cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Обязанность учителя в школе – Должностная инструкция учителя средней и старшей школы — Курагинская СОШ №1

Должностная инструкция учителя средней и старшей школы — Курагинская СОШ №1

Общие положения

1.1.Учитель школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.

1.2.В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации Об образовании, типовым положением «Об образовательном учреждении»,

указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;

административным, трудовым и хозяйственным законодательством;

правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.3.Учитель должен знать:

 Конституцию РФ;

 законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;

 Конвенцию о правах ребёнка;

 основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно- управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

 методику преподавания предмета и воспитательной работы;

 программы и учебники;

 требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

 средства обучения и их дидактические возможности;

 основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

 основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.Должностные обязанности учителя 

2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

2.2.Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.

2.3.Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:

 безопасное проведение образовательного процесса;

 принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;

 проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;

 организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;

 осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

2.4.Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.

2.5.Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.

2.6.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.

2.7.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

2.8.Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.

2.9.Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка.

2.10.Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).

2.11.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.12.Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

2.13.В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.

2.14.Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.

2.15.Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.

2.16.Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.

2.17.Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим.

2.18.Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.

2.19.Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.

2.20.Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на следующий день.

2.21.Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения контрольных и лабораторных работ на месяц.

2.22.Учителю запрещается:

 изменять по своему усмотрению расписание занятий;

 отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;

 удалять учащегося с урока;

 курить в помещении школы.

2.23.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

 проводит паспортизацию своего кабинета;

 постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

 организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

 в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

 разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

 принимает участие в смотре учебных кабинетов.

2.24.Учитель:

 

2.24.1.Контролирует наличие у учащихся тетрадей по предмету, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже одного – двух раз в учебную четверть.

2.24.2.Выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п.

2.24.3.Хранит творческие работы учащихся в учебном кабинете в течении всего года.

2.24.4.Организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и, по возможности, внеклассную работу по предмету.

2.24.5.Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, городской, областной олимпиадах.

2.24.6.Проводит работу совместно с библиотекарем школы и родителями по организации внеклассного чтения учащихся.

2.24.7.Принимает участие в организации работы учащихся в школьном музее.

2.24.8.Оказывает посильную помощь в организации туристско-краеведческой работы в школе.

3.Права учителя

3.1.Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

3.2.На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.

3.3.На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

3.4.На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.

3.5.На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.6.На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.

3.7.На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.

3.8.На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.

3.9.На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.Ответственность учителя

4.1.За реализацию не в полном объёме образовательных программ;

4.2.За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

4.3.За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.

4.4.В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.

4.5.За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

Похожие статьи:

Должностные инструкции → Должностная инструкция вахтера

Должностные инструкции → Должностная инструкция администратора школы

Должностные инструкции → Должностная инструкция вахтера (дневной)

Должностные инструкции → Должностная инструкция водителя

Должностные инструкции → Должностная инструкция библиотекаря

school-one.ru

Должностная инструкция учителя | Должностные обязанности учителя, образец должностной инструкции учителя — Rabota.ru

Приведенный образец должностной инструкции учителя – лекало, которое поможет вам создать свой уникальный документ. Дополните должностные обязанности учителя (с учетом специфики работы вашего учреждения), уточните требования к кандидатам на должность и т.д . Главное, чтобы получившаяся должностная инструкция учителя была рабочим документом, а не лишней бумагой в архиве.

Скачать в .doc

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция учителя

1. Общие положения

1.1. Учитель относится к категории специалистов.
1.2. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя учреждения.
1.3. Учитель подчиняется непосредственно руководителю учреждения.
1.4. На время отсутствия учителя его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность учителя назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы от года.

1.6. Учитель должен знать:
— законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по вопросам образования;
— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
— педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
— методику преподавания предмета и воспитательной работы;
— средства обучения и их дидактические возможности.
1.7. Учитель руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности учителя

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета.
2.2. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
2.3. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
2.4. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом специфики преподаваемого предмета.
2.5. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.6. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

3. Права учителя

Учитель имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность учителя

Учитель несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
 

К списку должностных инструкций

www.rabota.ru

почему необходимо сотрудничество учеников и учителей

Часто мы слышим фразы: «у меня есть право», «какое вы имеете право?». Мы охотно пользуемся словом «право», и это хорошо. Но плохо, когда кто-то из нас не знает, что такое право само по себе и откуда оно берется. Как не заработать славу скандалистов, «вечно качающих права», и при этом не переносить безропотно нарушение своих личных границ?

Возьмем в частности права ученика и учителя. Ваши права – это по сути обязанности других людей относительно вас. Ученики, родители, учителя и образовательные учреждения, вступая в отношения друг с другом, подписываются под целым сводом правил. Этот свод имеет множество разных источников. Представления о культуре поведения, уставы школ, постановления компетентных органов власти. И, наконец, законы. Государство или муниципалитеты заботятся о материальной стороне учебного процесса: строят и содержат здания, оборудуют школы. На этом основании государство регулирует отношения между учителями, учениками и родителями. А так как наше государство еще и участвует в международных организациях, то и их правила распространяются на нас.

С этим понятно. Мы имеем сознательный выбор взрослых людей: хотите приходите в учреждение, а хотите – нет. Учитель понимает, зачем нужно образование, он прошел все (или почти все) его ступени. Ребенок же подписывает этот «общественный договор» помимо своей воли. Придется объяснять ему «по ходу дела», зачем нужно образование и почему в этой сфере выстроены именно такие отношения.

У подростка недопонимание и стресс может вызвать сама обязанность получать образование, ценность которого еще не до конца ясна. С этим фактом нужно считаться, учитывая, что даже не все взрослые ценят науки и просвещение. Просто изложить обязанности и заставить их выполнять – сложно. Поэтому в школах проводят особые занятия, посвященные этому, и разыгрывают систему самоуправления. Через такие формы постепенно усваиваются модели поведения, принятые в обществе взрослых. Так что соблюдение прав ученика – это необходимое условие выполнения им своих обязанностей.

Права ученика


Ребенок является личностью, и Конституция Российской Федерации защищает его человеческое достоинство от любых посягательств. Закон РФ «Об образовании» и постановление Правительства № 196, п. 57 от 19 марта 2001 г. запрещает применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

Так как ребенок имеет право на доступ к образованию, то учитель не вправе лишать его доступа на занятия, даже если учителю трудно с ним работать. В самых крайних ситуациях такие вопросы решают более высокие инстанции: например, завуч или директор школы.

К таким мерам прибегают из-за часто встречающейся проблемы: телефон на уроках. С точки зрения закона телефон является собственностью ученика или родителей, поэтому его изъятие невозможно. Но ведь есть еще право учителя требовать от ученика внимания к теме урока. Здесь работают другие пункты, о которых мы упомянем чуть позже: учитель устанавливает правила поведения на уроке, а вот в случае их неисполнения администрация школы применяет к ученикам меры воздействия.

Ученик имеет право знать, как оценена его письменная работа или устный ответ, а также знать, за что поставлена та или иная оценка. Международное право, а именно 65 пункт Рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей», запрещает выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося. Иными словами, занижать оценки нелюбимым ученикам – это нарушение их прав. А ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка запрещает задавать домашнее задание на каникулярное время на протяжении всего обучения в средней школе, а в начальных классах нельзя этого делать и на выходные. Исключение касается списков художественной литературы. То есть ставить двойки за задания, которые ученик не должен выполнять – нельзя. Непрерывность обучения во время каникул: факультативы и летние школы – дело полезное, но добровольное.

Ученика нельзя оградить от участия в школьных мероприятиях, которые соответствуют его возрастной категории. При этом каждый имеет право организовывать различные объединения, которые не противоречат школьному Уставу. Ученики имеют право отстаивать свои принципы и взгляды на процесс и методы обучения, и на вопросы, которые относятся к внеклассной работе.

За соблюдением этих прав следят классные руководители. Они контролируют успеваемость в классе и общую динамику его развития. Каждый ученик имеет право получить помощь от своего классного руководителя, информацию о своей успеваемости и о том, как можно ее улучшить. Кроме этого, он может обращаться и по личным вопросам, в том числе и об отношениях с другими учителями. Вся информация об этом должна оставаться конфиденциальной.

Если в процессе своей работы педагог нарушил вышеуказанные права ученика, применил физическое или психическое насилие к нему, то он может быть отстранен от работы и привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответнности.

Обязанности учеников и учителей


Корректное отстаивание своих прав невозможно без осознания того, где находятся их пределы, и где начинаются права других. Ученик в обмен на уважительное отношение к себе, должен уважительно относиться и к работникам школ и к их труду. Важно дать понять ученику, что все материальные и нематериальные блага, которые его окружают – это результаты чьих-то усилий. Иногда даже персонально ради него.

Конвенция по правам ребенка дает учителю право устанавливать требования к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика.

Когда первый пункт будет осознан, проще будет перейти к основной обязанности школьника – добросовестно учиться. Учитель имеет право требовать от ученика выполнения заданий и посещения всех занятий. Если ученик пропускает урок или целый учебный день, то в таком случае необходим объяснительный документ.

Каждый ученик обязан приходить в школу чистым и опрятным. На уроках необходимо соблюдать технику безопасности, особенно это касается физической культуры, уроков технологии, физики, химии. Ребенок обязан подавать учителю дневник по его требованию.

Перед началом учебного года родители должны обеспечить своего ребенка всеми необходимыми принадлежностями. С целью получения глубоких и прочных знаний ученик на уроке обязан внимательно слушать, выполнять все задания, которые дает учитель. Все права и обязанности ученика в школе должны быть не только известны взрослым и детям, но и непременно выполняться.

Права учителей защищены Федеральным законом «Об образовании», Трудовым кодексом РФ и другими актами. Например, в 1966 году при ЮНЕСКО состоялась Специальная межправительственная конференция по вопросу о статусе учителей, принявшая рекомендацию «О положении учителей». Пункт 67 этого документа дает учителю право на защиту от необоснованных претензий со стороны родителей учеников.

В этой же рекомендации речь идет о том, что педагоги пользуются академической свободой, то есть выбирают учебные материалы и методы их изложения в рамках утвержденных государством программ. В России эту роль играет ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт. Также речь идет и о праве выражать свое мнение по поводу учебных программ, режима работы школы и других вопросов, связанных с его профессиональной деятельностью.

Педагог может рассчитывать на бесплатное повышение своей квалификации раз в три года и участвовать в управлении школой, в том числе выдвигать свою кандидатуру на выборные должности. Это гарантировано постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196.

Классное руководство подразумевает дополнительную нагрузку на учителей. Но оно сопровождается и дополнительными полномочиями в отношении учеников и родителей. Например, в праве классного руководителя требовать от родителей участие в родительском комитете и посещение собраний. Классный руководитель имеет право быть информированным о психическом и физическом здоровье учеников, в этом он рассчитывает на родителей учеников и администрацию. Классный руководитель обращает внимание не только на характер и поведение детей, но и на условия жизни в семье.

Права – это по сути пределы допустимого в отношениях между учеником, учителем и третьим действующим лицом – школой. Понимание этого – тоже важный элемент образования, хотя за это и не ставят отдельных оценок. После того, как ученик разберется в этих вопросах, ему будет проще совершать усилие над собой, чтобы следовать правилам и чувствовать пределы допустимого. Детям важно объяснять смысл любых ограничений, а радоваться тому, что ребенок «всё выполняет» без лишних вопросов – значит разрушать будущее этого человека.

hishnik-school.ru

так ли бесправен учитель, как о нем говорят?

Школа во многом повторяет модель того общества, чьим потребностям она должна отвечать. Поэтому в дореволюционные времена вопросами воспитания больше занималась семья. А вот в советское время идеи государства лучше всего могли утверждаться с помощью школы. С той поры так и повелось: семья одевает-обувает, в лучшем случае кормит ребенка, а вопросы его воспитания остаются в ведении школы. Ключевой фигурой становится педагог, а права и обязанности учителя не знает только ленивый. Скорее, только обязанности, ведь даже ученики позволяют себе такие фразы: «А Вы должны мне объяснить (рассказать, научить) …»

Так же рассуждает и большинство родителей: это школа должна их детей учить, воспитывать, готовить к выпускным экзаменам да еще и организовывать их досуг после окончания уроков. В частных школах все так и происходит: дети находятся на полном пансионе, только вот обучение в подобных заведениях обходится недешево. А в нашей стране образование пока еще является бесплатным. Вправе ли родители требовать от обычного общеобразовательного учреждения ответственности буквально за все?

Что обязан учитель?

На самом деле, круг обязанностей учителя весьма обширен. Учитель обязан:

  • добросовестно исполнять все обязанности, закрепленные трудовым законодательством, в частности, проводить уроки по образовательным программам ФГОС, на уровне своей квалификации;
  • быть доброжелательным со всеми участниками образовательного процесса;
  • поддерживать дисциплину, уважая при этом человеческое достоинство каждого ученика;
  • нести ответственность за жизни и здоровье обучающихся;
  • своевременно заполнять бумажную и электронную документацию, составлять отчеты, предоставлять результаты мониторинга, контрольных и исследовательских работ;
  • повышать свой профессиональный уровень, используя современные образовательные технологии.

Это лишь часть самых важных функций современного учителя, за неисполнение которых предусмотрена административная (иногда и уголовная) ответственность. Поэтому в образовательных организациях так не хватает квалифицированных учителей, потому что не всякому доверят такую ответственность.

А где же родители?

С 1 сентября 2013 года действует новый закон «Об образовании в Российской Федерации». В данный момент он используется в последней редакции 2016 года, однако уже три года назад в статье 44 были четко прописаны обязанности родителей учащихся.

Согласно этой статье, родители (или другие законные представители) обязаны обеспечивать своим детям получение общего образования. Что означает, прежде всего, соблюдение правил внутреннего распорядка ОУ и требований нормативных актов, устанавливающих режим занятий.

Проще говоря, родителям вменяется в обязанность создавать условия для полноценного обучения.  То есть следить за успеваемостью своего ребенка и посещением им уроков, проверять его готовность к учебным занятиям, посещать родительские собрания, консультироваться с классным руководителем (куратором, тьютором) по вопросам организации учебного процесса. Каждый родитель, в идеале, должен понять, что права и обязанности учителя во многом пересекаются с его, родительскими, правами и обязанностями.

Ответственность родителей

К сожалению, всегда находятся такие родители, кто все эти обязанности возлагает на администрацию школы. Чаще всего это родители из неблагополучных семей, также это могут быть слишком занятые родители (руководители крупных организаций, которые не имеют свободного времени для контроля за своими детьми). Есть и такие родители, кто находится в конфликте с классным руководителем или отдельными учителями-предметниками.

Классный руководитель или курирующий администратор должны информировать родителей о последствиях неисполнения ими родительских обязанностей. Родители должны представлять, что если их ребенок будет неуспевающим по итогам четверти, то он может не закончить год, что грозит исключением из школы. К тому же родители хорошо должны себе представлять, что в самых тяжелых случаях администрация школы может ходатайствовать с предложением лишить прав тех родителей, чьи дети постоянно пропускают уроки и не осваивают учебную программу.

Роль классного руководителя очень важна. Если он с 5 класса сумеет настроить родителей на нужный лад, будет видеть в них союзников, то родители разделят с ним ответственность за обучение своих детей и никогда не обвинят в школу в том, что «здесь ничему не учат». Если родительские собрания не превратятся в общественную «порку» несчастных мам и пап «двоечников», а будут информативными, конструктивными, то результат будет радовать всех.

Похожее

uchitelskaia.ru

Права и обязанности учителей, учеников и родителей

Информация с сайта учителя Анохиной В.М.

Какие права должна предоставлять ученикам школа? 

Все взаимоотношения учащегося и школы строятся на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» и Устава школы. В соответствии с этими нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, другими законами, — нормами международного права каждый учащийся обладает правами на: — уважение своего человеческого достоинства; — получение бесплатного среднего образования; — участие в управлении школой; — выражение своего мнения; — получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; — свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; — выбор вместе с родителями формы получения образования; — перевод в другое образовательное учреждение. 

Каковы права и обязанности классного руководителя по отношению к учащимся класса? 

Классный руководитель — не опекун, не нянька, не затейник. Он — представитель школы в ее взаимоотношениях с твоими родителями. Классный руководитель сообщает им обо всех событиях, происходящих в школе и классе. Именно классный руководитель информирует родителей о твоих успехах в учебе, пропущенных уроках, поведении, взаимоотношениях с товарищами и еще о многом другом, что связано с твоей жизнью в школе. Классный руководитель организует учебную деятельность класса, отвечает за заполнение классного журнала, он имеет право проводить классные и родительские собрания, приглашать на беседу родителей, вести записи в твоем дневнике и даже приходить к тебе домой для бесед с тобой и твоими родителями. 

Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика? 

Нет. У каждого гражданина России, в том числе и ученика школы, есть право на неприкосновенность личной жизни. Это одно из самых основных прав человека, оно зафиксировано в статье 23 Конституции Российской Федерации. Но что считать личной жизнью ученика? Это вопрос посложнее. Некоторые думают, что это не только жизнь вне стен школы, но и отношение к учебе, выполнению домашних заданий, поведение на уроках и т. д., забывая при этом, что существуют конституционная обязанность учиться, требования Закона «Об образовании» и Устава школы, которые необходимо выполнять. Ни в одном законе нет указания на то, что считать личной жизнью человека. Закон лишь устанавливает пределы неприкосновенности личной жизни, называя недопустимым разглашение личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров. Принято относить к личной жизни человека его семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. А вот поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями — его право и обязанность, так как в школе именно учитель отвечает за жизнь, здоровье и воспитание ученика. 

Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами? 

Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют законы, например, Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом. 

Может ли учитель читать отобранные у детей записки? 

Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например, одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это — прямое нарушение дисциплины. 

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса? 

Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе. 

Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом в театр? 

Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени. 

Может ли классный руководитель обязать ученика быть ответственным за что-либо в классе, например, ношение классного журнала, против его воли? 

То, что выходит за рамки образовательной программы школы, в том числе и привлечение учащихся к труду, без согласия учеников и их родителей не разрешается. Отвечать за дежурство, носить классный журнал, организовывать внеучебные мероприятия учащиеся могут только при их согласии и при согласии их родителей. 

Обязан ли учащийся заниматься уборкой территории школы? 

В Уставе школы в разделе Обязанности учащихся есть пункт об обязательности участия в самообслуживающем труде, к которому относятся и разовые «генеральные» уборки школы и её территории. 

Если ученик испортил добрые отношения с учителем, могут ли его отчислить из класса (школы)? 

Испорченные с учителем отношения — это не повод для отчисления ученика из класса и, тем более, школы. Перевод учащегося из одного класса параллели в другой производится только с согласия родителей или по их просьбе. Не следует забывать также и о твоем праве на выражение собственного мнения. Напомню тебе, что мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязательно должно быть учтено при решении вопроса, затрагивающего его интересы. А исключить из школы можно только за совершение противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений Устава школы и только того, кому уже исполнилось четырнадцать лет.

Имеет ли право ученик на перевод из класса в класс? 

Да. Такой перевод осуществляется по письменному заявлению родителей ученика. 

Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу? 

Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося. 

Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги? 

Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании». Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия в которых не предусмотрены школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Все, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподается бесплатно. Организация платных образовательных услуг должна быть надлежащим образом оформлена. Наша школа может оказывать платные образовательные услуги, так как имеет на это разрешение (лицензию). С родителями подписывается договор на оказание этих услуг. Само собой разумеется, что в любое время такой договор по желанию родителей может быть расторгнут. 

Обязаны ли родители оплачивать платные уроки, если ученик не посещал их из-за болезни? 

Согласно Закону «О защите прав потребителей» оплата производится только за выполненную услугу (в том числе и дополнительную образовательную, оказываемую школой). 

Имеет ли право школа проводить экзамены в невыпускных классах? 

Право устанавливать порядок проведения промежуточной аттестации учащихся (например, вводить экзамены) принадлежит школе по её Уставу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». 

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?

 Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, — право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается. 

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку? 

Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей. 

Может ли ученик посещать уроки другого учителя по предмету? 

Теоретически может. Но вот как сделать это практически, не пропуская уроков по расписанию в своем классе, посещение которых обязательно? Кроме того, необходимо получить согласие на это у самого учителя и директора школы. 

Имеет ли ученик право сдать экзамен экстерном за текущий год? Может ли он при этом сам выбрать экзаменатора? 

Да. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе и ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам с последующей сдачей экзаменов в образовательном учреждении. Порядок проведения промежуточных экзаменов определяется Уставом школы. Для проведения итоговой аттестации руководитель образовательного учреждения издает приказ о создании экзаменационной комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент. 

Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках? 

Любая оценка — показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за отсутствие на уроке учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу. 

Существует ли оценка по поведению? 

Официальной оценки по поведению в настоящее время нет. 

Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе? 

Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого, как ты догадался, следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

nsportal.ru

Обязанности учителя по ФГОС

Должностная инструкция учителя начальных классов (на время реализации проекта перехода на обучение в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения)

1. Учитель начальных классов должен знать:

1.1. Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, СанПиНы.

1.2. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену.

1.3. Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения (далее – стандарт) и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.

1.4. Методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям стандарта.

1.5. Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений.

1.6. Средства обучения и их дидактические возможности.

1.7. Основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки.

1.8. Основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения.

1.9. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности учителя начальных классов

Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики требований стандарта, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

2.2. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям стандарта, несет ответственность за его реализацию.

2.3. Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития обучающихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях школьников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает детям в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.

2.4. Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.

2.5. Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

2.6. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.

2.7. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.

2.8. Проверяет контрольные диктанты по русскому языку и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку.

2.9. Проставляет в классный журнал все оценки за диктанты и контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.

2.10. Проводит работу над ошибками после проверки диктантов и контрольных работ.

2.11. Хранит тетради для контрольных работ в течение учебного года.

2.12. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение обучающихся.

2.13. Обеспечивает включение младших школьников в различные формы внеучебной деятельности.

2.14. Работает в тесном контакте с другими учителями, родителями (законными представителями).

2.15. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, программ внеучебной деятельности стандарту.

2.16. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей.

3. Права учителя начальных классов

3.1. Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ в ред. от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ), Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”, постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении”, Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

3.2. Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом школы.

4. Ответственность учителя начальных классов

4.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:

  • за реализацию образовательных программ в полном объеме;
  • жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
  • соблюдение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения;
  • выполнение приказов “Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности” и “Об обеспечении пожарной безопасности”;
  • безопасное ведение образовательного процесса;
  • принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
  • проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;
  • организацию изучения обучающимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
  • осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда.

4.2. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со ст. 192 ТК РФ.

4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен в соответствии с п. 2 ст. 336 ТК РФ.

xn--d1acaambbncgppisunkb5oi.xn--p1ai

Должностные инструкции для учителей школы

В данном разделе представлены должностные инструкции учителей школы в соответствии с ФГОС. Это должностная инструкция учителя начальных классов школы, учителя биологии, физики, информатики.

Предоставлена возможность просмотреть и скачать любую должностную инструкцию учителя школы по фгос для общеобразовательных учебных учреждений.

Соблюдение педагогами общеобразовательных организаций своих должностных инструкций педагога школы по фгос обеспечит качественное выполнение возложенной на них работы, обязанностей перед государством, учащимися и их родителями (законными представителями).

Соблюдение новых должностных инструкций учителями школы обеспечит выполнение в полном объеме образовательных программ, качественную организацию интересного и безопасного учебно-воспитательного процесса, выполнение требуемых норм охраны труда и безопасности жизнедеятельности в школе.

Должностные инструкции учителей школы


В данном подразделе предложены для скачивания: общая должностная инструкции учителя, учителя начальных классов школы, а также должностные инструкции учителя биологии, химии, математики, информатики и физики.

1. Должностная инструкция учителя в школе (общая)
2. Должностная инструкция учителя начальных классов в школе
3. Должностная инструкция учителя биологии в школе
4. Должностная инструкция учителя химии в школе
5. Должностная инструкция учителя математики в школе
6. Должностная инструкция учителя информатики в школе
7. Должностная инструкция учителя физики в школе
8. Должностная инструкция учителя иностранного языка
9. Должностная инструкция учителя ОБЖ в школе
10. Должностная инструкция учителя истории и обществознания в школе
11. Должностная инструкция учителя русского языка и литературы в школе
12. Должностная инструкция учителя географии в школе
13. Должностная инструкция учителя ИЗО в школе
14. Должностная инструкция учителя музыки в школе
15. Должностная инструкция учителя физкультуры в школе
16. Должностная инструкция учителя технологии в школе


Профессия учителя является ключевой в сфере образования и формирования личности, так как именно учитель впервые знакомит учеников с тем или иным предметом, определяя их отношение к нему и стремление к изучению.

Должностные инструкции педагогов школы


В данном подразделе предложены для скачивания должностные инструкции педагогов школы, таких как старший вожатый, тьютор, учитель-логопед и учитель-дефектолог, а также должностные инструкции инструктора по физической культуре и педагога дополнительного образования.

1. Должностная инструкция старшего вожатого в школе
2. Должностная инструкция тьютора в школе
3. Должностная инструкция учителя-логопеда в школе
4. Должностная инструкция учителя-дефектолога в школе
5. Должностная инструкция инструктора по физической культуре в школе
6. Должностная инструкция инструктора по труду в школе
7. Должностная инструкция руководителя кружка в школе
8. Должностная инструкция педагога дополнительного образования в школе
9. Должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня (ГПД)
10. Должностная инструкция классного руководителя
11. Должностная инструкция дежурного классного руководителя в школе

Должностные инструкции учителей школы в основе своей одинаковы, однако присутствуют отличия характерные преподаваемому педагогом предмету. Если преподаватель является заведующим или преподает в специализированном кабинете, то он подвержен большей ответственности и дополнительным должностным и функциональным обязанностям.

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям по охране труда для учителей школы


Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

ohrana-tryda.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.