Н нн в прилагательных и причастиях – Н и НН в прилагательных и причастиях
Правописание «н» и «нн» в прилагательных и причастиях
Рассмотрим правописание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных и глаголов, и однокоренных причастиях. Научимся отличать отглагольные прилагательные от однокоренных причастий и выбирать написание -Н- и -НН- в их суффиксах.
Прилагательные могут быть образованы как от существительных, так и от глаголов. Отглагольные прилагательные и однокоренные причастия часто доставляют затруднения в написании одной или двух букв -Н- в суффиксах.
Правописание -Н- и -НН- в отглагольных прилагательных
Отглагольное прилагательное в отличие от причастия обозначает постоянный признак предмета и не имеет зависимых слов.
Одна буква -Н- в отглагольных прилагательных
Чтобы выбрать одну или две буквы -Н- в суффиксе прилагательного, определяем вид глагола:
- (что делать?) точить (несов. вид) — точеный профиль;
- (что сделать?) рассердить (сов. вид) — рассерженный человек.
Отглагольные прилагательные пишутся с -Н- в суффиксе, если они образованы от глагола несовершенного вида.
Понаблюдаем:
- золотить — золочёные купола;
- носить — ношеный костюм;
- чистить — чищеный орех;
- стирать — стираная одежда;
- жарить — жареная рыба;
- калить — каленый металл.
Заметим, что глаголы несовершенного вида не имеют приставок. Если в морфемном составе прилагательного имеется приставка не-, то она не меняет несовершенный вид производящего глагола и, соответственно, не влияет на выбор одной буквы
Убедимся в этом:
- (что делать?) красить — крашеный — некрашеные половицы;
- (что делать?) гасить — гашеный — негашёная известь;
- (что делать?) звать — званый — незваный гость;
- (что делать?) крестить — крещёный — некрещёный человек.
Когда писать -НН- в отглагольных прилагательных?
Следует помнить, что некоторые прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, традиционно пишутся с -НН-.
Примеры:
- желать — желанный момент;
- медлить — медленный танец;
- святить — священный долг;
- ожидать — неожиданное известие;
- считать — несчитанные дни;
- жеманиться — жеманный вид;
- отчаяться — отчаянный крик;
- делать — деланная улыбка;
- чваниться — чванный ответ;
- обещать — обещанное вознаграждение;
- чеканить — чеканный шаг
и пр.
Некоторые причастия, образованные от глаголов совершенного вида, потеряли признак действия и стали обозначать только постоянный признак предмета, то есть такие причастия перешли в прилагательные:
- рассеянный взгляд;
- удивленный вид;
- возмущенное лицо;
- изысканный вкус;
- раскованное поведение.
Переходят в прилагательные причастия, употребляющиеся без зависимых слов в переносном значении. В контексте к ним можно подобрать прилагательное-синоним (рассеянный взгляд = невнимательный).
Исключения:
- смышлёный ребенок,;
- посажёный отец;
- названый брат.
В прилагательных и причастиях, заканчивающихся на -ОВАННЫЙ или -ЁВАННЫЙ, всегда пишется -НН-:
- обетованная земля;
- лакированные туфли;
- дрессированный медвежонок;
- эмалированная посуда;
- балованный ребенок;
- образованный человек;
- рифмованная строфа;
- фаршированный перец.
-Н- и -НН- в непроизводных прилагательных и прилагательных, образованных от существительных
Источник изображения: stendik.com
-НН- пишется:
1. в прилагательных с основой на -Н-, образованных с помощью суффикса -Н-:
- картон — картонный;
- истина — истинный;
- имя — имени — именной;
2. в прилагательных с суффиксами -ОНН-, -ЕНН-:
- революционный
- лекарственный.
Исключение: «ветреный».
Но приставочные прилагательные «безветренный», «наветренный», «подветренный» пишутся с двойной -Н-.
Внимание! Различаются прилагательные: «ветреный» (ветреный день, ветреный человек) и «ветряной» (ветряной двигатель, ветряная мельница, ветряная оспа).
-Н- пишется:
- в непроизводных прилагательных, например: «юный», «рьяный», «свиной», «багряный», «пряный», «румяный»;
- в прилагательных с суффиксами -АН-, -ЯН-, -ИН-: «песчаный», «серебряный», «утиный».
Исключения: «деревянный», «оловянный», «стеклянный».
Источник
Правописание -Н- и -НН- в причастиях
В правописании причастий с буквой -Н- или -НН- имеет значение грамматическая форма слова, полная или краткая.
В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени пишется всегда только одна буква
- трава посеяна;
- овощи сварены;
- флаги вывешены.
Если у слова в полной форме, образованного от глагола несовершенного вида, имеются зависимые слова, то это причастие, в суффиксе которого следует написать -НН-.
Различаем однокоренные отглагольные прилагательные и причастия:
- грузить — гружёный состав — гружённый углем состав;
- писать — писаная красавица — писанная маслом картина;
- коптить — копчёная курица — копчённая на дыму курица;
- штопать — штопаные носки — штопанные бабушкой носки.
В большинстве случаев полные формы причастий, образованные от глаголов совершенного вида с приставкой или без приставки, пишутся с -НН-:
- вписанный треугольник;
- исследованный остров;
- зачесанные волосы.
Обратим внимание на бесприставочные глаголы совершенного вида:
бросить, встретить, воспитать, дать, казнить, контузить, кончить, купить, лишить, обидеть, основать, пленить, простить, пустить, решить, родить.
Источник изображения: stendik.com
В причастиях, образованных от этих глаголов, всегда пишется -НН-:
- контуженный боец;
- брошенный пёс;
- купленный гарнитур.
Различаем написание букв -Н- и -НН- в причастиях и однокоренных отглагольных прилагательных:
- названый брат — названный в честь деда;
- приданое невесты — приданное частице ускорение;
- суженый жених — суженный канал;
- Прощёное воскресенье — прощенный матерью;
- конченый человек — конченный разговор.
Алгоритм выбора написания -Н- или -НН- в прилагательных и причастиях
Чтобы выбрать верное написание прилагательного или причастия с -Н- или -НН-:
Определим, в какой форме стоит прилагательное: | |||
полной | краткой | ||
Две буквы в окончании (красивая) | Одна буква в окончании (красива, красив) | ||
Выясним, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола. | |||
Полная форма | |||
Прилагательные от существительных | Прилагательные от глаголов ( причастия) | ||
-Н- | -НН- | -Н- | -НН- |
-ан, -ян, -ин лев — львиный ! Стеклянный | -онн, -енн революция — революционный ! Ветреный | без приставки мороженый сом (от морозить) | с приставкой замороженный сом |
Н+Н = сон+ный НО! К первообразным также относятся слова: | не, полу… не считать! немороженый | зависимое слово мороженный мамой сом | |
МЯ = енн временный (время) | суф. -ова-, -ева-, -ирова- маринованный ! кованый, жёваный, клёваный ! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный | ||
Краткая форма | |||
Значение действия (что сделаны?) — «Н» воспитаны отцом, взволнованы бурей | Значение признака (каковы?) — см. на полную форму: сколько «н» в полной, столько и в краткой. Они воспитанны и образованны (воспитанные и образованные). |
Примеры
Мы шли по разъезженной лесной просеке.
Прилагательное «разъезже…ая» образовано от глагола совершенного вида «разъездить». В его составе нет элемента -ОВАННЫЙ:
разъезженная — приставка/корень/суффикс/окончание
Слово «разъезженная» пишется с -НН-.
Тка…ая золотом салфетка привлекала внимание посетителей музея.
Слово образовано от глагола несовершенного вида «ткать». Это полная форма страдательного причастия (окончание -АЯ). Есть зависимое слово — существительное в форме творительного падежа:
тканная (чем?) золотом.
Причастие в полной форме «тканная» пишется с -НН-.
Пашня вспаха…а рано утром.
Слово «вспаха…а» образовано от глагола совершенного вида «вспахать». Оно обозначает признак действия:
поле (что сделали?) вспахали утром.
Это краткая форма страдательного причастия «вспаханный».
Несмотря на наличие зависимого слова («утром»), краткая форма причастия «вспахана» пишется с одной буквой -Н-.
Видеоурок
russkiiyazyk.ru
НН | Н | |||
правило | примеры | правило | примеры | |
Прилагательные | в прилагательных, образованных при помощи суффиксов -онн-/-енн- | преклонный, бесценный, каменный исключения – масленый, ветреный (но безветренный, наветренный). | В прилагательных, образованных при помощи суффиксов -ин-, -ан-/ян- | звериный, румяный, серебряный исключения – оловянный, стеклянный, деревянный |
в прилагательных, образованных от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- | закон – законный, балкон – балконный, колено – коленный | в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов НСВ с помощью суффиксов -ен-, -н-, которые не имеют в речи зависимых слов | вареный, жареный, мороженый | |
в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов СВ | прожженный, рассеянный, отчаянный исключения – крещеная мать, раненый солдат, названая сестра | в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных с одной н | зеленый – зелен, бедный – беден, сильная – сильна | |
в отглагольных прилагательных на -ованный/-еванный) | фаршированный, рифмованный, корчеванный исключения | |||
в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных с двумя н | истинная – истинна, откровенная – откровенна, бездонная – бездонна | |||
Причастия | в причастиях с приставками (кроме не-) | переставленная, досмотренный, засеянное | в кратких причастиях (образованных от полных страдательных причастий прошедшего времени) | переставлен, выковано, поймана |
в причастиях, образованных от глаголов с суффиксами -ова-/-ева-/-ирова- | выкованный, избалованный, отредактированный | |||
в причастиях, образованных от глаголов СВ без приставки | атакованный, пойманный, сказанный | |||
если причастие употребляется с зависимыми словами (в составе причастного оборота) | игрушка, подаренная на день рождения; листья, сметенные ветром; школьник, вызванный учителем к доске | |||
Наречия | в наречиях, образованных от прилагательных и причастий с двумя буквами н | несказанный – несказанно, пламенный – пламенно, беспрестанный – беспрестанно | в наречиях, образованных от прилагательных с одной буквой н | холодный – холодно, небрежный – небрежно, радостный – радостно |
obrazovaka.ru
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных — урок. Русский язык, 10 класс.
1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн.
Указателем этого являются:
а) наличие приставки:
поломанный, исправленный;
б) наличие зависимого (пояснительного) слова:
ломанный на мелкие куски, правленная редактором рукопись;
в) бесприставочные образования от глаголов совершенного вида:
брошенный, купленный и др.;
г) слово называет не постоянный признак, а временное состояние:
«И теперь он, раненный, остро чувствовал свою вину».
Несмотря на отсутствие приставки и зависимых слов, слово раненный сохраняет глагольное значение.
При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова:
названый брат, посажёный отец, смышлёный ребенок, Прощёное воскресенье, конченый человек.
Эти же слова в прямом их значении будут причастиями, т. е. будут иметь нн:
названная пьеса, конченная работа.
2. Краткие страдательные причастия прошедшего времени пишутся с одной буквой н:
солдат ранен, девушка ранена, дитя ранено, они ранены.
3. В отглагольных прилагательных пишется одно н:
печёный, кошеный, ломаный, правленый…
Такие прилагательные образуются от глаголов несовершенного вида и не имеют ни приставки, ни пояснительного слова.
Исключения: деланный, желанный, жеманный, медленный, священный, чванный, чеканный.
Обрати внимание!
1. Написание не меняется в составе сложных слов:
златотканый, малохоженый; ломаный-переломаный, хоженый-перехоженый.
2. Наличие приставки не– не влияет на написание н и нн:
некошеная трава, негашёная известь, недосмотренный фильм.
Исключения: невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, недреманный и нек. др.
4. В суффиксах –ованн(–еванн) полных и кратких форм отглагольных прилагательных пишется нн:
взволнованная мать — мать взволнованна;
рискованное дело — дело осуществимо, но рискованно.
Обрати внимание!
1. Следует отличать отглагольные прилагательные кованый, жёваный, клёваный, в которых пишется одна буква н (так как –ов и –ев входят в состав корня), от причастий, в которых пишутся две буквы нн: подкованный, разжёванный, исклёванный.
2. От кратких форм имён прилагательных необходимо отличать краткие формы причастий, которые пишутся с одной буквой н и, как правило, требуют пояснения:
дорога изъезжена (Кем?), дети избалованы (Кем?).
5. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется н или нн в соответствии с производящей основой:священник (< священный), путаник (< путаный), воспитанность (< воспитанный), вареник (< варёный).
Исключение: приданое.
Источники:
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10–11 классы. Учебник // Русское слово — М.: 2011. — с. 173–174.
www.yaklass.ru
Упражнения «Н и НН в прилагательных и причастиях. 7 класс
Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных»
Упражнение 1.
Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн-..
Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.
Упражнение 2.
Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.
Упражнение 3.
От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.
Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.
Упражнение 4.
Н или НН? Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.
Упражнение 5.
Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.
Жаре…ый гусь, поджаре…ая колбаса, жаре…ые в масле пирожки, писа…ый красавец, вписа…ый треугольник, писа…ый художником, организова…ая спонсорами ярмарка, тка…ая скатерть, ткан..ая золотом скатерть, забракова…ые товары, военизирова…ый отряд, воспита…ый человек, дистиллирова…ая вода, расклее…ые афиши, дисквалифицирова…ый спортсмен, незва..ый гость, связа…ый пленник, завербова…ый агент, сдела…ая надпись, варе…ый в мундире картофель, купле….ые в магазине вещи.
Упражнение 6.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Балова…ый ребенок, замаскирова…ый вход, плете…ая корзина, измуче…ый вид, груж…ая дровами машина, груже…ая машина, нагруже…ая машина, стреля…ая дичь, неслыха…ые обстоятельства, ране…ый в руку солдат, гаше…ая известь, негаше…ая известь, назва…ый брат, моще…ая дорога, писа…ые акварелью картины, ране…ый боец, переплавле…ый металл, асфальтирова…ая улица, посоле…ая закуска, ноше…ая шляпа, поноше…ые ботинки, оплете…ый плющом забор, взволнова…ый разговор, броше…ый камень, нечая…ая встреча, купле…ый товар, отправле…ое по факсу письмо, изыска…ые экономистами ресурсы, застрахова…ое имущество, непредвиде…ые обстоятельства, оказать вооруже…ое сопротивление, довере…ое лицо, дипломирова…ый специалист.
Упражнение 7.
Спишите, вставляя пропущенные Н или НН.
1) Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый,революцио_ый, ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.
2) Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый, жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый, коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый, рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.
Упражнение 8.
Спишите, вставляя Н или НН..
Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревоже_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.
Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.
1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы.
2. А,Я или Е?
Занавеш..нное, засе..нное, подвеш..нная, намыл..нный, разрез..н, разреж..нные (всходы), вспах..нное, выков..н, выточ..н, обяз..нный, проглоч..нный, увид..нный, потуш..нный, постро..на, вытащ..нный, затопл..н, сколоч..нный, спрят..нный, подар..нный, замеш..нное (тесто), замеш..нный (в плохом деле).
3. Проверьте себя! Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. Обоснуйте выбор пропущенных гласных, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.
Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нное тесто. Замеш..нный в преступлении человек. Занавеш..нное окно. Развеш..нные картины. Навеш..нная дверь. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. Рассе..нные ветром тучи.
Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных»
Упражнение 1.
От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.
Собранные улитки,
затоптанный ковер,
сожженные свечи,
найденный капкан,
закопанный клад,
затопленная печь,
освещенный коридор,
порабощенный народ,
освобожденная страна,
засушенный гербарий,
выброшенные на ветер деньги,
купленный билет,
связанный свитер,
разработанный план,
украшенная елка,
оставленный замок,
загнанные лошади.
Упражнение 2.
Объясните различия в написании созвучных слов (укажите части речи).
Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.
Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.
3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.
Упражнение 3.
Замените придаточные предложения причастными оборотами. Причастные обороты и определяемые слова обозначьте графически.
Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. — Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.
Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором.
На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы.
В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт.
Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.
Упражнение 4.
1)Вставьте Н или НН.
2)Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Образец: реш…ная задача — задача решена.
Выращ…ные овощи, законч…ная дискуссия, утер…ная расписка, своеврем…ная помощь, прекрасно сыгр…ная роль, объявл…ные результаты соревнования, высуше…ное белье, слома…ная хулиганами скамья, заброш…ные на чердак лыжи, избалова…ная гастролерами публика, получ…ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч…ные лица.
Упражнение 5.
Вставьте пропущенные буквы. Укажите краткие прилагательные и краткие причастия.
1) Игра актера была проникнове…а и взволнова…а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова…ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова…ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа…ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута…ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда…ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда…ы.
Упражнение 6.
Вставьте Н или НН в наречия, образованные от прилагательных и причастий.
Испуга_о, отчая_о, организова_о, попар_о, надума_о, озор_о, несомне_о, звуч_о, бесшум_о, зауче_о, собра_о, притвор_о, тума_о, искаже_о, рассерже_о, убра_о, обдума_о, растеря_о, огорче_о, наполне_о.
Какие два слова не являются наречиями? Какой частью они являются? Как это влияет на написание Н и НН?
Упражнение 7.
Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН (укажите над этими словами части речи. Будьте внимательны: здесь есть наречия!)), а также другие пропущенные буквы.
Девочка смуще_о улыбнулась.2) Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3) Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты_о. 4) Зрители стали хлопать преждевреме_о. 5) Мужчине плакать (не)прилич_о. 6) Любил я тай_о. 7) Хвалу приемли равнодуш_о. 8) Напрас_о пророка о тени он просит. 9) И медле_о жгли их до утра огнем. 10) Он отнесся к нам благоскло_о. 11) И многие годы (не) слыха_о прошли.12) Она выглядит роскош_о.13) Все вокруг было очень таинстве_о. 14) Тоску изгнанья мы делили друж_о. 15) Но веч_о любить (не)возмо_о. 16) Есть речи – значенье тем_о иль ничтож_о, но им без волненья внимать (не)возмож_о. 17) Она смотрела на меня изумле_о. 18) Я заходил постоя_о в аптеку. 19) Нельзя рассказывать моното_о.
Тест№1 . Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
1. Обозначьте строчку, где пишется НН
1) Изране…ый солдат, подкова…ая лошадь
2) Реше…ая задача, краше…ый забор
3) Писа…ый портрет, коше…ый луг
4) Слома…ый велосипед, жаре…ая рыба
2. Обозначьте строчку, где пишется НН
1) Подметё…ый пол, плетё…ая корзина
2) Рва…ая куртка, варё…ый картофель
3) Топлё…ое молоко, газирова…ая вода
4) Высуше…ое растение, посеребрё…ая тарелка
3. Обозначьте строчку, где пишется НН
1) Замеше…ое тесто, рассея…ые семена
2) Сушё…ая ягода, пересоле…ый суп
3) Кова…ое железо, раскалё…ый уголь
4) Точё…ый карандаш, наполне…ое ведро
4. Обозначьте строчку, где пишется Н
1) Солё…ые в бочке помидоры, Жёва…ый листок
2) Жаре…ое мясо, высуше…ое бельё
3) Ноше..ое платье, кипячё…ое молоко
4) Окружё…ый лесом, лакирова…ая мебель
5. Обозначьте строчку, где пишется Н
1) Заплака…ые глаза, просмотре…ый фильм
2) Исправле…ая работа, изображё…ые фигуры
3) Краше…ый забор, чита…ая книга
4) Размеше…ые краски, перепечата…ый материал
6. Обозначьте строчку, где пишется Н
1) Организова…ая экскурсия, построе…ое здание
2) Развея…ые ветром, услыша…ый шорох
3) Асфальтирова…ый, среза…ая ветка
4) Рва…ая рана, пиле…ый лес
7. Обозначьте строчку, где пишется Н
1) Тяжело гружё…ые, изране…ый человек
2) Лома…ая линия, очень рва…ый рукав
3) Опрпавда…ый человек, взбешё…ый решением
4) Пута…ый кустарник, плетё…ая корзина
8. Обозначьте строчку, где пишется Н
1) Призы завоёва…ые, взабаламуче…ая вода
2) Смягчё…ая вода, запряжё…ые кони
3) Вяза…ые варежки, мочё…ое яблоко
4) Застрое…ый район, лома…ая линия
9.Обозначьте строчку, где пишется Н
1) Обиже…ый ребёнок, растеря…ый вид
2) Несея…ые травы, варё…ое яйцо
3) Опозна…ый объект, жаре…ый гусь
4) Ограниче…ая ответственность, озадаче…а проблемой
10.Обозначьте строчку, где пишется НН
1) Усыплё…ая бдительность, унесё…ый ветром
2) Белё…ые стены, испечё…ый пирог
3) Гружё…ая машина, ощипа…ый гусь
4) Уреза…ые средства, вписа…ая фраза
11. Обозначьте строчку, где пишется НН
1)Освещё…ая улица, сушё…ые ягоды
2)Пиле…ые доски, взъероше…ые воробьи
3)Облегчё…ый вариант, озадаче…ый работой
4)Изобретё…ый двигатель, гашё…ая известь
12. Обозначьте строчку, где пишется НН
1) Семена посаже…ы, печё…ая в духовке
2) Толчё…ые сухари, очень пута…ая дорога
3) Оклевета…ый толпой, паре…ые в духовке
4) Сморще…ое лицо, копчё…ое мясо
13. Обозначьте строчку, где пишется НН
1) Жаре…ый лещ, помещё…ые сувениры
2) Золочё..ый браслет, аккуратно точё…ый
3) Свеше…ый с балкона флаг, заброше…ый родник
4) Сушё…ые ягоды, расположе…ый рядом
14. Обозначьте строчку, где пишется Н
1) Выжже…ые травы, окружё…ый друзьями
2) Свежемороже…ое мясо, стреля…ая гильза
3) Непроше…ый гость, промасле…ая бумага
4) Удвое…ый капитал, сверже…ый монарх
15. Обозначьте строчку, где пишется НН
1) Купле…ый шоколад, утрамбова…ая дорожка
2) Зва…ый ужин, распиле…ое бревно
3) Рыхлё…ая почва, вытопта…ый газон
4) Отпечата…ое воззвание, краше…ый зал
Тест №2
1. В каком слове пишется одна Н?
1) закопчен…ые стены
2) трава подстрижен…а
3) неждан…ый
4) слышан…ая мною история
2. В каком слове пишется одна Н?
1) свежезаморожен…ые овощи
2) швы отстрочен…ы
3) перевязан…ая рука
4) вязан…ые бабушкой носки
3. В каком слове пишется одна Н?
1) общепризнан…ое мнение
2) сушен…ые в печи грибы
3) стилизован…ый интерьер
4) морожен…ая рыба
4. В каком слове пишется одна Н?
1) обоснован…ый вывод
2) избалован…ый ребенок
3) площадь оцеплен…а
4) асфальтирован…ая улица
5. В каком слове пишется НН?
1) ранен…ый боец
2) кожан…ое кресло
3) юн…ый возраст
4) воспитан…ый человек
6. В каком предложении содержится слово с двумя НН?
1) Работа выполнен…а безупречно.
2) Задача решен…а правильно.
3) Девушка хорошо воспитан…а родителями.
4) Учительница строга и сдержан…а
7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?
1) Участки застроен…ы.
2) У работников предприятия ненормирован…ый рабочий день.
3) Во двор въехала гружен…ая машина.
4) Поля засеян…ы пшеницей
8. В каком ряду есть «третье лишнее»?
1) куплен…ые книги, избалован…ый ребенок, сушен…ые на солнце яблоки
2) нехожен…ые тропы, незван…ые гости, трава скоше…а
3) подписан…ый договор, решен…ая задача, желан…ый ребенок
4) исключен…ый из школы, коротко стрижен…а, бешен…ая скорость
9. На месте каких цифр пишется НН?
В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.
а) 1,2; б) 2; в) 2,3; г) 3,4
10. На месте каких цифр пишется НН?
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
а) 1,2; б) 2,3; в) 1, 2, 3; г) 3, 4
ОТВЕТЫ:
1 – 1, 2 -4 , 3 -1 ,4 – 3, 5 -3 , 6 -4 ,7 -4 , 8 -3 ,9 -2 ,10 -1 ,11 -3 ,12 -3 ,13 -3 ,14 – 2,15 -1
1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). • Составьте два сложных предложения с причастиями, которые можно использовать при описании внешности.
2. Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед нн и н, затем — с буквой е. • Составьте три словосочетания «причастие + существительное» и два предложения со сказуемым — кратким причастием.
Занавеш..нное, засе..нное, подвеш..нная, намыл..нный, разрез..н, разреж..нные (всходы), вспах..нное, выков..н, выточ..н, обяз..нный, проглоч..нный, увид..нный, потуш..нный, постро..на, вытащ..нный, затопл..н, сколоч..нный, спрят..нный, подар..нный, замеш..нное (тесто), замеш..нный (в плохом деле).
3. Проверьте себя! Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. Обоснуйте выбор пропущенных гласных, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.
Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нное тесто. Замеш..нный в преступлении человек. Занавеш..нное окно. Развеш..нные картины. Навеш..нная дверь. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. Рассе..нные ветром тучи.
infourok.ru
Правописание Н и НН в суффиксах | LAMPA
Отглагольные прилагательные и причастия в полной форме
Существует три условия, при выполнении любого из которых в полном страдательном причастии прошедшего времени или прилагательном пишется нн.
1. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола с приставкой (кроме приставки не-, которая не влияет на количество н в слове).
испуганный, нагруженный, испечённый
Но: непуганый, незваный
Исключения: назвАный (брат; с ударением на втором слоге), посажёный (отец; заменяющий родителя жениха или невесты на свадьбе), приданое (это существительное, образованное путем перехода прилагательного в разряд существительных), смышлёный.
Важно: не меняется написание отглагольных прилагательных в составе сложных слов.
Сравните:
свежемороженый (без приставки, поэтому пишется одна н) — свежезамороженный (с приставкой, поэтому пишется нн)
гладкокрашеный (без приставки, поэтому пишется одна н) — гладкоокрашенный (с приставкой, поэтому пишется нн)
2. У причастия есть зависимые слова (кроме слов, означающих степень проявления признака: очень, весьма и т.д.).
гружённый песком вагон, печённое в духовке яблоко
3. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола совершенного вида.
брошенный (бросить), данный (дать), купленный (купить), лишенный (лишить), решенный (решить)
Эти три условия не охватывают причастия и прилагательные без зависимых слов, образованные от глаголов несовершенного вида без приставок. Здесь действуют два правила, из которых есть много исключений.
Пишется н | Пишется нн |
Правило 1. Если причастие (или отглагольное прилагательное) заканчивается на —ованный, —ёванный, пишется нн. Примеры: балованный, линованный, корчёванный Но: это правило не действует, если —ов-, —ев— входят в состав корня (в словах жёваный, кованый, клёваный). | |
Правило 2. Если прилательное образовано с помощью суффиксов —ен-, —н— от глагола несовершенного вида без приставки, при отсутствии зависимых слов пишется н. Примеры: гружёный, кошеный, топлёный, печёный, мороженый, рваный, путаный, краденый | Но: В некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется нн. Примеры: желанный, действенный |
В некоторых причастиях, образованных от глагола несовершенного вида без приставок, даже при отсутствии зависимых слов пишется нн. Это причастия виданный, писанный, рисованный, виденный, слыханный. |
lampa.io
«Н» и «НН» в прилагательных и причастиях
Разделы: Русский язык
Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.
Цели урока
- Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
- Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
- Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.
Ход урока
Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.
Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.
Вопросы форума:
Когда в прилагательных пишется нн?
Назовите исключения из этих правил.
Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн-?
Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?
Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.
Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.
Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м — с нн).
Размешанные краски
Бесценная вещь
Выкрашенные лавки
Поляна освещена
Тканый узор
Туристы размещены
Комиссия образована
Румяные лица
Свиные окорока
Некрашеная ткань
Писаная красавица
Тетрадь исписана
Кожаный портфель
Ветреный день
Ветряной двигатель
Безветренный день
Рассеянный мальчик
Нечаянная ошибка
Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16 баллов 4, 15-14 баллов – 3.
Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.
Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:
кожа — кожаный: песок, рожь;
барабан — барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;
глина — глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;
вязать — вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
валять — валяный: веять, паять, сеять, стрелять.
графически объясните написание н и ин в словах:
кошеный луг — некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;
выкрашенный забор — крашеный — давно не крашеный — некрашеный;
нетканая скатерть — тканная золотом — сотканная — несотканная;
раненый воин — раненный в бою — легкораненый — поранены плугом;
жженый сахар — полусожженная рукопись — выжженная пустыня.
проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.
Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.
Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.
Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, — ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.
Сдержа_ый, рассмотре_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышлё_ый, свяще_ый.
Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.
Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.
Объясните разницу в написании однокоренных слов.
Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.
Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачётом.
Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.
Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутана и неясна.
Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.
Таких заданий на одного ученика около 5. Учащиеся должны правильно поставить или нет н в причастия и прилагательные. Компьютер как бы вместе с учеником проходит путь усвоения умений и навыков правильного написания. Он как бы призывает учащихся работать совместно. “Прекрасно! Верный ответ”, — говорит компьютер при правильном ответе. А на неправильный ответ он “реагирует” звуковым сигналом и мигает слово “Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то спустя заданное время компьютер высвечивает на экране правильную запись словосочетания, в котором была допущена ошибка. По окончании работы выставляется оценка по 5 бальной системе. Шкала оценок соответствует принятым в педагогической практике нормам. При работе на компьютере ученику приходятся быть внимательным и постоянно анализировать, используя определённые умственные операции. Так как компьютеров на каждого ученика не хватает, то учащиеся у меня на таких уроках работают поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах, часть — делают перфокарты, затем меняются. Обмениваются перфокартами, ставят друг другу отметки, которые вносятся экспертной группой в табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю многоразового использования. Они находятся внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся работу выполняют на плёнке. Во время следующей работы предыдущие задания просто стираются.
Шестой этап. Контроль усвоения пройденного материала.
Карточки контроля
№1
Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяный — ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.
Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.
Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: масленица — масленый (блин).
Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.
№2
Задание 1. Вставьте н и нн, выделите суффиксы.
Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.
Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.
Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.
№3
Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции — революционное время.
Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.
Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копчёность — копчёный.
Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.
№4
Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба, позолоченное кольцо — золоченое кольцо.
Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.
Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-
Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.
№5
Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.
Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.
Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.
Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.
№6
Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.
Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,
Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.
Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н и НН в прилагательных”.
№7
Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец: запутать — шерсть запутана, говорить запутанно.
Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.
Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.
Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.
№8
Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).
Кошеный луг — нескошенный луг
Крашеное изделие — давно не крашенный забор
Плетенная умельцем корзина — корзина не сплетена
Купленный хлеб — раненый солдат
Данный пример — тканый узор
Полусожженная рукопись — полувяленая рыба
Мороженое мясо — незамороженная ягода
Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.
№9
Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.
(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.
Задание 2. Объясните написание н или нн.
Решения обдуманны (верны) — все ходы обдуманы
Взгляды устремлены вдаль — движения устремленны (решительны)
Бумаги направлены в суд — двигать направленно
№10
Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить — беленый, давно не беленные стены.
Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.
Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).
Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.
№11
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.
Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.
Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.
Испеченная рыба —
Засеянное поле —
Священная клятва —
Желанные праздники —
Медленные движения
Рассеянные ветром тучи —
Сосредоточенные лица —
Испытанные друзья –
№12
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
Воспитаны — воспитанны, изолированы — изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны — рассеянны, сдержаны — сдержанны.
Контрольный словарный диктант
Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.
Седьмой этап. Подведение итогов экспертной группой, выставление баллов в табло результатов.
Восьмой этап. Домашнее задание.
Но я хочу отметить, что работу с компьютером в преподавании русского языка нужно рассматривать как дополнение к традиционным приёмам и методам обучения. Он не может полностью заменить учителя. Ведь за учителем остаётся ведущая роль “режиссера” урока и всего процесса обучения, а компьютер является лишь помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.
20.03.2007
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных — Правило
Упражнения к правилуНН пишется
В полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных, если есть приставка (не влияет на написание наличие приставки не-)
связанный, перегруженный, выкошенная
В полных страдательных причастиях, если есть зависимые слова
вязанный (кем?) мамой шарф, груженный (чем?) песком самосвал, кошенная (когда?) вчера трава
В отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -ованный, -ёванный
организованный, бронированный, дрессированный, корчёванный
Примечание. В прилагательных кованый, жёваный сочетание -ов- и -ёв- входят в состав корня, а не суффикса.
В бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида.
Таких слов немного, и их следует запоминать или проверять по словарю, например:
брошенный, купленный, решённый, лишённый, пленённый, данный.
А также как исключение в немногих причастиях, образованных от глаголов
несовершенного вида:
невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, священный, желанный, медленный.
Н пишется
В полных отглагольных прилагательных, если нет приставок и зависимых слов (не влияет на написание наличие приставки не-)
жареная рыба, гружёный вагон, квашеная капуста, копчёная колбаса
В кратких страдательных причастиях
деньги перечислены, здание построено, текст набран, машина подана
Примечание 1.
В сложных словах написание Н зависит от наличия приставки во второй части слова, например:
гладкокрашеный —
гладкоокрашенный,
малоезженый —
малонаезженный,
свежемороженый —
свежезамороженный.
Примечание 2.
В сложных сочетаниях с повторением однокоренных слов пишется одна Н во второй части против правил, несмотря на наличие приставок, чтобы избежать двоякого написания, например:
глаженый-переглаженый,
стираный-перестираный,
латаный-перелатаный.
Примечание 3.
В наречиях, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько же Н, сколько и в словах,
от которых они образованы, например:
бешеный → бешено,
изысканный →
изысканно,
рискованный →
рискованно,
путаный → путано.
www.rusyaz-online.ru