Одежда лексическая тема в средней группе – Одежда
Одежда
Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительными: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…
Игровое упражнение «Что я загадала?» — она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.
Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»
платье из шелка – шелковое, пальто из драпа — …
шуба из меха – … сарафан из ситца — …
перчатки их кожи — … свитер из шерсти — ….
Игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Игра «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок — Таниной, причём называет его ласково, например,
— У мамы платье, а у Тани … платьице.
— У мамы кофта, а у Тани … .
— У мамы брюки, а у Тани … .
— У мамы куртка, а у Тани …
Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.
— У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
— Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
— Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
— Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
— Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
— Пальто из драпа (какое?) – драповое.
— Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
Игра «Один — много»
Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
— У мамы одно платье, а у Тани много платьев.
— У мамы одна юбка, а у Тани много юбок…
Игра «Два – две»»
Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
— О чём можно сказать два?
— Два платья, два пальто, два плаща…
— О чём можно сказать две?
— Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.
Упражнение «Назови и покажи» (закрепляем названия частей одежды):
рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли;
«Скажи ласково»
Шуба – шубка пальто — куртка —
Пиджак — блуза — рубашка —
Футболка — майка — брюки —
Шорты — костюм — юбка —
Платье — носки — колготки —
перчатки — варежки — шарф —
комбинезон — рукав — карман —
«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)
Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;
одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;
один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….
Подвижные игры
Платье
Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.
Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.
Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.
Пальчиковая гимнастика для детей средних групп
Я перчатку надеваю
Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной
Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.
Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
Пальчиковая гимнастика для детей старших групп
Гномики-прачки
Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.
Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.
Пики — платочки,
Лики — штанишки,
Чики — носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп
«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять –
Вещи будем мы стирать.
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки,
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем.
Загадки про одежду
Вы внимательны, как прежде,
И загадки про одежду
Сразу отгадаете, потому что знаете:
В чем гулять, а в чем играть,
В чем укладываться спать,
Что зимой надеть, что летом —
В этом нет для вас секрета,
Только время не теряйте —
Поскорее отгадайте!
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежки)
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Колготки, брюки)
Яркая, короткая
Тканая бородка
По рубашке бежит –
На груди лежит. (Галстук)
Что сейчас наденем смело,
Чтоб горло не болело? (Шарф)
Чтобы ушки не замерзли,
Голова в тепле была,
Натянуть ее нам нужно
До затылка и до лба? (Шапка)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)
Я как зонт — не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (Плащ)
Стихотворения для автоматизации в речи звуков
Пижама ( звуки Ж, Л)
Жёлтую пижаму
Мама мне купила.
А на ней жирафы,
Ежи и крокодилы.
Жирафы шею тянут —
Вот-вот листок достанут.
Будут листики жевать —
Как же мне в пижаме спать?
Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)
Брюки из вельвета
Голубого цвета.
Есть карманы, поясок,
Сверху модный ремешок.
Ой, как Петя извозился —
Два часа в песке трудился!
О вельветовые брюки
Часто вытирал он руки.
Юбка (звуки С, Ш, Ж)
Юбка расклешенная,
Клеточка зелёная.
Катя шепчет: — Наряжусь
И в новой юбке покружусь.
Платье (звуки Л, Р)
Платьице у Кати —
Просто загляденье.
Сколько проявила
Бабушка уменья!
Есть на новом платье
Бантики и рюшки.
Как его увидят,
Ахнут все подружки.
Ситцевое платье —
Не бывает лучше.
Бабушка довольна:
Угодила внучке.
* * *
Брюки — мальчикам нужны,
С ними мальчики дружны,
И зимой, и осенью
Ежедневно носят их.
Для Антошки и Аркашки
Сшили новые рубашки,
Оба рады от души —
Так рубашки хороши.
Мама, бабушка, смотрите:
Подарил мне папа свитер,
Чтоб носить его всегда
И не мерзнуть в холода.
Мамы, папы и ребятки
Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой»)
Чтобы пальчики не стыли,
Ручки тепленькими были.
Куртка — теплая одежда.
В куртках Таня и Олежек
В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»
Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе»)
Шапка с шарфиком сейчас
Нам подходят в самый раз,
Чтоб случайно не простыть
И здоровенькими быть.
Шуба курточки теплей,
И зимой уютно в ней,
В воротник упрятать нос
Может даже дед Мороз.
Безрукавка — мой жилетик,
Безрукавки любят дети:
В них и вечером, и утром
Всем приятно и уютно.
А вот это — варежки
Для тебя и Ванюшки.
Носят варежки зимой,
Когда ветер ледяной.
Одевальная песенка
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
А теперь на ножки –
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!
logopediy-dly-detey.ru
Методическая разработка (средняя группа) по теме: Лексическая тема недели 04.11.-08.11. «Одежда. Обувь. Головные уборы»
«ОДЕЖДА»
Лексика:
— имена существительные: одежда, пальто, плащ, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, воротник, пуговицы;
— имена прилагательные: тёплый, нарядный, красивый, широкий, узкий, красный, синий, жёлтый, зелёный;
— глаголы: надевать, снимать;
— наречия: шире, уже, больше, меньше.
1. Потренируйте ребёнка в произнесении слов пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофта. Объясните, что всё это – одежда.
2. Обратите внимание ребёнка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы.
3. Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, почему осенью тепло одеваются. Отработайте произношение прилагательных тёплый, нарядный, красивый, красный, синий, жёлтый, зелёный.
4. Подберите и рассмотрите с ребёнком изображения предметов одежды на картинках. Пусть он показывает и называет их. Обратите внимание на цвет одежды и материалы, из которых она сделана.
5. Предложите ребёнку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно прослушав ваш рассказ:
Это куртка. Она красная, тёплая, нарядная. У неё есть капюшон и карманы. В ней можно гулять в дождливую погоду.
6. Научите ребёнка отвечать на вопросы:
— Что люди надевают на себя?
— Какую ты знаешь одежду?
— Почему осенью надо одеваться тепло?
7. Предложите ребёнку выполнить пальчиковую гимнастику «Гномики – прачки».
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(Загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(Трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки,
(Загибают пальчики, начиная с больших)
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.
«ОБУВЬ»
Лексика:
— имена существительные: обувь, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок;
— имена прилагательные: удобный, тёплый, кожаный;
— глаголы: завязывать, развязывать, чистить;
— наречия: утро, вечер.
- Рассмотрите с ребёнком его обувь и отработайте произношение следующих слов: ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки. Объясните, что всё это – обувь.
- Обратите внимание ребёнка на некоторые детали обуви: носок, задник, каблук, язычок, шнурки. Отработайте произношение этих слов с ребёнком.
- Побеседуйте о том, какую обувь носят осенью, почему осенью нужна непромокаемая обувь.
- Подберите и рассмотрите изображения предметов обуви на картинках. Пусть ребёнок показывает и называет их. Обратите внимание на цвет обуви и материалы, из которых она сделана.
- Предложите ребёнку рассказать об одной из пар его обуви, предварительно прослушав ваш рассказ:
Это сапоги. Они синие, резиновые, тёплые. В них можно ходить по лужам.
- Научите ребёнка отвечать на вопросы:
— Что обувают на ноги?
— Какую обувь ты знаешь?
— Какую обувь носят осенью? Почему?
7. Предложите ребёнку поиграть с пальчиками.
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки, для Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(На каждое называние обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
8. Поиграйте с ребёнком в игру с мячом «Назови ласково»: бросьте ребёнку мяч и назовите
предмет; ребёнок возвращает мяч обратно, называет предмет «ласково». Например, туфли –
туфельки, тапки – тапочки и т.д.
nsportal.ru
Лексическая тема «Одежда, обувь» Предметы
Лексическая тема «Одежда, обувь»
Предметы: ситец, лен, шелк, кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; шапка, шляпа, кепка; сапоги, туфли, ботинки, сандалии, валенки; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; швея, сапожник.
Действия: шить, пришивать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить.
Признаки: ситцевый, шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, резиновое, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…
Задания
1. Подбери признаки (не менее трех признаков): платье (какое?) – … сапоги (какие) — …
2. Какой по материалу? платье из шелка – шелковое, пальто из шерсти — … шуба из меха – … сапоги из резины — … сарафан из ситца — … перчатки их кожи — …
3. Нарисуй или приклей картинки с изображением одежды и обуви. рубашка. Назови и покажи части: рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли; обувь – подошва, каблук, шнурки, язычок
4. Назови ласково: юбка – юбочка рукав — платье – пальто — воротник — сапог
5. Один – много (множественное число). карман – карманы воротник — рубашка — юбка – манжеты — валенок –
6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): платье – нет платья сапог — шуба — манжет – воротник — каблук – сапог — ботинок –
7. Посчитай: Одна рубашка, две…, три…, четыре…, пять… ; одно платье, два…, три…, четыре…, пять… ; один шарф…, два…, три…, четыре…, пять… . Кто шьет одежду и где? Шьет одежду швея на швейной фабрике. Где продается одежда? В магазине «Одежда». Кто и где шьет обувь? На обувной фабрике обувщик. Где можно починить обувь? В обувной мастерской. Кто чинит обувь? Сапожник.
Тема: Одежда и обувь
Дети должны усвоить: назначение и основные виды одежды, обуви и головных уборов, их детали;
кто это изготавливает и из чего.
Лексика
Словарь ребенка должен включать слова: летняя одежда, зимняя одежда, осеннее — весенняя одежда, рукав, воротник, петелька, застежка и др., надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослая, детская, мужская, женская, праздничная, рабочая; короткий, меховой, шерстяной и т.д.
Грамматический строй
1. «Опиши свою одежду и обувь» (подбор прилагательных к существительным
Кофта (какая?) — вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая и т.д. (5-6 определений)
(сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф)
2. «Что у куклы?» (образование существительных в уменьшительной форме)
У меня шапка, а у куклы — шапочка.
(сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф, сарафан, майка, трусы, колготки, рукавицы, тапки, футболка, носки, кроссовки, валенки, пижама, рубашка, костюм)
3. «Один — много» (образование множественного числа существительных) РубашкА- рубашкИ
(использовать слова из предыдущего задания)
4. «Сосчитай» (согласование существительных в роде, числе и падеже с числительными 1, 3, 5)
Юбка — одна юбка, три юбки, пять юбок (сапог, шапка, куртка, платье, юбка, ботинок, шуба, шарф, сарафан, майка, рукавица, тапок, футболка, носок, валенок, пижама, рубашка, костюм, жилетка, туфля, рукав, воротник, берет)
5. «Четвертый -лишний» (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)
Платье, кукла, шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки, штаны
Валенки, лыжи, сапоги, ботинки
Куртка, майка, туфли, юбка.
Кроссовки, носки, чешки, босоножки.
Шляпа, шапка, кепка, шарф.
Связная речь
1. Составление рассказа — описания о предмете одежды и об обуви (опиши свою одежду, обувь, голов. убор)
«Платье — это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».
«Рубашка — это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».
«Сапоги — это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».
Нарисуй девочку или мальчика в зимней и летней одежде.
Лексическая тема «Одежда, обувь»
Одежда
1.Рассмотрите с ребенком его одежду и научите его произносить некоторые названия: пальто, плащ, куртка, шапка, брюки,свитер, кофта, шуба, платье, футболка, майка, шорты,носки и.т.п. Объясните, что все это — одежда. Научите ребенка произносить это слово.
2.Обратите внимание ребенка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Отработайте с ребенком произношение этих слов.
3.Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, зимой почему тепло одеваются. Какую одежду носят летом, когда на улице тепло.
4. Рассмотрите с ребенком изображения предметов одежды на картинках, в шкафу. Пусть он показывает и называет их.
5. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ:
Это куртка. Она красная, теплая, нарядная. У нее есть капюшон и карманы. В ней можно гулять осенью.
6. Прочитайте ребёнку народную сказку «Рукавичка». Выясните, запомнил ли он, какие звери решили поселиться в рукавичке, в каком порядке они это сделали, чем закончилась сказка.
Обувь
1. Рассмотрите с ребенком его обувь и отработайте произношение следующих слов: ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки. Объясните, что все это — обувь. Произнесите слово вместе с ребенком, а потом предложите ребенку произнести его самостоятельно.
2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали обуви: носок, пятка, каблук,подошва, шнурки. Отработайте произношение этих слов с ребенком.
3. Рассмотрите изображения предметов обуви на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.
4. Предложите ребенку рассказать об одной из пар его обуви, предварительно послушав ваш рассказ:
Это сапоги. Они синие, резиновые, теплые. В них можно ходить по лужам.
5. Научите ребенка отвечать на вопросы:
— Что обувают на ноги?
— Какую обувь ты знаешь?
— Какую обувь носят осенью(зимой)? Почему? Какую обувь носят летом?
6.Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка материалы, из которых обувь сделана.
Ботинки из кожи. — кожаные. Сапоги из резины- резиновые
7. Поиграйте в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Обувь».
8. Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь».(Ребёнок закрывает глаза, вы прячете обувь. Чего нет? (нет тапок, ботинок, сапог….)
Одежда. Обувь.
Дети должны знать:
— названия одежды и когда её носят (летняя, зимняя, осеняя и весеняя), верхняя одежда, нижнее бельё
— знать и называть детали одежды : рукава, воротник, карманы, пуговицы, манжеты
— знать и называть обувь и её детали : носок, каблук, задник, подошва, шнурки.
1)Упражнение «Назови ласково»
Куртка- курточка, кофта- кофточка, брюки- брючки, рубашка- рубашечка, юбка- юбочка, платье- платьице, футболка- футболочка, шорты- шортики, шуба- шубка, брюки- брючки и.т.п.
2)Упражнение «Чего много?»
Чего много в магазине ? В магазине много… курток, шуб, рубашек, платьев, юбок, брюк, маек, плащей, пиджаков, галстуков, футболок и.т.п.
3)Упражнение «Чей? Чья? Чьё?»
Рубашка (чья?)- она моя, платье (чьё?) – оно моё, плащ (чей?) – он мой и.т.п
4)Упражнение «Какой? Какое? Какая?»
Свитер из шерсти (какой?)- шерстяной
Платье из шёлка- шёлковое
Шуба из меха- меховая
Куртка из кожи – кожаная
Сапоги из резины- резиновые
Лексическая Тема: Одежда . Обувь. Головные уборы .
1. Вспомнить с ребенком и записать, какие у него есть одежда, обувь и головные уборы.
2.Дай полный ответ на вопросы:
Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги? ( Осенью я ношу резиновые сапоги, потому что………….
Почему летом ты не носишь шубу?
Почему зимой ты не ходишь гулять в босоножках?
3. Ответь на вопросы:
Кофта из шерсти- какая?————————-
Шарф из шерсти – какой?————————
Пальто из шерсти — какое?———————-
Рукавички из шерсти — какие?——————-
4.Игра « Четвертый лишний».
Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.
Кроссовки, панама, ботинки, туфли.
Сапоги, шорты, босоножки, тапки.
Сандалии, шуба, кеды, валенки.
5.Отгадай загадки, нарисуй отгадки. Выучи одну загадку.
В нем ношу платок , монетки,
Для сестренки две конфетки,
Болтик, гвоздь, один банан.
Назови его! (карман)
Есть, ребята, он у куртки.
Мне он нужен на прогулке.
От дождя спасает он. Что же это?
(капюшон)
gigabaza.ru
«Игрушки, одежда, обувь» (средняя логопедическая группа)
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ «ИГРУШКИ»
и т.д.
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
(Загибают поочередно все пальчики.)
(Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
Загадки на тему «Игрушки» или «Доскажи словечко»
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
Принесли с собой… (игрушки)
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть… (кубики)
С тонкой нитки улетают.
Разноцветные… (шары)
Через двор в траву лечу.
Поиграй-ка с ними в… (мяч)
Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь — хочет встать.
Эта кукла-… (неваляшка)
Длинноухая зверюшка.
Ведь игрушка эта — … (зайка)
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ: «ОДЕЖДА»
Сходите с ребенком в магазин «Одежда», посмотрите, какая одежда там продается, из каких материалов она сделана. Объясните чаду. Что бывает летняя, зимняя, демисезонная, повседневная и праздничная одежда. Загляните в свой шкаф и покажите как нужно ухаживать за одеждой и где она должна храниться.
Поиграйте дома в продавца и покупателя. Если ребенок покупатель, то просите его назвать как можно больше признаков одежды.
Например. Здравствуйте! Я хочу купить у вас шарф: зеленый, теплый, шерстяной и т.д.
Игра «Один-много».
Футболка-футболки,
Платье-платья,
Юбка-юбки и т.д.
Игра «Какой, какая, какое».
Шарф из шерсти — шерстяной,
Пальто из фетра — фетровое,
Платье из шелка — шелковое и т.д.
Игра «Скажи наоборот»
Длинный — короткий,
Большой — маленький,
Широкий — узкий и т.д.
Игра «Назови ласково»
Брюки — брючки,
Свитер — свитерок,
Куртка — курточка и т.д.
Игра «Что лишнее»
Угадай, что тут лишнее и почему?
Груша, яблоко, банан, платье.
Шорты, юбка, платье, капуста и т.д.
Игра «Есть — нет»
У меня есть куртка. У меня нет куртки.
У меня есть шуба. У меня нет шубы и т.д.
Схема для составления словосочетаний и описательного рассказа с ними.
ПАЛЬЧИКОВА ГИМНАСТИКА «ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»
Жили – были в домике
(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки
.( Загибают пальчики, с мизинца)
Раз, два ,три, четыре, пять
(Разгибают пальчики, с мезинца.)
Стали гномики стирать
(Трут кулачки друг о друга.)
Таки – рубашки,
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был
Всем водичку носил.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ: «ОБУВЬ»
Сходите с ребенком в магазин «Обувь», посмотрите, какая обувь там продается, из каких материалов она сделана, из каких деталей. Расскажите о том, кто и как ее создает и как правильно ухаживать за обувью.
Поиграйте дома в продавца и покупателя. Если ребенок покупатель, то просите его назвать как можно больше признаков обуви.
Например. Здравствуйте! Я хочу купить у вас туфли: красные, лакированные, на каблуке и т.д.
Кеды из ткани — тканевые,
Сапоги из резины — резиновые,
Валенки из войлока — войлочные и т.д.
Длинный — короткий,
Большой — маленький,
Широкий — узкий и т.д.
Туфли — туфельки,
Ботинки — ботиночки,
Сандалии — сандалики,
Тапки -тапочки т.д.
Угадай, что тут лишнее и почему? Тапочки, шапка, куртка, штаны.
Кукла, мячик, сапоги, пирамидка и т.д. Главное, чтобы ребенок смог объяснить почему именно эта картинка.
У меня есть тапки. У меня нет тапок.
У меня есть кеды. У меня нет кед.
У меня есть сапоги. У меня нет сапог и т.д.
Пример. Это туфли. Они зеленые. Туфли кожаные. У них есть подошва, каблук, носок, стелька. Это женская обувь. Туфли носят в теплое время года. Их чистят, моют, сушат.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«НОВЫЕ КРОССОВКИ»
Как у нашей кошки
(Загибают на обеих руках пальчики по одному)
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами)
Новые кроссовки
infourok.ru
Дидактические игры и упражнения на лексическую тему: «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Дидактические игры и упражнения для детского сада
Автор: Желевская Оксана Николаевна
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
— проверить знания, умения и навыки детей по теме;
— учить применять их в практической деятельности – игре;
— воспитывать интерес к речевым играм.
Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
— картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви
— картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.
Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.
— Это длинное платье мамино.
— Это синее платье Танино.
— Эта розовая блузка Танина.
— Эта белая блузка мамина.
— Эти чёрные брюки мамины.
— Эти сиреневые брюки Танины.
— Эта пышная юбка Танина.
— Эта узкая юбка мамина и т.д.
Игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Игра «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок — Таниной, причём называет его ласково, например,
— У мамы платье, а у Тани … платьице.
— У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
— У мамы брюки, а у Тани … брючки.
— У мамы куртка, а у Тани … курточка.
Игра «Что из чего?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
— У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
— Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
— Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
— Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
— Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
— Пальто из драпа (какое?) – драповое.
— Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
Игра «Один — много»
Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
— У мамы одно платье, а у Тани много платьев.
— У мамы одна юбка, а у Тани много юбок…
Игра «Два – две»»
Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
— О чём можно сказать два?
— Два платья, два пальто, два плаща…
— О чём можно сказать две?
— Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.
Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.
Игра «Разложи по полочкам»
Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
— Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.
Дети раскладывают картинки и объясняют:
— шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
— кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
— тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….
Игра «Мой, моя, моё»
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.
Желаю успеха!
infourok.ru
Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы
Словарная работа.
Существительные:
Шуба, пальто, плащ, полушубок, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, костюм, джинсы, трусы, свитер, сарафан, платье, юбка, шорты, фартук, халат, пижама, плавки, чулки, колготки, носки, гольфы, перчатки, жилет, шарф, платок, шаль, майка, брюки — одежда;
Панама, шапка, ушанка, шляпа – головные уборы;
Рукав, карман, капюшон, воротник, спинка, петли, манжеты, застёжка – части одежды;
Тапки, босоножки, сандалии, кеды, кроссовки, сапоги, валенки, туфли, ботинки – обувь; Подошва, каблук, голенище, шнурки, носок, язычок – части обуви;
Швея, портной, сапожник, модельер, закройщик – профессии.
Прилагательные:
Шерстяной, шёлковый, кожаный, меховой, пуховый, вязаный, тёплый, удобный, лёгкий, домашний, сменный, резиновый, спортивный, нарядный, модный, мягкий, зимний, демисезонный, летняя, осенний.
Глаголы:
Шить, пришивать, ремонтировать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстёгивать, застёгивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, шнуровать, зашивать, штопать, вышивать, обувать.
Наречия:
Тепло, удобно, легко, мягко, нарядно, модно.
Предлоги:
В, на, под, за, из, из-за, из-под, над.
Лексико – грамматические игры
«Подбери словечко»
Платье – какое? – новое, нарядное, летнее …
Шуба – какая? — меховая, зимняя, тёплая …
Блуза – какая? – шёлковая, разноцветная, лёгкая …
Куртка – какая? – осенняя, удобная, лёгкая …
Свитер – какой? – тёплый, вязаный, шерстяной …
Кеды – какие? – спортивные, модные, мягкие …
Сапоги – какие? – меховые, кожаные, удобные …
«Скажи ласково»
Шуба – шубка
Пальто – пальтишко
Шапка —
Плащ — плащик
Платье – платьице
Шляпка —
Рубашка —
Футболка –
Тапки —
Сарафан —
Халат –
Кроссовки —
Юбка —
Шорты –
Сапоги —
Колготки —
Носки –
Валенки —
Шарф —
Платок –
Туфли —
Майка —
Брюки –
Ботинки –
«Наоборот»
Пришивать – отрезать
Яркий – бледный
Снимать – надевать
Толстый – тонкий
Вешать – снимать
Сухой – сырой
Расстёгивать – застёгивать
Лёгкий – тяжёлый
Завязывать – развязывать
Дорогой – дешёвый
Чистить – пачкать
Длинный – короткий
Шнуровать – развязывать
Твёрдый – мягкий
Найти – потерять
Чистый – грязный
Покупать – продавать
Старый – новый
Намочить – высушить
Узкий – широкий
Высокие – низкие
Много – мало
Детский – взрослый
«Посчитай до 5 и обратно»
1 платье
2 платья
3 платья
4 платья
5 платьев
(пальто, рубашка, шуба, платок, шапка, пара сапог)
«Чей? Чья? Чьё?»
Шарф – Викин шарф
Рубашка – Мишина рубашка
Платье – Юлино платье
и т.д.
«Скажи, какой?»
Из шёлка – шёлковая
Из меха – меховая
Из шерсти – шерстяная
Из пуха – пуховая
Из резины – резиновые
Из кожи – кожаные
Для сменки – сменная
Для дома – домашняя
«Где шарф?» (действие с предметом)
На полу
Подняла с пола
В шкафу
Достала из шкафа
Под столом
Достала из-под стола
Развитие связной речи
• Что у кого? (составление сложносочинённых предложений по двум картинкам или по двум детям)
У мальчика рубашка, а у девочки платье.
• Составить описательный рассказ о рубашке, платье, шубе, сапогах, туфлях.
План
1) Что это?
2) Когда их носят?
3) Части.
Развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия.
Прохлопай названия одежды, обуви.
«Исправь ошибку»
Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.
Повтори цепочку слов, пропустив лишнее:
Платье, кукла, шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки, штаны.
Артикуляционная гимнастика
Грибок, Лошадка, Маляр, Индюк, Болтушка, Дятел, Грузовик.
Дыхательная гимнастика
Поставить широкий язык на бугорки за верхние зубы и потянуть звук [Т] (машина остановилась)
Пальчиковая гимнастика
Новые кроссовки
Как у нашей кошки (Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с больших)
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки
А козлёнок маленький
Обувает валенки
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так, («Шагают» по столу указательными и средними пальцами)
Новые кроссовки.
Координация речи с движением.
«Помощники»
Дружно помогаем маме, (Встают, наклоняются, руками двигают вправо, влево)
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись, (Тянутся, вытирают правой рукой пот со лба)
Наклонились. (Снова полощут)
Хорошо мы потрудились. (Вытирают руку о руку)
Учитель-логопед Бузмакова Анастасия Фёдоровна
Учитель-логопед Бугрова Елена Геннадьевна
город Пермь
logoportal.ru
Конспект НООД по математике. Лексическая тема «Одежда»
(В средней группе)
Образовательные задачи:
- Формирование навыков количественного счёта в пределах 4.
- Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Совершенствовать диалогическую речь – учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением одежды, разноцветные геометрические фигуры, цифры до четырёх, контейнер с геометрическими фигурами и разноцветные ленточки.
Предварительная работа: знакомство с цифрами, с геометрическими фигурами и лексической темой «Одежда».
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».
Планируемые результаты: уметь поддерживать беседу, отвечать на вопросы, различать геометрические фигуры по цвету и по величине, из частей собрать целое.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте все встанем на ковёр, посмотрим друг на друга, улыбаемся и обнимаемся. Теперь присаживайтесь свои места. Слушаем загадку внимательно.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны —
Ну пожалуй, и довольно
Что ты видишь? (Треугольник.)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг.)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня. (Квадрат.)
Воспитатель: Молодцы. Сколько треугольников вы видите на доске? (ответы детей). Какая цифра здесь должно появится? (ответы детей).
Сколько квадратов, кругов? чем они отличаются? (ответы детей — по цвету и по величине).
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы с вами сделаем свои геометрические фигуры. (Дети получают разноцветные ленточки и на ковре составляют фигуры. Воспитатель проверяет, задаёт вопросы, какая у тебя фигура получилось, какого цвета и т.д.?)
Воспитатель: Молодцы, у вас всё получилось.
Теперь встаньте около своего стульчика и приготовьте свои руки.
Физ. минутка «Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна. (Имитация укачивания куклы.)
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки, твои юбки и чулки, (Загибание пальчиков.)
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток, (Имитация по описанию в стихотворения.)
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью, постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Поработали вдвоем,
А теперь мы отдохнем. (Положить руки на колени.)
Воспитатель: Скажите пожалуйста, то что девочка стирала, сушила, гладила, как можно одним словом называть?
Дети: Одежда.
Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор об одежде, и сейчас вы станете модельерами. (На столе лежат плоские геометрические фигуры.)
Соберите изображения одежды из геометрических фигур. Старайтесь работать все вместе, дружно, помогайте друг другу.
(Дети выкладывают изображения одежды.)
— Какая одежда у тебя получилась? Из каких фигур ты ее собрал?
(Я сделал шорты. Для этого мне потребовались два больших прямоугольника, один маленький и два маленьких треугольника.)
— Для чего тебе потребовались маленькие треугольники?
(Это карманы.)
— Какие по форме карманы у шортов?
(Карманы треугольные.)
— Опишите следующие модели одежды.
(Дети описывают платье из прямоугольника, треугольника и двух кругов, рубашку из большого прямоугольника, четырех маленьких прямоугольников и треугольника, и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Из вас получились отличные модельеры.
Игра «Какой детали не хватает?»
Воспитатель: Ребята, смотрите внимательно, на доске висят картинки с изображением одежды, какой детали не хватает?
Дети: Рукава, пуговицы… т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, на какую фигуру похожа рукава?
Дети: На прямоугольник.
Дети подходят, добавляют детали (плоские фигуры) и отвечают на вопросы.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего, почему? Ответы детей.
dohcolonoc.ru