cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Метод закаливания рижский – Методическая разработка (младшая группа) по теме: «Рижский метод закаливания в оздоровление детей дошкольного возраста»

Содержание

Методическая разработка (младшая группа) по теме: «Рижский метод закаливания в оздоровление детей дошкольного возраста»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнушка»

                                                                                                           

Мастер — класс

«Рижский метод закаливания в

оздоровление детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                 

        Подготовила воспитатель

МКДОУ д/с «Алёнушка»                                                                    Симакова И.М.

        

        

г. Городовиковск

 Мастер – класс

«Рижский метод закаливания в оздоровлении детей дошкольного возраста»

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для систематического закаливания организма Рижским методом.

Задачи: 

1.Осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Учить детей выполнять упражнения в соответствии с произносимыми словами. Упражнять детей в ходьбе, в ходьбе на носках, прыжках и беге,  сохраняя, равновесие.                                                                                                                         2. Развивать умение действовать по сигналу воспитателя при ходьбе и беге. Создавать положительный эмоциональный настрой.                                                                                     3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Оборудование:  Ребристая доска, канат (верёвка), коврики «Дорожка Здоровья», солевой коврик, коврик смоченный чистой водой, сухой коврик.

Закаливание после гимнастики сна.

1. Какие вы у меня хорошие.

    Какие вы у меня пригожие.

2. Вот к нам солнышко пришло

    Стало весело светло

    (ноги вместе, руки поднять и развести в стороны)    

3. Громче музыка играй

    Нас на зарядку приглашай.        

   ( встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

 Звучит спокойная мелодия

Мы походим на ногах, (по залу)

Мы походим  как лисички (на носках)

И как мишка косолапый, (как медведь)

И как серый волк, волчище (с высоким подниманием ног)

       

Через ручеёк  поскачем

По дорожке далеко,

Не сумел бы даже мячик,

Так подпрыгнуть высоко.                                                                                                                                           (руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

  1. Широко раскинул ветки

Возле дома старый клен

      Выгнул спину кот соседский,

      Физкультуру любит он.

(руки опущены вдоль туловища, ходьба по ребристой доске, руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под верёвку)

  1. По подошве как граблями

       Проведем массаж

       И полезно и приятно –

      Это всем давно понятно.        

     (руки на поясе ходьба по массажным коврикам)

  1. Раз, два, три шагай смелей

      Только сильным и здоровым

От зарядки станешь ты.

(Ходьба по солевому коврику, коврику, смоченному в чистой воде, по сухому коврику).

  1. Встанем дружно все в кружок

     И немножечко подышим

 Дыхательное упражнение  «Паравозик»

(Осуществляется при ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперёд – назад со славами «Чух – чух»)

Малыш ты хочешь быть здоров,

Не пить плохих таблеток,

Забыть уколы докторов,

И капли из пипеток.

Чтобы носом не сопеть,

И не кашлять сильно,

Закаляйся каждый день!

Дети получают витамины, благодарят, дарят друг другу улыбку.

   

 

nsportal.ru

Рижский метод закаливания — Документ

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

  • открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.

  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

3. Сухое растирание.

После утренней гимнастики, физкультурного занятия, во время гимнастики после сна воспитатель надевает на руку махровую рукавичку и растирает ребёнка. Затем варежка сбрасывается в специальную ёмкость и сдаётся в стирку.

Рижский метод закаливания

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

Двигательная активность в течении дня

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей

  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств

  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни

  • Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей

  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада

  • Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками

  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На территории детского сада  имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину), гимнастическими стенкам, футбольными воротами.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы

  1. Напиток с витамином С

  2. Кислородные коктейли

  3. Лук, чеснок

  4. Полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температурой (можно использовать чесночный настой) перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)

Особое внимание в режиме дня уделяет проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения

  • Рациональную неперегревающую одежду детей

  • Соблюдение режима прогулок  во все времена года

  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

Приготовление:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

Методические рекомендации:

Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.

Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.

Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Группы раннего возраста

  1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

  2. Утренняя гимнастика – 8.10

  3. Точечный массаж в игровой форме

  4. Постепенное обучение полосканию рта

  5. Прогулка: дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.30

  6. Оптимальный двигательный режим

  7. Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем

  8. «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)

  9. Фитонциды (лук, чеснок)

  10. Луковый напиток во время обеда

  11. Сон без маек и подушек

  12. Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна

  13. Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

2  младшая группа

  1. Приём детей на улице (при температуре выше -15°)

  2. Утренняя гимнастика в группе 8.15

  3. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака

  4. Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистки зубов

  5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения

  6. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)

  8. «Чесночные» киндеры

  9. Фитонциды (лук, чеснок)

  10. Луковый напиток перед обедом

  11. Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30

  12. Оптимальный двигательный режим

  13. Сон без маек и подушек

  14. Дыхательная гимнастика в кровати

  15. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)

  16. Закаливание: рижский метод закаливания

  17. Элементы обширного умывания

  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав

Средняя группа

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°)

  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

  3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»

  4. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда

  5. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

  6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения

  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)

  8. Чесночные «киндеры»

  9. Фитонциды (лук, чеснок)

  10. Луковый напиток во время обеда

  11. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30

  12. Оптимальный двигательный режим

  13. Сон без маек и подушек

  14. Дыхательная гимнастика в кроватях

  15. Закаливание: рижский метод

  16. Обширное умывание, ходьба босиком

  17. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав

Старший дошкольный возраст

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)

  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

  3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»

  4. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда

  5. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

  6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин

  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)

  8. Чесночные «киндеры»

  9. Фитонциды (лук, чеснок)

  10. Луковый напиток во время обеда

  11. Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30

  12. Оптимальный двигательный режим

  13. Сон без маек и подушек

  14. Дыхательная гимнастика в кроватях

  15. Закаливание: рижский метод

  16. Обширное умывание, ходьба босиком

  17. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.

  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

  • Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров

  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)

  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания

  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы)

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки

  • В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)

  • В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • Занятия по традиционной схеме

  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности

  • Занятия-тренировки в основных видах движений

  • Ритмическая гимнастика

  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей

  • Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы

  • Сюжетно-игровые занятия

Система профилактической и коррекционной работы
по оздоровлению дошкольников

Профилактика

  1. Точечный массаж по методу Уманской

  2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий

  3. Гимнастика с элементами хатха-йога

  4. Комплексы по профилактике плоскостопия

  5. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек

  6. Дыхательная гимнастика

  7. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)

  8. Прогулки + динамический час

  9. Закаливание:

    • Сон без маек

    • Ходьба босиком

    • Обширное умывание

    • Топтание по коврику с шипами, т.д.

  10. Оптимальный двигательный режим

Коррекция

Упражнения на коррекцию плоскостопия

  1. Лук, чеснок

  2. Полоскание полости рта перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)

Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

Приготовление:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

Методические рекомендации:

  • Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.

  • Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.

  • Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Дыхательная гимнастика

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

· «найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

· «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

· «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

· «Носик балуется»

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

· «Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

· «Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

· «Поиграем носиком»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом делается как бы растирание.

Заключительный этап.

· «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте … покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой
.

Комплекс № 1

  1. Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги,  и уронить их. Повторить 3-5 раз

  2. Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.

  3. «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.

  4. Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.

  5. «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.

  6. «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз

Комплекс № 2

  1. «Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз

  2. Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

  3. Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз

  4. «Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд — вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.

Профилактический массаж
Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

  1. Подготовительный этап.

  2. Дети растирают ладони до приятного тепла.

  3. Основная часть

    • Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

    • Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

    • Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегки трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

    • Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

    • Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

  1. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.

Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

· «Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

· «Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

· «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

· «Покрутим козелком»

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.

· «Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!

Точечный массаж

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

Упражнения для глаз

Комплекс № 1

  1. Глаза крепко зажмурить на 3-5 сек. Повторить 5-6 раз.

  2. Быстро моргать в течение 15 сек. Повторить 3-4 раза.

  3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты

Комплекс № 2

  1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. Повторить 5-6 раз.

  2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз.Повторить 3-4 раза в каждую сторону

gigabaza.ru

Рижский метод закаливания в детском. Рижский метод закаливания

Точечный массаж «Волшебные точки»

(по А.А.Уманской)

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3. Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.

Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.

Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка

Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9. С имметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.

Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми, теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

«Рижский» метод закаливания

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях,мет несколько вариантов. В нашем ДОУ применяется в младших группах для детей от 1,5 до 4 лет.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: «соленая» дорожка, дорожка, смоченная обы

flgso.ru

РИЖСКИЙ МЕТОД ЗАКАЛИВАНИЯ

                                                                            РИЖСКИЙ МЕТОД ЗАКАЛИВАНИЯ

Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание организма, можно не только поправить здоровье, но и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Особенно важно проводить закаливание в детском возрасте, когда ребенок только начинает формироваться физически и психологически. Специально для дошкольников еще в 80-е годы была разработана методика рижского закаливания. В чем заключается рижский метод закаливания? Название данной методики пришло к нам из Прибалтики. Дети, целыми днями бегающие по песку и в прохладной воде Рижского взморья, крайне редко болеют простудными заболеваниями. Работники дошкольных заведений отметили этот факт и решили сымитировать те же условия для детей в детском саду. Методика рижского закаливания обрела огромную популярность, поэтому ее стали практиковать во всех уголках бывшего Советского Союза. К слову, этот способ укрепления детского организма пользуется успехом и по сегодняшний день. Итак, для рижского закаливания требуется подготовить три дорожки грубой ткани (ковролин, дерюга, мешковина) длиной не менее полутора метров. Одна дорожка смачивается в 10% растворе морской соли. Для этого нужно 1 кг соли растворить в ведре воды. Не секрет, что в этом продукте содержится огромное количество минералов, оказывающих сильное укрепляющее действие на детский организм. Солевая дорожка — отличная защита от плоскостопия, которое вызывается ослаблением голеностопных связок. Закаливание таким методом относится к процедурам лечебной физкультуры. Если нет ковролина, то можно расстелить на полу клеенку или другой плотный материал, насыпать туда 500-600 г крупной морской соли и попросить малыша походить по такому импровизированному «песку». Выполнение этого упражнения позволяет улучшить кровоток в ногах, снимает мышечное напряжение и укрепляет иммунитет. Вернемся к закаливанию. Вторую дорожку смачивают в чистой воде, а третью оставляют сухой. После того как все «инструменты» для закаливания подготовлены и расстелены на ровной поверхности, деткам предлагают «шаркающим» шагом пройтись по дорожкам: сначала по соленой, потом — по мокрой, и в завершение — по сухой. Такую прогулку можно повторить 5 раз. Однако, на первых этапах закаливания лучше ограничиться тремя повторами упражнений. При этом очень важно следить за кожей ступней ребенка: если после второго раза она достаточно разогрета, то можно на этом остановиться. Обращаем ваше внимание на то, что данная методика является еще и отличной профилактикой плоскостопия, особенно когда сухой коврик оснащен массажными иголочками. Кроме того, положительный эффект от закаливающих процедур можно усилить, совместив рижский метод с контрастным обливанием ног. Раздражение множества рецепторов и приятное ощущение жара доставляют ребенку удовольствие. А наградой за регулярные закаливающие процедуры станет веселый и здоровый малыш!

Коврик для закаливания своими руками

Массажный коврик для стимулирования работы всех систем растущего организма и профилактики плоскостопия можно изготовить самостоятельно, закрепив на куске ковролина различные предметы. Это могут быть крышечки от пластиковых бутылок, пуговки, бусины, колпачки от фломастеров, кусочки плотной ткани. Можно разнообразить дорожку аппликацией в виде отпечатков ног или лапок. Главное, чтобы

поверхность коврика или дорожки для закаливания была достаточно рельефной для стимуляции ступней, но при этом не приносила болевые ощущения. Закрепленные на основе предметы пришивают к куску ковролина или используют для крепежа профессиональный степлер. Еще один вариант массажного коврика, который станет приятным напоминанием о лете, выполнен из настоящей морской гальки. Гладкие плоские камешки приятны на ощупь, поэтому ребенок будет с удовольствием использовать коврик во время закаливающих процедур. Сделать его очень просто: на кусок плотного ковролина при помощи нетоксичного клея как можно ближе друг к другу прикрепите камешки. Они могут быть среднего размера: не слишком крупными, но и не совсем крошечными. Основная задача такого коврика — создавать различное давление на ступню ребенка, не травмируя и не причиняя неприятных ощущений. Согласитесь, что дорожка для закаливания, выполненная своими руками, гораздо интереснее, чем купленная в магазине. Мы уверены, что ваш ребенок с удовольствием будет закаляться по рижскому методу, тренируя сосуды ступней и невольно стимулируя работу эндокринной и нервной систем. Будьте здоровы!

Материал подготовила Е.А.Семенова

Источник: http://vsegdazdorov.net/story/rizhskiy-metod-zakalivaniya 2017 © vsegdazdorov.net

9.dou-lnk.ru

Рижский метод закаливания в детском саду

Приветствую, друзья!

Мы все понимаем, что в нашей жизни самым ценным является здоровье. И когда речь заходит о наших детях, то ценность возрастает многократно. И есть простой, но эффективный способ сохранить и улучшить самочувствие наших малышей.

Есть одна уникальная методика закаливания, которую при желании могут организовать в детском саду. Уже на протяжении долгих лет она дает отличные результаты: дети гораздо реже страдают от простудных заболеваний.

Это не потребует больших материальных затрат или времени. Важно иметь желание организовать это.

И тогда усилия педагогов, медперсонала ДОУ и родителей будут вознаграждены отличным самочувствием и настроением ребят. Итак, что же необходимо для этого, какие есть особенности и правила?

 

Из этой статьи вы узнаете

В чем суть и польза?

 

Небольшой экскурс в историю: данная методика пришла из Прибалтики, отсюда такое название. Там давно было подмечено, что дети, которые часто бегают по мелководью и по песчаному пляжу, замочив ножки в прохладных водах, гораздо реже страдают от простудных заболеваний.

Эффект исследовали, и убедившись, что он помогает укреплять иммунитет с самого раннего возраста, стали часто применять в домашних условиях и в ДОУ.

Если регулярно проводить эти мероприятия по закаливанию, то дети перестанут страдать от множества простудных и вирусных заболеваний, повысится иммунитет.

Даже если чадо заболеет, то период недуга протекает гораздо быстрее и менее травматично. Чаще всего не требуются сильные медикаменты и антибиотики. Таким образом, здоровью малюток не будет нанесен серьезный урон.

Кроме того, эти мероприятия помогут наладить теплообмен, и малютка намного легче будет переносить летнюю жару и зимнюю стужу.

Подготовка и меры безопасности

 

Для того чтобы организовать рижский метод закаливания в детском саду, потребуется подготовить некоторые обязательные атрибуты, и соблюдать некоторые важные правила.

Прежде всего, необходимо заручиться поддержкой медиков. Малыши должны быть обследованы, и не выявлено каких-либо заболеваний для проведения этих мероприятий.

Если малютка слаб, плохо себя чувствует, либо у него есть освобождение после перенесенных заболеваний, то не рекомендовано проводить с ним эти методы закалки.

Хотя они довольно мягкие, и не могут вызвать существенных осложнений, важно также учитывать морально-психологическое состояние.

Он не должен быть подавленным, сонливым или бояться. Для малютки, который будет впервые заниматься, следует сначала продемонстрировать, как выполняют упражнения другие детки, и только после этого, помогая ему и мягко корректируя его, если он выполняет что-то неверно, приступать к закалке.

Для проведения этих мероприятий потребуется предварительная подготовка, в том числе изготовление необходимых атрибутов, которые позволят имитировать взморье. Потребуется сделать 3 дорожки.

Ширина порядка 40-50 см, а длина около полутора метра, можно больше, если позволит помещение.

Наиболее подходящими будут грубые материалы: ткань наподобие ковролина, дерюги или мешковина.

Теперь подготовьте воду: в ведре воды растворите 1 кг соли. Лучше, если это будет морская, но даже обычная поваренная, крупного помола, самая дешевая, подойдет для этого.

Соль сама по себе содержит большое количество минералов, что благотворно и укрепляюще влияют на здоровье. Потребуется второй таз обычной воды комнатной температуры.

Кроме этого, если позволяет возможности, то следует соорудить не большую песочницу и наполнить ее песком. Если нет, то используйте плотную клеенку, подложив по краям валики из поролона или плотной ткани, чтобы содержимое не рассыпалось. Наполните этот резервуар крупной поваренной солью.

Теперь первую дорожку смочите в соленой воде, и постелите ее сразу же за резервуаром с солью, вторую намочите в обычной, и вслед за нею разложите на полу сухую.

Таким образом, у вас должна получиться одна сплошная тропинка. На сухую можете нашить мелкие детали, которые будут массировать ступни ребятни.

Подойдут старые металлические пуговицы, детали от конструктора, колпачки от фломастеров, пластиковые крышечки от PET-бутылок и т.п.

Обратите внимание: они не должны быть хрупкими, острыми, чтобы во время процедуры не смогли крошиться, царапать или ранить нежную кожу ступней.

Приступаем к процедурам

 

Когда все готово, приступайте непосредственно к закалке. Когда это происходит впервые, необходимо наглядно показать, как правильно следует это делать.

Для самых маленьких это могут показать детки из старших групп ДОУ, а им покажут воспитатели.

Сначала минутку малыши должны потоптаться в резервуаре с солью, а после предложите им пройтись по всем трем тропинкам шаркающими шажочками. Сначала по покрытию, что смочено в «морской» воде, после влажной, и последняя будет сухая.

Воспитателям следует контролировать, чтобы между детишками была достаточная дистанция, для того, чтобы не возникало заторов, и все могли свободно передвигаться друг за другом.

Кроме того, необходимо смотреть, чтобы кто-то не бежал слишком быстро, так как поверхности могут быть скользкими, чтобы детвора не падали и не травмировались.

Для начала будет достаточно двух пробежек, но постепенно следует доводить их до 5 раз. Первое время, после каждого «круга» медик и воспитатель должны осматривать ступни: если они хорошо разогрелись, то не стоит делать еще один заход.

Поэтому в первое время эти занятия индивидуальны, а когда малыши адаптируются, то смогут прогуливаться по 5 раз.

С трехлетнего возраста малышей можно приучать к полосканию рта после каждого приема пищи.

А с четырехлетнего – рекомендовано полоскать горло.

  1. благотворно отразится на состоянии зубов и десен,
  2. предохранит от болезней полости рта, ангин, тонзиллита и чрезмерного разрастания миндалин.

Для этого подойдет слабый отвар из ромашки, шалфея комнатной температуры.

Смысл данных мероприятий

 

С помощью этих занятий детский иммунитет существенно улучшится, они станут гораздо реже болеть, а эти нечастые случаи будут протекать намного легче.

И дело даже не в том, что не нужно будет принимать дорогостоящие препараты, или избежать стационара, а в том, что еще хрупкий иммунитет ваших детей не будет подвергаться негативному воздействию медикаментов, а будет укрепляться естественным образом.

Это совсем несложно – организовать в детском саду рижский метод закаливания, но эффект, который можно достигнуть, нельзя оценить, ведь здоровье детей – самое ценное.

Родители в свою очередь дома, в выходные дни должны продолжать закаливание, и если нет возможности соорудить целебные дорожки, то следует проводить обтирания прохладной водой, давать физическую нагрузку.

Это могут быть упражнения на свежем воздухе, а если не позволяет климат или погода, есть возможность в домашних условиях создать условия для занятий.

Вы можете убедиться сами . Есть разные виды специального спортивного оборудования для дома, но, пожалуй, самым оптимальным вариантом будут занятия на турнике Homfit.

Он дает возможность укрепить мышечный корсет и различные группы мышц всем членам семьи, от самых маленьких, до старшего поколения. Дополнительный бонус: турник не занимает много места в квартире, удобен и эффективен.

К тому же он поможет сэкономить средства и время, которые необходимы для посещения тренажерного зала. 

Вот так, друзья, легко и просто можно укрепить здоровье малышей: подскажите своим близким его – поделитесь этой информацией в соцсетях, разместив страницу на стене.

А подписавшись на обновления блога, вы не пропустите другую полезную информацию.

Желаю всем крепчайшего здоровья и семейного благополучия!

Предлагаю посмотреть интересное видео по нашей теме:

Этой статьёй стоит поделиться с друзьями. Жми!

zdorovee-vseh.ru

Закаливание, как средство укрепление здоровья ребенка-дошкольника

Методы закаливания

«Рижский» метод закаливания

Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, имеет несколько вариантов. Применяется, начиная с 1,5 лет.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая — в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: «соленая» дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по «Дорожке Здоровья».

«Дорожка Здоровья»

«Дорожка Здоровья» представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Обширное умывание

Настоящий метод используется для детей в возрасте от 4лет.

Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:

на счет «1» — растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;

на счет «2» — кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;

на счет «3» — растираем ноги в направлении от стопы до колена;

на счет «4» — одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;

на счет «5» — обтираем лицо и уши.

По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне.

Хождение босиком (босохождение)

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Рекомендуется проводить с I младшей группы.

Контрастные воздушные ванны в сочетании с «Рижским» методом

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длится 12 — 13 минут и имеет характер перебежек из «холодной» комнаты в «теплую» с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.

Деятельность детей в «теплой» комнате заключается в следующем:

— ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;

— ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;

— ходьба по сухому коврику;

— ходьба по «Дорожке Здоровья».

Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.

Затем дети перемещаются в «холодную» комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры

В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.

Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 – 1,5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из «теплой » комнаты в «холодную», где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.

Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проходят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.

При сочетании воздушного контрастного закаливания с «Рижским» методом и «Дорожкой Здоровья» помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Гигиенический душ

В летний период с целью закаливания можно использовать душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании.

Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее, при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Время пребывания под душем 20-40 секунд.

Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому, прежде всего, нужно вымыть ноги и руки с мылом.

Точечный массаж «Волшебные точки»(по А.А.Уманской)

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3. Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновремен­но слизистую оболочку гортани.

Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.

Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка

Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.

Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

Проветривание помещений

Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:

· С 1 до 3 лет — +20Со

· С 3 до 7 лет — + +18Со, +20Со

Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).

Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.

Прогулки – способ закаливания воздухом

Дети в детском саду гуляют 2 раза в день.

Деятельность детей на прогулке в морозные дни должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку, перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.

Полоскание полости рта

Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта.

Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!».

infourok.ru

«Рижский» метод закаливания — Копилка методических идей — Копилка методических идей — Новости групп

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, может иметь несколько вариантов.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая  в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: «соленая» дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по «Дорожке Здоровья». 

 «Дорожка Здоровья» представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы,  бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа «травка». Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

Этот интересный метод пришел к нам с восьмидесятых годов и предназначается для закалки детей дошкольного возраста. Рижский метод закаливания позволяет повысить сопротивляемость детского организма к простудам. 

1. Такую процедуру лучше всего делать после дневного сна или же после утренней зарядки. Потребуется резиновый коврик, имеющий неровную поверхность или же с шипами. На него надо положить грубую ткань, которую заранее намочить в десятипроцентном растворе обычной соли. На один литр воды положить 100 г соли и добавить туда же пять капель йода. Если коврика не нашлось, возьмите махровое полотенце.

2. Расстелите коврик или полотенце на полу. Ребенок должен встать туда босиком и пошагать по влажной ткани семь секунд. Затем он переходит на другое полотенце, которое намочено в обычной чистой воде и тоже шагает там семь секунд. После этого ребенок должен перейти на сухую ткань и пошагать по ней такое же количество времени. При выполнении процедуры постоянно увеличивается время и оно должно доходить до шестнадцати секунд.

3. Хождение по «солевой дорожке» можно совместить с «дорожкой здоровья». Это кусок ткани или полотенце, на которое нашиты пуговицы, шнуры и бусинки. Это будет отличной профилактикой плоскостопия.

Устанавливаем контакт с родителями и обговариваем, что ребенок должен носить одежду по системе (1,2,3). Летом: один слой одежды. Весна, осень: два слоя одежды. Зима: три слоя одежды. Истоки болезни – в гиперопеке: если одежды много, то закаливание бесполезно. Легкая одежда способствует укреплению здоровья.

Летом:
— один слой одежды;
— одежда должна быть хлопчатобумажной;
— можно ходить без майки, только в платье или рубашке;
— обувь носить без носков (подошва должна быть свободной, так как тренируются рецепторы стоп – планторный массаж) 

Весна. Осень:
— платье-курточка;
— рубашка – кофта;
— носок х/б – сапоги (шерстяные носки нужны только для резиновых сапог, в остальных случаях они ведут к перегреванию стопы).

Зима:
— платье, кофта – пальто (шуба – тяжелая одежда, что может привести к нарушению осанки, а тугой пояс на шубе способствует развитию ДЖВП). Приучать ребенка носить зимой одну меховую шапку под нее не одевать шерстяную и не закрывать уши. Шарфом не рекомендуется закрывать носоглотку, так как это ведет к перегреванию носоглотки теплым и влажным воздухом, что нарушает кровообращение и ведет к развитию катара верхних дыхательных путей.

 

 

doy3.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *