cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Н нн в прилагательных и причастиях – Н и НН в прилагательных и причастиях

Содержание

Правописание «н» и «нн» в прилагательных и причастиях

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние -Н- и -НН- в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от суще­стви­тель­ных и гла­го­лов, и одно­ко­рен­ных при­ча­сти­ях. Научимся отли­чать отгла­голь­ные при­ла­га­тель­ные от одно­ко­рен­ных при­ча­стий и выби­рать напи­са­ние -Н- и -НН- в их суф­фик­сах.

Прилагательные могут быть обра­зо­ва­ны как от суще­стви­тель­ных, так и от гла­го­лов. Отглагольные при­ла­га­тель­ные и одно­ко­рен­ные при­ча­стия часто достав­ля­ют затруд­не­ния в напи­са­нии одной или двух букв -Н- в суф­фик­сах.

Правописание -Н- и -НН- в отглагольных прилагательных

Отглагольное при­ла­га­тель­ное в отли­чие от при­ча­стия обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та и не име­ет зави­си­мых слов.

Одна буква -Н- в отглагольных прилагательных

Чтобы выбрать одну или две бук­вы -Н- в суф­фик­се при­ла­га­тель­но­го, опре­де­ля­ем вид гла­го­ла:

  • (что делать?) точить (несов. вид) — точеный про­филь;
  • (что сде­лать?) рас­сер­дить (сов. вид) — рас­сер­женный чело­век.

Отглагольные при­ла­га­тель­ные пишут­ся с -Н- в суф­фик­се, если они обра­зо­ва­ны от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида.

Понаблюдаем:

  • золо­тить — золо­чё­ные купо­ла;
  • носить — ноше­ный костюм;
  • чистить — чище­ный орех;
  • сти­рать — сти­ра­ная одеж­да;
  • жарить — жаре­ная рыба;
  • калить — кале­ный металл.

Заметим, что гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не име­ют при­ста­вок. Если в мор­фем­ном соста­ве при­ла­га­тель­но­го име­ет­ся при­став­ка не-, то она не меня­ет несо­вер­шен­ный вид про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла и, соот­вет­ствен­но, не вли­я­ет на выбор одной бук­вы

«н» в суф­фик­се отгла­голь­но­го при­ла­га­тель­но­го.

Убедимся в этом:

  • (что делать?) кра­сить — кра­шеный — некра­шеные поло­ви­цы;
  • (что делать?) гасить — гашеный — негашёная известь;
  • (что делать?) звать — званый — незваный гость;
  • (что делать?) кре­стить — кре­щёный — некре­щёный чело­век.

Когда писать -НН- в отглагольных прилагательных?

Следует пом­нить, что неко­то­рые при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида, тра­ди­ци­он­но пишут­ся с -НН-.

Примеры:

  • желать — желанный момент;
  • мед­лить — мед­ленный танец;
  • свя­тить — свя­щенный долг;
  • ожи­дать — неожи­данное изве­стие;
  • счи­тать — несчи­танные дни;
  • жема­нить­ся — жеманный вид;
  • отча­ять­ся — отчаянный крик;
  • делать — деланная улыб­ка;
  • чва­нить­ся — чванный ответ;
  • обе­щать — обе­щанное воз­на­граж­де­ние;
  • чека­нить — чеканный шаг

и пр.

Некоторые при­ча­стия, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов совер­шен­но­го вида, поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли обо­зна­чать толь­ко посто­ян­ный при­знак пред­ме­та, то есть такие при­ча­стия пере­шли в при­ла­га­тель­ные:

  • рас­сеянный взгляд; 
  • удив­ленный вид;
  • воз­му­щенное лицо;
  • изыс­канный вкус;
  • рас­ко­ванное пове­де­ние.

Переходят в при­ла­га­тель­ные при­ча­стия, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся без зави­си­мых слов в пере­нос­ном зна­че­нии. В кон­тек­сте к ним мож­но подо­брать прилагательное-синоним (рас­се­ян­ный взгляд = невни­ма­тель­ный).

Исключения:

  • смыш­лёный ребе­нок,;
  • поса­жёный отец;
  • наз­ваный брат.

В при­ла­га­тель­ных и при­ча­сти­ях, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ОВАННЫЙ или -ЁВАННЫЙ, все­гда пишет­ся -НН-:

  • обе­то­ван­ная зем­ля;
  • лаки­ро­ван­ные туфли;
  • дрес­си­ро­ван­ный мед­ве­жо­нок;
  • эма­ли­ро­ван­ная посу­да;
  • бало­ван­ный ребе­нок;
  • обра­зо­ван­ный чело­век;
  • риф­мо­ван­ная стро­фа;
  • фар­ши­ро­ван­ный перец.

-Н- и -НН- в непроизводных прилагательных и прилагательных, образованных от существительных

Источник изоб­ра­же­ния: stendik.com

-НН- пишет­ся:

1. в при­ла­га­тель­ных с осно­вой на -Н-, обра­зо­ван­ных с помо­щью суф­фик­са -Н-:

  • кар­тон — кар­тонный;
  • исти­на — истинный;
  • имя — име­ни — именной;

2. в при­ла­га­тель­ных с суф­фик­са­ми -ОНН-, -ЕНН-:

  • рево­лю­ционный
  • лекарственный.

Исключение: «вет­ре­ный».

Но при­ста­воч­ные при­ла­га­тель­ные «без­вет­рен­ный», «навет­рен­ный», «под­вет­рен­ный» пишут­ся с двой­ной -Н-.

Внимание! Различаются при­ла­га­тель­ные: «вет­ре­ный» (вет­ре­ный день, вет­ре­ный чело­век) и «вет­ря­ной» (вет­ря­ной дви­га­тель, вет­ря­ная мель­ни­ца, вет­ря­ная оспа).

-Н- пишет­ся:

  • в непро­из­вод­ных при­ла­га­тель­ных, напри­мер: «юный», «рья­ный», «сви­ной», «баг­ря­ный», «пря­ный», «румя­ный»;
  • в при­ла­га­тель­ных с суф­фик­са­ми -АН-, -ЯН-, -ИН-: «песчаный», «серебряный», «утиный».
    Исключения: «дере­вян­ный», «оло­вян­ный», «стек­лян­ный».

Источник

Правописание -Н- и -НН- в причастиях

В пра­во­пи­са­нии при­ча­стий с бук­вой -Н- или -НН- име­ет зна­че­ние грам­ма­ти­че­ская фор­ма сло­ва, пол­ная или крат­кая.

В крат­кой фор­ме стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни пишет­ся все­гда толь­ко одна бук­ва

-Н-:

  • тра­ва посеяна;
  • ово­щи сва­рены;
  • фла­ги выве­шены.

Если у сло­ва в пол­ной фор­ме, обра­зо­ван­но­го от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида, име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то это при­ча­стие, в суф­фик­се кото­ро­го сле­ду­ет напи­сать -НН-.

Различаем одно­ко­рен­ные отгла­голь­ные при­ла­га­тель­ные и при­ча­стия:

  • гру­зить — гру­жёный состав — гру­жённый углем состав;
  • писать — писаная кра­са­ви­ца — писанная мас­лом кар­ти­на;
  • коп­тить — коп­чёная кури­ца — коп­чённая на дыму кури­ца;
  • што­пать — што­паные нос­ки — што­панные бабуш­кой нос­ки.

В боль­шин­стве слу­ча­ев пол­ные фор­мы при­ча­стий, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов совер­шен­но­го вида с при­став­кой или без при­став­ки, пишут­ся с

-НН-:

  • вписан­ный тре­уголь­ник;
  • иссле­до­ван­ный ост­ров;
  • зачесан­ные воло­сы.

Обратим вни­ма­ние на бес­при­ста­воч­ные гла­го­лы совер­шен­но­го вида:

бро­сить, встре­тить, вос­пи­тать, дать, каз­нить, кон­ту­зить, кон­чить, купить, лишить, оби­деть, осно­вать, пле­нить, про­стить, пустить, решить, родить.

Источник изоб­ра­же­ния: stendik.com

В при­ча­сти­ях, обра­зо­ван­ных от этих гла­го­лов, все­гда пишет­ся -НН-:

  • кон­ту­жен­ный боец;
  • бро­шен­ный пёс;
  • куп­лен­ный гар­ни­тур.

Различаем напи­са­ние букв -Н- и -НН- в при­ча­сти­ях и одно­ко­рен­ных отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных:

  • назва­ный брат — назван­ный в честь деда;
  • при­да­ное неве­сты — при­дан­ное части­це уско­ре­ние;
  • суже­ный жених — сужен­ный канал;
  • Прощёное вос­кре­се­нье — про­щен­ный мате­рью;
  • кон­че­ный чело­век — кон­чен­ный раз­го­вор.

Алгоритм выбора написания -Н- или -НН- в прилагательных и причастиях

Чтобы выбрать вер­ное напи­са­ние при­ла­га­тель­но­го или при­ча­стия с -Н- или -НН-:

Определим, в какой фор­ме сто­ит при­ла­га­тель­ное:
пол­нойкрат­кой
Две бук­вы в окон­ча­нии (кра­си­вая)Одна бук­ва в окон­ча­нии (кра­си­ва, кра­сив)
Выясним, от какой части речи обра­зо­ва­но сло­во: от суще­стви­тель­но­го или от гла­го­ла.
Полная фор­ма
Прилагательные от суще­стви­тель­ныхПрилагательные от гла­го­лов ( при­ча­стия)
-Н--НН--Н--НН-
-ан, -ян, -ин

лев — льви­ный
соль — соля­ной
кожа — кожа­ный

! Стеклянный
оло­вян­ный
дере­вян­ный

-онн, -енн

рево­лю­ция — рево­лю­ци­он­ный
листва — лист­вен­ный

! Ветреный
Но — без­вет­рен­ный

без при­став­ки

моро­же­ный сом (от моро­зить)

с при­став­кой

замо­ро­жен­ный сом

Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румя­ный,
сви­ной, пря­ный,
пья­ный, пога­ный,
зелё­ный, синий.

К пер­во­об­раз­ным так­же отно­сят­ся сло­ва:
еди­ный, фаза­ний,
воро­ний, бара­ний,
саза­ний, тюле­ний,
пав­ли­ний, баг­ря­ный,
рья­ный, була­ный.

не, полу… не счи­тать!

немо­ро­же­ный
полу­мо­ро­же­ный

зави­си­мое сло­во

моро­жен­ный мамой сом

МЯ = енн

вре­мен­ный (вре­мя)

суф. -ова-, -ева-, -ирова-

мари­но­ван­ный
асфаль­ти­ро­ван­ный

! кова­ный, жёва­ный, клё­ва­ный

! желан­ный, неча­ян­ный, неждан­ный, нега­дан­ный

Краткая фор­ма
Значение дей­ствия (что сде­ла­ны?) — «Н»
вос­пи­та­ны отцом, взвол­но­ва­ны бурей
Значение при­зна­ка (како­вы?) — см. на пол­ную фор­му: сколь­ко «н» в пол­ной, столь­ко и в крат­кой.
Они вос­пи­тан­ны и обра­зо­ван­ны (вос­пи­тан­ные и обра­зо­ван­ные).

Примеры

Мы шли по разъ­ез­жен­ной лес­ной про­се­ке.

Прилагательное «разъезже…ая» обра­зо­ва­но от гла­го­ла совер­шен­но­го вида «разъ­ез­дить». В его соста­ве нет эле­мен­та -ОВАННЫЙ:

разъезженная — приставка/корень/суффикс/окончание

Слово «разъ­ез­жен­ная» пишет­ся с -НН-.


Тка…ая золо­том сал­фет­ка при­вле­ка­ла вни­ма­ние посе­ти­те­лей музея.

Слово обра­зо­ва­но от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «ткать». Это пол­ная фор­ма стра­да­тель­но­го при­ча­стия (окон­ча­ние -АЯ). Есть зави­си­мое сло­во — суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа:

ткан­ная (чем?) золо­том.

Причастие в пол­ной фор­ме «ткан­ная» пишет­ся с -НН-.


Пашня  вспаха…а рано утром.

Слово «вспаха…а» обра­зо­ва­но от гла­го­ла совер­шен­но­го вида «вспа­хать». Оно обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия:

поле (что сде­ла­ли?) вспа­ха­ли утром.

Это крат­кая фор­ма стра­да­тель­но­го при­ча­стия «вспа­хан­ный».

Несмотря на нали­чие зави­си­мо­го сло­ва («утром»), крат­кая фор­ма при­ча­стия «вспа­ха­на» пишет­ся с одной бук­вой -Н-.

Видеоурок

russkiiyazyk.ru

Н, НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречиях, их правописание

 ННН
правилопримерыправилопримеры
Прилагательныев прилагательных, образованных при помощи суффиксов -онн-/-енн-преклонный, бесценный, каменный

исключениямасленый, ветреный (но безветренный, наветренный).

В прилагательных, образованных при помощи суффиксов -ин-, -ан-/ян-звериный, румяный, серебряный

исключенияоловянный, стеклянный, деревянный

в прилагательных, образованных от существительных с основой на с помощью суффикса -н-закон – законный, балкон – балконный, колено – коленныйв отглагольных прилагательных, образованных от глаголов НСВ с помощью суффиксов -ен-, -н-, которые не имеют в речи зависимых словвареный, жареный, мороженый
в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов СВпрожженный, рассеянный, отчаянный

исключениякрещеная мать, раненый солдат, названая сестра

в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных с одной нзеленый – зелен, бедный – беден, сильная – сильна
в отглагольных прилагательных на -ованный/-еванный)фаршированный, рифмованный, корчеванный

исключения

: кованый, жеваный

в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных с двумя нистинная – истинна, откровенная – откровенна, бездонная – бездонна
Причастияв причастиях с приставками (кроме не-)переставленная, досмотренный, засеянное в кратких причастиях (образованных от полных страдательных причастий прошедшего времени)переставлен, выковано, поймана
в причастиях, образованных от глаголов с суффиксами -ова-/-ева-/-ирова-выкованный, избалованный, отредактированный
в причастиях, образованных от глаголов СВ без приставкиатакованный, пойманный, сказанный
если причастие употребляется с зависимыми словами (в составе причастного оборота)игрушка, подаренная на день рождения; листья, сметенные ветром; школьник, вызванный учителем к доске
Наречияв наречиях, образованных от прилагательных и причастий с двумя буквами ннесказанный – несказанно, пламенный – пламенно, беспрестанный – беспрестаннов наречиях, образованных от прилагательных с одной буквой нхолодный – холодно, небрежный – небрежно, радостный – радостно

obrazovaka.ru

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных — урок. Русский язык, 10 класс.

1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн.

Указателем этого являются:

      а) наличие приставки:

          поломанный, исправленный;

      б) наличие зависимого (пояснительного) слова:

          ломанный на мелкие куски, правленная редактором рукопись;

      в) бесприставочные образования от глаголов совершенного вида:

          брошенный, купленный и др.;

      г) слово называет не постоянный признак, а временное состояние:

         «И теперь он, раненный, остро чувствовал свою вину».

 

Несмотря на отсутствие приставки и зависимых слов, слово раненный сохраняет глагольное значение.

При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова:

названый брат, посажёный отец, смышлёный ребенок, Прощёное воскресенье, конченый человек.

Эти же слова в прямом их значении будут причастиями, т. е. будут иметь нн:

названная пьеса, конченная работа.

  

2. Краткие страдательные причастия прошедшего времени пишутся с одной буквой н:

солдат ранен, девушка ранена, дитя ранено, они ранены.

 

3. В отглагольных прилагательных пишется одно н:

печёный, кошеный, ломаный, правленый…

 

Такие прилагательные образуются от глаголов несовершенного вида и не имеют ни приставки, ни пояснительного слова.

Исключения: деланный, желанный, жеманный, медленный, священный, чванный, чеканный.

  

Обрати внимание!

1. Написание не меняется в составе сложных слов:

златотканый, малохоженый; ломаный-переломаный, хоженый-перехоженый.

 

2. Наличие приставки не– не влияет на написание н и нн:

некошеная трава, негашёная известь, недосмотренный фильм.

Исключения: невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, недреманный и нек. др.

4. В суффиксах –ованн(–еванн) полных и кратких форм отглагольных прилагательных пишется нн:

взволнованная мать — мать взволнованна;

рискованное дело — дело осуществимо, но рискованно.

 

Обрати внимание!

1. Следует отличать отглагольные прилагательные кованый, жёваный, клёваный, в которых пишется одна буква н (так как –ов и –ев входят в состав корня), от причастий, в которых пишутся две буквы нн: подкованный, разжёванный, исклёванный.


2. От кратких форм имён прилагательных необходимо отличать краткие формы причастий, которые пишутся с одной буквой н и, как правило, требуют пояснения:

дорога изъезжена (Кем?), дети избалованы (Кем?).

5. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется н или нн в соответствии с производящей основой:

священник (< священный), путаник (< путаный), воспитанность (< воспитанный), вареник (< варёный).

Исключение: приданое.

Источники:

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10–11 классы. Учебник // Русское слово — М.: 2011. — с. 173–174.

www.yaklass.ru

Упражнения «Н и НН в прилагательных и причастиях. 7 класс

Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных» 

Упражнение 1. 

Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн-..

Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.

Упражнение 2. 

Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

 Упражнение 3.

 От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.

Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.

 Упражнение 4. 

Н или НН? Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.

 Упражнение 5.

Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.

Жаре…ый гусь, поджаре…ая колбаса, жаре…ые в масле пирожки, писа…ый красавец, вписа…ый треугольник, писа…ый художником, организова…ая спонсорами ярмарка, тка…ая скатерть, ткан..ая золотом скатерть, забракова…ые товары, военизирова…ый отряд, воспита…ый человек, дистиллирова…ая вода, расклее…ые афиши, дисквалифицирова…ый спортсмен, незва..ый гость, связа…ый пленник, завербова…ый агент, сдела…ая надпись, варе…ый в мундире картофель, купле….ые в магазине вещи.

 Упражнение 6.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова…ый ребенок, замаскирова…ый вход, плете…ая корзина, измуче…ый вид, груж…ая дровами машина, груже…ая машина, нагруже…ая машина, стреля…ая дичь, неслыха…ые обстоятельства, ране…ый в руку солдат, гаше…ая известь, негаше…ая известь, назва…ый брат, моще…ая дорога, писа…ые акварелью картины, ране…ый боец, переплавле…ый металл, асфальтирова…ая улица, посоле…ая закуска, ноше…ая шляпа, поноше…ые ботинки, оплете…ый плющом забор, взволнова…ый разговор, броше…ый камень, нечая…ая встреча, купле…ый товар, отправле…ое по факсу письмо, изыска…ые экономистами ресурсы, застрахова…ое имущество, непредвиде…ые обстоятельства, оказать вооруже…ое сопротивление, довере…ое лицо, дипломирова…ый специалист.

 Упражнение 7. 

Спишите, вставляя пропущенные Н или НН.

1)   Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый,революцио_ый, ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.

2)  Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый, жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый, коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый, рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.

  Упражнение 8.

 Спишите, вставляя Н или НН..

 Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревоже_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые  деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы.

2. А,Я или Е?

Занавеш..нное, засе..нное, подвеш..нная, намыл..нный, разрез..н, разреж..нные (всходы), вспах..нное, выков..н, выточ..н, обяз..нный, проглоч..нный, увид..нный, потуш..нный, постро..на, вытащ..нный, затопл..н, сколоч..нный, спрят..нный, подар..нный, замеш..нное (тесто), замеш..нный (в плохом деле).

3. Проверьте себя! Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. Обоснуйте выбор пропущенных гласных, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.

Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нное тесто. Замеш..нный в преступлении человек. Занавеш..нное окно. Развеш..нные картины. Навеш..нная дверь. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. Рассе..нные ветром тучи.

Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных» 

Упражнение 1. 

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.

Собранные улитки,

затоптанный ковер,

сожженные свечи,

найденный капкан,

закопанный клад,

затопленная печь,

освещенный коридор,

порабощенный народ,

освобожденная страна,

засушенный гербарий,

выброшенные на ветер деньги,

купленный билет,

связанный свитер,

разработанный план,

украшенная елка,

оставленный замок,

загнанные лошади.

 Упражнение 2. 

Объясните различия в написании созвучных слов (укажите части речи).

  1. Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.

  1. Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.

3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.

 Упражнение 3.

Замените придаточные предложения причастными оборотами. Причастные обороты и определяемые слова обозначьте графически.

Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. — Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.

  1. Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором.

  1. На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы.

  1. В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт.

  1. Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.

 Упражнение 4. 

1)Вставьте Н или НН.

2)Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Образец: решная задача — задача решена.

Выращ…ные овощи, законч…ная дискуссия, утер…ная расписка, своеврем…ная помощь, прекрасно сыгр…ная роль, объявл…ные результаты соревнования, высуше…ное белье, слома…ная хулиганами скамья, заброш…ные на чердак лыжи, избалова…ная гастролерами публика, получ…ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч…ные лица.

 Упражнение 5. 

Вставьте пропущенные буквы. Укажите краткие прилагательные и краткие причастия.

1)  Игра актера была проникнове…а и взволнова…а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова…ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова…ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа…ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута…ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда…ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда…ы.

 Упражнение 6.

Вставьте Н или НН в наречия, образованные от прилагательных и причастий.

Испуга_о, отчая_о, организова_о, попар_о, надума_о, озор_о, несомне_о, звуч_о, бесшум_о, зауче_о, собра_о,  притвор_о, тума_о, искаже_о, рассерже_о, убра_о, обдума_о, растеря_о, огорче_о, наполне_о.

Какие два слова не являются наречиями? Какой частью они являются? Как это влияет на написание Н и НН?

 Упражнение 7. 

Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН (укажите над этими словами части речи. Будьте внимательны: здесь есть наречия!)), а также другие пропущенные буквы.

Девочка смуще_о улыбнулась.2) Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3) Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты_о. 4) Зрители стали хлопать преждевреме_о. 5) Мужчине плакать (не)прилич_о. 6) Любил я тай_о. 7) Хвалу приемли равнодуш_о. 8) Напрас_о пророка о тени он просит. 9) И медле_о жгли их до утра огнем. 10) Он отнесся к нам благоскло_о. 11) И многие годы (не) слыха_о прошли.12) Она выглядит роскош_о.13) Все вокруг было очень таинстве_о. 14) Тоску изгнанья мы делили друж_о. 15) Но веч_о любить (не)возмо_о.  16) Есть речи – значенье тем_о иль ничтож_о, но им без волненья внимать (не)возмож_о. 17) Она смотрела на меня изумле_о. 18) Я заходил постоя_о в аптеку. 19) Нельзя рассказывать моното_о.

 

Тест№1 . Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Изране…ый солдат, подкова…ая лошадь

2) Реше…ая задача, краше…ый забор

3) Писа…ый портрет, коше…ый луг

4) Слома…ый велосипед, жаре…ая рыба

2. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Подметё…ый пол, плетё…ая корзина

2) Рва…ая куртка, варё…ый картофель

3) Топлё…ое молоко, газирова…ая вода

4) Высуше…ое растение, посеребрё…ая тарелка

3. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Замеше…ое тесто, рассея…ые семена

2) Сушё…ая ягода, пересоле…ый суп

3) Кова…ое железо, раскалё…ый уголь

4) Точё…ый карандаш, наполне…ое ведро

4. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Солё…ые в бочке помидоры, Жёва…ый листок

2) Жаре…ое мясо, высуше…ое бельё

3) Ноше..ое платье, кипячё…ое молоко

4) Окружё…ый лесом, лакирова…ая мебель

5. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Заплака…ые глаза, просмотре…ый фильм

2) Исправле…ая работа,  изображё…ые фигуры

3) Краше…ый забор, чита…ая книга

4) Размеше…ые краски, перепечата…ый материал

6. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Организова…ая экскурсия, построе…ое здание

2) Развея…ые ветром, услыша…ый шорох

3) Асфальтирова…ый, среза…ая ветка

4) Рва…ая рана, пиле…ый лес

7. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Тяжело гружё…ые, изране…ый человек

2) Лома…ая линия, очень  рва…ый рукав

3) Опрпавда…ый человек, взбешё…ый решением

4) Пута…ый кустарник, плетё…ая корзина

8. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Призы завоёва…ые, взабаламуче…ая вода

2) Смягчё…ая вода, запряжё…ые кони

3) Вяза…ые варежки, мочё…ое яблоко

4) Застрое…ый район, лома…ая линия

9.Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Обиже…ый ребёнок, растеря…ый вид

2) Несея…ые травы, варё…ое яйцо

3) Опозна…ый объект, жаре…ый гусь

4) Ограниче…ая ответственность, озадаче…а проблемой

10.Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Усыплё…ая бдительность, унесё…ый ветром

2) Белё…ые стены, испечё…ый пирог

3) Гружё…ая машина, ощипа…ый гусь

4) Уреза…ые средства, вписа…ая фраза

11. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Освещё…ая улица, сушё…ые ягоды

2)Пиле…ые доски, взъероше…ые воробьи

3)Облегчё…ый вариант, озадаче…ый работой

4)Изобретё…ый двигатель, гашё…ая известь

12. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Семена посаже…ы, печё…ая в духовке

2) Толчё…ые сухари, очень пута…ая дорога

3) Оклевета…ый толпой, паре…ые в духовке

4) Сморще…ое лицо, копчё…ое мясо

13. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Жаре…ый лещ, помещё…ые сувениры

2) Золочё..ый браслет, аккуратно точё…ый

3) Свеше…ый с балкона флаг, заброше…ый родник

4) Сушё…ые ягоды, расположе…ый рядом

14. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Выжже…ые травы, окружё…ый друзьями

2) Свежемороже…ое мясо, стреля…ая гильза

3) Непроше…ый гость, промасле…ая бумага

4) Удвое…ый капитал, сверже…ый монарх

15. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Купле…ый шоколад, утрамбова…ая дорожка

2) Зва…ый ужин, распиле…ое бревно

3) Рыхлё…ая почва, вытопта…ый газон

4) Отпечата…ое воззвание, краше…ый зал

Тест №2

 1. В каком слове пишется одна Н?

1) закопчен…ые стены

2) трава подстрижен…а

3) неждан…ый

4) слышан…ая мною история

 2. В каком слове пишется одна Н?

1) свежезаморожен…ые овощи

2) швы отстрочен…ы

3) перевязан…ая рука

4) вязан…ые бабушкой носки

 3. В каком слове пишется одна Н?

1) общепризнан…ое мнение

2) сушен…ые в печи грибы

3) стилизован…ый интерьер

4) морожен…ая рыба

 4. В каком слове пишется одна Н?

1) обоснован…ый вывод

2) избалован…ый ребенок

3) площадь оцеплен…а

4) асфальтирован…ая улица

 5. В каком слове пишется НН?

1) ранен…ый боец

2) кожан…ое кресло

3) юн…ый возраст

4) воспитан…ый человек

 6. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Работа выполнен…а безупречно.

2) Задача решен…а правильно.

3) Девушка хорошо воспитан…а родителями.

4) Учительница строга и сдержан…а

 7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Участки застроен…ы.

2) У работников предприятия ненормирован…ый рабочий день.

3) Во двор въехала гружен…ая машина.

4) Поля засеян…ы пшеницей

 8. В каком ряду есть «третье лишнее»?

1) куплен…ые книги, избалован…ый ребенок, сушен…ые на солнце яблоки

2) нехожен…ые тропы, незван…ые гости, трава скоше…а

3) подписан…ый договор, решен…ая задача, желан…ый ребенок

4) исключен…ый из школы, коротко стрижен…а, бешен…ая скорость

 9. На месте каких цифр пишется НН?

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

     а) 1,2;   б) 2;     в) 2,3;     г) 3,4

             10. На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

а) 1,2;    б) 2,3;    в) 1, 2, 3;    г) 3,  4

 

ОТВЕТЫ:

1 – 1, 2 -4 , 3 -1 ,4 – 3, 5 -3 , 6 -4 ,7 -4 , 8 -3 ,9 -2 ,10 -1 ,11 -3 ,12 -3 ,13 -3 ,14 – 2,15 -1

1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). • Составьте два сложных предложения с причастиями, которые можно использовать при описании внешности.

2. Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед нн и н, затем — с буквой е. • Составьте три словосочетания «причастие + существительное» и два предложения со сказуемым — кратким причастием.

Занавеш..нное, засе..нное, подвеш..нная, намыл..нный, разрез..н, разреж..нные (всходы), вспах..нное, выков..н, выточ..н, обяз..нный, проглоч..нный, увид..нный, потуш..нный, постро..на, вытащ..нный, затопл..н, сколоч..нный, спрят..нный, подар..нный, замеш..нное (тесто), замеш..нный (в плохом деле).

3. Проверьте себя! Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. Обоснуйте выбор пропущенных гласных, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.

Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нное тесто. Замеш..нный в преступлении человек. Занавеш..нное окно. Развеш..нные картины. Навеш..нная дверь. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. Рассе..нные ветром тучи.

infourok.ru

Правописание Н и НН в суффиксах | LAMPA

Отглагольные прилагательные и причастия в полной форме

Существует три условия, при выполнении любого из которых в полном страдательном причастии прошедшего времени или прилагательном пишется нн.

1. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола с приставкой (кроме приставки не-, которая не влияет на количество н в слове).

испуганный, нагруженный, испечённый

Но: непуганый, незваный

Исключения: назвАный (брат; с ударением на втором слоге), посажёный (отец; заменяющий родителя жениха или невесты на свадьбе), приданое (это существительное, образованное путем перехода прилагательного в разряд существительных), смышлёный.

Важно: не меняется написание отглагольных прилагательных в составе сложных слов.

Сравните:
свежемороженый (без приставки, поэтому пишется одна н) — свежезамороженный (с приставкой, поэтому пишется нн)
гладкокрашеный (без приставки, поэтому пишется одна н) — гладкоокрашенный (с приставкой, поэтому пишется нн)

2. У причастия есть зависимые слова (кроме слов, означающих степень проявления признака: очень, весьма и т.д.).

гружённый песком вагон, печённое в духовке яблоко

3. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола совершенного вида.

брошенный (бросить), данный (дать), купленный (купить), лишенный (лишить), решенный (решить)

Эти три условия не охватывают причастия и прилагательные без зависимых слов, образованные от глаголов несовершенного вида без приставок. Здесь действуют два правила, из которых есть много исключений.

Пишется нПишется нн

Правило 1. Если причастие (или отглагольное прилагательное) заканчивается на —ованный, —ёванный, пишется нн.

Примеры: балованный, линованный, корчёванный

Но: это правило не действует, если —ов-, —ев— входят в состав корня (в словах жёваный, кованый, клёваный).



Правило 2. Если прилательное образовано с помощью суффиксов —ен-, —н— от глагола несовершенного вида без приставки, при отсутствии зависимых слов пишется н.

Примеры: гружёный, кошеный, топлёный, печёный, мороженый, рваный, путаный, краденый

Но: В некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется нн.

Примеры: желанный, действенный


В некоторых причастиях, образованных от глагола несовершенного вида без приставок, даже при отсутствии зависимых слов пишется нн.
Это причастия виданный, писанный, рисованный, виденный, слыханный.

lampa.io

«Н» и «НН» в прилагательных и причастиях

Разделы: Русский язык


Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.

Вопросы форума:

Когда в прилагательных пишется нн?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн-?

Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м — с нн).

Размешанные краски

Бесценная вещь

Выкрашенные лавки

Поляна освещена

Тканый узор

Туристы размещены

Комиссия образована

Румяные лица

Свиные окорока

Некрашеная ткань

Писаная красавица

Тетрадь исписана

Кожаный портфель

Ветреный день

Ветряной двигатель

Безветренный день

Рассеянный мальчик

Нечаянная ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16 баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа — кожаный: песок, рожь;

барабан — барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина — глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать — вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять — валяный: веять, паять, сеять, стрелять.

графически объясните написание н и ин в словах:

кошеный луг — некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;

выкрашенный забор — крашеный — давно не крашеный — некрашеный;

нетканая скатерть — тканная золотом — сотканная — несотканная;

раненый воин — раненный в бою — легкораненый — поранены плугом;

жженый сахар — полусожженная рукопись — выжженная пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, — ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Сдержа_ый, рассмотре_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышлё_ый, свяще_ый.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.

Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачётом.

Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.

Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутана и неясна.

Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5. Учащиеся должны правильно поставить или нет н в причастия и прилагательные. Компьютер как бы вместе с учеником проходит путь усвоения умений и навыков правильного написания. Он как бы призывает учащихся работать совместно. “Прекрасно! Верный ответ”, — говорит компьютер при правильном ответе. А на неправильный ответ он “реагирует” звуковым сигналом и мигает слово “Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то спустя заданное время компьютер высвечивает на экране правильную запись словосочетания, в котором была допущена ошибка. По окончании работы выставляется оценка по 5 бальной системе. Шкала оценок соответствует принятым в педагогической практике нормам. При работе на компьютере ученику приходятся быть внимательным и постоянно анализировать, используя определённые умственные операции. Так как компьютеров на каждого ученика не хватает, то учащиеся у меня на таких уроках работают поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах, часть — делают перфокарты, затем меняются. Обмениваются перфокартами, ставят друг другу отметки, которые вносятся экспертной группой в табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю многоразового использования. Они находятся внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся работу выполняют на плёнке. Во время следующей работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного материала.

Карточки контроля

№1

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный — ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица — масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

№2

Задание 1. Вставьте н и нн, выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

№3

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции — революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.

Образец: копчёность — копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

№4

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба, позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

№5

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

№6

Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н и НН в прилагательных”.

№7

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Образец: запутать — шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

№8

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг — нескошенный луг

Крашеное изделие — давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина — корзина не сплетена

Купленный хлеб — раненый солдат

Данный пример — тканый узор

Полусожженная рукопись — полувяленая рыба

Мороженое мясо — незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

№9

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн.

Решения обдуманны (верны) — все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль — движения устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд — двигать направленно

№10

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.

Образец: белить — беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

№11

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба —

Засеянное поле —

Священная клятва —

Желанные праздники —

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи —

Сосредоточенные лица —

Испытанные друзья –

№12

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитаны — воспитанны, изолированы — изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны — рассеянны, сдержаны — сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в преподавании русского языка нужно рассматривать как дополнение к традиционным приёмам и методам обучения. Он не может полностью заменить учителя. Ведь за учителем остаётся ведущая роль “режиссера” урока и всего процесса обучения, а компьютер является лишь помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

20.03.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных — Правило

Упражнения к правилу

НН пишется

В полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных, если есть приставка (не влияет на написание наличие приставки не-)

связанный, перегруженный, выкошенная

В полных страдательных причастиях, если есть зависимые слова

вязанный (кем?) мамой шарф, груженный (чем?) песком самосвал, кошенная (когда?) вчера трава

В отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -ованный, -ёванный

организованный, бронированный, дрессированный, корчёванный

Примечание. В прилагательных кованый, жёваный сочетание -ов- и -ёв- входят в состав корня, а не суффикса.

В бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида.
Таких слов немного, и их следует запоминать или проверять по словарю, например:
брошенный, купленный, решённый, лишённый, пленённый, данный.

А также как исключение в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида:
невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, священный, желанный, медленный.

Н пишется

В полных отглагольных прилагательных, если нет приставок и зависимых слов (не влияет на написание наличие приставки не-)

жареная рыба, гружёный вагон, квашеная капуста, копчёная колбаса

В кратких страдательных причастиях

деньги перечислены, здание построено, текст набран, машина подана


Примечание 1.
В сложных словах написание Н зависит от наличия приставки во второй части слова, например:
гладкокрашеный — гладкоокрашенный, малоезженый — малонаезженный, свежемороженый — свежезамороженный.

Примечание 2.
В сложных сочетаниях с повторением однокоренных слов пишется одна Н во второй части против правил, несмотря на наличие приставок, чтобы избежать двоякого написания, например:
глаженый-переглаженый, стираный-перестираный, латаный-перелатаный.

Примечание 3.
В наречиях, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они образованы, например:
бешеный → бешено, изысканный → изысканно, рискованный → рискованно, путаный → путано.

www.rusyaz-online.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *