

1.Организа-ционный момент

2.Актуализация знаний и

постановка проблемы.

3.Работа по теме урока.

4. Рефлексия

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Учитель: Ребята, нам написали письма герои литературных произведений, вам предстоит их прочитать, исправить ошибки в словах, догадаться кто автор письма. Работать будем в группах. У каждой группы своя карточка со словами. Вспомните правила работы в группах.

Учитель: Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?

Ученик: Знание орфограмм в приставках

Учитель: Предположите, экспертами по какой теме мы будем?

Ученик: ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ

Учитель: Правильно. Что мы должны вспомнить по этой теме? (Дети предполагают, учитель обобщает ответы и уточняет цель урока).

Учитель: Сегодня повторим все известные орфограммы в приставках и способы их проверки.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учитель: Самостоятельно прочитайте в учебнике упражнение № 136 на странице 128.. Что нужно сделать в этом упражнении?

Упражнение 136.

Запиши слова данными группами.

  1. Насыпь, накрепко, натканный;

  2. Пропуск, прорубь;

  3. Подпись, подпол;

  4. Донизу, досуха, доверху;

  5. Отпуск, оттепель, отсвет;

  6. Повар, познанный, помысел;

  7. Заводь, загнанный, засуха.

Поставь в словах ударение. На какую часть слова падает ударение?

Выдели эту часть. Открой обратный словарь на – ь, на – ать.

Найди слова с приставками, для которых слова из этого

упражнения являются проверочными. Допиши по одному слову в каждую группу.

Ученик: Записать слова данными группами. Поставить в них ударение. Выделить ту часть, на которую падает ударение. В обратном словаре найти слова с приставками, для которых слова из этого упражнения являются проверочными.

Учитель: Что будет выступать помощником в этом упражнение? ( Обратный словарь) Выполнять задание будем индивидуально, и оно будет разное. Ребята, у которых на партах приклеен красный квадрат, выполняют задание 1 и 2, у кого желтый-1,2,3, у кого зеленый -1,2,3,4.

Учитель: прочитайте первое задание. Кто дописал другое слово?

— прочитайте второе задание. У кого по другому? и т.д.

-Какую орфограмму мы вспомнили в этом упражнении?

Ученик: Безударный гласный в приставке.

Учитель :Молодцы, вы справились с заданием. И, чтобы дальше так же хорошо работать, надо отдохнуть.

Гимнастика для глаз

Учитель: Мы отдохнули и готовы работать дальше. Рассмотрите материал в упражнении 139. Самостоятельно прочитайте задание. Что необходимо выполнить?

Ученик: Надо списать текст, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова, в которых орфограммы в приставках.

Учитель: Выполним упражнение в парах по рядам. Первый ряд записывает 1 и 2 предложения, 2 ряд-3,4 предложение, 3 ряд -5,6,7 предложения.

Назовите, какие орфограммы в приставках вы встретили.

Какие еще орфограммы в словах вы нашли?

Ученик: Безударный гласный в корне, проверяемый ударением в словах показалась, говорит, темнота. Правописание окончаний существительных в единственном числе ( в небе), правописание окончаний глаголов ( воет), правописание частицы ся (заслушаться)

Учитель: Мы исправили все пропуски, и теперь мы будем художниками. У каждого на столе лежит лист, разбитый на треугольники. В треугольниках записан номер слова, которое я буду называть, если в слове приставка рас-, вы закрашиваете треугольник синим цветом, если раз- то зеленым. Обсуждаем в группах.

Растопить, размолоть, развертеть, растаять, развеять, разбить, расстелить, расчертить

Учитель: Сделайте вывод: как пишутся приставки, оканчивающиеся на з/с?

Ребята, наш урок подошел к концу.

— Какую цель вы ставили перед собой?

— Достигли ли вы цели?

Нас, как экспертов, ждет задание на дом. Написать по 5 слов на каждую из изученных орфограмм в приставках.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Это большое сердце – знак того, что я очень довольна совместной работой на уроке.

Оцените свою деятельность на уроке

У вас на парте лежат 3 маленьких сердечка: красное – если вы довольны своей работой на уроке и можете научить товарища; розовое – если у вас нет вопросов и вам все понятно; синее сердечко – если у вас остались вопросы. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как сегодня поработали.

Создание благоприятной психологической обстановки.

Мотивация к учебной деятельности.

-выделение и формулирование целей урока;

— постановка учебных задач

-формировать умение работать со словарем

-закрепить умение проверять безударный гласный в приставке

-закрепить умение определять орфограммы в словах и способы их проверки

-развитие орфографической зоркости

-провести рефлексию

— оценить свою деятельность на уроке

Словесные

Работа в группах, диалог

Работа с информацией в учебнике

Дифференцированное задание

Фронтальная проверка с использованием обратной связи

Выполнение гимнастики для глаз по методике Базарного

Работа в парах

с использованием информации в учебнике

Самооценивание детей

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *