Незамкнутые ломаные линии – Замкнутые и незамкнутые ломаные линии — урок. Математика, 3 класс.
Ломаная линия / Виды линий / Справочник по математике для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Виды линий
- Ломаная линия
Ломаная линия состоит из отрезков — звеньев.
Конец одного отрезка — начало другого. Никакие два соседние звена не лежат на одной прямой.
Концы каждого звена — это вершины. Их можно обозначать буквами.
Ломаная линия бывает незамкнутая.
Из незамкнутой ломаной линии можно получить замкнутую ломаную линию.
Такая замкнутая ломаная линия называется треугольником.
У нее три вершины.
У треугольника три звена.
Замкнутая ломаная линия из четырёх звеньев называется
Замкнутая ломаная линия из пяти или шести звеньев называется многоугольником.
Чтобы найти длину ломаной линий нужно измерить длину каждого звена-отрезка и сложить все длины.
Например,
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Точка. Кривая. Прямая линия
Отрезок. Луч
Длиннее. Короче. Уже. Шире. Одинаковые по длине и ширине
Виды линий
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 43, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 1 часть
Страница 78, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 1 часть
Страница 124, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 1 часть
Страница 16, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 37, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 12. Вариант 1. № 3, Волкова, Проверочные работы
Страница 13. Вариант 2. № 3, Волкова, Проверочные работы
Страница 5, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 84, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
2 класс
Страница 33, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 34, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 52, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 64, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 82, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 20. Вариант 1. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 33. Вариант 2. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 50. Вариант 1. Тест, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 25, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 55, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
3 класс
Страница 5, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 6, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 14, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 19, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 41, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 108, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 5, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 6. Вариант 1. № 2, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 15, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 75, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
© 2019 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
звенья, вершины, длина. Замкнутая ломаная
Ломаная линия – это геометрическая фигура, состоящая из последовательно соединённых отрезков, в которой конец одного отрезка является началом следующего. При этом соседние (имеющие общую точку) отрезки не должны лежать на одной прямой.
Отрезки, из которых состоит ломаная, называются её звеньями, а концы этих отрезков – вершинами ломаной.
Построим ломаную из четырёх отрезков:
Отрезки AB, BC, CD и DE – это звенья ломаной. Точки A, B, C, D и E – вершины ломаной. Обозначение ломаной линии составляют из букв, стоящих при её вершинах, называя их по порядку. Например, говорят или пишут: ломаная ABCDE
или ломаная EDCBA
.
Замкнутая ломаная
Если концы ломаной совпадают, то такая ломаная называется замкнутой:
ломаная ABCDE.
Замкнутая ломаная линия, у которой звенья не пересекаются между собой, называется многоугольником:
многоугольник ABCED.
Длина ломаной
Длина ломаной – это сумма длин всех её звеньев.
Найдём длину ломаной, сложив длины всех её звеньев:
ABCD = AB + BC
+ CD = 4 см + 3 см + 2 см = 9 см.naobumium.info
Конспект урока на тему «Замкнутые и незамкнутые ломаные»
Учитель: Чупрова Елена Викторовна
Урок математики в 1 классе
Тема: «Замкнутые и незамкнутые ломаные»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель: создание условий для усвоения учащимися понятий – замкнутые и незамкнутые ломаные.
Задачи урока:
Научить:
— различать замкнутую и незамкнутую ломаную линию;
— определять количество и соотношение вершин и звеньев ломаной замкнутой и незамкнутой;
— строить чертежи замкнутых и незамкнутых ломаных линий.
Формировать совокупности компетенций, необходимых для осознания понятия «ломаная»:
— извлекать пользу из практического опыта;
— организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
— включаться в работу, быстро и эффективно принимать решения и др.
Развивающие:
Развивать геометрические представления.
Развивать качества мышления: глубину и гибкость.
Развивать познавательные процессы: произвольное внимание и образную память.
Развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.
Воспитательные:
Стимулировать к поиску новых знаний.
Воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные:
— проявлять положительное отношение к изучению математики, к учебному материалу;
— сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
— слышать другое мнение и принимать его;
Регулятивные:
— организовывать своё рабочее место;
— определять проблему урока;
— выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
— выполнять самопроверку учебного задания;
— контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:
— сравнивать и группировать предметы, объекты на основе 2-3 существенных признаков;
— осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;
— давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— строить понятные высказывания;
— осуществлять диалог на уроке, включая работу в паре;
— объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: традиционная.
Методы обучения:
практические ( счётные палочки, построение ломаных линий),
наглядные (иллюстрации, изображения, модели),
словесные (беседа, рассказ, дискуссия),
частично-поисковые – сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса ( создание и решение проблемных ситуаций).
Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения:
Информационный материал: Уроки математики: 1 класс. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителей/Н.Б. Истомина, З.Б.Редько – Смоленск: Ассоциация 21 век. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях./Н.Б. Истомина – Смоленск: Ассоциация 21 век.
Оборудование: интерактивная доска с мультимедийным проектором, диск «Уроки Кирилла и Мефодия»
Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализация знаний, постановка цели, введение знаний, первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, включая рефлексию.
Содержание деятельности
Формирование УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал,
Так что время не теряем и работать начинаем!
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс уже готов
Снова начинать урок.
Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку.
Личностные УУД.
Осознание себя как
ученика.
Умение приготовить все необходимое к уроку.
Стремление выполнить работу.
2. Актуализация базовых знаний
3.Постановка проблемы.
Урок математики. Пусть он принесёт нам всем радость общения, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий.
-Посмотрите на картинку и скажите, какой овечке легче выбраться из ограды? (слайд 1)
-Начертим линии, которые будут соответствовать первой и второй ограде.
-Как называются такие линии? (слайд 2)
-На доске для вас задание (слайд 3)
-На какие группы можно распределить эти линии?
-Под какими номерами незамкнутые линии?
_- А можно ли из этих незамкнутых линий сделать замкнутые? Как?
— Ребята, посмотрите на доску, какая линия у меня начерчена на доске? (прямая)
– В чём особенность прямой линии? (Не имеет ни начала, ни конца.)
-А можем ли мы из нее сделать луч?
— А как?
-Что же такое луч?
— Можем ли мы из луча сделать отрезок? Как?
-А что мы можем сделать из отрезка?(ломаную)
— Что вы знаете о ломаных линиях? (Ломаные линии состоят из звеньев – отрезков. Концы каждого звена называются вершинами ломаной линии. Звенья ломаной соединены последовательно: конец предыдущего является началом следующего.)
(чертят в тетради) Обозначим точками вершины наших ломаных.
-Сколько вершин у нашей ломаной? А звеньев?
-Как сделать так, чтобы количество вершин и звеньев стало одинаковым. (соединить)
-Что же за ломаная у нас получилась?
-Мы видим, что овечке легче будет выбраться из первой ограды, потому что она открыта-незамкнутая. Из-за второй ограды выбраться сложнее, так как она закрыта.
-Замкнутые и незамкнутые.
-Замкнутая, незамкнутая.
1,3,6
-Сомкнуть их.
Ответы детей.
Ответы детей
Дети высказывают свои
Познавательные УУД.
Умение наблюдать с целью выделения существенных признаков.
Анализ и группировка по признакам.
Коммуникативные УУД.
Умение доказывать своё мнение.
Понимание возможности различных точек зрения.
Познавательные УУД.
Выделение лишнего,
выбор основания.
4.Целеполагание
5.Формирование новых
знаний.
-Как вы думаете, какая это ломаная?
-А как она тогда называлась до того, как мы сравняли количество звеньев и вершин?
— Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить?
Какие цели поставим на сегодняшнем уроке?
-Верно, сегодня мы узнаем, какие ломаные называются замкнутыми, а какие незамкнутыми.
— Чем они отличаются друг от друга.
-Научимся их строить и чертить.
-Отметьте в тетради 4 точки, соедините последовательно точки, чтобы получилась буква «П»
Как называется такая ломаная? (Незамкнутая)
-Посчитайте сколько звеньев, вершин у ломаной?
-Обозначим буквами.
— Ребята, у вас получилась незамкнутая ломаная линия, а можем ли мы из незамкнутой ломаной сделать замкнутую ломаную?
-Что мы должны сделать?
-Какая ломаная называется замкнутой?
-Сколько вершин?
-Верно, не изменилось, а звеньев?
-Значит, какой мы можем сделать вывод?
Вывод: У замкнутой ломаной количество звеньев и вершин одинаковое, а у незамкнутой ломаной звеньев на одно меньше.
предположения.
Дети работают самостоятельно и контролируют свои действия
Коммуникативные УУД.
Участие в коллективном диалоге.
Личностные УУД.
Интерес к новому.
Познавательные УУД
Самостоятельное моделирование
Регулятивные УУД
Оценка
Регулятивные УУД
Постановка учебной задачи.
Регулятивные УУД
Осознание того, что знают.
Коммуникативные УУД.
Умение доказывать свою мысль. Умение точно выражать свои мысли.
Умение слушать и слышать.
Познавательные УУД.
Развитие математической речи.
Познавательные УУД.
Подведение под понятие.
6.Физкультминутка
7.Первичное закрепление.
8.Включение в систему знаний и повторение.
9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
-Какая геометрическая фигура у нас получилась? (четырехугольник)
Как вы думаете, из чего состоят геометрические фигуры?
-Распределить фигуры на группы и обосновать (слайд 5)(замкнутые, незамкнутые, цвет, кривые, ломаные) с проверкой по эталону. Оценивание работы кружками.
Работа по учебнику стр.68 №181
-Что нового сегодня вы узнали?
Работа в парах.
Самостоятельная работа
Коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД.
Умение договариваться и выполнять общую работу.
Регулятивные УУД.
Познавательные УУД.
Развитие внимания.
Способность к мобилизации.
Регулятивные УУД.
Контроль.
Регулятивные УУД.
Познавательные УУД.
Самостоятельное моделирование.
-Какие цели перед собой ставили? Удалось ли достичь их?
-Чему мы научились?
— Где эти знания можно применить?
— Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Вспомните задания, которые выполняли на уроке и оцените свою работу.
-Начертите на полях лесенку из трех ступенек и определите на какую ступеньку вы бы себя поставили. На верхнюю, если вам было все понятно и легко, на среднюю, если возникали небольшие трудности и на нижнюю, если были большие затруднения.
Оценка своей работы.
infourok.ru
Замкнутая ломаная линия — как она выглядит, и что такое вершины ломаной
Ломаной линией в геометрии принято называть геометрическую фигуру, которая состоит из двух или нескольких отрезков. Конец одного отрезка является началом другого. Обязательное условие, которому подчиняется любая ломаная, — соседние отрезки не должны располагаться на одной прямой.
Эти геометрические фигуры находят самое широкое применение в разных областях науки и практики:
- Картография — для построения изображений улиц и схем маршрутов.
- Архитектура — очертания зданий и строений.
- Ландшафтный дизайн — декоративное оформление и расположение тропинок.
- Химия — молекулярная структура сложных полимерных соединений.
- Медицина — мониторы для контроля функционального состояния органов и систем.
Типы ломаных линий
Рассматриваемые геометрические фигуры могут быть выстроены самыми разнообразными способами — они могут быть незамкнутыми и замкнутыми, пересекающимися и непересекающимися.
Замкнутая ломаная соответствует определенной геометрической фигуре — многоугольнику.
Если отрезки одной такой фигуры имеют точки пересечения друг с другом — эта линия называется самопересекающейся.
Всего существует 4 типа подобных линий по своей структуре:
- Замкнутые, которые не имеют пересечений.
- Незамкнутые, которые не имеют пересечений.
- Незамкнутые самопересекающиеся.
- Замкнутые, имеющие самопересечения.
Разновидностью такой геометрической фигуры может считаться зигзаг, у которого последовательные отрезки образуют прямой угол и параллельны друг другу через один. Зигзагами широко пользуются в обиходе — в портновском мастерстве, декоративном искусстве, оформлении предметов обихода.
Особенности замкнутых линий
Рассмотрим подробнее составляющие части этой геометрической фигуры.
- Один отрезок из тех, что составляют описываемую фигуру, называется ее звеном. Ломаной может считаться такая линия, которую составляют как минимум два отрезка — звена. Если звено одно — это просто единичный отрезок.
- Существует также понятие вершины ломаной. Этим термином принято называть точку, в которой соединяются концы двух звеньев. Такие точки в геометрии принято обозначать с помощью заглавных латинских букв. Сама ломаная называется сочетанием обозначений этих вершин. Например, названием такой линии может послужить сочетание ABCDEF.
- Если концы крайних звеньев этого геометрического объекта соединяются в одной точке, такая линия называется замкнутой.
- Ломаная линия может пересекать саму себя.
- Конечные вершины такой фигуры в геометрии принято называть черными точками.
Как уже было сказано выше, эта разновидность линий может иметь самопересечения. Наиболее популярным примером замкнутой линии, имеющей самопересечения, является пятиконечная звезда.
Многоугольник как разновидность замкнутой ломаной
Разновидностью описываемой геометрической фигуры является многоугольник. Точками в многоугольнике являются его вершины, а отрезки называются сторонами.
- Если вершины принадлежат одной и той же стороне многоугольника — они носят название смежных.
- Если отрезок соединяет две любых вершины, не являющиеся смежными, он называется диагональю.
- Если у многоугольника имеется n вершин — он называется n-угольником. У такой фигуры имеется количество сторон, равное n.
- Такая ломаная делит плоскость на 2 части — внешнюю и внутреннюю.
- Если точки многоугольника лежат по одну сторону от прямой и проходят через 2 соседние вершины — его принято называть выпуклым.
- Угол выпуклого многоугольника при данной вершине — это угол, который образован двумя его сторонами, для которых эта вершина является общей.
- Внешний угол выпуклого многоугольника при определенной вершине — это угол, смежный с внутренним углом многоугольника при этой же самой вершине.
Примерами многоугольников являются четырехугольники, треугольники, пятиугольники. Рассмотрим подробнее отличительные черты этих фигур.
Треугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, расположенных не на одной прямой. Эти точки попарно соединяются между собой отрезками.
Четырехугольником в геометрии называется фигура, которая имеет четыре угла и четыре стороны. Четырехугольники встречаются самые разнообразные — это могут быть трапеции, квадраты, параллелограммы, ромбы.
У трапеции параллельны две стороны, которые называются основаниями. Остальные две стороны не параллельны. У параллелограмма между собой параллельны две противоположные стороны.
Отличительной чертой прямоугольника является то, что все его углы прямые. У квадрата являются равными все четыре стороны. Кроме того, все углы у квадрата являются прямыми.
Если у многоугольника все стороны и углы равны, он называется правильным. Такой многоугольник всегда будет выпуклым.
liveposts.ru
Конспект урока по математике на тему «Замкнутые и незамкнутые прямые и ломаные линии» (4 класс коррекционная школа VIII вида)
Тема: Замкнутые и незамкнутые прямые ломаные линии
Цель: Расширять знания о видах линий.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
учить находить длину ломаной линии, а так же длину ее отрезков,
совершенствовать вычислительные умения и навыки
Коррекционно-развивающие:
развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память,
совершенствовать уровень развития математической речи.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям, учебную активность,
воспитывать интерес к каждодневному труду.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, счетный материал для слабых.
Ход урока
1.Организационный момент:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
— Руки? – На месте!
— Ноги? – На месте!
— Локти? – У края!
— Спина? – Прямая
Оформление тетрадей
У: Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2.Основная часть:
Устный счет, сообщение темы урока
У:Сейчас мы с вами для начало немножко разомнёмся.
Назовите круглые десятки.
Посчитаем по 2.
Сколько хвостиков у 6 осликов?
Сколько ножек у 4 кошек?
24+6= 45-15= 33+3= 78-8=
Первый множитель 4, второй 3 назовите произведение?
Первый множитель 4, второй 6, назовите произведение?
Таблица умножение на 4 ( с мячом)
В коробке лежало 16 конфет. Каждому ребенку дали по две конфеты. Сколько детей получили конфеты?
16: 2=8
( карточки)
Парашютист ( стр 51 № 4)
Актуализация знаний учащихся.
Какие меры длины вы знаете? Что больше 1 см или 1 дм? Чему равен 1 дм?
Скольким см равен 1 м? Какие инструменты вы возьмете чтобы измерить длину отрезка? А чтобы начертить окружность? Что такое отрезок?
А кто мне может сказать, что же такое ломаная линия? (Ломаная линия – линия, которая состоит из отрезков, не лежащих на одной прямой.)
На доске начерчены линии.
Как называются эти линии? ( кривые)
Окружность — это какая линия? ( Кривая замкнутая)
А дуга?
Работа по карточкам рабочая тетрадь стр 53.
Начертите путь муравья в тетради.
Муравей прополз вправо 5 см, затем вниз 2 см, затем вправо 6 см.
Какая линия получилась?
Как найти ее длину?
У: Послушайте внимательнорассказ про путешествие «точки и циркуля»
( уточнить у детей знают ли они что такое циркуль, как он выглядит)
У: Из чего же у нас состоит ломаная линия? ( из отрезков)
У: (Кирилл…) подойди к доске и покажи где у ломаной линии отрезки. ( дети выходят к доске и показывают)
Работа с ломаной:
У:Посмотрите на доску и найдите ломаные линии?(1,5)
Начертите ломаную линию. Длина первого отрезка 2см, второго 4 см, третьего – 3 см.
Вычислите длину ломаной линии.
Постройте отрезок, равный ее длине.
( сначала измерим все отрезки ломаной линии, а затем их сложим)
(раздаточный материал)
Физкультминутка:
Одолела нас дремота
Шевелиться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носки, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
Повторение пройденного материала:
Решение примеров:
У: Давайте решим примеры. Открываем тетрадочки, отступаем 2 клетки вниз, 3 клетки слева.
24+14+11=(38+11=49)
53-16-15 = ( 37-15=22)
47+ (75-63)= (47+12=59)
84- (56+16) = (84-72=12) ( для самостоятельного решения на оценку)
Решение задачи:
У: Учитель Молодцы! Теперь отступаем 2 клеточки вниз, 3 клеточки справа и пишем слово задача.
Послушайте задачу:
Ломаная состоит из 2 отрезков. Длина первого отрезка 32см, а длина второго отрезка на 13см длиннее первого. Найдите длину ломаной.
Ребята о чём задача? Что мы знаем о ломаной. ( что она состоит из 2 отрезков) А что ещё нам известно?( один отрезок 32 см, другой на 13 см длиннее первого) Какой у нас вопрос в задаче? ( Найти длину ломаной) Запишем условие:
1 отрезок – 32см
2 отрезок –? На 13 см длиннее первого
Длинна ломаной — ?
У:Как мы находим длину ломаной? ( нужно сложить длины всех отрезков). Но нам известна длина только одного отрезка. Сможем мы найти длину ломаной если знаем только длину 1 отрезка? Давайте найдём длину второго отрезка. Посмотрите в условие что про него сказано? ( что он на 13 см длиннее первого) Значит нам нужно к 32см +13см и мы узнаем длину 2 отрезка. Записываем в тетрадочку:
32 см+ 13см =45см второй отрезок. Теперь мы знаем длину всех отрезков можем мы узнать длину ломаной? Что нужно сделать? Сложить данные 1 и 2 отрезков.
32см+45см=77 см длина ломаной. Молодцы мы ответили на вопрос задачи.
3.Подведение итогов:
Рабочая тетрадь стр 50 (9)
Какие геометрические фигуры и сколько их? ( корабль из фигур)
У: Ребята что мы сегодня с вами повторяли на уроке? Что вам было интересно? Что трудно? Все сегодня очень хорошо занимались, старались. Давайте откроем дневники и запишем:
Домашнее задание: С.225 № 59(1)
Урок закончен.
Надя и Максим
Чистописание 9
Сложить из цифр числовой ряд
Карточки с цифрами
Отложить на счетах
Счеты
Нарисовать в тетрадях 9 кружков, 9 палочек.
Тетради
Состав числа 9.
Домики.
6 .Примеры
Линейка, счетный материал.
( палочки, кружки, треугольники)
Задача.
Карточки домики.
Гномы построили 6 красных домиков, и 3 синих домиков. Сколько всего домиков построили гномы.
Геометрический материал.
Построение квадрата, треугольника по точкам.
infourok.ru
Ломаные линии. Звено ломаной линии. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ
Тема: Северо-Западный экономический район
Подготовил учитель географии МОУ школы №5 г.о. Тольятти
Косенкова Елена Александровна
Цель урока: Продолжить формирование представлений и знаний об экономических районах России.
Задачи урока:
1) Рассказать о составе, размерах территории и ЭГП Северо-Запада.
2)Узнать особенности и характерные черты населения и трудовых ресурсов района.
3)Разобрать природные условия и природные ресурсы региона.
Оборудование: 1) атласы
2) кружки трёх цветов
3) презентация
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I.Орг. момент
1) Приветствие.
2) Проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово учителя.
— Ребята на прошлых уроках мы познакомились с районом Центральная Россия.
Сегодня познакомимся с новым Северо- Западным экономическим районом по такому же плану как и с предыдущим. Знакомство с целями урока ( презентация)
III Новая тема. Запись тему в тетрадь.
План
1) Состав района
2) Экономико-географическое положение района
3) Природные условия и ресурсы
4) Население и трудовые ресурсы
5) Викторина
— Работаем с 1 пунктом плана. Открыли атлас стр. 30. Называем субъекты экономического района. ( презентация)
— А сейчас совершим небольшое путешествие по городам Северо — Западного района.(демонстрация фотографий)
Старая ладога — это одно из старейших сохранившихся поселений в северо-западном регионе. Будучи основано скандинавами или голландцами около 753 года уже в 760е годы было разрушено словенами и построено на новый лад. Деревянная крепость была заложена в 870 а каменная в 1116 году. За свою историю крепость неоднократно захватывалась, переходила из рук в руки и перестраивалась. Если представить некий собирательный образ русской крепости средних веков, то это именно Старая Ладога.
Замок Инстенбург основанный в 1336 году — город рыцарей. Замок тевтонского ордена, был мощным военным укреплением, практически все походы ордена из Восточной Пруссии начинались с него. Разрушен во время войны.
— Следующий пункт плана ЭГП, который состоит из нескольких подпунктов, работаем с атласом с. 30
( презентация)
— положение района (запись в тетрадь)
Приморское положение, омывается Финским заливом Балтийского моря.
Морской порт Санкт-Петербург, Калининград, Выборг.
Пограничное.
— Соседние районы, государства
Пограничное положение (Финляндией, Эстонией, Латвией (с Литвой граничит Калининградская обл.), Белоруссией)
Северный и Центральный районы
— Транспортные магистрали
По территории района проходят ж/д и автомобильные дороги.
Они расходятся от Санкт-Петербурга веером во все соседние территории.
Имеет выход в Волгу и Белое море.
ВЫВОД Северо-Западный регион имеет выгодное экономико-географическое положение.
— С третьим пунктом плана работаем самостоятельно с картами.
1 ряд природные условия
— В атласе какого класса мы найдём данную информацию?( 8 класс)
— С какими картами?( климатическая, физическая)
2 ряд минеральные ресурсы
— Какой атлас и какие страницы?(9 класс, с.10-11)
5 минут на работу
природные условия (запись в тетрадь)
Расположен на северо-западе Русской равнины.
Морской ледниковый рельеф.
Климат умеренно-континентальный.
Область избыточного увлажнения.
Почвы подзолистые и дерново-подзолистые – малоплодородные.
минеральные ресурсы (презентация)
— Какие ещё ресурсы мы знаем?
— Какие здесь крупные реки и озёра?
Крупнейшие реки: Нева, Нарва, Волхов, Свирь, Ловать, Мста
Крупнейшие озера: Ладожское, Псковское, Чудское, Ильмень
Вывод: Район богат водными ресурсами
— Как их использует человек?
Вывод: Эксплуатация гидроэнергоресурсов затруднено из-за равнинного характера рельефа.
— Лесные ресурсы , что про них можно сказать?
Покрытость территории района – 30%.
Леса многослойные.
Запасы древесины не превышают 200 млн. куб.м.
Большая часть лесных массивов района изъята из промышленного использования, так как имеет большое водоохранное и рекреационное значение.
— Рекреационные ресурсы, что это?( условия для отдыха человека)
Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами — памятники истории и архитектуры, природные ландшафты — зоны отдыха и туризма.
Сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.
— Население лекция (запись в тетрадь)
Плотность населения — Средняя плотность:44,27 чел/кв. км., Максимальная плотность:76,9 чел/кв. км. Ленинградская область , 15,3 чел /кв. км.- Псковская область ,13,6 чел/кв. км.- Новгородская область.
Расселение населения:
Доля городского населения: 87 %, Число городов: 55, Крупнейшие города (более 100 тыс.чел.):
Санкт-Петербург — 4661 тыс. чел
Великий Новгород – 674,1 тыс. чел.
Псков – 202,7 тыс. чел.
Великие Луки – 104,9 тыс. чел.
IV.Подведение итогов.
— Викторина
1)Какие области входят в состав Северо-Западного района?
ОТВЕТ: Области: Ленинградская, Псковская, Новгородская, Калининградская.
2)Северо-Западный район имеет … положение
ОТВЕТ: Приморское и пограничное.
3)Половина население Северо-Запада проживает в …
ОТВЕТ: Санкт-Петербурге
4)Северо-Запад … природными ресурсами.
ОТВЕТ: не богат
5)Население района составляет … человек, из которых … живет в …
ОТВЕТ: 9 млн. 4,6 млн. Санкт-Петербурге
— Рефлексия
На столе кружки трёх цветов. Зелёный цвет понравился урок, жёлтый не понравился , красный безразлично. Поднимите свой кружок.
Выставление оценок.
V.Домашние задание. § 46.
infourok.ru
1. | Ломаная или нет? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 2 Б. | Выбор рисунков. Выбор ломаных и прямых линий. |
2. | Выбор ломаной. Звенья и вершины | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 2 Б. | Следует выбрать ломаную по количеству звеньев и указать количество вершин. |
3. | Замкнутая или незамкнутая ломаная, звенья | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 2 Б. | Определение вида линии и количества звеньев. |
4. | Обозначение ломаной. Выбор звена или вершины | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Обозначение ломаной. Выбор звена или вершины. |
5. | Длина ломаной | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Длина ломаной. Работа с рисунком. |
6. | Длина замкнутой ломаной | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Требуется найти длину замкнутой ломаной, при условии, что известны длины звеньев. |
7. | Длина ломаной из четырёх звеньев | 2 вид — интерпретация | сложное | 4 Б. | Поэтапное решение текстовой задачи, находится длина ломаной. |
www.yaklass.ru