cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Опираясь на материал предисловия составьте краткий словарь понятий связанных – Материал по чтению на тему: Краткий словарь литературных терминов | скачать бесплатно

Краткий словарь литературных понятий и терминов — Литературная кухня — Полезные материалы — Книги

АБЕРАЦИЯ – искажение чего-нибудь.
АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой.
АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
АВТОР – реальная личность, создатель литературного произведения.
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
АКМЕИЗМ — литературное течение (неоромантизм) в русской поэзии начала XX века. Это название придумал Н.С.Гумилёв для обозначения творчества группы поэтов, в которую входили А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам и другие.
АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
АКТУАЛИЗМ — ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.
АЛЛЕГОРИЯ – вид иносказания. Отвлечённое понятие, воплощённое в конкретном образе: волк – жадность, лиса – хитрость, крест (в христианстве) – страдание и т.п.
АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
АЛЛЮЗИЯ – использование намёка на какой-нибудь хорошо известный факт вместо упоминания самого факта.
АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания.
АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
АНАФОРА – повторение одних и тех же звуков, слов, или словосочетаний в начале каждой стихотворной строки.
АНЕКДОТ – жанр фольклора, короткий рассказ юмористического содержания с остроумной концовкой.
АНИМАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – произведение, в котором описываются повадки и характерные черты животных.
АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги.
АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.
АНТИСИСТЕМА — системная целостность людей с негативным мироощущением.
АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек «венец мироздания».
АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
АФОРИЗМ – краткое изречение, содержащее в себе оригинальную мысль, житейскую мудрость, нравоучение.

БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием основанная на приёме иносказания, аллегории. От притчи или аполога басня отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования, например аллегорического романа, единством действия и сжатостью изложения.
БЕЗДНА — пустота или вакуум, не являющийся частью материального мира.
БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения.
БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы.
БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.

ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема.
ВЕРЛИБР – свободный стих без формальных признаков (метра и рифмы), но обладающий некоторой ритмичностью.
ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.
ВИДЕНИЕ – описание путешествия по загробному миру в сопровождении ангела, святого; содержит религиозное или этическое поучение.
ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ – элементы композиции произведения, не развивающие действия: лирические отступления, вводные эпизоды и описания.
ВОДЕВИЛЬ – небольшая пьеса драматического жанра с интригой и комическими ситуациями любовного содержания.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
ВОЛЯ — способность производить поступки согласно свободно сделанному выбору.
ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя.

ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ – фамилия персонажа, передающая важную черту его характера.
ГОЛЕМ — весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке Големе, созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и гл. обр. для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения.
ГОНОРАР — гонорар литературный — вознаграждение, получаемое литератором за его труд.
ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН – произведения жанра ужаса местом действия, которых является средневековый замок с призраками, дьявольскими силами и утверждающий непознаваемость мира и всемогущество зла.
ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
ГУМАНИЗМ – мировоззрение, при котором высшей ценностью объявляется человек во всех его проявлениях.

ДАЙДЖЕСТ – издание или книга состоящие из фрагментов или краткого изложения литературных произведений.
ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
ДЕКАДЕНТСТВО – упадничество. Идеологическое явление рубежа XIX-XX вв. в основе которого лежало утверждение о наступлении эпохи упадка и угасания цивилизации.
ДЕТЕКТИВ – эпическое произведение, в котором происходит расследование преступлений.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей.
ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей.
ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера.
ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. Промежуточная форма между силлабо-тоническим и тоническим стихом.
ДУМА – лиро-эпический жанр украинского фольклора (баллада).

ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания.
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС – лиро-эпический жанр; стихотворный монолог, повествующий о несчастной любви и любовных страданиях, с акцентом на переживаниях и муках влюблённого.
ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.

ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
ЗАГАДКА – жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ.
ЗАГОВОР – жанр фольклора; слова, имеющие магическое значение и призванные при помощи определённого сочетания оказать воздействие на материальный мир.
ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
ЗАКЛИНАНИЕ — жанр фольклора, магическая формула, призванная воздействовать на природу и человека; обычно сопровождается магическими ритуальными действиями.
ЗАКЛИЧКА – жанр детского фольклора; наивное поэтическое обращение к силам природы.
ЗВУКОПИСЬ – приём, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.п.).

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
ИДИОМА — свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не совпадает со значением составляющих его слов, взятых в отдельности, например русские выражения «остаться с носом», «собаку съел» и т.д.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов не связанных с реальностью. Участники этого течения утверждали необходимость и неизбежность «чистого искусства». К имажинистам относились С.А.Есенин, В.Г.Шершеневич и др.
ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной подготовки.
ИНВЕКТИВА – вид пафоса, резкое обличение, выражающее ненависть автора к тем или иным явлениям и характерам. В отличие от сатиры не вызывает комизма и смеха.
ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
ИНОСКАЗАНИЕ – непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей.
ИНТЕРЬЕР – описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Часто используется для косвенной характеристики персонажа.
ИНТОНАЦИЯ – синтаксическое построение относительно законченного фрагмента художественного текста (фразы, периода, строфы), указывающее на то, как должна звучать художественная речь в этом фрагменте.
ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения.
ИРОНИЯ — скрытая насмешка.

КАЛАМБУР – стилистический оборот («игра слов»), основанный на использовании полного звукового совпадения различных слов и словосочетаний.
КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.
КАТАРСИС – сильное эмоциональное переживание при восприятии литературного произведения. Катарсис рассматривается как обязательное следствие трагического в литературе.
КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.
КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
КЛИМАКС — вид градации, ряда выражений, относящихся к одному и тому же явлению; причем выражения эти располагаются в порядке повышающейся значимости, т. е. так, что каждое из них усиливает значение предыдущего («нарастание»).
КОДА — заключительный, добавочный стих.
КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения.
КОНТЕКСТ – «окружение», в котором создавалось и продолжало жить художественное произведение. Контекст может быть социально-историческим, биографическим, бытовым, литературным и т.п.
КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения.
КРАСОТА — комплекс форм, нравящихся без предвзятости.
КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой.
КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
КУПЛЕТ – строфа в песне, имеющей рефрен; обычно обладает законченным смыслом, сближаясь со стансами.

ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли.
ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
ЛИМЕРИК — пятистишие, написанное анапестом по схеме ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5. Лимерики в комически-иронической форме описывают какие-либо события, с кем-то происходящие.
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
ЛИТОТА – противоположность гиперболе. Намеренно неправдоподобное преуменьшение.
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.

МАГИЯ – совокупность действий, обрядов и словесных формул, имеющих целью воздействовать на материальный мир, изменять его, а так же устанавливать связи между реальным и ирреальным миром.
МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания, выражающее восхищение кем-либо.
МАКАРОНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – сочетание в одной фразе двух и более национальных языков; может создавать комический эффект и служить средством характеристики литературного персонажа.
МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.
МЕДИТАЦИЯ – лирическое размышление, сопровождаемое эмоциональным переживанием.
МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
МЕЛОДРАМА – драматический жанр, ориентирующий зрителя на сострадание, сочувствие героям.
МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
МЕТОНИМИЯ — замена в речи слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение.
МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение.
МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
МОТИВ — в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА – произведения, сюжет которых построен на научно-технических достижениях не опровергнутых, но и не доказанных наукой.
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха.
НЕБЫЛИЦЫ – жанр детского фольклора, шуточные стихотворения, в которых изображаются явные нелепости, неправдоподобные обстоятельства.
НЕОЛОГИЗМ — новое слово.
НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов.
НОВЕЛЛА – короткий рассказ с неожиданным окончанием.

ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ – жанр фольклора. Часть ритуала при проведении свадебных, похоронных и др. обрядов.
ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
ОКСИМОРОН – сочетание противоречащих по значению друг другу слов в одном образе.
ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
ОСТРАНЕНИЕ – описание привычного с неожиданной точки зрения.
ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ – отсутствие развязки произведения.

ПАНТОРИЗМ – стихотворение, в котором рифмуются все слова.
ПАЛИНДРОМ — «перевертень» — слово, фраза или стих, одинаково читающиеся слева направо и обратно.
ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
ПАРАФРАЗ – пересказ произведения или его части своими словами.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения.
ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении.
ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа.
ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.
ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
ПОСЛОВИЦА – жанр фольклора, краткое, ритмически организованное и синтаксически завершённое изречение, содержащее суждения из области морали, философии, житейской мудрости.
ПОТЕШКИ – шутливые стишки, которыми родители сопровождают игры с маленьким ребёнком.
ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера.
ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме.
ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание.
ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме. В отличие от басни объясняет отвлечённые, например, религиозные, проблемы.
ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в произведении.
ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении.
ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение.
ПРОСТОРЕЧИЕ – слова присущие народной нелитературной речи. Речь малообразованных носителей языка.
ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя.
ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.

РАЁШНЫЙ СТИХ – разностопные строки скреплённые парной рифмовкой.
РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
РАССКАЗ – художественное произведение малой формы, описывающее завершённое событие.
РАССУДОК — способность свободного выбора реакции при условиях это допускающих.
РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения.
РЕЗОНЕР – «сторонний наблюдатель» в произведении выражающий авторскую точку зрения на события и действующих лиц.
РЕКВИЕМ – литературное произведение в форме прощания с погибшим.
РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого.
РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
РЕЦЕНЗИЯ – критический отзыв о каком-нибудь произведении. Рецензия бывает отрицательная или положительная.
РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные
РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
РОМАН – ЭПОПЕЯ – произведение, раскрывающее судьбу человека на фоне исторических событий, важных для всего народа.
РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.
РЫЦАРСКИЙ РОМАН – средневековый жанр эпоса, повествующий о приключениях рыцаря, подчёркивающий идеализм феодальной эпохи.

САГА – жанр скандинавской и исландской эпической литературы; героическая эпопея, соединяющая стихотворные и прозаические описания деяний.
САРКАЗМ — язвительная насмешка.
САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ – жанр эпоса, создающий на основе фантастической условности мифологизированный художественный мир.
СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
СМЕРТЬ — способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.
СОБЫТИЕ — разрыв системных связей.
СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья (катрены) и 2 трехстишья (терцеты).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — соответствие морали и этики.
СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь, а так же одна строка в стихотворном произведении.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. —
СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
СЦЕНАРИЙ – переработка произведения для создания фильма, спектакля, мультфильма.
СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.

ТАВТОГРАММА — стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы.
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного произведения.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением.
ТЕМА — объект художественного отражения.
ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения.
ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
ТЕРЦЕТ – стихотворная строфа, состоящая из 3 стихов (строк), рифмующихся между собой или с соответствующими стихами последующего терцета.
ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
ТРАГЕДИЯ – драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ТРАКТАТ – жанр научной литературы; законченное сочинение на научную тему, заключающее в себе постановку проблемы, систему доказательств её решения и выводы.
ТРИЛЛЕР – произведение вызывающее сильный стресс, ужас, отвращение и т.п.
ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.
ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ – жанр фольклора, песни, сопровождающие трудовые процессы; своим ритмом и эмоциональными установками способствующие облегчению труда.

УПРОЩЕНИЕ — уменьшение плотности системных связей.
УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО (фольклор) – совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме; в них нет единой авторской позиции, место которой занимает ориентация на общенародный идеал.

ФАБУЛА – сюжетная основа литературного произведения.
ФАНТАСТИКА – изображение невозможного в реальной жизни.
ФЕЛЬЕТОН – Фельетон, в момент своего появления, листок в газете, специально посвященный вопросам театра, литературы, искусства. Сейчас, газетная статья с высмеиванием пороков общества.
ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.
ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.
ФУТУРИЗМ — ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.
ФЭНТЕЗИ – творческий метод романтизма характеризующийся созданием произведений, основанных на мифотворчестве автора, имеющих ярко выраженное философское звучание.

ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.

ЦЕЗУРА – пауза в середине стиха (строки) поэтического произведения.
ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.

ЧАСТУШКА — небольшое произведение (четверостишие) устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.

ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.
ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки.
ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
ЭПИГРАФ — короткий текст, помещенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
ЭПИТЕТ — образное определение.
ЭПОПЕЯ – героическое повествование описывающее значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.
ЭССЕ – произведение эпического жанра, содержащее субъективные, нетрадиционные рассуждения автора, не претендующие на исчерпывающую характеристику и глубокую изученность поднятой проблемы. Эссе отличается свободной композицией и установкой на образный, афористичный язык, на беседу с читателем.

ЮМОР – вид пафоса, основанный на комическом. В отличие от сатиры юмор не отвергает и не высмеивает комическое в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением жизнерадостности, здорового оптимизма.
ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.

ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.

read.amahrov.ru

4. Глоссарий (подготовлен по

http://kurs.ido.tpu.ru/courses/NIR_7term/glossary.htm))

Аспектация – это авторская точка зрения на рассматриваемый круг вопросов, фактов или явлений. Аспектация является одним из основных структурных элементов любого научного произведения наряду с композицией и рубрикацией.

Абзац – это самая мелкая композиционная часть текста, выражающая логически завершённую мысль. Графически она обозначается отступом в начале первого предложения, что называется «красной строкой». Благодаря абзацному делению текст делается легко читаемым. Правильное деление текста на абзацы показывает умение студента логически мыслить, системно воспринимать весь текст.

Автор – создатель книги, статьи, тезисов и т. д. как письменного продукта, описывающего какую-либо деятельность. Это, как правило, учёный-теоретик, или экспериментатор, или практик, описывающий свой опыт.

Автореферат – предельно сжатое изложение текста своей собственной работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления (доклада) на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате студент проводит самоанализ работы, кратко описывает научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат. Автореферат (доклад) для защиты курсовой работы делается, как правило, объёмом не более трёх страниц, для дипломной – не более шести.

Активный словарь – совокупность слов и словосочетаний, активно, устойчиво и с пониманием используемая студентом при выполнении реферата, курсовой или дипломной работы. Часть его – научная терминология. Активный словарь показывает, насколько студент пользуется понятиями изучаемых им наук, правильно соотносит их с практикой и с их помощью осмысливает собственный опыт. Существует ещё и пассивный словарь.

Аналитический отчёт – форма описания опыта деятельности, в том числе инновационного. В нём излагается не только деятельность по изучению опыта чьей-либо или своей работы, но и даётся его научный анализ с последующей оценкой. Ход и результаты анализа зависят от того, какие цели преследовало изучение опыта, и от вида анализа, который используется. Аналитический отчёт может составить целую главу в курсовой или дипломной работе. Он включает в себя: описание научного аппарата изучения и обобщения опыта с формулировкой проблемы, цели, предмета изучения, методов и базы изучения и обобщения; описание самого опыта; его анализ; выводы и рекомендации, вытекающие из опыта.

Аннотация – это краткое библиографическо описание книги или статьи, сделанное в виде краткого изложения их особенностей, к которым относятся содержание, научный жанр, целевое и читательское назначение, сведения об авторе. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. Они служат основанием ускоренного выбора источника для специального чтения.

Аргументы – доводы, используемые для доказательства обоснованности какого-либо утверждения самого автора научной работы или научного положения, заимствованного студентом у других авторов. В качестве аргументов используются статистический материал эксперимента; факты из собственной практики; положения, ранее доказанные другими авторами, их цитирование; аксиоматические утверждения; устоявшиеся и общепринятые определения понятий.

Аспект – это точка зрения как исходная позиция, на основе и с учётом которой проводится анализ и оценка используемого в исследовании теоретического и практического материала. Аспект – это одна из сторон предмета исследования. Предмет исследования можно рассматривать в разных аспектах, исходя из разных принципов, основываясь на разных теориях и теоретических положениях.

Аттестация – определение уровня профессиональной квалификации студента, характеристика его способности и возможности самостоятельно решать профессиональные проблемы. Курсовые и дипломные работы – форма аттестации, наравне с зачётами и экзаменами. Для аттестации студента по курсовой и дипломной работам разрабатываются критерии оценивания, т. е. требования к данному виду работ.

Благозвучность темы исследования – качественная характеристика формулировки темы реферата, курсовой или дипломной работы, а также заголовков глав и параграфов. Благозвучность формулировок соответствует их смысловому совершенству.

«Бритва Оккама» – методологический принцип, согласно которому в научных текстах запрещается использовать те термины-понятия, которые не ясны самому пишущему, а также не являются очевидными и понятными возможному читателю, в которых нет крайней необходимости при описании предмета исследования. Этот принцип назван в честь английского учёного У. Оккама, ещё в Средние века выдвинувшего требование простоты письменных текстов, по возможности наименьшего использования независимых теорий и идей для объяснения явлений действительности. Считается, что этот принцип оберегает от излишеств, повышает надёжность исследования.

Введение к исследованию – первая и вступительная часть реферата, курсовой, дипломной работы. Под заголовком Введение осуществляется презентация всей работы, описывается научный аппарат, которым пользовался студент при исследовании своей темы. «Ведение» в реферате содержит описание актуальности темы, цели, предмета и методов исследования. В курсовой работе излагаются актуальность темы, цель, объект и предмет, задачи и методы исследования. В дипломной работе во «Введении» полностью раскрывается весь научный аппарат исследования: актуальность, противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, методы и этапы исследования. Объём Введения не должен превышать 8-10 % всего объёма работы.

Виды Заключения – выводы, резюме и собственно заключение.

Виды конспектирования – различают выборочное и сквозное, репродуктивное и продуктивное конспектирование. Выбор видов конспектирования научной литературы зависит от задач исследования, от степени соответствия содержания источника теме исследования, от умений студента конспектировать.

Виды (жанры) научной литературы – условно вся научная литература подразделяется на теоретические, методологические и справочные издания. Теоретические – тезисы, научные и научно-популярные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, научные отчёты. Методологические – учебники и учебные пособия, хрестоматии, методические разработки, инструкции, рекомендации, а также нормативные документы (планы, положения, уставы и др.).

Виды приложений – это копии планов работы, уставов, положений, отчётов; выписки из решений и постановлений; фотоснимки, схемы, эскизы, характеризующие ситуации, явления, описываемые в работе. Это также описание методов исследования – тесты, вопросники, схемы анализа. В качестве приложения может быть составлен глоссарий самой работы. Могут быть и другие виды приложений.

Виды проектных разработок – это методические разработки, самостоятельно спроектированные студентом. К ним относятся планы различных мероприятий, в том числе планы изучения, обобщения и внедрения (распространения) передового инновационного опыта; методические рекомендации по совершенствованию той или иной деятельности и др.

Выводы – новые суждения, получаемые на материале исследования. Это умозаключение из теоретического и эмпирического материала как из исходных посылок. Разработка вывода является мыслительной операцией получения логическим путём нового знания, не содержащегося непосредственно в изложенной теории или описанной практике. Выводы – результат сопоставлений, обобщений, дополнений посредством индукции, дедукции или аналогии. Выводы непременно должны «выводиться» из наличного и описанного материала и не выходить за его пределы. Выводами заканчивается реферат, каждая глава в курсовой и дипломной работах. Выводам по главе в дипломной работе предшествуют выводы в конце каждого параграфа.

Выходные данные – часть библиографического описания литературного источника, используемого при написании реферата, курсовой и дипломной работы. Выходные данные – данные о том, где опубликована книга или статья, каким издательством, в каком году и в каком объёме. Обозначаются выходные данные в соответствии с принятыми стандартами. Выходные данные дают ориентиры для поиска литературы, показывают базу теоретического поиска студента, демонстрируют его грамотное обращение с текстами.

Глава (раздел) – составная часть текста, описывающего проведённое исследование. Это наиболее крупная часть исследовательской работы, объединяющая однородный материал. Например, в дипломной работе, кроме теоретической главы раздела), есть эмпирическая глава (раздел), где излагается опыт работы; методическая глава (раздел), посвящённая разработке и описанию методических рекомендаций. Главы (разделы) делятся на параграфы (подразделы). Каждая глава имеет своё название и располагается в логической последовательности – от теоретической к эмпирической.

Глоссарий – толкование непонятных, редко употребляемых или малознакомых слов и выражений, т. е. словарь с элементами справочной информации о включённых в него словах и словосочетаниях. Студент может составить глоссарий к тексту работы, если тема его исследования новая и раскрывается на базе мало понятных, редко употребляемых слов и выражений или содержит новые научные понятия. Такой глоссарий помещается в «Приложении».

Дескриптивная интерпретация – описание понятий, которые используются при построении теоретической модели.

Дефиниция – смысловое определение понятия, установление специфики его употребления в тексте. Одно понятие может иметь разные дефиниции, разные функции, выполняемые в теории и практике. Используя понятие, мы всегда имеем в виду его конкретную функцию (смысл). Студент должен дать дефиниции тех понятий, которыми он оперирует, т. е. определить смыслы, вкладываемые в них.

Догматическое мышление – мышление, опирающееся только на традиционные и привычные знания и способы мыслительной деятельности, не позволяющее человеку выходить за рамки привычного, устоявшегося, общепринятого, заученного. Оно мешает учитывать постоянно меняющиеся условия среды и потребности, оно некритично и стереотипно. Студенту, обладающему таким мышлением, трудно делать выводы и заключения, формулировать «Я-суждения», т. е. те части тематического реферата, курсовой и дипломной работ, где требуется творчество для получения новых суждений (новых знаний).

Заключение – завершающая часть исследования, в которой делаются выводы по итогам проведённого исследования. Здесь показывается, что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Заключение строится, как правило, дедуктивным способом: сначала раскрываются общие, а затем частные идеи, демонстрирующие достижение цели и правомерность гипотезы. Оно пишется в форме резюме, вывода или собственно заключения, объединяющего и то, и другое.

Замысел – задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Замыслом будет проект реферата, курсовой и дипломной работ в виде разработанного научного аппарата.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо нового подхода к оказанию социальных услуг.

Инновационная готовность – способность студента-исследователя воспринимать новые идеи в науке и практике и вносить их в свою исследовательскую деятельность (как в теоретический материал, так и в изучение прак-тики). Это расположенность к поиску нового в традиционном.

Интерпретация – метод истолкования текстов, поиска их смыслов, понимания содержания. Он помогает в разъяснении фактов и получении вы-водов, в установлении связей между изучаемыми научными положениями и фактами.

Компиляция – несамостоятельность при выполнении реферата, курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы.

Композиция – это построение научного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Как правило, научное произведение содержит две взаимосвязанные части: описательную (обзорную) и основную. В описательной части произведения отражается ход научного исследования, в основной – автор обосновывает актуальность научного исследования, формулирует предмет и избранный метод исследования, излагает историю вопроса (при необходимости) и ожидаемый результат.

Конспект – краткое изложение содержания письменного источника. В конспекте отражаются основные положения изучаемых работ, необходи-мые для описания предмета исследования. Конспектирование является способом изучения теоретических источников, оно необходимо при написании теоретической части исследования.

Логичность изложения – соблюдение правил формальной логики при написании любой исследовательской работы, которые обеспечивают ясность, последовательность, непротиворечивость и обоснованность мыслей, изложенных в тексте.

Методика – организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. Методика выполняет функцию методической инструкции.

Методические рекомендации – систематизированный перечень действий, выполнение которых, по мнению автора и составителя, ведёт к достижению поставленной цели. Этот перечень излагается как правила, нормы, мероприятия, условия, влияющие факторы, требования, советы и т. д.

Методологическая культура исследования – это осознанное и грамотное отношение к существованию определённой методологии выполнения работы. Это также грамотное построение самой методологической основы, что предполагает её целостность, непротиворечивость, соответствие уровню развития науки, в рамках которой проводится исследование, и практики.

Методология – это:

— система принципов научного исследования;

— совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Методология исследования – наиболее широкое и общее знание о смыслах, направлениях и способах деятельности. К такому знанию при выполнении реферата, курсовой и дипломной работ относятся мировоззренческие основы, общие законы и принципы данной науки и методы исследования. Каждая научная, в т. ч. и учебно-исследовательская, работа выполняется в рамках определённой методологии.

Монография – научная публикация в виде книги, излагающая исследование одной темы и её теоретическое описание. Это, как правило, сложная и актуальная тема, изученная глубоко и всесторонне, с учётом последних научных достижений. Среди научных публикаций именно монографии относятся к числу наиболее важных и серьёзных работ.

Научная новизна учебного исследования – определение вклада исследовательской деятельности студента (аспиранта) в науку. Рефлектируя над качеством проведённого исследования, проводя сравнительный анализ своих данных с известными в науке, студент определяет ту часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные. Определение научной новизны своей работы является самоэкспертизой исследования и описывается во Введении или Заключении.

Научная литература – это монографии, статьи, доклады и тезисы докладов, в которых описывается исследование: его цели, принципы, методы, результаты и т основным теоретическим источни-ком учебно-исследовательской деятельности.

Научно-популярная литература – научные идеи, изложенные популярным языком для массового читателя. Как правило, это газетные и иногда журнальные статьи, книги и брошюры популярного жанра, многие словари и энциклопедии. Допускается её использование при написании рефератов, курсовых и дипломных работ в качестве дополнительного источника познания.

Научные понятия – понятия, выработанные и исследуемые наукой. У каждой науки имеется свой понятийный аппарат, при необходимости допускается введение понятий из других научных областей, при этом устанавливаются смыслы, отражающие специфику конкретной науки. Научные понятия, существующие как термины, имеют ограниченный (или строгий) смысл, выполняя в текстах и на практике определённые функции.

Научный аппарат исследования – это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования. К числу таковых принадлежат определение актуальности темы, выявление противоречия, определение проблемы, формулировка цели, определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы, выработка задач, определение этапов, подбор методов и базы исследования, определение его методологической и теоретической основы. Процесс выработки этих действий на-зывается проектированием исследования.

Научный руководитель – представитель кафедры, имеющий научную степень и опыт проведения исследований в данной области. Назначается для оказания помощи студенту, который выполняет самостоятельную работу (реферат, курсовая или дипломная). В функции научного руководителя входит оказание помощи в проектировании исследования, контроль над его ходом, качеством описания и др.

Новация – частичное обновление научных знаний о практике, возможное благодаря исследовательской и учебно-исследовательской работе. Студент может дополнить имеющиеся в науке представления об объекте, изменить эти представления, опровергнуть их и т. д. Новации определяют научную новизну исследования, описание их даётся в выводах по главам и в Заключении.

Обзор литературы – краткая реферативная характеристика источников, используемых в процессе исследования. Как правило, делается во Введении при описании актуальности темы в той её части, где речь идёт о степени её исследования в науке. Если же это осуществляется в специальных главах и параграфах, то проводятся либо специальные исторические экскурсы, либо – более глубокий анализ различных видов. Но это уже не обзор литературы.

Объём учебно-исследовательской работы – вся совокупность исследо-вательских операций и время, необходимое для их качественного выполнения. Это также объём описания результатов исследовательской работы. Последнее регламентируется. Объём рефератов – 10-20 страниц машинописного текста, курсовой – 30 страниц, дипломной – 60-90 страниц. Это ориентировочные данные. Также ориентировочно определяется объём Введения (1/10 от текста), Заключения (1/10 от текста) и Приложения (не более 1/3 объёма текста).

Оппонент – лицо, критически оценивающее результаты исследовательской деятельности. Это специалист – теоретик или практик, разбирающийся в проблеме исследования. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых работ, где оппонентами становятся студенты.

Отзыв – форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношения к работе, организационной культуре. Отзыв даётся научным руководителем.

Парадигма –(от греческого слова paradeigma – пример, образец) научно обоснованные суждения, положения, идеи, получившие всеобщее признание и ставшие основой организации практики и проведения исследований; модель постановки и решения проблемы.

Понятийно-терминологический аппарат исследования – совокупность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своём исследовании и при его описании в реферате, курсовой и дипломной работах. Понятия подразделяются по категориям: ключевые, т. е. понятия, выражающие основное содержание текста, и вспомогательные, которыми описываются отдельные качества и признаки ключевых понятий.

Практическая значимость исследования – определение востребованности результатов исследования.

Предзащита – процедура предварительного просмотра и оценивания состояния дипломной работы, её готовности к защите перед аттестационной комиссией. Проводится, как правило, за месяц до защиты, с расчётом времени на исправление недостатков и недоработок. Для её проведения создаётся специальная комиссия, которая принимает решение о допуске квалификационной работы к защите.

Приложение – это информация, иллюстрирующая отдельные позиции проведённого исследования. В качестве такового могут выступать планы, протоколы, тесты и другой эмпирический материал. Приложение оформляется отдельно от работы и помещается в её конце, после Списка литературы.

Редактирование – вычитывание текста, поиск и исправление ошибок, неточностей, неясностей, несоразмерности его частей.

Резюме – форма выводов или заключения, состоящая в последовательном и кратком перечне основных положений главы или всей работы.

Рецензия – краткий критический анализ и оценка реферата, курсовой и дипломной работ, даваемые оппонентами.

Самоэкспертиза исследования – критический анализ собственной работы и определение её научной новизны и практической значимости.

Сборник научных трудов – научное произведение, посвящённое итогам исследований разными авторами одной и той же или разных проблем. Это собрание статей разных учёных. Как правило, такие сборники объединяют труды сотрудников одного вуза или, при проведении научных конференций, разных вузов и даже нескольких стран. Статьи из этих сборников – ценный научный материал для проведения студентом своего исследования.

Список литературы – обязательная часть тематического реферата, курсовой и дипломной работ, представляющая собой перечень литературы, изученной и использованной студентом при выполнении исследования. Располагается, как правило, после Заключения, но перед Приложением. В перечень включаются не только цитируемые источники, но и те, которые имеют прямое отношение к теме, прочитанные или повлиявшие на постановку и решение определённых задач.

Ссылка – указание на источник высказываемого положения, цитирования, на анализируемый текст, а также на графические материалы, помещённые в тексте, и приложения, его иллюстрирующие или дополняющие. В первом случае это делается в прямых или квадратных скобках с указанием номера этого текста в Списке литературы и страниц, во втором — в круглых скобках указывается номер таблицы, графика или приложения.

Статья (научная) – научное произведение небольшого объёма (до 8-10 страниц машинописного текста).

Тезаурус – особый тип словаря, в котором термины-понятия располагаются в строгой взаимозависимости и соотношении : начиная с наиболее значимого и широкого по смыслу и заканчивая частным. Составление тезауруса желательно для упорядочивания понятийно-терминологического аппарата исследования, очищения его от лишних терминов, правильного использования в тексте.

Тезисы – краткое изложение какого-либо исследования, выводы, выражающие основный смысл исследования. Это свёрнутое изложение содержания. Они используются как источник информации.

Тема исследования – наикратчайшее выражение содержания всего исследования в виде заглавия.

Термин-понятие – это слово или словосочетание, получившее научный статус в какой-либо науке или теории и обладающее определённым объёмом смыслов и значений. Отдельный термин может иметь несколько дефиниций, т. е. выражать несколько смыслов и значений, термин-понятие позволяет выделить и закрепить только один смысл и одно значение.

Титульный лист – первая страница реферата, курсовой и дипломной работ с указанием темы, автора, научного руководителя и всех выходных данных (наименование министерства, вуза, кафедры, факультета, места и года выполнения). Имеет строго стандартизированную форму.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты бывают двух видов:

цитата для последующей интерпретации;

цитата в поддержку высказанного суждения.

Существуют определённые правила цитирования.

Эклектика – соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций в едином тексте на основе одной темы исследования. Так, исследователь методологически может опираться на принципы и подходы, взаимно исключающие друг друга; а в «теоретическом параграфе» – собрать фрагменты разнородного материала, которые не дают целостного и последовательного описания, «не работают» на поставленную задачу.

studfiles.net

II Составьте словарь основных терминов по теме. Занятие 5.

форма занятия – дискуссия.

I Вопросы для обсуждения

1. Проблема сосуществования традиционного и иннова­ционного в обучении.

2. Педагогическая технология и педагогическое творчество. Точки соприкосновения и отталкивания.

3. Как разрешить противоречие между заранее определенным и предписанным содержанием и необходи­мостью свободы и гибкости в отборе видов деятельности ребенка в соответствии с изменяющимися обстоятельст­вами и ситуативными потребностями.

II Задание-тест на рефлексию: «Чего мне не хватает при общении с партнером по дискуссии»

Инструкция. Обведите от одного до трех предложений, над которыми необходимо работать.

1. Уверенность в себе.

2. Умение слушать и смотреть, непрерывно тонко ощущать собеседника.

3. Вежливость.

4. Ничего лишнего в общении плюс самое «чуть-чуть».

5. Обаяние.

6. Достоинство.

7. Естественность, искренность поведения.

8. Непрерывная инициатива в ведении диалога.

9. Чувство меры.

10. Умение говорить с каждым на его языке.

11. Создание у партнера доверия ко мне.

После выполнения теста, рекомендуется обсудить его результаты. Для активизации деятельности студентов можно использовать различные методы.

а) мозговой штурм — выдвижение гипотез к решению проблемы.

б) Лавинный метод — актуализация знаний по вопросам:

— признаки изменения характера обучения в последние годы;

— современные образовательные парадигмы;

— роль педагогических технологий в развитии мегатенденций в образовательном процессе.

в) Исследовательский метод — выдвижение проблем для дальнейшего исследования.

Виды учебной деятельности студентов:

— микровыступления;

— обобщение опыта работы педагогических колледжей;

— доклады;

— проведение анкетирования педагогов и студентов педа­гогического колледжа для оценки уровня иннова­ционного потенциала педагогического коллектива;

— анализ современных исследований по проблеме.

Описание технологии разработки авторских программ профессионально-педагогического становления студентов педвуза

Данная технология позволяет диагностировать промежуточные и частично конечные результаты профессионально-педагогической подготовки студентов в период обучения в вузе, вооружить их методикой непрерывного профессионального саморазвития, контролировать процесс их профессионального саморазвития. Предлагаемая технология представляет собой последовательность действий студентов и преподавателей по разра­ботанному алгоритму.

Первым этапом работы является ознакомление студентов с целью, задачами и структурой разработки авторской программы, основными этапами этой деятельности, базовыми понятиями по проблеме.

Затем студенты проводят самодиагностику личных профессионально значимых качеств с применением классификации значимых качеств личности учителя и топологии педагогического профессионализма учителей.

Следующим шагом в работе является изучение разнообразной учебной информации о педагогическом опыте корифеев педагогической науки и современных учителей-новаторов. Источниками получения информации могут являться, как педагогическая литература, так и воспоминания студентов о педагогической деятельности их бывших школьных наставников.

На четвертом этапе студенты включаются в работу по конструированию индивидуальных моделей своего профессионального облика, на основе результатов самодиагностики профессионально значимых качеств собственной личности и избранных ими эталонных образцов педагогиче­ского профессионализма учителей.

Последним этапом разработки авторских программ является деятельность студентов по формулированию задач своего профессионально-педагогического развития на отдельных этапах обучения и разработка адекватных задачам способов их реализации. Завершением этого этапа является защита авторских программ, представляющая собой развернутую аргументацию выдвигаемых студентами задач и способов профессионального саморазвития.

Авторская программа профессионально-педагогического становления студента представляет собой обобщенную и систематизированную информацию об индивидуальном профессиональном облике студента, его достоинствах и недостатках, уровне готовности к выполнению практической педагогической деятельности и разработанных на основе этих данных задач профессионально — педагогического совершенствования и способов их выполнения.

Программа содержит следующие основные разделы: источники разработки авторской программы, самооценка соответствия студента педагогическому стандарту выпускника вуза, модель стартового уровня педагогического профессионализма студента, модель развития педагогического профессионализма студента, программа деятельности студента по развитию его педагогического профессионализма.

studfiles.net

Словарь понятий и терминов по истории

Абсолютная монархия — самодержавие, государство, в котором монарху принадлежит неограниченная власть. При этом создаются мощный бюрократический аппарат, армия и полиция, а деятельность органов управления прекращается.
Автократия — бесконтрольное самовластие одного лица.
Автономия — право самостоятельного осуществления власти (в некоторых оговоренных заранее пределах) для части государственного образования на своей территории.
Авторитаризм — антидемократическая система политической власти, обычно сочетающаяся с элементами личной диктатуры.
Агора — площадь, где собирались свободные граждане, — народное собрание в древнегреческом городе-государстве.
Агрессор — государство, осуществляющее вооруженное посягательство на суверенитет, территорию или политическую систему другого государства.
Администрация — совокупность органов управления.
Административно-территориальное деление — деление территории страны на более мелкие единицы со своими органами управления.
Акрополь — укрепленная часть древнего города.
Амнистия — освобождение от уголовной или др. ответственности.
Анархия — безвластие, неподчинение законам, вседозволенность.
Антанта — союз Англии, России и Франции против Германии в Первой мировой войне;
Антигитлеровская коалиция — союз стран, боровшихся против гитлеровской Германии и др. держав оси, — СССР, Великобритании, США, Франции, Китая, Югославии, Польши и др.
Аристократия — родовая знать, высшее сословие.
Аутодафе — публичная казнь еретиков по приговору инквизиции.
Баланс сил (равновесие, уравновешивание) — примерное равенство военных потенциалов противостоящих сторон.
Барщина — принудительный труд крепостного крестьянина в хозяйстве феодала.
Блокада — система политических и экономических мероприятий, направленная на нарушение внешних связей какого-либо государства. Применяется с целью изоляции блокируемого объекта.
Буржуазия — класс собственников, использующий наемный труд. Доходы обеспечивает присвоение прибавочной стоимости — разницы между затратами предпринимателя и его прибылью.
Буферные государства — страны, расположенные между враждующими государствами, разделяющие их и обеспечивающие таким образом отсутствие общих границ и контакта враждебных друг другу армий.
Бюрократия — господство чиновничества, власть бумаг, когда центры исполнительной власти практически не зависят от народа. Характеризуется формализмом и произволом.
Вандалы — древнегерманское племя, захватившее и разграбившее Рим. В переносном смысле — дикари, враги культуры.
Вассал — феодал, зависящий от своего сеньора. Нес определенные повинности и воевал на стороне сеньора.
Великое переселение народов — движение германцев, славян, гуннов и др. на территории бывш. Римской империи в IV-VII вв.
Вербальная нота — форма текущей межгосударственной переписки.
Вече — народное собрание в Древней Руси (Новгород, Псков)
Вотум — мнение, выраженное голосованием.
Гаагские конвенции — международные соглашения о законах и обычаях ведения войны (приняты в Гааге в 1899 и 1907 гг.), о защите культурных ценностей (1954), по международному  частному праву и др.
Герб — отличительный знак страны, области, дворянского рода.
Гетман — военачальник, глава “реестровых” казаков в XVI- XVIII вв. в Украине.
Гильдия — союз купцов, торговцев, ремесленников в средние века.
Гимн государственный — торжественная песнь, официальный символ государства.
 Государство — объединение людей (населения), проживающих на одной территории и подчиняющихся одним законам и распоряжениям общей для всех власти.
Демократия — форма государства и общества, основанные на признании народа источником власти и участником управления.
Демонстрация — шествие, митинг или другая форма массового выражения настроений в обществе.
Денонсация — отказ одной из сторон соблюдать в дальнейшем заключенные ранее соглашения, договоры и т.п.
Депрессия — фаза развития экономики, следующая за кризисом перепроизводства. Синоним — застой. Великая депрессия — экономический и политический кризис 1929-1933 гг. в США.
Деспот — правитель, угнетающий своих подданных самовластнои бесконтрольно.
Диктатура — политический режим, означающий полное господство отдельной личности или общественной группы.
Династия — последовательный ряд родственников — правителей государства.
Дож — глава Венецианской и Генуэзской республик в средние века.
 Дружина — постоянный вооруженный отряд, войско князя,
Ересь — отклонение от предписанных религией взглядов.
ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, “Общий рынок”) -организация, основанная в 1957 г. с целью устранения всех ограничений в торговле между ее членами.
Железный занавес — так на Западе называли границу между странами Варшавского договора (“коммунистическими”) и остальным миром.
Закон — свод правил, выполнение которого обязательно для всех.
 Запорожская Сечь — организация украинского казачества, военная республика во главе с кошевым атаманом в XVI- XVIII вв. с центром за днепровскими порогами, на островах.
 Изоляция — создание непреодолимых барьеров между государствами или общественными группами.
 Империализм -• фаза развития общества, когда соперничающие между собой финансово-промышленные группировки, монопольно владеющие рынком, контролируют все области жизни и сливаются с государственной властью.
Империя — монархия или деспотия, имеющая колониальные владения или включающая в себя разнородные элементы.
Индустриальная революция — переход на качественно новый уровень техники и технологии, приводящий к резкому увеличению производительности труда и выпуска продукции.
Инквизиция — в XIII-XIX вв. система судов в католической церкви, независимых от светской власти. Преследовала инакомыслящих и еретиков, применяла пытки и казни.
 Казачество — военное сословие в России в XVI-XX вв. Возникло на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке в виде вольных общин, являлось главной движущей силой народных восстаний в Украине и в России. В XVIII в. превратилось в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Семиреченское, Уральское, Уссурийское, Сибирское, Астраханское, Амурское), насчитывавших в общей сложности 4,4 млн чел., свыше 53 млн десятин земли. С 1920 г. как сословие упразднено. В 1936 г. созданы казачьи соединения, принимавшие участие в войне; в 40-х гг. расформированы. С конца 80-х гг. началось возрождение казачества; общая численность в СНГ — свыше 5 млн чел.
 Капитализм -общественная формация, основанная на частной собственности на орудия и средства производства, системе свободного предпринимательства и наемного труда.
 Класс — большая группа людей, роль которых в экономической системе общества и в отношении к собственности сходна.
Коммунизм — общественный строй, отвергающий частную собственность на средства производства. Теория была разработана К. Марксом, ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Попытка построения такого строя была предпринята в 1917-1991 гг. в СССР.
Консерватизм — приверженность к старому, устоявшемуся, недоверие ко всему новому и неприятие изменений в обществе.
Конституционная монархия — система правления, при которой власть монарха ограничена законом (обычно конституцией).
Конституция — основной закон государства.
 Контрразведка — деятельность специальных служб по пресечению разведывательной (шпионской) деятельности соответствующих органов других стран на собственной территории.
Конфедерация — форма объединения стран, при которой они полностью сохраняют свою независимость, но имеют общие (объединенные) органы для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооруженные силы. Пример — Швейцарская Конфедерация.
Кризис — период острых затруднений в экономике. Характеризуется увеличением безработицы, массовыми банкротствами, обнищанием населения и т.п.
Кроманьонец — первобытный человек; древний представитель современного человеческого вида (Homo sapiens, человек разумный). Ему предшествовал неандерталец.
Либерал — сторонник свободы личности и свободы предпринимательства.
Матриархат — устройство общества, характеризующееся доминирующим положением женщины. Родство и наследование считались по материнской линии. Был распространен в начальный период родового строя.
Монархия — государство, во главе с королем, царем, императором и т, п., власть которого обычно передается по наследству.
Народ — все население одной страны (реже — часть населения, однородная по национальному составу).
НАТО — Североатлантический союз, военно-политический блок государств Европы, а также США и Канады.
Национал-социализм — идеология немецких нацистов. Для нее характерны слепое подчинение “фюреру”, чувство превосходства над другими народами, вседозволенность по отношению к “низшим”, стремление к мировому господству.
Национальная символика — совокупность символов, изображений, цветовых сочетаний, присущих определенным национальным, этническим или территориальным общностям. Используется в гербах и флагах государств и др. образований.
Национально-освободительное движение — борьба за независимость этнической группы или всего населения колонии, а также борьба за экономическую и политическую самостоятельность части населения многонациональной страны.
 Нация — историческая общность людей, сложившаяся благодаря общности их территории, экономических связей, литературы, языка, особенностей культуры и характера.
Оброк — натуральная или денежная повинность крестьян феодалу.
Общий рынок — то же, что и ЕЭС (организация, основанная в 1957 г. с целью устранения всех ограничений в торговле между ее членами).
Опричнина — система мероприятий Ивана IV Грозного по борьбе с боярской оппозицией (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и др.).
 Ось (“ось Берлин -Рим”) — военный союз агрессивных фашистских режимов (1936 г.) для подготовки и ведения войны за мировое господство. Вскоре к “оси” присоединилась Япония.
Патриархат — устройство общества, в котором доминируют мужчины. Возник в период разложения родового строя.

Парламент — представительный (выборный) орган власти в государстве. Впервые образован в XIII в. в Англии.
Плебисцит — опрос населения по важнейшим вопросам: Целостности государства, форме правления, реформам и т. д. Как правило, законодательной силы не имеет.
Племя — объединение нескольких родов под управлением вождя.
Президент — избираемый глава государства или организации.

Полис — город-государство в античном мире.
Раб — человек, жизнь и труд которого принадлежат рабовладельцу.
Радикал — сторонник решительных, крайних, кардинальных мер в вопросах преобразования общества.
Разведка — совокупность мер для сбора данных о действительном или возможном противнике.
Расизм — теория об изначальном превосходстве людей с определенным цветом кожи, глаз и другими внешними различиями. На практике приводит к унижению, конфликтам, погромам, кровопролитным войнам и т. п.
 Реакционный — сопротивляющийся общественному прогрессу, стремящийся к сохранению отживших общественных порядков.
Республика — форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборному представительному органу (парламентская) или избираемому президенту (президентская республика).
Революция — качественный скачок; насильственное изменение общественных отношений.
Референдум — всенародное голосование по важнейшим вопросам жизни страны. Имеет законодательную силу.
Род — группа людей, связанная кровным родством (происходит от общего предка) и обладающая общей собственностью.
 Свободное предпринимательство — система поощрения частной инициативы в организации предприятий, банков, торговли и т. п.
Славяне — крупнейшая группа народов Европы: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки и др.), южные (болгары, сербы, хорваты и др.).
Смерды — крестьяне в Древней Руси.
Социализм — общественная система, основанная на государственной или общественной собственности на орудия и средства производства и отсутствии эксплуатации человека человеком (в соответствии с теорией марксизма-ленинизма).
Социальная защита — поддержка государством или обществом малообеспеченных слоев населения (стариков, детей и т. п.).
Суверенитет государства — независимость его во внешних и верховенство во внутренних делах.
Сюзерен — феодал, которому подчинены другие, более мелкие феодалы (вассалы). Король — всегда сюзерен.
Терроризм — преступное посягательство на жизнь невинных людей с целью достижения политических или иных целей.
Фашизм— террористическая диктатура с использованием крайних форм насилия. Сочетается с национализмом и расизмом.
 Федерация — устройство государства, при котором вся территория разделена на административные единицы, а часть полномочий верховной власти делегируется местным властям (издаются местные законы, взимаются местные налоги и т. д.).
Форум — площадь в Древнем Риме, центр политической жизни. В настоящее время — представительное собрание, съезд.
Царь — монарх, король. Титул происходит от имени Гая Юлия Цезаря. Титул государей всея Руси, начиная с Ивана IV Грозного.
Чиновник — исполнитель государственных установлений и законов государства, государственный служащий.Эволюция — постепенный, плавный (в отличие от революции) переход к новому качеству, новой общественной формации.

www.examen.ru

прочитайте текст и ответьте на вопросы.

C1 Что в гражданском праве считается имуществом? В какой форме существуют имущественные отношения? Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В ответе должны содержаться следующие элементы: 1) ответ на вопрос: вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права; 2) форма: товарно-денежная. Дан ответ, и названа форма 2 Дан ответ ИЛИ названа форма 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 C2 Опираясь на текст, раскройте смысл понятий «вещные отношения» и «обязательственные отношения». Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В правильном ответе должен быть раскрыт смысл понятий: 1) вещные отношения – опосредуют право на вещь в статике, т. е. связаны с принадлежностью, обладанием тем или иным имуществом, по поводу которого не был заключен договор; 2) обязательственные отношения – опосредуют только право на вещь в динамике, т. е. связаны с переходом имущественных благ от одних лиц к другим, реализуют процесс обмена объектов гражданских прав. Раскрыт смысл двух понятий 2 Раскрыт смысл одного из понятий 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 C3 Укажите любые три основания возникновения обязательств, о которых говорится в тексте. Опишите в качестве примера одну любую ситуацию возникновения какого-либо из обязательств. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) основания возникновения обязательств, например: – договор; – односторонняя сделка; – причинение вреда одним лицом другому; – неосновательное обогащение. 2) пример-ситуация, допустим: – гражданин М. приобрел право на владение дачным участком по наследству; – гражданка С. стала обладательницей антикварной вазы в результате дарения. Могут быть приведены иные примеры-ситуации. Приведены три основания, и описана ситуация 3 Приведены два основания, и описана ситуация 2 Приведено одно основание, и описана ситуация, ИЛИ приведены три основания без ситуации 1 Приведены одно – два основания без ситуации, ИЛИ описана ситуация без оснований, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 C4 О каких двух видах неимущественных отношений говорится в тексте? Приведите по одному примеру каждого из них. На одном из примеров поясните, как неимущественные отношения могут быть связаны с имущественными. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) неимущественные отношения: – личные неимущественные отношения, непосредственно связанные с имущественными; – чисто личностные отношения; 2) примеры двух видов неимущественных отношений: неимущественные чисто личностные отношения, например: – оскорбление чести гражданина; – распространение сведений о гражданине, содержащих семейную тайну; неимущественные отношения, непосредственно связанные с имущественными, например: – присвоение авторства (литературного произведения, изобретения, произведения искусства). 3) пояснение, например: Осуществление авторского права связано с получением вознаграждения за опубликованное произведение, поэтому присвоение авторства ведет к получению чужого гонорара

touch.otvet.mail.ru

Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

2. социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.

 

Ответ:1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть.

2. Противостояние социальной или политической группы официальному курсу, стремление бороться за власть или за влияние на нее – оппозиция.

3. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами сло­ва, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому пере­воду научный термин.

 

Перевод на русский язык Научный термин
Любомудрие  
Ведение домашнего хозяйства  
Учение о будущем  
Богословие  
Власть лучших  
Порча, повреждение  
Учение об обществе  
Школьная наука  
Власть немногих  
Идущие впереди народа  

 

Ответ:

Перевод на русский язык Научный термин
Любомудрие Философия
Ведение домашнего хозяйства Экономика
Учение о будущем Футурология
Богословие Теология
Власть лучших Аристократия
Порча, повреждение Коррупция
Учение об обществе Социология
Школьная наука Схоластика
Власть немногих Олигархия
Идущие впереди народа Демагоги

 

Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты». (Т. Гоббс)________________________



2. «Это понятие имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно противополагается простой сумме людей». (Г. Зиммель) _______________________________

3. «Если бы ему можно было дать сражение, я бы его не боялся; но так нет такой артиллерии, которая бы могла с ним справиться, то его можно покорить только справедливостью и дешевизной». (Наполеон I) _

 

Ответ:1. Государство. 2. Общество. 3. Общественное мнение.

В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами два таких термина.

Укажите:

Краткое определение термина.

Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

1. Макиавеллизм.

1.1. __________________________

1.2. __

2. Донкихотство.

2.1. __________________________

2.2. __

__

Ответ:

В «ключе» дана избыточная информация.

1.1. Политика, основанная на культе силы, коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти.

1.2. Н. Макиавелли – итальянский политический писатель (1469-1527), государственный секретарь флорентийской республики. Автор работы «О Государе», в которой доказывал, что спасение Италии только в неограниченной власти государя, разрешая для ее укрепления все средства и не стесняясь требованиями нравственности.

2.1. Модель поведения, основанная на идеалистическом стремлении бороться с реальным или воображаемым злом, используя подчас смешные и ничтожные средства борьбы.

2.2. Данный тип поведения ярко представлен в образе Дон Кихота, центрального персонажа романа М. Сервантеса «Хитроумный идальго ДонКихот Ламанчский».

В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина.

Укажите:

Краткое определение термина.

Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

Тейлоризм.

1.1.

1.2.

Маккартизм.

2.1.

2.2.

Гамлетизм.

3.1.

3.2.

Ответ:В «ключе» дана избыточная информация.

1.1. Научная система знаний о законах рациональной организации труда.

1.2. Ф. Тейлор, американский инженер (1856 – 1915). Провел всемирно известные исследования по организации труда.

2.1. Политика административных и судебных репрессий в США в 1950-х гг., направленных против левых деятелей и организаций, создававшая атмосферу запугивания, шантажа и угроз.

2.2. Данная политика проводилась по инициативе председателя сенатской комиссии конгресса США по вопросам деятельности правительственных учреждений Дж. Маккарти.

3.1. Модель поведения человека, характеризующаяся разочарованием, пессимизмом, скептицизмом, сомнениями в правоте своих поступков, горькими размышлениями о противоречивости бытия.

3.2. Данный человеческий тип ярко представлен в образе принца Гамлета, героя трагедии У. Шекспира «Гамлет принц Датский».

 

7. Ниже перечислены слова и термины, имеющие разное значение и не связанные по смыслу друг с другом. Тем не менее, руководствуясь одним принципом, их можно разделить на 5 групп, по 3 слова в каждой группе. Сделать это вам поможет история происхождения перечисленных слов. Заполните таблицу так, чтобы в каждой колонке располагались слова (впишите их номера) из одной группы.

1. Домохозяйство. 2. Архантроп. 3. Эпидемия. 4. Университет. 5. Натурфилософия. 6. Экология. 7. Космополит. 8. Демография. 9. Естествоиспытатель. 10. Казарменный. 11. Гуманизм. 12. Мироздание. 13. Физиократы. 14. Популизм. 15. Человечество.

 

1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр.
         
         
         

 

Ответ:

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *