cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Орфограммы согласные – Орфограммы согласных букв, примеры. Какие орфограммы согласных букв?

Орфограммы в корнях слов. правила обозначения буквами согласных звуков

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Письмо. Орфография. Урок 4

ТЕМА: ОРФОГРАММЫ В КОРНЯХ СЛОВ. Урок 20

ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Смолина Лариса Николаевнаучитель русского языка и литературы

Цели:

1. Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные.

2. Сформировать умение безошибочно писать согласные в корнях слов.

Оборудование: пример алгоритма «Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам»; карточки-задания (индивидуальные).

Методическое обоснование: на данном уроке формируется понятие об орфограммах согласных корня (проверяемых – непроверяемых, непроизносимых, удвоенных), идет овладение способом определения написания согласного, отрабатывается умение безошибочно писать согласные в корнях слов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение правила обозначения буквами гласных звуков.

1. Беседа по вопросам:

– Какие написания в словах являются орфограммами?

– Как называются приметы в словах, по которым мы можем найти орфограммы?

– По какому опознавательному признаку мы находим в словах орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»?

2. Практические задания:

1) Учащиеся списывают с доски слова и обозначают знаком v опознавательный признак орфограммы – гласной буквы.

Земля, звезда, деревья, тропа, снопы, поля, гроза.

2) Учащиеся списывают с доски словосочетания, находят по опознавательному признаку (безударности гласного) орфограмму – гласную букву и подчеркивают соответствующую ей букву.

Зеленые поля, садовые цветы, ночной стороне, чистая роса, тяжелые колосья.

III. Изучение нового материала.

1. Объяснительно-иллюстративная беседа.

Учитель. У орфограмм – согласных букв существует свой перечень опознавательных признаков.

Сегодня мы рассмотрим некоторые из них, повторим уже известное об орфограмме «Согласные буквы в корне слова». Давайте проанализируем слова, записанные на доске:

хлеб, луг, косьба, грядка.

Подумайте, какие места в данных словах вызывают орфографические затруднения. Почему?

(При написании первых двух слов («хлеб», «луг») затруднение вызовет конец слова, так как и звонкие и глухие согласные в этой позиции произносятся как глухие. В двух следующих словах («косьба», «грядка») произношение согласных, стоящих перед другими согласными буквами, тоже расходится с написанием и, следовательно, место согласного перед другим согласным является «опасным» с орфографической точки зрения.)

Учитель на основании ответов учащихся делает вывод: выявленные места в данных словах – это конец и стечение согласных – самые яркие приметы повторяемой орфограммы, или опознавательные признаки орфограммы – согласной буквы.

2. Чтение и запоминание основного теоретического материала на с.30 (28).

3. Выполнение упражнения 65 (65) на с.30 (28).

4. Повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слов» по заданиям:

1) Записать слова, выделяя в них корни, в два столбика:

Властный, устный, гласный, запасной, опасный, доблестный, вкусный, словесный, чудесный, хлестнуть, блеснут.

2) Найти «лишнее» слово (устно).

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

5. Ознакомление с алгоритмом распознавания орфограмм согласных.

Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам

1) Определи, заканчивается ли слово на согласный, парный по глухости-звонкости.

Да.

Нет.

Вывод: это орфограмма –
согласная буква.

2) Установи, есть ли в слове
стечение согласных букв.

Да.

Нет.

Вывод: это орфограмма –
согласная буква.

3) Проверь, есть ли н в конце
слова перед гласным.

Да.

Нет.

Вывод: это орфограмма –
согласная буква.

Вывод: в этом слове нет
орфограмм – согласных букв.

IV. Закрепление полученных сведений.

1. Запишите в четыре столбика слова, в которых:

1) происходит изменение согласного в конце слова;

2) происходит изменение согласного в середине слова;

3) есть непроизносимые согласные;

4) есть удвоенные согласные:

кадка, несчастный, рожь, молодежь, перевозка, группа, капустный, ошибка, коллекция, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный, теннис.

2. Запишите под диктовку, графически объясните написание согласной в корне.

Звездное небо, шествовать по дороге, участвовать в соревновании, шефствовать над малышами, опасный переход, честное признание, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, громоздкий узел, долго здравствовать, тростниковые заросли, страстный призыв, блеснуть на солнце, просьба отца.

3. Выполнение упражнений 67–68 (67–68) на с.31-32 (29).

V. Итог урока.

Выполнение задания на индивидуальных карточках, которые учащиеся сразу сдают для проверки учителю.

Примеры карточек-заданий.

1. Найти и подчеркнуть место применения орфографического правила в корне слова по опознавательным признакам орфограмм – гласных и орфограмм – согласных букв; обозначить опознавательные признаки орфограмм (подчеркнуть места применения орфографических правил).

Снег, вода, земля, голубь, молотьба, морской, косьба, сторож.

2. В корнях каких слов содержится несколько опознавательных признаков? Выделить эти слова и места применения орфографических правил в них.

3. Обозначить опознавательные признаки орфограмм – согласных букв и подчеркнуть места применения орфографических правил.

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

2) … Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

3) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

А. С. Пушкин

Домашнее задание: параграф 14, упражнения 69–71 (69–71) на с.32 (29–30).

3

multiurok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Орфограммы гласные и согласные»

Урок русского языка на тему

«Орфограммы гласные и согласные»

Класс: 5

Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием ИКТ.

Цель урока: закрепить знания учащихся о типах орфограмм (орфограммами-гласными и орфограммами-согласными), отработать у учащихся умения и навыки графического выделения орфограмм-гласных и орфограмм-согласных.

Задачи:

Обучающие:

— проверить осознанное усвоение темы «Орфограммы гласные и согласные»;

— определить уровень овладения умениями по данной теме.

Развивающие:

— развитие познавательного интереса у учащихся;

— развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность на уроке при помощи листов достижений;

— активизация творческой деятельности учащихся посредством привлечения ИКТ.

Воспитательные:

— воспитание научного мировоззрения,

— воспитание умения четко организовать самостоятельную работу и работу в парах;

— воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности не только за свой результат обучения, но и за результат всего класса.

Планируемые результаты:

Личностные: 
• Осознание алгоритма успешного учебного действия.
• Осознание практической важности данного правила.
• Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные: 
• Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные:
• Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Оборудование урока:

Учебники, учебная литература: учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение» 2012

Техника: ноутбук, проектор.

Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки, тесты, листы достижений).

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Действия учителя

Действия ученика

1.Организационный момент

Цель: психологический настрой на урок

1 мин

Приветствие. Настрой на урок.

Здравствуйте. Садитесь. Для того, чтобы урок достиг цели, какими мы должны быть?

(Внимательными, дисциплинированными, умными, старательными, терпеливыми, дружными)

— Надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас в течение сегодняшнего урока.

На доске:

Дата.

Классная работа

Слайд 1

(солнышко)

Психологический настрой учащихся

Включаются в учебную деятельность

2. Подготовка к работе

Цель: заинтересовать учащихся при помощи грамматической сказки

4 мин

Грамматическая сказка

— Ребята, вы знаете, буквально недавно ученые открыли новую планету, которая называется «Гении орфографии». Страны на этой планете – общие сведения об орфографии, города – соответствующие научные термины, и каждая река, каждое озеро, даже самая маленькая гора имеют название. Вы уже поняли, что это необычная планета, поэтому попасть на нее могут только те, у кого хорошие знания по разделу русского языка «орфография». Хотите побывать на этой планете?

Тогда придется испытания, которые будут заключаться в проверке ваших знаний.

Слайд 2

(астроном)

Рассказывает грамматическую сказку

Анализируют сказку, настраиваясь на работу

2. Предметная разминка

Цель: подготовка к актуализации ранее изученного материала

5 мин

Орфографический диктант

Итак, 1 этап – орфографический диктант.

— Ребята, я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в тетрадь. Находить в слове корень и выделять в нем орфограммы.

— Скажите мне, пожалуйста, что такое корень?

— Что такое орфограмма?

Слова:

р…са – в слове роса безударный гласный звук в корне. Проверяем словом росы, под ударением – о-, значит и в слове напишу –о-. В слове дуб парный согласный в корне слова, проверочное слово – дубы, перед –ы слышу – б, значит напишу букву б.

зв…зда, д…жди, гр…за; вел…с…пед, к…мандир;

бли…кий, тра…ка; за…трак; со…нце, поз…ний.

— Проверяем.

— Сейчас подумайте и назовите тему нашего урока. (повторить орфограммы в корне).

— Назовите цель урока: закрепить и совершенствовать умение правильно объяснять и писать пройденные орфограммы в корне слова.

-Какие орфограммы нам встретились? (проверяемая безуд.глас.в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова, непроверяемые безуд.гласные или словар.слова).

(Что мы повторили, выполняя это упр?)

-Повторили, как проверять орфограммы в корне слова.

Слайд 3 (задание)

Слайд 4 (проверка)

Подготавливает учеников к системной актуализации ранее изученного материала

Выполняют задание предметной разминки

3. Актуализации изученного материала

Цель:

Вспомнить всю информацию о видах орфограмм; уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения полученной информации.

20 мин

Постановка целей-результатов урока

— Узнали, какие виды орфограмм спрятаны в этих словах? Сколько видов орфограмм в русском языке?

(2 вида: орфограммы гласных букв и орфограммы согласных букв)

— Сегодня в течение урока мы будем повторять изученные орфограммы. Попробуем на «языке умений» поставить цели-результаты урока.

На доску крепится листы формата А4 с текстом «Уметь: объяснять написание слов с изученными орфограммами, определять вид орфограммы».

— На парте у каждого из вас лежит лист достижений. Оцените себя те, кто правильно сформулировал цели-результаты урока (ставят «+» в умение 1, если неверно сформулировали, ставят «-»).

(У1 — формулирую цели-результаты по теме урока).

Такая работа проводится в течение всего урока.

Работа в парах над составлением схемы-таблицы

Правила работы в паре (разговариваем шепотом, повернувшись друг к другу, благодарим за работу друг и друга, выполнив задания, соединяем ладошки, это значит. Что вы готовы).

— Обратили внимание, что мы с вами перечислили несколько видов орфограмм. Теперь попробуем в парах составить схему-таблицу, распределяющую эти орфограммы на два основных вида. Это будет следующим шагом на пути к планете «Гении орфографии».

Орфограммы


Согласные


Гласные

Непроверяемые

Проверяемые в корне слова

Непроизносимые

Безударные проверяемые в корне слова

Непроверяемые

Орф. №2

Орф. №3

Орф. №4

Орф. №1

Орф. №2

— Вот такая схема-таблица должна была у вас получиться.

и?

— Что мы закрепили, выполняя это задание?

( Закрепили, что орфограммы делятся на 2 группы согл и гласн.).

— Работа с учебником. Сейчас откройте учебники и прочитайте информацию и сделайте вывод. (В учебнике орфограммы делятся на 2 гр.: гласных и согласных букв).

Распределительный диктант

— Желающих попасть на новую планету очень много. Вот Шрек тоже мечтает стать гением орфографии, но, к сожалению, не смог справиться с 3 этапом проверки знаний. Поможем ему? Ваша задача будет заключаться в том, чтобы распределить слова с орфограммой-гласной на два столбика: проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Слова: Кормушка, сад-сады, тетрадь, восклицательный знак, гримаса, жаворонок, выписать, удивиться, стелить, акварель, задрожал, непримиримый, беседка.

Проверка:

Проверяемые — кормушка, гримаса, выписать, удивиться, стелить, задрожал, непримиримый.

Непроверяемые — восклицательный знак, жаворонок, акварель, беседка.

Один ученик выполняет (в качестве примера) подобное задание на карточке у доски, графически обозначая условия выбора гласной буквы.

Карточка

Угостил, шоколад, удивить, известил, алфавит, погода, измерительный, выписать.

— Проверяем.

Сначала комментирует выполнение задания по карточке ученик, работающий у доски, затем весь класс проверяет свое задание.

— Что помогло вам распределить слова?

(проверка написания).

— Какие существуют способы проверки орфограммы в корне?

(изменение слова и подбор однокоренных слов).

Физминутка для глаз

Творческое обсуждение

— Мы с вами в полпути от планеты «Гении орфографии». И снова у нас просят помощи. На этот раз герои «Ледникового периода». Они забыли виды согласных орфограмм. И не могут двигаться дальше. Напомним им?

(непроверяемые, проверяемые, непроизносимые).

— Попробуем закончить строчку и объяснить особенности написания последних букв в этих словах.

1. Каждый рад увидеть … (парад).

2. Русский солдат не знает … (преград).

3. Новый год – к весне … (поворот).

— Как называется орфограмма?

(проверяемые согласные в корне слова).

— Что необходимо, чтобы проверить согласную в корне?

(подобрать проверочное слово).

Слайд 5 (тема)

Слайд 6 (таблица)

Слайд 7

(Шрек)

Слайд 8 (задание)

Слайд 9 (проверка)

Слайд 10 (способы проверки)

Слайд

11-19 (физминутка)

Слайд 20

(герои)

Слайд 21 (задание)

Слайд 22 (задание)

Организует и координирует работу учащихся по актуализации изученного.

4. Закрепление

Цель:

Самостоятельно практически проверить свои умения, выполняя тест

10 мин

Работа в группах.

— Итак, приблизились мы с вами к последнему этапу проверки знаний.

А сейчас работа в группах.

1гр-3-5слов с безуд.глас.в корне слова-окно-окна,

2гр-непроиз.согл.в корне слова-сердце-сердечко, солнце-

3гр.-

— Мы хорошо сегодня поработали, прошли все этапы испытаний и посмотрите, мы уже подлетаем к планете «Гении орфографии». Вот она, эта необычная планета. Мы первые до нее долетели, потому что в течение урока повторили и закрепили все изученные в начальных классах орфограммы. Молодцы!

Контролирует выполнение заданий теста

Рефлексия. Оценивание

Цель:

Выявить уровень усвоения темы

5 мин

Обсуждение проделанной работы

— Выполнили ли мы цели, которые поставили в начале урока?

— Сколько умений отработали?

— С какими умениями нам нужно будет поработать на следующем занятии?

— Оцените свою работу по лесенке успеха.

Комментирует полученные учащимися в ходе работы результаты.

.

Домашнее задание

Цель:

Информировать учащихся о домашнем задании.

Домашнее задание будет творческим. Попробуйте придумать грамматическую сказку про изученные орфограммы.

Я думаю, что мы с вами еще не раз попадем на планету «Гении орфографии» во время изучения других орфограмм. Спасибо за урок.

Дает инструктаж выполнения домашнего задания

Записывают домашнее задание


infourok.ru

Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова»

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему
  • Заказать работу

xn--e1aogju.xn--p1ai

«Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова. Графическое обозначение орфограммы»

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Сформировать умение писать слова с парными согласными на конце слова, формировать способность изменять форму слова, подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня, развивать орфографическую зоркость;
2. Повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова, закрепить умение работать с текстом, находить слова на новую орфограмму.
3. Развивать мыслительные операции: аналогию, обобщение.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1. Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

надо:

изменить … или

подобрать …

так, чтобы …

2. Алгоритм проверки парной согласной в корне.

надо.

изменить … или

подобрать …

так, чтобы …

3. Эталон для самопроверки, (упр.238, стр. 197)

4. Орфографическая горка.

Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин).

ЦЕЛЬ:

  1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной остановки.
  2. Определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе I:

1. – Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по орфографическому царству, узнаем много нового, интересного и необычного.

— Хотите?

— Да.

— Где есть желание, найдется путь.

— Над какими орфограммами работали на предыдущих уроках?

— Безударная гласная в корне слова.

— Чему мы научились?

— Мы умеем проверять безударную гласную в корне слова..

2. Минута чистописании: (индивид. + общая)

аоиея

II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности (5-6 мин.)

ЦЕЛЬ:

  1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала; повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова, написание сочетаний жи – ши.
  2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
  3. Зафиксировать необходимость введения правила проверки парной согласной в корне слова.

Организация учебного процесса на II этапе.

— Запись на доске:

Зима, гриб, снега, жил, шина.

— Прочитайте слова.

— Чем похожи эти слова?

— В словах есть орфограммы.

— Разделите слова на группы, запишите в тетрадь, выделите орфограммы.

* (Дети работают в тетрадях, один ученик на закрытой части доски.) Самооценка: +- + —

(Критерии)

— Что у вас получилось. Кол – ая оценка: + —

Предполагаемые ответы детей.

Дети: В первый столбик запишем слова: жил, шина.

Учитель: Почему?

Дети: Это слова с сочетанием жи – ши.

Учитель: Как правильно пишется сочетания жи – ши.

Дети: Сочетания жи – ши пишутся с буквой И.

На доске появляется правило в виде схемы.

Учитель: Во второй столбик какие слова записали?

Дети: Во второй столбик записали слова зима, снега.

Учитель: Почему?

Дети: Это слова с безударной гласной в корне слова.

Учитель: Как проверить безударный гласный в корне слова?

Дети: Чтобы поверить безударный гласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударный.

На доске появляется алгоритм проверки безударного гласного в корне.

 надо:

изменить … или

подобрать …

так, чтобы …

Учитель: Молодцы, справились с заданием!

А слово гриб вы в какой столбик записали?

(Предполагаемые ответы детей).

— А можно это слово записать в третий столбик.

Учитель: — Почему?

Докажите.

Дети: В слове гриб есть буква, которая слышится не так как написана.

Учитель: Что с ним происходит?

Дети: Оглушается. Согласный требует проверки.

Учитель: Почему?

Дети: Произносится один звук, а обозначается другой буквой.

Учитель: Как можно назвать такой звук?

Предполагаемые ответы детей: Сомнительный

Хитрый.

III. Постановка учебной задачи: (2-3 мин)

Цели:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения правила о проверке слов с парной согласной на конце слова (в кроне слова).
  2. Согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе III.

Учитель: Почему при записи слова гриб возникло затруднение?

Ответы детей:

Дети: Мы не встречались с этой орфограммой на уроках русского языка. Мы не знаем способ проверки этой орфограммы.

Учитель: — Чему будем учится на уроке.

Дети: Будем учится проверять слова с парной согласной на конце слова.

Учитель: Сформулируйте тему урока:

Дети: Правописание слов с парной согласной на конце слова.

IV. Строение проекта выхода из затруднения. (10-11 мин.)

Цели:

1. Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма проверки слов с парной согласной на конце слова.
2. Зафиксировать алгоритм проверки в знаковой и вербальной форме.

Организация учебного процесса на этапе IY.

Учитель: Прокомментируйте орфограмму слове

Гриб. (Учитель пишет на доске, дети в тетрадях)

Дети: В слове есть парная звонкая согласная буква, которая на конце слова оглушается.

Учитель: — Как проверить орфограмму?

— Сможем ли мы применить известные алгоритмы проверки для слова гриб?

(Предполагаемые ответы детей.)

— В какой части слова находится орфограмма?

— В корне слова.

— Как мы умеем проверять орфограмму в корне слова?

— Надо изменить форму слова гриб – грибы, грибок.

Учитель: — Нужный нам звук слышится?

Дети: В этих словах согласный звук слышится звонко.

Учитель: Смогли ли мы воспользоваться известным нам алгоритмом?

Дети: Да.

Учитель: Чем отличается новый алгоритм от известных?

Дети: В проверочном слове проверяемый согласный должен слышится ясно, после него стоит гласная.

Учитель: — Как проверить парный согласный на конце слова?

— Сформулируйте правило.

Дети: Чтобы проверить парную согласную букву на конце слова, надо изменить это слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного звука появился гласный, и этот звук слышался ясно.

На доске появляется алгоритм проверки парного согласного в корне слова.

надо:

изменить … или

подобрать …

так, чтобы …

— Повторите правило проверки по алгоритму.

ФИЗМИНУТКА.

V. Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин.)

Цель:

1. Зафиксировать способ проверки парной согласной на конце слова, в гормкой речи.

Организация учебного процесса на этапе Y.

Работа по учебнику Бунеева. Р.Н. русский язык 2 класс с.137 упр. 238.

— Прочитайте 1 цепочку слов.

Арбуз, арбузы, нет арбуза.

— Какие это слова?

Форма одного и того же слова.

— Какое слово в цепочке требует проверки? Почему.

В слове арбуз буква з, а звук ……………….

— Какие слова будут проверочными и почему?

В словах арбузы, нет арбуза согласный звук ……… произносится ясно.

— Запишите в тетрадях сначала проверочные слова, а потом слово где согласная буква оглушается.

Запись на доске и в тетрадях.

— Как проверили парный согласный на конце слова? (ответы детей)

— Поработаем в парах.

Прочитайте следующую цепочку слов. (Дети проговаривают алгоритм проверки в парах, комментируют запись слов в громкой речи.)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь) 4-5 мин.

Цели:

1. Тренировать способность к самоконтролю, самооценке.
2. Проверить умение проверять парный согласный в конце слова, подбирать проверочные слова.

Организация учебного процесса ни этапе YI.

— Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете закончить это упражнение, применив алгоритм.

Желаю успеха!

Дети работают в тетрадях, а один ученик на закрытой части доски.

— Стоп! Закончим работу. Проверьте работу.

Самопроверка по эталону. (На доске учителем написано упр. 238 с. 137)

— Кто допустил ошибку при написании слов с парной согласной на конце слова?

— Кто допустил ошибку в выборе проверочного слова?

— Почему?

— Над чем надо поработать?

Запомнить алгоритм проверки парной согласной на конце слова и уметь применять его.

— Молодцы, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «?»

— У кого нет ошибок?

Отлично! Умницы! Поставьте на полях «+».

Повторное чтение правила проверки парной согласной на конце слова с.138 (2 мин)

Подсказки как легче подобрать проверочное слово.

— Это однокоренные слова? (Нет. Изменили форму)

VII. Включение в систему знаний, повторение. (4-5мин.)

Цели:

1. Тренировать способность к нахождению и проверке слов с парной согласной на конце слова.
2. Закрепить умение их правильного написания.

Организация учебного процесса ни этапе YII.

Работа с доской. На доске текст. Постарайся списать весь текст и найти слова с новой орфограммой, в скобках написать проверочное слово.

Образцом служит первое предложение.

 укутал деревья. Дуб в мохнатой шапке. На ветках берез белый шарф. Молодая елочка спряталась в сугроб. Не страшен деревьям холод и мороз.

— Дети работают в тетрадях.

— Стоп! Положите ручки. Кто сколько успел написать.

— Прочитайте второе предложение.

— Назовите слова с новой орфограммой. Проверочное слово.

Молодцы! Вы сегодня прекрасно работали.

Если успеем:

Как вы думаете, а в словах обед и завтрак есть новая орфограмма?

Почему? Докажите. (Подбирают проверочные слова)

— Кто объяснит значение этих слов? В чем их сходство? В чем различие?

Завтрак и обед – это приёмы пищи.

Завтрак – это утренняя еда, обед – еда в середине дня.

— Обед означает не только прием пищи в определенное время. Какое значение имеет обед в следующих предложениях.

Сегодня у нас вкусный обед. (пища)

Отец приехал в самый обед. (время)

Магазин сейчас закрыт: обед. (перерыв в работе)

У слова обед несколько значений, а у слова завтрак интересное происхождение.

(Рассказ учителя).

У слова обед несколько значений, а у слова завтрак интересное происхождение. Слово завтрак тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду. Пища готовилась на другое утро, на завтра, и поэтому называлась завтраком. С рассветом надо было идти на поиски новой пищи: ягод, корешков, растений. Некогда было ждать, пока приготовится еда. И в этом не было необходимости: завтрак был готов уже с вечера. В современных условиях можно приготовить завтрак за десять – пятнадцать минут и быстро его съесть. Но все равно он называется завтраком.

— Запишите слова завтрак и обед. Поставьте ударение, выделите безударные гласные, запомните их написание. (Словарные слова)

— Сколько здесь орфограмм? (по 2)

VIII. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин.)

Цели:

1. Зафиксировать новый алгоритм проверки парных согласных на конце слова.
2. Оценить результаты деятельности.
3. Согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе YIII.

— Назовите тему сегодняшнего урока?

— Какие цели мы ставили перед собой?

— Достигли ли мы этих целей?

— Что нам помогло?

Нарисуйте орфографическую горку в тетрадях на полях.

— У кого были затруднения в работе? (дети поднимают руку)

Вы стоите у подножия орфографической горки. Поставьте знак «?»

— Вы хорошо усвоили алгоритм проверки парных согласных, на конце слова, но вам нужна помощь учителя. Вы стоите на склоне горы. Поставьте знак «+».

Как вы думаете, следует ли нам потренироваться в нахождении и проверке слов с парной согласной на конце слова. (Ответы детей).

Д/з: Кто поднялся на вершину горы – дома придумать 5 предложений, в каждом должно быть слово с новой орфограммой.

Кому было трудно, выполнить упражнение 239 с.138.

Урок окончен. Спасибо за работу.

1.03.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Проверяемые орфограммы в корне слова. Непроверяемые орфограммы в корне слова :: SYL.ru

Грамотность — одно из основных требований к письменным работам, выполняемым школьниками на протяжении всего периода обучения. Уровень овладения навыками безошибочного письма проверяется и у выпускников школ на ГИА и ЕГЭ. Анализ работ показывает, что чаще всего ошибочному написанию подвергаются орфограммы в корне слова. И это несмотря на то, что освоение правописания корней начинается с момента поступления ребенка в школу и продолжается до ее окончания.

Что такое орфограмма?

Место в слове, где возможно появление ошибочного написания, называется орфограммой. Обычно она обнаруживает себя тогда, когда написание не совпадает с произношением. Ошибкоопасные места могут находиться в любой из частей — приставке, суффиксе, корне, окончании или между словами.

Для правильного написания частей слова ученику недостаточно просто заучить правило, которое укажет, как необходимо написать букву или проверить ее. Ребенок должен безошибочно определять состав слова, что, в свою очередь, является очень непростым делом. Кроме того, ему нужно увидеть само «опасное» место в слове.

Понятие корня

Избежать орфографических ошибок в работах детей поможет правильное и своевременное их знакомство с термином «корень слова». Важным моментом является и то, как этим понятием оперируют школьники при дальнейшем обучении русскому языку.

Как известно, корень — это часть родственных слов, именно в ней заключен их основной лексический смысл, и она является общей для всей группы. Поэтому перед знакомством с понятием необходимо научить детей составлять цепочку из родственных слов. Чем богаче запас слов, которыми ребенок активно пользуется, тем легче и интереснее проходит эта работа. Примерами таких рядов могут послужить следующие:
  • море, моряк, морской, морячка;
  • лес, лесник, лесной, лесовик;
  • школа, школьник, школьница, школьный.

Дети сами замечают, что в родственных словах встречается одинаковое сочетание букв. Оно несет главную смысловую нагрузку, в результате чего все слова в цепочке близки по своему значению, а общая часть и называется корнем.

Орфограммы в корне слова

Видеть все ошибкоопасные места при написании слов — вот то главное, чему необходимо учить детей. И начинать эту работу нужно уже в первом классе. К моменту окончания учебного года первоклассники должны знать около десяти правил написания, среди них есть и те, которые указывают на орфограммы в корне слова. К ним относятся парные согласные по звонкости — глухости в слабой позиции, безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.

Во втором и последующих классах количество и разнообразие орфограмм значительно увеличивается. Опыт показывает, что если ребенка не приучить видеть опасные места в словах в самом начале обучения правописанию, то в дальнейшем сделать это будет очень сложно. Результат такой методической ошибки — низкий уровень грамотности учеников.
Самый надежный способ, позволяющий научить видеть орфограммы в корне слова и других его частях — это ежедневные упражнения в записи предложений под диктовку с проговариванием всех ошибкоопасных мест. Объяснительные диктанты могут содержать не более трех коротких предложений, но они должны быть ежедневными. Это обязательное условие для достижения стопроцентной грамотности при выполнении письменных работ.

Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.

Проверяемые орфограммы

В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.

Сюда относятся:
  • гласные в слабой позиции;
  • парные глухие и звонкие согласные;
  • согласные, которые при стечении не произносятся.

Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.

Непроверяемые написания

Особую группу составляют слова, в которых присутствуют непроверяемые орфограммы в корне слова. Чаще всего их правописание необходимо запоминать. Педагоги владеют системой специальных заданий, выполнение которых приводит к прочному запоминанию слов и грамотному их написанию при последующем использовании.

Для учащихся каждого класса рекомендованы перечни слов для запоминания, куда включены непроверяемые орфограммы в корне слова. Ученики, имея такие справочники, привыкают пользоваться ими во время проверки написанного или при возникновении затруднений.

Орфограммы гласных

Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых, в курсе школьной программы — самые сложные для усвоения орфограммы. Гласные в корне слова, приставке, суффиксе или окончании, по мнению ученика, могут иметь несколько вариантов написания, например, явление, ивление, евление. Задача учителя состоит в том, чтобы дети, применяя соответствующий алгоритм, научились выбирать правильное написание.

Безударные гласные а, о, е, и, я требуют проверки, если они стоят в корне слова. Чтобы убедиться в правильности их написания, необходимо подобрать проверочное слово. Оно должно быть однокоренным (родственным) или иметь другие формы проверяемого. Слово может называться проверочным только тогда, когда безударная гласная окажется в сильной позиции.

Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:

  • определять в слове ударную и находить безударные гласные;
  • выделять корень;
  • подбирать родственные слова или их формы;
  • знать правила проверки орфограмм.

Орфограммы согласных

Правописание согласного зависит от его местонахождения в слове. Находясь в слабой позиции, согласные могут заменяться парными по звонкости — глухости, что и указывает на наличие орфограммы в корне слова.

Согласные, как звонкие, так и глухие, требуют проверки, если:
  • они находятся в конце слова;
  • звонкие согласные стоят перед глухими согласными;
  • глухие парные согласные расположены перед звонкими согласными.

Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.

www.syl.ru

Орфограммы русского языка

Орфограмма — написание в слове, определенное орфографическим правилом или традицией письма. Орфограммы изучаются в школьной программе русского языка. Для правильного написания слов необходимо знать правила.

Список орфограмм, изучаемых в школьной программе русского языка:

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова
  2. Непроверяемые гласные и согласные
  3. Проверяемые согласные в корне в корне слова
  4. Непроизносимые согласные в корне слова
  5. Буквы и, у, а после шипящих
  6. Разделительные ъ и ь
  7. Раздельное написание предлогов с другими словами
  8. Употребление ь на конце существительных после шипящих
  9. Употребление ь для обозначения мягкости согласных
  10. Гласные и согласные в приставках
  11. Буквы з и с на конце приставок
  12. Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-
  13. Буквы о и а в корне -раст-, -рос-
  14. Буквы ё и о после шипящих в корне слова
  15. Буквы и и ы после ц
  16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях
  17. Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных
  18. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных
  19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
  20. Краткие прилагательные с основой на шипящую
  21. Не с глаголами
  22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа
  23. -тся и -ться в глаголах
  24. Буквы е и и в корнях с чередованием
  25. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения
  26. Буквы о и а в корне -кос-, -кас-
  27. Буквы о и а в корне -гор-, -гар-
  28. Буквы ы и и после приставок
  29. Гласные в приставках пре- и при-
  30. Соединительные о и е в сложных словах
  31. Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
  32. Слитное и раздельное написание не с существительными
  33. Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик
  34. Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик
  35. Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных
  36. Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-
  37. Слитное и раздельное написание не с прилагательными
  38. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
  39. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
  40. Различие на письме суффиксов –к- и -ск-
  41. Дефис в сложных прилагательных
  42. Мягкий знак в середине числительных
  43. Буква и в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
  44. Не в неопределенных местоимениях
  45. Дефис в неопределенных местоимениях
  46. Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях
  47. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях
  48. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
  49. Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-
  50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  51. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  52. Слитное и раздельное написание не с причастиями
  53. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
  54. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
  55. Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
  56. Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
  57. Раздельное написание не с деепричастиями
  58. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е
  59. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
  60. Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е
  61. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
  62. Буквы о и а на конце наречий
  63. Дефис между частями слова в наречиях
  64. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
  65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий
  66. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами
  67. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие
  68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
  69. Дефисное написание частицы –то со словами
  70. Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении
  71. Дефис в междометиях

wordsonline.ru

ОРФОГРАММА «СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА» — ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ — Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс — поурочные разработки — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Урок 4/7. ОРФОГРАММА «СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

 

1. Повторение орфограммы «Безударные гласные в корне слова».

Игра «Ответ готов мгновенно». Учитель читает слова с безударной гласной в корне. Школьники хором (всем классом или по рядам) называют проверочное слово. Игра может начинаться со звонком. Садится первым тот ряд, который отвечал дружнее, организованнее. Учитель отмечает для себя слова, которые вызвали затруднение, с тем, чтобы включать их в дальнейшую работу. Подбор дидактического материала зависит от уровня подготовки класса. Сначала ведется работа со словами с одной безударной гласной в корне, на последующих уроках — со словами с двумя безударными гласными в корне. Можно использовать материал, подготовленный учащимися дома.

 

2. Повторение темы «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова».

Работа с таблицей (таблица — постоянный компонент оборудования кабинета). По таблице называют группы орфограмм, приводят примеры.

Учитель. Сегодня занимаемся только группой проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова. Выполняем устно упражнение. Называем опознавательные признаки орфограммы.

1-й признак — парные звонкие и глухие согласные. На доске составляется таблица.

Звонкие звуки — [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

Глухие звуки — [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

2-й признак — место согласных звуков в слове (на конце слова, перед другим согласным).

 

3. Актуализация знаний. Упражнения на применение правила.

3.1. Объяснение опознавательных признаков орфограммы в словах, написанных на доске, подбор проверочных слов.

Книголюб, тропка, чернослив, жираф, пробег, завтрак, каскад, маршрут, варежка, фальшь, прогресс, грузчик.

Учитель. Повторим алгоритм применения правила: 1) находим парный звонкий, глухой звук на конце слова или перед согласным; 2) изменяем форму слова или находим однокоренные слова так, чтобы после проверяемой гласной стояла гласная или л, м, н, р.

Этимологические сведения.

Жираф (от арабского) — жвачное млекопитающее животное с длинной шеей и высокими ногами.

Каскад (от ит. cascare — падать) — водопад, низвергающийся несколькими уступами.

Маршрут (от фр. marche — ход, route — дорога) — заранее намеченный или установленный путь следования.

Прогресс (от греч. pro — вперед, gressus — движение) — развитие нового, передового; движение вперед.

Фальшь (от нем. falsch — обман) — 1) обман, ложь, неправда, неискренность; 2) неверно взятая нота.

3.2. Лингвистическая задача.

Учитель пишет на доске слово вести. Правильно ли написано? Вывод: следует различать слова, звучащие одинаково, по смыслу и уметь их правильно писать, например: вести, везти.

3.3. Словообразовательная работа.

Учитель. Образуем от слов-глаголов вести, везти новые слова с помощью приставок, составим словосочетания. На доске появляется запись приставок (столбиком): вы-, до-, за-, недо-, об-, от-, пере-, по-, под-, при-, раз-, с-, у-.

Запишите словосочетание или предложение с любой из пар глаголов.

 

4. Актуализация знаний.

4.1. Работа с текстом (по выбору учителя).

Учитель. Прочитаем. Выпишем слова, в которых есть непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Как лучше запомнить правописание этих слов? Пишем слово очень красиво, выделим цветом «ошибкоопасное» место. Закройте глаза, представьте все буквы, мысленно рассыпьте это слово по буквам, произнесите, вспомните что-то хорошее и соедините это замечательное воспоминание со словом. Откройте глаза, посмотрите на записанное слово. Снова закройте глаза, найдите место слову в Вашем воспоминании. Используем двигательную память: обведем буквы в записанном слове или снова напишем слово каким-то необыкновенным образом, т. е. изменив шрифт, применив цвет и т. д.

4.2. Самостоятельная работа (упражнение).

 

5. Вывод. Повторение правил правописания гласных и согласных в корне слова.

 

6. Домашнее задание. Составить текст на тему «Мы едем в лес». Заголовок может быть другим. Нужно использовать предложенные учителем слова. Главное — передать свое восхищение (не разочарование же) поездкой. Было бы замечательно, если бы свой текст сопроводили собственным рисунком, карандашным, акварельным. Любая творческая работа начинается с черновика. Его тоже надо сдать. С удовольствием буду смотреть, как рождалось ваше произведение. Окончательный вариант ваших творческих работ поместим на выставке, внесем в альбом «Копилка творчества». Пусть память сердца поможет каждому из вас!

compendium.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *