cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Настольный театр – . , — .

Содержание

Презентация «Настольный кукольный театр»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Настольный кукольный театр- форма искусства и средство воспитания детей. «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б.М.Теплов)

2 слайд Описание слайда:

Настольный театр Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев рук речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

3 слайд Описание слайда:

Цели настольного кукольного театра Воспитание творчески активной личности. Развитие умений и навыков, творческих способностей, раскрытие новых талантов детей средствами театрального искусства. Организация досуга путём вовлечения в продуктивную творческую и театрализованную деятельность. Овладение практическими умениями и навыками в области театрального искусства. Развитие речевой культуры и овладение приёмами выразительности речи. Создание творческой атмосферы в детском коллективе, Взаимопонимание, доверие, дружеского отношения друг к другу.

4 слайд
Описание слайда:

Задачи: Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками.

5 слайд Описание слайда:

Роль кукольного театра в воспитании и всестороннем развитии детей огромна. В сказочной игровой форме дети усваивают достойные подражания модели поведения положительных героев, учатся сопереживать им, различать добро и зло.

6 слайд
Описание слайда:

Настольный театр – это еще и поле для совместной продуктивной деятельности педагогов, родителей и детей. (Продуктивной деятельностью в психологии называют создание какого-то продукта «ручной выделки». Это и лепка, и рисование, и конструирование и т.п.) Такая деятельность, казалось бы, не имеет прямого отношения к развитию речи . Но слова ребенка, по большей части, рождаются из его переживаний. Процесс создания собственного рукотворного «произведения» невероятно волнующий. Создавая настольный театр, мы позволяем ребенку пережить появление на свет кукольных персонажей и полюбить их новой любовью. Наш рукотворный театр заново укрепляет связи ребёнка с книжным сюжетом. Тем самым мы прививаем не только любовь к творчеству, но и любовь к литературе.   В настольном театре используются самые разнообразные игрушки: как фабричные так и игрушки-самоделки из самого разнообразного материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

7 слайд Описание слайда:

Игра для детей – это форма развития и познания окружающего мира. Благодаря театрализованной деятельности развивается связная речь ребенка, он пополняет свой словарный запас, учится эмоциональной отзывчивости, становится более раскованным, может передать свои личные переживания через героя.

8 слайд Описание слайда:

Игра для детей – это форма развития и познания окружающего мира. Благодаря театрализованной деятельности развивается связная речь ребенка, он пополняет свой словарный запас, учится эмоциональной отзывчивости, становится более раскованным, может передать свои личные переживания через героя.

9 слайд Описание слайда:

Когда мне предложили создать свой театрализованный уголок, мне хотелось сделать его более индивидуальным и уютным. Всё это ещё на стадии доработки, но кое-чем уже могу поделиться. Я хочу рассказать о настольном (или плоскостном) театре, которым мы будем пользоваться с детьми на занятиях и в свободное время. Для работы нам понадобятся: ножницы, клей, готовые картинки, плотный картон и другие подручные материалы. Из интернета выбираем картинки нужных сказочных персонажей и распечатываем их на цветном принтере. Вырезаем и приклеиваем на плотный картон ( каматекс или другой плотный материал). Приклеили картинку на плотную основу, ещё раз вырезаем. И уже готовую фигурку вставляем на подставку. Подставку можно сделать из использованных втулок, стаканчиков из под йогурта, контейнер от киндер-сюрприза и т.д. Вот и готов сказочный персонаж, и так все остальные фигуры.

10 слайд Описание слайда:

Для устойчивости дополнительные декорации укреплены на специальных подставках. Их можно сделать из втулок от рулонов, из стаканчиков из под йогурта, контейнеров от киндер-сюрприза.

11 слайд Описание слайда:

Для инсценировки сказок можно использовать дополнительные декорации: домики, деревья и т.д. Эти декорации можно так же изготовить из любого подручного и даже бросового материала. Всё зависит от ваших возможностей и фантазии.

12 слайд Описание слайда:

В отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая ребенку такой спектаклик, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге.

13 слайд
Описание слайда:

Очень нравятся детям фигурки так называемые «топотушки». В фигурках проделаны отверстия для пальчиков. С их помощью дети двигают фигурки имитируя движение ног при ходьбе. Это позволяет развивать не только театральные навыки , но и прежде всего мелкую моторику пальцев рук, что имеет огромное значение для развития мыслительных процессов и речи детей.

14 слайд Описание слайда:

Детям очень интересно самим мастерить фигурки для настольного театра. Они с большим интересом рисуют, вырезают, и конечно играют. Это для них как новые игрушки, только дороги они тем, что сделаны своими руками.

15 слайд
Описание слайда:

Вот такие весёлые куколки-топотушки получились у наших девочек.

16 слайд Описание слайда:

Театр на ложках. За основу берём обыкновенные пластиковые ложки и наклеиваем мордочку персонажа. Театр на ложках можно использовать и при выполнении различных ритмических заданий: от отстукивания такта мелодии до деления слов на слоги.

17 слайд Описание слайда: 18 слайд
Описание слайда:

Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется — играя, а в ИГРЕ он познаёт МИР! Приятного Вам творчества!

19 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание! Назарларыңызға рахмет! Thank you for your attantion!

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-344078

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Настольные кукольные театры

Этимология словосочетания «настольный театр» легко угадывается и исходит от места действия – место театрального действия в отличие, на­пример, от стенда в театре на фланелеграфе, театре теней, театре «Живые картинки».

История развития настольного театра не менее богатая, чем любого другого театра, но в специальной литературе о театрах мы вряд ли сможем с ней по­знакомиться, как, например, с историей театра теней, марионеток, Петрушек. Не узнаем мы и о точном вре­мени возникновения настольного театра, но не оши­бемся, если скажем, что он очень древний и возник даже раньше, чем появился сам стол в современном его виде. Возник он и жил в каждой семье, у каждого народа, во всех странах.

И каждый ребенок, взяв в руки игрушку и имея рядом опору –  будь то лавка, пенек пли что угодно другое, захочет «ожи­вить» куклу, начав ее передвигать по опоре, коммен­тировать ее действия. А это значит, что ребенок уже сделал первые шаги на пути к игре, в том числе и к театру — театру на столе, к настольному театру.

Настольный театр и его куклы в числе еще несколь­ких театров (театр картинок на фланелеграфе, театр «Живые картинки») получил свою постоянную прописку в детских дошкольных учреждениях в отличие от теат­ров, которые существуют еще и в профессиональном искусстве и которыми занимаются отдельно, не сме­шивая с другими видами деятельности (театр теней, марионеток и др.).

Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Поэтому, хотя театр и на­зывается настольным, понятно, что главное в нем все-таки не стол, ведь вместо него может быть использова­на любая другая опора (перевернутая коробка, скамей­ка и т.д.), главное в этом театре –  куклы: куклы-игрушки и куклы-картинки. Куклы эти имеют про­стое устройство, а иногда не имеют никакого специально­го устройства – это могут быть обычные игрушки, с которыми ребенок играет и данный момент.

Чаще все­го используют фабричные игрушки, но в настольном театре очень хорошо использовать игрушки, сделанные своими руками. Изготавливая игрушки, дети сами опре­деляют их образы, создают героев к определенным сказ­кам, другим произведениям.

При изготовлении, как и при подборе готовых игру­шек, соблюдаем принцип соразмерности. Для настольно­го театра необходимы игрушки не очень большого раз­мера, около 30 см высотой пли ниже, учитывая соотно­шение игрушек по размеру по отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству. Игруш­ки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фак­туры (ткань, поролон, картон, природный материал).

Для театрализованной игры с довольно объемным пространством действия, каковым является стол, а не стенд, например, не представляет проблем использо­вание театральных кукол самого разного объема. Если исходить из общепринятой характеристики, то в на­стольном театре представлены куклы всех объемов.

1. Плоские –  их основой служат картон, фанера, пластмасса, которые окрашиваются, тонируются, окле­иваются.

2. Полуобъемные – состоят из плоской основы, па которую приклеивается мягкая прокладка, а сверху бумага, ткань, готовая картинка и т.д.

3. Объемные – обычные игрушки (деревянные, пластмассовые, тканевые   — особенно мягкие и др.), игрушки из природного материала; объемные подел­ки из бумаги, поролона и др.

Фигурки всех объемов могут быть целостными, а также состоять из основной и дополнительных час­тей: плоскостная фигурка с движущимися конечнос­тями, мягкая игрушка, сшитая из отдельных частей, -туловище, голова, руки, ноги (у животных –  лапы).

Передвигаются по-разному: с помощью только рук кукловода, с помо­щью проволочки, магнита. Кукла изначально может иметь устойчивую опору пли в качестве опоры мо­жет служить подставка. В некоторых случаях можно обойтись без подставки, согнув лист картона с изоб­ражением фигурки пополам под углом примерно в 60°. Если изображение на фигурке-картинке с одной стороны, то такие односторонние плоские фигурки передвигаются без поворота в одном направлении. Более совершенные двухсторонние, а также объем­ные фигурки передвигаются в любом направлении, поворачиваются обеими сторонами.

Управление куклами в настольном театре имеет свои особенности, и о них мы поговорим отдельно, а здесь скажем о том, что куклы в настольном театре чаще всего являются открыто управляемыми, т.е. кук­ловод и его руки не спрятаны от зрителя, при этом кукловод oрганизует свое управление куклами так, что основное внимание зрителя концентрируется на главном –  на куклах. Управление куклами может стать менее заметным (пли почти незаметным), если спектакль настольного театра будет оформлен с при­менением невысокого барьера (для театра картинок на высоких подставках), сценического ящика (для фигурок, управляемых с помощью проволочки, при­крепленной к фигурке сверху или сзади).

Использование настольного театра в дошкольных учреждениях, а также в семье универсально –  от мини-театрализованной игры одного ребенка до спе­циального подготовленного спектакля с участием артистов и зрителей.

Настольный кукольный театр может быть использован в творческих играх детей и в обучаю­щих играх на занятиях

Средствами настольного кукольного театра легко исполнить инсценировки потешек, стихов, песенок, что поможет детям понять их содержание, сделает его образным. Дети могут быть вовлечены в игру, сопро­вождая действия хоровым или индивидуальным дек­ламированием, пением под аккомпанемент или без него. Возможно и обратное — взрослый читает, а дети изображают с помощью кукол. Наряду с произнесе­нием слов героев может идти комментарий их дей­ствий, внешнего вида, что также усилит впечатление, облегчит восприятие.

При подготовке спектаклей для детей следует отбирать про­изведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста, и особенно младшего, где этот театр наиболее исполь­зуемый, — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.

При создании спектакля следует избегать исполь­зования произведений с большими текстами,   много слов не всегда оправданный способ инсценировки произведения. Следует помнить, что малышей боль­ше увлекает действие. Длинные фразы могут быть заменены словосочетаниями, отдельными звуками. Больший акцент на действия, их совершенство, разно­образие!

Брызгалова А.

vscolu.ru

Игры в настольный театр с детьми

Игра в настольный театр проходит ряд этапов в своем развитии. И начинается она с театрализованных игр с игрушками – постоянными спутниками детей.

В раннем детстве эта игра длится недолго, всего несколько минут. В повторяющихся игровых действиях с игрушечными зайчиками, мишками отражаются представления ребенка о прототипах игрушек.

Ребенок учится действовать в воображаемой ситуации, его действия приобретают игровой характер. Дети второго года жизни начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех героев, которые совершают эти действия в жизни.

С детьми второго года жизни игры в настольный театр проводятся воспитателем и непринужденной обстановке без специальной организации детей.

При демонстрации первых игровых действии взрослый общается с каждым ребенком отдельно, постепенно привлекая в группу еще одного-двух детей. Взрослый вместе с ребенком рассматривает игрушку, называет ее в соответствии с будущей ролью (зайчик, мама-зайчиха и т.д.), предлагает ребенку также назвать игрушку-персонаж, выделить се основные признаки, дать краткую характеристику (зайка боится, спрятался). Затем взрослый показывает и поясняет одно-два понятные и простые действия с игрушкой (зайка дрожит, убегает). Действия обозначаются словами с одновременным звукоподражанием (зайка боится — ай-ай-ай, ой-ой-ой). После небольшой паузы показ повторяется. Затем ребенку дают игрушку для самостоятельной игры.

К концу второго года жизни дети становятся более умелыми, они уже осознают условность игровой ситуации и при этом могут принимать посильное участие в ее создании. Театрализованные игры детей могут включать в себя уже 2 — 3 эпизода, сопровождаться речевыми высказываниями. Но это еще не завершенные действия и фразы. Воспитатель побуждает ребенка к их завершению, помогает обозначить игровую ситуацию, эмоционально настроить па участие в театрализованной игре. В организованной воспитателем игре дети учатся обращаться с персонажем, усваивают ряд последовательных действий с одной игрушкой, действуют с разными персонажами, видят их взаимодействие между собой. Понравится ребенку и возможность обращения к другим детям от имени игрушки-персонажа.

Приобщение ребенка к театрализованной игре, его вовлечение в игру может осуществляться незаметно для ребенка и во время показа спектакля взрослым, т.е. по ходу спектакля.

Воспитатель побуждает ребенка просьбами:

— Покажи, как Жучка помогает тянуть репку.

— Не получается. Кого позвала на помощь Жучка?

— Вот так. Повернулась и позвала Кошку.

— А теперь покажи, как Кошка тянет репку. За кого она держится? (и т.д.).

На третьем-четвёртом году жизни дети способны самостоятельно инсценировать некоторые произведения, подбирать для этого нужные игрушки. Ребенок может обращаться и с более нежным материалом картинками для настольного театра. Начинается более активная деятельность детей в театрализованной игре. Дети осваивают ролевые отношения, учатся говорить за персонажа, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску. Знакомый игровой сюжет инсценируется все с меньшим участием взрослого, взрослый уже не играет «основную роль», он только направляет действия детей. Причем делает это очень осторожно: не всегда нужно требовать точного повторения текста, стандартных действий с игрушкой или картинкой. Эмоциональный фон – очень важное условие развития игры.

Быть откровенно заинтересованным в помощи ребенку, выражать свое участие, поощрять действия детей, не скупиться на похвалу – такого рода участие взрослого в желании детей действовать с персонажами выходит на первый план. Ребенок проявляет инициативу — взрослый поддерживает его.

Ближе к пяти годам меняется форма участия ребенка в театрализованной игре. У ребенка появляется желание следовать «правилам»: более точно придерживаться роли, следить за воспроизведением речи героев, их действий, взаимоотношений с другими действующими лицами. Такого же отношения к игре ждет ребенок и от своих друзей – актеров.

Детям старшего возраста предлагаются для свободного пользования уже не только игрушки, но и картинки для настольного кукольного театра.

Дети могут разыгрывать спектакли самостоятельно, а также подготовиться и показать спектакль малышам, пригласив их в свою группу или отправившись со всем необходимым для спектакля к ним в гости.

При подготовке к показу спектакля детям придется ближе познакомиться с некоторыми законами организации этого процесса, обратить внимание на нюансы, связанные с действиями кукол, которые выступают на «сцене» и превращаются уже не просто в игрушки-персонажи, а в игрушки (картинки) – актеры. Дети уточняют и открывают для себя волшебную разницу между состоянием куклы-игрушки и куклы-картинки «до» и «как только»:

— до тех пор, пока кукла не попадает в руки человека, назвавшего себя кукловодом, она сохраняет определенную самостоятельность и может быть игрушкой для игры или игрушкой-сувениром, дидактической картинкой или картинкой, вырезанной из сложенного пополам листа бумаги;

— но как только кукла становится персонажем спектакля (ее берет в руки кукловод), она «оживает», сливается с действиями, которые с ней совершают, и с голосом, которым она начинает «говорить». Ребенок усваивает, что кукла обретает право на действия и движения, способные более образно, ярко выразить состояние данного персонажа. Состояния куклы передаются не только движениями, но и сопровождающими их эмоционально-выразительными средствами (речью, внешним образом куклы, реакцией других кукол).

Очень важным является овладение приемами кукловождения. Куклы настольного театра диктуют кукловоду свою манеру поведения, выражения эмоции, свой стиль управления ими.

В настольном кукольном театре кукловождение осуществляется «открытым» способом – кукловод специально не прячется от зрителя, при этом стараясь не концентрировать внимание зрителя на своих руках. Он держит куклу двумя (большим и указательным) или тремя (большим, указательным и средним) пальцами так, чтобы было незаметно зрителю и удобно кукловоду – чаще всего за туловище со стороны спины или за специальное приспособление. Чтобы передать движение куклы, ее поворачивают, двигают в разные стороны в необходимом темпе. При показе спектакля действие происходит в спокойном ритме, так как зрители должны уметь рассматривать картинки или игрушки и одновременно воспринимать текст.

Особенно важным является умение оперировать образами в пространстве. За счет передвижения персонажа скрашивается статичность и неизменность фигурок. Специфика театра игрушек и театра картинок в том, что названные особенности кукол настольного театра скрашиваются передвижением их с разной скоростью и в разных направлениях. Не следует отрывать игрушки от стола (поднимать) без особой надобности. Движения куклы и речь требуют синхронности. Движения фигурки подчёркивают наиболее важные по смыслу фразы героя. Точность и осмысленность движении необходимы во время сцен с несколькими героями. Во время того, как на сцене-столе находится несколько кукол, и они разговаривают между собой, в движении может находиться только та кукла (куклы), которая говорит в данный момент. Пусть та кукла, которая не говорит, побудет в неподвижности, а когда наступит ее очередь действовать, то перестанет двигаться вторая.

Чтобы зрители легко поняли, кто говорит, говорящая кукла поворачивается к героям, к которым обращены фразы. При этом «говорящая» кукла слегка наклоняется вперед, «сопереживает» – слегка покачивается и т.д. Остальные куклы в этот момент внимательно слушают – смотрят и двигаются лишь в отдельных местах. Основные движения появляются после того, когда нужно отвечать или без слов выражать свое отношение к услышанному.

Игрушки «выходят» на сцену из-за ширмы или боковой стороны стола. При появлении каждой игрушки зрителям дается возможность вначале рассмотреть ее, а затем услышать. Появление, игра кукол и их уход зависят от наличия или отсутствия портала с занавесом, качества декорации и др.

В любом случае важно продумать организацию показа спектакля: разместить стол, а на нем декорации, подготовить кукол, расставить стулья для актеров и зрителей.

Стол ставят напротив окна, чтобы свет максимально освещал сцену. За сценой не должно быть окон, ярких, отвлекающих предметов. Сменяемые декорации, куклы и реквизиты размещаются в определенном порядке.

Стулья для зрителей размещаются на расстоянии 1,5 — 2 м от стола. Для того чтобы кукловод (кукловоды) не суетился во время спектакля, куклы заранее раскладываются ниже уровня стола на специальной подставке (стульчике, пуфике) в порядке их появления на сцене-столе. Очень удобно иметь две подставки, тогда игрушки, которые выходят на сцену справа, кладут на подставку, расположенную у правой руки, а которые появляются слева – соответственно располагаются па подставке слева. На эти же подставки игрушки и возвращаются, дойдя до края стола. Если одна из рук кукловода свободна, то она опускается вниз.

Распределение ролей между участниками театрального представления может быть самым разным. Роли получают не только кукловоды, но и ответственные за смену декораций.

Текст, слова героев могут произноситься взрослым или детьми, которые не водят кукол. Разделение на актеров и зрителей также условно. Зрители тоже могут принимать участие в спектакле.

От спектакля к спектаклю его участники проявляют выдумку и фантазию, развивая игровой замысел, по-разному реализуют игровые цели, используют новые игрушки, перераспределяют роли. Каждая инсценировка открывает перед детьми занавес для раскрытия возможностей!

Брызгалова А.

vscolu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *