cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

У лукоморья дуб зеленый 3 класс презентация – Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Презентация к уроку литературного чтения «У лукоморья дуб зеленый» 3 класс программа «Планета знаний» | скачать бесплатно

Урок по литературному чтению 3 класс «Лукоморье дуб зеленый»

Конспект урока

Орг. Момент

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора!

— Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Андреевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

— Ребята, вы видите, я пришла к вам с книгой. Я очень люблю читать, а вы?

— Среди вас, наверное, есть те, кто увлечен чтением, поднимите, пожалуйста, руки.

— Я рада, что в вашем классе у меня есть единомышленники!

— Тогда давайте мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И наших гостей с собой возьмем. Чтобы попасть в сказку, нам нужно открыть в нее волшебную дверь золотым ключиком, а для этого нужно отгадать 4 загадки.

1-ый ряд:

— из какого произведения эти строчки?

2-ый ряд: А вот эти?

А эти строчки.

3-ий ряд: Кто автор этих сказок? (Слайд с А.С. Пушкиным)

— Молодцы, вот он наш ключик от заветной двери в сказку.

— Кто-то может догадался, какая тема урока?

— А мы впервые будем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина?

-С какими литературными жанрами произведений А.С. Пушкина мы уже знакомы? (стихи и сказки).

-Сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром-поэма, и прочитаем отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

— Но сказочный мир большой, а дверь в него узкая, будем заходить в него группами.

  • Вы первая группа (1 ряд)

  • Вы второй ряд, вторая группа

  • А ряд у стены/окна 3 группа.

— у входа в сказочный мир стоит стражник – песочные часы. Часы строго следят за временем, у вас есть только одна минута, чтобы всей группой найти ответ на ваш вопрос. Но надо поторопиться, если мы не успеем к назначенному времени, то дверь захлопнется и в таинственный сказочный мир не попадем. У вас одна минута время пошло!(переворачиваю песочные часы и вкл. музыку).

— внимание, время истекает! (выкл. Музыку)

— Молодцы, успели!

Опрос:

1=ая группа: Кто в вашей группе ответит на первый вопрос?

-Спасибо.

— Прочитайте второй вопрос и ответе на него.

-А теперь прочитайте последний вопрос в вашем задании.

2=ая группа: Как вы ответили на свой вопрос.

3=ая группа: (имя),прочитай вопрос. Как вы ответили на этот вопрос.

— Молодцы! Все собрались! Дверь в сказочный мир открыт.

-Но путь нам предстоит нелегкий, надо бы здоровье укрепить.? (их ответы)

А сейчас мы отдохнем

По тропиночке пойдем

Мимо сосен и березок,

В Лукоморье попадем

Мы глазами миг-миг

Мы плечами тик-тик

Мы руками хлоп-хлоп

Раз-туда, два-сюда,

А потом вокруг себя.

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит

Сказки Пушкина стоят – нас к себе позвать хотят.

Первичное восприятие

Многие произведения А.С.Пушкина были написаны со слов его няни, Арины Родионовны. Она занималась его воспитанием и практически заменила ему мать. Когда няня умерла А.С. Пушкин тяжело переживал ее смерть. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора.

— И сейчас мы с вами прослушаем отрывок одного из таких произведений. Но перед этим возьмите в руки простые карандаши. Положите перед собой лист с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» и при прослушивании подчеркните все незнакомые вам слова.

-Понравился ли вам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

-А что именно тебе понравилось?

-Спасибо, молодцы.

— Ребята, у вас было задание. Подчеркнуть незнакомые слова в тексте.

(имя) какие слова ты подчеркнул/а.

— где мы можем посмотреть незнакомые слова?(в сноске к тексту внизу страницы)

-в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила» встречается много незнакомых слов. Давайте подумаем что означает слово дол?

Теперь мне хотелось бы послушать как вы читаете

-А как нужно прочитать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»? (выразительно)

-Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать отрывок так, чтоб всем было интересно слушать. Возьмите в простые карандаши и вместе со мной, я на доске, а вы у себя на листочках расставим паузы для большей выразительности.

-(имя), прочтите первую строфу с выражением, обращая внимание на интонацию и паузы. А все остальные внимательно слушают и думают куда мы попадем и кто нас встретит.

— Где мы оказались? (имя) давай еще раз напомним, что такое лукоморье, прочти сноску под цифрой 1 в учебнике.

— Кто нас встретил в Лукоморье?

— Какие признаки учености ты в нем находишь?

— (имя), как ты думаешь, с какой строфы начинаются чудеса?

— кто-нибудь из вас встречался с лешим или русалкой.(ответы детей) нет, потому что это вымышленные герои.

-Русалку представляют в виде красивых девушек с длинными волосами. Они обитают в густых ветвях, в заболоченных чащах взбираясь на деревья. Русские русалки не имеют рыбьего хвоста.

— Леший – дух и хранитель леса, обычно представляется в образе дряхлого старика с лохматыми волосами и всклокоченной бородой.
Леший может также принимать облик обычных людей, кустов, деревьев и животных. Леший любит пугать людей в лесу громкими криками, хохотом и свистом.

— Ну если избушка на курьих ножках вас не напугала, то идем дальше в лес.

(имя), читай следующую строфу.

— А вот и появился колдун. Ребят, а кто такой колдун?

Большей частью –люди старые, с длинными седыми волосами и нечёсаными бородами ед.ч., с длинными неостриженными ногтями.

— вы не боитесь колдунов?

Мы с вами как тридцать витязей прекрасных

Из вод выходим ясных и нечего не боимся, и идем дальше.

(имя), прочти кто в темнице тужит. –правильно.

— в словаре Владимира Ивановича Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю или лисе. В отрывке волк не назван привычно серым, что подчеркивает его необычность и уникальность.

— я читаю отрывок. Кто такая Баба-Яга? –злая колдунья. Обычно представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи с метлой и в ступе.

— Кощей-злой чародей. Чаще всего представляется костлявым и лысым старичком.

— давайте подумаем какое чувство вложил в эти слова А.С. Пушкин? (там русский дух… там Русью пахнет.(гордость за родину).

Коллаж.

-А сейчас попробуем себя ощутить маленькими волшебниками и оживим нашу сказочную поэму. На этом волшебном листе, как на скатерти-самобранке, будут появляться герои поэмы «Руслан и Людмила». Вот теперь нам понадобятся иллюстрации, которые я раздала в начале урока.я читаю а вы крепите своих героев на волшебный лист.

-ребята, а кого не хватает в нашем Лукоморье?(автора Пушкина)

— И мы там были, хоть мед не пили

У моря видели дуб зеленый

Под ним сидел и кот ученый

Свои нам сказки говорил…

Давайте повторим с какими сказочными героями мы встретились во вступлении к поэме «Руслан и Людмила», но это только самое начало поэмы. А что нужно сделать, чтобы познакомиться с остальными героями?

-я покажу вам, некоторых из них. А кто это вы узнаете если прочитаете поэму полностью.

А теперь мы дружно встанем

Сказке скажем: «До свидания!»

-Ребята двери в сказочный мир закрылись.

Рефлексия.

Конечно, с некоторыми сказочными героями вы встречались раньше. А что нового вы о них узнали?

-Мне мама в детстве часто читала сказки А.С. Пушкина наизусть. учить их ее никто не заставлял. но они так ее увлекали, что желание запомнить их возникало само собой. Если и вас его поэтический слог не оставил равнодушным, вы можете выучить его отрывок «У Лукоморья дуб зеленый» наизусть. А кому это трудно, готовят выразительное чтение.

-вам понравился урок?

-Что вам больше всего понравилось/не понравилось

— А сейчас мы с вами изобразим шкалу успеха:

-Если вам понравился урок и вы чувствовали себя комфортно(встанте и поднимите руки вверх)

-если вы только разобрались с темой урока(просто встаньте )

-если урок вам не понравился (оставайтесь на своих местах)

Спасибо вам большое за урок.

infourok.ru

Сценарий урока по литературному чтению. 3 класс. А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…»

Литературное чтение, 3 класс (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Тема урока: А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…»

Учитель: Макарова Анна Геннадьевна

Задачи урока:

  • Выявить читательский опыт детей (знание произведений А.С.Пушкина)

  • Познакомить с жанрами произведений А.С.Пушкина

  • Познакомить с понятиями « эпитет», «олицетворение»

  • Отработка навыка выразительного чтения

  • Развитие познавательной активности детей, речи учащихся, наблюдательности, внимания, образного и логического мышления, умения работать с книгой

  • Воспитание любознательности, бережного отношения к культурному литературному наследию, умения работать в группах

Планируемые результаты:

— читать осознанно и выразительно, читать по ролям басню;

— ориентироваться в книге по названию, оглавлению;

— использовать простейшие приёмы анализа текста: определять главную мысль произведения, делить текст на части, находить средства художественной выразительности – эпитеты, олицетворения и анализировать мастерство автора в использовании языковых средств;

— работать со словом, с его лексическим значением, пополнять свой активный словарный запас;

— соотносить произведения фольклора с авторскими;

— распознавать положительных и отрицательных героев произведений, осознавать сущность поведения героев, соотносить их поступки с нравственными нормами.

I. Орг. момент

II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.

-Мы закончили изучать раздел «Басни». Сейчас кратко вспомним изученное.

-Что такое басня? Что высмеивается в басне?

-Что всегда есть в басне? Что такое «мораль»? (часто мораль в басне высказана прямо, а иногда подразумевается, т.е. имеет скрытый смысл, читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.)

-Назовите мораль басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».

-Кто автор и каково название басни, мораль которой звучит так:

1) « Невежды судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.» (И.Крылов. Петух и Жемчужное Зерно.)

2) « Так и у людей: иные не могут добиться успеха , а винят в этом обстоятельства.» (Эзоп. Лисица и виноград.)

3) «У сильного всегда бессильный виноват…» (И.Крылов. Волк и Ягнёнок.)

Чтение по ролям басни И.Крылова « Волк и Ягнёнок».

Составление схемы «Баснописцы»

-Каких баснописцев вы знаете? (схема)

  • Эзоп

  • И.А.Крылов

  • Л.Н.Толстой

  • А.Е.Измайлов

  • С.В.Михалков

-В следующем году мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова, познакомимся с произведениями других баснописцев, вы узнаете новые имена.

III. Сообщение темы урока.

-На прошлом уроке мы узнали, что Александр Ефимович Измайлов был современником Ивана Андреевича Крылова, т.е. жил с ним в одно время.

-Кто любил читать басни Измайлова, кому нравилось крыловское « весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться»? (А.С.Пушкину) – портрет поэта вывешивается на доску.

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта нашей страны, узнаем, в каких литературных жанрах писал Александр Сергеевич Пушкин, вспомним уже известные вам произведения, поработаем со знаменитым отрывком « У Лукоморья дуб зелёный»

IV. Работа над новым материалом.

Рассказ учителя о жизни и творчестве А.С.Пушкина

-Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи ещё ребёнком. Известен такой факт. Как-то мальчик долго не засыпал, его спросили: « Почему, Саша, не спишь?». Он ответил: « Сочиняю стихи».

В большой библиотеке отца Саша проводил долгие часы за чтением, читал всё, что попадалось под руку. К семи годам он уже свободно читал, говорил и писал по-французски, а русской грамоте его выучила бабушка.

В долгие зимние вечера любил Саша слушать сказки няни Арины Родионовны.

Любовь к произведениям фольклора он пронёс через всю жизнь и выразил в своём творчестве: великолепные сказки А.Пушкина и сейчас считаются лучшими литературными произведениями этого жанра.

Страсть поэта к сочинительству стала прочной в период его обучения в Царскосельском лицее, где талантливые учителя словесности развивали творчество юношей и их интерес к поэзии.

Великий поэт оставил нам в дар более тысячи стихов, поэм, драматических произведений, повестей и сказок. По его произведениям снято много фильмов и мультфильмов.

Составление схемы « Жанры произведений А.С.Пушкина». Работа с выставкой книг

-Что писал А.С.Пушкин? (стихи)

-А какой жанр произведений А.С.Пушкина вам хорошо известен и наиболее любим? (сказки)

Дети работают с выставкой книг (работа учащихся в группах), рассматривают титульные листы, определяют жанр произведений и дополняют схему (поэма, роман, повесть, рассказы)

Актуализация знаний. Повторение изученных сказок.

-Давайте вспомним сказки А.С.Пушкина. Им написано 7 сказок, 5 из них вы прекрасно знаете.

По вопросам дети узнают сказку и на доске появляются иллюстрации к каждой сказке.

—« Ещё пуще старуха бранится…» Это отрывок из сказки…(Сказка о рыбаке и рыбке.)

—Из какой сказки эти предметы: яблоко, зеркало, хрустальный гроб? (Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях.)

— Вот он кричит: « Поди-ка сюда, верный мой работник…» (Сказка о попе и его работнике Балде.)

— Герои какой сказки царь Дадон, Шамаханская царица. Царь Дадон решал свои государственные дела при помощи домашней птицы. (Сказка о золотом петушке.)

— В какой сказке молодой царевич являлся к отцу в образе комара, мухи, шмеля? (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

—Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря? (Ровно 30 лет и 3 года.)

— Какую песенку пела белочка? ( Во саду ли, в огороде.)

— За какую плату Балда договорился работать у попа? (В год за три щелка попу по лбу)

— Вы вспомнили пять сказок Пушкина. Еще им были написаны 2 сказки: «Сказка о Медведихе» и «Жених».

— Попробуйте закончить строчку из произведения А.С.Пушкина.

— Он видит сумрачный курган; у ног Людмилы спит… (Руслан)

Знакомство с новым произведением.

— Из какого произведения герой Руслан? (Сказочная поэма « Руслан и Людмила»)

Показ книги. Чтение первых 6 строчек

-Откройте учебник на стр. 57

Просмотр мультфильма « У лукоморья дуб зелёный» (Видеочтение произведения профессиональным чтецом)

-Каким вы представляете лукоморье?

-Прочитайте самостоятельно для себя данный отрывок (стр. 57-58)

-Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 59.Найдите чудеса.

Перечитаем отрывок и попробуем разделить его на части.

Знакомство с понятием «олицетворение»

Вводится понятие «олицетворение» (выразить, представить в образе живого существа)

Прочитать примеры из текста.

Выборочное чтение.

-Найдите слова, которые доказывают, что это не самостоятельное произведение, а отрывок большого произведения (Одну я помню: сказку эту поведаю теперь я свету…)

— Если сравнить с русскими народными сказками, то чем бы этот отрывок являлся в них? (Присказка).

Словарная работа. Работа над выразительностью чтения.

— Перечитаем по частям, попробуем понять смысл незнакомых вам слов.

  • Что значит «златая»?

  • Как понимаете слово «дол»?

  • Объясните слова «невиданные» и «неведомый».

— Значения каких слов вам еще не понятны. ( Дети находят слова, читают их и объясняют смысл)

Вводится понятие «эпитет» (образное, художественное определение)

Выполнение задания в рабочей тетради. Стр.46, №2 (Перечитайте отрывок. Какая строка говорит о восхищении поэта лукоморьем?)

V. Итог урока.

-Сказки Пушкина пронизаны не только волшебством, таинственностью, учат добру, справедливости, но и в них много юмора.

— Назовите положительных и отрицательных героев из сказок А.С.Пушкина.

— Какие сказки вы вспомнили при чтении этого отрывка?

Домашнее задание.

Стр.57-58 выучить наизусть.

Когда будете рассказывать, обращайте внимание на знаки препинания, паузы, тон и темп чтения.

Рабочая тетрадь. Стр.45 №1,стр.46№3.

infourok.ru

Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

Слайд №2
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
Слайд №3
Александр Сергеевич Пушкин
Слайд №4
Словарная разминка
Подберите синонимы и антонимы к словам:
неведомый –
невиданный –
Слайд №5
Какие значения может иметь слово «заводить»?
Слайд №6
Лукоморье существует!
Слайд №7
На крутом берегу мыса стоит памятник, на котором написано, что здесь был А.С.Пушкин.
Слайд №8
У Лукоморья дуб зеленый …
Слайд №9
«Слова – чудеса»ЛукоморьеЛешийДолВидениеВитязьЧахнуть
Слайд №10
«…Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…»
Слайд №11
«В темнице там царевна тужит…»
Слайд №12
Кто из героев поет, рассказывает?
Слайд №13
Сказочный герой, живёт в лесу, строит разные козни.
Слайд №14
Кому верно служит бурый волк?
Слайд №15
Кто выходит из морских волн?
Слайд №16
Что идет-бредет само собой?
Слайд №17
Что стоит без окон, без дверей?
Слайд №18
У лукоморья дуб зеленый…
Слайд №19
Кто сидит на ветвях?
Слайд №20
«Там русский дух, там Русью пахнет…»
Слайд №21
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок стихотворения.

Нарисовать иллюстрации к этому отрывку, сопровождая их подписями — цитатами.

volna.org

Конспект урока литературного чтения на тему «У лукоморья дуб зелёный…» (3 класс)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (УМК «Начальная школа XXI века»)

Цель урока: Познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым литературным жанром (поэма). Подвести их к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова.

Задачи: образовательный аспект:

— формировать умение выразительно читать

— анализировать текст, ориентироваться в тексте

— расширять словарный запас детей;

развивающий аспект:

— способствовать развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения;

— развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции;

— развивать творческие и артистические способности учащихся;

воспитательный аспект:

— прививать любовь к чтению, к творчеству А.С.Пушкина и русской поэзии;

— воспитание положительных нравственных и коммуникативных качеств личности.

Оборудование к уроку:

  • ноутбук, проектор, экран

  • учебник литературного чтения 3 класс 1 часть (Л.А.Ефросинина , М.И.Оморокова М.: Вентана-Граф, 2018 год

  • словарь В.И.Даля, Ожегова С И

  • разноцветные лепестки для цветка «Настроение»

  • презентация (слайды: портрет АС Пушкина, его сказки, словарная работа по поэме)

Наглядность:

Современные технологии:

  • Приёмы смыслового чтения

  • технологии уровневой дифференциации;

  • информационно-компьютерные технологии

  • здоровьесберегающие технологии

  • приёмы системно – деятельностного подхода

Ход урока

1.Организационный момент

— Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу. У вас замечательные улыбки.

Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, красный, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и прикрепите на магнитную доску.

(Жёлтый цвет — радостное, светлое, хорошее настроение).

(Красный цвет — радостное, восторженное настроение).

(Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное).

(Синий цвет — грустное, печальное, тоскливое).

Дети выбирают и прикрепляют свои лепестки.

Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное.

2.Проверка домашнего задания

(Задания из тетради на печатной основе по теме «Басни»)

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о … о солнце русской поэзии. Кого так называют?

слайд 1(портрет АС Пушкина) так называют А С Пушкина.

Н Доризо сказал:

«Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу». Как вы это понимаете.

Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.

Слайд 1.

— Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. А что вы знаете о Пушкине?

Перед вами текст. Прочитайте его. (Приём «Чтение с пометками» v – уже знал; + — узнал новое; ? – хочу спросить)

Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда писал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей. В доме Пушкиных была большая прекрасная библиотека. Саша рано полюбил чтение. На его воспитание большое влияние оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать. За свою короткую жизнь А.С.Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

— Что вы отметили v? Прочитайте.

-Что вы отметили +? Прочитайте.

— Какие вопросы у вас возникли после прочтения текста?

— Став взрослым, А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки. Знаете ли вы сказки, принадлежащие перу Пушкина?

-Давайте проверим?

Слайд 2.

— Какая особенность сказок Пушкина? (Они написаны в стихах)

— Сегодня будем изучать ещё одно произведение А.С.Пушкина, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…».

-Наверняка вы его уже читали.

— Что вы знаете об этом произведении?

4. Усвоение новых знаний.

— Как вы думаете, к какому литературному жанру можно отнести это произведение? (Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение)

— Это вступление к поэме «Руслан и Людмила».

— А что такое ПОЭМА? Кто из вас знает? Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словарике в конце учебника )

— Давайте посмотрим. (Дети говорят, что в словарике нет объяснения этого слова)

— Как быть? Где будем смотреть? (В толковом словаре)

-Давайте посмотрим в словаре С.И.Ожегова.

— Какая пара найдет объяснение слова «ПОЭМА». Кто быстрее? (Дети работают в парах).

Ученик читает: поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

-Будем читать про лукоморье. А что это такое?

-Посмотрим в толковом словаре? (Лукоморье — морской залив (толковый словарь Ожегова))

В поэме нам встретятся такие слова:

Словарно – лексическая работа.

Слайд 3.

На неведомых дорожках — на незнакомых дорожках.

Дол — долина.

Витязь — в старину: воин, богатырь.

Чредой — чередой, по очереди.

Дядька — в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом — по пути, проходя мимо.

Пленяет — берет в плен.

Чахнуть — сохнуть, изводить себя, страдать

— В поэме А С Пушкин использует старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Дети работают в парах на карточках)

Златая берег

Брег золотая

Песнь чередой

Чредой песня

5. Работа над произведением. Чтение и анализ произведения.

Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье.

— Слушайте внимательно и постарайтесь представить все то, что услышали, чтобы поделиться впечатлениями.

( Чтение учителем отрывка наизусть)

А) Первичное восприятие произведения.

— Каким поэт изобразил лукоморье? (Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)

— Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

6. Физкультминутка.

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.

Сказки Пушкина стоят – нас к себе позвать хотят!

Б) Работа над структурой и эмоциональным строем текста

Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием.

-Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? ( Две части. Первая — состоит из шести строк.)

— Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?

Прочитаем по «цепочке» (Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира).

-Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).

— А каким вы представляете себе Кота учёного?

— Почему кот учёный? (Дрессированный, образованный, мудрый, знающий песни и сказки.)

-Это определение подтверждает, что кот волшебный.

-Что вы можете сказать о второй части? (Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса)

-Что же это за сказочные герои? Читаем дальше.

-Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта поэма – сказка).

— «Там леший бродит»… Каким вы представляете себе Лешего? Леший – хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми. А почему он не идёт, а бродит?

Бродить — ходить по разным направлениям, отыскивая что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись.) ( «Толковый словарь» В.И.Даля)

— Следующая героиня – русалка. А что вызнаете о ней? Русалки представляются в виде красивых девушек с длинными волосами. Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть? В русальную неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.

— Ребята, кто нарисует нам избушку на курьих ножках? Читаем следующую строку.

— А вот появляется и колдун. Каким вы представляете себе колдуна и что знаете о нём? Колдуны большею частью — люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями.

В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю и лисе.* Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его необычность, уникальность.

— Баба- Яга — злая колдунья. Обычно она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи с косматыми седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.

Там царь Кощей над златом чахнет; Злой чародей. Чаще всего кощей представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном замке . Кощей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц.

Там русский дух…там Русью пахнет!

Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? ( Гордость за Россию).

И я там был, и мёд я пил; Можно ли пить мед? Это переносное значение

“мед я пил” — наслаждался прелестью сказок

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Что напоминают последние строчки?( Концовку русских народных сказок).

-Смотрите, какая сказочная картина получилась! Здорово!

А.С. Пушкин у лукоморья собрал вместе сказочных героев.

“ Лукоморье – на синем море сказок, на острове Буяне…”. Пушкину тоже захотелось, также как и нам, попасть в сказочную страну. А почему бы и нет? Ведь он сказочник. И вот он садится под дуб, и кот учёный свои сказки говорит ему. Одну из них Пушкин поведал нам –это поэма – сказка “Руслан и Людмила” (книга). Слайд 4.

Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? (Напевное, плавное).

-Какая должна быть интонация? (Интонация торжественности и таинственности).

6. Кульминационный момент.

-Прикрыли книжки.

-Кто какие строчки запомнил?

-Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.

7.Рефлексия.

— Понравилось ли вам это произведение?

— Что особенно запомнилось на уроке?

— Опишите свое настроение от прочитанного произведения с помощью лепестков. Изменилось ли у вас настроение?

8. Выставление оценок.

9. Дифференцированные задания для самостоятельной работы дома (по выбору) (запись на доске).

1. Читать выразительно отрывок из поэмы и нарисовать понравившееся чудо

2. Выучить наизусть половину отрывка из поэмы и нарисовать понравившееся чудо.

3. Выучить отрывок из поэмы наизусть; нарисовать понравившееся чудо; отгадать кроссворд «Любимые сказки А С Пушкина»

1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.)

2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб.)

3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.)

4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (Белка.)

5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица.)

6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (Черномор.) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

10. Итог.

— Вступление к какому произведению мы с вами сегодня читали? («Руслан и Людмила»)

— К какому литературному жанру относится это произведение? ( Поэма )

— На следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.

— В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.

Вы подарили нам царевну,

Что спит спокойно вечным сном.

И море синее и пену…

И рыбку золотую в нем.

И три девицы пряжу пряли…

По морю плавал царь Гвидон.

А поп с Балдою выясняли,

Кому и как менять закон…

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда.

Вы нам оставили в наследство

Любовь друзей и злость врагов,

И изумительное средство

Познанья вечного стихов.

Спасибо всем за урок.

infourok.ru

Презентация по литературному чтению на тему А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературному чтению на тему А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Александр Сергеевич Пушкин

6 июня 1799 года

в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

Пушкин-ребенок. 1800-1802

Отец,

Сергей Львович , небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу,

был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

С.Л. Пушкин. 1824.

Мать,

Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу .

Прадедушка,

Абрам Петрович Ганнибал

«Арап Петра Великого»

Н.О. Пушкина. 1800-е гг.

А.П. Ганнибал

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй — Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

Ольга Сергеевна

Лев Сергеевич

Александр Сергеевич

Яковлева

Арина Родионовна

Ганнибал

Мария Алексеевна

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и

няня Арина Родионовна.

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», вспоминали дворовые люди с. Михайловского.

Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).

1818 – 1820 г. Александр Сергеевич Пушкин работает над поэмой «Руслан и Людмила».

«Руслан и Людмила» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

«У лукоморья дуб зеленый…» — пролог поэмы. Это вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, изобилующее необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто несколько пушкинских строк или слов вызывают у читателя художественные образы, представление о картине, героях.

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»

Лукоморье существует!

У Лукоморья дуб зеленый …

«Слова – чудеса» Лукоморье Леший Дол Видение Витязь Чахнуть

Домашнее задание

  • Выучить наизусть отрывок стихотворения.

multiurok.ru

План-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме: КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый» по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации «Сказки А.С. Пушкина».Презентация помогает ввести детей …

презентация к уроку по литературному чтению 3 класс А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

презнтация + конспект…

Урок по литературному чтению 3 класс Тема:»В гостях у А.С. Пушкина»

Конспект урока по литературному чтению в третьем классе, по теме творчество А.С.Пушкина. На уроке используется интерактивная доска….

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе «В гостях у сказок А.С.Пушкина»

Урок литературного чтения по теме: «В гостях у сказок А.С.Пушкина». Цели урока:1.     Расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, его биографии;2….

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой «Акула»

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой «Акула» 3 класс «Школа России&quot…

И.А.Крылов «Ворона и Лисица» конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе «Школа России»

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс…

Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.

Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки….

nsportal.ru

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок)

Цель урока: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина

— расширения знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина его биографии,

— развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;

— воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классическому искусству;

— отработки навыка выразительного чтения.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, экран, учебник «Литературное чтение 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» 3 класс.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Эмоциональный настрой.

Настроение у нас отличное

А улыбки – дело привычное

пожелаем друг другу добра

Ведь урок начинать нам пора.

Учащиеся повторяют слов за учителем, улыбаются друг другу и садятся на свои места.

2.

Проверка Д/З

Прочитать какой список басен вы составили дома.

Зачитать список басен.

Какую басню вы можете прочитать наизусть

Чтение басни И.Крылова «Ворона и Лисица»

3.

Актуализация опорных знаний

Какой раздел мы закончили изучать?

Каких баснописцев вы знаете?

Кто является героями басен?

Выслушать ответы учащихся

4.

Знакомство с творчеством А.С.Пушкина

Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?
СЛАЙД 1:Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье.

СЛАЙД 2: В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

СЛАЙД 3: На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и

СЛАЙД 4: няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.

СЛАЙД 5: Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети.

Высказывания учащихся

Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина читали в 1-м, 2-м классах?

Учащиеся называют произведения, которые изучили в 1 и 2 классе, а так же произведения, которые читали самостоятельно дома

5.

Физминутка:

Движение глазными яблоками:

— глаза вправо –вверх;

— глаза вправо — вниз;

— глаза влево – вверх;

— глаза влево – вниз.

Повторить 3-4 раза.

Учащиеся выполняют движения глазами.

6.

Знакомство с произведением

Прослушивание аудиозаписи

Учащиеся внимательно слушают

7.

Словарная работа

Какие вам встретились трудные непонятные слова?
Это устаревшие слова, в нашей речи теперь не употребляются.

Неведомые дорожки — те, которые никто не знает, не ве­дает.

— Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы.

Что же это? (Пространство без деревьев долина.)

Как вы понимаете слова «видений полны»?

О заре — на заре.

— Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)

Пленяет — берет в плен.

Тужит — грустит, тяжело ей, туго ей приходится.

Чахнет — сохнет.

Учащиеся называют трудные, непонятные им слова, пробуют объяснить самостоятельно или при помощи учителя

7.

Работа над произведением

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

— Сколько строк в первой части?
Какие картины изобразил поэт в поэме?
Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

Состоит из двух частей. В первой — шесть строк.

Выслушать ответы учащихся

Работа над выразительностью чтения стр. 63 — 64

Учащиеся читают произведение в парах, соблюдая интонацию

8.

Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай и дельфинов догоняй.

Поглядите – чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок.

9.

Закрепление изученного

Работа в тетради на печатной основе стр. 48 – 48 № 1, 2

Учащиеся записывают или записывают чудеса, о которых они прочитали в произведении

10.

Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Что произвело на вас особое впечатление?

— О чем можете рассказать друзьям и родителям?

— Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?

Высказывания учащихся

11.

Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть

учащиеся записывают или запоминают задание

12.

Рефлексия

Нарисовать цветок нужного цвета, согласно вашему настроению на уроке:

красный – я все понял, мне было интересно

синий – я все понял, но мне было не интересно

зеленый – я ничего не понял

учащиеся в тетради зарисовывают цветок

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *