Нераспространенные и распространенные предложения урок – Разработка урока по теме: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Урок «Распространенные и нераспространенные предложения»
Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Цель урока: вторичное закрепление усвоенных знаний, по теме распространенные и нераспространенные предложения; умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов
Задачи:
Учебная: формировать умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов.
Познавательная: закрепить у обучающихся понятия: распространенные и нераспространенные предложения. Развивающая: развивать мышление, память, внимание, связную речь
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Оборудование:
— карточки
— таблицы
— учебники
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята.
— Прозвенел звонок, внимание,
Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.
Я прошу вас быть внимательными и активными
Вспомните : какую тему мы изучаем? (Предложение)
Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока «Распространенные и нераспространенные предложения». Мы будем с вами закреплять умение различать распространенные и нераспространенные предложения, находить главные и второстепенные члены предложения, а для этого вам нужно подключить внимание, память, мышление, ответы на поставленные вопросы должны быть полными. Работать в тетрадях надо чисто и аккуратно.
Работа в тетрадях
— Откройте тетради и запишите число и тему урока
4. Минутка чистописания
Начнем наш урок с минутки чистописания. Пропишите, то слово, которое написано у вас в тетради.
(Спросить, какие слова прописали)
МАЛЬЧИК, ПРОЧИТАЛ, ИНТЕРЕСНАЯ, КНИГА. ( Слова записаны на доске)
Учитель. Ребята, посмотрите, эти же слова записаны на доске
Вопросы. А) Что можно составить из слов?
Б) Какую часть слова вы изменили, чтобы связать слова в
предложение? В) Запишите предложение в тетрадь (1 ученик у доски)
МАЛЬЧИК ПРОЧИТАЛ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ.
Г) Как вы думаете: это предложение распространенное или нераспространенное? Докажите: подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Какие предложения называются распространенными?
Какие предложения называются нераспространенными?
Выпишите главные члены предложения.
Как называются главные члены предложения?
Работа над предложениями, записанными на доске
На доске записаны предложения, прочитайте их.
РАЗДАЛСЯ ГРОМ. ПРОБЕЖАЛ ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕРОК. КРУПНЫЕ КАПЛИ ДОЖДЯ ЗАСТУЧАЛИ ПО КРЫШЕ ДОМА. СВЕРКНУЛА МОЛНИЯ.
Задание.- Скажите: есть в этом тексте нераспространенные предложения, прочитайте их и выпишите. Почему они нераспространенные?
— Прочитайте оставшиеся предложения Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? Запишите.
— В предложении: Пробежал холодный ветерок — подчеркните главные и второстепенные члены (1 ученик у доски)
— В предложении: Крупные капли дождя застучали по крыше дома. Найдите существительные в этом предложении и определите падеж. (1 ученик у доски)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Работа по учебнику
Ребята, пока вы делали зарядку для глаз, я нашла упражнение 503, но не смогла разделить текст на предложения. Помогите мне.
УПР. 503 СТР. 188
Разделите текст на предложения
( Чтение вслух текста одним учеником. Чтение по предложениям.)
Сколько здесь предложений?
С какой буквы будем писать предложения после точки?
Запись в тетрадь.( Ксюша,Влада, Женя записывают 4 предложения).
Задание. Прочитайте нераспространенные предложения.
В распространенных предложениях подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
ФИЗМИНУТКА
Нам за партой не сидится,
Разминаем поясницу:
Встали, выровняли спинки.
Вправо, влево наклонились,
Потянулись, повернулись,
Повернулись, потянулись.
Сели, встали.
Хорошо мы отдохнули
И к учёбе вновь вернулись.
В? Какие члены предложения помогают нам передать предложение более точно? (Второстепенные)
Нераспространенное предложение распространи с помощью вопросов, подходящими по смыслу словами.
(Где?) ЗАЖУРЧАЛИ (какие?) ручьи.
НА УЛИЦЕ ЗАЖУРЧАЛИ ЗВОНКИЕ РУЧЬИ.
Задание. Грамматический разбор предложения.
Самостоятельная работа по карточкам
Ребята, я приготовила для вас карточки. Карточки разной сложности, но задание для всех одинаковое.
Найдите и выпишите нераспространенные предложения.
Прочитайте текст.
Как называется рассказ, из которого взят отрывок?
Кто такой Желтухин?
Карточка № 1
Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднёс её. Желтухин подпрыгнул. Потом он изо всей силы клюнул Никиту в палец и приготовился к драке. Никита засмеялся.
Карточка № 2
Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднёс её. Желтухин подпрыгнул.
Домашнее задание
Выучить четверостишие. Обратите внимание, из каких предложений состоит это четверостишие.
Улетели гуси.
Лето закатилось.
По лесам брусника
В кузовок просилась.
Итог урока.
Что изучали? Что повторили?
Оценки за урок. (Ребята оценивают ответы своих товарищей вместе с учителем).
Самоанализ урока русского языка
Учитель: Зинкина Татьяна АлександровнаВ классе 14 человек. Присутствовало: 12человек Отсутствовало: 2
Учатся на хорошо и отлично 9 человек, не усваивает программный материал 1 человек.
При разработке данного урока учитывались психофизические особенности данного класса: неустойчивая эмоционально – волевая сфера, наличие детей с гипервозбудимостью, невысокая работоспособность отдельных обучающихся, трудности с запоминанием материала.
Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Цель урока: вторичное закрепление усвоенных знаний, по теме распространенные и нераспространенные предложения; умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов
Задачи:
Учебная: формировать умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов.
Познавательная: закрепить у обучающихся понятия: распространенные и нераспространенные предложения. Развивающая: развивать мышление, память, внимание, связную речь
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Оборудование:
— карточки
— таблицы
— учебники
Форма урока традиционная. По счету на данную тему урок второй.
Все этапы урока были соблюдены: организационный момент, объявлена тема и цели урока, минутка чистописания, подводящая к проверке домашнего задания путем практических действий, закрепление с повторением изученного материала, дано домашнее задание, подведен итог урока, выставлены отметки не только мной, но и отмечены слоненком, чем вызвало положительные эмоции у ребят.
Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (упражнения на релаксацию зрения, физминутка способствовали снятию усталости).
Согласно задачи, которая была поставлена перед обучающимися, акцент делался на дифференциацию: распространенные и нераспространенные предложения и на наличие главных и второстепенных членов предложения. На уроке использовались словесные методы обучения: диалог, беседа, объяснение. Практические методы: работа с книгой, на доске, работа по карточкам. Исходя из уровня работоспособности и темпа работы отдельных обучающихся, я применила на уроке дифференцированный подход. Это было видно при выполнении упражнения и при работе с карточками.
Виды речевой деятельности на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, добивалась полных ответов на поставленные вопросы.
На уроке развивались познавательные процессы: память (вспомнили падежи, части речи), внимание привлекалось на протяжении всего урока, постоянно будировала мысль :почему? как?
Все задания были подобраны с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Дети хорошо ориентировались в новой теме, находили и различали распространенные и нераспространенные предложения, выделяли главные и второстепенные члены предложения.
За счет применения разных вариантов заданий, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени, предупреждалась перегрузка школьников.
В конце урока был подведен итог и оценены ответы обучающихся.
Я считаю, что я достигла поставленной цели.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме «Распространенные и нераспространенные предложения»
Разделы: Русский язык
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.
Задачи:
- образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;
- развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения;
- воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
Упр.№169 (фронтальная проверка).
— Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)
3) Синтаксическая пятиминутка.
— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
— Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.
1. Наступила осень. 2. Воздух сегодня свежий 3. Вы сходили в лес?
4. Полюбуйтесь красотой осенних листьев. 5. Красив лес в осеннем уборе!
4) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).
— Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)
— Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?
— Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)
— Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.
— На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)
— Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.
5) Объяснение нового материала.
— Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)
— Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)
— Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)
— Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
— Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».
— Сравните предложения, записанные на доске:
Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер.
— Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)
— Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?
Чтение правила на стр.70.
— Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?(распространенные и нераспространенные)
— Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?
— Приведите примеры нераспространенных предложений.
— Приведите примеры распространенных предложений.
— Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.
— Запишите предложение «Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)
— Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)
— Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.(щедрая осень, украсила листьями, яркими листьями, украсила поляны, лесные поляны)
— От каких членов предложения задавали вопросы?
— Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?
— Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
6) Физкультминутка под музыку (один ученик у доски показывает упражнения, а другие повторяют за ним)
7) Закрепление материала.
1. Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)
Грохочет гром. Трещат сучья. Лес удивляет.
— Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)
— Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.
2. Роль нераспространенных предложений в речи.
— Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.
Поздний вечер.
Пустеет улица. (нераспространенное)
Тощий бродяга
Сутулится.
Свищет ветер. (нераспространенное)
— Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)
3. Запись под диктовку предложений. (самостоятельная работа)
— Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.
— Объясните выбор орфограмм в корнях глаголов.
Продолжается сушь великая.
Затянулся ржавой тиной пруд широкий, обмелел.
Рано утром иду по лесу.
Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.
— Из какого произведения взято последнее предложение? Кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
8) Обобщение материала. (фронтальный опрос)
— Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)
— Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
— Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.
— Профессор Л.В.Щерба придумал «глокий» язык, с которым мы уже сталкивались на наших уроках. И вот для того чтобы проверить, как его ученики поняли тему «Распространенные и нераспространенные предложения», он дал им задание охарактеризовать по наличию главных и второстепенных членов следующее предложение «Молясный молодильник перешумекал корокувицу.»
— Скажите, какое это предложение, и объясните свою точку зрения. (предложение распространенное, т.к. есть второстепенные члены)
9) Подведение итогов
(выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№172
17.02.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Открытый урок по русскому языку на тему «Распространенные и нераспространенные предложения»
Тема: Распространённые и нераспространенные предложения
Цели урока: закрепить знания о распространенных и нераспространенных предложениях; создать условия для формирования умения отличать нераспространённые предложения от распространенных, умения распространять предложения; развивать навыки грамотного письма, воображение, умение рассуждать; развивать память, умение анализировать, способствовать развитию связной речи; воспитание положительной мотивации к обучению через ИКТ – технологии, технологию БиС, воспитание интереса к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
– Здравствуйте, ребята!
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов!
Потому что ЗДРАВСТВУЙ –
Значит — БУДЬ ЗДОРОВ!
– Поздороваемся с нашими гостями кивком головы и улыбкой. Пожелаем друг другу здоровья и успехов! Садитесь.
2. Оформление классной работы в тетради
— Откройте тетради. Запишем в них число, классная работа.
Двадцать четвертое февраля.
Классная работа.
1. Минутка чистописания
— Отгадайте загадку: Мы бублик разломили и в букву превратили (буква С)
— Пропишите Заглавную и строчную букву Сс.
Сс СС СсС сс Сс СС сСс сс.
2. Словарная работа
— Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы «С».
СОБИПАС, СОКАБА, САХРА, СБАТОУБ, сдеяонг.
(Спасибо, собака, сахар, суббота, сегодня)
— Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.
— Давайте проверим, как вы записали.
3. Минутка «Полиглот»
— А знаете ли вы как «Спасибо» на казахском? (рахмет)
— На английском? (Thank You)
— А знаете ли вы как «собака» на казахском? (ит)
— На английском? (Dog)
— А знаете ли вы как «сахар» на казахском? (қант)
— На английском? (sugar)
— А знаете ли вы как «суббота» на казахском? (сенбі)
— На английском? (Saturday)
— А знаете ли вы как «сегодня» на казахском? (бүгін)
— А на английском? (today)
— Молодцы.
3. Актуализация знаний и повторение.
— Рассмотрите рисунок. Кто сидит на дереве? (Птичка)
— Это соловей.
— Что делает соловей? (соловей поёт)
— Что мы составили? (Предложение)
— Что мы знаем о предложении? (ответы детей)
— Что такое грамматическая основа? (это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое)
— Подлежащее – это …
— Сказуемое – это …
— Назовите грамматическую основу этого предложения (Кто? Соловей — подлежащее, что делает? – поет – сказуемое)
— Давайте дополним предложение.
— Что поёт соловей? (Соловей поет песню)
— Какую? (Соловей поет звонкую песню)
— О чем? (Соловей поет звонкую песню о весне)
— О какой весне? (Соловей поет звонкую песню о долгожданной весне)
— Сравните два предложения: Соловей поёт. Соловей поёт звонкую песню о долгожданной весне.
— Чем отличается первое предложение от второго?
— Предложение, которое состоит только из грамматической основы, называется нераспространённым. Предложение, в котором есть грамматическая основа и второстепенные члены предложения, называется распространённым.
— Какие второстепенные члены предложения нам известны?
— Дополнение – второстепенный член преложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, выражается существительным или местоимением, подчеркивается пунктиром.
— Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, причину и др, отвечает на вопросы Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как? И подчеркивается – пунктир с точкой.
— Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Обычно выражается прилагательным, подчеркивается волнистой линией.
4. Первичное закрепление материала
— Как определить распространенным или нераспространенным является предложение? (ответы детей)
— Чтобы определить, какое предложение перед нами – распространённое или нераспространённое, нужно:
* найти в нём грамматическую основу
* и посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены.
— Казалось бы, подлежащее и сказуемое – это два слова, поэтому, если в предложении больше двух слов, то оно распространённое. Такое мнение ошибочное. — — Мы можем встретить нераспространённое предложение, в котором несколько подлежащих или сказуемых:
Солнце светит и греет.
Дети и взрослые отдыхают – это нераспространенные предложения.
— И наоборот, бывают распространённые предложения из двух слов, в которых нет подлежащего или сказуемого:Быстро стемнело.
Поздний вечер. – это распространенные предложения.
Вывод: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения.
5. Физминутка.
— Хорошо. Перед тем, как мы будем закреплять наши знания, немного отдохнем.
Музыкальная пауза «Фиксики-помогатор»
6. Закрепление .
Работа по тренажеру «Предложение».
5 + 30.
«Проба» — №16, один хлопок, 5 + 30.
Проверка. Занесение результата в МПМ.
«Закрепление» — №17, два хлопка, 5 + 30
Проверка. Занесение результата в МПМ.
«Память» — №18., три хлопка, 5 + 30
Проверка. Занесение результата в МПМ.
В комнате играет музыка. (распр.) | Маша купила красивое платье. | Терпенье и труд все перетрут. (распр.) | |
№17 | (Наступать) вечер, (взойти) луна. | Птица влетела. | Труд, портит, человека, лень, кормит, а. |
Наступил вечер, взошла луна. (нераспр.) | Птица влетела в открытое окно. | Труд человека кормит, а лень портит.(распр.) | |
№18 | (Последняя) звонок. | Дитя радует. | Язык, голова, не, болтает, а, знает. |
Последний звонок. (распр.) | Дитя радует первыми шагами. | Язык болтает, а голова не знает. (нераспр.) |
7. Итог.
— Хорошо. Молодцы. Подведем итог.
— Понаблюдайте над своей речью и речью окружающих. Какие предложения мы используем чаще?
— Конечно, распространённые. А почему? (ответы детей)
— Распространенные предложения помогают нам более точно и подробно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче.
Оценивание.
8. Домашнее задание.
Стр. 194, упр. 518.
Резерв — Игра «Кто больше?». Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Дети по очереди выходят к доске и дописывают слова. Выглянуло солнышко. Пришла зима. Вечер наступил.
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Нераспространённые и распространённые предложения
Тема урока: Нераспространённые и распространённые предложения.
Урок русского языка в 5 классе
(Использование технологии проблемного обучения, межпредметные связи: литература, искусство)
Цель урока:
изучить новые термины; научиться отличать односоставные и двусоставные предложения от распространённых и нераспространённых; отработать навыки находить нераспространённые и распространённые предложения в тексте.
Воспитательная цель:
нравственное и эстетическое воспитание.
(Воспитательная цель отображена в девизе к уроку и направлена на формирование всесторонне-развитой личности, сочетающей в себе нравственные качества и эстетический вкус).
Развивающая цель: развитие познавательных способностей учеников.
Тип урока: урок-диалог
Оборудование урока: проектор; кактус-комнатное растение; выставка рисунков учащихся, выполненных различными красками; записанные на доске нравственные качества.
Девиз урока:
« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли»
А. П. Чехов.
Ход урока
I.
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос:
— Назовите главные члены предложения. Приведите примеры.
-Назовите второстепенные члены предложения. Приведите примеры.
-Как называют предложения, у которых есть и подлежащее и сказуемое?
Пример (двусоставные предложения).
-А какие предложения называются односоставными?
II.
Беседа по девизу урока:
— О какой красоте идёт речь в высказывании?
(о внешнем облике и о внутреннем мире человека)
-Как по-другому называют внутренний мир человека?
(духовный, духовность)
На доске записано значение слова, выписанное из толкового словаря С. И. Ожегова:
Духовность – свойство души, состояние в преобладании духовных и интеллектуальных интересов над материальными.
— Какие нравственные качества должен в себе воспитывать человек? (называют)
— Сопоставьте свои ответы с записью на доске. (учитель раскрывает доску)
Нравственные качества:
порядочность,
честность,
доброта,
скромность,
доброжелательность,
чуткость,
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
человеческое достоинство…
— Как вы думаете, труднее быть внешне красивым или внутренне? Почему?
( Духовно человек развивается и совершенствуется всю жизнь, а нарядиться можно мгновенно)
— Какая пословица вам вспомнилась после наших рассуждений?
(По одёжке встречают, а по уму провожают)
— Что важнее: внешняя красивость или душевная красота?
(Душевная)
— Обращаем ли мы внимание на внешность человека, если он добрый, честный…?
— А если он красив, но злой…?
( Связь со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна»: Почему добрый царь не позвал на пир двенадцатую чародейку? Потому что она была хромоногой, старой? Или была другая причина?)
Вывод: очень хорошо, когда личность гармонична: когда внутренний мир человека соответствует его внешнему облику. Каждый из вас уже красив. И ваша задача не испортить первозданную красоту плохими поступками.
III. Объяснение нового материала.
1. Объяснение осуществляется путём работы над предложениями, записанными на доске.
Дети трудятся.
Дети дружно трудятся
— Подчеркните в предложениях грамматическую основу. Каковы предложения по составу: односоставные или двусоставные? Отличаются ли они друг от друга?
(Оба предложения двусоставные. Но во втором предложении помимо грамматической основы есть второстепенный член предложения – обстоятельство)
- Продолжим наблюдение, записав ещё два предложения:
Осень.
Наступила золотая осень.
-Каковы эти предложения по составу: односоставные или двусоставные? Отличаются ли они друг от друга?
(Первое предложение — односоставное, второе – двусоставное и в нём есть определение.)
— Смысл каких предложений в каждой из групп полнее: первых или вторых? (Вторых)
— Из чего состоят два первых предложения?
(только из грамматических основ: Дети трудятся. Осень.).
— За счёт чего распространяются вторые предложения?
(за счёт второстепенных членов предложения: обстоятельства и определения).
— Какова роль второстепенных членов предложения?
(они расширяют, распространяют предложения)
Сделаем вывод: какие предложения называются распространёнными?
(Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть второстепенные, называются распространёнными)
— Какие нераспространённые? Вы догадались?
(Верно! Те, у которых нет ни одного второстепенного члена предложения)
— Скажите, ребята, достаточно ли хотя бы одного второстепенного члена предложения, чтобы предложение стало распространённым?
( Да, именно такие предложения и были в наших примерах)
IV. Закрепление нового материала.
- Читаем стихотворение Николая Доризо «Красота»:
Вот кактус.
Разве он цветок?
На бугорке земли шершавой
Нелепо скрюченный виток
Колючей проволоки ржавой.
Однако даже он
И тот
Однажды вдруг
В степи кромешной
Цветёт,
Да как ещё цветёт,
С какой доверчивостью нежной!…
Спит красота в любом из нас.
Мы все красивы от рожденья-
Однажды
Вдруг,
Хотя б на час
Или хотя бы на мгновенье,
Спит красота.
И жаль мне тех,
В ком глухо спят её порывы,
Тех,
Кто ушёл от нас навек,
Не зная, как они красивы.
— О чём это стихотворение?
— В каких строчках заключена основная мысль?
( Спит красота в любом из нас. Мы все красивы от рожденья)
— Какие чувства оно пробудило у вас?
— Какой вывод можно сделать из услышанного?
(Необходимо научиться видеть красоту, не растрачивать первозданную красоту, постоянно совершенствовать себя, помогать другим раскрыть себя)
- Задание к тексту (стихотворение, а затем и задание к нему перед детьми в
на экране)
— Выпишите из стихотворения нераспространённые предложения
(Вот кактус. Разве он цветок?)
— А кто-нибудь знает, какими частями речи является слова «вот» и «разве»?
(это частицы: «вот- указательная, а «разве»-вопросительная)
— Автор сравнивает кактус с человеком. А какой он человек-кактус? (учитель демонстрирует кактус в цветочном горшке)
— Какими чертами характера обладает человек-кактус?
(неприступный, способный ранить, причинить душевную боль…)
— Как вы думаете, ребята, шипы у этого цветка только для того, чтобы ранить? (шипы у него для защиты)
-Скажите, может ли такой человек совершить добрый поступок? Как об этом сказано в стихотворении? ( Наверное, может. Он просто нуждается сам в защите. Возможно, он более раним, чем другие. Может быть, его часто обижали в жизни, как собачку Кусаку, из рассказа Леонида Андреева)
- Викторина:
(Детям заранее предложила дома нарисовать следующие цветы: розу, лилию, хризантему, колокольчик, ромашку, одуванчик, календулу, петушиные гребешки. Рисунки выполнялись различными красками: гуашью, акварелью, пастелью, углем. Если дети будут испытывать затруднения при ответе, они смогут воспользоваться заранее приготовленными подсказками. От мастерства маленького художника зависит точность рисунка, его узнаваемость).
— Какой цветок напоминает нежного, но очень слащавого человека?
(лилия)
-Какой цветок ассоциируется с человеком, который никогда не умолкает? (колокольчик)
-А какой похож на человека очень привлекательного, но способного больно ранить? (роза)
— Какой цветок даже внешне похож на очень стойкого человека? (хризантема)
— Какой цветок ассоциируется с человеком-драчуном? (петушиные гребешки)
— Какой напоминает человека, быстро меняющего своё настроение, с неустойчивым характером? (одуванчик)
— А какой похож на крайне скромного, неброского, но очень милого человека? (ромашка)
— Какой цветок напоминает человека, готового всегда прийти на помощь? (календула)
В конце урока учитель изобразительного искусства отметит наиболее удачные ученические работы .
Домашнее задание:
Напишите сочинение-рассуждение о человеке-цветке: « Знакомый незнакомец», используя в нём предложения на изученную тему. ( Вы должны описать кого-либо из одноклассников, знакомых, используя отличительные особенности цветов, растений. Мне бы не хотелось, что бы вы писали о человеке-чертополохе, человеке-полыни. Возможно, кто-то пожелает написать о человеке-букете. Помните, что букет – это умело составленная композиция. Если вас что-то раздражает в этом букете, помогите составить красивую композицию).
nsportal.ru
Конспект урока на тему: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме «Распространенные и нераспространенные предложения»
Разделы: Русский язык
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.
Задачи:
Образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;
Развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения
Воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
— Что мы называем грамматической основой?
— Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)
Синтаксическая пятиминутка.
— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
3. Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.
1. Наступила золотая осень. 2. Под ногами рассыпаны разноцветные листья. 3. Солнце светит ярко, но уже не греет. 4.Вы любите ходить в лес за грибами? 5. Мы с родителями очень любим лес осенью!
4) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).
— Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)
— Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?
— Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)
— Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.
(Предложения, которые записаны на доске). Берегите лес! Очень люблю собирать грибы. Грузди – мои любимые грибы.
— На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)
— Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.
5) Объяснение нового материала.
— Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)
— Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)
— Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)
— Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».
Сравните предложения, записанные на доске:
Идет дождь. – Осенью часто идет дождь.
— Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)
— Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?
Чтение правила на стр.70.
— Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?(распространенные и нераспространенные)
— Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?
— Приведите примеры нераспространенных предложений.
— Приведите примеры распространенных предложений.
— Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.
— Запишите предложение «На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин.» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)
— Выделите его грамматическую основу. (пятна выделяются)
— Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.
— От каких членов предложения задавали вопросы?
— Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?
— Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
6) Физкультминутка под музыку (один ученик у доски показывает упражнения, а другие повторяют за ним)
7) Закрепление материала.
1. Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)
Пролетело лето. Наступила осень. Школьники учатся.
— Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)
— Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.
2. Роль нераспространенных предложений в речи.
— Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.
Поздний вечер.
Пустеет улица. (нераспространенное)
Тощий бродяга
Сутулится.
Свищет ветер. (нераспространенное)
— Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)
3. Запись под диктовку предложений. (самостоятельная работа)
— Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.
— Объясните выбор орфограмм.
Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.
— Кто автор этого произведения? (Тургенев «Осенний день в березовой роще»)
8) Обобщение материала. (фронтальный опрос)
— Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)
— Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
— Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.
9) Подведение итогов
(Выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№172
infourok.ru
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | — Ребята, покажите, какое у вас настроение. — Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Я надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. | Подготовка класса к работе. | Л. Положительное отношение у чебе. |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям по разделу «Синтаксис». |
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит И горят в глазах жука два блестящих огонька (Автомобиль) Он науку изучил, землю словно приручил. Знает он, когда сажать, сеять как и убирать. Он знаток в краю родном и зовется …. (Агроном) В желтом море корабль плывет, Он идет, волну сечет, Из трубы зерно течет (Комбайн) Состояние природы в определённом месте, в определённое время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер (Погода) Коллективное хозяйство, объединение крестьян, форма организации сельскохозяйственного труда (Колхоз) | Отгадывание загадок, повторение словарных слов. | Л: имеют мотивацию к учебной деятельности. Р: принимают учебную задачу. |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Создает проблемную ситуацию Лес удивляет. Лес удивляет своими богатствами. — для чего я написала 2 предложения? — что общего? — чем отличаются предложения? — какое предложение понравилось больше? — какое предложение несет большую информацию? | Ставят цели, формулируют тему урока. Проводят синтаксические разборы, проверяют выполненные работы. | Р: определяют в сотрудничестве с учителем тему урока. П: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбора способа и средств их реализации | Работа с учебником. Составление алгоритма. Предложение. Осень урасила
(какая?) (что?) (чем?) Щедрая очень украсила поляны листьями Физкультминутка под музыку | Составление алгоритма. Составление предложений по схеме. Делают вывод. Отдыхают , ритмично двигаясь. | П: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания. Р: планируют необходимые действия, операции, работают по плану К: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач Л: интерес к учебному материалу. Л: осознают необходимость заботы о здоровье |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися нового материала по отличию распространённых и нераспрстранённых предложений. | Игра «Снежный ком». В качестве снежного кома выступает предложение Светит солнце. Представим, что это предложение маленький снежный ком. Я бросаю его вам с заданием распространить второстепенными членами. От чего разросся снежный ком? Распределительный диктант.(взаимопроверка) Расположите предложения в таком порядке
а) Горела заря. б) Блестит чистое зеркало воды. в) Пожелтели листья г) Медленно падают березовые листья на воду. д) Осень царствует. | Составляют распространенные предложения. Распределительный диктант. | Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П: владеть общими приемами решения предложенных задач. Р: осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности. |
Творческая работа в группах | Я вам предлагаю быть писателями и составить красивые предложения 1 группа. Наступила осень. 2 группа. Падают листья. 3 группа. Пошёл дождь. Ребята демонстрируют свои работы. — что у вас получилось? -давайте вспомним, что такое текст? | Работа в группах | К: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Включение в систему знаний. | Выборочный диктант 1 вар. Распространенные предложения. 2 вар. Нераспространенные предложения. Вчера была гроза. Молнии сверкали. Гремел сильный гром. Сначала на небе появились тучи. Затем ударили первые раскаты грома. Наступила ночь. Скоро непогода закончилась. Ушли тучи. Выглянуло солнышко. На улице приятно запахло свежестью. Чтобы завершить нашу работу и узнать насколько хорошо мы усвоили тему, вам предлагается пройти Тест. 1)укажите среди данных предложений повествовательные: А: Памяти бывших будьте достойны. В: Кто там стучится у ворот? Б: Закружилась листва золотая. 2) найдите нераспространенные предложения А: Прохлада освежает и бодрит. Б: Плыли тучки. В: Снова замерло всё до рассвета. 3) В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым А: Амур самая длинная река России Б: В небе вспыхнула молния. | Выборочный диктант Решают тест. | Р: оценивают свою работу К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Рефлексия. | В одной сказке Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе девица?» «Тепло ли тебе красная?» А я хочу узнать комфортно ли вы чувствовали себя на уроке? — что вам понравилось? — Какие задания были трудными? В начале урока я вам раздала кленовые листочки. Поднимите красные листочки, кто хорошо разобрался с темой. Зеленые- те, у кого остались вопросы. Жёлтые- кто не понял тему. Расшифруйте запись. Вы действительно молодцы! | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Р: оценивают свою работу. |
kopilkaurokov.ru
Урок «Простое нераспространенное и распространенное предложения»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Учалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Урок
«Простое нераспространенное и распространенное предложения»
Класс: 7
Подготовила: Аскарова Р.Р.
Цель: упражнение в выборе точных слов для распространения предложений.
Задачи:
— развертывания текста-описания на основе нераспространенных предложений.
— развитие умения подбирать лексический материал для подтверждения основной мысли текста.
— формирование умения употреблять предложения в структуре текста.
— коррекция речемыслительной деятельности обучающихся.
Оборудование: схема нераспространенного и распространенного предложений; ветка с желтыми листьями; карточки для домашнего задания.
Ход урока:
1. Фронтальная работа с классом.
Работа с нераспространенным и распространенным предложениями.
— Какую тему мы изучаем?
Сравните три схемы предложений. Чем отличаются две первые схемы?
1._____________ ___________
2. _________ ———- _________
3. ————_______———-__________
__________
— Чем отличается вторая и третья схемы?
● Демонстрация ветки с листьями.
— Что стало с листьями? Запишите предложение, опираясь на первую схему. (Листья пожелтели.) Какое это предложение?
— Распространите его, опираясь на вторую схему. (Листья клена пожелтели.) Запишите предложение.
— Какое предложение более полно выражает мысль? Почему?
— Составьте предложение, опираясь на третью схему. (Ранней осенью листья клена пожелтели.) Запишите его.
— Чего мы достигли, увеличив число слов в предложении? (Оно стало еще более полным.)
— Какая новая информация появилась в нем?
Выделение главных и второстепенных членов предложения в соответствии со схемой.
2. Подбор лексико-синтаксического для предполагаемого текста описания.
— Прочитайте начало текста.
Разбудило солнышко лес. Что тут началось!
— В каком предложении заключена основная мысль? (Что тут началось!)
— Как вы думаете, что тут началось? (Высказывания обучающихся.)
— Давайте перечислим тех, о ком мы будем рассказывать. (Например: белки, птицы, муравьи.)
— Подумаем, что каждый из названных жителей леса будет делать, как совершать действие и где будет в это время находиться. (Подбор глаголов, наречий и существительных, обозначающих место действия.)
Заполнение схемы.
Белки
Что сделали? Как? Где?
Запрыгали радостно по деревьям
Запели звонко на ветках
Забегали хлопотливо по дорожкам
— Как бы озаглавили текст? (Выбор заглавия.)
Устное составление предложений с опорой на схему.
— Теперь, опираясь на схему, составим предложения, которые подтвердят основную мысль, развернут ее. Еще раз проговорим, какая основная мысль текста.
— Составьте предложения, соединив слова так, как они расположены в схеме.
(Белки запрыгали радостно по деревьям. Птицы запели звонко на ветках. …)
— Передает ли наш текст шум, движение лесной жизни, если все предложения, как солдатики, построены по одной схеме?
— Давайте подумаем, как лучше построить предложения, с какого слова начинать каждое из них, чтобы текст не был однообразным.
Радостно запрыгали по деревьям белки. На ветках звонко запели птицы. Муравьи хлопотливо забегали по дорожкам.
● Оформление заключения. (Еще раз подтверждаем основную мысль, но другими словами: Лес зажил шумной, радостной жизнью.)
— Какие предложения мы подобрали для текста – распространенные или нераспространенные?
●Самостоятельная запись в тетрадях заглавия и текста-описания. Соблюдение красной строки. Проверки выполненного.
3.Работа с учебником. Упражнение 17, с.17
Прочитайте. Какие даны предложения – распространенные или нераспространенные?
— Что мы будем делать? (Распространять предложения.)
— Может ли вы сказать, что это текст? Докажите.
— Озаглавьте текст.
— Чем текст отличается от предложения? (С помощью предложения мы можем выразить мысль, а в тексте развить ее в двух или нескольких предложениях.)
4. Задание на дом. (Обучающиеся получают карточки с заданием распространить предложения в главной части текста.)
(Примерный текст.)
Начало шторма
Мы плыли на пароходе по Волге.
Подул ветер. Закачались сосны. Волны стали пенится и биться. Сгущалась тьма.
Нам стало страшно!
5.Итог урока.
— Какие предложения более полно выразят нашу мысль? (Распространенные.)
— Какую роль в нашей речи играет связное высказывание – текст? (Помогает нам более точно и полно рассказать о том, что мы хотим сообщить.)
infourok.ru