cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Мнемотаблицы по пдд в доу – Использование различных приемов мнемотехники для формирования и закрепления у детей знаний о правилах дорожного движения

Содержание

Использование различных приемов мнемотехники для формирования и закрепления у детей знаний о правилах дорожного движения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Бэлэкэч»

Бавлинского муниципального района РТ

Использование различных приёмов мнемотехники для формирования и закрепления у детей знаний о правилах дорожного движения

Выступление на семинаре:

«Ребёнок. Дорога. Безопасность»

воспитатель старшей группы

Китапова Зиля Зайтуновна

г. Бавлы, 2017 год

«Если ребёнок молчит, покажите

ему картинку и он заговорит».

К.Д. Ушинский

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного

травматизма огромное внимание уделяется разъяснению ребёнку правил

поведения на улицах и дорогах города, в транспорте. Главная задача педагога

разъяснить и обучить правилам доступным и интересным

Мнемотехника – один из эффективных методов в работе с детьми в данном

направлении а также в развития памяти детей дошкольного возраста

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время

обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных

психических процессов — внимания, образного мышления, объём памяти

путём образования дополнительных ассоциаий; перекодирование инфор-

мации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие

мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроиз-

ведении.

Структура мнемотехники

Суть обучения заключается в следующем:

На первом этапе обучения на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка

(изображение) – так идёт перекодировка слов в символы. Накапливается ассоциативный ряд в МНЕМОКВАДРАТАХ . Таким образом, весь текст правила зарисовывается схематически. 

На втором этапе взрослый предлагает готовую план — схему, мы рассматриваем изображения, разбираем, что на них зарисовано, и формируем предложение. Следующий шаг – составление МНЕМОДОРОЖЕК по предложенному тексту, так по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. После перекодирования осуществляется пересказ правил с опорой на картинки, то есть происходит отработка метода запоминания. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количест-ве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работая с  мнемодорож-кой , использую приёмы наложения и приложения

На третьем этапе, дети на основании опыта работы с мнемодорожками,

легко усваивают МНЕМОТАБЛИЦЫ

Таким образом, использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

В результате использования данной техники дети преодолевают робость, и застенчивость, их кругозор расширяется, знания о дорожных знаках, светофоре, правилах дорожного движения, правилах поведения на улицах и дорогах города, в транспорте, становятся наиболее полными и прочными.

На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием 

мнемотехники .

Переходить дорогу на красный сигнал светофора

даже если на ней нет машин — запрещается

Нельзя близко подходить и стоять у края дороги

на пешеходном переходе и остановке

Где можно использовать  мнемотаблицы и мнемодорожки ?

  • при организации ООД,
  • в совместной деятельности взрослых и  детей ,
  • в организации условий для самостоятельной речевой, художественной, театрализованной деятельности  детей ,
  • в режимных моментах,
  • в опытно – экспериментальной деятельности,
  • в экологическом воспитании,
  • в социально – нравственном воспитании, в работе с родителями)

multiurok.ru

Методическая разработка «Запоминаем стихи о Правилах дорожного движения с помощью мнемотаблиц»

Методическая разработка «Запоминаем стихи о Правилах дорожного движения с помощью мнемотаблиц»

Автор: Константинова Юлия Александровна., воспитатель Санкт-Петербург 2019 Государственное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка -детский сад № 68 Красносельского района Санкт – Петербурга

«Росток».

Пояснительная записка «Дорожные знаки в мнемотаблицах»

Заучивание стихотворений по «Правилам Дорожного Движения» (мнемотаблицы)

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими правил дорожного движения – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. Количество жертв в автомобильных аварий за последний год составляет 27900 человек. Из них тысячи детей получили травмы различной степени тяжести, которые обычно имеют последствия и приводят к снижению интеллекта и практически всегда затрудняют возможность нормально учиться и выдерживать обычные для возраста умственные и психологические нагрузки.

 

Скачать конспект

Одной из основных причин дорожно – транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, регулируемых дорожными знаками.

Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.

Можно выделить следующие задачи по воспитанию безопасного поведения детей на улице:

  • способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
  • формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения.
  • воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступными для них формами. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеоматериалов, настольные и дидактические игры.

Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.

В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные и дидактические игры, макет перекрёстка, на котором представлены проспекты, перекрёсток, дома, светофор, машины, дорожные знаки.

Программа рекомендует познакомить детей с дорожными знаками, которые наиболее часто встречаются на улицах. Мы хотим предложить эффективный метод их запоминания – мнемотаблицы.

Работа с мнемотаблицами.

Детей младшего возраста рекомендуется познакомить со следующими знаками дорожного движения:

«Пешеходный переход»

«Дети»

«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»

«Велосипедная дорожка»

Во время беседы или занятия на тему ПДД дети знакомятся с нужным знаком, рассматривают его, уточняют, зачем он нужен. Параллельно с беседой вводится мнемотаблица по данному знаку.

Например: знак «Дети»

  1. –назовите дорожный знак (с которым знакомятся дети)
  2. – какого цвета дорожный знак? (красный, синий и т.д.)
  3. – из какой геометрической фигуры состоит знак? (круг, треугольник, квадрат)
  4. – вопросительный знак (что изображено на знаке?)
  5. – для кого этот знак? (для пешеходов, для автомобиля)

Вместо множества таблиц для детей старшего возраста можно использовать одну универсальную, где вместо знака в ячейке 1 ничего нет (пусто). В эту ячейку можно положить картинку – изображение любого дорожного знака, а затем рассказать про этот знак.

Таблица выглядит следующим образом:

Для детей подготовительной группы можно в эту таблицу добавить ещё одну ячейку (6), в которой будет содержаться следующая информация:

6 – вид знака: П – предупреждающий, З- запрещающий, И – информационный, С – знак сервиса.

Таблица выглядит следующим образом:

На основе мнемотаблиц можно сделать настольную игру «Лото» на закрепление знаний дорожных знаков. Для этого нужно приготовить несколько пустых карточек с 6 ячейками, а нарисованные мнемотаблицы разрезать на отдельные карточки, плюс карточки с изображением дорожных знаков. Дети выбирают любой дорожный знак и собирают

(заполняют) мнемотаблицу.

К каждому дорожному знаку можно подобрать стихотворение, что сделает вашу беседу (занятие) более эмоциональным, поможет наиболее точному восприятию данного знака и его запоминанию.

Стихи про дорожные знаки. Автор Олеся Емельянова.

Знак «Пешеходный переход»:

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Пешехода пропусти!

Ты, водитель, не грусти,

Знак «Дети»:

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

Знак » Место остановки автобуса и (или) троллейбуса «:

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак «Велосипедная дорожка»:

Этот знак, как красный свет,

Здесь автомобилям хода нет.

Царство здесь велосипедов,

Пешеходов и мопедов.

У этого автора замечательные стихи почти про все дорожные знаки

Заучивание стихотворений по «Правилам Дорожного Движения» (мнемотаблицы)

Мнемотехника – «Искусство запоминания», то есть это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данный метод в настоящее время широко используется в современной дошкольной педагогике. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал, в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; наличие зрительного плана – схемы делает печатный материал, необходимый для запоминания чётким, связным и последовательным.

Мнемотаблицы можно использовать с детьми самого разного возраста, начиная с младшего. Адаптировать их к разным уровням развития детей позволяют различные способы представления информации. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста предпочтительней давать цветные мнемотаблицы, с простыми картинками, в более старшем возрасте картинки можно заменить символами, словами, отдельными буквами, цифрами.

Занятия по мнемоталицам обычно проходят в несколько этапов.

Первый этап, где воспитатель в форме игры знакомит детей с новой для них информацией, рассматривает таблицу и разбирает то, что на ней изображено конкретно, в каждой ячейке. Дети и сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа или картинки.

Осуществляется перекодирование информации: образы в символы.

Следующий этап – это пересказ материала с опорой на мнемотаблицу (на конкретные символы), то есть происходит отработка материала запоминания. Далее изученный материал неоднократно повторяется с опорой на составленную ранее схему.

Материал, который можно запомнить с помощью мнемотаблиц, разнообразен. Дети любят стихи, слушают их с удовольствием, но не все могут быстро их запомнить, у некоторых детей заучивание стихов вызывает трудности, и как следствие нежелание учить и рассказывать стихи.

Стихи можно использовать для заучивания во время нахождения детей в детском саду и дома.

Поэтический язык стихов будет способствовать развитию речи детей, обогащению словарного запаса, расширению знаний о природе.

А мнемотаблицы облегчат запоминание стихов по Правилам Дорожного Движения и будут способствовать развитию памяти.

Предложенные стихи помогут сделать общение более ярким, интересным, насыщенным.

«Светофор»

Если свет зажегся красный,

Значит двигаться опасно!

Желтый свет – предупрежденье,

Жди сигнала для движения.

Свет зеленый говорит,

Проходите, путь открыт.

Знак «Пешеходный переход»:

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Пешехода пропусти!

Ты, водитель, не грусти.

Знак «Пешеходный переход»:

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Пешехода пропусти!

Ты, водитель, не грусти.

Знак «Дети»:

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

Затихают все моторы,

И внимательны шоферы,

Если знаки говорят:

«Близко школа,

Детский сад!»

Знак «Дети»:

Затихают все моторы,

И внимательны шоферы,

Если знаки говорят:

«Близко школа,

Детский сад!»

Знак » Место остановки автобуса и (или) троллейбуса «:

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак » Место остановки автобуса и (или) троллейбуса «:

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак «Велосипедная дорожка»:

Этот знак, как красный свет,

Здесь автомобилям хода нет.

Царство здесь велосипедов,

Пешеходов и мопедов.

Знак «Велосипедная дорожка»:

Этот знак, как красный свет,

Здесь автомобилям хода нет.

Царство здесь велосипедов,

Пешеходов и мопедов.

Список использованной литературы.

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. / Москва. Мозаика – Синтез. 2011г.
  2. Безопасность. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб Детство – Пресс. 2005г
  3. Как научить детей ПДД? Т.П. Гарнышева. СПб. Детство – Пресс. 2011г
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Формирование у дошкольников 5-7 лет безопасного поведения на дороге с помощью мнемотехники | Дошкольное образование

Формирование у дошкольников 5-7 лет безопасного поведения на дороге с помощью мнемотехники

Автор: Тихомерова Виктория Михайловна

Организация: МБДОУ детский сад № 5 «Ромашка»

Населенный пункт: Краснодарский край, Мостовский район, с. Шедок

В сводках о дорожных происшествиях несчастные случаи с детьми дошкольного возраста не редкость. Вот почему воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения на улице, знание и соблюдение ими и родителями правил дорожного движения (ПДД) – одна из актуальных тем сегодняшнего времени.

Маленьким детям дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши-дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.

Вот почему приемы мнемотехники являются наиболее результативными в развитии памяти и мышления у дошкольников, в том числе и при изучении ПДД, так как принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста. Мнемотехника позволяет решать следующие задачи:

1.Закрепить знания по правилам дорожного движения (ПДД).

2. Активизировать связную речь.

3. Расширять и обогащать словарный запас детей.

4. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

5. Развивать у детей восприятие, воспроизведение, умение использовать средства мнемотехнологии.

6. Развивать воображение, внимание, память, творческое мышление.

7. Формирование коллективного мышления.

В обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

В своей работе я чаще использую мнемотаблицы и мнемодорожки.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка , таким образом, что все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется).

После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком и так же можно разучить песни. Для тех, педагогов, кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок, можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.

Я использую мнемотехнику при изучении с детьми ПДД в различных формах работы:

— при проведении ИОС;

-при организации детских праздников по ПДД в виде викторин, квест -игры;

— при организации индивидуальной работы с детьми;

— при проведении родительских собраний и разработке рекомендаций для родителей воспитанников.

Так, например, при проведении ИОС по теме «Транспорт» для разучивания стихотворения «Машина» я использовала следующую мнемотаблицу

 

Стихотворение:

Шла по улице машина

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра, без сигнала светофора,

Шла, сама, куда не зная

Шла машина заводная!

Мнемотаблица.

Часто во время проведения праздников мы педагоги, используем загадки.

Вот одна из загадок изображенная с помощью мнемотехники.

Это таблица, на которой каждой строчке соответствует свое изображение.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(велосипед)

Мнемотаблица.

В индивидуальной работе с дошкольниками, которые хорошо владеют мнемотехникой, я использую обратный прием.

В этом случае ребенку я описываю определенную ситуацию по ПДД, после чего, обсудив её с ребенком, для закрепления знаний, предлагаю ребенку проиллюстрировать эту ситуацию простыми картинками, т.е. составить мнемодорожку.

Например: Я задаю вопрос ребенку. Где можно и где нельзя играть ребенку на улице?

В ходе обсуждения ребенок говорит, что играть можно только на детской площадке, нельзя играть на проезжей части и остановке.

Эту мнемодорожку составил ребенок.

Для того, чтобы мои воспитанники лучше запомнили ПДД, я решила создать дневники индивидуальной работы с использованием мнемотехники при изучении ПДД, как шпаргалку для своих воспитанников. В этих дневниках мы с ребятами начали создавать мнемодорожки.

Создавая мнемодорожки, дети закрепляют в памяти знания о ПДД, также развивают воображение и творческие способности, уважение к творчеству своего товарища, развивают внимание, память, в ходе данного процесса формируется у детей коллективное мышление, развивается любознательность и активизируется речь дошкольников.

Благодаря использованию мнемотехники в моей группе на 15% повысился высокий уровень педагогических воздействий по знаниям детьми ПДД, по сравнению с прошлым учебным годом.

Я использую мнемотехнику второй год, этот метод работы с детьми трудоёмкий, но эффективность очевидна.

Родители воспитанников тоже оценили данный метод закрепления знаний ПДД, так как дети с удовольствием делятся с родителями своими знаниями, демонстрируют их на дороге во время прогулок и поездок.

Для родителей я делаю памятки и рекомендации по использованию мнемотехники.

Рекомендую вам, уважаемые коллеги использовать мнемотехнику в работе с детьми разного возраста не только по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге, но и в других образовательных областях.

Спасибо за внимание!

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС

 

  1. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД

 

  1. https://shkolabuduschego.ru/game-online/mnemotehnika-i-eyo-metodyi-dlya-detey-doshkolnogo.html

 

 

 

 

Приложения:

  1. file0.docx.. 34,5 КБ
  2. file1.pptx.zip.. 2,1 МБ
Опубликовано: 11.11.2018

www.1urok.ru

Мастер-класс. «Формирование у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах средствами мнемотехники»

«Знатоки дорожных правил»

Конспект игры — соревнования в подготовительной группе «Знатоки дорожных правил» Программное содержание: О\О «Безопасность»: 1. Закрепить знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах

Подробнее

Тема: «АЗБУКА ПЕЩЕХОДА»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 24 «Радуга» города Буденновска Буденновского района» Сценарий развлечения по ПДД в старшей группе Тема: «АЗБУКА ПЕЩЕХОДА»

Подробнее

Венгеровский детский сад 4

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Выступление на педагогическом совете по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

Подробнее

«ГОРОД ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ПЕШЕХОДОВ»

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Школа 2053» ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИГРОВОЙ проект для детей дошкольного возраста «ГОРОД ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ПЕШЕХОДОВ» Автор — инструктор по физической культуре Воробьева

Подробнее

Наглядное моделирование

Наглядное моделирование в работе с детьми дошкольного возрастанаглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте

Подробнее

Проект на тему «Пешеходы и дорога»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 Проект на тему «Пешеходы и дорога» Воспитатель: Шиманская Татьяна Николаевна ОДИНЦОВО 2016 Название проекта «Пешеходы и дорога».

Подробнее

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Серикова Наталья Ивановна воспитатель МБОУ «СОШ 12 с УИОП» г. Сургут, Тюменская область ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗНАКОВ Аннотация: эмоциональное состояние ребенка зависит от влияния окружающей

Подробнее

Конспект досуга. «Дорожная азбука»

Конспект досуга «Дорожная азбука» Программные задачи: закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении; развивать наблюдательность, зрительную

Подробнее

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице» «Красный человечек стоим, зеленый человечек идем» В большинстве

Подробнее

Тема: «Страна дорожных знаков».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 321» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 321» г.о. Самара) Россия, 443074, г. Самара, ул. Аэродромная,

Подробнее

Занятие «Мой друг светофор»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» Занятие «Мой друг светофор» Няурене И. М. 2013 год Цель: 1.Сформировать знания о правилах дорожного движения. 2.Сформровать

Подробнее

Задания для обучающихся

Задания для обучающихся Уважаемые ребята! Внимательно прочитайте правила дорожного движения и выполните задания. Живя в таком замечательном, красивом и большом городе как Москва, по улицам, проспектам

Подробнее

docplayer.ru

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну дорожных знаний»

Название: Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну дорожных знаний»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , ПДД, подготовительная группа
Автор: Попова Виолетта Владимировна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад №375 Краснооктябрьского района Волгограда
Месторасположение: город Волгоград, Волгоградская область

 

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну дорожных знаний»

 

Место проведения: комната по ПДД «Школа пешехода».

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге посредством моделирования, создания проблемной ситуации, использования приемов мнемотехники.

Задачи:

  • образовательные – усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на дороге; составление безопасного индивидуального маршрута следования детей от дома до детского сада, нахождение правильного решения при обсуждении дорожных ситуаций, закрепление знаний о частях дороги, составление мнемотаблицы к сказке по ПДД «Медвежий сон».
  • развивающие – развивать познавательные способности в процессе практической деятельности; формировать качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки на дороге;
  • воспитательные – воспитывать у детей грамотное и осознанное отношение на дороге.

Материалы и оборудование: план – схема микрорайона детского сада, указка, макет перекрестка, кружочки зелёного и красного цветов, таблицы для составления мнемотаблиц.

Ход занятия:

I. (Сюрпризный момент)- Ребята, давайте проверим нашу почту.

— Что же в почтовом ящике? (телеграмма от инспектора ДПС:

— Дорогие, ребята! Вам необходимо пройти следующий путь, для того, чтобы стать грамотными пешеходами:

  1. Показать безопасный путь следования от дома до детского сада.
  2. Разобраться в дорожных ситуациях.
  3. Определить части улицы.
  4. Составить мнемотаблицу по правилам дорожного движения.

II. Работа по плану-схеме «Дом – Детский сад».

– Как обычно мы начинаем посещение «Школы пешехода» с описания безопасного маршрута следования от дома до детского сада. (Выходят 2-3 ребенка рассказывают по плану-схеме, пользуясь указкой, свой безопасный маршрут).

III. Игра «Дорожные ситуации». (кружочки зелёного цвета с одной стороны, красного цвета с другой, на каждого ребёнка).

— Ребята, ничего вам не напоминают эти кружочки? (пешеходный светофор).

— Что означает каждый из цветов? (красный – запрещает, зелёный – разрешает).

— Я вам буду предлагать различные дорожные ситуации. Если они правильные, то показываем кружочек какого цвета? (зелёного). Если неправильные? (красного), объясняя свой ответ по необходимости.

  • Пешеход может идти по проезжей части.
  • Дорожные знаки нужны и водителям, и пешеходам.
  • Переходить дорогу можно только на зелёный сигнал светофора.
  • При езде в автомобиле дети могут не пристёгиваться.
  • Водители могут ехать по тротуару.
  • Когда мы едем в общественном транспорте, называемся пассажирами.
  • Обходить стоящий транспорт можно сзади.
  • Дорожный знак «Пешеходный переход» синего цвета.

IV. Игра «Займи своё место». (на макете перекрёстка)

— Ребята, я буду давать вам задания, а вы выполнять их:

  • Встаньте на тротуаре;
  • Встаньте на пешеходном переходе;
  • Встаньте на перекрёстке;
  • Встаньте на проезжей части.
  • Встаньте сами, кто где хочет. Назовите своё место.(Ответы детей)

V. Составление мнемотаблицы к сказке по ПДД «Медвежий сон».

— Ребята, мы с вами умеем читать и составлять мнемодорожки и мнемотаблицы? (Ответы детей). Что это такое, для кого они нужны? (Ответы детей).

— Сейчас проверим: расскажите, что вы видите на мнемодорожке, мнемотаблице? (Ответы детей).

— Молодцы. А теперь я буду рассказывать сказку, а вы составлять по ней мнемотаблицу.

Сказка «Медвежий сон».

Ходил медведь по лесу, устал, решил отдохнуть. Прилёг он под ёлочкой и уснул. Спит мишка и видит сон. Подарили ему велосипед и поехал он на нём показать подарок своим друзьям – ежу и зайцу. Все друзья жили в берёзовой роще, чтобы к ним доехать надо пересечь широкую дорогу. Медвежёнок подъехал к дороге, горел красный сигнал светофора. Он не захотел ждать и поехал. Только он выехал на проезжую часть дороги, как рядом появилась большая грузовая машина. Грузовик не успел затормозить и наехал на Мишку. Велосипед сломался – рама погнулась, руль скривился, колёса отлетели, а Медвежёнок попал в больницу. В это время Медвежёнок проснулся и обрадовался, что это всего лишь сон.

— Ребята, какое правило дорожного движения из этой сказки можете сформулировать? (Нельзя пересекать проезжую часть на красный сигнал светофора и переезжать на велосипеде проезжую часть тоже нельзя.)

— Молодцы, все хорошо потрудились, кто попробует рассказать сказку по мнемотаблице? (1-2 ребенка).

Итог.

— Все задания от инспектора ДПС мы успешно прошли, со всем справились. Все участники нашего испытания награждаются « Удостоверением грамотного пешехода».

Приложение

ТЕЛЕГРАММА

От Инспектора ДПС

Дорогие, ребята!

Вам необходимо пройти следующий путь, для того, чтобы стать грамотными пешеходами:

  1. Показать безопасный путь от дома до детского сада

2. Разобраться в дорожных ситуациях
«Дорожные ситуации»

3. Определить части улицы

 

  1. Составить мнемотаблицу по правилам дорожного движения

portal2011.com

Пособие «Мнемотехника для дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное   учреждения

детский сад №104 «Гуси лебеди»

Мнемотехника для дошкольников

Методическое пособие для ДОУ воспитателей


 

Ульяновск, 2017

Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников».

В подготовке пособия принимали участие: Хусаинова Мария Николаевна.

Рецензент: Аббязова Т.Л.

Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. –1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой,– 44 с.

В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.

Методическое пособие раскрывает создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

Аннотация

В данном пособии раскрываются такие вопросы: — для чего нужна мнемотехника?

— как происходит обучение?

В пособии также упоминается о значении воспитание у детей любви к поэзии.

Рассматривается структура мнемотехники — мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки. В пособие включено перечень стихотворений с наглядным моделированием.

Также приведен пример эксперимента во второй младшей группы МБДОУ детского сада 104 «Гуси лебеди». Для выявления и констатации того, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений.

Введение

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др

Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:

развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

развитие логического мышления;

становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Структкра мнемотехники

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.


 

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Перечень стихотворений с наглядным моделированием!

Мнемоквадраты

Стихотворение «Овощи».

Стихотворение «Детский сад».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Белый мишка».


 


 


 

Стихотворение «Корова».


 

Стихотворение «В лесу».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Космонавт».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Сад».

Мнемодорожки

Стихотворение «Руки».

Стихотворение «Колобок».


 


 


 

Стихотворение «Зайчики»


 

Анализ эксперимента

Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения детей мы ставим перед собой цель продиагностировать память детей. В данной работе   проводилось обследование слуховой, зрительной, образной памяти.

При изучении детей очень важным представлялось использовать диагностику, которая позволила определить уровень развития зрительной, слуховой, образной памяти. В качестве основного метода исследования была выбрана индивидуальная работа.

В процессе изучения детей также применялись методы психолого-педагогического исследования: беседа и наблюдение. С помощью беседы решались две задачи: установление контакта с ребёнком и общее знакомство с ним. При этом выявились особенности устной речи детей, направленность их интересов, характер отношений  с взрослыми и сверстниками. Это способствовало более глубокому пониманию некоторых сторон личности детей.

При проведении эксперимента большое внимание уделялось созданию эмоционального дополнительного настроения у испытуемых. В то же время делалось все необходимое, чтобы у детей возникало чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе опыта.

Метод наблюдения входил как составная часть эксперимента. Для качественного анализа психики ребёнка мы наблюдали за поведением ребёнка в экспериментальной обстановке, его отношение к возникающим трудностям.

Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2016 г. в городе Ульяновске. Исследовалась группа младших дошкольников, состоящая их 10 человек,  в возрасте 3-4 лет, из которых 6 девочек и 4 мальчика.

Как было сказано выше, эксперимент проводился в индивидуальной форме. Эксперимент состоял из 3 серий и проводился поэтапно, чтобы у детей не возникло чувство переутомления, что им свойственно. При обследовании слуховой памяти использовалась Методика «10 слов», зрительной памяти – методика «Нелепицы», образной памяти – методика Л.Ф.Симоновой.

Первая серия. Методика «10 слов».

Ребёнку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Оценка: воспроизведение 5 – 6 слов после первого прочтения свидетельствуют о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Вторая серия. Методика «Нелепицы».

Картинки, изображающие нелепые ситуации, заимствованы из методического пособия С.Д.Забрамной  «Отбор детей во вспомогательные школы».

Ребёнку предъявляется картинка и даётся следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей совместной работе, а пока, чтобы не скучать, посмотри вот на эту картинку, затем картинку у него забирают. Нужно фиксировать все высказывания ребёнка. Если в течение 15 секунд ребёнок молчит, то ему следует задать вопросы.

Понравилась ли тебе картинка? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся следующий вопрос).

Что тебе понравилось? (Если ребёнок начинает перечислять фрагменты ситуации, то задаётся следующий вопрос).

Что там нарисовано? (Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов).

А ещё что? Может быть, вспомнишь? (Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задаётся вопрос).

Смешная картина? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся новый вопрос).

Что же там смешного? (Если нет чёткого отношения к ситуации как к нелепой, то задаётся следующий вопрос).

А может быть такое в жизни? Может быть, здесь что – то перепутано?

    В тех случаях, когда ребёнок сразу оценивает ситуацию как нелепую («Тут всё перепутано») и активно называет запомнившиеся фрагменты, все перечисленные вопросы снимаются.

    При оценки результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребёнком ситуации, так и его эмоциональная реакция при изучении объекта и количество воспроизведённых фактов.

    Третья серия. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

    Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, — выразить словесно те образы, которые он запомнил.

    Оценка результатов тестирования проводиться по количеству правильно воспроизведённых образов. Норма – 6 правильных ответов и больше.

    Первая серия.

    Как было сказано выше, первая серия заданий была дана в форме воспроизведения слов.

    Оценку мы проводили по 3 уровням:

    Правильно выполнили задание (+)

    Не справились с заданием (-)

     Искажение структуры слова (-/+)

    Среди детей 2- ой младшей группы:

    1 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Меньшая часть обследуемых 3 человек пропускали отдельные слова. Большая часть — 6 человека допускали пропуск слов, искажения структуры слова.

    Как показали результаты этой серии эксперимента, 1 человек полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Три ребенка справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Шесть детей  имеют затруднения в выполнении данного задания, из 10 предложенных слов правильно воспроизведено от 1 до 4 слов. Дети не обращались за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергали.          

    При выполнении данной серии заданий, наблюдались следующие особенности выполнения заданий:

    дети с интересом выполняли задания;

    дети, которые внимательно слушали педагога быстро, чётко и точно воспроизводили предложения;

    также была замечена такая особенность: 3 человека из группы не проявляли первоначального интереса к заданию, желание работать у них вызывало обещание педагога поиграть с ними в игру.

    Во второй серии детям были предложены картинки «Нелепицы».

    Оценку мы проводили по 3 уровням:

    Правильно выполнили задание (+)

    Справились с заданием с помощью педагога (+/-)

    Не справились с заданием (-)

      1 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Меньшая часть детей 2 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Большая часть обследуемых 7 человек с заданием не справились, даже с использованием помощи.

      При выполнении наблюдались следующие особенности выполнения. Один ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок, к помощи педагога не обращался. Почти все дети затруднялись в понимании задания, не сразу могли понять, что от них требуется. Два ребенка справились с большей частью задания, но прибегали к помощи педагога; помощь принимали и после объяснения смысла инструкции, дети выполняли задания правильно. Семь человек  не справился. Следует отметить, что выполнение этого задания не вызывает  у некоторых детей интереса, т.к. процесс этот труден для выполнения одного и того же задания. Также важно отметить, что несколько человек в группе вообще самостоятельно не смогли выполнить задания, им постоянно требовался контроль педагога и дополнительные вспомогательные средства (наглядный материал, наводящие вопросы). Это указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на низкую познавательную активность.

      Третья серия. Задание состояло из 12 картинок. Результаты были оценены по следующим уровням.

      Задание выполнено, верно (+)

      В выполнении заданий требовалась помощи педагога, она привела к верному выполнению заданий (+/-)

      Задание выполнено неверно (-)

        Из анализа результата третьей серии:

        2 человека выполнили задание без ошибок, назвали три правильные картинки.7 человека фактически не справились с заданием, выполнили из 12 слов 1- 4. 1 человек справился с заданиями частично.

        Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы. Все дети воспользовались помощью педагога, хотя в некоторых случаях эта помощь не приводила к положительному результату, т.е. правильному выполнению задания.

        В констатирующем эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

        I подгруппа.

        Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 60% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. У детей низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Дети безынициативны, медлительны, не проявляют интереса к предложенным заданиям. Анализ заданий показал, что ошибки у данных детей из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

        II подгруппа.

        Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 30% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Если же задание было непосильным, то интерес к его выполнению сразу же пропал. У детей этой подгруппы наблюдалось желание преодолевать трудности самостоятельно, но и они обращались за помощью.

        Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети часто отвлекались, многократно переспрашивали одно и тоже, что отвлекало их внимание от выполнения задания. Они были достаточно активны, но быстро утомлялись. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

        III подгруппа.

        Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 10% детей, которые выполняли  80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, общий запас знаний, высокий уровень развития речевого развития. В данную группу вошёл 1 ребёнок. Также не менее важно отметить, что у этого ребёнка, как представителя сильной группы нет нарушения в поведении, внимательно слушает педагога, помощь воспитателя практически не требуется.

        Выводы по результатам констатирующего эксперимента.

        Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти  детей можно сказать следующее, что у всех детей усваивается материал по-разному, это обусловлено уровнем подготовки детей, также большую значимость имеет зона ближайшего развития.

        При выполнении различного вида заданий, описываемых в эксперименте, дети столкнулись с трудностями интеллектуального и психического характера. Также важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

        В ходе констатирующего эксперимента был подтверждён тот факт, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению положительной эмоциональный настрой, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений. Также в ходе эксперимента группа разделена на уровни усвоения знаний, умений и навыков. Это разделение носит относительный характер, так как на различных этапах обучения уровни могут поменять свой состав.

        Нами был проведен формирующий эксперимент, где мы использовали мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, для заучивания стихотворений и сказок. Материал для заучивания представлен в приложении.

        Контрольный этап проводился в апреле 2017 года.

        Первая серия оценивалась так же как и констатирующем этапе.

        Среди детей 2- ой младшей группы:

        3 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Большая часть обследуемых 6 детей пропускали отдельные слова. 1 исследуемый допускал пропуск слов, искажения структуры слова.

        Как показали результаты этой серии эксперимента, 3 ребенка полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Шесть детей справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Один ребенок  имеет затруднения в выполнении данного задания, в силу своей гиперактивности. Данный ребенок не обращался за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергал.          

        Во второй серии контрольного эксперимента.

        2 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Большая часть детей 7 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Один ребенок с заданием не справились, даже с использованием помощи.

        Третья серия контрольного этапа.

        Из анализа результата третьей серии:

        4 человека выполнили задание без ошибок, назвали четыре правильные картинки. 6 детей справился с заданиями частично. Не справившихся с заданием не было.

        Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы, это качество стало значительно лучше, сравнивая с констатирующем этапом. Все дети воспользовались помощью педагога.

        В контрольном эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

        I подгруппа.

        Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 10% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. В эту группу входил один ребенок. У него низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Анализ заданий показал, что ошибки у ребенка из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

        II подгруппа.

        Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 70% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети младшего дошкольного возраста и свойственно частые отвлекания, недостаточность словарного запаса. Данные дети быстро уставали. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

        III подгруппа.

        Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 20% детей, которые выполняли  80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, хороший словарный запас. В данную группу вошли 2 исследуемых.

        Выводы по результатам контрольного эксперимента.

        Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти  детей можно сказать следующее, что у детей усваивается материал по-разному. Важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

        Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:

        — использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

        — система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

        — использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

        — благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата.

        Также нами был сделан вывод о том, что среда, окружающая ребенка играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника элементами моделирования.

         

        Заключение

        Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка.

        Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

        Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

        Содержание

        Аннотация …………………………………….4

        Введение……………………………………….5

        Для чего нужна мнемотехника……………….7

        Как происходит обучение…………………….9

        Перечень стихотворений с наглядным моделированием………………………………12

        Анализ эксперимента………………………………..21

        Заключение……………………………………42

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Методы разработки по ПДД

        Методические разработки по ознакомлению детей с ПДД «Берегись автомобиля!»

        На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

        В курс ОБЖ для дошкольников вошли шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».

        Ребенок на улице. Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

        Обучение детей правилам дорожного движения занимает особое место в основах безопасности жизнедеятельности. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

        Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

        • снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
        • развитие психофизиологических качеств ребенка;
        • формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

        Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако, дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема.

        Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

        При построении системы работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
        — ребенок – пешеход;
        — ребенок – пассажир городского транспорта;
        — ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки,
        снегокат, ролики).

        В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

        Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения.

        Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревнования и стимулировать познавательные мотивы. Это возможно при соблюдении следующих условий:
        — эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
        — положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
        — формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.

        Ознакомление детей с правилами дорожного движения можно начать с организации предметно-развивающей среды, а именно с организации так называемого «Островка безопасности», в котором представить наборы транспортных средств, иллюстрации, дидактические игры «Собери машину», «Светофор», «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Перекресток» и др., атрибуты для сюжетно-ролевых игр, развивающие игры с применением современных технологий. Интересной и эффективной формой работы является организация сюжетно-ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

        Эффективными являются целевые прогулки, направленные на закрепление дошкольниками знаний по ПДД. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность поведения.

        Можно организовать целевую прогулку на перекресток, где использовать такие игровые приемы, как словесные дидактические игры, которые помогают детям активно наблюдать за транспортом, перекрестком, сигналами светофора, распознавать элементы дороги. Например игра «Как могут ехать машины» уточняет особенности движения транспорта в связи с подаваемыми сигналами; игра «Это я, это я, это все мои друзья» закрепляет правила поведения на остановке и в транспорте; игра «Угадай знак» закрепляет знание дорожных знаков.

        Можно проводить развлечения и праздники для детей по правилам безопасного поведения на дороге с привлечением родителей и инспекторов ГИБДД, где дети вместе с родителями играют в подвижные и дидактические игры по правилам дорожного движения, например: «Азбука безопасности», «Как Незнайка шел в детский сад», «Как дети научили Бабу-Ягу правилам дорожного движения» и другие.

        В ознакомлении детей с правилами дорожного движения необходимо в настоящее время использовать инновационные методы, к которым относятся алгоритмические игры. В данных играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Цель алгоритмических игр заключается не только в закреплении правил дорожного движения, но и в обучении ориентировке в пространстве, в развитии монологической речи, в развитии логического мышления. Примеры алгоритмических игр: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», «Дорога домой», целью которых является обучение детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения.В работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения эффективно использовать настольно-печатные игры.

        Обучение и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются именно в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, групповые, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

        Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:

        • ознакомление с правилами безопасности на специально-организованных занятиях;
        • ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
        • организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
        • использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр;
        • встречи с интересными людьми профессии «инспекторов ГИБДД»;
        • просмотр презентаций по данной тематике;
        • игры-драматизации, развлечения;
        • познавательные минутки;проекты.

        Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.

        Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

        • Познакомить детей с правилами дорожного движения;
        • Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
        • Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
        • Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
        • Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

        Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили воспитатели, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил дорожного движения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительную работу и среди родителей. Работа с родителями может принимать разнообразные формы:

        • Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны», «Грамотный пешеход».
        • Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».
        • Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте», «Помните ли вы?»
        • Показательные занятия. Анкетирование.
        • Встречи с инспектором ГИБДД.
        • Просмотры видеофильмов:«К чему приводит невнимание к детям».
        • Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей»,
        «Нужные знаки»; макетов, светофоров.

        Вывод: Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

        Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Интересной и эффективной формой работы является организация сюжетно-ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

        Примерная тематика занятий с дошкольниками:

        «Дорога в дошкольное учреждение».
        «Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению».
        «Предвидение опасности на улицах». «Виды транспортных средств».
        «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке».
        «Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части дороги».«Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров».
        «Виды и сигналы светофоров». «Дорожные знаки для пешеходов». «Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – «зебра»)».

         

        Оформление игровой зоны с приоритетом решения задач по ознакомлению детей с ПДД

        Игра – это одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее ярких эмоционально окрашенных форм детской деятельности по усвоению  правил дорожной безопасности.

        В группе создана предметно-развивающая среда по ПДД, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.

        Вместе с родителями подготовлены атрибуты к игре «Дорожное движение».

        Мнемотаблица «Красный – желтый – зеленый».

        Тема. Почему выбраны именно эти цветы.

        I этап. Сжатая информация (3-4 минуты) по содержанию коллажа.

        Примерный рассказ.

        Как ты думаешь, почему запрещающие сигналы бывают красного цвета? Красный цвет заметнее, его не спутаешь ни с каким другим, поэтому ему такое доверие. Вот потому-то большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены красной краской. С красным цветом у нас связано представление об огне, об опасности. Красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности.

        Понятно теперь, почему именно красный сигнал светофора останавливает транспорт и пешеходов?

        II этап. На следующем занятии материал повторяется. Устанавливаются логические связи между элементами мнемотаблицы (буквы, цифры, предметы), например:

        —       Что означают буквы К, З, Ж?

        —       Это сигналы светофора.

        —       На что похожи сигналы светофора?

        —       Красный – «огонь», опасность. Желтый – «солнышко»; оно и друг и враг, оно предупреждает. Зеленый – «луг»; это покой, отдых, безопасность и т.д.

        Ребенок усваивает сказанное воспитателем гораздо быстрее, если его рассказ непосредственно связан с предметом, картинкой или действием, которое ребенок видит или самостоятельно выполняет. В группе смоделирован макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада. В ходе рассматривания макета показывается, рассказывается детям про город, улицы, транспортные и пешеходные светофоры, пешеходные переходы и т.д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывается, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняется, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показываются опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д.

        Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений, сделав макет перекрестка, обсуждается с детьми опасные ситуации на перекрестке.

        Изучаются дорожные знаки, объясняется, что означает каждый знак, дети учатся различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

        В НОД используются иллюстрации для изучения и закрепления алгоритма перехода дороги «остановись – посмотри – перейди».

        Вопросы для игры «Колесо истории»

        1.Каково, по вашему мнению, происхождение дорожных знаков?

        Варианты: историческое прошлое; придумали люди с появлением транспорта; изобретение какого-либо деятеля.

        Ответ: дорожные знаки пришли к нам из глубин веков. Первобытные люди первоначально пользовались звериными тропами, так как они безопасны. Потом люди делали свои тропы, оставляли пометки, предупреждая других: веточка положенная поперек тропы ( значение не иди сюда!), наконечник стрелы или копья, а возле рисунок шалаша ( шагай так — впереди жилье) и т.п.

        Некоторые знаки, внешне изменившись, дожили до нашего времени: веточка, положенная поперек тропы, напоминает знак «Въезд запрещен».

        2. Откуда во всем мире появилось правостороннее движение?

        Варианты: связано с физиологией человека; появилось с возникновением транспорта; определено каким-либо знаком, ученым – изобретателем.

        Ответ: правая рука у человека развита лучше, поэтому легче поворачивать направо. Путешественники ранее для безопасного движения по дорогам были вооружены. В правой руке было копье или лук, меч, а левый бок, сердце защищали щитом. Когда встречались на дороге, расходились так, чтобы к незнакомцу был обращен защищенный бок. Постепенно правостороннее движение стало привычкой: придерживаются правой стороны пешеходы, едут по правой стороне машины, справа по путям катятся поезда.

        3. Когда и где появился первый светофор?

        Варианты: в начале XIXв.; в конце XIX в.; вначале XXв.; в Германии, Риме, Англии.

        Ответ: слово светофор происходит от двух слов: русского свет и греческого «Форос»- несущий (тот, кто несет свет). Прообраз первого светофора был установлен в Лондоне на Парламентской площади в 1868г.

        4.Когда и кем было построено самое первое самоходное наземное средство передвижения с двигателем?

        Варианты: француз Никола Куньо; немец Карл Бенц.

        Ответ: в 1769г. Никола Куньо построил громоздкий трехколесный экипаж с паровым двигателем. Скорость движения была всего 5 км. в час, запасы топлива приходилось пополнять через каждые 24 км.

        5.Где и кем впервые были введены правила дорожного движения?

        Варианты: Юлий Цезарь в Дремнем Риме; в Германии с появлением первого авто с бензиновым двигателем Даймлера; во Франции с появлением первого парового автомобиля.

        Ответ: в Древнем Риме возникали уличные пробки при движении колесниц. Юлий Цезарь впервые ввел правила дорожного движения, которые отличаются от современных правил, но некоторые сохранились и поныне. Для контроля за соблюдением правил была создана специальная служба, что-то вроде нашей Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В основном древние регулировщики предотвращали споры между водителями колесниц с помощью кулаков. Богатые вельможи практиковали такой способ преодолевания заторов: по пути следования высылали вперед скороходов, которые перекрывали поперечное движение на перекрестках и обеспечивали свободный проезд своим хозяевам.

        Задания на Cуперигру

        — Нельзя не отметить, что одна из серьезнейших проблем современных водителей — это дорожные пробки.

        Вопрос: Когда и где зафиксирована самая рекордная автомобильная пробка?

        Варианты: Москва, 1997г.; Англия, 1984г.; Германия, 1990г.; Америка, 1989г.

        Ответ: рекордная автомобильная пробка была зафиксирована 12 апреля 1990г. В Германии. В ней «застопорилось» полтора миллиона машин.

        — На наших дорогах наряду с отечественными машинами часто встречаются иномарки, а среди них «Мерседес» и «Пежо».

        Вопрос: Каково происхождение этих машин?

        Варианты: по имени изобретателя; по имени известного деятеля этой страны; в честь родственников.

        Ответ: в 1901г. Даймлер и Бенц организовали фирму, которая приступила к выпуску машин, названных по имени дочери Даймлера – Мерседес.

        — Язык жестов пришел к нам от наших предков. Сотни племен, встречаясь друг с другом, отлично понимали язык жестов. Сохранился он и в наше время.

        Вопрос: Попробуйте найти в жестах милиционера-регулировщика жесты наших предков: охотников и воинов.

        Ответ: встречаясь в дремучих лесах, охотники часто не знали, друг перед ними или враг. Поднятая правая рука означала, что оружия нет, а значит, и злых намерений тоже: можно остановится и поговорить. Та же рука, поднятая с мечом или с копьем, требовала, чтобы встречный остановился. И у регулировщика поднятая рука с жезлом или без него – знак остановки.

        Повернулся регулировщик лицом в направлении движения — вновь останавливаются машины. Ведь спина и грудь у регулировщика – это стена для водителя. Такая поза заимствована у древних воинов, которые прикрываясь щитом, преграждали дорогу врагам.

        Подходить к ним со спины считалось недостойным настоящего воина.

        Подводятся итоги игры, вручается приз победителю.

        Подготовила воспитатель МБДОУ « Детский сад № 30»

        г. Новокузнецк

        Изюрова Т.В.

        infourok.ru

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *