Наиболее оптимальный метод оценки сформированности личностных результатов – Оценка личностных результатов обучающихся
Оценка личностных результатов обучающихся
Кузьмина Наталья Николаевна
учитель начальных классов, заместитель директора
МБОУ СОШ №20, г. Новомосковск Тульской области
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка личностных результатов — оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическое оценивание.
Самоопределение включает: сформированность внутренней позиции обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Под смыслообразованием понимается поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва.
Нравственно-этическая ориентация подразумевает: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса
, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.Виды заданий, направленных на формирование личностных УУД: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы.
В соответствии с ФГОС в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в: соблюдении норм и правил поведения; участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
В оценке личностных результатов образования используются различные методы педагогической диагностики.
Анкетирование. Цель анкетирования: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения через индивидуальную беседу. Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и действия, устанавливающие смысл учения. При проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности: результаты не всегда являются точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, индивидуальные особенности каждого; педагогу сложно провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока. Целесообразнее провести анкетирование родителей. Проводя сравнение результатов анкетирования родителей, педагог может видеть уровень личностного развития класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Метод наблюдения наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике. Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Оцениваемые УУД: внутренняя позиция школьника; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осознание ответственности человека за общее благополучие; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Портфолио (портфель достижений) — одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Цель портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки). Задачи портфолио ученика: представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе; продемонстрировать процесс формирования достижений; выявить проблемные зоны развития в данной области; сформировать установки на творческую деятельность; обеспечить материалы для становления рефлексии; создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
Чтобы получить данные, которые направлены на оценку личностных результатов ребенка, организуется проведение диагностики мотивации учения и диагностики самооценки учащегося. В настоящее время существует достаточно методик для данных диагностик:
Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).
Методика «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Диагностика учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся.
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников учебной деятельности.Кроме педагогической диагностики необходима для оценки личностных результатов и диагностика педагога-психолога, которая проводится в классе или с отдельными учениками два раза в год (в начале учебного года и в конце).
Проведение психолого-педагогической диагностики и ее анализ — дело достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в Стандарте, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, в том числе и личностных УУД, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся у ребенка.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Список литературы.
1. Кондаков А.М. Концепция государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.
2. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю. Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под. ред А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
infourok.ru
Оценка личностных результатов обучающихся
Оценка личностных результатов обучающихся.
Оценка личностных результатов — оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Личностные результаты формируются в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) Самоопределение
2) Смыслообразование
3) Нравственно-этическое оценивание
Самоопределение включает:
— сформированность внутренней позиции обучающегося;
— становление основ российской гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности;
— развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Под смыслообразованием понимается поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва.
Нравственно-этическая ориентация подразумевает:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Виды заданий, направленных на формирование личностных УУД:
подведение итогов урока;
творческие задания;
мысленное воспроизведение картины, ситуации;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Ожидаемые результаты:
Оценивать поступки
прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
объяснять оценки поступков
объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми
объяснять самому себе:
– свои некоторые черты характера;
– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;
– свои наиболее заметные достижения
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур
осуществлять добрые дела
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
Примеры заданий:
1.
а) Выполните действия:
б) Раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте желтыми.
При выполнении данного задания происходит формирование вычислительных навыков; мотивация учения – развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.
2. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?
белый |
синий |
красный |
Данное задание реализует патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
3. Подготовка к изложению по тексту:
Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.
«Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.
Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.
Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.
Задание по тексту:
— выписать слова с пропущенными буквами;
— выделить в них корни;
— подобрать проверочные слова.
Беседа по тексту:
— Каково было отношение русского народа к березе?
— С чем оно было связано?
— Только ли русские люди почитали березу?
— Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?
— Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?
Цели выполнения данного упражнение – признание общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина, представителя русского народа и русской культуры; формирование уважения и интереса к другим народам; развитие стремления к красоте, готовности поддержать состояние окружающей среды.
Личностные результаты могут оцениваться в разных формах:
— персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),
— неперсонифицированная (характеризующая достижения в классе, параллели, образовательной ступени, у конкретного учителя, в ОУ),
— качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет),
— количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше),
— интегральная (комплексные тесты, портфолио, выставки, презентации),
— дифференцированная (оценки отдельных аспектов развития).
В систему оценки могут входить различные методы, дополняющие друг друга:
— наблюдение,
— экспертная оценка,
— стандартизованные опросники,
— проективные методы,
— самооценка,
— анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
Какие материалы можно использовать при формировании методического блока?
Наблюдение – метод сбора первичной психолого-педагогической информации путем непосредственной регистрации наличия/отсутствия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.
Критерии оценки (показатели развития) личностных (социальных) свойств:
— умение оценивать (выдвигать суждения о действиях, поступках, поведении на основе выбранных критериев, стандартов, условий),
— способность принимать ответственность,
— способность уважать других,
— умение сотрудничать,
— умение участвовать в выработке совместного решения,
— способность разрешать конфликты,
— способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Портфолио (портфель достижений) — одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Цель портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).
Задачи портфолио ученика:
— представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,
— продемонстрировать процесс формирования достижений,
— выявить проблемные зоны развития в данной области,
— сформировать установки на творческую деятельность,
— обеспечить материалы для становления рефлексии,
— создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
Экспертные оценки – мнения знающих ученика людей (преподавателей разных предметов, завуча, учителей дополнительного образования, педагога группы продленного дня и т.д.) по поводу сформированности у ребенка тех или иных качеств личности.
Наборы ситуаций (задач), демонстрирующих отношение или предполагаемое поведение ребенка в тех или иных условиях.
Анкетные опросы – совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие интересующих исследователя личностных качеств (должны быть проверены на надежность и валидность).
Проективные тесты – психологические инструменты оценки личностных особенностей, требующие высокого профессионализма и специальной подготовки исследователя.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия различных управленческих решений. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
5
multiurok.ru
Материал на тему: Оценка личностных результатов обучающихся
Оценка личностных результатов обучающихся.
Оценка личностных результатов — оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Личностные результаты формируются в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) Самоопределение
2) Смыслообразование
3) Нравственно-этическое оценивание
Самоопределение включает:
— сформированность внутренней позиции обучающегося;
— становление основ российской гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности;
— развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Под смыслообразованием понимается поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва.
Нравственно-этическая ориентация подразумевает:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
- способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Виды заданий, направленных на формирование личностных УУД:
- участие в проектах;
▪ подведение итогов урока;
▪ творческие задания;
▪ мысленное воспроизведение картины, ситуации;
▪ самооценка события, происшествия;
▪ дневники достижений.
Ожидаемые результаты:
✓ Оценивать поступки
✓ прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
✓ учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
✓ объяснять оценки поступков
✓ объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми
✓ объяснять самому себе:
– свои некоторые черты характера;
– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;
– свои наиболее заметные достижения
✓ искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
✓ стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур
✓ осуществлять добрые дела
✓ вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
Примеры заданий:
1.
а) Выполните действия:
б) Раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте желтыми.
При выполнении данного задания происходит формирование вычислительных навыков; мотивация учения – развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.
2. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?
белый |
синий |
красный |
Данное задание реализует патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
3. Подготовка к изложению по тексту:
Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.
«Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.
Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.
Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.
Задание по тексту:
— выписать слова с пропущенными буквами;
— выделить в них корни;
— подобрать проверочные слова.
Беседа по тексту:
— Каково было отношение русского народа к березе?
— С чем оно было связано?
— Только ли русские люди почитали березу?
— Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?
— Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?
Цели выполнения данного упражнение – признание общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина, представителя русского народа и русской культуры; формирование уважения и интереса к другим народам; развитие стремления к красоте, готовности поддержать состояние окружающей среды.
Личностные результаты могут оцениваться в разных формах:
— персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),
— неперсонифицированная (характеризующая достижения в классе, параллели, образовательной ступени, у конкретного учителя, в ОУ),
— качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет),
— количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше),
— интегральная (комплексные тесты, портфолио, выставки, презентации),
— дифференцированная (оценки отдельных аспектов развития).
В систему оценки могут входить различные методы, дополняющие друг друга:
— наблюдение,
— экспертная оценка,
— стандартизованные опросники,
— проективные методы,
— самооценка,
— анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
Какие материалы можно использовать при формировании методического блока?
Наблюдение – метод сбора первичной психолого-педагогической информации путем непосредственной регистрации наличия/отсутствия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.
Критерии оценки (показатели развития) личностных (социальных) свойств:
— умение оценивать (выдвигать суждения о действиях, поступках, поведении на основе выбранных критериев, стандартов, условий),
— способность принимать ответственность,
— способность уважать других,
— умение сотрудничать,
— умение участвовать в выработке совместного решения,
— способность разрешать конфликты,
— способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Портфолио (портфель достижений) — одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Цель портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).
Задачи портфолио ученика:
— представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,
— продемонстрировать процесс формирования достижений,
— выявить проблемные зоны развития в данной области,
— сформировать установки на творческую деятельность,
— обеспечить материалы для становления рефлексии,
— создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
Экспертные оценки – мнения знающих ученика людей (преподавателей разных предметов, завуча, учителей дополнительного образования, педагога группы продленного дня и т.д.) по поводу сформированности у ребенка тех или иных качеств личности.
Наборы ситуаций (задач), демонстрирующих отношение или предполагаемое поведение ребенка в тех или иных условиях.
Анкетные опросы – совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие интересующих исследователя личностных качеств (должны быть проверены на надежность и валидность).
Проективные тесты – психологические инструменты оценки личностных особенностей, требующие высокого профессионализма и специальной подготовки исследователя.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия различных управленческих решений. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
nsportal.ru
Оценка личностных результатов обучающихся
Оценка личностных результатов обучающихся.
Оценка личностных результатов — оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Личностные результаты формируются в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) Самоопределение
2) Смыслообразование
3) Нравственно-этическое оценивание
Самоопределение включает:
— сформированность внутренней позиции обучающегося;
— становление основ российской гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности;
— развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Под смыслообразованием понимается поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва.
Нравственно-этическая ориентация подразумевает:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Виды заданий, направленных на формирование личностных УУД:
подведение итогов урока;
творческие задания;
мысленное воспроизведение картины, ситуации;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Ожидаемые результаты:
Оценивать поступки
прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
объяснять оценки поступков
объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми
объяснять самому себе:
– свои некоторые черты характера;
– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;
– свои наиболее заметные достижения
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур
осуществлять добрые дела
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
Примеры заданий:
1.
а) Выполните действия:
б) Раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте желтыми.
При выполнении данного задания происходит формирование вычислительных навыков; мотивация учения – развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.
2. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?
белый |
синий |
красный |
Данное задание реализует патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
3. Подготовка к изложению по тексту:
Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.
«Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.
Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.
Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.
Задание по тексту:
— выписать слова с пропущенными буквами;
— выделить в них корни;
— подобрать проверочные слова.
Беседа по тексту:
— Каково было отношение русского народа к березе?
— С чем оно было связано?
— Только ли русские люди почитали березу?
— Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?
— Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?
Цели выполнения данного упражнение – признание общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина, представителя русского народа и русской культуры; формирование уважения и интереса к другим народам; развитие стремления к красоте, готовности поддержать состояние окружающей среды.
Личностные результаты могут оцениваться в разных формах:
— персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),
— неперсонифицированная (характеризующая достижения в классе, параллели, образовательной ступени, у конкретного учителя, в ОУ),
— качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет),
— количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше),
— интегральная (комплексные тесты, портфолио, выставки, презентации),
— дифференцированная (оценки отдельных аспектов развития).
В систему оценки могут входить различные методы, дополняющие друг друга:
— наблюдение,
— экспертная оценка,
— стандартизованные опросники,
— проективные методы,
— самооценка,
— анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
Какие материалы можно использовать при формировании методического блока?
Наблюдение – метод сбора первичной психолого-педагогической информации путем непосредственной регистрации наличия/отсутствия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.
Критерии оценки (показатели развития) личностных (социальных) свойств:
— умение оценивать (выдвигать суждения о действиях, поступках, поведении на основе выбранных критериев, стандартов, условий),
— способность принимать ответственность,
— способность уважать других,
— умение сотрудничать,
— умение участвовать в выработке совместного решения,
— способность разрешать конфликты,
— способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Портфолио (портфель достижений) — одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Цель портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).
Задачи портфолио ученика:
— представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,
— продемонстрировать процесс формирования достижений,
— выявить проблемные зоны развития в данной области,
— сформировать установки на творческую деятельность,
— обеспечить материалы для становления рефлексии,
— создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
Экспертные оценки – мнения знающих ученика людей (преподавателей разных предметов, завуча, учителей дополнительного образования, педагога группы продленного дня и т.д.) по поводу сформированности у ребенка тех или иных качеств личности.
Наборы ситуаций (задач), демонстрирующих отношение или предполагаемое поведение ребенка в тех или иных условиях.
Анкетные опросы – совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие интересующих исследователя личностных качеств (должны быть проверены на надежность и валидность).
Проективные тесты – психологические инструменты оценки личностных особенностей, требующие высокого профессионализма и специальной подготовки исследователя.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия различных управленческих решений. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
5
multiurok.ru
Педагогическая диагностика личностных результатов
Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Пакшина Лариса Александровна
Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.
Педагогическая диагностика выполняет две главные функции:
1) предоставляет достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;
2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, подсказывает пути их коррекции.
Педагогическая диагностика проверяет умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Сравнение же полученных результатов показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную задачу, на каком уровне (репродуктивном или продуктивном) усвоены те или иные знания.
Методы педагогической диагностики:
1. Неэкспериментальные (для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, наблюдение, беседа.
2. Диагностические (для количественного измерения): шкалирование, тестирование.
3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики.
4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов.
Наиболее подробно остановимся на диагностике личностных УУД.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы.
В соответствии с ФГОС в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в: соблюдении норм и правил поведения; участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
В оценке личностных результатов образования используются методы педагогической диагностики, анкетирование, наблюдение.
Цель анкетирования: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения через индивидуальную беседу.
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и действия, устанавливающие смысл учения.
Критерии оценивания:
1.Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.
2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.
3.Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки)
Уровни оценивания:
0. Отрицательное отношение к школе.
1.Положительное отношение к школе, но и сохранение дошкольной ориентации.
2.Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.
3.Сочетание ориентации на социальные и собственные аспекты школьной жизни.
При проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности: результаты не всегда являются точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, индивидуальные особенности каждого; педагогу сложно провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока.
Целесообразнее провести анкетирование родителей. Проводя сравнение результатов анкетирования родителей, педагог может видеть уровень личностного развития класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Метод наблюдения наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике.
Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Оцениваемые УУД: внутренняя позиция школьника; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осознание ответственности человека за общее благополучие; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Критерии оценивания:
1. Отношение к школе и мотивация учения.
2.Оценка собственной деятельности и уровень сформированности сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
3.Отношение к общему делу, способ общения в коллективе.
4.Нравственно-эстетическое отношение к своему труду и к деятельности других.
Уровни оценивания:
1.Отрицательное отношение к школе, к результатам общего дела и т.д.
2.В основном равнодушное отношение, но иногда проявляет интерес к общему делу.
3.В половине случаев проявляет интерес к общему делу, положительное отношение к школе, в половине – отрицательное отношение, без интереса к общему делу.
4.В основном положительное отношение к школе, к общему делу, только иногда проявляется негативное отношение.
5.Во всех случаях положительное отношение к школе, интерес к общему делу.
Достоинство наблюдения: позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания; педагог получает фактические сведения, а не мнения других.
Недостатками этого метода являются: наличие элементов субъективизма в анализе и оценке фактов со стороны наблюдателя; недоступность некоторых сторон деятельности – мотивов, эмоционального состояния, наблюдение за малым количеством детей, чтобы получить качественные результаты.
Наблюдение проводится согласно заданной карте наблюдения за особенностями личностного развития ребенка. Карты наблюдений могут разных видов. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.
Чтобы восполнить данные, которые невозможно получить в ходе наблюдения, организуется проведение диагностики мотивации учения и диагностики самооценки учащегося. В настоящее время существует достаточно методик для данных диагностик.
Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).
Методика «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Диагностика учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся.
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников учебной деятельности.
Таким образом, за счет наблюдения в процессе учебно-воспитательной деятельности и использования параллельно анкетирования родителей и учащихся, проведение диагностики мотивации учения и диагностики самооценки учащегося мы получаем максимально приближенную к реальности картину личностных УУД каждого ребенка.
Проведение педагогической диагностики и ее анализ — дело достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в Стандарте, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, в том числе и личностных УУД, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся у ребенка.
Список литературы:
1. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
2. Нилова Н. В. Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС. Из опята работы учителя начальных классов, руководителя МО МБОУ № 32 Г. Хабаровска.
infourok.ru
Статья: Критерии оценки личностных результатов
Критерии оценки личностных результатов
Крышкова Лариса Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»
В образовательной системе XXI века отчётливо прослеживается ориентация на личность как субъект деятельности, на развитие способности обучаемого к преобразованиям и самореализации. Так в Федеральном государственном стандарте делается акцент на становлении личностных характеристик выпускника основной школы. Действительно, в современном обществе более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Отсюда и запрос родителей смещается с необходимости максимально расширить круг знаний, умений и навыков, получаемых детьми в школе, на стремление сформировать из ребенка личность, адекватную современным условиям. При всём значении предметных образовательных результатов школа никогда не ориентировалась исключительно на эти результаты, поскольку само школьное образование всегда рассматривалось как средство формирования личности. Важна прежде всего личность и происходящие в ней в процессе обучения изменения. Поэтому главными результатами школьного образования считались и считаются результаты, которые можно определить как личностные. Поэтому отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время. Значит, одной из ключевых проблем стала проблема создания системы отслеживания личностных результатов учащихся, которая позволит «видеть» личностный рост школьника, планировать деятельность по развитию качественных новообразований, происходящих в нём. Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Итак, основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных действий, включаемых в следующие три основных блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента: 1)характеристику достижений и положительных качеств учащегося; 2) определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем ребенка; 3) систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. Оценивать личностный рост обучаемого крайне сложно. Среди основных принципов создания системы оценивания достижений учащихся назван принцип критериальности: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критерий – это своеобразный эталон, составляющий основу оценочной деятельности. Для выявления личностных результатов предлагаются следующие критерии оценки уровней их сформированности. Их можно представить так: 1)понимаю; 2)стремлюсь; 3)делаю. Первый уровень: у учащихся имеется ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека, в отношении с другими людьми, понимание собственной ответственности за судьбу Отечества. Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится осуществить нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм. Третий уровень свидетельствует о том, что у учащихся наблюдаются самостоятельные поступки на основе морального выбора и этических норм; ответственность за последствия совершаемых поступков, потребность к саморазвитию и самосовершенствованию.Итак, оценивание личностных результатов ориентировано на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области позволит поднять эффективность работы.
Личностные действия определяют мотивационную ориентацию. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Рассмотрим оценивание личностных результатов действий смыслообразования.
Личностные универсальные действия | Основные критерии оценивания |
Мотивация учебной деятельности | — сформированность познавательных интересов — интерес к новому — сформированность учебных мотивов — стремление к самоизменению- приобретению новых знаний — сформированность социальных мотивов |
При оценивании предметных результатов учащихся используется «Тематический оценочный лист», который заполняется по мере изучения темы, и каждый учащийся может анализировать проделанную работу, искать пути получения дополнительных баллов, что приводит к активизации поиска новых знаний. Следовательно, использование «Тематического оценочного листа» направлено на усиление мотивации учебного труда, повышение ответственности учащихся за качество приобретаемого ими образования. Перед изучением темы оговариваются все виды деятельности, предусмотренное количество баллов и критерии оценивания. Например:
Список класса | Знание теор. материала | Дом. упр-я | Сам. работа | Написание рассказа | Инд. исслед. работа | Оценка на уроке | Итого баллов |
Кол-во баллов | 5 | 5 | 10 | 15 | до 23 | 5 |
По результатам оценивания по темам выводится рейтинг каждого ученика. Открытость рейтинговой системы оценивания достижений учащихся развивает дух здорового соперничества, что стимулирует весь учебный процесс. Рейтинг каждого ученика отслеживается на уровне школы уже в течение 4-х лет. Такая работа позволяет оценивать динамику успешности учащегося.
В блок личностных универсальных учебных действий входит самоопределение- определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего « способа жизни» и места в обществе. Поэтому крайне важным фактором в оценивании личностного результата является самооценка и самоанализ обучаемым собственных действий и поступков.
Личностные универсальные действия | Основные критерии оценивания |
Самооценка | — широта диапазона оценок — рефлексивность как осознанное представление о качествах учебного труда — осознание своих возможностей в учении — способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха |
Для понимания границ «что я знаю» и того «что не знаю» учащимися основного звена используется « Лист оценки моих достижений», где шаг вперёд оценивается знаком + Например: Тема: Части речи (2 класс)
1. | Умею находить имена существительные | |
2. | Умею находить имена прилагательные | |
3. | Умею находить глагол | |
4. | Умею строить предложения с частями речи | |
5. | Умею находить предмет, признак предмета, действия предмета. |
У каждого ученика своя дистанция изучения нового материала. Кто-то этот лист может заполнить быстро, а кому- то понадобится ни один урок, чтобы поставить себе положительную отметку. Когда малое достижение зафиксировано, это уже успех. Такая кропотливая работа поможет развивать способность к самооценке и самоанализу
Среди возможных методов оценивания личностных результатов можно выделить наблюдение и тестирование. В процессе тестирования используются разные варианты ответов на вопросы ( да, нет, не знаю, редко, никогда) и разные критерии оценки уровня личностных результатов обучающегося (низкий, средний, высокий уровень развития, устойчивое, неустойчивое отношение к нравственным нормам). Для обработки результатов можно использовать следующие критерии: 0 баллов – ребёнок не имеет чётких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки; 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребёнок не стремится; 2 балла — нравственные ориентиры существуют, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое; 3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор нравственных установок, отношение к нравственным нормам устойчивое. Метод тестирования позволяет выявить не только уровень знаний, умений и навыков, но и качества личности. Личностных результатов помогают достичь тесты, материал для которых подбирается самими учащимися. Другие составляются на основе исторического материала: пребывание казаков в Селенгинский район, Новоселенгинцы — защитники Отечества. Содержание подобранных текстов помогут развить систему ценностных ориентаций, определить своё место в обществе, осознать принадлежность к малой родине. Ключи к тестам помогут провести самооценку. Например:
« Дядя Володя привез из поездки в Африку маленькую обезьянку. Андрей был очень рад подарку.
Сразу в доме начались сплошные беспорядки. Вдруг упал столик и разбилась посуда. Книги и карандаши попадали под кровать. В мамином платье появилась большая дыра.
Везде лежали следы проделок обезьянки. Пришлось отдать обезьянку в цирк.»
1. Докажите, что это текст. Озаглавьте его.
2.Запишите текст.
3.Определите части речи.
4. С помощью каких языковых средств автор рассказывает об обезьянке.
5. Объясните значение слов «беспорядки» , «проделки»
Использование таких форм работы, как дискуссия и дебаты, помогают выявить готовность и способность учащихся выражать и отстаивать свою позицию. Дебаты (например,«Молодёжный сленг: за и против») можно провести как общественную экспертизу личностных результатов. Для этого формируется группа экспертов из специалистов, родителей. Экспертами используется оценочный лист с разработанными критериями: знаниевая база общекультурной компетентности (максимум5б), аргументация (5б), речевая культура (2б), культура презентации (3б), разнообразие источников информации (2 б). К каждому критерию подобраны показатели.
Одним из методов оценки личностных результатов, используемых в образовательной практике, является оценка личностного прогресса ученика с помощью Портфолио (портфель достижений) Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Таким образом, личностное развитие станет более успешным, если будет разработана специальная система оценивания личностных результатов обучаемого, позволяющая деликатно корректировать траекторию его личностного развития. В данной статье предпринята попытка обозначить пути решения этой проблемы.
Литература:
1.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. Козлова В. 2.Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся.- КАРО, Санкт-Петербург, 2009
3 Курцева З.И. Подходы к оцениванию личностного результата обучаемого.- М.: Просвещение, 2009г
4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.- М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения)
5. Кондакова А. М.-М.Просвещение, 2011
nsportal.ru
Тест на тему: Оценка личностных результатов
Диагностика личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Введение.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным.
Достижение предметных и метапредметных результатов является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Она включает в себя две составляющие:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Обобщенная оценка личностных результатов, как уже было сказано выше, осуществляется в ходе мониторинговых исследований. Она представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. | |
Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом обучения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. | |
Нравственно-этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Личностные УУД сформированы, если:
- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.
- Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
- Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.
- У ребенка развита рефлексия.
- У ребенка сформирована учебная мотивация.
- У ребенка сформирована адекватная (этому возрасту) самооценка.
Пояснительная записка.
Представленная ниже диагностика может являться частью мониторингового исследования по отслеживанию уровня сформированности УУД (наряду с регулятивными, коммуникативными, познавательными УУД).
Цель мониторинга: отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности личностных УУД на ступени основного общего образования.
Методики, представленные в диагностическом пакете, может провести психолог, педагог или социальный педагог, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Специалист, который в первую очередь будет ответственным за проведение в таблице обозначен сплошной линией. В случае если ответственный – психолог, а в школе нет специалиста, то провести диагностику может педагог после методической консультации психолога другого ОУ или Центра диагностики и консультирования «Камертон».
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.
Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу на II ступени общеобразовательной школы, проводить его необходимо регулярно (ежегодно), на основе единой стандартной процедуры и продуманных методов анализа результатов. Мы предлагаем педагогам и психологам диагностические материалы части такого мониторинга (личностные УУД) в 5-9 классах.
Виды личност-ных УУД | Исследуемые критерии | Диагностический инструментарий | Ответствен-ный | Класс |
Самоопределение | Самооценка и уровень притязаний | Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн. Изучение общей самооценки с помощью опросника Г.Н.Казанцевой. | Психолог, педагог. | 5 — 6 кл. 7 – 9 кл. |
Профессиональное самоопределение | Методика изучения статусов профессиональной идентичности. Методика «Профессиональная готовность». Анкета выбора профиля для учащихся 9 кл. | Педагог, психолог. | 8 – 9 кл. 9 кл. 9 кл. | |
Смыслообразование | Мотивы учения | М.Р.Гинзбург «Изучение учебной мотивации». Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников. | Психолог, педагог. | 5 кл. 5 – 6 кл. 6 – 9 кл. |
Мотивы выбора профессии | Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчаровой. | Педагог, психолог. | 8 – 9 кл. | |
Ценностные ориентации | Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. Опросник Г.В.Резапкиной «Иерархия жизненных ценностей». | Педагог, психолог. | 6 – 7 кл. 8 – 9 кл. | |
Нравственно-этическая ориентация | Уровень нравственной воспитанности | Анкета «Как определить уровень воспитанности?» Определение уровня воспитанности личности учащихся. | Социальный педагог, педагог. | 5 – 6 кл. 6 – 7 кл. |
Ориентация в морально-нравственных основах поведения, развитие социальных качеств | Диагностика нравственной воспитанности (нравственная самооценка, этика поведения, отношение к жизненным ценностям, нравственная мотивация). Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова. | Социальный педагог, педагог. | 7 – 9 кл. 8 – 9 кл. |
Список литературы:
- Кондаков А.М. Концепция государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.
- Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю. Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под. ред А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
nsportal.ru