cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Молодой юноша вид речевой ошибки – грамматические, речевые и орфографические / Блог :: Бингоскул

Содержание

Типы речевых ошибок и их исправление

Типы речевых ошибок и их исправление

Употребление слова в несвойственном ему значении 1. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2. Мысль развивается на продолжении всего текста.

1. Мы были очарованы прекрасной игрой актеров. 2. Мысль развивается на протяжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 1. Мое отношение к этой проблеме не поменялось. 2. Были приняты эффектные меры.

1. Мое отношение к этой проблеме не изменилось. 2. Были приняты эффективные меры.

Неразличение синонимичных слов 1. В конечном предложении автор применяет градацию. 2. Старик трудился поставить телегу на колеса.

1. В последнем предложении автор применяет градацию. 2. Старик старался поставить телегу на колеса.

Употребление слов иной стилевой окраски 1. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 2. Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний. 3. Читатель захлебывается во множестве примеров.

1. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло. 2. Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний. 3. Читатель утопает во множестве примеров.

Неуместное употребление эмоционально -окрашенных слов и фразеологизмов 1. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2. Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

1. Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2. Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

Неоправданное употребление просторечных слов 1. Таким людям всегда удается объегорить других. 2. Петя шел взади. 3. На вратаре майка, напяленная на рубашку.

1. Таким людям всегда удается обмануть других. 2. Петя шел сзади. 3. На вратаре майка, одетая на рубашку.

Нарушение лексической сочетаемости 1. Автор увеличивает впечатление. 2. Автор использует художественные особенности. 3. У девочки были коричневые глаза. 4. Дешевые цены.

1. Автор усиливает впечатление. 2. Автор использует художественные средства. 3. У девочки были карие глаза. 4. Низкие цены.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 1. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. 2. Молодой юноша, очень прекрасный.

1. Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов. 2. Это был прекрасный юноша.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) 1. В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. 2. В рамках исторического развития русского общества развивается и «личность человека. »

1. В этом рассказе повествуется о реальных событиях. 2. В рамках исторической эволюции русского общества развивается «личность человека» .

Неоправданное повторение слов 1. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 2. Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце».

1. Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного. 2. Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций 1. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 2. Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

1. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу. 2. Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

Неудачное употребление местоимений 1. Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. 2. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

1. Данный текст написал В. Белов. Это произведение относится к художественному стилю. 2. Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

present5.com

Речевые ошибки: виды и типы, классификация

В латыни есть слово lapsus. Оно обозначает ошибку в речи человека. От этого слова появилось всем известное сокращение ляп. Только если ляп считают грубым нарушением норм речи, то lapsus имеет не настолько строгое значение. К сожалению, аналога этого слова, которое обозначает речевые ошибки, в современном русском языке нет. Но lapsus встречаются повсеместно.

Типы речевых ошибок

Речевые ошибки подразделяются на нормативные ошибки и опечатки. Опечатками называют механические ошибки. В тексте слово может быть написано неверно, что усложнит восприятие информации. Или же вместо одного слова случайно используют другое. Опечатки встречаются и в устной речи. Это оговорки, которые можно услышать от людей каждый день.

Механические ошибки происходят неосознанно, но от них многое зависит. Ошибки в написании цифр создают искажение фактической информации. А неправильное написание слов может полностью изменить смысл сказанного. Хорошо демонстрирует проблему опечаток одна сцена из фильма «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» режиссера Мигеля Артета. В типографии перепутали буквы «п» и «с» и в детской книжке написали вместо «Можно прыгнуть на кровать» фразу «Можно срыгнуть на кровать». И по сюжету кинокартины эта ситуация вылилась в скандал.

Особое внимание уделяли опечаткам во времена сталинских репрессий, когда неверно написанное слово стоило человеку жизни. Искоренить проблему опечаток, невозможно, так как человек делает их неосознанно. Единственный способ, при помощи которого вы избежите этого типа речевых ошибок, быть внимательным при написании текста, тщательно подбирать слова, которые вы произнесете.

Виды нормативных ошибок

Речевые ошибки связаны с нарушением норм русского языка. Виды речевых ошибок:

  • орфоэпические;
  • морфологические;
  • орфографические;
  • синтаксически-пунктуационные;
  • стилистические;
  • лексические.

Орфоэпическая ошибка

Произносительная ошибка связана с нарушением норм орфоэпии. Она проявляется только в устной речи. Это ошибочное произношение звуков, слов или же словосочетаний. Также к ошибкам в произношении относят неправильное ударение.

Искажение слов происходит в сторону сокращения количества букв. К примеру, когда вместо «тысяча» произносится слово «тыща». Если вы хотите говорить грамотно и красиво, стоит избавить речь от подобных слов. Распространено также ошибочное произношение слова «конечно» — «конешно».

Произносить правильное ударение не только правильно, но и модно. Наверняка вы слышали, как люди поправляют неправильное ударение в словах «Алкоголь», «звОнит», «дОговор» на верные – «алкогОль», «звонИт» и «договОр». Неправильная постановка ударения в последнее время заметнее, чем раньше. И мнение о вашей эрудиции зависит от соблюдения норм произношения.

Морфологическая ошибка

Морфологией называют раздел лингвистики, в котором объектом изучения являются слова и их части. Морфологические ошибки получаются из-за неправильного образования форм слов различных частей речи. Причинами являются неправильное склонение, ошибки в употреблении рода и числа.

К примеру, «докторы» вместо «доктора». Это морфологическая ошибка в употреблении множественного числа.

Часто употребляют неверную форму слова при изменении падежа. Родительный падеж слова яблоки – яблок. Иногда вместо этого слова употребляют неверную форму «яблоков».

Распространенные морфологические ошибки – неверное написание числительных:

«Компания владела пятьюстами пятьдесят тремя филиалами». В этом примере слово «пятьдесят» не склонили. Верное написание: «Компания владела пятьюстами пятьюдесятью тремя филиалами».

В употреблении прилагательных распространена ошибка неверного употребления сравнительной степени. К примеру, такое использование: «более красивее» вместо «более красивый». Или же «самый высочайший» вместо «самого высокого» или «высочайшего».

Орфографическая ошибка

Орфографические ошибки – это неправильное написание слов. Они возникают тогда, когда человек не знает правильного написания слова. Вы получали когда-либо сообщение, где находили грамматические ошибки. Распространенный пример: написание слова «извини» через «е». Чтобы с вами не случалось подобных орфографических ошибок, как можно больше читайте. Чтение стимулирует восприятие правильного написания слов. И если вы привыкли читать правильно написанный текст, то и писать вы будете, не делая грамматические ошибки.

Орфографические ошибки, в принципе, случаются из-за незнания правильности слов. Поэтому если вы не уверены в написанном слове, стоит обратиться к словарю. На работе узнавайте тот перечень специфических для вашей области слов, который нужно запомнить и в котором ни в коем случае нельзя совершать грамматические ошибки.

Синтаксически-пунктуационные ошибки

Эти виды речевых ошибок возникают при неправильной постановке знаков препинания и неверном соединении слов в словосочетаниях и предложениях.

Пропуск тире, лишние запятые – это относится к ошибкам пунктуации. Не поленитесь открыть учебник, если вы не уверены в постановке запятой. Опять же, это та проблема, с которой можно справиться, читая много книг. Вы привыкаете к правильной постановке знаков препинания и уже на интуитивном уровне вам сложно совершить ошибку.

Нарушение правил синтаксиса встречается часто. Распространены ошибки в согласовании. «Человеку для счастья нужно любимое место для отдыха, работа, счастливая семья». Слово «нужно» в этом предложении не подходит при перечислении. Необходимо употребить «нужны».

Профессиональные редакторы считают, что часто встречается ошибка в управлении. Когда слово заменяется на синоним или же похожее слово, но управление с новым словом не согласуется.

Пример ошибки в управлении: «Они хвалили и приносили поздравления Алине за победу».

Они хвалили Алину. Они приносили поздравления Алине. Части предложения не согласуются из-за неправильного управления. После «хвалили» необходимо добавить слово «ее», чтобы исправить ошибку.

Стилистические ошибки

В отличие от других видов ошибок, стилистические основываются на искажении смысла текста. Классификация основных стилистических речевых ошибок:

  • Плеоназм. Явление встречается часто. Плеоназм — это избыточное выражение. Автор выражает мысль, дополняя ее и так всем понятными сведениями. К примеру, «прошла минута времени», «он сказал истинную правду», «за пассажиром следил секретный шпион». Минута – это единица времени. Правда – это истина. А шпион в любом случае является секретным агентом.
  • Клише. Это устоявшиеся словосочетания, которые очень часто используются. Клише нельзя полностью отнести к речевым ошибкам. Иногда их употребление уместно. Но если они часто встречаются в тексте или же клише разговорного стиля используется в деловом – это серьезная речевая ошибка. К клише относят выражения «одержать победу», «золотая осень», «подавляющее большинство».
  • Тавтология. Ошибка, в которой часто повторяются одни и те же либо однокоренные слова. В одном предложении одно и тоже слово не должно повторяться. Желательно исключить повторения в смежных предложениях.

Предложения, в которых допущена эта ошибка: «Он улыбнулся, его улыбка наполнила помещение светом», «Катя покраснела от красного вина», «Петя любил ходить на рыбалку и ловить рыбу».

  • Нарушение порядка слов. В английском языке порядок слов намного строже, чем в русском. Он отличается четким построением частей предложения в определенной последовательности. В русском языке можно менять местами словосочетания так, как вам бы хотелось. Но при этом важно не потерять смысл высказывания.

Для того, чтобы этого не случилось, руководствуйтесь двумя правилами:

  1. Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным в зависимости от подлежащего и сказуемого.
  2. Второстепенные члены предложения должны согласоваться с теми словами, от которых они зависят.

Лексические речевые ошибки

Лексика – это словарный запас языка. Ошибки возникают тогда, когда вы пишите либо говорите о том, в чем не разбираетесь. Чаще ошибки в значениях слов происходят по нескольким причинам:

  • Слово устарело и редко используется в современном русском языке.
  • Слово относится к узкоспециализированной лексике.
  • Слово является неологизмом и его значение не распространено.

Классификация лексических речевых ошибок:

  • Ложная синонимия. Человек считает синонимами несколько слов, которые ими не являются. Например, авторитет не есть популярность, а особенности не являются различиями. Примеры, где допущена ошибка: «Певица была авторитетом среди молодежи» вместо «Певица была популярной среди молодежи». «У брата и сестры было много особенностей в характерах» вместо «У брата и сестры было много различий в характерах».
  • Употребление похожих по звучанию слов. Например, употребление слова «одинарный», когда необходимо сказать «ординарный». Вместо слова «индианка» могут написать ошибочное «индейка».
  • Путаница в близких по значению словах. «Интервьюер» и «Интервьюируемый», «Абонент» и «Абонемент», «Адресат» и «Адресант».
  • Непреднамеренное образование новых слов.

Допустить речевую ошибку просто. Иногда это получается в случае оговорки, а иной раз проблема заключается в незнании какой-либо нормы русского языка либо из-за путаницы значений слов. Читайте много книг, правильно говорить и не стесняйтесь лишний раз обратиться к словарю или учебнику. Постоянно работайте над устной и письменной речью, чтобы количество ошибок было приближено к нулю.

yourspeech.ru

49. Виды речевых ошибок. методика работы по их предупреждению и исправдению

49. Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению.

Виды и примеры речевых ошибок

Речевые ошибки это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи.

  1. Употребление слов в несвойственных им значениях. Пример:  Мы были шокированы прекрасной игрой футболистов.

  2. Повторение однокоренных слов в одном предложении (тавтология):  Писатель ярко описывает события того дня.

  3. Речевая недостаточность (возникает в случае, когда пропущено нужное слово). У машины спустило оба.

  4. Смешение лексики разных исторических эпох. Анна Сергеевна и князь поехали венчаться в загс.

  5. Плеоназм (скрытая тавтология). Пример: 

    коллеги по работе.

  6. Употребление лишних слов. Молодая девушка, очень прекрасна.

  7. Неудачное употребление местоимений. Данный текст написал К. Иванов. Он относится к художественному стилю.

  8. Неоправданное повторение слов. Мария любит цветы. Мария знает о них все.

Причины речевых ошибок

«В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи»  Николай Иванович Жинкин.

Основными причинами речевых ошибок являются:

  • Недопонимание значения слова (когда слово употребляет в несвойственном ему значении). Костер все больше и больше распалялся, пылал.

  • Употребление синонимов (каждое такое слово может иметь свою функционально-стилистическую окраску, это и приводит к речевым ошибкам). Например: «ляп» – профессиональный жаргон, а вот «проруха» — просторечное слово.

  • Употребление многозначных слов (используя их, обязательно следите, чтобы они были понятны собеседнику).

  • Лексическая неполнота высказывания (пропущено важное слово).

  • Употребление устаревших слов. (Пример: ныне в магазине все со скидкой).

  • Слова-паразиты» (ну, вот, это и т.д.).

  • Слова иноязычного происхождения (имея пристрастие к заимствованным словам, обязательно выясняйте точное их значение).

  • Ошибки в образовании слов (например: они хочут; собакина конура; на лбе и т.д.)

  • Неправильное употребление паронимов (слов, сходных по звучанию, как правило, одной части речи, но разные по значению и строению). Например: адресат – адресант.

  • Отсутствие лексической сочетаемости в предложении. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчинённым. (Слово «образец» неуместно использовано, его необходимо заменить словом «пример»).

  • Неуместное употребление диалектизмов (выражения или способы речи, употребляемые людьми той или иной местности). Например: Пришла ко мне шаберка, и просидела до утра. (Шаберка – соседка).

  • Смешение прямой и косвенной речи (Автор сказал, что я не согласна со словами Анатолия).

Выбирая слова, необходимо обращать внимание на их значение, употребительность, стилистическую окраску, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Зачастую в речи людей (в особенности совсем молодых) встречаются лексико-стилистические ошибки, т.е. употребление слов в неточном или несвойственном им значении (и вина тому, незнание значения слова). Вкниге «Речевые секреты» под редакцией Т. А. Ладыженской представлены варианты работы над предупреждением и устранением  этих ошибок.

А пока, мы предлагаем вам нашу подборку, призванную предупредить речевые ошибки:

  1. Старайтесь как можно больше читать художественной литературы.

  2. Общаться с грамотными и образованными людьми.

  3. Посещать театры, музеи, тренинги.

  4. Постоянно следите за своей речью (правильно произносить слова).

  5. Хорошими речевыми упражнениями признаны – сочинения и изложения.

studfiles.net

Главный лейтмотив речевая ошибка. Речевые ошибки

49. Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению.

Виды и примеры речевых ошибок

Речевые ошибки это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи.

    Употребление слов в несвойственных им значениях. Пример: Мы были шокированы прекрасной игрой футболистов.

    Повторение однокоренных слов в одном предложении (тавтология): Писатель ярко описывает события того дня.

    Речевая недостаточность (возникает в случае, когда пропущено нужное слово). У машины спустило оба.

    Смешение лексики разных исторических эпох. Анна Сергеевна и князь поехали венчаться в загс.

    Плеоназм (скрытая тавтология). Пример: коллеги по работе .

    Употребление лишних слов. Молодая девушка, очень прекрасна.

    Неудачное употребление местоимений. Данный текст написал К. Иванов. Он относится к художественному стилю.

    Неоправданное повторение слов. Мария любит цветы. Мария знает о них все.

Причины речевых ошибок

«В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи» Николай Иванович Жинкин.

Основными причинами речевых ошибок являются:

    Недопонимание значения слова (когда слово употребляет в несвойственном ему значении). Костер все больше и больше распалялся, пылал.

    Употребление синонимов (каждое такое слово может иметь свою функционально-стилистическую окраску, это и приводит к речевым ошибкам). Например: «ляп» – профессиональный жаргон, а вот «проруха» — просторечное слово.

    Употребление многозначных слов (используя их, обязательно следите, чтобы они были понятны собеседнику).

    Лексическая неполнота высказывания (пропущено важное слово).

    Употребление устаревших слов. (Пример: ныне в магазине все со скидкой).

    Слова иноязычного происхождения (имея пристрастие к заимствованным словам, обязательно выясняйте точное их значение).

    Ошибки в образовании слов (например: они хочут; собакина конура; на лбе и т.д.)

    Неправильное употребление паронимов (слов, сходных по звучанию, как правило, одной части речи, но разные по значению и строению). Например: адресат – адресант .

    Отсутствие лексической сочетаемости в предложении. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчинённым. (Слово «образец» неуместно использовано, его необходимо заменить словом «пример»).

    Неуместное употребление диалектизмов (выражения или способы речи, употребляемые людьми той или иной местности). Например: Пришла ко мне шаберка, и просидела до утра. (Шаберка – соседка).

    Смешение прямой и косвенной речи (Автор сказал, что я не согласна со словами Анатолия ).

Выбирая слова, необходимо обращать внимание на их значение, употребительность, стилистическую окраску, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Зачастую в речи людей (в особенности совсем молодых) встречаются лексико-стилистические ошибки, т.е. употребление слов в неточном или несвойственном им значении (и вина тому, незнание значения слова). Вкниге «Речевые секреты» под редакцией Т. А. Ладыженской представлены варианты работы над предупреждением и устранением этих ошибок.

А пока, мы предлагаем вам нашу подборку, призванную предупредить речевые ошибки:

    Общаться с грамотными и образованными людьми.

    Посещать театры, музеи, тренинги.

    Постоянно следите за своей речью (правильно произносить слова).

    Хорошими речевыми упражнениями признаны – сочинения и изложения.

Виды речевых ошибок
Речевые ошибки — это нарушение законов употребления в речи языковых единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.


Разновидности речевых недочетов

ironpost.ru

ЕГЭ по русскому языку | Типичные ошибки при написании сочинения | Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические

Представляем вашему вниманию статью председателя предметной комиссии
по русскому языку г. Твери Н.М.  Сергеевой, посвященную ошибкам, наиболее часто встречающимся в сочинениях на ЕГЭ.

Ошибки речевые, грамматические,
этические, фактологические…

Надо признать:
плохая образованность у нынешней молодежи.
(Из сочинения на ЕГЭ)

Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов, квалифицируются в школьной практике как речевые. Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых (лексических) норм по критерию 10: если в работе допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо возможных двух получает ноль баллов.

Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это слово не имеет в русском языке прототипа. Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных людей.

Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова, она также часто встречается в сочинениях выпускников: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.

Экзаменуемые нередко нарушали привычную лексическую сочетаемость слов – в результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение. Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с матерью. Ветеран лишь хотел большего количества понимания. Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

Изучению фразеологизмов в школьной программе уделяется крайне мало времени – в результате учащиеся имеют весьма смутное представление о нормах употребления устойчивых сочетаний. Они плохо знают значение фразеологизмов, часто искажают их состав, что приводит к разрушению двуплановости образа, лежащего в его основе; возникает противоречивость образов и контекста, позволяющего понимать выражение буквально:

С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки

Большую часть речевых ошибок составляют ошибки, которые являются собственно стилистическими. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Авторскую позицию выражает пословица, которая гласит: «По одежке встречают по уму провожают». Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

Довольно часто речевые недочеты в текстах экзаменационных сочинений ощущаются, однако классифицировать их очень трудно; в этом случае, на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию 6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей группой ошибок, ведущих к нарушению требования чистоты, богатства и выразительности речи – это речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже, удачно – не вполне удачно сказано»; они менее строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ. Это тавтология – ошибка, состоящая в употреблении слов, повторяющихся в небольшом контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из вышесказанного, Тендряков делает вывод…… Я думаю, что нам не следует серчать на украинцев и даже на эстонцев.

Грамматические ошибки

По критерию 9 оценивается соблюдение грамматических норм в текстах экзаменационных сочинений. Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки).

Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются:

Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. Общественный устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее были приклонности к музыке. Воины проявляли упорность и отвагу. Надо понять, что все это не зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость характера героев. Л.Толстой назвал народ толкателями истории. Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой.

Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста – писатель В.Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения:

Автор повествует о том, как нужно правильно путешествовать.

По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

Те, кто любят литературу, знают это имя.

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

Не только он, но даже мы все вместе не могли ничего поделать.

В подтверждение этому приведу такой эпизод.

Разрушаются памятники культуры, которыми нужно гордиться, а не разрушать. Путешествия – не только источник информации, а также слагаемое истории.

Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

Автор убеждает, что, познавая культуру другого народа, посещение музеев не будет иметь особого смысла.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

Этические ошибки

В первом случае имеется в виду особый вид речевых ошибок – этических. Нечасто, но встречались работы, в которых фиксировалось проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:

Этот текст меня бесит.

Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех книги читать.

Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

Работы тверских выпускников также не вполне свободны от недочетов подобного рода:

Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.

Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.

Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

Этически некорректно называть писателя только по имени и отчеству: Александр Сергеевич считал…; снисходительно оценивать действия известных писателей: Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.

Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки: Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

Фактологические ошибки

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале также оценивается по особому критерию. Имеются в виду ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!» Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором. Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось!. Убив ростовщицу из-за денег, Раскольников убивает и ее беременную сестру Лизавету. Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие. В повести Тургенева «Преступление и наказание»…… Фамилию писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так: Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она была в тексте перед глазами пишущих.

Задание. Найдите и исправьте речевые ошибки.

Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок:

Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.

Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.

Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Главной чертой России всегда было чинопочитательство.

В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

Этот человек был дворянином от мозга до костей.

Это главная проблема, заложенная в тексте.

Автор повествует нам о том, что нужно правильно путешествовать.

Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор.

Шахматы развивают воительность и память.

От своего лица и автора советую путешествовать.

Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и убеждает своих сообщников, молодых людей, сохранять памятники культуры малых народов.

Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России.

Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка

Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери.

Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

Это был рок судьбы.

Она хотела помочь семье и отцу.

Школьные годы пропали не зря.

Человек в наше время читает книгу по нужде.

Приведенный в статье негативный материал можно использовать при подготовке к экзаменам выпускников будущих лет.

Н.М.  СЕРГЕЕВА,
г. Тверь

Источник: электронная версия газеты «Русский язык»

www.mistakes.ru

Урок русского языка в 11-м классе «Типы речевых ошибок и их исправление»

Разделы: Русский язык


Цель урока:

Познакомить учащихся с типами речевых ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Технологии:

  1. Компьютерная технология.
  2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-провокация.

Формируемые компетенции:

  1. Умение слушать.
  2. Способность компьютерной презентации.
  3. Способность применять знания на практике.
  4. Способность переносить знания в реальность.

Оборудование урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Пакет материалов к уроку у каждого ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”, упражнения на закрепление изученного материала, индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Компьютерная презентация по теме урока с исправлением речевых ошибок в приводимых примерах.
  3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.
  4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя.

Вспомните предыдущий урок и назовите основные признаки хорошей речи.

Все ошибки в письменной речи распадаются на несколько групп: фактические, логические, речевые.

Речевые ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность.

2. Презентация “Речевые ошибки”.

Презентация выполнена и прокомментирована ученицей с коллективным исправлением речевых ошибок в приведенных примерах. (Презентация и памятки для учащихся прилагаются)

3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).

II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

  1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”.
  2. Соперники ревностно (ревниво) относились к успехам друг друга.
  3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо) выполнять приказание.
  4. Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.
  5. III. Неразличение синонимичных слов.

    1. Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.
    2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место) рекламе, и это нам не импонирует (нравится).
    3. IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

      1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

      2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.

      3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).

      4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

      ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, — считал он, — что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

      V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

      1. Этому, безусловно, талантливому писателю М.Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
      2. Сизифовым трудом
      3. (напрасным трудом) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище.
      4. Солнце светило во всю Ивановскую.
      5. ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.

        VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.

        1. На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу).
        2. Не могла и не схотела (захотела) Катерина жить в “темном царстве”.
        3. Неожиданно на подмогу (помощь) Чичикову пришел капитан-исправник.
        4. VII. Нарушение лексической сочетаемости.

          1. Родилась
          (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция — это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)
        5. Уже будучи преклонным человеком (человеком преклонного возраста), писатель создал один из лучших своих романов.
        6. Помещики присваивали львиную часть (львиную долю) доходов крестьян.
        7. VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от греческого “излишество”).

          1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию).
          2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию). Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.
          3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры). Сувенир – это подарок, сделанный на память.
          4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой). Минута – единица времени.
          5. IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).

            1. Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости.

            2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел (отразил) свои впечатления о русской деревне.

            3. Поэтически описывает поэт (А.С.Пушкин) наш город.

            X. Неоправданное повторение слов.

            1. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

            2. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой

            книге рассказывается…

            XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

            1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

            2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.

            Он посылает эти главы книги своим друзьям. (Павел упорно работает над задуманной книгой и, когда он заканчивает три главы ее, посылает их своим друзьям.)

            XII. Неудачное употребление местоимений.

            1. Я вынула книгу из сумки и положила ее (книгу или сумку?) на стол.

            2  После своего (совершенного) убийства им овладевает страх.

            4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

            (Упражнения в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика. Первое упражнение выполняют на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные упражнения выполняются всеми самостоятельно с последующей проверкой)

            Упражнение № 1

            Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

            1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

            Упражнение № 2

            Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

            1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

            Упражнение № 3

            Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

            1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

            Упражнение № 4

            Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

            1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые пат

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            Классификация речевых и грамматических ошибок


            КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

            Грамматические ошибки

            Нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

            Речевые ошибки

            Это нарушение законов употребления в речи языковых единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.

             

             

            2. ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

             




            Вид ошибки

            Примеры

            1.

            Повторы

            Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.

            2.

            Неудачный порядок слов

            Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

            3.

            Нарушение лексической сочетаемости

            В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.

            4.

            Употребление слова в несвойственном ему значении

            Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Корчагин – зачинщик соревнования.

            5.

            Употребление лишнего слова (плеоназм)

            Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.

             3. Определите характер речевой ошибки.

            1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии.

            2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

            3. Автор увеличивает впечатление.

            4. Молодой юноша очень прекрасный.

            5. Мысль развивается на продолжении всего текста.

            6. Автор использует художественные особенности.

            7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

            8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.

            9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.

            10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

            ^

             




            Вид ошибки

            Примеры

            1.

            Ошибочное словообразование

            Утопничество; взятничество; скучание.

            2.

            Одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом

            Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

            3.

            Смешение прямой и косвенной речи

            Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.

            4.

            Неверное построение предложений с деепричастным оборотом

            Читая статью, всегда делаются пометки.

            5.

            Неправильный выбор падежного окончания

            Нет время; без рельс; мечта к свободе; согласно плана.

             5.Определите характер грамматической ошибки.

            1. Произведя ряд расчетов, задача была решена.

            2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.

            3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством.

            4. Я очень сожалею за случившееся.

            5. Наша группа была сплоченная, дружна.

            6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.

            7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены.

            8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки.

            9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок.

            10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом.

            11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению.

            12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни.

            13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком.

             6. Исправьте ошибки: пример об успехах ученых; описывать о детстве; возглавить движение; верность к мужу; озабочен о здоровье детей; кануть в историю; взаимное уважение друг друга; коснуться о теме любви; он похож с сестрой; указать о недостатках; посвятить жизнь на благо родины; сформулировать тему; выразить свой ответ; занять звание чемпиона; должность заведующего кафедры, познакомиться с местными аборигенами, задержаться благодаря плохой погоде, оказать вред.

             7. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

            1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

            2.Он понимает о необходимости помочь народу.

            3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

            4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

            5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

            6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.

            7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.

            8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.

            9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

            10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

            11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.

            12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.

            13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.

            14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

            15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

            16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

            17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

            18.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

            19.Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.

            20.В заключение слово для доклада представили директору завода.

             

            ^

            3. Определите характер речевой ошибки.

            1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. (нарушение лексич. сочетаем.)

            2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. (употребление слова в несвойств. значении)

            3. Автор увеличивает впечатление. (нарушение лексической сочетаемости)

            4. Молодой юноша очень прекрасный. (употребление лишнего слова)

            5. Мысль развивается на продолжении всего текста. (употребление слова в несвойств. значении)

            6. Автор использует художественные особенности. (нарушение лексической сочетаемости)

            7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. (употребл. лишнего слова)

            8. Погода сопутствовала хорошему отдыху. (употребление слова в несвойств. значении)

            9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности. (повтор)

            10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. (плеоназм)

            ^

            1. Произведя ряд расчетов, задача была решена. (построение предл. с ДО)

            2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство. (ошибочное словообразование)

            3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством. (построение предл. с ДО)

            4. Я очень сожалею за случившееся. (неправильный выбор падежной формы)

            5. Наша группа была сплоченная, дружна. (одновременное употребление полной и краткой ф. прил.)

            6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника. (ошибочное словообразование)

            7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены. (ошибочное словообразование)

            8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки. (неправильный выбор падежной формы)

            9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок. (ошибочное словообразование)

            10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. (ошибочное словообразование)

            11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению. (неправильный выбор падежной формы)

            12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни. (смешение прямой и косвенной речи)

            13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. (ошибочное словообразование)

             ^ : пример успехов ученых; описывать детство; возглавить движение; верность мужу; озабочен здоровьем детей; кануть в лету; взаимное уважение; коснуться темы любви; он похож на сестру; указать на недостатки; посвятить жизнь во благо родины; сформулировать тему; выразить свою мысль; завоевать звание чемпиона; должность заведующего кафедрой, познакомиться с аборигенами, задержаться ввиду плохой погоды, нанести вред.

             7. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

            1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились. (грамматическая)

            2.Он понимает о необходимости помочь народу. (грамматическая)

            3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. (грамматическая)

            4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (речевая)

            5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. (речевая)

            6. Для документов необходимо фотографироваться анфас. (грамматическая)

            7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме. (речевая)

            8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные. (грамматическая)

            9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась. (грамматическая)

            10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр. (речевая)

            11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (речевая)

            12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна. (грамматическая)

            13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно. (речевая)

            14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.(грамматическая)

            15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен. (речевая)

            16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. (речевая)

            17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. (речевая)

            18.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может. (грамматическая)

            19.Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. (грамматическая)

            20.В заключение слово для доклада представили директору завода. (речевая)

             

            Система изобразительно-выразительных средств языка


            ^

             


            Благозвучие – состоит в красоте и естественности ее звучания

             

             

            Аллитерация – повторение одинаковых, созвучных согласных звуков

             

            Полночной порою в болотной тиши

            Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши… (К.Д.Бальмонт)


            Ассонанс – повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков

             

            У наших ушки на макушке!

            Чуть утро осветило пушки

            И леса синие верхушки –

            Французы тут как тут. (М.Ю.Лермонтов)

            Ономатопея (от греч. onomatopoieia – производство, образование названий; от onoma – имя + poieо – делаю, творю) – троп, заключающийся

            в звукоподражании


            1. Прямое звукоподражание.

             

            2. Слова, созданные путём звукоподражания.

             

            3. Искусственно образованные слова, условно имитирующие звуки.


            1. Колокольчик динь-динь-динь.

             

             2. Журчит ручей. Каркает ворона.

             

             

            3. Ветропросвист экспрессов, крылолёт буеров


             

             

            ^

             


            Синтаксический параллелизм (от греч. Parallelos – идущий рядом) – сопоставление двух являний путем параллельного их изображения; для С.П. характерной чертой будет однородность построения фразы

            В синем море волны хлещут,

            В синем небе звезды блещут. (А.С.Пушкин)


            ^ вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение

            Куда ты скачешь, гордый конь?

            И где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин)


            ^

            Ты меня любишь? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь! (А.П.Чехов)

            Риторическое обращение – обращение к предполагаемому собеседнику, к явлениям природы, к читателю…

            ^ ! Ты все реже, реже

            Расшевеливаешь пламень уст… (С.Есенин)


            Бессоюзие (асиндетон) – отсутствие в предложении союзов, придающее речи стремительность, убыстрение

            Швед, русский – колет, рубит, режет.
            Бой барабанный, клики, скрежет,

            Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С.Пушкин)


            ^ ) – повторение одних и тех же союзов

            И земля, и огонь, и любая река, и гора,

            Ангара, и Арагва, и Днепр, и Двина, и Непрядва… (П.Антокольский)


            Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты

            Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру.

             

            ^


            Система изобразительно-выразительных средств языка

            1. Тропы – слова и выражения, употреблённые в переносном значении.

            ТРОПЫ


            Определение

            Виды

            Примеры

            Метафора (от греч. metaphora – перенос) – сближение явлений по зависимости их значений; скрытое сравнение.

             

            ^ зарёю новой….

            Пчела из кельи восковой

            Летит за данью полевой…


            Метонимия (от греч. metonymia – переименование) – указание на отдельное явление, за которым предполагаются остальные; сближение явлений по смежности.

             

            Все флаги в гости будут к нам.

            Вся изба храпела.

            Принеси Пушкина.


            Синекдоха – разновидность метонимии, перенос значения по количеству (замена жизненного явления названием его части вместо целого).

             

            ^ – колет, рубит, режет…

            Мы все глядим в наполеоны


            Металепсис – разновидность метонимии, в которой заменяется логически предшествующее понятие последующим, или наоборот.

             

            Чтобы понять, надо сначала услышать.

            Антономазия (от греч. antonomasia – переименование) – замена имени нарицательного собственным (или наоборот)

             

            Сколько донкихотов развелось!

            Свободы, Гения и Славы палачи!..


            Катахреза ( от греч. katachresis – злоупотребление) – необычное или ошибочное сочетание слов (понятий) вопреки несовместимости их буквальных значений

             

            Зелёный шум.

            Есть (пожирать) глазами.


            Аллегория – Иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа

             

            Хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

            Басни И.А. Крылова.

            Библейское изречение: «Перекуём мечи на орала» – аллегорический призыв к миру.


            Эмфаза – сужение значения

             

            Тут нужен герой, а он только человек (то есть трус).

            Перифраза (от греч. peri – вокруг, около + phraso – говорю)использование описания вместо собственного имени или названия

             

            Создатель «Евгения Онегина» (вместо Пушкин).

            Петра творенье (Петербург).


            Эпитет – художественное определение

            1. Существит.

            2. Прилагат.

            3. Наречие и

            деепричастие


            1. Бродяга-ветер.

            2. Серебряная берёза (метафорический эпитет).

            3. Жадно глядит,

            несётся сверкая


            Ирония – скрытая насмешка

             

            Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга! // Постой-ка, брат, мусью…

            Откуда, умная, бредёшь ты, голова?.. (об осле).


            Сарказм – злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры

             

             

            Гипербола – художественное преувеличение, использованное, чтобы усилить впечатление.

             

            ^ упираясь ногами, // Солнца шар я держу на руках…

            Литота – художественное преуменьшение

             

            Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок, осиная талия.

            Эвфемизм ( от греч. еu – хорошо + phemi – говорить) – слово или выражение, смягчающее или заменяющее оборот, который по каким-то причинам не может быть употреблён.

             

            Ваша невеста долго жить приказала (вместо умерла).

            Находиться в объятьях Морфея (вместо спать).


            Сравнение – предметное или смысловое сходство явлений

            1. При помощи союзов

            как, как будто, словно, точно, подобно, что (в значении как).

            2. С использованием творительного падежа.

            3. С использованием соотносительных форм.

            4. Отрицательное сравнение.

            5. Развёрнутое сравнение.


            1. Глаза как звёзды.

            Звёзды словно очи.

            Города что магниты.

             

            2. Слово крошкой в руках улеглось…

            3. Белей, чем горы снеговые…

             

            4. Не ветер бушует над бором…

             

            5. Так летом глыба снеговая, // Цветами радуги блистая, // Висит, прохладу обещая, // Над беззаботным табуном…


            Символ (от греч. symbolon – условный знак) – слово или выражение, скрывающие в себе особый, тайный смысл, раскрывающийся только в контексте произведения.

             

            Тень несозданных созданий колыхается во сне, // Словно лопасти латаний на эмалевой стене…

            Тайны созданных созданий с лаской ластятся ко мне, /\ И трепещет тень латаний на эмалевой стене… (эмалевая стена – ширма, за которой молодая женщина играет на рояле, созданные создания – музыка).


            ^ изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

             

            ^ месяц смотрит в очи, // Изумлён, что день не минул…

            Осторожно ветер из калитки вышел


            Овеществление – уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

             

            Гвозди б делать из этих людей: // Крепче б не было в мире гвоздей…

              

            ^ – построенные по-особому синтаксические конструкции

             


            Оксюморон ( от греч. oxymoron – остроумно-глупое) сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение.

            ^

            Слёзы радости.


            Анафора (единоначатие) – оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий

            ^ меня, и я вернусь!

            Только очень жди!

            Жди, когда наводят грусть

            Желтые дожди.

            Жди, когда снега метут,

            Жди, когда жара… (К.Симонов)


            Эпифора – повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

            Милый друг, и в этом тихом доме

            Лихорадка бьет меня.

            Не найти мне места в тихом доме

            Возле мирного огня! (А.Блок)


            Антитеза — противопоставление

            Они сошлись.^ ,

            Стихи и проза, лед и пламень

            Не столь различны меж собой… (А.С.Пушкин)


            Градация – постепенное усиление или усугубление признака

            Большой, огромный, громадный, гигантский

            Инверсия – нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы

            И девы песнь едва слышна

            Долины в тишине глубокой. (А.С.Пушкин)


            Умолчание – прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее

            А этот? этот мне принес Тибо –

            Где было взять ему, ленивцу, плуту?

            Украл, конечно; или, может быть,

            Там на большой дороге, ночью, в роще(А.С.Пушкин)


            Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого

            Пороша. Мы встаем, и тотчас (…) на коня,

            И рысью (…) по полю при первом свете дня. (А.С. Пушкин)

            ^
                                          Как подготовиться к сдаче экзаменов
            ЕГЭ — это стрессовая ситуация. Неумение владеть собой в этой ситуации может быть одной из причин неуспеха сдачи экзамена. Первая эмоция при подготовке к ЕГЭ — это страх!
            Страх может возникнуть по нескольким причинам:
            1. Неуверенность в себе
            2. Неуверенность в своих знаниях
            3. Конфликтная ситуация и т.д.
            Для успешного преодоления стрессовой ситуации прежде всего нужно:
            — Настроиться психологически на предстоящее испытание, т.е. представить до мелочей ту ситуацию, обстановку в которой окажется выпускник, мысленно проиграть ее. Представить, что вы наденете, как внешне будете выглядеть…
            — Проанализировать какой вы? Дать себе краткую психологическую характеристику.
            Если вы неуверенный человек, если вам трудно принять самостоятельно решение, если вы привыкли искать поддержку, не можете самостоятельно приступить к работе. Зная такую особенность своего характера, вы должны учиться делать самостоятельно выбор стратегии деятельности. Нужно просмотреть весь материал, а затем решить простые задачи, постепенно переходя к сложному. Таким людям лучше заняться аутогенной тренировкой, это поможет снять психологический барьер в стрессовой ситуации.
            Если вы невнимательный человек, рассеянный, вам трудно сосредоточенно выполнять работу без ошибок. Люди с такой особенностью должны помнить, что они в стрессовой ситуации могут нерационально использовать отведенное время. До сдачи экзамена нужно научиться использовать для самоорегуляции деятельности различные материальные средства, такие как часы, умение составлять план своих действий, умение использовать линейку (класть на то задание, которое выполняешь и т.д.). Такие люди быстро устают, поэтому нужно научиться отключаться (давать себе отдохнуть).
            Если вы организованный, ответственный, исполнительный, такие учащиеся отличаются высокой успеваемостью. Задание делают лучше всех. Для таких учащихся мало сделать хорошо, надо сделать блестяще. ЕГЭ для анной категории — это тот самый случай, когда верная оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им нужно сделать все, причем без ошибочно. Еще один камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Таким людям нужно осознать причину между «достаточным» и «превосходным». Нужно понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.
            Ели вы астеничный (слабый, болезненный человек, очень быстро утомляетесь). Вы должны помнить, что в стрессовых ситуациях усталость наступает еще быстрее, снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Очень важно таким учащимся не переутомляться до экзамена. Должен быть строгий режим, работа сочетаться с отдыхом, правильным питанием. Во время экзамена таким детям нужно:
            1. Несколько перерывов
            2. Выполнять задания не спеша (не загонять себя)
            3. Настроить себя на спокойный ритм работы.
            Зная себя, какой я? Это уже половина успеха при сдаче ЕГЭ. Вторая половина будет состоять из умения применить свои знания на практике, т.е.:
            1. Умение воспринимать информацию в тесте
            2. Умение анализировать содержание теста

            3. Умение выражать свою позицию
            4. Умение последовательно излагать свои мысли.
            Если это минимум выпускник может отнести к себе, то он может справиться с этой стрессовой ситуацией во время сдачи ЕГЭ, и он будет успешен!
            Подготовка к экзамену
            • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
            • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
            • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
            • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
            • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
            • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
            • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
            • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
            • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
            • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
            Накануне экзамена
            • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
            • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о

            рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
            • Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене
            3 часа.
            Во время тестирования
            • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
            • Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква «а». Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
            • Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:

            • в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком «Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов» ты должен под номером задания пометить знаком «X» ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
            • в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком «Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора», куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
            • в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.

            • Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком «Отмена ошибочных меток». Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений — не больше шести.
            • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
            • При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
            Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

            • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
            • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
            • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
            • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
            • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
            • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном — двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
            • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
            • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
            • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
            • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

            lib3.podelise.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *