cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Наблюдение за деревьями осенью цель – . , — .

Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Сергунина О.Ю.

Рассматривание березы.

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Воспитатель обращает внимание детей на березы, растущие на участке. Отмечает первые приметы осени – пожелтели листья на березах и почти уже облетели. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев. Наши предки называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой березы. Обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза).

Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.

♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?

♦ Какого цвета ствол у березы?

♦ Какие части березы вы еще знаете?

♦ Какого цвета ветки? ♦ Зачем корень дереву?

♦ Какого цвета на ней листья?

♦ Каких листьев больше зеленых или желтых?

♦ Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета?

♦ Где листьев больше на дереве или под ним?

Дидактическая игра

«Родственные слова»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Клен. Кленовый, кленок и т. д.

Исследовательская деятельность

Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Трудовая деятельность

Собрать листья березы для гербария. Цель: формировать умения трудиться сообща. Воспитывать стремление к труду.

Подвижные игры

«Море волнуется».

Цель: развивать координации движений, воображения.

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождение названного дерева, развивать бег, ловкость.

Индивидуальная работа

Прыжки с чередованием на одной и двух ногах с передвижением вокруг березы. Цель: воспитывать выносливость; развивать умения прыгать на одной и двух ногах.

Самостоятельная деятельность с выносным материалом

Наблюдение за деревьями.


Цель: напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход наблюдения

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.

Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая,
Дарит листья, не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья, которые растут на участке. Назвать их. Чем они отличаются друг от друга.

Задает детям вопросы:

♦ Какие еще знаете деревья, которые растут в нашей местности?

♦ У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь)
♦ У какого дерева ветки растут в стороны? (Клен)
♦ У какого дерева ветки опущены вниз? (Берез.)

♦ А какие кусты есть у нас на участке?

♦ Чем отличается дерево от куста?

♦ Покажите ствол, ветки у деревьев.

Обращает внимание детей на листья на деревьях, их раскраску

Дидактические игры

«Назови ласково» (деревья).

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

«С какой ветки детка?».

Цель: развивать мышление, внимание, активизировать словарь.

Исследовательская деятельность

Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

Упражнение на развитие мелкой моторики

«Составь узор» Составить узор на асфальте из опавших листьев.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цель: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом: бросить вверх и поймать (одной) двумя руками (10 раз)

«Кто дальше?» — метание мешочков с песком

Цель: совершенствовать бросок вдаль (обеими руками поочерёдно).

Наблюдение за листопадом.

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «листопад». Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Листопад, листопад,

Дождик золотистый.

Всё летят, всё летят

Листья, листья, листья!

Листики разные,

Листики резные,

Жёлтые, красные

Выбирай любые.

По тропинке в листопад

На прогулку вышли.

И букеты у ребят:

«Вот какие!» — вышли.

Листики разные,

Яркие букеты.

Долго будем вспоминать

Листопад мы этот!

Воспитатель загадывает загадку:

Ветер листьями играет,

Их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат — это значит …(Листопад).

Воспитатель предлагает детям походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат.

Обращает внимание детей, что от лёгкого дуновения ветерка, весело перешёптываясь друг с другом, листочки падают с деревьев. Сыплется на землю золотистый дождь листьев. Такое явление в природе называется «листопад». Предлагает детям определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют, а на каких еще зеленые; понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? Что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки).

Дидактическая игра

«Кто больше назовет действий?»

Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

Цель: развивать мышление, активизировать речь.

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.

Трудовая деятельность

Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры

«Догони свою пару».

Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.

«Каких листьев больше?». Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.

Индивидуальная работа

Пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку.

Цель: развивать координацию движений, учить держать равновесие.

Наблюдение за распространением семян клена.

Цель: сформировать у детей представление о состоянии растений осенью, Расширить и уточнить знания детей о клене; дать знания о семенах клена, показать приспособления семян к распространению.

Ход наблюдения

Осенний клен весь полинял,
И лист кленовый растерял,
Лежит вокруг его листва,
Покрыта вся вокруг земля.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть клен, растущий на участке.

Спрашивает у детей, что нового они заметили в убранстве деревьев осенью? Предлагает сравнить с тем, что видели летом.

На участке под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви. С деревьев опала листва. Стали хорошо заметны плоды и семена.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает плод клёна. Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут, и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен.

Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери.

Воспитатель загадывает детям загадки и задает вопросы:

Каждый год на нем с охотой,
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет,
На всего один полет.
(Клён и его плоды)

Письмами летят крылатки,
На дорожки и площадки,
И не знает почтальон,
Для кого их пишет …
(Клён)

♦ Как называется плод клена? Почему?

♦ Как распространяются семена клена?
♦ За что любят клен звери, птицы?

Исследовательская деятельность

Вынуть семя из плода, вскрыть и показать детям, что внутри находится зародыш дерева.

Дидактическая игра

«Кто больше запомнит»

Цель: учить находить предмет по описанию. (Листья, плоды, семена).

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; учить пользоваться необходимым инвентарем.

Подвижная игра

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость.

Индивидуальная работа

«Не сбей кеглю». Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Наблюдения за рябиной

Цель: Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев. (О. Высотская)

Вопросы детям:
— Как выглядит рябина?
— Где она растет?
Рябинка – так ласково называют люди это дерево.
Словно девица-красавица надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
— Какие звери любят ягоды рябины?
— Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
— Что дает рябина людям? Что изготавливают из рябины?
Исследовательская деятельность.
Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей. Рассмотреть через увеличительное стекло кору дерева, ягоды, листья.
Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада.
Трудовая деятельность
Сбор мусора и веток на участке.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
Цель: создать условия для активной двигательной деятельности детей; закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.
«Утка – гусь»
Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа:
Развитие движений.
Цель: закрепить прыжки на одной (правой, левой) ноге.
Самостоятельная деятельность детей.

Рябина золотой осенью.

Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

Ход наблюдения:

Обходя с детьми территорию детского сада, обращаем внимание на нарядное

убранство деревьев.

Ребята, как называется эта пора осени? (ответы детей)

Отгадайте загадку:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина).

Подойдем ближе к рябине. Какого цвета листья на ней? (ответы детей)

Какое чувство вызывает эта картина у вас? (ответы детей)

Вот, чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять.

Мы сами являемся частью природы.

Обобщение ответов детей: золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно- оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину. Рябина золотой осенью вызывает у нас чувства радости, восторга и красоты природы.

Активизация словаря: золотая осень, пурпурно — оранжевый, алые гроздья ягод.

Рябина во время листопада

Цель: углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме.

Ход наблюдения:

Прочитать стихотворение Н. Меркушова:

Я по парку погуляла,

Где заря растёт узнала.

Поглядела вверх — она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?-

Это дерево — рябина!

Воспитатель с детьми

рассматривают рябину.

Ребята, какие изменения произошли с нашей рябинкой и с другими деревьями?

У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в

разное время.

А что у нас сейчас под ногами? Откуда появился этот ковер?

Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?

А что произошло с ягодами? (ответы детей)

Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Ребята, в природе ни чего не происходит просто так.

Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды. Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.

В завершении наблюдения делается вывод: когда с деревьев опадают листья, это явление называется листопад, так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер. На ветках рябины остаются ягоды, которые привлекают нас своей красотой и служат кормом для птиц.

Активизация словаря: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

«Рябина — птичья кормушка»

Цель: знать о том, какую пользу приносит рябина птицам в холодное время года; воспитание у детей интереса и доброго отношения к птицам и природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют (рябина ).

Ребята, посмотрите, что мы видим на

земле? Откуда взялись эти ягоды? (их

уронили птицы).

Как вы думаете, какие птицы побывали на

нашей рябинке?

Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют дрозды-рябинники. Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Для дроздов, синиц, снегирей и других птиц рябина является кормушкой.

(Если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины)

И не с проста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.

Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть.

Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной

народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и

листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них

витаминов.

А теперь поиграем в игру: «Птички, птички, по домам».

Активизация словаря: дрозд, дрозды-рябинники, объедены, склеваны.

Сравнительное рассматривание рябины и берёзы

Цель: отличать рябину от другого дерева — березы, видеть отличия и общие

признаки, характерные для всех деревьев.

Ход наблюдения:

На прогулке обратить внимание детей на деревья, которые растут на участке

детского сада. Рассмотреть березу и рябину.

Рассмотреть деревья, уточнить их

строение, в чем сходство деревьев?

Какие характерные особенности березы

вы знаете?

Какие характерные особенности

рябины вы знаете?

Что общего есть у этих деревьев?

Какие условия необходимы для их

роста?

Почему мы так быстро узнаем рябину

среди других деревьев?

Обратить внимание детей, на то, что у рябины и березы очень тонкие веточки, которые легко ломаются и почему так важно заботится о деревьях зимой.

Ребята, давайте поиграем в игру: «С какой ветки детки? »

(Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины, дуба).

Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и

спрашивает, с какого он дерева. Дети должны подбежать к загаданному дереву.

Обобщение ответов детей: дети приходят к выводу, что рябину можно узнать по гроздьям алых ягод, а у березы белый ствол, у нее как и у рябины тонкие ветви, а еще на ней вырастают сережки, делают вывод, что оба дерева питаются с помощью корней, которые уходят глубоко в землю. Еще рябина служит кормушкой для птиц зимой.

Активизация словаря: гроздь, сережки, питаются.

Наблюдение за березой поздней осенью

Цель: Продолжать знакомство с березой выделяя характерные

признаки и изменения, связанные временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Лишь осень золотая-

Лист опалит огнем

Березка облетает,

Тоскует под дождем

Воспитатель проводит с детьми беседу:

♦ Почему листья на березе стали желтые?

♦ Что происходит с деревьями осенью?

♦ Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность Подметание дорожек, уборка мусора. Цели: — воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. — убирать инвентарь после труда в определенное место

Подвижные игры «Мы — веселые ребята», «Затейники».

Цели: — учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; — упражняться в беге.

Индивидуальная работа «Удочка», «С кочки на кочку».

Цели:

 — упражнять в прыжках;

— воспитывать уверенность в своих силах.

Наблюдение за сосной.

Цель: Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Воспитатель читает стихотворение В. Рождественского:

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

Дидактическая игра «Подбери слово» — упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными:

Ø Сосновый – запах, бор, ствол.

Ø Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

Ø Сосновое – полено, кресло, бревно.

Ø Сосновые – иголки, шишки. 

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представление об осеннем тополе; вспомнить и назвать деревья, растущие в нашем городе; углублять и обобщать знания детей о деревьях; поддерживать и развивать желание узнать о деревьях больше.

Словарная работа: обогащение – вековой, безлиственное (дерево), листопад.

Ход наблюдения:

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя встретишь его пух –

Над улицей несутся сотни белых мух.

Беседа по вопросам.

⎯ Где чаще растут тополя? (в городе)

⎯ Значит, какое это дерево? (городское)

⎯ Какого цвета сейчас тополиные листья? (зелено-золотистые)

⎯ Когда облетят с тополя последние листья? (поздней осенью)

⎯ Какие еще растут деревья в нашем городе? (клен, береза, ясень и т.д.)

⎯ А для чего нужны деревья в городе? (очищать воздух, летом тень от деревьев…)

⎯ Почему осенью листья с деревьев опадают? (чтобы дерево зимой не теряло много влаги)

⎯ Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

Чтение стихотворения «Листопад» (читает ребенок).

Исследовательская деятельность: рассмотреть через увеличительное стекло ветку с которой опали листочки.

⎯ Что мы видим на ветке? (маленькие почки)

⎯ А что это значит? (дерево не погибло, оно сбросило засохшие, отмершие листья)

⎯ Когда «проснется» почка? (весной)

Дидактическая игра: «С какой ветки детки?». Цель: развивать мышление внимание, учить определять и называть дерево по листу.

Подвижная игра: «Листочки». Цель: кружение и бег не наталкиваясь друг на друга.

Труд: собрать на участке опавшие листья и сложить их под деревья. Цель: воспитывать трудолюбие, стремление помочь взрослым, заботливое отношение к деревьям.

Развитие движений: «Мяч друг другу», «Попади в обруч». Цель: развивать ловкость, меткость, глазомер. Закреплять бросание мяча от груди.

nsportal.ru

наблюдение за деревьями осенью

Цель: Наблюдение за деревьями осенью
Задачи:
Развивать наблюдательность, двигательную активность
Воспитывать эмоционально – положительное отношение к природе, уважение к труду взрослых
Закреплять знания о деревьях, их названия
Закреплять знания об улицах родного города, правилах дорожного движения
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в парк имени Пилютова по дороге мы должны быть внимательными, аккуратными. Скажите, на какой улице находится наш детский сад?
Дети: 40-Лет Победы 11
Воспитатель: Правильно, мы начинаем нашу прогулку с улицы 40 Лет-Победы11 посмотрите ребята перед нами проезжая часть, и тротуар, где мы должны идти?
Дети: По тротуару
Воспитатель: Конечно же по тротуару, а давайте вспомним стихотворение про тротуар.

Дети идут и рассказывают стихотворение
Пешеходам – тротуар
Для машины, знают все,
Есть дороги, есть шоссе.
Помнит также мал и стар,
Пешеходам – ТРОТУАР.
Я иду по тротуару,
Я гуляю не спеша.
И прогулка не опасна,
И погода хороша.
Н.Мигунова
Воспитатель: Посмотрите ребята, а мы уже подошли к другой улице, как она называется?
Дети: Улица Ленина.
Воспитатель: Правильно, эта улица названа в честь В. И.Ленина.
Проходя по улице, дети рассматривают достопримечательности улицы Ленина.( магазины, фонтан, дворец культуры металлургов.)
Воспитатель: Мы незаметно и подошли к парку имени Пилютова.
Осмотритесь вокруг, какие изменения с приходом осени произошли?
Какие деревья здесь растут?
Давайте сравним ствол у рябины и берёзы.
Посмотрите на клён
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем 
Подвижная игра «Змейка»
 
Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепочка» не порвалась, точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след». Игру можно остановить, если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.
Посмотрите, на каких деревьях есть плоды?
На каких деревьях быстрее желтеют листья?
Почему с деревьев облетают листья?
Воспитатель: Давайте походим по опавшим листьям, послушаем, как они шуршат под ногами.
Послушайте стихотворение
Озорники
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.
Л. Разводова
О чём говориться в стихотворении?
Давайте с вами поиграем с листиками, посмотрим, как они кружатся в воздухе.
Дети собирают листья и подкидывают их вверх, повторяя несколько раз.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.
Подвижная игра «К дереву беги»
Воспитатель произносит название дерева, дети находят дерево и бегут к нему по команде «Раз, два, три к …(берёзе, клёну)  беги»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в парке работает дворник.
Для чего нужна работа дворника?
Что необходимо дворнику для работы?
Зачем дворник обрезает кусты?
Как мы можем помочь дворнику?
Трудовая деятельность
Дети помогают дворнику собрать срезанные веточки.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли дворнику. Не забывайте, чем меньше мы будем мусорить на улицах нашего города, тем красивее и чище будет вокруг нас.
Скажите, какие деревья растут в нашем парке?
Что вы можете сказать о парке, какой он?
Что мы можем сделать, что бы дворнику легче было работать?
Давайте соберём букет из осенних листьев и принесём его в детский сад.
Ну, а теперь нам пора в обратный путь.


kazakova-ds18asha.educhel.ru

Наблюдение за осенним деревом — «Дошколенок.ру»

Цель: Уточнять представления о том, что дерево береза — это растение, о его особенных частях (ствол, ветки, листья).

Задачи:

Ввести в активное пользование слова: дерево, ветки, листья, красивое, толстый, тонкий.

Познакомить с новым словом — чечевички.

Вызвать эстетические переживания от восприятия красоты осеннего дерева.

воспитывать познавательный интерес к природе; желание проводить больше времени на свежем воздухе, видеть красоту живой природы, любить ее.

Ход наблюдения.

В.: — Ребята, посмотрите, какой сегодня гость к нам пришел! Кто пришел к нам в гости?

Д: Мишка

В: — Здравствуй, Мишка!

М: Ребята, я ходил по лесу и нашел вот это (показывает веточку березы)

В: — Ребята, а что это у него в лапах? (веточка)

М: Я знаю, это веточка Ёлки!

-Скажите ребята, разве это ёлка? А что это за веточка, от какого дерева? А как вы узнали, что это береза? Давайте подойдем к ней поближе и рассмотрим ее получше. Подвожу детей к березе и читаю стихотворение:

Белая берёза косы распустила,Белая берёза ветки опустила. Желтые листочки косы украшают, И на землю тихо, тихо опадают.

— Понравилось вам стихотворение? Это стихотворение и о нашей березке. Она так долго ждала нас, наблюдала, как мы играли. Что мы ей скажем? (дети здороваются)

-Ребята, как вы думаете, какое настроение у нашей березы? Почему?

Посмотрите сколько у нее много красивых развесистых веток. (Предлагаю детям дотянуться до нижней ветки).

— Кто сможет дотянуться до нижней ветки? Видите, какое оно высокое, даже трудно дотянуться до самой нижней ветки.

— А помните, мы сравнивали дерево с человеком?- У нас есть туловище. А у дерева туловище, это что? (ствол)

— А ствол только внизу или он тянется до самой верхушки дерева? 

— Посмотрите, какого цвета у нее ствол? 

— Правильно белого, а скажите Мишутке, что за черные полоски на березе, зачем они нужны ей? (чтобы дышать).

– Правильно, это чечевички – носик березы. Она вдыхает грязный воздух и выдыхает чистый, чистым воздухом дышим мы с вами. 

— Как называются черные полоски на березе? (Чечевички). 

— Если ствол у дерева – это туловище, то корни – это что? (ноги)  

— У нас есть руки. Сколько их?  

 — А у березы сколько? Что это? (веточки)  

— Как расположены ветки у березы? — Они направлены вверх, как будто тянутся к солнышку. Давайте покажем Мишке, как веточки березки тянутся к солнышку: Ручки поднимаем и тянемся, тянемся, тянемся.- А можно ли обхватить дерево руками? — правильно, потому что ствол у березки толстый.- А теперь, Ксюша, покажет нам можно ли обхватить веточку.                                        

— да, можно обхватить, даже только одними пальчиками. А почему?- Правильно, потому что веточки тонкие. Предлагаю 3-4 детям обхватить веточки пальцами.

— Ну что Мишутка, ты познакомился с березкой? Теперь ты, как и все мы, знаешь березку, и можешь о ней рассказать своим друзьям.

М: Спасибо вам ребята! Мы нашли, чья эта веточка!

В: Ребята, ни в коем случае нельзя ломать веточки деревьев, а то деревце может заболеть и засохнуть. Будем ухаживать за деревьями: поливать, обкапывать вокруг землю, следить, чтобы никто не обижал деревья, не ломал веточки.

В: С какого дерева веточка у Мишки, ребята? (березы)А какие ещё деревья вы знаете? Чем мы ему помогли? Хотели бы вы еще сюда вернуться? К сожалению, нам всем пора идти, но мы обязательно сюда еще вернемся.

blog.dohcolonoc.ru

Цикл наблюдений за деревьями — дошкольное образование, прочее

Циклические наблюдения за объектами природы.

Цикл наблюдений за деревьями

«….День, проведенный с ребенком среди рощ и полей…

заменяет много недель на учебной скамье».

( К.Д. Ушинский )

Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее. Наблюдение — это метод чувственного познания природы. Через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в привычной среде обитания.

Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, восприятие детьми объектов и явлений природы.

Циклическое наблюдение — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.

Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют уже самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства взрослого.

Цикл наблюдений за деревьями

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системы конкретных представлений о деревьях и их взаимосвязи с окружающей средой; воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Темы наблюдений:

  1. «ДЕРЕВЬЯ НА УЧАСТКЕ».

  2. «ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»

  3. «РАССМАТРИВАНИЕ БЕРЁЗЫ».

  4. «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».

  5. «РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ».

  6. «сравнивание ЯБЛОНИ и рябины».

  7. «СРАВНИВАНИЕ БЕРЁЗЫ И ТОПОЛЯ».

  8. «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».

  9. «ЛИСТОПАД».

  10. «РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».

 Наблюдение № 1 «Деревья на участке».

Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).

.

Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки.

Методические приемы:

Художественное слово :

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С.Пушкин.

 

Беседа :

Какими словами можно сказать об осени?

Д/И: « Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

— Какие деревья растут на участке детского сада?

Давайте внимательно их рассмотрим:

— чем они схожи, а в чем их отличия?

— Как вы думаете, деревья живые существа или нет?
— Почему?
— Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль?
— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?

— Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)


Художественное слово : загадки о деревьях.

П/И «Раз, два, три к …. дереву беги!» 

Исследовательская деятельность : рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.

 Наблюдение № 2 «Прогулка по экологической тропе».

Цель : знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая — неживая» природа, наблюдать за состоянием всех деревьев. развивать чувство ответственности за растения, желание их оберегать.

:

Активизация словаря: экология, экологическая тропа, наш дом, жители, планета, деревья, лес багрян.

 

Методические приёмы.

Художественное слово:    

  

Как хорошо в гостях у осени

                                    Среди березок золотых…

                                    Подольше б золото не сбросили

      Стоял бы лес багрян и тих.

Ходит осень, бродит oceнь,

ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый — кленовый.

В. Авдиенко

Беседа 

Дети идут по экологической тропе и любуются красотой осенних деревьев.

— Послушаем тишину и шорох падающих листьев…

(Словообразование: листья падают — листопад.)

— На каких деревьях есть плоды?

— С каких деревьев опало больше листьев?

— Есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?

(Учить различать деревья по форме листов и их окраске).

Проблемно-поисковые задания.

Выстроить ряды от зелёного до самого жёлтого листа: от самого большого до самого маленького листика.

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.

 Найти самый красивый листок;

Найти самый большой и самый маленький листок;

Найти деревья, на которых есть семена-крылатки.

Наблюдение № 3 «Рассматривание березы».

Задачи: углублять и закреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Художественное слово :


БЕРЁЗКА
Снова осень золотая… 
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…

Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы —
С голых веток капает вода…

Листья падают  с берёзы — 
Скоро зимние  морозы,
Нужно ей  скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет  даже,
Но весну берёзка будет ждать…

Тамара БАЗИЛЕВСКАЯ

Беседа :

— Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная).

— Вот наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)

— А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)

— А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги) А так красиво?

— А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)

— Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)

— Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).

— Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они? ( все деревья разные, непохожие друг на друга).

— А сейчас мы представим, что превратились в берёзок. Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями.

П/И «Изобрази берёзу»

Наблюдение № 4 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».

Цель: углублять и закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Методические приемы

Художественное слово : 

Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки 
К нам летят в окошки.

А. Кулагина

Обратить внимание детей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев. Беседа :

Предложить сравнить между собой несколько клёнов.

— А какие у клёна листья? (Маленькие и большие, в форме звёздочек )

-сравните несколько клёнов между собой : Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга).

— Как надо относиться к клёну и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречьзаботиться, любить)

Д/И «Придумай прилагательное к слову КЛЁН».

Наблюдение № 5 « РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ».

Задачи:  учить узнавать рябину, отличать ее от других деревьев; закреплять знания о внешнем виде   лекарственных деревьев, их плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров.

Активизация словаря: рябина, дерево, осень, листопад; гроздья, лекарственное растение, витамины, целебный отвар.

 

Методические приемы :

 

Во время сборов на прогулку показать детям приглашение,

а они должны отгадать, от кого:

Художественное слово :
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И снегири к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется? (Рябина.)

Беседа :

— Есть ли у нас на участке рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.
Предложить детям пройти по участку и найти это дерево.
— Как вы его узнали?
Предложить красиво с рябиной поздороваться.
— Чем это дерево отличается от других?
— Расскажите, какие у нее ягоды?

— Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?
— Почему такие холодные?

Осторожно снять кисть рябины, сказать, что мы ее принесем в группу, разморозим и попробуем

Д/И: « Скажем рябинке добрые слова»

— Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая.

 (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова).

Наблюдение № 6 « сравнивание яблони и рябины».

Цель: учить отличать рябину от яблони, видеть отличия и общие признаки.

Методические приемы

Загадывание загадок о яблоне и рябине.

Беседа

— Подойти к яблоне:

— Кто знает, как называется это дерево? Какие особенности имеются у этого дерева?

— Прижмитесь к стволу яблоньки, погладьте её, она подарит вам свою энергию!

— А теперь дотянитесь до её веточек.

— Соберите яблочки, которые упали на землю.

— Расскажите о них, какие они? ( дети сравнивают между собой яблоки).

— Всё лето яблоки росли, созревали, а к осени созрели и их можно кушать, только предварительно хорошо помыть.

Подойдите теперь к рябинке:

— Кто знает, как называется это дерево? Какие особенности имеются у этого дерева?- Предложить детям потрогать ствол, рассмотреть рябиновые листочки.

— Прижмитесь к стволу рябинки, погладьте её, и она подарит вам свою энергию!

— А теперь дотянитесь до её веточек.

— А на веточках висит что? (гроздья ягод)

— Осенью на этом дереве долго держатся ягоды, ими питаются птицы.

— Расскажите о них, какие они? ( дети описывают ягоды рябины).

— Чем похожи плоды яблони и рябины? В чём их отличия? (дети сравнивают и делают вывод , что плоды этих двух деревьев похожи, только у яблони крупные яблочки и растут по одному, а у рябины маленькие «яблочки» и растут они гроздьями, они съедобны и полезны.

П/И: «Дотянись до яблочка».

Основы трудовой деятельности: Предложить детям собрать под рябиной ягоды, сложить их в ведёрко. Рассмотреть, какой они формы, цвета, величины. Сказать, что возьмём их в группу, помоем, попробуем на вкус, потом засушим, чтобы кормить ими птиц зимой.

 Наблюдение № 7 «СРАВНИВАНИЕ ТОПОЛЯ И БЕРЁЗЫ».

Цель: продолжать учить детей сравнивать различные деревья между собой, находить черты сходства и различия.

Методические приемы

Беседа:

Обратить внимание детей на тополь и березу:

— Как называются эти деревья?
— Чем отличаются? Чем похожи?
— Какой ствол у березы? Какой у тополя?
Предложить рассмотреть крону, кору,

ветки и их расположение.

Найти отличия у деревьев.

Д/И «Детки на ветке».

Цель: уточнить, по каким признакам догадались,

чьи детки этой ветки?

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Основы трудовой деятельности: Сбор листьев для изготовления поделок.
Цель: формирование трудовых умений и навыков.

 Наблюдение № 8 «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».

Задачи: учить видеть состояние дерева в разную погоду, развивать наблюдательность.

Методические приемы:

Беседа:

— Есть ли сегодня ветер? Как узнали?

— Как качаются веточки?
— Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
— Почему?
— Что помогает дереву крепко держаться в земле? (корень, корневая система).

П/И «Листочки»

Мы – листочки

Мы – листочки ( стоят, держа в руках листочки)
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели
Дунул ветер – полетели ( разбегаются)

Мы летали,

мы летали (бегают, помахивая листочками)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок
Все уселись в кружок… (садятся на корточки)

Ветер снова вдруг подул (снова разбегаются)
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели (помахивают листочками)
И на землю тихо сели. (присели).

В конце можно предложить детям собрать листья.
Приметы:
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.

Основы трудовой деятельности: Уборка детского участка от опавших листьев.
Цель: создание радостного настроения от выполнения работы; воспитание экологической культуры.
Оборудование: грабли, ведра, носилки.

Наблюдение № 9 «ЛИСТОПАД».

Цель : расширять знания об одном из признаков осени — листопаде, о взаимосвязи этого явления с похолоданием, закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Активизация словаря: осень, листопад, листья опадают, природа увядает
пожелтевшие, вянущие, облетают, кружат; шуршат.

Методические приемы:

Художественное слово:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

Кисти ярко- красные вянущих рябин.

Падают, падают листья в нашем саду листопад,

жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.

(Ивенсен)

Беседа:

— Вспомните, какими были деревья летом? ( Зелёные, свежие)

— Как они изменились с приходом осени?
Почему их листья стали желтыми, красными?

Почему листья с деревьев опадают? (Мало света, питательных веществ,листья ослабевают и уже не могут удержаться на дереве и начинают опадать)

— У какого дерева раньше всех меняется окраска деревьев? (у березы)

— Какое из деревьев сбросило листву последним. ( после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву).

— Посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе:

Художественное слово:
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые 
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
И.Михайлова

Беседа:

— Какое значение имеет листопад для деревьев? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
Октябрь называют «золотым периодом» осени. Почему? 
— Когда начинается листопад?(после первых заморозков) 

— Как вы думаете, что было бы с деревьями зимой,

если бы остались листья на ветках? (они бы погибли).

Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Исследовательская деятельность :

— Дерево тоже умирает вместе с листьями? (Дети рассматривают почки)

Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят,

как в теплых колыбельках, молодые листочки.

Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок.
— Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?


Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Основы трудовой деятельности: Составить из опавших листьев узор на асфальте. Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листья, которые летят медленно, кружась. 

Наблюдение № 10 «РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».

Цель : продолжать закреплять характерные признаки поздней осени: деревья голые; все листья облетели; трава пожухла; ветки деревьев покрыты инеем (расширять представления о инее — это кристаллики льда, или иначе замёрзшая вода), лужи замерзли, покрылись льдом; воспитывать  видение красоты, умение любоваться ею.;.

Методические приемы:

Художественное слово : 

Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее –

То белое, то синее. 

(М. Дружинина)

Беседа:

— Какие изменения вы видите в природе?

— Как выглядят деревья? Почему?

— Чем покрыты ветки и стволы деревьев? — Что такое иней? Откуда он берётся?

Исследовательская деятельность :         

 Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил   и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.  

Беседа по каждому изречению.

Перспективное планирование наблюдений за деревьями и кустарниками

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Виды деревьев: ель, рябина, липа, береза, тополь, клен, дуб.

Береза.

1. Знакомство со строением, особенностями внешнего вида.

2. Зарисовка дерева.

3. Сбор листьев и семян для коллекции.

4. Поделка из листьев.

5. Польза для человека.

Клен.

1. Проведение опыта с посевом крылаток в почву. Зарисовки наблюдений.

2. Работа со схемой строения дерева.

3. Д/и «К дереву беги».

Дуб.

1. Сравнение листьев, стволов клена и дуба по форме, размеру.

2. Сбор желудей для коллекции.

3. Чтение художественных произведений.

4. Поделка из желудей

Сосна.

1. Отличие от лиственных деревьев.

2. Сбор шишек для коллекции. Рассматривание их.

3.Изготовление поделок.

Ель.

1. Рассматривание коллекции хвои. Работа с нею.

2. Охрана природы. Применение и польза деревьев. Отношение к ним человека.

3. Рисование ели различными способами (нетрадиционными).

4. Связь с животным миром.

5. Сравнение хвои деревьев: ели и сосны.

Рябина.

1. Сравнение строения и особенностей внешнего вида рябины.

2. Сбор ягод для коллекции.

3. Чтение стихотворений о рябине.

4. Рисование нетрадиционными способами.

Ива.

1. Отгадывание загадок.

2. Особенности произрастания дерева

3. Рассматривание гербария из веток. Сравнение с листьями рябины.

4. Заучивание наизусть стихотворения И. Токмаковой «Ива».

Кустарники.

1. Рассматривание внешнего вида. Какие виды кустарников есть? Чем кустарники отличаются от деревьев?

2. Рисование кустарников (на песке, карандашами, мелками).

3. Д/и с собранными коллекциями.

 

Система работы над сравнением деревьев.

Дуб — Клен

1. Ствол (кора – цвет), ветки.

2. Листья (сходство и различие).

3. Размеры (ветки, ствол, листья).

4. Использование в народной медицине.

 

Система работы над сравнением деревьев и кустарников. 

Виды кустарниковсирень, шиповник, черемуха.

Деревья — Кустарники

1. Ствол (количество, высота), ветки.

2. Листья (сходство и различие).

3. Размеры (ветки, листья).

 

Дидактические игры.        

«К дереву беги». «Беги в дом, какой я назову». Найди пару». «Найди листок, как на дереве». «Опиши, мы отгадаем». «Назови листок». «Где, что зреет». «Что изменилось». «Опиши, я отгадаю». «Кто скорее соберет». «Угадай». «Найди листок, который покажу». «Найди в букете такой же листок». «Найди, о чем расскажу». «Кто быстрее найдет березу (дуб, клен, сосну). «Все по домам».

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом».

 

kopilkaurokov.ru

Прогулка-наблюдение. Тема : «Наблюдение за деревьями»

Тема: Наблюдение за деревьями.

Составила: Довгаль Л.В.

Тема: Наблюдение за деревьями.

Цель: формирование знаний о жизни деревьев. Развитие наблюдательности, интереса к познанию окружающей среды. Коррекция внимания логического и образного мышления, памяти и коммуникативных навыков. Снятие дневного напряжения, укрепления здоровья.

Оборудование: спил дерева (показать кольца), перчатки и садовый инвентарь.

1 организационный момент (дети встают в круг)

2 объявление темы: Мы сегодня на прогулке будем говорить о ………

А чтобы узнать нашу тему вам придется отгадать загадки.

Весной веселить,

Летом холодит

Осенью питает,

Зимой согревает.

Как вы уже догадались, мы будем говорить о деревьях, об их жизни и строении, как они размножаются.

— Деревья относятся к живой или не живой природе?

— Почему?

— Скажите, из каких частей состоит дерево?

— Дерево состоит из корней, ствола, веток, листьев.

— Что вы можете сказать о стволе?

— Нижняя часть ствола широкая, чем выше дерево, тем ствол уже.

— Посмотрите на этот спил, что обозначают эти кольца?

— Да, возраст дерева, чем больше колец, тем старше оно.

— Чем покрыты ствол и ветки деревьев?

-Ствол и ветки покрыты корой.

-Потрогайте кору, какая она на ощупь?

-Д ля чего нужна кора?

— Кора защищает дерево от повреждения, засыхание и даже от пожара.

3. Игра подвижная: « Защити дерево от лесорубов».

Выбирается ведущий он лесник, его задача защитить дерево от лесорубов (других детей) лесник встаёт спиной к дереву, приближаются лесорубы. Задача лесорубов срубит (задеть) дерево. Если лесоруб приблизился к дереву, то лесник должен его поймать. Тогда лесоруб выбывает из игры. Если лесоруб срубил дерево, то он становится лесниками, они вдвоём охраняют дерево. Игра заканчивается, когда все дети либо пойманы, либо стали лесниками.

— Нарубили мы деревьев, а для чего человек рубит их? И нужно это делать?

— Мы уже выяснили, что деревья относятся к живой природе. Значит, они размножаются.

— А кто-нибудь знает, как размножаются деревья? (дети показывают размножение в виде игры)

4. Игра: « Из семечка в дерево»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко

(сжаться в комочек, согнуть голову к коленям и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их ( гладить по голове и телу) ухаживает. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти ( дети-семечки медленно поднимают голову), у него раскрываются листочки (руки в стороны, пальцы сжаты) растёт стебелёк (тело), появляются веточки с бутонами ( руки вверх, в стороны, но пальцы сжаты. Наступает радостный момент – бутоны лопаются (разжимают кулачки). Наступает лето, дерево хорошеет, любуется собой, улыбаются цветами соседям, созревают семена. Но вот подул ветер. Дерево качается в разные стороны и раскидывает свои семена в разные стороны. Но скоро наступает весна и они опять оживут.

5. Итог прогулки: понравились вам игры? Что нового вы сегодня узнали?

Я сорвал цветок,

И он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к природе

Можно только сердцем.

С. Погореловский.

И если вы будете любить и беречь природу, она ответит вам тем же.

6. Труда час: уборка листвы на территории.

infourok.ru

Прогулка в средней группе «Наблюдение за деревьями»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №4 «ГНОМИК» МЕНЗЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

Прогулка в средней группе №1

«Наблюдение за деревьями»

Воспитатель: Шакурова Г.Р.

Мензелинск,2014

Цель: воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, желание помочь птицам пережить холодную зиму, развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы, продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; развивать у детей смелость, быстроту реакции, умение прыгать на одной ноге.

Материал: кормушки, семечки, письмо от Лесовика.

ХОД:

1.Организационный момент.

Воспитатель и дети ждут остальных детей и играют в игру «В лесу»

-Ребята, я загадаю вам загадку, внимательно слушайте.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Как такое время года зовется? (Осень).

— Да, это осень. Кто расскажет стихотворение об осени:

1) Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

2) Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит…

-Ребята, погода осенью какая? (пасмурная, дождливая, хмурая).

-Звери осенью что делают? (готовятся к зиме: меняют шубки, делают запасы)

-Деревья поздней осенью какие?(голые)

2. Наблюдение за голыми деревьями.

-Ребята, давайте возьмемся за руки и поближе подойдем к дереву.

— Как изменились деревья осенью? (они сбросили листву и находятся в состоянии сна).

-Из каких частей состоит дерево? (ствол, ветки, листья, корень)

-Потрогайте ствол, какой он? (шершавый)

-Куда делись листья? (опали).

3. Трудовая деятельность.

-Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтем. «Дороги ребята, я — Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, развесить кормушки. Мне одному не справиться».

-Ребята, зачем птицам нужна кормушка? ( когда температура опускается ниже нуля, когда выпадает снег, большинство источников пищи становятся недоступным для птиц; кормушки облегчают птицам поиски еды)

— Ребята, давайте насыплем корм в нашу кормушку и повесим ее на дерево. Вот так. (Дети берут семечки и насыпают в кормушку). В кормушках всегда должен находиться корм, для того чтобы птицы привыкли и знали где найти еду.

-А теперь , ребята отойдем от кормушки, потому что птицы нас боятся. Если во время прогулки к кормушке прилетят птицы вы мне скажите. А теперь мы с вами поиграем. (если во время игры на кормушку прилетят птицы , воспитатель обращает внимание детей на это и все вместе наблюдают за птицами).

Наблюдение:

-Ребята , посмотрите, к нашей кормушке прилетела птичка. А кто мне скажет, как она называется (ответы детей).

-Это синичка. У нее желтое брюшко.

-Это воробей, маленький мальчишка, в сером армячишке. Вы ведете себя тихо, и птички не будут бояться подлетать к кормушке. Давайте тихонько постоим в сторонке и понаблюдаем за птицами.

4. Организационная игровая деятельность.

Подвижная игра «Мы веселые ребята».

-Вспомним , какие слова нужно говорить?

Дети: Мы веселые ребята! Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас догнать?! Раз, два, три- лови!

Воспитатель: Что делают дети после произношения этих слов?

Дети: все убегают.

Воспитатель: А ловишка?

Дети: А ловишка лови.

Воспитатель: Как нужно ловить (дотронуться)

Воспитатель: вставайте в круг , выберем ловишку считалкой.

Белки зайцев угощали

И морковку подавали.

Все орешки сами съели,

А водить тебе велели.

-Молодцы,! Ловкие ребята!

Малоподвижная игра «У Маланьи»

5. Самостоятельная двигательно — игровая деятельность детей.

Ребята, подумайте, кто и чем хотел бы заняться. (Детям предлагаются игрушки, атрибуты к сюжетно- ролевым играм).

6. Индивидуальная работа с Арсением, Глебом.

Развитие движений. Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).

infourok.ru

Цикл наблюдений за деревьями — МегаЛекции

(старший возраст)

 

«Прогулка по осенней роще»

Цель: Формировать представления об изменениях в природе. Продолжать знакомить с характерными особенностями деревьев, по которым их можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения: Перед прогулкой зачитать детям письмо – приглашение: «Здравствуйте, ребята! Я осень приглашаю вас к себе в гости, в мою осеннюю рощу полюбоваться моими нарядами, понаблюдать, что интересного произошло в роще. А чтобы вам было интересно, я приготовила для вас карточки с заданиями. На этом я с вами прощаюсь. Жду вас у себя в роще. До свидания, осень!

Карточки с заданиями:

1.Во время прогулки назвать те деревья и кустарники мимо которых будите ходить.

2.Найти самый необыкновенно раскрашенный лист.

3.Назвать плоды и семена встречающихся растений.

Во время прогулки обратить внимание детей на красоту осенней рощи. Спросить у детей изменилась ли жизнь растений с приходом осени. Как деревья готовятся к зиме?

Исследовательская деятельность: Предложить детям аккуратно и потихоньку потянуть с ветки зеленый лист и желтый. Спросить какой лист отрывается легче. Через увеличительное стекло посмотреть на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точками. Что это такое? Оказывается, что листья это «форточки» деревьев. Чтобы расти дереву нужно много воды. Корни впитывают воду из земли. Она поднимается по стволу, веткам, и попадает в листья. Солнце нагревает листья «форточки» открываются, выпускают влагу, листья охлаждаются и не засыхают. Осенью становится холоднее, дерево потребляет меньше воды и соответственно в листья поступает воды меньше, они начинают потихоньку увядать. Также осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка, она отделяет лист от ветки. Поэтому ветер срывает осенние листья с веток.

«Листья желтые летят»
Цель: Формирование умения детей сравнивать осенние листья: выделить по цвету листья; рассмотреть листья берёзы, рябины, тополя, клена, дуба; объяснить, что листья разных деревьев не только отличаются по форме, осенью они окрашиваются по-разному; обратить внимание на красоту листопада.
Ход наблюдения.
— Дети, посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе



Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый –
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
В. Берестов
— Это новый кленовый лист?
— Что изменилось в жизни растений?
— Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают разноцветные листья.
— Дети, а листья каких деревьев вы видите?
— Какие они по цвету?
— Листья разные: жёлтые, красные, зелёные. У берёзы листики жёлтые, как солнышко, у рябины много красных листочков. А у тополя листочки ещё зелёные – зелёные
— Дети, на что похожи листья берёзы, тополя, рябины?
— А какие листочки вам понравились больше всего? Почему?
Вывод: Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: ярко-жёлтые, оранжевые, тёмно-красные. Становится холодно, и листочки опадают на землю.
Игра «Листочки»
Мы – листочки, мы листочки. Стоят, держа в руках листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер – полетели. Разбегаются

Мы летали, мы летали Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок,
Все уселись в кружок. Садятся на корточки

Ветер снова вдруг подул Снова разбегаются
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели Помахивают листочками
И на землю тихо сели.
В конце можно предложить детям собрать листья.
Приметы:
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.
Логическая речевая задача «Осенние листья»
«Осенние листья лежат на земле пышным ковром.
— Сегодня будем сгребать листья, — сказала мама Саше.
— А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костер? – спросил Саша.
— Нет, нельзя, — ответила мама».
Почему мама не разрешила Саше жечь листья?
Вывод: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым его засоряет. Саша не знал этого, а мама ему объяснила. Листья нужно сгребать и прикапывать землей. Они перегнивают в земле и станут удобрением для растений.

 

«Наблюдение за осенней рощей»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени, учить устанавливать связи между продолжительностью дня и температурой воздуха и состоянием растений.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на красоту осенней рощи, на то, что листьев на деревьях становится меньше, спрятались почти все насекомые, птицы собираются в стаи и т. д. Предложить детям найти дерево, на котором меньше всего листьев, и то, на котором больше всего листьев. Спросить у детей как называются эти деревья, по каким признакам они определили эти деревья.

Исследовательская деятельность: Предложить детям собрать самые красивые разноцветные листья, сравнить их по величине, форме, окраске, назвать с какого они дерева. Если среди собранных листьев окажутся листья не с ближайших деревьев, попросить детей объяснить, как листья попали на это место.

 

«Наблюдение за рябиной осенью»

Цель: Продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

«Наблюдение за осиной»

Цель: Познакомить с деревом – осиной, ее строением, листьями.

Ход наблюдения:

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согрется бедной осинке.

И. Токмакова.

У осины ствол гладкий, серо – зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы:

1. Какой ствол и листья у осинки?

2. Почему дрожат листья дерева?

Трудовая деятельность: Сбор опавших листьев – воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

 

«Наблюдение за тополем»

Цель: Познакомить детей с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).

Ход наблюдения:

Воспитатель: В народе говорят «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? (ответы детей)

Воспитатель проводит с детьми беседу.

· Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными? (ответы детей)

· Многие думают, что причина листопада – заморозки, убивающие нежные, незащищенные листья. Но так ли это? Листопад у разных деревьев бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начинается листопад у тополя.

· Что производят из древесины тополя? (Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

· Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему?

· Что такое тополиный пух?

Трудовая деятельность: Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка.

 

«Наблюдение за елью на участке»

Цель: Уточнить знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает вопросы:

· Почему ель относят к хвойным деревьям?

· Что является основным признаком хвойных деревьев?

· Сравните деревья, в чем их различия?

· Какое дерево искусственное?

· Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживает на одном месте.

Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделанная из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

 

«Наблюдение за сосной»

Цель: Уточнить знания о хвойных деревьях, их сходствах и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения:

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала красной тучи

И с другого берега

Достала тень от дерева.

В Могутин.

Воспитатель: В народе говорят: «Сосна там красна, где выросла», «Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна – высокое дерево, ствол у нее прямой, ветки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы:

· Как выглядит сосна?

· Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

 

«Наблюдение за деревьями зимой»

Цель: Закреплять умение детей узнавать деревья по характерным признакам и строению, признакам, отличающим каждое дерево друг от друга. Воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту.

Ход наблюдения: Рассмотреть с детьми разные деревья: березу, клен, тополь, иву. Спросить у детей как называются эти деревья, какое у них строение. Сравнить все деревья между собой: в чем их сходство и различие (рисунком коры, ее цветом, кроной, семенами и плодами). Обратить внимание на цвет и рисунок коры. На каких деревьях она гладкая, на каких имеет трещины, шероховатости, какого она цвета. Рассказать детям, как можно отличить одно дерево от другого по кроне: у клена ветки прямые, заканчиваются «вилкой», у дуба все ветки неровные, словно покореженные, у березы крона словно кудрявая, веточки белые, у ивы ветки гибкие и длинные, почти до земли.

Исследовательская деятельность: Изготовить с детьми рисунки коры деревьев. Для этого взять белый лист бумаги приколоть его к дереву и закрасить его мягким карандашом или мелом. Подписать название дерева, рядом с рисунком коры можно нарисовать само дерево или его плоды.

 

«Наблюдение за весенним дубом»

Цель: Продолжать знакомить детей с дубом, его особенностями в весеннее время года. Формировать представление о внешнем виде дуба.

Ход наблюдения: Загадать детям загадку:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня весна.

Рассмотреть деревья, подойти к дубу и спросить у детей знают ли они, как оно называется, по каким признакам вы определили, что это дуб. Повторить вместе с детьми основные части дерева: корни, ствол, ветки. Рассмотреть почки на дубе, спросить у детей, почему они не раскрылись. Если дети затрудняются с ответом, пояснить что на дубе почки распускаются позже т. к. молоденькие листья бояться утренних заморозков. Поэтому почки на дубе не раскрываются пока не установится теплая погода. Листья тополя не боятся утренних заморозков, поэтому появляются на деревьях одними из первых.

Исследовательская деятельность: Учить детей с помощью компаса определять стороны света. Обратить внимание на то, что без компаса можно определить направление севера по мху, растущему на деревьях – с северной стороны его больше.

 

«Наблюдение за деревьями весной»

Цель: Создать условия для обобщения представлений о деревьях в весенний период (распускание листьев, цветение), сравнение листьев и цветов разных пород деревьев. Воспитывать эмоционально положительное отношение к природе.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на распустившиеся листья, появившиеся сережки и цветы. Попросить детей назвать деревья, на которых сережки появились раньше листьев. Спросить детей, как они думают, почему листья распускаются не сразу на всех деревьях.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть и сравнить распустившиеся листья.

 

«Экскурсия в парк»

Цель: Познакомить детей с весенними изменениями в парке (распускаются листья на деревьях, появляются насекомые и т.д.). Показать детям, что роща это многоэтажный дом, в котором на разных этажах живут растения и животные. Вызвать радостные переживания от общения с природой.

Ход экскурсии: Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание на распустившиеся раньше всех нежные зеленые листики. Понаблюдать за появившимися насекомыми, спросить, как их называют, чем они питаются. Почему мы их не видели зимой. Рассказать детям о взаимодействии животных и растений на примере березы, какие птицы живут в кроне дерева, какие насекомые могут жить под корой и ползать по стволу, кто живет у корней дерева.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть, как муравьи ползают по стволу дерева.

 

«Рассматривание дерева, сравнение его с кустом»

Цель: Закреплять представление о дереве (имеет корень, ствол, ветки, листья и плоды), кустарник (имеет корень, несколько стволов, ветки, листья, плоды). Развивать аналитическое мышление, воспитывать интерес к жизни растений.

Ход наблюдения: На прогулке выбрать место, чтобы хорошо было рассматривать дерево и кустарник. Обратить внимание на общие признаки у растений: имеют корень, ствол, ветки, листья, плоды. Предложить детям сравнить между собой дерево и кустарник, чем они схожи и в чем различие.

Исследовательская деятельность: Сравнить, где земля теплее на открытом месте, или в тени, под деревьями.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *