cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Методы исследования в исследовательской работе школьников – Методы исследования | Обучонок

Методы исследования | Обучонок

Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи.


Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте.

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте школьника.

Виды методов исследования


Методы эмпирического уровня:
  • наблюдение;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • фотографирование;
  • счет;
  • измерение;
  • сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент;
  • лабораторный опыт;
  • анализ;
  • моделирование;
  • исторический;
  • логический;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение;
  • абстрагирование;
  • идеализация;
  • формализация;
  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Основные методы исследования


1. Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

3. Опрос

Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

4. Анкетирование

Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

6. Анализ текста

Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Примеры записи методов исследования


Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы рюкзака;
— анализ полученных данных.

Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:
Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

Рекомендуем перейти к:
Теоретической значимости исследовательской работы

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Методы исследовательской работы«:
<a href=»http://obuchonok.ru/metody» target=»_blank»>Методы исследования в исследовательской работе</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/metody]Методы исследования[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Основные методы научного исследования: примеры, описания

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.
Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении  дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

kursach37.com

Методы исследования | Онлайн-конструктор тем исследовательских работ

Здесь ты можешь познакомиться с основными
МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ


 

Изучение литературы и других источников информации по теме

Это сбор информации по теме исследования из книг и электронных источников, в т.ч. сайтов сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, выдели основные понятия, важные для твоего исследования, и найди их определения. Не забывай, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте работы не забывай делать ссылки на источники информации – книги и сайты.

 

Наблюдение

Это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, составь план. Ответь на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно ты будешь наблюдать. Результаты наблюдений записывай. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

 

Опрос

Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

 

Анкетирование

Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.
Готовясь к опросу, четко сформулируй вопросы, на которые ты хочешь получить ответы, и определи, кому ты будешь их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

 

Эксперимент

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Помни: учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены.

 

Анализ текста

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

temagenerator.ru

МЭП_оформление работ — Стр 2

Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:

— методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;

— желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение

  • интервью

  • анкетирование

  • опрос

  • собеседование

  • тестирование

  • фотографирование

  • счет

  • измерение

  • сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент

  • лабораторный опыт

  • анализ

  • моделирование

  • исторический

  • логический

  • синтез

  • индукция

  • дедукция

  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение

  • абстрагирование

  • идеализация

  • формализация

  • анализ и синтез

  • индукция и дедукция

  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования

Пример 1.

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.

Методы исследования:

1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;

2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.

Методы исследования:

1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;

2. проведение замеров температуры;

3. системный анализ;

4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.

Методы исследования:

— изучение и анализ литературы;

— опрос школьников;

— проведение замеров массы рюкзака;

— анализ полученных данных.

Пример 6.

Методы исследования:

1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.

2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:

Пример 7.

Методы исследования:

1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.

2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.

3. Метод фотографирования.

4. Анализ полученных данных.

Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое применение.

Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.

Теоретическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?

Обычно описание теоретической значимости исследовательской работы можно начать так: «Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в … для…».

Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваша работа школе.

Возможно результаты исследовательской работы обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе и т.д.

Примеры описания теоретической значимости работы

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику и подняла этот вопрос в своей школе.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями. Работники сотовых связей также должны задуматься, т.к. именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям.

Описание практической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь полезное практическое применение.

Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.

Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?

Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: «Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в … для …».

Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет ваша работа школе.

Возможно полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д.

Примеры описания практической значимости работы

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание».

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.

Практическая значимость моей работы: ее можно использовать в школьном курсе «Этика и психология семейном жизни».

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по биологии в 9-м классе.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителем биологии и физики для объяснения тем и проведения занимательного урока охраны здоровья.

Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, для подготовки к экзаменам.

Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций по употреблению определённых продуктов питания, содержащих пищевые добавки.

Каждый из перечисленных выше пунктов Введения в исследовательскую работу описывается с нового абзаца без нумерации и без оформления в виде заголовка.

Желательно выделить жирным, курсивным, подчеркнутым шрифтом слова: актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т.п.

Раздел Введение оформляется согласно правил оформления исследовательской работы. Объем раздела Введение — обычно 1-1,5 страницы.

Историческая справка по проблеме исследовательской работы

Основная часть исследовательской работы

Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.

Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

Выбор материала, методов для проведения исследования.

Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).

Описание этапов проведения исследования.

Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).

Заключение

(краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач)

В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

Используемая литература

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

Список литературы или Список использованной литературы в исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется.

Список литературы исследовательского проекта помещается на отдельном листе.

По правилам Список использованной литературы принято помещать после Заключения.

В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над исследовательской работой. Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.

Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.

Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.

Удобным является расположение литературы по алфавиту.

Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).

Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.

Оформление Списка использованной литературы

Использованная литература

  1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.

  2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 34. — Ст. 3158

  1. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова — Киев: НАУ, 2003. — 245 с.

  1. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. — М.: РАГС, 2003. — 268 с.

  1. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.

  1. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.

  1. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395

  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2000. — 940 с.

  1. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013). План оформления творческого проекта. Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web: http://tvorcheskie-proekty.ru/plan

  1. Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа: науч.-практ. пособие/ В. Г. Игнатов. — Ростов-на-Дону: СЗАГС, 2000. — 319 с.

Приложения

(диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Завершают работу учащегося Приложения исследовательской работы.

В приложениях выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п.

Приложения исследовательского проекта помещаются на отдельных листах после Списка литературы.

В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение 1» и его название.

При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте исследовательской работы, например: (см. Приложение 1). Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте. Объем работы – 10-15 страниц текста без учета приложений.

В приложениях исследовательской работы размещают:

  • вопросы анкетирования;

  • вопросы и варианты ответов теста;

  • составленные рекомендации, памятки;

  • собственные стихотворения;

  • таблицы;

  • графики и диаграммы;

  • дополнительные расчеты;

  • рисунки и фотографии;

  • иллюстрации этапов опыта;

  • распечатки расчетов с ЭВМ.

Приложения исследовательской работы располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения и на листах формата А3; А2; А1.

УДАЧНОЙ РАБОТЫ!

18

studfiles.net

Методика исследовательской работы (спецкурс)

Заседание спецкурса

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Автор: Полякова Наталья Ивановна,

учитель географии ГБПОУ МГОК

Цели и задачи:

  • Отработка навыков исследовательской деятельности, знакомство с типами исследований, методами исследований, правилами классификации и структурирования текста, оформления исследовательской работы и подготовки тезисов,

  • Формирование экологического мышления через ситуации экологического выбора и прогноза,

  • Развитие навыков работы в группе.

Тип занятия: практикум.

Оборудование: индивидуальные опоры.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

На заседании спецкурса собрались вместе учащиеся различных классов: асы в написании исследовательских работ, те, кто еще только начинает работу и те, кому предстоит задуматься над этим.

  1. Постановка целей и задач.

Сегодня мы займемся не изучением конкретных фактов и явлений, а познакомимся с методикой исследовательской работы, так как каждому из вас в течение учебы приходится сталкиваться с исследовательскими работами в качестве их авторов, объектов исследования или же слушателей. Научиться правильно выполнять исследовательскую работу – наша основная задача на сегодняшнее заседание.

  1. Планирование решения.

Скажите, какие этапы можно выделить в работе над исследованием?

  • Актуализация проблемы

  • Выделение целей и задач исследования

  • Выдвижение гипотез

  • Выбор методов исследования

  • Сбор и обработка материала

  • Оформление работы

  • Подготовка тезисов

  • Защита работы

В какой последовательности необходимо расположить эти этапы?

  1. Решение поставленных задач.

Рассмотрим все этапы работы над исследованием.

Многие исследователи говорят, что увидеть и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить. Многие люди проходят мимо, и только один может заметить какую-либо проблему.

Предлагаю вам широко известное задание американского психолога Дж. П. Гилфорда: найдите, работая в группе, один из вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования такого привычного на уроках географии предмета, как атлас.

(высказывания участников групп)

Я хочу обратиться к вам с вопросом: как вы пришли к теме своей научно-исследовательской работы? Сразу ли тема исследования оформилась в окончательном виде или же претерпевала изменения?

В том, что тема исследования трансформируется в процессе работы над ним, нет ничего страшного, так как процесс познания может привести к совершенно неожиданным выводам. Главное, научиться видеть проблему во всем – большом и малом, обыденном и уникальном. Главное отличие исследования от проектирования, в идеале, это бескорыстный поиск истины. Если в итоге удается решить какую-либо практическую проблему, то это – не более, чем побочный эффект. Так, например, Фарадей, открывший законы электромагнитной индукции, на вопрос о том, где могут быть использованы результаты его открытия, не мог сказать ничего вразумительного. И только позже, в середине ХХ века его открытия стали активно использовать в радиоэлектронике.

Темой для исследования могут послужить даже старые школьные тетради, ведь по ним можно изучать географию целлюлозно-бумажной промышленности.

В зависимости от предмета исследования все исследовательские работы можно подразделить на три условных типа: фантастические, экспериментальные, теоретические.

Приведите примеры исследований каждого типа.

Постановка проблемы сопровождается выдвижением общих целей и конкретных задач.

Рассмотрим на примере исследовательской работы по теме: «Экологическое состояние Белебеевского района»,

Что является целью работы?

«Изучение экологического состояния Белебеевского района»,

Задачи: изучение состояния атмосферы, водных объектов, почв, растительного и животного мира.

Кто попробует выдвинуть цели и задачи своей работы?

Таким образом, задачи конкретизируют поставленную цель.

Еще до накопления фактического материала у каждого из вас в самом начале работы над исследованием уже имеются те или иные предположения о возможных путях решения поставленной проблемы.

Эти предположения называются гипотезами (от hypothesis – основание, предположение) и некоторые из них на первый взгляд могут показаться даже абсурдными.

Известный французский естествоиспытатель Ж. Кювье в начале 19 века высказал гипотезу о глобальных катастрофах, резко изменивших биосферу Земли. Он считал, что в основе геологического развития Земли лежат катастрофические события. Гипотеза подвергалась критике, но в связи со стремительным развитием космических исследований и аналитической техники идея о роли катастроф в истории биосферы вновь стала предметом серьезного внимания ученых.

Я предлагаю вам выдвинуть собственные гипотезы по следующей проблемной ситуации:

В ходе сбора материала по экологической обстановке Белебеевского района ребятами было выяснено следующее: На территории района появился медведь, суслик – байбак, бобр, т. е. те виды, которые ранее не были характерны для нашей фауны. В чем причины этого? Обсудите в своих группах.

В ходе работы большинство гипотез оказываются отвергнутыми. Но это не означает, что необходимо выдвигать только одну гипотезу. Чем больше гипотез выдвигается на ранних этапах работы над исследованием, тем выше вероятность решения самой проблемы.

Для выработки гипотез хорошо подходит матрица:

Заполните ее, предложив решения следующей проблемы: вы нашли брошенного щенка. Как с ним поступить?

Методы исследования – те приемы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания (такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др.), так и специальные методы. Примерами специальных методов исследования могут служить методы интервалов в математике, спектральный анализ в физике и химии, в гуманитарных науках активно применяются тестирование, анкетирование, интервью. Узкоспецифичныек методы носят имена ученых, их разработавших. Например, метод Гаусса в математике для решения системы линейных уравнений.

Какими методами пользовались вы в своей работе?

При сборе и обработке материала нередко приходится прибегать к помощи классификаций, т.е. делению понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы.

Правила классификации:

— члены деления должны быть непересекающимися (исключать друг друга),

— деление на каждом этапе должно проводиться только по одному основанию,

— деление должно быть соразмерным: объем делимого должен быть равен объединению объемов членов деления,

— основание классификации должно быть определено признаком, существенным для решения задачи.

Задание: 1. Классифицируйте и обоснуйте классификацию геометрических фигур.


2. Классифицируйте следующие объекты: Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Дон, Северная Двина.

3. Классифицируйте следующие объекты: Гольфстрим, Северное пассатное, Перуанское, Куросио, Западных ветров, Калифорнийское.

4. Классифицируйте следующие объекты: Нью-Йорк, Москва, Канберра, Париж, Вашингтон, Шанхай, Санкт-Петербург.

Кроме этого, необходимо придерживаться определенной структуры, логичности текста, иначе теряется смысл.

Восстановите последовательность событий в тексте:

«Многие из них улетели в теплые страны. Когда дует ветер, они отрываются от веток и летят высоко над землей. Птицы уже не поют. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели и быстро опадают. Все чаще идут дожди, стало холодно».

Восстановленный текст: «Наступила осень. Все чаще идут дожди, стало холодно. Листья на деревьях пожелтели и быстро опадают. Когда дует ветер, они отрываются от веток и летят высоко над землей. Птицы уже не поют. Многие из них улетели в теплые страны».

Вернемся к нашей матрице: настало время оценить эффективность предложенных вами гипотез. Оцените идеи с точки зрения сложности, дороговизны, опасности, комфортности и длительности реализации.

Таким образом, наглядно видна эффективность ил неэффективность тех или иных идей, гипотез.

Существуют строгие правила оформления исследовательской работы.

В любой работе, как правило, выделяют три основных этапа: введение, основную часть и заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее формулируется цель и задачи исследования.

Основная часть исследования содержит обзор источников по данной проблеме, описание этапов работы и процесса.

В заключении исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью.

Подробно вопросы оформления исследовательской работы вы можете прочесть на стенде.

Работая над исследованием в течение длительного времени, неизбежно сталкиваешься с проблемой обилия информации, хочется поделиться со всеми своими умозаключениями. В том числе, и с теми, кто оценивает вашу работу. Но, несмотря на ваше желание говорить часами, на все выступление вам отводится 5-7 минут.

Как уложиться в столь короткий срок и не упустить главного?

Тезисы (thesis – положение, утверждение) – утверждение, требующее доказательства, более широко – любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.

Задание: составьте тезисы некоей исследовательской работы:

«ПОЧВЫ Белебеевского района

Основной фонд почвенных образований слагается из черноземных почв, часто карбонатных, кроме того, представлены серые лесные почвы.

Почвы легкие и среднесуглинистые. Почвообразующие породы – делювиальные отложения, элювиальные отложения верхнепермских пород.

При характеристике почв следует учитывать такие показатели, как содержание фосфора, калия, гумуса, микроэлементов, реакция среды, содержание тяжелых металлов и радиационный фон почвы.

За последние два десятилетия почвенные характеристики изменились следующим образом:

  • Содержание подвижных фосфатов снизилось с 98 до 95 мг на кг почвы,

  • Содержание калия также снизилось, что снижает устойчивость сельскохозяйственных культур к воздействиям неблагоприятных факторов,

  • Значительно изменилась кислотная реакция почв – появились значительные площади сильно-кислых почв, для нейтрализации которых необходимо известкование,

  • Только за последние 15 лет содержание гумуса снизилось на 0,8% (при средних показателях по Республике 0,2%), а мощность гумусового горизонта уменьшилась на 10 см,

Для достижения бездефицитного баланса гумуса по данным агрохимической науки на черноземных почвах необходимо вносить не менее 8 тонн органических удобрений на гектар пашни, иначе начинаются необратимые процессы деградации почв.

  • Из микроэлементов низкое содержание цинка, кобальта, что снижает продуктивность пашни,

  • Из тяжелых металлов, оказывающих негативное влияние на здоровье людей и рост культурных растений, на территории района повышено содержание такого элемента, как кадмий,

  • В районе суммарная бета-активность составляет 1,15*10-8 кюри/кг, что свидетельствует о том, что радиоактивное загрязнение не выходит за пределы естественного радиационного фона и опасности загрязнения продукции сельского хозяйства радиоактивными веществами не существует.

Кроме изменения химического состава почвы происходит и ее физическое разрушение вследствие интенсивного сельскохозяйственного использования, неправильной распашки, несоблюдения правил севооборота. Эрозионные процессы развиты слабо и наблюдаются лишь на крутых склонах. Распространена водная и ветровая эрозия.

Природоохранные мероприятия:

  • Зимнее внесение всех видов минеральных и органических удобрений,

  • Исключение сжигания соломы, стерни, рекомендация их запашки,

  • Корректировка доз внесения пестицидов с учетом величины остаточного количества при предыдущем использовании,

  • Обязательное соблюдение водоохранных зон,

  • Севооборот культур,

  • Поперечная распашка склонов, террасирование».

И завершающим этапом работы над исследованием является его защита. Выступление должно быть четким, грамотным, максимально иллюстрированным и, конечно же, эмоциональным. Предлагаю вашему вниманию выступление Хайруллиной Алии и Зуевой Любы с исследовательской работой, которая была начата в прошлом году как «Демографический портрет учащихся гимназии №1» и заняла второе место на Республиканском конкурсе научных проектов «Малая академия наук школьников Республики Башкортостан». В этом году девочки продолжили ее. Что из этого получилось – судить вам.

  1. Рефлексия.

Обратимся к началу нашей работы. Какие задачи были поставлены на сегодня?

Все ли они оказались решены в ходе работы?

Завершить занятие хотелось бы словами М.В. Ломоносова:

«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет…»

infourok.ru

Исследовательские методы и методики

Понятие исследовательских методов и методик

В ходе любого исследования применяются определенные методы методики, образующие в совокупности целостную систему. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических способов, связь которых позволяет с самой большой достоверностью обследовать такой сложный, многосторонний и функциональный объект, как педагогический процесс. Использование определенных методов и методик позволяет со всех сторон исследовать проблему, изучить все ее аспекты и характеристики.

Определение 1

Методы педагогического исследования — это самостоятельные приемы изучения педагогических явлений и процессов, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей и взаимоотношений, а также с целью построения и обоснования научных концепций.

Виды исследовательских методов и методик

Исследовательские методы и методики весьма многочисленны и разнообразны. В самом общем смысле их можно поделить на 3 основные группы:

  1. методы исследования педагогического опыта (эмпирические)
  2. методы теоретического исследования
  3. математические и статистические методы.

Методы исследования педагогического опыта представляют собой приемы работы по изучению реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Исследуется как передовой опыт, так и опыт рядовых учителей. Их проблемы зачастую отображают настоящие противоречия педагогического процесса, назревшие либо назревающие трудности. При этом чаще всего используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анализ письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации в целом.

Рисунок 1. Исследовательские методы и методики

Наблюдение как метод исследования в педагогике применяется довольно часто и представляет собой целенаправленное восприятие педагогической действительности, в ходе которого изыскатель получает точный фактический материал. При этом проводятся записи (протоколы) исследований. Перед началом наблюдения, как правило, составляется план с выделением точных объектов исследования, по которому строится дальнейший процесс. По своей структуре наблюдение проходит ряд этапов:

  • определение задач и цели;
  • выбор объекта, предмета и ситуации;
  • выбор метода исследования;
  • выбор методов регистрации наблюдаемого;
  • обработка и интерпретация приобретенной информации.

По виду различают наблюдение включенное, когда изыскатель становится членом той группы, в какой проводится наблюдение, и невключенное, когда наблюдение проводится со стороны; открытое и закрытое; сплошное и частичное. В целом, наблюдение — это чрезвычайно доступный и простой метод исследования, но он имеет некоторые недочеты, связанные с тем, что на результаты исследования могут оказывать воздействие личные особенности самого исследователя.

Беседа может быть как самостоятельным методом исследования, так и вспомогательным, применяемым с целью получения важной информации или же объяснения того, что осталось неясным при наблюдении. Она также ведется по заранее подготовленному плану с перечнем вопросов, которые следует задавать. Однако запись ответов, как правило, не фиксируется, то есть беседа проводится в свободной форме.

Разновидностью беседы считается интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. Здесь исследователь придерживается заблаговременно намеченных вопросов, задаваемых в некой последовательности, а все ответы открыто записываются.

Анкетирование является весьма популярным методом психолого-педагогического исследования. Это способ группового сбора материала при помощи анкеты, состоящей из ряда вопросов, на которые исследуемые представляют письменные ответы. Если беседа и интервью проходят в процессе прямого общения, то анкетирование напротив, называют заочным выборочным опросом.

Результативность данных методов во многом зависит от содержания и текстуры задаваемых вопросов. В связи с этим к составлению вопросника следует подходить очень серьезно, продумывать все детали, своевременно корректировать их.

Значимый материал может дать исследование продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д. Данные материалы могут предоставить объемную информацию о личности учащегося, его индивидуальных особенностях работы, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Исследование школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, дневников, протоколов собраний и т. д.) вооружает изыскателя объективной информацией, характеризующей реальный педагогический процесс.

Большую роль в психолого-педагогических исследованиях играет педагогический эксперимент как исследовательская деятельность с целью выявления причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Он подразумевает моделирование педагогического действия; активное влияние на него самого исследователя; измерение эффектов педагогического воздействия и взаимодействия. Различают естественный и лабораторный эксперименты, которые отличаются условиями проведения. Кроме того, педагогический эксперимент может быть констатирующим, (устанавливающим реальное состояние дел) или же преобразующим (когда ведется целенаправленная его организация для определения различных критериев развития отдельного школьника или классного коллектива в целом). Сложность экспериментального метода в том, что необходимо в совершенстве обладать техникой его проведения, уметь устанавливать контакт с испытуемыми.

Среди теоретических методов следует назвать, прежде всего, теоретический анализ — выделение и обсуждение отдельных сторон, отличительных черт, параметров педагогических явлений. Анализируя отдельные прецеденты, группируя, систематизируя их, выявляется общее и различное, устанавливается единый принцип или же правило.

Теоретические методы важны для определения задач, формулирования гипотез и для оценки собранных материалов. Они тесно связано с исследованием различной литературы: педагогических трудов классиков, историко-педагогических работ и документов, периодической педагогической печати, художественной литературы о школе, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий. Работа с литературой подразумевает применение таковых методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование. Это позволяет выяснить, какие стороны и вопросы уже достаточно изучены, а какие нуждаются в дополнительном исследовании. Математические и статистические методы в педагогике используются для обработки приобретенных данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями в виде графиков, диаграмм, таблиц. Они могут помочь оценить результаты работы, увеличивают надежность выводов, предоставляют основания для теоретических обобщений.

Замечание 1

Следует отметить, что перечисленные методы педагогического исследования применяются не в отдельности, а в совокупности, дополняя друг друга.

spravochnick.ru

Методика исследовательской деятельности в школе

Трубач А.М. Выступление на городском семинаре.

  1. Исследование, проблема исследования, выбор темы.

Развитие продуктивных, развивающих технологий в образовании является на сегодняшний день актуальной задачей. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельныйпоиск истины распространяется на все сферы жизнедеятельности. Поэтому обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Прежде чем начать исследование с учениками, каждый учитель должен уяснить для себя, что же такое исследование?

Исследование-приобретение новых знаний в ходе собственной исследовательской деятельности (такие знания являются самыми прочными).

Чтобы научиться этому, нужно овладеть : 1. Техникой исследовательского поиска и познания, 2 практикой проведения собственного исследования

Качества, которыми должен обладать исследователь- 1.познание- наблюдательность, умение работать с информацией; 2- творческие- фантазия, умение выдвигать идеи; 3- организационные- аккуратность, планирование.

Постановка проблемы

Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы решить. Нужно уметь отыскать необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется простым и ясным.

Существует следующая проблема- неизвестно- существовал ли на русской земле такой человек? Этот вопрос заинтересовал наш класс при знакомстве с былинами об Илье Муромце, и мы решили провести исследование.

Тема исследования

При выборе темы необходимо придерживаться следующих критериев:

  1. актуальность темы

  2.  полезность участникам исследования

  3.  оригинальность

  4.  возможность относительно быстрого выполнения

  5.  доступность 

  6. сочетание желаний и возможностей ( наличие литературы, материала, времени на исследование

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно – обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования. 
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, — задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.  Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатый и не доведенный сразу до конца проект ( рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченным. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную выше особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. 
Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.
Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Тема нашего исследования Илья Муромец- миф или реальность?

  1. Содержание исследовательской работы

  1. Титульный лист

Указывается:

полное название организации, где выполнена работа

тема проекта

фамилия имя автора проекта, класс, школа

Фамилия имя отчество руководителя,

Город, год

  1. Оглавление-указывается название раздела и страница

3. Аннотация

1.Цель исследования

Тема выбрана. Определить цель исследования — значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.

Цель — Исследовать целостный образ богатыря Ильи Муромца и найти свидетельства, подтверждающие, что у литературного героя был прототип.

  1. Гипотеза

Далее в работе- ГИПОТЕЗА.

Гипотеза- это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Это утверждение. Гипотеза- попытка предвидения событий, она дает нам возможность увидеть проблему в другом свете, выйти за рамки обыденных представлений.

В соей работе мы выдвинули следующую

Гипотезу: Если Илья Муромец — реально существовал, то он был богатырём, защищавшим святую Русь.

  1. Этапы исследования

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектированияПод руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: объем работы и этапы ее выполнения

Этапы нашего исследования:

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка цели и задач, гипотезы.

3. Определение методов исследований.

4. Планирование.

5. Сбор материала, работа с литературой, интернетом.

6. Обработка информации.

7. Сравнение результатов с гипотезой.

8. Выводы и рекомендации.

9. Оформление работы.

4. Новизна исследования

Новизна исследования проявляется в наличии теоретических положений, выводов, которые впервые сформулированы и убедительно обоснованы или в раскрытии ранее недостаточно исследованных вопросов.

 Неубедительно выглядят исследования, авторы которых лишь «предприняли попытку» исследовать проблему. Естественно, возникает вопрос: каковы же результаты этих попыток?

Новизна исследования:

Данная работа содержит интересные факты, теоретический материал об Илье Муромце. Илья Муромец впервые рассматривался авторами работы не только как былинный герой , но и как герой картин художников, как реальный человек, как православный святой, а так же авторы работы совершили виртуальное путешествие на родину Ильи Муромца- в город Муром.

  1. Результаты работы и выводы

Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.

Количество выводов должно быть равно количеству исследовательских частей работы

Например:

В результате работы были сделаны следующие выводы:

Глава исследования

Вывод

Илья Муромец в былинах

в былинах мы можем проследить всю жизнь Ильи Муромца от рождения до старости. При этом, образ богатыря представлен не только, как образ героя, но и как реального человека, с присущими ему недостатками и слабостями. Однако, это не уменьшает уважение к герою, а наоборот, делает его более привлекательным и близким читателю. Лично мы считаем, что самое лучшее в Илье Муромце – это его преданность и любовь к простым людям.

Илья Муромец в картинах художников

образ Ильи Муромца, созданный разными художниками, подтверждает наше первоначальное впечатление о том, что именно в этом богатыре собраны все лучшие качества человека.

Илья Муромец – православный святой

Илья Муромец за героические подвиги и праведный образ жизни признан святым. В результате, слились воедино образ былинного героя и православного святого.

  1. Область практического применения

Предполагаемое применение данного исследования состоит в том, что оно может быть использовано на факультативных занятиях, во внеклассных мероприятиях,на уроках русской литературы, истории,ИЗО,при разработке конференций, семинаров, классных часов и привлечет внимание к изучению древнерусской литературы, познакомит с историческими фактами.

  1. Отзыв руководителя (заверяется печатью школы) содержит:

Актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы, рекомендации к дальнейшему использованию результатов

  1. Рецензия

Рецензирование является показателем научности и подготовленности исследования. Желательно, чтобы работа, имеющая выход на город, область и т. д. имела рецензию работника ВУЗа, исследовательского института и т.п.

Рецензия- это письменный разбор, предполагающий :

  • комментирование основных положений (толкование авторской мысли), собственное дополнение к мысли, высказанной автором, выражение своего отношения к постановке проблемы, ее актуальности и т.д.

  • обобщенную аргументированную оценку

  • указание недостатков и недочетов

  • вывод о значимости работы

Объектом оценки рецензии могут быть-

  • полнота, глубина и всесторонность раскрытия темы

  • новизна, актуальность поставленных проблем

  • позиция, с помощью которой автор рассматривает проблемы

  • подбор исследовательских методов и методик

  • характер и достоверность примеров, иллюстративного материала

  • убедительность выводов

  1. Введение

Раздел «Введение» в общей структуре исследовательской работы является основополагающим. Именно в этом разделе определяется общая программа исследовательской работы. Если «Введение» четко структурировано, каждый компонент раскрыт и логически связан с другими составляющими, то можно считать, что работе задан систематический и целенаправленный характер.

  1. Актуальность выбранной темы

Актуальность темы исследования  это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным

Главный вопрос, на который нужно ответить: Почему именно эту проблему необходимо изучать в настоящее время?

Актуальность темы «Илья Муромец- миф или реальность?»

Нами было проведено анкетирование, которое выявило, что 65 % учеников считают, что Илья Муромец – сказочный персонаж, который не существовал в реальности

100% учеников узнали об Илье Муромце из мультфильмов и былин, изученных на уроке литературы, но ни одного человека не было, который бы прочитал об Илье Муромце в исторических справочниках. Но все ученики хотели бы более подробно познакомиться с жизнью и подвигами Ильи Муромца и других богатырей.

Результаты опроса учащихся нашей школы убедили нас, что наша работа необходима и актуальна.

Выбор нашей темы обоснован тем, что Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса.

Цель и задачи данной работы

Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. 

Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п.

Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. 

Задачи:

— изучить и проанализировать образ Ильи Муромца в картинах художников;

— изучить и проанализировать образ Ильи Муромца в былинах и сказках;

— изучить документальные материалы об Илье Муромце;

— изучить материалы об Илье Муромце как о православном святом;

— совершить виртуальную экскурсию на родину Ильи Муромца город Муром.

Предмет исследования: история 12 века.

Объект исследования: русский герой-богатырь Илья Муромец.

Методы исследования:

Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико.

Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

• интервью,

• опросы,

• обработка статистических и опытных данных.

1)Социологический метод- анкетирование;

2)Теоретический и контекстный обзор литературы в аспектах исследуемой проблемы;

3)Метод историзма, позволяющий проследить процесс развития объекта исследования на протяжении определенного этапа времени.

  1. Обзор литературы

Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.

Анализ источников литературы:

  1. Общее ознакомление

  2. Внимательное чтение по главам и разделам

  3. Выборочное чтение

  4. Выписка из прочитанного

  5. Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

  6. Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Приведу отрывок из литературного обзора своей работы:

По ряду версий, у героя был реальный прототип, — историческое лицо, жившее около 1188 г., хотя русские летописи не упоминают его имени. данное явление впервые описал ученый Муравьёва Т. В. [1]Распространено также отождествление былинного героя и Илии Печерского — святого преподобного православной церкви, мощи которого покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры [1], [3], [4]

Ссылки на источники указываются в квадратных скобках.

  1. Материалы и методы исследования (основная часть)

На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:

– поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,

– сбор информации,

– решение промежуточных задач,

– анализ собранной информации.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

– делаютс записи наблюдений. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.

– Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.

– Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.

– Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

Как это выглядит в нашей работе (отрыков из главы)

Илья Муромец в былинах.

Илья Муромец – центральный герой русского героического эпоса. Ему посвящено более десяти былинных сюжетов, каждый из которых известен во множестве записей. Главнейшие сюжеты об Илье следующие:

1) Илья получает богатырскую силу,

2) встреча Ильи со Святогором,

3) поездка Ильи в Киев и встреча с Соловьем Разбойником,

4) три поездки Ильи,

5) ссора Ильи с князем Владимиром,

6) Илья в Царьграде,

7) Илья и Жидовин,

8) Илья и Идолище,

9) Бой Ильи с паленицей,

10) Бой Ильи с сыном.

11) Илья Муромец и Калинин царь

В главе «Методика работы» указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения; какие использовались способы обработки первичных данных.

Иными словами- в данной главе помещаем весь материал, который далее будем исследовать в Исследовательской части

  1. Исследовательская часть

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. В этой главе приводится ваше собственное изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений и их обсуждение. Результаты исследования нужно представлять строго и наглядно. Данные сводятся в таблицы, которые необходимо прокомментировать и проиллюстрировать понятными графиками и рисунками. Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы, вставленные в основной текст работы, должны иметь номер и четкие названия.

  1. Заключение

После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Не надо делать много выводов. Но они должны быть четкими и понятными. Количество выводов должно быть равно количеству задач.

  1. Список используемой литературы

В этой главе необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, использовавшиеся при выполнении работы, а также литературные источники, на которых ссылались при обсуждении и сравнении результатов. Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов и указывают: автора (ов), название, город, издательство, год издания, количество страниц (для монографии). Порядковые номера должны соответствовать ссылкам в тексте литературного обзора и обсуждения результатов исследования.

  1. Приложения

Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объемным. При его обработке делается много схем, таблиц, графиков, рисунков и т.п. Обычно объем работы ограничен до 10 страниц, столько же отводится на приложения. Поэтому эти данные лучше вынести в приложения. Сюда же можно поместить схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. На полученный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *