Метод незаконченных предложений для подростков – Метод незаконченных предложений
Методика «Незаконченные предложения» для выявления суицидальных намерений подростков
МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель: выявление отношений к родителям, братьям, сестрам, к детской формальной и неформальной группам, учителям, к своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей. Конфликтов и значимых переживаний. Психологу следует дословно фиксировать ответы испытуемого.
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
1. Думаю, что людей больше…
2. Ребенок в семье…
3. Мы любим маму…
4. Бываем среди детей, но…
5. Мой брат/сестра…
6. Я достаточно ловкий, чтобы…
7. Завтра я…
8. Отцы иногда…
9. Дети с которыми я играю…
10. Чтобы наш папа…
11. Мои близкие думают обо мне, что я…
12. Если бы мой брат/сестра…
13. Мои друзья меня часто…
14. Я хочу, чтобы у меня не было…
15. Больной ребенок…
16. Я думал, что мама чаще всего…
17. Наступит день, когда…
18. Если бы не было школы…
19. Я весь трясусь, когда…
20. Когда думаю о школе…
21. Если все ребята знали, как я боюсь…
22. Был бы очень счастлив, если бы я…
23. Я хочу жить, потому что…
24. Я самый слабый…
25. В будущем я хотел бы…
26. Мой учитель/учительница/учителя…
27. Когда я закончу школу (учебное заведение)
28. Всегда мечтаю…
Интерпретация:
1. Отношение к маме 3, 16
2. Отношение к отцу 8, 10
3. Отношение к братьям, сестрам 5, 12
4. Отношение к семье 2, 11
5. Отношение к ровесникам 4, 9, 13
6. Отношение к учителям и школе 23, 18, 26
7. Отношение к людям в целом 1
8. Отношение к собственным способностям 6, 24
9. Негативное переживание, страхи 14, 19, 21
9. Отношение к болезни 15
10. Мечты и планы на будущее 22,25, 28
11. Суицидальные установки 7, 17, 23, 27
infourok.ruМетодика «Незаконченные предложения»
Бланк методики «Незаконченные предложения»
Метод «незаконченных предложений»
Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно — аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.
В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.
Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.
Методика «незаконченных предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.
При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция
Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.
Ключ
N п/п |
Группы предложений |
№№ заданий |
|||
1 |
Отношение к отцу |
1 |
16 |
31 |
46 |
2 |
Отношение к себе |
|
17 |
32 |
47 |
3 |
Нереализованные возможности |
3 |
18 |
33 |
48 |
4 |
Отношение к подчиненным |
4 |
19 |
34 |
49 |
5 |
Отношение к будущему |
5 |
20 |
35 |
50 |
6 |
Отношение к вышестоящим лицам |
6 |
21 |
36 |
51 |
7 |
Страхи и опасения |
7 |
22 |
37 |
52 |
8 |
Отношение к друзьям |
8 |
23 |
38 |
53 |
9 |
Отношение к своему прошлому |
9 |
24 |
39 |
54 |
10 |
Отношение к лицам противоположного пола |
10 |
|
40 |
55 |
11 |
Сексуальные отношение |
11 |
26 |
41 |
56 |
12 |
Отношения к семье |
12 |
27 |
42 |
57 |
13 |
Отношение к сотрудникам |
13 |
28 |
43 |
58 |
14 |
Отношение к матери |
14 |
29 |
44 |
59 |
15 |
Чувство вины |
15 |
30 |
45 |
60 |
Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:
- «+2» — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
- «+1» — положительное отношение;
- «0» — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
- «-1» — отрицательное отношение;
- «-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении».
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.
Пример. Отношение к семье — утверждения 12, 26, 42, 57.
Ответы испытуемого и их экспертная оценка:
- (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
- (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
- (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
- (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).
Таким образом сумма баллов по шкале «Отношение к семье» составит: +2+1-1+1=+3
В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Бланк методики «Незаконченные предложения»
1-source.ru
(авторский вариант Saks – Sidney1 в модификации Заеко Т.А.) Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей. Наиболее известным является вариант Saks–Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.д. Описание методики
Как и в варианте Saks–Sidney в предлагаемой нами модификации методики первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе.
«Ключ»:
Примечание: 54* и 56*- вариант распределения предложений по группам при выполнении задания супругой. При выполнении задания мужем, предложения 54* и 56* распределяются следующим образом: предложение 54* будет входить в 5-ую группу предложений (отношение к себе), а 56*-ое предложение будет входить в 4-ую группу предложений (отношение к партнеру). Обработка и интерпретация данных Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 16, в соответствии с количеством сфер. Литература: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. |
www.vashpsixolog.ru
Методика «Незаконченные предложения» для подростков: описание
Тест «Незаконченные предложения» в психологии практикуется тогда, когда возникает необходимость выявить и изучить определённые установки человека, причём не только осознаваемые им. Данная методика способна помочь понять, что индивид испытывает по отношению к себе, своим родителям, семье, обществу, жизненным целям. Она эффективна, но имеет кое-какую специфику.
Принципы методики
В основе теста «Незаконченные предложения» лежит концепция свободных ассоциаций. Именно она позволяет выявить проблемы межличностного и индивидуального характера, определить внутренние переживания человека, его склонности к болезням, имеющим отношения к нервным расстройствам. А тест сам по себе не представляет никакой сложности. С ним справится даже ребёнок дошкольного возраста. Его можно даже назвать интересным.
Как его проводят? Респонденту выдают бланк с незаконченными предложениями. Стандартно их 60, но может быть и другое количество, если тест составляется индивидуально для какой-либо группы людей или одного человека.
Все незаконченные предложения связаны с определёнными жизненными аспектами, которых всего 15. Это отношение к себе, к прошлому, будущему, подчинённым, друзьям, отцу, матери, семье, вышестоящим лицам, коллегам и представителям противоположного пола. Также к аспектам относится чувство вины, тревоги (страхи), цели, а также интимные отношения.
Если брать стандартный тест, то на каждую «категорию» приходится по четыре незаконченных предложения. И человек, которому предлагается его пройти, должен дополнить начатые фразы в свободной форме и максимально быстро, почти не задумываясь и ориентируясь лишь на свои эмоции и чувства.
Примеры
Понять, что представляет собой тест «Незаконченные предложения», можно после ознакомления с несколькими примерами, взятыми из него же.
Вот две фразы: «Если все против меня, то…» и «Когда мне не везёт, я…». Они отвечают за отношение респондента к самому себе. Фраза «Сделал бы все, чтобы забыть…» имеет отсылку к чувству вины. А вот предложение «Мои опасения не раз заставляли меня…» имеет отношение к страхам и тревогам.
В принципе, оригинальный тест можно провести среди подростков. Только лучше опустить незаконченные предложения сексуального характера, поскольку там есть то, что касается интима («Моя половая жизнь…») и супружества в целом. Фразы, затрагивающие тему вышестоящих лиц, можно преобразовать. В предложении «Когда ко мне приближается мой начальник…» последнее слово вполне гармонично заменяется на «педагог». В остальном тест не представляет ничего особенного, так что его можно проводить среди респондентов любых возрастов.
Выявление суицидальных намерений
Чаще всего именно с этой целью задействуется методика «Незаконченные предложения» среди подростков. К сожалению, в наше время она актуальна.
Чтобы выявить суицидальные намерения у школьников столь нестабильного возраста, необходимо преобразовать стандартный тест и уменьшить количество вопросов. Их может быть 28, среди которых лишь 4 будут тематическими, но завуалированными. Вот, как они могут звучать: «Завтра я…», «Наступит день, когда…», «Я хочу жить, потому что…», «Когда я закончу школу…».
Конечно, вряд ли кто-то перечеркнёт третий вопрос из перечисленных и напишет об отсутствии смысла существования как такового. Но даже по совершенно обычному ответу можно определить, всё ли в порядке у подростка. Он может написать: «Наступит день, когда я, наконец, стану счастливым». И это станет «звоночком». Если он так сформулировал продолжение фразы, то, скорее всего, его что-то беспокоит. И это нельзя оставить без внимания.
Вариант теста для школы
Как уже говорилось ранее, стандартный вариант может быть изменён. Незаконченные предложения для младших школьников должны звучать максимально упрощённо. Вот пример, какими они могут быть: «В учёбе я вижу…», «В школе я…», «Наш класс…», «Мои одноклассники…». Эти незаконченные предложения для школьников понятны и просты. Но, исходя из их ответов, можно понять личностную специфику каждого.
Допустим, школьник продолжил указанные выше фразы так: «В учёбе я вижу возможность получить новые знания. В школе я слушаю учителя и стараюсь делать задания. Наш класс не очень хороший. Мои одноклассники надо мной любят смеяться». Что ж, эти ответы позволяют понять – ребёнку нравится ходить на учёбу, так как он видит в этом возможность самосовершенствования и развития своих способностей. Но характером сложившихся с одноклассниками отношений он не доволен. Возможен дефицит общения и чувство неполноценности.
Что делать с результатами?
Их обработкой и интерпретацией занимается квалифицированный специалист, которому прекрасно знаком тест «Незаконченные предложения». Человеку, впервые столкнувшемуся с данной методикой, будет сделать это несложно, но времени уйдёт немало.
А принцип простой. Для каждой категории предложений разработана характеристика, которая определяет рассматриваемую систему отношений как нейтральную, положительную или же отрицательную. Если в продолжении респондента просматривается позитивное настроение, то напротив ответа ставится ноль. Видно больше нейтральности? Тогда это единица. А вот продолжения с отрицательным характером помечаются двойкой.
Важно отметить, что методика «Незаконченные предложения» (для подростков и не только) подразумевает интерпретацию ответов по группам. Пусть фразы и перемешаны в бланке, но обрабатывают их по четыре, объединив в единую категорию.
Интерпретация
В качестве примера можно взять категорию предложений, продолжение которых призвано понять отношение респондента к своим собственным способностям. Допустим, подросток ответил так: «Когда обстоятельства против меня, я начинаю трудиться, не покладая рук. Я считаю себя способным на всё, если мне того захочется. Моя самая большая слабость – бесконечная тяга к новым знаниям. Когда мне не везёт, я упорно добиваюсь желаемого, несмотря ни на что». Такие ответы считаются хорошими. Если подросток дал подобные продолжения предложенным фразам, значит, он уверен в себе, и он способен преодолевать препятствия.
Стоит привести и пример отрицательной интерпретации. Можно обратиться к группе предложений о целях. Допустим, подросток дал им такое продолжение: «Мне всегда хотелось кого-нибудь убить. Я бы обрёл счастье, став абсолютно одиноким. Моя мечта – уехать на необитаемый остров. Больше всего от жизни я хочу, чтобы меня никто не трогал». И в данном случае даже метод незаконченных предложений не нужен, чтобы понять враждебную и пессимистичную сущность респондента. Невооруженным глазом видно, что он — нереалистично мыслящий глубокий интроверт, отвергающий общество.
Что можно выяснить?
Методика «Незаконченные предложения» для подростков и людей других возрастов является способом проявить свою сущность. Главное, чтобы респондент изначально был на это настроен, поскольку доверие и расположенность к тесту – это важно.
По итогам интерпретации результатов удаётся выяснить сферы, в которых преобладают отрицательные, нейтральные и положительные установки.
Также в практике были известны случаи, когда тест помогал выявить наличие у респондента психического заболевания. Это ситуации специфического характера, так как в них подключаются психиатры. В первую очередь выявляются основные области расстройства и конфликта. Затем определяются взаимосвязи между личностными установками человека. И после этого определяется так называемая структура личности. Выясняется, какова его степень реагирования, эмоциональная адаптация, зрелость, уровень реальности, конфликтность.
Особенность методики
Всё перечисленное действительно помогает выяснить тест. Почему? Потому что в нём нет заготовленных вариантов и верных или неправильных ответов. Человек отвечает как на духу. Не задумывается и не анализирует, как бы ему ответить, чтобы скрыть какой-то аспект своей личности. Он становится открытым, и это позволяет психологу понять его сущность. Именно поэтому тест «Незаконченные предложения» для подростков стоит проводить регулярно. Ведь в школе, в столь сложном возрасте, крайне важно следить за внутренним развитием детей.
fb.ru
Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений
Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений
Тест включает 60 незаконченных предложений, вариант метода Сакса-Сиднея. Предложения разделены на 15 групп, характеризующих отношения подростков к родителям, друзьям, классному руководителю, директору школы, к своему прошлому, будущему и т.д.
Для каждой группы предложений вводится характеристика «отсутствие конфликта» (-) и «наличие его» (+), если предложение содержит отрицательный смысл. Например, «когда ко мне приближается классный руководитель, то у меня дрожат коленки». Потом подсчитывается общее количество минусов, если из 4 предложений – три или четыре высказывания имеют отрицательную окраску, то конфликт налицо.
Инструкция. Прочитайте предложения и запишите первую пришедшую вам в голову мысль.
Отношение к прошлому
1. Когда я был(а) ребенком…
2. Когда-то я…
3. Если бы снова стать ребенком…
4. Моим самым живым воспоминанием детства является…
Отношение к будущему
5. Будущее кажется мне…
6. Надеюсь на…
7. Наступит тот день, когда…
8. Когда я буду старым(ой)…
Жизненные цели
9. Я всегда хотел(а)…
10. Я мог(ла) стать счастливым(ой), если бы…
11. Моим скрытым стремлением в жизни…
12. Больше всего я хотел(а) бы в жизни…
Отношение к отцу
13. Думаю, что мой отец редко…
14. Если бы мой отец только захотел…
15. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…
16. Думаю, что мой отец…
Отношение к матери
17. Моя мать…
18. Моя мать и я…
19. Считаю, что большинство матерей…
20. Я люблю свою мать, но…
Отношение к друзьям и знакомым
21. Думаю, что настоящий друг…
22. Не люблю людей, которые…
23. Больше всего люблю людей, которые…
24. Когда меня нет, мои друзья…
Отношение к семье
25. По сравнению с большинством других семей, моя семья…
26. Моя семья обращается со мной…
27. Большинство известных мне семей…
28. Когда я был(а) ребенком, моя семья…
Отношение к мужчинам (женщинам)
29. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…
30. Считаю, что большинство девушек (юношей)…
31. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…
32. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…
Отношение к половой жизни
33. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…
34. Супружеская жизнь мне кажется…
35. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
36. Моя половая жизнь…
Отношение к школе и учителям
37. Наш директор в школе…
38. В школе мои учителя…
39. Когда ко мне приближается мой классный руководитель…
40. Люди, превосходство которых я признаю над собой…
Отношение к подчиненным
41. Если бы я занимал(а) руководящий пост…
42. Если кто-нибудь работает под моим руководством…
43. Мои одноклассники…
44. Когда я даю другим поручение…
Отношение к товарищам и одноклассникам
45. Лучше всего мне работается…
46. Люди, с которыми я учусь…
47. Люблю работать с людьми, которые…
48. Люди, которые учатся или работают со мной…
Страхи и опасения
49. Знаю, что глупо, но боюсь…
50. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь…
51. Хотелось бы перестать бояться…
52. Мои опасения не раз заставляли меня…
Сознание вины
53. Сделал(а) бы все, чтобы забыть…
54. Моей самой большой ошибкой было…
55. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым(той), если…
56. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…
Отношение к себе
57. Если все против меня, то…
58. Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы…
59. Моя наибольшая слабость заключается в том…
60. Когда мне начинает не везти, я…
infourok.ru
Цель: выявление отношений к родителям, братьям, сестрам, к детской формальной и неформальной группам, учителям, к своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей. Конфликтов и значимых переживаний. Психологу следует дословно фиксировать ответы испытуемого. Процедура проведения: На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами. Предложения1. Думаю, что людей больше… Интерпретация1. Отношение к маме 3, 16 Другой вариант методики незаконченных предложений из 56 незаконченных предложений |
www.vashpsixolog.ru
2.Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения».
Описание методики
Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно — аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.
В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.
История создания
Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.
Методика «незаконченных предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.
Процедура проведения
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.
При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция:
На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами, на ваше усмотрение.
1.) Думаю, что мой отец редко
1- отдыхает
2.) Если все против меня, то
1- я не против всех
3.) Я всегда хотел
1- больше читать классику
4. Если бы я занимал руководящий пост
1- то развивала бы компанию
5. Будущее кажется мне
1- безоблачным
6. Мое начальство
1- справедливое
7. Знаю, что глупо, но боюсь
1- змей
8. Думаю, что настоящий друг
1- неназойливый
9. Когда я был ребенком
1- то много играл
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
1- мой дедушка
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
1- я радуюсь
12. По сравнению с большинством других моя семья
1- много переезжала
13. Лучше всего мне работается с
1- трудолюбивыми
14. Моя мать и я
1- в хороших отношениях
15. Сделал бы все, чтобы забыть
1- страшный сон
16. Если бы мой отец только захотел
1- путешествовать
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы
1- занимать хорошую позицию на работе
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы
1- занималась тем, что мне нравится
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
1- я стараюсь создать хорошие условия для работы
20. Надеюсь на
1- безоблачное будущее
21. В школе мои учителя
1- работали
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
1- змей
23. Не люблю людей, которые
1- навязывают свое мнение
24. Когда-то
1- я хотела заниматься медициной
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
1- недостаточно усердно учатся
26. Супружеская жизнь кажется мне
1- обычной
27. Моя семья обращается со мной как с
1- равным
28. Люди, с которыми я работаю
1- интересуются тем же, чем и я
29. Моя мать
1- открытая
30. Моей самой большой ошибкой было
1- потерять конфеты в туалете
31. Я хотел бы, чтобы мой отец
1- больше отдыхал
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
1- что я люблю сладкое
33. Моим скрытым желанием в жизни является
1- написать книгу
34. Мои подчиненные
1- будут иметь возможность для карьерного роста
35. Наступит тот день, когда
1- в мире не будет визового режима
36. Когда ко мне приближается мой начальник
1- я собираюсь с мыслями
37. Хотелось бы мне перестать бояться
1- змей
38. Больше всех люблю тех людей, которые
1- готовы работать и помогать
39. Если бы я снова стал молодым
1-ничего бы не изменилось
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
1- не выглядят достаточно привлекательно для женщин, не следят за собой;
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
1- я бы радовалась
42. Большинство известных мне семей
1- имеют хорошие отношения с детьми
43. Люблю работать с людьми, которые
1- предлагают новые идеи
44. Считаю, что большинство матерей
1- должны готовиться заранее к материнству
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
1- ругался с родителями
46. Думаю, что мой отец
1- много работает
47. Когда мне начинает не везти, я
1- советуюсь с родными
48. Больше всего я хотел бы в жизни
1- самостоятельности и спокойствия
49. Когда я даю другим поручение
1- я не оказываю на них давление
50. Когда буду старым
1- я буду больше читать классики
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю
1- уважаю
52. Мои опасения не раз заставляли меня
1- менять планы
53. Когда меня нет, мои друзья
1- тоскуют, наверное
54. Моим самым живым воспоминанием детства является
1- походы с родителями
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
1- не уважают женщин
56. Моя половая жизнь
1- не регулярная
57. Когда я был ребенком, моя семья
1- окружала меня любовью
58. Люди, которые работают со мной
1- имеют возможность для карьерного роста
59. Я люблю свою мать, но
1- иногда она много говорит
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
1- нечаянно забыть конфеты в туалете
Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения. Обработка теста. Интерпретация.
В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.
Обработка и интерпретация результатов
60 утверждений методик распределяются по 15 категориям.
Ключ
№ | Группы предложений | NN заданий | |||
1 | Отношение к отцу | 1 | 16 | 31 | 46 |
2 | Отношение к себе | 2 | 17 | 32 | 47 |
3 | Нереализованные возможности | 3 | 18 | 33 | 48 |
4 | Отношение к подчиненным | 4 | 19 | 34 | 49 |
5 | Отношение к будущему | 5 | 20 | 35 | 50 |
6 | Отношение к вышестоящим лицам | 6 | 21 | 36 | 51 |
7 | Страхи и опасения | 7 | 22 | 37 | 52 |
8 | Отношение к друзьям | 8 | 23 | 38 | 53 |
9 | Отношение к своему прошлому | 9 | 24 | 39 | 54 |
10 | Отношение к лицам противоположного пола | 10 | 25 | 40 | 55 |
11 | Сексуальные отношение | 11 | 26 | 41 | 56 |
12 | Отношения к семье | 12 | 27 | 42 | 57 |
13 | Отношение к сотрудникам | 13 | 28 | 43 | 58 |
14 | Отношение к матери | 14 | 29 | 44 | 59 |
15 | Чувство вины | 15 | 30 | 45 | 60 |
Количественная анализ
Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:
«+2» — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
«+1» — положительное отношение;
«0» — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
«-1» — отрицательное отношение;
«-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении».
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.
Пример. Отношение к семье — утверждения 12, 26, 42, 57.
Ответы испытуемого и их экспертная оценка:
(12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
(26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
(42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
(57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).
Таким образом сумма баллов по шкале «Отношение к семье» составит:
+2+1−1+1=+3 +2+1−1+1=+3
В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).
studfiles.net