cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Недостатки дистанционной формы обучения – —

«Достоинства и недостатки дистанционного обучения»

КЧГБПОУ «Первомайский аграрный колледж»

Дистанционное обучение:
достоинства и недостатки,
перспективы развития

Эркенова А.М.

учитель информатики и ИКТ

Для большинства специалистов очевидна истина,

что дистанционное обучение —
это новая форма обучения, получения образования, а не
некие «дистанционные технологии», как это представлено
в Законе об образовании.
Е.С. Полат

Учиться дистанционно никогда не поздно
Народная мудрость.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников и студентов активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

В тоже время необходимость получения основного образования в течение всей жизни или переквалификации развивают потенциал дистанционного обучения. С развитием и распространением Интернет технологий у дистанционного обучения появились новые возможности . В мире появилось огромное количество курсов дистанционного обучения и целые университеты дистанционного обучения.

Интересные цифры:

  • Бюджет Открытого Университета Великобритании – 400 млн.фунтов.

  • В Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны.

  • Национальный Открытый Университет Индиры Ганди насчитывает более 1 млн. студентов.

  • 81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения.

  • 67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития.

«На сегодня мы имеем более 100 млн. слушателей e-Learning программ в мире. Общий
объем рынка в 2017 году составил 10 млрд. долларов, из них 7 млрд. приходится на Европу»
сообщила управляющий директор eLearnExpo Салли-Энн Мур в прошлом году на 1-ой
международной конференции по е-образованию в Москве.

Достоинства дистанционного обучения

   Технологичность — обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

  •    Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. (Образовательные учреждения США предлагали дистанционные курсы на следующей технической базе (в процентах от общего числа):
    • двустороннее интерактивное видео (two way interactive video) -57%;
    • односторонне видео, двустороннее аудио (one way video, two way audio) -24%;
    • обычная видео трансляция (one way live video) -9%;
    • видеокассеты (one way prerecorded video) -52%;
    • аудио графика (audio-graphic) -3%;
    • аудио конференции (two way audio) -11%;
    • аудио кассеты (one way audio) -10%;

    • two way online interactions -14%;
    • Internet -36%.).

  • Сравнение эффективности дистанционного и аудиторного обучения на основе опроса преподавателей США в институтах предлагающих курсы дистанционного обучения и там, где такого обучения нет показало: по мнению 57% преподавателей, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий.

  • 33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.

Доступность и открытость обучения — возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

   Можно учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет.

   Это делает процесс обучения более доступным и организационно много проще, чем классическое обучение. В вашем городе, где Вы живите, может не быть нужных вам курсов. Чтобы начать дистанционное обучение достаточно найти в Интернете интересующий Вас курс, зарегистрироваться на сайте и оплатить через банк стоимость обучения. На лицо легкость организации процесса обучения, как для обучаемых, так и для организаторов обучения, отсутствие формальные ограничения для начала обучения.

  При этом человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время, при этом не нужны визы, билеты, гостиницы.

  •   Как правило дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов(не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).

  • Так компания IBM разработала вводный e-Learning курс для каждого нового менеджера. Традиционный очный шестинедельный курс теперь преподается в таком соотношении: 75% e-Learning и 25% в классе. На настоящий момент можно отметить следующие преимущества: программа сэкономила $24 миллиона, стоимость одного дня обучения снизилась в 3 раза — с $400 до $135. При этом объем учебного контента увеличился в 5 раз.

  Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию — появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Со временем в сети появятся самые лучшие курсы дистанционного обучения по различным специальностям. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей.

  Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.

  Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин(возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.). Люди не всегда могут получить очное образование. Можно зарегистрироваться под другим именем и обучаться инкогнито. В ходе обучения не влияет фактор возраста, не важна разнородность группы. Так, например, собственнику компании трудно, часто невозможно оторваться от бизнеса и для него дистанционное обучение прекрасный выход. Появляются возможности совмещения обучения и основной деятельности.

Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями.

  При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.

  Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.

  Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке.

  Документирование процесса обучения – у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютором и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

  Дистанционное обучение предоставление возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп.

Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.

  Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым студентам показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам.

  Хорошие результаты дает применение в оде дистанционного обучения релаксационных пауз и других специальных приемов для отдыха обучаемого и снятия напряжений.

  Дистанционное обучение индивидуализировано, возможность адаптации к стилю работы каждого ученика и учителя, предоставление инструментов для самостоятельной донастройки.

  Использование современных Интернет технологий и дистанционного обучения позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

  Развитие дистанционного обучения требует использования новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения.

Недостатки дистанционного обучения:

  • Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.

  • Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.

  • Высокие  требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.

  • Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.  

  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.  

  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.  

  • Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. 

  • Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.  

Временные трудности

  • Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многое преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.

  • Недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктуры в России

  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения. 

  • Слабое использование стандартов в дистанционном обучении. Неразвитость и несовершенство стандартов затрудняет повторное использование, обмен, многократное использование, совместимость учебных материалов. 

  • Проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков, для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д. 

  • Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий.  

  • Недостаточное качество предлагаем на рынке типовых решений как в качестве курсов, так и систем дистанционного обучения. Системы дистанционного обучения либо очень дороги, либо неудобны в использовании.

  • Низкий процент завершения курсов, что связано с недостаточным опытом использования систем дистанционного обучения и сложностью мотивации слушателей.

Перспективы развития дистанционного обучения в России

  Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

  Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием. Тем не менее, приходится констатировать низкое качество дистанционного обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов – минимизация расходов.

  Широкое распространение дистанционного обучения в России получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы.
  Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, — вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что  позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

— Мультимедийность — озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;

— Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;

— Использование потокового аудио и видео.

— Многообразие  контрольных и тестовых заданий;

— Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;

— Общение слушателей между собой.

-Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т.д.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”

Источники информации:

Е.С. Полат, доктор пед.наук, профессор, зав.лабораторией ДО Института содержания и методов обучения Российской академии образования /Организация ДО в РФ/

Владимир Канаво /Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет/

infourok.ru

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Фертикова, Д. О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Д. О. Фертикова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 40-42.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Д.О. Фертикова, магистрант

Магнитогорский государственный технологический университет им. Г.И. Носова

(Россия, г. Магнитогорск)

 

Аннотация. В современном информационном обществе на смену классическому высшему образованию приходит обучение с применением информационных технологий. Большим потенциалом обладает обучение через интернет, то есть дистанционное. Такая форма дает возможность получить высшее образование многим категориям граждан, которые не могли получить образование по объективным причинам. Дистанционная форма обучения сегодня обладает некоторыми очевидными преимуществами перед традиционной формой, но остаются моменты, в которых она по-прежнему уступает.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, интернет, студент, форма обучения.

 

 

При поступлении в высшее учебное заведение и в процессе обучения у студентов могут появляться различные сложности, в том числе вынуждающие прервать обучение. Высокий конкурс или высокая стоимость обучения в некоторых высших учебных заведениях может лишить студента возможности поступить на выбранную специальность. Совмещение работы и учебы или учебы и семейной жизни также может оказаться слишком сложным.

Экономические изменения в стране могут зачастую заставлять людей менять выбранную специальность. Исходя из этого, повышение квалификации или получение второго высшего образования имеет большое значение. И при таком обучении тоже возникает ряд проблем, не позволяющих учиться.

Выходом из сложившейся ситуации может быть частичная замена классического высшего образования на обучение через глобальную сеть Интернет, то есть дистанционное обучение. В настоящее время человек много повседневных дел делает онлайн. Через Интернет можно работать, развлекаться, делать покупки, заниматься бизнесом и многое другое. Обучение онлайн также приобретает популярность и активно используется в Российских высших учебных заведениях.

Дистанционное обучение — форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В основе дистанционного обучения лежит интенсивная и целенаправленная самостоятельная работа студента. А учиться, возможно, в удобном месте, по индивидуальному графику, с применением специальных средств обучения, а также согласовывая деятельность с преподавателем по электронной почте, телефону и возможно очно [1, c. 65].

Мнение о необходимости практики такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. С целью проверки целесообразности внедрения дистанционного обучения в 2007 году был проведен широкомасштабный эксперимент среди Российских вузов. За годы проведения эксперимента были развиты кейс-технологии, телевизионные и сетевые (Интернет) методы дистанционного обучения, вузами развернуто создание учебно-методического обеспечения, ориентированного на применение дистанционных технологий. В результате общество преодолело предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения, и было показано достаточно высокое качество дистанционного образования [2, с. 4-28].Таким образом, эксперимент показал, что дистанционное обучение имеет смысл практиковаться в вузах.

Для более детального обоснования данной позиции необходимо сказать о преимуществах данной формы обучения. К плюсам дистанционного обучения можно отнести [3, с. 339]:

1) Технологичность. Дистанционное обучение становится более эффективным благодаря использованию современных программных и технических средств, так передаваемая информация представляется студенту яркой и динамичной.

2) Доступность и открытость. Студенту предоставляется возможность учиться, не выходя из дома или офиса в удобное для него время. Немало важно и то, что стоимость такого обучения ниже традиционных форм за счет снижения расходов на переезды, проживание и организацию самих курсов.

3) Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Появляется больше возможностей для выбора университета, направления, специальности. Становиться более доступным параллельное обучение в нескольких вузах или обучение за рубежом. Для людей с ограниченными возможностями дистанционное обучение дает возможность получить образование в любом выбранном вузе.

5) Индивидуальность систем дистанционного обучения. Студент сам выбирает график и темп своего обучения, имеет возможность останавливаться и больше времени уделять сложным темам. Такая форма развивает навыки самообразования.

Несмотря на большое количество положительных моментов, дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. Во-первых, наличие персонального компьютера и постоянный доступ в Интернет. Этот недостаток в современном обществе встречается все реже, так как практически в каждом доме и офисе есть компьютер с доступом в Интернет. Во-вторых, сложность мотивации студента. Выбирающий такую форму обучения студент обязательно должен обладать самодисциплиной и сознательностью. В-третьих, возникает сложность с проверкой знаний, а именно невозможность наблюдать за добросовестным выполнением самостоятельных заданий. Преподаватель видит лишь результат, представленный студентом, и не может отследить процесс выполнения задания. Также студенты могут столкнуться с недостаточностью общения с преподавателем и недостатком практических занятий. Например, занятия по психологии требуют очного общения и проведения групповых занятий с группой. Видеоконференции частично решают эту проблему [4, с. 170].

Таким образом, дистанционное обучение сегодня динамично развивающаяся форма образования. Такая форма, безусловно, имеет место быть в современном обществе, но, несмотря на все очевидные достоинства, ещё требует доработки.

 

Библиографический список

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. – М.: ИКАР, 2009. – 448 c.

2. Итоги эксперимента в области дистанционного образования и перспективы дистанционных образовательных технологий. – 2007. – №5. – С. 4-28.

3. Поляков И.В. Современные дистанционные занятия как наиболее популярный способ самообразования               // Конференциум асоу: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. – №1. – С. 337-340.

4. Сорокина Л.В. «Плюсы» и «Минусы» дистанционной и кредитной технологии обучения / Статистика, учет и аудит. – 2012. – Т. 2. – №45. – С. 167-172.

5. Хуторский А.В. Типы учебных взаимодействий в дистанционном профильном обучении / А.В. Хуторский, Г.М. Кулешова, Е.В. Шерстова // Центр дистанционного образования «Эйдос». – 2015. – №1. – С. 14-18.


THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

 

D.O. Fertikova, graduate student

Nosov Magnitogorsk state technological university

(Russia, Magnitogorsk)

 

Abstract. In the modern information society in place of the classic higher education comes learning with application of information technologies. Great potential for learning through Internet, that is remote. This form gives you the opportunity to obtain higher education, many categories of citizens who could not get education due to objective reasons. Distance learning today has a number of obvious advantages over the traditional form, but remain moments in which she is still inferior.

Keywords: distance learning, education, Internet, student, learning.

 

intjournal.ru

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки



Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Также выяснены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели при организации и внедрении дистанционной формы обучения.

Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, образовательный процесс, самообразование, психолого-педагогические особенности, личность, студент, преподаватель, дистанционная форма обучения

Одной из современных требований к системе образования — это внимание к индивидуальности студента. Дистанционное образование позволяет студентам в современных социальных и экономических условиях стать широко образованным человеком, способным гибко перестраивать содержание своей деятельности согласно требованиям стремительно развивающейся стоматологии.

Студенты, обучающиеся в системе дистанционного образования, в основном занимаются профессиональным саморазвитием в удобное для них время.

Итак, дистанционное образование можно рассматривать как пространство самоактулизации личности.

Дистанционное обучение в корне отличается от традиционных форм обучения. При рассмотрении дистанционного обучения как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, надо отметить, что она характеризуется рядом психологических особенностей по сравнению с традиционными формами обучения.

Использование компьютерных технологий в дистанционном образовании студентов, позволяет совершенствовать его познавательные процессы Введение дистанционного образования принципиально меняет ролевые позиции «преподаватель — студент». При традиционной форме обучения преподаватель выступает как интерпретатор знаний. С расширением образовательного пространства функцию интерпретации знаний возлагает на себя студент, а преподаватель — координатором этих знаний. Он консультирует студентов, направляет работу познавательных процессов студента, то есть берет на себя функции сопровождения профессионального становления студента [1 с.50–53].

Практически во всех развитых странах считают развитие дистанционного образования приоритетным направлением и ежегодно выделяют под эти программы немалые средства. Естественно, что Соединенные Штаты впереди планеты всей. Наверное, потому, что в этой стране объединилось все лучшее именно для развития такого вида образования.

Некоторые эксперты в этой области пророчат дальнейшее доминирование дистанционного образования над традиционными формами обучения и полное вытеснение в будущем последнего. Но, наверное, такого не произойдет, так же как произошло с замещением театров киноиндустрией, телевидением и т. п.

Популярность дистанционного образования растет, так как у него много преимуществ. Во-первых — массовость. Количество лиц, обучающихся по одним и тем же программам в одном и том же университете определяется только характеристиками коммуникационного оборудования. Кстати, именно массовость и общедоступность стали мотивацией для возникновения дистанционного образования.

Второе преимущество дистанционного образования — «скорость».

Третье — это относительная дешевизна получения знаний. В среднем получения диплома западного университета обойдется Вам примерно в десять раз дешевле. Правда еще достаточно мало учебных заведений предлагает дистанционное образование в чистом виде и по всем специальностям. Но к этому все идет.

Так что в целом, основными отличиями и преимуществами дистанционного обучения от традиционных форм обучения есть:

– возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

– параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства;

– концентрированное воображение учебной информации и мульти доступ к ней повышает эффективность усвоения материала;

– использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий учит и работе с ними;

– равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;

– экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг;

– дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями;

– положительно влияет дистанционное образование и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умение взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

В комплексе психологических особенностей дистанционного обучения можно выделить несколько групп, требующих особого внимания. Прежде всего, это определение возрастного диапазона студентов, способных к дистанционному обучению и описание психологических характеристик данных студентов [2, c. 30–32].

По нашему мнению, имеющиеся в настоящее время формы дистанционного обучения в наибольшей степени подходят взрослым, получающим дополнительное образование или проходящие переподготовку, но при определенной доработке рабочих программ по содержанию обучения с учетом современных требований также возможно и обучения студентов университета, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования.

Становление целостности интеллекта — процесс многолетний и противоречивый. Б. Ананьев отмечал, что ведущую роль в этом процессе играет образование (объем усвоенных знаний, общий уровень информации) и обучение (деятельность по усвоению знаний, умений и навыков). В результате проведенных комплексных исследований Б. Г. Ананьев пришел к важному выводу: в ходе развития взрослого человека растет степень получения знаний.

В зарубежной психологии проблема прерывания традиционного дистанционного обучения признана всеми и изучается достаточно активно. В наибольшей степени влияющим фактором на решение студентов продолжить или прервать дистанционное обучение, оказалась удовлетворенность общением с преподавателем. В исследовании Каскелли, Денехера и Прунелла, было обнаружено, что контакт с преподавателем студентам необходим не только для прояснения непонятных учебных тем, но и для поддержания мотивации к обучению и сотрудничеству с однокурсниками.

Таким образом, не только недостаточное общение с преподавателем влияет на появление желания прервать дистанционное обучение, существенным является ограниченное общение с сокурсниками.

В исследовании Г. Астляйтнера и А. Синдлера, проведенном в 1999 году, было выявлено, что, несмотря на то, что все ученики были довольны содержательным наполнением дистанционного курса, главными недостатками дистанционного обучения они считали недостаток эмоциональных контактов с однокурсниками и невозможность обсудить эмоциональные проблемы.

Так, например, исследования, проведенные в British Open University, позволили определить требования к ученикам и преподавателям: вежливое, уважительное обращение; прозрачная и объективная система оценок и степеней; объяснения и обоснования оценки полученных знаний; понимание студентами значения оценок.

По результатам проведенных исследований, некоторые западные исследователи попытались предложить определенные механизмы решения данной проблемы. Дж. Келлер в 1997 году предложил перестроить процесс обучения с опорой на модель ARCS — Attention — Relevance — Confidence — Satisfaction (внимание, значимость, уверенность, удовлетворенность).

Л. Виссер использовала упрощенную версию модели ARSC, сосредоточив свое внимание не на перестройке процесса преподавания, а на изменении мотивации дистанционно обучающихся. Она разработала программу «мотивационных сообщений», которые рассылались ученикам. В результате данного эксперимента процесс обучения значительно улучшился и получил лучшую эмоциональную оценку [3, c.7–12].

Безусловно, нам нужно учесть опыт западных и американских ученых.

Но, в ходе исследования, нами определены трудности, с которыми преподаватели сталкиваются в нашем университете при внедрении дистанционных курсов или системы дистанционного обучения.

В частности, к ним следует отнести необходимость авторам курсов самостоятельно структурировать учебный материал, неизбежно адаптировав его к требованиям персонального компьютера. Для многих (особенно гуманитариев) этот процесс не очевиден и очень болезненный.

Консерватизм преподавательского состава — не менее трудная организационная проблема, что может привести к фатальным последствиям для внедрения системы дистанционного обучения в рамках учебного заведения.

Стремительное обновление технических возможностей для организации самообразования чрезвычайно актуализирует проблему перехода от спорадического, а иногда и хаотического, использование новейших технических и информационных средств (особенно это касается Интернета) к нормированной, структурно четко построенного и целеустремленного [2, c.33].

Выводы. Нами определено, что студенты дистанционной формы обучения испытывают трудности в установлении контакта. Они достоверно хуже оценивают преподавателей по личным и профессиональным качествам. Образ «Я» характеризуется менее положительным отношением к себе, чем во время традиционного обучения в университете.

Итак, студенты дистанционной формы обучения указывали на наличие таких образовательных проблем: 1) не удовлетворена потребность в получении и закреплении знаний по специальности; потребность в более качественной проверке знаний, недостаток оценки в процессе обучения. Недостаток общения с преподавателем. Студенты осознают, что преподаватель важнейший транслятор опыта, без которого невозможна профессиональная социализация; 2) отсутствие творческой самореализации студентов в процессе дистанционного обучения.

Итак, по результатам исследования пришли к выводам:

  1. Формальный подход к организации и внедрению учебного процесса в системе дистанционного обучения происходит в «зоне актуального развития», что для студентов неоправданно легко и теряет свой развивающий эффект.
  2. Создатели «кейсов» не являются значимыми людьми для студентов, находящихся в системе дистанционного обучения.
  3. Основной причиной недовольства личности системой дистанционного обучения — это недостаток общения с преподавателем.
  4. Личность дистанционной формы обучения испытывает трудности в установлении контакта в контексте образовательной системы; достоверно хуже оценивает преподавателей по личностным и профессиональным качествам; мало заботится о своей будущей профессии, как бы «не видит» себя в ней.
  5. Отсутствуют четко выраженные проблемы в общении студентов дистанционной формы обучения
  6. Уровень субъективного контроля (внутренней личностной ответственности) студентов дистанционной формы не отличается от студентов традиционной формы обучения в университете.

Итак, основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает общения или эмоциональное взаимодействие между преподавателем и студентами, а также между самими студентами. Разработка и реализация различных механизмов компенсации социально-эмоциональной неудовлетворенности процессом взаимодействия в системе преподаватель-студент и студент-студент может существенно повысить результативность дистанционного обучения. Этому может способствовать внедрение программ, с помощью которых возможно живое интерактивное общение преподавателя и студента.

Литература:

  1. Околесов О. П. Системний підхід до побудови електронного курсу для дистанційного навчання // Педагогіка.-1999.-№ 6.
  2. Полат Е. С. Петров А.Є. Дистанційне навчання: яким йому бути? // Педагогіка.-1999. — № 7.
  3. Підкасистий П.І. Тищенко О. Б. Комп’ютерні технології в системі дистанційного навчання // Педагогіка.-2000.-№ 5

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционная форма обучения, традиционная форма обучения, студент, преподаватель, процесс обучения, образовательный процесс, ARCS, ARSC.

moluch.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

В современном мире все большим спросом пользуется дистанционная система обучения. У многих современных людей довольно мало свободного времени, поэтому дистанционное обучение становится для них единственным выходом. Так же данное обучение весьма полезно для людей живущих в отдаленных населенных пунктах.

Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействия обучаемых и преподавателей в процессе обучения, представления студентам возможности самостоятельной работы по освоению материала. [1]

В дистанционном обучение выделяют три основные вида технологий:

  1. Кейс-технология. Данная технология основывается на бумажных и электронных носителях, примером может служить учебно-методические пособия, видео- и аудиокассеты, книжные учебники, которые сопровождаются наставником. Он поддерживает телефонную, почтовую и другие виды связи со студентом.
  2. Телекоммуникационная технология или телевизионно-спутниковая. Она мало используется при дистанционном обучении в силу своей дороговизны и слабой интерактивности.
  3. Сетевая технология или интернет-обучение. Это наиболее удобная форма дистанционного обучения, осуществляемая через сеть Интернет, с использованием специальных компьютерных систем. [3]

Рассмотрим интернет — технологии более подробно. Сегодня сеть Интернет является неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Современное образование немыслимо без компьютеров и сети Интернет. Большинство школьников и студентов повсеместно пользуется компьютерами, ноутбуками, планшетами и сетью Интернет. В прошлом большинство учились лишь один раз и этого было в полнее достаточно, но в современных реалиях требуется учится всю свою сознательную жизнь.Появление дистанционного обучения позволило вести непрерывное обучение студентов и переучивать получивших уже высшее образование, получать второе высшее образование.

С развитием и масштабным распространением сети Интернет позволило дистанционному обучению выйти на новый уровень развития. В сети появилось огромное количество всевозможных курсов, позволяющие получать образование в любой области.

Но у дистанционного обучения как и других видов обучения, существуют как свои преимущества, так недостатки в получении и усвоении материала.

К преимуществам дистанционного обучения относятся:

Технологичность образовательного процесса, т.е обучение с использованием в образовательном процессе новейших технических и программных средств, которое позволяет сделать дистанционное обучение более качественным и эффективным. Современные технологии позволяют представлять информацию в более динамичной и яркой форме. Дистанционное обучение позволяет сделать курсы более интересными и полноценными используя такие средства как мультимедиа, видео, аудио файлы.

Доступность и открытость обучения, т.е. возможность учится независимо от географического и временного положения обучающегося. Это позволяет ему учится без командировок, отпусков, и совмещать с основной своей деятельность. Доступность компьютера и сети Интернет сделало процесс обучения более доступным и открытым по сравнению с классическим обучением. Теперь для того чтобы начать обучение необходимо всего лишь зарегистрироваться на сайте и оплатить стоимость обучения. Если сравнивать затраты в денежном эквиваленте, то дистанционное обучение окажется значительно дешевле классического. Это связано прежде всего со снижением расходов на переезды, проживание обучающегося, снижение расходов на сами курсы, т.е. меньше обслуживающего персонала, снижение затрат на преподавателей, отпадает необходимость в помещениях для занятий и т.д.

Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию, т.е. обучающийся самостоятельно выбирает курс обучения, а так же сам планирует время, план и продолжительность занятий. В настоящее время лучшие учебные заведения страны предоставляют курсы по различным специальностям, разработанные наиболее квалифицированными преподавателями.

Обучение в индивидуальном темпе, т.е. обучение является более гибким, обучающийся сам задает темп в котором он будет проходить обучение в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей, например, он может пропускать известные ему разделы или же возвращаться по несколько раз к темам, вызывающие у него затруднения в понимании.

Социально равноправие, т.е. возможность прохождения дистанционного обучения независимо от места проживания, состояния здоровья, национальности и материальной обеспеченности обучаемого.

Творчество, т.е.благоприятные условия для творческого самовыражения обучаемого в процессе дистанционного обучения. [1]

Помимо преимуществ дистанционного обучения существуют и очевидные недостатки данного обучения, к ним относятся:

Отсутствие реального общения между обучающимся и преподавателем, т.е. отсутствие индивидуального подхода к обучению и воспитанию, в следствие чего у обучающегося могут возникнуть затруднения в освоении учебного материала.

Отсутствие хорошего технического оснащения, т.е. обучающимся необходимо иметь компьютер или ноутбук и выход к сети Интернет, так как им необходим доступ к источникам поучения образовательных материалов.

Отсутствие постоянного контроля, т.е. многие обучающиеся нуждаются в регулярном контроле со стороны, потому что мало кому удается самостоятельно перебороть собственную лень.

Отсутствие практических занятий, т.е. практические занятия помогают в закреплении теории и лучшего освоения знаний обучающимся.

Отсутствие некоторых индивидуально-психологических условий, т.е.дистанционное обучение требует от обучающегося высокого уровня самодисциплины, потому что результат обучения на прямую зависит от самостоятельной деятельности обучающегося.

Отсутствие возможности устного изложения знаний, т.е. основная часть дистанционного обучения сосредоточена на письменной части, лишь не многие курсы имеют возможность принимать ответы на задания в устной форме.

Высокая трудоемкость разработки курсов, т.е. для создания одной интерактивной темы курса у создателя уходит более 1000 часов профессионального времени.

Недостаточно хорошо разработанные курсы, т.е в настоящее время квалифицированных специалистов в области создания подобных учебных пособий не так много, поэтому страдает качество созданных курсов.

Дистанционное обучение – это достойная, удобная и несомненно полезная форма обучения. У нее имеются как свои преимущества, так и недостатки, которые были приведены выше. В современном мире дистанционное обучение используется в основном как дополнительное образование или же в отсутствие возможности проходить традиционное обучение. Но в качестве повышение профессиональной квалификации дистанционное обучение намного опережает традиционное обучение, потому что обучающийся уже имеет профессиональные навыки необходимые ему в области изучаемого предмета, что дает ему возможность проходить обучение без отрыва от работы.

 

Список литературы:

  1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. «Дистанционное обучение: сущность, технология, организация». – М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.
  2. Романова С. М., Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе/С. М.Романова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 271–275. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64056.htm. (дата обращения 27.10.2016)
  3. Тюрикова А. М., Дистанционное обучение — новая форма информационно-педагогической среды/ А.М.Тюрикова// Гуманитарный вектор. -2013. — № 33. — С.72-76. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-novaya-forma-informatsionno-pedagogicheskoy-sredy. (дата обращения 27.10.2016)

sibac.info

Преимущества и недостатки дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Л.В. Кузьмина,

аспирант Педагогической академии последипломного образования Научная специальность: 13.00.01— Общая педагогика; история педагогики и образования

E-mail: [email protected]

Аннотация. Дистанционное образование становится популярным в современном обществе. Люди всех возрастов и разных специальностей получили возможность учиться дистанционно. Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий. Как и все новые технологии, дистанционное обучение имеет определенные преимущества и недостатки.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, методы обучения, дистанционные образовательные технологии.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

L.V. Kuzmina,

postgraduate student Pedagogical academy Moscow

Annotation. Distance education is becoming popular in the contemporary society. People of all ages and of different professions have an opportunity to remotely to learn. The emergence of the remote of the scheme entailed the necessity of development and introduction of remote-governmental educational technologies. Like all new technologies of distance learning has certain advantages and disadvantages.

Keywords: distance education, distance education, methods of teaching, distance education technology.

В наши дни все большую популярность получает дистанционное обучение, повышает актуальность проблемы разработки частных методик применения технических средств обучения. Это обусловлено прежде всего, противоречиями между традиционной и дистанционной формами обучения. Все большее количество людей предпочитают дистанционную форму обучения очной и заочной.

Дистанционное обучение — форма получения образования наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и

телекоммуникационных технологиях.

«Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно» [2].

Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Так, дистанционное обучение понимают как совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [6].

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4].

Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [5].

Дистанционное обучение, имеет следующие достоинства:

• гибкость — обучающиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности;

• модульность — в основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;

• параллельность — обучение может проводиться при совмещении основной профессиональ-

ной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства»;

• дальнодействие — расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса;

• асинхронность — в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;

• охват — «массовость» — численность обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;

• рентабельность — экономическая эффективность дистанционного образования;

• новая роль преподавателя (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется в основном асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты;

• обучающийся, чтобы пройти дистанционное обучение, должен обладать исключительной самоорганизацией, трудолюбием и определенным стартовым уровнем образования;

• новые информационные технологии — в современном дистанционном обучении используются, преимущественно компьютеры аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.

При дистанционном обучении широко используется интерактивное взаимодействие, которое предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, априори представляет собой интерактивную среду. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

выступают преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия — электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д. [3].

К числу недостатков дистанционного обучения относятся:

• отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся;

• необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет; необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет; нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;

• высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;

• проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Невозможно сказать, кто на другом конце провода;

• необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;

• высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, значительные расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения;

• высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения — создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.

Сегодня дистанционное обучение испытывает временные трудности, такие как:

1) недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения; многие преподаватели и обучающиеся еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию;

2) недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктур в России;

3) обучающие программы и курсы недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные

учебные пособия, на сегодняшний день не так много;

4) слабое использование стандартов в дистанционном обучении;

5) проблема поиска специалистов. Требуется высокая квалификация разработчиков; для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д.;

6) недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения;

7) низкий процент завершения курсов из-за недостаточного опыта использования систем дистанционного обучения и сложности мотивации слушателей.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования: образование для всех образование через всю жизнь [1].

Литература

1. Канаво В. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет, URL: http:// www.curator.ru/doplus.html (дата обращения — 25.12.11).

2. Компьютер и образование: Сб. науч. ст. М., 1991.

3. Компьютерные телекоммуникации — школе / Е.С. Полат и др. М., 1995.

4. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. Вып 3. — М., 1995.

5. Закон «ОБ образовании» РФ № 3266-1. Ст. 32

http://ru.wikipedia.org (дата обращения. 25.12.11).

cyberleninka.ru

Глава 2. Преимущества дистанционной формы обучения.

2.1. Основные проблемы организации дистанционной формы обучения.

При организации дистанционного образования огромную роль играют непосредственные участники этого процесса – как обучаемые, так и преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп. Все они используют возможности Internet для решения конкретных педагогических задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть Internet на уровне пользователя, то от преподавателей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы курсантов в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач:

  • знание назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной среды;

  • знание условий хранения и передачи информации внутри сети;

  • знание основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними;

  • знание особенностей организации и проведения телекоммуникационных проектов;

  • знание особенностей организации и проведения тематических телеконференций;

  • знание методических основ организации работы преподавателя и обучаемых в сети; знание основных правил поведения пользователей в сети, основ телекоммуникационного этикета;

  • умение работать с электронной почтой, телекоммуникациями, сетевыми информационными службами; умение отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети;

  • умение проводить поиск информации по сети; умение готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит;

  • умение организовать, разработать и провести сетевой учебный проект, тематическую телеконференцию.

Для создания бесперебойно действующей учебной среды необходимо взаимодействие её компонентов на двух уровнях:

  • уровень элементов управления, на котором происходит взаимодействие структурных подразделений организации, отвечающих за организацию и планирование учебных курсов, разработку учебных материалов и обеспечение ими курсантов; уровень, на котором происходит взаимодействие участников образовательного процесса: преподавателей, курсантов, координаторов;

  • уровень элементов доставки, включающих различные телекоммуникационные средства доставки учебной информации и средств обучения от ведущей организации до обучающегося, а также средств доставки отчетных материалов и экзаменационных работ от курсанта к преподавателю.

Для успешного управления процессом дистанционного образования целесообразно использование различных памяток, графиков занятий обучающихся, руководств и разъяснений, которые помогут обучающимся спланировать свое рабочее время, сориентироваться в учебных материалах и успешно завершить обучение с соблюдением всех сроков.

Организация дистанционного образования требует привлечения специалистов различных профессий: менеджеров и организаторов курсов, педагогических координаторов и кураторов, преподавателей, методистов высокой квалификации для разработки учебных материалов, технических специалистов и системных операторов, занимающихся технической поддержкой образовательного процесса.

Особо следует выделить педагогов-координаторов, где важным является обеспечение обратной связи и организация общения участников обучения. Они должны иметь высокую квалификацию в области предмета преподавания, владеть теорией обучения, уметь создавать образовательную среду и управлять ею, уметь управлять структурой учебного курса, знать педагогические технологии и средства телекоммуникаций, владеть навыками презентации учебного материала (интересно представить новый материал, задавать вопросы, вести занятие и организовать обратную связь), уметь общаться с обучающимися.

Педагог обеспечивает связь обучающихся с преподавателями и авторами курсов, а также оперативно отвечает на возникающие вопросы по курсу, отслеживает своевременность сдачи отчетных материалов. Педагог-координатор поддерживает обучающихся на местах, т. е. на базе того регионального центра, который связан с головной организацией. Он выступает одновременно в нескольких лицах: как секретарь, администратор, технический консультант и как учитель-консультант. Он должен уметь организовать групповое индивидуальное обучение, решать проблемы технического плана, проводить инструктаж курсантов, оценивать и контролировать их работу, вести документацию по курсам.

Технические специалисты (ими могут быть не только инженеры, но и методисты или администраторы, разбирающиеся в особенностях используемых сетевых технологий) решают в максимально короткие сроки технические проблемы, оказывают необходимую консультацию или техническую помощь нуждающимся участникам дистанционного образования по работе с техникой.

Каждый из участников процесса может взаимодействовать с остальными специалистами и друг с другом. Взаимодействие между участниками является ключевым моментом любой образовательной программы.

Обучающиеся работают большую часть времени самостоятельно. Если у них возникает желание задать вопрос преподавателю или партнеру, то им необходимо сделать определенные усилия (составить текст вопроса, послать его по электронной почте и ждать ответа). С одной стороны это заставляет ученика более вдумчиво относиться к материалу, продумывать формулировку вопросов, с другой, это может привести к небрежности в работе, если ученик по какой-то причине не захочет задавать вопросов, оставит проблему нерешенной, тем самым допустит определенный пробел в своих знаниях. Поэтому программы уроков должны максимально стимулировать интерактивное взаимодействие между учащимися и преподавателями, между самими учащимися, а также между учащимися и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации. Помочь в этом сможет организация групповой работы учеников, частый обмен вопросами и ответами, проектная работа и т. д.

Обеспечение обратной связи между обучаемым и преподавателем позволяет осуществлять постоянный контроль за деятельностью учеников, проблемами, которые у них возникают. Механизм обратной связи нацелен на проверку выполнения целей и задач по каждому этапу обучения. Обратная связь может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, промежуточного, заключительного), дискуссий, телеконференций. Для этого можно использовать различные анкеты и тесты, для ответов на которые учащимся достаточно вписать в нужной строке формы ответ или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, а затем отправить по электронной почте.

В процессе дистанционного образования очень важно организовать оперативный ответ преподавателей на вопросы учеников. Компьютерные телекоммуникации создают для этого все необходимые условия, обеспечивая оперативную передачу информации по электронной почте или организуя консультации в рамках телеконференции.

При дистанционном образовании участники этого процесса не видят друг друга, если разумеется, не используется видеоконференция, общение происходит, как правило, в вербальной форме. Поэтому процесс обучения можно персонифицировать, познакомив участников друг с другом, чтобы общение было живым, личностным.

Функции преподавателя сводятся к отслеживанию процесса обучения поставленным задачам, к консультированию по проблемным вопросам, организации и проведению дискуссий по изучаемому вопросу, а также контролю за уровнем усвоения учебного материала.

Информационный поток, возникающий между преподавателем и учеником, осуществляемый с помощью телекоммуникаций, является двусторонним – часть информации идет от преподавателя к обучающемуся, а другая – от ученика к преподавателю. Если в процессе обучения образуется группа детей, взаимодействующих с преподавателем, то информационный поток образует еще несколько направлений: от преподавателя ко всей группе, от всей группы к преподавателю, от ученика к группе, от группы к ученику и т. д.

К сожалению в нашей стране не ведется подготовка специалистов подобного рода. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остается открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен, так же, вопрос об организации и проведении оценки знаний «дистанционных» учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.

studfiles.net

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Содержание

Введение

. Сущность дистанционного обучения

. Принципы организации дистанционного обучения

. Показатели эффективности и перспективы дистанционного обучения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Практически все сферы жизни современного человека существенно изменились под влиянием компьютерных и информационных технологий. Сфера образования не стала исключением, поскольку информатизация образовательного процесса в РФ — это один из важнейших механизмов, затрагивающий основные направления модернизации всей образовательной системы. Вследствие этого наряду с традиционными формами образования появилась новая форма обучения — дистанционная, основанная на современных информационных и коммуникационных технологиях, позволяющая не только учиться, а и повышать квалификационный уровень ее пользователей. Дистанционная форма обучения является результатом эволюции традиционного образования, что привело к появлению электронной доски и компьютерных учебных систем, которые содержат в себе электронные учебники и программы, предназначенные для пользования виртуальной аудиторией. В свою очередь, виртуальный курс лекций разрешает сократить или удлинить время обучения по своему усмотрению. В современном мире «обучение на расстоянии» возможно в любом месте, где есть компьютер. А материал легко структурировать в соответствие с требованиями, которые выдвигаются к студентам любого высшего учебного заведения. Сам же студент может заниматься в любое удобное для него время в зависимости от индивидуальных потребностей.

Считается, что дистанционное обучение через Интернет представляет собой логическое продолжение опыта заочного обучения, но уже на качественно новом уровне. Практика показывает несколько иную ситуацию: единственное, что объединяет традиционное заочное обучение и классическую форму дистанционного обучения на основе Интернет-технологий — это отсутствие очного общения между преподавателями и студентами. И прежде чем делать выводы о преимуществах или недостатки дистанционного образования, следует выяснить его сущность, основные принципы и закономерности.

1.Сущность дистанционного обучения

Дистанционное обучение — это обучение, в основу которого положен принцип пространственной и временной отдалённости преподавателей и студентов друг от друга, а сам процесс обучения осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. Основная цель данного вида обучения расширение возможностей для людей, желающих сменить, или приобрести новую профессию.

На сегодняшний день принято выделять шесть форм дистанционного обучения:

экстернат;

Вузовское образование;

обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных учреждений;

учёба в специализированных заведениях дистанционного обучения;

автономные учебные системы;

неформальное, интегрированное образование на основе мультимедийных курсов.

При этом объединяются разные технологии: педагогическая, информационная и нередко андрагогическая. Выделяют британскую синхронную модель дистанционного обучения и американскую асинхронную (популярна и в РФ)

Различают также иные вариативные модели дистанционного обучения, например, объединение очного и дистанционного обучения, корреспондентское обучение, интегративную модель традиционного и дистанционного обучения в ВУЗах, непосредственно дистанционное сетевое обучение (рис. 1), кейс-технологии и интерактивное телевидение.

Сначала элементы дистанционной формы получения знаний применялись в сфере дополнительного образования взрослого населения при заочном обучении еще до возникновения рынка образовательных услуг. Что же касается современности, то к реальному контингенту потенциальных студентов можно отнести тех, кто часто находится в командировках, военнослужащих, женщин в декретном отпуске, людей с физическими недостатками и тех, кто просто хочет получить дополнительное образование при нехватке времени. Такая ситуация объясняется рядом преимуществ технологии дистанционного обучения. Дистанционное обучение выступает как «активное», благодаря наличию мультимедийных материалов, сетевой системы обучения, в т.ч. с наличием модулей самостоятельной оценки знаний и интерактивного объяснения малопонятного материала. Возможность контакта между преподавателем и студентом может обеспечиваться путем создания электронных коммуникаций, например, проведения видео-конференций.

Рисунок 1

Схема модели дистанционного обучения

В конце концов, изменения происходят во всех элементах педагогической системы, и в основу содержания образовательного процесса ложиться не логика науки, а профессиональные задачи. Эти изменения являются довольно закономерными, ведь главным критерием при получении образования становится критерий поиска именно тех знаний, которые отвечают будущий профессиональной деятельности и способны помочь в решении конкретных профессиональных задач. Дистанционное обучение позволяет изменить сам принцип подачи материала. Преподавание не ограничивается одной дисциплиной, но возможно также формирование интегрированных программ, позволяющих подготовить более компетентного специалиста.

Тем не менее, это не означает, что фундаментальные знания отсутствуют в дистанционном образовании. Они остаются, но подаются иначе, а именно: знания даются — не «про запас», а с учетом актуальных потребностей и проблем, возникающих во время работы. На первое место выходят универсальные (методологические) знания, разрешающие проектировать и прогнозировать.

Таким образом, главные характеристики дистанционного образования с точки зрения психологии и педагогики включают:

асинхроность и гибкость занятий;

модульность;

массовость;

интерактивное общение и вариативность каналов коммуникации;

совокупность знаний и ориентацию на самостоятельность студентов, на мотивацию обучения;

широкое использование образовательных ресурсов сети Интернет;

оперативность учебного процесса.

Вследствие этого изменяются требования к методам и формам обучения, а также к функциям преподавателей, их профессиональной подготовке. Преподаватель-консультант (тьютор) дистанционного обучения должен отвечать за содержание учебно-методических материалов по своей дисциплине или дисциплинам. Тьютор осуществляет методическое руководство учебным процессом, отвечает на вопрос студентов и проводит проверку результатов их тестирований по дисциплинам. Студент, который обучается по данной технологии, имеет право задавать преподавателю вопросы, возникшие у него во время изучения каждого раздела курса, и отсылать их по электронной почте или иным способом. Тьютор обязан не позднее чем через три дня прислать ответ.

Анализируя компоненты дистанционного обучения, касающиеся учебного заведения, можно определить структуру сетевой системы. В неё должны входить:

учебный материал, подаваемый не только в виде программ, задач, контрольных и выпускных работ, но и научно-практической помощи. Студент должен быть обеспечен набором фундаментальных печатных учебников и учебных пособий, гипертекстовых мультимедийных программ, записанных на СD-RОМ;

дополнительные материалы могут включать подготовленные преподавателями лекции по дисциплинам, которые можно передать через сеть, или обзорные (наглядные) иллюстрированные видео-лекции по дисциплинам курса, тесты, опросники;

коммуникации в различном режиме, советы преподавателей относительно выполнения курсовых, дипломных или иных итоговых работы (рис. 2).

К наиболее важным компонентам дистанционного обучения можно отнести возможность рассмотрения ситуаций, близких в действительности, создание условий для самореализации студентов, раскрытия их потенциала, систематичность процессе обучения, индивидуальность подхода. Тем не менее, при разработке учебно-методической базы для дистанционного обучения не следует пренебрегать таким компонентом, как психологические особенности личности, которые являются основой учебно-познавательной деятельности и влияют на качество дистанционного обучения.

Электронные версии учебников, которые стали основанием для создания дистанционных курсов, как и традиционные учебники, не решают проблемы самостоятельной деятельности студентов при получении знаний. Эти программные продукты только создают виртуальную учебную среду, в которой и осуществляется дистанционное обучение. Но здесь возникают проблемы психологического характера, например неопытность, отсутствие навыков самообразования, недостаточное волевая саморегуляция, влияние групповых установок и т.п.

Рисунок 2

Компоненты системы дистанционного обучения

Поэтому при разработке программ дистанционного обучения важно тщательно распланировать занятия, включая организацию каждого из них с постановкой целей и задач обучения. Студенты должны понимать назначение предложенных курсов. Нужно учитывать психологические закономерности восприятия, памяти, мышление, внимания, возрастные особенности студентов. Важным фактором в процессе дистанционного обучения является обратная связь между преподавателем и студентом. Ее суть заключается в том, что в межличностном общении процесс обмена информацией усложняется и возникает проблема появления коммуникативного барьера. Если это случается, то информация подаётся в искажённом виде, что приводит к тому, что появляется угроза перерастания когнитивного барьера в барьер отношений, переходящий в чувство недоверия и враждебности по отношению к информации и ее источнику.

Следовательно, для максимально эффективной психологической атмосферы важны личные качества преподавателей в системе дистанционного обучения.

2.Принципы организации дистанционного обучения

Рассматривая сущность дистанционного обучения, нельзя не принимать во внимание ряд его принципов, среди которых следует выделить:

принцип деятельности, который означает, что все материалы должны касаться основных видов учебной деятельности и базироваться на реальных операциях, давая возможность применять собственный опыт студента для их решения;

принцип формирования поддерживаемой дружеской среды, позволяющий снимать психологические барьеры страха перед знаниями и тревоги. Вместо них формируется чувство безопасности и уверенности в себе, что в итоге оказывает содействие внутреннему раскрепощению студента;

принцип личностно-опосредованного взаимодействия заключается в том, что своевременный мониторинг учебных потребностей и успехов студента, оказывает содействие усовершенствованию его креативных, коммуникативных и рефлексивных способностей;

принцип открытого коммуникативного пространства сопровождается применением графики, анимации, звука и цвета, специальных эффектов, гипертекстов. Принцип подразумевает обсуждение результатов деятельности студентов и развитие индивидуального творческого подхода в учебной работе;

принцип интерактивности отражает закономерности не только контактов студентов с преподавателями, но и студентов между собой (в случае групповых занятий), что оказывает содействие интенсивности учебного процесса,

принцип стартовых знаний рассчитан на предыдущую подготовку студентов, которая будет оказывать содействие быстрому и лёгкому усвоению новой информации за счет активизации приобретённых умений и навыков;

принцип индивидуализации, для выполнения которого проводится входной и текущий контроль, позволяющий разработать индивидуальную учебную программу,

принцип идентификации является общим мероприятием безопасности, направленным на устранение «фальсификации» обучения. Одним из его технических средств выступает видео-конференц-связь;

принцип регламентации обучения вводит временные ограничения для обучения и самостоятельной работы студентов,

принцип отбора информационных средств обучения позволяет ставить и решать актуальные задачи педагогики, андрагогики, развития человека, его интеллектуального и творческого потенциала, учитывая все компонента обучения: цель, а также иные элементы, включая формы и средства образовательного процесса, содержание обучения;

принцип обеспечения открытости и гибкости обучения снимает ограничения по возрасту начального образовательного ценза с целью обучения в виде собеседований, анкетирования, тестирования и т.п.

Учитывая указанные выше принципы, можно сделать вывод относительно преимуществ, эффективности и действенности дистанционного обучения. Студенты ощущают необходимость дальнейшего обучения, обретают возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объёме, который подходит непосредственно им. Эффект зависит от того, насколько регулярно занимается студент. Последовательное выполнение контрольно-диагностических задач и выпускной работы, поддержка со стороны преподавателя-координатора обеспечивает планомерное усвоение знаний.

Главными преимуществами дистанционного обучения при этом становятся:

возможность образования широких слоёв населения;

гибкость при выборе времени, места обучения и типа учебного заведения;

наличие индивидуального подхода с учетом потребностей и психологических особенностей студента;

доступность и открытость обучения;

совмещение обучения и профессиональной деятельности,;

возможность самореализации для студентов и преподавателей;

объективность оценки знаний, проводимой при помощи специальных программ;

улучшение познавательных навыков студентов, развитие самостоятельности, творческого и интеллектуального потенциала (табл. 1).

дистанционный обучение педагогика

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения

Вид обученияТрадиционное обучениеДистанционное обучениеМатериалы обученияЛекции КонференцииМультимедийные учебники Виртуальное общениеПрактические занятияЛабораторные занятия Семинарские занятия Курсовые работы (проекты) Дипломные работы (проекты)Виртуальные тренажёры Интерактивные практики Задания для самостоятельного выполненияНавыкиЗапоминание и предсказывание информацииВыполнение текущих обязанностей, развитие творческого подходаКонтрольОпросы по теоретическому материалу Проверка заданий педагогом Контрольные работы Зачёты ЭкзаменыСтатистика: по работе с виртуальными материалами; выполнению заданий Тесты Автоматизированная проверка заданийДополнительные источники информацииПечатные издания Открытые образовательные ресурсы ИнтернетаГлоссарий Электронные издания Перекрёстные ссылки Предметные указатели Электронные каталоги Образовательные порталы

Психологическую основу дистанционного обучения составляет ряд мотивов у студентов:

познавательные — глубокий интерес к дисциплине или дисциплинам дистанционного курса, готовность к самостоятельному осмыслению материала, поиску знаний, желание применить и продемонстрировать уже имеющие знания, способности;

социальные — желание повысить свою квалификацию или получить новое образование, быть полезным обществу, занимать активную жизненную позицию;

ситуационные — необходимость повышения по карьерной лестнице, смена места работы, места жительства, изменение семейного положения и т.д.;

сопутствующие — неудовлетворённость традиционными методиками обучения, нехватка времени;

репродуктивные — желание применять знания на практике;

коммуникативные — потребность в общении с опытным преподавателем, в практических советах и рекомендациях.

Если познавательные и социальные мотивы слабо выражены или отсутствуют, то, скорее всего, потенциальный студент не готов к дистанционному обучению. Поэтому преподаватель или психолог в системе дистанционного обучения перед началом занятий должен определить степень готовности человека к такому виду обучения. Целесообразным является построение психологического профиля студента. В профиле учитываются интеллектуальные, рефлексивные, познавательные, личностные, мотивационные и коммуникационные качества студента. Среди мотивационных качеств изучаются потребности, интересы, установки, идеалы, переживания студента. Для этого могут использоваться различные методики, например, «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна, «Мотивация достижения успеха и избегания неудач» Т. Элерса, «Направленность личности» В Смекала и др.

3.Показатели эффективности и перспективы дистанционного обучения

Эффективность дистанционного обучения выражается чаще всего в свободной возможности совмещать обучение с работой. Ведь, как правило, для студента очень важно, чтобы его профессиональная деятельность не прерывалась. Если обучение не занимает слишком много времени, не является слишком трудоёмким, то большинство работающих студентов смогут охарактеризовать его, как эффективное. Сегодня выпускники, учившиеся дистанционно, выше оценивают престиж полученной профессии. Иногда они тоже испытают трудности, но и бывают наиболее успешными и лучше адаптированными в профессиональной сфере. Вместе с внедрением дистанционного обучения возрастают качественные характеристики специалистов, которые отличаются лишь позитивными чертами — быстрая адаптация в коллективе, уверенность в себе и своих силах, умением заниматься самообразованием.

В научной литературе нет чётко очерченных критериев эффективности дистанционного обучения, однако, проанализировав некоторые источники, мы пришли к выводу, что ими могут быть: информативность содержания обучения; гибкость обучения; технологическое состояние системы обучения; адаптивность программ для различных категорий учащихся, например для людей с особыми потребностями; доступность и экономичность обучения, в т.ч. по отношению к традиционному образованию; конечное качество подготовки специалистов. Общая оценка эффективности может быть выведена как сумма оценок по перечисленным критериям.

При этом на конечную эффективность обучения влияет ряд факторов: организация процесса обучения по выбранной модели, выбор средств и методов, информационно-коммуникационных технологий, профессионализм преподавателя, эффективность управления обучением (рис. 3).

Взирая на все преимущества, нельзя пренебрегать отрицательными сторонами дистанционного обучения, ведь устранение отдельных недостатков оказывает содействие усовершенствованию системы в целом. При этом следует отметить собственно отсутствие очного общения учителя и ученика, что, в конце концов, влияет на индивидуальность подхода в обучении. Студенты не всегда самодисциплинированы, сознательны и самостоятельны, что необходимо при дистанционном обучении. Если при традиционном обучении достаточно присутствия студента на занятиях, то для дистанционного образования нужна хорошая техническая оснащённость, которая будет оказывать содействие постоянному доступу к источникам информации. Недостаток практических занятий и отсутствие постоянного контроля тоже можно отнести к отрицательным моментам. При дистанционном обучении технических специалистов возникают и проблемы методического характера. Например, при обучении и повышении квалификации инженеров возникает потребность демонстрации выполнения процесса. Единственный выход при дистанционном обучении — анимация. А это невозможно при плохом техническом обеспечении. Отсутствие технической базы служит причиной проблемы проведения экзаменов в режиме «он-лайн» ведь студент для ответа на экзаменационные вопросы может пригласить за компьютер своего друга — отличника.

Рисунок 3

Факторы, влияющие на эффективность дистанционного обучения

Нужно также указать низкую теоретическую обоснованность проблемы дистанционного обучения. Это сказывается в отсутствии чётких целей обучения и необходимых начальных требований к студенту, для работы в этой системе; слабом уровне системы контроля его знаний; отсутствии требований к содержанию дистанционных курсов и учебно-методическому обеспечению; отсутствии централизованного планирования и чёткости в оперативном регулировании процесса развития учебно-методического комплекса в информационном направлении; слабом экономическом механизме стимулирования учебной и научно-методической активности преподавателей в сфере инновационных учебных технологий; неразвитой базе нормативных документов и отраслевых стандартов, которые определяют состав и содержание учебно-методического комплекса дистанционного обучения; склонности к традиционным технологиям обучения и компьютерофобии части профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Таким образом, к числу главных недостатков дистанционного обучения можно отнести:

отсутствие и студентов навыков самостоятельной работы и как результат неэффективное использование времени занятий;

неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной (чаще домашней обстановке), повышенная отвлекаемость и рассеяность внимания студента;

возможные технические неполадки в системе дистанционного обучения;

периодическая невозможность получить мгновенную консультацию преподавателя;

направленность на людей старшего возраста, низкая эффективность при обучении подростков и молодежи (табл. 2).

Подобные недостатки обусловлены рядом проблем, сложившихся в системе дистанционного обучения нашей страны:

терминологические проблемы — отсутствие чёткого психологического и педагогического обоснования дистанционного обучения, ориентация сугубо на техническую сторону, недостаток методик психолого-педагогического сопровождения «обучения на расстоянии»;

юридические проблемы — неразвитость нормативно-правовой базы дистанционного обучения, недостаточное количество специализированных учебных заведений;

Таблица 2

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

ПреимуществаНедостаткиДоступность и гибкость обучения, возможность обучения различных слоёв населенияНизкая эффективность из-за отсутствия навыков самостоятельной работы у студентовИндивидуальный подход в обучении, открытость обученияОтсутствие прямого контакта, «живого общения»Освещение образования и профессиональной деятельности, карьерный ростНаправленность на людей старшего возраста, низкая эффективность при обучении подростков и молодежиОбъективность оценки знаний и навыков студентовТехнические неполадки, искажение информацииСамореализация студентов и преподавателей, развитие познавательных навыков, использование мотивацииНеумение сосредоточиться на обучении в неофициальной, отсутствие коллектива, недоразумения с преподавателем

технико-методологические проблемы — игнорирование психологических законов восприятия и усвоения информации с использованием мультимедийных средств разной модальности: текст, рисунки, анимация, звуки, музыка, различные языки;

методические проблемы — сложность разработки электронных вариантов традиционных учебных материалов, прежде всего, учебников и практических пособий.

Отдельно следует охарактеризовать психологические проблемы дистанционного обучения, содержащие четыре аспекта:

психологический барьер при пользовании компьютерными технологиями, сетью Интернет, возникающие преимущественно у людей старшего возраста;

отсутствие коллектива, ощущение одиночества и коммуникативного барьера с преподавателями;

возможность недоразумений между преподавателем и студентов при искажении информации;

нарушение личной саморегуляции студента или преподавателя, пониженный внутренний локус контроля, низкий уровень целеполагания, неумение планировать своё время и деятельность и т.д.

Для решения этих проблем необходимо общее повышение уровня информационной и компьютерной грамотности населения, начиная со школы и др. заведений традиционного образования, создание специальных Интернет-конференций, форумов, которые бы гарантировали относительное «живое» общение групп студентов. Также необходимо сотрудничество традиционного и дистанционного обучения, сотрудничество преподавателей и студентов с использованием широкой терминологической и методологической базы психологии, педагогики, андрагогики.

И, несмотря на все эти проблемы, дистанционное обучение очень цениться психологами и педагогами. Но полная замена традиционных систем образования аналогичными — дистанционными пока вызывает некоторую насторожённость. Но бесспорно одно, студенты, обучающиеся дистанционно, более адаптированные к внешним условиям, ответственно и активны, а значит более успешные в современном деловом мире.

Заключение

Динамичность экономичных и социокультурных процессов в обществе обуславливает изменения в сфере образования. А развитие информационных технологий привело к появлению дистанционного обучения, в ходе которого происходит обучение на расстоянии, когда нет прямого контакта между преподавателем и студентом, а контакт обеспечивается при помощи информационно-компьютерных технологий.

Дистанционное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, но главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации (мультимедийные материалы, электронные учебники, онлайн-, и видео-конференции, использование ресурсов сети Интернет и пр.).

Базируясь на психологии и методике самостоятельного обучения, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков. Среди его положительных сторон: доступность, массовость, открытость образования, возможность обучения без отрыва от работы, индивидуальный подход и гибкость графика занятий, оперативность учебного процесса, возможность самореализации студента и развитие его познавательных навыков.

В то же время дистанционное обучение характеризуется рядом недостатков: низкой эффективностью из-за отсутствия навыков самостоятельной работы у студентов, недостатком «живого» общения, коллектива (особенно в асинхронной модели), возможностью искажения информации, недоразумений в связи с удалённостью участников образовательного процесса.

Но в целом не взирая на ряд юридических, методических и психологических проблем, дистанционное обучение является весьма эффективным и перспективным. Для дальнейшего его развития в нашей стране необходимо: сформировать методологическую базу, организационно-управленческую структуру дистанционного образования, разработать нормативно-правовой аппарат, развивать теоретические, научно-психологические подходы в сотрудничестве с системой традиционного образования. И, конечно же, необходима финансовая поддержка материально-технической базы дистанционного образования.

Список использованной литературы

1.Абдуллаев С.Г.. Абасова С.Э. Проблемы оценки эффективности дистанционного обучения // Информационные технологии моделирования и управления. 2009. № 4 (56). С. 484-492.

.Алфёрова М.А. Проблема самоорганизации личности в системе дистанционного обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010. № 12. С. 50-55.

.Бакалов В.П. Крук И.П., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. — М.: Горячая линия — Телеком, 2008. — 108 с.

.Биккулова Г.Р. Дистанционное обучение в России // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 4. С. 4-13.

.Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманизация образования. 2010. № 1. С. 58-63.

.Демидова И.Ф. Педагогическая психология. — М.: Феникс, 2009. — 320 с.

.Капов В.А. Дистанционное обучение: подходы и проблемы // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 1. С. 29-30.

.Поночевная И. Дистанционные образовательные технологии как способ обеспечения профессионализации для современного преподавателя и студента автор // Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. — М.: ЭСЭПиМ, 2011. — 292 с.

.Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 294 с.

.Тьюторство. Самоопределение в контексте современности. Под ред. С. Сироткина. — Ижевск.: Изд-во Удмуртского государственного университета, 2011. — 164 с.


diplomba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *