cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Обучающие развивающие задачи – Статья «Воспитательные, развивающие,обучающие задачи»

Содержание

Рекомендации по постановке цели и задач урока

Цели

Умение чётко поставить цель урока — один из главных критериев методической подготовленности учителя.

Примерный перечень возможных целей урока

  • Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
  • Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
  • Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
  • Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
  • Овладение практическими способами деятельности.

Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.

К познавательным целям относятся:

  • Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
  • Изучение новых понятий, законов, теорем и т. п.
  • Введение новых терминов и условных обозначений
  • Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
  • Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
  • Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
  • Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.

Цели по закреплению и углублению знаний:

  • научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
  • научить составлять план или работать по заданному плану
  • научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
  • научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
  • научить устанавливать связи, различать причину и следствие
  • научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения

Воспитательные цели на уроке

  • Формирование научного мировоззрения, убеждений.
  • Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
  • Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
  • Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Задачи

Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.

Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.

Образовательные задачи урока

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.

Воспитательные задачи урока

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма)

Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)

Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)

Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.

Развивающие задачи урока

Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

Развивать познавательный интерес учеников.

Примеры глаголов для формулировки задач

Знание вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.

Понимание определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.

Применение продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.

Анализ отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.

Оценка составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

Литература:
Целеполагание и планирование деятельности учителя на уроке. Сборник. СК ИПК и ППК, 2007 г.

www.azbyka.kz

Развивающие задачи как средство развития познавательных процессов школьников на уроках математики

Разделы: Математика


Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения. Согласно современной концепции математического образования, его важнейшей целью является «интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе» (Концепция…). Математика в 5-6-х классах, алгебра и геометрия в 7-11-х классах – это те предметы, на материалах которых можно проводить целенаправленную работу по развитию познавательных процессов учащихся.

Согласно Л.С. Выготскому обучение – это источник развития ребенка, оно идет впереди развития и ведет его за собой. Самостоятельное решение ребенком интеллектуальных задач характеризует уровень его актуального развития. Зона ближайшего развития обнаруживается в совместном со взрослыми решении задач. Именно обучение должно создавать зону ближайшего развития. В этом случае обучение двигает развитие, идет впереди него, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают.

Работая в системе традиционного обучения, учитель по мере своих возможностей стремится выстроить процесс обучения максимально развивающим для учеников. Этих целей на наш взгляд можно добиться, используя систему развивающих задач различных видов.

Задача в теории обучения понимается в широком смысле. В это понятие можно включить любое задание, требующее осуществления какого-либо познавательного акта, любой учебный текст, подлежащий усвоению. Согласно А.Н. Леонтьеву, задача — это есть цель, данная в определенных условиях. К.И. Нешков и А.Д. Семушин выделяют следующие типы задач в зависимости от их функций: задачи с дидактическими функциями, задачи с познавательными функциями, задачи с развивающими функциями. По мнению Ю.М. Колягина, функции задач должны соответствовать основным компонентам образования: обучению, воспитанию и развитию. Е.И. Лященко, анализируя требования к задачам, исходит из деления задач на дидактические, познавательные, развивающие.

К развивающим задачам, или задачам с развивающими функциями относятся:

  • задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету, надо применять имеющиеся знания в иной комбинации;
  • задачи, с помощью и на основе которых приобретаются знания по предмету.

Большой вклад в разработку развивающих задач второго типа внес П.М. Эрдниев. Технология УДЕ или ее элементы успешно используются многими учителями. Основная идея развивающих задач по Эрдниеву заключается в составлении комплексного задания (укрупненной единицы), включающего: решение обычной задачи, составление и решение аналогичной и обратной задач, задачи по некоторым элементам общим с исходной задачей, задачи, обобщенные по тем или иным параметрам с исходной и т. д.

Развивающие задачи первого типа, по мнению Е.В. Смыкаловой — это задачи, содержание которых может отходить от основного курса математики с посильным осложнением некоторых из изученных ранее вопросов школьной программы; запоминание и усвоение этого материала всеми учащимися необязательно. При решении этих задач ученику недостаточно применять изученные теоретические сведения или уже известные методы решения задач, а необходимо проявить выдумку, сообразительность. Задачи с развивающими функциями не должны быть объектом изучения. Это не означает, что они превращаются в задачи, необязательные для решения. Однако способности учащихся различны, и поэтому их успехи в решении таких задач, естественно, неодинаковы. Задачи с развивающими функциями не должны быть случайными. Они должны быть связаны с изучаемым материалом, и представлять посильные для учащихся трудности. Наибольшую пользу эти задачи приносят тогда, когда они решаются без предварительной подготовки и достаточно разнообразны по содержанию и способам решения. При решении таких задач учащиеся будут получать не только знания, но и развитие, что непременно отразится на усвоении ими всего курса математики.

Обучающие (дидактические) задачи также несут свой развивающий потенциал. При построении системы (цикла) таких задач следует учитывать следующие положения:

1) обязательно чередовать упражнения,
2) однотипных заданий должно быть не более трех,
3) формировать умение владеть каким-либо действием во всех возможных ситуациях,
4) совместно с упражнениями на прямое действие выполнять упражнения на обратные действия,
5) переходить от выполнения действий на материализованном этапе (действия с моделями) к умственному этапу (без наглядной модели, в уме).

Развитие человека чаще всего понимается как процесс количественных и качественных изменений его организма, нервной системы и психики. Качественные изменения в ходе развития проявляются, прежде всего, в познавательной сфере. Усложнение структуры интеллекта, переход от непосредственного познания к опосредованному, от нерасчлененного к дифференцированному и затем к обобщенному, становятся реальными благодаря процессу обучения. Он позволяет качественно изменить все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление. В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период детства, в силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим.

Итак, основополагающим в развитии познавательных процессов является развитие мышления школьников. Поэтому характеристики таких познавательных процессов как ощущение, восприятие, память, внимание, воображение мы рассмотрим коротко, обратив основное внимание на характеристики и развитие мышления.

Самым простым, но очень важным психическим познавательным процессом являются ощущения. Это начальный источник всех наших знаний о мире. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. При обучении математике, прежде всего, следует учитывать такие виды ощущений, как зрительные ощущения, слуховые, кожно-тактильные, двигательные (кинестетические). Поможет активизировать и развить данный познавательный процесс использование наглядных пособий, опорных плакатов, моделей, разноцветных мелков, технических средств обучения, различных приемов голосовой акцентуации, изготовление учащимися моделей геометрических тел и т. д.

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это осмысленное, понимаемое ощущение. В обучении необходимо учитывать и по возможности развивать следующие свойства восприятия:

1. Избирательность, когда нечто является объектом (предметом) восприятия (первостепенным), а все остальное – фоном (второстепенным). Предмет и фон динамичны, могут меняться местами. Наглядный пример этому – общеизвестное изображение «жена или теща?», иллюстрирующее одновременно полуразвернувшуюся молодую женщину и старуху с большим носом и подбородком в воротнике.

2. Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Иногда человек воспринимает не то что есть, а то, что ему хочется.

3. Иллюзии восприятия возникают, когда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. В геометрическом чертеже диагональ большего параллелограмма кажется больше чем диагональ меньшего, хотя объективно они равны. Истинность восприятия проверяют практикой. В обучении важно учитывать индивидуальные особенности восприятия. Так, по характеру приема информации выделяют целостный тип восприятия и детализирующий. По характеру отражения получаемой информации выделяют описательный тип (ориентирующийся на фактическую сторону информации, воспринимая и передавая ее близко к тексту, часто не вникая в смысл) и объяснительный (не удовлетворяющийся тем, что непосредственно дано в самом восприятии, стремящийся найти общий смысл). В первом случае от ученика необходимо требовать пересказать текст, дать определение своими словами. Во втором обратить внимание на правильность и четкость построения текста, логику высказывания. Большое внимание следует уделить развитию наблюдательности – умению наблюдать и подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов, явлений.

Одним из важнейших мыслительных процессов является память. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали, делали. Связи, которые лежат в основе памяти называются ассоциациями. По имени греческой богини памяти Мнемозины в психологии память часто называют мнемонической деятельностью, а специальные приемы запоминания, основанные на ассоциациях мнемоническими. Мнемонические приемы часто используются для более продуктивного запоминания. Например, правильная дробь (когда числитель больше знаменателя) – напоминает правильную неваляшку (голова меньше тела), неправильная дробь (числитель больше либо равен знаменателю) – напоминает перевернутую неваляшку – неправильную, такая на месте не устоит.

Для продуктивного запоминания необходимо использовать в преподавании и развивать все виды памяти. В зависимости от того, что человек запоминает выделяют двигательную, эмоциональную, словесно-логическую (смысловую), образную память. В зависимости от того, как запоминает, выделяют произвольную память (преднамеренную), которая предполагает специально поставленную цель запомнить, волевые усилия, и непроизвольную (непреднамеренную) когда запоминание происходит само собой. По тому, как долго сохраняется запомненное различают кратковременную (оперативную) память и долговременную. Особое значение имеет установка в процессе запоминания на тот или иной вид памяти.

Задания

1. Показать ряд чисел 2 8 16 24 на 1 минуту, затем убрать и предложить задания.

  1. Назвать наименьшее (наибольшее) число,
  2. Умножить первое на второе,
  3. Разделить все числа на первое,
  4. Найти лишнее по смыслу, и т. д.

Постепенно объем задания наращивается.

2. Назвать первое число (выражение, рациональную дробь). Например, (х — 4)/(х + 14). Затем необходимо под диктовку производить преобразования в уме, записывая лишь конечные ответы. Например:

  1. Запишите обратную дробь,
  2. Умножьте на (х — 4),
  3. Вычтете 14,
  4. Возведите в квадрат,
  5. Вычислите значение при х = 2.

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Внимание является необходимым компонентом всех видов психологических процессов, поскольку внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и другое. Внимание это не самостоятельный продукт – его результатом является улучшение всякой деятельности. Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. М.П. Павлов этот рефлекс называл рефлексом «Что такое?».

Внимание бывает двух видов: непроизвольное (непреднамеренное) внимание – возникает без усилий, само по себе, и произвольное (преднамеренное) внимание – предполагает постановку цели, и приложение усилий и стараний для сосредоточения. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:

1) осознание человеком значения задачи – чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

2) интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать себе, что надо быть внимательным;

3) постановка вопросов по ходу выполнения задания, ответы на которые требуют внимания помогают сосредоточиться;

4) словесный отчет, что уже сделано и что еще надо сделать и т. д. Для обучения важно развивать следующие пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем (у школьников не более 3-5 предметов одновременно), распределение, переключение.

Задания

1. Задания с кодами. На урок задаются примеры, решая которые ученик получает ответ. Все ответы и посторонние значения заносятся в таблицу, где напротив значения указана буква или слог. Из полученных ответов-букв (слогов) складываются слова или предложения.

2. Использование «слепых схем», когда учащимся даны схемы действий без значений. Например:

O + O , O — O , ( O + O )/O , O / O и т. д.

Затем читается задание, действия в котором выполняется в уме, а конечный результат записывается в первый свободный кружочек. Затем выполняются действия второго задания, и записывается во второй кружочек. После этого, необходимо выполнить задание по схеме. Следом процесс повторяется.

3. Найти отличия в «одинаковых» рисунках геометрических фигур, или в моделях геометрических тел.

Воображение – познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Развивать необходимо воссоздающее и творческое произвольное (активное) воображение.

Задания

Расшифровка сигналов, символов, знаков, пиктограмм;

Придумывание условных обозначений, рифм, задач по данным условия, задач, обратных данной, произвольных задач на заданную линию решения; написание сочинений, поэм по геометрии и т. д.

Самым сложным познавательным процессом является мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Мышление неразрывно связано с речью, которая является формой мышления и его орудием. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно практически всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Перечислим формы мышления и способы их развития:

1. Суждение – высказывание о

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Развивающая и воспитательная цель урока

Проблему целенаправленности человеческой деятельности нельзя назвать новой. Каждая работа должна делаться для получения определенного результата. Цель – фактор, определяющий характер и способ осуществления деятельности, методы и средства ее достижения. В качестве основной формы педагогической деятельности выступает урок. Его результат – системообразующий элемент. На практике реализуются разные цели урока: образовательные, развивающие, воспитательные. Рассмотрим их.

Общая характеристика

Триединая цель занятия представляет собой результат, заранее запрограммированный педагогом. Она должна быть достигнута и им самим, и детьми. Ключевым словом здесь является «триединая». Несмотря на то что дидактически выделены 3 цели урока – развивающая, воспитательная, познавательная, они не достигаются по отдельности или поэтапно. При получении запланированного результата они проявляются одновременно. Задача педагога в том, чтобы корректно сформулировать общую цель и спроектировать средства для ее достижения.

Познавательный аспект

Все цели урока — образовательные, развивающие, воспитательные – реализуются в тесном единстве. Их достижение предполагает выполнение определенных правил. При реализации познавательного аспекта деятельности педагог должен:

  1. Учить ребенка самостоятельно добывать информацию (знания). Для этого педагог должен иметь достаточную методическую подготовку и умения формировать, развивать активность детей.
  2. Обеспечивать глубину, прочность, оперативность, гибкость, систематичность, осознанность и полноту знаний.
  3. Способствовать формированию навыков. У детей должны развиться точные, безошибочные действия, которые в силу многократного повторения доводятся до автоматизма.
  4. Способствовать формированию умений. Они представляют собой комплекс навыков и знаний, обеспечивающих эффективное осуществление деятельности.
  5. Способствовать формированию надпредметных, ключевых компетенций. Речь, в частности, о комплексе умений, знаний, смысловых ориентаций, опыта, навыков детей по отношению к конкретному кругу объектов действительности.

Нюансы

Цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные) зачастую ставятся в самом общем виде. Допустим, «усвоить правило», «получить представление о законе» и так далее. Стоит сказать, что в таких формулировках выражается больше цель учителя. К концу занятия достаточно сложно добиться того, чтобы все дети подошли к достижению таких результатов. В этой связи целесообразно принять во внимание мнение педагога Паламарчук. Она считает, что при планировании познавательного аспекта деятельности следует конкретно указывать уровень умений, знаний, навыков, который предлагается достичь. Он может быть творческим, конструктивным, репродуктивным.

Воспитательные и развивающие цели урока

Эти аспекты считаются наиболее трудными для педагога. При их планировании преподаватель практически всегда сталкивается со сложностями. Обуславливается это несколькими причинами. В первую очередь зачастую педагог стремится запланировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что обучение и воспитание происходят гораздо быстрее. Самостоятельность формирования личности весьма относительна. Она реализуется преимущественно как результат правильной организации воспитания и обучения. Из этого следует вывод. Развивающая цель может формулироваться к нескольким урокам, занятиям целой темы или раздела. Вторая причина возникновения сложностей состоит в недостаточном знании преподавателем педагогических и психологических сфер, непосредственно связанных со структурой личности и тех ее аспектов, которые необходимо совершенствовать. Развитие должно осуществляться в комплексе и касаться:

  1. Речи.
  2. Мышления.
  3. Сенсорной сферы.
  4. Двигательной активности.

Речь

Ее развитие предполагает выполнение работы по усложнению и обогащению запаса слов, смысловой функции языка, усилению коммуникативных характеристик. Дети должны владеть выразительными средствами и художественными образами. Педагогу необходимо постоянно помнить о том, что сформированность речи является показателем общего и интеллектуального развития ребенка.

Мышление

В рамках достижения развивающей цели педагог в ходе деятельности формирует и способствует совершенствованию логических умений:

  1. Анализировать.
  2. Определять главное.
  3. Сопоставлять.
  4. Выстраивать аналогии.
  5. Обобщать, систематизировать.
  6. Опровергать и доказывать.
  7. Определять и разъяснять понятия.
  8. Ставить проблему и решать ее.

Каждое из указанных умений обладает определенной структурой, приемами и операциями. К примеру, педагог задает развивающую цель сформировать умение сравнивать. В течение 3-4 занятий должны создаваться такие операции мышления, при которых дети определяют объекты для сравнения, выделяют ключевые признаки и показатели сопоставления, устанавливают различие и сходство. Отработка умений в итоге обеспечит развитие способности сравнивать. Как отмечал известный психолог Костюк, в педагогической деятельности необходимо определять ближайшую цель. Она предполагает получение детьми конкретных знаний, навыков и умений. Немаловажно видеть и отдаленный результат. Он, собственно, заключается в развитии школьников.

Дополнительно

Формирование сенсорной сферы связано с развитием ориентировки на местности и во времени, глазомера, тонкости и точности различения цветов, теней, света. У детей также совершенствуются способности дифференцировать оттенки речи, звуки, формы. Что касается двигательной сферы, то ее развитие связано регулированием мускульной работы. Результат в этом случае заключается в формировании способности управлять своими перемещениями.

Воспитательные цели, задачи урока

Прежде чем говорить о них, необходимо обратить внимание на важный факт. Действительно развивающее обучение всегда является воспитывающим. Здесь вполне уместно высказывание о том, что воспитывать и учить – это как «молния» на куртке. Две стороны затягиваются одновременно и крепко движением замка – творческой мыслью. Именно она является главным на занятии. Если в ходе обучения педагог постоянно привлекает детей к активному познанию, предоставляет им возможность самостоятельно решать проблемы, формирует навыки групповой работы, то имеет место не только развитие, но и воспитание. Занятие позволяет влиять на становление самых разных личных качеств с помощью различных методов, средств, форм. Воспитательная цель урока предполагает формирование правильного отношения к общепринятым ценностям, нравственных, экологических, трудовых, эстетических качеств индивида.

Специфика

В ходе занятия формируется определенная линия воздействия на поведение детей. Это обеспечивается созданием системы отношений между взрослым и ребенком. Щуркова говорит о том, что воспитательная цель урока предполагает формирование запланированных реакций детей на явления окружающей жизни. Круг отношений довольно широкий. Это обуславливает масштабность воспитательной цели. Между тем отношения довольно подвижны. От занятия к занятию педагогом ставится одна, вторая, третья и т. д. воспитательная цель урока. Становление отношений — не одномоментное явление. Для этого требуется определенный период. Соответственно, внимание преподавателя к воспитательным задачам и целям должно быть постоянным.

Объекты

На уроке ученик вступает во взаимодействие:

  1. С другими людьми. Все качества, посредством которых отражается отношение к окружающим, должны формироваться и совершенствоваться педагогом вне зависимости от предметной принадлежности. Реакция на «других людей» выражается через вежливость, доброту, дружбу, честность. Гуманность выступает интегральным понятием относительно всех качеств. Первостепенной задачей педагога считается формирование гуманных взаимодействий.
  2. С собой. Отношение к себе выражается такими качествами, как гордость, скромность, ответственность, требовательность, дисциплинированность и аккуратность. Они выступают как внешнее проявление нравственных отношений, сложившихся внутри человека.
  3. С обществом и коллективом. Отношение ребенка к ним выражается в чувстве долга, трудолюбии, ответственности, толерантности, способности сопереживать. В этих качествах больше проявляется реакция на одноклассников. Через бережное отношение к школьному имуществу, работоспособность, правосознание выражается осознание себя как члена общества.
  4. С рабочим процессом. Отношение ребенка к труду выражается через такие качества, как ответственность при выполнении заданий, собранность, дисциплинированность.
  5. С Отечеством. Отношение к Родине проявляется через сопричастность к ее проблемам, личную ответственность и добросовестность.

Рекомендации

Приступая к определению целей урока, педагог:

  1. Изучает требования к системе умений и знаний, программные показатели.
  2. Определяет методы работы, которыми необходимо овладеть ученику.
  3. Устанавливает ценностные ориентиры, способствующие обеспечению личной заинтересованности ребенка в результате.

Общие правила

Формулирование цели позволяет организовать работу детей в итоговом виде. Оно также обеспечивает руководство их деятельностью. Цель должна быть четкой. Благодаря этому педагог может определять ход предстоящей деятельности и уровень усвоения знаний. Существует несколько стадий:

  1. Представление.
  2. Знание.
  3. Умения и навыки.
  4. Творчество.

Педагог должен ставить такие цели, в достижении которых он уверен. Соответственно, следует провести диагностику результатов. При необходимости цели в группах со слабыми учениками должны быть откорректированы.

Требования

Цели должны быть:

  1. Четко сформулированными.
  2. Понятными.
  3. Достижимыми.
  4. Проверяемыми.
  5. Конкретными.

Грамотно выраженный результат занятия является только одним, но крайне важным элементом педагогического мастерства. Он закладывает базы для эффективного проведения занятия. Если цели не сформулированы, либо они нечеткие, весь сценарий урока выстроен без логического итога. Неправильными формами выражения результата являются следующие:

  1. Изучить тему «…».
  2. Расширить кругозор детей.
  3. Углубить знания по теме «…».

Указанные цели неконкретны и непроверяемы. Отсутствуют критерии по их достижению. На занятиях педагог реализует триединую цель – обучает, воспитывает, развивает ребенка. Соответственно, формулируя итоговый результат, он осуществляет методическую деятельность.

Дидактические показатели

В ФГОСах определены уровни усвоения детьми знаний. Часть материала педагог должен преподносить как ознакомительный. Это обеспечит формирование представления детей о событиях, фактах. Этот уровень усвоения считается первым. Дидактические цели могут формулироваться следующим образом:

  1. Обеспечить ознакомление детей с методами определения ….
  2. Способствовать усвоению понятия «…».
  3. Обеспечить формирование у детей представления о ….
  4. Способствовать созданию умений ….

Второй уровень – стадия пересказа, знаний. Цели могут состоять в обеспечении:

  1. Узнавания при внешней опоре… .
  2. Воспроизведения по образцу/предложенному алгоритму… .

При формулировании результатов на втором уровне могут использоваться такие глаголы, как «зарисовать», «написать», «закрепить», «сообщить», «подготовить» и пр. Следующая стадия – создание навыков и умений. Действия ученики выполняют, как правило, в рамках практической работы. В качестве целей могут выступать:

  1. Способствование овладению техникой ….
  2. Стремление к выработке навыков работы с ….
  3. Обеспечение систематизации и обобщения материала по теме «…».

На этом уровне могут использоваться глаголы «выделить», «сделать», «применить знания».

Обеспечение навыков использования полученных сведений

Для этого ставятся развивающие цели. Дети должны уметь анализировать, оценивать, сравнивать, определять основное, совершенствовать память и пр. Целями может стать создание условий для:

  1. Развития мышления. Педагог способствует формированию навыков анализа, систематизации, обобщения, постановки и решения проблем и пр.
  2. Развития элементов творчества. Создаются такие условия, при которых совершенствуется пространственное воображение, интуиция, смекалка.
  3. Развития мировоззрения.
  4. Формирования и совершенствования навыков письменной и устной речи.
  5. Развития памяти.
  6. Совершенствования критического мышления, умения вступать в диалог.
  7. Развития художественного вкуса и эстетических представлений.
  8. Совершенствования логического мышления. Это достигается на базе усвоения причинно-следственной связи, сравнительного анализа.
  9. Развития исследовательской культуры. Совершенствуются умения пользоваться научными методами (экспериментом, наблюдением, гипотезами).
  10. Развития способности формулировать проблемы и предлагать варианты их решения.

Нравственные результаты

Воспитательная цель урока предполагает формирование лучших качеств в ребенке. Соответственно, перед каждым занятием должны планироваться конкретные результаты. Примеры воспитательных целей урока, как выше было сказано, не должны зависеть от предмета. Однако при осуществлении конкретной деятельности по определенной теме способствует совершенствованию каких-либо качеств в большей или меньшей степени. Цели могут быть такими:

  1. Формирование умения слушать других.
  2. Воспитание любознательности, нравственно-эстетического отношения к реальности. Этот результат можно получить, в частности, во время экскурсий, семинаров и пр.
  3. Формирование способности сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей.
  4. Воспитание уверенности в собственных силах, потребности раскрыть потенциал.
  5. Формирование умения управлять своим поведением.

Воспитательные цели урока истории могут состоять в формировании уважения к Отечеству. В рамках предмета педагог знакомит детей с событиями, происходившими в стране, выделяя те или иные качества народа. Показательным в этом смысле является период ВОВ. Воспитательные цели урока русского языка также могут состоять в привитии уважения к Родине. Однако в рамках этого предмета упор больше делается на необходимость выработки надлежащего отношения к речи. Воспитательные цели урока русского языка связаны и с формированием умений вести диалог, прислушиваться к собеседнику. Дети должны стремиться проявлять сдержанность в высказываниях.

Аналогичными можно назвать воспитательные цели урока литературы. В рамках этого предмета упор делается на сравнительный анализ поведения тех или иных героев, формулирование собственной оценки их действий. Воспитательные цели урока математики предполагают формирование таких качеств, как сосредоточенность, усидчивость, ответственность за результат. В групповой работе дети совершенствуют навыки взаимодействия друг с другом. В частности, это проявляется при использовании игровых форм занятия. Воспитательная цель урока информатики предполагает привитие детям понимания разницы между виртуальным и реальным миром. Они должны осознавать, что фактическое отсутствие ответственности в сети не означает, что можно не соблюдать моральные и этические нормы, принятые в обществе.

Воспитательные цели урока английского языка ориентированы на привитие уважения к другой культуре. При изучении особенностей общения в другой стране у детей формируется представление о менталитете, моральных ценностях, этических нормах, принятых в ней. Это пригодится в будущем.

fb.ru

Задачи развивающих игр, цель развивающие игры

Целью развивающих игр является непосредственное развитие ребенка, а также формирование у него конкретных психических процессов и способностей. Как известно, игровая деятельность занимает особое место в жизни малышей. Доказано, что усвоение новых знаний, а также адаптация детей в окружающем мире происходят намного успешнее в процессе игры, нежели на обычных занятиях. Поэтому неслучайно педагоги используют игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Такие развлечения могут иметь разное содержание и характер, однако все они направлены, прежде всего, на развитие интеллекта ребенка.

Польза развивающих игр состоит в том, что они являются активной, осмысленной и добровольной деятельностью детей. Развлекаясь, ребенок, сам того не осознавая, получает новые знания и определенные навыки, которые легко может применить в других ситуациях, следовательно, и необходимость их назидательного закрепления отпадает.

Задачи развивающих игр:

  • установление взаимоотношений детей с родителями и друг с другом;
  • формирование нравственно-волевых качеств, таких как самообладание, способность преодолевать стеснительность, страхи;
  • развитие у детей слухового восприятия, внимания, а также восприятия цветов, форм, свойств предметов;
  • развитие речи и логического мышления;
  • развитие памяти.

Подбор соответствующих возрасту упражнений

Развивающие игры следует подбирать, учитывая возраст ребенка, его интересы и пристрастия. Первыми такими забавами являются различные погремушки. Именно они учат малышей держать предметы, ставить их один на другой, различать звуки. Для детей младшего дошкольного возраста, которые еще не способны длительное время усидеть на месте, предпочтение следует отдать подвижным спортивным играм, пальчиковым и дидактическим. Важной целью развивающих игр в этом возрасте является развитие коммуникабельности.

Для ребят старшего дошкольного возраста огромное значение имеют ролевые и сюжетные игры. В эти годы дети проявляют интерес и к различным настольным, творческим и компьютерным играм. Кстати, многие родители необоснованно сомневаются в пользе последних. Конечно, сидение за компьютером несколько часов только негативно скажется на самочувствии малыша и его зрении. Но если уделять этому занятию по 15-20 минут в день, то польза будет очевидна. Тем более что сегодня существует огромное количество обучающих игр, предназначенных для скачивания, где родители могут сами указать на те задания, которые программа должна предложить ребенку, и выставить время на их решение.

Всестороннее развитие детей и подготовка их к школе немыслимы без развивающих игр. Главное — соблюдать принцип «от простого к сложному» и в каждой последующей тренировке для ума опираться на то, что уже известно и любимо ребенку.

medaboutme.ru

Рекомендации по формулировке целей занятий

Цели занятия — это глубоко продуманный путь организации и руководства деятельностью студентов в конечном виде. Ставить цель, — значит, предопределять, планировать, решать, что и как будет сделано на уроке. И при этом очень чётко представлять себе весь ход предстоящей на уроке работы и тот уровень, на котором материал должен быть усвоен: а) уровень представления: б) уровень знаний; в) уровень умений и навыков: г) уровень творчества.

Диагностика целей. Преподаватель должен ставить лишь ту цель, в выполнении которой он уверен. Ведь четкая постановка целей и их достижение создает ситуацию успеха и радости на уроке, без чего общение может превратиться в тяжелый, нудный труд. И следует отметить, что одной из черт современных педагогических технологий является, прежде всего, диагностика целей. т.е. каждый педагог, ставя цель должен быть, уверен, что она будет выполнена. Если уверенности нет, то цель должна быть на ступеньку снижена (в группах с более слабым контингентом). Преподаватель должен брать не количеством затраченного времени, а четко поставленной целью и ее достижением.

Требования к формулированию целей

Цель должна быть а) четко сформулированной: б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой: д) конкретной.

Чётко, грамотно сформулированная цель занятия — это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства. Это один из кирпичиков здания, которое называется — урок. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, это равносильно тому кирпичику, который уложен набекрень. Значит и весь сценарий урока преподавателем построен второпях и без логического завершения: Примеры неправильной постановки цели:

1.  Изучить тему: «Диэлектрические материалы»:

2.  Углубить знания студентов по теме «Проводники»;

3. Расширить кругозор студентов;

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения. Нa занятиях преподаватель должен решать постоянно триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; поэтому и ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, а лично перед собой еще и методическую. Например, совершенствовать пошаговую систему контроля знании студентов,. используя нетрадиционную форму урока «урок-метро».

Формулирование учебных (дидактических) целей

Государственный образовательный стандарт четко определил уровни усвоения знаний студентами.

Часть материала на уроке преподаватель преподносит для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких-то фактах, событиях. Это 1 уровень усвоения. Каковы могут быть формулировки и дидактических целей урока 1 уровня материала?

1 Познакомить студентов с методами определения твердости металлов.

2 Дать  понятие «Поляризации диэлектриков». Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.

2 уровень — это уровень знаний, пересказа. Пример постановки целей данного уровня:

1  Изучить материал научно-практической конференции по магнетизму:

2  Повторить классификацию припоев и флюсов;

При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.

3 уровень  — уровень умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях. Например:

1  Способствовать овладению техникой замера ёмкости конденсаторов:

2  Стремиться к выработке навыка работы с осциллографом:

3 Способствовать отработке навыка определения удельных сопротивлений диэлектриков:

4 Систематизировать знания студентов по теме «Контактные материалы»

Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».

Развивающие цели урока

«Студент не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Эти слова должен помнить каждый преподаватель, ведь задача педагога не просто передать студенту сумму знаний по теме, а научить эти знания применять в жизни. Преподаватель должен научить студента оперировать я ими знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное. Развивать у студента память, логическое мышление. Чтобы занятие было не просто учебным, а развивающим, необходимо четко формулировать развивающие цели.

Примеры формулировки развивающих целей занятия:

  1. Способствовать развитию логического мышления;
  2. Развивать память:
  3. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
  4. Развивать умение выделить главные свойства электрорадиоматериалов;
  5. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.
  6. Paзвивать умение составлять план и пользоваться им;
  7. Развивать умение составлять факты и события;
  8. Развивать наблюдательность
  9. Paзвивать внимание.

Воспитательные цели урока

Без участия в воспитании вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Так как на одном занятии невозможно сразу же воспитать студента, то в формулировке воспитательных целей лучше использовать слова: «стремиться воспитать»;

«способствовать воспитанию».

Примеры формулировок воспитательных целей:

  1. Стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта. отзывчивости, отрицательного отношения к алкоголизму. наркомании, стремление к физическому здоровью;
  2. Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, ответственности за сохранение тайны;
  3. Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, бережного отношения к психике больного, умению управлять эмоциями.
В педагогической работе нет мелочей. И умение формулировать цели является одним из критериев мастерства педагога.

student39.ru

Педагогу в помощь — Развивающее обучение

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ:

методология и технологии

 

Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.

Определение понятия: Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыс­лительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Принципы развивающего обучения

Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Принцип обучения быстрым темпом.

Принцип осознания школьниками процесса учения.

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

 

Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».

3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.

 

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

В основе теории содержательного обобщения В.В.Давыдова — Д.Б.Элько­нина лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формирова­нии интеллекта. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует ос­воение ребенком содержательных обобщений генетически исходных, тео­ретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхожде­ния и преобразования. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научно­го познания, двигаться от абстрактного к конкретному.

Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.

1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.

2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида.

3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.

4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.

Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.

Основные понятия:

o способы мышления, выделенные В.В.Давыдовым, — это рассудочно-эмпирическое мышление (направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности) и разумно-теоретическое, диалектическое мышление (связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие).

o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.

o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.

o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.

o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

o метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

o моделирование. Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.

www.eduportal44.ru

Функции задач в обучении математике

В данной работе нам хотелось бы рассмотреть вопрос о функциях задач, разделенных нами на три основных категории: обучающих, воспитывающих и развивающих.

Под обучающими функциями задач будем понимать такие функции, которые направлены на формирование системы математических знаний, умений, навыков у обучающихся (как предусмотренных программой, так и расширяющих и углубляющих ее содержание) на различных этапах ее усвоения. Обучающие функции задач можно подразделить на функции общего характера, специального и конкретного характера. Под общими обучающими функциями понимаются такие функции задач, которые имеют место не только в ходе обучения математике, но и всем предметам естественно-математического цикла. Под специальными функциями математических задач понимаются функции общего характера, соотнесенные только к обучению математике. Под конкретными функциями задач будем понимать частные виды специальных функций. Ограничимся одним примером. Формирование у учащихся некоторого понятия (на уровне представлений о нем) — общеобучающая функция; формирование представления о натуральном числе — специальная обучающая функция; формирование представления о числе нуль конкретная обучающая функция.

К числу общих обучающих функций задач относятся:

1)      Формирование у учащихся некоторого понятия (на уровне представлений о нем, на уровне его усвоения и на уровне закрепления).

2)      Установление различных связей между понятиями (от рода к виду, внутри предметные и межпредметные связи и т. д.).

3)      Формирование описания, определения понятия; подведение объекта под понятие.

4)      Формирование ведущих идей, законов, суждений.

5)      Установление различных связей между ведущими идеями,. законами, суждениями; структурных соотношений между ними, иерархии.

6)      Формирование основных видов умозаключений, способов и приемов их проведения.

7)      Формирование ведущих умений и навыков, характерных для данного учебного предмета.

8)      Формирование умений и навыков выражения мысли в речи и записи.

9)      Формирование умений и навыков моделирования учебного материала (чертежи, графики и т. п.).

10)  Формирование умений и навыков в обращении с приборами, инструментами, таблицами, с учебной и справочной литературой

В процессе обучения математике, наряду с образовательными целями, должны реализовываться и определенные воспитательные цели. Известно, что обучение воспитывает прежде всего своим содержанием — фактами и их истолкованием. Главное состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал, сам процесс учения, и в частности процесс решения задач для воспитания у учащихся устойчивых взглядов и убеждений. Эта общая цель воспитания реализуется на уроках математики различными путями. Итак, под воспитывающими функциями задач будем понимать функции, которые направлены на формирование нравственных качеств учащихся. В отличие от обучающих функций задач их воспитывающие функции, на наш взгляд, можно подразделить лишь на функции общего и специального характера. К числу общих воспитывающих функций задач относятся:

1)        Формирование у школьников высокой степени сознательности, чувства ответственности перед обществом, социальной активности, оптимизма и гуманистической направленности.

2)        Воспитание у школьников чувства товарищества, взаимопомощи, творческой инициативы, дисциплинированности и организованности.

3)        Эстетическое воспитание учащихся (формирование чувства прекрасного, вкуса к прекрасному, потребности, желания и способности преобразовать окружающий мир и строить человеческие отношения по законам красоты, стремление пополнить свой запас художественных и эстетических знаний и т. д.).

4)        Воспитание положительного отношения школьника к учебной деятельности, развитие интереса к учебе, любознательности.

5)        Формирование умений рационализировать свою учебную работу и приемы ее оформления; воспитание способности доводить любое учебное задание до конца; формирование критичности в оценке результатов своей работы, наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения.

Наконец, под развивающими функциями задач будем понимать такие их функции, которые направлены на развитие мышления учащихся, на формирование качеств, присущих научному мышлению, на овладение приемами эффективной умственной деятельности. Такие функции делятся на общие и конкретные. К специальным развивающим функциям математических задач могут быть отнесены, например, следующие:

1)        Умение математизировать простейшие ситуации жизненного характера, усматривать математические закономерности в окружающем мире.

2)        Умение предсказать (предположить существование того или иного факта или свойства, относящегося к математическим объектам с достаточной степенью правдоподобия).

3)        Умение доказать или опровергнуть то или иное математическое положение дедуктивным путем.

4)        Умение планировать поиск решения задачи, исключить из условия ненужные данные, дополнять недостающие, отбирать методы, средства и операции, необходимые для ее решения, умение осуществить проверку правильности решения.

5)        Иметь четкое представление о логической структуре курса математики, о том, что абстрактный характер математики является основной причиной ее многочисленных приложений в других науках, в технике, в народном хозяйстве.

6)        Умение формулировать определения математических понятий и умение соотнести то или иное понятие с данным определением.

7)        Умение быстро и правильно проводить вычисления с привлечением простейших вычислительных средств для облегчения исчисления на соответствующем его этапе; умение создать на основе теоретических знаний удобную вычислительную ситуацию, осуществлять проверку и прикидку правильности вычислений.

8)        Умение распознавать то или иное математическое понятие в различных ситуациях.

9)        Умение проводить исследование в простейших учебных ситуациях.

В качестве примера общих специальных и конкретных развивающих функций задач рассмотрим следующую функцию. Развить способности учащихся к обобщению изученного — общая развивающая функция; развитие способности обобщить то или иное геометрическое понятие — специальная развивающая функция; формирование способности усмотреть обобщение понятий симметрии, вращения и параллельного переноса в понятии перемещения конкретная развивающая функция задач.

Литература:

1.        Буркина В. А., Титова Е. И. Методика работы с аномальными задачами// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 740–741.

2.        Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения// Наука и школа. 2008. № 1. С. 33–37.

3.        Титова Е. И., Чапрасова А. В. Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения// Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 760–762.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *