Опыт почему листья желтеют – — ?. , — .
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Почему желтеют и опадают листья?»
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Почему желтеют и опадают листья?»
Цель: расширить и обобщить знания детей по теме.
Задачи:
— Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
— Закрепить знания о форме листьев, значении их для дерева.
— В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
— Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).
— Упражнять в умении делать аппликацию из листьев.
— Воспитывать любознательность, желание изучать природу.
Словарь:
черешок, кромка, хлорофилл, жилки, листопад.
Оборудование:
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, лупы, салфетки бумажные белые, деревянные кубики, заготовки рамок, клей, кисти.
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки». Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени,А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают.
Играет музыка леса….
Воспитатель: Ребята, давайте представим , что мы сейчас отправимся в лес.
Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И.Бунин
Вос-ль: Правильно мы попали в осенний лес. (слайд — лес)
Давайте послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»).
Представьте- ( Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер, листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев)
Почему много листьев? (начался листопад) Что такое листопад?
— А вы, знаете, почему желтеют листья? Как наступает листопад? Зачем деревья сбрасывают листву? А хотели бы узнать? (ответы детей)
Задается вопрос детям: Почему листья желтеют? (слайд — жёлтый листок)
До сильных морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным — зеленым.
Опыт: «Строение листьев» (слайд- строение листочка)
Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Зеленый цвет листьям придает особое вещество — хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.
Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается… Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи, а дни становятся короче. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.
Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
А хотите увидеть это вещество – хлорофилл?(слайд- зелёный листок)
Опыт : «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
Это зеленое вещество из листочка называется — хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым. Вот наши листья пожелетели . Время им опадать. Как называется это явление? (Листопад)
Физкультминутка. «Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели(Побежали)
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели(Побежали)
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам).
Садимся к экрану. Как наступает листопад? (слайд- листопад)
Одной из причин того, почему происходит осенний листопад, является подготовка растения к холодному периоду года.
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень — и у листьев на деревьях изменяется зеленый цвет на желтый. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.
Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.
А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Помните, на прогулке я обращала ваше внимание на это: мы с вами рассматривали веточку березы и листья с неё очень легко опали….Еще недавно листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Опыт: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте,
где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. (слайд).
Игра: «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
А теперь давайте приготовим сюрприз для ваших родителей, украсим осенними листочками рамки для фотографий.
Скоро приближается праздник Осени и вы подарите свои осенние сюрпризы.
Дети выполняют аппликацию.
Ребята, что вам больше всего запомнилось?
infourok.ru
Исследовательская работа «Почему осенью желтеют листья» 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1 г. Павлово
Исследовательская работа на тему:
«Почему листья осенью меняют свой цвет?»
Выполнена ученицами 2 Б класса
МБОУ средней школы №1
Кулаковой Полиной , Кулаковой Алисой
Руководитель проектной работы
Панина Лидия Владимировна
Учитель начальных классов
г. Павлово 2016г
Содержание
Глава I. Введение………………………………………………….…3
Глава II. Основная часть………………………………………….…5
1.Строение листа…………………………………………………….5
2.Внутреннее строение листа…………………………………………..7
3.Что такое хлорофилл………………………………………………9
4.Почему листья осенью меняют свой цвет………………………12
Глава III. Заключение……………………………………………….13.
Глава IV/ Список использованной литературы и сайтов………..14
Введение.
Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.
И кружится над поляной,
Как жар-птица, лист багряный.
И багряны, как рубины,
Рдеют ягоды рябины
Мы очень любим гулять в лесу всей семьей. Часто мы выезжаем за реку на базу отдыха Кусторка. В этом году была очень теплая и солнечная осень, и мы часто после уроков уезжали в лес дышать свежим воздухом. Нам всегда было интересно знать, откуда у осени столько ярких красок и почему именно осенью листья меняют свой цвет? Мы решили стать исследователями и попытаться найти ответ на этот вопрос. Мы опросили ребят своего класса: знают ли они , почему листья осенью меняют освою окраску. И вот какие ответы мы получили:
Один наш одноклассник считает , что листья перекрашивает художник-это точно была шутка, девять ребят считают , что листья меняют свой цвет из-за изменения погоды, пять человек считает, что это происходит из за недостатка солнечного света , а большинство считает, что ,что-то происходит внутри листа. Точных ответов мы не получили и поэтому решили провести исследовательскую работу на тему «Почему листья осенью меняют свой цвет».
Цель проектной работы: Выяснить причину изменения цвета листьев осенью.
Задачи:
1.Провести наблюдения за листьями осенью;
2.Изучить строение листа;
3.Исследовать строение листа, рассматривая его через микроскоп;
4.Выяснить, почему листья меняют свой цвет;
5.Провести занимательные эксперименты.
Гипотеза: смена погоды осенью приводит к изменению процессов внутри листьев растений.
Методы
1.Анализ научной литературы, энциклопедий, материалов Интернета;
2. Наблюдения, опыты.
3. Диагностика
Объект исследования: осенние листья.
Предмет исследования: процессы, происходящие внутри листьев.
II. Основная часть.
1.Строения листа.
Нам было очень интересно узнать, как устроен лист. Наша учительница Лидия Владимировна предложила воспользоваться увеличительными приборами — лупой и микроскопом.
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Сначала мы рассмотрели черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.
На верхней поверхности листа отчетливо видны жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Из научной литературы мы узнали, что через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Верхушка листа бывает острой или округлой.
Так же мы узнали ( прочитав в интернете) ,что лист всегда занимает боковое положение в побеге, располагаясь в узлах стебля. Почти у всех растений лист имеет плоскую форму. Этим он отличается от всех других органов растения. Плоская форма листа обеспечивает наибольшее соприкосновение поверхности растения с воздушной средой и солнечным светом. Также мы узнали , что у листа есть листовая пластина, черешок, прилистники и основание, которым он прикрепляется к стеблю. Но есть растения, у которых черешок и прилистники отсутствуют.
. Внешнее строение листа: 1 — листовая пластинка; 2 — жилки; 3 — черешок; 4 — прилистники; 5 — основание листа
Еще мы узнали, что есть листочки простые — они имеют только одну листовую пластинку (рис. 1, 2, 3, 5). Есть растения, у которых лист имеет несколько листовых пластинок. Такие листья называют сложными (рис. 4, 6, 7, 8, 9).
Разнообразие листьев. Простые листья: 1 — сирень; 2 — яблоня; 3 — клен; 5 — одуванчик. Сложные листья: 4 — клевер; 6 — шиповник; 7 — малина; 8 — земляника.
2.Внутреннее строение листа.
Как же устроен лист внутри? Мы воспользовались микроскопом. Это очень интересно!!! Правда, было много непонятного. Мы обратились к Интернету.
Опыт №2 Исследование внутреннего строения листа под микроскопом
На поперечном срезе хорошо заметны клетки кожицы (или эпидермы). Клетки прозрачные легко пропускают свет, но задерживают только пыль, микробы и испарение воды. Среди клеток эпидермы есть щель – устьице, где происходит газообмен. Через открытые створки устьиц испаряется вода и растение охлаждается. Внутри листа находится – мякоть. Из-за большого количества хлоропластов мякоть листа имеет зеленый цвет. В мякоти листа различают два вида клеток. Столбчатые клетки плотно прилегают друг к другу, а губчатые – рыхлые, с большим количеством межклеточного пространства заполненного воздухом. В губчатой ткани происходит фотосинтез. На срезе листа помимо мякоти видны жилки, в которых находится проводящие и механические ткани.
Известный русский ученый К.А.Тимирязев назвал зеленый лист фабрикой жизни. Листья деревьев вырабатывают сок, который называется живицей или сахарозой. Этот сок питает само дерево и участвует в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла. Поступая во все части растения, она питает его и даёт силы для роста .
.
3. Что такое хлорофилл
Весной и летом в каждом листочке живет пигмент хлорофилл, который имеет зеленую окраску. Именно большое количество хлорофилла делает листья на деревьях зелеными. Этот пигмент нужен дереву не просто для красоты, а для вкусного питания, поскольку хлорофилл умеет с помощью дневного света преображать углекислый газ и воду в питательные вещества. Так что благодаря своей весенне-летней зеленой окраске дерево растет и развивается. Но наступает сезон, когда природа готовится к зиме, когда ее жизнедеятельность приостанавливается, когда желтеют листья – это происходит осенью. В листики поступает все меньше воды, хлорофилл постепенно разрушается, и растения теряют свою зеленую окраску. Интересен тот факт, что хлорофилл активней разрушается под воздействием солнца, поэтому период, когда начинают желтеть листья осенью, не всегда наступает в одно и то же время. В сухую ясную осень листья быстрее меняют цвет, а в дождливую осень долго остаются зелеными.
Опыт №3 Почему лист зеленый
Мы провели очень занимательный эксперимент.
Взяли листочек и вложили его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Деревянным молоточком сильно постучали по листочку сквозь ткань. Оказалось, что на ткани появились зеленые пятна -это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Опыт №4 Проведение исследования с хлорофиллом
Мы взяли комнатное растение с большими зелеными листьями и наклеили маленькую полоску пластыря на лист комнатного растения. Оставили пластырь на листке, на целую неделю. Через неделю осторожно удалили пластырь. Что же произошло? Та часть листа, которая была заклеена, посветлела и стала светло-зеленой, другие части остались как прежде, зелеными.
Почему это случилось? Через окно солнце светит на листья растения. Зеленый красящий пигмент хлорофилл ловит свет и использует его для выработки питания (глюкозы), если у растения есть глюкоза и другие питательные вещества, оно может расти и вырабатывать новый хлорофилл. В нашем эксперименте одну часть листа мы закрыли, чтобы свет не мог на нее попадать. Так как хлорофилл на закрытой части листа не используется, растение его расщепляет: зеленый лист становится светлее, цвет блекнет. А если все растение переставить в тень, то листья больше не смогут производить питание. Растение истощается и умирает.
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.
Интересный факт. Тропические леса, которые расположены по обеим сторонам экватора- вечнозеленые , потому что круглый год ярко светит солнце и выпадаем много осадков. Для растений самое уютное местечко.
4.Почему листья осенью меняют свой цвет
Осенью листья становятся не только желтыми, но и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Листья любого вида растений содержат множество пигментов, главными из которых, кроме известного нам хлорофилла, являются:
каротин (провитамин А) – именно он дает насыщенный, яркий цвет моркови, тыкве, ягодам облепихи. Бывает желтый и красный.
антоциан – лилово-красный пигмент, придает особый цвет свекле и краснокочанной капусте.
Еще одним элементом, который напрямую связан с образованием цвета листьев, является ауксин. Он питает клетки, расположенные в месте крепления черенков листьев к ветке. Яркость осенних листьев зависит также от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими.
III. Заключение.
Проведя исследовательскую работу, мы пришли к выводам:
1. Листья играют важную роль для жизнедеятельности растений.
2.Хлорофил жизненно необходим для растений. Без него они истощаются и погибают.
3. С наступлением осени жизнедеятельность растений приостанавливается, хлорофилл постепенно разрушается, и растения теряют свою зеленую окраску.
Мы подтвердили выдвинутую гипотезу- смена погоды осенью приводит к изменению процессов внутри листьев растений. Таким образом мы и сами узнали почему желтеют листья и расскажем об этом своим одноклассником.
IV. Список использованной литературы и сайтов
Иллюстрированный атлас мира- Ридерз Дайджест Детям, ИНК,2000г.
Энциклопедия для любознательных Что , Зачем и Почему -М. :Махаон, 2013
http://www.elhow.ru
http://www. znanija.com
http://www.easyen.ru
http://www.biolog.my1.ru
infourok.ru
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Постановка цели и задач НОД: -Ребята, сегодня на занятии мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Также вас ждут интересные задания и игры. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада. Рассказ воспитателя -В одном детском саду вышли дети днём на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили у воспитателя: -Что случилось? -Ничего особенного! — улыбнувшись, сказала воспитательница. -На дворе осень. -И правда! — расстроено сказал один мальчик. Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный, холодный ветер… -Нет, дети, — возразила воспитательница, — каждое время года прекрасно по-своему! -Как, ребята, вы считаете? Объясните, пожалуйста, почему? -Почему именно осенью так приятно гулять в парке? -Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят из магазина спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? -У кого из вас день рождения осенью? -Хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. -Какие это птицы? -Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Предлагаю рассмотреть, как устроен лист. -Для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой. | Дети слушают рассказ воспитателя. Ответы детей. Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. |
Познавательно-исследовательская деятельность. Исследование строения листа с помощью лупы -Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. -Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. -Край листа называется «кромка». Повторите. -Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. -А почему же листья желтеют осенью? -Потому что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. | Дети рассматривают листья. Повторение названий строения листа. Ответы детей. Рассуждения детей. |
Опыт «Почему лист зеленый?» -Возьмите листочек и вложите внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. -Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. -Что вы обнаружили в ходе опыта? Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. -Когда наступает осень, становится холоднее и солнечного света все меньше. Это значит, что зеленого вещества в листочке становится меньше, пока не пропадёт совсем. -Тогда лист, становится каким цветом? -Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? -У каких деревьев листья осенью красного цвета? | -На ткани появились зеленые пятна. -Листья становится желтыми. -Оранжевые, красные, коричневые. -Осенью листья красного цвета у деревьев: осина, рябина, клён. |
Эксперимент «Как падают листья» -На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. -Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится. -Для этого возьмите в руку лист. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока падает лист, внимательно наблюдайте за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? -Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? | -Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. |
Дидактическое графическое упражнение «Полет листка» -Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Листья предлагаю раскрасить цветными карандашами. | Дети выполняют задание. |
Упражнение «Найди, с какого дерева лист» -Дети, обратите внимание на доску. -Назовите, изображенные деревья. -Поиграем в игру «С какого дерева упал лист». | Дети находят листья и прикладывают к деревьям. |
Дидактическое упражнение «Осенний ветер и листья» -Возьмите дубовый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Внимательно слушайте и выполняйте: -Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги. -Положите дубовый лист между кленовым и березовым. -Кленовый лист положите справа от рябинового и слева от дубового. -Ветер закружил листья по кругу. -Ветер перенес дубовый листочек в верхний правый угол. -А теперь кленовый листочек полетел в нижний левый угол. -Сдуйте листочки сильным выдохом, не надувая щеки. (Дыхательная гимнастика). | Дети выполняют задания педагога |
Пальчиковая игра на координацию речи с движением «Осень» Осень, осень, (Трем ладошки друг о друга) Солнце нас уже не греет, (Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветер дует все сильнее, (Синхронно наклоняем руки в разные стороны) Ветер по лесу летал. Ветер листики считал: (плавные, волнообразные движения ладонями) Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой, (Загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот последний лист с осинки. Ветер бросил на тропинку. (дети приседают) | Дети выполняют движения соответственно тексту и выкладывают узор из листьев |
Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка» -Перед вами нарисованные цветные листочки и их тени. Необходимо найти тень каждого листочка и соединить линией листочек и его тень. -Ребята, кидайте кубик и правильно количество листьев называйте (согласование числительных с существительными). | Дети соединяют линией листочки и их тени. -Семь кленовых листьев; один берёзовый лист…. |
Кроссворд -Посмотрите, пожалуйста, на доску. Предлагаю решить кроссворд. | Совместно с педагогом дети разгадывают кроссворд. |
Музыкальная пауза -Ребята, сейчас немного отдохнём. | Дети под музыку выполняют движения соответственно тексту |
Лепка барельефная «Осеннее дерево» -Ребята давайте подойдем к окну и посмотрим на деревья. Посмотрите, какие они красивые. -Как вы думаете, почему деревья такие красивые? Повторение правила работы с пластилином. 1. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади пластилин на стол. 2. Перед работой хорошо разогрей пластилин в руках. 3. Не бросай остатки пластилина на пол. 4. Храни пластилин в коробочке 5. После работы вытри руки тряпочкой и вымой теплой водой с мылом. Изучение технологической карты лепки дерева. 1.Чтобы вылепить дерево, нам нужно взять кусочек пластилина коричневого (серого) цвета. Разделите этот кусочек пополам. 2. Из одной половинки прямыми движениями раскатаем толстую колбаску. Это будет ствол дерева. Но верхушка дерева всегда тоньше, чем весь ствол, поэтому приставьте пальчик к одному краю колбаски и слегка раскатайте ее тоже прямыми движениями. Теперь приложим получившийся ствол к листу картона. Прикладывайте ствол дерева так, чтобы он не висел в небе. А рос из земли с травой. Приложите и слегка надавите пальчиками, чтобы пластилин прилип к картону. 3. От оставшейся части пластилина отрывайте кусочки, раскатывайте из них колбаски (жгутики) тоньше и прикрепляйте к стволу дерева. 4. Дерево готово, займёмся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. Дополните крону миниатюрными спиральками, которые символизируют листья. Скатайте в тонкую змейку, затем сверните, украсьте в произвольном порядке 5. Вылепим небольшое дупло, где поселится рыжая белочка. 6. Из пластилина способом размазывания изображаем землю. Из белой бумаги методом обрывания, припорошим землю снегом (если выпал снег). Массаж рук с использованием массажных мячиков Практическая работа В ходе работы педагог даёт детям рекомендации. | Ответы детей. Дети повторяют правила работы с пластилином. Дети выполняют перед лепкой массаж рук с использованием массажных мячиков. Выполнение практической работы. |
Мультфильм (обучающий) «Почему желтеют и падают листья» -Ребята, предлагаю вам посмотреть мультфильм. | Дети смотрят мультфильм «Почему желтеют и падают листья?» |
Итог непосредственной образовательной деятельности -Почему листья осенью желтеют? -Почему листья падают и кружатся по-разному? -Что было самым интересным? -Что было для вас трудным? | Ответы детей. |
nsportal.ru
Осенью листья желтеют и опадают. Объяснение эксперимента, почему листья меняют цвет
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
ПОЧЕМУ ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ? Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество — хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.
Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается. Поэтому лист всё время остаётся зелёным.
Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным — зелёным.
Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл разрушается, и не успевает восстановиться. Зелёный цвет в листе убывает, и заметным становится жёлтый — лист желтеет.
С ольхи и сирени листва падает зелёной. В их листьях, кроме хлорофилла других красящих веществ нет.
По Г.Граубину
ПОЧЕМУ ЛИСТЬЯ НА ОДНОЙ ОСИНЕ ЖЁЛТЫЕ, А НА ДРУГОЙ — КРАСНЫЕ?
Оказывается, вещество, придающее красный цвет листьям, образуется в тех растениях, которые запасли больше сахара. У растений, которые не смогли это сделать, листья жёлтого цвета.
ПОЧЕМУ С РАСТЕНИЙ ОБЛЕТАЮТ ЛИСТЬЯ?
В зимнюю стужу корни растений почти не могут доставать воду из земли.
Осенью воды много, но она холодная. Поэтому корни растений всасывать её не могут.
Листья непрерывно испаряют воду. Вот и приходится растениям сбрасывать их, чтобы не засохнуть зимой.
Зимой листья только повредили бы растению. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. К тому же в листьях за весну и лето накапливаются вредные вещества. Сбрасывая листву, растение очищается от них.
Как же ель освобождается от ненужных веществ?
Оказывается, у ели тоже идёт листопад. Но её листья опадают не все сразу, а понемногу и постоянно. На их месте вырастают новые. Одни опадают, другие вырастают. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.
ПОЧЕМУ ЕЛЬ НЕ СБРАСЫВАЕТ ЛИСТЬЯ НА ЗИМУ?
Листья-иголки ели маленькие, жёсткие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем обычные листья. Зимняя засуха ели не страшна.
Не обламываются ветки ёлки и под тяжестью снега почему? Потому что они растут наклонно вниз и пружинят. Снег легко соскальзывает с ветвей от малейшего толчка, дуновения ветра, от чрезмерной тяжести мокрого снега. К тому же из-за воскового налёта хвоинок снег к ним прочно не прилипает.
ПОЧЕМУ НА ВЕТКАХ ОТ ОПАВШИХ ЛИСТЬЕВ НЕТ РАНОК?
Всё дело в том, что листья не обрываются с веток, а опадают в строго определённом месте — там, где прикрепляется черешок.
Летом черешки листьев прочно соединены с ветками. Осенью в черешках происходят удивительные изменения.
В том месте, где черешок прикрепляется к ветке, постепенно вырастает особый пробковый слой. Он, словно перегородка, отделяет черешок от ветки.
Теперь лист с веткой соединяют несколько тонких волокон. Достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя, дуновения ветерка, чтобы лист легко отделился от растения.
ЛИСТОПАД
Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз.
У липы и тополя первыми опадают листья больших нижних ветвей, затем обнажается середина, и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.
С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем — клёна. Только ольха да ивы по берегам рек стоят густые и зелёные до первого снега. А потом замороженные, почерневшие, хрустящие листья опадают.
По В.Корабельникову
Осенний листопад
Осенний листопад – необычайно яркое и удивительное явление природы, которое поражает красотой. Глядя на облетающие золотые листья, которые стелятся мягкими коврами, непременно возникает вопрос: как устроен этот процесс и почему , собственно, осенью опадают листья?
Многие виды деревьев освобождаются от листьев для выживания в неблагоприятных погодных условиях. В тропиках и субтропиках листва осыпается в начале сухого сезона, в регионах с умеренным климатом деревья теряют листья осенью, когда приближается холодная погода. Деревья, которые сбрасывают листья в определённое время года, известны как лиственные деревья. Деревья, листва которых не опадает, называются вечнозелёными деревьями.
Большинству видов лиственных деревьев присущи широкие листья, которые осыпаются в холодную или засушливую погоду. Вечнозелёные деревья, в отличие от лиственных, растут во влажном, тёплом климате, либо имеют устойчивые к погоде иглы.
: Вечнозелёные деревья сохраняют листья в течение года, поскольку их листва покрыта воском, который защищает от холода, а в их клетках содержатся антифризные химические вещества, которые не дают дереву замерзнуть при низких температурах окружающей среды. Лиственные деревья же, наоборот, очень восприимчивы к холоду.
Вечнозеленые деревья сохраняют листву в течение года
Причины листопада:
- продолжительность светового дня;
- повреждение листьев;
- засушливый климат;
- холодный климат;
- опыление деревьев.
Продолжительность светового дня
Разрушение хлорофилла в листе при сокращении светового дня
Осенью постепенно сокращается продолжительность светового дня. По мере снижения воздействия дневного света в листьях уменьшается производство хлорофилла – зелёного пигмента, с помощью которого растение поглощает солнечный свет и затем превращает его в питательные вещества; и замедляется процесс фотосинтеза (который осуществляется при участии хлорофилла), пока не остановится. В результате этого прекращается выработок сахарозы, которую растения используют в качестве пищи, и, следовательно, ограничивается поступление в дерево элементов питания. Чтобы уменьшить потребность в питательных веществах и противостоять холоду или засухе деревья сбрасывают листву.
: Замечено, что лесные деревья быстрее сбрасывают листву, чем городские. Это связано с тем, что в городе больше освещения, включая искусственное (фонари, свет окон, машин и пр.).
Повреждение листьев
К концу лета листья повреждаются насекомыми, болезнями или общим износом и готовы к обновлению. С приходом осени деревья сталкиваются с низкой температурой окружающей среды, холодными ветрами и другими условиями, которые также повреждают листья. По этим причинам листва опадает. Кроме того, помимо питательных веществ в листьях собираются вредные вещества (метаболиты, излишние минеральные соли). Поэтому, избавляясь от листьев, растение очищается.
Засушливый климат
Лиственные деревья сбрасывают листву в засуху, чтобы избежать высыхания
При жаркой погоде листья испаряют много влаги. Корни дерева, снабжая листья, теряют большое количество воды. Листва хвойных, т. н. вечнозелёных деревьев, не подвергается опаданию, поскольку их иглы, занимая небольшую площадь поверхности, требуют меньше влаги по сравнению с лиственными деревьями. Таким образом, лиственные деревья сбрасывают листву в засушливый период, чтобы уменьшить потребность во влаге и избежать высыхания.
Холодный климат
Осенью деревья, ощущая сокращение дневного света и снижение тем
cok24.ru
Исследовательская работа «Почему листья желтеют»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 ЗАТО Озёрный Тверской области
Исследовательская работа
«Почему листья желтеют»
Автор:
Арсений Александрович Грачёв,
2 класс МБОУ СОШ №2
ЗАТО Озёрный
Руководитель: Грачева Я.В.
2014 – 2015 учебный год
Содержание
Введение
Откуда берется желтая краска
Какие пигменты содержит лист
Почему листья опадают с дерева
Применение опавших листьев
Вывод
Используемые материалы
Приложение (презентация)
Введение
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
М. Авдеева
Здравствуйте! Меня зовут Арсений Грачев. Я рад представить вам мою исследовательскую работу «Почему листья желтеют?».
Мы с мамой часто гуляем по парку. И осенью нам очень нравится любоваться, как деревья и кустарники раскрашиваются в самые разнообразные оттенки желтого, красного, бронзового. До зимних морозов еще далеко, а деревья, почему-то, уже начинают сбрасывать листву. И так каждый год. Почему же осенью листья на деревьях желтеют и опадают? Почему так происходит?
Вот мы с мамой и решили выяснить: «Почему листья изменяют свой цвет, а потом и вовсе опадают?»
Цель: выяснить причину изменения цвета листьев осенью
Задачи:
Изучить литературу по данной теме. А именно: выяснить, почему листья желтеют и приобретают другой окрас (красный, фиолетовый, багряный)
2) Узнать, зачем деревья сбрасывают листья.
3) Придумать, как можно использовать опавшие листья
Откуда берется желтая краска
Так откуда же берется желтая краска? Ведь летом вся листва зеленая…
Оказывается, желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зеленым. Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Летом день очень длинный и растения получают много солнечного света. В это время в листьях растений активно вырабатывается хлорофилл.
Осенью холодно и ветрено, солнце светит мало, и листья не могут работать так же, как в теплые дни. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Поэтому зеленый цвет в листве убывает, а становится заметным желтый: лист желтеет.
Какие пигменты содержит лист.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Осенью листья становятся не только желтыми, но и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Листья любого вида растений содержат множество пигментов.
Когда я увидел новые слова, то растерялся… Слова были очень сложные и непонятные. Поэтому я обратился за помощью к Марине Николаевне, своему учителю. И оказалось, что ничего сложного нет. И я без труда их запомнил, потому что мне было очень интересно.
Лист содержит:
1)(желтый) ксантофилл,
2)(оранжевый) каротин. Оказывается, что каротин содержится не только в листе, а еще и в моей любимой морковке, а так же в тыкве. И очень полезен людям.
3)(красный) антоциан. Антоциан содержится в свекле, вот почему борщ всегда красный.
Почему листья опадают с дерева всегда красный.е, а так же в тыкве. .
А еще есть вещество ауксин, он питает клетки на месте крепления черенков листьев к ветке. Почему листья опадают? Оказывается, осенью прекращается выделение ауксина. Вокруг ножки листа нарастает пробковый слой. Вода не может проникнуть в лист. Лист засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. Все листья опадают. Дерево засыпает до весны. И я предлагаю вам посмотреть, как это происходит.
А вот с ольхи листва упадет зеленой. В ее листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.
Применение опавших листьев
Вот листья и опали. Деревья стоят голые. Вся красота лежит на земле. А так хочется, чтобы листья радовали нас и дальше. Я грустными глазами смотрю на маму, а мама, улыбаясь, говорит: «Не переживай, листья еще могут нас порадовать!». Оказывается, опавшие листья очень радуют садоводов. Они их собирают и делают листовой перегной — отличное средство для улучшения структуры почвы.
И тут я вспомнил, как на уроках литературного чтения мы изучали японское искусство и учились искать красивое в простом. Вот мы с мамой и решили сделать красивое из простого. Вот, что у нас получилось. Я рад вам представить самую красивую часть моего проекта!
Вывод:
1. Узнал много нового и интересного;
2. Природа удивительно практична, обо всем заботится: ведь, если бы деревья не скидывали листья на зиму, то просто бы погибли из-за потери влаги;
3. Понравилось работать над проектом, особенно с мамой, она мне очень сильно помогла;
4. Ребята, увидев наши с мамой поделки из листьев, тоже захотели такие сделать, но это уже в 3 классе.
Используемые материалы
Граубин Г. «Почему осенью — листопад?» Издательство «Малыш», Москва, 1983.
http://allforchildren.ru/why/why89.php
http://pochemuchca.ru/detsk-vopros/poshemu7.html
http://www.infoniac.ru/news/Pochemu-list-ya-zhelteyut-osen-yu.html
http://100-000-pochemu.info/id/101
http://www.vokrugsveta.ru/quiz/699/
Вахрушев «Я и мир вокруг» Москва «Баласс» 2010
infourok.ru
Волшебница Химия: Почему осенью листья желтеют?
http://www.bankoboev.ru/oboi_listya_osenyu.s.htm
Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент — кормилец растения, так как именно с его помощью на свету растение из углекислого газа и воды синтезирует основной сахар — глюкозу, а из него — все остальные питательные вещества.
http://www.a-svet.ru/products/questions-answers/
Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты — желтый ксантофилл и оранжевый каротин (тот самый, который определяет цвет корнеплодов моркови). Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина.http://medbiol.ru/medbiol/botanica/001abf84.htm
Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит «бабье лето», то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени.
Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. В отличие от хлорофилла, антоциан не связан внутри клетки с пластическими образованиями (зернами), а растворен в клеточном соке. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается. Кроме того, остановка или задержка синтеза питательных веществ в листве также стимулируют синтез антоцианов.
Таким образом, красный цвет листьев во время листопада просто свидетельствует о происходящем затухании жизнедеятельности в листьях, которые готовятся к опаданию…http://allforchildren.ru/why/why89.php98zp.blogspot.com
Конспект открытого урока по познанию мира » Листья. Почему листья желтеют и опадают?»
Открытый урок по познанию мира во 2 «Б» классе.
Тема урока: « Листья. Почему осенью листья желтеют и опадают?»
Цели:
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
образовательные:
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
• Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
развивающие:
Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
воспитательные:
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность.
Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации), практические
Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, индивидуальная, фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Оборудование и материал:
Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран
Лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам листы белой бумаги; индивидуальный лист наблюдений.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Детям предлагается разделиться на 4 группы.
Создание игрового момента. ( Под музыку) « Представьте, что мы не в классной комнате, а на лесной полянке, прогуливаясь, вам необходимо выбрать только один листочек. ( Заранее по количеству детей заготовлены листья 4 цветов- красные, жёлтые, зелёные и оранжевые).Ребятам предлагается найти свой стол (На столах разные скатерти -жёлтая, зелёная, оранжевая и красная).
Слово учителя: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Вам сегодня предстоит работать в группах, работая в группах, вы должны помнить, что именно от каждого из вас зависит работа всей команды.
(Слайд №1) «Один за всех и все за одного». Ещё необычность нашего урока заключается в том, что вам предстоит ответить на ряд сложных вопросов, которые будут заданы на уроке. Перед вами « Лист наблюдений и выводов», вам предстоит записывать ответы на главные вопросы, а в конце урока сделать важный вывод , то есть подвести итог урока. Но самое удивительное в том, что вам даже не известна тема урока. Внимательно посмотрите на ваш индивидуальный лист и найдите верхнюю строку. Напишите ваше имя. Обратим внимание на второю строку : Ключевые слова: _________________, _____________.
Итак оглядитесь , внимательно посмотрите в центр вашего рабочего стола, посмотрите на оформление и в качестве подсказки мы с вами послушаем песню, которую нам споёт …( Исполняется песня «Листья, листопад», одновременно идёт презентация «Осень. Листопад»). Вам необходимо внимательно слушать и смотреть, а самое главное пока закончиться песня вы должны записать на листочках 2-3 слова, которые вы услышите несколько раз, т.е. –ключевые слова.
Тема урока – чтение и выводы ребят . Тема урока «Листья. Осень. Листопад».
Как вы думаете ребята, ответ на какой вопрос мы с вами должны сегодня получить?
Вопрос урока- Почему осенью листья желтеют и падают?
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
— А какие осенние месяцы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
Учитель : Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
-Ребятя, а осень красивое время года! А почему?
— Какие приметы осени вы знаете?
Работа в группах : подумайте, обсудите и на своих листочках запишите ответы.
(- Почему осень красивое время года? ______________)
(Приметы осени :______________, ________________)
Защита ответов.
Новая тема:
-А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
-И вот я задумалась, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
-Я предположила что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
— А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете.
Учитель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Ответы детей( нужно провести опыты и эксперименты )
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)
Проблемный вопрос:
— А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
— Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой .
— А что нам понадобится для наших исследований:
(Лупа, зелёные листья)
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
Работа в индивидуальном листочке , запись слов черешок и жилки.
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Учитель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
1. Опыт «Почему лист зеленый?»
— Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
— Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
2. Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Работа с индивидуальным листочком , запись слов и фраз меняют цвет и опадают.
Ребята, а мне очень хочется узнать все ли листья одинаково падают?
Эксперимент «Как листья опадают» + Физминутка
Физминутка
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят… Все дети дуют
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Листопад! Листопад!
Листья красные летят!
А теперь давайте послушаем тишину.
Вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
9. Систематизация знаний:
Учитель: Подведём итоги нашей исследовательской работы
-Я предположила, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадаю.
-А я предлагаю сообщить наши предположения .
-Из каких частей состоит лист?
-Почему листья зелёные?
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
-Как листья опадают?
Учитель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, но я предлагаю нам всем вместе ещё раз посмотреть, как и почему происходит листопад. А в конце просмотра видеоролика ответить на вопрос « Зачем природе необходим листопад?»
Закрепление знаний. Просмотр видеоролика « Почему опадает лист»
Вывод детей в индивидуальном листочке- да, иначе дерево погибнет от недостачи влаги, а ветки сломаются под тяжестью снега.
Проверка ЗУН . На листочке тестовые задания из 6 вопросов . Самостоятельная работа.
Рефлексия.
А вам понравилось ? О каких явлениях природы вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга ) . Кому понравился урок и кто точно знает ответ на вопрос –почему листья желтеют и падают –поднимите вверх свои листочки. А теперь, кому не всё до конца стало понятно. (Обратить внимание на этих детей на следующем уроке).Домашнее задание : стр 68-72, читать в учебнике. Дома рассказать родителям , почему опадают листья. Нарисовать букет осенних листьев
-Какое хвойное растение является листопадным.
Индивидуальный лист наблюдений и выводов уч. 2 «Б» класса
____________________________________________________________
Ключевые слова _____________________, ____________________.
Тема урока « ____________________.________________________».
Главный вопрос урока:
____________________________________________________________
— Почему осень красивое время года? ____________________________
Приметы осени :______________, ________________,_______________
ВЫВОД:У листьев есть черешок , который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
ВЫВОД: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или _______________________.
ВЫВОД: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
ВЫВОД: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Индивидуальный лист наблюдений и выводов уч. 2 «Б» класса
____________________________________________________________
Ключевые слова _____________________, ____________________.
Тема урока « ____________________.________________________».
Главный вопрос урока:
____________________________________________________________
— Почему осень красивое время года? ____________________________
Приметы осени :______________, ________________,_______________
ВЫВОД:У листьев есть черешок , который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
ВЫВОД: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или _______________________.
ВЫВОД: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
ВЫВОД: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Индивидуальный лист наблюдений и выводов уч. 2 «Б» класса
____________________________________________________________
Ключевые слова _____________________, ____________________.
Тема урока « ____________________.________________________».
Главный вопрос урока:
____________________________________________________________
— Почему осень красивое время года? ____________________________
Приметы осени :______________, ________________,_______________
ВЫВОД:У листьев есть —————————————————————————————————————————————————————————————————
ВЫВОД: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым ___________________.
ВЫВОД: Осенью листья легко опадают потому, что__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД: Крупные листья падают ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный лист наблюдений и выводов уч. 2 «Б» класса
____________________________________________________________
Ключевые слова _____________________, ____________________.
Тема урока « ____________________.________________________».
Главный вопрос урока:
____________________________________________________________
— Почему осень красивое время года? ____________________________
Приметы осени :______________, ________________,_______________
ВЫВОД:У листьев есть____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или _______________________.
ВЫВОД: Осенью листья легко опадают потому, _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД: Крупные листья падают ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тесты:
1.Хлорофилл вырабатывают:
а) корни
б) листья
в) ствол
2. Осенью начинается:
а) листопад
б) снегопад
в) цветение
3. Листья осенью желтеют, потому что
а) мало света и тепла
б) много света и тепла
4. Хлорофилл придает листьям
а) желтый цвет
б) красный цвет
в) зеленый цвет
5. Береза, тополь, дуб
а) лиственные деревья
б) хвойные деревья
6. Почва остывает, корни растений меньше впитывают влаги, замедляется питание растений, и листья
а) опадают
б) желтеют
Оценка :
Тесты:
1.Хлорофилл вырабатывают:
а) корни
б) листья
в) ствол
2. Осенью начинается:
а) листопад
б) снегопад
в) цветение
3. Листья осенью желтеют, потому что
а) мало света и тепла
б) много света и тепла
4. Хлорофилл придает листьям
а) желтый цвет
б) красный цвет
в) зеленый цвет
5. Береза, тополь, дуб
а) лиственные деревья
б) хвойные деревья
6. Почва остывает, корни растений меньше впитывают влаги, замедляется питание растений, и листья
а) опадают
б) желтеют
Оценка :
КГУ «Сосновская средняя школа»
Конспект открытого урока по познанию мира во 2 классе.
Тема: «Листья. Почему листья желтеют и опадают?»
Провела : учитель начальных классов Иль Г.В.
2017г.
kopilkaurokov.ru