cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Народные промыслы в хакасии – Промыслы и ремесла хакасов

Промыслы и ремесла

Богатая природа юга Среднего Енисея обусловила развитие промысловых занятий хакасского народа. Хакасы занимались охотой, рыболовством, промыслом кедрового ореха, бортничеством и собирательством.

Люди охотились на копытных, хищных, пушных зверей в осенний, зимний и весенний периоды. Копытных добывали и летом. Промышляли индивидуально и коллективно. Во время коллективной охоты хакасы объединялись в артель — «аргыс», из 4-6 человек. Руководил артелью «одаг пазы», самый уважаемый среди охотников. Юношей приучали к охоте с 15 лет — возраста хакасского совершеннолетия. К 18 годам они становились самостоятельными звероловами. У каждого хакасского рода были свои охотничьи угодья. Например, у сагайцев и бельтырцев местами охоты были угодья по р. Казыру — притоку р. Томь, в верховьях р. Аскиз — гора Харлыган, Небесный зуб и др. Традиционным оружием охоты у хакасов был лук со стрелами. Поражающая дистанция достигала до 200-300 шагов. Наряду с луком охотились кремневыми и пистонными ружьями. Боеприпасы находились в кожаном ремне «харланчых» (натрушка). Хакасы на охоте применяли до 30 различных приспособлений (плашка, самострел, сети, петли, железные капканы и т.д.). Промысловая одежда состояла из войлочной куртки, штанов, шапки и рукавиц. Обувь шили из камусов копытных. Зимой средствами передвижения были лыжи «сана» и нарты «санах». Звероловы во время промысла жили в балаганах «одаг».  Продовольствие было общим и охотники питались из одного котла. Собак кормили сырцами, смешанными  с конопляным маслом — «тохчах». Вечером охотники собирали всю добычу в одну кучу. После ужина все отдыхали, рассказывали кип-чоохи, сказки и легенды.

Рыболовством занималось население таежной зоны Хакасии.  Жители степных районов рыбной ловле не придавали большого значения, при этом называя ее иносказательно «суг хурты» — буквально «водяной червь». В реках и озерах Хакасии водилось около 20 различных видов рыб: таймень, осетр, стерлядь, ленок, хариус  и др. К наиболее ценным породам рыб относились осетр, стерлядь, хариус и таймень. Основными рыболовными снастями для хакасов служили невод, сеть, верша, котцы, также была распространена удочка. Рыбу ловили также петлей, стреляли из лука, били острогой. На больших реках рыболовы использовали лодки — берестяные и лодки-долбленки.

Промысел кедрового ореха в хозяйстве всегда имел существенное значение. Промышляли хакасы артелью — «аргыс», состоявшей от двух до шести человек, иногда больше. Продукты питания доставлялись осенью и  весной на лошадях, а зимой — на охотничьих нартах. Промысловики жили в балаганах. В одном шалаше проживали от четырех до шести таёжников. Они во время промысла надевали холщовые рубахи из крапивного или конопляного холста.

Осенью орех добывали тремя способами: залезанием на кедр, сбиванием кедровых шишек с помощью колота и собиранием паданки. Зимой также занимались промыслом ореха. Для этого уходили в тайгу на одну-две недели. Добытчики, также как и осенью, залезали на кедр и сбивали шишки. Вывозили кедровый орех на нартах. Весной промысловики собирали только паданку, так как осенью впоследствии сильного ветра и снегопада кедровые шишки попадали под снег и лежали там до весны. Кедровые шишки обрабатывали деревянными терками с зазубринами — «паспах». На одно хозяйство добывали от 150 кг до 700 кг орех, т.е. от 5 до 20 мешков чистого ореха.

Бортничеством занимались мужчины летом, когда пчелы собирали мед. Разыскивали пчелиные дупла с помощью солонца для пчел — «марачы». В качестве солонца служила береста (шириной около 20 см, длиной 30 см). На нее клали мох, пропитанный мочой, запах которой привлекал пчел. Таёжник клал солонец на открытой поляне или возле ручейка и наблюдал за ним. Пчела садилась на солонец и, насытившись солью, улетала в улей. Промысловик, наблюдая за пчелой, определял место нахождения дупла и помечал дерево с дуплом тамгой. После чего дерево с дуплом помечалось тамгой. Осенью на это место он приезжал с близкими родственниками. С одного пчелиного дупла добывали от трех до 10 пудов таежного меда.

Собирательством занимались женщины и дети. Из съедобных кореньев выкапывали и собирали: сарану, кандык, гусиные лапчатки, хлебенок и черемшу. Из ягод: чернику, бруснику, плоды боярышника, черемуху и др. Сарану и кандык выкапывали корнекопалкой «озоп». Это орудие представляло изогнутую палку, на конце которой насаживалось железное лопатообразное основание. Добыча кандыка начиналось в мае. На одно хозяйство заготавливали до трех мешков свежего кандыка. Выкопанные коренья мыли, нанизывали в связки и сушили. Сажень сушеного кандыка продавали за одну овцу. В июне женщины выкапывали сарану. В день добывали до двух-трех ведер коренья. Эти корни также мыли и сушили на солнце, разложив на аатыс — маты (приспособления, сделанные из ивовых прутьев). Сушеные корни сараны и кандыка клали в суп вместо крупы, мололи в ручных мельницах. Из полученной муки варили кашу. Некоторые варили в свежем виде. Из этих же кореньев пекли лепешки, готовили полуфабрикат — «угба». Из него варили супы или готовили кашу. Другие съедобные коренья хлебенки, гусиные лапчатки выкапывали с помощью «чухчаса». Чухчас представлял собой заостренную палку длиной 30-40 см, диаметром 3 см. Выкопанные коренья ели в свежем виде или пекли в золе, варили супы и употребляли вместо приправ.

Хакасы занимались также сбором дикой гречихи — «кырлых». Собрав ее, мололи на ручных мельницах, а из полученной муки готовили кашу, которую заправляли маслом. В июне таежные жители ездили за черемшой. Употребляли ее в свежем виде и солили. Также хакасы собирали дикий лук, горный лук и дикий чеснок.

Собирали ягоды в июле, августе и сентябре. употреблялись они в сушеном или в свежем, толченом виде, со сметаной. В ХХ в. под влиянием русской культуры хакасы стали варить варенье.

Домашние ремесла являлись важным дополнением в хозяйстве хакасского аала. Осенью женщины выделывали овчину. Шкуру смачивали водой, сворачивали в рулон и мяли ногами. Затем мездру замазывали бардой от перегонки айрана «поча». Через трое суток подсохшую мездру скоблили старым лезвием косы «хыйрах» и опять мяли ногами. После этого шкуру мыли и вешали в юрте у дымохода или в коптильных ямах — «ыстых». Коптили их до тех пор, пока они не пожелтеют. Затем их снимали, поверх мездры насыпали влажный овечий назем и покрывали другой овчиной, сверху придавив все грузом. После того, как мездра отсыреет, овчину начинали выделывать кожемялкой «изерек» в форме зазубренной палки. Затем шкурку отбеливали с помощью закваски «палаты» и растягивали на деревянном гладиле «сургу». Мездру посыпали ржаной мукой, скоблили старым лезвием косы и шлифовали полированной дощечкой «хыло». Выделанная шкура приобретала блестящий белый цвет и издавала скрип при растягивании.

Хакасы изготавливали дубленые кожи (тууп, чарыг). Для этого шкуру коровы или лошади намазывали бардой, сворачивали в рулон и клали в теплое место. Выпревший волос соскабливали старым лезвием косы. Сушеное лыко тальника или кору лиственницы крошили и кипятили в котле. Затем в охлажденный отвар клали шкуру и через неделю ее вынимали и сушили на улице. После этого в течение 1-2 дней мяли на кожемялке «талгы». Чернение дубленых кож производилось красителем, получаемым в результате реакции ржавого железа в барде от перегонки айрана. Обработку дубленых кож производили мужчины зимой. Сначала кожу вымораживали на улице, а затем ножом снимали шерсть. Иногда не обработанную на кожемялке сыромятную кожу коптили. Из сыромятных шкур делали кожаную посуду, кожаные чемоданы и сундуки, обувь, сбрую и т.д.

Весной из овечьей шерсти изготовляли войлоки (киис). Сначала шерсть раскладывали и сушили на солнце. Затем ее перебирали и складывали в одноцветные груды по 5-10 кг. Далее ритмично взбивали их гладкими тальниковыми прутьями (сабос). Когда вся шерсть вспушится, то ее расстилали на длинной холстине «ике». Затем уложенную шерсть обрызгивали теплой сывороткой и  сворачивали в рулон вокруг деревянного валика. Свернутая шерсть обвязывалась веревками. После этого двое брались за концы арканов, которые привязывали к валику, и катали свернутый рулон до тех пор, пока войлок «не войдет». Большой войлок для покрытия юрт катали на лошадях. Окончательно войлок уплотняли ударами локтей. Времени на катание войлоков уходило в хозяйстве от одной до двух недель. За один день группа в 4-5 человек могла сделать 2-3 войлока. На один средний войлок шла шерсть 10 овец. Из войлока делали кошмы, покрытия для юрт, ковры, матрасы и т.д.

Для изготовления волосяных арканов использовали гриву и хвост ло­шади. Сначала делали заготовку. Для этого брали пряди конского волоса и скручивали их в колечки «iскеп», конец которых затыкали вовнутрь. Заготовленный волос женщины скручивали ладонями в длинные нити. Для этого концы колечек смачивались и сращивались. Затем нити руками скручивались в шнуры. Из волосяных шнуров мужчины свивали арканы. Три разноцветных шнура (белый, красный и черный) продевали через три отверстия в заборе. Далее, с одной стороны три человека держали крючьями каждый конец трех шнуров и вращали их налево, а с другой стороны забора четвертый мужчина держал крюком (ыргах) все концы вместе и закручивал их в противоположном направлении. Аркан получался разноцветным. Помимо арканов, из мягкого волоса гривы делали поводья для коня, вожжи, чиле для телят, петли на зверьков и т.д. Волосяными нитками сшивали бересту, туеса, прошивали войлок и т.д.

Для скручивания кожаных арканов необходимо было заготовить «сарым» — длинные, узкие, шириной в два пальца кожаные ремешки. Шкуру крупного скота снимали чулком и замачивали в воде. Затем, начиная с центра, резали длинную ленту вдоль по кругу. Полученный кожаный ремень растягивали зимой на кольях. С промороженной кожи шерсть соскабливали ножом. В конце ее мяли и смазывали конским жиром. Затем брали три ремешка «сарым» и скручивали кожаный аркан таким же способом, как и волосяной. Из сарыма хакасы выделывали недоуздки, свивали плети, сплетали восьмигранные нагайки, делали витые уздечки и т.д.

Хакасы знали ткачество. Хакасский ткацкий станок (сохчан тубел) по своей конструкции относился к станкам горизонтального типа, с одной нитченкой и основоразделителем, приводимым в движение руками. Станок устанавливался на полу юрты. Нитки основы привязывались к двум колышкам, вбитым на расстоянии 2 — 3 м друг от друга. В основе насчитывалось 50 ниток. Ширина ткани равнялась 25 см. Хакасы ткали: «озан» — крапивную матерью, «сабыр» — конопляный холст, «киден» — льняное полотно, «таар» — полушерстяную материю и «сикпен» — сукно.

В 17 — 18 вв. хакасы подтаежных районов  добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи «хура» сооружались из глины внутри зимних жилищ. Железную руду очень мелко толкли в ступах, а затем небольшими порциями вместе с углем сыпали в небольшое верхнее отверстие печи. Двумя мехами (корж) постоянно нагнетали воздух и поддерживали высокую температуру горения. За одну плавку получали до 1,5 кг. железа. Кузнецы изготовляли ножи, тавра для скота, озопы для копания кореньев, абылы и т.д.

У хакасов существовало ювелирное ремесло. Ценились изделия из серебра. Из нее делали перстни, серьги, огнива, наборную упряжь и т.д. Мастера изготавливали и трубки «ханза». Трубки делались из нароста лиственницы. На ее поверхности вырезался орнамент так, чтобы все бороздки соединились. Затем трубку плотно закрывали деревянной формой и через отверстие заливали расплавленное олово. Последнее расходилось по всем желобкам, образуя узорчатый пояс. Готовые рисунки зачищались ножом и шлифовались. В долине Июсов, делали курительные трубки — «тас ханза» — из мягкого камня агальматолита (сарыг тас).

hakasiya19.ru

Народные промысла и ремесла. Республика Хакасия

Богатая природа юга Среднего Енисея обусловила развитие промысловых занятий хакасского народа. Хакасы занимались охотой, рыболовством, промыслом кедрового ореха, бортничеством и собирательством.

Люди охотились на копытных, хищных, пушных зверей в осенний, зимний и весенний периоды. Копытных добывали и летом. Промышляли индивидуально и коллективно. Рыболовством занималось население таежной зоны Хакасии.  Жители степных районов рыбной ловле не придавали большого значения, при этом называя ее иносказательно «суг хурты» — буквально «водяной червь». 

Промысел кедрового ореха в хозяйстве всегда имел существенное значение. Промышляли хакасы артелью — «аргыс», состоявшей от двух до шести человек, иногда больше. Продукты питания доставлялись осенью и  весной на лошадях, а зимой — на охотничьих нартах.Бортничеством занимались мужчины летом, когда пчелы собирали мед. Разыскивали пчелиные дупла с помощью солонца для пчел — «марачы». Хакасы занимались также сбором дикой гречихи — «кырлых». Собрав ее, мололи на ручных мельницах, а из полученной муки готовили кашу, которую заправляли маслом. В июне таежные жители ездили за черемшой. Употребляли ее в свежем виде и солили. 

Домашние ремесла являлись важным дополнением в хозяйстве хакасского аала. Осенью женщины выделывали овчину. Домашние ремесла являлись важным дополнением в хозяйстве хакасского аала. Осенью женщины выделывали овчину.  Весной из овечьей шерсти изготовляли войлоки (киис). Для изготовления волосяных арканов использовали гриву и хвост ло­шади. Помимо арканов, из мягкого волоса гривы делали поводья для коня, вожжи, чиле для телят, петли на зверьков и т.д. Волосяными нитками сшивали бересту, туеса, прошивали войлок и т.д. Хакасы знали ткачество. Хакасский ткацкий станок (сохчан тубел) по своей конструкции относился к станкам горизонтального типа, с одной нитченкой и основоразделителем, приводимым в движение руками.

В 17 — 18 вв. хакасы подтаежных районов  добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. У хакасов существовало ювелирное ремесло. Ценились изделия из серебра.

На сегодняшний момент около 69 ремесленных мастерских и мастеров, занимающихся изготовлением этно-сувениров индивидуально, работают в городе Абакане, Абазе, Черногорске, Алтайском, Аскизском, Орджоникидзевском, Таштыпском, Усть-Абаканском и Ширинском районах Республики Хакасия.

В большинстве своем организационно-правовой формой деятельности мастеров-ремесленников является индивидуальное предпринимательство. Мастера занимаются  совершенно разными направлениями декоративно-прикладного искусства.  Работают с камнем, деревом, стеклом, глиной, занимаются изготовлением этнических музыкальных инструментов, вышивкой, бисероплетением. 

 

www.nbcrs.org

В Хакасии пройдет выставка-ярмарка народных ремесел — Новости

Традиционная выставка продукции мастеров декоративно-прикладного искусства, которая проходит на Международном форуме «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития», в этом году станет настоящей ярмаркой.

Выставка-ярмарка народных промыслов и ремесел откроется в день открытия форума на «Гладенькой» в аале мастеров. Здесь можно будет увидеть тканые изделия ручной работы, образцы лоскутного шитья, изделия из кожи и войлока, искусно вышитые бисером пого и другие традиционные украшения, мастерски исполненные сувенирные куклы, национальную одежду, теплые и красивые вещи из меха и овчины, серебряные украшения, изготавливаемые хакасскими мастерицами.

Центральное место на выставке национальных музыкальных инструментов будет отведено чатхану, под аккомпанемент которого будут исполняться тахпахи Семена Прокопьевича Кадышева – в этом году Хакасия и страны тюркского мира отмечают 130 лет со дня рождения великого сказителя.

Обо всем, что представлено на прилавках, расскажут сами мастера. Как на любой ярмарке позапрошлого века, народные умельцы будут предлагать свой товар зазывалками и прибаутками и заодно познакомят гостей с устным народным творчеством народов Сибири, что актуально в Год литературы. Покажут сам процесс изготовления изделий на мастер-классах по вышивке, валянию, резьбе по дереву.

Наряженные в традиционные хакасские костюмы ребятишки будут продавать сувениры, которые можно купить на память о форуме.

Вдоль выставочного павильона развернется торговля традиционными хакасскими блюдами. Айран и талган, халба (так на хакасском языке называется черемша), душистые чаи, варенье из таежных ягод, кедровый орех, традиционные хакасские блюда – все это можно будет попробовать и купить.

Впервые на форуме по историко-культурному наследию пройдет круглый стол «Народный мастер и туризм» под руководством директора Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртской Республики Наили Собиной. 4 сентября в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева участники экспертной встречи обсудят актуальные проблемы сохранения материального и нематериального культурного наследия в области декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел, непосредственной практики реализации продукции, выработки подходов к их решению.

В Хакасии работают более 800 самодеятельных художников и мастеров, а заслуженным присваивается почетное звание «Народный мастер (Чон Узы) Республики Хакасия». Таковых в республике уже 11. Оказывается должная поддержка и на государственном уровне: ежегодно проходят выставки и конкурсы, объединяющие художников-любителей и мастеров-изготовителей народных художественных промыслов. Такие проекты помогают в поиске и поддержке молодых талантов, возрождению и культивации уникальных видов народного декоративно-прикладного искусства, говорится в сообщении пресс-службы Минкультуры Хакасии.

Источник: xakac.info

nhpko.ru

Culture and art

Праздничный костюм хакасской женщины. Степной район.

Одежда и вышивка Хакасии

Из экспедиции в Хакасию сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности возвратились с богатыми трофеями — фотографиями и зарисовками произведений народного искусства. Особенно ценным оказался материал по национальному костюму и вышивке. Это было своего рода открытием: никто не предполагал, что искусство, уходящее корнями в седую старину, не только сохранилось, но и активно живет в творчестве нынешних народных мастеров… Публикуем рассказ одного из участников экспедиции.

Хакасская женщина в праздничном платье. Подтаежный район.

То памятное лето выдалось в Хакасии на редкость сухим и знойным. Каждое утро на пустынных по случаю жары улочках села Кайбалы появлялось несколько человек с большими папками и сумками, где лежали карандаши, кисти, краски, альбомы. Вездесущие мальчишки встречали их, и каждый старался показать, в каком доме хранится старинная одежда, вышитый кисет или трубка с инкрустацией.
Хакасская автономная область, входящая в состав Красноярского края, расположена на западе Минусинской котловины, одного из самых благодатных мест в Южной Сибири. Здесь сравнительно мягкий климат, часты солнечные дни. Енисей и его притоки изобилуют рыбой,, в горно-таежных чащах много зверей и птиц. Места богаты полезными ископаемыми, и в первую очередь железом, медью, золотом, серебром, оловом. Поэтому люди поселились тут очень давно и довольно быстро создали развитую культуру.

Нагрудное украшение пого.

Как и у многих других народов, самые красивые наряды в Хакасии носят женщины. Основа костюма — платье. Оно широкое, свободное, длиною до пят. Это и понятно, ведь наплечники и обшлага — главные декоративные элементы: здесь размещается вышивка. Орнамент обычно геометрический. Рисунок его четок и хорошо скомпонован, причем вряд ли вы сыщете две совершенно одинаковые композиции.
Как и растительный узор, это заимствование из традиционного костюма русского населения, с которым хакасы бок о бок живут уже несколько веков.
Еще одно отличие — общий смягченный колорит наряда. Оттенков одного красного можно там различить не меньше десятка: киноварный, алый, вишневый, терракотовый, коричневатый…

Вышивка на спинке шубы.

Да, хакасскую женщину в национальной одежде непременно надо увидеть в окружении природы Хакасии, среди просторов степей, чтобы ощутить монументальность. На фоне зеленых массивов тайги и седых каменных скал, чтобы увидеть, как по-иному воспринимается его силуэт в окружении более суровой, сдержанной по краскам природы и как влияет это на выбор цвета ткани, на масштаб орнамента…
На голове у хакасской женщины чаще всего арчал — шерстяной платок вроде павловского. Каждая хакаска умеет искусно повязывать его, превращая в подлинное завершение наряда.
Запахивалась она тоже слева направо, но не подпоясывалась, а лишь зacтeгивaлacь на пуговицы. Стежки располагались в шахматном порядке, причем концы ниток свисали с обеих сторон красивыми кисточками чачах. Над каждым тартханом, чуть выше шва, располагались праты — матерчатые аппликации разного цвета, расположенные всегда в определенном порядке.
Несколько слов о своеобразной обуви — одик — из кожи домашней выделки.

Вышитые рукавицы.

Кисет с вышивкой

Их оторачивали мехом и отделывали полосками ткани, а тыльную сторону расшивали красивым узором. Изготовление таких рукавиц, мелей, и сегодня одно из самых распространенных ремесел в Хакасии.
Изготовлением таких вот оригинальных произведений народного искусства заняты сегодня многие женщины как в степных, так и подтаежных районах области.
Да, удивительно, но факт: древнейшие ремесла живут в Хакасии по сей день. И очень хорошо, что в некоторых школах, городских и сельских, им обучают мальчишек и девчонок. Занятия ведут опытные мастера, среди которых М. Ф. Кыжинаева, И. Е. Курбежекова, М. И. Дорина; они сами отменно владеют всеми приемами ремесла и умело передают их школьникам. Все это радует. Никак нельзя, чтобы красота ушла из повседневной жизни.

culture-art.ru

В Хакасии организуют ярмарку народных промыслов

В Хакасии пройдет Ярмарка народных промыслов. Данное мероприятие состоится в рамках форума по историко-культурному наследию.

Выставка-ярмарка народных промыслов и ремесел откроется в день открытия форума на «Гладенькой» в аале мастеров. Посетители смогут увидеть тканые изделия ручной работы, образцы лоскутного шитья, изделия из кожи и войлока, искусно вышитые бисером пого и другие традиционные украшения, мастерски исполненные сувенирные куклы, национальную одежду, теплые и красивые вещи из меха и овчины, серебряные украшения, изготавливаемые хакасскими мастерицами.

Центральное место на выставке национальных музыкальных инструментов будет отведено чатхану, под аккомпанемент которого будут исполняться тахпахи Семена Прокопьевича Кадышева.

Обо всем, что представлено на прилавках, расскажут сами мастера. Как и на любой ярмарке позапрошлого века, народные умельцы будут предлагать свой товар зазывалками и прибаутками и заодно познакомят гостей с устным народным творчеством народов Сибири, что актуально в Год литературы. Кроме того, присутствующим сам процесс изготовления изделий на мастер-классах по вышивке, валянию, резьбе по дереву.

Также вдоль выставочного павильона развернется торговля традиционными хакасскими блюдами. Айран и талган, халба (так на хакасском языке называется черемша), душистые чаи, варенье из таежных ягод, кедровый орех, традиционные хакасские блюда – все это можно будет попробовать и купить, сообщает пресс-служба Минкультуры РХ. 

Впервые на форуме по историко-культурному наследию пройдет круглый стол «Народный мастер и туризм» под руководством директора национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртской Республики Наили Собиной. 4 сентября в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева участники экспертной встречи обсудят актуальные проблемы сохранения материального и нематериального культурного наследия в области декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел, непосредственной практики реализации продукции, выработки подходов к их решению.

Напомним, что в Хакасии проживает более 800 самодеятельных художников и мастеров, а заслуженным присваивается почетное звание «Народный мастер (Чон Узы) Республики Хакасия». Обладателей такого титула в республике уже 11. Поддержка творцов оказывается и на государственном уровне, в том числе: ежегодно проходят выставки и конкурсы, объединяющие художников-любителей и мастеров-изготовителей народных художественных промыслов. Такие проекты помогают в поиске и поддержке молодых талантов, способствуют возрождению и культивации уникальных видов народного декоративно-прикладного искусства.

Всю интересующую информацию по упомянутым программа можно будет узнать за круглым столом «Народный мастер и туризм», который состоится 4 сентября с 12.00 до 14.00  в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева.

www.19rus.info

В Хакасии пройдет Ярмарка народных промыслов | АДИ


Традиционная выставка продукции мастеров декоративно-прикладного искусства, которая проходит на Международном форуме «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития», в этом году станет настоящей ярмаркой, обещают организаторы.

Выставка-ярмарка народных промыслов и ремесел откроется в день открытия форума на «Гладенькой» в аале мастеров. Здесь можно будет увидеть тканые изделия ручной работы, образцы лоскутного шитья, изделия из кожи и войлока, искусно вышитые бисером пого и другие традиционные украшения, мастерски исполненные сувенирные куклы, национальную одежду, теплые и красивые вещи из меха и овчины, серебряные украшения, изготавливаемые хакасскими мастерицами.

Центральное место на выставке национальных музыкальных инструментов будет отведено чатхану, под аккомпанемент которого будут исполняться тахпахи Семена Прокопьевича Кадышева – а в этом году Хакасия и страны тюркского мира отмечают 130 лет со дня рождения великого сказителя.

Обо всем, что представлено на прилавках, расскажут сами мастера. Как на любой ярмарке позапрошлого века, народные умельцы будут предлагать свой товар зазывалками и прибаутками и заодно познакомят гостей с устным народным творчеством народов Сибири, что актуально в Год литературы. Покажут сам процесс изготовления изделий на мастер-классах по вышивке, валянию, резьбе по дереву.

Наряженные в традиционные хакасские костюмы ребятишки будут продавать сувениры.

Вдоль выставочного павильона развернется торговля традиционными хакасскими блюдами. Айран и талган, халба (так на хакасском языке называется черемша), душистые чаи, варенье из таежных ягод, кедровый орех, традиционные хакасские блюда – все это можно будет попробовать и купить.

Впервые на форуме по историко-культурному наследию пройдет круглый стол «Народный мастер и туризм» под руководством директора Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртской Республики Наили Собиной. 4 сентября в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева участники экспертной встречи обсудят актуальные проблемы сохранения материального и нематериального культурного наследия в области декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел, непосредственной практики реализации продукции, выработки подходов к их решению.

В Хакасии работают более 800 самодеятельных художников и мастеров, а заслуженным присваивается почетное звание «Народный мастер (Чон Узы) Республики Хакасия». Таковых в республике уже 11. Оказывается должная поддержка и на государственном уровне: ежегодно проходят выставки и конкурсы, объединяющие художников-любителей и мастеров-изготовителей народных художественных промыслов. Такие проекты помогают в поиске и поддержке молодых талантов, возрождению и культивации уникальных видов народного декоративно-прикладного искусства.

adi19.ru

Абакан | В Хакасии организуют ярмарку народных промыслов — БезФормата

В Хакасии пройдет Ярмарка народных промыслов. Данное мероприятие состоится в рамках форума  по историко-культурному наследию.

Выставка-ярмарка народных промыслов и ремесел откроется в день открытия форума на «Гладенькой» в аале мастеров.  Посетители смогут  увидеть тканые изделия ручной работы, образцы лоскутного шитья, изделия из кожи и войлока, искусно вышитые бисером пого и другие традиционные украшения, мастерски исполненные сувенирные куклы, национальную одежду, теплые и красивые вещи из меха и овчины, серебряные украшения, изготавливаемые хакасскими мастерицами.

Центральное место на выставке национальных музыкальных инструментов будет отведено чатхану, под аккомпанемент которого будут исполняться тахпахи Семена Прокопьевича Кадышева.

Обо всем, что представлено на прилавках, расскажут сами мастера. Как и на любой ярмарке позапрошлого века, народные умельцы будут предлагать свой товар зазывалками и прибаутками и заодно познакомят гостей с устным народным творчеством народов Сибири, что актуально в Год литературы. Кроме того,  присутствующим сам процесс изготовления изделий на мастер-классах по вышивке, валянию, резьбе по дереву.

Также вдоль выставочного павильона развернется торговля традиционными хакасскими блюдами. Айран и талган, халба (так на хакасском языке называется черемша), душистые чаи, варенье из таежных ягод, кедровый орех, традиционные хакасские блюда – все это можно будет попробовать и купить, сообщает пресс-служба Минкультуры РХ. 

Впервые на форуме по историко-культурному наследию пройдет круглый стол «Народный мастер и туризм» под руководством директора национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртской Республики Наили Собиной. 4 сентября в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева участники экспертной встречи обсудят актуальные проблемы сохранения материального и нематериального культурного наследия в области декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел, непосредственной практики реализации продукции, выработки подходов к их решению.

Напомним, что  в Хакасии  проживает более 800 самодеятельных художников и мастеров, а заслуженным присваивается почетное звание «Народный мастер (Чон Узы) Республики Хакасия».  Обладателей такого  титула  в республике уже 11.  Поддержка творцов оказывается и на государственном уровне, в том числе: ежегодно проходят выставки и конкурсы, объединяющие художников-любителей и мастеров-изготовителей народных художественных промыслов. Такие проекты помогают в поиске и поддержке молодых талантов, способствуют возрождению и культивации уникальных видов народного декоративно-прикладного искусства.

Всю интересующую информацию по упомянутым программа можно  будет узнать за круглым столом «Народный мастер и туризм», который  состоится 4 сентября с 12.00 до 14.00  в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева.

Последние новости Хакасии по теме:
В Хакасии организуют ярмарку народных промыслов

В Хакасии пройдет Ярмарка народных промыслов — Абакан

Традиционная выставка продукции мастеров декоративно-прикладного искусства, которая проходит на Международном форуме «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития», в этом году станет настоящей ярмаркой,
18:14 28.08.2015 ИА Агентство Деловой Информации

В Хакасии пройдет выставка-ярмарка народных ремесел — Абакан

Традиционная выставка продукции мастеров декоративно-прикладного искусства, которая проходит на Международном форуме «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития», в этом году станет настоящей ярмаркой.
15:24 28.08.2015 Хакасия-Информ

В Хакасии организуют ярмарку народных промыслов — Абакан

В Хакасии пройдет Ярмарка народных промыслов. Данное мероприятие состоится в рамках форума по историко-культурному наследию.
13:54 28.08.2015 ИА Хакасия

На форуме по историко-культурному наследию в Хакасии пройдет ярмарка народных промыслов — Абакан

Традиционная выставка продукции мастеров декоративно-прикладного искусства, которая проходит на Международном форуме «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития», в этом году станет настоящей ярмаркой.
12:58 28.08.2015 Правительство Республики Хакасия

Ярмарка народных промыслов Хакасии – есть что купить — Абакан

Независимое информационное агентство — Хакасия Традиционная выставка продукции мастеров декоративно-прикладного искусства,
11:26 28.08.2015 19Rus.Ru

abakan.bezformata.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *